Качества ума. Индивидуальные особенности мышления

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная - это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию. Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

  • нечувствительность к противоречиям;
  • синкретизм (тенденция связывать все со всем);
  • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
  • отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый - ребенку 2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, - таков синкретизм детского мышления.

Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Выделяют разные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность - составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое - это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления - подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае - это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление , оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Выделяют следующие стадии решения проблемы:

  • подготовка;
  • созревание решения;
  • вдохновение;
  • проверка найденного решения.

Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

  1. Мотивация (желание решить проблему).
  2. Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).
  3. Поиск решения.
  4. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
  5. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
  6. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
  7. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
    • на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);
    • на основе использования аналогий;
    • на основе использования эвристических приемов;

на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

  1. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:
    • высокая увлеченность проблемой;
    • вера в успех, в возможность решить проблему;
    • высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
  2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  3. Реализация решения.
  4. Проверка найденного решения.
  5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели. Если же он не был предусмотрен, то оказывается по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного в более конкретном виде и выступает как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Второй также отражается субъектом, и это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными с точки зрения цели.

Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение .

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии:

  • Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
  • Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
  • Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы - малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Г. Айзенк).

Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Возможно, вы относитесь к такому типу людей, которые не чувствуют, что день закончился, пока не выполнят все запланированные дела. Вы просыпаетесь утром с длинным списком того, что вам нужно сделать, и движетесь на автопилоте в течение дня, сверяясь со списком.

Оказавшись в приятном кафе, чтобы сделать паузу (после нескольких часов работы), вы быстро обедаете и, возможно, выпиваете две чашки кофе. Затем снова приступаете к работе.

Чаще всего вы заканчиваете работать в пять или шесть часов вечера, желая, чтобы у вас было больше времени на интересные проекты. Вы идете в спортзал на час, а затем отправляетесь домой, чтобы быстро поужинать и, возможно, посмотреть какой-то фильм.

Звучит знакомо?

В этом наша проблема — в поисках оптимальной продуктивности мы часто игнорируем потребности нашего организма. Но большинство из нас не догадывается, что это делает нас менее продуктивными.

Джош Дэвис (Josh Davis), доктор философии, руководитель исследований и ведущий профессор института NeuroLeadship посвятил этому парадоксу свою книгу, ставшую бестселлером во всем мире, «Успеть за 120 минут. Как создать условия для максимально эффективной работы».

В своей книге Дэвис пишет:

«Работать без перерыва или задерживаться на работе — прекрасное решение для компьютера или машины, но… мы — биологические существа. Выполнение однотипной работы при одинаковом уровне эффективности для нашего мозга — это все равно что ожидать одной и той же скорости от бегуна в любых обстоятельствах».

Дэвис пишет, что мы недостаточно учитываем наши биологические особенности при принятии решений относительно продуктивности и эффективности в работе. И он прав. Когда вы в последний раз говорили себе: «Задержись на минутку, на этой встрече ты будешь чувствовать себя лучше, если перекусишь»? А когда вы в последний раз делали разминку на рабочем месте, чтобы снять стресс? Наверное, никогда.

Исследование Дэвиса основано на теории воплощенного сознания (embodied cognition) — психологическом феномене, согласно которому мы должны учитывать наши биологические потребности при планировании распорядка дня.

По сути Дэвис предполагает, если мы сможем изменить отношение к своему телу, мы сможем изменить то, как функционирует наш мозг.

«Чем больше мы узнаем о том, что действительно делает нас эффективными, тем скорее мы сможем развить правильное поведение во время работы. Вместо того чтобы пытаться постоянно быть занятыми, мы можем поддержать друг друга и стать более эффективными».

Предлагаем вашему вниманию советы Дэвиса о том, как использовать нашу биологию, чтобы достигать лучших результатов в работе. Но для начала нужно понять, что такое воплощенное сознание и как оно влияет на решение, которые мы принимаем.

Что такое воплощенное сознание и как оно может помочь вам?

Суть теории воплощенного сознания — в идее о том, что наше тело может влиять на наш ум так же, как наш ум влияет на наше тело.

Вместо мысли о том, что мозг является центром всех знаний и навыков, согласно теории воплощенного сознания любое решение, которое мы принимаем, также зависит от наших физиологических и неврологических систем. Иными словами, не только наш мозг отвечает за наши мысли и поведение, но и тело.

Было проведено множество исследований, подтверждающих предположение о том, что организм влияет на наши мысли. Например, поза, в которой вы сидите или стоите, может влиять на уровень тестостерона. Этот феномен известен под названием «сильное позирование». Вам может казаться, что ваша уверенность и агрессивность происходят из вашего мозга, а на самом деле язык вашего тела и гормоны имеют к ним большее отношение.

Другой пример: Джон Барг (John Bargh), социальный психолог из Йельского университета, провел эксперимент, участники которого проводили собеседование о приеме на работу, и выяснил, что более серьезно отнеслись к задаче те, кто держал тяжелые папки в руках.

Понимание, как окружающая среда влияет на наше тело, имеет решающее значение для осознания, когда и как вы будете лучше всего работать. Продуктивность — это не вопрос силы воли или самовнушение: «Ну же, мне надо сосредоточиться на этой задаче», а нечто большее. Это связано с вашим телом и тем, как среда влияет на него.

Как быстро заставить ваш мозг работать лучше?

Основная мысль книги Дэвиса: попытка сконцентрироваться на задаче и работать много часов без перерыва происходит из-за полного непонимания, как работает наш мозг.

Нам не нужно больше часов в сутках и не нужно работать быстрее. Нам просто нужно создать оптимальные условия для того, чтобы наше тело и наш мозг функционировали максимально эффективно на протяжении более коротких отрезков времени.

Дэвис упоминает знакомую многим ситуацию:

«Часто люди стараются произвести друг на друга впечатление, показывая, как сильно устают на работе, и рассказывая, как много часов они работали без перерыва. Они гордятся тем, что отвечают на электронную почту в течение нескольких минут в любое время суток. Это помогает им выглядеть и чувствовать себя занятыми. Все это поощряется во многих компаниях».

И добавляет:

«Я обычно замечаю, что те люди, кто постоянно работают, чувствуют, что они топчутся на месте и вряд ли получат шанс с него сдвинуться».

В конце концов справиться с ощущением перегруженности просто. Если вы научитесь слушать свое тело и использовать естественные биологические потребности в своих интересах, вы сможете планировать свой день правильно и убедитесь, что вы лучше всего работаете тогда, когда ваше тело достигает максимального уровня эффективности, и берете паузу, когда это не так.

1. Короткие упражнения для улучшения продуктивности каждый день

Мы часто думаем об упражнениях в долгосрочной перспективе: «Я хочу жить долго» / «Я хочу похудеть» / «Я хочу снизить уровень холестерина». Такой способ мышления заставляет нас откладывать упражнения на потом. Мы делим нашу жизнь на до и после работы и обещаем себе пойти в спортзал после 18.00.

Хотя в этом образе мышления нет ничего плохого, Дэвис объясняет, что, откладывая упражнения, мы можем упустить непосредственную пользу от них:

«Упражнения, направленные на снятие умственного и эмоционального напряжения, позволяют также снизить беспокойство и облегчить концентрацию. Различные исследования доказывают, что достаточно всего 20 или даже 10 минут для таких упражнений», — говорит Дэвис и добавляет, — «Удивительно, умеренная физическая нагрузка лучше для снятия умственного и эмоционального напряжения, чем интенсивная».

Существует много коротких упражнений для улучшения продуктивности каждый день. Кратковременная 20-минутная тренировка, например, ходьба вверх-вниз по лестнице, поможет снизить уровень гормона стресса и мыслить более четко.

В следующий раз перед важной встречей или перед очередным дедлайном найдите время для небольшой тренировки. Прогуляйтесь, побегайте на месте или походите по лестнице, чтобы снять напряжение. Вам может казаться, что вы тратите время впустую, но напомните себе, что вы настраиваетесь на продуктивную работу.

2. Ешьте и пейте для повышения продуктивности

Вы можете не придавать этому значения, но еда имеет решающее значение для стабильного уровня сахара в крови, что необходимо для повышения продуктивности и концентрации внимания.

Если не верите, подумайте: согласно данным одного исследования , проведенного в 2012 году, работники с нездоровым рационом на 66% чаще сообщали о проблемах с концентрацией внимания.

Если вы начнете воспринимать еду как топливо для успешной карьеры, вы сможете увеличить свою мотивацию устраивать себе небольшие полезные перекусы в течение дня. Вместо того чтобы терпеть чувство голода до обеда, а потом быстро съедать какой-нибудь фаст-фуд, Дэвис рекомендует разделить здоровый обед на две части и съесть их в разное время. Разделив прием пищи на две части, вы получите пользу в течение дня, а не только сразу после обеда.

Если вы не хотите делить обед на две части, Дэвис рекомендует перекусывать для поддержания энергии в течение рабочего дня, например, горсткой орехов. Когда вы теряете концентрацию, важно перекусить тем, что поможет вернуться в строй. Перестаньте рассматривать обеденный перерыв или перекус как нечто, мешающее продуктивности, ведь это и есть необходимый компонент эффективности.

Дэвис также советует не злоупотреблять кофеином. Третья чашка кофе может заставить почувствовать себя супергероем, но на самом деле вы будете больше отвлекаться и хуже концентрироваться.

3. Используйте осознанность для оценки когнитивной энергии вашего тела

В своей книге Дэвис описывает ситуацию, когда мужчина сидит за своим рабочим столом за десять минут до важной встречи, и он знает, что должен готовиться к ней, но вдруг видит новое письмо в электронной почте. Искушение ответить слишком велико — он тратит время на попытку ответить на письмо. Но вдруг осознает, что у него осталась всего одна минута до встречи, а письмо так и не дописано, и он бежит на встречу, разочарованный и неподготовленный.

Все мы когда-то испытываем подобные желания. Чувство выполненного долга может заставить вас чувствовать себя продуктивным, но на самом деле не стоит тратить время на незначительный дела тогда, когда нужно настроиться на максимальную продуктивность.

Совет Дэвиса относительно прост: для принятия решений необходима практическая осознанность. Он говорит, что мы часто действуем на автопилоте — отвечаем на письмо, потому что это то действие, которые мы должны сделать, когда видим новое письмо:

«Очень важно уметь делать паузу. Например, я знаю, что могу легко сказать себе после двух часов работы: «Я все еще чувствую себя энергичным, я продолжу работать». Но часто, когда я останавливаюсь и отдыхаю одну-две минуты, я понимаю, насколько легче становится работать после небольшого перерыва».

Если бы мужчина из примеры Дэвиса потратил некоторое время, чтобы расставить приоритеты, он бы понял, что на письмо лучше ответить после встречи. Простое действие — пауза — может привести к максимальной производительности вместо впустую потраченного времени.

4. Позвольте мозгу отвлечься

В свое книге Дэвис пишет:

«Наша система внимания устроена так, что ей необходимо постоянно обновляться, чтобы быть готовой открыть что-то новое в окружающей среде и помогать нам ориентироваться в постоянно меняющемся мире».

Вы не должны винить себя, если потеряли из-за того, что ваши коллеги болтают, стоя у вас за спиной, или когда за окном проезжает машина. Это примитивная и здоровая реакция. Биология дала нам такое преимущество восприятия внешнего мира, сообщающее о возможной опасности.

Важно понять, как биология может работать против нашего предвзятого представления о том, что значит быть продуктивным. Мы можем расстраиваться, когда нас отвлекает окружающая среда, полагая, что мы не умеем концентрироваться и не обладаем силой воли, но это естественная реакция нашего организма и с ней не нужно бороться.

Когда вас отвлекают, как считает Дэвис, важно мозгу дать отвлечься. Когда вы вернетесь к работе отдохнувшим, вы будете защищены от отвлекающих факторов.

5. Создайте идеальную рабочую атмосферу

В своей книге Дэвис рассказывает о том, как настроение может повлиять на работу. Было проведено много исследований о влиянии внешней среды на продуктивность.

Важно создать восстановительную, а не отвлекающую среду на рабочем месте. Выбирайте яркое и холодное освещение (вместо тусклого и теплого), соблюдайте порядок на рабочем столе и по возможности находите тихое место, чтобы сосредоточиться.

Повышенная продуктивность может привести к улучшению качества жизни, вы будете ощущать себя счастливым, освободив время для увлечений и приятного общения.

Дэвис пишет:

«Нас заставляют выбирать: наслаждаться жизнью или быть успешными. Хорошая новость в том, что это ложный выбор. Мы чувствуем давление, когда ошибочно полагаем, что для хорошей продуктивности нам нужно больше часов в сутках».

Надеемся, исследования Дэвиса дадут вам понимание того, что продуктивность и карьерный рост не должны стоить ваших хобби, семьи и радости жизни. Если мы научимся учитывать свою биологию, мы сможем стать более продуктивными во всех сферах жизни.