Психологический тренинг для школьников: «Культурный человек в конфликтной ситуации.

Тренинг

«Сплочения у младших школьников»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

Осознание себя командой.

Возраст: младший школьник, младший подросток.

Состав участников : 10-15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Ход тренингового занятия:

Разминка Упражнение «Пожалуйста» - 5 минут

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» - 5 минут

Игра «Атомы и молекулы» - 4 минут

Упражнение «Постройтесь по росту!» - 5 минут

Упражнение «Печатная машинка» - 15 минут

Упражнение «Путанка» - 10 минут

Упражнение «Поезд» - 20 минут

Упражнение «Счёт до десяти» - 10 минут

Игра «Машина с характером» - 20минут

Упражнение «Опустить предмет» - 15 минут

Упражнение «А я еду...» - 8 минут

Упражнение «Переправа» - 20 минут

Упражнение-игра «Тик-так» - 7 минут

Структура: участники рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Здравствуйте. Меня зовут Светлана Анатольевна и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка Упражнение «Пожалуйста»

Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек - маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

* На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

Удалось ли группе это сделать?

Что помогало? Поддерживало?

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», - спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

Игра «Машина с характером»

Цель: сплочение группы.

Ход упражнения:

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему:«Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

Как вы придумали свои действия?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер.

Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное психологом место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение:

Что испытывали при выполнении задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит:«А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение «Переправа»

Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Обсуждение:

Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?

Что происходило с вами, вызвал ли у вас дискомфорт это упражнение?

Упражнение-игра «Тик-так»

Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.

Ход упражнения: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» - направо, «так» - налево по кругу. «Бум» - означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о классе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Орг. конец:

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Игровой тренинг «Живой цветок»

Задачи игрового тренинга: формирование у детей комплексного восприятия мира и человека; воспитание таких позитивных черт, как доброжелательность, оптимизм; ознакомление ребят с материалом, имеющим познавательную ценность.

Учитывая многоплановость задач, для занятия была избрана форма игрового тренинга, хотя некоторые элементы этого занятия можно использовать и в интегрированном уроке по географии, истории и музыке, в организации танцевальных вечеров, вечеров отдыха.

Игровой тренинг «Живой цветок» рассчитан на ребят в возрасте 10-12 лет, но может быть адаптирован с учетом вышеназванных аспектов для любого возраста. В тренинге может участвовать группа не менее 12 человек, как мальчиков, так и девочек. Тренинг не требует от них специальной подготовки, а проводится ведущим, как говорится, экспромтом. Участники тренинга могут даже не знать друг друга. Все должны быть в спортивной форме или брюках.

Для проведения тренинга необходимо просторное помещение (лучше с ковровым покрытием), а также нужен магнитофон. Реквизит не требуется.

Для тренинга записывается программа, включающая в себя специально подобранные музыкальные фрагменты. (В данной разработке использованы фрагменты современной поп-музыки.)

При подготовке тренинга желательно выяснить музыкальные вкусы детей, способность к взаимодействию, их интересы и общий уровень физического, психического и умственного развития. Сделать это можно с помощью импровизированной викторины, беседы или динамичной игры.

Ход тренинга

I. Организационный момент. Слово ведущего.

Ведущий выходит и встает перед ребятами.

Ведущий . Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что в любом фильме, спектакле у каждого есть своя роль. Сейчас я хочу предложить вам поставить сказку, где вы все будете играть одну и ту же роль. А чтобы вам легче было угадать, что это за сказка, ответьте на такой вопрос. Вот я - человек, а ты кто? Тоже человек. А ты? И ты - человек. А все мы вместе? Правильно, люди. А эти люди, те и другие - кто? Все люди, живущие на Земле, называются человечеством. Итак, сегодня мы будем играть в человечество. Его историю. А с чего начинается любая история, чья-то жизнь? Да, с рождения. (Звучит фрагмент песни М. Джексона «Излечим мир».) Так вот, неизвестно как, неизвестно где и неизвестно почему, на Земле родилось человечество. Представьте, что вы - это первые люди планеты Земля. И вы сейчас появитесь на свет. Встаньте в линию, лицом ко мне, плечом к плечу. Возьмитесь за руки, закройте глаза. (Звучит фрагмент медитативной музыки «Путь дельфина».)

Не открывая глаз и не расцепляя рук, попробуйте образовать круг, лицом не внутрь, а вовне круга.

Ребята замыкают круг, пытаются выровнять его так, чтобы чувствовать плечо соседа.

Ведущий . Перед вами море, синее, холодное, как 3 тысячи лет назад. Вон, слева, летят белые-белые чайки, а справа ползут тёмные грозовые тучи. Волны почти докатываются до ваших ног. медленно наклонитесь вперёд, к морю. А теперь назад. Еще раз вперёд. Назад. Чуть-чуть влево. Вправо. Снова влево. Вправо. Медленно-медленно открываем глаза. (Звучит фрагмент африканской музыки Тони Чайлдс «Зимбабве».)

Посмотрите вокруг. Вы видите все это в первый раз. Где вы? Вы в Африке! Посмотрите друг на друга. Вы только что родились. Вы должны познакомиться друг с другом, верно? Как? Вы знаете, кто был первым другом человека? Верно, собака! Тогда играем в «Бинго», именно так, представим, звали первую собаку человека - Бинго!

II. Проведение игр.

Игра «Бинго»

Ребята образуют внешний и внутренний круги с равным количество участников. Внешний круг начинает движение по часовой стрелке, а внутренний - против часовой. При этом все хором произносят стихи: «Мой лохматый серый песик у окна сидит, мой лохматый серый песик на меня глядит». И затем произносят по буквам имя «песика», хлопая в ладоши: «бэ, и, эн, гэ...», и на букве «о» широко взмахивают руками, останавливаясь напротив соседа из другого круга, и радостно пожимают руки, обнимаются и хлопают друг друга по спине.

Ведущий. Но люди недолго жили в мире и согласии. Они стали делиться на племена, народы, страны, которые враждовали друг с другом. Они делились по цвету кожи, разрезу глаз, по вере в Бога. Вот и вы не избежали разъединения.

Ребята по команде должны быстро разделиться на тех, у кого карие глаза, и на тех, у кого голубые, зелёные или серые. Затем деление может произойти по начальным буквам имени или фамилии (гласные - негласные), по цвету отдельных элементов одежды (светлые - тёмные) и т. д. Далее ребята делятся на две равные по количеству человек команды, первая из которых становится племенем Тумба, а вторая - племенем Юмба. Племена выбирают себе вождей. Между племенами проводится граница.

Звучит песня группы «Доктор Албан» - «Хэлло, Африка!».

Ребята выбирают вид боя:

Вытолкнуть противника плечом, без помощи рук, и зайти на его территорию;

То же самое, но спинами;

Взявшись за руки, перетянуть противника на свою территорию и т. д.

Выигрывает племя, победившее в общем зачете.

Ведущий. В самый разгар раздоров в землях Тумба и Юмба появляется чужестранец. Он понял, что лучше всего поработить племена, когда они разделены.

Ведущий (за чужестранца). Здравствуйте, вождь племени Тумба! Я освобожу твое племя от рабства, но если я обману твоих соплеменников в игре, они будут служить мне. Согласен?

То же самое с племенем Юмба.

Игры-обманки

«Обезьяна на дереве»

Все встают плотно друг к другу в одну линию. Каждый должен по очереди повторить слова и действия ведущего. Например: «Петя, ты видишь вон ту обезьяну на дереве?».

Петя: «Вижу. Света, а ты видишь вон ту обезьяну на дереве?» И так по цепочке. Все держат перед собой вытянутую в направлении «дерева» руку. Затем ведущий садится на левую ногу, вытянув вперед правую, и, дождавшись, когда это сделают все, толкает соседа в бок, и все падают.

«Зоопарк»

Ведущий, шепча на ухо каждому, называет какое-то животное. Все встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и говорит: «Я иду по зоопарку и вижу... льва (носорога, слона и т. д.).

Условия игры: тот, «чьё» животное назовет ведущий, должен резко сесть, а его соседи схватить его за локти, чтобы он не успел это сделать. Но поскольку ведущий загадывает всем одно и то же животное, например обезьяну, то при ее упоминании все участники одновременно садятся.

Таким образом, оба племени попадают в «рабство» чужестранцу.

Ведущий говорит ребятам, что от рабства их может спасти только, если они... Ведущий выслушивает варианты решений, пока кто-нибудь не скажет: «Помириться». Мир начинается с рукопожатия. Как здороваются по-африкански? Придумывают вместе: ладошками, внутренними сторонами ступней и затем бедрами, как в танце «бамп». А как здороваются охотники, машинисты, канатоходцы? Все варианты тут же пробуются и повторяются всеми.

Ведущий. Итак, вы снова живёте в мире и согласии. Готовы ли вы все вместе пойти в Индию на праздник Лотоса? А знаете ли вы, что нам предстоит преодолеть (звучит восточная музыка) пустыню Сахару, Красное море, Аравийский полуостров, а затем от Персидского залива по Индийскому океану достичь берегов Индии? Тогда в путь! Готовьте своих верблюдов для каравана.

Все садятся на колени. Хлопают, повторяя за ведущим, руками по коленям. «Верблюды» вышли на исходную. Стоп! Резко убыстряют темп хлопков. «Караван» начал движение. Быстрее! Хлопают руками по щекам (караван идёт по воде), по груди (мост), трут ладошками одна о другую (идёт по песку), поднимают руки вверх и через мгновение опускают вниз (бархан). Так, чередуя все эти «препятствия» и убыстряя темп, «караван» достигает «финиша» - Персидского залива.

Перед ребятами - Персидский залив. Как доплыть до Индии, если ни деревца кругом? Решено идти под водой. (Звучит песня группы «Битлз» «Желтая подводная лодка».) Ребята встают за ведущим в колонну, взявшись за талию впереди стоящего, и в ногу, под ритм песни, начинают движение. Устав, «паровозик» замыкает круг, не прекращая синхронно шагать, и ведущий берется за талию последнего в колонне. Затем все останавливаются и одновременно садятся на колени друг другу. Отдыхают.

Ведущий . Мы в Индии! Уже начинается праздник Лотоса! Вы умеете танцевать? А танцевали ли вы когда-нибудь, лёжа на полу? Тогда исполним все вместе танец «Живой цветок»!

Все падают и садятся в круг, вытянув ноги к центру. (Звучит песня «Поклонись» группы «Джизус лавс ю».) Все синхронно повторяют движения за ведущим: взявшись за руки, покачиваются вправо-влево, опускают руки к центру и вверх, делают «волну», «взрыв» и т. д. Ребята сами могут предложить какие-то движения, и все их повторяют, двигаясь в ритме песни. (Звучит песня М. Джексона «Излечим мир».) Ребята отдыхают в произвольной прозе, но не нарушая круга. В это время ведущий спрашивает ребят, что им понравилось в этой игре, а что нет, что бы они изменили, дополнили и какой вывод сделал для себя каждый. Затем ведущий предлагает всем встать в круг, но на этот раз лицом друг к другу и, взявшись за руки, покачаться под музыку из стороны в сторону. После этого все складывают руки в общем рукопожатии, вытянув их к центру круга, и благодарят друг друга: «Спа-си-бо!»

Для успешного проведения первого тренинга «Живой цветок» необходимо выполнять следующие условия:

Музыкальные фрагменты должны поддерживать эмоциональный фон игры, соответствовать создаваемому на каждом этапе настроению и иметь чёткий ритмический и мелодический рисунок, доступный восприятию детей;

Ведущий должен иметь в запасе несколько дополнительных игр на случай, если ход тренинга примет незапланированное направление (например, во время «боев» или действий чужестранца);

Сам ведущий должен с первых минут заинтриговать ребят, быть весёлым и артистичным, его артистизм, а также удачно подобранная музыка помогут создать необходимый эмоциональный настрой;

Тренинг должен быть динамичным, объяснения ведущего - ясными и немногословными.

Хорошо проведённый тренинг может дать толчок к сочинению подобных мини-спектаклей, посвящённых разным темам, или стать поводом для более глубокого изучения музыкальной (танцевальной) культуры разных стран. Такие элементы тренинга, как игра «Караван», танец «Живой цветок» или «Подводная лодка», могут стать традиционными для последующих встреч участников тренинга, так как являются прекрасным средством психотерапии. А круг - это идеальная форма для создания коммуникативной ситуации.

Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи” . Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход” . Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами” . Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Тренинг - групповая форма получения новых знаний и опыта.

В зависимости от сферы влияния тренинги делятся на поведенческие и личностные. Поведенческие как правило закрепляют применение новых знаний, а личностные - развивают опыт мышления и ценностную сферу (приводят к знаниям).

В зависимости от стиля ведения тренинги делятся на:

  1. навыковые (отработка только поведенческого навыка, "в такой ситуации надо делать только так");
  2. тренировочные (отработка обоснованного навыка, "в такой ситуации надо делать так потому, что...");
  3. активнообучающие (вывод и новое знание получает сам участник при помощи ведущего, "исходя из выполненного упражнения что нужно делать в такой ситуации? и почему?");
  4. самораскрывающие (поведение участника изменяется через изменение отношения к проблемматике, ведущий вводит групповые нормы и только следит за их соблюдением, отвечая на возникающие вопросы).

В нашем центре

В работе с подростками мы практикуем стили ведения

  • активнообучающий (например, "Психологический театр " или "Облака знаний "), развивающий, активизирующий мышление. Участники приходят к приёмам, моделям и знаниям сами (ведущий является модератором процесса и участником).
  • тренировочный ("Свобода общения ", "Внимание - сила " и др.), дающий новые знания, психологические приёмы, модели взаимодействия (ведущий является тренером, который обучает и контролирует участников).

Хотя некоторые курсы являются продуктом синтеза этих двух видов - "Логика " и "Управление временем ".

Со старшеклассниками проводятся в основном групповые занятия. Индивидуальные тренинги мы проводим с родителями и взрослыми участниками. А для родителей подростков проводятся бесплатные семинары по программе "Услуга+ "

Исходя из количества участников тренинги бывают:

    индивидуальные - разрабатываются после консультации с психологом, которая определяет направление и сферу развития будущего участника;

  • групповые - проводятся по уже разработанной тематике для группы участников.

О тренингах рассказывают сотрудники нашего Центра

Ковязин Виктор - руководитель отдела учебно-развивающих программ,
Елизавета Селюнина - психолог-методист отдела учебно-развивающих программ.

По результатам тестирования и во время беседы с психологом-консультантом выясняются сильные стороны подростка, определяются проблемные области, с которыми стоит работать. Для некоторых ребят работа с психологами Центра продолжается на тренинге.

Виды тренингов, проводимых в рамках профориентационной работы

Тренинги, разработанные в нашем Центре, представляют собой обучающие и развивающие программы с использованием элементов личностного роста.
Занятия проходят в игровой форме, в виде диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы.
В нашем Центре существует серия тренингов, помогающих подростку развить свои способности и навыки, необходимые для учебы и будущей работы.
Рассмотрим подробнее три основных направления развития и относящиеся к ним тренинговые программы.

Способности (тестовый блок "Способности")
Рекомендуемые тренинги: "Внимание-сила", "Свобода общения", "Сдача экзамена", "Управление временем", "Логика".
Изменять свои способности в подростковом возрасте нелегко, основная трудность связана с потерей мотивации к учёбе.
Развитие способностей может дать результат двух видов: прямой и косвенный.
Прямой результат выражается в непосредственном изменении способности. Это достигается постоянными тренировками на протяжении долгого времени, при этом формируются интеллектуальные навыки в целом. Например, чтение формирует лексические навыки и эрудицию, а решение задач по математике - навыки устного счёта и логику. Школьные занятия в данном случае являются прекрасными тренировками.
Косвенный результат выражается в приобретении новых знаний о способности и их использовании. Это достигается изучением приёмов и методов, помогающих использовать ту или иную способность, при этом формируется навык постоянного применения конкретных приёмов и методов. Например, публичное выступление помогает формировать лексические навыки (через желание их использовать), а работа без калькулятора - навыки устного счёта и логику.
Специализированные тематические тренинги подразумевают чаще косвенный результат и служат изучению и закреплению поведенческих приёмов.
Пример такого тренинга - программа развития навыков внимания "Внимание - сила", которая поможет участникам:

  • увидеть сильные и слабые стороны своего внимания;
  • освоить методы концентрации внимания;
  • научиться распределять и переключать внимание в ответственных ситуациях;
  • по-новому увидеть стандартные школьные ситуации;
  • спрогнозировать, когда человеку необходимо отвлечение внимания;
  • получить средства самостоятельной работы, разработанные на основе культурно-исторического подхода в психологии.

В процессе прохождения тренинга подросток развивает переключение внимания.

Участие в тренинге "Свобода общения" поможет школьникам:

  • раскрыть свой потенциал в сфере общения;
  • научиться быстрой адаптации в новой компании;
  • приобрести навыки эффективного и раскрепощенного общения;
  • приобрести положительный опыт преодоления некоторых коммуникативных барьеров;
  • научиться применять свой коммуникативный потенциал.

Это - навыковый тренинг для тех, у кого высокая активность и интерес к общению, кто хочет работать с людьми.
Длительность составляет 2 занятия по 3,5 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 13 лет.

На тренинге "Сдача экзамена" подростки смогут:

  • отработать уверенное поведение при сдаче экзаменов, зачетов, контрольных работ, при ответах у доски;
  • изучить типы экзаменаторов и тактику поведения с ними;
  • научиться выполнять релаксационные упражнения мгновенного расслабления (для тех, кто очень волнуется);
  • освоить приемы эффективного поведения.

Длительность тренинга составляет 1 занятие, которое длится 8 часов. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.

Тренинг "Управление временем" дает знания и навыки по самоорганизации.
Старшеклассники научатся:

  • планировать свое время более эффективно,
  • оценивать свою деятельность и временные перспективы,
  • освоят приемы постановки и достижения целей.

Данный тренинг является и навыковой программой, и программой личностного роста.
Это - тренинг для тех, кому катастрофически не хватает времени, кто хочет стать более организованным, кто планирует работать в сфере бизнес-коммуникаций.
Тренинг состоит из 2-х занятий, каждое из которых длится 8 часов. Частота занятий - один раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.
Программа "Логика" развивает такие способности, как внимание (наблюдательность) и абстрактная логика. Участники приобретают полезные навыки: наблюдение, построение выводов, доказательство, выявление обмана, взаимодействие в коллективе. А также старшеклассники получают и учатся применять знания об основных формально-логических законах, умозаключениях, построении определений.
Длительность тренинга составляет 9 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 15 лет.
Область интересов (тестовый блок "Интересы").
Рекомендуемые тренинги: "Облака знаний", "Первый шаг".
Особым видом работы, направленным на развитие и усиление интересов и мотивации, является активизирующий тренинг. Он разработан специально для школьников с невыраженными интересами ("ничего не хочу" или "всё хочу") и проводится в форме ролевых игр. Цель ведущего такой программы - повышение мотивации к учебной деятельности, а достигается она путем создания условий для привлечения внимания и активизации размышления участников на определённые темы.

Тренинг "Облака знаний"
Наиболее частыми приёмами, которые используют ведущие, являются "создание выбора" и "активизирующие вопросы". На занятии или в упражнении перед участниками ставится некая задача. Они должны решить её, используя определённые ресурсы и условия (время, люди, бумага и пр.). Любая ситуация выбора заставляет человека оценивать и сравнивать, фиксируя его внимание на определённом объекте. Иногда для этого бывает достаточно задать вопрос. Любой вопрос заключает в себе некую неопределённость. Объект этой неопределённости и становится объектом направленности мышления участника собеседования или тренинга.
Важно заметить, что активизация мышления не всегда приводит напрямую к заинтересованности. Зачастую, как бы учитель не хотел заинтересовать ученика в своём предмете, это не всегда получается, здесь многое зависит от личности обоих. Поэтому возможность заинтересовать подростков в какой-то конкретной области не является самоцелью ведущего активизирующего тренинга. Достаточно бывает добиться того, чтобы ребята сравнили некоторые сферы, сделали выбор, а дальше опыт сам сформирует интерес или его отсутствие.
Главная цель тренинга "Облака знаний" - мотивация участников на саморазвитие. Задача тренера при этом - усиление стремлений участников программы к получению знаний. Это осуществляется с помощью применения различных подходов гуманистической психологии.
Программа является тренингом личностного роста, где ведётся психологическая работа по развитию мотивации к учёбе и личностному росту; развивается умение получать знания и оперировать ими, идёт усиление навыка самообучения.
Его длительность составляет 6 занятий по 5 часов.
Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.

Для старшеклассников, интересующихся психологией, и для тех, кто хочет научиться лучше понимать себя и других, в нашем Центре разработана программа "Первый шаг".
Для многих школьников этот семинар станет первым шагом на пути изучения психологии, раскрытия своего внутреннего мира и понимания других людей. Для иллюстрации психологических явлений и портретов людей используются фрагменты из мультипликационных и художественных фильмов.

На семинаре "Первый шаг" учащиеся:

  • узнают, как правильно знакомиться с людьми и как преодолеть страх, связанный с новыми знакомствами;
  • поймут, как грамотно можно решать конфликтные ситуации;
  • узнают, к какому типу людей принадлежат они сами и те, кто их окружает;
  • откроют для себя, какие способы психологической защиты используют люди (и непосредственно каждый из участников) в трудных ситуациях;
  • поймут, какие ценности движут нашими поступками.

Его длительность составляет 6 занятий по 3 часа.
Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.

Личность (тестовый блок "Личность").
Рекомендуемые тренинги: "Психологический театр", "Облака знаний", "Первый шаг".
В подростковом периоде развития особенно ярко идёт процесс формирования личностных качеств человека, ценностное самоопределение. Именно в возрасте 12-18 лет ребята переживают подростковые кризисы. Они начинают задавать себе серьезные вопросы о себе, о мире, о других людях и своих отношениях с ними. И не всегда могут ответить на эти вопросы - не хватает опыта и знаний. Чтобы во всем разобраться, им нужна помощь и поддержка. Но кто поможет? Родители, друзья, школьный психолог? К сожалению, родителям дети не всегда доверяют. Компетентность друзей-сверстников вызывает сомнение у родителей, да и для самого подростка авторитетнее тот, кто постарше. Школьный психолог, как правило, открыт для контакта, но подросток не идёт к нему в кабинет, потому что не хочет выделяться ("А вдруг подумают, что со мной что-то не так?").
Работа с психологом-тренером в группе подростков с похожими проблемами - вот хороший выход из сложной ситуации. Вместе с опытным старшим товарищем ребята учатся познавать себя и других, развиваться, задавать вопросы и отвечать на них. Личностный рост - это форма. Содержанием же может стать любая тематика, интересующая подростков: общение, дружба, маски и роли, внутренний мир, учёба и жизнь.

На тренинге "Психологический театр" изучаются "маски", роли и поведение, развивается умение работать с чувствами, эмоциями, состоянием, настроением. Эта программа развивает уверенность в себе и лояльность к окружающим, умение говорить "да" или "нет", формировать, выражать и отстаивать свою точку зрения. Все это не только гармонизирует Ваши отношения с окружающими, но и существенно помогает личностному росту.
Этот тренинг особенно полезен для замкнутых подростков, желающих стать более уверенными в себе.
Его длительность составляет 6 занятий по 5 часов. Частота занятий - 1 раз в неделю. Рекомендуемый возраст участников - от 14 лет.

Все описанные выше тренинги предназначены для ребят в возрасте от 14-15 лет. В нашем Центре проводятся также тренинги для участников в возрасте 11-13 лет. Эти развивающие программы рекомендуются по результатам тестирования в рамках услуги "Профнавигатор" (компьютерное тестирование и профконсультирование для учащихся 5-7 классов). На данный момент таких тренинга три: "Мастер общения", "Активная позиция" и "Искусство рассуждать".

На тренинге "Мастер общения" участники:

  • узнают, как начать общение и поддержать разговор с любым человеком;
  • научатся одинаково хорошо общаться с малоразговорчивыми и очень словоохотливыми собеседниками;
  • освоят искусство делать комплименты и благодарить за них;
  • научатся слушать, лучше понимать и заинтересовывать собеседника;
  • получат опыт публичного выступления и импровизации.

Этот навыковый тренинг, как и тренинг "Свобода общения", предназначен для тех ребят, у кого высокая активность и интерес к общению, чья работа, вероятно, будет связана с людьми.

Участие в программе "Активная позиция" позволяет ребятам определиться со своими жизненными целями и жизненной позицией, стать увереннее в себе и научиться делать шаги в направлении этих целей. Также в ходе этого тренинга участники:

  • станут увереннее в себе и лояльнее к окружающим;
  • научатся формировать, выражать и отстаивать свою точку зрения;
  • научатся приемам уверенного отказа;
  • освоят эффективные навыки поведения в сложных ситуациях общения;
  • осознают свои личные ресурсы и возможности в ходе общения.

Его длительность составляет 3 занятия по 2 часа. Частота занятий - 1 раз в неделю. Возраст участников - 11-13 лет.

Программа "Искусство рассуждать", развивает у учащихся 5-7 классов такие способности, как внимание (наблюдательность) и абстрактная логика.
На этом тренинге ребята:

  • научатся кратко и четко формулировать свои мысли;
  • узнают, как правильно давать определения различным понятиям и терминам;
  • освоят искусство логически рассуждать и делать выводы;
  • освоят навык эффективной аргументации и другие способы доказательства своей точки зрения.

Его длительность составляет 3 занятия по 2 часа. Частота занятий - 1 раз в неделю. Возраст участников - 11-13 лет.

Подробнее о целях и содержании этих и других тренингов, а также о расписании занятий и условиях участия в них вы можете узнать .

Определение сфер развития с использованием тестовой батареи "Профориентатор"

Результаты профориентационного тестирования позволяют определить направления дальнейшего развития. В отчете по тесту, кроме основной информации, подросток получает рекомендации о том, какие качества и способности ему нужно развивать. Показатели по шкалам трёх описанных выше блоков теста ("Интересы", "Способности" и "Личность") показывают, насколько участие в том или ином тренинге имеет смысл. В беседе с психологом-консультантом эти рекомендации уточняются, и подросток принимает решение о том, нужен ли ему тренинг и если да, то какой.
Вот так выглядит фрагмент отчета о прохождении комплекса тестирования "Профориентатор" с рекомендуемыми тренингами:

Рис.1. Фрагмент отчета о прохождении теста: рекомендуемые тренинги

Рекомендованные тренинговые программы (в рассматриваемом нами случае это "Внимание - сила" и "Веб-дизайн") имеют значения на графике "выше 5,5". Из чего же получаются выводы о том, какие тренинги нужны?
Актуальность участия в программах формируется необходимостью и потенциалом. Рассмотрим результаты подростка по трем блокам теста "Профориентатор":

Рис.2. Фрагмент отчета: результаты по трем блокам теста

Например, рекомендация участия в тренинге "Внимание - сила" зависит от нескольких условий:
1) низкий показатель по шкале "Внимание" (блок "Способности");
2) высокий показатель по шкале "Знак" (блок "Интересы");
3) высокий показатель по шкале "Зрительная логика" (блок "Способности"), хотя в данном случае балл попал в область средних значений;
4) высокий показатель по шкале "Самоконтроль" (блок "Личность").
Пункты 1 и 2 свидетельствуют о необходимости развития сферы внимания, а пункты 3 и 4 отражают потенциал, т.е. то, насколько эффективно можно развивать эту сферу. Методы и приёмы управления вниманием, которым обучает тренинговая программа, основываются на умении "представить, вообразить" и "быть организованным". "Зрительная логика" и "Самоконтроль" - помощники в прохождении программы. Но самые значимые помощники - воля и желание развиваться. Поэтому любой результат должен быть подкреплен собеседованием с участником тестирования с целью уточнения пожеланий и актуальности прохождения тренинговых программ.

Тренинговое занятие для младших школьников

Тема «Солнышко с лучами»

Цель: повышение самооценки ребёнка.

Задачи:

1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

2. Развитие лучшего понимания себя

3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности

Форма проведения: тренинг
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Возраст : школьники 7 - 9лет.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)

Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

А теперь представь, что солнышко - это вы. У солнышка ваше имя.

Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.

Педагог-психолог: - Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?

Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.

Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями

Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.

Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинговое занятие для школьников

Тема "Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата;

    Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

    Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст : школьники 11 - 14лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

Режим работы : 45 минут

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

    Приветствие – 4 минуты

    Цель, задачи – 3 минут

    Разминка – 2минут

    Основная часть - 40 минут

    Рефлексия – 5 минут

    Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

    Разминка – погружение – 2 минуты

    Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

    Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - 5 минут

    Орг.конец. – 5 мин.

Структура : ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка – погружение

Время : 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:

    Что вы чувствовали?

    Если не получилось, то почему?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 мин.

Цель:

Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение « Если птичка, то какая»

Время. 10-15 минут.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: « Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?