Морально-этическое измерение политики и власти. Этика убеждения

Уровни политики

В политике можно выделить 4 уровня:

1. Макроуровень . Речь идет о государстве в целом.

2. Микроуровень . Локальный уровень: отдельные организации, партии, индивиды.

3. Мегауровень . Международный уровень. Это деятельность международных организаций, как ООН.

4. Мезоуровень. Уровень отдельных регионов, региональная политика.

№ 7. Политика и мораль: общие черты и различия. Этика ответственности и этика убеждений М. Вебера

Нравственные ценности выводятся из природы самого человека, а не из политики, экономики.

Взаимодействие политики и морали :

1. Морализаторский подход. Полное подчинение политики морали. Политик может использовать только морально-допустимые средства (всегда говорить правду, быть честным). Сейчас этот подход выражен в христианско-демократическом движении, в его идеологии.

2. Полный разрыв между политикой и моралью. Мораль – дело личное, личной ответственности, политика – отрасль групповых интересов, а не личных. Характерна для большевиков и Гитлера. Марксисты отвергали мораль. Они строили коммунизм. В итоге мораль была уничтожена, а эффекта – никакого.

3. Мораль и политика взаимосвязаны (Вебер «Политика как призвание и профессия»). Мораль должна учитывать особенности политики. Политика – сфера насилия, и политик должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за победу зла. Отделить политику от морали невозможно. Не должно быть отдельных моралей.

Этика ответственности и этика убеждений М. Вебера
Но каково же тогда действительное отношение между этикой и политикой? Мы должны уяснить себе, что всякое этически ориентированное поведение может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения» , либо на «этику ответственности» . Не в том смысле, что этика убеждения оказалась бы тождественной безответственности, а этика ответственности – тождественной беспринципности. Об этом, конечно, нет и речи. Но глубиннейшая противоположность существует между тем, действуют ли по максиме этики убеждения – на языке религии: «Христианин поступает как должно, а в отношении результата уповает на Бога» – или же действуют по максиме этики ответственности: надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий. Как бы убедительно ни доказывали вы действующему по этике убеждения синдикалиту, что вследствие его поступков возрастут шансы на успех реакции, усилится угнетение его класса, замедлится дальнейшее восхождение этого класса, на него это не произведет никакого впечатления. Если последствия действия, вытекающего из чистого убеждения, окажутся скверными, то действующий считает ответственным за них не себя, а мир, глупость других людей или волю Бога, который создал их такими. Напротив, тот, кто исповедует этику ответственности, считается именно с этими заурядными человеческими недостатками, он, как верно подметил Фихте, не имеет никакого права предполагать в них доброту и совершенство, он не в состоянии сваливать на других последствия своих поступков, коль скоро мог их предвидеть. Такой человек скажет: эти следствия вменяются моей деятельности. Исповедующий этику убеждения чувствует себя ответственным лишь за то, чтобы не гасло пламя чистого убеждения, например пламя протеста против несправедливого социального порядка. Разжигать его снова и снова – вот цель его совершенно иррациональных с точки зрения возможного успеха поступков, которые могут и должны иметь ценность только как пример. Но и на этом еще не покончено с проблемой. Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств, и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель освящает этически опасные средства и побочные следствия. Главное средство политики – насилие, а сколь важно напряжение между средством и целью с этической точки зрения – об этом вы можете судить по тому, что, как каждый знает, революционные социалисты (циммервальдской ориентации) уже во время войны исповедовали принцип, который можно свести к следующей точной формулировке: «Если мы окажемся перед выбором: либо еще несколько лет войны, а затем революция, либо мир теперь, но никакой революции, то мы выберем еще несколько лет войны!» Если бы еще был задан вопрос: «Что может дать эта революция?», то всякий поднаторевший в науке специалист ответил бы, что о переходе к хозяйству, которое в его смысле можно назвать социалистическим, не идет и речи, но что должно опять-таки возникнуть буржуазное хозяйство, которое бы могло только исключить феодальные элементы и остатки династического правления. Значит, ради этого скромного результата «еще несколько лет войны!» Пожалуй, позволительно будет сказать, что здесь даже при весьма твердых социалистических убеждениях можно отказаться от цели, которая требует такого рода средств. Но в случае с большевизмом и движением спартаковцев, вообще революционным социализмом любого рода дела обстоят именно так, и, конечно, в высшей степени забавным кажется, что эта сторона нравственно отвергает «деспотических политиков» старого режима из-за использования ими тех же самых средств, как бы ни был оправдан отказ от их целей. Что касается освящения средств целью, то здесь этика убеждения вообще, кажется, терпит крушение. Конечно, логически у нее есть лишь возможность отвергать всякое поведение, использующее нравственно опасные средства. Правда, в реальном мире мы снова и снова сталкиваемся с примерами, когда исповедующий этику убеждения внезапно превращается в хилиастичекого пророка, как, например, те, кто, проповедуя в настоящий момент «любовь против насилия», в следующее мгновение призывают к насилию, к последнему насилию, которое привело бы к уничтожению всякого насилия, точно также, как наши военные при каждом наступлении говорили солдатам: это наступление – последнее, оно приведет к победе и, следовательно, к миру. Исповедующий этику убеждения не выносит этической иррациональности мира. Он является космически-этическим «рационалистом». Тот, кто хочет силой установить на земле абсолютную справедливость, тому для этого нужно окружение – человеческий «аппарат». Ему он должен обещать необходимое (внутреннее и внешнее) вознаграждение – мзду небесную или земную, иначе «аппарат» не работает. Итак, в условиях современной классовой борьбы внутренним вознаграждением является утоление ненависти и жажды мести, прежде всего Ressentiment"a (неприязни), и потребности в псевдоэтическом чувстве безусловной правоты, поношении и хуле противников. Внешнее вознаграждение – это авантюра, победа, добыча, власть и доходные места. Успех вождя полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата. Поэтому зависит он и от его – а не своих собственных – мотивов, т.е. оттого, чтобы окружению: красной гвардии, провокаторам и шпионам, агитаторам, в которых он нуждается, – эти вознаграждения доставлялись постоянно. Кто хочет заниматься политикой вообще и сделать ее своей единственной профессией, должен осознавать данные этические парадоксы и свою ответственность за то, что под их влиянием получится из него самого.

№ 8.Политическая деятельность как призвание и профессия. М. Вебер «Политика как профессия и как призвание»

До недавнего времени в нашей стране основными субъектами политики и политических отношений признавались классы. Нет сомнения в том, что крупные социальные общности, в том числе классы, могут быть субъектами политики. Но этим проблема субъектов политики не исчерпывается.

Субъекты политики – это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями.

Субъект политики – носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы.

Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса – потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.

Объекты политики – это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях.

В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Политические отношения – это отношения между политическими субъектами, складывающиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической властью, а также деятельность по реализации последней.

Понятие политической власти

Власть – это социальное явление. Она возникает между людьми на самых ранних стадиях. Возникают люди – возникает власть. Власть разная по объему, по объекту (личная, в группе, политическая). Власть существует во всех сферах. Есть такое направление, как кратология (греч. kratos – власть).

Свойства власти:

1. Всеобщность. Она охватывает все сферы человеческого общения;

2. Инклюзивность. (лат. includere – проникать). Она проникает во все сферы общества.

Глубинным источником власти является и социальное и естественное неравенство людей.

Власть возникла до государства, примерно 40 тысяч лет назад. Она существовала в догосударственной форме – потестарная власть . Она была децентрализована, анонимна, распылена и индивидуализирована.

Теперь говорят о надгосударственной власти, то есть международной.

Политическая власть – это способность проводить свою волю в политике и правовых нормах, несмотря на сопротивление.

Политическая власть – это система институционально закрепленных социальных отношений, которые отражают доминирование той или иной социальной группы в использовании ее полномочий государства для распределения ресурсов в своих интересах.

Процесс властвования:

1. Конфликтный . Когда принуждают, используют силу;

2. Целевой . Когда побуждают к действию (лучший).

Две фазы властвования:

1. Волевая. Принятие решения;

2. Силовая. Надо реализовать это решение.

Аспекты власти:

1) Директивный. Власть понимается как господство;

2) Функциональный. Реализация функций управления;

3) Коммуникативный. Механизм реализации власти через общение, через язык;

4) Структура властного отношения .

В демократическом обществе власть рассредоточена (власть организаций, партий).

Политическая власть – это власть, осуществляемая через органы государства и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она связана с государством, но не обязательно является государственной властью.

Политическую власть как явление следует отличать от государственной власти по следующим признакам:

1. Не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп;

2. Негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специальным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды);

3. Негосударственная политическая власть и государственная власть различаются по субъектному составу: субъекты государственной власти – государственные органы; субъекты политической власти – политические партии, иные политические объединения, субъекты избирательного процесса и др.;

4. Они различаются по методам, используемым ими для достижения своих целей: только субъекты государственной власти могут использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения);

5. Существуют различия по объему полномочий: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер.

Функции политической власти:

1. поддержка общественного порядка;

2. выявление и разрешение политических конфликтов, препятствие их распространению;

3. достижение общественного консенсуса;

4. регулирование всех властных отношений в обществе;

5. интеграция общества.

№ 10. Концепции политической власти

1. Реляционная. Трактует власть, как межличностное или межгрупповое отношение. Один субъект может поменять отношение другого. Сюда относят бихевиоризм (политика – это поведение). Власть – это реализация воли к власти. Каждый человек может быть носителем власти, во власти человек видит возможность улучшить жизнь. Авторитет – это личные деловые качества субъекта, которые признаются другими членами группы. Влияние – форма непрямого, косвенного воздействия на объект власти. Бихевиоризм ввел понятие «рынок власти». Власть – это игра.
2. Системная. Власть – это не индивидуальные отношения, а атрибут системы, она безлична. Автор – американец Т. Парсонс. Власть, по его мнению, имеет способность аккумулироваться и влиять на систему. Власть является посредником.
3. Структурно-функциональная. Власть – механизм упорядочивания людей, интеграции общества (семья, информация о членах семьи). Каждый элемент выполняет конкретные функции. Если есть дисфункции, то общество скоро распадется. Существование общества без власти невозможно.
4. Коммуникационная. (Ханна Арендт (исследование тоталитаризма), Бурдье Хабермас). Власть – это не столько способность действовать на другого субъекта, сколько взаимодействие, общение между людьми. Власть и насилие – это антиподы. Насилие – это инструмент и оно нуждается в поддержание какой-то цели. Там где насилие правит абсолютно, там власти нет. Власть – это согласованные действия для достижения цели. Бурдье писал: «Власть – это способность производить социальные изменения».
5. Марксистская. Власть – это господство коллективной воли, организованное насилие одного класса (господствующего) над другим.
6. Натуралистическая. Власть – это примат одной особи над другой. Исходит из природы человека.
7. Психоанализ власти. З. Фрейд – основатель психоанализа. Видит истоки власти в бессознательных аспектах человеческой психики.

№ 11. Формы политической власти (по В. Г. Ледяеву)

СИЛА В данном случае источником подчинения выступает способность субъекта непосредственно воздействовать на объект или на его окружение. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на объект или ограничить его потенциальные действия.
ПРИНУЖДЕНИЕ Как форма власти используется в случае явного несовпадения интересов субъекта и объекта. Здесь источником подчинения выступает угроза применения негативных санкций в случае отказа повиноваться команде. Термин "угроза", как указывает Д.Болдуин, имеет несколько значений: 1) под угрозой может пониматься деятельность А по изменению поведения Б; 2) угроза нередко интерпретируется с точки зрения восприятия Б, который предвидит для себя какую-то опасность или ущерб; 3) она выражает отношения между А и Б, в ходе которых А стремится заставить Б почувствовать угрозу, и это ему удается.
ПОБУЖДЕНИЕ В данном случае источником власти является вознаграждение, которое получает объект в обмен на подчинение. Де Креспини определяет побуждение как способность А заставить Б действовать в соответствии со своими интенциями... обеспечивая Б тем, что его привлекает, с целью достижения его повиновения или выполняя обещания, когда Б повинуется.
УБЕЖДЕНИЕ Источником подобной формы власти выступают аргументы, которые субъект может использовать для подчинения объекта. Ронг описывает убеждение следующим образом: В ситуациях, где А представляет аргументы, обращения или увещевания, которые после самостоятельной оценки их содержания с точки зрения своих целей и ценностей принимаются Б в качестве основы его поведения, А успешно осуществляет власть над Б в форме убеждения.
МАНИПУЛЯЦИЯ Источником подчинения объекта субъекту выступает способность последнего оказать скрытое влияние на объект. Согласно Истону, когда Б не осознает намерения А оказать на него влияние, а А способен заставить Б действовать в соответствии со своими желаниями, то мы можем сказать, что имеем дело с манипуляцией.
АВТОРИТЕТ Источником власти в этой форме выступают некие характеристики (свойства) субъекта или его статус, которые заставляют объект принять его команду независимо от ее содержания. Л.Стейн определяет авторитет как нетестированное принятие чьего-то решения В отличие от убеждения, в ходе которого объект самостоятельно оценивает и анализирует рекомендацию субъекта, подчиняющая сила авторитета заключена не в содержании коммуникации между субъектом и объектом, а в ее источнике, т.е. в самом субъекте

№ 12. Ресурсы власти. Механизмы функционирования и реализации власти.

Основания власти – это источники, на которые опирается властная воля.

Ресурсы – те средства, которые используются для влияния на других.

Источники основания:

Ø Личностные (ум, красота, обаяние);

Ø Институциональные (материальные, правовые, демографические);

Ø Информационные (знания, технологии).

Например, если речь идет о материально-экономических ресурсах , то возникает вопрос, какие формы собственности существуют в государстве, в каких областях государство сохраняет свою монополию.

Когда речь идет о административно-силовых ресурсах , то в механизме властвования может быть опора либо на принуждение, либо побуждение к действию.

Информационные ресурсы - это знания и технологии.

Механизмы власти:

¨ Господство. В основе механизма власти лежит господство (деление на управляемых и управляющих);

¨ Руководство. Выработка и принятие важных для общества решений;

¨ Организация. Согласование действий людей;

¨ Управление. Практическая деятельность по выполнению разработанных руководством планов;

¨ Контроль .

Функции власти:

1. Подержание общественного порядка;

2. Выявление, разрешение, предупреждение конфликтов;

3. Интеграция общества;

4. Достижение общественного консенсуса;

5. Регулирование всех властных отношений в обществе.

То есть власть выполняет все необходимые для общества функции. Цель власти – воздействие на людей, чтобы общество не развалилось. Власть – социопсихологическое отношение (связывает субъект и объект власти).

№13. Легитимность власти и ее типология. Проблема легитимации власти

Легитимность. Термин появился в 19 веке во Франции и означал законно установленную власть, в отличие от насильственно захваченной. Этот термин не юридический. Это поддержка оправдания власти населением. Это достижение согласия между властными структурами и населением. Это скорее психологическое понятие. Ориентироваться нужно на большинство, иначе править сложно.

Маккиавели отделил пользу от морали. Для политика важны:

· сострадательность;

· верность слову;

· благочестивость;

· искренность;

· милосердие.

Проблему легитимности исследовал М. Вебер. Он выделил 3 типа легитимности:

4. Традиционная легитимность. Люди повинуются, потому что так говорит традиция, так было всегда (власть старейшин – геронтократия, власть вождя, власть монарха);

5. Харизматическая легитимность. Харизма (греч. особый дар, сверхчеловек ). Она основана на личных качествах. Обладали харизмой такие личности, как Иисус Христос, Соломон, Магомет, Будда, Гитлер, Сталин, Ленин. В реальности харизмой обладают далеко не все политические деятели. Харизма в основном создается искусственно при помощи СМИ. Сама власть создает харизму. Харизмой обладают и институты власти, например институт президентства в США, харизматичный институт Папы Римского, Ватикана. Но не обязательно, что у человека есть эти качества. По Веберу она присуща пророкам, политическим вождям. Деятель должен всегда удовлетворять потребности масс, поддерживать свою харизму. Харизму трудно удерживать в условиях стабильности, нужны потрясения. Затруднен процесс смены власти, люди не видят других вождей. Рейгана избрали в Президенты в 69 лет и в 77 лет он перестал быть Президентом.

6. Легальная (рационально-легальная) легитимность. Она основана на силе закона. Люди доверяют не столько личностям, сколько правилам, праву. Главный фактор не человек, а закон. В данном случае легальность и легитимность совпадают. Характерна для рыночной экономики и для правового государства. Она появилась с появлением политики, как профессиональной деятельности. Возникают специально обученные чиновники – бюрократы. Бюрократия по Веберу является чистым видом легитимного господства.

Принято выделять 4 уровня легитимности власти:

1. Идеологический. Проявляется в мере доверия граждан законам, которые принимает элита. Власть что обещает, то и выполняет.
2. Структурный. Преобладает в развитых устойчивых обществах, где есть установившиеся институты. У граждан доверие к институтам, к системе, а, следовательно, и к руководителям.
3. Персонализированный. Доверие к лицам, у которых власть. Близка к харизматическому типу. Люди ценят деловые качества субъекта, но ценят критично , а при харизме всегда любят. Например, карьера Билла Клинтона. Его рейтинг возрос, после покаяния насчет вранья народу.
4. Этнический. Этнос (народ) – группа людей, которая отождествляет себя с определенной культурой, традицией. Возникает там, где государственные органы избираются из людей определенного этноса. Прибалтика – эстонцы, латыши.

Легальность. Это юридическое обоснование власти, это ее юридическая правомочность, соответствие юридическим нормам. Выражается, например, через выборы. Одной легальности недостаточно, нужна социальная поддержка граждан.

Вывод: Власть можно захватить в результате переворота, революции и если власть доказала стабильность, то ее начинают признавать. Власть оправдывается не законами, а целесообразностью. Легитимность можно потерять, но можно и восстановить. Если власть эффективна, то она восстановится и будет существовать. Сильная власть, та, которая профессиональна и может сделать нормальную жизнь людей. Кризис власти – когда народ не доверяет. Легитимность свойственна всем режимам власти. При тоталитаризме она насаждается под принуждением. Надо доказать легитимность, чтобы люди доверяли власти. Демократия эффективна и экономически.

№ 14. Понятие и структура политической системы. Институциональный подход к пониманию политической системы

Система (греч. systema – целое ) – это совокупность элементов, которые находятся в отношении друг с другом и со средой, они образуют единство и взаимосвязаны.

С середины 20 века понятие «система» становится очень важным, так как возникли сложные политические, экономические системы. Типы систем многообразны: материальные, система взглядов, мировоззрений.

Любая система обладает структурой (строением) и организацией (алмаз и углерод).

Первую модель социальной системы предложил Парсонс . Общество состоит из миллионов подсистем, потому что мы вступаем в разные системы (группа, поток, курс, университет, друзья). Каждая подсистема выполняет свою роль.

Модель политической системы впервые разработал Д. Истон в середине 20 века. Термин «политическая система» стал использоваться в политологии после войны.

Политическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов политической жизни общества: это совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, посредством которых реализуется политическая власть и осуществляется управление делами общества.

Специфика политической системы:

1. Через нее осуществляется власть в обществе;

2. Политическая система – это часть надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом по мнению марксизма;

3. Политическая система относительно самостоятельна, она имеет свою структуру.

Подходы к политической системе можно разделить на 2 части:

Институциональный Системный
В рамках институционального подхода, политическую систему изучают как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики как личность, политические элиты, группы интереса и группы давления. С точки зрения совокупности государственных и не государственных институтов. Выделяют 5 основных подсистем: 1) Институциональная (государство, партии, общественные организации и движения); 2) Нормативная (совокупность норм, которые регулируют политические отношения: законы, нормы морали, обычаи, традиции); 3) Политико-культурная (идеологическая) (знания, ценности, убеждения, стандарты поведения, менталитет, политическая культура); 4) Коммуникативная (взаимодействие власти с народом, другими странами); 5) Функциональная (это способы и средства воздействия на общественную жизнь).

№ 15. Модель политической системы Д. Истона («вход» − «выход»)

1. Система «Вход-выход». Автор Дэвид Истон . «Политическая система» 1953 год», «Системный анализ политической жизни» 1965 год. Чтобы сохраниться во времени, надо меняться. По Истону политическая система – это совокупность взаимодействий в обществе. Истон предлагает рассматривать политическую систему как черный ящик.

Вход. Вход – это все изменения, которые происходят в окружающей системе и давят на нее. Туда подаются:

· Требования :

ü распределительные (оплата труда, пенсии, стипендии, доступность образования);

ü регулятивные (общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством);

ü коммуникативные (право на достоверную информацию, на реализацию политических прав и свобод).

· Поддержка :

ü эмоциональная (доверие к власти, наиболее прочная и стабильная, душевная);

ü инструментальная (формируется под влиянием действий власти, менее прочная, зависит от эффективности системы)

В зависимости от объекта Истон выделяет 3 типа:

§ Структурная поддержка всей системы (есть доверие граждан к устройству государства, системы);

§ Идеологическая поддержка (принятие ценностей системы, идеологии);

§ Персональная (поддержка конкретного лидера, депутата, главы государства).

· Апатия . Безразличие народа к власти, к системе.

Выход. На выходе по Истону возникают политические решения (законы, постановления, решения судов) и действия (система мер по проведению политики: социальной, культурной и т.д.).

Конверсия – это преобразование входящих факторов в ответные реакции системы.

Процессы внутри системы называются внутрисистемной конверсией .

Система Истона стала классикой (можно применить к любой системе).

№ 16. Структура и функции политической системы

Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда.

Политические структуры включают в себя различные организации, как политического – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, церковь и др.

Политические структуры – это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики – политических актеров, которые играют определенные роли – депутаты парламента, судьи, избиратели. Политическая система таким образом – это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений – процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью.

Политическая сфера (Г. Лассуэл) отвечает на вопросы: кто и что получает, когда и как?

Специфические функции политической системы:

Системы в целом:

Ø рекрутирование и социализация (воспитание граждан в духе требований системы);

Ø коммуникация.

Действуют и на входе и на выходе. Определяют устойчивость системы.

Функции входа:

Ø артикуляция (выговаривать, формулировать, выражать);

Ø агрегирование (вычленение интереса из многих интересов).

Функции выхода:

Ø определение политического курса;

Ø осуществление политического курса;

Ø вынесение судебных решений.

Функции самого политического курса:

Ø регулятивная (регулировать, интегрировать систему);

Ø экстрактивная (привлечение ресурсов в систему);

Ø дистрибутивная (распределительная);

Ø символическая (способность отстаивать интересы, ценности системы).

Функции системы с точки зрения институционального подхода:

Ø Определение значимых целей развития общества;

Ø Мобилизация ресурсов для их достижения;

Ø Управление политическими процессами;

Ø Контроль за выполнением законов и правил;

Ø Пресечения действий, которые направлены на нарушение законов и правил.

№17. Тоталитаризм: идейные истоки, социальные предпосылки, основные черты

Тоталитарный режим

Название тоталитарного режима происходит от латинского totalis - весь, полный, целый. Он характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), которая уничтожает в стране все политические свободы и возможности для возникновения политической оппозиции, полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы XX века. Автором его был Б. Муссолини. Начал употреблять в научном смысле итальянский ученый Дж. Тили. Появление термина связано с зарождением фашизма, теоретики фашизма называли его «тотальной концепцией жизни». Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, наполнив его негативным содержанием. Постепенно термин фашизма проник во многие страны и во многие языки.

Сначала понятие тоталитаризм использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к той системе организации власти, которая существовала в Советском Союзе в период сталинизма.

Государственная власть полностью контролирует общество, нет оппозиции и разделения властей. Разрешено только то, что приказано, разрешено. Существует одна монопольная партия, которая срастается с государственным аппаратом. Одна государственная идеология, нет свободы слова и печати. Идеологическое инакомыслие расценивается как преступление протии партии, народа. «Кто не с нами, тот против нас»! Опора на силу, это террор, который направлен против общества.

Примеры: гитлеровский режим в Германии, фашистский режим в Италии, сталинский режим в СССР. В настоящее время некоторые отн

Политическая этика рассматривает вопрос о приемлемости для общества сочетания морали и политики, о том какая политика обладает качеством моральности.

Политическая этика – учение о предпоследних целях и ценностях политики, а также о политических добродетелях.

Цели политики – мир, свобода, справедливость. Это значит, что политика партий, объединений и государств должна быть направлена на достижение этих целей. Реализация этих целей происходит путем создания соответствующего институционального порядка и осуществления действий, соблюдающих этот порядок. Даже в хорошо организованном демократическом, правовом социальном государстве нет возможности непосредственно проводить мир, свободу и справедливость, но у него могут быть институты для мирного урегулирования конфликтов. Все политически действующие лица обязаны, а в определенных границах даже вынуждаются уважать деятельность этих институтов.

Политическая этика на Западе имеет долгую историю. Отцом этики, как известно, был Аристотель. Этика Стагирита – это наука управления. Этика Аристотеля являлась частью политики как преимущественно практической деятельности.

У древних греков практика отличается от теории и означает образ жизни людей как индивидуальных и социальных созданий, преимущественно организацию существования в доме и в полисе. Именно к этой сфере относятся нравственные добродетели Платона и Аристотеля (справедливость, мужество, мудрость, умеренность). – Этика Стагирита– это теория нравственных добродетелей. Она нужна только для практики. Философия – учение о первых началах, этика – учение о последних целях бытия. Этические добродетели – это инструменты для достижения базовых целей (ценностей). Этический вопрос – что я должен делать как нравственное существо – встает при условии допущения моей способности к свободе и ответственности. Поэтому этика составляет часть практической философии, а политическая этика – часть социальной этики.

Практика не может руководствоваться только теоретическим знанием, основанным на созерцании. Она имеет свою форму истины. Практическая истина – это то, что соразмерно и полезно людям в устройстве их жизни. Она обладает коммуникативной структурой, означающей, что ее следует искать в разумном сосуществовании людей. Достижение взаимопонимания в вопросах политической практики имеет свои трудности, связанные с необходимостью преодолевать конкурентное и конфликтное измерения человеческого существования.

Политика имеет важное значение в такой системе, как общество в целом, ее цель – гарантировать сосуществование множества групп, интересов и убеждений.

В литературе по политической этике принято различать следующие понятия: политику в широком смысле слова, составляющем значение слова politics– политическое действие, политический процесс, определенный интересами и конфликтами, властью и усилиями, направленными на достижение компромисса и осуществление; политику в узком смысле – polity и policy.

Polity: политический порядок, конституция, основные нормы, институты и урегулирование процедур.

Policy: политические цели, сфера задач и программы, представления организации о своей миссии.

Политика как действие имеет свой источник в polity и policy. Политический порядок, правила и институты исторически исходят из политических действий, однако они становятся длительными и прочными, а также передаваемыми из поколения в поколение. Все три измерения политики подлежат вопрос у о том, что должно быть сделано и за что несется ответственность. Политическая этика – это этика политических целей (policy), политических порядков и институтов (polity) и политических действий (politics).

Политический порядок – это высшая цель (высшее всеобщее благо) политики. Речь идет об обеспечении внешнего порядка совместной жизни людей, о праве и мире как условиях достойной человеческой жизни. Ради этих целей приходится мириться со многим.

Политика большей частью является упорядоченным урегулированием конфликтов. Избежать их невозможно – в обществе всегда есть почва для конфликтов. Задача политиков – предпринимать меры предосторожности против силового решения конфликтов и разрабатывать правила для мирного обращения людей друг с другом в условиях конфликта.

Политический порядок предполагает возможность участвовать в решении конфликта всех заинтересованных сторон. Политический порядок касается прежде всего проблемы равномерного распределения власти в обществе. Это тем более сложная проблема в отношениях между государствами, поскольку для государств нет вышестоящей инстанции, которой они могли бы подчиниться.

Политический порядок является отражением того, что думают политики о конфликтах: должны ли они быть подавлены, свободно решаемы или полностью исключены, и чего следует при этом ожидать или требовать от людей.

Поскольку конфликты неизбежны, задача политики – найти этический компромисс, т. е. такой, какой не вызывал бы моральных возражений.

В римском праве этим словом обозначали взаимно обязывающее обещание двух сторон подчиниться одному совместно выбранному судье. Георг Зиммель назвал компромисс крупнейшим изобретением человечества.

Сегодня под компромиссом понимают соглашение между конкурирующими лицами или группами, которое достигается взаимными частичными уступками.

В политике компромиссы неизбежны.

Определяющей фигурой компромисса является третье лицо, выступающее в качестве посредника. Это может быть социальный институт, организация, партия, комитет, суд и т. д.

Конфликты порождают компромиссы, которые, в свою очередь, способствуют совершенствованию нормативной базы культуры.

Компромисс – это не дешевое уравнивание между материальными интересами сторон на удобной середине, а свободное посредничество между группами людей, которое связывает их различия и конкурентную борьбу с необходимым минимумом общности. Поэтому компромисс – это высшее этическое достижение и выражение политического искусства.

В политике мир важнее, чем истина. Этическая граница политического компромисса проходит там, где включаются такие убеждения и действия, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, например, пытки, убийство невиновных, пропаганда человеконенавистничества, классовой ненависти.

Политика – деятельность в конфликтных ситуациях, нацеленная на компромисс.

Разумное правило состоит в том, чтобы по возможности избегать конфликтов, искать не спора, а кооперации. В политике это правило может быть неверным. Здесь важно, чтобы конфликтующие интересы были вскрыты и упорядочены.

Миру и стабильности угрожает тот, кто отказывается высказывать свое мнение, не вступает в спор, ибо считает что он один обладает истиной.

Макс Вебер определил власть как возможность осуществлять свою волю в рамках социальных отношений даже вопреки сопротивлению.

Ханна Арендт различает власть и силу: «Силой является то, чем в определенной степени обладает каждый чєловєб от природы и что он может назвать своим собственным. Властью, в сущности, не обладает никто, она возникает между людьми, когда они действуют совместно, и исчезает, кактолько они снова рассеиваются». Власть – феномен человеческой коммуникации, она образуется из совместных мыслей и желаний и исчезает, когда утрачивается общность. Однако в социальном бытии она обретает структуру и сосредоточивается в социальных институтах.

В любой власти присутствует коммуникативный момент, который проистекает не из силы. Поэтому все правители стремятся к легитимизации власти. Общественное мнение является основой демократической власти. Если потеряно доверие населения, разрушается весь политический порядок.

Этика власти обосновывает институты контроля власти, чтобы избежать злоупотреблений. Этот контроль должен осуществляться не из мотивов дружбы или из благосклонности политиков, а только по правилам справедливости. Этика власти обосновывает институты контроля власти, такие, как свобода общественного мнения, избирательное право, разделение властей, решение большинства и право на иск при независимом судопроизводстве. Основными принципами этики власти являются принцип взаимности (ибо длительная человеческая коммуникация невозможна без взаимности) и умеренность в использовании власти, ибо ее противоположность разрушает минимум доверия.

Тот, кто постоянно и принципиально разрушает минимум взаимности и солидарности среди людей, применяя власть, вскоре теряет кредит доверия, а значит, и власть. Тогда у него остается только путь насилия.

Таким образом, разумная, контролируемая правилами взаимности деятельность власти необходима для того, чтобы предотвратить насилие.

Политическая власть основана на признании других в качестве ближних и признании легитимными их интересов.

Поэтому этика, кроме правильно понятого собственного интереса, вводит в поле зрения основополагающую солидарность между людьми как самое сильное обоснование разумности и справедливости.

«Дискурсивная этика» (1992) Юргена Хабермаса – один из вариантов социальной этики, объектом которой является этика спора, имеющая общие для всех участников ценности и цели, но не имеющая метафизического обоснования.

Дискурсивная этика исходит из констатации феномена человеческой интеракции и устанавливает правила дискурса между людьми и между институтами, которые являются необходимым условием успешного взаимодействия. Хабермас исследует предпосылки, на которых должна строиться интеракция, чтобы она не кончилась конфликтом или ущербом. Он видит эти предпосылки в правилах дискурса, когда участвующие встречаются как свободные и равные. Действия, которые следуют этим правилам, он называет коммуникативными, в отличие от действий стратегических, рациональных, рассчитанных на успех.

Основное правило дискурса можно обозначить коммуникативно-теоретическим вариантом категорического императива: «Каждая действующая норма должна удовлетворять условию, чтобы последствия и побочные действия, которые

ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА # 3. Иванов-Разумник Р. В. Что такое интеллигенция // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993. 4. См.: Милюков П. Н. Из истории русской интеллигенции. М., 1902; Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции // Овсянико-Куликовский Д. Н. Собр. соч. СПб., 1909, 1911. Т. 7-9; Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910. 5. Панарин А. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М.: Изд-во: «Эдиториал УРСС», 1998. 6. См.: Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988. С. 314-317. 7. См.: Козлова О. Н. Интеллигенция в российском обществе // Социально-политический журнал. 1995. № 1. С. 162-174. 8. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию // Новый мир. 1993. № 2. 9. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. 10. Шалкаускис С. Концепция интеллигенции / Сокращенный пер. с лит. языка // Социология личности. Вильнюс, 1989. 11. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998. 12. См.: Акопян К. З. Русская интеллигенция: многоликость и уникальность // Поиск смысла: Сб. ст. Н. Новгород, 1994. С. 43-71; Соль земли? Интеллигенция как феномен русской культуры // Человек. 1995. № 6. С. 53-63; 1996. № 1. С. 39-51. 13. Ледяев В. Г. Понятие интеллигенции: проблемы концептуализации // Интеллигенция и мир (Иваново). 2001. № 1. УДК 32 (075.8) Равиля Узбековна СЕМЕНОВА - доцент кафедры социально-политических дисциплин Института экономики, управления и права (г. Казань), кандидат философских наук М. ВЕБЕР: ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЭТИКА УБЕЖДЕНИЙ (К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ) АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается сформулированная Максом Вебером проблема соотношения политики и морали в аспекте напряженного характера их взаимодействия. Показывается значение двух нравственно окрашенных правил: «этики ответственности» и «этики убеждений» для регулирования политических отношений. The author tackles Max Veber’s problem of correlation of politics and morality taking into consideration the tense character of their interaction. The author shows the importance of the two rules of morality - «the ethics of responsibility» and «the ethics of convictions» for the regulation of political relations. М. Вебер - выдающийся мыслитель второй половины ХIХ– начала ХХ вв., творчество которого носит многоплановый характер и представлено в диапазоне широкого круга общественных проблем. Мыслитель хорошо ориентировался в вопросах экономики, социологии, философии, религии, методологии научного познания. Р. Арон имел полное основание сказать о Вебере, что «его творчество, как и всех великих мыслителей, настолько богато…, что каждое новое поколение прочитывает его, изучает и истолковывает по-разному. Его труд, возможно уже превзойден, но остается актуальным» . Исследовательскими линиями, детально проработанными в творчестве Вебера, являются также темы политики и соотношения политики и морали. Учитывая # ВЕСТНИК чрезвычайную противоречивость развития политических отношений в трансформирующемся российском обществе, трудности в процессах складывания демократических институтов, можно отметить актуальность и значимость изучения веберовского наследия для отечественной политической науки. Учение Вебера, как и многих других политических мыслителей ХIХ-ХХ вв., способствует формированию плюралистического подхода, преодолению идеологически деформированного сознания, много лет ориентированного на господствующее мировоззрение. Вебер предпосылает анализу проблемы соотношения политики и морали рассуждения о природе названных явлений. Политика является всеобщим организационным началом общества и в этом плане направляет жизнь и деятельность людей. «Это понятие имеет широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству», - пишет он . В обозначенном контексте политика характеризуется универсальностью, всеохватывающим характером и присуща практически всем сторонам общественной жизни. «Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки, - продолжает далее свою мысль Вебер. - Можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем» . В то же время мы встречаем у Вебера и другое, «собственно политическое» толкование политики, которое является для него ведущим и в дальнейшем станет элементом классики политической теории, беспрерывно цитируемой и анализируемой. Это определение нацелено на выявление сущности политики, исходящей из трактовки ее как действий, направленных на власть, ее обретение, удержание и использование: «Политика - это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» . Власть выступает универсальным объяснительным принципом, благодаря которому можно раскрыть содержательный смысл любого политического вопроса. Власть, так или иначе, определяет мотивы и побудительные действия индивидов, связанных с политикой: «Это либо стремление к власти как к средству, подчиненному другим целям, либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, который она дает» . Принципы морали поддерживают и санкционируют такие общественные устои, которые имеют социально-всеобщее значение, в равной мере распространяются на всех людей, делая возможными и незыблемыми отношения между ними. Подчеркивая значимость норм нравственности, Вебер констатирует, что «абсолютная этика» - это не «фиакр, который можно остановить в любой момент, чтобы входить и выходить по своему усмотрению» . Особенность принципов морали - необходимость безусловного, неукоснительного следования им при осуществлении индивидами самых разных своих целей. «Абсолютная этика», по мысли Вебера, категорична: «Все или ничего, именно таков ее смысл, если считать, что нечто другое окажется тривиальностью» . Вебер констатирует, что природа политики и морали настолько различны, что можно говорить о качественном своеобразии этих институтов. Данное положение приобретает в веберовском учении значение своего рода парадигмы, подкрепляемой многочисленными теоретическими рассуждениями. Евангельская заповедь в безусловной форме провозглашает: «Отдай все, что имеешь». Для политика, констатирует Вебер, это требование «социально бессмысленно, пока оно не осуществлено для всех» . В политике критерий моральности неразрывно связан с принципами справедливости и равенства, а не декларируется в абсолютной форме. ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА #! Этическая заповедь вообще не ставит вопрос о возможности какого-либо ущемления интересов и достоинства личности. Политика же, наоборот, апеллирует к возможности именно таких шагов: «Налогообложение, разорение налогами, конфискация - одним словом, насилие и порядок против всех» . Провозглашая принципы, определяющие взаимоотношения между людьми и государством, при которых индивид получает возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага, политика отнюдь не исключает применения и других мер. Суть этих предложений - безоговорочное принятие человеком решений, предложенных властью. Иными словами, создание условий для свободного существования и развития личности сопряжено с определенными ограничениями и не исключает применения действующей властью жестких, действенных мер. Этика любви провозглашает: «следует быть святым во всем, хотя бы по намерениям следует жить, как Иисус» . Выводы ее гласят: «Все или ничего! Не противься злу насилием! Подставь другую щеку!» Она оперирует безусловным содержанием заповедей и призывает следовать лишь букве и духу повелений. Традиционные для политики средства, такие как забастовки, гражданские войны, революции этическими принципами Евангелия в корне отвергаются. Для политика же насилие не только является неотъемлемым элементом политического процесса, но и средством, способным предотвратить большее зло. Более того, неспособность политика предотвратить зло свидетельствует либо о его беспринципности, либо о его слабоволии. «Долг правдивости» для абсолютной этики безусловен. «Отсюда, - подчеркивает Вебер, - следует вывод о необходимости публиковать все документы, прежде всего изобличающие собственную страну и на основе этой односторонней публикации признавать вину в одностороннем порядке» . Неукоснительное следование названному принципу может привести к крупнейшим политическим просчетам, к непоправимым - в течение десятилетий - последствиям. Этика абсолютной правдивости приводит к тому, что истина «не раскрывается, но надежно затемняется злоупотреблением и разжиганием страстей» . Правдивость в политике теснейшим образом связана с предвидением последствий политических действий. «Абсолютная этика, - констатирует Вебер, - именно о последствиях-то и не спрашивает» . Итак, на первый взгляд политика и мораль разводятся Вебером онтологически, автономизируются до противоположности, до противопоставления компетенций. Однако значит ли это, что он пытается освободить политику от нравственных оценок, поставить ее по ту сторону добра и зла? Отнюдь нет. Скорее всего, Вебер склонен утверждать напряженный характер взаимодействия названных институтов. Особенности действия моральных принципов в политической сфере определяются, согласно его мнению, следующими обстоятельствами: - специфической природой власти. Власть есть не что иное, как организованная сила, выражающая отношения господства, подчинения и поэтому нередко прибегает к насилию. Он отмечает, что «дать социологическое определение современного государства можно, в конечном счете, исходя из специфически применяемого им, как и всяким политическим союзом средства - физического насилия» ; - целеполагающим характером политической деятельности. Важнейшее отношение, порождающее особенно острые противоречия в обществе - это противоречия между реализованной целью и первоначальным замыслом, между конечным результатом и мотивом действования. «Исключительно верно именно то, и это основной факт всей истории, - подчеркивает Вебер, - что конечный #" ВЕСТНИК результат политической деятельности часто, нет, пожалуй, даже регулярно оказывается в совершенно неадекватном, часто даже в парадоксальном отношении к ее первоначальному смыслу» ; - противоречивым соотношением целей и средств в политике. Отвергая представления о моральном нейтралитете средств, Вебер пишет о важности понимания существующего «напряжения между средством и целью с этической точки зрения». Он констатирует, что «ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по меньшей мере, опасных средств» . Вебер приходит к исключительно глубокому выводу: всякое этически ориентированное действие может подчиняться двум различным максимам: либо «этике ответственности», либо «этике убеждения». «Этот подход сегодня преобладает среди ученых и политиков, - отмечают В. П. Пугачев и А. И. Соловьев. - Он исходит из признания необходимости воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней . «Этика убеждения» означает неукоснительное следование нравственным принципам. При этом для политика характерно проведение такой практической линии, которая основана на отказе от применения силы в случае разрешении политических конфликтов. «Этика убеждения» рассчитана на действие таких мотивов человеческого поведения, как сила духа и нравственной убежденности. Поступающий по максиме убеждения уповает на Бога, на других людей, на обстоятельства, но не на себя. «Если последствия действия, вытекающего из чистого убеждения окажутся скверными, - отмечает Вебер, - то действующий считает ответственными за них не себя, а мир, глупость других людей или волю Бога, который создал их такими» . Далее он делает не менее характерное признание: «Исповедующий этику убеждения чувствует себя ответственным лишь за то, чтобы не гасло пламя чистого убеждения, например, пламя протеста против несправедливости социального порядка. Разжигать его снова и снова - вот цель его совершенно иррациональных с точки зрения возможных успехов поступков, которые могут и должны иметь ценность только как пример» . «Этика ответственности» предполагает принятие ответственных решений, исходящих из понимания последствий политических действий на основе учета конкретной обстановки, готовности политика отвечать за те результаты своих действий, которые можно было предвидеть. «Этика ответственности» допускает возможность определенных нравственных издержек в политике при условии, что этим можно предотвратить большее зло. Действующий по максиме «этики ответственности» осознает, что только он несет ответственность за последствия своих действий. «Тот, кто исповедует этику ответственности, считается с заурядными человеческими недостатками, - констатирует Вебер, - он, как верно подметил Фихте, не имеет никакого права предполагать в них доброту и совершенство, но не в состоянии сваливать на других последствия свих поступков, коль скоро мог их предвидеть. Такой человек скажет: эти следствия вменяются моей деятельности» . Комментируя предложенные Вебером принципы, можно отметить следующее: - и тот, и другой принципы очерчивают границы влияния нравственности на политику. Не случаен тот факт, что в них отчетливо прослеживается кантовское «разведение» обязательств на «этику справедливости» и «этику добродетели» . Только в случае «этики убеждения» нравственность, безусловно, является доминирующей стороной, а в случае «этики ответственности» нравственные и политические явления признаются равноценными, равнозначными сторонами общественного процесса; ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ## - Вебер не склонен противопоставлять названные принципы на той основе, будто «этика убеждения» оказалась тождественной безответственности, а этика ответственности тождественной беспринципности. Нельзя не признать правоту авторов, которые пишут о том, что «противоположность указанных максим не устраняется» . Тем не менее, нельзя отрицать и того, что Вебер допускает возможность следования как той, так и другой максиме. В то же время есть основания, и весьма существенные, предполагать, что предпочтение он отдает «этике ответственности»; - возможность выбора определенной линии поведения, основанной на той или иной максиме, в конечном счете, определяется самой личностью. Не случаен в этом плане анализ таких личностных качеств политика, как «страсти» («ориентации на существо дела»), «ответственности», «глазометра» (реализма). Вебер актуализирует проблему нравственного содержания политических отношений через призму воздействия на них личности, обладающей особыми характеристиками, соответствующими высокому стандарту. Таким образом, по вопросу о соотношении политики и морали Вебер занимает достаточно гибкую позицию, далекую от какого-либо морализаторства. Напряженный характер взаимодействия политики и морали объясняется, прежде всего, природой власти, допускающей применение легитимного насилия. Характер и содержательный смысл нравственных аспектов политических отношений определяются оптимальным применением либо «этики убеждений», либо «этики ответственности». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993 2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 644-706. 3. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 1995. 320 с. 4. Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. С. 184-236. 5. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В., Чурилов В. А. Этика политического успеха. М.; Тюмень: Центр прикладной этики, 1997. 746 с. УДК 7.01 Марина Георгиевна ЧИСТЯКОВА - докторант Тюменского государственного университета, кандидат философских наук ВЛЕЧЕНИЕ К ПРЕДЕЛУ АННОТАЦИЯ. Феномен трансгрессии рассматривается в статье в контексте искусства ХХ века. The author scrutinizes the phenomenon of transgression within the context of the 20th century fine art. Одной из специфических особенностей ХХ века является антропологический поворот в философии. Это событие стало следствием естественной реакции общественной мысли на существовавшее в течение довольно долгого времени редуцированное понимание человека, сводившее его либо к психофизиологическим, либо к социальным структурам. В этом смысле несомненной заслугой философии стало постулирование недостаточности объективистского подхода к человеку. Антропологический поворот возникает еще и как реакция на класси-

В предвыборной гонке США была отмечена удивительная способность Дональда Трампа высказывать свои политические убеждения посредством определенных методик и правил. Настоящий президент США является харизматичным управляющим, способным влиять на массы.

  1. Страх. «Среди мусульман есть много ненависти к американцам, 25% согласны, что насилие против американцев оправдано, шариат признает убийства среди неверующих, обезглавливание, и будет только и хуже!» — говорил Трамп в одной из своих речей. Таким образом, он использовал страх, как одну из сильнейших эмоций. Он приковывает внимание к тому, что пугает, блокирует более осмысленное мышление.

Поскольку жить в страхе неприятно, страх быстро перерастает в гнев. Трамп убеждает в том, что другие насильники, источник гнева – сторонние люди, те, что не влияли на ход голосования. Такая тактика запугивания делает людей уязвимыми, президент же обещает вернуть каждому гражданину чувство безопасности.

  1. Чувство юмора. Во время поражений в дебатах он шутит. Люди же не могут злиться на того, кто заставляет бесконтрольно смеяться.
  2. Статистика. Трамп приводит в доказательство результаты исследований, рейтинги, говорит, в чем он лучше многих, сама статистика не всегда соответствует реалиям, однако позволяет утвердить его собственные взгляды.
  3. Он преподносит себя победителем. «О тех вещах, в которых я хорош: люди меня любят, уважают то, что я говорю.» Он говорит, что никто не сможет защитить население США, кроме него. Он преподносит себя как сильного лидера. Дональд обещает тотальное доминирование, обещает побеждать в каждой сфере всегда, гарантированно.
  4. Ведет себя высокомерно. Это позволяет убедить людей в своем превосходстве над другими.

Техника политического убеждения В.В. Путина


Политические убеждения Путина базируются на нескольких основных правилах. Владимир Владимирович во время публичных выступлений использует предельно четкие и динамичные движения и жесты, а речь он строит на принципах логики, подкрепляя ее фактами. Президент России всегда проявляет себя как тактичный собеседник:

  • сопереживает, выслушивает и воодушевляет собеседника вести речь о себе;
  • дает почувствовать другому человеку значительность и превосходство в определенной области, делая это предельно искренне;
  • проявляет к нему настоящий интерес;
  • запоминает имя, фамилию и отчество оппонента;
  • не использует в речи незнакомые слова и жаргон.

Такую тактику ведения диалога можно пронаблюдать на ежегодной «Прямой лини президента». В некоторых случаях президент использует распространенную лексическую фигуру «да, но», она позволяет при видимом согласии со взглядами собеседника тактично опровергнуть или поставить под сомнение его позицию.

Способы пропаганды политических убеждений

Сознанием людей управляет массовая коммуникация, пропаганда и процесс убеждения представляют собой отлаженный механизм. Ввиду отсутствия индивидуальности у людей, методы управления ими универсальны. К методам политического регулирования относят убеждение и принуждение, осуществляются они следующими способами:

  1. Метод «40 на 60». Его суть заключается в создании СМИ, которые публикуют информацию в интересах оппозиции. Завоевав постепенно доверие аудитории, журналисты начинают периодически размещать дезинформацию, которая автоматически читателями или зрителями воспринимается как правдивая. Такой способ пропаганды довольно эффективен, поскольку «рассекречивается» людьми в редких случаях.
  2. Жертвоприношение. Метод заключается в нахождении жертвы, в роли которой в политическом пространстве может выступать целое государство, против него объединяется несколько других. В данном случае могут пропагандироваться даже расистские убеждения.
  3. Лжецитаты. Способ манипулирования массовым сознанием заключается в приписывании политическому деятелю тех фраз и слов, что человек не произносил.
  4. Большая ложь. Она, как правило, используется в экстренных ситуациях, к примеру, чтобы мобилизовать силы людей в военных конфликтах. Недостаток этого метода заключается в быстрой проверке достоверности информации заинтересованных в политике людей.
  5. Игра на контрастах. Именно на фоне контрастов сравнивается политика деятелей разных времен. Но обществу свойственно прогрессировать, более того - каждое новое поколение становится несколько лучше прежнего, ввиду чего улучшаются и условия жизни.
  6. «Свои ребята». В данном случае используются языковые средства выражения убеждения в политическом дискурсе. Цель этого метода состоит в желании установить доверие с целевой аудиторией, как с близкими по духу людьми, на основании того, что выступающий, его идеи, предложения, высказывания правильны, поскольку принадлежат простому народу.
  7. «Метод отрицательных групп отнесения». Этот метод заключается в создании иллюзии элитарности людей, принадлежащих к определенной партии, к примеру. Каждый человек желает себя чувствовать важным, особенным, отличным от других.
  8. «Продвижение через медиаторов». Пропаганда политических взглядов в данном случае осуществляется через общественных деятелей, известных людей, актеров, певцов.
  9. Отвлечение внимания. Его суть заключается в отвлечении внимания граждан от настоящих социальных проблем, держа их в плену вопросов, не имеющих реального значения.

Каждый из вышеперечисленных методов оказывает влияние на людей. В зависимости от целевой аудитории подбирается метод воздействия.

Как пропагандируются пацифисткие убеждения?

Пацифисткие убеждения пропагандируются посредством митингов, забастовок. Пацифисты выступают против войны в любом ее проявлении. В современное время пацифистские убеждения распространяются относительно разработки и распространения ядерного оружия. Яркими представителями пацифизма являлись в свое время Лев Толстой, Боб Марли, Джон Леннон, Брижит Бардо, Мохаммед Али и др.

Пацифисты убеждают окружающих в том, что конфликтов должно быть решено лояльным и толерантным путем. Пацифисты считают войну глупостью, пережитком прошлого.

Польза и вред политических убеждений

Этика убеждения характеризует политику как средство регулирования общественных мнений и настроений. Политическую пропаганду не всегда нужно рассматривать с отрицательной точки зрения. Зачастую политические убеждения транслируют достоверную информация, для ее донесения до целевой аудитории используются определенные методы привлечения внимания.

Польза политических убеждений:

  • информирование граждан о той или иной политической ситуации;
  • агитация в пользу того или иного политического деятеля;
  • продвижение чьих-то интересов;
  • формирование общественного мнения.

Вред политических убеждений:

  • возможное дезинформирование граждан;
  • отрицательная пропаганда;
  • внушение ложных установок.

Особенности восприятия разных людей

Ввиду индивидуальных особенностей людей, определяется несколько типов восприятия информации. Всем известно, что мужчины – визуалы, а женщины – аудиалы. Поэтому мужчины лучше воспринимают политическую информацию с телевизионных экранов посредством просмотра передач на такие темы, женщинам же достаточно только прослушать такого рода сообщение.

Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, для женщин же важны мелочи. В восприятии убеждений женщины склонны преувеличивать их значимость, а мужчины — преуменьшать.

В зависимости от возраста информация из одного канала информации может быть воспринята как достоверная или лживая. К примеру, молодежь не поставит под сомнение достоверность политического сообщения, опубликованного на там сайте, на котором они привыкли узнавать новости, пожилые же могут не поверить этой информации, для них более весомым по значимости источником информации является телевизор или газета.

Знания о том, как распространять информацию, находить свою целевую аудиторию и использовать методы убеждения важны для счастливой и успешной жизни. Человек, интересующийся новой информацией, изучающий различные биографии, документы и важные материалы более осведомленный и уверенный в себе и своих взглядах. Для расширения кругозора и своей компетентности важно общаться с интересными, увлеченными людьми, изучать биографии исторических деятелей и успешных людей, перенимать их опыт.

Этот (четвертый) подход сегодня преоб­ладает среди ученых и политиков. Он исходит из признания необходимости воздействия нравственности на поли­тику, учитывающего специфику пос­ледней.

Один из важнейших обоснователей компромиссного подхода - Вебер. Он считал, что не следует полностью разделять этику и поли­тику, хотя необходимо внимательно учитывать особенности по­следней. Не может существовать единого нравственного кодекса, одинаково применимого к деловым и сексуальным, к служебным и семейным отношениям, к друзьям и конкурентам и т.п. Поэтому этика должна учитывать особенности политики, главной из которых является применение насилия. "Именно специфическое средство легитимного насилия <...> в руках человеческих союзов, - писал он, - и обусловливает особенность всех этических проблем политики".

Эта особенность делает для политики невозможным следование, например, евангельской заповеди не противиться злу насилием. Политик в силу своих профессиональных занятий должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за его победу.

Для того чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо оттого, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами.

Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее послед­ствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего. Соотношение этики ответственности и этики убеждений в реальных действиях должен определять сам политик.

Эти идеи Вебера о соотношении морали и политики получили достаточно широкое распространение. Несмотря на свою кажущуюся реалистичность они имеют ряд слабостей. Прежде всего Вебер фактически сводит политику к легитимному использованию насиль­ственных средств, ограничивая тем самым возможности влияния нравственности на политику. Однако задачи политики, особенно в довременных демократических государствах, намного сложнее, чем применение насилия. При решении целого рада политических вопросов использование или угроза применения насилия могут лишь повредить делу. Без гражданской ответственности, готовности к компромиссам, солидарности и кооперации политических акторов невозможно современное правовое государство". Выход содер­жания политики за пределы сферы применения насилия позволяет более широко использовать в ней нравственные ценности.