Подвижные игры ПДД и ОБЖ. «Безопасность в доме»

Игры по безопасности для дошкольников включают в первую очередь игры по пожарной безопасности. Такие игры рекомендуется проводить начиная со средней группы. Занятия, воспитывающие в детях навыки обращения с огнем и поведения в критических ситуациях, проводятся в комплексе и дополняются соответствующей предметно-игровой средой.

В тематические беседы включаются дидактические игры по безопасности для дошкольников : «Правильно ли это?», «Назови электрический предмет», «Опасные предметы», «Горит – не горит», «Хорошо-плохо», «Выбери нужное», «С чем играть нельзя», «Как избежать опасности?», «Назови причины пожара» и другие.

В этой статье мы остановимся подробнее на подвижных играх, проводящихся в рамках ознакомления детей со свойствами огня, работой пожарных, поведению в чрезвычайных ситуациях.

Подвижные игры по безопасности для дошкольников

Подвижные игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет. Дети делятся на две команды. В таких играх вместо обычного сигнала можно использовать запись пожарной сирены.

Игра «Пожар»

Для игры понадобятся детские костюмы пожарных: каска, ремень, перчатки, комбинезон.

По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стульев, на которых лежат костюмы пожарных. Ребята должны одеться, вернуться к своей команде, раздеться и отдать костюм следующему участнику.

Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».

Игра «Пожарные сборы»

Для игры понадобится стол и различные предметы, в том числе и «заимствованные» из пожарной части: шнур, противогаз, каска.

По сигналу игроки бегут к столу, на котором разложены предметы, выбирают один предмет, необходимый для работы пожарного, и возвращаются в команду.

Побеждает та команда, которая быстрее и, самое главное, правильнее других справится с заданием.

Игра «Отважные пожарные»

Для игры понадобится подготовить полосу препятствий. В конце ее установлен макет дома, в котором «живут» игрушки.

По сигналу дети начинают эстафету: бегут через полосу препятствий, «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде. Цель — спасти всех жителей игрушечного дома.

Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.

Игра «Затуши костер»

Для игры понадобится песочница или тазик с песком.

По сигналу дети зачерпывают маленьким совком песок и бегут по направлению к «пожару» — листку с изображением пламени. Бежать нужно осторожно, чтобы не рассыпать песок.

Побеждает та команда, которая больше всех принесет песка и, соответственно, быстрее затушит пламя.

Игра «После пожара»

От каждой команды участвуют по два игрока. Для игры понадобится большая катушка с привязанным шнуром.

По команде ведущего участники начинают наматывать шнур на катушку. Побеждают те, кто раньше справится с заданием.

Игра «На верху»

Игра проводится в физкультурном зале. Дети взбираются по наклонной скамейке на шведскую стенку, перелезают на соседний пролет, спрыгивают на мат и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет всю дистанцию.

Игра «Коридор»

Перед каждой командой лежат тоннели.

По сигналу участники пролезают по тоннелю и возвращаются бегом назад к своей команде.

Игра «Два сапога — пара»

Команды разбиваются на пары. Пары связывают (левую ногу одного игрока с правой ногой другого игрока). Нужно, взявшись за руки, допрыгать до обруча, имитирующего дом в пожаре, и «спасти» оттуда игрушку.

Побеждает та команда, которая быстрее других спасет всех пострадавших.

Игра «01»

Для этой игры нужно подготовить листочки и маркеры.

Участники каждой команды по сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01», то есть вызвать пожарную службу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01».

Личность формируется у человека с самого раннего возраста. Очень важно донести до детей главные правила безопасного поведения в любых возможных ситуациях. В ДОУ выделяется достаточно много времени ознакомлению с ОБЖ. Различные игры на эту тему являются неотъемлемой частью занятий.

Значение игр по основам безопасности в ДОУ

Опасность может подстерегать любого человека где угодно. У взрослых людей уже сформировалась определённая модель поведения в угрожающих жизни ситуациях. Маленькие же дети наиболее уязвимы в подобных моментах. Задача взрослых - максимально подробно и доступно рассказать малышам о существующих в мире опасностях, как их избежать и как лучше поступить, если всё же они наступили. Дома от родителей ребёнок получает первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях. Работники детского сада должны расширять эти знания и прививать навыки правильного поведения в непредвиденных ситуациях. К дошкольникам нужен особый подход. Им необходимо донести очень сложные вопросы, показать всю важность знаний правил по безопасности и способствовать их запоминанию. Основная деятельность детей - игровая. Информацию, преподнесённую в игре, легче донести до ребёнка, а также удобно наглядно показать и разыграть действия по предотвращению или облегчению небезопасных явлений в жизни.

Опасность может подстерегать ребёнка где угодно

Целями игр будут расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге, привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая.

Все возможные опасности можно обобщить в несколько категорий:

  • природные опасные явления (укусы животных и насекомых, ядовитые ягоды и грибы, гроза, гололёд и т.п.);
  • неприятности, возникающие от человека (грабители, похитители, драки);
  • угрозы в домашнем быту (электроприборы, острые предметы);
  • пожарная опасность;
  • опасности на улице (дорожное движение);
  • угроза здоровью (несоблюдение правил личной гигиены, неправильное обращение с лекарствами).

Виды игр и картотека тем для различных групп

Игры, с помощью которых дети будут усваивать основы безопасного поведения, могут быть разных видов:

  1. Дидактические, к которым относятся:
    • игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном контакте детей с предметами, развивают сенсорное восприятие;
    • настольно-печатные игры, которые разворачиваются на определённом игровом поле (лото, домино и др.);
    • словесные - предполагают речевые действия детей, это могут быть игры по заканчиванию фраз, отгадыванию загадок и т.д.
  2. Подвижные - игры, в которых нужно проявлять двигательную активность, одновременно тренируя свои физические навыки.
  3. Театрализованные, предполагающие театральную постановку на определённую тему.
  4. Игры-тренинги, позволяющие мысленно присутствовать в разбираемой ситуации.
  5. Сюжетно-ролевые (дети принимают на себя роли и участвуют и решают поставленную задачу) и др.

При подготовке к проведению игр нужно учитывать возрастной фактор. Детям раннего дошкольного возраста подойдут ознакомительные игры, способные вызвать интерес к дальнейшему изучению основ безопасности (дидактические игры с предметами или игрушками). В старших группах воспитанники способны самостоятельно делать выводы, понимать взаимосвязь событий, поэтому им рекомендованы игры с усложнёнными правилами (настольные игры).

Дети по своей натуре очень любят играть, через игру они знакомятся с окружающим миром и примеряют на себя различные роли

Таблица: возможные игры по ОБЖ в детском саду

С какого возраста рекомендуется проводить Название игры Задачи Содержание
С первой младшей группы Дидактическая игра «Опасно - огнеопасно» Учить различать предметы, которые огнеопасны Воспитатель показывает детям множество карточек, на которых изображены предметы, представляющие опасность. Задача игроков - выбрать из карточек те, на которых нарисованы пожароопасные предметы (например, утюг, спички, плита и т.п.)
«Собери автомобиль» (из 2-х частей, из 4-х частей) Закреплять названия видов транспорта и его составных частей Перед детьми картинка автомобиля (автобуса, грузовика). Выдаётся материал: кусочки-элементы, из которых нужно собрать целостное изображение предлагаемого транспорта, ориентируясь на картинку перед глазами
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» Формировать элементарные представления о действиях на проезжей части Дети принимают роли шофёров и пешеходов. Разыгрываются различные ситуации: довезти куклу до магазина, доставить строительный материал. Везти машину нужно осторожно, не наезжая на людей
Подвижная игра «Тушим пожар» Формировать элементарные знания о пожарной безопасности По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушить в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле.
Со второй младшей группы Дидактическая игра «Расскажи, что не так» Приучать к правилам ПДД Детям показаны картинки с сюжетами дорожных ситуаций. Нужно рассказать, что на ней персонаж делает неправильно (переходит дорогу на красный свет, в неположенном месте и т.д.)
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Учить безопасности в общественном транспорте Распределяются роли: водитель, пассажиры, пешеходы. Разыгрываются различные ситуации (женщина с ребёнком, бабушка, слепой и т.п.)
Подвижная игра «Костёр» Уточнять порядок действий при пожаре Игра проводится на детской площадке. Нужно брать совочком (или другой похожей небольшой ёмкостью) песок из песочницы и доносить до места, где лежит картинка с изображением костра
Подвижная игра «Переход» Развивать знания о правилах ПДД На полу группы нарисована «зебра». Светофор показывает красный свет. Игроки стоят. Загорается жёлтый свет, участники продолжают стоять. На зелёный свет нужно пройти через нарисованную «зебру», посмотрев сначала налево, потом направо
Игра-тренинг «Я потерялся…» Формировать правила поведения, если потерялся на улице В гости к детям приходит персонаж Зайка и рассказывает детям, что на прогулке потерялся с мамой. Дети вместе с воспитателем рассказывают Зайке, как нужно поступать, если вдруг оказался один в разных ситуациях (на улице, в автобусе, магазине), кого можно просить о помощи, а кого нельзя
Подвижная игра-эстафета «Спаси игрушку» Воспитывать смелость, желание помощь пострадавшему Игра проходит в спортивном зале. Дети по очереди выполняют комбинацию заданий, выражающих действия по спасению игрушки (достать игрушку с гимнастической лестницы, добежать с ней до определённого места). Во время прохождения этапов игрушку нельзя ронять
Со средней группы
«Съедобный грибок положи в кузовок»
  • Узнавать о разновидностях съедобных и ядовитых грибов;
  • учить отличать съедобные грибы от несъедобных.
Перед игроками раскладываются муляжи грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название
Сюжетно-ролевая «Мы - пожарные»
  • Закреплять знание правил пожарной безопасности;
  • учить согласованно работать в команде.
Дети изображают бригаду пожарных. По вызову о случившемся пожаре они спешат на помощь в разных ситуациях (на улице, в квартире, в лесу)
Дидактическая игра «В мире опасных вещей» Продолжать знакомство с опасными свойствами предметов Воспитатель показывает детям поочерёдно разные бытовые предметы. Если предмет безопасный, дети должны хлопать в ладоши. Если опасный - топать ногами
Дидактическая игра «Мы дружим с кошками и собаками» Расширять представления о правильном обращении с домашними животными Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку: отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить)
Со старшей группы
Дидактическая игра «Изобрази дорожный знак» Закреплять знания о видах дорожных знаков За выделенное время дети должны нарисовать загаданный ведущим дорожный знак
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»
  • Расширять представления об оказании медицинской помощи;
  • учить навыкам оказания первой помощи.
Детьми разыгрываются различные сценки, в которых они в роли доктора помогают пострадавшим: при порезе руки, ушибе ноги, колена, повышенной температуре, заболевшем горле, кровотечении из носа. Нужно последовательно оказать первую помощь
Игра-лото «Растения в помощь здоровью» Закрепить знания о том, что лекарственные растения могут быть помощниками в сохранении и заботе о здоровье У каждого игрока имеется свой набор карточек с изображениями растений. Ведущий по очереди показывает карточки из своего набора. Игрок, у которого есть карточка с таким же растением, должен рассказать, как оно называется и какую пользу приносит. Если ответ верный, картинка даётся игроку. Победит тот, кто первым соберёт свой набор
«Телефон» Закреплять навыки пользования телефонной связью в экстренных случаях На столе стоят игрушечные машин автомобилей экстренных служб. Рассматриваются иллюстрации с изображением различных опасных ситуаций. Нужно подобрать к каждой ситуации нужный вид автомобиля и назвать номер телефона, по которому его нужно вызвать
Игра-тренинг «Незнакомец» Тренировать навыки правильного поведения в ситуациях с незнакомым человеком Разбирается ситуация, которая случается с Карлсоном. Он встретился с незнакомой тётей, которая предлагает ему конфеты и зовёт поехать с ней на машине. Дети размышляют о правильных ответах и поведении, рассматривая возможные исходы ситуации
Дидактическая игра «Чтобы не случилось беды»
  • Закреплять знания о безопасном поведении на улице;
  • повторять дорожные знаки.
В игре используется макет улицы с расположенными на ней различными дорожными знаками, светофорами. С помощью игровых фишек или любых маленьких игрушек обыгрываются различные ситуации на дороге
С подготовительной группы Настольная игра «Путешествие в страну здоровья» Закрепить знания о сохранении здоровья Игроки бросают по очереди кубик и делают ход. В зависимости от того, на кружок с каким изображением попала фишка, нужно выполнить определённое задание. Например, объяснить, что нужно делать при кашле, высокой температуре, зубной боли или объяснить, чем полезны движения, витамины, плавание и т.п. Если игрок отвечает неправильно, пропускается ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до «страны здоровья»
Подвижная игра-эстафета «Территория риска» Совершенствовать представления об опасных предметах и обращении с ними Игра проводится в спортивном зале. Дети по очереди выполняют назначенные ведущим действия на гимнастической лестнице, скамье т.п. Затем раздаётся звонок - «сигнал тревоги». В группе обнаружено множество опасных предметов. Каждый получает карточку схему с подсказками, где искать предмет (над, под, за, в). Найденные предметы раскладывают в коробки по категориям (острые, пожароопасные, ядовитые и т.д.)
Словесная игра «Служба спасения»
  • Закреплять знание своих личных данных;
  • учить правильно описывать проблему.
Воспитатель по очереди показывает на экране компьютера картинки с различными ситуациями. К каждой картинке дети должны составить короткий рассказ от имени одного из героев происходящего или стороннего наблюдателя. Всё это дети говорят в трубку игрушечного телефона
Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения» Закреплять и систематизировать знания правил дорожной безопасности Между детьми распределяются следующие роли: сотрудник ГИБДД, водители автомобилей, пешеходы. Разыгрываются ситуации, в ходе которых игроки не должны нарушать правила дорожного движения, за этим следить сотрудник ГИБДД

Возрастные границы игр, обозначенные в таблице, весьма условны. Использовать ту или иную игру следует, опираясь на особенности развития детей, успешное усвоение материала, их интересы. Например, игра «Нарисуй дорожный знак» которая рекомендована к проведению со старшего дошкольного возраста, может быть использована и в младшей группе. Но потребуется более тщательная подготовка к занятию, а также постоянная помощь воспитателя в корректировке рисунков. Критерии выбора во многом зависят от чутья преподавателя, ведь кто кроме него лучше определит, что сейчас будет нужнее и понятнее ребятам, какой вид игры их заинтересует больше всего.

Структура и временной план игр

Каждая игра имеет несколько этапов:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, объяснение правил. Это может быть показ картинок или предметов, краткая беседа, в которой выявляется готовность детей к игре (1–2 минуты).
  2. Игровые действия с обязательным перерывом на физ. минутку.
  3. Подведение итогов (1–2 минуты).

Следует отметить, что время проведение самой игры отличается в зависимости от возраста детей. Время игры в младших группах не должно превышать 10–15 минут, в таком возрасте ещё тяжело концентрировать внимание на одном виде деятельности продолжительное время. В старших группах игра в среднем занимает 20–25 минут. Это условные временные рамки. Нужно помнить, что всё зависит от особенностей игры, интереса, который дети проявили к ней, степени их усталости. Перерыв на двигательную разминку обычно занимает 2–3 минуты.

Фотогалерея: материалы для вводного этапа игры

Рисунок, демонстрирующий проблемную ситуацию общения с незнакомыми людьми может демонстрироваться в предварительной к игре беседе
На игрушечной пожарной машине легко показать её детали, это будет удачно использоваться на вводном этапе дидактической игры по сбору рисунка машины из разных частей Игрушечные приборы помогут наглядно продемонстрировать их безопасное использование Демонстрационная картинка расскажет о том, как нужно правильно использовать утюг Картинка, изображающая опасность при обращении с плитой, поможет детям лучше представить ситуацию Рисунок игры со спичками поможет помочь, чо может случиться, если их использовать неосторожно Рисунок продемонстрирует ребятам, что с таблетками нельзя играть Рисунок наглядно продемонстрирует ребятам, что играть с острыми предметами опасно Наглядный материал поможет лучше понять детям, что может случиться в случае небезопасной игры Увидев изображённую опасную ситуацию, дети лучше усвоят, как поступать, например, в предстоящей игре, а также и в реальности Можно разобрать по рисунку ситуацию и отменить все опасности Наглядный материал поможет вспомнить уже то, что разбиралось и раньше С помощью игрушек-животных можно легко рассказать об особенностях каждого из них, тем самым подготовив ребёнка к игре про животных

Игры по ОБЖ в первой младшей группе

Самые маленькие дошкольники знакомы с наиболее часто встречаемыми предметами. В ДОУ нужно продолжать развитие представлений о ближайшем предметном, социальном и природном окружении, а также давать элементарные представления о безопасном использовании предметов и правилах поведения. Необходимо при помощи игр сформировать интерес к проблемам собственной безопасности, познакомить с первоначальными знаниями об опасных ситуациях, решая образовательные задачи:

  • дать начальные знания о мире природы и возможных угрозах в нём (может укусить животное, бывают ядовитые растения);
  • осваивать представления о различном транспорте: автомобилях, общественном, водном, воздушном, их составляющих частях, дать понятие красного и зелёного сигналах светофора;
  • изучать предметы и их свойства;
  • учить воспринимать слова «можно», «нельзя», «опасно»;
  • давать начальные знания о правильном питании, образе жизни, приучать к правилам гигиены;
  • знакомить с помещением группы, как вести себя в группе, в раздевалке, как вести себя на улице (брать папу или маму за руку).

В раннем возрасте у детей очень развито сенсорное восприятие мира, им важно изучать предмет тактильно. Для этого как нельзя лучше подойдут дидактические игры с использованием различных предметов, игрушек. В раннем возрасте часто знакомятся с окружающим миром с помощью игр в куклы.

У ребёнка 2–3 лет запоминание материала основано на эмоциональном к нему отношении. Поэтому в процессе игры дети легко запомнят всё, что вызывает у них интерес, они должны быть участниками происходящего. В этом помогут игры, где ребёнок сможет перевоплотиться в определённые роли. Малыши с радостью и интересом возьмут на себя роли докторов, и шофёров, и пожарных, тем самым усваивая элементарные представления об этих профессиях. Сюжетно-ролевые игры на тему «Семья» подчеркнут значение родителей в жизни ребёнка и помогут понять свою роль в семье.

Разыгрывая различные ситуации дорожного движения, дети одновременно усваивают важный материал

При проведении игры «Красный - зелёный», дети вместе с запоминанием цветом приучаются к навыкам перехода через дорогу по сигналам светофора: если воспитатель поднимает кружок красного цвета, нужно стоять на месте, если зелёного - нужно посмотреть сначала направо, а затем налево и идти вперёд.

Не стоит перегружать малышей в процессе игр излишней информацией, которую они не смогут усвоить. На этом этапе развития главным будет усвоить начальные представления о процессах окружающего мира и том, что в нём есть опасность.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла заболела» (Екатерина Ашаева)

Командная игра по ОБЖ «Знатоки» в подготовительной группе

В подготовительной к школе группе происходит обобщение пройденного материала и есть возможность проведения игр-викторин, посвящённым нескольким темам

Дети 6–7 лет способны систематизировать полученные знания. Поэтому будем уместным провести игру-викторину, в которой будут сочетаться различные области по основам безопасного поведения: пожарная безопасность, правила поведения на дороге, поведение в быту. Приведём пример конспекта игры-викторины «Знатоки», составленный воспитателем Вурдовой О.А.

Дети разделяются на 2 команды, выбирается капитан, можно придумать девиз каждой команде.

  1. Воспитатель: «Ребята! Вот уже совсем скоро вы пойдёте в школу. И вам предстоит самостоятельно предотварщать возможные опасности. А сейчас давайте проверим как хорошо вы знаете правила безопасности, которые мы изучали, и проведём игру-викторину». Дети делятся на 2 команды, придумывают девиз.
  2. Воспитатель объясняет детям правила игры: ведущий по очереди задаёт вопросы командам. Прежде чем дать ответ, команда должна посовещаться и прийти к общему мнению. За правильный ответ команда получается один балл. Если ответ неверный, баллы не начисляются, а на этот же вопрос предлагается ответить команде соперников.
  3. Проводится разминка «Светофор». По сигналам ведущего дет выполняют действия: красный - садиться, жёлтый - вставать, зелёный - идти.
  4. Далее проходит первый конкурс «Кто внимательнее?». Перед каждой командами находится набор карточек с номерами телефонов. После слов ведущего команды должны поднять нужную карточку. Вопросы: По какому телефону нужно вызывать пожарных (101)? Если нужна помощь милиции, то звоним…(102)? Когда человеку стало плохо, он сильно поранился, то как вызвать скорую помощь (103)? А как вызвать службу газа (104)?
  5. Следующий конкурс заключается в том, что по названной ведущим сказке нужно объяснить какие правила нарушили её герои («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.д.).
  6. Проводится физминутка.
  7. Далее командам предлагается отгадать загадки. Например: «Под ногами у Серёжи полосатая дорожка. Смело он по ней пойдёт, а за ним и весь народ («зебра»)». «Всех на свете обшивает, что сошьёт - не надевает (иголка)».
  8. В следующем конкурсе ребятам показаны картинки с изображением различных предметов. Одна команда должна показать все опасные предметы, вторая - безопасные. Капитаны по очереди называют по одному предмету.
  9. Следующее задание проверяет навыки детей по оказанию первой медицинской помощи. Нужно перевязать руку «пострадавшему».
  10. Зрительная гимнастика.
  11. Затем конкурс по обсуждению ситуаций на дороге. На экране ведущий показывает картинки. Команды отвечают поочерёдно.
  12. Подводятся итоги, объявляются результаты. Вручаются награды (медали).

Подборка видеоматериалов на тему игр по ОБЖ, проводимых в ДОУ

Видео, демонстрирующие игры, проведённые по теме ОБЖ, могут быть полезными при подготовке занятиям.

Видео: сюжетно-ролевые игры в рамках проекта «Моя семья»

https://youtube.com/watch?v=fJpGKpe93UI Video can’t be loaded: Видеопрезентация Проект Моя семья Сюжетно ролевые игры детей в детском саду (https://youtube.com/watch?v=fJpGKpe93UI) Video can’t be loaded: Игра по правилам дорожного движения в детском саду (https://youtube.com/watch?v=dTaJ02-NX3c)

В игровой форме детям можно легко и доступно объяснить важные способы безопасности, которые необходимо знать каждому. Для этого используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Нужно помнить, что опасность легче предотвратить, чем бороться с ней. Важно донести это до малышей.

    Такие игры проводятся небольшими группами детей, не более 8 человек. Продолжительность занятий около получаса. Цель любого занятия по безопасности включает:

    1. Познавательный аспект — в процессе занятия ребенок получает определенные умения, которые связаны с безопасной активной жизнедеятельностью.
    2. Воспитательный аспект — наглядное демонстрирование форм общения людей, которое воспитывает у детей правильное обращение к окружающему миру.
    3. Поведенческий аспект — игра настроена на совершенствование моделей человеческого поведения.

    Игры по безопасности

    1. «Незнакомец». Цель игры — научить ребенка говорить «нет», познакомить с понятиями «злой и добрый незнакомец», «чужой». Для проигрывания может быть выбрать один из сюжетов, когда взрослый посторонний человек может подойти к ребенку и спросить:
  • что-то найти, к примеру потерявшегося котенка
  • что-либо показать, магазин или аптеку
  • позвать к себе домой под предлогом, что знает родителей малыша.

Перед началом игры детям нужно обозначить правило, что родители всегда должны знать, куда он пойдет. и отклонятся от этого правила недопустимо даже если незнакомец будет настаивать, что мама все знает и сама разрешила им вместе куда-то пойти. Или наоборот, что мама ничего не узнает и это будет маленький секрет. Для более успешного закрепления обучающего момента игры, роль незнакомца должен играть человек, которого группа детей действительно будет видеть впервые.

  1. «Безопасная дорога домой».
    Перед игрой детям нужно донести, что путь, выбираемый для похода домой, обязательно должен быть безопасным. Это значит, что все предложения о сокращения маршрута должны быть отклонены. Правило этой игры: идти домой только по знакомой и светлой дорогой. Ничто не должно сбить детей с правильной дороги, и каждую возможную ситуацию необходимо обыграть. В таком задании лучше разбиться по парам, и когда одни отрабатывают все ситуации, остальная группа наблюдает. Это одна из ситуаций, которая поможет избежать похищения ребенка.
  2. «Пожарные». Такую игру лучше проводить командами. Понадобится стол, на котором необходимо разложить различные вещи, среди которых будут находится атрибуты пожарных. Задача команд выбирать один из предметов, который будет необходим в работе пожарного и вернутся обратно, передав эстафету. Побеждает та команда, которая правильно справится с поставленным заданием.
  3. «Потуши пламя». Для такой игры необходима емкость с песком. По определенному сигналу, дети должны подбежать к емкости и набрать песок, которым необходимо затушить «пожар» — им может быть лист бумаге с изображением пламени. Главное правило игры — во время процесса песок не должен быть рассыпан. Такая игра командная и показательная. Перед началом лучше провести беседу о пожаре и алгоритме поведения в лесу. Командные игры очень дисциплинируют детей и помогают лучше запоминать обучающую информацию.
    В помещении, где будут проводится такие игры можно расклеить множество плакатов, которые наглядно будут показывать как правильно вести себя в экстренных ситуациях. Для хорошего обучения дошкольников, такие занятия необходимо проводить систематически.

Игра «Собери опасный предмет»

Цель: Совершенствовать умение детей собирать из частей - целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.

Материал: разрезные картинки опасных предметов.

Игровые действия: собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.

Игра «Цепочка безопасности»

Цель: Повторить правила безопасности.

Материал: фишки на каждого ребенка.

Игровые действия: В игре принимают участие любое количество детей, им необходимо дать ответы на вопрос, например: Какие вы, знаете причины пожаров? Каждый ребенок по очереди должен назвать свою причину. За правильный ответ ребенку дается фишка, побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Примерные вопросы: Как можно предотвратить пожар? Что нужно делать, если в квартире возник пожар? Назови правила обращения с электроприборами. Назови опасный предмет и объясни, почему он опасен. И т. д.

Игра «Кубик безопасности»

Цель: закрепления знаний, полученных на занятиях по ОБЖ.

Материал: картонные кубики с изображением различных опасных предметов и объектов природы.

Игровые действия: Ребенок бросает кубик и рассказывает, чем опасен выпавший предмет или объект природы и правила обращения с ним.

Игра » Четвертый лишний«

Цель: Учить находить среди предметов - опасные, объяснять правила безопасного обращения с ними. Развивать внимание, логическое мышление.

Материал: набор карточек с изображением различных предметов.

Игровые действия: выбрать среди изображенных предметов - опасный и объяснить свой выбор.

Игра «Дом, в котором я живу»

Цель: закреплять знания домашнего адреса и телефона.

Материал: мяч.

Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок должен поймать и четко назвать домашний адрес, домашний телефон.

Игра » Подбери игрушку Танюшке«

Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание.

Материал: картинки с изображением различных предметов быта.

Игровые действия: ребёнок выбирает из предложенных картинок, только те на которых изображены предметы, которыми можно (нельзя) играть.

Игра «Раз, два три, что может быть опасного - найди»

Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с изображением предметов домашнего обихода.

Игровые действия: выбрать из предложенных картинок, те на которых изображены источники опасности, объяснить свой выбор.

Игра «Внимание: природа!»

Цель: знакомить детей с опасностями, которые могут случиться с людьми на природе, что может нанести вред здоровью человека.

Материал: картинки с изображением объектов и явлений природы.

Игровые действия: выбрать явления или объект и рассказать о том, какие опасности он таит в себе.

Игра «Съедобное - несъедобное» .

Цель: закрепить представление о съедобных и несъедобных грибах (ягодах)

Материал: мяч.

Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок ловит, если гриб (ягода) съедобный, если нет, ребёнок отбивает мяч.

Игра «Пригласи Мишку в гости».

Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.

Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.

Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.

Игра «Напиши телефон спасения».

Цель: активизировать в памяти детей номера телефонов служб спасения.

Материал: карточки с цифрами «0», «1», «2», «3», картинка с изображением «скорой», «пожарной», «милиции». Счетные палочки, пластилин (для усложнения).

Игровые действия: выбрать картинку спасательной службы, «написать» телефон спасения с помощью цифр, счетных палочек, пластилина.

Игра «Хорошо - плохо».

Цель: Учить видеть объект в различных его проявлениях, развивать логическое мышление.

Игровые действия: Педагог предлагает любой объект (огонь, ножницы, топор, вода и т. д.) ребёнок должен найти его хорошие и плохие стороны.

Название: Дидактические игры по ОБЖ для старших дошкольников.
Номинация: Детский сад — Развивающие игры — Дидактические


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 66
Месторасположение: Томская область, Г. Томск

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

1. "Источники опасности"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

Игровые правила:

Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

Игровое действие:

Поиск и название предметов.

Ход игры.

Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:

Что может быть источником пожара?

Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?

Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

2. "Знаешь ли ты?"

Дидактическая задача:

Закрепить знания о телефонах служб спасения.

Игровые правила:

Выполнять действия, соответствующие изображению.

Игровые действия:

Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

Ход игры.

В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:

Красный крест - назвать телефон скорой помощи;

Дом - назвать домашний адрес;

Милиционер - назвать телефон милиции;

Огонь - выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;

Человек в маске - назвать нужный при такой опасности номер;

Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;

Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;

Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.

Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

3. "О чём говорит светофор"

Дидактическая задача:

Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

Материал:

Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

4. "Четвёртый лишний "

Дидактическая задача:

Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила:

Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие:

Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

5. "На прогулке"

Дидактическая задача:

Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.

Материал:

Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.

На дороге я повстречал собаку. Можно , н ельзя (дети показывают карточку)

На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.

На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.

В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.

6. "Телефон"

Дидактическая задача:

Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

Ход игры.

Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

7. "Пожар"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.

Материал:

Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.

Игровое действие:

Выбор из предложенных - правильной картинки.

Ход игры.

Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.

Отчего происходит пожар?

Что нужно делать, если случился пожар?

По какому телефону вызывают помощь?

За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

8. "Игра - дело серьезное"

Дидактическая задача:

Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

Материал:

Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

Ход игры.

Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.

9. "Тротуар и дети"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.

Ход игры.

Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки - игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.

10. "Кто больше назовёт действий"

Дидактическая задача:

Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.

Игровые правила:

Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

Игровые действия:

Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

11. "Игра-соревнование "По грибы"

Дидактическая задача:

Закрепить знание съедобных, и несъедобных грибов.

Материал:

Игровое поле, кубик, фишки, корзинки для грибов, съедобные грибы (подосиновики, белые, подберёзовики).

Ход игры.

Дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если попадает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную поганку –ребёнок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце игры подсчитывают количество собранных грибов. У кого больше - тот и выиграл

12. "Каждой вещи свое место"

Дидактическая задача:

Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.

Материал:

игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры.

В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.

Варианты:

На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;

На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

То же в игровом уголке.

13. "Что, где, когда?"

Дидактическая задача:

Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.

Игровые правила:

Ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.

Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.

Если будет неправильный ответ, то обязательно воспитатель говорит правильный.

Письмо 1:

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.

(Змей Горыныч).

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно.

Письмо 2:

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк).

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой - потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Письмо 3:

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?

(Зайчик).

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Письмо 4:

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?

(Семеро козлят).

Ответ:

Звонят или постучали

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.

Письмо 5:

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?

(Красная Шапочка).

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только милиционеру свой адрес сообщите.

Письмо 6:

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.

(Незнайка).

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет - дороги нет!

Жёлтый - будь внимателен!

На зелёный свет иди -

Все дороги впереди.

14. "Одень куклу"

Дидактическая задача:

Учить детей различать одежду по характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.). Закрепить знание детей о назначении одежды в зависимости от времени года и его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых, лето, зима, осень, весна).

Игровые действия:

Одеть куклу в соответствии с ситуацией, профессией.

Ход игры.

В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели: день рождения, спортивный праздник и так далее, или в соответствии с названной профессией. Отмечается тот, кто правильно выполнит задание.

15. "Соедини по точкам"

Дидактическая задача:

Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал:

карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита).

Игровые действия:

соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

16. "Мы - спасатели"

Дидактическая задача:

Закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением правильных действий.

Игровые действия:

Выбор детьми карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации и последовательно их разложить.

17. "Разложи по порядку

Дидактическая задача:

Ознакомить детей с порядком действий при пожаре. Используются картинки с изображениями

Сообщение по телефону «01» о пожаре;

Эвакуация людей;

Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно; встреча пожарных;

Работа пожарных.

Игровые действия:

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

18. "Сложи картинку (пазл)"

Дидактическая задача:

Картинку по пожарной тематике наклеивают на картон и разрезают на несколько частей.

Игровые действия:

Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки, так что при игре части обеих картинок можно перемешать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку.

Показывается рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий называет число нарушений и предлагает ребятам за одну-две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет всё быстро и правильно.

На картинке нарисованы пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимается не по своей профессии. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.

19. "Буриме"

Дидактическая задача:

Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопасности.

Ход игры.

Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по...

(«01»).

Если стал гореть забор,

Доставай скорей...

(топор).

Если всё в дыму у нас,

Надевай...

(противогаз).

У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко...

(красный)

Наш брандспойт был очень старый

И не мог тушить...

(пожары).

Мчалась лестница всё выше,

Поднялась до самой...

(крыши)

Вдоль по улице, как птица,

На пожар машина...

(мчится).

На пожаре ждет беда,

Если кончилась...

(вода).

Чтоб огонь нам одолеть,

Надо вовремя…

(успеть).

Ох, опасные сестрички,

Эти маленькие…

(спички).

Знать обязан каждый-житель,

Где висит...

(огнетушитель).

При пожаре не зевай,

Огонь водою...

(заливай).

Деревянные сестрички

В коробочке. Это...

(спички).

Коль не тратишь время даром,

Быстро справишься с...

(пожаром).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Цель: Показать студентам специфику проведения подвижных игр, содержание которых связано с обучением дошкольников правилам и навыкам безопасности жизнедеятельности.

Оборудование:

Описание подвижных игр.

Атрибуты к подвижным играм.

Тексты физкультминуток.

Движение - непременный спутник познания и развития в дошкольном возрасте. На занятиях по безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении подвижные игры и физкультминутки используются не только как момент двигателъно -эмоциональной разрядки, но и как материал для действенного закрепления знаний и умений по конкретной теме. Нашему вниманию предлагаются как народные, так и авторские подвижные игры, которые Вы можете использовать при разработке конспектов занятий.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Провести на педагогической практике одну из подвижных игр и проанализировать результаты работы по следующим позициям:

Была ли достигнута дидактическая цель проведения данной игры?

Какой компонент игры вызвал больший интерес: содержательный или двигательный?

2. Составить свой вариант подвижной игры по одной из тем.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

  1. "Трамвай" (Автобус, троллейбус)

(для младшей группы)

Дети (5-6) стоят на расстоянии шага друг за другом, одной рукой держась за цветной шнур - это трамвай. Воспитатель поднимает зелёный флажок, "трамвай" двигается шагом, потом бегом. Дети должны уметь согласовывать движения - не набегать на переднего товарища, не отставать, не выходить в сторону. Воспитатель поднимает красный флажок, "трамвай" останавливается, дети поворачиваются, берутся другой рукой за шнур и с появлением зелёного флажка начинают движение.

  1. "Больной воробушек"

(для младшей группы)

Дети сидят на стульях. Рядом около них лежит "в кроватке" больной воробушек. Дети измеряют ему температуру, смотрят его плечики, трогают живот, ноги, руки, спрашивают, что болит. Воспитатель читает стихи, дети повторяют движения и отвечают на вопросы.

Что у него болит? - Плечики.

Сходи, кума, в огород, сорви травы гречки, попарь ему плечики!

(Дети встают, бегают, ищут травку, лечат воробья).

Дома ли кум воробей? - Дома

Что он делает? - Болен лежит.

Что у него болит? - Животик.

Сходи, кума, в огород, сорви травки репеёк, попарь ему животик!

Парила, кумушка, парила, голубушка. Пар его не берёт, только сердцу придаёт.

(Дети делают всё тоже).

Дома ли кум воробей? - Дома.

Что он делает? - Болен лежит.

Что у него болит? - Пяточки.

Сходи, кума, в огород, сорви травки пяточки, попарь ему пяточки!

Парила, кумушка, парила, голубушка. Пар его не берёт, только сердцу придаёт.

Воспитатель:

Ох, не знала кумушка, кумушка-голубушка, что лечить самой нельзя. Надо вызывать врача!

  1. "Зайка"

(для младшей группы)

В начале игры дети сидят на стульях на одной стороне комнаты (они зайки).

Воспитатель:

Пойдёмте гулять.

Все выбегают на середину комнаты.

Воспитатель читает стихи, дети повторяют за ним движения.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп-хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Скок-скок-скок-скок, надо зайке поскакать.

  1. "Лохматый пёс"

(для младшей группы).

Ребёнок изображает собаку; он сидит на стуле в конце площадки и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения, за чертой - дом. Они тихо подходят к собаке.

Воспитатель говорит:

Вот сидит лохматый пёс.

В лапы свой, уткнувши нос.

Собака просыпается, встаёт, лает. Дети убегают в дом - встают за черту.

  1. "Птицы и дождь"

(для средней группы).

Игра проводится с подгруппой детей. Птицы бегают по площадке.

Воспитатель говорит:

"Дождь пошёл", "Буря налетела" и т.п.

Птицы спешат укрыться на дереве (гимнастической стенке).

Через некоторое время воспитатель говорит : "Дождь прошёл, выглянуло солнце".

Дети слезают и вновь бегают но площадке.

Игра повторяется 3, 4 раза.

Воспитатель следит, чтобы птицы облетали всю площадку.

  1. "Храбрые пожарные"

(для старшей группы)

Дети сидят на скамейках.- дежурят в помещении пожарной охраны.

По сигналу "Тревога" - быстро встают, строятся четвёрками (двое впереди, двое сзади), берутся за руки, изображая машины, и бегут- (едут на пожар).

По сигналу "Приехали" - дети останавливаются и перестраиваются полукругом, а по сигналу

"Работу начинай" - как бы качают насосом воду.

"Топорами балки рушим" - воспитатель, произнося эти слова, показывает, какие движения руками нужно делать. Дети повторяют эти упражнения несколько раз.

"Из брандспойтов пламя тушим!" - все делают повороты вправо и влево, направляя руки в ту же сторону.

"Тёмным облаком густым, вслед за нами вьётся дым", - говорит воспитатель, все, подражая его движениям, поднимают руки вверх и разводят их в стороны, как бы отгоняя дым.

Воспитатель продолжает:

"А огонь всё выше, выше, полезай скорей на крышу!" - все влезают на гимнастическую стенку, переходят от одного звена к другому или перелезают с одной стороны на другую, затем спускаются вниз.

"Псе пожарные, назад!" - говорит Воспитатель. Дети снова становятся четвёрками и бегут. "Едут тише, не спешат!" - дети, замедляя бег, затем идут шагом и останавливаются.

Воспитатель заканчивает:

"Поработали недаром, славно справились..."

Дети произносят хором:

"... с пожаром!".

  1. Игра-эстафета "Пожарные"

Разделить детей на две команды.

1. Каждый ребёнок из каждой команды бежит до гимнастической лестницы и залезает на неё, после этого возвращается к своей команде и передаёт эстафету другому и так повторяется, пока вся команда не выполнит это задание.

2. Эстафета с вёдрами. Каждый ребёнок из каждой команды должен с двумя вёдрами добежать до домика, обежать его, при этом говорить: "Водолей, водолей, вылей воду из ушей", а йотом возвращается к своей команде и передаёт вёдра следующему игроку и так далее.

3. Эстафета с песком. Играющим предлагается перекидать песок с помощью лопаты из песочницы в специальные корзины, а потом засыпать костёр.

В конце игры объявляем победителей и говорим, что все дети хорошо справились с поставленной задачей. И что они теперь могут быть настоящими помощниками пожарных.

А теперь, в заключение нашей эстафеты, мы с вами закрепим

"Правила пожарной безопасности":

1. Не играть со спичками.

2. Без взрослых не пользоваться электроприборами.

3. Не разводить без взрослых костры на улицах.

4. Не зажигать на ёлках свечи.

5. Не пользоваться неисправными электроприборами.

А также необходимо знать "Правила поведения при пожаре":

1. Заметили пожар, надо звонить 01.

2. Не бояться поставить в известность взрослых, и они вам помогут.

3. Не пытаться прятаться в шкафы и под кровати.

4. Попробовать затушить своими силами: песком, водой.

5. При возгорании электробытовых приборов водой огонь не тушить, попробовать сбить пламя плотным одеялом.

6. Если не удаётся погасить пламя, нужно выйти из помещения, плотно

закрыв дверь и ждать пожарных.

  1. ""Спички в коробке"

(для подготовительной группы).

Цель:

Развивать умение бегать парами, увертываясь от ловящего; развивать речь, внимание, ориентировку в пространстве.

Ход игры.

Дети, стоя кучкой, говорят:

Мы - сестрички,

Мы все-спички.

Разбегайтесь кто куда,

А не то вас ждет беда!

Двое водящих, взявшись за руки, предупреждают:

Ну-ка, спички, берегитесь,

В коробок не попадитесь!

Все разбегаются по площадке.

Водящие ловят «спички», заключив их в замкнутый круг, сцепив руки. Когда большинство игроков пойманы, игра повторяется с новыми водящими.

Другой вариант - водящим может быть один из игроков, в руках которого обруч. Обручем он ловит «спички», набрасывая его на них сверху.

  1. "Если возник пожар"

(для подготовительной группы)

Дети стоят в кругу. В руках у воспитателя воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому. Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Воспитатель:

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над...

Ребёнок:

Газом. (Передача шара).

Воспитатель:

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг...

Ребёнок:

Листву. (Передача шара).

Воспитатель:

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые...

Ребёнок:

Предметы. (Передача шара).

Ведущий:

Помни каждый гражданин

Этот номер...

Ребёнок:

01. (Передача шара).

Ведущий:

Дым увидел - не зевай

И пожарных...

Ребёнок:

Вызывай. (Передача шара).

Воспитатель: Этот шар в руках недаром,

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет Злой...

Ребёнок:

Пожар. (Передача шара).

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в...

Ребёнок:

В квартире. (Передача шара).

Воспитатель:

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил...

Ребёнок:

Утюг. (Передача шара).

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками...

Ребёнок:

Играл . (Передача шара)

  1. "Огонь и вода"

(для старшей группы)

Цель:

Сформировать у детей понятие о том, что огонь нужно быстро тушить водой. Развивать ловкость, смелость, быстроту реакции, умение бегать, увертываясь от ловящего. Воспитывать уважение, интерес к труду пожарных. Учить выполнять правила игры.

Материал:

Красные ленточки на группу детей, несколько голубых повязок.

Ход игры.

Одному-двум детям на руку повязываются голубые повязки, и они становятся «водой». Остальным детям дают красные ленточки («огонь»), которые прикрепляются к одежде сзади. По сигналу ведущего (судьи) дети с голубыми повязками должны собрать все красные ленты с убегающих детей, т.е. «потушить огонь».

  1. "Огненный дракон "

(для подготовительной группы)

Цель:

Совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползать. Развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость.

Ход игры.

Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый круг говорят:

Огненный дракон, уходи вон!

«Спящий дракон» лежит в центре круга. Когда он встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются.

Дракон произносит:

Языки огня всё ближе, ближе.

Нагибайтесь ниже, ниже.

Все игроки должны увертываться, наклоняться низко, ползти, чтоб водящий не задел их.

Те, кого дракон не задел, возвращаются в круг.

  1. "Птенчики в беде"

(для подготовительной группы)

Цель:

Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему; формировать ценностные эмоции.

Ход игры.

Нa площадке чертится несколько кругов, в них - гнезда с «птенчиками» (детьми). Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и делает пожар. Задача остальных играющих (юных защитников леса) - поймать на лету ленточки-«искорки», чтобы они не попали в гнездо, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все «искорки» потушены.

  1. "Медведь и пчёлы "

(для старшей группы)

Дети распределяются на две неравные подгруппы. Одна (около трети детей) - медведи, другая - пчёлы. На расстоянии 3-5 метров от гимнастической стенки очерчивают лес, в 8-10 метрах - луг. Пчёлы помещаются на гимнастической стенке (в улье). По сигналу воспитателя пчёлы летят на луг за мёдом и жужжат. Как только все пчёлы улетят, медведи влезают на стенку - в улей - и лакомятся мёдом. По сигналу воспитателя пчёлы летят и жалят медведей, дотрагиваясь до них рукой, не успевших убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей, и игра продолжается. Ужаленный медведь 1 раз не выходит за мёдом. После 2-3 повторений игры дети меняются ролями.