«УМК - как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей. Внедрение и использование УМК «Изучаем русский язык» в двуязычной образовательной среде

Татарстан Республикасы
Биектау муниципаль районы
Ямаширмә «Йолдыз» балалар
бакчасы муниципаль
бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

Деловая игра с педагогами

« И гры с использованием

УМК «Изучаем русский язык»

Тәрбиячеләр: Асылгәрәева А.А

2016-2017 ел.

Деловая игра с педагогами

« И гры с использованием

УМК « Изучаем русский язык »

Цель : совершенствовать знания и навыки педагогов в закрепление пройденного материала в группах по УМК «Изучаем русский язык» через игру.

Ход игры:

Дорогие коллеги! Известный татарский поэт Ш.Маннур писал:

Знай язык и русский, и татарский,

Выучи, мой друг!

С ними откроешь ты познанье,

Каждый близок и высок.

Языки сближают нас

В мир ведут большой.

Изучи язык ты русский,

Не забудь родной.

Сегодня у нас с вами есть возможность поговорить о русском языке (для нас он – как иностранный), а также говорить на этом языке. Чтобы интересней (плодотворней) прошла наша с вами встреча, предлагаю разделиться на 2 команды и поучаствовать в деловой игре “Игры с использованием УМК “Изучаем русский язык”. Игра будет состоять из 6 конкурсов. За каждый правильный ответ команды будут получать очко-эмблему “Изучаем русский язык”. А оценивать нашу работу будем в конце сами-сосчитав количество эмблем.

В этом году Корнею Ивановичу Чуковскому исполнилось 135 лет со дня рождения.Как ведущая предлагаю каждой команде выбрать себе свое, место по-смотрев свои рисунки получившие при регистрации.

Ведущая: Внимание. И так, все готовы.

I Этап. Разминка

Первая команда

Вторая команда

Что такое УМК «Изучаем русский язык»? (учебно-методические комплекты, методические рекомендации, рабочие тетради, демонстрационный и раздаточный материал, сборник художественных произведений на русском и татарском языке, аудио- видео материал, мультимедиа)

Что такое НРК? (РК-ознакомление детей традициями, обычаями, культурой народов Поволжья)

Назовите основную задачу изучения русского языка в дошкольном возрасте
(Основной задачей изучения русского языка в дошкольном возрасте
является формирование первоначальных умений и навыков практиче-
ского владения русским языком в устной форме)

С. М. Гаффарова

Г. З. Гарафиева

Д. С. Гарипова

Г. М. Билалова

Р. Ф. Нигматуллина

З. Ф. Бадрутдинова)

По каким темам формируются элементарные умения и навыки аудирования отчетливой русской устной речи детей 4-5 лет? («Знакомство (приветствие)», «Игрушки», «Это я», «Животные», «Овощи и фрукты», «По суда и продукты питания», «Одежда и обувь»)

Назовите наречия времени для активного усвоения детьми в 6-7 лет? (утром, вечером, днем, ночью. )

С помощью чего Вы закрепляете пройденный материал в группах?

(беседы, развивающий диалог, игры: сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, настольные, подвижные и хороводные, интерактивные; просмотр мультфильмов, телепередач, анимационных сюжетов; работа с аудиозаписями, работа в тетрадях, формы работы с родителями и т.д.)

Отрывки из каких произведений К. Чуковского включены в УМК “Изучаем русский язык”? (Айболит, Федорино горе, Мойдодыр)

II Этап. Основная часть.

Первая команда

Вторая команда

Перечислите дидактические игры для детей 5-6 лет?

Перечислите дидактические игры для детей 4-5 лет?

Команде предлагается дидакти-ческая игра. Педагоги должны выполнить следующие задания:

    название игры;

    для какого возраста эта игра;

    цель игры.

Команде предлагается дидактическая игра. Педагоги должны выполнить следующие задания:

    название игры;

    для какого возраста эта игра;

    цель игры.

Команда проигрывает игру «Веселый кубик»

Команда проигрывает дидактическую игру «Скоро в школу».

III Этап. Мультфильмы

”Собери и назови” Нужно сложить картину из разрезных кусочков и назвать из какого мультфильма она. Далее описать русском языке увиденное. Команда готовится дополнить

I V Этап Подведение итогов. Награждение. Закончилась игра. Давайте похвалим себя.....Спасибо Вам за активное участие и успехов Вам.

Вывод: Считаю, что мы справились с поставленной целью. Планируем и в

дальнейшем продолжать совершенствовать виды, формы детской деятельности

по закреплению, повторению русского языка в группах.





Методы и формы обучения русскому языку: Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу. Рисование (графический план, схема) по загадкам, пословицам, сказкам. Игры. Мультфильмы. Оформление рабочей тетради.






Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки». «Кукла»: «Это кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно». Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямо­ угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металли­ческая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)


Составление описательных рассказов по графической схеме «Одежда» «Платье» У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка- молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью «Рубашка это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая». Цвет. (Какого цвета одежда?) 2. Детали. (Из каких деталей одежда?) 3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?) 4. Погода. (Для какого времени года эта одежда?) 5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?) 6. Рука. (Что можно сделать с одеждой?)



Составление рассказа «Осень» по графическому плану ОСЕНЬ Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой». Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют меняют летний мех на теплый зимний. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. Солнце. (Солнце светит.) Дождь. (Часто идут дожди.) Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.) Ежик. (Животные готовятся к зиме.) " Птицы. (Птицы улетают в теплые края.) Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)



Составление рассказа-описания по теме «Мой любимый овощ» с последующим рисованием плана-графика «Помидор это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло- сладкий, круглый, красный, мягкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидоры можно законсервировать на зиму в собственном соку. Помидор полезный, потому что в нем много витаминов, он очищает организм». Название овоща. Что это? Где этот овощ растет? Какой формы овощ? Какого цвета? Какой на вкус? Какой он на ощупь? Что можно из этого овоща приготовить? (грядка, рот или рожица, круг, цветок, вата и кубик, кастрюля, бутылочка):


Составление графического плана по рассказу-описанию по теме «Мой любимый фрукт» Яблоки это фрукты. Они растут на яблонях. Яблоки бывают красными, румяными, бордовыми, жёлтыми, зелёными. Фруктовые деревья растут в саду. Мое яблоко красное, круглое, сладкое, сочное. Оно гладкое и твердое. Его едят сырым, из него варят варенье, делают джем, готовят вкусный сок. В яблоках много витаминов. Все фрукты полезны человеку. План рассказа: 1. Название фрукта. 2. Где растет этот фрукт? 3. Какой формы фрукт? 4. Какого цвета? 5. Какой на вкус? 6. Какой он на ощупь? 7. Что можно из этого фрукта приготовить? 8. Какую пользу приносит человеку? дерево с плодами (сад), рот или рожица, круг, цветок или нос (запах), вата и кубик (мягкий твердый, гладкий), кастрюля, банка, пакет)- что готовят



Составить рассказ о своей семье. Меня зовут Лилия. Моя мама Нафиса Мансуровна, а папа Марат Анварович. У меня есть старший брат Ильяс. Мама и папа у меня инженеры, они работают на заводе делают автомобили. Моя бабушка Минниса Лотфулловна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Ахат Сабирович подстригает деревья и косит траву в саду. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк и лес. Они помогают мне выполнять домашние задания. Я очень люблю мою семью. Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (Кто помогает тебе?)

Гарипова Г.Р.,

воспитатель по обучению детей русскому языку

I квалификационной категории (МБДОУ «Большеатнинский детский сад» Атнинского муниципального района РТ)

Внедрение и использование УМК «Изучаем русский язык» в двуязычной образовательной среде.

В последние годы происходит динамичный сдвиг в реализации языковой и образовательной политики, направленной на формирование равноправного двуязычия. Идет интенсивный процесс модернизации образования на основе новых законодательных актов: а именно разработка нового федерального государственного стандарта.

В одном из пунктов задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта для ДОО акцентируется внимание на структуру и цели образовательной программы дошкольного образования. « Основная образовательная программа проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования».

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Большинство людей на Земле живет в условиях многоязычия. Наша Республика Татарстан одной их первых приняла закон « О языках народов РТ», определивших татарский и русские языки как государственные. Двуязычие и многоязычие являются важными факторами при коммуникации людей. Важнейшими тенденциями развития современной языковой культуры РТ являются широкое использование татарского и русского языка в самых разнообразных сферах деятельности.

Ключевая роль в решении проблем, связанных с развитием двуязычия в РТ принадлежит ДОУ, несущим основную нагрузку по формированию у дошкольников национального двуязычия, способствующего гармонизации межнациональных отношений, так как знание двух и более языков способствует всестороннему развитию личности.

Претворяя в жизнь закон « О языках народов РТ», в 2011 году была разработана программа под редакцией Сабили Муллануровны Гаффаровой, заведующей дошкольным отделением Казанского Педагогического колледжа, преподавателем высшей категории, почетным работником СПО РФ и др. по обучению русскому языку как второму для детей дошкольного возраста, родившихся в семьях, где основным языком является не русский, а какой-нибудь другой, например, татарский язык.

Основной задачей этой программы является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме, что содействует решению задач нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Прежде чем как остановиться на этой программе, я пересмотрела много разных других программ, но больше всех меня заинтересовала именно эта программа.

По данной программе я работаю в Большеатнинском детском саду третий год. Большеатнинский детский сад по статусу является национальным детским садом, который был построен по программе «Бэлэкэч». В селе Большая Атня по итогам всероссийской переписи населения 2010 г. проживает 99,8% татар. Тогда как в 2002 году эта цифра составляла 98, 7% татар, а остальные - это народы других наций. Соответственно среда общения только на родном языке, поэтому задача обучения детей татар русскому языку играет ключевую роль в решении проблем, связанных с развитием двуязычия.

Для решения задач обучения русскому языку в нашем ДОУ созданы все условия для реализации данной программы, а именно: богатая предметно-развивающая среда, материально- техническая база, наличие ИКТ.

Эффективность процесса обучения русскому языку определяется тем, насколько последовательно реализуются его основные закономерности, поэтому в своей работе я ориентируюсь не только на формирование практических навыков и умений, но и на более полную реализацию воспитательно-образовательного развивающего потенциала русского языка. Поэтому уже на 1 году обучения детям я предлагаю материалы и задания, способствующие развитию воображения. А именно: обязательная часть моих занятий – это разнообразные пальчиковые, подвижные, дидактические игры, интересные физкультминутки, музыка, работа с рисунками, просмотр мультфильмов.

В процессе обучения русскому языку я стараюсь научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать, понимать, помогать через различные формы и методы, способствующие всестороннему развитию личности. Поэтому во многих ситуациях, на моих занятиях, дети должны, например, помочь сказочным героям, друг другу, т.е. я ставлю их в условие выбора положительного морального действия.

В своей практике я пришла к выводу, что использование игры- драматизации по сюжетам стихотворений, русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя»), произведений русских писателей (К. Чуковский, С.Маршак и др.), способствуют закреплению новой лексики, формирование умения строить диалог и связные тексты.

Весь процесс обучения русскому языку в детском саду характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет ведения сказочных персонажей, использования ролевых игр (Буратино, Незнайка, игры «Магазин», «Путешествия»).

В формировании устойчивых знаний и умений по овладении русским языком играют родители. Родители систематически присутствуют на моих занятиях, интересуются успехами детей, так как понимают важность значения изучения языка. В группах мною оформлены родительские уголки, где имеется информация по интересующимся вопросам обучения русскому языку, указывается тема, цели пройденного занятия, и то чему они должны обучиться на данном занятии. Я указываю также стихи, физкультминутки, песенки, которые родители вместе с детьми могут выучить дома.

Также ведется большая работа с воспитателями детского сада, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре. Это совместные праздники, театральные постановки. Со своим опытом работы я стараюсь делиться и с воспитателями других детских садов как нашего, так и других районов. Для этого на базе нашего детского сада мы часто проводим семинары, где затрагиваются проблемы двуязычия. Так 24 марта 2015 года в нашем детском саду совместно с Институтом развития образования РТ планируется проведение республиканского семинара по внедрению ФГОС в ДОУ, где, в том числе, будут затрагиваться проблемы двуязычия.

Для выявления получения оперативной информации о реальном состоянии педагогического процесса, в детском саду мною систематически проводится мониторинг результатов усвоения языка.

Диагностика дает мне возможность контролировать усвоение детьми программного материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные программы организованной образовательной деятельности с различными категориями детей, уточнить эффективность используемых методов и приемов, подбирать новые формы организации образовательной деятельности, целенаправленно включать в нее дидактические игры, упражнения по тем разделам диагностики, которые вызывают у детей затруднения. Анализ осуществляется путем проведения непосредственно образовательной деятельности, изучения продуктивной деятельности детей, с помощью игр, бесед, путем наблюдения за детьми. Диагностику провожу два раза в год: за I полугодие в январе, за II - в мае.

Результаты диагностирования детей подтверждают эффективность проделанной работы. В результате проведенной диагностики отмечается, что данная программа способствует всестороннему развитию личности ребенка. Но в то же время выявляются проблемы, которые необходимо решить для успешного овладения русского языка как второго.

В последние годы идет тенденция переезда в наш район семей из ближнего и дальнего зарубежья. Естественно, в основном дети из таких семей не владеют ни татарским, ни русским языком. Для них я стараюсь создавать условия, при которых у этих детей была бы мотивация изучения русского языка. А именно: индивидуальная работа с родителями, индивидуальный подход к этим детям во время занятий.

Реализуя программу обучения детей дошкольного возраста русскому языку, я достигла определенных успехов в своей работе - это публикации из опыта работы на республиканских и российских уровнях; выступления на различных семинарах и конференциях, конкурсах. Но большим успехом в своей работе я считаю победу в республиканском конкурсе «Билингвальный детский сад», в котором наш детский сад получил гранд на 1 000 000 рублей.

Свое выступление хотела бы завершить строчками стихотворения татарского писателя Шайхи Маннура:

«Татарча да яхшы бел,

Русча да яхшы бел.

Икесе дэ безнен очен

Ин кирэкле яхшы тел.

Что в переводе означает « Знай татарский ты язык,

Знай и русский ты язык…»

Список литературы

1.С.М. Гаффарова, Г,З.Гарафиева, Д.С. Гарипова, Г.М. Билалова, Р.Ф. Нигматуллина, З.Ф. Бадрутдинова. Изучаем русский язык. Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2011.-300с.

2.Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду.-Киев: Радяньская школа,1990

3.Двуязычный детский сад. Программа и основные условия ее реализации/отв.ред.Л.Е. Курнешова.-М.,1996.

4.Негневицкая Е.И., Иванова Е.А., Протасова Е.Ю. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду.-М.:Просвещение,1985

5.Сергеева О.Е. Веселые шаги: обучаем дошкольника русскому языку как иностранному.-М.:Владос, 2009

6. Воспитание и обучение в детском саду (Национально-региональный компонент Программы).- Казань: Магариф, 2009

  • 4.Лингвистические основы современной методики обучения грамоте.
  • 5.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основы его построения.
  • 6.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в подготовительном периоде.
  • 7.Уроки чтения в период обучения грамоте, их типы, варианты, задачи, особенности построения.
  • 8.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в основном периоде.
  • 9.Уроки письма в период обучения грамоте, их типы, структура, содержание, методика проведения. Процесс формирования графического навыка.
  • 10.Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.
  • 11.Психологические особенности восприятия художественного произведения. Задачи и характер работы, предшествующей чтению произведений.
  • 12.Значение и задачи уроков чтения в начальных классах. Содержание чтения. Принципы построения программ по чтению.
  • 13.Качества полноценного навыка чтения. Методика обучения школьников правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению.
  • 14.Технология продуктивного чтения. Этапы работы над художественным произведением на уроке литературного чтения.
  • 15.Методика чтения рассказов
  • 16.Методика чтения сказок в начальных классах.
  • Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
  • 17.Методика чтения басен
  • 18.Методика чтения стихотворений.
  • 19.Методика чтения научно-популярных произведений.
  • 20.Основные типы уроков литературного чтения, их компоненты. Задачи обобщающих уроков, их место в системе уроков чтения и методика проведения.
  • 21.Обучение составлению плана и пересказу прочитанного.
  • 22.Словарная работа на уроках литературного чтения.
  • 23.Методика обучения творческим работам на уроках чтения.
  • 24.Методика обучения младших школьников выразительному чтению.
  • 25.Диагностика учебных достижений младших школьников по литературному чтению.
  • 26.Организация работы с детской книгой в начальной школе. Читательская самостоятельность как методическое понятие.
  • 27.Методика проведения уроков внеклассного чтения на подготовительном и начальном этапах.
  • 28.Методика организации уроков внеклассного чтения на основном этапе.
  • 29.Методика изучения основ фонетики и графики в начальных классах.
  • 30.Методика изучения темы «Состав слова».
  • 31.Методические основы формирования у учащихся грамматических понятий. Методика работы над грамматическими определениями и терминами.
  • 32.Методика изучения имени существительного в начальных классах.
  • 33.Методика изучения имени прилагательного в начальных классах.
  • 34.Методика изучения глагола в начальных классах.
  • 2.Русский язык как учебный предмет. Программы, умк. Цели обучения русскому языку, содержание программ и планируемые результаты обучения русскому языку. Сравнительный анализ двух умк по русскому языку.

    Учебный предмет – это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности.

    Цели: 1. Познавательная (формирует у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формир. На этой основе знаково символического и логического мышления учеников – анализ,сравнение,обобщение)

    2. Социокультурная (формирование коммуникативной компетенции)

    Необходимость глубокого изучения родного языка в школе оп­ределяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая людей в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настрое­ний (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка являются необходимым условием и средством учебного тру­да учащихся.

    Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребенка, на успеш­ное усвоение знаний по всем предметам.

    Основной задачей начального обучения русскому языку явля­ется организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка.

      в развитии устной и письменной речи - в связи с чтени­ем, письмом, с изучением грамматического материала, с наблю­дениями, с общественной деятельностью учащихся;

      в обучении детей грамоте в Iклассе, т.е. элементарному правильному и осознанному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений;

      в изучении литературной нормы - грамматически, орфог­рафически и пунктуационно правильного письма, орфоэпически правильного произношения и овладения выразительностью речи;

      в изучении теоретического материала по грамматике, фо­нетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;

      в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грам­матики, в овладении ими умением воспринимать литературное про­изведение, в овладении читательскими умениями.

    Программа начальной школы по русскому языку состоит из трех разделов:

      «Обучение грамоте и развитие речи»;

      «Грамматика, правописание и развитие речи»;

      «Чтение и развитие речи».

    Помимо этого она содержит подразделы: «Внеклассное чтение, Чистописание».

    Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребенок учится расчленять речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и зву­ки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует раз­витию фонематического (речевого) слуха, т.е. умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идет обучение письму. Важно в это время научить детей правильно писать буквы, чи­тать и списывать с печатного и письменного текстов, писать под диктовку и т.д.

    Чтение и развитие речи имеет своей задачей сообщение на­чальных сведений по литературе, формирование и совершенство­вание навыка правильного, беглого, сознательного и выразитель­ного чтения.

    Умение читать служит воспитанию нравственных качеств лич­ности, познанию окружающего мира. В целях достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринять и понять читаемое, а также выразить свое понимание и отношение к произведению. Классная работа по чтению углубляется и расширя­ется на уроках внеклассного чтения.

    Внеклассное чтение имеет своей задачей организацию самосто­ятельного чтения, обучение приемам работы с книгой.

    Грамматика и правописание основной своей целью ставят оз­накомление с элементами всех разделов языкознания, усвоение деть­ми самых необходимых грамматических понятий, овладение уме­ниями, основанными на орфографических и пунктуационных пра­вилах.

    Следует добиваться, чтобы дети поняли и закрепили сведения о языке, приобрели путем упражнений умения применять знания на практике, пользовались в своей речи элементами литературного языка. При обучении грамоте, чтению и грамматике особое место поэтому занимает работа по развитию речи.

    Развитие речи предполагает выработку умений и навыков ус­тной и письменной речи.

    Дети должны научиться владеть устной и письменной речью. Большое внимание уделяется культуре речи. Специальных уроков по развитию речи не предусматривается, в связи с этим такая ра­бота присутствует на всех уроках по языку.

    В настоящее время Министерством образования РФ для начальной школы рекомендовано несколько УМК. Рассмотрим особенности некоторых из них.

      УМК «Школа России» Авторский коллектив: В.Г. Горецкий и др. «Русская азбука». Л.М. Зеленина и др. «Русский язык». Л.Ф. Климанова и др. «Родная речь». Главная концептуальная идея комплекта, сформулированная авторами: «Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все то, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы. Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно- развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование. Цели обучения русскому языку: духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи. Основные особенности построения программы: изучение языка в единстве всех его сторон (фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса), постепенное нарастание трудностей в предъявлении учебного материала, постоянный возврат к уже изученному, но на новой основе (принцип концентризма), проблемно- поисковый подход в организации обучения, развитие творческих способностей ребенка, ежедневная работа над обогащением его речевой практики.

      УМК «Гармония» Авторский коллектив: М.С. Соловейчик и др. Букварь (в 2-х частях) М.С. Соловейчик и др. Русский язык. К тайнам нашего языка. О.В. Кубасова. Литературное чтение. Мои любимые страницы. Особенности комплекта: преодоление объективно сложившегося в конце ХХ начале ХХI вв. противоречия между традиционной и развивающей системами в начальном образовании на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению педагогических и методических проблем; воплощение основных направлений модернизации школьного образования; обеспечение условий для формирования у младших школьников основ учебной деятельности. Общая характеристика программы по русскому языку: цель обучения – осознание ребенком себя как языковой личности и формирование у него на этой основе уважения к языку и себе как его носителю. Осуществление коммуникативного подхода в изучении языка; обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития орфографической зоркости и орфографического самоконтроля; расширение круга сведений о способах выполнения языковых и речевых действий; введение в программу сведений по культуре речи; развитие речи детей путем знакомства 23 их с конкретными стилями и жанрами (записки, письма, поздравления, загадки, дневниковые записи, воспоминания, словесные зарисовки и др.); тщательный отбор и проработка дидактического материала в учебниках.

      УМК «Школа – 2100» Авторский коллектив: Е.В. Бунеева и др. Моя любимая азбука. Р.Н. Бунеев и др. Учебники по чтению из серии «Свободный ум». Е.В. Бунеева и др. Русский язык. Педагогические принципы, положенные в основу комплекта: личностно- ориентированные (адаптивности, развития, комфортности); культурно- ориентированые (картины мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип); деятельностно-ориентированные принципы (обучения деятельности, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития), опора на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Особенности программы по русскому языку: формирование орфографической зоркости детей на основе целенаправленной работы над составом слова, его лексическим значением в сочетании со звуко-буквенным анализом; введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм; состав слова и лексика – «сквозные» темы курса; увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации; сведения о частях речи вводятся раньше – в период обучения грамоте; изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного обучения; выдержан единый подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.

      УМК «Перспективная начальная школа» Авторский коллектив: 24 Агаркова Н.Г. и др. Азбука Чуракова Н.А.и др. Русский язык. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной работы с работой в малых группах, коллективной работой позволяют создать педагогические условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика. Основное содержание системы «Перспективная начальная школа»: формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале из таких областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществоведение, экономика, искусство, физическая культура. Преподавание каждого предмета базируется на интерактивной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

      Образовательная система обучения Л.В. Занкова Авторы учебников: Н.В. Нечаева и др. «Азбука» В.Ю. Свиридова и др. «Литературное чтение» Н.В. Нечаева и др. «Русский язык».

      «Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» Авторы учебников: В.В. Репкин «Букварь» Н.Г. Агаркова. Письмо. Тетрадь для 1 класса. В.В. Репкин. Русский язык.

    Наталия Глазкова

    Цель : Вызвать интерес к изучаемой лексической теме , повысить любознательность. Закреплять и расширять словарь детей по теме «Одежда» , «Семья» .

    Задачи :

    Ввести новые лексические единицы по теме.

    Учить образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа личных местоимений с предлогом у (у меня, у тебя) .

    Закреплять умение использовать в речи грамматические конструкции «существительное + глагол 3 лица» (дедушка спит, мальчик играет, «числительное + существительное» (два платья, три рубашки и т. д.) .

    Закреплять умение вести мини-диалоги.

    Упражнять детей в правильном произношении русских звуков .

    Развивать умение понимать русскую речь , слова «семья» , «одежда» .

    Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

    1. Дидактическая игра «Семейный альбом» (загадки о семье)

    2. Словесная игра «Кто что делает»

    3. Стихи про семью

    4. Книжка – раскладушка «Одежда»

    5. Дидактическая игра «Кому что подарим»

    6. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

    7. Дидактическая игра «Подбери заплатку»

    8. Дидактическая игра «Подбери по цвету»

    9. Дидактическая игра «Посчитай»

    10. Раскраски (одежда)

    11. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

    12. Дидактическая игра «Одень куклу»

    13. Стихи об одежде

    14. Загадки (одежда)

    15. Чистоговорки









    Публикации по теме:

    Конспект занятия «Бабушкин сундук». Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель: развивать у детей.

    Сценарий праздника к 8 Марта в средней группе «Бабушкин сундук» Дети входят в зал. Встают свободно у центральной стены лицом к гостям. В руках у детей цветы. Вед: Сегодня в целом свете Праздник большой.

    Чтобы заинтересовать третьеклассников на уроке русского языка, я придумала дидактическую игру "Снежное украшение для елочки".Эта игра на.

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ручному труду в средней группе «Бабушкин сундук» П/С: Учить детей разрешать противоречия, находить выход из проблемной ситуации, используя собственный опыт. Совершенствовать грамматический.

    Вид непосредственно образовательной деятельности Занятие кружка. Интегрированная деятельность Интегрируемые образовательные области «Художественно.

    Перспективный план кружка для второй младшей группы «Бабушкин сундук» Что мы Родиной зовем? Дом, где мы растем, И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнц в небе голубом. И душистый,.

    План работы КМО «Русский язык в ДОУ» на 2015–2016 уч. год -Руководитель КМО-Ондар Аяна Алексеевна, МБДОУ д/с «Солнышко» 1. Организационные вопросы: 1. Подведение итогов КМР за 2014-2015 уч. год. Награждение.