Человек собаке друг мероприятие в библиотеке. Сценарий мероприятия «собака верный друг

Цели программы:

  • Узнать интересные факты из истории происхождения пород и жизни собак.
  • Вспомнить или познакомиться с произведениями, в которых встречаются собаки как главные или второстепенные персонажи.
  • Воспитывать сострадание, бережное отношение к “братьям нашим меньшим” и особенно бездомным животным.

Подготовительная работа.

За две-три недели объявить тему и предложить ребятам:

  1. Вспомнить произведения художников, поэтов, писателей, где есть собаки.
  2. Принять участие в фотовыставке “Собака - лучший друг” (или выставке рисунков).
  3. 3) Конкурс сочинений или мини-рассказов про собак - домашних питомцах.
  4. Вспомнить пословицы и поговорки, крылатые слова и выражения про собак.
  5. Подготовить слайды, картины, чистые листы, карандаши.

Организация программы.

  • Подготовить стенды, где будут размещаться фотографии, лучшие сочинения и рисунки.
  • Приобрести призы и подарки.
  • Приготовить зал.
  • Продумать систему оценок (в виде косточек, “бобиков”, и т.п.)

Визитка.

Команды говорят название и девиз.

Разминка. Карточки-буквы перевёрнуты и перемешаны. Чтобы найти правильные – нужно отгадать загадки:

с о б а к и
С – А -

За тобой плетется,
Хотя на месте остаётся. (след)

На окне стеклянный пруд,
А рыбачить не дают. (аквариум)

О – К -

Накормишь - живёт,
Напоишь - умрёт. (огонь)

Я в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане.
А ведёт он за собой. (компас)

Б – И-

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (буквы)

Тебе дано,
А люди пользуются (имя)

Итак, как вы уже догадались, наша программа посвящена СОБАКАМ.

Вступительное слово.

Кто из нас в детстве не мечтал о собаке? Жизнерадостное, ласковое, любящее существо с преданными глазами. Любящее беззаветно и самоотверженно. Способное разделить и радость и горе. Конечно мечта о собаке - мечта о друге, чья любовь к нам гораздо больше гой заботы, которая требуется от нас.

Много тысяч лет назад дикая собака подошла к костру первобытного человека и стала его верным другом. Человек кочевал с места на место, добывая средства к существованию. Помогала ему в этом собака, великолепное чутьё которой, быстрота ориентации делали её неоценимым союзником людей.

Среди собак встречаются злые, агрессивные, трусливые, но предательство собаки дело неслыханное. Наоборот, ради хозяина они готовы на всё.

1 конкурс.

Объясни смысл “крылатых выражений”:

Ходить на задних лапках - выслуживаться, подлизываться
Слюнки текут - ждать чего-то вкусного, приятного
Вот где собака зарыта л с- к с- п?.ться до сути, узнать истину - докопаться до сути, узнать истину.
Гладить против шерсти - говорить гадости, разозлить, раздражать
Держать нос по ветру - контролировать ситуацию
Держать ухо востро - быть осторожным, насторожиться
Окатить холодной водой - опозориться, оконфузиться
Собаку съесть - быть асом в чём-либо, хорошо разбираться
Спать без задних ног - очень устать, ничего не слышать
Собачья преданность - быть очень верным
Спустить всех собак - быть чем-то недовольным, ругаться
Идти по следу быть на правильном пути, догонять

2 конкурс.

Литературная дуэль . Назовите произведения художественной литературы, героями которых являются собаки:

(Варианты:

Чехов А.П. “Каштанка”, Казаков Ю. “Артур - гончий пёс”, Тургенев И.С. “Му-му”, Троепольский Г. Н. “Белый Бим Чёрное Ухо”, Толстой Л.Н. “Лев и собачка”, “.Булька”, Дойл А.К. “Собака Баскервилей”, Джером К. Джером “Трое в лодке, не считая, собаки”, Куприн А.И. “Белый пудель”, “Барбос и Жучка”, Носов Н. “Бобик в гостях у Барбоса”, Стихи А. Барто, С Маршака. С.А. Есенин “Дай, Джим, на счастье лапу мне”,“Ехал Ваня на коне”, “У попа была собака”).

3 конкурс.

Озвучь рассказ.

Командам раздаются комиксы. За 3 минуты нужно придумать надписи, комментирующие рисунки. (Рисунки отобраны на конкурсной основе заранее).

4 конкурс.

Чудесные превращения.

Преврати одно слово в другое, изменяя при этом в каждом новом слове одну букву.

Пёс - Кот, Кот - Пёс, Кис - Гав, Гав - Кис и т.д.

(Например: Пёс- пас - пат - кат - кот; Кот - кит - кат - пат - пас - пёс)

(Кис - рис - тис - тёс - пёс - пас - паз - газ – гав).

5 конкурс. Киногерои.

Назовите фильмы, где главные роли исполняли собаки.

(“Участок”, “Капитан Рэкс”, “Лесси”, “Катс и его собака:”, “Ко мне. Мухтар”, “Возвращение Мухтара”, “Белый Бим Чёрное Ухо”, “Солёный пёс”, “Собака Баскервилей” и др.)

6 конкурс.

Ирга-тренинг.

Вопросы о собаках.

1. Вспомним фразеологизмы (крылатые выражения) и их толкования. “Обвести вокруг пальца” означает обмануть, “идти по следу” - догонять, “Быть на седьмом небе” - очень обрадоваться. А через минуту вспомните, какое нужно употребить крылатое выражение, чтобы объяснить смысл фразы “докопаться до сути,
додуматься, найти истину”.

(Узнать, где собака зарыта)

2. Вспомните детскую игру с мячом. Одна команда становится за круг, и участники бросают друг другу мяч. Они - лисички, а вот как называют команду соперников, находящуюся в кругу и пытающуюся отобрать мяч вы ответите через минуту.

(собачки)

3. Гениальный сыщик из произведения “По следам Бременских музыкантов” обладал
животными навыками: орлиным взором и... Дополните список через минуту.

(нюх как у собаки)

4. М. Боярский, Н. Караченцов, А. Джигарханян, М. Терехова и др. Эти популярные
артисты снимались в музыкальной кинокартине, поставленной по пьесе Лопе де Вега...? Жду ответ через минуту.

(Собака на сене)

5. У этого “мультяшного” героя к перемене погоды то кости ломило, то лохматость понижалась. Через минуту вы назовёте мультфильм и персонаж.

(Пёс Шарик. “Трое из Простоквашино”)

6. Звёздная роль этого пса - друг участковою Кравцова (Сергей Безруков) в сериале “Участок”. Настоящая кличка - Цезарь. Па кинопробах Цезарь вёл себя на редкость

профессионально. Ожидая вердикта, направился к зеркалу.

Не дойдя до него сантиметров десять, замер. Посмотрел на своё отражение, подумал и... заглянул за зеркало. Никого там не обнаружил, вернулся, снова посмотрел на отражение. И так несколько раз. За кадром во время съемок остались воспоминания, как вся съёмочная группа боролась с обильным слюнотечением Цезаря. И даже родилась шутка: “Не стой под слюной!”. Назовите породу Цезаря.

(бладхаунд)

7. Жители Китая очень практичный народ. Поэтому всех собак они делят на сторожевых, охотничьих и.... Жду ответ через минуту.

(съедобных)

8. В переводе с немецкою название этой породы собак означает “Лужица”. Это объясняется тем, что предки этой породы охотились в воде.

Что это за порода?

9. Кто из героев Пушкина так жил?

В нетопленой конуре
Живёт, пьёт воду, ест сухие корки.
Всю ночь не спит, всё бегает да лает
- А золото спокойно в сундуках
Лежит себе...

(Барон, “Скупой рыцарь”)

10. Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Не случайно в русской литературе запечатлены такие широко известные, не стареющие шедевры, как “Му-му” И.С.Тургенева, “Каштанка” А.П. Чехова, “Белый пудель” А.И. Куприна.

(Гавриила Николаевич Троепольский).

11. По восточному гороскопу 2006 год- год собаки. Собака очень любит точность и порядок. Она также очень самоуверенна и целеустремленна. Кто родился в год собаки - тому присущи определенные качества. Овен - бойцовская собака, телец - очень преданная, скорпион - злобная собака, рыба- оригинальная и уникальная.
Через минуту догадайтесь, в чём уникальность рыбы - собаки?

(имеет интерес к плаванию)

12. Республика Корея планирует израсходовать 33,4 млрд. долларов на создание машины, которая возьмёт на себя часть обязанностей животных. Догадайтесь, в какой должности будет работать такая машина-робот?

(охранять границу)

13. В США существуют общественные организации, которые помогают больным оздоравливаться таким нетрадиционным способом. Опросы пациентов проводились сразу после посещения их членами этой организации. Душевное состояние пациентов оценивается по пятибалльной шкале. На вопрос как долго вы чувствуете эффект от визита этих гостей, участники опроса дают такие ответы: 12% - постоянно; 20% - в течении нескольких дней; 50% - в течении нескольких часов; 16% - в течении нескольких минут; 2% - сразу пропадает. Чем занимается данная общественная организация?

(приводит к пациентам своих питомцев - собак)

14. В каком произведении А.П.Чехова герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя имеет человеческие имена?

(в рассказе “Каштанка”).

15. Кто именовал свою собаку, словом, означающим название профессии?

(помещик Полутыкин звал свою собаку астрономом. И.С.Тургенев “Хорь и Калиньгч”)

16. Кто из гоголевских персонажей брал взятки борзыми щенками?

(Судья Ляпкин-Тяпкин, комедия Н.В. Гоголя “Ревизор”)

17. Кто из гоголевских персонажей читал письма написанные собачками, и вообразил себя испанским королем?

(титулярный советник Попришин, повесть “Записки сумасшедшего”)

18. Объясни мораль басни И.А Крылова “Слон и Моська”:

“Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона!”

19. Объясни мораль басни И. А Крылова “Волк и Волчонок”:

“А где пастух дурак,

там и собаки дуры…”

20. Вопрос о происхождении собак до настоящего времени остается открытым. Точно не установлено, от какого предка, и в какой части земного шара произошла собака.
Древнейшие породы северных собак могли произойти от прирученного дикого

волка или гибрида волка и гак называемой болотной, или торфяной собаки. От них повели свои род пастушьи собаки. Сходство с волками имеют и ездовые лайки. Некоторые мелкие породы (шпицы, пинчеры, терьеры) произошли от торфяной собаки. А вот древнейшие породы южных собак произошли от этого дикого животного. Ареал его распространения Юго-Восточная Европа, Южная и Средняя Азия. Северная Америка. Они всегда селились возле человеческого жилья, охраняя себя от нападения крупных хищников. Кроме того, эти животные предупреждали людей о приближении диких зверей. Кто они?

21. В трудах древнегреческого писателя Плутарха и римского писателя и учёного Плиния говорится, что собаки в древние времена находили широкое применение в хозяйственной деятельности человека и в этом ремесле. Собаки высоко ценились. Например, хорошая собака в древней Германии обменивалась на двух лошадей. О большой роли собак, их исключительной преданности человеку в этом неоднократно упоминали Лукреций, Геродот, Страбон. Какое это ремесло?

(военное дело)

22. Расширялись и появлялись области человеческой деятельности. Вместе с этим претерпевала изменение и собака, верный спутник человека. Появлялись новые
породы, в которых усиливались или ослаблялись те или иные качества животного. Иногда в становлении какой-либо породы главную роль играли капризы моды. Если раньше разведением собак и формированием новой породы человек занимался почти вслепую. То бурное развитие науки и познание законов генетики помогли ему внести определённый порядок. В настоящее время в мире насчитывается более 400 пород собак. Их принято делить на три группы. Назовите эти группы.

(служебные, охотничьи и декоративные (комнатные))

23. Ещё в XVII столетии монахи августинского монастыря святого Бернара в Швейцарских Альпах разводили огромных сторожевых собак. Эти собаки прославили себя и своих хозяев тем, что во время снежных бурь они находили и спасали заблудившихся, замерзающих, обессиливших путников. Собак стали называть по имени монастыря, где их разводили. Один из героев-собак Барри, живший при монастыре в начале XIX века, за 10 лет спас от верной смерти 40 человек. Самое интересное, что эту благородную работу собаки выполняют и по сей день. Так же называют и один из перевалов в Альпах. Назовите породу этих собак.

(сен-бернар)

24. Эта собака родом с Северо-восточного побережья Канады. В формировании породы участвовали матушка природа и “его величество” случай. Считается, что предками згой породы с одной стороны были корабельные собаки, которые попали на сушу с судов, проходивших с разными целями к этим берегам. С другой - местные рабочие собаки, возможные потомки индейских собак и баскских овчарок. И ясно одно: никакая из этих собак не страдала водобоязнью. И ещё можно утверждать, что их предки были отнюдь не маленькими. Что это за порода?

(ньюфаундленд)

25. Какая кудрявая собачка названа по имени итальянского города?

(болонка, город Болонья)

26. В каком российском городе есть памятник Биму - четвероногому герою повести Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное Ухо”?

(в Воронеже)

27. В книге-справочнике “400 советов собаководу-любителю” читаем совет: “за городом можно употребить ведро, в доме поможет и стакан воды. Нужно сделать так, чтобы собака поняла связь её поступка с вашими действиями”. Когда нужно совершать такие действия?

(при наказании).

28. Если применяем свёрнутую или сложенную газету-это тоже неприятная процедура, ведь газета так шуршит. Зачем хозяин берёг эти атрибуты?

(применить в случае непослушания)

Можно распределить вопросы по турам:

Узнаем на экране ТУ - № 3-6,

2 - поговорим о породах - № 8, 23-25,

3 - читаем классику - № 9-10,14-19,

4 - собачьи “профессии” - №11-13. 21,

5 - с миру, но нитке - 1,2,7,20,22,26-28.

7 конкурс. Найди соответствие.

Учащимся предлагают иллюстрации, на которых изображены породы собак и надписи, несоответствующие им. Нужно найти соответствие.

Используемая литература:

  1. Агеев И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. – М.: Творческий центр, 2005 г.
  2. Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках. – М.: Русский язык,1987г.
  3. Нехаев В.Воспитай себе друга. Издательство “Детская литература”,1991 г.
  4. Петрович В., Петрович Н. Литературные викторины для детей.– М.: “Рипол классик”,2000г.
  5. Сборник загадок. Составитель Карпенко М.Т. – М.: Просвещение, 1998 г.
  6. Собака. Кто она? Библиотека собаковода. – М.: “Эра”,1992г.

Журналы:

  1. Друг. № 6, 2000 г.(статья на стр. 30.Бигль.)
  2. Мурзилка. № 1, 2006 г.(статья Е. Аленовой. Портрет с другом.)
  3. Ника. № 2,1991г.(статья на стр. 28. О хвостах.)
  4. Ника. № 3,1991г.(С. Бобырь. Потерянные в веках.)
  5. Читаем. Учимся. Играем. № 5, 2005 г; № 10, 2005 г.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОБАКА - ВЕРНЫЙ ДРУГ»

Цели мероприятия:

Нравственно - экологическое воспитание школьников.

Развитие у учащихся умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения,

что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы,

познакомить с различными породами собак.

Задачи:

Привитие доброты и ответственного отношения к братьям нашим меньшим,

Познакомить с особенностями работы собак.

Оборудование:

Рисунки детей верных друзей своих - собак, плакаты, фотографии пород собак,

Просмотр презентации о работе собак.

Продолжительность мероприятия - 40 минут

Ход мероприятия.

Учитель:

Собака - верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень, очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнью Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.

Понадобились тысячелетия, прежде, чем хищник забыл дикие привычки и настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом - пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивая дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.

  1. Ученик: Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.
  2. Ученик: Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу

  1. Ученик: Привык он к яркому костру,

К тому, что рано по утру,

Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг,

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом.

Он даже есть не мог.

Ученик: Ребята вспомнили о нём,

Вернулись с полпути

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти -

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души .

Учитель: Хорошо, что ребята не бросили своего друга, вернулись и забрали его. А сколько брошенных, забытых, бездомных собак бродят по улицам в поисках своего хозяина.

Существует большое количество пород собак, но всех их можно разделить на три основные:

1.Служебные (овчарки, лайки, колли…)

2.Охотничьи (борзая, спаниель, русская гончая)

Ученик: Служебные собаки.

Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники

Своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след нарушителей, помогая задержать и обезвредить врагов нашей Родины. Жизнь пограничной собаки подчинена строгому распорядку. Перед тем, как попасть на границу, собака сдаёт экзамен. Пограничные собаки бывают специальные (одни ищут наркотик) и поисковые (они задерживают людей) Многим пограничным собакам стоят памятники, есть такой и в Москве, в Благовещенске на побережье Амура.

Ученик: Ездовые собаки.

Велика роль ездовых собак. Посмотрите на Север: по снегам Тундры бегут собачьи упряжки,8 - 10 собак, запряжённые в лёгкие нарды, покрывают за сутки расстояние в 150 километров. Впервые ездовые собаки были выведены на Камчатке, Чукотке, Якутии.

Собака - единственное домашнее животное, которое приспособилось работать в условиях суровой вечной мерзлоты. Температура опускается ниже 60 градусов. Собаки - единственный вид транспорта у оседлого населения приморья. Кроме перевозки людей, грузов ездовых лаек используют для промысла нерпы. Эти собаки должны хорошо работать в упряжке, защищать своего хозяина от медведя. Ни одна экспедиция не обходится без ездовых собак. Скольким героям - полярникам помогли они осваивать труднодоступные районы Крайнего Севера, Южного полюса.

В 1909 году Пири открыл Северный полюс на собачьей упряжке.

В 1911 году Амурндсен достиг Южного полюса тоже на собачьей упряжке.

Путешественники могли сами голодать, но собак всегда кормили.

Ученик: Пастушьи собаки.

Эти собаки облегчают тяжёлый труд чабана: пасут овец, охраняют и защищают их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде

или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернут отару налево или направо. Пастушьи собаки используются во всех странах. На эту службу подбирают наиболее выносливых и подвижных собак из различных пород. Чаще всего это собаки:

овчарки, колли, лайки. Дрессировать собак необходимо в непосредственной близости от овец.

Ученик: Собака - поводырь

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза. Она даёт ему прежде всего практическую помощь при передвижении. Главная задача собаки - поводыря, предупреждать своего хозяина обо всех преградах на пути. Она останавливается перед любым препятствием. Даёт незрячему проверить тростью, что перед ним. Собака - поводырь может подавать в руки слепому оброненные им предметы: трость, ключи, перчатки. Она оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак - поводырей.

Ученик: Собака в космосе.

В освоении космического пространства собаки сыграли так же большую роль.

Прежде, чем человек проник в космос, на разведку слетало немало собак. На разведку к звездам слетала и собака Лайка. В начале 1960 года популярнее собак, чем Белка и Стрелка не было. Им впервые удалось в настоящем космическом корабле пролететь вокруг Земли и живыми вернуться на Землю.

Ученик: В годы Великой Отечественной войны.

В суровые года Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелёгкий боевой путь. Успешно использовались собаки при истреблении вражеских танков. На их боевом счету более 300 подбитых танков.

Учитель: А теперь послушайте стихотворение «О тех, кто лает»

  1. На свете множество собак

И на цепи и просто так

Собак служебных - пограничных

Дворовых Шариков обычных

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из - под лавок.

  1. И тех изнеженных болонок,

И ни на что уже не годных

Бродячих псов всегда голодных.

В любой момент готовы к драке

Псы драчуны и забияки.

Псы - гордецы и недотроги

Спокойно дремлют на пороге.

А сладкоежки - лизоблюды

Всё лижут из любой посуды.

  1. Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды

Есть великаны - это доги.

Коротконогие бульдоги,

И жёсткошерстные терьеры

Одни - черны, другие - серы,

А на иных смотреть обидно -

Так заросли, что глаз невидно.

  1. Известны всем собачьи свойства

И ум, и честность, и геройство

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство.

И с полуслова послушанье,

И это всё - от воспитанья.

  1. Ленива сытая хозяйка,

И такса Кнопочка - лентяйка,

Бесстрашен пограничник - воин

И пес Руслан его достоин.

Хозяин пса - кулак и скряга

Под стать ему Репей - дворняга.

Не зря собака тех кусает

Кто камень зря в неё бросает.

  1. Но если кто с собакой дружит

Тому собака верно служит.

А верный пес - хороший друг -

Зависит от хороших рук.

Учитель: много написано стихов, песен о собаках, снято много фильмов. А мы сейчас споём песню «Пропала собака»

Учитель: А сейчас послушаем стихотворение о маленьком проказнике, которое называется «Трезор»

На дверях висел замок

Взаперти сидел щенок

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора

И поэтому щенок перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье

Зайцу вырвал шерсти клок

В коридор из - под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота,

Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол

С головой уткнулся в уголь

Вылез черный, не узнать.

Влез в кувшин - перевернулся

Чуть совсем не захлебнулся.

И улёгся на кровать - спать.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли

Ни за что теперь его

Не оставим одного.

Учитель: Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу.

Во многих странах поставлены памятники собакам. (презентация)

Учитель: Но собаки, как и люди, стареют. В этом возрасте за ними должен быть особый уход, ведь она верой и правдой служила вам, защищала вас, охраняла ваше жилище. Послушайте стихотворение «Собака»

Она с утра лежит не лая

Она собака пожилая

Ей надоело лаять, злиться

Большая, рыжая, как львица

Она лежит, не шевелится

И смотрит молча, не ворча,

На прилетевшего грача.

А этот грач, совсем не глуп,

Из чашки пьет собачий суп.

Ты, что молчишь?-

Кричит ей кто - то

Ей даже тявкнуть неохота.

Её с утра берёт дремота

Собака спит.

Ей снится детство: она щенок,

И все кричат: «Да замолчи ты, наконец - то

Опять ты лаешь на грачат»


Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

Директор МУДО ДЭБЦ г. Черемхово Зам. по УМР МС протокол №__

Матвеева В.В. _____ Толстикова С.Н. «__»________20___г.

Методическая разработка

Сценарий Дог-Шоу

«Четвероногий друг»

Козырина ЕленаВикторовна,

педагог доп.образования

МУДО ДЭБЦ, г. Черемхово

I квалиф. Категории

Черемхово, 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Методическое обеспечение…………...………………………………………….4

Сценарий………………………………………………………………………......5

Заключение………………………………………………………………………...7

………………………………………….....8

Положение 1«Фото снарядов»…..……………………………………………... 9

Положение 2 « Стихи о собаках »………………………………………………..10

Положение 3 Текст песни «Пропала собака» ………………………………….11

Положение 4 Викторина для зрителей «Вопрос ответ » ……………………....12

Положение 5 «Оценочный лист»……………………………………………….13

Приложение 6 «Викторина для участников»…………………………………..14

Введение

Одной из главных современных проблем является человеческое равнодушие ко всему живому. Для гармоничного психо-эмоционального развития детям необходимо жить в согласии с природой, её законами и принципами. Любой педагог знает, какважно заинтересовать, пробудить у детей желание любить этот многогранный мир, где особое место отведено животным. Животные учат нас принимать и отдавать свою любовь, не бояться выражать свои чувства. Для каждого животного важна забота и внимание. Поэтому детидолжны знать, как ухаживать и заботиться о своих питомцах. Для этого и был разработан - сценарий мероприятия ДОГ-ШОУ «Мой четвероногий друг».

В ходе мероприятия участникампредоставляется возможность представить своего любимца, ответить на вопросы викторины, пройти полосу препятствий, что поможет укрепить полученные знания о собаках.

Цель: Привлечение внимания детей и взрослых к правильному воспитанию собак.

Задачи:

Укрепить у детей знания о собаках;

Развить интерес к дрессировке собак;

Воспитыватьответственное отношение к собакам.

Продолжительность: 1час.20мин.

Целевая аудитория: дети возрасте 7- 13 лет.

Может быть использована педагогами доп.образования.

Методическое обеспечение

Оформление: иллюстрации собак разных пород, картинки отпечатков лап, воздушные шары, плакат с названием мероприятия.

Методический материал : оценочный лист (Приложение5), песни о собаках

Оборудование: музыкальная установка.

Реквизит: кегли, лакомство (мясо, колбаса, сухой корм), поводки, шлейка, тоннель, бум, глухой забор(Приложение 1).

Поощрение участников: дипломы и призы.

Сценарий мероприятия

Ведущий . Здравствуйте, дорогие гости!! Как вы знаете,собака - верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и при няла его покровительство. Это было очень-очень давно. Первобытный человек постоянно боролся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не под крадывается ли враг? А собака слышит то, что не слышит чело век, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обо нянию. Особенно она чутка ночью, ведь в прошлом собака была ночным хищником. Понадобилось много веков, прежде чем хищ ник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом - пе щеру. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивать дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. По всюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак. Вот и сегодня наши верные друзья с нами на «Дог-Шоу Четвероногий друг» . Наши участники очень волнуются, давайте поддержим их бурными аплодисментами. Итак, мы начинаем!!!

Представление участников

Ведущий. На любых соревнования, где принимают участия собаки со своими хозяевами, присутствуют судьи, итак наша судейская коллегия.

Объявление судейской коллегии

Ведущий. Ну вот, все представлены и наш первый этап соревнования «Как я люблю свою собаку» . Участникам потребуетсяв течение 2-х минут рассказать о своем питомце(порода, кличка, как появился, повадки и.т.д.)

Максимальная оценка за данный этап10 баллов.

Прохождение этапа

Ведущий. Все породы собак делятся на три основные группы: служебные, охотничьи , комнатно-декоративные. К служебным собакам относятся овчарки, боксёр, дог, колли и др., к охотничьим - русская гончая, русская псовая борзая, лайки, сет тер, спаниель и др., к комнатно-декоративным - пудель, болонка, тойтерьер и др.Но всех их связывает одно-соблазны! Мы переходим на следующий этап соревнования «Аллея соблазнов» . Этап будет проходить на время.Участникам необходимо пройти по дорожке (шириной примерно полтора метра), на которой выкладывается лакомство и игрушки. Участникведет собаку на поводке. Ей разрешается нюхать лакомства, игрушки, но если собака возьмет что-то в пасть, то она проигрывает.

Объявление участников

Прохождение э тапа

Ведущий. Ребята, очень много посвящено стихов животным, я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать замечательное стихотворение о собаках(Приложение2).

Чтение стихотворения

Ведущий. Мы все должны заботиться о наших четвероногих друзьях.

Ведь мы в ответе за тех, кого приручили!!!А сейчас наш следующий этап соревнования «Минута славы». З а 2 минуты участники демонстрируют наиболее интересные и выдающиеся способности своей собаки(произвольная программа).

Прохождение этапа

Ведущий. Наши собачки показали себя просто замечательно, а теперь время наших юных кинологов.Наш следующий этап соревнования «Вопрос ответ». Участники отвечают на вопросы викторины, за каждый правильный ответ 1 балл (Приложение 6).

Прохождение этапа

Ведущий. Молодцы ребята, вы замечательно справились! Ну а теперь самое время перейти кэтапу«С таканчик с сюрпризом» . Перед вами 4 стакана в одном из них находится сюрприз, ваша собака должна определить в каком стакане он находится, стаканы разрешается собаке только обнюхивать.Все немного подустали и чтобы нам немного отдохнуть, для вас прозвучит песня(Приложение 3)

Прохождение этапа

Ведущий. Ну, вот инаш последний этап соревнования «Полоса препятствий» . Ребята как вы уже заметили, перед вами расставлены снаряды: бум, глухой забор, тоннель, змейка. Вам нужно со своим питомцем быстро и без ошибок преодолеть препятствия за преодоление каждого препятствия 1 балл (Приложение1).

Прохождение этапа

Ведущий. Ну вот, наше мероприятие подошло к концу и пришловремя подвести итог, а пока наши судьи решают, кто же оказался сегодня самым лучшим, мы проведем игру со зрителями «Вопрос ответ» . (Приложение 4)

Ведущий. Наше соревнование подошло к концу. Мы приглашаем судей, объявить результаты.

Заключение

В процессе эволюции люди приручили к себе разных животных, и среди них отвели важное место собаке, научив её разным премудростям: помогать охотиться, охранять дом, перевозить мелкий скарб, пасти скот. И стала собака со временем верным другом человека…

А вот многие люди относятся к собакам как к игрушкам, видя перед собой миленький комочек шерсти им сразу хочется взять его себе, но они не задумываются, что он превратится во взрослое животное, за которое нужно нести ответственность в плохих руках собака может стать опасной.Поэтому мы должны проводить мероприятия привлекающие внимание взрослых и детей к содержанию и воспитанию собак.

Это мероприятие направлено на повышение чувства ответственности за домашнее животное. Участие в такой конкурной программе способствует сближению детей с питомцами, стимулирует юных хозяев на более глубокое познание особенностей собак и условий их содержания, расширяется их кругозор и интерес к дрессировке.

Перспективы. Провести конкурс «Собачья мода».

Список использованныхисточников

1.Бауэр М. Всегда рядом. Книга о собаках / Бауэр М.; [пер. с сербско-хорватск.В.М.Сушкова]. - М.: Агропромиздат, 1991. - 271с.

2.Кинология. Учебное пособие для вузов / [Г.И.Блохин, М.Ю.Гладких, А.А.Иванов и др.] - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2000», 2001. - 432с.

3.Полищук Ф.И. Кинология: Учебник для высших учебных заведений / Ф.Й.Полищук, О.Л.Трофименко. - К.: Ирпень: ВТФ «Перун», 2007. - 1000с.

4.Трофименко О.Л. Біотехнія собаки: посіб. Для вищ.навч.закл. / О.Л.Трофименко, Ф.Й. Поліщук, П.П.Лєщинський. - К.: Ірпінь: ВТФ «Перун», 2010. - 244 с.

Приложение 1

Фото снарядов

(Бум облегченный - собака проходит сверху, поднимаясь и спускаясь по лесенкам)

(Глухой забор- собака должна его перепрыгнуть. Желательно установить два, высокий забор и низкий.(Для собак разной высоты в холке )

(Змейка-собака должна преодолеть, не задев ни одной кегли или палочки)

(Тоннель - собака должна войти тоннель с одной стороны, а выйти с другой)

Приложение 2

Стихи о собаках

Собаки врать не умеют.

Всё говорят как есть.
И если хвостом метелят -
Это любовь, не лесть.
Нет у них задней мысли
В дружбе искать расчёт.
Пёс не предаст ни в жизни
друга - скорей умрёт!

Воет, когда уходим
Мы по своим делам.
Много ль друзей найдётся,
Готовых завыть по нам?
Если хозяин грустный,
Пёс ему тащит кость -
"На, похрусти, это вкусно!
От грусти должно помочь.
Не хочешь?-Вот тапочки, мячик...
Чем бы тебя ублажить?"
Сердце своё собачье
Готов он к ногам положить!
"Спасибо, дружок" - ответом
Звенящий от счастья лай.
Может как раз за это?
Все псы попадают в рай?...

Скажите мне: вы, люди, замечали,
Уткнувшись в телефоны и на стены
Глаза собаки полные печали,
Живущей возле метрополитена?

Когда она лежит, потупив морду,
Как будто виновата перед нами
За то, что от отсутствия породы
Ее не гладят добрыми руками.

Ей нужно мало для поднятья духа:
Чтоб кто-нибудь из проходящей тыщи
Остановился, и коснувшись уха
Ей положил под нос остатки пищи..

И горько мне.. особенно ночами,
Что не могу я, преклонив колено,
Забрать собаку с грустными глазами,
Живущую у метрополитена .

Приложение 3

Текст песни «Пропала собака»

Автор текста (слов): Ламма А. Композитор (музыка): Шаинский В.

Висит на заборе колышется ветром
Колышется ветром бумажный листок
Пропала собака пропала собака

Пропала собака пропала собака
Пропала собака по кличке Дружок
Щенок белоснежный лишь рыжие пятна
Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост


Он очень занятный он очень занятный
Совсем еще глупый доверчивый пес
А дождь забияка листочек закапал
И буквы и строчки заплакали вдруг
Найдите собаку найдите собаку

Найдите собаку найдите собаку
Вернись поскорее мой маленький друг
Найдите собаку найдите собаку
Вернись поскорее мой маленький друг

Приложение 4

Викторина для зрителей «Вопрос - ответ»

1. В чем главное отличие зрения собак и человека? (У собаки черно-белое зрение)

2. Какое название получила собака, которая охраняла овечьи стада? (Овчарка)

3. Как по-другому называется шотландская овчарка? (Колли)

4. Название какой породы собак с английского просто переводится «собака»? (Дог)

5. Как звали собаку, о печальной кончине которой поведал в своем рассказе Иван Сергеевич Тургенев? (Муму)

6. Поведение главной героини комедии Лопе де Вега, Дианы, подсказало драматургу, как назвать эту комедию. Вспомните ее название. («Собака на сене»)

7. В каком произведении Михаила Афанасьевича Булгакова главного персонажа профессор Ф.Ф.Преображенский с помощью операции превратил из собаки в человека? («Собачье сердце»)

8. Какое имя получил пес Шарик в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» после операции? (Полиграф Полиграфович Шариков)

9. Какой сказочный пес носил на лапе часы? (Артемон в сказке Алексея Николаевича Толстого «Приключения Буратино»)

10. Какая порода собак получила свое название от европейской страны? (Спаниель от Испании)

11. Название какой породы с английского переводится как «бычья собака»? (Бульдог)

12. Как назвали Каштанку в рассказе Антона Павловича Чехова, когда она попала в цирк? (Тетка)

13. Как называется рассказ Николая Николаевича Носова, повествующий о том, как одна собака пригласила к себе в гости другую? («Бобик в гостях у Барбоса»)

14. Книга Рувима Исаевича Фраермана называется «Дикая собака Динго, или...». Закончите название повести. («Повесть о первой любви»)

15. Какая порода собак называется так же, как остров, принадлежащий Канаде? (Ньюфаундленд)

Приложение 5

Таблица «Оценочный лист»

Конкурс №1 «Как я люблю свою собаку»1-10б

Конкурс №2 «Аллея соблазнов»

Взяла-о

Невзяла-10б

Конкурс №3 «Минута славы»

1-10б

Конкурс№4 «Вопрос ответ»

За правильный ответ 1 б

Конкурс №5 «Стаканчик с сюрпризом»

10б

Конкурс №6 «Полоса препятствий»

за пройденное препятствие 1-б

Приложение 6

Викторина для участников «Вопрос – ответ»

1.Как звали собаку в басне Крылова, которая лаяла на слона? (Моська)

2.Какой породы был пес Хатико, памятник которому поставили за преданность в Токио. (Акита-Ину).

3. «Посвящается неукротимому Духу Ездовых Собак, которые доставили сыворотку за 600 миль бездорожья, ненадежного морского льда и арктических буранов из Ненаны в охваченный болезнью Ном. Выносливость. Верность. Ум». Как звали вожака упряжки. (Балто)

4.Какой породы был пес в фильме Бетховен. (Сенбернар)

5.Порода собаки, у которой синий язык! (Чау-Чау и шарпей)

Тема занятия: «Собака – друг человека»

Выполнила: Ховякова Елена Александровна

учитель начальных классов

дата: 08.12.2016г.

Цель: Создать условия для осознания обучающимися необходимости понимания роли домашних животных в жизни человека, ответственного и доброжелательного отношения к ним, как части живой природы на примере существования собак среди людей; способствовать развитию творческого потенциала у обучающихся.

Задачи: расширять знания детей о собаках; прививать доброжелательное отношение к животным, развивать внимание, мышление, фантазию.

Оборудование: Фотографии собак, высказывания известных людей, презентация о собаках, выставка книг, цветные карандаши, задания на листках, компьютер.

Виды деятельности:

Литературно-художественная деятельность;

Игровая деятельность;

Изобразительная деятельность;

Выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения.

Форма занятия: индивидуальная, парная, коллективная.

Формирование УУД:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, формирование смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, слушать собеседника, осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к живой природе, мотивация учебной деятельности.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас гости, учителя из других школ. Давайте мы их поприветствуем и улыбнёмся. (Помашем рукой)

    Мотивационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Пообщаться час настал.

Так что время не теряем

Разговор наш начинаем.

    Самоопределение к деятельности.

Звучит песня « Пропала собака» (показ видео)

Я не случайно поставила эту песню.

Кто догадался, оком пойдёт речь на нашем занятии?

Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Как вы понимаете эти слова? (когда приносим домой питомца, должны о нём заботиться: кормить, гулять, играть, лечить)

Какую проблему мы с вами решим? (заботы человека о животных)

Расскажу вам про собаку,

Про то, что верна

Людям собака

Во все времена.

Про то, как была

Человеком приручена,

О том, сколько дел

Собаке поручено.

    Работа по теме занятия.

- Расшифруйте крылатое выражение.

Ответ. Собака - друг человека.

-Кто такой друг? (Друг – это тот, кто всегда рядом в трудную минуту. Тот, кто помогает не только советом, но и делом. Он с тобой дружит не только ради выгоды для себя, а бескорыстно. Это тот, кто с тобой и в радости и в горе.)

ак вы думаете, почему так говорят про собаку? (Служит человеку, работает вместе с человеком, радует человека…..).

Может вы читали или видели по телевизору? Где работают собаки?

Какие есть собаки? (Есть собаки санитары, есть полицейские собаки, которые помогают ловить преступников, есть пожарные собаки, караульные собаки, собаки – ищейки, собаки пограничники).

В мире существует много разных пород собак. Их насчитывается около 400 пород.

А сейчас я покажу вам презентацию о собаках. (КОМП)

Какой вывод вы можете сделать из всего сказанного и увиденного?

(Собака – друг человека. Она способна учиться и у неё весёлый характер. Человек принял собаку в круг своей семьи, а собака стала преданным её другом.)

Ребята, наш президент Вл. Вл. Путин тоже любит собак. У него дома 3 собаки. Был такой случай, когда один мальчик увидел передачу о собаках нашего президента. Ему захотелось иметь одну из таких собак. Эти собаки очень дорогие, родители не могли ему купить. Тогда он решил написать письмо В. В. Путину и попросил подарить ему на день рождения такую же собаку. Президент выполнил просьбу мальчика. (ФОТО през. и собаки)

О чём мы должны помнить, когда приносим домой питомца?

(Когда мы приносим домой питомца, мы берём на себя большую ответственность за его жизнь.)

- Ребята, у кого дома есть собака? Как вы её держите? Расскажите о своей собаке.

(Рассказ с фото)

ФИЗМИНУТКА

Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке. (Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке.)
А у щетки половой
Палка есть над головой. (Руки поднимаем вверх и соединяем над головой.)
Палка - щелк щенков с плеча, (Хлопок по плечам.
Два щенка ушли пища. (Обойти вокруг своего стула и сесть на него.)

А много ли особенностей в поведении собак вы знаете? Давайте это проверим. Поработаем в парах.

Задание. Если вы согласны с фразой - поставьте «+», если нет – «-».

Собака свою добычу догоняет, преследует, а не стережёт, как кошка. (+)

Собака умеет когти на лапах выпускать и втягивать. (-)

Собака ведёт ночной образ жизни. (-)

Существуют памятники собакам. (+)

Выражая радость, собака виляет хвостом. (+)

Собака любит умываться. (-)

Собака цветов не различает. (+)

Усобаки отличный нюх. (+)

Усобаки слух такой же, как и у человека. (-)

Во время еды собаке никто не должен мешать. (+)

Проверьте выполненное задание. КОМП

Ребята, а вы любите играть?+++++++++++++ ++

Давайте немного поиграем. Для этого разделимся на 2 команды. Командам по очереди задаются вопросы.

Конкурс называется " Сказочная собакиада".

1. Пес дяди Федора. (Шарик).
2
.Какой пёс носил на лапе часы? (Артемон, сказка А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино")
3.
Собака, которая помогала деду тянуть репку. (Жучка).
4.
Как звали собак, одна из которых пригласила в гости другую в отсутствии дедушки? (Бобик и Барбос, рассказ Н.Носова).
5
На чем играл бременский пес! (на гитаре).
6. Как звали собаку Элли из произведения "Волшебник Изумрудного города"? (Тотошка)
7.
В какой сказке старого пса выгнали из дома, а потом вернули и стали ухаживать за ним? ("Жил был пес")
8.
Как звали собаку из Пушкинской сказки о мёртв. Царевне и 7 богат.? (Соболько).

Молодцы. Я вижу, что вы знакомы с этими произведениями.

Скажите, откуда мы узнаём интересные факты о собаках? (Из газет, телевидения, из книг).

Выставка книг

Я принесла некоторые из книг на наше занятие. Может кто – то из вас захочет их прочитать. Книги очень интересные, я рекомендую это сделать.

Ребята, кто знает интересные истории из жизни собак?

1. В Польше собака спасла жизнь трехлетней девочке!

Девочка ушла гулять в родном посёлке в пятницу вечером и пропала. В поисках ребенка участвовали 180 полицейских, свыше 50 пожарных, а также местные жители. Найти ребенка удалось только утром - продрогшая девочка лежала в ямке, в трех километрах от дома. Рядом, прижавшись к ней, лежал принадлежащий семье пес. Собака все время ходила за девочкой, грела ее. Врачи говорят, что если бы не животное, то обмороженным ручкам и ножкам девочки неминуемо грозила бы ампутация.

2. В американском городе терьер спас троих детей от бандита. Мама и ее дети смотрели телевизор в своем доме, когда к ним ворвался человек с пистолетом. Он приставил оружие к голове одной из девочек и потребовал, чтобы все легли на пол. В этот момент пёс прыгнул на бандита... Преступник выстрелил собаке в голову, но раненый пес продолжал на него кидаться. В результате бандиту пришлось бежать. Собака была тяжело ранена, к счастью, ее удалось спасти.

3. В обычном российском городке во дворе жила собака, которую подкармливало несколько семей. Однажды ночью Джек начал громко лаять и рычать под окнами людей. Хозяева, разбуженные собакой, вышли во двор, для того, чтобы разобраться с Джеком, и в то время, когда они находились на улице, стены дома неожиданно обрушились.

В последнее время на улицах городов бродит большое количество бездомных собак. Бездомная собака – это брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

- А вы встречали таких собак?

Почему они бродят? Как им живётся?

Куда помещают этих бездомных собак?

В наше время для таких бездомных собак есть специальные питомники. Там заботятся о собаках.

Сценка про собаку.

Два друга пошли гулять на улицу. (Они стали играть в футбол.)

Привет. У меня есть мяч. Давай поиграем в футбол.

(Обращают внимание на то, что в стороне сидит собака)

Чья это собака?

Не знаю. Может она заблудилась?

Возьми её к себе.

Я не могу, мне не разрешат родители.

Возьми её ты к себе.

И я не могу. У меня уже есть собака.

Надо найти её хозяина.

А как это сделать?

Давай дадим объявление.

УЧИТ. – Но пока не нашёлся хозяинсобаку нужно приютить.

Тогда я на время возьму собаку к себе домой.

Лишь одно хочу сказать я:
«Друга лучше не найти,
Если видите страданье-
Постарайтесь не пройти.
Покормите, приютите,
Отогрейте добротой,
И глаза собачьи эти
Отзовутся теплотой».
Так-то, милая собака,
Ты давай-ка не грусти,
Люди могут измениться,
А пока что их прости.

КОНКУРС ОБЪЯВЛЕНИЙ

- Ребята, объявляю конкурс на лучшее объявление.

1гр. О том, что нашлась собака. (из деформированного текста составляют объявления)

2гр. О том, что пропала собака.

(представители из групп зачитывают свои объявления)

А где же мы расклеим объявления? (на доске объявлений)

Давайте повесим их на доску.

Молодцы все справились с этим заданием.

- Ой, что это за лай? Вы слышите?

Это собаки жалуются на свою судьбу.

Давайте послушаем, что они говорят.

Жалоба собак.

Ах, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает...
О, как мы страдаем
От мук одиночества!
И нам
Человеческой радости
Хочется!

Зачем нас боятся?
За что презирают?
Зачем с нами дети
Так редко играют?

Ах, трудно живется
Без друга-хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно!..
Но кто нас полюбит,
Кто нас пожалеет -
Об этом ни капельки
Не пожалеет! (Борис Заходер)

Всегда помните о том, что собаки - наши самые давние, верные и преданные друзья. Никогда не обижайте их и не позволяйте этого делать другим.

Собачья преданность и верность не знает границ. Именно поэтому эти домашние животные считаются лучшими друзьями человека, бесконечно терпеливыми, надежными и умеющими платить добром за ласку и заботу.

Именно поэтому русские поэты во все времена посвящают своим питомцам очень нежные, трепетные и волнующие стихи.

У меня живет собака,
Милый маленький щенок.
Улыбака и кусака,
И пушистенький комок.
Много с ним вопросов разных:
И прогулки, и еда –
Но зато чудесный праздник
Он приносит нам всегда!
Я люблю его, ребята,
И хочу вам дать совет:
Если в доме есть собака,
Вы – счастливый человек!

Подарите мне собаку -
Настоящего щенка,
Буду с ним гулять по парку,
И охотиться с утра.

Научу ее я трюкам,
Буду стойко обучать,
А потом мы в цирк поедем,
Будем дружно выступать.

За реку пойдем мы летом,
Будем вместе отдыхать,
Преданнее друга нету,
А вернее не сыскать.

Буду счастлива я очень,
С верным другом рядом быть,
Подарите мне собаку,
Я хочу счастливой быть!

Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака.
Есть их множество пород.
В будке пес своей живет.
Сторожить умеет дом,
Весело вилять хвостом.
На чужих он громко лает,
И хозяев охраняет.

***********************

ВАЖНЫЙ СОВЕТ
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!

Бездомным собакам очень трудно жить. Им холодно, голодно, нет радости в жизни. Давайте составим обращение к окружающим по отношению к собакам. Что – бы вы сказали людям? (1. будьте добрыми и человечными по отношению к собакам.

2. любите своих собак. Ведь они радуют нас, дарят нам хорошее настроение.)

Где – бы ни жил человек, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми… Но люди не всегда понимают как отражаются на природе их поступки.

Песенка « Не дразните собак»

    Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу.

- Что нового вы узнали из нашего занятия? (- какие бывают породы собак.

Какие истории происходили с собаками.

Памятники ставят не только людям, но и собакам за их подвиги.)

4. Итог.

Спасибо за плодотворную работу и помощь в проведении нашего занятия.

Я награждаю вас за чуткое и заботливое отношение к домашним животным, а так же за плодотворную работу на уроке вот такими медальками.(награждение под музыку).

Песня «Про щенка» Заставка породы собак.

  • Познакомить детей с историей одомашнивания собаки.
  • Расширить знания детей о породах собак, их назначении.
  • Воспитывать любовь к четвероногим друзьям.

Ход занятия

I. Организация класса.

II. Основная часть.

Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь узнать тему нашего занятия.

Не говорит, не поёт,
А кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.

Правильно, мы сегодня будем говорить о собаках. Наше занятие проведём в виде устного журнала по теме “Собака-друг человека”.

Первая страница “Дикие собаки”.

Давным-давно, 40 миллионов лет назад, появились предки хищных животных – креодонты одно из семейств которых дало нам современных собак, кошек и медведей. Сближение прародителей современной собаки произошло значительно позже. На раскопках стоянок неандертальского человека, жившего примерно 30 – 70 тысяч лет назад находили кости, строением напоминавшие собачьи. Учёные долго спорили, но потом пришли к единому мнению, что предком собаки был именно волк, а не шакал.

В давние времена первобытному человеку потребовался друг и сторож, а так как охота тогда была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, с этого и началось. Собака пришла к пещере человека и стала охотиться вместе с ним. Но человеку понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру. Собака стала помогать человеку: отыскивала дичь, приносила её хозяину; помогала человеку защищаться, вступала вместе с воинами в битвы. В древности в Греции и Риме выращивали специальных собак – молоссов. В войске Александра Македонского был отряд таких собак.

В средние века при осаде Валенсии в битве участвовало 5000 собак, закованных в латы.

Собак брали в свои боевые походы русские князья Святослав и Олег. В степи собаки издали чуяли приближение врага и лаем предупреждали дружину. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять и пасти скот.

Собаки с давних времён помогали охотникам, принимали участие в пышных царских охотах.

У Петра 1 была собака связная. Она разносила его письма и снаряжения.

Вторая страница “Породы собак”.

На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых, “шариков” обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И не на что уже не годных-
Бродячих псов, всегда голодных.

Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. Затем исторически сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее - декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. Такая классификация пород собак является в значительной степени условной. С развитием человеческого общества область применения некоторых пород собак радикально изменилась. В наибольшей степени это относится к охотничьим собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки-проводники слепых и т. п.).

В большинстве книг о собаках породы сгруппированы по типологическому признаку или по характеру их применения, например комнатно-декоративные или подружейные собаки. В различных странах число групп варьирует.

В Европе обычно различают десять групп, утвержденных Международной кинологической федерацией (МКФ, или FCI): (Приложение 1 )

1) Пастушьи породы
2) Сторожевые, розыскные и служебные породы
3) Терьеры
4) Таксы
5) Охотничьи (по крупному зверю)
6) Охотничьи (по мелкому зверю)
7) Подружейные (за исключением английских пород)
8) Подружейные собаки (английские породы)
9) Борзые
10) Комнатно-декоративные.

Немецкая овчарка. Это очень распространённые крупные породы собак из группы служебных. Это смышленые, умные, легко дрессированные собаки, обладающие острым чутьём, но для этого у них должен быть только один хозяин. Этих собак используют для розыскной службы, для охраны государственных границ. Немецкие овчарки чаще других пород используются для сопровождения слепых.

Лайки. Это собаки среднего роста, Для лаек характерно сухое крепкое телосложение, высокий постав заострённых подвижных ушей, хвост крючком или тугой “баранкой” закинут на спину. Эти собаки отличаются неумной страстью к охоте, бесстрашием и молниеносной реакцией в схватке со зверем, выносливостью и живым подвижным нравом. Используют этих собак для охоты на пушных зверьков и крупного зверя. Мелких зверьков они находят и облаивают на деревьях, в подземных убежищах. Крупных животных они останавливают и задерживают до прихода охотников, вступая порой в схватку с медведем, лосем, кабаном.

Русские гончие . Это старинные и наиболее распространённые в нашей стране охотничьи собаки. Охотники ценят в гончих острое чутьё, быстроту и преследование зверя. Эти собаки характеризуются выносливостью и неприхотливостью к условиям содержания. Они не бояться ни жары, ни холода, сравнительно рано принимаются за работу, обладают звучным голосом. Эти собаки созданы не для комнатного содержания, поэтому их держат сельские жители.

Пекинес – небольшая комнатная собака, обладающая оригинальной внешностью. Шерсть длинная, густая, прямая. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая, с чувством собственного достоинства. Эта собака сохраняет до самой смерти редкую игривость. К её недостаткам можно отнести то, что пекинес разборчив в еде и храпит во сне.

Третья страница “Собака - помощник человека”.

У нас собаку уважают недаром:
Собака на фронте была санитаром, связистом, сапёром.
Порою, собаки на танки фашистов бросались в атаку.
Да, на войне получалось и так,
Что “тигры”, “пантеры”
Боялись собак.

Из этого стихотворения мы узнали, что собаки помогали разгрому фашистов. Овчарка-сапёр Дик обнаружил 1720 фашистских мин. Связист Джек обнаружил 2932 боевых документа. Собаки взрывали мосты и железнодорожные составы.

На Крайнем Севере люди ездят в упряжках на ездовых собаках. Собаки, запряжённые в лёгкие нарты, за сутки покрывают расстояние до 150 километров.

Есть пограничные собаки, которые днём и ночью помогают охранять священные рубежи нашей Родины. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след.

Собаки охраняют заводы, магазины, склады, колхозные сады.

Собаки-ищейки помогают милиции найти преступника.

Собака облегчает тяжёлый труд чабана: пасёт овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернуть направо или налево. Наиболее подходящими для такой службы подходят восточно-европейские и южно-русские овчарки, а для пастьбы северных оленей-лайки.

В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звёздам поднялась собака Лайка.

Собаки помогают пожарным. Пожарная собака Боб в городе Лондоне спасла 12 маленьких детей.

Собаки развозят почту, помогают слепым.

Есть собаки-геологи. Они помогают искать полезные ископаемые.

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов 40 человек. В Берлине поставлен памятник собаке- проводнику слепых. Псу по кличке Верный в Италии тоже есть памятник. 14 лет каждый вечер этот пёс упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила 5 лет на его могиле и там умерла.

Я надеюсь, что после этого занятия, вы будете относиться к собакам с любовью, как верному своему другу, и она будет вам отвечать тем же.

III. Итог.

Что нового узнали на уроке?

Библиографический список

  1. Н.В. Ачкастова “ Я познаю мир ” Москва Издательство “Олимп” 2002 год.
  2. В.Г. Гусев “ Охотничьи собаки” Москва Издательство “Лесная промышленность” 1981 год.
  3. Т.Н. Никулина “ Декоративные собаки ” Москва Издательство “Лесная промышленность” 1988 год.
  4. А.А. Плешаков. “ От земли до неба” Москва “Просвещение” 2000 год.
  5. В. М. Прокошев “Четвероногий друг” Пермское книжное издательство 1985 год.
  6. Е.С. Ефимовский “ Где работают собаки” Ленинград 1988 год.