Требования к оформлению компьютерной презентации PowerPoint.

Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Основные требования к мультимедийной презентации:

1. Соблюдение единого стиля оформления.

2. Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point любой версии в едином стиле.

3. Размер файла должен быть не более 2Мб, количество слайдов 15-20шт.

4. Должны быть титульный, информационный и закрепляющий слайды.

5. Титульный слайд должен отражать тему презентации и кто ее выполнил (фамилия, имя, школа, город). На закрепляющем слайде указывается, откуда взяли информацию и иллюстративный материал (автор, год издания, и т.д.).

6. Формат презентации.

Параметры страницы:

Размер слайдов - экран;

Ориентация - альбомная;

Ширина - 24 см.;

Высота - 18см.;

Нумерация слайдов с «1».

7. Формат выдачи слайдов - «Презентация на экране».

8. Оформление слайдов:

Шрифты для использования: Times New Roman, Arial, Arial Narrow. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

Написание: нормальный, курсив, полужирный;

Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи четко читались на выбранном поле слайда.

9. В титульном и завершающем слайде использование анимационных объектов не допускается.

10. Не следует заполнять один слайд большим объемом информации.

11. Нужно использовать короткие слова и предложения.

12. Наиболее важная информация должна находиться в центре экрана.

13. Требования к информации: достоверность, полнота, использование современных источников информации, достаточность.

14. Требования к тексту: научность, логичность, доступность, однозначность, лаконичность, законченность.

15. Отсутствие грамматических и других ошибок.

17. Для фона следует использовать более холодные оттенки (синий, зеленый).

18. В мультимедийной презентации необходимо подобрать такое соотношение: фон - цвет шрифта, которое не утомляет глаза и позволяет легко читать текст.

19. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

20. Следует использовать эффекты анимации в середине слайда и при изменении слайда.

21. Анимация объектов должна проходить автоматически. Анимация объектов «по щелчку» не допускается.

22. Табличная информация вставляется в материал, как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel.

23. Не следует использовать таблицы с большим количеством данных.

24. Диаграмы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel.

25. Надписи к иллюстрированному материалу должны способствовать правильному восприятию предлагаемого материала.

26. Для файла мультимедийной презентации необходимо предоставить имя, он должен иметь расширение ppt. Например: Петренко-petrenko.ppt.

27. Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия.

Типичные ошибки в презентациях:

1. Отсутствие титульного слайда с темой урока, целью, фамилией, полным именем и отчеством автора презентации.

2. Отсутствие последнего слайда со словами «Спасибо за внимание!».

3. Отсутствие итога урока, выводов.

4. При раскрытии темы лексика не соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов.

5. Слайд содержит объем информации слишком велик для восприятия.

6. Отсутствуют источники информации: литература, интернет-сайты.

7. Излишнее использование анимации (занимает много времени, мешает логике восприятия содержания, чрезмерное количество анимационных объектов);

8. Презентация дублирует картинную наглядность, не имеет никакой ценности для активизации активности детей на уроке.

Удачи Вам в создании собственной презентации.

Общие требования к презентации.

1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МБОУ, где работает автор проекта и его должность.

3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

5. Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Требования к оформлению презентаций.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов. Стиль.

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон. Для фона предпочтительны холодные тона.Использование цвета.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации.

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории .

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24.

Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

Рамки; границы, заливку;

Штриховку, стрелки;

Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: учащиеся не могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

На последнем слайде презентации размещение ссылок на использованные источники и иллюстрации является обязательным.

Все иллюстрации и фотографии, используемые в презентации, должны быть оптимизированы (сжаты).

Для файла мультимедийной презентации необходимо предоставить имя, он должен иметь расширение ppt. Например: Петренко-petrenko.ppt.

Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия.

Типичные ошибки в презентациях.

1. Отсутствие титульного слайда с темой урока, целью, фамилией, полным именем и отчеством автора презентации.

2. Отсутствие последнего слайда со словами «Спасибо за внимание!».

Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Основные требования к мультимедийной презентации:

1. Соблюдение единого стиля оформления.

2. Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point любой версии в едином стиле.

3. Размер файла должен быть не более 2Мб, количество слайдов 15-20шт.

4. Должны быть титульный, информационный и закрепляющий слайды.

5. Титульный слайд должен отражать тему презентации и кто ее выполнил (фамилия, имя, школа, город). На закрепляющем слайде указывается, откуда взяли информацию и иллюстративный материал (автор, год издания, и т.д.).

6. Формат презентации.

Параметры страницы:

Размер слайдов - экран;

Ориентация - альбомная;

Ширина - 24 см.;

Высота - 18см.;

Нумерация слайдов с «1».

7. Формат выдачи слайдов - «Презентация на экране».

8. Оформление слайдов:

Шрифты для использования: Times New Roman, Arial, Arial Narrow. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

Написание: нормальный, курсив, полужирный;

Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи четко читались на выбранном поле слайда.

9. В титульном и завершающем слайде использование анимационных объектов не допускается.

10. Не следует заполнять один слайд большим объемом информации.

11. Нужно использовать короткие слова и предложения.

12. Наиболее важная информация должна находиться в центре экрана.

13. Требования к информации: достоверность, полнота, использование современных источников информации, достаточность.

14. Требования к тексту: научность, логичность, доступность, однозначность, лаконичность, законченность.

15. Отсутствие грамматических и других ошибок.

17. Для фона следует использовать более холодные оттенки (синий, зеленый).

18. В мультимедийной презентации необходимо подобрать такое соотношение: фон - цвет шрифта, которое не утомляет глаза и позволяет легко читать текст.

19. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

20. Следует использовать эффекты анимации в середине слайда и при изменении слайда.

21. Анимация объектов должна проходить автоматически. Анимация объектов «по щелчку» не допускается.

22. Табличная информация вставляется в материал, как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel.

23. Не следует использовать таблицы с большим количеством данных.

24. Диаграмы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel.

25. Надписи к иллюстрированному материалу должны способствовать правильному восприятию предлагаемого материала.

26. Для файла мультимедийной презентации необходимо предоставить имя, он должен иметь расширение ppt. Например: Петренко-petrenko.ppt.

27. Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия.

Типичные ошибки в презентациях:

1. Отсутствие титульного слайда с темой урока, целью, фамилией, полным именем и отчеством автора презентации.

2. Отсутствие последнего слайда со словами «Спасибо за внимание!».

3. Отсутствие итога урока, выводов.

4. При раскрытии темы лексика не соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов.

5. Слайд содержит объем информации слишком велик для восприятия.

6. Отсутствуют источники информации: литература, интернет-сайты.

7. Излишнее использование анимации (занимает много времени, мешает логике восприятия содержания, чрезмерное количество анимационных объектов);

8. Презентация дублирует картинную наглядность, не имеет никакой ценности для активизации активности детей на уроке.

Удачи Вам в создании собственной презентации.

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора и научного руководителя;
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов. Вновь же пришедшие ЦОРы, в основном, сложны в управлении, требуют от учителя-предметника дополнительных серьёзных знаний в области информатики и ИКТ);
  • последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий (если это необходимо) и список литературы.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации - это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль · Соблюдайте единый стиль оформления · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении.
Анимационные эффекты · Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:


Содержание информации · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты · Для заголовков - не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации · Следует использовать: o рамки; границы, заливку; o штриховку, стрелки; o рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

Создание учебной презентации

Презентация - это электронный документ, состоящий из слайдов, в ко­торых представлена содержательная часть информации (например, новый учебный материал), оформленная в виде рисунков, диаграмм, графиков, тек­ста; она может сопровождаться видео или звуковыми эффектами, привлекаю­щими внимание слушателя к теме.

Правила использования презентации на уроке.

Презентации широко применяются в учебном процессе. Но, к сожалению, педагоги нередко пытаются заменить ими свое участие в уроке.

Учебная презентация должна быть продумана: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность - все должно быть направлено на решение задач урока, а не на развлечение детей.

Лучше один раз увидеть , чем сто раз услышать . Демонстрировать опыты, взвешивать, смешивать вещества, измерять массу физических тел, сравнивать их размеры лучше на практике. А в презентациях можно показы­вать, например, модель Солнечной системы, движение крупных объектов (машин, поездов, слонов) или опасный химический опыт, т. е. то, что сложно или невозможно увидеть (сделать) в реальной жизни. При этом следует учи­тывать, что ученики-аудиалы в отличие от визуалов поймут вас, только когда услышат. Поэтому презентация не может быть на уроке единственным сред­ством обучения.

Лучше меньше , да лучше . Прежде чем создать учебную презентацию, учитель должен задать себе вопросы: " Зачем ?" и " Для кого ?". Действительно ли только с помощью презентации получится достичь на уроке поставленных задач или можно использовать другие средства обучения?

Целесообразнее создавать презентацию не к целому уроку, а фрагмен­ты - модули (игры, тесты, интерактивные плакаты, видео и флеш-ролики), и включать их в урок на определенных этапах.

Не навреди . Просмотр презентации требует определенных физических усилий от учащихся, поэтому использование презентации необходимо до­зировать. Общее время работы с презентацией на уроке не должно превы­шать 20-25 мин, при этом необходимо чередовать практические или пись­менные задания и работу с презентацией.

Распространённые ошибки при создании презентации.

Учителя при создании презентаций, как правило, допускают одни и те же ошибки.

Ошибка 1. Размещение в начале презентации информации из конспек­та урока: тема, цели, задачи. Это оправдано только в случае, когда тему урока формулируют сами ученики.

Ошибка 2. Дублирование на слайдах слов учителя: "Определи, докажи, соедини, проверь, отгадай". Инструкцию учитель может дать устно, если пре­зентация предназначена для фронтальной работы. Исключение составляют тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, когда ученик должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.

Ошибка 3. Использование ярких, пестрых фонов, избыточного количества рисунков. Это отвлекает от изучаемого материала и создает дополнительную нагрузку на зрение учащихся.

Если замысел требует рисованного фона, можно сделать его менее ярким (например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупро­зрачным и установив порядок "на задний план").

Ошибка 4. Излишнее использование эффектов анимации.

Во-первых, использование анимации снижает темп урока и отнимает драгоценное время; во-вторых, отвлекает учеников. Если анимирование объ­екта или текста не несет смысловой нагрузки (например, появление ответа на вопрос), то использовать этот прием не нужно.

Ошибка 5. Размещение на слайдах мелкого текста и мелких рисунков.

Рекомендуемый минимальный размер шрифта для презентации - 28. Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше (кто-то из учеников сидит недалеко от экрана, а кто-то в 5-6 м от него). Текста на слайдах должно быть как можно меньше.

Ошибка 6. Использование на одном слайде графических объектов раз­ного формата (например, одновременно фотографий и рисунков; рисунков с фоном и без фона; анимированных и статичных картинок).

Ошибка 7. Использование для иллюстративного ряда графических объ­ектов низкого качества. Для презентации необходимо выбирать изображения с подходящими размерами, чтобы их не приходилось растягивать, нарушая четкость и пропорции.

Ошибка 8. Выделение частей текста с помощью подчеркивания. Подчер­киванием в презентациях обозначаются только гиперссылки (при щелчке на которые осуществляется переход к другому слайду, документу, странице в Интернете).

В соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" каждая авторская презентация является интеллектуальной собственностью , автор имеет исключительные права на созданный им материал и на его публи­кацию. Всегда подписывайте свои методические разработки и материалы. Любой, кто захочет использовать этот материал, должен получить разрешение автора.

Но не стоит забывать, что используемые в презентации материалы (фо­тографии, графика, звуки и музыка, видеофайлы) также являются авторски­ми. Поэтому в конце презентации нужно разместить выходные данные диска или книги, которыми вы пользовались, либо ссылки на страницы в Интернете, где вы нашли эти файлы. Конечно, согласно Закону, необходимо указывать автора и использовать материалы только с его личного согласия, но это не так просто осуществить - в таких случаях лучше возложить ответственность на владельцев сайтов, которые разместили файлы в сети. Но ваша задача - как минимум дать ссылку на использованный источник.

У каждого файла в Интернете есть свой уникальный URL-адрес. Его можно узнать через вкладку "Свойства":

Правой кнопкой "мыши" щелкните по файлу и выберите вкладку "Свойства";

В открывшемся окне "Свойства" найдите URL-адрес файла, скопируйте его и сохраните.


Подготовка фотоматериалов и графики для размещения на слайдах.

В интернет-браузере Mozilla Firefox достаточно щелкнуть правой кнопкой по названию файла и выбрать вкладку "Копировать ссылку на изображение", в Internet Explorer - "Копировать ярлык".

Скачивая файл с презентацией, мы часто сталкиваемся с тем, что его объем слишком велик - потому что в презентации не оптимизированы графи­ческие файлы.

Самый простой способ сжать (оптимизировать) графический файл - воспользоваться панелью настройки изображения в презентации:

Выделите нужный рисунок в презентации;

На верхней панели выберите вкладку "Формат";

Нажмите иконку "Сжатие рисунков";

В настройках параметров сжатия отметьте строки "Автоматически вы­полнять базовое сжатие при сохранении", "Удалить обрезанные области рисунков" и "Экран: качество, достаточное для веб-страниц и проекторов"":

Нажмите дважды "ок";

Сохраните изменения в презентации.

Таким образом, объем презентации можно уменьшить как минимум в два раза.

Если фотография слишком темная или светлая, то с помощью той же вкладки "Формат" можно сделать эле­ментарную коррекцию изображения. Для этого используются инструменты настройки "Яркость" и "Контрастность". Если вы хотите выделить из рисунка какую-либо деталь или обрезать свободное поле, на помощь придет инструмент "Обрезка".

Это простейшие способы коррекции изображений прямо в презентации. Но лучше подготовить изображения для вставки в презентацию заранее. Про­грамма Microsoft Office Picture Manager позволяет изменить параметры яркости и контрастности, цвета, выполнить обрезку рисунка и даже убрать "эффект красных глаз" с фотографии. Эта программа входит в стандартный набор средств Microsoft Office, и ее использование не требует специальных знаний и умений.

Объекты WordArt

К сожалению, учителя часто используют готовые шаблоны WordArt, которые не предназначены для учебных презентаций, из-за чего слайды оказы­ваются перегруженными, нарушается стилевое единство. Но мало кто знает, что эти шаблоны можно изменить.

Инструкция по изменению объекта WordArt (для MS Office 2003) Шаг 1.

Шаблоны WordArt находятся на панели рисования - символ в виде голубой буквы "А". Нажмите на эту букву - откроется окно для выбора объекта из готовой коллекции .

Шаг 2.

Выбрав вид надписи из коллекции, щелкните по нужной картинке. Откроется окно редактирования надписи. Введите слово или фразу. Здесь вы можете выбрать шрифт, выделение, размер будущей надписи (его возможно будет изменить на самом слайде, растягивая за углы как кар­тинку).

Обратите внимание: если вы планируете опубликовать презентацию в Интернете или использовать ее на другом компьютере, необходимо выбрать стандартный тип шрифта или упаковать файл оригинального шрифта в одну папку с презентацией для установки на другом компьютере.

Шаг З.

Теперь вы можете изменить расположение вашей надписи на слайде, поменять цвет заливки, контуры букв и даже форму надписи.

Выделите созданное вами слово-объект WordArt. Рядом должна появить­ся панель настройки объекта. Если она не появилась, щелкните правой кноп­кой и выберите строку "Открыть панель настройки WordArt ".


С ее помощью вы можете:

Добавить новый объект;

Изменить текст;

Изменить стиль объекта;

Изменить цвет заливки и линий, форму надписи (сделать ее, например, в виде дуги или даже кольца);

Изменить направление и расположение надписи или расстояние между буквами.

Шаг 4.

Для того чтобы изменить цвет контурных линий и заливки, выберите значок в виде кисточки и вкладку "Цвет и линии".

В верхней части окна расположены параметры заливки. Выберите новый цвет или способы заливки - градиентную (из двух и более цветов или оттен­ков), текстуру или рисунок. Выбор заливки "Рисунок" позволяет использовать в качестве заливки пестрые фоны и даже анимированные картинки (можно сделать переливающуюся надпись).

В средней части окна настройки - параметры контурных линий. Здесь можно изменить цвет, ширину и тип линии.

По такому же принципу можно изменить цвет или заливку фона слайда.

Фон слайдов.

Для того чтобы изменить цвет фона презентации:

Правой кнопкой мыши щелкните по слайду, выберите строку "Фон";

Выберите строку "Другие цвета", подберите подходящий цвет и его оттенок во вкладке "Спектр".

Если необходимо сделать фактурную запивку, выберите строку "Спосо­бы заливки". Нам предлагается несколько вариантов заливки слайда: гради­ентная, текстурная или рисунок.

Градиент - это переход цвета или оттенков цвета.

Также здесь вы можете выбрать направление градиента - вертикальное, от центра или от угла.

Текстура - это покрытие повторяющимся элементом фона всей поверх­ности слайда.

Текстура для заливки слайдов используется крайне редко, но тем не ме­нее с ее помощью вы можете, например, создать фон под тетрадь в клетку.

В стандартном наборе представлены разные виды текстур для фона, но не все они могут быть использованы в учебной презентации. Подходящий фон также можно найти в Интернете.

На панели "Способы заливки" выберите вкладку "Текстура". Нажмите кнопку "Другая текстура" и выберите рисунок фона, предварительно скачанный из Интернета.

Рассмотрим тип заливки " Рисунок".

Во вкладках "Способы заливки" выберите "Рисунок". Нажмите в появив­шемся окне кнопку "Рисунок" и в своем компьютере выберите подходящую иллюстрацию для фона. Можно установить флажок в параметрах фона "Со­хранять пропорции рисунка".

Эта заливка создает фон в виде целого рисунка. Такой фон невозможно случайно сдвинуть. Он занимает всю поверхность слайда точно по размерам и как бы встроен в презентацию.

Обратите внимание: при переносе (копировании) слайда в новую презентацию фон не сохраняется.

Программа PowerPoint хороша тем, что предоставляет много возможностей для организации интерактивной работы на уроке при довольно несложном техническом воплощении задумки учителя. Это могут быть интерактивные игры, тесты, работа над ошибками.

Один из технологических приемов организации интерактивной работы на уроке - использование гиперссылок.

Гиперссылка - часть электронного документа, которая отсылает к дру­гому элементу (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе, либо к другому объекту (файл, директория, приложение), распо­ложенному на локальном компьютере или в сети Интернет.

С помощью гиперссылок можно сделать презентацию нелинейной, т. е. переходить к любому слайду в соответствии с вашей логикой урока, например. с какого-либо слайда перейти в словарик для толкования непонятного слова в презентации и вернуться обратно, прямо на уроке выйти в Интернет, орга­низовать интерактивную игру.

Одной из простейших разновидностей гиперссылок являются управляю­ щие кнопки.

С их помощью можно:

Осуществлять переход к нужному вам слайду презентации;

Запускать аудиофайлы, видеофайлы, программы;

Открывать документы, которые находятся вне презентации.

Обратите внимание : перед присваиванием адреса ссылки необходи­мо поместить все нужные документы в одну папку с презентацией.

Инструкция по установке управляющих кнопок Шаг 1.

В нижней части окна приложения PowerPoint есть вкладка "Автофигуры". Нажмите на нее и выберите вкладку "Управляющие кнопки".

Шаг 2.

После выбора кнопки и установки ее на слайд появляется меню "Настрой­ка действия". С его помощью можно установить конечный адрес ссылки (т. е. куда приведет нажатие кнопки) - следующий, последний, первый или любой по выбору слайд; либо настроить запуск музыки или видео.


Создание интерактивных игр с помощью гиперссылок.

На основе гиперссылок можно создать игровое поле или титульный лист для интерактивных игр.

Игровое поле может быть с номерами вопросов (например, для викто­рины), с персонажами, предметами, щелкнув по которым, игрок переходит к заданию.

Инструкция по созданию игрового поля с помощью гиперссылок

Шаг 1.

Разместите на первом слайде необходимые объекты. Это могут быть геометрические фигуры с номером или текстом (названием) задания либо фигурки-картинки "игроков", предлагающих задания.

Шаг 2 .

Выделите объект и щелкните правой кнопкой. Выберите во вкладке строку Гиперссылка".

В появившейся вкладке нужно выбрать следующее:

· если игры собраны как отдельные файлы в одной общей папке: "Свя­зать с файлом, веб-страницей" - "Текущая папка" - "Название игры";

· если игры объединены в одну презентацию: "Место в документе" - первый слайд игры;

· если игра одна с градациями вопросов по темам и баллам: "Место в документе" - слайд с соответствующим номером.

Ш а г З.

На последнем слайде игры или на слайде с вопросом необходимо установить фигуру с гиперссылкой или управляющую кнопку для возврата на игровое поле.

Текстовые гиперссылки обычно имеют стандартный цвет используе­мого шаблона оформления презентации. Но иногда цвет выбранного вами фона может совпасть с цветом гиперссылки "по умолчанию". В такой ситуации необходимо внести изменения в шаблон презентации.


Откройте вкладку "Конструктор" (если сразу ее не видите, попробуйте создать пустой слайд).

Шаг 2.

Выберите вкладку "Цветовые схемы". Можно изменить (или выбрать) готовую цветовую схему, можно создать свою. Во втором случае нажмите ссылку "Изменить цветовые схемы".

ШагЗ.

Для этого выделите цветной квадратик рядом с нужным пунктом и на­жмите кнопку "Изменить цвет". Там же можно изменить и другие параметры слайда.

Шаг 4.

Сохраняем изменения.

Методика использования учебной презентации.

Учебная презентация может быть использована в преподавании всех учебных предметов, на уроке любого типа, на каждом этапе урока:

При объяснении нового материала (для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.);

Наглядной демонстрации процесса (построение диаграмм, таблиц, схем и т. д.), который невозможно или сложно показать с помощью плакатов или меловой/магнитной доски;

Презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: для сопровождения собственного доклада, как отчет о проведенных исследованиях в рамках деятельности по проекту;

Контроле знаний: индивидуальная/групповая работа с тестами и тренажерами.

Варианты использования презентаций в процессе преподавания различных школьных предметов .

Математика - демонстрация анимированных иллюстраций и моделей к задачам, цепочки и другие интерактивные задания для устного счета, интер­активные игры (например, на знание таблицы умножения), интерактивные плакаты. Такие возможности программы позволяют значительно сэкономить время урока за счет домашних заготовок: вместо длинных записей на доске - один щелчок мыши.

Русский язык - иллюстрирование правил русского языка , грамматиче­ских сказок, картинных словарных диктантов, фразеологизмов, репродукций картин к сочинениям, тесты на знание правописания, списывание с пропущен­ными орфограммами с последующей проверкой.

Литература -демонстрация портретов писателей, фактов их биогра­фии, иллюстрация эпизодов из произведений, составление плана, словар­ная работа, чистоговорки, скороговорки, проведение тестов и проверочных работ .

Природоведение, география, биология - демонстрация рисунков, фотографий явлений и объектов окружающего мира, анимированных схем и иллюстраций (например, круговорота воды или опыления), карт, в т. ч. интер­активных, цепи питания; использование кроссвордов, тестов.

История - демонстрация портретов исторических личностей, учебных картин и карт, использование динамических схем для установления причинно-следственных связей, проведение тестов и проверочных работ.

Физика, химия - наглядная демонстрация опытов и процессов, которые невозможно или сложно провести на практике.

Изобразительное искусство, технология - демонстрация портретов художников, репродукций, схем, последовательности выполнения рисунка или поделки, образцов изделий и этапов работы и т. д.

Варианты использования презентаций во внеурочной и внеклассной деятельности .

Работа с учащимися - тематические классные часы , коллективные и командные интеллектуальные игры в интерактивном режиме, иллюст­ративный и музыкальный материал к праздникам, проектная деятель­ность.

Работа с родителями - тематические родительские собрания, видео - и фотоотчеты, ознакомление родителей с особенностями выполнения домашних заданий и т. п.

Методическая работа - создание портфолио, обобщение опыта, вы­ступления на семинарах, методических объединениях, педагогических советах.

Оценить качество учебной презентации можно по критериям, приве­денным в приложении 1. Преподаватель должен знать санитарно-эпидемио­логические правила применения презентаций на уроке (приложение 2), технические требования к их оформлению (приложение 3), владеть мето­дическими приемами использования данного ресурса на уроке. Грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает эффективность образовательного процесса, взаимодействие педагога и учащихся, позво­ляет превратить учащегося из зрителя в активного участника учебного процесса.

Приложение 1

КРИТЕРИИ оценки качества учебной презентации

Инструкция. Определите качество представленной на уроке (внеклассном мероприятии) учебной презентации, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла - данный при­знак выражен хорошо, вписывается в общую концепцию урока (мероприятия); 2 балла - в основном присутствует, 1 балл - выражен слабо.

Учитель:___________________________________________

Предмет:___________________________________________

Тема урока (мероприятия):_________________________

Критерии оценивания

Целесообразность использования презентации на конкретном уроке, соответ­ствие заявленным целям и задачам

Работоспособность всех элементов презентации

Качество фото - и видеоматериалов, графических файлов презентации (чет­кость, размеры, количество, целесообразность использования, единый стиль графики на слайде)

Целесообразность использования анимации, спецэффектов (анимация заго­ловков, текста, рисунков, агрессивность видов анимации)

Целесообразность использования звукового сопровождения (звуки смены слайдов, озвучивание анимации объектов, музыка и другие звуковые эффекты)

Дизайн слайдов (целесообразное использование готовых шаблонов, коррект­ное расположение объектов на слайде - отсутствие наложений, соответствие размеров всех объектов, единый стиль оформления всех элементов слайда, цветовая гамма текста и фона, целесообразное использование гарнитуры и размера шрифтов)

Удобство навигации (наличие и целесообразность управляющих кнопок, гиперссылок, корректная смена слайдов)

Учет санитарно-гигиенических норм (продолжительность и условия работы уча­щихся с презентацией, соблюдение технических условий использования мульти­медийных материалов, соответствие оформления и дизайна нормам здоровье-сбережения - размер шрифта, контраст текста и фона, корректное использование цвета фона и текста, отсутствие пестроты и мелькания, четкость изображений)

Обработка результатов

Обработка результатов проводится путем простого математического подсчета суммы баллов по всем критериям. Для оценки уровня качества мультимедийной учебной пре­зентации используются следующие показатели:

17-24 балла - высокий уровень;

8-16 баллов - средний уровень;

м енее 8 баллов - низкий уровень.

Приложение 2

Санитарно- эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 " Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (извлечения)

<...> 2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТОО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице. <...>

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств о бучения

Классы

Длительность просмотра (мин)

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

В течение недели количество уроков с применением ТОО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилак­тических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте. <...>

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. <...>

Постановление Правительства РФ от 07.12.2009 307 " Об утверждении технического регламента о безопасности продукции , предназначенной для детей и подростков " (извлечения )

<...> 36. Требования безопасности предъявляются к электронным учебным изданиям.

Соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3 и для негативного изображения (выворотки) - 3:1.

Для текстовой и (или) знаковой информации в электронном издании не допускается применять:

Узкое и (или) курсивное начертание гарнитуры шрифта;

Более 4 цветов различных длин волн на одной электронной странице;

Красный фон;

Движущиеся строки по горизонтали и вертикали.

Оформление электронных учебных изданий для общеобразовательных школ должно соответствовать требованиям согласно таблице. <...>

Требования , предъявляемые к оформлению электронных учебных изданий для общеобразовательных школ.

Объем текста единовременного прочтения (кол-во знаков, не более)

Кегль шрифта (пунктов)

Высота пропис­ной буквы (мм, не менее)

Длина строки (мм, не менее)

Группа шрифта

(примеры гарнитур)

Яркостные характеристики электронных страниц

Рубленые (Arial, Veranda и др.)

Яркость экрана -35-1 2Бкд/м2,

отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости не более ± 20%

Рубленые или с засечками (Georgia, Times New Roman и др.)

Рубленые

Рубленые или с засечками

Рубленые

<...> При использовании дисплея на электронно-лучевой трубке следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Оптимальными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне.

Количество электронных страниц с текстовой и (или) знаковой информацией в общем количестве электронных страниц (без учета видеоматериалов) не должно превышать:

20% - для детей младшего школьного возраста;

60% - для детей старшего школьного возраста. <...>

Триггер – одно из средств анимации в презентации Microsoft Office PowerPoint, позволяющее задать действие выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку. Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными.

Не допускается применение узкого или курсивного начертания гарнитуры шрифта