Сценарии собака друг. Сценарий внеурочного занятия "Собака - друг человека" по программе Л.В.Мищенковой "Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо"

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Воронинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза

Сценарий мероприятия

«Верный друг»

п. Шевляково

· воспитание у детей общечеловеческих и нравственных ценностей;

· воспитание любви к животным;

· повышение ответственности за тех, кого приручили;

И жесткошерстные терьеры.

Одни - черны, другие - серы,

А на иных смотреть обидно -

Так заросли, что глаз не видно.

Песня «Мой щенок»

Слова П. Синявского. Музыка Ю. Чичкова

7. Чтец. Все породы собак делятся на три основные группы: служебные (военные, караульные, пастушьи, ездовые), охотничьи (промысловые и спортивные) и комнатно-декоративные.

К служебным собакам относятся овчарки, лайки, боксер, дог, пули, пуми, колли и другие. Охотничьи собаки - это русская гончая, русская псовая борзая, сеттер, спаниель, пойнтер и другие. А к комнатно-декоративным относятся пудель, сенбернар, болонка, той - терьер и другие.

9. Чтец. Велика роль упряжных или, как их называют, ездовых собак. Посмотрите на север: по снегам тундры бегут собачьи упряжки. Восемь - десять собак, запряженные в легкие нарты, за сутки покрывают расстояние до 150 километров, перевозя до полутонны груза. Скольким героям - полярникам помогли они осваивать труднодоступные районы Крайнего Севера.

10. Чтец. Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след, помогают задерживать и обезвреживать врагов нашей Родины.

Герой Советского Союза известный следопыт за период службы в пограничных войсках задержал 467 нарушителей границы. Рядом с ним всегда была служебная собака.

Бесстрашен пограничник - воин

И пес Руслан его достоин.

11 Чтец. Стихотворение Сергея Михалкова «В дозоре»

Шел боец. Кругом тайга.

Рядом пес к ноге нога.

Полз боец, и в темноте

Рядом - пес на животе,

На дороги, на леса

Ночью падает роса.

Пес один на мягких лапах.

Ни один тревожный запах

Не проходит мимо пса.

Без дороги, по росе

В пограничной полосе

Шли - не наши! Шли чужие,

Как один шпионы все!

Но врагам не скрыться в чаще

И следов не замести.

Пограничник настоящий

Не дает врагам уйти!

Пограничник на заставу

Трех врагов привел и сдал.

Пограничник на заставе

Командиру так сказал:

У врага гранаты были,

В перепалке пса убили.

Он сражался как герой,

Он остался под горой.

Как бойца заставы нашей

Похороним мы его,

Ведущий: Какое произведение вы читали или смотрели фильм о геройстве пограничной собаки? Как звали ее? (Алый)

Песня "Это знает всякий..."

Слова Ю. Энтина. Музыка Е. Крылатова

13. Чтец. Собаки отличаются особым чутьем. Люди умело используют это в своих целях. Например, пограничные собаки не только на заставах ловят нарушителей, но они незаменимы на таможнях.

Собака Йоги породы лабрадор специально натаскана на обнаружение наркотиков по запаху. За 1 год она отыскала 490 грузов с наркотиками, за что получила рыцарскую золотую медаль. Однажды ей пришлось проверить и найти вредоносный груз на почте среди такой груды почтовых отправлений, на обычную проверку которых потребовалось бы не менее 15 человек на полный рабочий день. Собака обнюхала все посылки и бандероли. Вдруг она заскребла папами и свирепо залаяла. Когда вскрыли отправление, то в нем оказался опиум.

14. Чтец. А геологи используют собак в поисках полезных ископаемых .

15. Чтец. Собака облегчает тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде или жесту может подогнать оставшихся животных, предупреждать лаем о приближении людей, диких зверей. Наиболее подходящие для такой службы является восточно-европейская и южно - русская овчарки, колли, а для пастьбы северных оленей - лайки.

Ведущий: - Рассказ «Мурза – пожарник» (стр. 22 " Юн. натуралист" № г. или сайт http://www. *****/magazines/131841-yunyy-naturalist-7-1981.html)

14.Чтец. Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути.

Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак - поводырей.

15. Чтец. В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с воинами прошли нелегкий боевой путь. Порой они были «живой связью». Проволочная связь часто рвалась, радиоустановки не работали. Связь держали собаки. Они ползли по открытой местности под ураганным минометным огнем.

Использовались собаки при истреблении немецких танков. На их боевом счету 300 подбитых танков. Нельзя забывать собак - санитаров. Они находили раненых, несли в своих санитарных сумках медикаменты, вату, бинты.

19. Чтец. В освоении космического пространства собаки тоже сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака Лайка, потом сразу две - Белка и Стрелка, затем Ветерок и Уголек.

Ведущий: Записки летчика - космонавта.(стр. 28-30, № г. « Юн. нат.» или http://2011god-kosmos. /publ/sobachja_kosmonavtika/1-1-0-7)

20. Чтец. Мы говорили о собаках - легендах, ставших известными на весь мир. Но как много рядом с нами обыкновенных дворняжек, которые не могут похвастаться ни родословной, ни какими - то особыми достижениями. Если присмотримся к ним, сколько интересного о них можно узнать.

21. Чтец. Известны всем собачьи свойства:

И ум, и чуткость, и геройство,

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство,

И с полуслова послушанье,

И это все - от воспитания!

Танец с мягкими игрушками.

18 Чтец. Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте. Возможно, он будет у вас таким, как Трезор из известного стихотворения Сергея Михалкова.

На дверях висел замок.

Взаперти сидел замок.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора.

И поэтому щенок

перепортил все, что мог.

Разорвал на кукле платье,

Зайцу вырвал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота –

Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол -

С головой забрался в уголь,

Вылез черный - не узнать.

Влез в кувшин - перевернулся,

Чуть совсем не захлебнулся

И улегся на кровать

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим одного!

Песня " Пропала собака"

Слова А. Ламм. Музыка В. Шаинского

Ведущий: - А возможно таким, как в стихотворении " Мой щенок ".

Я сегодня сбилась с ног -

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

В это утро очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнате ходить,

Прыгать, лаять, всех будить.

Он увидел одеяло –

Укрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул -

С медом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы.

На пол с лестницы упал,

В клей залез передней лапой,

Еле вылез и... пропал.

Может быть, его украли,

На веревке увели,

Новым именем назвали,

Дом стеречь заставили?

Может он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим,

Заблудился, ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождем.

Я не знала, что мне делать.

Мать сказала: - Подождем.

Два часа я горевала,

Книжек в руки не брала,

Ничего не рисовала,

Все сидела и ждала.

Вдруг какой - то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это? Мой щенок!

Что случилось,

Если сразу не узнала я щенка?

Нос распух, не видно глаза,

Перекошена щека,

И, впиваясь, как игла,

На хвосте жужжит пчела.

Мать сказала: -

Дверь закрой!

К нам летит пчелиный рой.

Весь укутанный в постели.

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле - еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу,

Я сама его лечу.

Игра " Выбери щенка "

4. Чтец. Часто говорят: " Живут, как кошка с собакой ", то есть очень плохо. А я вам сейчас расскажу о собаках чутких и очень добрых по отношению к вовсе не родственным ей животным. Оказывается, очень даже это возможно.

«Фото – факт» стр.41 №г. «Юн. нат.» или http:///animals? start=10

Собака кормит косуленка своим молоком.

«Зубастое такси» стр. 47 №г. «Юн. нат.» о том, как дворняга Абрум выхаживал маленького утенка, у которого была сломана лапка.

«Хозяйственная собака» - этот рассказ о собаке Чарке, простой дворняжке, но очень умной и хозяйственной.

5. Чтец. Повезет щенку, если его будет воспитывать добрый человек. (Вспомните фильм «Белый Бим Черное Ухо».) Из такого щенка вырастет умный пес, преданный своему хозяину. А что, если такой, как в стихотворении Сергея Михалкова «Злопамятный пес».

Пес лопоухий у пекаря жил.

Двор, кладовую и дом сторожил.

Летом под грушей валялся в тени,

Прятался в будке в дождливые дни.

Даже соседям хвостом не вилял,

Редко погладить себя позволял.

Лаял тревожно на скрип и на стук,

Хлеба не брал у прохожих из рук.

Пекарь в избе под периной лежит –

Пес под окном его сон сторожит.

Пекарь проснулся, в пекарню идет -

Пес провожает его до ворот.

Пекарь пришел через восемь часов,

В белой муке от сапог до усов

Пес на пороге, хозяину рад.

«Что за собака!» - кругом говорят.

Только однажды был день выходной,

Пекарь, шатаясь, вернулся домой.

Пес на крыльце ему руку лизнул –

Пекарь его сапогом оттолкнул.

Пес шевельнул добродушно хвостом –

Пекарь на пса замахнулся шестом,

Пекарь бутылкой в него запустил.

Этого пекарю пес не простил...

Пекарь в пекарне стоит у печи,

Песни поет и печет калачи

И, над котлом поднимая лоток,

Сыплет баранки в крутой кипяток.

В доме у пекаря шарят в углах,

Воры посуду выносят в узлах

И говорят: - Повезло в этот раз!

Что за собака? Не лает на нас...

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в нее бросает.

А если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

А верный пес - хороший друг

Зависит от хороших рук!

Чтение лучших сочинений учащимися.

9. Чтец. Стихотворение Геннадия Глушнева «Грусть».

Папа сказал: Покупаем щенка.

Мама сказала: Не будем пока.

Я не захлопал в ладоши в ответ.

Буду кататься, но с этого дня

Грусть ни - ког - да не покинет меня.

Лишь иногда на ковровой дорожке

Я поскулю и полаю немножко.

Лапу себе

Полижу язычком

И покручусь

Перед мамой волчком.

10. Чтец. Стихотворение Ирины Черницкой « Бимка и я».

Бимка, мой дружок веселый!

Расстаемся мы сейчас,

Я иду учиться в школу,

Я иду учиться в школу,

Поступил я в первый класс!

Ты за мною не ходи,

Лучше дома подожди!

Гав! Гав! Гав - гав - гав!

Должен ты меня понять:

Не могу тебя я взять

Пес ответил: Гав! Гав! Гав!

Книжки, форма - все готово!

Приготовлен и букет.

Но для друга дорогого

В школьном ранце места нет!

Скоро, мой дружок веселый,

Повстречаемся опять.

Я, когда вернусь из школы,

Я, когда вернусь из школы,

До свидания, Бимка!

11 Чтец. Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам:

в Париже - сенбернару Барри - спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек.

В Берлине есть памятник собаке - проводнику слепых. В Санкт - Петербурге есть памятник собаке, служащей науке.

Псу по кличке Верный есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер пес упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне.

В Шотландии чтят память собаке, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла.

12 Чтец. Существует наука, которая занимается изучением собак, - кинология.

Решено - буду кинологом –

От собак не оттащите волоком!

Нравятся очень бульдоги мне

И другие четвероногие!..

Вы кто: Археолог? Филолог? Геолог?

Спросят меня и услышат в ответ:

Я по профессии просто кинолог...

Другими словами, собаковед!

13 Чтец. Как и чему учить собаку? Научить нужно собаку правилам

«хорошего собачьего тона»: послушанию, терпению, выносливости, доверию, добру. Но сначала всему этому нужно научиться хозяину. Хорошо воспитать собаку может только хороший человек.

Обзор книг

Песня « Не дразните собак»

Слова М. Пляцковского. Музыка Е. Птичкина

Цель : воспитание сопереживания, внимательного отношения к животным, развитие способности заботиться о животных, пополнить знания учащихся любопытными и интересными фактами из жизни собак.

Оборудование : картинки с изображением собак, рисунки детей, крылатые выражения о собаках, слайды, музыкальный центр.

Звучит песня «Это знает каждый» из к\ф «Приключения Электроника»

Ведущий : На заре истории голод и страх были постоянными спутниками первобытных людей, пока они не приобрели союзников - домашних животных. И первым из них стала собака.

Ни одно домашнее животное не используется так всесторонне, как домашняя собака. Замечательные чутьё и слух, выносливость, быстрота, а главное своеобразный «ум» - все эти качества собаки привлекли человека. Все мы сталкивались с проявлением собачей преданности, с примерами самоотверженного служения человеку в самых различных условиях.

1 ученик: Собаки… Сколько их и какие они разные! В наше время человечеству служат более 400 пород. Есть совсем маленькие - они умещаются на ладони и весят не более 1\2 килограмма. И есть великаны, вес которых достигает 80 килограмм.

2 ученик: Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других торчком.

3 ученик : Одни быстрые, подвижные, другие - неуклюжие. И все они - самые верные наши друзья. И самые древние. Потому что собаки первыми из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак.

4 ученик: Самые верные - потому то ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

Ведущий : Есть собаки охотничьи, есть служебные, есть декоративные.

5 ученик: Охотничьи собаки помогают людям на охоте. И у каждой собаки есть своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими - на водоплавающую дичь. С третьими - на зайцев, волков и лисиц. И на охоте они ведут себя по-разному.

6 ученик: Фокстерьеры и таксы (показ рисунка) выгоняют зверей из нор.

Лайки (показ рисунка) отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет охотник.

7 ученик: А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие (показ рисунка) с громким лаем преследуют зверя.

(Ведущий знакомит с другими породами охотничьих собак)

1 ученик: Кто не знает пограничных собак? Днём и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении нарушителя. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если потребуется, вступают в схватку.

Ведущий : Пограничники обходили границу. Вдруг, собака Алмаз остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у неё встала дыбом, значит, здесь прошли чужие. След привёл пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в неё, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашёл 3-х нарушителей границы. Их связали и повели на заставу.

Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака-ищейка - гроза для всех нарушителей закона.

Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пёс Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операций по задержанию преступников. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений.

Но шло время. Пёс состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в тёплом питомнике как почётного «пенсионера». После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда, в фильме собаку зовут Мухтар, называется он «Ко мне, Мухтар!» и посвящён многим розыскным собакам.

2 ученик: Служебные собаки пасут и охраняют стада. (южнорусская овчарка, кавказская овчарка, пули)

В горах сенбернары спасают попавших в беду людей, ньюфаундленды спасают тонущих.

3 ученик: Во время ВОВ собаки выносили и вывозили раненных, работали связными, помогали сапёрам разыскивать мины, подтаскивали снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков.

4 ученик: Благодаря великолепному чутью, собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками - почуяв запах газа, лаем сообщают об этом. Геологам помогают отыскивать полезные ископаемые.

5 ученик: Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приведёт на работу и домой, оберегает его в пути. Собака облегчает труд чабана: пасёт овец, охраняет и защищает их от хищников (восточно-европейская овчарка, южнорусская, колли).

Ведущий : Служебные собаки - очень серьёзные животные, но ведь они тоже когда-то были маленькими щенками. И как все дети, они мечтают совершать подвиги, хотят быстрее вырасти.

6 ученик:

Я не зря глаза таращу -
Я давно хочу узнать,
Как овчаркой настоящей
Поскорее можно стать.
Чтобы уши не болтались,
Чтобы стал послушен хвост,
Чтобы сразу догадались
Как умён я и не прост.
Чтобы взяли на границу
Чтоб в дозоре я лежал
Долго мне ещё учиться?
Очень долго? Очень жаль…

Ведущий : И так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.

7 ученик:

Два года прожил водолаз
И вдруг подумал мрачно,
Что никого ещё не спас,
Что жизнь его не удалась,
Сложившись неудачно.
А сколько раз в геройских снах
Он плыл в стремительных волнах,
Нырял бесстрашно в глубину,
Искал на дне, со дна тянул.
И сколько раз, ах сколько раз!
Ему спасённый лапу тряс!
А там, в толпе, на берегу,
Кричали все об этом:
«Я за медалью побегу!»
«Я сообщу в газету!
…Но просыпался каждый раз
На этом месте водолаз.

Ведущий : Сейчас всем хорошо известны и декоративные собаки. Болонки, тойтерьеры, карликовые пинчеры, японские хины, пекинесы - они живут в домах и выполняют своё главное предназначение - быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее. Также декоративные собаки выступают в цирке.

8 ученик:

А на что способны шпицы,
Можно в цирке убедиться:
Он танцует и играет
И по карточкам считает,
Прыгает через каркас.
А таблицу умноженья
Знает он не хуже вас.
…Цирк грохочет:
«Браво! Бис!
Замечательный артист!»
Ведущий: Ребята, а что это за собаки?
Вежливые, словно колли,
Упрямые, как бульдоги,
Сильные, как волкодавы,
Умные, как сенбернары,
Храбрые, хоть на заставы,
Славным овчаркам в пару.
(дворняжки)

Песня «Мой щенок»

Ведущий : Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки летали в космос. Это Лайка, Белка и Стрелка, Уголёк и Ветерок, Денёк, Альбина, Белянка и др.

Многие ребята очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают, кормят их, смотрят, чтобы никто не обидел. И вы, наверное, переживаете, если вдруг куда-то пропала ваша собака. Так же, как и ребята из этой песни.

Песня «Люси»

1 ученик: Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.

2 ученик: В Санкт-Петербурге сооружён памятник собаке, служащей науке.

3 ученик: В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине - ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри - собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.

4 ученик: В Берлине - собаке-проводнику слепых.

5 ученик: На Аляске - вожаку упряжки Бальту, доставшему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.

6 ученик: В Италии - собаке по кличке Верный, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина, убитого на войне.

Ведущий: О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много.

Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни. Недаром поставлены памятники.

Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу, предал друга. Предательство - один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом.

Стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга»

Ведущий : Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей, никогда не предадите своего друга, будь то человек, собака или другие животные.

Песня «Пропала собака»

Итоги конкурсов: рисунки, сочинения.

Использованы материалы.

Воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероного друга следует со школьной скамьи. Младшие школьники, как и дети дошкольного возраста, должны хорошо уяснить, что щенок или котенок - не игрушки, а живые существа. Они требуют постоянной заботы, ласки, и, возможно, даже некоторых лишений со стороны их хозяев. Если мы сможем воспитать в детях чувство любви и ответственности за своих меньших братьев, потеряет свою остроту проблема бродячих животных.

Нам кажется, что именно в городе, где контакт детей с природой несколько ограничен, животные в доме просто необходимы, особенно в малодетных семьях. Большинство ребят хотят иметь в доме собаку. О благородстве, об огромной моральной ценности любви к собаке сказано немало. Достаточно вспомнить чеховскую Каштанку, тургеневскую Муму, купринского белого пуделя Арто, Белого Бима из повести Г. Троепольского.

Подготовка к утреннику включает следующее: на протяжении примерно месяца в группах проводится чтение книг по теме: «Дай лапу, друг», «Соленый пес», «Мухтар, ко мне», «Белый Бим - Черное Ухо», «Белый клык» и др.

На утренник можно пригласить собаководов-любителей. Можно оформить кроссворды. Например, кроссворд «Верные друзья»:

1. Красивая добрая собака с длинной шерстью, хорошо плавает. Ее родина - Северный остров Ньюфаундленд. (Колли.)

2. Самая распространенная порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьем, отличается злобностью. (Овчарка.)

3. Любимая порода комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная. (Пудель.)

4. Крупная пастушья собака с типичными, вперед прогнутыми ушами. (Водолаз.)

5. Маленькая, с удлиненным туловищем собачка. Шерстный покров мягкий, шелковистый, курчавый. (Болонка.)

6. Собака охотничьей породы, с успехом применяется для охоты как на крупного, так и на мелкого зверя. (Лайка.)

Ход утренника

1-й ученик. Собака - верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень-очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.

2-й ученик. Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом-пещеру, заблаговременно подавать сигнал тревоги лаем. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.

3-й ученик. Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.

Чтение стихотворения А. Барто «Уехали».

1. Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

2. Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду.

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

3. Он на чужих ворчать привык,

Совсем, как взрослый пес.

И вдруг приехал грузовик -

Он всех ребят увез.

4. Он ждал, когда начнут игру?

Когда зажгут костер?

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

5. Пес был один в саду пустом,

Он на террасе лег,

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

6. Ребята вспомнили о нем,

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

7. Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

4-й ученик. Все породы собак делятся на три основные группы: служебные (военные, караульные, пастушьи, ездовые), охотничьи (промысловые и спортивные) и комнатно-декоративные. К служебным относятся (показывает на стенде)-, овчарка, лайка, боксер, дог, пули, пуми, колли и др. Охотничьи собаки - это русская гончая, русская псовая борзая, сеттер, спаниель, пойнтер и др. К комнатно-декоративным собакам относятся: пудель, сенбернар, болонка, той-терьер и др.

5-й ученик . Велика роль упряжных или, как их называют, ездовых собак. Посмотрите на север: по снегам тундры бегут собачьи упряжки. Восемь-десять собак, запряженные в легкие нарты, за сутки преодолевают расстояние до 150 км, перевозя до полтонны груза. Скольким героям-полярникам помогли они осваивать труднодоступные места Крайнего Севера.

6-й ученик. Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные границы нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый след, помогают задерживать и обезвреживать врагов нашей Родины. Известный следопыт Н. Ф. Карацупа за период службы в пограничных войсках задержал 467 нарушителей границы. Рядом с ним всегда была служебная собака. (Если есть, можно показать диафильм «Солёный пёс».)

7-й ученик. Собака облегчает тяжелый груд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернуть отару направо или налево, гнать ее в заданном направлении, выравнивать отару при пастьбе, предупреждать лаем о приближении людей, диких зверей и т. д. Наиболее подходящими для такой службы являются восточно-европейская и южно-русская овчарки.

8-й ученик. Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак-поводырей.

9-й ученик. В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с воинами прошли нелегкий боевой путь.

Писатель И. Г. Эренбург в одном из своих рассказов приводит такой эпизод: «В январе 1942 года гвардейский стрелковый полк оказался в тылу врага - под Вереей. Проволочная связь часто рвалась, радиоустановки не работали. Связь держали 14 собак. Собаки ползли по открытой местности под ураганным минометным огнем. Овчарка Аста несла из батальона на командный пункт пакет с донесением: «Огонь по березовой роще». Тяжело раненная, она доползла с донесением до своего Жаркова - и положение было восстановлено. Тор принес донесение: «Залегли. Не можем поднять головы: сильный обстрел». Назад он принес приказ: «Людей поднять. Вести наступление». Два часа спустя гвардейцы вошли в Верею».

10-й ученик . Успешно использовались собаки при истреблении немецких танков. На их боевом счету 300 подбитых танков. Вот как описывает писатель Е. Ржевская в книге «Берлин, май 1945 года» бесстрашный подвиг собак - взрывников танков: «На лесной опушке сбились в кучу, лают, резвятся собаки. Но взвоет за кустами танк - и собаки замрут, нервно, настороженно. А он движется сюда - страшная громада - переваливаясь, оглушая. Собаки мучительно ждут, подрагивая. Внимание! И бросок вперед, безудержный, ликующий, - собаки мчатся под танки противника, неся смертоносный груз на спине».

11-й ученик. В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака Лайка.

Несколько учеников читают стихотворение С. Михалкова «Мой щенок».

Исполнение песни «Пропала собака» (слова А. Ламм, музыка В. Я. Шаинского).

Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

В это утро очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

Прыгать, лаять, всех будить.

Может быть, его украли,

На веревке увели,

Новым именем назвали,

Дом стеречь заставили?

Может он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим,

Заблудился, ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождем?

12-й ученик . Трудно обойтись без собак при охране общественного порядка, при борьбе с преступниками. При патрулировании местности и задержании нарушителей общественного порядка одна служебная собака делает столько, что и целый взвод не справится. Она не только помогает найти грабителя при прямом преследовании, но и может опознать его по запаху принадлежавшей ему вещи. Собака-ищейка - гроза для всех нарушителей закона. Так, розыскной пес Султан за время службы в уголовном розыске помог обнаружить похищенных ценностей более чем на 2 млн. руб.

13-й ученик. Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам: в Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке - проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И. П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу по кличке Верный есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать своего хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла. В конце первой части утренника ребята исполняют песню «Бимка и я» (слова И. Черниц- кой, музыка А. Симонова).

Бимка, мой дружок веселый!

Расстаемся мы сейчас:

Я иду учиться в школу,

Поступаю в первый класс!

Припев:

Ты за мною не ходи,

Лучше дома посиди! Подожди!

Гав! Гав! Гав!

Должен ты меня понять:

Не могу тебя я взять.

Гав! Гав! Гав!

Книжки, форма - все готово!

Приготовлен и букет.

Но для друга дорогого

В школьном ранце места нет!

Припев:

Скоро, мой дружок веселый,

Повстречаемся опять.

Я, когда вернусь из школы,

Припев:

До свидания, Бимка!

Во второй части утренника выступают приглашенные гости.

Литература для школьников:

1. Казанский В. И. Борзые. - М.: Детская литература, 1984.

2. Коваль Ю. Алый. - М.: Детская литература, 1982.

3. Кнорра Ф. Солёный пёс. - М.: Детская литература, 1984.

4. Михайловский А. Воспитай щенка. - С.: Детская литература, 1971.

5. Рябинин Б. С. Друг всегда друг. - М.: Детская литература, 1979.

6. Сергиенко К. До свидания, Овраг. - М.: Детская литература, 1979.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОБАКА - ВЕРНЫЙ ДРУГ»

Цели мероприятия:

Нравственно - экологическое воспитание школьников.

Развитие у учащихся умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения,

что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы,

познакомить с различными породами собак.

Задачи:

Привитие доброты и ответственного отношения к братьям нашим меньшим,

Познакомить с особенностями работы собак.

Оборудование:

Рисунки детей верных друзей своих - собак, плакаты, фотографии пород собак,

Просмотр презентации о работе собак.

Продолжительность мероприятия - 40 минут

Ход мероприятия.

Учитель:

Собака - верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень, очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнью Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.

Понадобились тысячелетия, прежде, чем хищник забыл дикие привычки и настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом - пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивая дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.

  1. Ученик: Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.
  2. Ученик: Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу

  1. Ученик: Привык он к яркому костру,

К тому, что рано по утру,

Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг,

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом.

Он даже есть не мог.

Ученик: Ребята вспомнили о нём,

Вернулись с полпути

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти -

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души .

Учитель: Хорошо, что ребята не бросили своего друга, вернулись и забрали его. А сколько брошенных, забытых, бездомных собак бродят по улицам в поисках своего хозяина.

Существует большое количество пород собак, но всех их можно разделить на три основные:

1.Служебные (овчарки, лайки, колли…)

2.Охотничьи (борзая, спаниель, русская гончая)

Ученик: Служебные собаки.

Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники

Своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след нарушителей, помогая задержать и обезвредить врагов нашей Родины. Жизнь пограничной собаки подчинена строгому распорядку. Перед тем, как попасть на границу, собака сдаёт экзамен. Пограничные собаки бывают специальные (одни ищут наркотик) и поисковые (они задерживают людей) Многим пограничным собакам стоят памятники, есть такой и в Москве, в Благовещенске на побережье Амура.

Ученик: Ездовые собаки.

Велика роль ездовых собак. Посмотрите на Север: по снегам Тундры бегут собачьи упряжки,8 - 10 собак, запряжённые в лёгкие нарды, покрывают за сутки расстояние в 150 километров. Впервые ездовые собаки были выведены на Камчатке, Чукотке, Якутии.

Собака - единственное домашнее животное, которое приспособилось работать в условиях суровой вечной мерзлоты. Температура опускается ниже 60 градусов. Собаки - единственный вид транспорта у оседлого населения приморья. Кроме перевозки людей, грузов ездовых лаек используют для промысла нерпы. Эти собаки должны хорошо работать в упряжке, защищать своего хозяина от медведя. Ни одна экспедиция не обходится без ездовых собак. Скольким героям - полярникам помогли они осваивать труднодоступные районы Крайнего Севера, Южного полюса.

В 1909 году Пири открыл Северный полюс на собачьей упряжке.

В 1911 году Амурндсен достиг Южного полюса тоже на собачьей упряжке.

Путешественники могли сами голодать, но собак всегда кормили.

Ученик: Пастушьи собаки.

Эти собаки облегчают тяжёлый труд чабана: пасут овец, охраняют и защищают их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде

или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернут отару налево или направо. Пастушьи собаки используются во всех странах. На эту службу подбирают наиболее выносливых и подвижных собак из различных пород. Чаще всего это собаки:

овчарки, колли, лайки. Дрессировать собак необходимо в непосредственной близости от овец.

Ученик: Собака - поводырь

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза. Она даёт ему прежде всего практическую помощь при передвижении. Главная задача собаки - поводыря, предупреждать своего хозяина обо всех преградах на пути. Она останавливается перед любым препятствием. Даёт незрячему проверить тростью, что перед ним. Собака - поводырь может подавать в руки слепому оброненные им предметы: трость, ключи, перчатки. Она оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак - поводырей.

Ученик: Собака в космосе.

В освоении космического пространства собаки сыграли так же большую роль.

Прежде, чем человек проник в космос, на разведку слетало немало собак. На разведку к звездам слетала и собака Лайка. В начале 1960 года популярнее собак, чем Белка и Стрелка не было. Им впервые удалось в настоящем космическом корабле пролететь вокруг Земли и живыми вернуться на Землю.

Ученик: В годы Великой Отечественной войны.

В суровые года Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелёгкий боевой путь. Успешно использовались собаки при истреблении вражеских танков. На их боевом счету более 300 подбитых танков.

Учитель: А теперь послушайте стихотворение «О тех, кто лает»

  1. На свете множество собак

И на цепи и просто так

Собак служебных - пограничных

Дворовых Шариков обычных

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из - под лавок.

  1. И тех изнеженных болонок,

И ни на что уже не годных

Бродячих псов всегда голодных.

В любой момент готовы к драке

Псы драчуны и забияки.

Псы - гордецы и недотроги

Спокойно дремлют на пороге.

А сладкоежки - лизоблюды

Всё лижут из любой посуды.

  1. Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды

Есть великаны - это доги.

Коротконогие бульдоги,

И жёсткошерстные терьеры

Одни - черны, другие - серы,

А на иных смотреть обидно -

Так заросли, что глаз невидно.

  1. Известны всем собачьи свойства

И ум, и честность, и геройство

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство.

И с полуслова послушанье,

И это всё - от воспитанья.

  1. Ленива сытая хозяйка,

И такса Кнопочка - лентяйка,

Бесстрашен пограничник - воин

И пес Руслан его достоин.

Хозяин пса - кулак и скряга

Под стать ему Репей - дворняга.

Не зря собака тех кусает

Кто камень зря в неё бросает.

  1. Но если кто с собакой дружит

Тому собака верно служит.

А верный пес - хороший друг -

Зависит от хороших рук.

Учитель: много написано стихов, песен о собаках, снято много фильмов. А мы сейчас споём песню «Пропала собака»

Учитель: А сейчас послушаем стихотворение о маленьком проказнике, которое называется «Трезор»

На дверях висел замок

Взаперти сидел щенок

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора

И поэтому щенок перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье

Зайцу вырвал шерсти клок

В коридор из - под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота,

Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол

С головой уткнулся в уголь

Вылез черный, не узнать.

Влез в кувшин - перевернулся

Чуть совсем не захлебнулся.

И улёгся на кровать - спать.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли

Ни за что теперь его

Не оставим одного.

Учитель: Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу.

Во многих странах поставлены памятники собакам. (презентация)

Учитель: Но собаки, как и люди, стареют. В этом возрасте за ними должен быть особый уход, ведь она верой и правдой служила вам, защищала вас, охраняла ваше жилище. Послушайте стихотворение «Собака»

Она с утра лежит не лая

Она собака пожилая

Ей надоело лаять, злиться

Большая, рыжая, как львица

Она лежит, не шевелится

И смотрит молча, не ворча,

На прилетевшего грача.

А этот грач, совсем не глуп,

Из чашки пьет собачий суп.

Ты, что молчишь?-

Кричит ей кто - то

Ей даже тявкнуть неохота.

Её с утра берёт дремота

Собака спит.

Ей снится детство: она щенок,

И все кричат: «Да замолчи ты, наконец - то

Опять ты лаешь на грачат»


СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОБАКА - ВЕРНЫЙ ДРУГ»

Цели мероприятия:

Нравственно – экологическое воспитание школьников.

Развитие у учащихся умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения,

что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы,

познакомить с различными породами собак.

Задачи:

Привитие доброты и ответственного отношения к братьям нашим меньшим,

Познакомить с особенностями работы собак.

Оборудование:

Рисунки детей верных друзей своих - собак, плакаты, фотографии пород собак,

Просмотр презентации о работе собак.

Место проведения МОУ «СОШ № 2»

Ведущие мероприятия: учитель Токарева Ольга Викторовна и ученики 3 класса

Гости мероприятия: учащиеся 4х классов, завуч по УВР

Продолжительность мероприятия - 40 минут

Ход мероприятия.
Учитель:

Собака - верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень, очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнью Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.

Понадобились тысячелетия, прежде, чем хищник забыл дикие привычки и настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивая дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.


  1. Ученик: Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.

  2. Ученик: Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.


  1. Ученик: Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру,

Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг,

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом.

Он даже есть не мог.


  1. Ученик: Ребята вспомнили о нём,
Вернулись с полпути

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти –

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

Учитель: Хорошо, что ребята не бросили своего друга, вернулись и забрали его. А сколько брошенных, забытых, бездомных собак бродят по улицам в поисках своего хозяина.

Существует большое количество пород собак, но всех их можно разделить на три основные:

1.Служебные (овчарки, лайки, колли…)

2.Охотничьи (борзая, спаниель, русская гончая)

Ученик: Служебные собаки.

Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след нарушителей, помогая задержать и обезвредить врагов нашей Родины. Жизнь пограничной собаки подчинена строгому распорядку. Перед тем, как попасть на границу, собака сдаёт экзамен. Пограничные собаки бывают специальные (одни ищут наркотик) и поисковые (они задерживают людей) Многим пограничным собакам стоят памятники, есть такой и в Москве, в Благовещенске на побережье Амура.

Ученик: Ездовые собаки.

Велика роль ездовых собак. Посмотрите на Север: по снегам Тундры бегут собачьи упряжки,8 – 10 собак, запряжённые в лёгкие нарды, покрывают за сутки расстояние в 150 километров. Впервые ездовые собаки были выведены на Камчатке, Чукотке, Якутии.

Собака – единственное домашнее животное, которое приспособилось работать в условиях суровой вечной мерзлоты. Температура опускается ниже 60 градусов. Собаки – единственный вид транспорта у оседлого населения приморья. Кроме перевозки людей, грузов ездовых лаек используют для промысла нерпы. Эти собаки должны хорошо работать в упряжке, защищать своего хозяина от медведя. Ни одна экспедиция не обходится без ездовых собак. Скольким героям – полярникам помогли они осваивать труднодоступные районы Крайнего Севера, Южного полюса.

В 1909 году Пири открыл Северный полюс на собачьей упряжке.

В 1911 году Амурндсен достиг Южного полюса тоже на собачьей упряжке.

Путешественники могли сами голодать, но собак всегда кормили.

Ученик: Пастушьи собаки.

Эти собаки облегчают тяжёлый труд чабана: пасут овец, охраняют и защищают их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде

или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернут отару налево или направо. Пастушьи собаки используются во всех странах. На эту службу подбирают наиболее выносливых и подвижных собак из различных пород. Чаще всего это собаки:

овчарки, колли, лайки. Дрессировать собак необходимо в непосредственной близости от овец.

Ученик: Собака – поводырь

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза. Она даёт ему прежде всего практическую помощь при передвижении. Главная задача собаки – поводыря, предупреждать своего хозяина обо всех преградах на пути. Она останавливается перед любым препятствием. Даёт незрячему проверить тростью, что перед ним. Собака – поводырь может подавать в руки слепому оброненные им предметы: трость, ключи, перчатки. Она оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак – поводырей.

Ученик: Собака в космосе.

В освоении космического пространства собаки сыграли так же большую роль.

Прежде, чем человек проник в космос, на разведку слетало немало собак. На разведку к звездам слетала и собака Лайка. В начале 1960 года популярнее собак, чем Белка и Стрелка не было. Им впервые удалось в настоящем космическом корабле пролететь вокруг Земли и живыми вернуться на Землю.

Ученик: В годы Великой Отечественной войны.

В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелёгкий боевой путь. Успешно использовались собаки при истреблении вражеских танков. На их боевом счету более 300 подбитых танков.

Учитель: А теперь послушайте стихотворение «О тех, кто лает»


  1. На свете множество собак
И на цепи и просто так

Собак служебных – пограничных

Дворовых Шариков обычных

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из – под лавок.


  1. И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок.

И ни на что уже не годных

Бродячих псов всегда голодных.

В любой момент готовы к драке

Псы драчуны и забияки.

Псы – гордецы и недотроги

Спокойно дремлют на пороге.

А сладкоежки – лизоблюды

Всё лижут из любой посуды.


  1. Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды

Есть великаны – это доги.

Коротконогие бульдоги,

И жёсткошерстные терьеры

Одни – черны, другие – серы,

А на иных смотреть обидно –

Так заросли, что глаз невидно.


  1. Известны всем собачьи свойства
И ум, и честность, и геройство

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство.

И с полуслова послушанье,

И это всё – от воспитанья.


  1. Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка – лентяйка,

Бесстрашен пограничник – воин

И пес Руслан его достоин.

Хозяин пса - кулак и скряга

Под стать ему Репей – дворняга.

Не зря собака тех кусает

Кто камень зря в неё бросает.


  1. Но если кто с собакой дружит
Тому собака верно служит.

А верный пес – хороший друг –

Зависит от хороших рук.

Учитель: много написано стихов, песен о собаках, снято много фильмов. А мы сейчас споём песню «Пропала собака»

Учитель: А сейчас послушаем стихотворение о маленьком проказнике, которое называется «Трезор»

На дверях висел замок

Взаперти сидел щенок

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора

И поэтому щенок перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье

Зайцу вырвал шерсти клок

В коридор из – под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота,

Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол

С головой уткнулся в уголь

Вылез черный, не узнать.

Влез в кувшин – перевернулся

Чуть совсем не захлебнулся.

И улёгся на кровать – спать.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли

Ни за что теперь его

Не оставим одного.

Учитель: Как называется профессия человека, который работает с собакой, дрессирует её, знает, как нужно воспитывать себе друга.

Учитель: Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу.

Во многих странах поставлены памятники собакам. (презентация)

Учитель: Но собаки, как и люди, стареют. В этом возрасте за ними должен быть особый уход, ведь она верой и правдой служила вам, защищала вас, охраняла ваше жилище. Послушайте стихотворение «Собака»

Она с утра лежит не лая

Она собака пожилая

Ей надоело лаять, злиться

Большая, рыжая, как львица

Она лежит, не шевелится

И смотрит молча, не ворча,

На прилетевшего грача.

А этот грач, совсем не глуп,

Из чашки пьет собачий суп.

Ты, что молчишь?-

Кричит ей кто – то

Ей даже тявкнуть неохота.

Её с утра берёт дремота

Собака спит.

Ей снится детство: она щенок,

И все кричат: «Да замолчи ты, наконец – то

Опять ты лаешь на грачат»

А закончить наше мероприятие мы предлагаем поделкой.