Определение уровня тревожности. Что такое тревожность, и как от неё избавиться? Тесты на уровень тревожности

W.Н. Auden назвал современную эру «веком тревоги». Сложности цивилизации, быстрота изменений и частичный отказ от религиозных и семейных ценностей создают все новые тревоги и конфликты для отдельных субъектов и общества в целом. Сейчас много внимания уделяется размеру, типу и влиянию тревоги, что отражается ив современной медицине. Действительно, тревожность является неотъемлемой частью психосоматической медицины, а также теории и практики психиатрии. Даже у больных с повреждением каких-либо структур обнаруживается тревога по поводу возможной нетрудоспособности, неполноценности и беспомощности, которая является существенной особенностью этих заболеваний.

Тревожность является диффузным, очень неприятным, часто смутным ощущением опасения чего-то, сопровождающимся одним или несколькими соматическими ощущениями-например, ощущением пустоты в подложечной области, чувством стеснения в груди, сердцебиением, потливостью, головной болью или внезапным побуждением опорожнить кишечник. Типичными являются также беспокойство и невозможность оставаться на одном месте.

Тревожность - настораживающий сигнал, предупреждающий о надвигающейся опасности и заставляющий человека принять меры, чтобы справиться с опасностью. Страх, также настораживающий сигнал, отличается от тревожности следующими особенностями: страх есть реакция на опасность известную, внешнюю, определенную и непротиворечивую по своей природе; тревога - это реакция на опасность неизвестную, внутреннюю, смутную или противоречивую по своей природе.

Различия между страхом и тревогой возникают случайно. Ранние переводчики Фрейда неправильно перевели "angst" - немецкое слово, означающее «страх», как «тревога». Сам Фрейд обычно игнорировал различия между тревогой, связываемой с подавленным, бессознательным объектом, и страхом, относящимся к известному, внешнему объекту. Очевидно, что страх может относиться к бессознательному подавленному внутреннему объекту, переносимому на другую «вещь» во внешнем мире. Например, мальчик может бояться собак, потому что на самом деле он боится своего отца и бессознательно ассоциирует своего отца с собаками. Другим примером является случай, когда ребенок испытывает смутное ощущение, что ему придется расстаться со своим домом, потому что он ощутил сексуальное возбуждение, когда оказался свидетелем, как две собаки спаривались на улице и теперь бессознательно связывал собак с виной за свой грех в виде сексуальных ощущений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОГИ И СТРАХА

Согласно утверждениям психоаналитиков, разделение на страх и тревогу психологически оправдано. Эмоция, возникающая при быстром приближении машины, когда человек пересекает улицу, отличается от смутного дискомфорта, когда человек встречает новых людей в незнакомом окружении. Основным психологическим различием между этими двумя эмоциональными реакциями является их острый или хронический характер. Дарвин поддерживал точку зрения, что слово «страх» происходит от чего-то внезапного и опасного. В нейрофизиологическом отношении очень важна также продолжительность феноменов тревоги и страха. В 1896 г. Чарльз Дарвин дал следующее описание физиологическому проявлению острого страха, переходящего в ужас:
«Страху часто предшествует удивление, и оно настолько сродни ему, что оба приводят к ощущениям видения и слышания, которые мгновенно активируются. В обоих случаях глаза и рот широко открыты, а брови подняты. Испуганный человек сначала останавливается как вкопанный, без движения и бездыхания, или припадает к земле, как бы инстинктивно стремясь уйти от увиденного. Сердце бьется сильно и быстро, так, что оно трепещет или «стучит в ребра»; однако очень сомнительно, чтобы оно в это время работало более эффективно, чем обычно, т. е. чтобы оно посылало больше крови во все части тела, поскольку лицо обычно становится таким бледным, как при начинающемся обмороке. Эта бледность кожи, по-видимому, в значительной степени или исключительно объясняется тем, что вазомоторный центр поражается таким образом, что обусловливает сужение небольших артерий кожи. То, что на кожу оказывается сильное влияние состояния сильного страха, мы видим на блистательном и неподдающемся объяснению примере, когда из нее немедленно выступает пот. Эта экссудация тем более примечательна, что поверхность кожи остается холодной; отсюда название-«холодный пот»; в то же время потовые железы обычно приводятся в действие, когда поверхность нагревается. Волосы, также и на коже, поднимаются, а поверхностные мышцы дрожат. В связи с нарушенной работой сердца дыхание ускоряется. Нарушается функция слюнных желез; рот становится сухим и частоте открывается, то закрывается. Я также заметил, что при небольшом страхе появляется сильное желание зевать. Одним из самых выраженных симптомов является Дрожание всех мышц тела, и это прежде всего заметно на губах. По этой причине, а также из-за сухости во рту голос становится хриплым или неотчетливым, а иногда пропадает совсем...

По мере того, как страх усиливается, превращаясь в муку ужаса, мы замечаем, как под влиянием очень сильных эмоций возникают разнообразные явления. Сердце бьется очень сильно, или может отказать, и наступает обморок; отмечается смертельная бледность, дыхание затруднено, крылья носа сильно расширены, губы совершают судорожные глотательные движения, наблюдается тремор ввалившихся щек, «задыхающиеся» и «ловящие воздух» движения гортани; неприкрытые и навыкате глазные яблоки фиксированы на объекте, внушающем ужас, или они могут беспокойно вращаться из стороны в сторону. Зрачки ненормально расширены. Все мышцы тела становятся жесткими или совершают судорожные движения. Кисти рук попеременно сжимаются и разжимаются часто подергивающимися движениями. Руки могут быть вытянуты, как бы для того, чтобы отвести страшную опасность или могут охватывать голову... В других случаях обнаруживается сильное и не поддающееся контролю стремление к немедленному бегству, ионо так сильно, что даже самые смелые солдаты поддаются внезапной панике».

Индивидуальные проявления тревоги очень многообразны. У некоторых больных отмечаются сердечно-сосудистые нарушения, например, сердцебиение и потливость, у некоторых- желудочно-кишечные расстройства, например, тошнота, рвота, ощущение пустоты и нервной дрожи (в желудке «мутит от страха»), вздутие живота или даже понос, у некоторых-учащение мочеиспускания, у других-поверхностное дыхание и чувство стеснения в груди. Все перечисленные выше реакции являются висцеральными. Однако у ряда больных преобладают явления напряжения мышц, и они жалуются на то, что мышцы не гнутся, или на спазмы, головную боль и искривление шеи.

СТРЕСС И ТРЕВОЖНОСТЬ

Являются ли какие-то события стрессорными, зависит от природы события, так же как от ресурсов и способности кзащите и механизмов, позволяющих справляться со стрессом, у данной личности. Это все включает его «эго», общую абстракцию, которая связана стем, как субъект воспринимает, думает и действует в ответ на внешние события или внутренние побуждения. Если эго данного субъекта функционирует нормально, значит, он находится в состоянии адаптивного баланса как с внешним, так и с внутренним миром; если оно не функционирует нормально и этот дисбаланс продолжается достаточно долго, у него разовьется хроническая тревожность. Время возникновения психоневрозов у разных людей различно.

Является ли дисбаланс внешним, развивающимся между воздействиями внешнего мира и эго данного больного, или внутренним, развивающимся между его импульсами (например, агрессивностью, сексуальностью или зависимостью) и его сознанием, в любом случае он вызывает конфликт. Конфликты, обусловленные внешними событиями, обычно называются «межличностными», тогда как обусловленные внутренними явлениями называются «интрапсихическими» или «внутриличностными». Возможна комбинация обоих, например, в случае с мелким чиновником, у которого был слишком требовательный и всем недовольный шеф, и которому приходилось постоянно удерживать себя, сопротивляясь импульсам ударить шефа по голове из страха потерять работу. Межличностные и внутриличностные конфликты обычно сочетаются, поскольку люди являются социальными существами и их основные конфликты лежат в области взаимоотношений с другими людьми.

Конфликты являются другой существенной особенностью тревожности, но их отсутствие не означает, что не будет страха, так как конфликт содержится в определенном типе страхов, называемых фобиями. В генезе экспериментальных неврозов конфликт обязательно имеется. Конфликт существует также в случаях, когда возникают препятствия или помехи к сексуальной активации, так что сильное возбуждение не может разрядиться или когда приступ ярости не находит внешнего выражения из-за заторможенности движений.

Причина хронической тревожности может быть определена следующим образом. Повторные приступы страха - или одиночные приступы в исключительных случаях, например улиц с посттравматическим стрессовым расстройством или с некоторыми типами фобии - обусловливают хронический стресс, который вызывает интенсивную и длительную нейроэндокринную реакцию, сопровождающуюся на психологическом уровне конфликтом. В результате этого развивается хроническая тревожность.

Уровни тревожности

Для всех эмоций, включая тревожность, существуют три уровня. В восходящем порядке имеется нейроэндокринный уровень, двигательно-висцеральный уровень и, наконец, уровень осознанного понимания. В целом у субъекта, испытывающего тревожность, отмечаются только неприятные ощущения ион редко чувствует сильный дискомфорт; человек обычно не осознает причины своей тревожности.

Неприятное чувство состоит из двух компонентов: 1) осознание физиологических ощущений (сердцебиение, потливость, пустота в желудке, стеснение в груди, подергивание коленей, дрожание голоса); 2) осознание человеком того, что он нервничает или боится. Тревожность иногда усиливается чувством стыда- «Другие увидят, что я боюсь». Многие удивляются, что окружающие не распознают их тревоги или, если видят ее, не понимают, насколько она сильна.

Кроме двигательных и висцеральных проявлений тревожности, следует учитывать ее влияние на мышление, восприятие и обучение. Мозг является центральным интегрирующим механизмом, но он также «концевой» орган. Тревожность вызывает спутанность и расстройства восприятия не только времени и пространства, но также людей и значения событий. Это может мешать обучению и снижать способность к концентрации внимания, ухудшая воспроизведение и нарушая способность соотносить одно с другим (ассоциации).

Важным аспектом эмоционального мышления, втом числе тревожного или полного страха мышления, является его селективность (избирательность). Тревожный субъект склонен выбирать определенные темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую и реагируя соответствующим образом, или, напротив, что его тревога напрасна и неоправданна. Если он ошибочно оправдывает свой страх, его тревожность усиливается избирательной реакцией, создающей порочный круг из тревоги, нарушенного восприятия и повышения тревожности. Если, с другой стороны, он ошибочно уверяет самого себя с помощью избирательного мышления, то вэтом случае может редуцироваться оправданная тревожность и субъект не предпримет нужных мер.

Селективное восприятие и мышление могут оказывать влияние не только на выключение и включение событий, людей и предметов, но также значения слов и действий. Селективное внимание, таким образом, становится инструментом выработки предубеждений, который априори определяет значение события прежде, чем оно случится, или стереотипно относит лицо или событие к определенному классу или группе на основе наличия у них общих свойств.

Адаптивные функции тревоги

Поскольку тревога является настораживающим сигналом, она может рассматриваться как такая же эмоция, что и страх. Она предупреждает о внешней или внутренней опасности; она важна для спасения жизни. Тревожность на низком уровне предупреждает об опасности повреждения тела, боли, беспомощности, возможном наказании или фрустрации социальных или телесных потребностей, о разлуке с любимым, об угрозе своим успехам или положению или же опасности, грозящей разрушить согласие и единство. Таким путем она подсказывает организму, что надо предпринять необходимые меры, чтобы предупредить опасность или по меньшей мере ослабить ее последствия. Несколькими примерами того, как тревога помогает отражать опасность, возникающую в повседневной жизни, являются случаи, когда берешься за тяжкий труд подготовки к экзамену, тайком прокрадываешься в спальню после опоздания, надеясь избежать наказания, а также быстро бежишь, чтобы успеть на последний пассажирский поезд. Тревога предупреждает вред, настораживая человека и заставляя его выполнять определенные действия, которые опережают опасность.

Поскольку отвечать тревогой на некоторые грозящие опасностью ситуации явно приносит пользу, можно говорить о нормальной тревожности в противоположность ненормальной или патологической тревожности. Тревога нормальна для младенца, который напуган разлукой с родителями или потерей любви, для ребенка, который первый раз пошел в школу, для подростка во время первого свидания идля взрослого, размышляющего о старости и смерти, а также для всех людей, которых постигла болезнь. Тревога в норме сопутствует росту, изменениям или переживанию чего-то нового и неизведанного, а также поиску своей личностной роли и значимости в жизни. Патологическая тревожность, напротив, является неадекватным ответом на данный стимул или по своей интенсивности, или длительности.

Тревога обычно приводит к действиям, направленным на то, чтобы устранить или уменьшить опасность. Эти действия обычно являются конструктивными, совершая их, человек использует механизмы, позволяющие справиться с трудностями, если действие в основным осознанное или преднамеренное (такое, как подготовка к экзамену) или защитные механизмы, если поведение преимущественно обусловлено бессознательными силами (например, подавление или вытеснение осознания пугающего импульса или мысли).

Защитный механизм может быть адаптивным или дезадаптивным в зависимости от результатов. Подавление часто используется человеком на протяжении его жизни с целью достичь гармонии с. окружающими и с самим собой. Механизмы подавления или другие защитные механизмы могут рассматриваться как нарушенные только в тех случаях, когда это проявляется в нарушении поведения.

Перечислим в общем виде защитные механизмы.

Отрицание. Механизм, в котором не признается существование неприятных фактов. Термин относится к тем случаям, когда исключается осознанное понимание какого бы то ни было аспекта реальности; если бы он осознавался, возникла бы тревога.

Смещение. Механизм, с помощью которого эмоциональный компонент неприемлемой идеи или объекта переводится в более приемлемую.

Диссоциация. Механизм, включающий выделение каждой группы психических или поведенческих процессов из остальных видов психической активности субъекта. Он может состоять в отделении идеи от сопровождающего ее эмоционального тона, как это наблюдается при диссоциативных расстройствах.

Идентификация. Механизм, которым субъект строит свой собственный образ по образу другого субъекта; при этом более или менее постоянно имеют место нарушения собственного «я».

Идентификация с агрессором. Процесс, при котором личность внутренне объединяется с психическим образом другого человека, являющегося источником фрустрации из внешнего мира. Это примитивная защита, действующая в интересах и обслуживающая развивающееся эго. Классический пример защиты, которая появляется к концу стадии Эдипова комплекса, когда мальчик, основным источником любви и удовольствия которого является мать, идентифицирует себя с отцом. Отец является источником фрустрации, будучи мощным соперником в отношении матери, и ребенок не может справиться или убежать от отца, так что он должен идентифицироваться с ним.

Объединение. Механизм, которым физическая репрезентация другого лица или каких-то свойств другого лица ассимилируется в самого себя с помощью фигурального процесса символического орального приема пищи. Он представляет собой особую форму интроекции и является наиболее ранним механизмом идентификации.

Интеллектуализация. Механизм, в котором обусловливание или логика используются как попытка избежать конфронтации с нежелаемым импульсом и, таким образом, защищают от тревоги. Он известен также как компульсия размышления или мыслительная компульсия.

Интроекция. Бессознательная, символическая интериоризация физического образа ненавидимого или любимого внешнего объекта с целью установления близости с ним и его постоянного присутствия. Рассматривается как незрелый защитный механизм. В случае, если объект любимый, тревога, являющаяся результатом разлуки, или напряжение, возникающее от амбивалентного отношения к объекту, снижаются; в случае, если этот объект вызывает страх и ненависть, интериоризация его злобных или агрессивных черт служит, чтобы избежать тревоги, символически подвергая эти черты своему собственному контролю.

Изоляция. В психоанализе это механизм, заключающийся в отделении идеи или памяти от эмоционального тона, которым они сопровождаются. Неприемлемое содержание мыслей, таким образом, освобождается от беспокоящих и неприятных эмоциональных нагрузок.

Проекция. Бессознательный механизм, с помощью которого субъект приписывает другим людям те обычно неосознаваемые мысли, идеи, ощущения и импульсы, которые нежелательны или неприемлемы ему в самом себе. Проекция защищает личность от тревоги, возникающей в результате внутреннего конфликта. Воплощая все, что для него неприемлемо, вовне субъект поступает с этим так, как будто ситуация отделена от него самого.

Рационализация. Механизм, которым иррациональное или неприемлемое поведение, мотивы или чувства логически оправдываются или делаются осознанно переносимыми благовидными способами.

Регрессия. Механизм, в котором субъект претерпевает частичное или полное возвращение к более ранним паттернам адаптации. Регрессия наблюдается, в частности, при шизофрении.

Репрессия. Механизм, в котором неприемлемое содержание мыслей изгоняется из сознания или находится вне его. Термин был введен Фрейдом; механизм важен как для нормального психологического развития, так и для образования невротических и психотических симптомов. Фрейд выделял два вида репрессий: 1) собственно репрессия-репрессированный материал когда-то доминировал в сознании; 2) первичная репрессия-репрессированный материал никогда не был в сфере сознания.

Сублимация. Механизм, в котором энергия, связанная с неприемлемыми импульсами или побуждениями, отводится в личностно и социально приемлемые каналы. В отличие от других защитных механизмов сублимация дает какое-то минимальное удовлетворение от инстинктивных побуждений или импульсов.

Замещение. Механизм, в котором субъект замещает неприемлемые желания, побуждения, эмоции на более приемлемые.

Подавление. Осознанный акт торможения и контроля над неприемлемыми импульсами, эмоциями или мыслями. Подавление отличается от репрессии тем, что репрессия является бессознательным процессом.

Символизация. Механизм, с помощью которого одна идея или один предмет переводится на другой, поскольку они имеют какие-то общие аспекты или качества. Символизация основывается на сходстве и ассоциации. Формирующиеся символы защищают субъекта от тревоги, которая связана с оригинальными идеями или предметами.

Аннулирование. Механизм, с помощью которого субъект символически действует противоположно чему-либо неприемлемому, что уже сделано или против того, от чего это должно защищать себя. Являясь примитивным защитным механизмом, аннулирование есть форма волшебного действия. По своей природе склонное к повторяемости, оно часто наблюдается при обсессивно-компульсивных расстройствах.

И по внутреннему мироощущению, и по поведению в жизни люди очень сильно отличаются в зависимости от присущего им уровня тревожности. Низкая тревожность дает возможность чувствовать себя раскованно в потенциально опасной ситуации. Надо понимать разницу: не в опасной, а в потенциально опасной. Это значит, что если опасность угрожает непосредственно в текущий момент, все люди с нормально работающим инстинктом самосохранения будут реагировать одинаково, независимо от своего уровня тревожности. Например, оказавшись в критической ситуации на опасной горной дороге, любой будет испытывать страх и искать пути спасения. Действия и ощущения будут разными перед поездкой. Повышенный, и даже нормальный уровень тревожности может заставить нервничать задолго до поездки, вызвать раздражительность, погруженность в себя, и даже лишить сна. При низком уровне тревожности настроение будет спокойным накануне поездки, вплоть до самого ее начала, или даже до возникновения собственно угрозы.

Обладатели низкой тревожности производят впечатление людей безалаберных, толстокожих и ленивых. Отчасти это так и есть. Низкий уровень тревожности располагает к лени точно так же, как высокая тревожность располагает к постоянной деятельности по улучшению достигнутых результатов. Иногда их считают даже недальновидными и туповатыми. Разумеется, неумение прогнозировать опасность в силу глупости может дать спокойствие. Но в большинстве случаев дело не в этом. Просто природа устроена так, что у разных представителей одного и того же вида живых существ несколько разные подходы к решению типовых жизненных задач. Высокая тревожность сильно мотивирует человека, напрягая его задолго до наступления опасности, тем самым давая дополнительные бонусы в ее преодолении. Низкая тревожность напротив, дает возможность хорошо расслабиться, чтобы потом максимально мобилизоваться точно в нужный момент. Что лучше? У каждой из стратегий есть свои плюсы и минусы. Но раз они обе существуют на сегодняшний день, значит обе так или иначе оправдывают себя.

Люди с низким уровнем тревожности находят себя в профессиях, связанных с риском. Трудно представить себе тревожного каскадера. Как он будет спать перед трюками? И как он вообще будет спать, если трюки каждый день? Низкая тревожность подходит и летчикам-испытателям, космонавтам. Известно, например, что Юрий Гагарин в ночь перед полетом в космос спал здоровым сном. Смогли бы вы спокойно спать, зная, что завтра вас на неизвестном и никогда ранее не применяемом аппарате выбросят за пределы земной атмосферы? Низкий уровень тревожности совершенно необходим всякого рода шпионам и прочим гражданам, живущим двойной жизнью. Особенно когда разоблачение грозит крупными неприятностями. Жить, осознавая постоянно нависающую угрозу разоблачения, не выдавая себя замкнутостью и мрачностью, и даже ухитряться получать удовольствие от своего статуса - настоящее искусство.

Низкая тревожность сексуальна, особенно это касается мужчин. Мужчина, встречающий опасность играя, с юмором, неизменно становится объектом пристального женского внимания. Напротив, мужчина-нытик, мужчина-паникер или любитель попереживать по любому поводу, изрядно проигрывает в глазах противоположного пола. Женщины с низкой тревожностью более веселы, что тоже привлекает к ним дополнительное сексуальное внимание. Кроме того, женщина, которую не надо утешать, а которая сама может поддержать в трудной ситуации, вызывает интерес и уважение. В общем, люди с низким уровнем тревожности чувствуют себя в жизни комфортнее и увереннее, и больше нравятся другим. Но не надо забывать и про жирный минус людей спокойных и веселых - они склонны недооценивать опасность и позже на нее реагировать, что однажды может сыграть с ними злую шутку.

Состояние тревоги, беспокойства впервые выделил и акцентировал З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности, все это основывается на внутренних причинах. В последствие, изучением состояния тревоги занимались многие известные психологи и психотерапевты, написано большое количество работ.

Для начала следует сказать о различие понятий тревоги как состояния и тревожности как черты личности. Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин "тревога" используется психологами в разных значениях.

Это может быть:

  • - Временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов
  • - Фрустрация социальных потребностей
  • - Первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потребности
  • - Свойство личности, которые дается через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий
  • - Реакция на представленную угрозу.

Чаще всего термин "тревога" используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы . Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики.

Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.

Термин "личная тревожность " используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги . Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги . Функциональный аспект исследований личностной тревожности предполагает рассмотрение её как системного свойства. Которое проявляется на всех уровнях активности человека.

Раскрывается роль данного свойства в социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально-психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения товарищами, порождая конфликты. В психологической сфере тревожность проявляется в изменение уровня притязаний личности, в снижение самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, стремление к лидерству, эмоциональная устойчивость, степень невротизма и интровертированности. Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере, отмечается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма, развитием психовегетативных заболеваний.

Причины тревожности на социальном уровне - нарушение общения. На психологическом уровне - неадекватное восприятие субъектом самого себя, на психофизиологическом причины тревожности связываются с особенностями строения и функционирования ЦНС.

Личностная тревожность проявляется не обязательно непосредственно в поведение, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику.

Выделяют основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности.

  • 1. Личность с высоким уровнем тревожности склонна окружающий мир как заключающие в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
  • 2. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию предневротических состояний.
  • 3. Отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость.
  • 4. Тревожность оказывает влияние на профессиональную
  • направленность.

Сопоставление профессиональной направленности индивидуально-психологическими особенностями выявило существенное влияние последних на характер профессиональной направленности. Человек, ориентированный на профессии типа "человек - знаковая система" характеризуется тем, эти школьники имеют высокие показатели успешности интеллектуальных тестов, самые высокие показатели вербального интеллекта, высокую успешность обучения. Их характеризует самый низкий уровень тревожности, средний нервотизм, низкая экстеравертированность.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психотерапии Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать трудностей, которые возникают при ее влиянии на жизнь человека.

Shutterstock.com

Тревожность представляет собой состояние, проявляющееся в виде тревоги и других схожих чувствах (страхе, опасении, беспокойстве), при этом видимых и объективных оснований для данных проявлений может не быть. Тревожность как состояние важно отличать от тревоги. Последняя бывает кратковременной или имеет под собой серьезные основания. Состояние тревожности, как правило, длительное, зачастую человеку бывает сложно назвать, что является его причиной. Иногда говорят о тревожности, как о черте характера, когда человека, например, постоянно и сильно беспокоят вещи, к которым подавляющее большинство людей относится спокойно. Такое состояние может проявиться в любом возрасте и диагностируется как у взрослых, так и у детей. Крайние проявления тревожности существенно портят жизнь и требуют психологической коррекции.

Тревожность является негативным ощущением. Она может появиться в различных ситуациях, в том числе и в тех, которые не считаются поводом для беспокойства. У разных категорий взрослых пациентов могут быть сформированы негативные ожидания по поводу различных предстоящих событий, а также близких людей или каких-то других факторов.

Тревожность у мужчин

Хотя мужчины считаются менее подверженными тревожности, чем женщины, отдельным представителям мужского пола свойственно состояние повышенной тревожности. Это состояние может начаться с тревоги, имеющей под собой некоторые основания (проблемы на работе, в личной жизни, общая неудовлетворенность своим положением). Однако, если человек предпочитает не замечать проблему, закрывает глаза на собственные эмоции (или, что еще хуже, расслабляется с помощью алкоголя) тревога может перерасти в состояние постоянной тревожности. В тогда мужчина начинает беспокоиться по любому поводу. В таком случае найти причину и проработать ее бывает гораздо сложнее. В некоторых случаях не обойтись без помощи психотерапевта.

Определенный уровень беспокойства является нормой. Однако длительное пребывание в данном состоянии приводит к тому, что мужчины становятся слишком ранимыми и уязвимыми – в первую очередь в сфере межличностных отношений.

Отдельным видом тревожности, которая характерна для мужчин, является сексуальная тревожность, которая проявляется в форме беспокойства, связанного с сексом и мешающему реализации сексуальных возможностей. При этом неудачи, появляющиеся в интимной жизни мужчины на почве сексуальной тревожности, в свою очередь усугубляют состояние человека и приводят его к некоему замкнутому кругу, так как повторение неудач усиливает тревожность, которая ведет к очередным проблемам.

Статистика утверждает, что женщины склонны к тревожности куда больше, чем мужчины. Некоторые психологи высказывают предположение, что такая предрасположенность не является свойством женской психики изначально; тревожность – часть того представления о «типичной женщине», которое формируется в обществе. При этом для большинства взрослых женщин характерно принятие своей тревожности как эмоциональности и чувствительности, что не считается ими негативным фактором.

Тревожность при беременности

Для периода характерны определенные изменения в мышлении женщины, в том числе и повышение уровня тревожности. Тревожность при беременности, как правило, вызвана дефицитом доверия – и в первую очередь женщине не хватает доверия к самой себе. Если эта беременность первая, то даже чтение специализированной литературы и многочисленных форумов не могут избавить женщину от страха перед неизвестностью и сопутствующих этому тревожных мыслей.

Причинами серьезного изменения психологического состояния женщины являются гормональные перемены, которые начинают происходить уже с первого триместра беременности. Причинами беспокойства становятся состояние малыша, собственное здоровье, а ближе к концу третьего триместра – и сам родовой процесс. Для того, чтобы избежать формирования излишней тревожности, рекомендуется в первую очередь подходить к планированию беременности осознанно; доказано, что женщинам, планирующим беременность заранее, гораздо проще настроиться на позитивный лад. А вот поддаваться влиянию тех, для кого беременность стала негативным опытом, не стоит: ситуации, которые еще не произошли и могут не произойти вовсе, женщина начинает проецировать на себя заранее и проявлять беспокойство еще и по этому поводу.

Формированию чувства тревожности не в последнюю очередь способствует психологическая атмосфера в семье, где проживает беременная женщина. Поэтому окружению беременной стоит позаботиться о том, чтобы хранить ее спокойствие и не провоцировать конфликтов, являющихся неконструктивными по своей природе.

Тревожность у кормящей мамы

Когда беременность осталась позади, организм женщины переживает очередную гормональную перестройку, которая влияет на настроение молодой мамы не в лучшую сторону. В сочетании с необходимостью адаптации к новой социальной роли и возросшей нагрузкой по уходу за ребенком это становится фактором формирования высокого уровня тревожности. В период кормления нервное напряжение способно спровоцировать так называемую окситоциновую блокаду – состояние матери блокирует выработку окситоцина, который отвечает за сокращение молочных желез, что в свою очередь облегчает вытекания молока из груди. Как следствие, повышенная тревожность может привести к тому, что молока вырабатывается много, а вот кормление малыша затруднено, из-за чего и он сам, и женщина испытывают неудобство и дополнительный стресс.

Тревожность и стресс могут привести к обратному процессу, когда количество молока у молодой мамы начинает сокращаться, что в свою очередь запускает новый круг переживаний.

Повышенная тревожность в послеродовой период отмечается практически так же часто, как и послеродовая депрессия. От клинической тревожности страдают порядка 10% молодых мам, при этом такие симптомы, как беспокойное состояние, различные страхи, могут проявляться в первые несколько недель после родов и длиться несколько недель, а то и больше. Поскольку состояние тревожности является негативным как для самой матери, так и для ребенка, необходимо создать условия для его преодоления: спокойная обстановка, поддержка близких, достаточный отдых. Если такие меры не помогают, имеет смысл обратиться к психологу, который назначит подходящее лечение.

Тревожность у пожилых является частым расстройством, и порядка 20% пожилых людей испытывают это состояние на постоянной основе. В пожилом возрасте можно выделить несколько разновидностей тревожного расстройства:

  • Фобии.

В пожилом возрасте наиболее частыми являются фобия смерти, болезней (и собственных, и болезней у близких).

  • Общее тревожное расстройство .

Для таких людей состояние тревожности может быть спровоцировано любым фактором, начиная от семейных проблем и заканчивая посещением врача.

Человек в пожилом возрасте может по каким-то причинам начать избегать контактов, излишне переживать по поводу самых обычных встреч.

Негативное представление о себе

Образ Я формируется при взаимодействии со значимыми другими. Именно поэтому критикующие, сравнивающие, оценивающие, гиперопекающие, а также родители с большими ожиданиями или завышенными требованиями обрекают своего ребенка на представления о себе, как о «плохом», «не достаточно хорошем», «не справляющемся», «неудачнике», «слабаке, которому все время нужна помощь».

Что приводит к внутреннему напряжению , неуверенности, заниженной самооценке, а вместе с этим к большому количеству страхов и тревоги. Они боятся нового, боятся неудачи, боятся не справиться, боятся любых изменений от этого может рождаться страх будущего или непредвиденного (что невозможно проконтролировать).

Часто испытывают постоянное отравленное ощущение радости при благополучной жизни , так как «живут не своей жизнью», стараясь соответствовать чьим-то ожиданиям, делать то, что дОлжен, а не то, что хочется. Когда везде чувствуешь себя недостаточно хорошим или не имеющим права.

Как справляться с тревогой, вызванной негативным представлением о себе?

1. Предстоит создать положительный образ себя. Это небыстро и непросто, но возможно. Для начала, чтобы оценить масштаб бедствия, несколько дней посчитайте сколько раз мысленно и вслух вы хвалите себя, а сколько ругаете. Это можно отмечать галочками в двух колонках по мере «ругания-хваления».

2. Если ругаете вы себя чаще, чем хвалите, то нужно в конце дня перед сном вспомнить прошедший день и найти минимум 5 поводов за что себя похвалить. Для тех, от кого родители ожидали слишком много («олимпийских побед» и «нобелевских премий») важно научиться даже в небольших поступках и достижениях видеть повод для радости и гордости собой. Часто такие люди привычно обесценивают себя и все что, не «красный диплом» (а часто и он тоже) вообще не замечается. Поэтому найдите то, что вчера вы еще не умели или не пробовали, а сегодня узнали, решились, сделали. Помните, прежде чем человек научился ходить, он тысячу раз упал, но это не помешало ему встать на ноги.

3. Перестаньте сравнивать себя с другими. Вы никогда не сравнитесь с оперным певцом мирового уровня, если ваш талант в другом. Зато ранитесь до бесконечности и приобретете пожизненный повод беспокоиться. Сравнивать можно себя только с самим собой вчерашним.

4. Утром, перед тем как встать, спросите себя: «Чем я могу себя сегодня порадовать?» и постарайтесь сделать это.

5. Опросите друзей на предмет своих сильных личностных качеств, которые могут вам помочь справиться с тревогой или страхом. Попросите их назвать не менее трех.

6. Нарисуйте или подробно опишите свою тревогу или страх. Посмотрите на нее издалека. Задайте себе вопросы: «Когда она появляется? Какие планы на вашу жизнь имеет? Какие ваши качества помогают ей нападать на вас? А какие делают ее слабее?» Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы справились с тревогой или страхом. Что помогло вам тогда?

Отдельно стоит сказать о детях с пограничными родителями или страдающими алкоголизмом или психическими заболеваниями . Так, при шизофрении отношения амбивалентны и часто протекают по принципу «люблю-ненавижу».

У таких людей в детстве много хаоса и двойных посланий (когда слова противоречат друг другу или смысл сказанной фразы не согласуется с невербальным сопровождением. Например, злым тоном говорится «конечно, я тебя люблю» или «ты мне так нужен, уходи!»)

Чтобы выжить, таким детям приходится самим справляться с часто возникающей тревогой и часто становиться родителем своим родителям. У них много подавленных эмоций и большие трудности в построении близких долгосрочных доверительных отношений. У них часто бывает беспричинный страх будущего и неспособность радоваться , даже если в настоящий момент все в их жизни хорошо.

Часто им кажется, что за любую радость, желание или осуществленную мечту им придется заплатить страданием. Им труднее всего учиться хвалить себя, позволять что-то делать для себя и мечтать. Внутренний голос родителя звучит ярко и сильно. В этих случаях предстоит большая работа и лучше воспользоваться помощью специалиста.

Как справляться с тревогой?

В каждой семье приняты свои способы справляться с тревогой. При этом они могут быть, как функциональными, так и дисфункциональными. К последним относится курение, алкоголь и другие виды зависимостей. Когда фактически человек избегает встречи с собой и своими чувствами, не решая проблемы.

Конфликт – это тоже дисфункциональный способ. При этом бывает так, что тревога одного партнера провоцирует возникновение тревоги другого и, сливаясь, эти две тревоги усиливают, продляют и подкрепляют друг друга. Кто-то уходит с головой в сериалы, игры, интернет, работу только, чтобы не жить реальной жизнью и не сталкиваться с тревожными переживаниями.

Наряду с дисфункциональными, есть способы, которые не только действительно помогают прожить некомфортные моменты, но и приносят пользу. Это спорт, чтение, творчество, общение, искусство и даже уборка.

  • Занимайтесь тем, что приносит радость.
  • Будьте в контакте с собой и своими чувствами.
  • Научитесь утешать своего внутреннего ребенка.
  • Представьте себя маленького, возьмите на ручки и спросите: «чего ты боишься, что я могу для тебя сделать?»
  • Выполняйте желания из детства (Одной женщине с повышенной тревожностью очень помог ее маленький ребенок , попросив совершать ежедневные прогулки перед сном и возможностью «как в детстве» забраться на сугроб и полежать на снегу; купить красивое платье или игрушку-талисманчик)
  • Учитесь выражать свои эмоции.
  • Научитесь ставить границы и защищать себя.
  • Умейте отличать свою и чужую тревогу (в созависимых отношениях часто сливаются и усиливают друг друга).

Доброе время суток, дорогие читатели. Сегодня мы определим, что собой представляет определение тревожности. Вы узнаете, по каким причинам она возникает, выясните, как проявляется. Поговорим о методах противодействия повышенной тревожности.

Общая информация и виды

Тревожностью человека называют психологическую особенность личности, которая обнаруживается в склонности отдельно взятого субъекта постоянно испытывать сильную тревогу, даже по незначительным поводам. Также может рассматриваться, как особенность человека. Тревожность описывается чувством дискомфорта и ожиданием определенной угрозы. Такое расстройство чаще всего относят к нарушениям невротического характера.

Различают такие виды тревожности.

  1. Неконтролируемая, но осознанная. Происходит дезорганизация человеческой жизни.
  2. Контролируемая, которая осознается и является компенсируемой. Является стимулом. Но, как правило, активность наблюдается исключительно в знакомых ситуациях.
  3. Скрытая и неосознаваемая. Игнорируется конкретным человеком, проявляется в однообразном действии.
  4. Культивируемая, при этом осознаваемая тревожность. Часто имеет место манипуляция. Человек ищет выгоду во всем.
  5. Компенсаторная, которая является защитной, неосознаваемой. Человек пытается убедить себя в том, что у него все хорошо, что ему не нужна помощь.
  6. Уход от тревожных ситуаций. Когда тревожность носит абсолютный характер, человек при помощи подобного ухода пытается погрузиться в какую-то зависимость или виртуальную сеть, уходит от действительности.

Человек, который постоянно находится в состоянии тревоги, делает хуже самому себе. Он страдает психологически, вред наносится и его соматическому здоровью. У такой личности зачастую присутствует тахикардия, могут появляться скачки давления вверх, возникать ощущение нехватки воздуха. Из-за сильных эмоциональных потрясений наступает излишняя усталость, у человека нет сил нормально жить. При наличии постоянной тревожности страдает весь организм, появляются перебои в функционировании различных органов, у женщин нередко наблюдаются гормональные сбои.

Тревожное состояние может разрушать нервную систему человека, тогда как наличие страха позволяет мобилизовать внутренние силы организма. Например, если на человека, который идет по улице, набрасывается собака, он прибегает к определенным действиям, чтобы защитить себя. В случае же, когда индивид волнуется о том, что, идя по улице, на него может напасть собака, он заранее программирует себя на плохой исход ситуации, начинает нервничать тогда, когда еще ничего не произошло.

Почему появляется

При состоянии повышенной тревожности у индивида начинается , который разрастается и способствует развитию плохих ощущений. Давайте рассмотрим, какие факторы могут влиять на возникновение повышенной тревожности:

  • , отсутствие уверенности в чем-либо;
  • травма психологического характера, перенесенная в детстве, например, когда родители требуют от своего ребенка слишком многого, оказывают на него давление;
  • переезд на новое место жительства;
  • малоподвижный образ жизни;
  • пережитые негативные травмирующие события;
  • неправильное питание;
  • особенность характера, темперамента;
  • пессимизм — стиль жизни;
  • гормональный сбой, как результат нарушения в эндокринной системе.

Характерные проявления

Заподозрить наличие повышенной тревожности можно по ряду признаков.

  1. Человек слишком эмоционально реагирует на свои неудачи.
  2. Индивид не способен нормально работать в стрессовых ситуациях.
  3. Стремление к успеху подавляется страхом совершения неудачи.
  4. Возникновение ошибок полностью убивает желание двигаться дальше, у индивида опускаются руки, он бросает начатое дело, которое постигла неудача.
  5. Воспринимает многие вещи, как потенциально опасные.

При наличии высокой степени тревожности у человека могут возникать следующие проблемы со здоровьем:

  • отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, в частности, тахикардия, гипертония;
  • аномальные проявления на коже, а именно сыпь, появление зуда;
  • проблемы с дыханием, в частности, ощущение удушья, одышка;
  • проблемы с половой системой (у женщин может нарушаться менструальный цикл, у мужчин – развиваться импотенция);
  • частое мочеиспускание;
  • повышение потливости;
  • диспепсические расстройства, проблемы с пищеварением;
  • боли в костях, суставах, нарушение координации.

Человек с повышенной тревожностью нередко склонен к эмоциональному, а также профессиональному выгоранию. Как правило, он не удовлетворен своей жизнью, чувствует безысходность, ему не нравится его профессия , зачастую он депрессивен.

Тревожность у взрослых удается подтвердить при помощи опросника Спилберга, также он способствует постановке характера тревожности. Вашему вниманию предоставляют 40 суждений, на которые нужно давать ответ «нет» или «да». В результате получается определенный уровень ситуативной и личностной тревожности. Если имеет место высокий уровень, то возникает необходимость поработать над повышением своей уверенности, при низком — мотивацией и активностью.

Способы борьбы

  1. Первоначально необходимо установить причину, которая провоцирует развитие тревожности. Если всему виной прием определенных медикаментов или наркотических препаратов, то необходимо просто исключить их применение. Если всему виной наличие соматического заболевания, то, в первую очередь, терапия будет направлена на исцеление от этого недуга. Если же тревожность будет сохраняться даже после исцеления от заболевания или отмены приема препаратов, то необходима консультация психотерапевта, а иногда и медикаментозная терапия. Современные медикаменты, которые разработаны для того, чтобы избавлять человека от тревоги, безопасные и эффективные, легко переносится. Они способствуют снижению тревоги, помогают устранить бессонницу.
  2. Если у человека наблюдается посттравматическое стрессовое нарушение, то будет назначена комплексная медикаментозная терапия. Препараты назначают с учетом сопутствующих психических расстройств, в частности, депрессивного состояния, панического расстройства, дистимии. Будет показан прием антидепрессантов.
  3. При возникновении ощущения тревоги появляется сильное напряжение. Если от него избавиться, то отрицательные чувства постепенно рассеются. Важно научиться расслабляться. Например, в этом поможет физическая активность. Если Вас посещают тревожные мысли, займитесь хотя бы зарядкой или отправьтесь на прогулку на свежий воздух. Также справиться с таким состоянием помогут дыхательные упражнения.
  4. Поделитесь с людьми, которые вызывают у Вас доверие, своими чувствами и тревогами. Близкие помогут совладать со страхом, ведь для них он будет не столь большим, как для человека, который испытывает тревожность. Если нет людей, которым можно довериться, то свои тревоги можно выписать в специальный дневничок, которые потом нужно перечитывать и анализировать.
  5. Старайтесь общаться с людьми, которые постоянно находятся в хорошем расположении духа, они улыбаются, веселятся. Если рядом нет такого человека, то можно включить комедию или юмористическую программу. Важно, чтобы у Вас появились радостные эмоции.
  6. Найдите себе , которое позволит отвлечься от негативных мыслей, получить удовлетворение своей работой, повысить собственную самооценку.
  7. Нужно научиться переключать свои эмоции. Когда человек начинает прокручивать в голове плохие мысли, думая о своих близких, о себе, он еще больше усугубляет ситуацию, нагоняет энергию страха. Как известно, мысли материализуются. Если человек изменит свое мышление, начнет вести себя иначе, сможет добиться определенных успехов. Нужно осознать, что во власти каждого индивида возможность творить свое будущее. Необходимо научиться переключать свои чувства, мысли на положительный настрой. В первую очередь, необходимо избавиться от всего негатива, который может Вас окружать, не смотреть фильмы ужасов, не слушать депрессивную музыку, не страшные книги, не смотреть новости, в которых показывают какие-то трагические события. Создайте для себя только позитивное окружение.
  8. Замена образа. Когда человек с повышенной тревожностью начинает волноваться, перед ним возникают ужасные картины предстоящих событий. Они могут постоянно стоять перед глазами. В такой ситуации очень важно суметь заменить ужасную картину чем-то приятным. Когда перед Вашими глазами возникает какой-то ужас, вспомните о чем-то хорошем, что вызывало отличные эмоции, радостные переживания.
  9. Попробуйте оценить сложившуюся ситуацию с разных точек. Это позволит сделать Ваш взгляд более объективным и снизить повышенную тревожность. Представьте, как отреагировали бы на эту ситуацию другие люди, например, сосед, родственник или просто незнакомец, идущий по улице. Вы можете представлять, как бы сами отреагировали на нее, если б были старше на 5, 10 лет.
  10. Аффирмации. Свое эмоциональное состояние можно контролировать при помощи позитивных утверждений. Как только в голове появляются какие-то плохие мысли, начинайте говорить себе, что Вы, а также Ваши близкие всегда находитесь в полной безопасности, Вас оберегает Ангел хранитель, Вам ничто не угрожает. Повторять эту фразу нужно несколько раз до тех пор, пока не наступит полное успокоение. Фраза может быть другой. Главное, чтоб она несла положительный настрой и помогала в данный момент.

Психологические приемы

Лечение может в себя включать психологические подходы. В основном это поведенческая психотерапия, суть которой в изменениях реакции пациента на факторы, которые влияют на провоцирование тревожности.

  1. Психолог посоветуют, что необходимо заниматься самопомощью для того, чтобы избавиться от повышенной тревожности. Например, можно, сменить образ жизни. В частности, было доказано, что физическая нагрузка влияет на сжигание излишнего адреналина и беспокойство выходит из организма. Также физические упражнения помогают повысить настроение, улучшить самооценку, выработать положительный взгляд на жизнь.
  2. Ежедневно находите по 20 минут, когда можно будет посидеть в тишине и задуматься над тем, что Вас тревожит. Если нужно, поплачьте в этот момент. Главное, когда истечет этот промежуток времени, полностью перестаньте думать о волнениях и успокойтесь, займитесь повседневными делами.
  3. Найдите уютное местечко, в котором будете чувствовать себя комфортно. Расслабьтесь, сделайте глубокий вдох. Закройте глаза, создайте образ сгорающего кусочка дерева, над которым возвышается дым — это проявление тревоги. Представляйте, как дым растворяется в воздухе.
  4. Отлично справляться с тревожностью помогают занятия рукоделием. Когда человек сконцентрирован на каком-то монотонном занятии и все его мысли направлены на то, чтобы получить хороший результат, он не допускает в своей голове появление тревоги.
  5. Арт-терапия. Индивид может посредством изобразительного искусства или другого типа творчества выразить свои волнения.

Народные методы

Справиться с повышенной тревожностью можно и при помощи народных средств. Однако, если имеет место слишком запущенный случай, Вам не обойтись от общения с психотерапевтом. Специалист сможет определить причины, повлиявшие на развитие данного состояния, укажет на то, как необходимо изменить свою жизнь, научиться себя контролировать, справиться с подобным состоянием, улучшить качество своего существования.

  1. Ромашка. Можно готовить настой или заваривать чай с ромашкой. Данное растение помогает расслабиться, снять тревожность.
  2. Зеленый чай. Способствует умиротворению и успокоению, позволяет сконцентрироваться. Также нормализует ритм сердца, уравновешивает артериальное давление, уменьшает чувство беспокойства.
  3. Хмель. Шишки данного растения можно заваривать или использовать эфирное масло хмеля, его экстракт или настойку. Будьте готовы к тому, что чай из этого растения будет горчить, поэтому лучше к нему добавлять ромашку, мяту или мед. Хмель позволяет улучшить качество сна, особенно если к нему добавить несколько капель валерианы.
  4. Валериана. Вызывает сонливость, является отличным седативным средством. Данный препарат можно использовать, как в капсулах, так и в настойках.
  5. Мелисса. Важно знать, что это растение необходимо употреблять умеренно, при превышении дозировки тревожность может возрастать. Также необходимо знать, что при пониженном давлении она не применяется.
  6. Лаванда. Это растение помогает успокоиться. Она также может влиять на снижение концентрации, поэтому необходимо это учитывать.
  1. Не нужно оставлять свои проблемы нерешенными. Важно осознавать, что повышенная тревожность не позволяет нормально жить и вредит Вашему здоровью.
  2. Попробуйте поговорить с собой, понять, из-за чего Вы волнуетесь, стоит ли оно этого.
  3. Избавьтесь от тех вещей, которые влияют на появление тревожных мыслей.
  4. Научитесь во всем видеть что-то хорошее. В любой ситуации попытайтесь предположить положительный результат. Не нужно на все смотреть в негативных тонах. Представьте, что все будет хорошо.
  5. Не нужно волноваться о том, что еще не произошло. Научитесь идти на компромиссы, обращаться к взаимопомощи.
  6. Общайтесь с людьми, расширяйте свой круг общения. Научитесь и чувства. Не замыкайтесь в себе, не уходите от общения с людьми.

Теперь Вам известно, что такое тревожность, как избавиться от нее. Нужно понимать, что индивид не может нормально жить, если постоянно за что-то переживает, волнуется, находится в состоянии стресса. Научитесь себя контролировать, придите к осознанию того, что такая жизнь не является нормальной, пора ее изменить.

Тревожность: определение; примеры диагностики и коррекции.

Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты. Это устойчивая индивидуальная характеристика. Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как ситуационная тревожность. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Проблема исследований и диагностики тревожности пользуется неизменным вниманием психологов, так как имеет немаловажное практическое значение. Тревога может приводить к общей дезорганизации деятельности, проявляющейся в ее направленности и эффективности. Поэтому так важна диагностика этого состояния для решения ряда практических задач, связанных с трудовой, учебной, спортивной деятельностью. Так, например, это необходимо для выяснения надежности тех, кто работает на опасном производстве, где возможны аварии.

Тревога рассматривается как механизм развития неврозов; в этом случае ее возникновение связано с наличием глубоких внутренних конфликтов на почве завышенного уровня притязаний, недостаточности внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, рассогласования между потребностью и нежелательностью способов ее удовлетворения и пр.

Поэтому диагностика состояния тревоги необходима в плане психопрофилактики для своевременного выявления тех индивидов, кто склонен к возникновению неврозов.

Обычно особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием страха, причина которого неизвестна индивиду или недостаточно ясно им осознается, называют тревогой. Тревогой иногда считают диффузный или беспредметный страх. Но между страхом и тревогой существуют качественные различия. Если страх является реакцией на конкретную угрозу, то тревога обычно связана с опасениями социального характера, с угрозами представлению о себе, потребностям Я, ценностям, затрагивающими ядро личности, с ожиданием неудач в социальном взаимодействии.

Склонность индивида к переживанию состояния тревоги обычно называют тревожностью. Вместе с тем четкого разделения этих терминов нет, часто они оба применяются для обозначения психического состояния.

Но существует представление о том, что нужно различать тревожность как психическое состояние и тревожность как черту личности.

Личностная тревожность представляет собой устойчивое образование, проявляющееся в разлитом, хроническом переживании соматического и психического напряжения, в склонности к раздражительности и беспокойству даже по незначительным поводам, в чувстве внутренней скованности и нетерпеливости. Тревожность как черта личности отражает частоту переживаний индивидом состояния тревоги. Высокотревожные индивиды переживают состояние тревоги с большей интенсивностью и частотой, чем низкотревожные.

Тревожность как психическое состояние часто называют ситуативной тревожностью (тревогой), т.к. она связана с конкретной внешней ситуацией. Поскольку различия в личностной и ситуативной тревожности заключены лишь в частоте переживаний состояния тревоги, методики их диагностики разрабатывают по одним и тем же принципам, используя описание максимально полного перечня симптомов тревоги или ситуаций, ее вызывающих. Они направлены на выявление уровней тревожности и дифференциацию личностной и ситуативной тревоги.

Один из таких опросников был разработан Ч. Спилбергером и его сотрудниками (1983–85 гг.). Он носит название – Опросник для оценки тревоги/тревожности (State – Trait Anxiety Inventory – STAI). При разработке данного опросника тревога определялась как временное, преходящее эмоциональное состояние, характеризуемое субъективными ощущениями напряжения и опасения, и измерялась с помощью 20 коротких описательных утверждений. Испытуемый должен был оценить свое состояние в настоящий момент по 4-ступенчатой шкале.

Тревожность как черта определялась в качестве устойчивой склонности к тревоге и оценивалась с помощью 20 утверждений. Исйыту-емый должен был оценить х степень их применимости для описаний того, как он себя чувствует обычно.

При использовании данного опросника было установлено, что индивиды с высокой личностной тревожностью гораздо чаще испытывают состояние тревоги, реагируя на более широкий спектр ситуаций по сравнению с теми, кто имел низкий уровень личностной тревожности. Однако то, как воспринималась каждая потенциально тревожная ситуация, зависело в первую очередь от прошлого опыта индивидов.

Наряду с описанной методикой для взрослых Ч. Спилбергером был разработан Опросник для оценки тревоги/тревожности у детей (State – Trait Anxiety Inventory for Children – STAIC). Оба опросника Ч. Спилбергера переведены на 43 языка и широко применяются в диагностической практике. В нашей стране известен опросник Ч. Спилбергера для взрослых, адаптированный Ю.Л. Ханиным.

Наряду с опросником Ч. Спилбергера для диагностики тревожности у взрослых используется Шкала явной тревожности (Manifest Anxiety Scale – MAS), разработанная Дж. Тейлор (1951–53гг.). Эта методика была создана путем отбора из Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) таких пунктов, которые соответствовали клиническому представлению о хронических тревожных реакциях. В нашей стране опросник Дж. Тейлор, называемый Личностная шкала проявлений тревоги, получил широкое распространение в психологической практике. Он существует в нескольких адаптациях, среда которых наиболее известны варианты Т.А. Немчина, В.Г. Норакидзе. Последний предпочтителен тем, чтов нем присутствует шкала лжи, включающая 10 пунктов; 50 утверждений являются диагностическими они отражают наиболее явные проявления тревожности, относящие как к вегетативно-соматическим реакциям, так и к настроению, переживаниям, социально-психологическим установкам. С каждым утверждением следует согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»).



По количеству полученных баллов устанавливается уровень тревожности испытуемого. Всего рассматривается четыре уровня: низкий и, средний уровни свидетельствуют о ситуативной тревожности, высокий и очень высокий – о тревожности-черте.

Для диагностики степени тревожности у детей в возрасте 3,5–7 лет применяется Tест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, переведенный и подготовленный к выпуску в нашей стране В.М. Астаповым. Это проективная методика, стимульным материалом которой является 14 рисунков, изображающих некоторые типичные для дошкольников ситуации. Например, игра с младшим ребенком, укладывание спать в одиночестве, собирание игрушек, еда в одиночестве.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах – для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). На рисунках не прорисовано лицо того ребенка, с которым при ответах должен себя идентифицировать отвечающий. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головки, одно с улыбающимся лицом, другое с печальным. По размерам и контуру головки дополнительные изображения точно соответствуют основному рисунку.

Рисунки предъявляются испытуемому индивидуально и в определенной последовательности. Показывая каждый рисунок, психолог кратко поясняет его содержание и спрашивает о том, какое – печальное или веселое – лицо у изображенного на нем ребенка. В протоколе фиксируется выбор, сделанный ребенком для каждой ситуации.

Количественный анализ результатов сводится к вычислению индекса тревожности, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. По индексу тревожности определяется ее уровень. Если индекс выше 50%, то уровень тревожности считается высоким; при индексе от 20% до 50% уровень рассматривается как средний; индекс ниже 20% означает низкий уровень тревожности.

Количественный анализ дополняется качественным, заключающимся в выявлении наиболее беспокоящих каждого ребенка ситуаций.

Для диагностики тревожности детей в возрасте 8–12 лет используется Шкала явной тревожности (The Childrens form of Manifest Anxiety Scale – CMAS), разработанная группой американских психологов (А. Кастанеда, В. МакКандлесс, Д. Палермо) в 1956 г. на основе шкалы явной тревожности Дж. Тейлор. Детская шкала широко применяется в странах Европы, психологи отмечают ее высокую надежности и валидность.

В отечественной практике используется вариант, адаптированный А.М. Прихожан в 1991–1993 гг. Его стандартизация и психометрические проверки были проведены на выборке школьников из разных регионов страны численностью 840 человек. Показатели гомогенности и ретестовой надежности удовлетворительны

Шкала содержит 53 утверждения, из которых 42 являются диагностическими и 11 относятся к шкале лжи. Для каждого утверждения в тексте опросника даны два варианта ответа – «верно» и «неверно». В утверждениях отражены проявления наиболее явных, очевидных, сильных симптомов тревожности.

При обработке результатов диагностических пунктов баллы начисляются за ответ «верно». Сырые баллы переводятся в шкальные оценки (стены) с учетом пола и возраста ребенка. На основе шкальных оценок делается вывод об уровне тревожности испытуемого. По этой методике можно выделить пять уровней тревожности: первые три («чрезмерное спокойствие», нормальный и несколько повышенный) характеризуют либо отсутствие состояния тревоги, либо незначительную его выраженность; четвертый и пятый уровни означают наличие хронической тревожности (тревожности-черты).

Для диагностики старшеклассников (VIII–XI классы) применяется Шкала тревожности , разработанная А.М. Прихожан. Ее специфика состоит в том, что испытуемый должен оценивать не наличие у себя симптомов тревожности, а ситуации в отношении того, насколько каждая из них может вызвать состояние тревоги. Предлагается 5-ступенчатая система шкалирования (от 0 до 4).

Методика включает ситуации трех типов:

· ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

· ситуации, актуализирующие представление о себе;

· ситуации общения.

Наряду с общим показателем тревожности описываемый опросник дает возможность оценить разные ее виды – школьную, самооценочную и межличностную.

При обработке результатов количество получаемых испытуемым баллов по каждому виду тревожности определяется той оценкой, которую он дал ситуации. Так, за пункт, где ситуация получила оценку 2, начисляется два балла, за оценку 4 – четыре балла и т.д.

Стандартизация опросника была проведена на городских школьниках. Получены критерии для выделения пяти уровней тревожности (аналогичных тем, что были рассмотрены выше для Шкалы явной тревожности).

Диагностика тревожности часто проводится на практике ради преодоления этого состояния. Преодоление, как правило, осуществляется двумя путями – овладением тревожностью, снятием ее отрицательных последствий и устранением причин, вызывающих это состояние.

Первый способ чаще всего заключается в обучении приемам овладения своим волнением, навыкам саморегуляции. Такой вид психологической помощи оказывается спортсменам, работникам некоторых профессий, учащимся. Существенное место занимает развитие правильных приемов самоанализа, самонаблюдения, снятия нервно-психического напряжения (расслабления), релаксации.

Второй способ преодоления тревожности состоит в развитии трудовых и спортивных навыков, учебных приемов, повышающих возможности успешного выполнения соответствующих видов деятельности. В работе с невротическими личностями немаловажное значение имеет перестройка самооценки и мотивации индивида.

Помимо рассмотренных методик актуальные психические состояния можно оценить с помощью некоторых многофакторных личностных опросников и проективных методик. Так, Методика многостороннего исследования личности (MMPI) позволяет выявлять состояния, характеризующиеся фрустрационной напряженностью, высоким уровнем тревоги, так как профиль на шкалах невротической триады и выраженность его подъема на седьмой шкале отражают характер невротических реакций. Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла дают информацию о тревожности и эмоциональной возбудимости. Есть попытки оценки психических состояний по Цветовой методике М. Люшера .