Принцип коммунистической морали 12 букв. Коммунистическая нравственность

Мораль коммунистическая - совокупность жизненных принципов и нравственных норм, исходящих из идеалов коммунистического об-ва. Объективным критерием М. к. является поэтому все то, что способствует утверждению коммунистического об-ва и реализации коммунистического идеала. Принципы М. к. составляют моральный кодекс строителя коммуниз-, ма. Осн. из них - преданность делу коммунизма, умножение трудом общественных богатств, сознание общественного долга, коллективизм, гуманизм, интернационализм. Начальной исторической формой М. к. была революционная мораль рабочего класса, сформировавшаяся еще в рамках капиталистического об-ва. Хотя она была полностью подчинена классовой борьбе пролетариата и противопоставила себя господствующей морали эксплуататоров, пролетарская мораль вобрала в себя осн. общечеловеческие моральные нормы, выработанные народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравст-. венными пороками. Вместе с тем рабочий класс выдвинул и собственные нравственные нормы, такие, как классовая солидарность, интернационализм и коллективизм. С победой социализма из классовой морали пролетариата М. к. превращается в нравственный закон об-ва в целом; принципы ее обогащаются новым содержанием и распространяются на все сферы общественной жизни. Т. обр., М. к. - это высшая ступень нравственного прогресса человечества. Нормы М. к. не ограничиваются рамками поведения людей: они действенные факторы преобразования об-ва, влияющие на формирование коммунистических общественных институтов, на весь ход общественного развития. Всеобщее распространение норм М. к., поведение человека в соответствии с осознанным общественным долгом постепенно сделают излишними мн. звенья законодательного и административного регулирования отношений между личностью и об-вом, приведут к утверждению полной свободы личности. Естественная замена кодекса законов и форм администрирования нормами М.к. будет революцией в истории нравственности. В настоящее время нормы М.к. в процессе своего распространения и утверждения сталкиваются с некоммунистическими нравственными нормами в двух планах: внутри социалистического об-ва, где старые, отжившие нормы существуют как пережитки прошлого, как результат несоблюдения действующих в об-ве законов и их нарушений, порождающих аморальные поступки и преступления; вне социалистического об-ва М. к. противостоит морали буржуазного об-ва. В этой сложной борьбе и созидании М. к. формируется как будущая мораль всего человечества (Мораль, Этика).

В наши дни, в период развернутого строительства коммунизма, роль морального фактора вообще и в семейной жизни, в частности, неизмеримо возрастает.

Все большее значение в регулировании взаимоотношения людей приобретает сила общественного мнения.

Взаимоотношения людей осуществляются в определенной социальной обстановке, в обществе, коллективе, семье. И эти взаимоотношения регулируются множеством правил, принципов, традиций, обычаев.

Есть правила, которые опираются на силу государственного принуждения. Это так называемые правовые нормы. Они закреплены в государственных законах. Человек, нарушающий эти нормы и законы, привлекается к суду, его подвергают наказанию.

Но есть еще правила, которые опираются на силу общественного мнения. Это так называемые моральные нормы. Одни поступки и действия одобряются и считаются нравственными, другие же, являясь недостойными, безнравственными, заслуживают осуждения.

Слово «мораль» происходит от латинского слова moralis, т. е. нравственный. Таким образом, мораль и нравственность - понятия идентичные, одинаковые. К ним близко стоит слово «этика», что в переводе с древнегреческого означает характер. Этика - это учение о морали, а точнее, система норм нравственного поведения людей.

Совокупность правил и принципов, регулирующих обязанности и поведение людей по отношению друг к другу и к обществу, поддерживаемых силой общественного мнения, внутреннего убеждения, представляет собой мораль.

Развиваясь и изменяясь вместе с развитием и изменением общественного строя, мораль является исторической категорией. В обществе, разделенном на антагонистические классы, нет единой для всех морали. Она является классовой моралью, отражая тем самым интересы того или иного класса. Мораль, существуя в конкретных социальных условиях, неразрывно связана с политикой, идеологией.

Мораль, нравственность являются одной из нормативных форм общественного сознания наряду с такими, как политика, право, наука, философия, искусство, религия. Все эти формы оказывают влияние на развитие нравственности, Но основной определяющей причиной ее развития является изменение экономического базиса.

В процессе строительства коммунизма вместе с ростом производительных сил и коренными изменениями, происходящими в материальном производстве, преобразуется также и вся духовная жизнь общества, меняется сам человек, формируется его коммунистическое мировоззрение.

Становление и утверждение нового мировоззрения, новой морали происходят в борьбе с мировоззрением, моралью старого, буржуазного общества. Сопротивление пережитков прошлого, старых традиций бывает порой еще достаточно велико. В ходе борьбы с социальным гнетом, несправедливостью, нравственными пороками наша мораль обогащается новым содержанием. Сущность коммунистической морали с исчерпывающей ясностью сформулирована В. И. Лениным. Выступая с речью на III съезде комсомола в 1920 г., Владимир Ильич говорил:
«Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

Для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это - обман.

Нравственность - это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов.

В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».

Эти ленинские положения определяют политическую целенаправленность нашей морали и должны учитываться при оценке морального облика каждого человека.

Вопросы коммунистической морали получили свое дальнейшее научное развитие и обобщение в новой Программе КПСС.

Впервые в истории общественных отношений в Программе сформулирован моральный кодекс строителя коммунизма. Кодекс стал практическим руководством к действию.

Что же представляет собой этот моральный кодекс, призванный сыграть большую роль в воспитании строителя коммунизма?

Прежде всего все положения кодекса исходят из ленинского тезиса, что в основе коммунистической нравственности лежит борьба за завершение строительства коммунизма.

Кодекс в обобщенном и концентрированном виде включает этические воззрения и моральные требования, которые исторически выработали прогрессивные общественные силы, рабочий класс и его коммунистическая партия в ходе классовой революционной борьбы и социалистического строительства. Это - свод важнейших нравственных принципов, отражающих благородство, гуманность, справедливость созидаемого нами коммунистического общества. В кодексе отражены лучшие качества передовых советских людей. Этими качествами должен обладать каждый человек.

Чтобы достигнуть нравственного совершенства, ни в коем случае нельзя ограничиваться одним лишь заучиванием изложенных в кодексе нравственных принципов. Они должны стать собственными привычками, убеждениями человека, содержанием его характера и совести.

Требуется систематическая, повседневная работа над собой, самовоспитание, самокритическая оценка своего поведения, восприятие положительного примера.

Если твое поведение в быту и на работе, в коллективе мешает продвижению общества вперед и если ты служишь старым отживающим силам, то ты поступаешь аморально, безнравственно, твое поведение достойно осуждения.

Но если ты видишь свои промахи и активно их исправляешь, борешься с недостатками, содействуешь всему прогрессивному, являешься носителем нового быта, то твое поведение является нравственным, достойно подражания и поощрения.

Каждый из нас должен задуматься над своим личным поведением, своим отношением к людям. А эти отношения выражены прекрасными словами: «Каждый за всех, все за одного», «Человек человеку - друг, товарищ и брат». Сколько в этих словах подлинного гуманизма, уважения к человеку, к его достоинству! Надо чаще задумываться над тем, что необходимо сделать для того, чтобы искоренить имеющиеся еще пороки прошлого и развить нравственные качества в соответствии с нашим кодексом и идти в ногу с жизнью к коммунизму.

Жить и работать по-коммунистически - таков девиз советских людей, нашей молодежи. Такой нравственный идеал отражает самую прогрессивную тенденцию развития нашего общества.

Моральный кодекс строителя коммунизма- систематизированный единый свод моральных принципов и основных норм нравственности,выражающий сущность нравственного воспитания членов развитого социалистического общества. Он содержит основные нравственные аспекты отношений личности к социалистическому обществу, социальным общностям людей, человека к человеку, к трудящимся других стран. М. к. с. к. знаменует большие достижения социалистического общества в области нравственного воспитания советских людей, формирования социалистических нравственных отношений. В условиях зрелого социализма нравственные ценности социализма стали господствующими в системе нравственных отношений членов общества.Вместе с тем роль нравственных начал в общественной жизни приобретает все большее значение, все более возрастает роль нравственного воспитания. Вся работа по нравственному воспитанию призвана обеспечить,чтобы каждый советский человек неукоснительно следовал требованиям и нормам М. к. с. к., активно осуществлял их в личной и общественной жизни. Одно из важных направлений этой работы - нравственное воспитание молодого поколения. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко отмечал, что «главное в деле воспитания и обучения молодежи Ленин видел в формировании коммунистической нравственности. И нужно ярче раскрывать подлинный гуманизм нашей коллективистской морали, вести неотступный бой против бездуховности, эгоизма, мещанства, против любых попыток протащить в нашу среду чуждые взгляды и нравы. В борьбе за социализм и коммунизм на нашей стороне всегда был и есть несомненный моральный перевес. И сегодня нравственная сила советского общества - одно из важных условий наших успехов». Превращение принципов морального кодекса в нормы поведения всех трудящихся предполагает активную работупо формированию и укреплению коммунистической нравственности во всех сферах общественной жизни, во всех организациях и трудовых коллективах, в социалистическом обществе в целом.Речь идет и о дальнейшем совершенствовании объективных условий нравственного воспитания и всех направлений идеологической работы, повышении эффективности форм, средств и методов воспитания коммунистической морали, полном преодолении всех ее антиподов, остатков частнособственнической морали. Совершенствование объективных условий нравственного воспитания означает дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений, непрестанную заботу об улучшении системы управления производством и активном воздействии на происходящие социальные процессы, повышение уровня материального благосостояния людей, улучшение их жилищно-бытовых условий. Отмечая большую роль социальных обстоятельств в воспитании людей, Маркс писал: «Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое... Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными». Создание здорового нравственного климата в трудовых коллективах, воспитание у каждого труженика глубокого понимания нравственного долга, борьба с пережитками прошлого в сознании и поведении людей, со всякого рода отступлениями от принципов и норм морального кодекса - таковы некоторые из направлений принципов коммунистической морали, разъяснение сущности норм нравственности, доведение до сознания людей непосредственных задач в области нравственных отношений,информирование о конкретных фактах практического проявления высокой нравственной культуры людей, применение критики и самокритики и др. Эффективным направлением нравственного воспитания советских людей является соединение обучения с практической деятельностью. Партия настойчиво проводит линию на то, чтобы люди глубоко освоили нравственные ценности социалистического общества и настойчиво утверждали их во всех его сферах, чтобы они активно участвовали в коммунистическом строительстве, своими практическими делами способствовали полному проявлению принципов М. к. с. к.

Морали, вошедших в текст третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). В целом МК преследует утопическую цель создания “нового человека”: сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого, нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества .

Ведущим принципом МК является преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма . Среди других идеологических принципов, присущих массовым гностическим идеологиям, в МК нашли отражение: глобализм (интернационализм), коллективизм, ненависть к порокам “старого мира”, непримиримость к врагам коммунизма.

МК привязан к утопической идее об отмирании государства: Кодекс рожден самой эпохой строительства коммунизма, когда в обществе все больше возрастает и расширяется сфера действия нравственности и сокращается сфера действия административного регулирования отношений между людьми .

Все указанные цели достижимы только с помощью полного переворота в обществе и в душе человека. Революционная суть выражается в заповедях МК, предписывающих ненависть и непримиримость к врагам коммунизма.

МК отмечен определенной враждой к Христианству, которое фигурирует в качестве жестоких и циничных заповедей эксплуататорских классов . Заповедям Христа, которые разделяют людей на верующих и неверующих, праведных и неправедных, в МК противопоставлены принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: “…каждый за всех, все за одного”, “…человек человеку - друг, товарищ и брат” .

Согласно В.И. Ленину, на положения которого опирались коммунистические “моралисты” хрущевской эпохи, большевики отрицают мораль, отрицают нравственность в том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений Бога Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов ра­бочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата .

МК является отдаленным потомком идей эпохи Просвещения, когда заповеди разума и новой всечеловеческой морали должны были заместить Христианские заповеди, хранимые Церковью. Так, Жан-Жак Руссо хотел бы, чтобы в каждом государстве существовал моральный кодекс, нечто вроде исповедания гражданской веры, которое содержало в положительной форме те общественные максимы, которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбожные, а как мятежные .

Сочинители МК считали, что придали ему религиозную окраску. По свидетельству Федора Бурлацкого, МК был написан при следующих обстоятельствах:

Дело было в Подмосковье, на бывшей даче Горького. Шел 1961 год. С группой консультантов ЦК КПСС я работал над программой партии? с начала и до конца. Нашей группой руководил секретарь ЦК Борис Николаевич Пономарев, а непосредственную работу осуществлял его зам? Елизар Ильич Кусков, прекрасной души человек, остро пишущий и тонко чувствующий слово журналист.
Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаевничали. Елизар мне и говорит:

— Знаешь, Федор, позвонил «наш» (так он звал Пономарева) и говорит: «Никита Сергеевич Хрущев просмотрел все, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трех часов его переправить в Москву».

И мы стали фантазировать. Один говорит «мир», другой? «свобода», третий? «солидарность»… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда все действительно «ляжет» на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов.

Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел на «ура».

Таким образом, МК задумывался как светская, чисто посюсторонняя подделка под религиозные заповеди, ведущие в Царствие Небесное. “Светская религиозность” МК в данном случае не просто чисто внешнее стилистическое оформление, но оно придано людьми, имеющими атеистическое представление о религии.

В настоящее время МК переживает “второе рождение”, поскольку последователями эта подделка осознается как собственно религия.

В МК образы религии применены для изложения политических тезисов коммунистической идеологии. В постсоветском идеологическом пространстве происходит обратное: коммунистическая образность употребляется для изложения модернистских, секулярных взглядов в области религии. Такое слияние Программы КПСС и Священного Писания может происходить только в голове человека, чей ум и совесть поражены гностицизмом.

Непосредственное сравнение МК с Евангельскими или ветхозаветными заповедями невозможно ни в каком отношении. Если рассматривать Слово Божие в православном смысле, а “Кодекс” в коммунистическом, то между ними не будет ничего общего.

Общая посюсторонняя вера, т.е. , появляется, когда воззрениями на МК обмениваются марксисты-ревизионисты и “православные” модернисты. Возникают общие идеологемы: коллективизм, глобализм, критика православного Христианства за его неотмирность, революция, как путь преобразования старого человека в “нового человека” массовых идеологий.

В результате глава КПРФ Геннадий Зюганов утверждает: Я считал и считаю, что первым коммунистом был Иисус Христос, Нагорная проповедь написана не хуже “Морального кодекса строителя коммунизма”. Собственно, “Моральный кодекс строителя коммунизма” списали с Нагорной проповеди .

Наталья Нарочницкая, близкая одновременно светскому “христианству” и реформированному , сообщает фиктивные сведения: Моральный кодекс строителей коммунизма целиком списан с заповедей и по сути повторяет евангельские ценности .

И ревизионистов, и модернистов привлекает в МК то, что в нем отсутствует привязка к абсолюту, в отличие от заповедей, которые даны Благим Богом. Нормы МК порождены сиюминутными обстоятельствами, конкретной ситуацией в обществе, а не даны свыше и извне человека. Поэтому вопросы добра и зла решаются в духе ленинизма, когда хорошо то, что полезно в земном плане для “интернационального рабочего класса”, т.е. на самом деле – для партии.

Как утверждает Большая советская энциклопедия: В противовес абстрактному содержанию моральных кодексов прошлого, претендовавших на выражение вечных и неизменных “добродетелей”, МК строителя коммунизма объективно обусловлен существующими общественными отношениями, носит конкретно-исторический характер, отражает степень и форму распространения новых нравственных норм, высокую моральную культуру социалистического общества и определяющие тенденции нравственного развития личности в условиях перехода к коммунизму .

Священное Писание не только предписывает заповеди, но верующему Бог дает благодатные силы их исполнять. В случае МК, даются нормы исполнимые своими силами, внутри тоталитарного коллектива, что также близко модернизму, который учит о синергии, то есть спасении человека собственными усилиями.

Светская религиозная суть МК служит общей идеологической почвой для объединения верующих и неверующих. Член фракции КПРФ в Госдуме III и IV созывов Александр Шульга утверждал, что принципы морального кодекса строителей коммунизма во многом тождественны установлениям Христа, данным Им в Нагорной проповеди . Признающие этот тезис верующие могут быть приняты в коммунистическую партию .

Председатель Общественно-политического движения «Союз» Георгий Тихонов (1934-2009) проповедовал: Если вы читали Коран, то знаете, что он проповедует социалистические ценности. То же самое можно сказать и про Евангелие. Я беседовал с церковными иерархами и те соглашались, что положения, записанные в моральном кодексе строителя коммунизма и изложенные в 10 христианских заповедях – суть одно и то же. Я их спрашивал: “А какой по вашему политический строй в раю? Там же настоящий коммунизм!. Поэтому нам надо искать не различия, а то, что нас объединяет .

С “новыми” коммунистами согласны и представители модернизма. Виктор Тростников: Недавно я случайно наткнулся на “моральный кодекс строителя коммунизма” – ну почти Евангелие! Пишут, что надо любить ближнего, быть самоотверженным, бескорыстным, не прелюбодействовать, и прочее в этом духе…

Православный писатель Николай Коняев находит, что в “Моральном кодексе строителя коммунизма” изложены все библейские заповеди, кроме первой “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим”.

Сергей Григорьев (Русская линия) предлагает такое мифическое описание МК: Пропагандировавшийся в 70-80-годы моральный кодекс строителя коммунизма худо-бедно, но предлагал обществу систему моральных ценностей. Правда, явное несоответствие самих пропагандистов предлагаемой морали и привело к быстрому падению в глазах народа коммунистических идеалов .

Моральный кодекс строителя коммунизма. Набор открыток. 1966 г. Художники Н. Бабин, Г. Гаусман










Моральный кодекс строителя коммунизма. Текст

Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Источники

Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978

Ленин В.И. Задачи союзов молодежи // ПСС. Т. 41. М.: Издательство политической литературы, 1981

Материалы XXII съезда КПСС. М., 1962

Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г. Об очередных задачах идеологической работы партии. М., 1963

Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. М., 1961

Косолапов С.М., Крутова О.П., Нравственные принципы строителя коммунизма, М., 1962

Журавков М.Г. Моральный кодекс строителя коммунизма // Философская Энциклопедия. В 5-х т. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970

Вера в Бога - не препятствие для вступления в коммунистическую партию, утверждает член фракции КПРФ в Госдуме Александр Шульга // Русская лини я. 14.03.2003

Сергей Григорьев. Каноны и духовно-нравственная жизнь // Русская линия . 11.04.2005

Виктор Тростников. «Кодекс коммуниста» – это искаженное Евангелие // Аргументы и факты 29.04.2005

Наталья Нарочницкая. «Россию спасает лишь инерция добра» // Аргументы и факты. 18.01.2006

Нарочницкая: «Следующим этапом будет атака на христианство» // Русская линия . 11.02.2006

Судьба дала мне шанс, беседа с Ф. М. Бурлацким // Российский адвокат. 2007. № 5

Анна Закатнова. Семь шагов Зюганова. Глава КПРФ уверен, что первым коммунистом был Христос // Российская газета. №4849 13.02.2009

Георгий Тихонов: «Моральный кодекс строителя коммунизма и 10 христианских заповедей – это одно и то же» // Новый Регион – Москва . 13.02.09

Николай Коняев: Православных и коммунистов разъединяет Ленин //

Этот неоднозначный феномен было обосновано в XIX в (немецкие философы. К. Маркс,. Ф. Энгельс, позже - российский политик. В. Ульянов (Ленин), документы. Коммунистической партии бывшего. Советского. Союза)) как подчиненную конкретной политической цели идеологическую конструкцию, призванную овладеть сознанием, духовной жизнью прежде пролетарских масс, направить их на классовую борьбу за свержение бурж уазного строя и построение"справедливого и гуманного коммунистического общества"Поскольку возникла она как идеологическая система, есть много оснований считать ее феноменом квазиетикы, поскольку ее постулаты так и не стали сутью индивидуального и общественного бытия человека, внутренним побуждением в ее отношениях с другими людьми и светолюдьми і світом.

Теоретики и апологеты коммунистической морали представляли ее как мораль пролетариата, антипод морали буржуазной, совокупность моральных норм и принципов коммунистической общественно-экономической формации, визжи й этап нравственного развития человечества ее источником была провозглашена социальное положение рабочих, их борьбу за ликвидацию частной собственности, эксплуатации; главными нормами - классовую солидарность интернационализм, коллективизм; критериям - сознательное участие трудящихся в коммунистическом строительстве. Основные принципы коммунистической морали были сформулированы в навязываемые в бывшем. Советском. Союзе (Программа. КПСС) моральном кодексе строителя коммунизма, что, по утверждениям, фиксировал моральные нормы, присущие человеку-творцу коммунистического общества высокими требованиями коммунистической морали кодекс декларировал приверженность делу коммунизма, патриотизм, социалистический интернационализм, добросовестный труд на благо общества, осознание гражданского долга, нетерпимость к нарушениям общественных но рм. В межличностных отношениях он ориентировал на коллективизм, взаимопомощь, в отношениях между народами - на дружбу, братство, нетерпимость к национальной и расовой вражды, интернациональную соли дарнисть трудящихся разных стран соответствии оценивал он и моральные строителя коммунизма: честность, правдивость, нравственную чистоту, взаимоуваженияовагу.

Однако несмотря на утверждения о высочайшее проявление гуманизма коммунистической морали, даже на теоретическом уровне она сеяла классовый антагонизм, национальную разобщенность, свидетельствовала о попытке подчинить с сознание, реальную моральную практику людей классовым политическим интересам, что было прямым посягательством на свободу воли личности. Еще сильнее контрастировала с этими утверждениями реальная практика в страна х, которым пришлось пережить эксперименты, связанные с попытками построения коммунистического общества. Попытки внедрить искусственную коммунистическую мораль вызывало вытеснения традиционной для народов морали что имело своим следствием моральный вакуум и разнообразные деформации в нравственной сфере. С одной стороны, оно пробуждало социально-политическую агрессивность, с другой - конформизм. Свидетельством этого были зао хочення доносов на политически неблагонадежных лиц, дискриминации по политическим соображениям народов, тотальные политические репрессии, голодомор и т.д. искажения подвергались такие добродетели, как правдивость, искренность, мудрость, инициативность, способность к творческому, критического мышления, которые вытеснялись такими моральными проблемами, как клевета, ложь, предательство и т.д.. Настоящий патриотизм часто провозглашался проявлением"Бурж азного национализма", а декларируемые интернационалистские процессы были идеологическим прикрытием русификаторской политики (СССР), подавляло, уничтожало культуру народекультуру народів.

Значительных деформаций претерпело отношение человека к труду. На уровне официальной пропаганды всеми силами поощрялась сознательная, творческая работа, прославлялись успешные в этом отношении люди. Однако фабриковани герои труда не всегда были таковыми, что порождало у многих людей разочарование в справедливое оценивание трудовых усилий и результатов. А отчуждения человека от собственности,"уравниловка"имели своим на следом бесхозяйственность, производственную и технологическую недисциплинированность, бракоробство, экономическую и социальную апатию, ориентацию на теневые доходы, социальное иждивенчество, уродливые признаки которых особенно проявились во многих посттоталитарных государстворних державах.

Идеологизация вторгалась во все сферы общественной и личной жизни, порождала моральный нигилизм, двойную мораль, которыми были поражены значительные массы людей. Попытки откровенно противиться такой практике подвергались преследования властейи.

целом историческая практика показывает, что коммунистическая мораль оказалась плохо сконструированной, прилакованою идеологической схеме, которая должна подчинить нравственное сознание и моральную практику людей политическим интересам даже не класса, а политической номенклатуры. Держаться она могла только на страхе перед репрессиями, а попытки утвердить ее в общественной жизни нанесли непоправимый ущерб многим на родам.