Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Тесты и анкеты по изучению удовлетворенности родителей и учащихся организацией образовательного процесса

(разработана А.А.Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

    Я иду утром в школу с радостью.

    В школе у меня обычно хорошее настроение.

    В нашем классе хороший классный руководитель.

    К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

    У меня есть любимый учитель.

    В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

    Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

    У меня есть любимые школьные предметы.

    Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, от 2 до 3 – средней степени удовлетворенности; если же У меньше 2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу №10 по ОУ. Следует обратить внимание на то, чтобы количество учащихся класса, указанных в таблице №10 , совпадало с данными таблицы №2 .

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

(разработана Е.Н.Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. Родителям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

    Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

    В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

    Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему рубенку.

    Мы испытываем чувство взамопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

    В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

    Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

    Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

    Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

    В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

    В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

    Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

    В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

    Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

    Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

    Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

Обработка результатов . Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей сумы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У больше 3, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; от 2 до 3 – среднем уровне; меньше 2 – низком уровне удовлетворенности.

Затем производится подсчет количества родителей в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу №11 по ОУ. Следует обратить внимание на то, чтобы количество родителей, указанных в каждом классе, должно совпадать с количеством учащихся, участвующих в мониторинге, заявленным в таблице 2.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

(разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Таблица

1. Я иду утром в школу с радостью.

4 3 2 1 0

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

4 3 2 1 0

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

4 3 2 1 0

5. У меня есть любимый учитель.

4 3 2 1 0

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

4 3 2 1 0

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

4 3 2 1 0

8. У меня есть любимые школьные предметы.

4 3 2 1 0

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

4 3 2 1 0

Обработка результатов.

Анкета: «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим Вас оценить, выбрав одно из утверждений: ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ:

6.Участвуете ли Вы в делах школы?

7. ч то, по Вашему мнению, школа делает хорошо?________________________________

8. А, что, по Вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?_______________________

____________________________________________________________________________

П ри подсчете результатов анкетирования учитывались только ответы, выделенные жирным шрифтом.

Тест «Изучение удовлетворённости родителей учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе»

Цель методики: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Класс _________ Дата заполнения __________________

Инструкция: внимательно прочитайте перечисленные утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого Вам необходимо обвести одну цифру, которая будет ответом, соответствующим Вашей точке зрения.

Шкала оценки:

0 – совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится наш ребенок можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

9. В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

15. В школе по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов

Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов ответов всех родителей на общее количество ответов.

    Если У равен или больше 3 , это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности;

    Если У равен или больше 2 , но не меньше 3 , то можно констатировать средний уровень;

    Если же У меньше 2 , это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Тест «Изучение удовлетворённости учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе»

Цель методики: определить степень удовлетворенности учащихся лицейской жизнью.

Класс _________________ Дата заполнения __________________

Инструкция: прочитайте утверждения и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен; 3 – согласен;

2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

    Я иду утром в школу с радостью. ___________________________

    В школе у меня обычно хорошее настроение. _________________

    В нашем классе хороший классный руководитель. _____________

    К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. ______________________________

    У меня есть любимый учитель. _____________________________

    В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. ________

    Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. _________________________________________________

    У меня есть любимые предметы. ____________________________

    Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. _____________________________________________

    На летних каникулах я скучаю по школе._____________________

Обработка данных:

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на общее количество ответов.

    Если коэффициент У >3 , то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности;

    Если У > 2, но < 3 это свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности;

    Если У < 2 существует низкая степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школьном коллективе.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью

(разработана)

1. Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен

2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4-да

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 3-скорее да, чем нет

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 2-трудно сказать

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 1- скорее нет, чем да

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. 0- нет

6. У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Обработка полученных данных

При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы (блока). данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4)

2) организованность классного коллектива (5-8)

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12)

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. затем она делится на число участников опроса и намаксимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).

Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения среднего коэффициента трёх блоков. Если средний арифметический показатель трёх коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; от 0,5 до 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Методика «Наши отношения»

Для изучения взаимоприемлемости друг друга и конфликтности предлагается 1 группа утверждений

1. Наш класс дружный и сплочённый.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Для определения состояния взаимопомощи предлагается 2 группа утверждений

1. В нашем классе принято помогать без напоминаний.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помогают только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Методика изучения участия школьников в деятельности

3 – привлекает очень сильно;

2 – в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний., умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определённые черты характера.

Обработка полученных данных

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

Коллективистические мотивы (п. 3,4, 8, 10)

Личностные мотивы (п. 1,2, 5, 6, 12)

Престижные мотивы (п. 7, 9, 11)

Сравнение итоговых оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

затем производится подсчёт количества учащихся в классе с преобладанием коллективистических, личностных, престижных мотивов.

Методика изучения социализированности личности учащихся

(разработана)

1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей. 4 – всегда

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 3 - почти всегда

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 2 – иногда

4. Я умею прощать людей. 1 – очень редко

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 0 - никогда

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать добро –это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, если даже с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2, 6,10,14,18 суждения

Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения

оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения

Если получаемый коэффициент больше 3 баллов, то можно констатировать высокую степень развития социальных качеств, если от2 до 3 – средний, меньше 2 – низкий уровень

Методика самооценки эффективности воспитательной работы классных руководителей (5-ти балльная система)

I . 1. Какова степень эффективности решаемых Вами как классным руководителем воспитательных задач?

1) сплочение ученического коллектива;

2) организация КТД;

3) создание благоприятного психологического климата для учащихся;

4) создание условий для самореализации каждого ученика;

5) коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учащимися;

6) стимулирование позитивного поведения учащихся;

7) оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях;

8) координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей.

2. Какова степень эффективности реализации у Вас как классного руководителя следующих управленческих функций:

1) концептуально-целевой;

2) планирования;

3) организационной;

4) стимулирования и активизации учащихся;

5) оценочно-диагностической;

6) коррекционной;

7) прогностической.

3. Оценка эффективности работы по различным направлениям воспитания:

1) нравственное;

2) умственное;

3) физическое;

4) эстетическое;

5) половое;

6) трудовое;

7) экологическое;

8) патриотическое;

9) правовое;

10) экономическое.

4. Оценка важности личностных особенностей педагога для эффективной работы:

1) профессиональная компетентность;

2) общая культура, интеллигентность;

3) творческая инициатива;

4) наличие хобби, увлечения;

5) нравственные качества;

6) эрудиция;

7) трудолюбие;

8) любовь к детям;

9) общительность;

10) требовательность;

11) гражданские качества (социальная активность, принципиальность и др.)

II. Факторы, оказывающие влияние на эффективность работы, необходимо проранжировать от 1 до 8 (где 1-наиболее важный…

8-наименее важный)

1) осуществление самообразования классного руководителя;

2) прохождение специальных курсов повышения квалификации классных руководителей;

3) совершенствование планирования работы классных руководителей;

4) использование разнообразных форм и методов работы классным руководителем;

5) повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя;

6) обмен передовым педагогическим опытом;

7) оказание администрацией школы помощи классному руководителю;

8) материальное стимулирование классного руководителя.

Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным. 4 – совершенно согласен В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно. 3 - согласен Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку. 2 – трудно сказать Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка. 1 – не согласен В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель. 0 – совершенно не согласен Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребёнок. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни. Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным. 4 – совершенно согласен В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно. 3 - согласен Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку. 2 – трудно сказать Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка. 1 – не согласен В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель. 0 – совершенно не согласен Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребёнок. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни. Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным. 4 – совершенно согласен В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно. 3 - согласен Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку. 2 – трудно сказать Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка. 1 – не согласен В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель. 0 – совершенно не согласен Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребёнок. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни.