Формы организации мероприятий в школе. Виды и формы проведения мероприятий

Открытое внеклассное мероприятие - форма демонстрации передовых педагогических разработок, способ внедрения их на практике и повышение квалификации педагогов. Важнейшее условие проведения открытых уроков - публичность, посредством которой достигаются вышеперечисленные цели.

Особенностями внеклассных мероприятий является их необычность, так сказать, нешаблонность выбора видов и форм проведения, что способствует пробуждению интереса детей к процессу обучения, мотивации их к самостоятельному познанию конкретного предмета.

Классификация внеклассных мероприятий

Основными видами проведения внеклассных мероприятий можно считать учебно-воспитательные, досуговые и спортивно-оздоровительные.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия направлены на активизацию познавательной деятельности школьников, углубление их знаний, расширение кругозора, формирование гражданской позиции учащихся.

Досуговые мероприятия позволяют конкретизировать интересы учащихся, направленные на приобретение определенных навыков и умений, разнообразить школьную жизнь развлекательными моментами.

Спортивно-оздоровительные мероприятия обеспечивают физическое развитие школьников, способствуют улучшению и поддержанию их здоровья.

В предложенной нами классификации видов внеклассной деятельности акцент делается на цели проведения мероприятия. Именно этот аспект определяет выбор формы проведения.

Формы внеклассных мероприятий

Каждому виду внеклассных мероприятий присущи свои способы осуществления. Конечно, список не является статичным и ограниченным: объекты в нем могут варьироваться, пересекаться, объединяться.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия могут иметь такие формы исполнения: беседа, дискуссия, встреча с интересными людьми, викторина, театр, тренинг, конференция, олимпиада, смотр, конкурс, экскурсия.

Досуговые внеклассные мероприятия имеют более прикладные цели - обучение навыкам, умениям, что реализуется в следующих дидактических моделях: мастерская (кройки и шитья, кулинарная, изобразительная, фото, моделирования), пленер, мастер-класс, театральная студия. Кроме того, досуговые мероприятия проводятся в развлекательных целях, что способствует объединению детского развлекательных досуговых мероприятий - конкурс, игра, театрализованные действа.

Спортивно-оздоровительные открытые внеклассные мероприятия проводятся в виде спортивных игр, походов.

Возрастные особенности учащихся при выборе содержания и форм проведения внеклассных мероприятий имеют решающее значение. Изучим данный аспект проблемы.

Начальная школа

Особое значение имеет проведение открытых внеклассных мероприятий в начальной школе. Дети младших классов наиболее чувствительны к познанию нового, требуют наглядной демонстрации предлагаемых знаний, кроме того, младших школьников очень высока.

Исходя из этого, при планировании внеклассных мероприятий для учащихся 1-4 классов следует отдавать предпочтение проведению занятий с элементами двигательной активности, игры, конкурсных заданий, экскурсий. Открытое внеклассное мероприятие 2 класса должно учитывать незначительный практический опыт детей этой возрастной категории, формировать базисные знания, умения и навыки.

Старшая школа

Дети старшего школьного возраста способны к более длительному статическому восприятию материала, к воспроизводству большего количества текста, они отличаются стрессоустойчивостью, что играет решающую роль при выборе формы проведения внеклассного мероприятия. В таких случаях стоит отдать предпочтение театрализованным постановкам, КВН, брейн-рингу, туристическому походу, профориентационным экскурсиям.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия

Учитывая, что первостепенной задачей школы является обучение, остановимся более подробно на рассмотрении учебно-воспитательных открытых мероприятий.

Открытые внеклассные мероприятия учебно-воспитательного характера способствуют углубленному изучению материала по определенным предметам, систематизации полученных знаний с использованием нетрадиционных форм подачи информации.

Внеклассное мероприятие по математике

Основной целью проведения внеклассного занятия по математике является практическое применение приобретенных на уроках знаний. Такие мероприятия наиболее эффективны в форме игр, путешествий, конкурсов, экскурсий, театральных постановок, предметных недель. Виды внеклассных мероприятий существуют различные.

Познавательные функции игры очень широки. Главным преимуществом игры перед другими формами внеклассной деятельности является ее доступность. Разгадывание математических шарад, головоломок, кроссвордов - очень увлекательный процесс, который позволяет систематизировать полученные знания, вырабатывает логичность мышления, смекалку.

Путешествия в страну математики даёт возможность детям вплотную приблизиться к математическим терминам, осознав их реальность и необходимость в жизни.

Соревнование

Конкурсные формы проведения открытых внеклассных мероприятий по математике решают не только сугубо предметные задачи, но и формируют коллектив, демонстрируя реальные взаимоотношения в классе.

Проведение экскурсий, направленных на изучение математики, позволяет детям проецировать книжные знания на окружающий мир.

Театральные постановки, в основе сценария которых находится такой предмет, как математика, наглядно демонстрируют закономерность причинно-следственных связей, формируют понятия о геометрических формах, размерах и т.п.

Предметные недели по математике - это комплекс открытых внеклассных мероприятий, проводимых в следующих формах: открытый урок - внеклассное мероприятие, игра, конкурс, викторина.

Внеклассное мероприятие по математике активизирует учащихся, способствует формированию логического мышления. Наиболее эффективно проведение занятий, формирующих межпредметные связи: открытое внеклассное мероприятие по математике в форме театрализованной постановки, которое позволит повысить уровень гуманитарных и математических знаний; экскурсия на природу, для закрепления умений, полученных на уроках природоведения и математики.

Практическое значение внеклассных мероприятий по технологии

Особенно актуальной такая постановка вопроса является для нового предмета «Технология», основной целью внедрения которого в учебную программу стало практическое применение получаемых в школе знаний.

Учитывая, что школьная программа отводит на изучение предмета «Технология» критически малое количество учебных часов, важнейшую роль в освоении данной дисциплины играет проведение внеклассных мероприятий.

Целевая направленность данного предмета на сближение теории и практики позволяет говорить об особенностях проведения внеклассных мероприятий по технологии.

Развитие трудовых навыков учащихся - важнейший компонент в школе. Труд воспитывает такие качества личности, как самостоятельность, ответственность за принимаемые решения, что способствует формированию полноценного гражданина.

Открытое внеклассное мероприятие по технологии продемонстрирует самостоятельные практические умения и навыки учащихся, приобретенные на занятиях, мотивирует их трудовую деятельность. Кроме того, уроки технологии позволяют выявить склонность детей к определенному виду деятельности, что, в свою очередь, поможет им в дальнейшем определиться с выбором профессии.

Внеклассное мероприятие по технологии проводится в различных формах: мастерской, мастер-класса, викторины, игры, конкурса.

Подведем итог

Любой открытый урок (внеклассное мероприятие) позволяет закрепить знания школьников в том или ином предмете. Кроме того, такая форма проведения занятий вызывает огромный интерес у ребят. Педагогу стоит пларинировать внеклассное мероприятие заранее. В процессе подготовки можно воспользоваться помощью учащихся.

Выполнила: Асанова Эмине Лутфиевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Бахчисарайская СОШ №1»

БАХЧИСАРАЙ 2016

Формы организации и проведения внеклассных мероприятий

Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным.

Наш ученик - это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Каким он будет, когда вырастет?

Это не праздный вопрос - это вопрос жизни. Воспитать гражданина целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого - это долг каждого учителя-воспитателя.

Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время.

Эта работа имеет разнообразные формы: классные часы, праздники, поэтические чтения, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, викторины, дискуссии, разговоры по душам, конкурсы, часы пик, сценические картинки,экскурсии, брейн-ринги и др.

Классный час - основная форма работы классного руководителя, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Функции классного часа :

Просветительская – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах.

Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

Формирующая – классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. Основные направления в тематике классных часов. …… *Гражданско-патриотическое воспитание. *Нравственное воспитание. *Экологическое воспитание. *Физическое воспитание и здоровый образ жизни. *Трудовое воспитание. *Эстетическое воспитание.

КВН ( клуб веселых и находчивых ) - это соревнование двух или нескольких команд из 10-13 человек. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники - болельщики. Для оценки результатов конкурсов избирается жюри (3- 5 человек). Каждая команда готовит приветствие для соперников и домашнее задание. Перед каждым конкурсом ведущий подробно, четко объясняет условия конкурса и количество очков за правильный, оригинальный ответ. Для жюри разрабатываются условия: максимальное количество баллов за каждый конкурс, критерии подведения итогов, время объявления результатов.

Структура КВН:

- приветствие команд;

- разминка;

- конкурсы;

- конкурс капитанов;

- конкурс на лучшее домашнее задание.

Для болельщиков организуются специальные конкурсы, и тем самым они могут принести дополнительные баллы своим командам. Тематика и содержание конкурсов могут быть самыми разнообразными: литературный, математический, исторический, экологический курсы и др., или комплексного характера, из разных областей знаний.

Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы, например: музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательного характера в виде конкурса частушек и др. Конкурсы могут быть составной частью праздников (брэйн-рингов и других форм).

Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний.

Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Предполагает деление класса на группы 4-5, 6-10 человек, члены которых выступают в роли ведущих или участников. Основным условием подготовки участников и дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении; допускаются различные несовпадения мнений и предложений; представление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение; побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме дебатов, заседания группы экспертов, «круглого стола», форума.

Структура дискуссии :

    Выбор темы, проблемы.

    Подготовительная работа (анкетирование, опрос, интервью).

    Подбор литературы по теме, высказываний великих людей, оформление выставок, стенгазет.

    Подбор основных вопросов для обсуждения.

    Приветствие (напоминание о спорной ситуации).

    Принятие правил ведения дискуссии.

    Основная часть (последовательное вынесение вопросов для обсуждения, подведение итогов по каждому вопросу, анализ анкет или сочинений, обзор различных точек зрения на данную проблему).

    Подведение итогов.

Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя 2 части:

- торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведение итогов;

- концерт развлекательного характера; показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы.

Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Может быть учебного или культурно-просветительского характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и со стороны участников.

Брейн-ринг организуется в три тура, в каждом туре игра идет до трех очков. На размышления над вопросами дается одна минута. После второго тура выбывает команда, набравшая меньшее количество очков. Победительницей считается команда, победившая в последнем туре. Порядок вступления в игру определяют с помощью жеребьевки. В перерывах между турами организуют музыкальные или игровые паузы.

Игра - соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера.

Ролевая игра . 1.Выбор темы.

2.Распределение ролей.

3.Определение функций каждой роли.

4.Правила и стимулирующие факторы, которые создают соревновательный эффект.

5.Обыгрывание проблемных ситуаций в соответствии с ролью.

6. Подведение итогов.

Игра-путешествие.

    Подготовка участников к восприятию игры-путешествия.

    Сбор-старт (правила игры, способ оценки результатов деятельности команды на этапах).

    Движение команд по маршруту.

    Участие команд в организуемой на этапах деятельности.

    Сбор-финиш (подведение итогов, награждение победителей).

Предметные гостиные

Повысить интерес к знаниям, расширить кругозор учащихся помогут предметные гостиные . Например, литературные гостиные, где предметом разговора может стать творчество любого писателя, не очень хорошо известного детям; географические, где в форме путешествия (заочного) происходит знакомство с различными странами.

Что характерно для гостиных ?

Расстановка стульев так, чтобы дети видели друг друга в лицо; наличие эмблем предмета, ярких высказываний по тематике, интересных ребусов, кроссвордов. Выбираются ведущие (2-3 человека). Гости (ребята) входят в гостиную, произнося какие-то крылатые выражения по тому или иному предмету. В гостиной могут заслушиваться какие-то сообщения согласно ее тематике и проводиться диалоги, небольшие дискуссий по затронутой проблеме ну и, конечно, должно быть что-то развлекательное, например, игра «Угадай-ка».

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) — форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль — необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов — в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

1. Теоретические основы организации внеклассных мероприятий

1.1 Виды внеклассных мероприятий

2. Обзор методики внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1 Методика организации и проведения внеклассных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

В ведение

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

По мнению начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России В.Н. Кирьянова, под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

Целью работы является рассмотрение методики проведения внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Объект исследования,процесс проведения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в школе.

Предмет - методика их проведения.

Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:

1. Теоретические основы организации внеклассных мероприятий

Понятие внеклассное мероприятие

Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время

Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся.

Важнейшей задачей внеклассных мероприятий с учащимися по предмету является усиление их интереса к изучению ПДД, формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками ГИБДД.

Изучение учащимися ПДД вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения и главного элемента классно-урочной системы.

Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции - обучающую, воспитательную и развивающую.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету.

Результаты творческих поисков учителей помогли накопить опыт по внеклассным мероприятиям.

Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.

Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр. .

Реализация углубленного подхода к изучению правил дорожного движения через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся ориентироваться в дорожных ситуациях. внеклассный дорожный транспортный

Развитие познавательного интереса к уроку на основе внеклассных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с правилами поведения на дороге, экскурсиями в автошколы и прогулки по городу с целью изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, проведение конкурсов "Безопасное колесо" и т.д.

1.1 Виды внеклассных мероприятий

Понятие о видах внеклассных мероприятий. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др..

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады.

Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д. Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,-- факультативные занятия.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях.

Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся.

Встреча с сотрудниками ГИБДД. Встреча с представителями ГИБДД может осуществляться, на участках работы это работа регулировщика, осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов.

К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

Они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию и становлению детской личности и индивидуальности;

В их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

Введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

Обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.

Таким образом, от обязательных уроков эти занятия отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

2. О бзор методики внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1 Методика организации и проведения внеклассных мероприятий

Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы .

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

2. Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя.

Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности. Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.

Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.

Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).

План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.

Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. При подведении итогов проведенного воспитательного мероприятия особенно ответственна роль учителя и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.

2.2 Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма .

Внеурочная деятельность должна включать:

Проведение тематических классных часов;

Беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);

Участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне;

Участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"

Обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области;

Проведение бесед с учащимися-нарушителями правил дорожного движения;

Ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;

Создание и работа отряда юных инспекторов движения .

В образовательном учреждении должны быть в наличии:

1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Утвержденный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год.

3. Документы, отражающие деятельность отряда юных инспекторов движения (приказ о назначении руководителя отряда ЮИД, список членов отряда, утвержденный план работы отряда на учебный год, журнал учета проводимых мероприятий, паспорт отряда и другие дополнительные материалы).

4. Учебно-материальная база для обучения детей и подростков Правилам дорожного движения:

4.1. Плакаты по безопасности дорожного движения, распложенные в вестибюле образовательного учреждения.

4.2. Стенд образовательного учреждения по безопасности дорожного движения.

4.3. Стенд (уголок), отражающий деятельность отряда юных инспекторов движения (ЮИД).

4.4. План-схема и макет микрорайона образовательного учреждения с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов.

4.5. Автоплощадка - модель перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода.

4.6. Оборудованный и обеспеченный наглядными пособиями кабинет по безопасности дорожного движения.

4.7. Уголки безопасности дорожного движения в каждом учебном кабинете начальной школы и в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.8. Информация для родителей по безопасности дорожного движения в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.9. Наличие в библиотеке образовательного учреждения методической, дидактической и художественной литературы для педагогов и обучающихся по вопросам безопасности дорожного движения, учебных пособий по Правилам дорожного движения, а также наличие самих Правил дорожного движения.

5. Постоянно обновляемые списки обучающихся, имеющих вело- и мототехнику. Журнал учета состояния детского дорожно-транспортного травматизма.

Таким образом, все это необходимо для поддержания эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

З аключение

Для достижения цели работы, а именно рассмотреть методику проведения внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в работе решены следующие задачи:

1. Описать понятие и виды внеклассных мероприятий.

2. Рассмотреть методику и направления по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В результате изучения проблемы мы пришли к следующим выводам:

1. Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Цель внеклассных мероприятий - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

2. Все названные виды внеклассной мероприятий в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, логического мышления.

3. Общими условиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются:

Учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;

Четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;

Внимание к общественно полезной деятельности учащихся.

4. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

С писок использованных источников

1. Каджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 1998.- 464 с.

3. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр "Академия", 2004.- 368 с.

4. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь / Е.М. Поспелов. - М.: Просвещение, 1988. - 134 с.

5. Подласный И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласный. - М.: Владос, 2005. -574 с.

6. Правила дорожного движения: экзамен без проблем [Электронный ресурс].- М.: ООО "Акелла", 2007.

7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 450 с.

8. Скалеренко А.Б. Общая педагогика / А.Б. Скалеренко. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 479 с.

9. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2000. - 519 с.

10. Кирьянов В.Н. Пропоганда БДД [Электронный ресурс]: Официальный сайт ГИБДД МВД России / В.Н. Кирьянов //http://www.gibdd.ru/

11. Добрая дорога детства [Электронный ресурс]: интернет портал// http://www.dddgazeta.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические аспекты организации внеклассных мероприятий: понятие, виды и методика проведения. Характеристика этапов методической разработки внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Планы-конспекты занятий.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2010

    Направление работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Разработка планов внеклассных мероприятий и составление конспектов занятий. Правила и безопасность дорожного движения. Пассивная безопасность транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Теоретические основы деятельности классного руководителя в условиях компетентностного подхода в образовании. Воспитание и социализация, портрет выпускника современной школы. Разработка внеклассных мероприятий как условие развития компетенций учащихся.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2013

    Деятельность педагога-организатора в общеобразовательной школе. Воспитательный потенциал внеклассных мероприятий. Художественно-эстетическое воспитание школьников. Методика организации массового мероприятия. Сценарий праздника: "День защитника Отечества".

    курсовая работа , добавлен 17.02.2013

    Теоретические основы организации и дидактические особенности проведения внеклассных занятий по художественной вышивке бисером. История возникновения и развития художественной вышивки бисером. Тематическое планирование внеклассных занятий на учебный год.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2013

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Технология проектирования системы внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся. Связь между познавательным интересом и интересом к чтению. Цели системы внеклассных занятий по литературному чтению.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2012

    Основные вопросы подготовки, организации спортивных мероприятий в школе, предъявляемые к ним требования, содержание и этапы реализации. Организация и проведение спортивных соревнований, Дней здоровья в школе, соревнований "Веселые старты", подвижных игр.

    реферат , добавлен 16.05.2014

    Организация работы воспитателя по обеспечению охраны жизни и здоровья, по профилактике травматизма и оказания первой медицинской помощи детям дошкольного возраста и сотрудникам ДОУ

Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;

– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;

– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.

Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается,формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно,что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

– словесно – логические
– образно – художественные
– трудовые
– игровые
– психологические

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Образно- художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания , действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки , обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены Святками, Масленицей, американским хэлоуином, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков (увы, теперь уже нет!). В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.

Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Но скажем, что беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания.

“Викторина”.

Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности школьников.

Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой.

Требования к викторине:

общая тема;
– вопросы должны быть конкретные;
– подобрать определенное количество вопросов;
– учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;
– продумать форму проведения – “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Брей – ринг”, “Счастливый случай”;
– вопросная – ответная (устная или письменная);
– возможно проводить викторину без предварительной подготовки или вопросы даются детям заранее;

Викторина может быть с разными заданиями:

– объясни, если сможешь;
– какое утверждение верно и т.д.

Давать вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ самостоятельно из источников. Литературу указать.

“Живая газета”.

Воспитательные задачи: развитие творческих и коммуникативных способностей.

Модель – это старая, ее изобрели вожатые 20-х годов. Возродилась “живая” газета в 50-е годы. Собственно говоря, это спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман и поставлен вожатыми и детьми с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.д. Участники газеты, а их должно быть не менее 7-10 человек, сначала обсуждают программу номера, придумывают его композицию. Газета может затрагивать международные события, рассказывать о новостях в стране, в родном крае, городе, селе и обязательно о своем отряде, классе. Главное – выбирается идея, которую газета будет защищать, и явления, против которых она будет выступать.

У газеты могут быть постоянные рублики: “Шар земной”, “Родной край”, “Спрашивай – отвечаем”, “Поздравляем”, “Это интересно”, “Очевидное – невероятное” и т.д. “Живая газета” может использовать традиции радио и телевидения, жанры живого слова – сказку, басню, загадку, былину, частушку, куплеты.

Участники газеты могут сделать себе костюмы (шапочки из газеты; атрибуты; плакаты; вырезанные буквы, из которых складывается название газеты, буквы обычно прикалываются на рубашки; костюмы, необходимые для каждой роли, и другие); хорошо, если у газеты есть музыкальное сопровождение. Газета может быть политической, сатирической, критической, экологической, веселой, озорной – разной.

“Час тихого чтения”.

Воспитательные задачи: прививает любовь к книге, к художественному слову и расширяет кругозор.

Час тихого чтения возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле– и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.

В тот день, когда происходит “час тихого чтения”, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они “сейчас читают”, им предоставляются общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки – памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат ребенку.

Воспитательный потенциал “часа тихого чтения” не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня. “Что сегодня мы читаем” и “Что читали учителя”. Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний. Идею “часа тихого чтения” порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.

“Защита проекта” (проект – мечта).

Воспитательные задачи: развитие фантазии, творческих способностей, коммуникативных навыков.

“Защита проекта” – это форма групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие – то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности.

Вот примеры тематического содержания таких проектов: “Наша школа через 50 лет”, “Классная комната, построенная мною”, “Искусство в нашей школе”, “Школьный двор моих внуков”.

Первоначально для защиты проекта – мечты можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя – докладчика, критика оппонента союзника, пропагандиста. Обсуждение проекта таким образом запрограммировано, содержание же остается свободным и не предсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых, переходя к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании может быть ярким, красочным, веселым и добрым, таким, чтобы каждому школьнику захотелось создавать проект – мечту. Классные руководители должны поддерживать это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: “за самый смелый проект”, “за самый изящный проект”, “за самый красивый проект” и т.д.

Из опыта работы.

Сказочная викторина для обучающихся 2-х классов.

Цели:

  • развивать память, мышление
  • познакомить со строением сказки

Наглядность: картинки со сказочными героями, рисунки.

Формируемые умения и навыки: учить отгадывать сказки по именам героев, по их действиям.

1. Вступительное слово учителя:

– Сказок очень много. Ребята, а вы любите сказки?

– Чем сказки отличаются от других художественных произведений?

– Кто пишет сказки?

Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 команды по 6 человек в каждой и посоревнуемся. Остальные будут болельщиками. Помогут вам вопросы. Кто ответит на вопрос, будет в команде.

Вопросы: У названных героев двойные имена. Дано начало, вы завершаете.

Итак, команды созданы.

2. По картинкам назвать сказки.

зонтик – “Оле – Лукойле”
горошина – “Принцесса на горошине”
санки – “Снежная Королева”
крапива – “Дикие лебеди”.

3. “Угадай сказочные имена и предметы”.

  1. Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.(Колобок)
  2. Сестра Иванушки. (Аленушка)
  3. Пресмыкающийся с тремя и более головами. (Змей Горыныч)
  4. Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кощей)
  5. Традиционное мужское имя в сказках. (Иван)
  1. В чем нес медведь девочку вместе с пирожками? (Короб)
  2. На ее кончике смерть одного из героев. (Игла)
  3. Посуда, из которой журавль кормил лису? (Кувшин)
  4. Имя героя, спавшего на печи (Емеля)
  5. Жилище Бабы – Яги. (Избушка)

4. Кто больше назовет сказок

– о детях

– о птицах

5. Изобрази героев сказки (сценка, пантомима)

– Бабу – Ягу

– Змея – Горыныча

6. Почтальон Печкин случайно выронил телеграммы, и они попали к нам в руки, но мы не можем понять от кого они, может вы нам поможете?

  1. Поздравляю … с днем рождения.
  2. Нашел сапоги – скороходы, скоро прибуду домой.
  3. Буду, буду умываться по утрам и вечерам.
  1. Баба и дед, спасите, за мной гонится лиса.
  2. Лиса заняла мой домик, и выгнала. Помогите!
  3. Приходил волк и съел 6-х козлят. Спасите!

Итог: Ребята, вам понравились сказки? Я очень рада, что вы так хорошо и много знаете сказок! Надеюсь, что вы и дальше будете много читать сказок разных народов и разных писателей: Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм и др. До новых встреч.

Литература:

  1. Воронов В. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж. “ Классному руководителю”, 2001г -№1, с.21-24.
  2. Таблица “Виды и формы воспитательной деятельности”.
  3. Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева “Маленькая дверь в большой мир”, литературное чтение, 2класс.
  4. Русские народные сказки и авторские сказки разных народов.

Виды и формы воспитательной работы.

№ п/п Вид деятельности Целевое назначение Активные формы организации деятельности
1. Познавательная Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию. Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, зачет, нетрадиционная форма.
Внеурочная: конференция, круглый стол, педагогические чтения, интеллектуальный марафон, внеаудиторные мероприятия ПЦК (дополняющие урочную деятельность)
2. Общественная Содействует социализации учеников, включает Встречи с политическими деятелями, выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.
3. Ценностно – орентированная Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”. Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, решение педагогических ситуаций, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.
4. Спортивно – Оздоровительная Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений. Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.
5. Художественная Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.
Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли на языках, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.
6. Свободное общение Взаимнообогащающий досуг школьникав.
Общение друг с другом.
Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.
7. Трудовая Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей. Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.