Синдром двигательных расстройств у новорожденных комаровский. Синдром двигательных нарушений…

  • Диагноз - ДЦП

    Доброго времени суток. Моей дочери 2 года 6 месяцев. Месяц назад нам поставили диагноз - ДЦП, спастическая диплегия, синдром двигательных нарушений в форме нижнего парапареза 1 ст. по GMFCS. Роды были преждевременные на 31-32 неделе. Закричала сразу. Состояние при рождении тяжелое. На ИВЛ через 4 часа. Экстубирована на 2-е сутки. Вес при рождении 1900, рост 42. ОША - 7/7, 2-х кратное обвитие пуповины вокруг шеи. В течение первого года жизни наблюдающим неврологом ставился диагноз - Перинатальная энцефалопатия р-восстановительный период, гипертензионный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, мышечный тонус физиологически повышен. Затем к 6 месяцем добавился синдром пирамидной недостаточности в нижних конечностях. После 1 года диагноз - Последствия ПЭП, плоско-вальгусная установка стопы. Из лечения - Пантогам (курсом в возрасте 1 мес. , 11 мес.), Кортексин (3 ед. в/м №10 в возрасте 5 мес.), Электрофорез на шейный отдел в возрасте 4 мес., Электрофорез на поясн.отдел и на нижние конечности в возрасте 1 года 5 мес., Массаж общий и затем избирательный на нижние конечности, Вихревые ванны. По прививкам - мед.отвод до 6 мес., затем по щадящей методике (БЦЖ-М, АДС…). Головку стала удерживать в 3 месяца. Сидеть - в 8 месяцев. Стоять и ходить у опоры - в 11 месяцев. Самостоятельно пошла в 1 год 7 месяцев. В феврале 2016 года (возраст 2 года 2 месяца) обратились к другому неврологу. Поставили диагноз ПЭП резидуальный период, пирамидной недостаточности в форме легкого нижнего парапареза. Нам дали направление в реабилитационный центр для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В апреле 2016г. по путевке поехали на лечение в этот центр, где нам поставили диагноз - ДЦП, спастический парапарез, синдром двигательных нарушений. Дополнительно в обследовании - пирамидный тонус мышц в сгибателях, положительный рефлекс Бабинского, снижена пластичность. Из лечения - массаж общий с расслаблением сгибателей ног, ЛФК, тренажеры, Парафино-озокеритовые аппликации на нижние конечности, Электрофорез на шейный отдел, Мидокалм. После санаторно-курортного лечения невролог по месту жительства подтвердила диагноз - ДЦП, спастическая диплегия, синдром двигательных нарушений в форме нижнего парапареза 1 ст. по GMFCS. Назначила лечение - Витамин В12 по 200 в/м №10, Глиатилин 2,0 в/м №12, Физиолечение (прошли э/ф на поясничный отдел и нижние конечности). Дала направление на МСЭ, для оформления инвалидности. Дополнительно прошли Эхоэнцефалоскопическое обследование (24.05.2016г.) - заключение: смещение средних структур не выявлено. Косвенных признаков гидроцефального синдрома нет. А также ЭЭГ (25.05.2016г.) - заключение: зарегистрирована фокальная эпилептиформная активность в лобно-центральной области без признаков генерализации. Вот такая у нас картина… Из моих наблюдений и консультаций психологов и логопедов в плане развития - все в норме, соответствует возрасту. Говорит много и практически все, есть, конечно, нечеткости в произношении. Логически развита. Знает животных, цвета, геометрические фигуры… Как специалисту Вам виднее на сколько все сложно или наоборот… Что можете посоветовать? В плане лечения, реабилитации… Для меня, как не для специалиста, а просто мамы, видно то, что физически ребенок отстает в развитии - неустойчивая походка, ходит на полусогнутых ногах, часто падает, быстро устает. Сидит на полу ноги в положении буквы «W», постоянно сжаты пальцы на ногах (больше на правой). Бегает неуклюже. Есть страх идти самой по улице - просит чтобы я держала ее за руку. Еще вопрос - стоит ли нам делать МРТ? Невролог нас пока на это только настраивает. Что покажет нам картина этой процедуры? Насколько она срочна и необходима?

  • Анонимный вопрос 02-06-2016

    Гидроцефалия, кривошея, гипертонус

    Здравствуйте! Моему ребёнку 6,5 месяцев. Были у двоих врачей невропатологов. Первый невропатолог поставил диагноз: синдром двигательных нарушений, гидроцефалия, кривошея. И назначил лечение: агвантар, 0,5 мл. 1 раз в день 45 дней, циннаризин, 0,025 1/4 таблетки 2 раза в день 1 месяц, массаж. Второй специалист поставил диагноз: гидроцефалия в степени субкомпенсации, натальная травма шейного отдела спинного мозга в форме левостронней кривошеи. Назначил лечение: диакарб, 1/2 таблетки 1 раз в день 1 месяц, аспаркам 1/4 таблетки 2 раза в день 1 месяц, ортопедическую подушку, массаж. Кроме того, сказала, что циннаризин при гидроцефалии вообще противопоказан. Делали нейросонограмму: межполушарная щель расширена в теменных отделах - 5,2 мм, в лобных отделах - 4,5 мм, в затылочных отделах - 4,5 мм, субарахноидальное пространство справа - 5,0 мм, слева 4,5 мм, сделали заключение: эхопризнаки расширения наружного ликворосодержащего пространства 1 степени. Второй врач ещё сказала, что может быть подозрение на эпилепсию. У ребёнка наблюдаются следующие симптомы: очень сильный тонус, часто ручки и ножки зажаты, периодически выгибает туловище и запрокидывает головку, даже во сне, головку больше всего держит в правую сторону и переворачивается со спины на живот именно в эту сторону, что-то с правой ручкой, он, как бы, делает ей навязчивые движения, не зависящие от него, например, кормлю его, он начинает бить этой ручкой то по моей руке, то по своему животику, очень сильно, не всегда, но иногда не контролирует свои движения… Более- менее определённые звуки стал произносить в 3 месяца, врач сказала, что поздно.. Сейчас говорит звуки «ге», «ги», эй» и ещё что-то не совсем понятное, не сидит и попыток к этому не предпринимает, может только переворачиваться со спины на живот и только направо, ползает тоже как-то странно, не поднимая головы, а поднимаю попу.., когда лежит на животе на предплечья опираетсяхорошо… Подскажите, пожалуйста, по поводу этих лекарств, прочитала информацию, что это очень сильные препараты. Циннаризин вообще для детей от 12 лет.. А от диакарба могут быть сильные побочные эффекты, мне вот даже подсказали люди, которые его принимали, что диакарб выводит жидкость, а организм начнёт накапливать её в ещё большем количестве, чем было и спровоцирует сильное увеличение головы ребёнка. Что бы Вы порекомендовали? Я понимаю, конечно, что лекарства должен назначать лечащий врач, но, по крайней мере, выскажите свое мнение по поводу назначенного лечения и этих лекарств? Нужно ли мне обратиться к ещё одному специалисту? Имеются ли какие-нибудь аналоги этих лекарств и что вообще можете посоветовать? Нужны ли какие-либо ещё обследования? Заранее благодарна. С ув. Ольга

  • Необходимо ли пить таблетки??

    Добрый день. ситуация следующая. при прохождении УЗИ головного мозга малышу в 1 месяц было дано заключение- признаки кисты сосудистого сплетения справа диаметром 4 мм. На приеме у невролога лекарственные препараты не назначались, рекомендовано сделать УЗИ мозга в 3 месяца. В 3 месяца сделано повторное УЗи мозга. Заключение - эхопризнаки гипертензионно-гидроцефального синдрома,киста сосудистого сплетения справа диаметром 4.2 мм. После этого на приеме у невролога был поставлен диагноз -перинатальное поражение ЦНС гипоксически - ишемического генеза, восстановительный период, синдром двигательных нарушений, ГС в ст.компенсации. Рекомендовано: УЗИ ШОП, массаж общий, воротник Шанса, электрофорез с эуфиллином на ШОП, сироп Пантогам 10 % по1.5 мл. 2 раза в день, контроль УЗИ мозга через 2 месяца. Все рекомендации нами выполнены. В 5 месяцев сделано УЗИ мозга. заключение - эхопризнаки гипертензионно-гидроцефального синдрома,киста сосудистого сплетения справа диаметром 4.2 мм. После чего неврологом рекомендовано следующее лечение: принимать таблетки диакарб по 1\4 1 р\д, аспаркам по 1\5 2 р\д в течении 1 месяца по схеме 2 через 2 (2 дня принимать таблетки, 2 нет). Замечу, что все 3 раза были у разных неврологов. Хотелось бы узнать ваше мнение о необходимости приема диакарба и аспаркама, а также о правильности назначения данных препаратов.

    Центральная и вегетативная нервная системы закладываются на раннем внутритрубном этапе развития плода. Они продолжают развиваться на протяжении всего срока беременности. Эволюция и адаптация нервной деятельности младенца проходит до 3-4 лет. Поэтому синдром двигательных нарушений может быть следствием патологий, возникших на разных стадиях формирования плода или родившегося малыша.

    Синдром двигательных нарушений у детей может проявляться в раннем новорожденном периоде в виде отсутствия важных рефлексов. Также патология может начать проявляться ближе к возрасту в 5-6 месяцев. Родители могут замечать вялость и апатичность младенца, изначально принимая её за особенность характера ребенка. На самом деле любая апатичность со стороны малыша и отсутствие у него живого интереса к окружающей среде говорит о дисфункции высшей нервной деятельности.

    Нарушение двигательных функций подразделяется на спинальные и церебральные виды. В первом случае повреждение нервного волокна, отвечающего за организацию двигательной моторики, происходит на уровне позвоночного столба. Это может быть осложнение родовой деятельности, неправильное предлежание плода, гемангиома, неправильное положение тел позвонков и т.д.

    Церебральный тип патологии может быть связан с гипертонусом на фоне неправильной работы коры головного мозга. Эта структура при неправильном развитии не может качественно обрабатывать поступающие от периферической нервной системы сигналы. В результате наблюдается невозможность совершения движений в полном объеме. Могут возникать слабые парезы и параличи, самым опасным осложнением является детский церебральный паралич (ДЦП).

    Очень важно распознавать синдром двигательных дисфункций у ребенка на ранних стадиях. Исключается всегда патология, связанная с иннервацией той мышечной ткани, которая не развивается и не работает в должной мере.

    В раннем младенческом возрасте клиническими признаками могут быть повышение или снижение мышечного тонуса (вплоть до полного паралича или вялого пареза), отсутствие рефлексов или их чрезмерное проявление, появление патологической подвижности или скованности. При умеренной выраженности их симптомов может помочь курс лечебного массажа и гимнастики. Если своевременно обратиться за медицинской помощью, то можно избежать формирования ДЦП в развернутой форме.

    В этой статье рассказано про механизм развития патологии, отличительные клинические признаки, виды нарушений и способы их коррекции без применения сильнодействующих фармакологических препаратов.

    Если у вашего малыша есть признаки нарушения двигательных функций, не стоит терять время в ожидании того, что все это пройдет самостоятельно. До тех пор, пока не будет обнаружена и устранена причина развивающихся нарушений, болезнь будет прогрессировать. Даже через месяц уже может быть поздно.

    В Москве можно записаться на бесплатный прием к врачу неврологу в нашей клинике мануальной терапии. Для всех пациентов предоставляется бесплатная консультация. Доктор проводит осмотр, устанавливает предварительный диагноз и дает индивидуальные рекомендации по проведению дополнительного обследования и лечения.

    Причины синдрома двигательных нарушений

    Синдром двигательных нарушений у детей до года может быть спровоцирован неправильным развитием плода на внутриутробном этапе. Это может быть гипоксия, обвитие пуповиной, неправильное предлежание и т.д. Установить истинную причину синдрома нарушения двигательной активности может только врач невролог. Не стоит пытаться в домашних условиях самостоятельно проводить диагностику и тем более лечение.

    При проведении дифференциальной диагностики доктор в первую очередь определяет тип нарушения: гипотония или гипертонус миоцитов наблюдается. Затем устанавливается участок поражения нервного волокна и предполагаемая причина данного нарушения. И только после этого может быть начато эффективное и безопасное лечение.

    Гипотония мышц отличается отсутствие сопротивления при принудительном движении рук и ног. Если малыша уложить на спину и попытаться сгибать ручки и ножки, разводить их в стороны и обратно сводить, то можно почувствовать сопротивление. Это действует периферическая нервная система, которая не успевает обрабатывать сигнал, поступающий от миоцитов. При серьезных поражениях спинного мозга и центральной нервной системы ребенок может становиться похожим на «тряпичную куклу».

    Синдром двигательных нарушений может развиться у детей по следующим причинам:

    • гипоксия, перенесённая на внутриутробном периоде развития;
    • гипоксия головного мозга, развивающаяся в ходе родовой деятельности, напрмиер, при обвитии пуповиной;
    • асфиксия ребенка околоплодными водами при нарушении техники оказания акушерской родовспомогательной помощи;
    • поражение миоцитов и их недостаточное развитие на фоне неполноценности капиллярного кровеносного русла;
    • нарушение нервных связей при патологии развития структуры центральной и периферической нервной системы;
    • травматическое воздействие в области позвоночника, головы;
    • неправильное положение первого шейного позвонка и его смещение;
    • ассимиляция первого шейного позвонка затылочной костью;
    • компрессия отдельных крупных ветвей периферической нервной системы (бедренного, седалищного, локтевого, плечевого, лучевого);
    • наследственные генетические отклонения в развитии;
    • неправильный обмен веществ и многое другое.

    Не редко синдром двигательных нарушений присутствует у детей, которым не проводится профилактика рахита. При дефиците витамина D начинаются патологические деформации в структурах костной, сухожильной и мышечной ткани. Что может впоследствии привести к появлению пониженного или повышенного мышечного тонуса.

    Виды синдромов двигательных нарушений

    Подразделение на виды синдрома двигательных нарушений проводится по тому, понижен или повышен мышечный тонус. Встречается гипотонус, гипертонус и смешанный тип, при котором одни мышцы могут находиться в напряженном состоянии, а другие в это время вообще не быть способными к совершению движений. Последняя - самая тяжелая форма заболевания.

    Также патология подразделяется по стадиям развития:

    1. начальный симптомокомплекс отличается незначительным повышением или снижением мышечного тонуса. Характерные признаки может распознать только врач (у детей возникают часто судороги, они не проявляют интереса к окружающим их ярким вещам);
    2. вторая стадия - это развитый симптомокомплекс, который становится очевиден даже родителям, не имеющим специального медицинского образования (ребенок в возрасте 1-го года не может самостоятельно держать голову, при попытках сидеть, стоять или ползать, падают в неестественных позах);
    3. поздний период возникает в возрасте 2,5 - 3 лет (ребенок не может самостоятельно сидеть, ходить, возникает вторичная задержка психомоторного развития).

    На первой стадии можно полностью вылечить ребенка без сохранения остаточных признаков нарушений. На второй стадии лечение может дать заметное улучшение состояния, но могут сохраняться отдельные вялые парезы и параличи. Третья (поздняя) стадия развития болезни отличается тем, что деформация скелета и задержка психоэмоционального развития являются необратимыми явлениями. Такого ребенка можно лишь частично адаптировать к социальной среде. Полностью устранить последствия двигательных нарушений в этом случае уже нельзя.

    Симптомы двигательных нарушений у грудничка

    При внимательном отношении к ребенку синдром двигательных нарушений у грудничка можно заметить примерно в возрасте 4 - 5 месяцев. Дети в этом возрасте уже начинают крепко удерживать головку, тянутся за игрушками и яркими предметами. Если младенец не проявляет подобных навыков, то нужно как можно быстрее обратиться к неврологу.

    Нужно обратить внимание на следующие симптомы синдрома двигательных нарушений:

    • движения становятся замедленными, как бы «ватными», не резкими;
    • происходит постоянное снижение мышечной силы в ручках и ножках;
    • появляются признаки истощения мышечной массы (ножки и ручки становятся более тонкими);
    • сухожильные рефлексы могут как усиливаться, так и снижаться;
    • в тяжелых случаях развиваются парезы и параличи;
    • при малейшем психоэмоциональном или мышечном напряжении может развиваться судорожный синдром;
    • если наблюдать за ребенком, то можно заметить присутствие разнообразных движений, которые могут быть неестественными, хаотичными, бессмысленными;
    • нарушаются рефлексы хватания и сосания;
    • ребенок не в состоянии подгибать коленки, удерживать головку, поднимать ручки;
    • нарушен процесс переворачивания с живот ан спину и обратно;
    • плач становится монотонным и неэмоциональным;
    • ребенок редко улыбается, практически не выражает эмоций;
    • кожные покровы могут быть бледными с синюшным оттенком.

    Клинически синдром двигательных нарушений у грудничка может давать разнообразные симптомы, но самые основные те, что описаны выше.

    Последствия синдрома двигательных нарушений

    Синдром нарушения двигательных функций на ранних стадиях поддается коррекции и у малыша не остаётся никаких патологических признаков неблагополучия. При запущенных случаях последствия синдрома двигательных нарушений более серьезные. Может развиваться олигофрения и другие нарушения психоэмоционального развития. Возникают разнообразные деформации скелетной части опорно-двигательного аппарата. При поражении крупных мышц нарушается способность обслуживать себя, сидеть, ходить. Речевая функция у таких детей не развита.

    Родителям необходимо начинать лечение синдрома двигательных нарушений как можно раньше.

    Лечение синдрома двигательных нарушений

    Своевременное лечение синдрома двигательных нарушений позволяет полностью восстановить здоровье малыша. Для эффективного лечения важен комплексный подход. Применение сильнодействующих фармакологических средств не всегда приносит желаемый результат и часто дает осложнения.

    Применение рефлексотерапии позволяет координировать работу всей нейронной сети и восстанавливать пропускную способность периферической нервной системы.

    Остеопатия и массаж направлены на восстановление тонуса мышечного волокна, усиление микроциркуляции крови и лимфатической жидкости.

    Лечебная гимнастика позволяет полностью приводить в норму состояние опорно-двигательного аппарата, устранять последствия вялых парезов и параличей. В случае необходимости в курс терапии может быть включена электромиостимуляция

    Восстановительный период при синдроме двигательных нарушений может продолжаться от 3-х до 10-ти месяцев, в зависимости от тяжести структурных нарушений. В это время необходимо строго придерживаться всех рекомендаций лечащего врача. В нашей клинике мануальной терапии курс лечения включает в себя на только сеансы остеопатии, кинезиотерапии, рефлексотерапии, массажа и т.д. Опытный врач невролог дает исчерпывающие рекомендации по проведению ЛФК в домашних условиях, организации питания, распорядка дня малыша, прогулкам, разработке мышц и сухожилий.

    Если вам требуется полноценное лечение синдрома двигательных нарушений, то рекомендуем записаться на первичный бесплатный прием к неврологу в нашей клинике мануальной терапии. В ходе консультации доктор проведет осмотр, поставит диагноз и расскажет о том, как будет проводиться терапия.

    вот что нашла:

    Детский синдром двигательных нарушений
    «Синдром двигательных нарушений» – этот диагноз не должен пугать родителей. Проявляется заболевание уже в первые месяцы жизни ребенка, как нарушение (снижение или, наоборот, повышение) мышечного тонуса, появление непонятной двигательной активности. Иногда на разных конечностях мышцы развиваются с разной интенсивностью - это тоже проблема. Часто это заболевание становится причиной замедления в физическом и психическом развитии.

    Почему это происходит? Нарушения тонуса препятствуют формированию у ребенка правильных двигательных функций, вследствие чего ребенок гораздо позже начинает ползать, ходить, появляются сложности с овладением речью. При нормальном развитии дети уже в 3-4 месяца держат голову, а малыши, которым поставлен диагноз «синдром двигательных нарушений» и в 12 месяцев не справляются с этой задачей. Заметить самые первые симптомы неправильного развития должен специалист. И, чем раньше это произойдет, тем лучше.
    Важно обнаружить синдром, как можно раньше

    Что в первую очередь должно встревожить родителей и заставить их обратиться к специалисту? Это нарушения мимики, отсутствие улыбки, слабые (или отсутствие) зрительные или слуховые реакции. Читайте специальную литературу для родителей, общайтесь с опытными людьми, внимательно наблюдайте за своим ребенком - это поможет обнаружить заболевание как можно раньше. Если этого не удалось сделать и вы обнаружили заболевание достаточно поздно, например в 7-9 месяцев, (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется и вам потребуется длительная и квалифицированная помощь.

    Ну вот это случилось и вам поставили диагноз «синдром двигательных нарушений» - не надо опучкать руки, надо действовать. Каждый человеческий организм индивидуален и он может с определенным успехом противостоять болезни. Надо ему просто помочь. Тем более, что начальные признаки настолько малозаметны, что неврологи часто ставят такой диагноз, «на всякий случай», чтобы не упустить время. Через какое-то время этот диагноз снимается и ребенок растет совершенно здоровым.

    Даже, если у вас все хорошо, но вы предусмотрительны и хотите избежать проблем: запланируйте регулярные посещения специалиста, примерно, раз в месяц. После года посещения могут стать более редкими, например, 1 раз в 3 месяца. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. Главное, чтобы врач вовремя заметил симптомы заболевания и рекомендовал правильное лечение.
    Как лечат синдром двигательных нарушений

    Лечение зависит и от уровня интенсивности синдрома. Если двигательная активность снижена, назначают препараты, стимулирующие нервно-мышечные связи, при повышенной активности, наоборот, те препараты, которые снижают такие связи. Особое внимание уделяется питанию: нужно давать продукты богатые витамином В.

    Другим эффективным средством является массаж - он позволяет добиться отличных результатов при правильном применении. Но организм новорожденного еще слаб и важно найти человека, который специализируется именно на детском массаже, на массаже новорожденных. Нужно не менее 10-15 сеансов массажа, чтобы проявились изменения к лучшему. Перед массажем следует согреть ребенка, особенно конечности, а после упражнения лучше на некоторое время закутать их в мягкую шерстяную ткань ил маленькие валенки.
    Лечебная физкультура – как ее проводить?

    Прежде всего, посоветуйтесь со специалистом - он подскажет вам нужные упражнения с учетом специфики вашего ребенка. Из общих советом можено рекомендовать частое повтороение разных движений, чтобы развить двигательный стереотип. Изучайте по нескольку новых движений ручками и ножками, посторяйте каждое, примерно, по 30 раз. Ребенок не должен лежать и спокойно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Постарайтесь, чем то привлечь его внимание, заставить его потянуться. Стимулируйте двигательную деятельность малыша.

    Имейте ввиду, что синдром двигательных нарушений у детей поддается лечению, особенно, если оно начато своевременно. Раннее лечение может помочь в довольно сложных случаях, и, наоборот, промедление в лечении, может легкий случай првратить в сложный

    Брр… пусть она лучше перестраховалась.....

    Особой проблемой в раннем возрасте становится нарушение двигательной функции у детей, причем в период новорожденности и младенчества расстройства движения существенно и принципиально отличаются от таковых во взрослом возрасте и даже у детей постарше.

    Обычно проблемы двигательной сферы связаны с поражениями нервной системы – особенно головного либо спинного мозга, которые отвечают за двигательные функции и их координацию. Могут также быть и проблемы, связанные с повреждением периферических звеньев двигательных цепей – нервными волокнами и самими мышцами, как это возможно при некоторых врожденных патологиях.

    Чаще всего в раннем возрасте двигательные расстройства проявляются в нарушении мышечного тонуса либо проблемах с рефлексами и движениями. Расстройства движения могут иметь как легкий и легко устранимый только за счет массажей и гимнастики вид, так и серьезные прогрессирующие расстройства, вплоть до таких патологий, как

    Сложности в определении проблем грудничков

    Нервная ткань еще не завершила свое развитие к периоду рождения, и процесс ее созревания и становления продолжается. Поражения обычно имеют серьезный масштаб и сложности в выявлении. Если в период беременности или в родах возникли повреждения нервной системы и мозговой ткани, обычно это генерализованные (обширные) повреждения, и крайне трудно определить начальную локализацию повреждений, наиболее пострадавшую область (например, где есть гематома, киста, область ишемии). Иногда неврологи могут говорить только о преобладающем поражении в тех или иных отделах мозга – стволе, мозжечке, височной, лобной доле.

    В двигательных актах задействуются пирамидная система и экстрапирамидная (это особые области, где проходят дуги двигательных рефлексов). В раннем возрасте даже опытным врачам порой нелегко отличить пирамидные повреждения от других, а это важно для дальнейшей тактики и прогноза. Основные критерии и характеристики, которыми оперируют в диагностике проблем с нервной системой и двигательной сферой малышей являются:

    • Тонус мышц
    • Рефлекторные акты.

    Оценить тонус мышц правильно может только врач, знакомый с возрастной физиологией детей, так как на первом году изменения тонуса достаточно существенны, равно как и рефлексов малыша.

    Особенно важно оценить правильно тонус мышц у детей при рождении и затем, в периоды до трех месяцев и с трех до полугода – у них имеется особенность – физиологическая гипертония мышц, проходящая в определенные периоды. Расстройства двигательных функций при СДН (синдроме двигательных нарушений) могут проявляться в виде:

    • Дистонии мышечных областей тела
    • Гипертонии мышечных элементов (локальная или диффузная)
    • Гипотонии мышц (также локальная или распространенная).

    Обратите внимание

    Изменение тонуса мышц – это не болезнь, это всего лишь патологический синдром, вызванный определенными изменениями нервной системы (результатом травмы, ишемии, иных повреждений).

    Мышечная гипотония: причины развития, проявления

    При синдроме гипотонии мышц у малышей наблюдается сниженное сопротивление к пассивным движениям, также типично увеличение объемов, если врач или родители производят движение ручками-ножками. То есть, сгибание ручек и ножек крохи не встречает сопротивления, в тяжелых ситуациях дети могут быть похожими на «тряпичных кукол». При выраженной гипотонии мышечных элементов может существенно ограничиваться произвольная двигательная активность либо страдает спонтанная (хаотичные движения новорожденных детей), которая обусловлена рефлексами, связана с нормальными сухожильными рефлексами, либо патологическими (ненормальным их повышением или снижением). Иногда некоторые рефлексы могут даже отсутствовать (выпадать), все зависит от конкретики поражения нервной системы.

    Синдром мышечной гипотонии неврологами особенно часто выявляется у деток в период новорожденности и в грудном возрасте, он может формироваться с самого рождения или же развивается и преобразуется во все более тяжелый по мере роста малыша.

    Врожденная гипотония мышц типична для:

    • Тяжелой , перенесенной внутриутробно ил в родах, асфиксии ребенка
    • Врожденных форм нервно-мышечных болезней
    • головки или области позвоночника в родах, с вовлечением головного или спинного мозга
    • Поражения в родах периферических нервов (зоны локтевого или плечевого, бедренного, лицевого)
    • Наследственных обменных расстройств, приводящих к изменению питания нервной ткани
    • Хромосомных синдромов, генетических аномалий
    • При наличии патологий с врожденным слабоумием либо ситуациями, где оно приобретается в раннем возрасте.

    Также стоит знать, что гипотония мышц может впервые себя проявить либо становиться более серьезной и тяжелой в любом этапе взросления, иногда ее проявление формируется через несколько месяцев с момента родов и ее течение неуклонно прогрессирует до тяжелых состояний. При этом речь идет о выраженной и достаточно распространенной гипотонии, которая захватывает большой объем мышц, приводит к резким отклонениям в здоровье ребенка.

    Гипотония, которая была выражена с раннего детства, может постепенно перейти в нормальный мышечный тонус или дистонические состояния, гипертонию мышц, либо же она остается одним из ведущих симптомов СДН у детей на всем протяжении первого годика жизни.

    Степень выраженности подобной аномальной мышечной гипотонии среди малышей может варьировать от легкого и незначительного снижения (слабо ощущается сниженное сопротивление пассивным действиям и движениям) вплоть до полного выключения активных движений и практически полной атонии либо неподвижности.

    Чем опасна гипотония, каково ее влияние на развитие младенцев

    Естественно, что нарушенный тонус мышечных волокон может существенно влиять на здоровье ребенка и нарушать его полноценное развитие, особенно если речь идет о гипотонии.

    Обратите внимание

    Если снижение мышечного тонуса выявляется в нерезкой форме и нет его сочетания с какими-либо иными неврологическими патологиями, подобное состояние либо никак не влияет на рост и физиологическое развитие крохи, либо приводит к торможению и запаздыванию в сроках психо- моторного развития ребенка, обычно начиная со второго полугодия, в это время особенно активно должны формироваться двигательные акты и важнейшие навыки.

    Причем типично то, что отставание в развитии происходит неравномерно, могут тормозиться достаточно сложные двигательные акты и функции, которые могут требовать для своего осуществления одновременного и согласованного взаимодействия различных мышечных групп. Примером может быть тот факт, что ребенок примерно девяти месяцев с наличием мышечной гипотонии, если его посадит врач или родители, может сидеть, а вот самостоятельно он садиться, координируя свое тело – не может.

    Есть варианты мышечной гипотонии:

    • локализованная в области одной конечности, возникающая как травматическое воздействие (парезы руки либо ноги). В таких случаях задержка в формировании навыков будет ограничена пораженной зоной и ее влиянием на все остальное тело ребенка.
    • распространенная, с четко выраженным наличием серьезной мышечной гипотонии. Данный факт может оказывать тяжелое и существенное воздействие на двигательное развитие малышей. К примеру, развитие двигательных актов при такой патологии как спинальная амиотрофия (она же синдром Гоффмана-Верднига) у десятимесячного ребенка соответствует уровню трехмесячного.

    Задержки в развитии двигательных функций, естественно, могут становиться причиной и особенностей в формировании и становлении психических функций ребенка. Важно понимать, когда отсутствует возможность произвольного захватывания ручками предметов, это приводит к неполноценному формированию зрительно-моторного координирования и различных манипуляций с предметами и игрушками.

    Нередко формирование мышечной гипотонии сочетается с различными другими неврологическими расстройствами в виде пареза черепных нервов, развития или судорожного синдрома, все это в комплексе с отягощающими обстоятельствами влияет на задержку нормального развития и определяется не только сниженным мышечным тонусом, но и всеми остальными влияниями.

    Параллельно стоит отметить, что локализация и степень выраженности сниженного тонуса мышц, его влияние на торможение физического, а также психического развития будет во многом зависеть от заболевания, что привело к подобным явлениям. При наличии судорожного синдрома, на фоне врожденного слабоумия (либо ранней приобретенной формы) не только гипотония, а еще и задержка в психическом развитии приводит к явно выраженным отставаниям и освоении положенных движений.

    Дистонический синдром у детей

    В понятие СДН у малышей в первый год после рождения может включаться также такое состояние как дистония мышц – это чередование в мышечных группах конечностей (обычно ручек или ножек, реже тела) как сниженного мышечного тонуса, так и повышенного , либо изменение тонуса мышечных элементов исходя из определенных влияний на нервную систему.

    Так, в состоянии покоя у таких малышей при наличии только пассивных двигательных актов будет выражена явная мышечная гипотония, имеющая общий характер. Но при попытках выполнения ими определенных движений, либо на фоне положительных эмоций или отрицательных начинается нарастание мышечного тонуса, возникает формирование выраженных патологических рефлексов, имеющих преимущественно тонический характер. Это явление называют приступами дистонических атак .

    Обратите внимание

    Особенно часто подобный феномен дистонических расстройств наблюдают у тех малышей, которые перенесли при рождении гемолитическую болезнь, родились при вынашивании резус-конфликтной или несовместимой по группе крови беременности.

    При резко выраженном синдроме дистонии мышц формируется сложность с развитием у карапуза полноценных выпрямляющих рефлексов в области туловища, плюс страдает становление реакций равновесия. Это связано с постоянно изменяющимся мышечным тонусом. Когда это синдром легкой и преходящей дистонии мышц, он не будет оказывать выраженного негативного влияния в процессе роста и развития малыша по мере возраста. Постепенно, по мере дозревания мозговых центров, все выравнивается.

    Мышечная гипертония у детей

    Синдром гипертонии отдельных элементов или целых мышечных групп будет характеризоваться обратными явлениями, нежели при гипотонии. Это усиленное сопротивление пассивным движениям, кроме того, ограничение в силу этого произвольной либо спонтанной двигательной активности младенцев . Также типично повышение рефлексов сухожилий с расширением зоны из возникновения, патологическими установками ручек и стоп (вывернуты, зажаты). Обычно повышенный тонус мышц может преобладать в области сгибательных групп мышц, а также удерживающих позу, могут быть существенно изменены мышцы в области бедер и плеч, что выражается в принятии ребенком определенной типичной позы. Но только исходя из позы диагноза не ставят и гипертонию мышц сразу же не определяют – это дополнительные и относительные критерии патологий.

    Обратите внимание

    Дополнительными критериями будут изменение врожденных рефлексов и особые симптомы Гордона, рефлекс Бабинского или Оппенгейма. В нормальных условиях они слабовыраженные, имеют непостоянное возникновение и по мере того, как ребенок развивается, слабеют и угасают. На фоне повышенного тонуса мышц они постоянно отмечаются, причем не имеют динамики угасания.

    По степени выраженности синдром гипертонии мышц может иметь варианты от незначительного повышения и усиленного сопротивления для пассивных движений грудничка до полной обездвиженности и кованости (это именуют децеребрационной ригидностью – полная невозможность произвольных и иных движений, настольно тонизированы мышцы).

    В таких серьезных случаях даже применение медикаментов, обладающих свойствами мышечных релаксантов (расслабляют мышцы) не может привести к расслаблению мышц, и тем более невозможно осуществление пассивных движений руками родителей или врача.

    Если синдром гипертонии имеет слабое проявление, не сочетается с наличием патологических (они же тонические) рефлексов либо не осложнен иными неврологическими расстройствами, он будет влиять на развитие не сильно . Обычно это проявляется в торможении развития двигательных способностей у детишек в первые месяцы (до годика) – они позже переворачиваются, татем начинают ползать и т.д. Исходя из локализации, в каких группах мышц больше повышен тонус, тормозиться будет освоение тех или иных навыков и двигательных актов.

    Например, если избыточен мышечный тонус в области ручек, может отмечаться задержка в развитии направленных движений ручками в отношении объектов, сложности с захватом игрушек или манипуляциях с предметами. Особенно выражено может страдать хватательный навык в руках. Параллельно с тем, что малыши позже начинают хватать вещи и игрушки для манипуляций, у них на длительное время сожжет оставаться специфический (ульнарный) захват – они берут предметы всей кистью. А вот пинцетные захваты пальчиками могут формироваться медленно, в части случаев требуя особых занятий и дополнительного стимулирования. Может тормозиться развитие формирование защитных функций руки, в этих ситуациях будут соответственно тормозиться и реакции удержания равновесия лежа на животе, при обучении сидению и вставанию, а также при хождении.

    Если страдает мышечный тонус ножек, могут тормозиться опорные реакции со стороны ног и навыки самостоятельного присаживания, затем такие дети с трудом и неохотой встают на ножки, отдавая предпочтение ползанию, при поддержке у опоры встают на цыпочки.

    Рекомендуем прочитать:

    Мозжечковые расстройства: роль в двигательных расстройствах детей

    Мозжечок человека относится к важным мозговым центрам, он отвечает за координацию движений и статику, а также плавность и сочетанность двигательных актов, поддержание позы. Поражения мозжечкового характера у малышей с раннего детства могут быть результатом внутриутробного его недоразвития (агенезия мозжечка - недоразвитие, гипоплазия – уменьшение объемов), а также он может быть поражен в результате родовой травмы либо перенесенной острой асфиксии в родах. Иногда особым вариантом могут быть наследственные проблемы его развития или ранняя дегенерация, отмирание тканей вскоре после рождения.

    Подобные проблемы привозят к снижению тонуса мышц, проблемам с координацией движений в ручках, а также расстройствами равновесия, когда дети постепенно овладевают навыками по возрасту – учатся сидеть и стоять, затем ходить. Кроме того, для мозжечковых синдромов типично появление дрожания в руках и ногах, проблемы с координацией и неустойчивостью походки, их можно определить уже после того, как дети овладеют произвольными и активными движениями.

    Впервые родители могут начать подозревать проблемы в координации, если понаблюдают за детьми и тем, как они тянутся к игрушкам, могут их захватывать ручками и тянуть ко рту, а также как они стоят или сидят, потом уже ходят.

    Дети в грудном возрасте, имеющие проблемы мозжечка и координации, в попытках хватания и удержания игрушек могут делать массу лишних движений, особенно подобное ярко выражено, когда младенцы находятся в сидячем положении . Самостоятельное сидение у них формируется с выраженным запозданием, около 10-12 месяцев, зачастую в этом периоде дети с трудом удерживают равновесие, немедленно падают при необходимости поворота в стороны либо при необходимости брать предметы. Ребенок боится падать, и поэтому он не играет с предметами двумя руками, только одной, придерживая себя и сохраняя опору за счет второй руки. Ходить дети начинают уже ближе к двум годам жизни, при этом они часто падают, и некоторые из малышей в силу этого предпочитают ползание в период того, когда им уже давно пора нормально ходить.

    В некоторых случаях на фоне мозжечковых расстройств в первый год жизни могут наблюдаться плавающие движения глаз и речевые расстройства , первые симптомы дизартрии мозжечкового происхождения. Если же поражение сочетано с повреждениями черепно-мозговых нервов, могут иметься специфические задержки в развитии – поздняя фиксация взгляда на предметах, слежения за ними, затем проблемы с моторно-зрительной координацией и нарушение ориентирования в пространстве, по мере роста возникают существенные проблемы с освоением речи и особенно активной.

    Формирование ДЦП как крайний вариант расстройств

    Наиболее тяжелой и крайней формой синдрома двигательных расстройств у малышей впервые месяцы будет развитие (явления детского церебрального паралича). Набор клинических проявлений (симптомов) при ДЦП будет зависеть от наличия расстройств тонуса мышц и их выраженности, но повышенный тонус типичен для всех форм патологии, степень выраженности расстройств разная. Так, часть детей рождается с уже высоким мышечным тонусом, прогрессирующим по мере взросления, у других изначально он снижен или имеется выраженная дистония, переходящая затем в гипертонус. Эта категория детей при рождении выглядит вялыми и с бедностью спонтанной активности, у них угнетаются безусловные рефлексы, ко второму месяцу жизни, если ребенка положить на живот или вертикально удерживать, чтобы он делал попытки держать головку, возникают признаки дистонии. Малыш может периодами беспокоиться, тонус мышц резко повышается, ручки разгибаются и заворачиваются внутрь в области плеч и предплечий, кистей, пальчики сжимаются в кулачки. При этом ножки разгибаются и перекрещиваются, приводятся вовнутрь. Такие приступы длятся по несколько секунд, повторяясь на протяжении суток, и могут быть спровоцированы различными раздражителями извне – криками, громкими звуками.

    Возникновение двигательных расстройств при формировании ДЦП будет обусловлено тем фактом, что поражение мозговых структур, которые еще крайне незрелые, может нарушать правильную последовательность в созревании мозга. За счет этого высшие корковые центры, которые отвечают за координированность и слаженность всех движений и формирование навыков, не могут отказывать тормозящего влияния в отношении примитивных врожденных стволовых рефлексов. Поэтому тормозится исчезновение безусловной рефлекторной деятельности, не блокируются патологические рефлексы, изменяется мышечный тонус, что становится препятствием для формирования выпрямления тела и формирования его равновесия, развитие тормозится и нарушается, тело не подчиняется правильным импульсам мозга, который серьезно поврежден.

    Методы лечения малышей

    Во многом сложность с лечением определяется тем фактом, насколько рано выявлены проблемы и насколько они сложные и тяжелые, есть ли органические поражения мозге необратимого характера. Сегодня у неврологов много эффективных методик, которые могут устранять двигательные нарушения в раннем периоде и достаточно быстро и эффективно. После полноценного как медикаментозного, так и дополнительного лечения функциональные расстройства проходят бесследно, и при органических расстройствах в незапущенных стадиях можно существенно улучшить ситуацию. Естественно, что все рекомендации индивидуальны, но в общих принципах лечение состоит из:

    • Курсы лечебного общего массажа, проводимого только специалистом, имеющим опыт в регулировании тонуса мышц у младенцев
    • Курс лечебной физкультуры и особый двигательный режим, постоянные занятия с ребенком
    • Применение физиотерапии с различными видами воздействий
    • Применение групп препаратов, которые улучшают передачу нервного импульса и восприятие его мышечными волокнами
    • Препараты, которые нормализуют реакции мышц на поступающие импульсы от нервной системы
    • Витаминные препараты нейротрофического ряда ()
    • Реабилитационные мероприятия, занятия дома с родителями по специальным методикам.

    При наличии легких вариантов СДН у детей все быстро поддается коррекции, однако серьезные органические патологии можно скорректировать не полностью и потребуется затем постоянное наблюдение и курсы реабилитации на протяжении жизни.

    Пациентка, 66 лет.

    Диагноз: состояние после оперативного лечения межпозвоночной грыжи поясничного отдела позвоночника. Уважаемая Людмила Петровна, Ирина Игоревна и весь персонал клиники. Огромное спасибо за теплый радушный прием, за эффективное лечение, умение дать четкие рекомендации, советы после прохождения курса лечения в Ваше клинике, уважаемая Людмила Петровна! Добра вам всем, здоровья, удачи и благополучия во всех делах, начинаниях.

    С массой наилучших пожеланий Ваша пациентка г. Курган.

    Полезная информация

    Болят суставы?

    Синдром двигательных нарушений у новорожденных

    Синдром двигательных нарушений это одно из последствий перинатального поражения ЦНС в период с 26 (28) нед беременности и 7 суток после родов.

    Причины перинатального поражения центральной нервной системы могут складываться из состояния гипоксии в результате гемолитической болезни новорожденного, например при резус –конфликте, внутриутробной инфекции, нарушения маточно – плацентарного – плодового кровотока. Синдром двигательных нарушений у детей может быть результатом акушерских травм. Синдром двигательных нарушений часто сопровождается отставанием ребенка в психическом или физич еском развитии, например замедление или нарушение артикуляции, мимики. Синдром двигательных нарушений у новорожденного встречается у 5% детей. Основными группами риска являются: пограничный возраст матери (моложе 18 и старше 35 лет), патология плаценты (преждевременная отслойка, предлежание плаценты), быстрые или долгие роды, вредные привычки матери во время беременности и кормления грудью. Сахарный диабет у матери во время беременности, многоплодие и многоводие, прием лекарственных средств, обладающих прямым или косвенным влиянием на плод.

    Синдром двигательных нарушений может возникать у детей, которые длительно находятся на ИВЛ или имеют повреждение дыхательного центра.

    Синдром двигательных нарушений у новорожденных: признаки

    Синдром двигательных нарушений у детей имеет следующие симптомы: как правило, выявляется с первых недель или даже дней жизни ребенка и протекает по 2 основным путям.

    Первый путь – это формирование двигательных нарушений с преобладанием мышечного гипнртонуса сгибателей и разгибателей конечностей, судорожной готовностью, повышенными сухожильными рефлексами, а так же возможны м появлением патологических рефлексов или длительное сохранение безусловных рефлексов. Может возникать тремор (дрожание) ручек, ночек и подбородка при плаче, крики малыша. Второй путь – это мышечная гипотония с развитием вялости мышц, сниженного тонуса, угнетения сухожильных рефлексов и двигательной спонтанной активности. Может сочетаться с затруднением речевого и психического развития, бедностью мимики и артикуляции, позднее появление улыбки, задержка зрительно – слуховых реакций и слабый монотонный крик.

    Родители должны очень внимательно наблюдать за такими младенцами и обязательно обратиться за консультацией к неврологу.

    Синдром двигательных нарушений у грудничка: лечение

    Синдром двигательных нарушений: лечение включает обязательное наблюдение неврологом с назначением основных лекарственных средств (вит Е, ноотропы и др.). обязательным в лечении синдрома двигательных нарушений у новорожденного является назначение методов физиотерапии в коррекции основных двигательных расстройств.

    Реабилитация малышей должна начинаться сразу же после постановки диагноза. Синдром двигательных нарушений: лечение должно включать комплексное назначение лекарственных средств, физиотерапии, массажа. Получить помощь в оказании современных методов физиотерапии вы можете в клинике аппаратной терапии Белозеровой «М-Клиник». Массаж так же является очень важным в лечении последствий перинатального поражений ЦНС. Он может быть как расслабляющим, так и тонизирующим в зависимости от преобладания первого или второго варианта течения болезни.

    Коррекция малыша с таким синдром важна и в плане социальной адаптации ребенка в обществе, ведь затруднения в произношении слов, бедности эмоций создают большие трудности в повседневной жизни.

    Наши специалисты занимаются лечением всех перечисленных заболеваний авторскими методами, не отказывайте себе в возможности быть здоровыми.

    В нашей клинике применяется только передовое оборудование и инновационные методы лечения