Принцип последовательности обучения. Характеристика принципа систематичности и последовательности обучения

Замечание 1

Принцип последовательности предусматривает осуществление процесса обучения в определенном последовательном порядке. Данный порядок предполагает, что каждый последующий элемент логически связан с предыдущим. То есть сущность последовательности обучения заключается в связи получения последующих знаний с полученными ранее. Таким образом, происходит подготовка дальнейшей ступени в познавательном развитии детей.

Понятие и характеристика принципа последовательности обучения

Принцип последовательности обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой усвоение знаний происходит в определенно установленном порядке.

Основное требования данного принципа – это логичность построения и содержания учебного процесса.

На современном этапе существования и развития педагогики, принцип последовательности обучения, заложен в основу учебных планов и программ, реализуемых в учебных заведениях. Согласно учебному плану (программе) изучаемые предметы расположены в определенной логичной последовательности.

Составление учебных программ, согласно принципу последовательности обучения, осуществляется для каждого отдельного предмета, а так же для всего учебного процесса (например, учебный план на год, для конкретного класса; расписание уроков и т.д.). Расположение учебного материала, в рамках конкретной учебной программы, происходит исходя из психологических и возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня их знаний и умственных возможностей.

В основе принципа последовательности лежат следующие закономерности:

  • ребенок только тогда может понять и усвоить учебный материал, когда он имеет полноценное представление о нем (то есть обучение должно идти от «общего» к «частному»);
  • если нет логичной последовательности и системы в преподаваемом предмете, то процесс обучения детей замедляется;
  • только последовательно и логично организованное обучение способствует формированию системы знаний.

Принцип последовательности обучения не является раз и навсегда установленным и неизменным, на сегодняшний день в ряде современных школьных программах он подвергся значительному изменению. Некоторые учебные материалы изучаются детьми намного раньше, нежели это было ранее. Связаны такие изменения с тем, что современные дети перед поступлением в школу владеют достаточно обширными знаниями.

При осуществлении ряда работ, педагогу приходится отступать от данного принципа и немного нарушать последовательность подачи учебного материала. Чаще всего это происходит при осуществлении различного рода творческих работ, в этом случае такое отступление рационально и мотивировано.

Замечание 2

Принцип последовательного обучения распространяется как на учителя, так и на учеников.

Со стороны учителя последовательность проявляется в строгом соблюдении схемы построения урока, порядке изложения материала, повторения, закрепления и проверки пройденного материала.

Со стороны учеников последовательность – это навыки самостоятельной работы, рационального планирования учебной деятельности и собственных сил, составление логичных планов по освоению учебного материала, выполнению заданий (как на уроке, так и дома).

Принцип последовательности связан с такими принципами как системность и прочность. Данная взаимосвязь обусловлена психологическими особенностями высшей нервной системы человека. Во главе последовательности и системности «стоит» мышление, которое способствует установлению связей и ассоциаций. В том случае, если учебный материал преподается последовательно и систематично, то ассоциативный ряд крепче, соответственно и полученные знания усваиваются лучше и в большем объеме.

Принцип последовательности способствует формированию и развитию у детей мыслительной деятельности и приемов обобщения. Установление подобного рода деятельности осуществляется в рамках каждого учебного предмета, формируя в итоге целостную картину мира, на основе межпредметных связей.

Замечание 3

Таким образом, принцип последовательности обучения не является изолированным принципом, он находится во взаимосвязи и взаимозависимости с иными принципами обучения.

Правила реализации принципа последовательности обучения

Реализация принципа последовательности обучения осуществляется на основании соблюдения следующих дидактических правил:

  1. Организация и реализация учебного процесса осуществляется в строгой последовательности, установленной учебным планом, программой или расписанием.
  2. Усвоение знаний детьми должно осуществляться на основании понимания каждого учебного предмета, а также понимания взаимосвязи учебных предметов между собой.
  3. Учебный материал преподается детям последовательно, начиная с «общего» и постепенно переходя к выделению и усвоению «главного».
  4. Соблюдение логичности педагогического процесса, который организован последовательно: каждое новое занятие – это логическое продолжение предыдущего. То есть, знания, полученные на предыдущем уроке, будут основой для новых знаний.
  5. Принцип последовательности необходимо применять в комплексе с иными принципами: системности, индивидуальности, наглядности, медпредметности и т.д. В этом случае возможна организация оптимального учебного процесса, в результате которого будет получено и усвоено больше учебного материала.
  6. Принцип последовательности распространяется не только на организацию учебного процесса, но и на все субъекты данного процесса (учитель и ученики).
  7. Принцип последовательности должен опираться на психологические и возрастные особенности детей, а также учет их умственного развития и возможности.

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически - это значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

В учебнике Ю.М. Колягина сказано, что систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики.

Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путем установления теснейшей связи между элементами изучаемого материала, раскрытия единства элемента и структуры, части и целого. Следовательно, смысл принципа систематичности заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.

Р.С. Черкасов в свою очередь пишет, что систематические знания характеризуются как знания о научных основах учебного предмета. Они формируются на основе усвоения понятий и фактов в определенной логической последовательности. Наиболее полное свое выражение этот принцип находит в систематических курсах математики. Можно выделить три вида систематизации учебного материала: целевая, логическая и психологическая . В качестве методов систематизации широко применяются индуктивные и дедуктивные методы, аналогия, обобщение, конкретизация и др. Встречаются попытки "ревизии" принципа систематичности, которые выражаются в отказе от изложения в среднем звене обучения основ науки (такая идея высказана, например, М. М. Постниковым). В отдельных странах (например, в Англии, Швеции, Финляндии), по существу, отказались от систематического курса геометрии. Это обстоятельство не замедлило отрицательно сказаться на уровне логического развития учащихся, на их возможностях в усвоении курса математики.

Различают еще системные знания . Они характеризуются, прежде всего, как методологические знания основ научной теории. Одним из средств формирования системных знаний является включение в учебник сведений о математической теории и способах ее построения.

В пособии Ю.М. Колягина говорится, что последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, а от него к навыку.

Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

Обучение во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.Методическое сопровождение – УМК под редакцией В.В. БабайцевойЦел...

В своей книге «Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха» (Influence: Science and Practice) Роберт Чалдини, популярный американский психолог, обозначает :

  • взаимный обмен;
  • социальное доказательство;
  • симпатия к знакомому;
  • дефицит;
  • авторитет;
  • приверженность выбору/последовательность.

Эта статья посвящена последнему из перечисленных принципов и его использованию в UX.

Если вкратце, то последовательность — это склонность людей придерживаться ранее принятой модели поведения. Мы ведем себя таким образом, чтобы облегчить процесс принятия решений: согласитесь, легче принять одно решение и оставаться верным ему при следующем выборе, чем принимать новое решение каждый раз при возникновении проблемы.

Кстати, можно сказать, что последовательность помогала (и помогает) выживать: в социальной среде непоследовательные люди воспринимаются как менее надежные и редко добиваются общественного признания.

В своем исследовании Чалдини обнаружил, что мы не только изо всех сил стремимся соответствовать принятым ранее решениям, но и чувствуем себя при этом более уверенно, даже если сталкиваемся с доказательствами ошибочности своего выбора.

Последовательность обнаруживается как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Как утверждает Чалдини, «как только мы сделали выбор или заняли конкретную позицию, мы сталкиваемся с личным и межличностным давлением, принуждающим нас к тому, чтобы вести себя в соответствии с принятым решением».

Представьте, что под Новый Год вы обещали себе, что будете посещать тренажерный зал три раза в неделю в 6 утра. После того, как вы приняли это решение, вы будете стараться придерживаться его (с переменным успехом). Но это лишь индивидуальный уровень — ответ за выполнение обещания вы будете держать только перед самим собой. Но на социальном уровне (если ваше обещание имеет характер публичной декларации) давление будет ощутимо сильнее: если вы и ваш друг договорились ходить в зал по утрам, вы будете более склонны к тому, чтобы поддерживать этот договор. И если в первом случае нарушение данного себе обещания грозит вам всего лишь чувством вины перед собой, то нарушение договоренностей с другими людьми уже несет более серьезные риски. Отсутствие дисциплины оценивается в обществе как нежелательная черта и ассоциируется с иррациональностью человека, его некомпетентностью и даже склонности к обману.

Все эти риски генерируют то огромное социальное давление, которое и заставляет нас придерживаться своих публичных обещаний. Чтобы избежать ненужного стресса, люди прилагают все усилия, чтобы оставаться верными своим заявлениям и принятым ранее решениям.

И этот феномен вы можете активно использовать при разработке UX. Главное — в самом начале убедить человека взять на себя какое-либо обязательство, при этом само обещание может и не быть хоть сколь-нибудь значимым. Часто это всего лишь небольшое решение.

Примеры использования последовательности в UX

Чтобы обратить принцип последовательности в свою пользу, вам придется убедить пользователей взять на себя первоначальные обязательства по совершению тех или иных действий. Это обязательство должно а) быть простым в выполнении и б) не нести за собой какие-либо серьезные риски.

Yelp

Рассмотрим то, как это делает сервис Yelp. Их задача — убедить оставить отзыв о той или иной компании на сайте. Обратите внимание, что люди могут начать писать отзыв, даже не заводя аккаунт. Можно сразу отметить, что ожидаемые от пользователя действия по созданию отзыва не несут для них серьезных рисков (нет необходимости предоставлять свои личные данные для регистрации) и при этом достаточно просты (чтобы оценить бизнес, достаточно всего одного клика). Но как только пользователь начинает набирать отзыв, рядом с полем формы появляется следующий : «Продолжайте печатать, повелитель слов» (Keep those fingers rolling, you wizard of words). То, что кажется просто забавным текстом, на самом деле является профессиональным использованием принципа последовательности: он напоминает пользователю о необходимости придерживаться обещания оставить отзыв и призывает его взять на себя еще одно дополнительное обязательство — написать еще больше.

После того, как люди напишут отзыв, их попросят еще об одном одолжении — зарегистрировать аккаунт. Им придется это сделать, ведь в противном случае их текст не будет сохранен и опубликован. Такой алгоритм регистрации выбран не случайно: сервис искусно обращает в свою сторону уже принятое человеком решение опубликовать отзыв и страх потерять достигнутый прогресс. В итоге люди соглашаются зарегистрировать свою учетную запись в системе.

Но и это еще не все: как только отзыв опубликован, на экране появляется предложение написать еще один («Было весело. Давайте напишем еще»). Формулировка напоминает пользователям, что а) они просто написали отзыв, б) они могут следовать принятому ранее решению и написать еще больше отзывов на другие компании.

Fitbit

При первом запуске мобильного приложения Fitbit пользователя просят определить и указать свои фитнес-цели.

Для выполнения этого действия не требуется раскрывать сколь-нибудь важную персональную информацию, поэтому к самой просьбе пользователи относятся лояльно, ведь целевая аудитория Fitbit — это люди, заинтересованные в отслеживании своих привычек, связанных со здоровьем. Как только цель будет введена, она тут же примет вид обязательства, которое будет отображаться на рабочей панели пользователя наряду с его прогрессом в достижении этой цели. Это визуальное представление (вместе с ) служит напоминанием о приверженности своим целям и повышает вероятность их достижения. Кроме того, обязательство может стать публичным, если пользователь разрешит приложению оповестить о нем своих друзей и, таким образом, перенести обещания на социальный уровень.

23andMe

23andMe — компания, предлагающая услугу анализа ДНК для выявления предрасположенности к разного рода проблем со здоровьем — также использует принцип приверженности, чтобы стимулировать к участию в анкетировании, в ходе которого компания собирает данные для своих текущих генетических исследований. Сначала 23andMe предлагает пользователям поучаствовать в небольшом предварительном исследовании состояния здоровья, результаты которого будут учтены при составлении генетического отчета. Это исследование не требует каких-либо значимых трудозатрат и не несет в себе риска: это занимает всего несколько минут и является частью уже оплаченного сервиса. После завершения этого обязательного короткого обследования система показывает пользователю, на сколько вопросов он дал ответ от начала опроса. Далее сервис выводит на экран надпись «Продолжить анкетирование». Это дает людям возможность сохранить приверженность своему выбору (принять участие в опросе) и предоставить сервису еще больше данных.

Индикатор прогресса показывает, на сколько вопросов еще предстоит дать ответ. Настольная версия сайта также располагает набором , которые усиливают желание заполнить всю анкету, демонстрируя, какой процент участников 23andMe дал ответ на столько же вопросов. Если вам нравится быть первым, то, ответив на 357 вопросов, вам будет неприятно узнать, что 29% пользователей обошло вас.

Значение для UX-дизайнеров и владельцев бизнеса

Многие мобильные и настольные приложения и сайты еще до того, как предоставить пользователю доступ к своим ресурсам, требуют от него регистрации учетной записи. Часто этот запрос вызывает неприятие и не приводит к тому эффекту, на который был расчет. Даже когда это обязательство легко выполнимо (благодаря или аккаунт Google), это взаимодействие не перестает быть затратным — на карту поставлены личная информация пользователя и нежелательная вероятность возникновения долгосрочных обязательств. Прежде чем будут построены крепкие доверительные отношения и пользователь почувствует себя достаточно комфортно для обмена личной информацией, должно пройти немало времени.

Использование принципа последовательности — это не просто смешной микротекст или полоса прогресса (хотя они могут помочь), а суть интерактивного дизайна. Это требует от дизайнеров UX хорошего понимания уровней обязательств, теории перспектив и неприятия людьми потерь. Это позволяет проанализировать архитектуру решений в каждом рабочем процессе. Ниже представлены вопросы, на которые вы должны ответить, чтобы понять, сколько усилий требуется для каждого решения при взаимодействии пользователя с системой:

  • как много вариантов должно быть предложено пользователю на каждом этапе?
  • как много информации необходимо для принятия решения?
  • каковы варианты по умолчанию?
  • какова стоимость взаимодействия и в некоторых случаях — денежная стоимость каждого решения?

При проектировании потока взаимодействия не забудьте предложить пользователям взять на себя обязательства, которые будут сопоставимы с их уровнем доверия к организации и их восприятию ценности ваших товаров и услуг. Сосредоточьтесь на минимизации затрат на взаимодействие, связанных с этими обязательствами: даже несущественный запрос, скорее всего, будет отклонен пользователем, если он потребует много работы.

Заключение

Приверженность взятым на себя обязательствам и последовательность в действиях — это довольные мощные стимулы повышения вовлеченности пользователей при достижении ими целей. У проектов, которые предлагают взять на себя простые и нетрудоемкие обязательства, куда больше шансов конвертировать покупателя, чем у компаний, выполнение обязательств которых связано с большими затратами и рисками. Чтобы быть уверенным, что вы удовлетворяете потребности пользователей на каждом этапе процесса принятия решений, нужно владеть информацией по многим вопросам, но все сводится к двум вещам: росту доверия к вам со стороны пользователей и улучшению юзабилити / повышению ценности ваших продуктов и услуг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности учащихся без строго продуманной системы их обучения и воспитания. Перед преподаванием математики в школе кроме общих целей обучения стоят ещё свои специфические цели, определяемые особенностями математической науки. Одна из них - это формирование и развитие математического мышления. Это способствует выявлению и более эффективному развитию математических способностей школьников, подготавливает их к творческой деятельности вообще и в математике с ее многочисленными приложениями в частности. В преподавании математики учителю помогают различные принципы обучения. Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

Они носят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы обучения - это система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса. Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако происходит расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа. Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Одной из форм внеклассной работы с учащимися является математическая экскурсия. При подготовке к экскурсии учитель должен продумать, как и на чем можно показать применение математических знаний, какой числовой материал нужно собрать для последующей работы, как и где его записать, как вызвать у детей интерес к тем фактам, которые дадут подходящий числовой материал, как распределить эту работу между отдельными учениками или звеньями. Обучению математике помогают различные экскурсии: в природу, на производство, на стройку, в парниковое хозяйство и т. д. Хорошо подготовленная и своевременно проведенная экскурсия помогает понять значение знаний по математике, показывая их применение, дает жизненный числовой материал для составления задач, смет, ведомостей.

1. Принцип систематичности и последовательности

последовательность систематичность обучение математика

Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практической деятельности учащихся. протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически - это значит при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

Важное значение принцип систематичности и последовательности приобретает в выработке у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с книгой, в воспитании у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний. Систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики. Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения:

а) от простого к сложному;

Следовать в обучении от простого к сложному означает, что изучение учащимися фактов, явлений, закономерностей, понятий и т. п. должно начинаться с наиболее простых, с тем чтобы подготовить их к пониманию более сложных. Это положение касается как теоретического, так и практического учебного материала.

б) от легкого к трудному;

в) от известного к неизвестному;

Необходимо помогать учащимся овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. Нужно логически увязывать неизвестное с неизвестным, приучать думать и действовать самостоятельно. Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

г) от представлений к понятиям;

Перед введением определения математического понятия на уроке математики учитель должен проделать большую подготовительную работу теоретического характера: выяснить вид определения математического понятия (родо-видовое, генетическое, по соглашению и т.д.), его логическую структуру, построить по необходимости родословную понятия.

д) от знания к умению, а от него к навыку.

В заключение отметим, что успешная реализация принципа систематичности и последовательности в обучении во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.

2. Проблемность принципа последовательности

Во время изучения школьного курса математики, как и во время строительства здания, важным является мощный, крепкий фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не построить крепким. В это же время и на крепком фундаменте можно построить шаткое строение. Поэтому пути решения проблемы последовательности между отдельными ступенями школьного курса, в том числе и в школьном курсе математики, "двухсторонние". С одной стороны, необходимо обеспечить достаточно общее специальное математическое развитие учащихся в начальных классах, а с другой - учителю в пятом классе не отказаться от полезных организационных форм, характерных для роботы учителя начальной школы, привычных для детей приемов начальной деятельности, опираться на все сформированные знания и умения, запас представлений, понятных терминов и т.д. Одновременно постепенно избавляться "пережитков прошлого" соответственно с повышением уровня образования школьников, с логикой развития материала, который изучается, применением знаний и умений, которыми владеют учащиеся уже на новом уровне. Вопрос последовательности знаний является актуальным в процессе всего обучения независимо от уровня многоуровневой подготовки. Последовательность должна осуществляться по трем направлениям:

в формах учебно-воспитательной работы;

в методике обучения.

Наибольшие проблемы относительно реализации принципа последовательности возникают в содержании образования. Последовательность предусматривает максимальное использование на каждом этапе обучения того, что достигнуто на предыдущих этапах. Это требует реализации межпредметных связей, последовательности изучения учебных дисциплин, тем, соотношения содержания отдельных дисциплин. В том числе математики, физики и т.д. Принцип последовательности знаний должен реализовываться через непрерывную многоуровневую подготовку учителя, обучения учеников, охватывая содержание, форму и методы обучения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные цели и дидактические принципы обучения математике. Проблема концепции последовательности и систематичности. Понятие внеклассных занятий как необязательных занятий во внеурочное время. Особенности подготовки математической экскурсии в школе.

    реферат , добавлен 25.02.2012

    Дидактические игры как ведущая деятельность в обучении математики. Экспериментальное исследование использования различных дидактических игр при обучении математике при помощи квеста. Подготовка учеников младшего школьного возраста к прохождению квеста.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Психолого-педагогические аспекты реализации средств наглядности при изучении математики в средней школе. Познавательные процессы и их формирование. Сочетание слова учителя и средств наглядности. Применение компьютерных технологий в обучении математике.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2014

    Разновидности и функции эвристик в обучении математике. Творческое мышление как результат эвристического обучения. Пути и условия организации эвристического обучения в школе. Формирование эвристических приемов при обучении математике учащихся 5-6 классов.

    дипломная работа , добавлен 30.03.2011

    Принцип моделирования в обучении математике. Использование графов в формировании понятия функции, при построении алгоритмов рационального решения задач. Граф-схемы доказательства теории. Поиск решения геометрических задач с помощью метода графов.

    дипломная работа , добавлен 19.07.2011

    Теоретические аспекты квантового обучения. Психолого-педагогические и философские основания квантового обучения. Основные идеи и методы, применяемые в квантовом обучении. Особенности применения квантового обучения при обучении математике.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2007

    Характеристика понятия педагогического процесса, учебной деятельности, ее форм и принципов. Изучение базовых принципов дидактики. Типы уроков и система приемов учебной деятельности в обучении математике. Разработка факультативных занятий по математике.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Цели обучения и воспитания в средней школе. Формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Эстетическое воспитание в процессе обучения. Этапы техники оригами.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    "Прикладная диалектика" и ее применение в педагогике. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Ситуация как средство развития творческих способностей. Методы технического творчества при обучении школьников математике. Тренинг креативного мышления.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2009

    Формирование у детей математических представлений с использованием дидактических игр. Решение задач на смекалку. Логические упражнения в обучении детей математике. Игры на воссоздание изображений. Загадки-шутки, занимательные вопросы в обучении детей.

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Принцип, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.

Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их генезиса.

Наличие многопредметности, различных видов обучающих практик вызывает необходимость их иерархизации, т.е. выстраивания в зависимости от степени сложности. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти "от незнания к знанию, от неумения к умению". Об этом образно писал Я. А. Коменский: "Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно... Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе...".

Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется:

в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин и структурно-логических схем их прохождения;

в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине;

в прохождении тем учебного материала в определенном порядке;

в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств.

Существуют зависимые и независимые друг от друга учебные дисциплины, курсы и формируемые ими знания, умения и навыки. Зависимые можно разделить на последовательно и параллельно изучаемые. Первые должны изучаться так, чтобы одни предшествовали другим. Параллельные надлежит изучать одновременно. При линейном их изучении разрывается по времени то, что должно восприниматься и усваиваться обучаемыми как единое целое. Учебный материал при этом плохо запоминается, слабо связывается в сознании, увеличиваются затраты времени на усвоение. Взаимозависимые курсы должны изучаться параллельно, т.е. только одновременно и взаимосвязанно, со строгой синхронностью.