«Использование игры в целях социализации детей дошкольного возраста. Картотека (старшая группа) на тему: Картотека игр направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста

Креатив - это второе имя Роблокса. Создайте персонажа, который будет вашим отражением в Оббисе (мини-играх), выберите аватар и отправляйтесь навстречу приключениям. Пользователи постоянно создают новые игры и аватары, поэтому в Роблокс каждый день - новый день.

Сегодня вы панк-рокер, который пытается спастись из зоны массового затопления, а завтра - готовите пиццу и занимаетесь доставкой, чтобы заработать деньги для собственного магазина. В мире Роблокс вы можете стать кем угодно.

14. Don’t Starve Together

13. Second Life

В виртуальном мире Second Life вы можете стать кем угодно. Все игры, созданные другими пользователями, размещаются для свободного пользования другими игроками или продаются на специальной торговой площадке.

В этом огромном виртуальном мире вы можете создать себе персонажа и стать тем, кем давно мечтали. Постройте собственный дом и наслаждайтесь прекрасным чувством от приобретения новой недвижимости. Создайте свою бизнес империю, а после изнурительного рабочего дня в офисе выпустите пар на концерте. Как видите, в этом виртуальном мире, жизнь не такая уж и обычная.

12. Habbo

Будучи ориентированной на подростков, действия игры Хаббо разворачиваются в отеле, где пользователи могут создавать собственные комнаты и ходить в гости к другим игрокам. Публичные места разрабатываются дизайнерами Хаббо, они довольно разнообразны по размеру, стилю и даже функционалу. Они доступны для всех игроков и отлично подходят для поиска новых знакомства и развлечений.

С помощью внутриигровых кредитов вы можете покупать разнообразные предметы и украшать ими свою комнату. Чувствуете себя одиноко? Не проблема, заведите домашнего питомца или специального бота, которые составят вам компанию. Либо потратьте кредиты на обустройство комнаты и превратите ее в лучшее место для проведения вечеринок!

11. MoviestarPlanet

Многие люди в тайне жаждут гламурной жизни. В MoviestarPlanet вы можете создать собственную виртуальную копию. Запускайте мини-игры или просто развлекайтесь с друзьями. Проект идеально подходит для приятного времяпровождения с другими людьми.

Наденьте свой лучший наряд и отправляйтесь покорять виртуальный город вместе с друзьями. Закупайтесь в модных магазинах и подбирайте элегантные аксессуары, которые помогут подчеркнуть ваш гламурный внешний вид. Быть знаменитостью сложно, но процесс становления ею определенно стоит каждой потраченной секунды этого времени.

10. IMVU

В IMVU вы не просто создаете себе аватар, вы становитесь им. В этом огромном виртуальном мире вас ждут настоящие приключения и захватывающий опыт. Пользователи могут создавать уникальный контент, вроде собственных аватаров, клубов и даже зарабатывать за свои старания деньги. Эта игра с забавными сюжетными поворотами, сконцентрированная вокруг социальных сетей, где вы можете стать тем, кем захотите.

9. Gaia Online

В этой Gaia Online вы можете создать собственный аватар, стилизованный под аниме . Как и в других аналогичных играх для социальных сетей, здесь есть квесты, достижения и мини игры, в которых можно провести не один час.

Выберите себе оружие, крутой наряд и отправляйтесь выполнять задания, чтобы заполнить кольцо опыта и повысить уровень. Надоели квесты? Тогда возвращайтесь в город, чтобы расслабиться вместе с друзьями или посетите один из спонсируемых миров, чтобы получить шанс выиграть специальную награду.

8. Club Cooee

3D чат-комнаты пользуются огромной популярностью, объединяя людей со всего мира. Заводите друзей и стройте с ними отношения, попутно расслабляясь онлайн. Создайте собственный 3D аватар и начинайте покорять мир Club Cooee.

Играйте вместе с друзьями или просто расслабляйтесь в одной из доступных чат-комнат, ведь ваш аватар был просто создан для того, чтобы общаться в этом виртуальном мире. Если не знаете, как разнообразить день, то направляйтесь в комнату с DJ, включите музыку и удивите своих новых друзей.

7. Chit Chat City

Тот креатив, который вы можете влить в эту игру, определенно стоит вашего потраченного времени. Вместо того, чтобы комбинировать отдельные части готовых предметов, используйте 3D редактор и нарисуйте для своего персонажа все, что только пожелаете.

Ваш дом - ваша крепость, место где вы можете расслабиться и устроить великолепную вечеринку. После небольшой прогулки по родному району, и пары новых знакомств, возможно, что охота на зомби как раз то приключение, которое вам сегодня нужно! Плюс, вы сможете заработать внутриигровые кредиты, пока будете уничтожать этих мозгопожирателей вместе с друзьями.

6. 3DXChat

Существует огромное количество самых разнообразных 3D чатов, но практически все они сделаны для подростков. А вот 3DXCHat совсем другое дело. Взрослым, которые не знают, где хорошо провести время, эта многопользовательская игра определенно понравится.

Станьте тем, кем вы давно хотели, живя на этой дикой стороне каждый раз, как только авторизуетесь онлайн. Здесь вы никогда не знаете с кем познакомитесь, но именно это и делает ваше приключение таким привлекательным.

5. Red Light Central


Заказ у бармена: иногда выпивать онлайн намного веселее (и дешевле), чем куда-то идти.

После создания собственного аватара в этой взрослой метавселенной, вы можете приобрести апартаменты и оформить их так, как только пожелаете. А при наличии VIP членства, вместе с другими пользователями вы сможете наслаждаться и другими взрослыми возможностями Red Light Central.

Местный книжный фестиваль начался, а значит у вас появился шанс познакомиться с кем-то, кто тоже интересуется литературой. Вы можете хорошо провести время и решить, подходит ли этот человек для того, чтобы познакомиться с ним чуть ближе. Пока ночь продолжается, может быть, самое время переместиться в более приватную обстановку?

4. OurWorld


Гламур и блестки: это социальная MMORPG , созданная для подростков и тех, кто молод в душе.

В отличие от таких MMORPG, как World of Warcraft, OurWorld больше остальных направлена на взаимодействие между пользователями. Запускайте мини игры, наподобие тех, что вы привыкли видеть в Facebook. Правда здесь с их помощью вы сможете повысить свой уровень. Чем больше вы играете, тем больше возможностей для себя открываете.

Путешествуйте на ховерборде и заводите новых друзей, с которыми можно отправиться навстречу приключениям. Участвуйте в забавных соревнованиях против своих друзей или играйте в мини игры, чтобы повысить уровень и заработать очки, которые можно будет потратить на новые косметические предметы.

3. Woozworld


Лучшее место для подростков: это виртуальное MMO сообщество одно из самых безопасных для детей, где они могут играть и общаться друг с другом.

Добро пожаловать в Woozworld, мир для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Их безопасность - главная цель данного проекта, который использует все необходимые защитные меры, чтобы обеспечить для юных геймеров полную приватность.

Выберите самый модный наряд и начните обустраивать свое жилье. Речь идет о настоящем креативе, используя который вы сможете самовыразиться на все сто процентов. Как только обустроитесь, то можете заняться собственным бизнесом и оценить свои предпринимательские навыки. В игре у вас куча возможностей, главная цель которых — дать свободу творчеству и самовыражению.

2. Stardoll


Освободите внутреннюю модницу: Покажите свое чувство стиля в этой веселой игре с элементами социальных сетей.

Первоначально главная цель Stardoll была в том, чтобы создать идеальный мир для подростков, той возрастной группы, о которой многие просто забывают. С тех пор проект сильно расширился, предлагая новые возможности для тинейджеров. Stardoll — это виртуальное сообщество, которое позволяет игрокам выбрать одну из доступных звездных кукол и видоизменить ее с помощью макияжа, одежды и других элементов кастомизации.

Хотите почувствовать себя восходящей звездой и примерить самые модные вещи, к которым привыкла ваша любимая знаменитость, хотя бы на день? Исследуйте торговые центры, чтобы найти лучший наряд, перед тем как отправиться играть или общаться со своими друзьями.

1. World of Warcraft


Перерыв: один из NPC наслаждается прекрасным видом новой локации, представленной в обновлении World of Warcraft: Battle for Azeroth.

Из рас выберите эльфов бездны и создайте теневого священника, чтобы начать слышать шепот теней и кастовать заклинания. А может быть вы хотите выбрать путь света, орудовать могущественным клинком и уничтожать своих врагов святыми ударами? Защищайте своих друзей от врагов и лечите их раны, в World of Warcraft вы можете играть за того, кого пожелаете.

В оригинальной игре вы можете выбрать одну из двух доступных фракций, в каждой из которых по шесть различных рас и общая Пандарен, сражающаяся по обе стороны войны. В обновлении Battle for Azeroth добавили еще одну, с четырьмя основными.

Благодаря огромному количеству доступного пользователям контента, возможности для реиграбельности здесь просто безумные. Вы можете играть за разные классы и расы, но не потеряйтесь во всем этом разнообразии. Вступайте в гильдии, проходите задания и путешествуйте вместе с друзьями, станьте «одиноким волком» или присоединитесь к уже существующей группе приключенцев.

В дополнение к бесконечной реиграбельности, это отличное место для взаимодействия с другими людьми. Заводите дружеские и романтические отношения, знакомясь в гильдиях или в рейдах. Вступление в клан - отличный способ для того, чтобы завести новых друзей и насладиться с ними миром World of Warcraft.

Ульянова Александра Анатольевна
Игры на социально-коммуникативное развитие.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

1. Игра «Пиктограммы» .

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог : «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так : «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» . Ребенок ловит мячик и говорит : «Я радуюсь, когда….» , затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит : «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

3. Упражнение «Способы повышения настроения» .

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

4. Игра «Лото настроений» . Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор : рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор : белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

5. Игра «Испорченный телефон» . Все участники игры , кроме двоих, «спят» . Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры .

После этого ведущий опрашивает всех участников игры , начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Игры на развитие коммуникативных способностей

1. Игра Слепец и поводырь

Цель : развить умение доверять , помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары : “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

2. Игра Вежливые слова

Цель : развитие уважения в общении , привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

3. Игра Коврик примирения

Цель : Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения» , чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку» .

4. Игра «Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало» , которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

5. Игра «Веселая сороконожка»

Цель : развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

6. Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

7. Игра «Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими : «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра» , «кто любит сладкое» итак далее.

8. Игра «Ау!»

Цель : развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих : 5-6 человек.

Описание игры : один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему : «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий : игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

ИГРЫ НА СПЛОЧЁННОСТЬ , СОТРУДНИЧЕСТВО

1. Игра «Клубочек»

Материалы : клубок прочных ниток.

Ход игры.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д.

Когда песенка заканчивается - все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.

Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

2. Игра «Паровозик»

Ход игры . Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт «вагончик» , преодолевая различные препятствия : едет по мостику, через кочки.

3 Игра «Здравствуй друг»

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами : «Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге.

4 Игра «Добрые волшебники»

Ход игры.

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку : "В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль "заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

5 Игра «Аплодисменты по кругу»

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

ИГРЫ НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ

1 Игра Игра : «Знакомство»

Цель : Обучение вежливому приветствию.

Вступление : Как мы говорим : «Здравствуйте?» (Правильно сказать «здравствуйте» - это значит увидеть другого человека) .

Ход игры : разыгрывается следующая ситуация в группу пришёл новенький ребёнок. Как вы его встретите, какие слова скажете?

2 Игра Игра : «Разговор по телефону»

Цель : формирование культуры ведения диалога.

Ход игры : разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.

ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

1 Игра СЛАДКАЯ ПРОБЛЕМА

Цель : научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры : В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.

Воспитатель : дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.

Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.

Воспитатель : а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости» . Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры , и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения :

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? что вы при этом чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем- нибудь?

В этой игре с каждым обошлись по справедливости.

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился

2 Игра КОВРИК МИРА

Цель : научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры : для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы, всё, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель : ребята, расскажите мне, о чём вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла нам всем кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира» Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти мирный путь решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладёт в центре комнаты ткань, а на неё красивую книжку с картинками и занятную игрушку.) представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку и поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира» , а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять эту игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре) . Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани : «сейчас мы можем превратить этот кусок ткани в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нём имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот проиесс имеет очень большое значение, т. к. благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они могут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять коврик мира без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения :

1. почему так важен для нас «коврик мира» ?

2. что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

3. почему недопустимо применение в споре насилия?

4. что вы понимаете под справедливостью?

3 Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ» (снятие физической агрессии)

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками) . «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита» ). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

4 Игра «ЗЛЫЕ-ДОБРЫЕ КОШКИ» (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг» , в котором будут совершаться «превращения» .

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку : шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим : «Сильнее, сильнее, сильнее.» , - и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге» , обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило : не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Игры по формированию доброжелательных отношений

"Жизнь в лесу"

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию :"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать. Как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу ласково гладим по голове (готовы? Тогда начинаем. ". Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно , следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

"Добрые эльфы"

Рассаживаем детей в круг. "Когда-то давным давно люди, борясь за выживание. работали днем и ночью. Они очень уставали. Сжалились над ними эльфы и с наступление ночи они стали прилетать к людям и нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром. полные сил приступали к работе. Сейчас мы с вами разыграем древних людей и эльфов". Разыгрывается бессловесное действие.

Рассаживаем детей в свободном порядке. Воспитатель рассказывает о том как появляются птенцы на свет. Как они пробиваю клювиком скорлупу, выходят наружу. Для них все ново- и запах цветов, и травка, и цветы. Затем дети рассказанное показываю. Птенцы не умеют говорить, а только пищат.

"Ожившие игрушки"

Воспитатель рассаживает детей по кругу. Воспитатель :"Вы знаете, что когда приходит ночь, то все игрушки оживают. Закройте глаза и представьте свою любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать , кто какую игрушку изображал"

дошкольный ребенок социализация игра

Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелого человека. Ребёнок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире, усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество детей, поскольку каждое из них по-своему обогащает его социальный опыт .

Вхождение в социальный мир происходит непосредственно через взаимодействие ребёнка с взрослыми. Это взаимодействие человека и общества обозначается понятием «социализация». Однако функция социализации не исчерпывается лишь возможностью взаимодействия человека и общества. Она также обеспечивает сохранение общества, так как социализация способствует усвоению новыми гражданами идеалов и ценностей.

Социализация - это процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта .

Социализация распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решение определённых задач: формирование адекватной самооценки, умения находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, снижение у детей агрессии и неуверенности в себе, без проработки которых последующий этап может не наступить.

Адаптация - приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды.

Социальная адаптация - активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе .

Интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

Интеграция дошкольника - это совокупность эмоциональной сферы, характера восприятия, адекватного реагирования, собственной деятельности ребёнка.

Персонализация - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский) .

Результат социализации - социализированность.

Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом», с другой точки зрения - усвоение личностных и социальных качеств. Основные критерии социализированности включают: содержание сформированных установок, ценностей; адаптированность личности, её норматическое поведение; социальная идентичность. Социализированность выступает как достижение на каждом возрастном этапе определённого баланса приспособления и обособления в социуме. В дошкольном возрасте успешная социализированность определяется сформированностью умения преодолевать трудности в общении со сверстниками, умением находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, а также наличием адекватной самооценки.

Успешному формированию навыков социализации, в настоящее время, способствуют разные средства социализации дошкольников, упражнение, рассказ, беседа, различные варианты наблюдения за детьми, изобразительная деятельность и конструирование, но предпочтение отдаётся средствам игровой деятельности, потому что игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников, в ней они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними . Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя.

Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать.

Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности .

Игра берет свои истоки из предметно - манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.

В 3-4 года ребёнок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений, в его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы. Взрослый, несмотря на потребность ребёнка действовать самостоятельно, интересен ребёнку как носитель разнообразной информации. Поэтому, играя самостоятельно, ребёнок ощущает потребность постоянно общаться с взрослым для того, чтобы тот посмотрел, выразил своё отношение к его постройке, действиям: «Хорошо ли у меня получилось? А как надо?».

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно - ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними .

Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина , ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например, игра в «дочки-матери». Этнографические исследования Д.Б. Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры .

У детей 2-4 лет в сюжетно-ролевой игре с использованием игрушек происходит обогащение её содержания посредством объединения отдельных действий: медвежонок моет лапы - ест - спит. Применяя методы прямого и частично косвенного руководства, воспитатель способствует развитию коротких игровых цепочек. Например, мама причёсывает дочку - дочка надевает платье - мама кормит дочку - ведёт дочку в детский сад. Выстраивать такую цепочку можно с помощью наводящих вопросов («Что теперь будет делать дочка?»).

Театрализованная игра - представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений театрализованное представление по сказкам. Для детей трёх - четырёх лет характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы повеления, принятые в мире взрослых .

В самодеятельной игре детей отражается литературно - художественный материал, с которым воспитатель знакомит их в течение года. Специалисты утверждают, что только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребёнка, становятся основой для свободной детской игры.

Режиссёрская игра - это разновидность творческой игры. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация .

Через режиссёрскую игру ребёнок приобретает умение разыгрывать сюжеты, действовать за всех персонажей, объединять различные сюжетные линии; совершенствуется его умение вставать на позицию персонажа. В режиссёрских играх отражается повседневный быт, окружающий ребёнка; происходит оперирование понятными ему представлениями. Малыш способен охватить ситуацию в целом: кукла-дочка пришла с прогулки, будет раздеваться, мыть руки, мама покормит её обедом. Постепенно развивается умение принимать на себя роль, говорить от лица персонажа и отражать его настроение, эмоции; ребёнок овладевает ролевым поведением.

Дидактическая игра - это игра обучающая: «Парочки», «Подбери картинку». Такие игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают . Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

В возрасте 3-4 лет дидактические игры могут охватывать целиком всё занятие, включая в себя разные виды деятельности (игру, музыку, слово, движение, изобразительную деятельность). Эти игры включают в себя и драматизации. Имитация образов животных, через героев любимых сказок способствует выражению отношений детей к изображаемому явлению через мимику, жесты, интонацию. Например: «Кот и мыши», «Машины и пешеходы».

У детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в их жизнедеятельности. У них появляется не только стремление играть, а исполнять ту или иную роль: продавец, шофёр («Магазин игрушек», «Гараж»).

Игры с правилами - дидактические игры, где требуется выполнение игровых обязательств: «Весёлое лото», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», правила игры имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие - определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие - предупреждают о том, чего и почему нельзя делать .

В этом возрасте у детей начинают преобладать коллективные игры, в которых есть место выдумке, соревновательности, инициативе: «Автобус», «Корабль». Они с удовольствием выполняют просьбу воспитателя обучить игре сверстника, который не знает, как в неё играть, либо не понимает правила игры. В таком случае обучение идёт активно, дети подчиняются правилам и ревностно следят за выполнением правил другими ребятами.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок, приняв на себя роль, ведёт себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Содержанием игры становятся отношения между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обстоятельств (например, воспитатель учит детей мыть руки, застилать кровать, кормит обедом); это выражает единство предметного и социального содержания игры дошкольника. В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофёром, ребёнок по сигналу светофора отправляется в путь.

Игры с правилами учат детей придумывать новые игровые действия, воспитывают творческое отношение к игре в целом.

Д.Б. Эльконин делает вывод о том, что способ действия с предметом может быть освоен через образец, а смысл действия будет понят только через включение действия в систему человеческих отношений . Дети средней группы живо интересуются профессиональной деятельностью взрослых. Они любят наблюдать как в магазине взвешивают товар, как мама гладит бельё. Ребёнок в реальной жизни ещё не готов к овладению многими деятельностями, но с удовольствием может делать это в игре, например, игры «Магазин», «Семья», «Гараж». Для развития сюжетно-ролевой игры воспитатель должен расширять жизненные и игровые представления детей, рассказывая смысл отношений между людьми в профессиональной деятельности: читать книги, водить на экскурсию и т.д.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников необходимо начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта. У детей среднего дошкольного возраста при условии систематических занятий театрализованной игрой появляется возрастающий интерес к перевоплощению. Дети охотно разыгрывают знакомые сказки и произведения, которые произвели на них сильное впечатление. Воплощаясь в роли, дети средней группы стремятся достоверно изобразить персонаж. Если раньше у них преобладало желание участвовать в драматизации, исполнять роль, то в этом возрасте становится важным качественное исполнение роли.

В этом возрасте развивается и режиссёрская игра. Мальчики устраивают бои, а девочки наряжают кукол. В режиссёрской игре важное место занимает настольный театр. Дети с удовольствием разыгрывают в свободное время сказки: «Лиса, заяц и петух», «Машенька и медведь». Отражаясь в самостоятельной игре, эти сказки способствуют отождествлению с разными героями, вхождению в воображаемую ситуацию, проявлению эмоций и чувств, переживанию всех сюжетных коллизий вместе со своими персонажами. Например, театрализованное представление по сказке «Теремок».

Сюжетно-ролевая игра в 5-6 лет достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики - водители - продавцы - покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезённый водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умением сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Например, в игре «Магазин», пока грузчики разгружают товар, покупатели решают, по-разному, что им делать: побыть в это время дома, пойти в другой магазин или постоять в очереди до конца разгрузки. Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнёра и может предложить несколько сюжетов, например, в игре «Театр» спрашивает: «Кто работает в театре? Как вести себя в театре? Что можно посмотреть в театре? Что такое антракт?» Наводящие вопросы дают наиболее общее представление о содержании, которое следует конкретизировать.

Неоценимую помощь в развёртывании сюжетно-ролевой игры оказывают драматизации. В играх-драматизациях дети этого возраста разыгрывают сюжеты различных художественных произведений. Представить себе театр, работу его сотрудников, поведение зрителей дети могут на основе имеющегося опыта, (они бывают на спектаклях в детском саду или посещают театр с родителями), получают знания из бесед о театре, сами оказываются в роли бутафоров, режиссёров, костюмеров.

По мере развития самостоятельности у детей появляются всё новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развёртывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызывающие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память.

К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель призывает их меняться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научиться по-разному, истолковывать один и тот же образ. Обмен ролями предоставляет шанс почувствовать себя другим и в этой «оболочке» осваивать новые роли, подбирая средства выразительности, характерные для данного образа, - интонацию, жесты, позу.

Развитие сознания приводит к тому, что дети начинают понимать социальную ценность тех или иных ролей. У них появляются роли менее и более предпочтительные. При их распределении очень часто могут возникать конфликты. Для того чтобы снять их, необходимо вводить соответствующие нормы игровой деятельности: правила, по которым дети по очереди исполняют привлекательные роли, или стратегию, в соответствии с которой менее привлекательная роль может стать более привлекательной благодаря новым игровым действиям.

В этом возрасте новый уровень развития получает режиссёрская игра. Она становится более развёрнутой, ребёнок использует для неё множество дополнительных деталей: строит укрепления, возводит необходимые постройки.

В дидактических играх дети 5-6 лет проявляют самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач: «Лото», «Собери квадрат», «Логический поезд» .

Если в средней группе детей в основном увлекал сам процесс, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш приз. Дети 4-5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому действию, а в 5-6 лет проявляют сосредоточенность и целенаправленность, стремясь произвести действие наиболее точно. У них возрастает желание преодолеть препятствия, справиться с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно. Е.И. Радина отмечает самостоятельность и общительность у детей данного возраста, положительно влияющую на способность к самоорганизации .

Дети 6-7 лет в процессе игровой деятельности дети отражают преимущественно отношения между людьми, что выражается в наличии таких сюжетов, которые отображают характерные жизненные ситуации (например, рождение и воспитание ребёнка, выбор профессии, болезнь человека и т.д.) При этом игровая деятельность может охватывать широкое игровое пространство, в котором могут существовать несколько игровых центров, представляющих собой особую систему взаимодействия (например, одновременно могут существовать центр-больница, центр-парикмахерская, центр-магазин), перемещаясь между которыми дети играют то одну, то другую роль.

В этом возрасте сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам. Если раньше в выборе роли главное место занимала её внешняя привлекательность, то теперь осознанная польза роли. Большим успехом у детей этого возраста пользуются рассказы про мужественных людей (спасателей, лётчиков), фантастические приключения, увлекательные истории. Ребята с жаром определяют долю своего участия в игре, стремясь получить наиболее социально значимую роль. Место действия игры неузнаваемо преображается: дети используют различный подручный материал, игрушки, предметы интерьера. Они применяют в игре знания, позаимствованные из разных источников: из жизненного опыта, из книг, кинофильмов, рассказов, произведений музыкального и изобразительного искусства, экскурсионных впечатлений, специальных бесед, тематических вечеров: «Путешествие в космос», «Тушение пожара», «Салон красоты».

У детей 6-7 лет нередко можно наблюдать игры смешанного типа, в которых соединяются драматизация и подвижная игра, забава и дидактическая игра, игра-путешествие и игра-шутка, развлечение и др. Общим является наличие воображаемой ситуации и стремление детей к познанию, а также желание педагога совершенствовать игру, в которой будут развиваться их игровые умения и личностные качества.

В сознании детей этого возраста сюжетно-ролевая игра и драматизация тесно связаны друг с другом. Все внешние структурные элементы игры являются общими: воображаемая ситуация, действие, роль, сюжет; ощущения в роли тоже похожи: в драматизации ребёнок, например, в игре-драматизации «Бал» проигрывает состояние Золушки в предвкушении бала, а в сюжетно-ролевой игре, сражаясь с врагом, по-настоящему ощущает гнев, и чувство мести владеет им целиком. В обоих видах игр ребёнка интересуют отношения людей. И драматизация, и сюжетно-ролевые игры могут иметь только некоторую канву для развёртывания полнокровного сюжета, действия детей в них могут быть творчески свободными; в них есть большой простор для импровизации. Существует мнение, что сюжетно-ролевая игра к концу дошкольного детства угасает, однако если исходить из концепции непрерывности игры в жизни ребёнка, то скорее можно говорить о том, что она трансформируется и соединяется с другими видами игр.

Интересны детям и театрализованные игры. Дети живо интересуются театром как видом искусства; их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, специальные экскурсии, фото- и видеоматериалы, повествующие о внешних признаках театрального здания (реклама, название театра, репертуарный список), внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны им и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник). Детей привлекает приобретение элементарных знаний и умений в этих профессиях (наложить грим, подобрать музыку, придумать оформление), востребованных в непосредственной подготовке к спектаклю.

Исследователи считают, что радость от соприкосновении с искусством с возрастом часто теряется, если в ней не упражняться сознательно. Работая над воплощением средств выразительности, над конкретными навыками, важно не упускать из виду воспитание отношения к театру как к храму искусств; не упрощать и не принижать его воздействие на духовно-нравственное различие детей. Следует помнить, что дети этого возраста ищут в театре своего героя, на которого им хотелось бы быть похожими, и, если такой встречи не происходит, они обращаются к фильмам-боевикам, вынужденно перенимают повадки супергероев и активно им подражают.

Театрализованная игра в детском саду должна дать ребёнку положительного героя, которому хотелось бы подражать и верить.

У детей 6-7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения. В этом возрасте произвольность поведения и интеллектуальная активность эффективно развиваются в играх с правилами. Дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой опыт дидактической игры: «Сложи квадрат», «Что сначала, что потом?», «Почитай-ка», «Математическое лото». Играя самостоятельно, они могут обучать друг друга незнакомым играм, вводить новые правила, условия в известную игру. Взаимное обучение имеет важную роль в формировании активности детей, развитии их интеллектуальной сферы.

Таким образом, игра является важным условием социального развития детей. В возрасте трёх лет дети познают мир через манипуляцию с игрушками, для этого возраста рекомендованы дидактические игры, которые одновременно являются и формой обучения. К четырём - пяти годам ребёнок начинает познавать систему человеческих отношений, поэтому для детей этого возраста характерны сюжетно - ролевые игры, которые учат ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. Детей шести - семи лет интересуют отношения со сверстниками, в которых нередко случаются конфликты. Для детей этого возраста характерны игры, которые способствуют развитию умения преодолевать трудности в общении со сверстниками, на снижение агрессии и неуверенности в себе это игры смешанного типа.

В игре дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребёнок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра даёт ему особое ощущение всесилия и свободы. Игра - наиболее естественный и продуктивный способ освоения культуры общества, в котором живёт ребёнок.

Социология детства

Игра как один из стимулов социализации относится непосредственно к социологии детства, поскольку именно в раннем, детском возрасте ребенок через игру может воспринимать различные социальные нормы, ценности и формировать свое мировоззрение. Помимо этого, развитие игровой деятельности – это одна из ключевых задач социологии детства.

Определение 1

Социология детства – это отрасль социологического знания, которая объясняет специфические конкретные действия, процессы в обществе в отношении периода детства, изучаемые с помощью специальной социологической техники. Главная проблема заключается в том, каким образом социальные процессы и социальные явления, происходящие ежедневно в повседневной жизни, оказывают влияние на организм ребенка и его психику

Социология детства стоит в одном ряду с другими отраслями:

  1. Социология воспитания;
  2. Социология образования;
  3. Социология молодежи.

Замечание 1

Игра является преимущественно частью жизни детей дошкольного и раннего школьного возраста. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной (первичной) социализации. Несмотря на то, что она полностью контролируется взрослыми (родителями, воспитателями, учителями), все же дети очень легко воспринимают любые проявления в обществе, обладают легкой обучаемостью, их психика гибкая, а нервная система пластичная. В этом возрасте ребенка очень легко избаловать, или наоборот, так же легко обидеть, взрастить в нем комплексы, которые он пронесет через всю свою жизнь, и которые закрепятся в его психическом состоянии.

Таким образом, чтобы создать благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания, а также для развития личности в условиях общественных отношениях, взрослые должны способствовать социальному развитию ребенка, поощрять всевозможные формы игр, но контролировать их процесс, регулировать его, участвовать в нем самим, чтобы узнавать своего ребенка и давать ему поддержку в этот важный период становления личности.

Роль игры в социализации

Благодаря игровым формам деятельности ребенок может достигнуть следующих успехов.

Во-первых, он может освоить первоначальные представления об обществе, его структуре, функциях, различных сферах. Также ребенок включается в систему социальных отношений: с родителями, воспитателями, другими детьми.

Во-вторых, благодаря игре развивается игровая деятельность. Игры могут носить не только развлекательный, но и образовательный характер. Сегодня существует большое количество игр, которые совмещают в себе развлечение и развивающие компоненты. Благодаря рекомендациям на упаковке можно подобрать ребенку игру, которая будет соответствовать его возрасту, уровню развития соответственно возрасту, а также интересам, что является самым важным.

В-третьих, в игре и через игру ребенок приобщается к элементарным принятым нормам поведения, правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми.

В-четвертых, игра помогает формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, а также чувства принадлежности к окружающему миру. Таким образом, через игру осуществляется полноценный процесс социализации ребенка соответственно его физическому и умственному развитию. Это многоэтапный процесс, который начинается в детском саду, и заканчивается обучением в школе.

Воображаемая ситуация учит ребенка основным правилам поведения, которые закрепятся в его мозгу, и которыми он будет пользовать уже во взрослой жизни.

Способы организации игры как формы социализации

Игра является ведущим видом деятельности ребенка в младшем возрасте. Она считается наиболее эффективной формой социализации ребенка, так как в ходе игровой деятельности в личность маленького гражданина закладываются основы будущем уже взрослой и самостоятельной личности.

Организация игровой деятельности может быть разной, но есть и ключевые моменты, которых стоит придерживаться. Например, в каждом заведении с большим количеством детей, или в заведениях непосредственно для самих детей необходимо организовывать игровые зоны, которые должны соответствовать всем требованиям безопасности. Эти зоны могут быть для театрализованных, настольных или дидактических игр.

Во время совместной игры дети начинают выстраивать свои взаимоотношения друг с другом, учиться общению. Иногда могут происходить конфликты, и важно помнить, что взрослые без необходимости вмешиваться в них не должны.

Тем не менее, в воспитательных целях, чтобы конфликт не перерастал в насилие, очень важно научить ребенка правильно выходить из конфликтной ситуации, чтобы не только не давать себя в обиду, но и самому не стать агрессором. Так как самые яркие черты закладываются именно в этом возрасте, необходимо мягко сглаживать неприятные ситуации, научиться слушать ребенка, но все же не позволять ему манипулировать, даже в ходе игровой деятельности.

Если детство ребенка проходит вне игры или совсем без нее, то это ненормальное, и даже аномальное явление. Лишение ребенка игровых практик равносильно лишению главного источника развития: различных импульсов и порывов к творческой деятельности, признаков социальной практики, которая окажет особое влияние на его взрослую жизнь, микроклимата коллективных отношений, а также активизации процесса познания окружающего мира на ранних стадиях развития.

Замечание 2

Таким образом, для гармоничного развития ребенка перед учителем или родителем стоит задача создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Для ребенка необходимо создавать специальные игровые пространства, в которых они не просто вступали бы в отношения со сверстниками или взрослыми, но и активно усваивали знания, правила и нормы поведения. Иными словами, игра как аспект социализации формирует социально-компетентную личность на ранних стадиях ее развития.

Региональный семинар – практикум

ТЕХНОЛОГИЯ «МЫ ВМЕСТЕ!»

или «10 игр для социализации дошкольников»

В наше динамичное время знания, которые совсем недавно казались незыблемыми, пополняются и меняются так скоро, что для устойчивого развития личности требуются специальные стабилизаторы в виде особых качеств. К таким качествам можно отнести:

Способность выделять из потока информации ту, которая актуальна и важна;

Способность действовать сообща ради общей цели;

Способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своей цели;

Словом, сложилась такая ситуация, когда социальная компетентность и нравственность воспитанников имеют для общества гораздо большее значение, чем совокупность полученных ими знаний.

Сложность педагогической задачи, связанной с позитивной социализацией дошкольников, усугубляется тем, что сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод, превосходящим уровень способностей и свобод своих воспитателей.

В таких ситуациях на помощь приходят технологии. Я познакомлю Вас с технологией, предлагаемой Е. Рылеевой для детей 4-7 лет, ориентированной на развитие навыков сотрудничества, адекватной самооценки и начал личностного развития. Технология получила название «Мы вместе!». Основу технологии составляет описание 10 дидактических игр, которые обеспечивают решение образовательных задач через использование всех основных ребенка: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, двигательной активности.

Данная технология поможет педагогам эффективно реализовать ФГОС ДО, одну из заявленных Стандартом целей – позитивную социализацию детей дошкольного возраста, а также один из базовых принципов Стандарта – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Любую образовательную задачу можно реализовать через одну из 10 представленных игр.

Чтобы провести игру: полное описание игр, цель и задачи, правила, материалы, оборудование, организация игрового пространства, правила (варианты правил) и ход игры, примерная тематика заданий, примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Для построения образовательного процесса: рекомендации по включению игр в образовательный процесс, система обратной связи, дизайн занятий, примерные конспекты непрерывной по познавательному развитию, продуктивной деятельности, бланки анализа мероприятий непрерывной образовательной деятельности, инструкция по проведению экспертизы качества занятия, правила заполнения бланка, его обработки, составление заключения, примеры заполнения бланка анализа занятия, алгоритм проверки познавательной и эмоциональной активности детей в непрерывной образовательной деятельности, лестница социальной зрелости (целевые ориентиры, которые можно использовать по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» дошкольников).

Предлагаемые игры органично дополняют дидактическую систему, значительно расширяя рамки двигательной и коммуникативной активности дошкольников при выполнении заданий. Дети двигаются (по правилам), активно взаимодействуют и общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения или отказываются от нее (тоже по правилам). Соблюдение правил – условия создания равных стартовых возможностей для всех участников процесса, поэтому оно так необходимо. Тогда на выходе мы получим социально компетентного воспитанника с развитыми навыками сотрудничества.

Остановимся на некоторых из 10 игр.

Игра «Волшебная палочка»

Чтобы дети научились выражать свое мнение культурно, нужно приучить их активно слушать ответы всех участников беседы. Игра «Волшебная палочка» имеет такие правила, которые сделают речевой этикет не только доступным пониманию дошкольников, но и приятным в соблюдении.

Данная игра может быть использована в ситуациях, когда возникает необходимость выслушать мнение всех обучающихся или получить ответ на вопрос, предоставив всем участникам равные возможности в привлекательной для них форме.

Взрослому, который возьмется за решение этой задачи, потребуется большой такт и терпение. Главное - не требовать от воспитанников всего и сразу.

Детям демонстрируется заменитель «волшебной палочки» и объясняется его назначение в игре: «Это волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит я – водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей), задаю ему вопрос.

Если ответ будет правильным, палочка перейдет к отвечающему, если нет – останется у водящего.

Все остальные участники игры будут следить за ответами детей и помогают волшебной палочке. Но делать это надо по правилам: если вы согласны с ответом – сообщить об этом палочке аплодисментами, если нет - вы должны сообщить об этом палочке топаньем.

Дополнительные правила в игру может вносить воспитатель: ответы не должны повторяться, на повторы – сигнал: хлопаем, топаем, если ответы закончились, можно предложить другую тему для разговора, чтобы не было пауз и т. п.

Эта игра поможет воспитать у детей выдержку, терпение, потому что говорит только тот, у кого «волшебная палочка»

Сегодня на занятии вы увидели игру «Волшебная палочка», дети рассказывали о своей мечте, передавая палочку своему соседу.

Игра «Найди свою группу»

Предполагается наличие наборов картинок по определенной тематике. Это могут быть разрезные картинки (сначала дети собирают целую картинку из частей, затем могут объединиться в группы по изображаемым на картинке объектам), оборотная сторона может быть одинаковой или (для усложнения) разной по цветовой гамме. Играть можно за столом, на ковре, на мольберте.

1 вариант игры: детям предлагается взять по одной картинке. «Внимательно рассмотрите картинку и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что – то общее. По окончании игры проводится дискуссия, в которой каждый участник должен защитить свою точку зрения относительно принадлежности к группе.

2 вариант игры: Дети берут фрагмент картинки и подходят к столу, помеченным тем же цветом, что цвет основы картинки. Собравшаяся за столом группа детей, собирают картинку, определяют изображение и всей группой решают, что общего между всеми изображениями.

3 вариант: Задание усложняется: детям необходимо самостоятельно разобраться, в какие группы объединяться и за какие столы садиться. В этом варианте создаются максимально благоприятные условия для социального творчества, но оно требует более высокого группы.

4 вариант: Из каждой собранной картинки вынимаются 3-4 пазла, раскладываются на разные столы. Детям предлагается достать из волшебного мешочка один пазл и определить, за каким столом ему предстоит работать.

Игра используется как организационный момент для введения в тему, когда педагогу необходимо разделить детей для продуктивной деятельности, таким образом, воспитатель решает свои определенные задачи.

Разделение на группы может проходить и без опоры на наглядность. Сегодня на занятиях вы видели эту игру, дети распределялись в пары по цветовой гамме в одежде, в подгруппы по рождению детей в разное время года, по социальной роли в обществе, по половой принадлежности: девочки, мальчики.

Игра «Зрительный зал»

Данная игра ведется по более сложным правилам, чем предыдущая. Усложнение заключается в том, что детям предлагается выполнить последовательно целую серию операций: найти свою группу, найти свой ряд, найти свое место в ряду, оценить правильность выполнения задания.

Например: на столе лежат входные билеты – карточки с изображением людей разного пола и возраста – от младшего дошкольного до престарелого. Задание: разложить на стульчиках кинозала карточки по порядку в два ряда: на первый – представители мужской половины человечества – от рождения до старости, второй – представители женской половины человечества – от рождения до старости.

Дети входят в зрительный зал, на стульях в четыре ряда лежат картинки с изображением мальчиков и девочек, молодых мужчин и женщин, третий – старики и старушки, четвертый – домашние питомцы. Дети рассаживаются произвольно, берут картинку и слушают задание: представьте себе, что вы все одной семьей живете в одной квартире, кем доводится тебе тот, кто изображен на твоей карточке? Давайте посмотрим, кто же может жить в большой человеческой семье.

Карточки в начале каждого ряда – телевизор, книга, игрушка, мяч, мальчик, девочка. Дети занимают места сначала в первом ряду, затем пересаживаются последовательно на следующий ряд.

Вопросы: назови свою любимую телепередачу, какая любимая игрушка у тебя, назови виды спорта, где есть мяч, как зовут твоего друга или подругу?

Сегодня на занятиях вы увидели эту игру, дети рассаживались по рядам, называя свою социальную роль в обществе, рассаживались как дети, взрослые и пожилые люди, рассаживались, если продолжат цепочку произрастания яблока.

В книге представлена разнообразная тематика заданий для детей и множество вариантов игр. Если есть желание педагога научить ребенка быть социально адаптированным к жизненным ситуациям, то эти игры помогут реализовать задуманное.