Понятие нарушения речи детей дошкольного возраста. Виды речевых нарушений у детей и их симптомы

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.

Сложное нарушение звукопроизношения влечет за собой и другие дефекты. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Его словарь не пополняется теми словами, в которых есть труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать,

А затем значительно отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется т грамматический строй речи, поэтому у ребенка может появиться ОНР(общее недоразвитие речи).И если его не устранить в дошкольном возрасте, то у ребенка будут наслаиваться вторичные нарушения(нарушения письма и чтения- дисграфия, дислексия).

Чем раньше приступить к коррекции, тем лучше.

КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ?

Сейчас уже достаточно широко известно, что здоровье детей закладывается не только задолго до его появления на свет, но и за долго до зачатия. И вовсе не дело случая, каким он появится на свет: сильным или слабым, с хорошей или плохой сопротивляемостью, с большими или малыми возможностями после дующего интеллектуального развития.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:

  1. Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.
  2. Правильная и координированная работа голосовых, дыхательных систем, органов артикуляции.
  3. Развитие слуха и зрения, двигательных навыков и эмоций.
  4. Формирование потребности в общении

Овладение речевой деятельностью предполагает способность говорить и понимать сказанное. В большинстве случаев необходимо обращать внимание и на психо-физическое развитие ребенка от рождения. Поэтому даже небольшие отклонения от нормы развития в последствии могут влиять негативно на становление и развитие речи.(задержка лепета, гуления, проявления различной неврологической симптоматики- парезы,

Параличи речевого аппарата, нарушения в строении речевого аппарата и т.д.)Детям до 3 лет при наличии каких –либо нарушений ставят заключение- задержка речевого развития. После 3 лет по заключению ПМП консилиума направляют на ПМП Комиссию в городскую поликлинику с полным пакетом документов. Там детей обследуют специалисты и ставят окончательное заключение, с которым либо направляют в речевое ДОУ, либо определяют другой маршрут развития.

Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях:

  1. фонетическом,
  2. фонематическом
  3. просодическом
  4. лексико- грамматическом
  5. нарушения общения.

Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные

Внешние признаки, так и охватывающие системно различные уровни

Речевой деятельности, которые в свою очередь могут и не иметь внешних

Проявлений и являются стертыми. При работе с такими детьми очень

Долго идет этап автоматизации полученных знаний.

Чтобы определить, что ребенок отстает в речевом развитии, родителям необходимо учитывать и обращать внимание на все важные факторы развития ребенка, критические периоды, не пускать на самотек какие-либо настораживающие факторы, всегда держать на контроле слух ребенка.

В периоды развития ребенка на формирование речи неблагоприятно влияет:

  1. травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга.
  2. Воспалительные заболевания головного мозга.
  3. Недолеченные воспалительные заболевания уха, приводящие к снижению или утрате слуха.
  4. Применение некоторых лекарств.
  5. Поврежденный речевой аппарат до появления речи(приобретенные аномалии в строении челюстей, зубов в результате травм, сосание пальца…)
  6. Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.

Родителям очень важно понять, что речь ребенка усваивается по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих. Поэтому ему необходимо обеспечить ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ для подражания. Неблагоприятное влияние оказывает БЫСТРАЯ НЕРЯШЛИВАЯ РЕЧЬ ОКРУЖАЮЩИХ. Обычно в этом случае развитие речи у детей задерживается. К тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи. В тех случаях, когда речь наиболее бедна по содержанию и неправильна грамматически, ребенку ничего не остается, как усваивать усеченный образец. В таких семьях на речь ребенка чаще не обращают внимания, не исправляют ее. Это пример ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Неблагоприятный фактор оказывает и ДВУЯЗЫЧИЕ в семье, каждый язык имеет своеобразие артикуляции. Особенно неразумным является СЮСЮКАНИЕ, которое выражается в подлаживании взрослой под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей.

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находится 2 классификации речевых нарушений:

  1. Клинико- педагогическая
  2. Психолого- педагогическая (по Левиной)

В них одни и те же расстройства рассматриваются с разных точек зрения. В дошкольном возрасте имеют место следующие виды расстройств:

ДИСФОНИЯ/ АФОНИЯ/ - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.

БРАДИЛАЛИЯ- патологически замедленный темп речи.

ТАХИЛАЛИЯ- патологически ускоренный темп речи.

ЗАИКАНИЕ- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ДИСЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

ДИЗАРТРИЯ- нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.(органика)

РИНОЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)- наиболее медленный по сравнению с нормой темпом усвоения родного языка.

ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи(лексики, грамматики, фонетики, семантики) при нормальном слухе и интеллекте.

Каждая группа дефектов различается по форме, степени его выраженности. От этого и зависит характер коррекционной работы, формы и методы, а так же сроки.

Необходимо затронуть и такой важный элемент как профилактика речевых нарушений. Если ее не проводить, то возможны переходы определенных нарушений на письменную речь (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ) или наслоение вторичных нарушений на первичные.А это еще более сложный коррекционный процесс. Поэтому, все речевые нарушения желательно устранять в дошкольном возрасте.

Коррекцию всех этих нарушений проводит учитель- логопед. Родители (добросовестные)под руководством логопеда дома проводят мероприятия с целью закрепления того, что выполнялось в ДОУ. Им даются рекомендации: Что нужно выполнить, как нужно выполнить, на что больше обратить внимания. У нас в ДОУ с детьми принято заводить тетради. В них я (как учитель-логопед) пишу различные упражнения и задания различного характера на автоматизацию тех знаний, которые необходимо закрепить. Обязательно вписываю комплексы артикуляционной гимнастики, которые дети под руководством со взрослыми должны выполнять. Комплекс зависит от наличия дефектных звуков.

Необходимым компонентом в работе дома является пальчиковая гимнастика со своими направлениями. По мимо этого даются игры и упражнения, а также рекомендации в том направлении, что нужно корректировать. По своему опыту работы с детьми, как это банально не выглядит, родители, которые автоматизируют дома полученные знания вместе с детьми проигрывая и упражняясь, результата в работе добиваются быстрее, чем те, которые, наверное, не считают это нужным. И всю работу выполняет логопед. Поэтому, у таких детей результат в работе минимальный.А конечного результата приходится ждать долго.

МБДОУ ДС КВ № 39 « ЗОЛУШКА»

ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В

ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.»

СОСТАВИЛА И ПРОВЕЛА

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

МОХОВА И.А.


Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье


Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи



Видео: Речевые дефекты у детей

Логопедические нарушения речи

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.



Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Нарушение письменной речи

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.



Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи - это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки - неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.



Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и .

ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.



Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.



Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Игры для детей с нарушением речи

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо - дети садятся на стульчики, когда громко - бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.



Видео: Логопедические игры с детьми

Коррекция нарушений речи у детей

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.



Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений
  • неустойчивого
  • отклонений в проявлении


Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы

— нарушение звукопроизношения

При дислалии слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. В связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. Механическая (органическая) дислалия связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого нёба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка, данные дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи.

Функциональная дислалия чаще всего связана:

С неправильным речевым воспитанием ребенка в семье («сюсюканьем», использованием «нянькиного языка» при общении взрослых с ребенком);

Неправильным звукопроизношением взрослых в ближайшем окружении ребенка;

Педагогической запущенностью, незрелостью фонематического восприятия.

Нередко функциональная дислалия наблюдается у детей, которые в раннем дошкольном возрасте овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться смещение звуков речи двух языковых систем.

У ребенка с дислалией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции (свистящих, шипящих, р, л). Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах.

В логопедической практике нарушения произношения звуков носят следующие названия:

- сигматизм (недостаток произношения свистящих и шипящих звуков);

- ротацизм р-р’);

- ламбдацизм (недостаток произношения звуков л-л’);

Дефекты произношения нёбных звуков (недостаток произношения звуков к-к’, г-г’, х-х’, й);

Дефекты озвончения (вместо звонких звуков произносятся их глухие пары);

Дефекты смягчения (вместо твердых звуков произносятся их мягкие пары).

У детей с дислалией, как правило, не отмечается нарушений речевого развития, т. е. лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.

Известно, что формирование нормативного звукопроизношения у детей происходит постепенно до четырех лет. Если в у ребенка после четырех лет наблюдаются дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться к логопеду. Однако специальную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи при ее нарушении можно начинать и раньше.

Нарушения голоса


Различают частичное нарушение голоса (страдает высота, сила и тембр) — дисфония и полное отсутствие голоса — афония . Нарушения голоса, возникающие в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений, относят к органическим . Это дисфонии и афонии при хронических ларингитах, параличах мышц гортани, опухолях и состояниях после хирургических вмешательств на гортани и мягком нёбе.

Функциональные нарушения голоса также проявляются в афонии и дисфонии. Они являются более распространенными и более многообразными. Эти нарушения связаны с голосовым переутомлением, различными инфекционными заболеваниями, а также психотравмирующими ситуациями. Голос человека, страдающего дисфонией, ощущается слушателем как осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций.

Нарушения голоса встречаются как у взрослых, так и у детей. Возрастные изменения голоса бывают у подростков 13—15 лет, что связано с эндокринной перестройкой в период полового созревания. Этот период развития голоса называется мутационным.
В это время подростку необходим охранительный голосовой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профессия которыхсвязана с длительной голосовой нагрузкой, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет его от перенапряжения.

Ринолалия

Ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата.

Анатомический дефект проявляется в виде расщелины (незаращения) на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие) либо расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями.

Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за назализованности (гнусавости) голоса и нарушения произношения многих звуков. Чем обширнее расщелина, тем сильнее сказывается ее отрицательное влияние на формирование звуковой стороны речи. В тяжелых случаях речь ребенка не понятна для окружающих. Нарушения в строении и деятельности речевого аппарата при ринолалии обусловливают отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают все структурные компоненты языковой системы.

Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в до-, так и в послеоперационный период. Она должна быть систематической и достаточно длительной.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. Причиной дизартрии в детском возрасте является поражение нервной системы главным образом во внутриутробном или родовом периоде жизни нередко на фоне церебрального паралича. Детский церебральный паралич (ДЦП) включает большую группу двигательных нарушений, которые развиваются при органическом поражении двигательных систем мозга.

У таких детей отмечаются отставание в моторном развитии, нарушения произвольных движений, дизонтогенез в формировании двигательных навыков. Двигательные нарушения могут быть выражены в разной степени: от паралича рук и ног до незначительных отклонений в движении органов артикуляции. Такие дети позже, чем их здоровые сверстники, начинают сидеть, стоять, ходить, говорить.

При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации. Степень выраженности дизартрии бывает разной: от полной невозможности произнесения речевых звуков (анартрия) до еле заметной слушателю нечеткости произношения (стертая дизартрия), что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы.

Различают несколько клинических форм дизартрии, характер которых связан с местом органического поражения нервной системы. В детском возрасте чаще всего встречаются смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени. Как правило, при дизартрии речь детей развивается с задержкой. У таких детей чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с-с’, з-з’, ц, ш, щ, ж, ч, р-р’, л-л’). В целом произношение звуков нечеткое, смазанное («каша во рту»). Голос таких детей может быть слабым, хрипловатым, назализованным.

Речь малоинтонированная, невыразительная. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным. Фонематическое восприятие таких детей, как правило, недостаточно сформировано. Звуковой анализ и синтез осуществляют с трудом. Лексико-грамматическая сторона речи обычно не страдает грубо, в то же время практически у всех детей с дизартрией отмечаются бедность словаря, недостаточное владение грамматическим и конструкциями.

Процесс овладения письмом и чтением таких детей затруднен. Почерк неровный, буквы несоразмерные, дети с большим трудом овладевают скорописью, наблюдаются стойкие специфические ошибки письма (дисграфия). Чтение вслух у таких детей интонационно неокрашено, скорость чтения снижена, понимание текста ограничено. Они допускают большое количество ошибок прочтения (дислексия). Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта.

Заикание

Заикание — нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оно может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы либо у детей с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы.

Основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только в момент речи или при попытке начать речь. Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков или слов. Кроме речевых судорог у заикающихся наблюдается целый ряд особенностей.

Судорожная речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой, притоптыванием и т. п. Заикающиеся часто используют в своей речи многообразно повторяющиеся на протяжении всего высказывания слова-вставки типа: вот, это, ну и т. п. Использование таких слов у заикающихся носит навязчивый характер.

В 10-12 лет у заикающихся подростков нередко появляется осознание своего дефекта речи, а в связи с этим боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на свой речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок. В этом возрасте у заикающихся начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач — логофобия. Эмоциональная реакция в виде логофобии усиливает речевые запинки в момент общения.

Логофобия, как правило, особенно ярко проявляется в определенных ситуациях: разговоре по телефону, ответе у доски, при общении в магазине и т. п. В связи с этим появляются реакция избегания таких ситуаций и ограничение речевого общения. Часто логофобия у подростков приводит к отказу отвечать устно перед классом, подростки просят учителей опрашивать их либо письменно, либо после уроков. В то же время при общении на перемене, с близкими друзьями, дома с родными заикающиеся могут говорить достаточно плавно и свободно.

Несмотря на речевые и психологические трудности, возникающие у таких подростков, учителю не следует заменять устные ответы заикающихся на письменные. В связи с тем что в период школьного обучения активно формируется связная контекстная речь, перевод заикающегося подростка на письменную форму речи отрицательно сказывается на формировании монологического высказывания в целом. Кроме этого отсутствие речевой практики в условиях учебной деятельности отрицательно сказывается на всех сторонах устной речи, а главное, на речевом общении. Для преодоления речевого дефекта заикающемуся требуется систематическая помощь логопеда, а в тех случаях, когда заикание имеет затяжной характер (подростки, взрослые), — также помощь психолога.

Алалия

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Алалия является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Для этой речевой патологии характерны позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие при данном нарушении идет по патологическому пути. В зависимости от преимущественной симптоматики различают главным образом две формы алалии: экспрессивную и импрессивную.

При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей бывает разным: от полного отсутствия устной речи до возможности реализовать достаточно связные высказывания, в которых могут наблюдаться разнообразные ошибки. В соответствии с этим степень компенсации речевого дефекта в результате логопедического воздействия может быть различной. Эти дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации.

Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомом этого нарушения является расстройство фонематического восприятия, которое может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Соответственно дети с сенсорной алалией либо совсем не понимают обращенную к ним речь, либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для таких детей характерно явление эхолалии, т. е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления. Нередко дети с сенсорной алалией производят впечатление глухих или умственно неполноценных.

У детей с алалией без специального коррекционного воздействия речь не формируется, поэтому им необходима длительная логопедическая помощь. Коррекционная работа с такими детьми последовательно осуществляется в специальных дошкольных учреждениях, а затем в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Афазия

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражения ми головного мозга.

При афазии главным образом поражаются определенные зоны доминантного по речи полушария. Выделяют несколько форм афазии, в основе которых лежит нарушение либо понимания речи, либо ее производства. В тяжелых случаях при афазии у человека нарушается способность как понимать речь окружающих, так и говорить. Данное речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста в результате тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. У детей афазию диагностируют в тех случаях, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью.

В этих случаях афазия приводит не только к нарушению дальнейшего ее развития, но и к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации. Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание речи окружающих и невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.
При афазии логопедическая помощь должна обязательно сочетаться с целым комплексом реабилитационных воздействий. Помощь лицам с афазией осуществляется через систему здравоохранения.

Нарушение развития речи

Психолого-педагогический подход к анализуречевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х гг. (Р.Е.Левиной с сотрудниками) лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разными формами речевой патологии, позволил выделить общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР (Р. Е. Левина). Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста.

Первый уровень — самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания («бо-бо», «ав-ав»), а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении («кука» — кукла, «ават» — кровать). Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий и названия предметов («би-би» — машина, самолет, поезд, ехать, лететь).

Высказывания детей могут сопровождаться активными жестами и мимикой. В речи преобладают предложения из одного-двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми в определенной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. Количество дефектных звуков превосходит число правильно произносимых. Правильно произносимые звуки нестойки и в речи могут искажаться и заменяться. В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохранными.

Фонематическое восприятие нарушено грубо. дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова (молоко — молоток, мишка — миска). до трех лет эти дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно. Преодоление речевого недоразвития требует систематической работы с логопедом. Дети с первым уровнем речевого развития должны обучаться в специальном дошкольном учреждении. Компенсация речевого дефекта ограничена, поэтому такие дети в дальнейшем нуждаются в длительном обучении в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Второй уровень — у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами они используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования.

В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм («игаю кука» — играю с куклой). Звукопроизношение значительно нарушено. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки («тевики» — снеговики, «виметь» — медведь). При обследовании отмечается нарушение фонематического восприятия.

Дети со вторым уровнем речевого развития нуждаются в специальном логопедическом воздействии длительное время как в дошкольном, так и школьном возрасте. Компенсация речевого дефекта ограничена. Однако в зависимости от степени этой компенсации дети могут быть направлены как в общеобразовательную школу, так и в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. При поступлении в общеобразовательную школу они должны получать систематическую логопедическую помощь, так как овладение письмом и чтением у этих детей затруднено.

Третий уровень — дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетикофонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.

Дети с третьим уровнем речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении. Эти трудности связаны главным образом с недостаточностью словаря, ошибками грамматического конструирования связных высказываний, недостаточной сформированностью фонематического восприятия, нарушением звукопроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогическую форму общения. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. В начальных классах они имеют значительные затруднения при овладении письмом и чтением, нередко имеются специфические нарушения письма и чтения.

У части этих детей недоразвитие речи может быть выражено нерезко. Оно характеризуется тем, что нарушения всех уровней языковой системы проявляются в незначительной степени. Звукопроизношение может быть ненарушенным, но «смазанным» либо страдать в отношении двух-пяти звуков. Фонематическое восприятие недостаточно точно. Фонематический синтез и анализ отстают в развитии от нормы.

В устных высказываниях такие дети допускают смешения слов по акустическому сходству и по смыслу. Контекстная монологическая речь носит ситуативно-бытовой характер. Такие дети, как правило, обучаются в общеобразовательной школе, хотя успеваемость у них низкая. Они испытывают определенные трудности при передаче содержания учебного материала, часто отмечаются специфические ошибки письма и чтения. Эти дети также нуждаются в систематической логопедической помощи.

Таким образом, общее недоразвитие речи это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем родного языка.

Среди детей с нарушениями речи эта группа является наиболее многочисленной.

К ним относятся дети, у которых наблюдаются:

Неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (свистящих, шипящих, л, р);

Недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков;

Затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами.

В устной речи у детей с ФФН могут наблюдаться следующие отклонения в звукопроизношении: отсутствие звука (кука» —рука); замена одного звука другим определенным звуком («суба» — шуба, «лука» — рука); смещения тех звуков, которые входят в состав определенных фонетических групп. Наблюдается неустойчивое употребление этих звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

У детей с ФФН нарушено формирование фонематического анализа и синтеза. Соответственно они испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению. Преодоление ФФН требует целенаправленной логопедической работы.
Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Часто родители интересуются причинами возникновения нарушений речи у детей.

При нормальном развитии, к 5-6 годам ребенок полностью овладевает всеми речевыми навыками. Если этого по каким-то причинам не произошло, следует говорить о развитии у ребенка речевых нарушений. Причем, эти нарушения уже не являются просто возрастными. Это означает, что на каком-то этапе развития возникли причины, которые помешали ребенку освоить необходимые речевые навыки. Для оказания специальной логопедической или психотерапевтической помощи необходимо прояснить причины, в результате которых и произошли данные нарушения.

Нарушения речи многообразны, они могут проявлятся в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Неправильное произношение звуков, и как следствие слов, у ребенка появляется еще в раннем дошкольном возрасте. Однако в этом возрасте мы чаще всего сталкиваемся лишь с временными возрастными нарушениями произношения.

По мере того, как ребенок развивается, развивается и его речевой аппарат. Одновременно и речь ребенка становится более зрелой, все более и более приближаясь по своему звучанию к речи взрослого человека.

Для правильного развития речи ребенка необходимо, что бы его окружала совершенно четкая, неторопливая и грамотная речь взрослых.

Очень часто можно встретить семейные дефекты речи, которые невольно ребенок перенимает и на себя. Недопустимо подражание неправильной речи ребенка. В таком случае, все ошибки речи у ребенка закрепляются еще сильнее.

Причинами речевой патологии могут являться:

1. Самые различные неблагоприятные факторы или во время внутриутробного этапа развития или во время родов . Очень большое значение имеет то, в какое время произошло неблагоприятное воздействие. На ранних периодах (3-4 месяц беременности) при патогенном воздействии (интоксикация, инфекция и пр.) возникают наиболее тяжелые поражения головного мозга. Те или иные недоразвития зависят от того, какой именно сегмент нервной системы формируется в момент патогенного воздействия. Это могут быть нарушения двигательных, речевых, интеллектуальных или сенсорных функций. Наиболее частые причины, таким образом, это – интоксикации или инфекции матери, токсикоз, асфиксия, родовая травма, резус-конфликт, нервно-психические заболевания, эндокринные болезни будущей матери (гипотиреоз, сахарный диабет и пр.).

2. Неблагоприятные факторы жизни матери, предшествующие беременности . Алкоголизм и курение, аборты, наркомания, ранняя половая жизнь, неблагоприятная социальная среда, ведущая к нервно-психической нестабильности будущей матери, венерические заболевания и другие. Например, дети, которые были рождены курящими матерями очень часто болеют поражениями легочной системы, объем легких у таких ребятишек меньше примерно на 5%, коэффициент интеллекта меньше нормы на 9%, вес меньше на 70-150 граммов.

3. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни . Особенно опасны для развития менингит и энцефалит, частые инфекционные заболевания, ранние расстройства желудочно-кишечного тракта.

4. Травмы черепа , сопровождающиеся поражением головного мозга.

5. Наследственность, генетическая патология . Например: не сращивание верхней губы (заячья губа), не сращение твердого и мягкого неба (волчья пасть), короткая подъязычная уздечка, изменение формы челюсти, патологическое развитие зубов. В случае генетического предрасположения нарушения речи могут возникнуть при малейшем неблагоприятном внешнем воздействии.

6. Неблагополучные социальные и бытовые условия . Особенно если это сочетается с генетической предрасположенностью, то вероятность развития речевых патологий очень велика.

Консультация для воспитателей массовых групп.

Основные речевые нарушения у детей-дошкольников.

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы дети семилетнего возраста владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний и умений, необходимых для обучения в школе.

1. Причины речевых нарушений.

Выделяют следующие причины речевых нарушений:

1) внутренние эндогенные причины;

2) внешние экзогенные причины;

3) по времени возникновения:

Перенатальные (внутриутробные)

Натальные (при родах)

Постнатальные (после родов)

4) органические;

5) функциональные;

6) социально-психологические;

7) психо-неврологические причины нарушения речи.

Выделяют следующие виды речевых нарушений:

Дислалия

Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи, называется дислалией.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

К простым относятся нарушения, при дефектно произноситься один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з,ц)

Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих (ш, ж,ч, щ) - это сложная дислалия.

Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой "Посмотрите моего ребенка, он не умеет произносить"р". Когда логопед начинает обследовать этого ребенка, выясняется, что у него произношение целого ряда звуков дефектно. Родители и не подозревают, какое огромное количество звуков может быть нарушено. Чаще всего дефектными являются шипяшие звуки ж-ш-ч-щ, свистящие-с-сь-з-зъ-ц, р, рь, л,лъ. Реже нарушаются звуки к-кь-г-гъ-х-хъ, д-дъ-т-тъ-й, в-ф. Если ребенок не умеет чисто произносить звук "ш", то произношение звуков ж, ч,ш также страдает. Другими словами, обычно нарушается вся фонетическая группа звуков. Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта.

Дизартрия

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразованияи изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжелое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка .

Выделяют так называемую стертую форму дизартрии. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто смешивают со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.

Ринолалия

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струю воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твердого и мягкого неба (так называемая в народе "волчья пасть"), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.

Заикание

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте в возрасте от 2 до 5 лет.

Будьте внимательньны и не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:

Употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

Повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

Делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

Затрудняется перед началом речи.

Профилактика заикания:

Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.

Отрицательно сказывается на состояние ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.

Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).

Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещать театр и цирк, не перегружая ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.

Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, опережая его развитие!

Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабой-ягой, лешими другими сказочными персонажами.

Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.

Алалия

Алалия - полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Существует два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии- автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:

Не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже тихие звуки;

В отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.

Мутизм

Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится, который вполне может и умеет говорить и тем не менее молчит.

Мутизм встречается общий, при котором от ребенка нельзя добиться слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например в детском саду) или с определенным человеком. Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребенок. Лучшие средства-нежность и доброта. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.

Детский аутизм

Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок который характеризует

состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к

перечислению увиденных событий и предметов.

3-й уровень ОНР. характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитие различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка.

Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом этом структура их может нарушаться: отсутствие главных и второстепенных членов предложения ("Папа забивает картину"- Папа прибивает гвоздь для картины.)

Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок,
связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Но они
все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа
существительных, смешиваются падежные окончания существительных
мужского и женского рода , неправильно с прилагательным, числительные с существительным. По прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются:например предлог из-за употребляется как из. Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов "озеро", "ручей", "бретельки". Нередки ошибки в словобразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, глаголы с приставками. Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводиться правильно, кроме слов сложного слогового состава: "аквария"-аквариум, "милицанер"- милиционер.

При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание. Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.