Игровая деятельность дошкольников. Виды игровой деятельности


ВВЕДЕНИЕ

Классификация игр

1 Возрастная адресованность игр

2 Сюжетно-ролевая игра

3 Методы проведения сюжетно-ролевых игр

Требования к проведению игры

Планирование игры

Организация предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности

1 Безопасность игрушки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


«В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя»

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра - одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

Цель работы - изучить формы игровой деятельности в МКДОУ детский сад «Малинка», современные требования к организации игровой деятельности.

Задачи:

1)изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

)выделить особенности организации игровой деятельности в разных возрастных группах;

)определить методы работы старшего воспитания при оказании помощи воспитателям в развитии игровой деятельности детей.

Методы исследования - изучение литературы, проведение анализа игровой деятельности в МКДОУ детского сада «Малинка».

Объектом исследования является игровая деятельность в МКДОУ детский сад «Малинка».

Предметом исследования являются особенности построения и организации игровой деятельности детей разных возрастных группах

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей:

«Социально - коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно - эстетическое развитие»;

«Физическое развитие».


1. Особенности организации игровой деятельности в ДОУ


Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.


2. Классификации игр


Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

1.Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры:

Игра - экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры :

Сюжетно - отобразительные

Сюжетно - ролевые

Режиссёрские

Театрализованные

2.Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые игры

Игры - развлечения

Интеллектуальные

Празднично - карнавальные

Театрально - постановочные

) Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные.


1.1 2.1Возрастная адресованность игр


ИгрыВозрастная адресованность (годы жизни детей)КлассыВидыПодвиды12345671234Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры-экспериментированияС животными и людьми С природными объектами Общения с людьмиСо специальными игрушками для экспериментированияСюжетные самодеятельные игрыСюжетно -отобразительные Сюжетно - ролевые Режиссерские Театрализованные Игры, связанные с исходной инициативой взрослого Обучающие игры Автодидактические предметные Сюжетно - дидактические Подвижные Музыкальные Учебно - предметные дидактические Досуговые игры Интеллектуальные Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнавальные Компьютерные Игры народные, идущие от исторических традиций этноса Обрядовые игры Культовые Семейные Сезонные Тренинговые игрыИнтеллектуальные СенсомоторныеАдаптивные Досуговые игрыИгрища ТихиеЗабавляющиеРазвлекающие


1.1 2.2Сюжетно-ролевая игра


Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

Исследователи выделяют различные структурные элементы игры - основные и переход к сюжетно - ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно - ролевой игры. Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из жизни семьи. С обогащением представлений об окружающем мире в играх всё чаще отображается деятельность взрослых. Таким образом, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, вносит новую игрушку. По мере обогащения игрового и жизненного опыта дети начинают сами определять, во что они будут играть.

Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем:

сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого;

потом - с помощью взрослого;

в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений об окружающем мире. Следовательно, чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие» (пункт.2.6 ФГОС ДО).

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.). Решение педагогом задач этой образовательной области позволит детям успешно осваивать в интеграции содержание других образовательных областей, в том числе, ОО «Социально-коммуникативное развитие»: общение и взаимодействие в сюжетно-ролевой игре, умение быть внимательным к чувствам и эмоциям других и т.п.


2.3 Методы организации сюжетно-ролевых игр


В качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр можно использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой). Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

3.Требования к проведению игры


В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно - игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию и т.д.


Направления руководства игройЗадачи руководства игройОбогащение содержания игры1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов. 2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи.Формирование предметных способов решения игровых задач3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием. 4.Своевременно формировать игровые действия с предметами - заместителями. 5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами. 6.Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом. 7.Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали разнообразные предметные способы.Развитие самостоятельности8.Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач. 9.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач.Побуждение к взаимодействию в игре10.Поощрять интерес к играм сверстников. 11.Приучать играть, не мешая друг другу.

К старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает «политематизм». Игра становится самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Они самостоятельно ставят игровые задачи.

Поскольку игровые способы отображения окружающего мира достаточно сформированы, то дети легко справляются с выбором наиболее приемлемых для конкретной игровой ситуации предметных и ролевых способов решения игровых задач.

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно - ролевой игры - ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», п. 2.6 ФГОС ДО). По мере обогащения жизненного опыта развитие звуковой и интонационной культуры речи ролевые действия становятся более разнообразными, что напрямую зависит от представления детей об окружающем мире.

Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

Ролевые действия должны быть выразительны, что обеспечивается выполнением характерных движений, жестов, мимики.

Например, в роли мамы одна девочка демонстрирует, что мама ласковая, весёлая, а другая девочка в этой же роли - хмурая, строгая. При этом обе выразительно исполняют принятую роль, но средства выразительности у них разные.

Таким образом, в период формирования ролевых действий обращается внимание, как на разнообразие, так и на эмоциональную выразительность движений, жестов, мимики.

Сюжетно - ролевая игра предполагает сотрудничество с другими играющими, поэтому надо учить детей обращаться с ролевыми высказываниями к партнёру.

Нарастание количества ролевых высказываний постепенно приводит к возникновению ролевой беседы. Инициатором беседы может выступать взрослый.

Исходя из усложнения в развитии игры, задачи руководства игрой дополняются следующими:

Побуждать детей принимать разнообразные роли.

Способствовать тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные ролевые действия.

Содействовать формированию умения сопровождать ролевые действия ролевыми высказываниями, обращёнными к игрушке - партнёру, воображаемому собеседнику, взрослому и сверстнику.

В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Играющие стараются самостоятельно разрешать конфликты, возникающие по поводу игры.

Усложнение задач руководства игрой представлено в таблице 1.


Таблица 1

Направления руководства игройЗадачи руководства игройОбогащения содержания игры1.Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи. 2.Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьмиСпособы решения игровых задач3.Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач. 4.Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли. 5.Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседыВзаимодействие в игре6.Побуждать ставить игровые задачи сверстникам. 7.Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия. 8.Поддерживать длительное взаимодействие в игре Самостоятельность9.Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации. 10.Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре. 11.Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

4. Планирование игры

игра возрастной ролевой сюжетный

Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом:

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.


5. Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности


Одним из основных принципов дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта - «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), подчеркивается:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте.

В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.) определено (п. с 3.3.1 по 3.3.3), что:

1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа: Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении - лазании, катании. На четвёртом году жизни ребёнку необходим развёрнутый центр сюжетно - ролевых игр с яркими особенностями атрибутов. В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры (режиссёрская игра: мелкие игрушки, конструктор, макеты и т.д.), кроме того в предметно - развивающей среде должно учитываться формирование психологических образований в разные годы жизни.

2.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО (пункт 3.3.3).

1.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Большое значение имеют игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми интересами детей. Представления об окружающем мире обогащаются постепенно, в соответствии с этим постепенно расширяется набор образных игрушек. Следовательно, игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Не следует забывать о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть. В группах образовательной организации создаются центры сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская» и др. центр театрализации; различные виды театров; ширмы; атрибуты, центр ряженья, музыкальный центр, размещается мягкая мебель, игрушки: куклы, машинки и др. Мелкие игрушки для режиссерских игр, настольно-печатные игры, лото, домино. Конструкторы разных видов, кубики, строительный материал. Дидактический материал для образовательной деятельности. Макеты, карты, модели, муляжи, схемы групп, предметы-заместители.

) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Так наряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заместители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

) Вариативность среды предполагает : наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины - лодки или льдины. Вносят разнообразие в оформление и помогают в реализации замысла съёмные панно - картины.

Также это свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.


5.1Безопасность игрушки


О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата. В любом случае, игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.

В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Продуманный подбор игрового материала способствует тому, что игры детей становятся тематически разносторонними. Расширение игровых интересов приводит к тому, что дети стремятся отображать в играх все более разнообразные события.

Важно вовремя осуществить поддержку спонтанной игры детей, ее обогащать, обеспечить время и пространство для игры дошкольников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах, в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы. Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом - значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик детей на этапе завершения дошкольного образования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1 Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев, 2007.

Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. Киев, 2005.

Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.;

4 Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.

5 Психология формирования и развития личности. М., 2001.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 2006.

Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 73-77.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М., 2003.

Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лидия Орлова
Виды игровой деятельности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» р. п. Красные Баки

Сообщение на РМО.

Тема : «Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте»

Подготовила : Орлова Лидия Юрьевна

Ноябрь 2016 год

Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте

Игра представляет собой особую деятельность , которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей : педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка . В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной . Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника .

Классификация игр

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу .

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

(слайд 2) : В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы

I. Творческие игры : режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом

II. Игры с правилами :

1. Подвижные игры : по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности) ; по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.) ; по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)

2. Дидактические игры :

По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна.

(слайд 3) Новая классификация детских игр, разработанная Светланой Леонидовной Новосёловой советский психолог. В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) . В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.

Выделяют три класса игр :

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка - самостоятельные игры :

Игра-экспериментирование

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями :

Игры обучающие : Дидактические Сюжетно-дидактические Подвижные

Досуговые игры : Игры-забавы Игры-развлечения Интеллектуальные Празднично-карнавальные Театрально-постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей.

(слайд 4) Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

(слайд5) Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых , воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров» , поэтому такая игра и получила название режиссерской.

(слайд6) В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

(слайд7) Помимо творческих игр существуют и другие виды игр , среди которых игры с правилами (подвижные и настольные) .(слайд8, слайд9)

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер : в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

(слайд 10) Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности

Младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

Средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

Старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация) .

(слайд11) Интеграция образовательных областей и игровой деятельности/

(слайд12) Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность , которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

(сайд 13) Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой . М., 1987.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

4. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. -М, 2003.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е издание. М., 1999.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.

6. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М. ,1989.

7. Шмаков А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. - М.: 1992.

8. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., 1975.

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 города Ейска муниципального образования.

Тема: «Зайка в гостях у детей» Цель: Создать условия для совместной музыкальной, художественно-эстетической и двигательной деятельности.

Цели:1. Развивать устную речь;обобщить и уточнить знания детей о видах транспорта;обогащать словарь. 2. Развивать умение поддерживать беседу.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

«Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность», писал Д.Б. Эльконин. А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это, разумеется, игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика организации игровой деятельности в ДОУ

Рашитова Л.В.

МБДО №93 «Ласточка»

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

«Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность», писал Д.Б. Эльконин. А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это, разумеется, игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым .

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется его потребность воздействия на мир.

В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К. Д. Ушинский писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов оставленных ею в душе дитяти, с подобным же влиянием учения первых 4-5 лет, то все преимущество останется на стороне игры» .

Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев определял игру следующим образом: «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой, происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» .

Таким образом, игра, являясь ведущим видом деятельности, оказывает значительное влияние на всестороннее развитие ребенка. Большое значение для психического речевого развития ребенка имеют и дидактические игры.

Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-развивающей среды, чтобы период адаптации к детскому саду прошел наиболее безболезненно. Ведь вновь поступившие дети еще не имеют опыта общения со своими сверстниками, не умеют играть «вместе», делиться игрушками.

Причиной этого служит то, что в домашней обстановке ребенок находится в изоляции от сверстников. Он привык, что все игрушки принадлежат ему одному, ему все позволено, никто дома у него ничего не отнимает. А, придя в детский сад, где много детей, которые тоже хотят играть той же игрушкой, что и у него, начинаются конфликты со сверстниками, капризы, нежелание идти в детский сад .

Игра нередко (и по праву) сравнивается с зеркалом социального статуса ребенка, его физического, психического и эмоционального состояния и развития. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – это показатель его зрелости, компетентности, культуры. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином» , необходимым для здоровья ребенка». Одним словом, утверждение, что ребенок развивается в игре, давно уже ни у кого не вызывает сомнений .

Специалисты считают, что все ближайшее окружение должно способствовать развитию игры. Значит, необходимо создавать соответствующие условия именно в групповых помещениях.

Однако есть и другая точка зрения. Ее сторонники полагают, что в группах для игры зачастую просто не хватает свободного пространства, «личной территории», неприкосновенности, что один ребенок разрушает (не всегда преднамеренно) игровую среду, созданную другим. Для педагога важно, чтобы в группе был порядок и ребенок приучался к бережливости и аккуратности. Все это правильно, но хорошо ли для игры? Даже каждодневная уборка игрушек на свои места может отбить у малыша интерес к игре со сложным сюжетом: ведь он только создал свою «среду» , а воспитатель уже требует вернуть все на свои места, так как близится полдник .

Для безболезненного перехода от домашней обстановки к детскому саду, для организации спокойной, дружеской атмосферы детского коллектива надо помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни, а так же развивать у детей самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Они направляют поведение и познавательную деятельность, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в мире, делать игру занимательной, напряженной.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Все игры призваны помочь детям:

Они вызывают радость от общения;

Учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;

Побуждают действовать самостоятельно;

Замечают и поддерживают инициативные действия других детей .

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. В такие моменты воспитателю необходимо вмешаться в игру ненавязчиво, побуждать действовать по определенному сюжету, играть вместе с ребенком с его игрушкой, воспроизводя ряд действий .

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства .

Какой бы не была игра, она первым делом должна приносить удовольствие ребенку. Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребёнка. Дети в нашем обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства.

Список литературы:

  1. Эльконин Д.Б. «Психология игры». – М. : 1999;
  2. Ушинский К. Д. « Человек как предмет воспитания». Том I . – 1867;
  3. Леонтьев А. Н. «Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 1948;
  4. Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Некрасова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004;
  5. Аркин Е. А. Вопросы сов. дошк. воспитания, М. 1950;
  6. Степанова О.А. «Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования». – М.: ТЦ Сфера, 2009;
  7. «Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада»/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983;
  8. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» // Вопросы психологии: - 1966. - №6;
  9. «Дошкольная педагогика» / Под ред. В. И. Логинова, П. Г. Саморуковой; - М. : Просвещение, 1998.

Игра в детском саду


Ведущим видом деятельности детей от 3 до 7 лет является - игра .
Именно в этот период происходит примеривание роли на себя.
Игра – это самый действенный метод познавательной деятельности. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее активно (память, внимание, мышление, воображение).
Педагог всегда должен помнить о том, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они лишь способны сосредоточиться на том, что им нравится, а не на том, что «нужно» педагогу. Физиолог Сеченов говорил: " Ребенок всегда прав, неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку неинтересна».
А вот игра интересна ребенку практически всегда, она является формой общественной жизни ребенка. Дети объединяются в игры по желанию, действуют самостоятельно, осуществляют свои замыслы и познают мир.
Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственных, волевых качеств, творческих способностей. Дети должны уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, соблюдать условия игры и правила. Этому их должен научить педагог.
Задача педагога: создавать предметно – игровую среду для организации всех видов игр на занятиях м в самостоятельной деятельности.
Говоря о периодизации игр можно выделить:
1. Предметную игру, в которой ребенок воспроизводит действия с предметами, подражая взрослым (1- 3 года)
2. Сюжетно – ролевая игра (4- 5 лет)
3. Игра с правилами (5- 7 лет)
4. Театрализованная игра
5.Подвижная игра
6. Дидактическая игра (основная форма организованного обучения в дошкольном возрасте)
Значение игры для психического развития ребенка велико, так как происходит развитие:
1. Произвольности поведения и психических процессов
2. Мотивационно – потребностей сферы (ориентация в сфере человеческих отношений)
3. Идеального плана сознания (переход от мышления в действиях к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию)
4. Преодоление познавательного эгоцентризма (анализ своих действий, поступков. Мотивов)
5. Развитие чувств
6. Внутри игры возникают другие виды деятельности
Это фотографии моих воспитанников в младшей, средней группе.


Спасибо, что заглянули в гости!

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстникамиподруководствомвзрослого…;

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Существует несколько классификаций игр.

Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

1)Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры:

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно – отобразительные

Сюжетно – ролевые

Режиссёрские

Театрализованные

2)Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые игры

Игры – развлечения

Интеллектуальные

Празднично – карнавальные

Театрально – постановочные

3)Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные

Сюжетно-ролевая игра

Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

Исследователи выделяют различные структурные элементы игры - основные и переход к сюжетно - ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно - ролевой игры. Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из жизни семьи. С обогащением представлений об окружающем мире в играх всё чаще отображается деятельность взрослых. Таким образом, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, вносит новую игрушку. По мере обогащения игрового и жизненного опыта дети начинают самиопределять, во что они будут играть.

Итак, усложнение вразвитии игрового умения выражается в следующем:

Сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого;

Потом - с помощью взрослого;

В дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений об окружающем мире. Следовательно, чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие» (пункт.2.6 ФГОС ДО).

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.). Решение педагогом задач этой образовательной области позволит детям успешно осваивать в интеграции содержание других образовательных областей, в том числе, ОО «Социально-коммуникативное развитие»: общение и взаимодействие в сюжетно-ролевой игре, умение быть внимательным к чувствам и эмоциям других и т.п.

В качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр можно использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Требования к проведению игры:

В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно - игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию и т.д.

Задачи руководства игрой

Обогащение содержания игры

1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов.

2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи.

Формирование предметных способов решения игровых задач

3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием.

4.Своевременно формировать игровые действия с предметами - заместителями.

5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами.

6.Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом.

7.Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовалиразнообразные предметные способы.

Развитие самостоятельности

8.Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач.

9.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач.

Побуждение к взаимодействию в игре

10.Поощрять интерес к играм сверстников.

11.Приучать играть, не мешая друг другу.

К старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает«политематизм». Игра становится самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Они самостоятельно ставят игровые задачи.

Поскольку игровые способы отображения окружающего мира достаточно сформированы, то дети легко справляются с выбором наиболее приемлемых для конкретной игровой ситуации предметных и ролевых способов решения игровых задач.

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно - ролевой игры - ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие»,«Социально - коммуникативное развитие»,п. 2.6 ФГОС ДО). По мере обогащения жизненного опыта развитие звуковой и интонационной культуры речи ролевые действия становятся более разнообразными, что напрямую зависит от представления детей об окружающем мире.

Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

Ролевые действия должны быть выразительны, что обеспечивается выполнением характерных движений, жестов, мимики.

Например, в роли мамы одна девочка демонстрирует, что мама ласковая, весёлая, а другая девочка в этой же роли - хмурая, строгая. При этом обе выразительно исполняют принятую роль, но средства выразительности у них разные.

Таким образом, в период формирования ролевых действий обращается внимание, как на разнообразие, так и на эмоциональную выразительность движений, жестов, мимики.

Сюжетно - ролевая игра предполагает сотрудничество с другими играющими, поэтому надо учить детей обращаться с ролевыми высказываниями к партнёру.

Нарастание количества ролевых высказываний постепенно приводит к возникновению ролевой беседы. Инициатором беседы может выступать взрослый.

Исходя из усложнения в развитии игры, задачи руководства игрой дополняются следующими:

Побуждать детей принимать разнообразные роли.

Способствовать тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные ролевые действия.

Содействовать формированию умения сопровождать ролевые действия ролевыми высказываниями, обращёнными к игрушке - партнёру, воображаемому собеседнику, взрослому и сверстнику.

В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Играющие стараются самостоятельно разрешать конфликты, возникающие по поводу игры.

Направления руководства игрой

Задачи руководства игрой

Обогащения содержания игры

1.Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи.

2.Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми

Способы решения игровых задач

3.Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач.

4.Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли.

5.Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы

Взаимодействие в игре

6.Побуждать ставить игровые задачи сверстникам.

7.Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия.

8.Поддерживать длительное взаимодействие в игре

Самостоятельность

9.Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.

10.Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

11.Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом:

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности

Одним из основных принципов дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДО), являетсяамплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта - «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), подчеркивается:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте.

В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.) определено (п. с 3.3.1 по 3.3.3), что:

3.3.1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа: Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. На четвёртом году жизни ребёнку необходим развёрнутый центр сюжетно – ролевых игр с яркими особенностями атрибутов. В среднем – старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры (режиссёрская игра: мелкие игрушки, конструктор, макеты и т.д.), кроме того в предметно – развивающей среде должно учитываться формирование психологических образований в разные годы жизни.

3.3.2.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО (пункт 3.3.3).

3.3.3.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Большое значение имеют игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми интересами детей. Представления об окружающем мире обогащаются постепенно, в соответствии с этим постепенно расширяется набор образных игрушек. Следовательно, игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Не следует забывать о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть. В группах образовательной организации создаются центры сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская» и др. центр театрализации; различные виды театров; ширмы; атрибуты, центр ряженья, музыкальный центр, размещается мягкая мебель, игрушки: куклы, машинки и др. Мелкие игрушки для режиссерских игр, настольно-печатные игры, лото, домино. Конструкторы разных видов, кубики, строительный материал. Дидактический материал для образовательной деятельности. Макеты, карты, модели, муляжи, схемы групп, предметы-заместители.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Так наряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заместители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗи детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины - лодки или льдины. Вносят разнообразие в оформление и помогают в реализации замысла съёмные панно - картины.

Также это свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

Безопасность игрушки.

О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата. В любом случае, игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.

В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Продуманный подбор игрового материала способствует тому, что игры детей становятся тематически разносторонними. Расширение игровых интересов приводит к тому, что дети стремятся отображать в играх все более разнообразные события.

Важно вовремя осуществитьподдержку спонтанной игры детей, ее обогащать, обеспечить время и пространство для игры дошкольников.

Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах а Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы. Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясьв игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристикдетей на этапе завершения дошкольного образования.