Экономическая эффективность автоматизированных систем управления производством. Должностная инструкция начальника отдела автоматизированных систем управления

При разработке АСУ речь об эффективности может идти в двух направлениях - определение эффективности авто­матизации (при автоматизации существующих систем) и определение эффективности функционирования АСУ. Обе эти задачи весьма непростые, и сложность их увеличива­ ется с увеличением масштабов системы управления: оче­ видно, далеко не одно и то же - определить эффектив­ность системы управления предприятием или целой от­ раслью. Причем тут необходимо учитывать, к какой сфере - производственной или непроизводственной - относится рассматриваемая система.

Говоря об эффективности, прежде всего нужно определить источники повышения эффективности (ее составляющие) , способы оценки эффективности и критерии (по­ казатели) оценки эффективности.

Системы организационного управления сами не произ­водят материальных ценностей, поэтому при оценке их деятельности прежде всего необходимо определить эффек­ тивность, которая получается в объекте управления в результате административного управления,- это, так сказать, внешняя эффективность. На первый взгляд критерий оценки внутренней эффективности ясен - минимум расходов на управление. Однако это не так просто, как кажется. Дело в том, что расходы системы управле­ ния и выигрыш от улучшения работы объектов управления - часто совершенно несопоставимые величины.

На первом этапе создания автоматизированных систем административного управления, говоря об эффективности, 1 отмечали снижение числа работников систем. Однако практика показала, что, как правило, подобного снижения не происходит, а происходит даже некоторое увеличение за счет работников вычислительных центров. Выделение этих последних в категорию производственных работни­ков лишь затуманивает ситуацию.

Основные источники эффективности - в объектах управления, а не в управляющей части систем. Так, на пример, при разработке автоматизированной системы управления металлоснабжением страны было определено.(экспертными оценками), что ее внедрение даст возможность на тех же производственных мощностях произвести дополнительной металлопродукции столько, сколько ее выпускает современный металлургический комбинат. Оче­видно, стоимость разработки АСУ в любом случае будет меньше, чем стоимость строительства комбината.

Сложность оценки эффективности от автоматизации также связана с тем, что ее трудно отделить от экономиче­ской эффективности ряда других факторов, например таких, как переход на другой вид продукции, внедрение прогрессивной технологии, обновление состава транспортных средств и т. д. Однако «трудно» вовсе не означает «не нужно». Видимо, не следует только «до копейки» рассчитывать эффективность по формулам, справедливость которых, учитывая сказанное выше, вызывает сомнение. Особенно это касается крупных АСУ.

Наиболее реалистичной формой оценки эффектив­ ности, бесспорно, являются экспертные оценки, даваемые специалистами в той или иной конкретной области. Толь­ ко специалисты, до тонкостей знающие объект управления, могут назвать источники получения эффекта от улучшения управления и оценить его составляющие и эффект в целом. Делать эту работу необходимо на этапе эскизного проектирования, чтобы при техническом про ектировании было ясно, в каком направлении вести дальнейшие разработки для получения соответствующего эф­фекта. Именно на это должны быть направлены все работы технического проектирования.

Еще раз отметим, что очень важным здесь является определение составляющих возможного эффекта, скажем, в системе управления туризмом - повышение процента койко-мест путем совершенства системы бронирования, составления оптимальных туристических маршрутов и т. д.; в гражданской авиации - снижение процента необосно­ ванных отказов в продаже билетов; на производстве - более ритмичное снабжение, рациональная загрузка про­ изводственных мощностей и т. д., и т. п.

Сегодня без автоматизации часто просто невозможно выполнить функции по управлению даже на более или менее сносном уровне. Поэтому эффективность АСУ мож но определить как наиболее эффективное (дешевое) и качественное выполнение заданных функций. Ведь раз­ рабатываемые планы независимо от того, какая система их разрабатывает, всегда должны быть «наилучшими», как и качество всех принимаемых решений. Если система управления не обеспечивает этого, значит, она просто не выполняет своих функций. Поэтому подсчет, насколько улучшилось, скажем, качество планов после автоматиза­ ции их составления, вообще говоря, неправомочен. Имен­ но в обеспечении возможности качественного выполнения установленных функций с наименьшими затратами и за­ключается эффективность АСУ.

Показатели эффективности АСУ ТП позволяют оценить результат, который приносит автоматизация производства. Известно, что грамотно спроектированная автоматизированная система решает множество задач предприятия. За счет внедрения АСУ ТП удается увеличить объем выпускаемой продукции, сократить трудозатраты, исключить процент брака по вине человека. Уже в первый месяц после автоматизации технологических процессов, руководство компании сможет отметить, что такие экономические показатели, как: производительность, объем выпуска, рентабельность и другие демонстрируют устойчивый рост.

Как правило, такая система сравнительно быстро окупает средства, затраченные на ее разработку, проектирование и эксплуатацию. Эффективности такой системы управления технологическим процессом достигается при условии минимального вмешательства персонала как в работу АСУ ТП, так и в сам процесс управления системой, но при этом качество выпускаемых товаров сохраняется на высоком уровне.

Показатели эффективности АСУ ТП:

  • повышение производительности труда,
  • увеличение объема производства,
  • улучшение качества выпускаемой продукции,
  • рациональное использование сырья,
  • снижение эксплуатационных затрат;
  • уменьшение доли ручных операций.

Управление современным производственным предприятием сложно представить без автоматизации процессов. Известно, что на каждом предприятии используют свой порядок оценки эффективности АСУ ТП. При этом анализируемые показатели зависят от первоначальной цели производства. Также принято различать критерии и виды эффективности.

Например, для оценки технической эффективности от внедрения АСУ сравнивают, как изменился объем выпуска продуктов за конкретный временной промежуток и вычисляют темп прироста объема выпускаемой продукции. Результаты выражают как в стоимостном, так и в натуральном значении. Также к показателям эффективности АСУ относят критерий потребительской эффективности, который характеризует ценность выпускаемого продукта для конечного потребителя.

Признаки эффективной АСУ ТП на производстве

– это эффективный способ усовершенствовать технологический процесс, а также повысить надежность и эффективность производства. За счет автоматизации удается освободить большое количество времени для решения профильных задач, сократив процент ручных операций. Владельцы АСУ ТП признаются, что система позволила им повысить конкурентоспособность выпускаемых продуктов на рынке.

Внедрение новых технических средств автоматического управления помогает усовершенствовать действующий технологический процесс, увеличить скорость операций и повысить уровень безопасности на предприятии. Наиболее полное и достоверное представление об эффективности АСУ ТП, несложно получить, обратившись к экономическим показателям.

Признаки эффективной АСУ ТП на производстве:

  1. Безотказность;
  2. Надежность;
  3. Функциональность;
  4. Безопасность.

Поскольку за счет автоматизации повышаются также качественные характеристики изделий, то АСУ положительно внедряет на такие свойства продукта, как: прочность, долговечность, безопасность. В рамках анализа эффективности АСУ ТП рекомендовано рассмотреть надежность самой системы автоматизации. Оцените ее по таким критериям, как: безотказность, функциональность, защита данных от потери, ремонтопригодность, взаимозаменяемость отдельных компонентов. Так, вы сможете узнать, справляется ли АСУ ТП с заданным объемом функций и задач на производстве.

Заказать внедрение эффективной АСУ ТП

Если вы все еще размышляете, стоит ли заказать внедрение эффективной АСУ ТП, то предлагаем ознакомиться с результатами, которые были получены за счет новой автоматизированной системы на предприятии из сферы энергетики. В ООО «Олайсис» обратилась компания для решения задачи по модернизации АСУ ТП на электростанциях. В ходе анализа было выявлено, что агрегаты, системы контроля и управления устарели, а используемые информационно-вычислительные системы также имеют низкий технический уровень. Были поставлены задачи к новой системе, разработаны требования и проведен расчет по обоснованию технико-экономической целесообразности внедрения АСУ ТП.

Специалисты ООО «Олайсис» проделали колоссальную работу по модернизации устаревшей системы предприятия, внедрению новых систем, доставке оборудования и компонентов, разработке ПО, работах по пуско-наладке. В результате удалось повысить эксплуатационную надежность технологического оборудования электростанций, свести к минимуму число аварийных остановок оборудования, исключить нештатные ситуации по вине оперативного персонала. Заказчик признался, что АСУ ТП превзошла все ожидания и оказалась быстроокупаемой системой: удалось сократить производственные затраты, улучшить показатели надежности оборудования и увеличить прибыль.

Если вам необходима эффективная автоматизированная система на вашем производстве, то обратитесь за консультацией к техническому специалисту ООО «Олайсис». Обращаясь в нашу компанию, уже в ближайшее время вы сможете наслаждаться выразительным экономическим эффектом, полученным с АСУ ТП.

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2007, стр. 49-53

Полковник С.В. КРУГЛИКОВ ,

начальник научно-исследовательской лаборатории управления,

АСУ и связи Военной академии Республики Беларусь,

кандидат технических наук

Подполковник Ю.А. ЛЕОНОВЕЦ ,

начальник научно-исследовательской лаборатории

Военно-воздушных сил Военной академии Республики Беларусь,

кандидат технических наук

Авторами предлагается подход к оценке эффективности автоматизированной системы управления ВВС и войсками ПВО, применение которого позволяет проводить исследования по оценке влияния качества функционирования системы управления на эффективность боевого применения войск

На всех этапах жизненного цикла автоматизированных систем управления (АСУ) войсками и оружием, начиная от этапа разработки и принятия на вооружение и заканчивая эксплуатацией в войсках, приходится решать задачу оценки их эффективности, целью которой является определение степени пригодности системы к выполнению поставленных перед ней задач в различных условиях боевого применения.

В общем случае под эффективностью понимается свойство АСУ, характеризующее степень достижения ею целей, поставленных при ее создании . Количественно эффективность системы может быть оценена с использованием показателя (показателей) эффективности - численной меры, характеризующей степень выполнения системой поставленных перед ней задач с различных точек зрения. Сравнение количественных показателей систем позволяет говорить о том, насколько (или во сколько раз) одна система лучше (или хуже) другой по тому или иному показателю, либо насколько одна система эффективнее другой.

Вопросам исследования эффективности сложных автоматизированных систем посвящены многочисленные публикации. Их анализ показывает, что в качестве методической основы при проведении исследований сложных систем в настоящее время применяется методология системного анализа, использующая понятия, концепции и формально-математический аппарат кибернетики и теории сложных систем. Анализ литературы и исследований по данному вопросу показал, что оценка эффективности АСУ ВВС и войсками ПВО должна осуществляться на основе положений опытно-теоретического метода (ОТМ). Сущность данного метода заключается в том, что он позволяет получить оценки показателей качества функционирования АСУ в условиях, не воспроизводимых или трудновоспроизводимых при натурных экспериментах, с помощью имитационно-тренажных средств реальных АСУ либо математических моделей, откалиброванных по результатам натурных испытаний в допустимой области факторного пространства входных воздействий. Исследование эффективности АСУ ВВС и войсками ПВО в соответствии с выбранным подходом предполагает выполнение ряда задач, представленных на рисунке 1.

Анализ показывает, что в настоящее время при проведении испытаний и исследований, связанных с оценкой эффективности АСУ, применение положений ОТМ носит ограниченный характер. В первую очередь это связано с отсутствием системного подхода к проведению содержательного анализа процесса функционирования АСУ ВВС и войсками ПВО и выбору показателей эффективности.

Содержательный анализ процесса функционирования АСУ является одной из центральных задач исследования эффективности, направленной на получение формализованного описания алгоритмов боевого управления. На практике использование формализованного описания процесса функционирования производится лишь на этапах разработки и отладки математического обеспечения АСУ в типовых условиях боевого применения группировки ВВС и войск ПВО при жестко заданном сценарии боевых действий. В дальнейшем при оценке эффективности уже принятых на вооружение АСУ в новых условиях применения средств воздушного нападения и группировки ВВС и войск ПВО такие исследования, как правило, не проводятся.

Одной из главных задач при оценке эффективности сложных систем является формирование и постоянное совершенствование системы показателей, адекватно отражающих основные свойства оцениваемых изделий.

Выбор и определение показателей эффективности АСУ является достаточно сложной теоретической и практической задачей. На практике, в ходе решения задач, связанных с оценкой боевых возможностей АСУ, стремятся использовать один обобщенный показатель, интегрально оценивающий влияние системы управления на эффективность применения (боевых действий) войск. Однако использование обобщенного показателя связано с различного рода трудностями, обусловленными как сложностью учета в структуре такого показателя всей совокупности влияющих на него факторов, так и возможностью его получения в ходе экспериментальных исследований.

Объективные трудности, связанные с выбором одного, основного и полного показателя эффективности АСУ, приводят к тому, что при комплексном исследовании эффективности боевых действий группировки ВВС и войск ПВО, оснащенной АСУ, используется совокупность показателей, выбор которых определяется решаемыми задачами.

Анализ существующих методик оценки эффективности АСУ войсками и оружием показывает, что в настоящее время существует несколько подходов к исследованию и оценке эффективности АСУ ВВС и войсками ПВО. Первый подход заключается в оценке эффективности боевого применения группировки ВВС и войск ПВО с учетом использования АСУ. Во втором случае, оценка эффективности АСУ осуществляется исходя из анализа эффективности функционирования системы управления, в ходе решения задач по управлению группировкой ВВС и войск ПВО в заданном диапазоне условий применения. Показатели, оценивающие эффективность системы управления на основе анализа эффективности применения (боевых действий) ВВС и войск ПВО в процессе отражения ударов воздушного противника, принято называть показателями боевой эффективности АСУ. Соответственно показатели, оценивающие способность АСУ осуществлять решение задач по обработке информации и управлению с требуемым качеством подчиненными силами (средствами), называют показателями функциональной эффективности АСУ .

В качестве показателей боевой эффективности АСУ обычно используются обобщенные показатели качества управления (ПКУ), основные из которых приведены на рисунке 2. При этом считается, что ПКУ является функцией от состояния управляемых объектов, воздушных целей, параметров, характеризующих обороняемые объекты, и параметров управления, описывающих распределение сил (средств) группировки ВВС и войск ПВО по воздушным целям.

Традиционно в обобщенном аналитическом виде ПКУ оценивается как величина предотвращенного ущерба, наносимого объектам обороны

где - важность r-отдельного объекта, обороняемого группировкой ВВС и войск ПВО;

Номера отдельных объектов, обороняемых группировкой ВВС и войск ПВО;

Исследование эффективности с использованием показателя предотвращенного ущерба позволяет получить итоговую оценку качества управления ВВС и войсками ПВО и упростить сравнительную оценку эффективности АСУ с одинаковым целевым назначением. Однако получение количественных значений показателей эффективности с использованием выражения (1) является достаточно сложной задачей, связанной с необходимостью определения параметров, характеризующих состояние обороняемых объектов и воздушных целей На практике величину предотвращенного ущерба определяют путем математического моделирования боевых действий группировки ВВС и войск ПВО.

Для оценки возможностей АСУ по управлению боевыми действиями группировки ВВС и войск ПВО ряд методик использует в качестве ПКУ математическое ожидание числа уничтоженных целей

- количество ракет на огневом средстве заданного типа группировки ВВС и войск ПВО (зенитном ракетном комплексе (ЗРК) или истребителе-перехватчике (ИП)) и ракет, пускаемых ими в одной атаке;

Расчетная вероятность реализации k-й атаки, зависящая от запаса топлива, надежности и выживаемости ИП (возможностей ЗРК);

- расчетная вероятность поражения цели при пуске одной ракеты каждым типом огневого средства (ЗРК или ИП);

Расчетная вероятность наведения ракеты ЗРК (ИП) на цель в k-й атаке;

- расчетный коэффициент боеготовности огневых средств группировки ВВС и войск ПВО;

- расчетный коэффициент управления, учитывающий повышение (снижение) эффективности применения группировки ВВС и войск ПВО за счет качества управления;

- количество огневых средств (ЗРК или ИП) в составе группировки ВВС и войск ПВО.

Параметры, непосредственно характеризующие эффективность функционирования АСУ отождествляются только с показателем качества целераспределения, что, вообще говоря, недопустимо. Управление боевыми действиями с использованием АСУ не сводится лишь к целераспределению, а представляет собой целый комплекс мероприятий, включающий вопросы планирования, организации и управления подчиненными силами (средствами) группировки ВВС и войск ПВО.

Основным недостатком рассмотренных подходов к построению и выбору показателей боевой эффективности АСУ ВВС и войсками ПВО является отсутствие связи между боевой эффективностью АСУ и ее структурой (структурой и характером решаемых задач, уровнем математического, технического и информационного обеспечения). Более того, показатели, по которым оценивается эффективность АСУ, как правило, носят системный характер, то есть отражают работу не только системы управления, но и источников информации, огневых средств, подчиненных КП (ПУ). Поэтому их использование не позволяет проводить оценку качества функционирования АСУ в ходе решения задач по управлению группировкой ВВС и войск ПВО, а также определить долю, вносимую средствами автоматизации в общую эффективность боевых действий.

Устранить отмеченные недостатки возможно путем использования методов анализа функциональных характеристик АСУ ВВС и войсками ПВО и построения системы показателей в соответствии с функциями (решаемыми задачами) объекта оснащения. Для решения данной задачи в качестве формальной математической конструкции используется дерево целей системы. Дерево целей отражает иерархию задач, стоящих перед системой управления, и определяет взаимосвязь между элементами (задачами) различных уровней управления. Иерархическая структура дерева целей позволяет формализовать процесс выбора и построения системы показателей для оценки функциональной эффективности АСУ .

Построение дерева целей и соответствующей ему иерархической системы показателей эффективности осуществляется на основе декомпозиции основной цели функционирования АСУ ВВС и войск ПВО. При этом первый уровень дерева целей соответствует обобщенной цели функционирования системы управления, которая состоит в повышении эффективности боевого применения войск (сил) и средств, управление которыми осуществляется с использованием АСУ, второй - перечню процессов, протекающих на объектах автоматизации в ходе решения задач управления, третий - составу задач, решаемых с применением средств автоматизации.

На рисунке 3 представлен процесс формирования иерархической структуры дерева целей применительно к оценке эффективности функционирования комплексов средств автоматизации (КСА) КП ВВС и войск ПВО.

Первый уровень дерева целей (рис.3, цель 1.1) определяет назначение КСА, т.е. возможности системы по своевременному и качественному решению задач управления силами (средствами) группировки ВВС и войск ПВО. В соответствии с характером задач, решаемых на КП ВВС и войск ПВО на различных этапах цикла управления войсками, в составе КСА выделяют две функциональные подсистемы: информационную подсистему (рис.3, цель 2.1), решающую задачи сбора и обработки информации о воздушной обстановке, и управляющую подсистему (рис.3, цель 2.2), предназначенную для решения задач управления силами (средствами) ВВС и войск ПВО.

Полученные цели 2-го уровня декомпозируются на цели 3-го уровня, определяющие задачи, стоящие перед выделенными подсистемами КСА.

Проведенные исследования показали, что оценка качества функционирования информационной подсистемы КСА КП ВВС и войск ПВО должна осуществляться на основе анализа задач, решаемых подсистемой в ходе третичной обработки радиолокационной информации (РЛИ) :

отождествление траекторией информации о воздушных

объектах, поступающей в КСА от источников РЛИ;

осреднение координат воздушных объектов при их сопро
вождении несколькими источниками РЛИ с целью получения более точных координат;

обновление информации по сопровождаемым информационной подсистемой КСА трассам воздушных объектов. Оценка качества функционирования управляющей подсистемы КСА КП осуществляется на основе анализа эффективности решения подсистемой задач управления подчиненными силами и средствами группировки ВВС и войск ПВО в ходе отражения воздушного удара.

Каждая из сформированных таким образом целей (подсистем) описывается количественными показателями, характеризующими соответствие КСА функциональному назначению, такими, как производительность (пропускная способность), оперативность и качество решения задач управления. При этом показатели нижних уровней необходимо использовать в обобщенном (агрегированном) виде при вычислении показателей, находящихся на верхних уровнях.

В этом случае задача оценки эффективности функционирования АСУ (КСА) сводится к задаче принятия решений с несколькими показателями, характеризующими качество реализации функций исследуемой системой. Однако реализация данного подхода к исследованию и оценке эффективности АСУ требует установления зависимости результирующего (комплексного) показателя от множества частных, характеризующих соответствие системы управления своему назначению. Анализ литературы показывает, что решение данной задачи можно получить путем построения функции агрегирования показателей, задавая вектор приоритетов а = (а1,а2,..,ап) частных задач. При этом взаимосвязь между элементами (задачами) различных уровней иерархической системы основных функциональных характеристик устанавливается на основе принципа аддитивной полезности с использованием следующих соотношений :

Где Ki - комплексный показатель эффективности функционирования КСА l -го уровня;

αij - вектор весовых коэффициентов;

l - количество уровней декомпозиции;

п - количество i-х элементов (показателей) на l -м уровне;

- нормированный вектор частных показателей качества функционирования КСА (l + 1)-го уровня, каждый элемент которого определяется в соответствии с выражением

где - i-й частный показатель (l + 1)-го уровня;

- максимально возможное (требуемое) значение i -го частного показателя (l +1)-го уровня.

Таким образом, комплексный показатель (Ki) эффективности решения системой всех возложенных на нее функциональных задач рассчитывается как взвешенная сумма с учетом важности задач и определяется точностными, временными или вероятностными характеристиками правильного решения системой отдельных задач по отношению к максимально необходимым (требуемым) значениям, гарантирующим требуемое выполнение системой соответствующих функций.

В соответствии с предложенным подходом (рис. 1) для проведения оценки эффективности АСУ и исследования влияния автоматизации процессов управления на эффективность боевого применения группировки ВВС и войск ПВО необходимо решить следующие задачи:

провести формализацию тактической обстановки для оценки эффективности боевого применения группировки ВВС и войск ПВО, оснащенной АСУ;

спланировать и провести полунатурные эксперименты для получения количественных значений показателей эффективности АСУ.

В ходе формализации тактической обстановки для оценки эффективности боевого применения группировки ВВС и войск ПВО, оснащенной АСУ, определяются исходные данные по ударам СВН и вариантам построения и применения группировки ВВС и войск ПВО . При этом осуществляется: разработка вариантов ударов СВН по объектам обороны и элементам группировки ВВС и войск ПВО; определение количественного и качественного состава СВН в каждом ударе, определение вариантов построения боевых порядков и параметров движения СВН; уточнение вариантов построения и режимов функционирования АСУ группировки ВВС и войск ПВО. При планировании и проведении полунатурных экспериментов для оценки степени влияния качества функционирования АСУ на потенциальную эффективность боевого применения группировки ВВС и войск ПВО осуществляется:

определение необходимого количества экспериментов для расчета показателей качества функционирования АСУ; реализация схемы сопряжения исследуемых АСУ с источниками и потребителями информации в соответствии с выбранным вариантом построения АСУ ВВС и группировки войск ПВО;

ввод данных о запланированных вариантах ударов СВН по объектам обороны и элементам группировки ВВС и войск ПВО с использованием штатных имитационных средств АСУ;

проведение полунатурных экспериментов на КП ВВС и войск ПВО при неавтоматизированном и автоматизированном способах управления силами (средствами) группировки ВВС и войск ПВО.

Следует отметить, что планирование и выбор необходимого числа экспериментов должно осуществляться с учетом достижения требуемой точности и достоверности при определенных ограничениях на материальные и временные затраты.

Последним этапом исследований является определение количественных значений показателей эффективности системы управления и их последующий анализ в целях получения объективных оценок качества функционирования АСУ в ходе решения задач по управлению силами (средствами) ВВС и войск ПВО.

Применение предлагаемого подхода позволит осуществлять обоснованный выбор наилучших вариантов построения АСУ уже на этапе разработки, сравнивать различные технические решения, устанавливать «узкие места», а также разрабатывать предложения по повышению эффективности и улучшению характеристик АСУ ВВС и войсками ПВО. В итоге приходим к следующим выводам:

1. Анализ существующих подходов к исследованию и оценке эффективности АСУ ВВС и войсками ПВО показал, что в настоящее время для оценки качества автоматизированного управления используют большое число разнородных показателей назначения. При этом авторы стремятся объединить несколько показателей в один обобщенный, что позволяет существенно упростить сравнительную оценку автоматизированных систем управления. Вместе с тем рассмотренные подходы не позволяют определить вклад АСУ в реализуемую эффективность боевого применения группировки ВВС и войск ПВО, а также оценить качество решения задач управления с использованием средств автоматизации.

2. Применение системного подхода к оценке эффективности АСУ ВВС и войсками ПВО требует проведения содержательного анализа процесса функционирования и установления полного перечня задач, стоящих перед системой управления. На основании выделенных задач необходимо разработать систему комплексных и частных показателей, которая позволяла бы оценить эффективность выполнения задач с использованием средств автоматизации и была бы лишена отмеченных недостатков.

3. Для получения количественных значений показателей эффективности необходимо выбрать такие условия, которые позволили бы установить основные характеристики исследуемой системы, а также провести исследования по оценке влияния автоматизации процессов управления на эффективность применения ВВС и войск ПВО.

4. На основании предложенного подхода к исследованию и оценке эффективности АСУ была разработана комплексная методика оценки влияния автоматизации процессов управления на эффективность боевого применения ВВС и войск ПВО. Применение данной методики в ходе мероприятий оперативной подготовки ВВС и войск ПВО позволило впервые получить количественную оценку качества функционирования АСУ ВВС и войсками ПВО и провести исследования по оценке влияния автоматизации процессов управления на эффективность боевого применения войск. Результаты проведенных исследований показали, что применение средств автоматизации позволяет повысить эффективность управления группировкой ВВС и войск ПВО более чем на 20 процентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ24.702-85 «Эффективность автоматизированных систем управления». - М.,1985.

2. Эффективность и надежность в технике. Т. 3/Под общ. ред. Уткина В.Ф., Крючкова Ю.В. - М.: Машиностроение, 1988. -328 с.

3. Шаракшанэ А.С., Халецкий А.К., Морозов И.А. Оценка характеристик сложных автоматизированных систем. М.: Машиностроение, 1993. - 271 с.

4. Шпак В.Ф. Информационные технологии в системе управления силами ВМФ (теория и практика, состояние и перспективы развития). М.: Элмор, 2005. - 832с.

5. Авиация ПВО России и научно-технический прогресс: Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра /Под ред. Е.А.Федосова - М.: Дрофа, 2001. - 816с.

6. Колесниченко В.И. Об оценке эффективности АСУ ВВС // Военная мысль. - 2004. - № 11.

7. Отчет об исследовании эффективности работы органов управления ВВС и войск ПВО с использованием КСА/ Командование ВВС и войск ПВО. - Минск, 2004. - 71 с.

8. Леоновец Ю.А. Методика многокритериальной оценки эффективности автоматизированных систем управления//Вестник Военной академии РБ. - 2004. -№!.- С. 36 - 40.

9. Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Системы управления, связи и радиоэлектронной борьбы. Том 13 / Под общей редакцией СБ. Иванова. - М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. - 696 с.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Структурная схема терминов

Общие положения по оценке экономической эффективности АС

Внедрение вычислительной техники в управление производством приводит к изменениям как в системе управления, так и в результатах хозяйственной деятельности предприятий. Расчеты экономической эффективности АС в любой отрасли производятся в соответствии с "Инструкцией по определению экономической эффективности автоматизированных систем управления" в отрасли.

Основными показателями экономической эффективности АСУ являются годовой прирост прибыли, годовой экономический эффект и расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (срок окупаемости).

При определении экономической эффективности АС в условиях эксплуатационной деятельности предприятий и производственно-технических управлений (ПТУ) должны учитываться следующие факторы повышения эффективности производственной деятельности предприятий:

· повышение производительности труда производственных работников и ИТР вследствие сокращения потерь рабочего времени;

· лучшего использования средств связи и механизации производственных процессов;

· сокращение эксплуатационных расходов, снижение себестоимости единицы продукции и снижение затрат на управление;

· ускорение оборачиваемости оборотных средств, установление оптимального уровня запасов материальных ресурсов;

· прирост объема переданных сообщений (обмена) вследствие более рационального использования средств связи и соответственного увеличения суммы собственных (тарифных) доходов как результат внедрения АС;

· снижение непроизводительных расходов, устранение потерь и нерационального расходования производственных ресурсов; прочие факторы производственно-хозяйственной деятельности, не поддающиеся количественному определению: повышение качества услуг связи и качества обслуживания (надежность, достоверность, доступность, скорость, устойчивость связи и т.д.), улучшение качества управления и принятия решений, обоснованность производственных планов; оперативность работы аппарата управления; улучшение организации труда и др.

При определении экономической эффективности АС обязательным условием является сопоставимость всех показателей: во времени, по ценам и тарифным ставкам заработной платы, используемым при определении показателей, по рассматриваемым элементам затрат. Экономические показатели определяются на основе действующих на момент расчета оптовых цен, тарифов и ставок заработной платы, нормативов. Расчет экономической эффективности базируется на сопоставлении затрат ресурсов и обусловленного этими затратами эффекта (результата).


Под эффектом понимают результат, полученный от целенаправленного осуществления какого-либо мероприятия технического, технологического и организационного характера.

Эффект может проявляться через снижение себестоимости обработки данных, получение новых сведений по сравнению с ручной обработкой, улучшение качества машинограмм и т.д. Получение экономического эффекта всегда связано с затратами одного или нескольких видов ресурсов.

Отношение полученного эффекта к сделанным затратам характеризует экономическую эффективность этих расходов.

Обоснование экономической эффективности и ее расчет необходимы для того, чтобы:

1. Выявить правомерность вовлечения значительных средств на приобретение техники и разработку проектов;

2. Выбрать экономически наиболее выгодный вариант системы;

3. Определить очередность перевода комплексов задач на автоматизированное решение;

4. Оценить влияние АС на показатели функционирования средств связи.

Рассмотрим основные показатели и критерии экономической эффективности АСУ.

Годовой экономический эффект- разность между расчетной годовой экономией текущих затрат и единовременными приведенными затратами на разработку и внедрение АСУ-СВЯЗЬ. Этот эффект рассчитывается по формуле:

Э = Эг - Ен * К, где

Эг - годовая экономия средств при использовании АС;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,3 для отрасли связи;

К - единовременные затраты.

Расчетный коэффициент эффективности единовременных затрат - отношение расчетной годовой экономии к этим затратам

Если окажется, что расчетный коэффициент эффективности единовременных затрат больше нормативного или равен ему, то внедрение АСУ считается эффективным и оправданным. (Ер≥Ен), т.е. критерием эффективности АСУ является выполнение условия Ер≥0,3.

Срок окупаемости затрат на создание системы- величина, обратная расчетному коэффициенту эффективности. Срок окупаемости характеризует период времени (в годах), в течение которого затраты на внедрение системы возмещаются за счет экономии текущих расходов и дополнительной прибыли, обусловленной ростом собственных доходов. Нормативный срок окупаемости капитальных вложений в АСУ-СВЯЗЬ - 3,3 года, т.е. Тр≤3,3 года.

Он рассчитывается по формуле:

Т = 1/Ер = К/Эг

Выводы по теме

1. Основными показателями экономической эффективности АСУ являются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Под эффектом понимают ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отношение полученного эффекта к сделанным затратам характеризует __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Назвать факторы повышения эффективности производственной деятельности предприятий в условиях функционирования АС?

2. Что берется в качестве базы сравнения при определении экономической эффективности АС?

3. Как рассчитывается коэффициент эффективности капитальных вложений в АС?

4. Как рассчитывается годовой прирост прибыли и годовой экономический эффект, обусловленные созданием АС?

5. Каковы нормативные значения коэффициента эффективности и срока окупаемости капитальных вложений в АС?

Наиболее полную оценку эффективности системы управления можно получить по показателям эффективности выполнения боевых задач, т. е. по степени достижения силами поставленных целей в операциях (боевых действиях).

Под эффективностью управления следует понимать влияние системы управления на достижение (при прочих равных условиях) конечных целей боевых действий или на степень использования в операции (бою) потенциальных боевых возможностей группировки войск в данной конкретной обстановке” .

Эффективность АСУ принципиально оценивается так же, как и любой другой сложной системы - по степени соответствия своему назначению, полноте удовлетворения предъявляемых к АСУ требований.

Оценка эффективности системы управления (АСУ) проводится с целями:

Выявить зависимость эффективности действий сил при решении поставленных задач от возможностей системы управления;

Показать, в какой степени существующая система управления силами удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям;

Определить оперативно-тактические, организационные и технические мероприятия, необходимые для повышения эффективности её функционирования.

В результате оценки эффективности системы управления силами должны быть определены состав, структура и организация функционирования системы управления при различных вариантах обстановки.

Важное значение при оценке эффективности операций (боевых действий) имеет сравнительная характеристика своей системы управления и системы управления вероятного противника, что позволяет более объективно оценивать соотношение сил сторон, благоприятствует изысканию способов защиты своей системы и вывода из строя системы управления противника.

Следует различать абсолютную и относительную эффективность системы управления. Под абсолютной эффективностью понимается тот вклад, который вносит система управления в достижение конечных целей операции (боевых действий).

Однако количественно представить непосредственное влияние системы управления на ход и исход боевых действий, как правило, достаточно сложно. Система управления влияет на ход и исход боевых действий опосредованно, через действия подчинённых сил и средств. Прогнозируя будущие боевые действия, невозможно точно охарактеризовать числом долю в успехе, которую можно в чистом виде приписать системе управления.

В этом случае следует оценивать относительную эффективность системы управления, под которой понимается результат сопоставления количественных и качественных показателей, позволяющий судить о преимуществах и недостатках одного варианта системы управления по отношению к другому.

Система управления может оцениваться по разным показателям, но при этом всегда нужно помнить, что эффективной может быть только та система управления, которая наилучшим образом способствует реализации потенциальных возможностей сил, участвующих в операции (боевых действиях). Следовательно, эффективность функционирования системы управления целесообразно оценивать по показателю эффективности действий сил, хотя его величина зависит не только от качества системы управления, но и от других факторов.

В общем виде эту зависимость можно выразить следующим образом:

W =f [(Хп, Уп);(Хн, Ун);Z] , (1)

где W - избранный показатель эффективности решения поставленной задачи;

f - вид функции, связывающей показатели эффективности со своим аргументом;

Хп, Хн - совокупность параметров, характеризующих тактико - технические свойства противника и наших сил соответственно;

Уп, Ун - совокупность параметров, характеризующих систему управления противника и наших сил соответственно;

Z - совокупность параметров, характеризующих среду.

К сожалению эта зависимость не учитывает управленческих качеств лиц, принимающих решения (ЛПР). Следовательно оптимальная система управления при “слабом” командире не обеспечит достижения конечной цели.

Сравнивая показатели эффективности при различных вариантах построения системы управления, выбирают наиболее рациональный для решения поставленной задачи в сложившихся условиях обстановки.

При равенстве основных показателей эффективности качество системы управления оценивается по дополнительным показателям.

В общем случае эффективность системы управления и возможность её совершенствования определяются следующим образом:

На основании замысла командующего (командира) формируется модель действий сил с учётом разработанных вариантов структуры системы управления, огневого и радиоэлектронного противодействия противника, а также особенностей района боевых действий;

Определяются элементы системы управления, влияющие на эффективность решения поставленной задачи;

Выявляются параметры этих элементов, характеризующих структуру и организацию функционирования системы управления;

Производится расчёт выявленных параметров;

Осуществляется оценка эффективности рассматриваемых вариантов построения системы управления с использованием разработанных математических моделей действий сил;

Определяются возможности и направления совершенствования системы управления, если структура и организация функционирования системы управления или её отдельных элементов не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.

Напомним еще раз содержание понятий показатель и критерий эффективности.

Показатель эффективности - численная мера, количественно характеризующая степень выполнения системой цели функционирования, поставленной задачи, определенной функции или количественная оценка свойства, выбранного в качестве характеристики эффективности системы.

Критерий эффективности - это правило или способ принятия какого-либо решения, выбора того или иного действия на основе анализа значения показателя эффективности системы. Часто критерий задается значением или уровнем показателя эффективности.

В зависимости от того, какое конкретное численное значение имеет показатель эффективности, мы можем принять решение о том, хорошая эта система или плохая, эта система лучше или другая, действовать таким способом или нет, соглашаться или отказать, стрелять или не стрелять, принять проект или нет.

Первой и одной из самых сложных проблем в теории и практике анализа эффективности сложных систем является проблема выбора или формулировки показателя эффективности:

С одной стороны, этот показатель должен быть один, но самый главный, самый общий и соответствующий цели;

С другой стороны, он складывается (и, возможно, очень сложным образом) из множества показателей отдельных частных свойств, которые в разной степени и часто противоположно (противоречиво) влияют на показатель эффективности;

С третьей стороны, в многофункциональных системах функций, задач и целей может быть много, и они могут существенно изменяться во времени;

Наконец, с четвертой стороны, крайне усложняет формулировку и выбор показателя эффективности реально существующая иерархичность, многоуровневость целей. Здесь, как правило, необычайно затруднен путь от легкой формулировки опосредованной цели и соответствующего показателя, который часто не вычислим, до самой нужной, практической и конструктивной непосредственной цели, а значит и выбор действительного показателя эффективности.

Объективные трудности, связанные с выбором и формулировкой одного, единственного, всеобщего и полного показателя эффективности сложной системы привели к тому, что на практике широко используют не один общий, а множество частных показателей эффективности. Эти частные показатели с достаточной полнотой и точностью характеризуют общий показатель эффективности (даже если формулировку последнего найти и не удается). В сложных случаях множества частных показателей разбивают на иерархически связанные уровни.

На рис. 3.1 изображена трехуровневая схема взаимосвязей обобщенных целей функционирования соединения (части), управляемых сил флота, органа управления и средств и систем автоматизации системы управления.

Самой конечной и опосредованной для средств и систем автоматизации управления является цель первого уровня (1). На этом уровне определяются показатели, так называемой, боевой эффективности автоматизации управления. По своему содержанию это, как правило, характеристики “приращения чего-либо за счет автоматизации”. Например:

приращение ущерба, наносимого противнику силами флота за счет автоматизации тех или иных процессов управления;

доля предотвращенного ущерба, наносимого нашим силам со стороны противника, определяемая мероприятиями по автоматизации системы управления;

ожидаемое сокращение наряда сил, назначаемых для выполнения боевой задачи, достигаемое за счет автоматизации процессов управления и т. д.

На втором уровне непосредственных целей функционирования системы управления (2) определяются показатели, так называемой, функциональной эффективности автоматизации управления. Эти показатели предназначены в основном для того, чтобы количественно оценить на сколько автоматизация управления обеспечивает выполнение требований оперативности, скрытности, непрерывности, устойчивости и обоснованности управления силами флота.

На третьем уровне (3) формулировки непосредственных целей функционирования определяются показатели, так называемой, организационно-технической эффективности автоматизации управления. Этот уровень представлен большим количеством разнообразных организационных и технических показателей средств и систем автоматизации управления силами флота. Эти показатели в совокупности должны характеризовать все стороны обеспечения эффективной работы органа управления по выработке и реализации решений на операцию или боевые действия.

В состав частных организационно-технических показателей эффективности входят характеристики надежности, живучести, помехозащищённости средств и систем автоматизации управления, а также показатели качества видов обеспечения АСУ.

Не трудно видеть, насколько важным в конкретном решении задач автоматизации управления силами флота становится уяснение непосредственных целей и формулировка непосредственных требований по обеспечению работы органов управления.