Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления. Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста Детские страхи и способы их

Детские страхи — это состояния, при которых происходит острое переживание чувства опасности и прямой угрозы, исходящее от обычных явлений, которое бывает только в детском возрасте. Детский страх – один из способов познания мира и мощнейший фактор социализации, осознание малышом конечности бытия и границ своих собственных возможностей. Период переживания детских страхов необходим, он позволяет молодой человеческой личности созреть и осознать себя. Различным периодам жизни малыша свойственны разные страхи.

«Нормальный» детский страх держится не более месяца, а затем бесследно проходит, а иногда сменяется новым. Задача родителей – помочь малышу пережить детские страхи без потерь, чтобы они были окончательно преодолены. Если детский страх вовремя не пережит и не освоен, он может надолго задержаться и остаться во взрослом возрасте, что значительно усложнит жизнь.

С эволюционной точки зрения страхи, переживаемые в детстве, нужны для удержания малыша от соприкосновения с опасностью и неразумных поступков с печальными последствиями.

Исследователи выявляют несколько существенных причин и провоцирующих факторов, которые подталкивают неустойчивую психику малыша к формированию детских страхов.

Причина Описание
угрозы и гнев взрослых малыши воспринимают взрослых как находящихся на недосягаемой высоте, и в силу возраста ничего не могут противопоставить им
внушенные опасности опасения родителей типа «не подходи – убьет!» воспринимаются ребенком буквально и вызывают соответствующую реакцию
«страшилки» сверстников старшие дети могут намеренно третировать чувствительного малыша, запугивая его байками
конкретное происшествие испуг, вызванный конкретным событием – непонятным громким звуком, лаем, треском, ударом – «застревает» в психике ребенка
невроз функциональное или обратимое нарушение нервной системы, вызванное сильной психической травмой или длительным эмоциональным напряжением
угрожающие фантазии неодушевленные предметы дети наделяют свойствами живых, и ночные тени, колебания света или открывшаяся дверца шкафа представляется ребенку такой же страшной и опасной, как и реальная угроза жизни
семейные конфликты в ссорах и размолвках родителей маленькие дети винят себя, и страдают от этого
обиды, причиненные сверстниками ребенку, как и взрослому, необходимо признание. Если детский коллектив не принимает малыша, у него обязательно разовьются страхи
отдельное жилье дети, живущие в многоквартирных домах, имеют больше возможностей для общения, чем малыши коттеджных загородных поселков
единственный ребенок малыш, который общается дома только со взрослыми, более подвержен тревоге и страхам, и наоборот, наличие братьев и сестер не дает страхам укорениться
возрастные родители родители, утратившие собственную непосредственность, опекают ребенка слишком активно, и ему передается их тревожность
пол у девочек страхи развиваются чаще

Как связаны возраст и страхи?

Для каждого возрастного периода характерны свои детские страхи, ребенок боится того, что он уже в состоянии осознать. С рождения и до подросткового возраста дети переживают биологические страхи, далее – социальные.

Дети первого года жизни боятся громких звуков, раздевания, незнакомой обстановки. Страхи возникают перед неизведанным, и это вполне естественно, но у здорового малыша испуг быстро проходит и сменяется интересом к тому, что происходит вокруг.

Детей от 1 до 3 лет больше всего пугает расставание с родителями, травмы и страшные сны. В этот период могут появиться ночные кошмары, особенно в неблагоприятных условиях – в новой квартире, например. До достижения 3-х лет малышу лучше проводить время с родителями, а детский коллектив начать посещать позже – это гарантия того, что малыш вырастет уравновешенным (при нормальной наследственности, конечно).


Самый большой детский страх возраста от 3 до 5 – темноты, с ним тесно связана боязнь остаться одному. В этом возрасте детей лучше не оставлять в комнате одних, у них мгновенно возникает страх замкнутого пространства.

Младшие школьники от 6 до 7 лет переживают глубокий страх смерти. Это естественный процесс, когда ребенок осознает, что жизнь не вечна. Страх приходит независимо от того, происходит ли в семье или кругу знакомых уход из жизни кого-либо. Неизбежный возрастной страх приходит ко всем детям, это этап развития личности.

С 7-и лет и до пубертата возникающие страхи могут отражать события, происходящие в близком окружении: война, боль, нападение, наказание, падение с высоты, неодобрение родителей, одиночество.

Подростки пробуют себя в мире взрослых, и страхи у них соответствующие – физического уродства, провала, крушения планов, одиночества, невозможности самореализации.

Классификация

Весьма условна, но, все же, позволяет определиться с тем, насколько конкретный детский страх соответствует этапу развития малыша.

В раннем возрасте ребенку свойственны биологические страхи – смерти родителей, огня, воды, высоты, глубины, темноты, чудовищ. Социальные страхи присоединяются позднее, когда необходимо занять свое место в обществе.

Психологи подразделяют детские страхи на 3 основные группы.

Страх Причина
Сверхценный Основа – фантазия, когда ребенок воображает те события, которых нет. Главные страхи этой группы – утрата родителей, хотя они молоды и здоровы, и страх темноты, в которой притаились неисчислимые опасности.
Навязчивый Возникает только в конкретных ситуациях. Это боязнь замкнутого пространства, высоты, воды. В обычной жизни малыш ведет себя естественно, а в некоторых местах его обуревает страх.
Бредовый Причину выяснить удается не всегда. Малыш может бояться чего угодно – закрытой двери, боя часов, игрушки. Иногда причина может выясниться во взрослом возрасте, когда человек может объяснить, какой предмет или явление сильно испугало его в детстве.

Симптомы

Расскажет ребенок или нет о том, чего он боится, зависит от многих факторов. Открытый добродушный малыш может рассказать о своих переживаниях, если между ним и родителем существует доверие. Чаще дети молчат и скрывают то, что их беспокоит – они не знают, как к этому отнесутся родители, не высмеют ли, не станут ли ругать.

Определить наличие детских страхов можно по поведению ребенка. Боящийся ребенок напряжен, тревожен, испуган, часто замкнут. Он вздрагивает, не приближается к предмету, которого боится, плачет по ночам, не отпускает от себя взрослого.

Предметно определить наличие детского страха предлагает методика психологов Панфиловой и Захарова. Нужно нарисовать два домика: один черный, а другой красный. Взрослый называет все возможные страхи и расселяет их по домам: в черный то, чего малыш боится, а в красный – все остальное.

Существует также множество опросников, которые без труда обнаруживаются в свободном доступе: Луизы Дюсс, Акопяна и другие.

Самый простой тест, который понятен и доступен всем детям и родителям – рисунок своего страха. Ребенок на чистом стандартном листе рисует, используя цветные карандаши.

То, что первым бросается в глаза на рисунке, и есть самый большой страх. Это может быть животное, человек, природное явление или неодушевленный предмет. Важно обратить внимание на цвет. Черный, коричневый и серый говорят о том, что ребенок переживает сильный стресс, буквально подавлен детскими страхами.

Остальные цвета распределяются так:

Полезно предложить ребенку нарисовать семью. В понятие «семья» малыш включает тех, кого часто видит – знакомых, соседей, животных. По рисунку будет понятно, какой человек оказывает на малыша наибольшее влияние. На таких рисунках могут обнаружиться незамеченные взрослыми страхи: боязнь отца, бабушки, собаки или трамвая.

Рассматривая рисунок, нужно понимать, что мир ребенка кардинально отличается от мира взрослого. Для малыша реально все: и настоящие события, и выдуманные опасения. Детально разобрать рисунок лучше всего с психотерапевтом или психологом, это поможет понять своего ребенка.

Коррекция страхов

Начинается с контакта взрослых с психиатром или психотерапевтом. Достаточно часто в коррекции нуждаются именно взрослые, которые своим поведением индуцируют развитие страхов у малыша.

Если родители сами по себе трусливы – чаще это мамы и бабушки, то они невольно поддерживают у малыша стремление бояться всего. Это часто бывает в семьях, где ребенка долго ждали, после ЭКО, например. Страхи у таких малышей возникают буквально на ровном месте, по незначительному поводу.

При тех страхах, которые не нарушают привычную жизнь, можно апеллировать к адекватному взрослому в конкретной семье, попросить его доверительно пообщаться с малышом, расспросить обо всех страхах. Несколько дней, проведенных с уверенным в себе уравновешенным взрослым – отцом, дедом, дядей, двоюродным братом – способны изменить отношение малыша к окружающему миру, снять тревожность и боязливость.

Тревожных родителей психотерапевт обучает нормальному реагированию на ежедневные житейские вызовы. Спокойная доброжелательность взрослых – залог того, что ребенок успешно преодолеет свои страхи.

Однако иногда требуется отдельная работа с конкретными страхами.

Страх темноты, высоты и воды

Эти страхи преодолевают тематическими сказками и играми. Прежде всего, нужно попытаться «вытащить» страхи детей – нарисовать, вылепить, показать на песке. Визуализация переживаний сама по себе снимает многие опасения. Изображенный, конкретно показанный страх теряет половину своего устрашающего воздействия.

На основе обнаруженных опасений взрослый и малыш сочиняют сказку, в которой ребенок играет роль доброго и храброго великана, а страх представляется трусливым и злым персонажем. Все происходит, как и положено в сказке – добро побеждает зло. После этого конкретные страхи ребенка проходят окончательно, потому что не имеет смысла бояться того, что повержено.

Прекрасно работает игра в прятки, когда вещь прячется то в светлой комнате, то в темном месте. За поход в темную комнату и обнаружение там спрятанного дается приз или много очков. Важно, чтобы малыш выиграл, взрослым лучше подыграть.

Страх высоты и воды прекрасно поможет преодолеть поход в аквапарк, где в избытке того и другого. Если аквапарка поблизости нет, то же самое – прыжки в воду, подъем на цветущий пригорок – можно проделать во время летнего выезда на природу.

Важно продемонстрировать малышу, что все пугающее может быть постепенно преодолено. В темную комнату можно входить со свечой или фонариком, и чудовища там не живут. Под лестницей тоже никого нет, если внимательно осмотреться. Высота открывает чудесный вид, а вода может быть теплой и качать на волнах.

Ночные страхи

Ночные страхи связаны с изменением окружающего мира при наступлении темноты и дневным перевозбуждением малыша. Вначале нужно попытаться упорядочить дневную активность.

Поход на природу, прогулки, посещение зоопарка, интересные игры со взрослыми или сверстниками насыщают впечатлениями и физически утомляют. Когда малыш вечером едва успевает коснуться подушки, чтобы заснуть, у него не остается времени на страхи.

Вечером и ночью все предметы меняют свои очертания, появляются тени и необычные источники света. Малыш этого не знает, и поэтому боится. Нужно наглядно показать, откуда что берется. Пугающие очертания могут быть вызваны включенным за окном фонарем, колеблющейся шторой, открытой дверцей шкафа. Нужно показать, как меняется тень при движении.

Полезно закончить разъяснение дневной игрой в театр теней. Это даст ребенку толчок к развитию фантазии.

Иногда дети просыпаются посреди ночи с криком и плачем, потому что им приснился кошмар. Нужно успокоить, дать воды и не покидать комнату, пока малыш не заснет снова. Днем желательно нарисовать кошмар, чтобы окончить его – закрыть на замок, запереть в клетку, поставить преграду. Рисованное ограждение конкретное мышление ребенка принимает за настоящее, и детские страхи заканчиваются.

Разделение реальности и вымысла

Разъяснять и показывать реальные опасности нужно малышу постоянно, практически каждый день. При этом требуется сохранять спокойствие и не преувеличивать опасность, чтобы не удобрять почву для развития детских страхов.

Например: огонь – это опасно, от спичек может сгореть дом. Но если спички не трогать, то ничего и не будет. Нужно показать, как они зажигаются, как горят, как разгорается костер. Но одновременно показать, что от воды костер погаснет, что канавка в земле не даст огню распространиться, что на костре можно сварить уху и согреть чай. При разъяснениях требуются простые конкретные примеры, ничего отвлеченного ребенок 3-5 лет понять не может. Отграничение вымысла от реальности – важный этап формирования мышления.

Психоанализ детских страхов

Этот метод объяснения детских страхов ввел в обиход Фрейд, австрийский психиатр и невролог. Согласно его теории, формирование детских страхов основано на естественной возрастной сексуальности.

По Фрейду, ребенок проходит 3 основные стадии:

  1. Оральная, с рождения до 1 года, когда все возможные удовольствия связаны с областью рта – сосание, вкусы новой еды, потребность пробовать все новое «на зуб». Недостаточная удовлетворенность процессом еды, нервозная обстановка в этот период портят характер человека навсегда.
  2. Анальная – с рождения до 2-го года, когда ребенок приучается пользоваться горшком и понимает, что может управлять своим телом. В этот период важно не подавлять самостоятельность, чтобы избежать формирования детских страхов в дальнейшем. Попытки «сломать» малыша и неуклонно выполнять все родительские требования в это время ведут к формированию личности без воли.
  3. Генитальная – с 2-х лет. В это время ребенок обнаруживает половые различия, и активно их изучает. Девочки приобретают опыт эротической чувственности. Жесткий запрет на изучение себя ведет к разнообразным характерологическим нарушениям, формированию массивных детских страхов, часто переходящих во взрослое состояние.

Детство – это период для получения разностороннего опыта. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем легче будет ему развиваться дальше. Преодоление детских страхов начинается с разнообразной, веселой, насыщенной жизни в доброжелательной семье.

Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство - это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей?

Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее. То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком. Родители не всегда задумываются о том, что страх на самом деле заставляет малыша переживать настоящие эмоции, которые негативно отражаются на его психическом состоянии.

Детские страхи основываются на той информации, которую дети получают от окружающих их людей, а затем свое дело делают разыгравшаяся фантазия и воображение. Чем старше становится ребенок, тем шире его кругозор и четче осознание большого количества опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Поэтому зачастую страхи растут вместе с ребенком.

Родителям не стоит пренебрегать страхами своих детей и пускать все на самотек, ведь зачастую невротические проявления во взрослой жизни связаны именно со страхами, берущими свое начало из детства. С проблемами надо разбираться, а чтобы сделать это эффективно, необходимо для начала выяснить причину появления страха.

Причины детских страхов

  • конкретный случай, пережитая травмирующая ситуация

Самой распространенной причиной детских страхов является ранее пережитая конкретная ситуация, напугавшая ребенка. Допустим, если когда-то малыша укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он начнет их бояться. Конечно, не все дети, которых кусают собаки, впоследствии испытывают к ним сильный страх.

Многое зависит от характера ребенка и его окружения. Но в любом случае, подобный вид страха (боязнь повторения ситуации) проще всего поддается корректировке.

  • внушенный страх

Источником внушенного страха обычно выступает взрослый человек (бабушка, мама, воспитатель и т.д.), который слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, тем самым только пугая его: «Не трогай - обожжешься», «Не бегай - упадешь» и т.д. В итоге непроизвольно ребенок акцентирует внимание только на последнюю часть фразы.

Он еще не понимает, чем ему грозит то или иное действие, а уже испытывает страх и тревогу, которые впоследствии могут распространиться на похожие жизненные ситуации. Устранять такой вид детского страха необходимо, поскольку фобия может преследовать человека всю жизнь.

  • фантазии

Еще одна наиболее частая причина детского страха - собственная разыгравшаяся фантазия. Ну кто из нас в детстве не боялся темноты, кому не чудились страшные монстры под кроватью и за окном? Боялись и пугались многие, но кто-то легко справился с проблемой и перерос ее, а кто-то так и остался жить со своим страхом.

  • конфликты в семье
  • конфликты с другими детьми

Зачастую причиной детских страхов являются сложные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенка не принимают в коллективе, обижают, бьют, обзывают, вполне очевидно, что ему не захочется идти в садик, школу из-за страха быть униженным. Также старшие дети могут запугивать младших страшными историями или физическим насилием. Решить проблему с дерущимся малышом можно, почитав информацию

  • гиперопека

Сильно подвержены страхам единственные дети в семье, являющиеся для своих родителей центром забот и тревог. Родители своей гиперопекой только мешают ребенку нормально развиваться и внушают ему массу ненужных опасений и волнений, делая психику ребенка более уязвимой.

  • психические расстройства

Если у ребенка наблюдаются страхи, не характерные для его возраста, либо тревога и беспокойство из-за своих страхов настолько выражены, что заставляют родителей насторожиться, можно говорить о таком недуге, как невроз. Лечением неврозов занимаются специалисты.

Виды детских страхов

Выделяют несколько видов детских страхов:

  • навязчивые страхи

Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

  • бредовые страхи

Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении. Например, ребенок боится одевать какую-то конкретную одежду, играть с определенной игрушкой, ходить в определенное место…

  • сверхценные страхи

Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка. К примеру, когда малыш боится темноты, выдумывая, что его комната кишит чудовищами и монстрами или боится купаться, потому что из крана вылезет бабайка. Такой страх опасен тем, что со временем полностью овладевает мыслями ребенка, что отражается на его психическом состоянии.

  • реальные страхи

Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

  • невротические

Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

  • свободные

Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

  • возрастные страхи

Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

0-6 мес - кроху могут напугать громкие звуки, неожиданные и резки действия, отсутствие матери
6 мес - 1 год - громкие звуки, новые лица, резкая смена обстановки
1-2 года - разлука с родителями, кошмары, незнакомые люди, врачи, страх получения травмы
2-2,5 года - разлука с родителями, страх их потери или неприятия с их стороны, незнакомые дети-ровесники, ночные кошмары, гром, ливень, град и т.д.
2,5-3 года - громоздкие предметы (холодильник, стиральная машина и т.д.), смена обстановки, экстренные события (развод родителей, смерть родных)
3-5 лет - животные, насекомые, стихийные бедствия, ночные кошмары, болезни, врачи, преступники
6-7 лет - боязнь одиночества, потери родителей, физического наказания и насилия, глубины, страхи, связанные с учебой и школой, боязнь сказочных персонажей (призраков, ведьм и чудовищ)
7-8 лет - стихийные бедствия и катастрофы, темные помещения, одиночество, неприятие ровесников, родителей, учителей, страхи, связанные со школой, страх физического насилия
8-9 лет - страх потери своих родителей, неприятия с их стороны, физического насилия, несостоятельности в школе, уличения в плохом поведении или лжи,
9-11 лет - боязнь высоты, глубины, болезней, преступников, некоторых животных, страх не оправдать ожидания родителей и учителей
11-14 лет - боязнь строгости и критики со стороны родителей и учителей, болезней и смерти, насилия, неприятие своей внешности, потери дорогих сердцу людей и вещей

Лечение страхов у детей

При правильном и полноценном развитии ребенка все возрастные страхи годам к 16 обычно исчезают. Но ошибочным является мнение, что у ребенка страхов не должно быть вообще. По мере роста и увеличения познавательной деятельности растущего человека избежать чувства тревоги и страха просто не представляется возможным.

Но, как говорится, все должно быть в меру. И если страхи мешают нормальной жизни ребенка, с ними необходимо бороться. Страхи, берущие начало в детстве, но не искорененные со временем, в итоге могут привести к очень негативным последствиям и вылиться в проблемы в общении, учебе, агрессию, комплексы, невротические проявления, трудности в социальной адаптации.

Поэтому родителям нужно вовремя заметить имеющиеся у их ребенка страхи, оценить степень их влияния на малыша и постараться помочь ребенку или обратиться за решением проблемы к специалистам. Особо внимательно стоит относиться к излишне ранимым, чувствительным и впечатлительным детям, ведь именно они чаще всего подвержены страхам.

Как же можно помочь ребенку бороться со своими страхами?

Общие принципы и подходы:

В первую очередь родителям нужно прислушиваться к своим детям: разговаривать с ними об их делах насущных, расспрашивать о проблемах, тревогах и чувствах, помогать в случае возникновения трудностей.

Но не стоит настаивать, если ребенок не готов открыться, это может его отпугнуть. В подобном случае родителям стоить занять тактику наблюдения и время от времени задавать наводящие вопросы.

Всегда давайте ваши детям понять, что они любимы вами и находятся под вашей защитой, не смотря ни на что. Малыши должны быть уверены в своих родителях, в том, что вы всегда сможете за них постоять.

Больше читайте хороших и добрых сказок и историй со счастливым концом. Смотрите мультики подобной тематики.
Найдите ребенку дополнительные занятия и увлечения: отдайте в спорт, рисование, плавание, пение. Это позволит занять свободное время, выплескивать эмоции и энергию в нужное русло, больше общаться, обмениваться опытом и с другими детьми.

Ограничьте просмотр телевизора, новостей и программ с трагическими сюжетами, фильмов ужасом и триллеров.

Эффективные способы борьбы с детскими страхами

  • игра

Среди множества методов и способов, направленных на борьбу с детскими страхами, особую популярность последние годы занимают игровые приемы. Игра - это не мечтание в одиночестве, это активная и главное совместная деятельность. В игровой форме легче усваиваются не только знания, но и многие привычки и навыки.

Дети начинают незаметно для себя корректировать свое поведение, преодолевая тем самым психологические трудности. Игры бывают ролевые (каждый человек играет свою определенную роль), предметные (игра с предметом) и смешанного типа (предметно-ролевые), организованные (имеющие четкие правила) и спонтанные (без правил).

С помощью данной методики проигрываются ситуации, вызывающие у ребенка стресс, что позволяет прожить их в воображаемой реальности, правильно отреагировать на них и тем самым освободиться от негативных переживаний. Главное, чтобы в подобных играх вымысел сочетался с реальностью с упором на положительные моменты.

Только не стоит превращать занятия в обязяловку. Настаивать на них не нужно. Ребенок должен сам захотеть справиться со своей проблемой. При отсутствии желания метод будет мало эффективен. Необходимо заинтересовывать ребенка, чтобы следующей игры он ждал с нетерпением.

Так как страхи у детей бывают разные, то и тактика поведения у родителей должна меняться в зависимости от вида страха. Нужно предлагать малышу разные варианты игр и занятий, в которых он сможет эмоционально очиститься, поигрывая и преодолевая свою боязнь.

  • рисование

Рисование тоже весьма продуктивный способ борьбы с детскими переживаниями. Рисунки отражают эмоции, интересы, переживания и характер человека. При изображении предмета, вызывающего тревогу, происходит уменьшение негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то пугающего.

С помощью рисования объект страха проходит некие стадии, постепенно теряя свою ужасность и становясь все менее значимым, либо превращаясь в значимый со знаком плюс. Ведь изображенный на бумаге страх - это нечто уже произошедшее, а значит не представляющее опасность. Перед началом работы со страхами с использованием данного метода порисуйте с ребенком на отвлеченные темы.

Только потом попросите его изобразить свой страх на листе. Обсудите получившийся рисунок, расспросите ребенка о его страхе, а затем постарайтесь представьте страх в положительном свете, используя юмор. Договоритесь, что фобию необходимо искоренить, а как, решать только малышу. Можно стереть рисунок ластиком, порвать на кусочки, выкинуть в мусорку или сжечь.

Обязательно удостоверьтесь, что ребенок больше не боится. Если это так, похвалите его за смелость и решительность, ведь это так важно - чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей. Закрепите результат рисованием на тему светлого будущего, допустим: Кем я хочу стать.

Малыш изобразит на листе свое будущее без страхов и тревог, за что его снова нужно будет похвалить.
Даже если с помощью рисования страх не уйдет до конца, он станет намного слабее, потому что ребенок начнет чувствовать себя гораздо увереннее. Через некоторое время можно будет повторить занятие.

  • сказкотерапия

Весьма молодым, но уже довольно-таки успешным направлением практической психологии является сказкотерапия. Ведь именно в сказках невозможное становится возможным. В них можно смело мечтать, строить образы и достигать желаемого, а также разрушать и устранять то, что мешает осуществлению задуманного.

Получив опыт решения проблемы с помощью сказочных героев, ребенок сможет перенести его на реальную жизнь. Таким образом, обыграв страх в сказке и избавившись от него мифическим способом, ребенок вполне может перестать бояться его и в настоящей жизни.

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи, даже если вам они кажутся пустяковыми.

Не стоит насмехаться над малышом, пытаясь увидеть в его действиях притворство или каприз, а также обзывать его трусом или боякой. Вы вешаете клеймо на человека, избавиться от которого потом очень трудно. К тому же после такого поведения ребенок может перестать вам доверять.

Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх: не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.д. Так вы можете только навредить и поспособствовать более глубокому проникновению страха в сознание ребенка.

Важно осознавать, что чувство страха и беспокойство присуще всем людям и не стоит его бояться. Родители должны принимать своих детей такими, какие они есть со всеми их проблемами. Ведь если рядом близкий человек, готовый всегда прийти на помощь и защитить, побороть свои фобии становится лишь делом времени.

От мамы и папы нужна лишь забота и поддержка, умение выслушать и принять меры, найдя правильный подход к своему чаду. Если самостоятельно от страхов ребенку избавиться не удается, помните, что ребенка необходимо показать специалисту.

Действительно, эмоция страха возникает, когда нам что-то угрожает. А.И. Захаров выделяет две группы страхов, имеющих универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер:

  1. смерть
  2. крах жизненных ценностей.
Помимо крайних выражений страх подразумевает переживание человеком возникшей реальной или воображаемой опасности. Понимание сути возникновения опасности и её четкое осознание формируется в процессе жизненного опыта ребенка или взрослого.

У детей распространены «внушенные страхи». Их источник - взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно или специально склоняют ребёнка к страху, указывая на наличие опасности реальной или выдуманной. Малышу чаще всего не понятно, чем грозят те или иные его действия, но он уже в речи взрослых отчетливо распознаёт сигнал тревоги, рефлекторно у него возникает реакция страха. Она является регулятором его поведения . Если малыша постоянно запугивать, то через некоторое время он теряет спонтанность своего поведения вместе с уверенностью в себе. В этот период страхи начинают размножаться, а ребёнок начинает проявлять признаки тревожности, делается капризным без причины, его действия становятся скованны и осторожны.

К внушённым страхам ребенка относят страхи, которые возникают у беспокойных родителей, которые чересчур опекают свое чадо. Разговоры с ребёнком о смерти, несчастных случаях и болезнях, пожарах, убийствах оставляют отпечаток в его детской и ранимой психике.

Как следствие, ребенок начинает пугаться стука в дверь или небольшого шороха в соседней комнате.

Как отличить тревогу от страха?

В нашей жизни мы часто слышим термин «тревога». В возникающих чувствах, таких как страх и тревога есть общие эмоциональные компоненты – это чувства беспокойства и волнения.

Обычно тревога - это состояние предчувствия опасности и общее состояние беспокойства. Очень часто тревога у детей проявляется в ожидании событий, которые не поддаются прогнозам. А страхом называют эмоционально заострённое отражение в сознании ребенка конкретной угрозы. Таким образом, тревога – это эмоциональное ощущение предстоящей угрозы.

Следует понимать, что тревога - это не всегда отрицательно выраженное чувство, она может проявляться у ребенка и в виде радостного волнения или ожидания чего-либо приятного.

Виды страхов у детей

В психологии выделяют несколько видов страхов, которые возникают у детей :

Ситуативный страх у ребенка может возникнуть в необычной и опасной обстановке, которая его шокирует.

Личностно обусловленный страх возникает под влиянием формирующегося характера ребенка. Например, под влиянием взрослого - ребенок может стать мнительным. Ситуативные и личностные страхи всегда смешиваются.

Реальный страх и острый страх - определены конкретной жизненной ситуацией ребенка. Например, ребенок боится пылесоса, так как он шумит.

Воображаемый страх и хронический страх - предопределены особенностями личности ребенка. Например, ребенок боится темноты, так как в ней живут монстры.

Уровни страха

Психологи выделяют несколько уровней страха, который может возникнуть у ребенка :

Естественный или возрастной страх - кратковременен, легко поддается коррекции, часто сам исчезает с возрастом. Возрастные страхи не затрагивают ценностные ориентации ребенка. Не влияют на формирование его характера и поведения. Взаимоотношения с окружающими людьми остаются на прежнем уровне, характерном для определенной возрастной категории, в которой находится ребенок. Некоторые формы возникающего страха у детей имеют защитную функцию, так как позволяют избежать опасных ситуаций.

Патологический страх - характеризуется крайне драматичными формами выражения. Ребенок испытывает неподдельный ужас и эмоциональный шок. Патологический страх имеет трудно обратимое течение и затяжной характер. Он навязчив и непроизволен. У ребенка, в ситуации страха, со стороны сознания полностью отсутствует контроль поведения. Следствием возникновения страхов данного типа является искажение характера ребенка, нарушение межличностных отношений и приспособлений малыша к социальной действительности.

Как проявляется страх у детей?

Страх бывает так очевиден, что его можно обнаружить сразу. Например, оцепенение, ужас, плач, растерянность, бегство. О других же страхах детей можно судить только косвенным признакам, которые могут оставаться не заметными долгое время.

Началом возникновения страха и тревожного состояния является появление чувства беспокойства у ребенка. При остром чувстве страха ребенок говорит невпопад, дрожащим голосом. Взгляд малыша обычно отсутствующий, а выражение лица испуганное. Тело ребенка становится холодным, конечности леденеют и становятся влажными. Сбивается дыхание. Учащается сердцебиение. Кожные покровы малыша бледнеют или становятся красными, могут покрываться пятнами.

Последствия страха

Последствия возникающих страхов у детей непредсказуемы. Иногда страхи малышей настолько разрастаются в психике малыша, что затормаживают её развитие. У детей может наблюдаться исчезновение положительных эмоций. Смех и жизнерадостность становятся недоступными. Вместо положительных эмоций развиваются эмоциональная неудовлетворённость, неуверенность в себе, ребенок выглядит удручённым.

Но самое главное - человек, который в детском возрасте не смог избавится от страхов, став взрослым, испытывает огромные трудности в установлении гармоничных семейных отношений и передаст свои страхи своему ребёнку.

Патологический страх оставляет отпечаток и на мышлении малыша. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги. А при страхе -вялым, заторможенным. Мышление ребенка теряет свою гибкость. Стремительно уменьшается познавательная активность малыша, а любознательность и любопытство исчезают. Дети становятся безынициативными, что говорит о развитии защитного торможения, которое предохраняет психику от эмоциональных перегрузок.

При постоянно действующем страхе на ребенка искажается его эмоционально – волевая сфера. Отношения окружающих к нему воспринимаются неадекватно.

Причины возникновения страхов у детей

Отечественные психологи выделяют ряд причин возникновения страхов у детей:

Малая игровая и двигательная активность ребенка, а также отсутствие навыков коллективной игры содействуют развитию у детей повышенного беспокойства. Отсутствие эмоциональных и шумных подвижных игр малышей обедняет их эмоциональную жизнь. Игра - самый естественный способ коррекции страхов. У строгих родителей, которые запрещают ему играть, ребёнок без оснований беспокоится по любому поводу. Он не умеет активно и уверенно преодолевать жизненные трудности.

Страх и беспокойство у детей вызывают испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие возникающей подмены семейных ролей. Много работающая и доминирующая в семейных отношениях мать беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, она не может уделять нужное количество времени своему чаду. В ответ на это вызываются ответные реакции беспокойства и страха малышей. Доминирующая в семейных отношениях мать также указывает на недостаточный авторитет отца, а это значительно затрудняет общение с ним сыновей.

У эмоционально чувствительных детей беспокойство возникает вследствие стремления матерей как можно раньше начать работу и выйти из отпуска по уходу за ребенком. Они очень рано отдают малышей в дошкольные учреждения, на попечение своих родителей, нянь и фактически не учитывают эмоциональное состояние малыша.

Конфликтные отношения родителей являются одной из самых явных причин возникновения у ребенка патологических страхов. Если малыши видят, что родители часто кричат, ссорятся и занимаются рукоприкладством, то число страхов у малышей резко возрастает. Девочки более эмоционально ранимо воспринимают отношения в семье.

На количество страхов, возникших у детей, большое влияние оказывает состав семьи. В неполных семьях у детей страхов на много больше, чем у детей в полных семьях.

Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, чем дети с сестрами и братьями. Увеличение числа детей в семье способствует уменьшению страхов. А увеличение числа взрослых у детей вызывает обратный эффект. Так как они заменяют ребенку весь мир, навязывая свои строгие правила и создавая искусственную среду развития. Обычно в ней нет места для сверстников, веселым играм, маленьким тайнам, проказам. Это порождает постоянное и устойчивое чувство эмоциональной неудовлетворённости и беспокойства ребенка.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. У молодых, жизнерадостных родителей дети менее склонны к возникновению и проявлениям страхов. А у родителей после 30-35 лет малыши часто беспокойны. Впитывая с раннего возраста тревогу родителей, дети очень рано начинают проявлять признаки беспокойства, которое перерастает в инфантильность, неуверенность в себе.

Но следует помнить, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Данные страхи чаще всего носят преходящий характер, но, к сожалению, они способны пробуждать аналогичные страхи, которые хранятся в памяти родителей.

Родителям следует учесть, что большинство страхов передаются детям совершенно неосознанно. А некоторые страхи, возникшие у ребенка сознательно взращиваются родителями в процессе воспитания. В целом, мамы в большей мере передают детям тревожность, беспокойство и страхи. А папы часто прививают ребенку мнительный способ реагирования на жизненные ситуации. А это является базисом возникновения у детей опасений, страхов, сомнений.

А чего боится ваш ребенок? Можете ли вы найти причину его страхов? Знаете ли вы как с ними бороться? Если у вас возникли вопросы, то наши консультанты окажут Вам квалифицированную помощь и помогут Вашему малышу расти гармонично, избавившись от страхов.

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: Как справиться с ревностью старшего ребёнка?

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Читайте также: Ты можешь больше, чем ты думаешь

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.


Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

Детские страхи , или эффективные отражения в сознании ребенка конкретной угрозы для жизни и благополучия, нередко становятся причиной серьезного расстройства психики – невроза, диагностировать которое, и тем более лечить, могут только квалифицированные врачи. Задача же родителей – вовремя фиксировать появление у малыша фобий. Разобраться в том, какими бывают детские страхи и в каком возрасте они считаются «нормальными», вам поможет приведенная ниже таблица.

Детский невроз может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше.

Например, люди с иммунодефицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами получают вдобавок еще и страхи.

Виды страхов

Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период.

У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением.

В 2–3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста.

Позднее, в 3–4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое-то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом.

У детей 6–7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Существует три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.

Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.

3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс», и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

Например, боязнь воды теоретически можно отнести к двум видам страха – навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды – это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.

Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой:

Название страха

Мальчики

Девочки

3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет

1. Остаться дома в одиночестве

2. Нападения

3. Заболеть, заразиться

4. Умереть

5. Смерть родителей

6. Чужих людей

7. Потеряться

8. Мамы и папы

9. Наказания

10. Баба-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея ит.д.

11. Страшных снов

12. Темноты

13. Животных

14. Транспорта

15. Стихийных бедствий

16. Высоты

17. Глубины

18. Маленьких тесных помещений

21. Пожара