Макиавелли Никколо: философия, политика, идеи, взгляды. Философские воззрения никколо макиавелли

Никколо Макиавелли – философ эпохи Ренессанса, знаменит своими социально-философскими и политическими взглядами. Среди трудов, которые характеризуют философскую деятельность, наиболее популярные «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искустве», а также пьесы, романы, лирика и несколько философских рассуждений.

Никколо Макиавелли – философия кратко

Эпоха Ренессанса глубоко пересмотрела устоявшиеся взгляды Средневековья. На примере философии Никколо Макиавелли можно вникнуть в изменения: концепция божественного предопределения человеческой судьбы, занимавшая центральное место в философско-религиозных учениях, была отодвинута на второй план. Ей на смену приходит понятие фортуны или силы обстоятельств, тем самым изменяя роль человека – отныне он властен своей судьбой и обязан вступить в битву со сложившимися обстоятельствами.

Основные понятия философии Никколо Макиавелли:

  • Вирту (virtu): талант, человеческая энергия, которые стоят на одном уровне с фортуной, как движущей силой истории.
  • Судьба. Ей противоречат людская доблесть и труд.
  • Свобода воли, которая находит свое воплощение в политике.

Политическая философия Никколо Макиавелли кратко

Политик получила первенстве среди прочих учений в философии Никколо Макиавелли. По мнению мыслителя, правила и естественные причины, которые в ней заложены, позволяют человека проявить себя. Раскрываются возможности, можно принять меры в борьбе со стечением обстоятельств, даже предвидеть дальнейший ход событий, не полагаясь слепо на рок или божественное проведение, как это было свойственно предшествующей эпохе.

Свои политические воззрения Никколо Макиавелли изложил в труде «Государь». Политика, по мнению мыслителя, основа на практике – действия определяют реальный исход дела, а теоретические предпосылки и пустая болтовня, имевшие место ранее, лишь создают иллюзии на пустом месте. Именно в философии Н. Макиавелли политика навсегда расстается с нравственной подоплекой, тем самым переходя к конкретике и действиям, рассмотрению реальных поступков людей взамен извечного размышления, как им следует поступать.

Политика основывается на:

  • Исследованиях качества человека и его природы;
  • Изучение соотношения общественных интересов, сил и страстей;
  • Объяснении реального положения вещей в обществе;
  • Уходе от утопических мечтаний, догматизма;

Социально-философские взгляды Никколо Макиавелли

В основе социально-философских взглядах Никколо Макиавелли лежит принцип человеческой природы. По характеристике самого мыслителя этот принцип универсальный, так как распространяется на всех граждан государства вне зависимости от класса.

Человеческая природа, по мнению Н. Макиавелли не безгрешна: все люди неблагодарны, непостоянны, лицемерны, лживы, их влечет нажива. Эгоистическая сущность человека должна быть подконтрольна сильной руке, о чем философ конкретнее писал в «Государе». Поскольку автор исключает божественное начало, отдаляясь от религиозных взглядов, лишь истинный правитель, по его мнению, может вести за собой народ.

Мудрый правитель, по мнению Н. Макиавелли, знаком со злом, как основой человеческой природы, но, при этом, может не удаляться от добра. В нем соединены одновременно качества льва и лисицы – достойность, честь, доблесть и хитрость, изощренность разума.

(2 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Никколо Макиавелли краткая биография и интересные факты из жизни итальянского мыслителя, философа, писателя, политического деятеля изложены в этой статьи.

Никколо Макиавелли биография кратко

Никколо Макиавелли появился на свет в деревушке Сан-Кашано, около Флоренции, 3 мая 1469 года в обедневшей дворянской семье. Юноша получил прекрасное образование. Добротно владел латинским языком, поэтому читал древних авторов в оригинале и разбирался в итальянской классике.

В 1498 году он получает должность секретаря Второй канцелярии, позже, но в этом же году – работу секретаря Совета Десяти. Макиавелли отвечал за дипломатию и военную сферу. Долгое время, целых 14 лет, мыслитель выполнял различные поручения правительства: вместе с членами посольства ездил в итальянские государства, Францию и Германию, составлял доклады и справки по действующим политическим вопросам, отвечал за переписку. Зато подобная работа, опыт дипломатической и государственной службы стали основой для последующего создания политических и социальных концепций.

Когда в 1512 году к власти пришли Медичи, Макиавелли из-за расхождения взглядов и споров уходит в отставку. Его, ярого республиканца, высылают на год из города. Спустя год мыслителя арестовывают как возможного участника заговора и пытают. Наконец Никколо помиловали и отправляют в поместье Сант-Андреа.

В имении у него был самый плодотворный период творчества. Он написал много работ на тему политической истории, философии и теории военного дела. В 1513 году была написана работа, которая увековечила его имя в мировой истории — «Государь». Лозунг этого трактата — цель оправдывает средства. В нем автор затрагивал вопросы объединения раздробленной политически Италии в одно сильное государство.

В 1520 году Папа Климент VII вызывает Никколо Макиавелли и назначает его историографом. Папа заказал ему написание истории Флоренции. Также ему принадлежит написание песен, новелл, поэм и сонетов.

В последние свои годы жизни пытался вернуться в политику, но безутешно. На весне 1527 года его кандидатура как канцлера Флорентийской республики была отклонена. А 21 июня 1527 года, пребывая в родной деревне, мыслитель и философ потерял сознание.

Знаменитые труды Макиавелли – «Государь», «Трактат о военном искусстве», «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия», комедия «Мандрагора», «История Флоренции».

Никколо Макиавелли (1469--1527 гг.). родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, в 1469 году, в семье Бернардо ди Николо Макиавелли (1426--1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441--1496). У него было две старшие сестры -- Примавера (1465), Маргарита (1468), и младший брат Тотто (1475). В юности Никколо не получил широкого образования, в отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно -- с одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты своих наблюдений. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Был знаком с трудами Тита Ливия, Иосифа Флавия, Цицерона, Макробия, Древнегреческий не изучал, но читал латинские переводы Фукидида, Полибия и Плутарха, у которых черпал вдохновение для своих исторических трактатов.

Этот реальный жизненный опыт и оказался, может быть, главным источником всего творчества Макиавелли. Недаром, говоря о самом себе, он однажды написал: "Сначала жить, потом философствовать".

Уже в молодые годы он оказался приближенным к республиканским властям Флоренции. Занимая пост секретаря комиссии Десяти -- фактического правительства Флорентийской республики, -- Никколо Макиавелли оказался в самой гуще европейской политики, неоднократно исполняя различные политические и дипломатические поручения. На этом посту Макиавелли проявил недюжинные организаторские и дипломатические способности, уже тогда прославившись, так сказать, как "человек действия". макиавелли натурфилософия мор гуманист

В 1512 году, после свержения республиканского строя во Флоренции, Макиавелли оказался в опале, а в следующем, 1513 году, по подозрению в участии в заговоре он был даже арестован и подвергнут пыткам.

В итоге, Никколо Макиавелли запретили проживание во Флоренции и он был удален в свое небогатое поместье. Находясь в вынужденном бездействии, он занялся литературным и философским творчеством, написав несколько сочинений -- "Рассуждение на первую декаду Тита Ливия", "История Флоренции", а также трактат под названием "Государь", ставший наиболее известным из всех его работ и принесший ему посмертную мировую славу. Произведения Макиавелли были опубликованы только после смерти мыслителя в начале 30-х гг. XVI в.

Произведения Макиавелли необходимо рассматривать как закономерное выражение его эпохи. Условия, в которых он жил, определялись противоречиями в трех сферах: в пределах Флорентийской республики (необходимость развития города-государства), внутри Италии (междоусобная борьба итальянских государств и папства), в рамках Европы (торговая конкуренция, участие итальянских республик в большой европейской политике).

Каково же было в то время состояние Италии? Она перестала быть государством. Все ее части завоевали суверенитет, многие превратились в сеньории. При этом строе сохранились внешние формы республиканского строя, но фактически города-государства управлялись представителями одного знатного рода, передававшего власть по чисто династическому принципу. Италия превратилась в беспорядочное смешение независимых государств, внутри которых по воле случая устанавливалось монархическое, аристократическое или демократическое правление. Италия стала ареной войн, которые иноземные державы стали вести за ее земли. Немцы, французы, швейцарцы постоянно нападали на Италию и грабили ее.

В эти страшные годы и появилось произведение «Государь» Никколо Макиавелли, к чтению которого нужно подходить с точки зрения тех исторических событий. В своем произведении, вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, кто предлагал умилительный идеал государя, обладающего лишь превосходными положительными качествами. Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет - каким нужно быть новому государю в реальной жизни - он дает аргументированно, ссылаясь на действительные события мировой истории. Новый Государь Никколо Макиавелли - это не просто человек, обладающий набором качеств и свойств, не просто идеальный образ. Макиавелли основательно, тщательно, бережно и продуманно выстраивает зримый, живой и притягательный образ Нового Государя. Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть.

Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. После истощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти подданных. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И, как и в течение всего произведения, приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения.

Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им.

Именно из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств.«Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, а его объявили пособием для абсолютных монархов и диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности единовластия. К тому же обвинители «не замечали» в той же главе такие слова автора: «Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив». Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах. При этом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит то него самого.

Советует государю Макиавелли и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но только если это не идет в разрез с интересами его государства. Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства. «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе». То есть пусть он будет силен, как царь зверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса. Макиавелли призывает государя к бдительности.

Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя. Много внимания уделяет Макиавелли отношениями нового государя с народом.

Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.

Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.

Правителю, по утверждению автора «Государя», может грозить лишь две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство - «не быть ненавистным народу».

Макиавелли четко делит подданных государя на знать и народ. Он считает достижение равновесия между этими группами одной из важнейших задач мудрого правителя. Причем небезосновательно считает, что народ гораздо большая сила, чем знатные подданные.

Макиавелли учил не только устанавливать власть, но и придавал большое значение тому, как эту власть сохранить. Советы автор дает не отвлеченные, а подтвержденные реальными историческими событиями. В вопросе сохранения власти после ее завоевания Макиавелли рассматривает большое количество подходящих способов: выбор друзей и советников, постройка или, наоборот, разрушение крепостей, содержание армии и т.д.

Почитание и уважение государя подданными - одно из главных условий сохранения им власти в стране. «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки», -- утверждает Макиавелли. По существу, он излагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, которые должны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, добродетелей и доблестей.

«Государя уважают также, если он открыто заявляет себя врагом или другом», то есть не колеблется, если нужно выступить за или против. Макиавелли рисует многосторонний облик нового государя.

Не обходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя -- его ближайшее окружение. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей». Именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя, это выбор советников.

Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.

В одной из глав своего произведения Макиавелли пытается предостеречь государя от льстецов. Уберечься от них, не попасть под их влияние, не потеряв почтения, не так просто, как кажется.

Макиавелли опровергает и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависит от добрых советов. Это не так, наоборот, «государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы».

Наделяя нового государя неограниченной властью, Макиавелли, в строгом соответствии с этим, возлагает на него всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Меньше полагаться на судьбу советует автор правителю, а больше уделять внимание правлению, мудрому и умелому. Государь должен рассчитывать прежде всего на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу.

Хотя Макиавелли и признает, что судьба «повинна» в половине происходящих событий, однако вторую половину он отдает в руки человека.

Не раз и не два, в различных главах различной тематики, Макиавелли возвращается к вопросу о войске государя. Любое войско можно отнести, по его мнению, к одной из четырех групп: собственное, наемное, союзническое и смешанное. И постоянно, рассматривая различные исторические ситуации, автор приходит к выводу, что наемные и союзнические войска опасны для правителя. Макиавелли считает, что собственная сильная армия просто необходима любому правителю, который не хочет потерять власть. Собственную армию автор рассматривает «как подлинную основу любого военного предприятия, потому что нельзя иметь более хороших солдат, чем свои».

Одно из самых важных достижений Макиавелли -- вычленение политики в самостоятельную науку. Политика, согласно убеждениям Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении.

Исходя из требований своего времени, Макиавелли формулирует важную историческую задачу -- создание единого унитарного итальянского государства. По ходу мысли Макиавелли приходит к выводу, что вести народ к построению нового государства может лишь государь. Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное, символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны никакому живому правителю. Именно поэтому Макиавелли большую часть своего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобы выполнить историческую задачу -- построение нового государства.

Исследование построено строго логически, объективно. Макиавелли исходит из реального жизненного опыта и пытается возводить свои теоретические построения на фундаменте этого опыта. «Государь» является живой картиной того времени.

Все упоминаемые лица произведения реальны. Современники автора или исторические деятели выводятся в «Государе» для того, чтобы что-то доказать или опровергнуть. В выборе имен, событий, мест сражений у Макиавелли нет ничего случайного, все выполняет определенную функцию.

Стиль «государя» необычен для научных произведений того времени. Это не стиль трактатов, а стиль человека действия, человека, который хочет вызвать действие.

Произведения Макиавелли -- это выражение личности, которая хочет вмешаться в политику и историю своей страны. Макиавелли -- это человек, постигающий и раскрывающий основные тенденции своей эпохи, ее главные требования и стремления, решивший коренным образом изменить дальнейшее развитие своей страны.

Весьма показательной в этом отношении является глава IX о гражданском княжестве. В ней Макиавелли раскрывает взаимоотношения государя, знати и народа между собой, их интересы и цели. Власть приобретается благодаря расположению народа или знати. Знатные хотят угнетать народ, а народ не хочет, чтобы его угнетали. В итоге или знатные выдвигают из своих рядов правителя, или народ вручает этот титул своему избраннику. Власть, полученную от народа, Макиавелли считает гораздо более прочной, так как от знати государь может себя обезопасить, но от враждебно относящегося к нему народа -- нет.

Убедительно советует Макиавелли государю никогда не навлекать на себя гнев и ненависть народа. Наоборот, мудрый государь всегда найдет способ привлечь народ на свою сторону. Таким образом, расстановка классовых сил, структура политической власти формируют стратегию и тактику всех участников политической жизни государства.

Никколо Макиавелли (1469-1527) – виднейший представитель всех прозаических, отчасти и поэтических жанров в классический период итальянской литературы . На его гробнице во флорентийской церкви Санта-Кроче сделана надпись: «Нет хвалы, достойной его». Такое мнение о нем объясняется его пламенным и бескорыстным патриотизмом. Отталкивающие понятия, излагаемые им в трактате «Государь » становятся понятны, если мы припомним тогдашнее состояние Италии, терзаемой междоусобиями и иноземными нашествиями. Император и папа, немцы, французы, испанцы, швейцарцы опустошали Италию; войны начинались вероломно, мирные договоры заключались только для того, чтобы быть нарушенными. Не было ни одного государя, который соблюдал бы свои обещания; добросовестность в политических делах не существовала. Под этими впечатлениями выработались политические принципы Макиавелли. Неудивительно, что они чужды всех правил честности. Макиавелли искренно высказывал то, что думал. Его «Государь» – изложение системы, которой держались тогда все правительства, боровшиеся между собою в Италии.

Портрет Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито, вторая половина XVI века

Итальянский писатель и философ Макиавелли Никколо был важным государственным деятелем во Флоренции, занимая должность секретаря, отвечавшего за ведение внешней политики. Но гораздо большую известность ему принесли написанные им книги, среди которых особняком стоит политический трактат «Государь».

Биография писателя

Будущий писатель и мыслитель Макиавелли Никколо родился в пригороде Флоренции в 1469 году. Его отец был адвокатом. Он сделал все, чтобы сын получил лучшее по тем временам образование. Для этой цели не было места лучшего, чем Италия. Главным кладезем знаний для Макиавелли стал латинский язык, на котором он прочитал огромное количество литературы. Настольными книгами для него стали труды античных авторов: Макробия, Цицерона, а также Тита Ливия. Юноша увлекался историей. Позже эти вкусы отразились на его собственном творчестве. Ключевыми для писателя стали работы древних греков Плутарха, Полибия и Фукидида.

Макиавелли Никколо начал свою государственную службу в то время, когда Италия страдала от войн между многочисленными городами, княжествами и республиками. Особое место занимал Папа Римский, который на рубеже XV и XVI вв. был не просто религиозным понтификом, но и значимой политической фигурой. Раздробленность Италии и отсутствие единого национального государства делали богатые города лакомым куском для других крупных держав - Франции, Священной Римской империи и набирающей мощь колониальной Испании. Клубок интересов был очень сложным, что приводило к зарождению и расторжению политических союзов. Судьбоносные и яркие события, свидетелем которых стал Макиавелли Никколо, сильно повлияли не только на его профессионализм, но и на мировоззрение.

Философские взгляды

Идеи, изложенные Макиавелли в его книгах, существенно повлияли на восприятие обществом политики. Автор стал первым, кто подробно рассмотрел и описал все модели поведения правителей. В книге «Государь» он напрямую заявил о том, что политические интересы государства должны превалировать над договоренностями и другими условностями. Из-за этой точки зрения мыслитель считается образцовым циником, который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Государственную беспринципность он объяснял служением высшей благой цели.

Никколо Макиавелли, философия которого родилась в результате личных впечатлений от состояния итальянского общества начала XVI века, не только рассуждал о пользе той или иной стратегии. На страницах своих книг он подробно описал строение государства, принципы его работы и взаимоотношения внутри этой системы. Мыслитель предложил тезис о том, то политика является наукой, в которой есть свои законы и правила. Никколо Макиавелли считал, что человек, в совершенстве овладевший этим предметом, может предсказывать будущее или определять исход того или иного процесса (войны, реформ и т. д.).

Важность идей Макиавелли

Флорентийский писатель эпохи Возрождения ввел в гуманитарную науку много новых тем для рассуждения. Его диспут о целесообразности и соответствии моральным нормам поставил острый вопрос, над которым до сих пор спорят многие философские школы и учения.

Рассуждения о роли личности правителя в истории также впервые появились из-под пера Никколо Макиавелли. Идеи мыслителя привели его к выводу, что при феодальной раздробленности (в которой, например, пребывала Италия) характер государя подменяет собой все властные институты, что наносит вред жителям его страны. Иначе говоря, в раздробленном государстве паранойя или слабость правителя приводит к десятикратно худшим последствиям. За свою жизнь Макиавелли увидел достаточно таких живописных примеров благодаря итальянским княжествам и республикам, где власть качалась из стороны в сторону как маятник. Часто такие колебания приводили к войнам и другим бедствиям, которые больнее всего били по простому населению.

История «Государя»

Следует отметить, что трактат «Государь» писался как классическое руководство по применению, предназначенное для итальянских политиков. Подобный стиль изложения сделал книгу уникальной для своего времени. Это был тщательно систематизированный труд, в котором все мысли излагались в форме тезисов, подкрепленных реальными примерами и логическими рассуждениями. «Государь» был опубликован в 1532 году, спустя пять лет после смерти Никколо Макиавелли. Взгляды бывшего флорентийского чиновника тут же нашли отклик у самой широкой публики.

Книга стала настольной для многих политиков и государственных деятелей последующих столетий. Она активно переиздается до сих пор и является одним из столпов гуманитарных наук, посвященных обществу и институтам власти. Главным материалом для написания книги стал опыт падения Флорентийской республики, которое пережил Никколо Макиавелли. Цитаты из трактата были включены в разные учебники, по которым учили госслужащих разных итальянских княжеств.

Наследственность власти

Свой труд автор разделил на 26 глав, в каждой из которых обращался к тому или иному политическому вопросу. Глубокое знание истории Никколо античных авторов часто попадаются на страницах) позволило доказать свои догадки на опыте древней эпохи. Например, он посвятил целую главу судьбе персидского царя Дария, захваченного В своем очерке писатель дал оценку произошедшему падению государства и привел несколько аргументов о том, почему страна не взбунтовалась после смерти молодого полководца.

Вопрос о видах наследственности власти очень интересовал Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, напрямую зависела от того, каким образом престол переходит от предшественника к преемнику. В случае если трон передается надежным путем, государству не будут угрожать смуты и кризисы. В то же время в книге приведено несколько способов удержания тиранической власти, автором которых был Никколо Макиавелли. Кратко говоря, государь может переселиться на новую захваченную территорию, чтобы самому непосредственно следить за местными настроениями. Ярким примером такой стратегии стало падение Константинополя в 1453 году, когда турецкий султан перенес в этот город свою столицу и переименовал ее в Стамбул.

Сохранение государства

Автор попытался подробно объяснить читателю то, как можно удержать захваченную иноземную страну. Для этого, согласно тезисам писателя, есть два способа - военный и мирный. При этом оба метода допустимы, и их нужно умело сочетать, чтобы одновременно задабривать и пугать население. Макиавелли был сторонником создания колоний на приобретенных землях (приблизительно в том виде, как это делали древние греки или итальянские морские республики). В той же главе автор вывел золотое правило: государю необходимо поддерживать слабых и ослаблять сильных, чтобы сохранять баланс внутри страны. Отсутствие мощных противодействующих движений помогает сохранить власти монополию на насилие в государстве, которая является одним из главных признаков надежного и стабильного правления.

Так описывал способы решения этой проблемы Никколо Макиавелли. Философия писателя сформировалась как совокупность его собственного управленческого опыта во Флоренции и исторического знания.

Роль личности в истории

Так как Макиавелли уделял большое внимание вопросу о важности личности в истории, он также составил короткий очерк тех качеств, которыми должен обладать эффективный государь. Итальянский писатель делал упор на скупость, критикуя щедрых правителей, тративших свою казну впустую. Как правило, такие самодержцы вынуждены прибегать к повышению налогов в случае возникновения войны или другой критической ситуации, что крайне раздражает население.

Макиавелли оправдывал жесткость правителей внутри государства. Он считал, что именно такая политика помогает обществу избежать лишних беспорядков и смут. Если, например, государь преждевременно казнит людей, склонных к мятежу, он убьет несколько человек, при этом спасая все остальное население от ненужного кровопролития. В этом тезисе снова повторяется пример философии автора о том, то страдания отдельных людей ничто по сравнению с интересами всей страны.

Необходимость жесткости правителей

Флорентийский писатель часто повторял мысль о том, что человеческая природа непостоянна, а большая часть людей вокруг - это сборище слабых и алчных существ. Поэтому, продолжал Макиавелли, государю необходимо внушить благоговейный страх среди своих подданных. Это позволит сохранить дисциплину внутри страны.

В пример он приводил опыт легендарного античного полководца Ганнибала. Он с помощью жестокости поддерживал порядок в своем многонациональном войске, несколько лет сражавшемся на римской чужбине. Причем это не была тирания, потому что даже казни и расправы над виновными в нарушении законов были справедливыми, и никто вне зависимости от своего положения не мог получить иммунитет. Макиавелли считал, что жестокость правителя оправдывается, только если это не откровенный грабеж населения и насилие над женщинами.

Смерть мыслителя

После написания «Государя» знаменитый мыслитель последние годы своей жизни посвятил созданию «Истории Флоренции», в которой вернулся к своему любимому жанру. Он скончался в 1527 году. Несмотря на посмертную славу автора, место его могилы до сих пор неизвестно.