Исследование по предмету «Окружающий мир.

Урок разработан и проведен

во 2 классе

учителем начальных классов Лобановой В.В.

МБОУ Большетумановская ООШ

Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе.

Тема урока: «Про кошек и собак».

Цель урока:

1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.

2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

3. Освоить первичные навыки проведения исследований.

Планируемые достижения:

Обучающиеся научатся: определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями атласа-определителя; находить нужную информацию по теме.

Умения, характеризующие достижения результата: выдвигать гипотезу, проводить простейшие исследования и фиксировать их в виде записей, словесного описания, составлять план рассказа о питомце, работать в группе, делать обобщения, сравнивать, следовать плану рассказа.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действия.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас - определитель «От земли до неба», подключение компьютера к сети Интернет, учебник «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков, 2012г)

Структура урока:

    Организационный момент – 30 сек

    Актуализация знаний – 1 мин 30 сек

    Формулировка цели урока. Постановка учебной задачи – 1 мин

    Мотивация – 3 мин

    Физкультминутка – 30 сек

    Постановка проблемы – 2 мин

    Исследования в малых группах, открытие новых знаний – 20 мин

    Итог урока. Обмен информацией – 15 мин

    Домашнее задание – 1 мин

    Рефлексия – 30 сек

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I . Организационный момент

Придумано кем-то, просто и мудро,
при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Внимательно слушают учителя, настраиваются на работу

Коммуникативные УУД: слушать учителя

Регулятивные УУД: способность к волевой саморегуляции

II . Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Закончите предложение.

(на экране появляется запись)

Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются…

Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

(На интерактивной доске появляются слова)

Из перечисленных животных подчеркни красным цветом диких животных, а зелёным цветом – домашних животных:

белка, корова, курица, медведь, волк, овца, заяц, волк, лягушка, лошадь, собака.

Соедини стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек:

корова яйца

куры молоко, сыр, масло

пчёлы шерсть

дикие животные

Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

домашние животные

Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

Учащиеся цепочкой выходят и соединяют линией на доске, остальные проверяют.

Познавательные УУД: анализ, синтез, классификация

Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль

III . Формулировка цели урока.

Постановка учебной задачи.

На доске кроссворд.

Отгадайте загадки:

    Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла

    Четыре ноги, пятый хвост,

Шестая грива

    С бородой, а не старик

С рогами, а не бык

Доится, а не корова

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт

    Собой не птица, петь не

Кто к хозяину идёт, она знать даёт

Какое слово получилось в выделенной строке?

Значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Но не только мы сегодня будем говорить о кошках, но и еще об одном животном.

(Звучит запись песни «Пропала собака»).

О ком говорится в песне?

Сегодня мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Сформулируйте тему урока.

Правильно.

А зачем нам нужно изучать эту тему?

Значит цель нашего урока …

Учащиеся отвечают:

Сегодня на уроке, мы будем говорить о кошках

В песне говорится о собаке.

Про кошек и собак.

Чтобы больше знать об этих животных.

Как можно больше узнать о кошках и собаках, о породах кошек и собак.

Познавательные УУД:

принятие учебной задачи, анализ.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

IV . Мотивация.

Ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования.

(на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ », остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой»)

Вспомните, что это такое?

А в толковом словаре Ожегова говориться так:

«Исследование научный труд.

Исследовать – это значит:

    подвергнуть научному изучению;

    осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

Каждый из вас побывает в роли исследователя.

Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.

(на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ)

Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?

Каким образом мы можем еще добыть информацию?

В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные

имеют краткие, доступные тексты.

Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.

В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.

(открывается последние строчки схемы)

Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?

Алгоритм, план, программу исследования.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

СБОР ИНФОРМАЦИИ

ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

(варианты ответов детей)

(варианты детей)

(один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)

(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)

    из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.

    посмотреть по телевизору

    понаблюдать или провести эксперимент, опыт.

Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.

    спросить у другого человека

Коммуникативные УУД: слушать учителя, поиск и выделение необходимой информации

Личностные УУД: интерес

Познавательные УУД: поиск информации

Познавательные УУД: знаково-символические действия.

Познавательные УУД: составление алгоритма, для решения проблемы

V . Физкультминутка

Вот идёт черный кот,

Притаился – мышку ждёт.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет

Дети выполняют движения

Шаги с высоким подниманием ног

Приседания, руки к коленам

Встать, повернуться возле себя

Руки в сторону

VI . Постановка проблемы

- Подумаем!

Что мы знаем о собаках?

А все ли собаки имеют свой дом?

- Подумаем!

Что мы знаем о кошках?

А знаете вы о породах кошек и собак, как ухаживать за кошками и собаками?

Что мы можем предположить?

Что ж докажем это.

Ответы детей:

Это домашние животные, значит они имеют свой дом.

Нет, есть бездомные собаки.

Собаки бывают разного размера

Собаки имеют разный окрас шерсти.

Шерсть бывает гладкая, короткая, длинная, бывают без шерсти.

Имеют разный характер, бывают добрыми и злыми, ласковыми и агрессивными.

(Учащиеся по - этому же плану рассказывают о кошках, что знают.)

(Дети задумываются.

Нет, не знаем.

Кошки и собаки могут быть разных пород

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, осознанное построение речевого высказывания

Познавательные УУД:

выдвижение гипотезы.

VII . Исследования в малых группах, открытие новых знаний.

Здесь мы и воспользуемся сбором информации:

Из книг1 группа собирает информацию о кошках, 2 группа собирает информацию о собаках.

Обратимся к учебнику и атласу –определителю. Рассмотрим, как выглядят те или иные породы собак.

Обратимся к Интернету с вопросом «Как правильно ухаживать за кошками и собаками»

Прослушаем советы мудрой Черепахи «Как относиться к своим питомцам?»

Группы работают с атласом –определителем: находят породы кошек и собак, выбирают каждый себе породу кошки или собаки, делают соответствующие записи.

Рассматривание картинок в группе.

Каждая группа выписывает необходимые сведения, как ухаживать за кошками и собаками.

Учащиеся слушают советы мудрой Черепахи. Каждая группа записывает необходимые для них сведения.

Познавательные УУД: сбор информации, решение проблемы поискового характера.

Личностные УУД: интерес к поисковой деятельности.

Познавательные УУД: сбор информации, анализ, доказательство

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сбор информации

VIII . Итог урока. Обмен информацией.

Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы , и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.

Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.

Что мы можем рассказать о кошках и собаках?

Что нового и интересного узнали об этих животных?

Каким способом воспользовались выступающие?

Можем ли мы сказать, что мы узнали про породы кошек и собак?

Каким способом мы получили новую информацию?

У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д.

Но каждый из вас должен помнить, что прежде чем завести домашнего питомца, подумайте, сможете ли вы обеспечить ему надлежащий уход, обеспечить его вниманием и заботой.

От каждой группы прослушиваются сообщения, полученные в результате исследования.

Рассказ детей о породах собак и кошек;

Рассказ детей, как ухаживать за кошками и собаками.

Получение информации из книги, из Интернета.

Да, можем.

С помощью исследования.

Познавательные УУД: анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, составлять рассказ по теме.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

IX . Домашнее задание.

Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):

  1. Внешний вид.

    Особенности характера.

    Твое отношение к животному.

Познавательные УУД: принятие задачи.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя.

Регулятивные УУД: планировать свой ответ.

X . Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке

Я знал, но узнал лучше

Я запомнил.

Учащиеся закрепляют цветные фишки на доске в соответствии со своей работой на уроке.

Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения.

Литература:

    Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.

    Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие / Т.С. Фещенко. – М.: УЦ»Перспектива», 2013, - 224с.

    Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157с. – (Работаем по новым стандартам)

    Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013, - 152с. (Начальная школа)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Конспект внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности на тему:

«Путешествие по экспериментальным лабораториям».

Подготовила учитель начальных классов

Костерина Елена Юрьевна

Муром, 2015

Внеурочное занятие.

Исследовательская коллективная игра

«Экспериментальная лаборатория».

Цель : развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка; совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;

Познакомить с понятием эксперимент, его структурой;

научить проводить эксперимент самостоятельно;

Расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.

Метапредметные:

Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью;

позитивную самооценку;

стремление к успешности в исследовательской деятельности;

Регулятивные: учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

Понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений,

Определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.

Познавательные:

уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.

Коммуникативные:

формировать умение уважать мнение собеседников;

задавать вопросы и отвечать на них;

входить в коммуникативную игровую ситуацию;

учить проявлять интерес к общению и групповой работе.

Технологии:

Проблемно-диалогическая технология;

Технология личностно-ориентированного обучения;

Информационно-компьютерная технология;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, магниты, металлический предметы, стакан с водой, мандарин, яйцо, соль.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

Звучит песня «Почемучки…».

Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Мы теперь непросто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! (читают дети)

II. Актуализация знаний.

А кто такой исследователь? (ответы детей)

Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

Сегодня мы продолжаем быть исследователями и отправляемся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты.)

Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!

Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре : « Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

С какой целью проводится эксперимент, для чего?

Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.

Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

III . Практическая работа.

1-ая лаборатория - Наблюдательная.

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений.

  1. Найдите ошибки художника.
  2. Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?
  3. Найди спрятавшиеся предметы
  4. Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

2-ая лаборатория- Плавательная «Научи яйцо плавать»

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах . Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

3-я лаборатория- Магнитная

Посмотрите! Я научилась двигать предметы!

* На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).

Почему стакан двигается?

* Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.

Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.

Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)

Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.

Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек.

Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

Каков результат эксперимента?

ВЫВОД : не все металлические предметы притягиваются магнитом.

Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно, они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

4-ая лаборатория – Выборная.

Внимание, на экран. (слайд с изображением телефона, машины, барабана, самовара).

Нам предстоит выяснить, какие из этих предметов приносят пользу, а какие не во всех случаях полезны.

И так, ребята, перед нами стоит проблема. Давайте попытаемся её решить.

Я раздам вам карточки с изображением этих предметов. У меня есть вот такие 2 симпатичных солнышка, одно – весело улыбается, а другое грустит. Внимательно посмотрите на картинку, определите, что изображено на картинке, вредно это или нет и положите её к определенному солнышку. (Ребята выполняют задание)

Затем рассматривают содержимое двух коробок.

Интересно самовар и в этой, и в другой коробке? Ребята, а почему, так получилось?(Обговаривается каждый предмет с точки зрения пользы и опасности)

Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой. (на доске – глаза, ухо, голова)

Это мысленный эксперимент – смотрю, слушаю, думаю. (слова на доску)

5-ая лаборатория- Творческая

Попробуйте нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. (Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

Вызываются к доске 5 человек. Обсуждение нарисованных предметов.

Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования? (все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!


Мое выступление на августовской конференции. Выступление построено на основе урока Окружающий мир в 4 классе по теме "Какие полезные ископаемые применяют в строительстве?"

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс Документ Microsoft Office Word (2)»

Мастер-класс «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Задачи: определить актуальность исследовательской деятельности в соответствии с требованиями стандарта на ступени начального общего обучения; составить алгоритм проведения исследовательской деятельности младших школьников на примере урока окружающего мира; повысить профессиональную компетентность учителей начальной школы по развитию универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.

Актуальность.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте поговорим!

О важном и о прочем:

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чем-то знаете Вы,

Про что-то мне известно,

Давайте поговорим,

Надеюсь, будет интересно.

Тема нашего сегодняшнего разговора «Исследовательская деятельность младших школьников как одно из условий формирования УУД младших школьников». Хочу начать наш разговор с вопроса: «Что является отличительной особенностью Стандарта 2 поколения»?

Я согласна с Вами, в Стандартах нового поколения наряду с предметными выделяются личностные и метапредметные результаты. Неотъемлемая часть ядра нового стандарта – УУД.

Организация практической деятельности.

Что Вы понимаете под универсальными учебными действиями?

Совершенно верно, это система действий самого ребенка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Но есть одна особенность, которая объединяет этих детей – они еще не умеют учиться. Это и заставляет нас, педагогов, искать новые формы и методы обучения, позволяющие не только дать ученикам необходимый «набор» знаний и умений но и научить их учиться посредством УУД.

Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов.

Что же такое исследовательская деятельность?

Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких к научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, не неизвестных маленькому человеку.

Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Существуют шесть основных этапов методики исследования:

    Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формируется гипотеза)

    Исследование

    Обмен информацией

    Организация информации

    Связывание информации

    Подведение итогов, рефлексия

Прежде, чем сконструировать урок-исследование, учителю необходимо что он должен получить на выходе и в соответствии с этим продумать задачи к уроку, ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, определить, какой материал должен быть изучен учеником.

Далее необходимо определить, какого типа исследование целесообразно сконструировать в данном случае. И, наконец, нужно определить динамический стержень урока – сконструировать проблемную ситуацию для учеников. И в заключении учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска и т.д.

Хочу предложить Вам рассмотреть структуру урока-исследования на конкретном примере, а именно на примере урока окружающего мира, и определить, какие УУД формируются на каждом этапе.

Предлагаю вам побыть учениками 4 класса. Мы отправляемся на урок окружающего мира. Я не буду подробно останавливаться на каждом этапе урока из-за ограниченности во времени.

Итак, тема урока «Полезные ископаемые». На уроке мы должны ответить на вопрос «Какие полезные ископаемые применяют в строительстве». Перед вами структура урока усвоения новых знаний.

1) Организационный этап.

2)

3) Актуализация знаний.

4) Открытие нового знания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

На втором этапе были предложены загадки, отгадав которые дети сформулировали тему урока, поставили учебные задачи. Далее повторили изученный материал, необходимый для работы по теме урока. На следующем этапе остановимся подробнее. Работаем в группах

Начинаем работу нашей научной лаборатории. Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы выяснить, какие полезные ископаемые используют в строительстве? На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых и две карточки. Возьмите карточку желтого цвета. (Эту карточку-помогайку составили ребята на предыдущем уроке). Как она поможет сегодня? Возьмите зеленую карточку. Что вы видите на ней? В этой таблице вы будете записывать результаты своих исследований. (Две группы работают с образцами, третья с картой и отвечает на вопрос «Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае и можно ли их использовать в строительстве?»).

Практическая работа. Отчет групп.

Мы пропустим следующий этап урока «Первичное закрепление»

Итак, мы ответили на поставленный вопрос? Оцените свою работу.

Ну а теперь давайте вернемся к теме нашей беседы «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

У вас на столах лежат листочки «Структура урока усвоения новых

знаний». Можно ли по ней составить урок – исследование? Конечно же да. Но основной этап «Открытие нового знания» нужно спланировать более тщательно. Я предлагаю вам сейчас во второй колонке записать, какие УУД формировались у учащихся (основной этап урока)

Примерная структура урока по ФГОС

Урок усвоения новых знаний

Организационный этап

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний

Открытие нового знания

Первичное закрепление

Информация о домашнем задании

Рефлексия

Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить темы исследования и приемы, которые вы бы использовали на своих уроках-исследованиях.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, последний этап урока «Рефлексия», он обязателен на моих уроках. Дети обычно отвечают на ряд вопросов

    Я узнал(а)…….

    Я научился (лась)…

    Мне понравилось….

    Я затруднялся (лась)….

    Мне было (скучно) интересно…..

Для вас я предлагаю всего один вопрос: «Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирование УУД школьников?» При ответе можете использовать прием «незаконченное предложение»

Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников……….., потому что……………….

За такой короткий промежуток времени невозможно охватить все стороны выбранной темы, поэтому я предлагаю вам памятки для вас и ваших юных исследователей, часть которых я составила сама, некоторые позаимствовала из опыта своих коллег. Спасибо за внимание.

Приложение 1.

Этапы методики исследования.

    Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предложений, на основе которых формируется гипотеза)

    Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

    Обмен информацией (изложение результатов исследования)

    Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

    Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

    Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)

Структура урока-исследования

    Мотивация учебной деятельности

    Актуализация

    Создание проблемной ситуации

    Постановка проблемы исследования

    Формулирование цели исследования

    Выдвижение гипотезы

    Проверка гипотезы: проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.

    Интерпретация полученных данных

    Вывод по результатам исследовательской работы

    Применение новых знаний в учебной деятельности

    Итоги урока. Рефлексия

    Домашнее задание

Приложение 2.

Формирование исследовательской деятельности


    этап (1-й класс)

1.Поддержаниеисследовательской активности

2.Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать

3.Формировании первоначальных представлений о деятельности исследований

3 этап (3-4 классы)

Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности

2 этап (2 класс)

1.Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя

2.Развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать, формулировать результаты исследования

3.Поддердание инициативы, активности, самостоятельности

Приложение 3.

Памятка юному исследователю

(самостоятельное проведение исследовательской работы)

Моё исследование.

    Тема исследовательской работы. ( Как будет называться моё исследование?)

    Введение. Актуальность проблемы. ( В чем необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?)

    Цель. (Что я хочу исследовать?)

    Задачи. (Для чего я хочу провести исследование?)

«Выяснить, сколько….»; «Установить, зависит ли….»; «Изучить, для чего….»; «Установить, почему…..»

(Задачи:

    Изучить литературу о…

    Выявить….

    Установить….

    Выяснить….

    Рассмотреть….

    Определить….

    Дата и место проведение моего исследования.

    Методика работы. (Каким образом я проводил исследование? Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт?

«Наблюдение начал….»

    Описание работы. (Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением. Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными доказательствами)

    Выводы. (Выполнил ли я то, что задумал? « На основе полученных данных можно сделать следующие выводы….(ответы на поставленные задачи)»

«Прочитав книги, я многое узнал о ….

Мои результаты исследования и сведения из литературы о …… совпадают.

Моё предположение подтверждается.»

    Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

    Используемая литература.

    Приложения.


«phpmjGZzH_WinRAR-ZIP-archive_1»


Учитель начальных классов

Никифорова Марина Анатольевна


  • Продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования УУД.

Мотивация

Исследование

Обмен информацией

Организация информации

Связывание информации

Подведение итогов, рефлексия.


  • Организационный этап.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Актуализация знаний.
  • Открытие нового знания.
  • Первичное закрепление.






п/п

Урок усвоения новых знаний

Открытие нового знания

Коммуникативные (определение функций участников)

Общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

Логические (построение логической цепи рассуждения)


  • Я узнал(а)…
  • Я научился (лась) ...
  • Я затруднялся (лась)…








Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс Презентация Microsoft Office PowerPoint»


Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 27 им. Ф.Т. Цветкова

Никифорова Марина Анатольевна


  • Продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования УУД.

Основные этапы методики исследования

Мотивация

Исследование

Обмен информацией

Организация информации

Связывание информации

Подведение итогов, рефлексия.


  • Организационный этап.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Актуализация знаний.
  • Открытие нового знания.
  • Первичное закрепление.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия, подведение итогов урока.






п/п

Урок усвоения новых знаний

Открытие нового знания

Коммуникативные (определение функций участников)

Общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

Логические (построение логической цепи рассуждения)


  • Я узнал(а)…
  • Я научился (лась) ...
  • Я затруднялся (лась)…
  • Мне было (скучно) интересно ….








Спасибо за внимание!

УЧИТЕЛЬ: ДЕТИ: Прошлое. УЧИТЕЛЬ: И вот мы с вами отправляемся в эпоху динозавров, не страшно? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. УЧИТЕЛЬ: Чтобы помочь решить задачи нашего урока и ответить на все вопросы, я в наше путешествие пригласила ученого, который знает все об этих удивительных существах. Кто-нибудь знает, как называется такой ученый? ДЕТИ: Палеонтолог. Выходит ученый (переодетый ученик). ПАЛЕОНТОЛОГ: Здравствуйте, ребята. Я – палеонтолог. Существует особая наука – палеонтология, наука о вымерших растениях и животных. Вот так ученые – палеонтологи проводят археологические раскопки (слайд). От динозавров остались не только кости, но и следы (слайд).Особенно я люблю изучать жизнь динозавров, их окаменелости. Нам необходимо набрать точную дату на панели машины времени, чтобы оказаться в мезозое, эре, где жили динозавры. Кто из вас знает, когда жили динозавры? Подумайте в своих командах и выдвинете свою версию. ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПАЛЕОНТОЛОГ: Ближе к верному ответу была команда... Это было 248 000 000 лет назад (прикрепляет карточку под кадр «прошлое»). Встаньте, закройте глаза, возьмитесь за руки, мы отправляемся в триасовый период. Обратный отсчет 10, 9, 8 ,7 … пуск. Мы на месте, садитесь. ПАЛЕОНТОЛОГ: Мы видим огромные перемены в растительности и климате: здесь нет травы, а вокруг только хвойные деревья и папоротниковые прерии, это мир, в котором правят динозавры. Динозавр – (в переводе с греческого) ужасный ящер. Их детеныши вылуплялись из яиц. К примеру, яйцо тираннозавра было размером с футбольный мяч. (РАССКАЗ О ТИРАННОЗАВРЕ) Рассказ проходит на фоне презентации. УЧИТЕЛЬ: Уважаемый ученый, в наших учебниках есть изображение динозавров. Ребята, откройте страницу 14 и рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Кто знает, как они называются? ДЕТИ:… ПАЛЕОНТОЛОГ: Это брахиозавр и аллозавр, так похожий на тираннозавра, о котором я вам только что рассказывал. Рассказ о аллозавре на фоне презентации и брахиозавре. УЧИТЕЛЬ: Спасибо за увлекательный рассказ. Какие задачи урока мы решили на этом этапе? Что узнали нового?(узнали о климате, сколько лет назад они жили, узнали подробно о некоторых видах, как они появлялись на свет, что такое палеонтология) Физкультминутка. Наш ученый не только много знает, но и прекрасно танцует, он вам покажет специальную палеонтологическую разминку. УЧИТЕЛЬ: А теперь, ребята, поразмышляйте. Палеонтолог приготовил вам трудное, но интересное задание. Посмотрите на страницу 15. Какие 2 изображения вы видите? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. УЧИТЕЛЬ: Предположите, на какой иллюстрации изображены зубы динозавра-хищника, а где динозавра, питающегося травой? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ. УЧИТЕЛЬ: Правы ли вы, спросим у палеонтолога. ПАЛЕОНТОЛОГ: Вы правы, давайте поиграем, я вам буду показывать фигуру динозавра, а вы сигналом светофора покажите, к какому типу относится тот или иной вид.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Что нового мы узнали сейчас? Что мы научились различать?

Применение технологии проблемно-исследовательского метода на уроке

Современная школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Изменения в обществе, влияют на ситуацию в образовании.
В Федеральных государственных стандартах отражен новый взгляд на систему начального образования, на изменения в целях и задачах, содержании, методах и приемах, формах организации учебной деятельности, планируемых результатах начального образования.
В основе Стандарта как НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающихся в собственную деятельность, «открытие» учеником нового знания.
Существует множество технологий реализующих системно - деятельностный подход. Для меня приоритетной является технология проблемно-исследовательского метода.
Дети - прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования.
Применение проблемно-исследовательского метода на уроках позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего мир.

Технология построения урока-исследования - это универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий в учебном процессе.
Существует шесть основных этапов мето¬дики исследования, которые следуют друг за другом, и два дополнительных этапа - постановка новых вопросов и применение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать.
Но учителю не достаточно знать все этапы методики, ему необходимо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Отличительной чертой является целостность, т.е. связанность всех этапов и их подчинённость одной функции (открытию или доказательству нового знания, идее урока).
Прежде чем сконструировать урок-исследование учителю нужно сформулировать обобщение урока. Ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое-то правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы.
Рассмотрим пример урока.
Тема : Наши праздники. Пасха. 4 класс.
Обобщение урока:
Праздники - это общее название особых памятных дней, принятых по отношению к той или иной дате. Пасха - религиозный праздник, который отмечается несколько дней подряд в России и других странах мира. Символизирует возрождение, поэтому остаётся на протяжении тысячи лет главным христианским праздником. Праздник имеет свою историю, символы, традиции, игры и развлечения. В ходе праздника люди отдыхают и веселятся.
После этого учителю нужно определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. На основании специальных критериев (значимости, доступности и т.д.) отбирается объём, характер, сложность и форма представления материала для самостоятельного изучения учениками. Так, например, на моём уроке учащимся были предложены несколько текстов, специально подготовленных по материалам энциклопедий. Предлагаю вам рассмотреть один из них на слайде.
Затем учителю нужно определить, какого типа исследование (индуктивное или дедуктивное) более целесообразно сконструировать в данном случае. На данном уроке в соответствии с задачами, представленными на слайде, оправданно было построение занятия в дедуктивной логике. Создание проблемной ситуации на уроке, обеспечило возникновение предположений, на основании которых были выдвинуты гипотезы, появилась необходимость поиска фактов для их обоснования.
И, наконец, нужно определить динамический стержень урока – сконструировать проблемную ситуацию для учеников. Спроектировать задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение. Так на данном уроке, посвящённом изучению праздника Пасха, ученики приходят к обобщению: Пасха - религиозный праздник, который отмечается несколько дней подряд в России и других странах мира. Символизирует возрождение, поэтому остаётся на протяжении тысячи лет главным христианским праздником. Праздник имеет свою историю, символы, традиции, игры и развлечения. В ходе праздника люди отдыхают и веселятся.
Этот вывод-обобщение отвечает на проблемный вопрос:
Почему этот древний праздник до сих пор с нами, почему о нём помнят, его празднуют?
И в заключении учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска и т.д.
Хочу предложить вам рассмотреть структуру урока исследовательского метода на конкретном примере.
Организационный момент.
1.Актуализация знаний. Мотивация. (5 мин)
Прослушивание музыкального отрывка.
Вопросы учителя.
Выход на тему урока.
Формулирование проблемного вопроса: Почему этот древний праздник до сих пор с нами, почему о нём помнят, его празднуют?
Высказывание гипотез (предположений) учащимися: красят яйца, ходят в церковь, накрывают праздничный стол, веселятся…
Формулировка цели: Познакомиться с праздником Пасха и проверить предположения.
2.Исследование в малых группах . (10 мин)
Своё исследование дети проводили в 4-х малых группах:
Тема исследования 1 группы - история праздника, 2 группа исследовала главный символ праздника. Тема исследования 3 группы - празднование Пасхи, 4 группе предстояло провести социологический опрос по теме «Пасха».
На столах находились рабочие листы с текстами и заданиями для каждой группы. Рассмотрим один из них. Внимание на экран.
Детям сообщалась инструкция по организации работы:
На столах вы можете найти рабочие листы. Познакомьтесь с заданиями для каждой группы. Приступаем к работе. Звук колокольчика оповестит об окончании работы в группе.
Исследование (по возможности – самостоятельное, в случае затруднения – помощь учителя).
3. Обмен информацией .(9 мин)

Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.
Например, дети, работающие в 4 группе, проводили социологический опрос.
Цель опроса: выяснить, что знают присутствующие о празднике Пасха.
1.Все вместе прочитайте задание.
1) Прочитайте вслух вопросы анкеты по теме «Пасха».
2) Задайте вопросы 2-3 присутствующим в классе гостям, записывая ответы в анкете.
(На каждого гостя заводится своя анкета)
3) Опрос начинайте со слов: «Здравствуйте! Могу ли я задать вам несколько вопросов по теме “Пасха”?»
4) Соберите все опросные листы вместе. Посчитайте все ответы на вопрос №1. Постройте диаграмму (1 ответ равен 1 клетке). Нужное количество клеток закрасьте фломастером.
Так же обработайте все остальные ответы.
2. Представьте результаты анкетирования, используя заполненные диаграммы.
Организация выступлений групп.
4. Организация информации, обобщение .(2 мин)
Возвращение к проблемному вопросу
Озвучивание гипотез, которые были высказаны учащимися в начале урока.
Проверка каждой из гипотез.
Обобщение, вывод.
5. Рефлексия .(4 мин)
Итоги деятельности на уроке
Оценивание деятельности
В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:
ставить исследовательские вопросы;
формулировать проблемы;
выдвигать гипотезы;
составлять план работы;
вести наблюдения;
планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.);
организовывать (систематизировать) информацию;
представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.
Проблемно-исследовательский метод использую на уроках окружающего мира. Наиболее удачно были проведены исследования по темам: Разнообразие веществ. Вода. Превращения и круговорот воды. Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие животных. Органы чувств. Наше питание.
Таким образом, систематическое применение рассмотренного нами метода в учебном процессе обеспечивает развитие универсальных учебных действий и приобретение важных исследовательских умений, позволяющих достичь планируемых результатов, т.е. обеспечивает реализацию требований стандарта.

Презентация на тему: Применение технологии проблемно-исследовательского метода в начальной школе