Как побороть страх сцены подростку. Симптомы и признаки

Человеку, желающему добиться определенных успехов в современном обществе, приходится постоянно разговаривать с другими людьми и выступать перед маленькими и большими аудиториями. Профессия учителя и политика, ученого и обычного менеджера требует развитых коммуникативных навыков. Раскрыть ораторские таланты человеку может помешать боязнь сцены (пейрафобия, глоссофобия,), которая есть практически у 95% населения.

Глоссофобия: симптомы

Страх публичных выступлений знаком каждому: дрожание конечностей, легкое волнение, бессонница, которая появляется только накануне того самого важного дня, и спутанные мысли. Однако, достаточно заговорить перед аудиторией, увидеть одобрение и понимание в глазах слушателей, и новоиспеченный оратор становится более уверенным и раскрепощенным. Пейрафобия вызывает у человека куда более глубокое беспокойство и тревогу, она является лишь одним из вариантов боязни говорить вообще. В медицине связанный с заиканием страх говорить с людьми называется логофобия либо глоссофобия. Если страх перед сценой связан именно с тем, как бы ни начать заикаться на людях, такой вариант расстройства именуется лалофобия. Бывают ситуации, когда панический страх вызывает необходимость говорить какие-то конкретные слова, произношение которых вызывает у человека заикание. Такая форма расстройства носит название вербофобия.

Логофобия в любом ее проявлении вызывает характерные симптомы:

  • повышенное артериальное давление и пульсация в висках;
  • тахикардия и усиленное потоотделение;
  • сухость во рту и «ватные» ноги;
  • иногда пропадает голос, может меняться его тембр: становится писклявым или грудным, слишком громким или тихим;
  • в других случаях человек паникует настолько, что не может выдавить из себя ни слова.

Если пациент эмоциональный и чувствительный, то в момент, когда он окажется перед аудиторией, у него может побледнеть лицо, появиться тошнота, закружиться голова, конечности могут стать холодными. Закончится такое выступление достаточно быстро, ведь в большинстве случаев оратор либо собирается с духом и успокаивается, либо теряет сознание. У маленьких детей, которых заставили рассказывать стишок перед толпой родственников или отвечать перед всем классом, иногда лалофобия сопровождается непроизвольным мочеиспусканием. У взрослых подобный симптом наблюдается редко.

Боязнь сцены, как результат воспитания

Лалофобия развивается чаще у детей, воспитанных строгими и авторитарными родителями. Маме или папе достаточно сказать ребенку, что нельзя громко разговаривать на улице или в публичных местах и привлекать к себе внимание, чтобы у него со временем появился страх сцены. Других детей стараются воспитывать интеллигентными и скромными, внушают, что лучше сидеть в зрительских рядах, чем пытаться занять место лектора.

Страх публичных выступлений нередко преследует людей, которым в юном возрасте все запрещали, запугивали, к которым применяли физическое или психологическое насилие. Атмосфера постоянного прессинга и обесценивания любых достижений способствует занижению самооценки. Когда оратор не уверен в своих умственных способностях, внешних данных или значимости предлагаемой идеи, ему сложнее собраться и преодолеть страх перед аудиторией

Дети, которым прививали честолюбие и необходимость всегда быть первыми, страдают от перфекционизма и завышенной самооценки. Она заставляет их дорожить мнением общества, из-за чего и формируется страх перед выступлением. Человека пугает возможность быть осмеянным или услышать критику слушателей, которая заденет его самолюбие и заставит сомневаться в собственных силах.

Боязнь публичных выступлений: генетическая память

Некоторые психологи утверждают, что логофобия – это генетическая проблема. В первобытном обществе человек старался не отделяться от массы, чтобы не быть отвергнутым. Изгнание в большинстве случаев означало смерть от хищника или голода. Современные ораторы вполне приспособлены для выживания в гордом одиночестве, но подсознательные инстинкты и страхи могут сыграть с ними злую шутку.

Причиной развития фобии считают и наличие неудачного опыта в прошлом. Например, когда школьника или студента публично высмеяли, заставив почувствовать себя никчемным. Воспоминания глубоко врезаются в подсознание, если активное участие в травле принимали не только одноклассники, но и сам учитель. Сильные личности стараются получить из подобных ситуаций максимальную выгоду, используют полученный опыт для тренировки силы воли и характера. Люди чувствительные, склонные к самокритике и депрессивным состояниям, замыкаются и просто отказываются от возможности делиться мыслями с другими.

Появляется логофобия у пациентов с дефектами речи. Они вполне комфортно себя чувствуют в компании друзей, но большая аудитория их пугает, ведь слушатели могут высмеять его нарушения речи. Таким людям рекомендуют лечение, которое направлено на улучшение дикции и повышение уверенности в собственных силах.

Боязнь покраснеть, как причина глоссофобии

Пациенты с эритрофобией отказываются от публичных выступлений из-за особенностей собственного организма. Испытывая волнение или другие сильные эмоции, они краснеют. Среди причин предательского румянца выделяют проблемы с нервной и сосудистой системой, гормональные нарушения и последствия стрессовых ситуаций.

Чаще глоссофобия в такой форме диагностируется у голубоглазых и светловолосых пациентов с тонкой и бледной кожей. Эритрофобы стараются лишний раз не появляться на публике, ведь скопление незнакомых людей заставляет их волноваться и паниковать, краснеть и смущаться еще больше.

Эритрофобы отказываются от высоких должностей, ведь директору или успешному юристу придется обязательно принимать участие в конференциях, выступать перед подчиненными или присяжными. Некоторым пациентам избавиться от страха публичных выступлений помогают дыхательные гимнастики и лечение самовнушением, другим приходится долгое время работать с психологами. Если лечение препаратами и психотерапией не помогает, человеку предлагают хирургические пути преодоления проблемы. Просто зажимают определенные нервные окончания, и пациент получает возможность общаться с другими людьми, выступать перед огромными аудиториями и не краснеть.

Как побороть страх публичных выступлений?

Кто-то считает страх сцены пустяком, но запущенная логофобия может перерасти в серьезную проблему. Пациент сначала избегает публичных выступлений, после стесняется друзей, а со временем старается отгородиться от социума в целом, чтобы не попадать в неловкие ситуации.

Классический совет, который дают всем ораторам-новичкам, – мысленно раздеть публику или одеть в смешные костюмы, чтобы снять напряжение. Другие рекомендуют подружиться с аудиторией, сосредоточиться на слушателях, которые с интересом и восхищением следят за каждым сказанным словом. Улыбка, жесты одобрения и поддержки помогают справится с напряжением.

Чтобы побороть панику и волнение, рекомендуют тщательно готовиться к выступлению. Подбирать интересный и достоверный материал, несколько раз прорепетировать свою речь перед зеркалом или домашним животным. Можно надиктовать речь на телефон, после прослушать, чтобы найти ошибки и избавиться от них до выступления.

Людям, зацикленным на перфекционизме, с педантичными наклонностями, следует немного расслабиться. Дать себе право на одну или несколько несерьезных ошибок, ведь никто не идеален, даже оппоненты, старающиеся с довольной ухмылкой найти неточности в приведенных фактах.

Избавляемся от негативных воспоминаний

Сложнее справиться с воспоминаниями прошлого, которые мешают расслабиться и заставляют ожидать худшего. Психологи дают несколько советов, как побороть страх сцены и поверить в себя. В домашних условиях полезно выполнять специальные упражнения и освоить дыхательную гимнастику, которая поможет нормализовать сердцебиение и приглушить страх.

Преодолеть напряжение, которое вызывает лалофобия, может медитация, но заниматься ею нужно минимум несколько месяцев. За пару часов до выступления полезно решать простые или сложные математические уравнения, чтобы активизировать левое полушарие мозга. Тогда будет проще сконцентрироваться на теме и отвечать на все вопросы аудитории.

Чтобы перебороть панику, следует настраиваться на позитивный результат. Представлять, как слушатели вскакивают с мест и аплодируют стоя, пораженные выступлением. Как предложенная идея перевернет мир или сделает жизнь людей проще, а своему создателю принесет всеобщее признание и славу.

Необходимо следить за своим телом: не скрещивать руки или ноги, не закрываться от аудитории. Мышцы и жесты должны быть максимально расслабленными, а позы открытыми. В серьезных случаях, когда пейрафобия мешает продвижению по карьерной лестнице, а самостоятельно избавиться от проблемы не получается, следует проконсультироваться с психологом и пройти курс лечения. Возможно, придется принимать седативные препараты или транквилизаторы.

Лечение у специалиста поможет раскрепоститься и раскрыть свой ораторский потенциал. Но главное оружие всех успешных лекторов, юристов и тренеров по бизнесу – это улыбка. Искренняя, широкая, уверенная и обезоруживающая. Ведь иногда достаточно улыбнуться миру, чтобы он улыбнулся тебе.

Люди часто испытывают страх публичных выступлений. Неважно, 3–4 человека перед вами или аудитория из нескольких сотен зрителей. Боязнь проявляется характерными симптомами: спазмами в желудке, учащенным сердцебиением, повышенной потливостью, растерянностью и тому подобными симптомами. Необходимо учиться доносить информацию правильно и внятно. Чтобы осознать тревожность перед массовыми выступлениями, следует понять ее первопричину, что позволит эффективно преодолеть фобию.

Страх перед публичным выступлением часто проявляется за несколько дней до мероприятия. Человек начинает перебирать в голове варианты того, почему его речь может не понравиться публике, быть раскритикованной и несовершенной? Все индивиды запрограммированы переживать о репутации не меньше, чем о других личностных качествах. Иногда реакцией мозга на этот момент управлять практически невозможно.

Например, ученый Ч. Дарвин, провел своеобразный эксперимент. Он посетил серпентарий одного из английских зоопарков. Чарльз пытался сохранять хладнокровие, приближаясь предельно близко к стеклу, за которым находились пресмыкающиеся. При каждом броске змеи исследователь в панике отпрыгивал в сторону. В выводах он записал, что разум и воля не могут противостоять опасности, которую ранее не приходилось переживать. Ученый назвал реакцию древним защитным механизмом, который вполне естественен.

Проявления фобии

Когда человека посещают мысли о плохих последствиях, гипоталамус (часть мозга) активируется посредством гипофиза, отвечающего за гормон адренокортикотропного типа. Он направлен на стимулирование надпочечников с последующим поступлением в кровь дозы адреналина.

В результате проявления спинные и шейные мышцы сокращаются. Это приводит к изменению осанки, индивид становится сутулым, стремится принять позу «эмбриона». Сопротивление этому путем выпрямления спины, расправления конечностей приводит к тремору ног и рук, поскольку организм заранее подготовился к предстоящей атаке.

Повышается артериальное давление, пищеварительный тракт притормаживает работу. В результате проявляется сухость во рту, неприятные ощущения в районе живота. Глаза реагируют расширением зрачков, ухудшается видимость вблизи, однако четче заметны лица аудитории вдали.

Аспекты, влияющие на боязнь публики

Здесь выделяют три основных момента. К первому из них относится генетическая предрасположенность. Она сильно влияет на поведение личности в социуме. К примеру, известный музыкант Дж. Леннон тысячи раз выступал на концертах, при этом выход на сцену всегда сопровождался приступами тошноты.

Некоторые индивиды на генетическом уровне имеют код существенного волнения перед публикой. Есть мнение, что небольшой мандраж перед выступлением относится к признакам хорошего оратора либо артиста, переживающего за качество своих действий.

Степень подготовки

Как не бояться ? Одним из вариантов считается проведение тщательных репетиций, позволяющих повысить опыт и снизить нервозность. Подготовленная речь или другое публичное действо не доставляет такого страха, как спонтанная или наспех проработанная презентация.

В доказательство утверждения провели эксперимент над игроками в бильярд. Группа психологов разделила их на две категории: одни играли перед зрителями, другие - в одиночестве. Сильные представители закатывали больше шаров именно выступая перед публикой, а слабые игроки показывали худшие результаты.

Основные риски

Здесь выделяют несколько моментов:

  1. Страх перед выступлением усилится, если на карту поставлено все, либо за презентацией наблюдает много людей. Вероятность провала существенно занижает репутацию оратора.
  2. По причине нервозности за собственный статус повышается выработка адреналина, характеризующаяся панической атакой и парализующим страхом.
  3. Даже интерактивные продавцы блюдут собственную репутацию. Исследования показали, что позитивные рекомендации менеджера на одной известной торговой онлайн-площадке увеличивают на 7–8% цену товара.

Как преодолеть страх перед публичным выступлением?

Зная причины страха сцены, можно приступать к преодолению фобии. Если она в запущенной стадии, лучше всего обратиться к психологу-гипнологу, например, Батурину Никите Валерьевичу. Он поможет найти корень проблемы, составит правильную схему решения.

Частые посетители конференций замечали выступающих, которые некоторое время перед докладом перебирали свой материал. Это то же, если бы артист зубрил перед концертом песни. Кроме того, это не совсем уважительно к аудитории слушателей, которые тратят на спикера свое время.

Несколько советов, как перестать боятся публичных выступлений и хорошо к ним подготовиться:

  1. Дней за 5–7 до мероприятия желательно набросать план повествования, вникнув в содержание и подкрепив важные мысли короткими подписями и схемами.
  2. Такой подход придаст оратору уверенности, позволит выделить основные моменты, оставит возможности для дополнительной проработки и репетиции слайдов.
  3. Страх публичных выступлений снизится, если написать детальный план презентуемой работы. Он включает в себя вступление, раскрытие всех запланированных тем, подкрепленных тезисами, примеры из жизни, завершающую часть.
  4. Формат по примеру «тезис-пример-тезис» дает возможность визуализировать подаваемые сведения, донести до аудитории суть презентации.
  5. Во вступительной части рассказывают о себе, а также озвучивают главные мысли доклада, позволяющие заинтересовать публику.
  6. Репетируют каждую часть выступления несколько раз.
  7. Зачитывают работу полностью не менее 10 раз кряду.

Как побороть страх публичных выступлений при помощи репетиций?

В период подготовки речи создают обстановку, максимально приближенную к реальному выступлению. Это позволит нивелировать моменты неизвестности, затратить меньше энергии и сил на обдумывание нюансов.

Несколько лет назад команда исследователей выявила, что перед взором человека находится масса визуальных стимуляторов, в то время, как мозг реагирует всего на 2–3 объекта. Как преодолеть страх публичного выступления при помощи этого факта? Необходимо сконцентрироваться на связи со слушателями и качественном преподнесении своего доклада. Стоит избегать напряжения в попытках вспомнить порядок подачи слайдов, либо где лучше стать на сцене? На репетициях нужно использовать те же слайды, аксессуары и технику, которая будет эксплуатироваться на презентации.

Как не бояться сцены перед выходом?

Самым волнительным и напряженным моментом являются последние секунды перед публичным выступлением. Для преодоления нервозности заходят в уединенное место, потягивают руки вверх, делают несколько глубоких Это стимулирует функционирование гипоталамуса с последующей выработкой расслабляющих гормонов.

Согласно результатам научных исследований, техника медленного дыхания, тестируемая на 46 опытных артистах, показала, что эффективность упражнения заключается в снижении нервного напряжения. Методика актуальна для людей, подверженных чрезмерному волнению. Боязнь публичных выступлений особенно сильна за несколько минут до доклада. Поэтому перед выходом за сцену потянитесь и подышите.

Мастерство в искусстве публичных выступлений достигается за счет количества, перерастающего с каждым разом в качество. Каждый новый доклад или презентация будет сопровождаться все меньшей боязнью провала. Это еще один способ, как побороть страх сцены?

Начинать следует с мероприятий невысокого уровня. К примеру, краткое описание ближайшего семейного отпуска. Затем перестройтесь на других людей, постепенно увеличивая количество аудитории, по возможности.

Боязнь выступать публично называют страхом сцены. Она есть у многих, ее искоренение напрямую связано с поиском первопричины. Необходимо понимать, что презентации перед широкой аудиторией являются неотъемлемой частью карьерного роста. Осознание и избавление от проблемы - важный шаг для работы и внутренней уверенности.

Способы самостоятельного избавления

На помощь в решении указанной проблемы приходит осознание нескольких позитивных установок:

  1. Статистика. Некоторые исследователи утверждают, что боязнь сцены - второй по важности человеческий страх, после фобии смерти. Это весьма спорный факт, поскольку не совсем понятен базис опросов и проверок. Однако то, что этот страх распространен - бесспорно. Причем степень тревожности - от легкого волнения до атак паники. Например, известный скрипач Д. Ойстрах, очень переживал перед каждым концертом по нарастающей. Удачное выступление закрепляло за ним определенную репутацию, которую он панически страшился потерять.
  2. Прежде чем понять, как не бояться публичных выступлений, помните, что волнение перед массовым зрителем - не патология, а естественное приобретенное качество индивида. Указанный страх испытывали многие ораторы и артисты. Внешне этого не было заметно, хотя внутреннее волнение присутствовало однозначно. Вывод - они победили тревожность.
  3. Как перестать боятся сцены? Избавится от страха не так сложно. Захотите этого по-настоящему, в запущенных случаях - обратитесь к специалисту. Через несколько сеансов останется в далеких воспоминаниях.

Все достижения и неудачи человека преимущественно формируются в голове. Даже одно положительное одобрение указанных установок способствует росту уверенности в себе. Главное, не зацикливаться на негативных моментах, которые невозможно исключить из жизни.

Казалось бы, имеются и более значительные страхи, оправдывающие свое существование, например – боязнь диких зверей, или страх заболеть раком. Но оказывается, все это бледнеет на фоне такого психологического заболевания, как пейрафобия. Страдающий этим фобическим страхом человек больше всего на свете опасается публично выступать с трибуны, сцены, и так далее. Многие ученые считают, что этот страх является наиболее глубоким из всех, которые когда-либо владели человечеством.

Доказано, что даже те люди, чья профессиональная деятельность связана с публичными выступлениями, и они постоянно находятся на публике, — также нервничают, находясь перед аудиторией. Причем, это касается каждого, как политика, или преподавателя, так и артиста. Страх спровоцирован тем, что на человека устремлено внимание абсолютно всех присутствующих, и эти люди слушают то, что он говорит. Но, как оказалось, страх вызывают лишь те действия, которые не выполняются достаточно часто, именно поэтому возникает значительный дискомфорт, и желание немедленно покинуть сцену, спрятаться за кулисами.

Чтобы привыкнуть к ощущению публичного выступления, специалисты рекомендуют как можно чаще находиться в больших компаниях, чаще общаться с людьми. Если страдающий пейрафобией будет больше времени проводить на виду, то скорее всего, он сможет побороть свою боязнь, если заболевание еще не зашло слишком далеко. Еще один способ корректировать это болезненное состояние – воспользоваться помощью человека, который имеет большой опыт в общении с публикой. Наглядный пример всегда очень действенен, и советы окажутся полезными.

Установлено, что причиной возникновения страха публичных выступлений могут являться социальные составляющие и генетическая предрасположенность. Ученые давно доказали, что склонность человека к целому ряду фобий обусловлена наследственными признаками с учетом индивидуальных психологических характеристик. Еще в древности общество воспринималось синонимом личной безопасности индивидуума, и даже жизни. В общине легче было охотиться, защищаться от нападения диких животных. Если член общины заболеет, его лечат, оказывают помощь, делятся едой. Вне общины жизнь одиночки значительно опаснее. Именно в связи с этими факторами большинство людей боятся быть непринятым или непонятым обществом, боятся оказаться в социальной изоляции.

Основными психологическими характеристиками, которые передаются наследственно, считаются невротизм и акцентуация, а также темперамент. На основании этих составляющих происходит формирование характера. Если психологические характеристики детей и родителей схожи, то они имеется и схожесть возникающих у них страхов, создается одинаковый тип восприятия. Подобный фон обеспечивает формирование вызывающих страх ситуаций.

Также, значительными причинами возникновения иррациональной боязни публичного вступления являются определенные социальные факторы. В эту категорию входит запугивание в детском возрасте, неправильные методы воспитания, моменты негативного восприятия ребенка в школе, отрицательное, непедагогичное отношение учителя. Нередко деятельность ребенка оценивается негативно со стороны учителей или родителей, и причиной такого их поведения является желание вызвать у ребенка стремление стать еще лучше, хотя в реальности его выступление было не таким уж плохим. Таким образом, их критика вовсе не идет во благо, а способствует развитию пейрафобии. Признаком развития любого социального страха может стать и семья, когда мать ведет себя неправильно, запугивая расшалившегося ребенка тем, что не будет его любить или отдаст на воспитание в детский дом.

Если пейрафобия развита в тяжелой форме, то у страдающего этим заболеванием проявляется ряд признаков, которые свойственный любому фобическому страху. Когда имеет место боязнь публичного вступления, то у человека пересыхает в горле, дыхание становится затруднительным. Некоторым людям кажется, что они вообще лишились способности разговаривать, и не могут вымолвить ни единого слова. Наблюдается явная дрожь в коленках, возникает головокружение, нарушается ритм сердца. Но, как правило, большинство больных все-таки справляются с ситуацией, и конечно, со сцены никто не убегает. Хотя, только они сами знают, каких неимоверных усилий воли им стоило безукоризненно сыграть свою роль, прочитать текст, и притом еще мило улыбаться публике, и кивать головой в соответствующие моменты.

Конечно, среди общего числа пейрафобов имеется немало неудачников, для которых пятиминутное пребывание на сцене приносит огромное разочарование, как им самим, так слушателям. Человек запинается, допускает множество оговорок. Таким образом, впечатление о его работе и о нем значительно ухудшается. Поэтому, главное, что требуется предпринять перед выступлением человеку, страдающему пейрафобией – это как следует подготовиться. Такой довольно простой метод, рекомендуемый психологами, достаточно эффективен. Дело в том, что когда человек уверен в своих силах, его степень беспокойства значительно снижается. Можно записать свое выступление на диктофон, прослушать, сделать нужные поправки и изменения. Чтобы чувствовать себя на сцене уверенно, следует позаботиться и о внешнем виде. Костюм, аксессуары, и прочее, следует выбирать с учетом особенностей аудитории.

Инструкция

Человек, который боится сцены и выступления перед аудиторией похож на человека, попавшего на сковородку. Эмоциональная температура возрастает, его бросает в жар, ладони потеют, руки и ноги дрожат от напряжения, дыхание перехватывает. Мысли путаются, а голос становится хриплым от внезапно пересохшего горла. Плюс сильное сердцебиение, тремор губ сопровождается часто тошнотой и головокружениями.

Мыслительный уровень

Именно на этом уровне оценки ситуации и зарождается страх сцены. Вы представляете себе ситуацию, когда все смеются над вами. Или вам думается, что вы обязательно собьетесь или запнетесь в самый неподходящий момент выступления и опростоволоситесь. Поменяйте оценку ситуации выступления перед аудиторией, тогда поменяется и ваша эмоциональная реакция.

Совет психолога, как преодолеть страх выступления на мыслительном уровне. Для начала найдите противоположный образ или мысль к вашей первоначальной оценке. Затем примените метод болевого шока, чтобы встроить в сознание эту новую оценку. Для этого наденьте на запястье не ведущей руки (если вы правша - на левую руку) банковскую резинку. Как только возникнет мысль о неудачном выступлении или позоре на сцене, оттяните резинку и щелкните по запястью. В ту же секунду волевым усилием сосредоточьтесь на новой мысли и образе успешного выступления. Делайте щелчки до тех пор, пока ваше сознание не станет переключаться на новые мысли автоматически.

Телесный уровень

На уровне поведения страх сцены проявляется в виде напряжения мышц и поверхностного и учащенного дыхания. Самый лучший способ убрать излишнее напряжение в теле - это абдоминальное или брюшное дыхание. Для него характерен короткий вдох и длинный выдох, так чтобы расслабились мышцы диафрагмы. Этот способ дышать лучше освоить заранее, чтобы при стрессе перед выступлением вы легко могли перейти к дыханию животом.

Как только вы "встроили" резинкой новую мысль, тут же начинайте глубоко дышать. Причем к вдоху и выдоху нужно добавить формулу самовнушения, которая настроит сознание на нужный, уверенный лад. Этот способ расслабления называется сигнальной релаксацией. Например, на вдохе думайте "я-я-я-я", на выдохе - "справл-я-я-я-юсь". Или "мне - спокойно". Придумайте такую формулу самовнушения, которая придает вам уверенности и успокаивает одновременно.

Эмоциональный уровень

Ваш общий настрой перед выходом на сцену, ваши чувства и определяют в конечном счете, в каком состоянии вы будете выступать. Изменив мысленную оценку ситуации, вы уже сместили в сторону позитива свою эмоциональную реакцию. И все же добавим в копилку еще одну технику преодоления страха сцены.

Для контроля эмоций примените технику якорения нужного состояния. Она тоже потребует времени и работает по принципу замещения негативных эмоций, в данном случае страха, на позитивные, например уверенность или спокойствие. Сперва накопите "якорь" и закрепите его на чувственном уровне.

Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.

Шаги

Как справиться со страхом сцены в день выступления

    Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

    • Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
    • Съешьте банан перед выступлением. Это уймет неприятное чувство тошноты в животе.
    • Пожуйте жвачку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
    • Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
  1. Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.

    Общие способы борьбы со страхом сцены

    1. Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.

      • Глядите не в пол, а перед собой.
      • Не сутультесь.
    2. Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.

      • Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
    3. Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.

      Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.

    Как справиться со страхом сцены, если вы актер

      Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.

      • Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
      • Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
    1. Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.

      • Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
      • Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вы можете знать роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
    2. Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.

    3. Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.

      • Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Если вы знаете, как вы выглядите и как держитесь в роли, то на сцене вам будет спокойнее.
      • Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
        • Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
    4. Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

      • Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
      • Не надо теряться, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.
        • Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
        • Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
        • Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
        • Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
        • Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
        • Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
        • Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
        • Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
        • Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
        • Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
        • Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
        • Нет ничего плохого в том, чтобы сперва отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.

        Предупреждения

        • Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
        • Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
        • Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
        • Сходите в туалет до выступления, а не после!
        • Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же, после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на “после выступления”.