Что такое описание и повествование? Что такое текст-повествование Как объяснить ребенку что такое повествовательное.

На протяжении многих десятилетий формировались постепенно функционально-смысловые типы речи , то есть словесные структуры, способы и схемы, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются повествование, описание и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Тип текста: Описание.

Цель создания текста:
1) Указание на его принадлежность к классу предметов.
2) Перечисление свойств, признаков, элементов предмета речи.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

Содержание и форма текста:
1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы аналогии, сравнения, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.

А) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Повествование.

Цель создания текста:
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи.


Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Тип текста: Рассуждение.

Цель создания текста:
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

Содержание и форма текста:
1) Имеются аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса), тезис (положение, которое доказывается), и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Типичные грамматические средства оформления:
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

Приведем примеры.

1. Текст-описание:
Внешность её показалась мне великолепна: она была лет тридцати, росту среднего, худощавая и широкоплечая. В милой улыбке её казалась изюминка; живые большие глазки так и блестели. Лицо её имело выражение довольно приятное, но играющее. Волоса были пострижены под каре; на ней было великолепное платье и изящная шапочка.

2. Текст-повествование:
Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Проводник объяснил мне, что облачко предвещало дождь.
Мы слышали о здешних метелях, что целые деревни бывали ими занесены. Михалыч, согласно со мнением проводника, советовал возвращаться. Но ветер показался мне не очень силен; я понадеялся добраться до заката до следующей станции и велел ехать быстрее.
Проводник поскакал; но всё посматривал на запад. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Серое облачко обратилось в большую серую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал проводник, – беда: буран!»...
Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом – и скоро встали.

3. Текст-рассуждение:
В тот день размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был очень огромен. Я не мог не признаться себе, что поведение мое в кабардинской кафешке было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Михалычем. Всё это меня терзало и мучило.

Повествование - это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Теперь, когда мы знаем, что такое повествование, поговорим о его характеристике. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). Повествование может идти как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого - рассказчик обозначается личным местоимением я.

Такое понятие, как «повествовательная техника» часто применяется в нарратологии (теории повествования) и используется для обозначения совокупности повествовательных приемов, употребляемых автором во время написания литературных произведений.

Функционально-смысловые типы речи

Всю нашу речь можно условно разделить на следующие типы: повествование, описание, рассуждение. Каждый из них обладает характерными признаками. Давайте же рассмотрим, что такое описание, повествование, рассуждение, и чем же они отличаются.

Описание - это изображение определенного явления, лица, предмета, путем перечисления и раскрытия его главных признаков. К примеру, описывая человека, мы указываем на такие признаки, как рост, цвет глаз и волос, осанка, походка, улыбка, возраст и т. п. Описание помещения будет состоять из таких признаков, как размер, особенности мебели, оформление стен, число окон и т. д.

Рассуждение - это словесное разъяснение, изложение, подтверждение определенной мысли. Композиция данного типа речи такова: тезис, то есть та мысль, которую необходимо обосновать либо опровергнуть; далее следует обоснование мысли, которое содержит аргументы, доказательства, которые подтверждаются примерами; заключение, вывод.

О повествовании поговорим более подробно.

Особенности повествования

В общем, любой повествовательный текст рассказывает какую-нибудь историю. При этом история может как последовательно излагаться от самого начала до самого конца, так в ней могут присутствовать перестановки событий. Чтобы понять, что такое текст повествования, нужно помнить, что в таком рассказе могут быть пропущены некоторые события, либо присутствовать воспоминания о прошлых событиях или намеки на будущие.

Время, которое требуется для повествования, по-разному соотносится со временем, которое необходимо для того чтобы совершилась история: превышать его, быть меньше его или быть ему равным. Разные комбинации соотношений двух времен образуют повествовательные движения: сцену, паузу, эллипсис и резюме. Каждому из таких движений свойственен некоторый темп повествования, а чередование (или соотношение) движений отвечает за повествовательный ритм.

Сегодня мы поговорим о тексте-повествовании. Рассмотрим первый пример. Прочитаем текст:

Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята - в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка (рис. 1).

Рис. 1. Цыплёнок и утёнок ()

О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.

Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?

Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют три части :

2. Основная часть

3. Заключение

Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:

Однажды летом мы с ребятами…

Это случилось ранней весной…

Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец .

В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.

Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:

1. инструкция;

2. письмо;

3. заметка;

Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема текста: яблонька .

Главная мысль: яблонька была спасена .

Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.

Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.

Проверим.

Начало: Около дома росла маленькая яблонька.

Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Прочитаем текст, расположим его части в нужном порядке. Определим тип текста, его тему и главную мысль.

Хорошие у мальчика друзья! Саша заболел. Ему скучно. Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят (рис. 3).

Рис. 3. Мальчик болеет ()

Проверим.

Саша заболел. Ему скучно.

Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят.

Хорошие у мальчика друзья!

Тип текста: текст-повествование, потому что к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема: Мальчик заболел .

Главная мысль выражена в последнем предложении:

Хорошие у мальчика друзья!

Варианты заголовков:

Сашины друзья. Хорошие друзья.

Прочитаем предложения. Расставим предложения по порядку, назовём части текста.

Встреча с рысью (рис. 4)

Мы вернулись домой. Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Это были отпечатки лап крупной кошки. Она лежала на толстом суку. Вдруг мой товарищ заметил следы. А вот и сама рысь. Дальше идти было опасно.

Проверим.

Встреча с рысью

Части текста:

Начало: Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.

Основная часть: Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.

Как вы думаете, слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте-повествовании? Это глаголы. Без глаголов мы бы не смогли рассказать о том, что произошло. Глаголы являются опорными словами для текста-повествования.

Рассмотрим картинки, составим текст-повествование, используя данные глаголы, озаглавим текст.

пошли, побежал

увидел, фыркнул, растопырил

испугался, убежал

Верный вариант ответа:

Раз ребята пошли в лес. За ними побежал щенок.

Вдруг щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки.

Щенок испугался и убежал (рис. 5).

Рис. 5. Ежик и щенок ()

Текст можно озаглавить: Щенок и ёж. Встреча.

Для написания текста-повествования необходимо уметь составлять план. Узнаем, как это сделать.

Прочитаем текст, разделим его на смысловые части.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. В этот день дети спасли много морских зверьков (рис. 6).

(По Г. Снегирёву)

Рис. 6. Берег моря ()

Проверим.

Начало. Что произошло ночью?

Ночью был шторм. Дул сильный ветер.

Первую часть мы можем озаглавить «шторм ночью».

Чтобы озаглавить основную часть, нужно ответить на вопросы: когда шторм стих? Утром . Куда отправились Наташа и Серёжа? К морю . Кого спасла Наташа? Рачка . Кого спас Серёжа? Рыбку . Озаглавим данную часть «Спасение морских зверьков».

Заключение. Чем закончилась история?

В этот день дети спасли много морских зверьков.

Эту часть можно озаглавить «Спасители». Итак, у нас получился такой план текста:

1. Шторм ночью.

2. Спасение морских зверьков.

3. Наташа и Серёжа - молодцы.

Используя данный план, перескажите текст.

Мы узнали, что в тексте-повествовании рассказывается о каком-то событии. К данному типу текста можно поставить вопрос что произошло?

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013

3. Интернет-сайт rataiko.school139.edusite.ru ()

Домашнее задание

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 184, 185 С. 135.

2. Прочти текст. Подбери к данному тексту заголовок, составь план текста.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. (К.Ушинский)

3. *Используя полученные на уроке знания, составь текст-повествование по картинке. Озаглавь его, составь план.

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

Он ярко и точно передаёт суть повествования — это рассказ о том, что произошло, случилось. Примером субъективного повествования может служить рассказ героя повести А.С. Пушкина «Выстрел» о дуэли с графом. Повествование ведётся от первого лица, все события пропущены через авторское восприятие. После развязки может следовать «нравственная мысль», или вывод из всего повествования (ср. мораль басен). Примером почти строгой хрии (с пропуском примера и свидетельства) может служить одна из «Тускуланских бесед» Цицерона на тему: «Не стоит бояться смерти (Сократ)». Но в любом случае текст-рассуждение должен содержать разъяснение, доказательство или опровержение какой-либо мысли с помощью определённой системы доказательств.

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи в русском языке, играет не самую последнюю роль в столь популярном коммуникативно-познавательном процессе. Если обратить свое внимание на структуру таковых текстов, можно понять, что рассказ является своего рода цепью последовательно связанных между собой предложений. Рассуждая таким образом, автор в конце текста докажет свою мысль, приводя немало аргументов.

Дождь за окном? Вечно серое небо? Одинокая луна? Фальшивая улыбка? Постоянная грусть в глазах, которую со временем все сложнее скрывать? Или лед? Равнодушие к чувствам других? Безразличие ко всем? Слезы из глаз при воспоминании о тебе? Вечная зима? Дальняя дорога в никуда?

Теоретико-практическое изучение
текста-повествования без учёта жанровой
особенности

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Повествование — это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях. К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось?

Как вы думаете, какой это тип текста? Глаголы какого времени подчёркнуты? Сколько частей (абзацев) в этом тексте? 6. Работа над планом текста-повествования. Рассмотрим на примере варианта работы с детьми. Дети набрасывают план к тексту. 2) указание на время и место события. Микротема второй части — пробуждение пчёлок.

Бытовые: из личной жизни; из жизни других. 3) из области воображаемого.

Это тема текста. Соответствует ли заглавие содержанию текста? 4. Ребята, а что такое основная мысль текста? Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. А в первом столбике ведь тоже группа предложений.

Текст-рассуждение

А для этого автору нужно создать убедительное повествование. Повествование – это рассказ о том, как все было и происходило. А на чем строится сюжет произведения, как ни перечисление произошедших событий. К слову, синопсис романа – это чистое повествование, подчас сдобренное перечислением основных идей произведения. И правда, на первый взгляд, повествование – элементарная форма речи, ведь каждый день мы преимущественно повествуем, а не описываем и рассуждаем. Повествования самого Набокова затейливы, изобразительны, всегда апеллируют к чувствам читателя, которого набоковский текст делает не просто очевидцем, а соучастником происходящего.

На доске это выглядит следующим образом. Различают три типа текста. КАКОЙ предмет?

Покажу данное положение на конкретном примере. Почему снежинка тает в руке?” (рассуждение). 1. Прочитайте предложения. Попробуйте определить основную мысль текста. Найди речевой недочёт. Затем дятел перелетел на другое дерево. Например: “Две девочки шли домой с грибами.

Содержание и форма текста: 1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 2. Текст-повествование: Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом – и скоро встали. 3. Текст-рассуждение: В тот день размышления мои были не очень приятны.

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи, - это словесное разъяснение или изложение, которое подтверждает или опровергает определенную мысль (догадку). Композиция такого вида функционально-смысловой речи, как рассуждение, очень проста.

Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Функционально-смысловые типы речи — описание, повествование, рассуждение — используют авторы при написании произведений. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится.

Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.

А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке. Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам?

В этом документе содержатся тексты повествование, описание, рассуждения. Можно использовать на уроке русского языка, как работу в парах (раздать на парту текст,учащиеся должны определить тип текста и доказать свое предположение). Однажды осенью я, мама и бабушка отправились на прогулку в парк «Кедровый Лог». С собой мы взяли орехи, я –грецкие, а мама – кедровые. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. Иногда мне кажется Дуся понимает человеческий язык, потому что если мама её зовет,то она сразу прибегает и если мама её ругает за что- нибудь, она прячется.

Определение типов речи. Приемы работы

Этот тип текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Этот тип текста легко проиллюстрировать.

Одним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ — повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно.

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая). Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Каждый из них имеет свои отличительные признаки. В нашей внешней речевой оболочке, в ее уникальном строении многое зависит именно от задачи, которую мы ставим перед собой при изложении мыслей. Так сделал В. В. Одинцов, который добавил к повествованию, рассуждению, описанию также определение (проще говоря, объяснение).

Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом. Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение.

Типы речи - разграничение речи по обобщённому (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение. Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета. В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными, например: Жираф (жирафа), жвачное млекопитающее. В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами.

Повествование– это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность - большое количество глаголов и цепочечное развитие действия.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка. Следует помнить, что границы между типами условны. В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения. Выполняя задание № 21. Помните, каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.

На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание.

Перед вами типичный повествовательный текст. Основные моменты, составляющие его смысловую основу, - узлы повествования. Каждый из них представляет относи­тельно законченный смысловой и временной эпизод, а каждый та­кой эпизод обусловливает появление следующего. Это композиционный принцип систематизации узлов повествования. Сценическое повествование лежит в основе всех драматических произведений и характерно для текстов, рассчитан­ных прежде всего на произнесение. К сценическому можно отнести и такое повествование, в котором движение переда­ется чередованием деталей, наглядных образных картинок.

Повествование - это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Теперь, когда мы знаем, что такое повествование, поговорим о его характеристике. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). Повествование может идти как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого - рассказчик обозначается личным местоимением я.

Такое понятие, как «повествовательная техника» часто применяется в нарратологии (теории повествования) и используется для обозначения совокупности повествовательных приемов, употребляемых автором во время написания литературных произведений.

Функционально-смысловые типы речи

Всю нашу речь можно условно разделить на следующие типы: повествование, описание, рассуждение. Каждый из них обладает характерными признаками. Давайте же рассмотрим, что такое описание, повествование, рассуждение, и чем же они отличаются.

Описание - это изображение определенного явления, лица, предмета, путем перечисления и раскрытия его главных признаков. К примеру, описывая человека, мы указываем на такие признаки, как рост, цвет глаз и волос, осанка, походка, улыбка, возраст и т. п. Описание помещения будет состоять из таких признаков, как размер, особенности мебели, оформление стен, число окон и т. д.

Рассуждение - это словесное разъяснение, изложение, подтверждение определенной мысли. Композиция данного типа речи такова: тезис, то есть та мысль, которую необходимо обосновать либо опровергнуть; далее следует обоснование мысли, которое содержит аргументы, доказательства, которые подтверждаются примерами; заключение, вывод.

О повествовании поговорим более подробно.

Особенности повествования

В общем, любой повествовательный текст рассказывает какую-нибудь историю. При этом история может как последовательно излагаться от самого начала до самого конца, так в ней могут присутствовать перестановки событий. Чтобы понять, что такое текст повествования, нужно помнить, что в таком рассказе могут быть пропущены некоторые события, либо присутствовать воспоминания о прошлых событиях или намеки на будущие.

Время, которое требуется для повествования, по-разному соотносится со временем, которое необходимо для того чтобы совершилась история: превышать его, быть меньше его или быть ему равным. Разные комбинации соотношений двух времен образуют повествовательные движения: сцену, паузу, эллипсис и резюме. Каждому из таких движений свойственен некоторый темп повествования, а чередование (или соотношение) движений отвечает за повествовательный ритм.

И ) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений) .

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .

Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное описание – отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? – летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков .

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях ; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект ; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…» ; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Повествование – основа произведения, кровеносная система романа. Автор может писать, как ему вздумается, но он так или иначе повествует о чем-то. Поэтому автору, задавшему целью освоить теорию литературы , не худо бы знать и о таком функционально-смысловом типе речи, как повествование, побольше.

Типы повествования

В зависимости от характера содержания выделяют изобразительное и событийное повествование.

Изобразительное повествование

Задача изобразительного повествования – изобразить последовательность физических действий, смену физических состояний природы или персонажа.

  • Строится на однородных сказуемых, выраженных глаголами совершенного вида:

«Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали » М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Здесь выделенные однородные сказуемые передают последовательную смену действий персонажа. В это фрагменте преобладает лексика с предметным значением, задача которой создать у читателя эффект присутствия при описываемых действиях.

  • Последовательность действий может выражаться не только однородными сказуемыми, но и рядом самостоятельных предложений. В этом случае изобразительная сила увеличивается, поскольку самостоятельное предложение дает читателю большее количество дополнительных деталей.

«До этого момента Буш сидел неподвижно. Затем он встал. Широко улыбаясь, приблизился к Зое Семеновне. Внезапно провел какое-то стремительное футбольное движение. Затем – могучи ударом лакированного ботинка вышиб поднос из рук ошеломленной женщины. Помещение наполнилось звоном». С.Довлатов «Копромисс».

В этом фрагменте большее значение имеет не фиксация конкретных действий, а из значение применительно к ситуации. Значимость действий подчеркивается и замедление ритма повествования: однородные сказуемые, относящиеся к одному субъекту – Бушу – располагаются в разных самостоятельных предложениях. Неадекватность действий персонажа подчеркивается обстоятельствами образа действия (широко улыбаясь, внезапно), что являет собой описание внутреннего мира персонажа.

Событийное повествование

Цель событийного повествования – дать представление о последовательности событий, поступков, изменений в жизни лица, группы лиц, государства и т.д., Основу событийного повествования составляет последовательность предложений, обозначающих события и действия.

Если в изобразительном повествовании главным содержанием текста является фиксация конкретных физических действия, явлений чувственно воспринимаемого мира, то в событийном повествовании внимание читателя обращено на элементы мира событий: собственно события, поступки, решения.

«Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го. Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца»

В этом примере предложения со сказуемыми в форме глаголов совершенного вида передают последовательность событий за довольно большой период времени. Предложения автономны, то есть ярко выраженной логической связи между ними нет. Порядок следования их определен хронологий развития событий. Акцент сделан на сообщении о последовательных событиях, а не на их фиксации органами чувств человека.

Динамичность повествования

Повествование всегда динамично, поскольку фиксирует переход от одного действия или состояния к другому, то есть изображает действительность в процессе изменения и развития. Динамичность повествования достигается с помощью:

  • Глаголов совершенного вида: пришел, увидел, победил.
  • Наречий и наречных слов со значением времени: сперва, вдруг, затем, изредка и т.д.
  • Союзы: разделительный союз то -‑то , сопоставительный союз чем ‑ тем , союзы со значением времени лишь только, как только и т.д.

Роль повествования в тексте

Удельный вес повествования в текстах различен. Но чаще всего повествование чередуется с описанием в композиционных целях. Например, у Пушкина, писателя с ярко выраженной склонностью к повествовательности, даже описание интерьера содержит повествовательные черты: «Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампадка» (А.С.Пушкин «Пиковая Дама»)

У Тургенева тоже часто можно встретить соединение повествование и описания, хотя описательные фрагменты в его прозе по сравнению с прозой Пушкина более обширны и легко вычленимы в тексте: «Вот вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село… В лесу все темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы » И.С.Тургенев «Ермолай и мельничиха».

Вывод прост: несмотря на то, что все тексты можно разделить на разные речевые действия, трудно обнаружить стерильно чистые формы описания или повествования. Писатель делает акцент на различных гранях действительности, используя вперемешку повествование с описанием, и в результате они создают у читателя нужное автору разнообразие восприятия.

В статье использованы материалы работы: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»