Современные технологии в работе психолога. Описание психолого-педагогической технологии работы

  • 1.2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины освоения дисциплины
  • Владеть:
  • 1.3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
  • 1.4.Содержание дисциплины
  • 1.4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
  • 1.4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
  • 1.4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей
  • 1.4.4 Практические занятия (практикум)
  • 1.4.5. Тематика тренингов, ролевых и деловых игр
  • 1.5.Самостоятельная работа
  • 1.5.1. Цели и организация самостоятельной работы
  • 1.5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
  • 1.6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
  • Дополнительная:
  • 1.7.Контроль и оценка результатов обучения
  • 1.7.1.Контроль знаний по дисциплине
  • 1.8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
  • Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
  • 1.9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • 1.10. Глоссарий основных определений дисциплин
  • 2. Практические занятия Модуль 1. Служба практической психологии в системе образования Семинар-практикум 1. Процесс создания службы практической психологии в системе образования Российской Федерации.
  • Литература:
  • Семинар-практикум 2. Нормативно-правовая база службы. Реализация деятельности сппо в соответствии с основными направлениями развития системы образования.
  • Литература:
  • Модуль 2. Структура службы практической психологии Семинар-практикум 3. Структура службы: функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы.
  • Литература:
  • Семинар-практикум 4. Основные цели, задачи и средства службы практической психологии образования на современном этапе.
  • Семинар-практикум 7. Необходимые условия эффективной реализации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов.
  • Литература:
  • Семинар-практикум 8. Критерии результативности профессиональной деятельности.
  • Литература:
  • 3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
  • 4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения
  • 5. Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие)
  • 15. Документ, учитывающий специфику учреждения, особенности структурной организации службы, называется
  • Вопросы для подготовки к экзамену или зачету
  • Краткое содержание курса лекций модуль 1. «служба практической психологии в системе образования»
  • Тема 1. История создания и организации службы практической психологии образования и её современное состояние.
  • Тема 2. Процесс создания службы практической психологии в системе образования Российской Федерации.
  • Тема 3. Основные тенденции становления и развития службы практической психологии образования (сппо).
  • Тема 4. Современное состояние и структура психологической службы.
  • Тема 5. Служба практической психологии как ресурс развития системы образования.
  • Тема 6. Нормативно-правовая база службы. Реализация деятельности сппо в соответствии с основными направлениями развития системы образования.
  • Модуль 2. «структура службы практической психологии»
  • Тема 1. Основные цели, задачи и направления деятельности службы практической психологии образования на современном этапе.
  • Тема 2. Структура службы: функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы.
  • Тема 3. Основные цели, задачи и средства службы практической психологии образования на современном этапе.
  • Тема 4. Основные направления деятельности службы в системе образования. Специфика деятельности региональной службы практической психологии образования.
  • Тема 5. Модели реализации психологической поддержки в образовательных учреждениях различного типа и вида.
  • Модели психологической службы
  • Модуль 3. «деятельность службы практической психологии»
  • Тема 1. Организация работы педагога-психолога в образовательном учреждении.
  • Тема 2. Основные направления деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении: цели, задачи, содержание.
  • Тема 3. Технологии психологической работы.
  • Тема 4. Особенности организации психологической помощи различным категориям обучающихся (воспитанников).
  • Тема 5. Необходимые условия эффективной реализации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов.
  • Тема 6. Критерии результативности профессиональной деятельности.
  • Карта обеспеченности студентоВучебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами по дисциплине
  • Модульно – рейтинговая система оценки результатов обучения
  • Тема 3. Технологии психологической работы.

    Как любая другая новая область человеческой деятельности, практическая психология интенсивно разрабатывает и осваивает собственные технологии и отдельные методы или заимствует их из смежных дисциплин: различных отраслей психологии и педагогики, социальной работы и социологии, медицины и др. На этапе становления неизбежны методологические дискуссии в науке. «Путаница ролей» происходит и в сфере практической деятельности. Чаще всего это связано с уточнением функционально-содержательной иерархии и особенностей применения технологий, особенно относящихся к другим профессиональным областям. Возникает проблема уточнения сущности и специфики последних, их упорядочения в общей системе, составляющей фонд практической психологии образования.

    Понятие «технология» используется в разных значениях. С одной стороны, это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой – это рациональная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология – это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения. Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения и др.

    Социально-психологические технологии – это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.

    Социально-педагогические технологии – это совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.

    Психолого-педагогические технологии – это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения).

    Социально-медицинские технологии – это совокупность взаимосвязанных социальных и медицинских приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.

    Психотехнологии – это диагностические, коррекционно-развивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а предметом – изменения тех или иных граней этой психической реальности, влияющих на поведение человека.

    Названия направлений психологической работы и соответствующих им технологий совпадают, что вызывает определенные затруднения при характеристике последних. Их можно преодолеть, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию – как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая.

    Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.

    Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Она предполагает учет не только зоны актуального развития ребенка, но и его завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития).

    Технология психопрофилактики – это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика – это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним проводится индивидуальная работа, предупреждающая его социально-педагогическую запущенность.

    Профилактические меры, принимаемые в отношении уже возникшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Можно называть специальной профилактикой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т. п.

    В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде он обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги – его главные авторитеты.

    Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, дикция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.).

    Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального от реагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.

    Технология социально-психологической адаптации детей и подростков – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

    Технология психологической коррекции и психотерапии – это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

    Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков – системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

    Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.

    Социально-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий по отношению к детям и подросткам; преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников; коррекции их общения и поведения; разрешении конфликтных ситуаций.

    Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.

    В основе рассмотренных технологий лежит целесообразное сочетание определенных методов. Всякий раз, когда психолог сталкивается с необходимостью инструментального обеспечения программ профессиональной деятельности, ему приходится анализировать фонд известных методов и выбирать из них наиболее адекватные.

    «Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога»

    Г. Балаково

    педагог-психолог

    МАДОУ детский сад №38

    Современные психолого-педагогические технологии в направлены на реализацию дошкольного образования.

    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

    Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

    Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса ().

    Основные требования (критерии) педагогической технологии:

      Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость

    Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

    Логикой процесса,

    Взаимосвязью его частей,

    Целостностью.

    К числу современных образовательных технологий можно отнести:

      технологии технология ; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология технология «ТРИЗ» и др. Здоровьесберегающие технологии

    Здоровьесберегающие технологии

    Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

    Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

    В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

    От типа дошкольного учреждения,

    От продолжительности пребывания в нем детей,

    От программы, по которой работают педа­гоги,

    Конкретных условий ДОУ,

    Профессиональной компетентности педагога,

    Показателей здоровья детей.

    В работе педагога-психолога выделяют следующие психолого-педагогические технологии:

      технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, релаксация и т. д. технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

    Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

    Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» и др.;

    Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

    Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

    Технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, проблемно-игровые ситуации, элементы игротренинга, игротерапии, самомассаж и др.)

    Коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, элементы сказкотерапии и т. д.)

    Технологии проектной деятельности

    Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

    Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

    В настоящее время в работе педагога-психолога ДОУ широко применяются информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях.

    Методическая работа- Работа в Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

    В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

    Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

    Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

    Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

    И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

    «Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

    Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

    Наталья Лаптева
    Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ

    Я работаю педагогом- психологом в детском саду . Свой профессиональный путь психолога начала 2 года назад . Для меня это не только помощь другим, но и мой собственный путь к самосовершенствованию.

    Технология моей работы строится по нескольким направлениям :

    Психологическая диагностика детей родителей и педагогов .

    Развивающая и коррекционная работа с детьми .

    Психологическая профилактика .

    Консультативная работа .

    Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов , а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии дошкольника.

    Значительную часть своей работы , я посвящаю развивающей и коррекционной работе . Дошкольный возраст приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

    В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин , где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы, например «Дерево дружбы» . В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

    В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Этот метод я успешно использую с дошколятами. У меня есть мои помощники, которые я сделала своими руками. Это Ослик Плаксик, Зайка Обижайка и Зайка Улыбайка. Мои помощники помогают детям осознавать и переживать свои подавленные эмоции, учатся рассказывать о себе. Развиваются такие навыки, как коммуникативность, эмпатия и самопрезентация. Приобретенные навыки способствуют успешной социализации будущей личности дошкольника, а также психическому и физическому здоровью ребенка. Такие методы работы предполагают создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности. В результате, ребенок чувствует поддержку взрослого, которая ему так необходима.

    В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия , которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

    В направлении психологической профилактики я использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики . Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства. Игровые упражнение доставляют детям массу удовольствия. Так же использую в работе с дошкольниками кинезиологические упражнения, способствующие активному развитию обеих полушарий головного мозга. Благодаря кинезиологическим упражнениям улучшается как настроение, так и самочувствие выполняющего их ребенка. Комплекс упражнений использую как в групповых занятиях, так и индивидуально.

    Консультативное направление моей работы проходит на двух уровнях :

    1. Родители. Это индивидуальные и групповые консультации. Родительские собрания, тренинги. Разработка информационных листов на интересующие вопросы, памятки, рекомендации.

    2. Педагоги . Групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги. Индивидуальное консультирование.

    Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования этой службы в дошкольном учреждении.

    Здоровьесберегающая технология.

    Цель программы – показать возможности здоровьесберегающих технологий в улучшении общего состояния здоровья и в процессе учебной деятельности.

    Задачи:

    • воспитывать культуру здоровья,
    • создавать условия для формирования мотивации здорового образа жизни;
    • учить детей использовать полученные на занятиях знания и умения в повседневной жизни.

    Занятие 1

    Упражнение Цвет моего настроения»

    По кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению.

    Упражнение Дыхание ноздрями».

    Дышать по очереди одной ноздрей 3 раза, затем другой 3 раза.

    Упражнение «Шарик».

    Сесть на коврик. Ведущий: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

    «Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
    Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем»

    Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом широком лугу…»

    Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты на большом широком лугу. Прекрасный теплый летний день. Ты чувствуешь, как солнечные лучики целуют твои руки, ноги, спину. Тебе приятно смотреть на чудесный, роскошный зеленый ковёр. Ты с удовольствием слушаешь гомон птиц, которые рассказывают друг другу новости…И вдруг твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какой у него стебель, листья. Это чудесный цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие приятные чувства он у тебя вызывает… Ты с нежностью дотрагиваешься до него, будто гладишь…Ты чувствуешь себя спокойно… Тебе хорошо и приятно... Побудь в этом состоянии…Это место на лугу только твоё, его никто не знает, кроме тебя…Но вот пора возвращаться. Ты всегда можете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Открой глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия».

    Упражнение «Солнышко» .

    Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальчиков рук и заканчивая пальцами ног без напряжения. Задержать дыхание – «тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

    Классификация психодиагностических методик

    Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.

    1. Методики высокого уровня формализации

    Особенности : регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность ; валидность .

    Тесты

    • по форме проведения : индивидуальные и групповые;
    • по форме ответов : устные и письменные;
    • по материалу оперирования : бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;
    • по характеру стимульного материала : вербальные, невербальные, смешанные;
    • по содержанию : тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.
    • по цели : определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

    Опросники

    • личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);
    • анкеты.

    Проективные техники

    • методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;
    • методики конструирования – создание целого из деталей;
    • методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется комбинации с другими;
    • методики дополнения – завершение рассказа, картинки;
    • методики катарсиса игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;
    • методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;
    • методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

    Психофизиологические методики

    • без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции;
    • аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефаллография;
    • «бумага-карандаш» - тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.

    2. Малоформализированные методики

    • методики наблюдения (наличие плана и критериев);
    • опрос (интервью);
    • Анализ продуктов деятельности.

    Если абстрагироваться от особенностей конкретного метода и методики, то психологическая диагностика в целом сводится к созданию тестового задания (условий, подбора фактов и т.д.) и фиксации действий испытуемого в ответ на его предъявление. Тестовое задание состоит из стимулов (раздражителей) и последовательности их предъявления (табл. 1).
    Варианты ответных действий испытуемого, которые можно зафиксировать как результат диагностики, представлены в таблице 2.
    Фактически любая диагностическая методика, в том числе и компьютерная, может рассматриваться как перечень стимулов и вариантов ответов на них, что, в принципе, позволяет стандартизировать компьютерные методики психодиагностики. И хотя в теории существует эта стройная система, но на практике мы имеем множество тестовых программ с разными интерфейсами, разными способами предъявления стимулов и фиксации ответов, разными формами обработки и интерпретации результатов.

    Таблица 1
    Виды тестовых заданий (по Дюку, 1997)

    Виды стимулов

    Порядок предъявления
    стимулов

    Вербальные

    Невербальные

    Фиксиро-ванный

    Переменный

    Стандартизи-рованные

    Индивидуально
    ориентированные
    частей

    Переструкту-рирование

    Дополнение

    Свободное
    конструирование

    По заданию

    По сюжету

    Это требует от психолога-диагноста понимания сущности используемой методики, достоинств и недостатков ее компьютерной реализации. Внешняя простота работы с компьютером и легкость освоения процедуры тестирования могут формировать ложную самоуверенность в своих силах.
    Компьютерные и компьютеризированные методики

    Согласно одному из ведущих специалистов по психодиагностике профессору Л.Ф. Бурлачуку, следует различать компьютеризированные тесты, где компьютер является вспомогательным средством для работы методики и когда правильнее говорить о ее компьютерной реализации, и собственно компьютерные методики, которые изначально ориентированы на возможности современной вычислительной техники и без компьютера не могут быть проведены.
    Так, например, предшественником моих компьютерных методик изучения реакции на движущийся объект (РДО) был телевизор с встроенными в него микросхемами для управления объектом на экране и фиксацией времени ответного реагирования испытуемого.
    Помните , что эффективное использование компьютерных программ, достоверность полученной информации и внедрение в практику результатов психодиагностических исследований зависят от Вашего представления об изучаемых особенностях, и этой субъективности не поможет избежать ни одна программа.

    Стандартизация диагностической методики

    (по О.В. Беловой, 1997)

    Добиться объективности диагностической методики можно при выполнении следующих условий:

    • единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;
    • единообразие оценки выполнения теста;
    • определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

    Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

    Первый этап состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

    • условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять, когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
    • Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).
    • Наличие стандартного стимульного материала . Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются испытуемому оригинальный стимульный материал или искаженные копии.
    • Временные ограничения выполнения теста. Например, выполнение заданий тестов на интеллект обычно ограничено определенным промежутком времени.
    • Стандартный бланк для фиксации результатов, использование которого облегчает процедуру обработки.
    • Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.
    • Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься испытуемым как подсказка «правильного ответа» и др.
    • Учет влияния опыта испытуемого в тестировании. Естественно, что испытуемый, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если испытуемый уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

    Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: предварительной обработки и интерпретации полученных результатов. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д.

    Третий этап состоит в определении норм выполнения теста. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

    Школьные нормы

    разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей, устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны

    Профессиональные нормы

    устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп

    Локальные нормы

    устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, района, социального и экономического статуса и др.

    Национальные
    нормы

    разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

    Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

    Преимущества компьютерной психодиагностики

    Универсальность оборудования
    Персональный компьютер по своей функциональности может заменить целый комплекс приборов и позволяет при необходимости подключить дополнительное оборудование. Стандарты на вычислительную технику позволяют разработчику сосредоточить внимание на методической стороне создаваемого теста, который может быть использован практически на любом персональном компьютере.
    Возможность генерации заданий
    В психодиагностике существует проблема адаптации испытуемого к стимульному материалу (например, к числовым таблицам), что снижает эффективность повторного исследования. Возможность генерации тестовых заданий позволяет создавать большое количество разнообразных заданий, вводить в процесс исследования пробные (тренировочные) попытки и использовать диагностические методики в качестве тренажеров для развития психических качеств.
    Настройка условий эксперимента
    Управление настройками программы открывает широкие возможности для регуляции условий эксперимента - цвет, форма и размер объектов, время экспозиции и паузы, звуковые эффекты и т.п. Это позволяет создавать уровни сложности и адаптировать методику к различному контингенту испытуемых.
    Автоматизация и стандартизация тестирования
    Программная реализация диагностической методики требует наличие конкретного алгоритма, который может предусматривать определенную последовательность выполнения тестов в зависимости от полученных результатов. Работа компьютерной программы не зависит от продолжительности исследования, количества испытуемых и других факторов, влияющих на поведение человека-диагноста.
    Использование анимации
    Возможность изобразить объекты в движении позволяет создать новые, более эффективные диагностические и развивающие методики. Основой таких методик является моделирование динамических процессов и включение испытуемого непосредственно в развитие ситуации.
    Возможность фиксации дополнительных параметров
    В компьютерной реализации диагностической методики, когда весь процесс тестирования контролируется программой, может быть предусмотрена фиксация дополнительных параметров, которые расширяют комплекс характеристик исследуемого психического явления. Например, фиксация времени отдельного хода в многоходовых манипуляционных и бланковых тестах позволяет изучить динамику внимания в процессе выполнения задания.
    Оперативная обработка данных
    Автоматизация тестирования позволяет передать всю рутинную работу компьютеру, в том числе и математико-статистическую обработку полученных данных. Высокая скорость компьютерного расчета дает возможность использовать для обработки данных методы, которые раньше мало применялись из-за их сложности (регрессионный, дисперсионный, факторный анализ и др.). Оперативная обработка позволяет не только оценивать полученные результаты, но и моделировать другие варианты для изучения, что актуально в исследовании компенсаторных механизмов, взаимовлияния психических процессов, отношений в группе и т.д.
    Расширенные возможности представления результатов
    Компьютерные технологии предоставляют для графического изображения результатов практически неограниченные возможности. Использование цвета, шрифта, графики, звука и анимации позволяет акцентировать внимание на принципиальных особенностях полученных данных и нагляднее представлять итоги проведенной диагностики.
    Недостатки компьютерной психодиагностики и предложения по снижению их влияния

    Зависимость результатов тестирования от оборудования
    Любая диагностическая аппаратура имеет свои стандарты, что позволяет сравнивать данные, полученные в работе разных приборов. На результаты работы компьютерных методик влияют не только компьютерные комплектующие (тактовая частота процессора, объем памяти, видеокарта и т.д.), но и все работающие в данный момент программы (операционная система, драйверы и т.д.), которые существенно отличаются друг от друга. Наибольшее значение зависимость от оборудования проявляется в тестах, в которых используется предъявление визуального стимульного материала или требуется фиксировать отрезки времени меньше 0,1 секунды.
    Для того, чтобы снизить вероятность получения необъективных результатов,
    рекомендуется :

    • Не сравнивать результаты работы на разных компьютерах (и тем более результаты компьютерных и некомпьютерных методик);
    • Использовать для конкретного исследования только один компьютер и комплект программ;
    • Использовать программы, где определяется коэффициент конфигурации (показатель производительности hardware-software), который может служить критерием в сравнении данных;
    • Проводить стандартизацию (сравнение с независимым сигналом) для каждого исследования.

    Необходимость умения работы с компьютером
    На эффективность системы «человек-компьютер» влияет уровень специализированных умений работающего (восприятие информации на экране, нажатие клавиш, перемещение «мышью» и другие). На мой взгляд, возможное решение проблемы готовности испытуемого к работе с диагностической методикой – это использование пробных (тренировочных) заданий до приемлемого уровня освоения нужных действий.


    «Использование психолого-педагогических технологии в деятельности школьного психолога»

    РК, ВКО, г.Семей

    КГУ «Приреченская СОШ»

    педагог-психолог

    Жунуспаева Лаура Ауельбековна

    Организация эффективного обучения в современной школе предполагает интеграцию академических и инновационных форм и методов взаимодействия учителя и обучаемых. Такой подход имеет массу преимуществ. Прежде всего, он позволяет повысить конкурентоспособность обучаемых. При такой системе обучения личность имеет возможность улучшить свой вербальный и визуальный имидж, развить харизматический потенциал, научиться вести конструктивные переговоры,овладеть техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) и технологиями управления своей репутацией, раскрепоститься и приобрести уверенность в себе, формировать внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию и саморазвитию и др.

    Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

    Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

    Какие же психолого- педагогические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога?

    Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии:

      информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

      операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

      технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

      эвристические - на развитие творческих способностей личности.

      прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

    Рассмотрим данные технологии подробнее.

    Информационные технологии

    В деятельности школьного психолога информационные технологии очень актуальны.

    Благодаря реализации проекта «Развитие единой образовательной информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система образования достигла существенных успехов в области информатизации.

    С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога : диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:

    Создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,

    Выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on -line ,

    Проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

    Организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента),

    Организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

    Организацию школ дистанционного обучения

    Проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.

    Проведение опросов целевых групп

    Организацию психологического практикума для целевых групп

    Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того, одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.

    Одним из направлений использования информационной технологии в работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.

    В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.

    Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии оценки, а также структуру.

    В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме.

    Технология обучающих игр:

    Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

      Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;

      Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;

      Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

    Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

    Р оль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся.

    Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

    Здоровьесберегающие технолологии

    В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

    Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

      Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

      Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

      Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.

      Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

      Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

      Арт-терапия

    Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию , где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.

      Игровая терапия

    Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

    Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения,разных формах художественной экспрессии и др.

    Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

    Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.

    Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.

    Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

    В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

    Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

    Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

    Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

    Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

    Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

    В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

    Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

    Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

    Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

    Список используемой литературы:

      Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

      Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

    3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

      Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

      Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

      Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

      Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205

      Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

    Интернет-ресурсы:

      Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования

      Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...

      Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения