Астено-невротический синдром — причины, симптомы и лечение при истощении нервной системы. Астенические состояния у детей и подростков

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами.

Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении).

  • При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «эксплозивная астения».
  • Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них также есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность.

Из двух основных процессов в нервной системе - возбуждения и торможения - у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

1. Цереброгенная астения.

Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением.

Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности («взрывной характер»).

Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.

2. Резидуальная астения.

Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития.

Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез.

Данная форма имела место в 16 % случаев.

3. Дизонтогенетическая астения.

Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода.

Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.

В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии.

Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной . Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа).

Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле?

К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом - и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости.

Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).

Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не
могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь
переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС - состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка.

У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим.

При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.

2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью.

Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей
или преподавателей.

3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя.

Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать. Встречаются и аффективно-респираторные припадки, когда на фоне таких приступов ребенок обмякает, а иногда и синеет. Ругать и наказывать их за это бесполезно, кричать на них нельзя, равно как применять и физическое насилие. Такие попытки воспитания только осложняют их состояние.

4. Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках.

Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.

5. В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело.

Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.

Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы . Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.

В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно
медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или
психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.

Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.

Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследований, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению.

Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую - на устранение самих астенических симптомов; в третью - на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.

При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки . Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой. Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия.

Нужна оптимизация пищевого рациона:

  • увеличение удельного веса продуктов - источников белка (мясо, соя, бобовые), продуктов, богатых углеводами, витаминами группы В (яйца, печень) и триптофаном (хлеб грубого помола, сыр, бананы, мясо индейки);
  • детям нужно пить молоко, есть творог, богатый кальцием;
  • употреблять продукты питания с выраженными витаминными свойствами (плоды шиповника, черная смородина, цитрусовые, яблоки, киви, облепиха, черноплодная рябина, земляника, разнообразные овощные салаты, фруктовые соки).

Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В, ноотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости.

Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы , ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.

Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе , что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации.

Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей - и к различным нервно-психическим расстройствам.

Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка.

В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают
распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.

Современным родителям объяснить эти и другие медико-психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, по-
рой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы
своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том
числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы . Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.

Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт, большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны.

Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом.

С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.

Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания . В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.

Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже о враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.

У взрослых выделяют два типа астенических расстройств:

  • гиперстеническая астения, характеризующаяся сверхвозбудимостью сенсорного восприятия (непереносимость звуков, света и так далее), возбудимостью, повышенной разражительностью, нарушениями сна и пр.;
  • и гипостеническая астения, основным элементом которой является снижение порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью.

Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.

Литература:

1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. - 2010. - № 11.

3. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. - СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.

4. Шишков В.В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния. - СПб.: Речь, 2010.

Материал предоставлен , декабрь 2014.


Консультация для воспитателей

Тема: «Астено-невротический синдром у детей»

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ №49

г. Невинномысска

Сердечная Г.

Невинномысск,2016

Астено-невротический синдром у детей

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами. Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И. П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении). При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «эксплозивная астения». Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них также есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе - возбуждения и торможения - у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

1.Цереброгенная астения. Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением. Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивное («взрывной характер»). Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.

2.Резидуальная астения. Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития. Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез. Данная форма имела место в 16 % случаев.

3.Дизон тогенетическая астения. Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода. Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды. В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии. Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа). Инфекционисты считают что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца. А что получается на самом деле? К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом - и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости, Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).

Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС - состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка. У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

    Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим. При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.

    У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью. Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей или преподавателей.

    При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя. Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать. Встречаются и аффективно-респираторные припадки, когда на фоне таких приступов ребенок обмякает, а иногда и синеет. Ругать и наказывать их за это бесполезно, кричать на них нельзя, равно как применять и физическое насилие. Такие попытки воспитания только осложняют их состояние.

    Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках. Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.

    В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело. Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.

Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы. Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.

В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.

Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.

Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследованйй, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению. Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую - на устранение самих астенических симптомов; в третью - на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.

При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки. Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой, Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия. Нужна оптимизация пищевого рациона: увеличение удельного веса продуктов - источников белка (мясо, соя, бобовые), продуктов, богатых углеводами, витаминами группы В (яйца, печень) и триптофаном (хлеб грубого помола, сыр, бананы, мясо индейки); детям нужно пить молоко, есть творог, богатый кальцием; употреблять продукты питания с выраженными витаминными свойствами (плоды шиповника, черная смородина, цитрусовые, яблоки, киви, облепиха, черноплодная рябина, земляника, разнообразные овощные салаты, фруктовые соки). Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В инотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости. Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе, что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации. Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей - и к различным нервно-психическим расстройствам.

Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка. В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.

Современным родителям объяснить эти и другие медико - психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, порой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы. Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.

Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь, как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт; большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны. Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом. С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.

Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания. В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.

Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.

У взрослых выделяют два типа астенических расстройств: гиперстеническая астения, характеризующаяся сверхвозбудимостью сенсорного восприятия (непереносимость звуков, света и т. д.), возбудимостью, повышенной разражительностью, нарушениями сна и пр.; и гипостеническая астения , основным элементом которой является снижение порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью. Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.

Литература

Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

Чутко А. С., Суругикина С. Ю., Никишена И. С., Яковенко Е. А., Анисимова Т. И., Кузовенкова М. П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. - 2010. - № 11.

Шишков В. В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. - СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.

Шишков В. В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния, - СПб.: Речь, 2010.

Http :// www . allbest . ru /{Мельникова Е. М. Организация режима дня в разновозрастных группах детского сада. - Карагандинский ГУ, 2008)

Http, //vvww. vash-medic.ru

Http.//www, vita-portal.ru

Http. //www. malutka. Net .

Среди множества детских недугов существуют и психические расстройства. Они бывают приобретенными и врожденными, а их лечение всегда сугубо индивидуально. Оно требует контроля опытного невролога. Астено-невротический синдром - одно из них. Узнаем об этой болезни подробно.

Что такое астено-невротический синдром у детей: последствия, прогноз

Так называют одно из психических расстройств, появляющееся как результат чрезмерной усталости и нервного истощения. Неврологи еще называют недуг раздражительной усталостью, поскольку такой ребенок одновременно и усталый, и возбужденный. Заболевание принадлежит к категории неврозов, оно характерно и взрослым, и детям. Но у последних оно имеет свою особенную симптоматику.

Этиология астено-невротического сидрома (АНС) у детей бывает приобретенной и врожденной. Приобретенная форма часто бывает последствием перенесенных травм шейного отдела позвоночника ребенка и может проявиться после периода сильных больших нагрузок, регулярных переживаний и волнений.

Если говорить о врожденной форме, то АНС может беспокоить малыша до 3-4 лет. Как отмечают неврологи, в развитии, лечении и дальнейших прогнозах болезни многое зависит от типа нервной деятельности ребенка, то есть темперамента. Их есть четыре: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. И дети с последним типом нервной деятельности больше склонны к АНС. Также прогнозы зависят от генетической склонности к этому заболеванию. Вполне возможно, что астено-невротические синдромы были характерны и родителям маленького пациента. Тогда лечение будет гораздо длительнее.

В любом случае ребенку с АНС необходима помощь психолога. Она нужна также родителям малыша или подростка, чтобы сформировать навыки общения с таким ребенком, тактику взаимоотношений. Для невролога в определении прогнозов относительно пациента важную роль играет степень нарушения нервных функций. Если астено-невротический синдром у юного пациента изолированный и неусложненный, то прогнозы благоприятны.

Обычно назначают лечение курсами, их меняют один раз в три-четыре месяца. А успешность курсов и, соответственно, прогнозы во многом зависят от отношения к болезни ребенка родителей, их терпения и психологической устойчивости.

Астено-невротический синдром у детей: причины

Это расстройство психики имеет целый ряд причин. Главная из них - регулярные повышенные нагрузки на нервную систему в виде стрессов, умственного перенапряжения. Иногда вышеуказанная патология - следствие нарушения процессов обмена в головном мозге.

Нередко причиной астено-невротического синдрома у детей бывают инфекции вирусной и бактериальной природы, которые протекают с нейротоксикозом. Врожденный астено-неротичекий синдром чаще всего бывает результатом перенесенной в родах гипоксии. Наследственность - одна из причин врожденной формы недуга.

Причинами приобретенного астено-невротического синдрома у детей могут быть даже небольшие травмы головы и отравления, длительные заболевания печени, почек. АНС может проявиться и после перенесенного воспалительного заболевания центральной нервной системы, например, энцефалита и менингита. Дефицит витаминов в рационе, причем длительный, тоже бывает причиной АНС.

Астено-невротический синдром у ребенка: симптомы

Астено-невротический синдром в начале проявляется общей слабостью и быстрой утомляемостью. Дитя становится неусидчивым, раздражительным, вспыльчивым и капризным. Нередко это переходит в агрессию по отношению к окружающим. Меняется и его поведение вне дома. Так, к примеру, он может себя плохо чувствовать в транспорте. Это способно проявляться укачиванием с рвотой и тошнотой, головокружениями, могут случаться и обмороки.

Если говорить о симптомах АНС у деток дошкольного и младшего школьного возраста, то у них часто наблюдается ночное недержание мочи (энурез).

Далее при развитии АНС может проявляться сильная боль в зоне шеи, нервный тик глаз, конечности может сводить судорогами. Эти симптомы характерны запущенной форме АНС, когда родители бездействуют и не занимаются лечением своего ребенка. Тогда у него может проявляться сильная боль при выполнении физических упражнений, а поведение характеризуется истериками и повышенной агрессивностью по отношению к окружающим.

Что касается признаков астено-невротического синдрома у подростков, школьников, то это невозможность сконцентрироваться на заданиях, постоянная отвлекаемость. Таким ребятам и в школе трудно, и дома, в спокойной обстановке, тяжело справляться с выполнением домашней работы. Родители должны набраться терпения и не кричать на ребенка, не наказывать его за постоянные ошибки и нервозность. Наказания и общение на высоких тонах только усугубят проблему и дадут почву для дальнейшего развития АНС. Тогда у ребенка вообще нарушится чувствительность и память.

В подростковом возрасте признаком болезни может быть развитие фобий. В дошкольном такое встречается реже. Иногда признаками АНС у подростка могут быть и панические атаки, может возникать и синдром припадков. Проявляется это битьем головы о стену или пол, истериками с падениями на землю, причинением боли самому себе. В таком состоянии наказывать и ругать больных категорически запрещается и тем более применять к ним физическую силу. Это только осложнит течение заболевания. Указанные симптомы - повод для внеочередного обращения к врачу-невропатологу и изменения лечебной тактики.

При первых признаках указанного заболевания родителям обязательно нужно обратиться к детскому невропатологу. На основе анамнеза, выявления причин болезни и обследования он поставит диагноз, назначит адекватное лечение. Оно при АНС всегда назначается индивидуально. Невропатолог при этом учитывает степень проявления болезни, возраст пациента, длительность проявления симптомов. Как правило, терапия АНС состоит из применения лекарств, лечебной гимнастики и физиотерапевтических процедур, направленных на успокоение нервной системы. Среди них дарсонвализация и электросон, гидротерапия и психотерапевтическое воздействие.

Большое значение имеет изменение образа жизни. Это оптимизация режима отдыха и учебы, устранение причин и факторов, которые вызывают у ребенка эмоциональное перенапряжение.

Обычно применяемые при астено-невротическом синдроме лекарства купируют симптомы болезни. Среди таких препаратов успокоительные средства, витаминные комплексы, лекарственные средства, улучшающие кровообращение в мозге, влияющие на клеточный обмен.

Правильное и четкое применение курса назначенной неврологом терапии не только заглушает признаки болезни, а и полностью вылечивает заболевание и врожденной, и приобретенной формы.

Лечение должно базироваться на общеукрепляющих процедурах и улучшении качества питания ребенка, увеличении его пребывания на свежем воздухе и отказе от спортивных тренировок, если он посещает таковые. Больного обязательно надо оградить от стрессовых ситуаций и волнений.

Лечат астено-невротический синдром и травами. Особенно это эффективно на ранних стадиях болезни. Вот отдельные рецепты лечения АНС народными методами:

  1. Валериана лекарственная. Столовая ложка корней валерианы заваривается стаканом кипятка и после двадцатиминутного настаивания фильтруется. Пить настой нужно в три приема на протяжении дня. Последний прием - на ночь.
  2. Пустырник. Две столовых ложки сухого сырья в стакане кипятка надо томить на водяной бане 15 минут. Выпить средство после процеживания нужно в два приема - в обед и на ночь.
  3. Сбор трав успокоительный. Надо приготовить равные количества корней валерианы, мяты, вахты трехлистной. Стаканом кипящей воды заливается столовая ложка вышеуказанного сбора и выдерживается 30-40 минут. После фильтрации настой употребляют по ½ стакана вечером и утром.

Продолжительность терапии травами для детей с АНС составляет месяц. При этом важно, чтобы питание было качественным. В рационе должны присутствовать говяжья печень и морская рыба, свежие куриные яйца и молоко, орехи и творог, цитрусовые и квашеная капуста, болгарский перец и ягоды, богатые витамином С.

Психологические особенности детей с АНС, реабилитация

Дети с астено-невротическим синдромом нервные и агрессивные. Они сразу выделяются среди других в детском коллективе. Это дети конфликтные, склонные обижать других и разговаривать на повышенных тонах.

Такие дети часто плачут, кричат, протестуют против элементарных привычных действий, например, безо всякой причины могут отказаться от пищи, даже любимой, и закатать истерику как дома, так и в детском саду.

Педагоги в дошкольных учреждения и в школе берут таких детей на учет, с ними занимаются психологи, и если родители соблюдают все назначения неврологов, следуют советам психологов, ведут себя по отношению к ребенку сдержанно, то комплексная терапия дает свои результаты. Только нужно учитывать, что за один месяц АНС не лечится. Это достаточно длительный процесс, после успеха которого еще определенное время происходит реабилитация. Это могут быть занятия с психологом, приобщение маленьких пациентов к вышивке, плаванию, ароматарепия, фитотерапия.

Самое главное в периоде реабилитации - избегать нервного перенапряжения и конфликтных ситуаций, продолжать соблюдать оптимизированный режим дня и нагрузок.

Специально для - Диана Руденко

Астено-невротический синдром - это неврологическая болезнь, которая наблюдается у людей любого возраста с непостоянной и ранимой психикой. Такие люди быстро реагируют на любые личные неудачи или раздражающие факторы, бурно показывая при этом свои эмоции, принимая все на собственный счет. Такие психологические и эмоциональные особенности человека в большинстве случаев могут иметь врожденно-наследственный характер, но благоприятная жизненная обстановка не позволяет им проявляться. Однако воздействие любых внешних или внутренних факторов может спровоцировать начало астено-невротического синдрома, который очень трудно лечить.

  • хронические болезни и травмы головы;
  • наследственность;
  • интоксикации и отравления организма;
  • социально-бытовые факторы;
  • нездоровый образ жизни.

Человеческий организм является единой системой, в которой тесно связаны физические и психологические состояния. На невротическое состояние влияют заболевания гормональной и сердечно-сосудистой системы, онкологические болезни, проблемы с кровообращением, черепно-мозговые травмы.

Синдром часто передается по наследству, но чаще всего по линии матери. Заболевание может не проявляться десятки лет, пока не появится стартовый фактор.

Вызвать заболевание могут и постоянные простуды, для лечения которых необходимо использовать антибиотики. Болезнь развивается при постоянном насыщении организма никотином. Большинство мужчин стараются смягчить стрессовое состояние при помощи сигарет, но это еще больше ухудшает ситуацию, потому что никотин в больших дозах сжигает витамины и выводит влагу из организма.

Социально-бытовые факторы являются одной из главных причин появления астено-невротического синдрома. Сложная эмоциональная атмосфера в рабочем коллективе или дома может вызвать нервный срыв. Если в нужное время не выявить причину и не поменять обстановку, это приведет к развитию синдрома, который сначала будет проявляться приступами агрессии. К истощению психики человека может привести ненормальное стремление и желание построить карьеру. Сложные умственные нагрузки вызывают синдром хронического переутомления, постоянную бессонницу и невроз.

Быстрый ритм современной жизни негативно влияет на организм человека. Для поддержания его сил необходимо соблюдать здоровый образ жизни. Невротический синдром начинает развиваться у человека, который спит менее шести часов в сутки, неправильно питается, не занимается спортом, не делает перерывы на работе и т.д.

У астено-невротического синдрома симптомы постепенно проявляются, усиливаясь с каждой стадией. Заболевание имеет три стадии.

На первую стадию развития заболевания обращают внимание лишь самые близкие люди, которые списывают это состояние на переутомление на роботе или пережитый стресс. Патология проявляется всплесками агрессии и раздражения, эмоциональными проявлениями (беспричинный смех, бурные слезы, приступы грусти и т. д.), человек не может контролировать проявление своих эмоций.

На второй стадии астено-невратического синдрома невозможность управлять своими эмоциями заменяется безразличным отношением к окружающему миру. Человек теряет интерес к жизни. Симптомы болезни проявляются в виде ухудшения физического самочувствия (наблюдается усталость при малейших физических усилиях, постоянно хочется спать, но сон не помогает восстановить силы).

На третьей стадии астено-невротического синдрома человек впадает в глубокую депрессию. Она проявляется такими симптомами, как апатия, отсутствие желания что-то делать, частые простуды (особенно ангина). Если не начать лечение, то состояние человека значительно ухудшится.

Виновниками проявления астено-невротического синдрома у детей могут стать внешние факторы, болезнь может передаться по наследству или быть врожденной. В большинстве случаев этот симптом возникает на фоне полученных травм головы и верхней части туловища, особенно опасны травмы шеи. Синдром может возникнуть и при наличии постоянной усталости, эмоциональных переживаний и нагрузок. Также АНС может появиться в результате травмы во время родов. Врожденная форма болезни обычно беспокоит ребенка до возраста 3-4 года. Неврологи отмечают, что клиническая картина заболевания, его лечение и дальнейшие прогнозы зависят от типа темперамента ребенка. Необходимо отметить, что меланхолики больше всего склонны к заболеванию. Прогноз выздоровления во многом зависит от генетической предрасположенности к этой болезни. В 90% случаев АНС болеет ребенок, у которого один из родителей имеет это заболевание.

Проявления невротического синдрома у детей кардинально отличаются от симптомов заболевания у взрослых. Чтобы выявить точный диагноз, необходимо длительно и тщательно наблюдать за поведением ребенка. При наличии астено-невротического синдрома у ребенка проявляются такие симптомы: неусидчивость, беспричинная агрессия, раздражительность по любому поводу, плаксивость. Ребенок боится один находиться в темной комнате. При поездке в общественном транспорте и автомобиле у него появляются позывы к рвоте, сильные головокружения, потеря сознания. У детей маленького возраста наблюдается недержание мочи во время сна. При последней форме астено-невротического синдрома у ребенка появляются такие симптомы: судороги рук, нервный тик, кратковременная потеря памяти, потеря чувствительности кожного покрова, истерика.

Судороги в верхних конечностях при астено-невротическом синдроме появляются в результате нарушения прохождения нервных импульсов и кровоснабжения в головном мозге. Симптомы значительно усиливаются во время физической активности.

Дети школьного возраста имеют проблемы с памятью и сосредоточенностью во время уроков и домашних заданий. Такие дети проявляют гиперактивность. Дисциплина у такого ребенка сильно хромает - он не слушает взрослых и не боится наказаний.

Отсутствие лечения заболевания может привести к очень негативным последствиям: гормональные сбои, язвы желудка, нарушение половой функции, инсульт, инфаркт, сильные психические расстройства, которые могут привести к обширной депрессии и суициду.

Для постановки диагноза АНС психотерапевт проводит тщательный опрос, выявляя такие моменты, как наследственность, хронические заболевания, хирургические операции, травмы головы, социально-бытовые условия, режим дня и сна. Необходимо отметить, что такое заболевание невозможно диагностировать при помощи анализов. Требуется длительное наблюдение за пациентом.

При астено-невротическом синдроме лечение выполняется при помощи трех методов:

  • психотерапия;
  • медикаментозное лечение;
  • здоровый образ жизни.

Психотерапия предусматривает периодические посещения специалиста. Заболевание на первых двух стадиях может быть вылечено небольшим количеством бесед с психотерапевтом с применением после сеансов расслабляющих ванн, ароматерапии, а также наблюдением за рыбками в аквариуме и прогулками на свежем воздухе.

На первых стадиях невротического синдрома обычно не назначаются сложные медикаменты. Доктор лишь рекомендует принимать витаминные комплексы и успокаивающие фиточаи. Если психоэмоциональное состояние пациента не улучшается, то лечащий врач прибегает к седативным препаратам и адаптогенам, а в тяжелых случаях - антидепрессантам. Для каждого симптома невротического синдрома назначаются определенные препараты:

  1. Для успокоения и снятия напряжения назначаются Персен форте, Ново-пассит, настойки лимонника или элеутерококка и т.д.
  2. Для борьбы с раздражительностью, бессонницей и постоянной утомляемостью назначаются Афобазол, Мезапам, Триттико, Феназепам и т.д.
  3. Избавиться от эмоциональной усталости и мышечной слабости помогут Нобен и Фенотропил. Эти препараты принимаются только в первой половине дня, потому что одновременно с ними назначаются транквилизаторы.
  4. Для избавления от головной боли используются анальгетики, но их частое употребление приведет к усугублению невротического синдрома. Многие больные стараются снять головную боль при помощи спиртного, но оно приводит к сильной раздражительности и агрессии. Астено-невротическим синдромом страдают почти все алкоголики.

Лечение астеноневротического синдрома включает изменение образа жизни пациента. Обязательными его составляющими являются занятия физической культурой, диетическое питание и придерживание строгого режима дня. Особенно важно придерживаться специальной диеты, которая должна соответствовать следующим правилам:

  • Рацион должен состоять из легко усваиваемой пищи, в котором преобладают фрукты и овощи.
  • Рекомендуется употреблять черный зерновой хлеб, все виды растительных масел, жирные виды морской рыбы.
  • Из рациона полностью исключаются жирные виды мяса, острые, копченые, соленые и жареные блюда.
  • Кофе и чай рекомендуется заменить чаями из плодов боярышника и шиповника.
  • Для улучшения настроения рекомендуется употреблять черный горький шоколад. Другие сладости запрещены, потому что они усиливают хандру, усугубляя состояние.

При своевременном начале лечения избавиться от невротического синдрома можно за несколько месяцев. После завершения лечения пациент периодически должен посещать психолога для выявления рецидива заболевания.

Помощь народных средств

Патология является одним из тех заболеваний, которые можно вылечить при помощи народных средств. Для этого рекомендуется использовать лекарственные травы. На первых стадиях заболевания фитотерапия является очень эффективным средством. Особенно помогают настои валерианы и пустырника, которые успокаивающе воздействуют на нервную систему человека.

Для приготовления целебного настоя необходимо столовую ложку измельченных корней валерианы залить стаканом крутого кипятка. Настой необходимо употреблять по 50мл 4 раза в сутки. Последний прием лекарства должен осуществляться непосредственно перед сном.

Для приготовления настоя из травы пустырника необходимо 2 ст.л. сухой травы залить стаканом крутого кипятка и выдержать 30 минут на водяной бане, но не позволяя настою закипеть. После испарения жидкости долить нужное количество кипяченой воды и тщательно перемешать. Средство принимается по трети стакана 3 раза в день перед приемом пищи.

Также положительный результат при лечении невротического синдрома оказывает сбор трав. Для его приготовления необходимо взять в равных долях корень валерианы, корень трехлистной вахты и сушеные листья мяты. Все ингредиенты измельчаются и тщательно смешиваются. В 1 ст. крутого кипятка заваривается 3 ч.л. травяной смеси и выдерживается 1 час. После этого раствор процеживается и употребляется утром после пробуждения и вечером перед сном по половине стакана. Курс лечения составляет 1 месяц.

АНС легче предупредить, чем вылечить. Каждый человек должен следить за своим здоровьем. Для поддержания психоэмоционального здоровья необходимо уметь работать и отдыхать, спать не менее 6 часов в сутки, заниматься спортом и употреблять здоровую пищу.

На неокрепший детский организм часто обрушиваются различные болезни, некоторые из которых носят неврозоподобный характер. Астено-невротический синдром у детей - яркий пример дисфункции ЦНС. Зная о том, что представляет собой это заболевание, какие физиологические, наследственные или социальные причины могут его вызвать, медики и родители имеют широкий спектр воздействия на проблему. Кроме того, существуют способы эффективной профилактики усугубления синдрома.

Общие характеристики заболевания

Церебральная астения - это комплексное заболевание, которое представляет собой психическое расстройство, относящееся к группе неврозов. Его развитие в детстве связывают с тем, что структуры ЦНС продолжают формироваться 6–7 лет после рождения ребенка. Малыш бурно реагирует на негативные происшествия, неудачи, воспринимает все близко к сердцу. Такое поведение детей и подростков часто списывают на малый возраст или юношеский максимализм.

Церебрастенический синдром диагностируется в знаковые периоды жизни, сопровождаемые переживаниями. Возможные причины неврозов у детей - смена учебного заведения или коллектива, период сдачи экзаменов, поступление в вуз и др.

Заболеванию подвержены мальчики и девочки дошкольного, школьного возрастов, а также подростки. Пики обострения приходятся на межсезонье - весну и осень, состояние отягощается и маскируется под ОРВИ или остальные болезни, сопровождаемые кашлем. Раздражители в определенном секторе мозга провоцируют покашливания.

Причины нервного расстройства

Медики убеждены, что первоначальной причиной выступает наследственность: ребенок перенимает определенные особенности ЦНС родителя, особенно - склонность к повышенной возбуждаемости нейроцитов, которые отвечают за установку связей между клетками головного мозга. Холерики и меланхолики наиболее предрасположены к различным заболеваниям неврологического спектра.

Помимо генетики и темперамента, есть ряд других причин, провоцирующих возникновение астено-невротического синдрома у детей:

  • неблагополучное окружение, неприятности дома, излишняя строгость родителей в воспитании, высокие требования, смена коллектива и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • дефицит витаминов и минералов - ЦНС остро реагирует на нехватку витаминов группы В;
  • дисфункция гормональной и эндокринной систем, при которой наблюдается излишек гормонов, провоцирующих дисфункцию коры головного мозга или отдельных его участков;
  • хронические болезни основных фильтров - почек и печени, повышенный уровень продуктов распада в организме сказывается на состоянии и функциональности ЦНС;
  • сложное течение беременности влияет в глобальном плане на состояние ЦНС плода - сильный токсикоз, резус-конфликт, интоксикация медикаментами, внутриутробная инфекция, тяжелые инфекционные заболевания в начале и конце гестации;
  • образ жизни женщины во время беременности, нервная истощенность, бесконтрольный прием медикаментов, употребление наркотических препаратов, курение, алкоголь;
  • гипоксия – кислородное голодание клеток головного мозга вследствие родовых травм и пр.;
  • отравление токсинами при самолечении и игнорировании возрастных доз лекарственных препаратов;
  • травмы шеи, свода черепа, сотрясение мозга, даже то, что было получено длительное время назад, часто приводит к мозговой дисфункции и сбоям в работе отдельных участков мозга;
  • вирусные и бактериальные инфекции оболочек, коры и самого головного мозга - менингит, энцефалит, арахноидит;
  • длительный стресс, повышенная нагрузка на ЦНС.

Симптомы заболевания

Невротический синдром у детей имеет различные признаки. Ребенок неуправляем, он кричит и плачет без причины, дерется, бросает предметы, без остановки бегает и скачет. Специалисты условно разделяют симптомы на 2 вида: сбои в работе вегетативной нервной системы и изменения в работе головного мозга.

Реакции вегетативной нервной системы

Явные проявления неврастении часто маскируют собой заболевания других систем органов, среди них:

  • гипертиреоз – избыточная потливость. Потеют не только подмышки, стопы и ладони, но и шея, затылок, все тело покрывается испариной;
  • чрезмерная любовь к сладкому, скрытый сахарный диабет;
  • болезни мочеполовой системы, энурез;
  • тахикардия, превышение сердечного ритма в нормах возрастной зоны;
  • гипотония – пониженное кровяное давление;
  • частые (более 6–8 раз в год) ОРВИ;
  • «колит» сердце, выше грудины, плечо и т. д.

Если неврастению провоцируют эндокринные заболевания и воздействие гормонов, то часто можно наблюдать небольшое повышение температуры, обычно в пределах 37,5–37,8 ºC.

Симптомы сбоев в работе головного мозга

Астенический синдром сопровождается следующими симптомами, говорящими о сбоях в функционировании головного мозга:

  • психическая нестабильность, резкие смены настроения, яркое проявление эмоций, не всегда уместных;
  • проблемы со сном, ребенку сложно уснуть ночью, а под утро сон настолько глубокий, что нельзя разбудить;
  • невозможность контролировать энурез, дефекацию при достижении возраста старше 4-х лет;
  • изменение настроения в сторону негатива: ребенок плаксивый, вспыльчивый, раздражительный, подавленный без адекватных на то причин;
  • низкая концентрация внимания и нарушение кратковременной памяти;
  • гиперактивность: малыш подпрыгивает, сидя на стуле, не в состоянии идти спокойно, только бежать, производит много хаотичных движений, на просьбу пройтись по прямой линии - пройдет, но будет вертеть головой, руками, компенсируя тем самым спокойствие ног;
  • необычные приемы самоуспокоения: школьник теребит в руках ручку, накручивает волосы или вырывает их, расшатывается из стороны в сторону, бьет себя по лицу, голове и пр.;
  • проявление неконтролируемой агрессии: ребенок бьет игрушки, топчет и рвет книги;
  • безосновательный страх темноты, боязнь какого-либо помещения, страх одиночества;
  • повышенная утомляемость во время умственного труда.

Все вышеописанные признаки требуют внимания со стороны родителей и обращения к специалисту. Важно понимать, что если какой-либо симптом повторяется чаще нескольких раз, то это уже является поводом для родительского беспокойства и требует осмотра специалиста, для исключения неврозов и подобных заболеваний.

Осложнения

Игнорирование симптомов и отсутствие лечения приводит к задержке физического и психологического развития. Дети младшего возраста позже сверстников осваивают двигательные навыки, речь, гигиенические и социальные привычки.

Дети дошкольного и школьного возраста сложно осваивают учебную программу, имеют расстройства памяти и нарушения речи, энурез, а также добавляются психологические проблемы: страхи, депрессия, тревожность и т. д.

В сложных случаях ребенку с соматическим расстройством рекомендуют обучение в специализированных центрах. У подростков астения чревата расстройством личности, суицидальными наклонностями и излишней агрессивностью.

Диагностика

Психотерапевты прибегают к комплексу исследований и тестов:

  • клиническая диагностика – опрос, сбор анамнеза и катамнеза, которые проводят терапевт, невролог и психиатр. Каждый из специалистов выстраивает беседу так, чтобы выявить симптоматику своего спектра. Постановка диагноза комплексная;
  • физикальный метод проводится терапевтом, его цель - осмотр и оценка работы внутренних органов, после чего следует прием у невролога для выявления симметрии, реакции на свет и звук, анализа соответствия рефлексов возрастной категории пациента, выявление замедления в развитии;
  • психодиагностика проводится психологом, метод нацелен на выявление нестабильности внимания, нарушений в длительной и краткосрочной памяти, расстройств логического и пространственного мышления. Пациенты с астено-невротическим синдромом уже к концу беседы с психологом демонстрируют усталость, истощение, их речь путается, а в суждениях отсутствует логическая цепочка;
  • инструментальный метод предполагает проведение ряда исследований (реоэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография, рентген, УЗД головы и шеи, т. д). Пациенты с астеническим синдромом имеют явные отклонения от нормы в работе сосудистой системы, дисбаланс нервных импульсов, защемления или новообразования в шее или мозге и пр.;
  • лабораторные исследования, цель которых, посредством общего анализа крови и биохимии, исключить различные инфекции и заболевания, способные маскироваться под психические и нервные расстройства.

При проявлении несвойственных для болезней ЦНС симптомов рекомендуют сдать дополнительные анализы и тесты, чтобы исключить наличие болезней гематологического, иммунологического и инфекционного спектров.

Лечение астено-невротического синдрома

Астено-невротический синдром, как и остальные виды неврастении, лечится комплексными терапевтическими методами. Лечение начинается только после постановки диагноза у специалистов, с обозначением его особенностей и факторов отягощения. Терапия заключается в коррекции режима, медикаментозном лечении и работе с психологом.

Коррекция режима

Соблюдение режима дня необходимо вне зависимости от причины невроза у ребенка.

  • длительные прогулки на свежем воздухе - для большего насыщения кислородом всего организма;
  • необходимо наладить режим сна, в соответствии с возрастными потребностями ребенка, его длительность должна быть 8–9 часов;
  • сбалансированное меню, со всеми необходимыми витаминами и микроэлементами, если какой-то вид продуктов ребенок не ест – используется комплексная витаминная терапия с помощью препаратов;
  • закаливающие процедуры, контрастный душ, ходьба босиком;
  • создание благоприятной атмосферы вокруг ребенка, исключение стрессовых факторов.

Лечение медикаментами

Назначением каких-либо медикаментов и мягких успокоительных препаратов занимается только врач после постановки диагноза. Детям с расстройствами ЦНС прописывают: препараты для подавления возбудимости, препараты для улучшения кровообращения и насыщения мозга кислородом, ноотропы и аминокислоты.

Медикаментозное лечение проводится комплексно, при необходимости подключаются препараты для лечения сопутствующих заболеваний. Пациенты находятся строго под наблюдением врача.

Физиотерапия

Детям и подросткам, страдающим от каких-либо болезней, связанных с повышенной нервностью, чрезвычайно важны соответствующие возрасту физические нагрузки.

Психотерапевтические меры

Занятия с детским психотерапевтом дают отличный и стабильный результат в борьбе с астено-невротическим синдромом. Беседы со специалистом назначают пациентам, достигшим возраста 4-х лет. Коррекция нацелена на рост личностных качеств, умение контролировать и проявлять свои эмоции мирным путем.

Психолог помогает побороть всплески агрессии, страхи, фобии, суицидальные наклонности, найти свое «Я» и правильно его выражать действиями. Если триггером для ребенка выступила смена коллектива в саду или школе, назначают занятия в общей группе, тогда ребенку легче побороть страх общения с новыми людьми и наладить социальную активность.

Профилактические меры

При своевременной диагностике и лечении астено-невротического синдрома у детей прогноз благоприятный. С началом терапии симптомы будут постепенно уменьшаться и через некоторое время исчезнут, но есть риск рецидива в пубертатном периоде.

Для предотвращения рецидива неврозоподобных заболеваний специалисты рекомендуют такие шаги:

  • четкий распорядок дня;
  • сбалансированное питание, прием витаминов и микроэлементов;
  • сохранение дневного сна до 3-5 лет и дольше;
  • длительность ночного сна 8-9 часов;
  • отсутствие стрессовых ситуаций в семье;
  • устранение причин переутомления;
  • отказ от самолечения ОРВИ и каких-либо других болезней;
  • обязательные физические нагрузки;
  • длительные пешие или велосипедные прогулки.

Главное — следует избегать избыточной нагрузки на ЦНС и обходить стороной шумные мероприятия, способные вызвать эмоциональный всплеск. Детям с нестабильным состоянием нервной системы противопоказаны громкие концерты, посещение комнат страха и подобных аттракционов, посещение траурных мероприятий, просмотр грустных фильмов и фильмов со спецэффектами.

Пойдет на пользу спокойный досуг с чтением книг, просмотром комедий, посещением музеев, дельфинария, вышивкой, рисованием и др.

Заключение

Взрослым нужно скорректировать образ жизни семьи для удовлетворительного состояния здоровья ребенка. Для своевременной диагностики и успешного лечения астено-невротического синдрома необходим постоянный контроль невролога и индивидуальный путь терапии.Родителям важно осознать, что лечение длительное и кропотливое.