Основные положения конвенции о правах инвалидов. Проект международной конвенции организация объединенных наций о правах инвалидов

Текст Конвенции о правах инвалидов довольно громоздкий и иногда перегружен юридическими подробностями. Чтобы легче было разобраться с основными положениями этого документа, попробуем рассмотреть наиболее часто задаваемые вопросы о Конвенции.

Какие права инвалидов?

Все члены общества имеют те же права человека - они включают гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Примерами таких прав являются следующие:

Равность перед законом и в правовых возможностях

Свобода от пыток

Свобода передвижения и гражданства

Право на жизнь в обществе

Уважение к частной жизни

Уважение дома и семьи

Право на образование

Право на охрану здоровья

Право на труд

Все инвалиды имеют право на свободу от дискриминации в осуществлении их прав. Это включает в себя право на свободу от дискриминации по признаку инвалидности, а также по любым другим признакам, таким, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение.

Что такое Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция о правах инвалидов является международным договором, в котором определяются права лиц с инвалидностью, а также обязательства государств-участников Конвенции в целях содействия, защиты и обеспечения этих прав. Конвенция также устанавливает два механизма реализации: Комитет по правам инвалидов, созданный для контроля за осуществлением, а также Конференция государств-участников, созданная для рассмотрения вопросов, касающихся осуществления положений конвенции.

Государствами проводятся переговоры с участием организаций гражданского общества, национальных правозащитных учреждений и межправительственных организаций. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию 13 декабря 2006 года и она была открыта для подписания 30 марта 2007 года. Государств, которые ратифицировали Конвенцию, юридически обязаны соблюдать стандарты Конвенции. Конвенция представляет собой международный стандарт, который они должны стремиться соблюдать.

Что такое Факультативный протокол к Конвенции?

Факультативный протокол также является международным договором. Факультативный протокол предусматривает две процедуры, направленные на укрепление осуществления и мониторинга Конвенции. Во-первых, это индивидуальные сообщения - процедура позволяет людям заявить в Комитет о нарушении их прав, а вторая является процедурой расследования с предоставлением комитету полномочий для проведения расследования грубых или систематических нарушений Конвенции.

Какие другие международные документы признают права инвалидов?

Государства приняли специальные документы по защите и поощрению прав людей с инвалидностью в течение последних десятилетий. Важные вехи включают в себя:

Декларация о правах инвалидов (1995 год)

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1981)

Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991)

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

Несмотря на то, руководящие принципы, декларации, принципы, резолюции и другие документы не являются юридически обязательными, они выражают моральные и политические обязательства государств, и могут быть использованы в качестве руководства к принятию законов или разработать политику в отношении инвалидов. Важно отметить, что некоторые положения Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи подверглись критике в Конвенции о правах инвалидов, в настоящее время заменяют те нормы, в которых существует какой-либо конфликт между этими двумя документами.

Имеют ли отношение к Конвенции о правах инвалидов другие конвенции в области прав человека?

Все конвенции по правам человека касаются каждого, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах защищает против дискриминации по какому-либо признаку. Существуют также конвенции о правах человека, касающиеся дискриминации в отношении женщин и конкретных вопросов или групп людей, таких как дети и трудящиеся-мигранты

Основными договорами по правам человека являются следующие:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Международный пакт о гражданских и политических правах

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Конвенция против пыток

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Конвенция о правах ребенка

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений

Конвенция о правах инвалидов.

Все конвенций по правам человека включают положение о защите от дискриминации. Однако, только одна из этих Конвенций, Конвенция о правах ребенка, конкретно признает необходимость защиты от дискриминации по признаку инвалидности.

Тем не менее, все конвенции рассматриваю понятие "инвалидность" косвенно в качестве основания для дискриминации. Естественно, что инвалиды не должны подвергаться дискриминации, когда эти конвенции применяются. Таким образом, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, например, распространяется на всех женщин, в том числе женщин-инвалидов.

Зачем нужна Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция необходима для того, чтобы иметь четкое подтверждение того, что защищаются права инвалидов в области прав человека и укрепления уважения к этим правам. Хотя существующие конвенции в области прав человека предлагают значительные возможности для поощрения и защиты прав лиц с инвалидностью, становится ясно, что этот потенциал не используется. Действительно, инвалиды продолжают быть лишенными своих прав человека и содержатся на задворках общества во всех частях земного шара. Эта продолжающаяся дискриминация в отношении инвалидов подчеркнула необходимость принятия юридически обязательных документ, в котором изложены правовые обязательства государства по поощрению и защите прав лиц с инвалидностью.

Почему Конвенция уникальна?

Конвенция является первой конвенцией по правам человека в 21 веке и первым юридически обязательным документом для всесторонней защиты прав лиц с инвалидностью. Несмотря на то, что Конвенция не устанавливает новые права человека, в ней изложены с гораздо большей ясностью обязательства Государств поощрять, защищать и гарантировать права лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, Конвенция не только уточняет, что государства не должны использовать дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, в ней также излагается ряд мер, которые государства должны принять для создания благоприятных условий с тем, чтобы лица, с ограниченными возможностями могли пользоваться реальным равенством в обществе. Например, Конвенция требует от государств принимать меры для обеспечения доступа к физической среде и информационно-коммуникационным технологиям. Кроме того, государства имеют обязательства в отношении повышения информированности, содействия доступу к правосудию, обеспечение личной мобильности, а также сбор данных, имеющих отношение к Конвенции. Таким образом, Конвенция является гораздо более глубоким документом, чем другие договоры по правам человека, в которых излагаются меры, которые государства должны принять для запрещения дискриминации и обеспечения равенства для всех.

Конвенция включает в себя развитие социальной точки зрения. Конвенция признает важность международного сотрудничества и его поощрения в поддержку национальных усилий по осуществлению основных положений Конвенции. Одно из нововведений в этой связи касается конкретных ссылок на действия международного сообщества могло бы быть предпринятым для поощрения международного сотрудничества, таких как:

Обеспечение международных программ развития, включая и доступные для инвалидов;

Содействие и оказание поддержки созданию потенциала;

Содействие сотрудничеству в области исследований и доступа к научным и техническим знаниям;

Оказание технической и экономической помощи в случае необходимости.

Конвенция определяет права людей с инвалидностью, и обязательства государства по поощрению, защите и обеспечению этих прав, а также механизмы для поддержки осуществления и мониторинга. Содержание можно разбить следующим образом:

Преамбула - дает в общем контексте Конвенции определение наиболее важных вопросов.

Цель - определяет цели Конвенции, которые заключаются в том, чтобы поощрять, защищать и обеспечивать полное и равное осуществление всех прав человека и основных свобод всех людей с инвалидностью, а также на поощрение уважения и присущего им достоинства

Определения - определение основных терминов в Конвенции, а именно: связь, язык, дискриминация по признаку инвалидности, разумное размещение и универсальный дизайн.

Общие принципы - определить стандарты и требования, которые применяются для осуществления всех прав, закрепленных в Конвенции, таких, как принцип недискриминации и принцип равенства

Обязанности - разъяснить меры, которые государства должны принять для поощрения, защиты и обеспечения прав, закрепленных в Конвенции

Конкретные права - выявление существующих гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав человека, подтверждая, что лица с инвалидностью также провести эти права

Определение мер - определить конкретные шаги, которые государства должны предпринять для обеспечения благоприятных условий для осуществления прав человека, а именно: повышение осведомленности общественности, обеспечение доступности, защиты и безопасности в чрезвычайных гуманитарных ситуациях, содействие доступу к правосудию, обеспечение индивидуальной мобильности, что способствует абилитации и реабилитации, а также сбор статистических данных и информации.

Международное сотрудничество - признает важность поддержки международным сообществом совместной работы по обеспечению наиболее полного осуществления прав людей с инвалидностью

Осуществление и контроль - обязывает государства создавать национальные рамки для мониторинга и реализации Конвенции, и устанавливает конференции государств-участников для рассмотрения любого вопроса в связи с осуществлением положений Конвенции и Комитет по правам инвалидов для мониторинга Конвенции

Заключительные положения - изложены процедуры для подписания, ратификации, вступления в силу, и другие процедурные требования, имеющие отношение к Конвенции.

Какие принципы Конвенции?

Статья 3 определяет общие принципы, которые применяются для осуществления прав инвалидов. Ими являются:

Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор и независимость лиц с инвалидностью

Недопущение дискриминации

Полную и эффективную интеграцию в общество

Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

Равенство возможностей

Доступность

Равенство между мужчинами и женщинами

Уважение эволюционирующих способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Являются ли термины "инвалидность" и "инвалиды", определенных в Конвенции?

Конвенция не содержит определения понятия "инвалидность" или "инвалиды", как такового. Тем не менее, элементы преамбулы и статьи 1 служить ориентиром для уточнения применения Конвенции.

. "инвалидность" - В преамбуле признается, что "инвалидность развивается как концепция и что инвалидность является результатом взаимодействия между людьми с нарушениями и поведенческими и экологическими барьерами, которые препятствуют их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими".

. "инвалиды" - Статья 1 гласит, что "К лицам с ограниченными возможностями относятся те, которые имеют длительные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими ".

Некоторые элементы этих положений, выделяются особо. Во-первых, это признание того, что "инвалидность" является развивающейся концепцией в результате поведенческих и экологических барьеров, препятствующих участию инвалидов в жизни общества. Таким образом, понятие "инвалидность" не является фиксированным и может изменяться, в зависимости от сложившейся обстановки со стороны общества и по отношению к обществу.

Во-вторых, инвалидность не считается заболеванием, но рассматривается, скорее всего, как результат взаимодействия между негативным отношением или отторжением из окружающей среды состояния конкретных лиц. Отношение к демонтажу экологических барьеров - в отличие от лечения лиц с ограниченными возможностями, эти лица могут участвовать в качестве активных членов общества и использовать весь спектр своих прав.

Третье, Конвенция не ограничивается освещением проблемы конкретных лиц, а, скорее, Конвенция определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии с Конвенцией. Ссылкой на "инвалидность" заверяется, что не нужно ограничивать применение Конвенции и государства-участники могут также обеспечивать защиту для других, например, людей с краткосрочной инвалидностью.

Какие конкретные права инвалидов оговорены в Конвенции?

Конвенция подтверждает, что инвалиды пользуются такими же правами человека, как все члены общества. Конкретными правами, признанными в Конвенции, являются:

Равенство перед законом без дискриминации

Право на жизнь, свободу и безопасность личности

Равноправие перед законом и правовых возможностей

Свобода от пыток

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства

Право соблюдать физическую и психическую неприкосновенность

Свободу передвижения и гражданство

Право на жизнь в общине

Свобода выражения мнений и убеждений

Уважение к частной жизни

Уважение дома и семьи

Право на образование

Право на охрану здоровья

Право на труд

Право на достаточный жизненный уровень

Право на участие в политической и общественной жизни

Право на участие в культурной жизни

Каковы обязательства государств-участников Конвенции?

Конвенция определяет общие и конкретные обязательства государств-участников в отношении прав инвалидов. С точки зрения общих обязательств, государства должны:

Принять законодательные и административные меры, направленные на поощрение прав инвалидов;

Принимать законодательные и иные меры для ликвидации дискриминации;

Защиту и поощрение прав инвалидов в рамках всех стратегий и программ;

Остановить любую практику в отношении нарушения прав людей с инвалидностью;

Обеспечить, чтобы государственный сектор уважал права людей с инвалидностью;

Обеспечить, чтобы частный сектор и отдельных лица уважали права инвалидов;

Проведение исследований и разработку доступных товаров, услуг и технологий для инвалидов и поощрять других к проведению таких исследований;

Обеспечить доступ к информации о вспомогательных технологиях для инвалидов;

Содействие профессиональной подготовке по вопросам прав по Конвенции для специалистов и сотрудников, которые работают с инвалидами;

Консультации и участие инвалидов в разработке и осуществлении законодательства и политики, а также в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы.

Как контролируется выполнение положений Конвенции?

Конвенция требует контроля как на национальном, так и на международном уровне. Конвенция требует от государств, в соответствии с их правовой и административной системой, поддержки, укрепления, защиты и контроля выполнения конвенции.

На международном уровне Конвенцией учреждается Комитет по правам инвалидов, который выполняет функции рассмотрения периодических докладов государств о мерах, принятых ими для осуществления Конвенции. Кроме того, Комитет имеет полномочия для рассмотрения индивидуальных сообщений и проведения расследования в отношении тех государств, которые ратифицировали Факультативный протокол.

Что такое национальные механизмы для поощрения, защиты и наблюдения за осуществлением Конвенции?

Понятие национальной основы для поощрения, защиты и мониторинга Конвенции является относительно открытым. Конвенция признает, что такие структуры могут отличаться от страны к стране, позволяя гибко устанавливать рамки, в соответствии с каждой государственно-правовой и административной системой. Однако Конвенция также предусматривает, что любой орган должны быть независимыми. Как правило, национальные рамки будут включать, по крайней мере, некоторые формы создания независимого национального института по правам человека, таких, как комиссии по правам человека или омбудсмена. Тем не менее, база может содержать другие элементы, например, суды.

Что такое Комитет по правам инвалидов?

Комитет по правам инвалидов является органом, где независимым экспертам поручен обзор выполнения государствами положений Конвенции. Эти эксперты будут выступать в личном качестве. Вначале Комитет включает двенадцать независимых экспертов, их количество будет расти до 18 членов после еще 60 ратификаций или присоединений к Конвенции,. Государства-участники будут выбирать экспертов на основе их компетентности и опыта в области прав человека и инвалидности, а также принимая во внимание справедливое географическое представительство, представительство различных форм цивилизации и правовых систем, гендерного баланса и участия экспертов-инвалидов.

Комитет рассматривает периодические доклады, подготовленные государствами, о шагах, предпринятых ими для осуществления Конвенции. Для государств, являющихся участниками Факультативного протокола, Комитет также имеет полномочия принимать жалобы от отдельных лиц о предполагаемых нарушениях их прав и проведения расследований в случае грубых или систематических нарушений Конвенции.

Что такое Конференции государств-участников?

Конвенция также устанавливает конференции государств-участников, которые регулярно проводит заседания с целью рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением Конвенции. Конвенция оставляет открытой точный характер роли Конференции государств-участников, хотя в их обязанности входит избрание членов Комитета по правам инвалидов и обсуждение и принятие предложенных поправок к Конвенции.

Что такое периодическая отчетность?

Каждое государство-участник Конвенции, должно представить в Комитет по правам инвалидов первоначальный всеобъемлющий доклад о мерах, принимаемых для осуществления Конвенции. Каждое государство должно представить свой первоначальный доклад в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для этого государства. Первоначальный доклад должен:

Установить конституционные, правовые и административные рамки для осуществления Конвенции;

Объяснить политику и программы, принятые в целях осуществления каждого из положений Конвенции;

Выявлять прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в результате ратификации и реализации Конвенции.

Каждое государство должно представлять последующие доклады не реже одного раза в четыре года или в тех случаях, когда Комитет просит, один раз в год. Последующие доклады должны:

Ответить на вопросы и другие вопросы, освещенные в Комитете в своих заключительных замечаниях к предыдущим докладам;

Указывают на прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в течение отчетного периода;

Выделить какие-либо препятствия, с которыми правительство и другие субъекты власти, возможно, сталкивались в ходе осуществления Конвенции за отчетный период.

Есть ли возможность подать жалобу в Комитет, если права были нарушены?

Да. Факультативный протокол к Конвенции устанавливает процедуры индивидуальных сообщений, что позволяет отдельным лицам и группам лиц государств-участников Протокола обратиться с жалобой в Комитет по правам инвалидов, если государство нарушило одно из своих обязательств по Конвенции. Жалоба определяется как "сообщение". Комитет рассматривает жалобы и замечания государства и на этой основе формулирует свои соображения и рекомендации, если таковые имеются, направляет их к государству, и делает их достоянием общественности.

Может ли комитет проводить расследования?

Да. Факультативный протокол устанавливает процедуру расследования. Если Комитет получает достоверную информацию, свидетельствующую о серьезных или систематических нарушениях государством-участником Факультативного протокола какого-либо из положений Конвенции, Комитет может предложить государству рекомендации в вопросах реагирования на такую информацию. После рассмотрения замечаний государства-участника и любой другой достоверной информации, Комитет может назначить одного или нескольких своих членов для проведения расследования и создать доклад в срочном порядке. Если государство согласится, то Комитет, возможно, посетит страны. После проведения расследования Комитет препровождает свои выводы государству, которое должно через шесть месяцев представить дополнительные замечания. Комитет кратко излагает свои выводы, которые он предоставляет общественности. Государство, ратифицировавшее Факультативный протокол, может "отказаться" от процедуры расследования.

Какова роль гражданского общества в процессе мониторинга?

Гражданское общество играет важную роль в процессе мониторинга как на национальном, так и на международном уровне. Что касается национального мониторинга, в Конвенции прямо говорится о том, что гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их организации, должны быть вовлечены и в полной мере участвовать в мониторинге процесса (см. статью Конвенции 33,3). В отношении международного контроля, государствам-участникам предлагается должным образом учитывать консалтинг и активное участие инвалидов и представляющих их организаций, при назначении экспертов для договорных органов (см. статью Конвенции 34,3). Кроме того, опыт других международных договорных органов по правам человека подчеркивает важную роль, которую гражданское общество может сыграть в периодических докладах и отдельных сообщениях, а также в предоставлении достоверной информации для Комитета о грубых или систематических нарушениях прав человека в качестве основы для запроса.

Что такое подписание Конвенции?

Первым шагом к тому, чтобы стать участником Конвенции, является подписание договора. Государства и региональные интеграционные организаций (РИО), могут подписать Конвенцию или Факультативный протокол. Государство или РИО могут подписать Конвенцию в любое время. Подписав Конвенцию и Факультативный протокол Государства или РИО могут сообщить о своем намерении предпринять шаги по обязательствам по договору на более поздний срок. Подписание также создает обязательство, в период между подписанием и ратификацией, воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

Что такое ратификация?

Следующий шаг к тому, чтобы стать участником Конвенции и Факультативного протокола является ратификация. Ратификация имеет конкретные меры, принимаемые государствами, которая свидетельствует о намерении осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в Конвенции и Факультативного протокола. Региональные интеграционные организации выражают свое согласие быть связанными положениями Конвенции или факультативного протокола через "официальное подтверждение" - акт, который имеет тот же эффект, что и ратификация.

Что такое присоединение?

Государства или организации региональной интеграции могут выразить свое согласие быть связанными положениями Конвенции и Факультативного протокола на основе акта о присоединении. Присоединение имеет такую же юридическую силу, как ратификация, однако, в отличие от ратификации, которой должно предшествовать подписание создание обязательных юридических обязательств согласно международного права, присоединение требует только одного шага - сдаче на хранение документа о присоединении.

Когда Конвенция вступит в силу?

Конвенция вступает в силу на 30-й день после сдачи на хранение 20-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. Факультативный протокол вступит в силу на 30-й день после сдачи на хранение 10-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. Вполне вероятно, что оба документа вступят в силу двумя разными датами. На данный момент присоединение к Конвенции и Факультативному протоколу становятся юридически обязательными для государств-участников.

Какова будет роль Секретариата Организации Объединенных Наций в связи с Конвенцией?

Организация Объединенных Наций создала совместный секретариат Конвенции, состоящий из сотрудников Организации Объединенных Наций, Департамента по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), базирующийся в Нью-Йорке, а также Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) в Женеве. Департамент по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) поддерживает конференции государств-участников и Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), поддерживает Комитет по правам инвалидов. ДЭСВ и УВКПЧ работают вместе, чтобы поддержать государства, гражданские общества и национальные правозащитные учреждения в целях осуществления и мониторинга Конвенции.

Какова будет роль Специального докладчика по проблемам инвалидов?

На специального докладчика по проблемам инвалидов возложена задача контроля за осуществлением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов и докладов Комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам социального развития, которая является одной из функциональных комиссий Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что мандат Специального докладчика предоставляется по конкретным стандартным правилам, а не Конвенции, работа Специального докладчика будут иметь непосредственное значение для осуществления Конвенции, в результате степени совпадения между содержанием Стандартных правил и Конвенции. Стандартные правила, однако, не являются юридически обязательным документом.

Какие переговоры проводятся в рамках Конвенции?

Конвенция была разработана в Специальном комитете по всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов (Специальный комитет), который создан Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Его состав был открыт для всех членов Организации Объединенных Наций и наблюдателей. В ходе своей первой сессии Специальный комитет постановил, что представители неправительственных организаций (НПО), аккредитованных при Специальном комитете, могли бы также участвовать в заседаниях и выступать с заявлениями в соответствии с практикой Организации Объединенных Наций.

Специальный комитет провел восемь сессий. На своих первых двух сессиях в 2002 и 2003 годах Комитет рассмотрел вопрос о возможности разработки международного документа, касающегося прав инвалидов, а также обсудили типа документа и возможные элементы, которые должны быть включены. На своей второй сессии Специальной Комитет создал рабочую группу для подготовки проекта текста конвенции. Рабочая группа, состоящая из представителей правительств и НПО, встретились в январе 2004 года и подготовили текст для переговоров. На своей третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой и восьмой сессиях Специального комитета продолжали свои переговоры. Текст Конвенции был доработан Специальным комитетом от 26 августа 2006 года.

Редакционной группе поручено обеспечить единообразие терминологии по всему тексту проекта конвенции и согласования версий на официальных языках Организации Объединенных Наций, рассматривался текст с сентября по ноябрь 2006 года.

Генеральная Ассамблея ООН приняла текст Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней 13 декабря 2006 года.

Участвуют ли представители гражданского общества в переговорах по Конвенции?

В ходе своей первой сессии Специальный комитет постановил, что представители неправительственных организаций (НПО), аккредитованных при Специальном комитете могли бы также участвовать в заседаниях и выступать с заявлениями в соответствии с практикой Организации Объединенных Наций. Затем Генеральная Ассамблея неоднократно призывала предпринять усилия, направленные на активное участие организаций инвалидов в работе Специального комитета.

На протяжении всего процесса организации инвалидов и других неправительственных организаций играли весьма активную роль в предоставлении комментариев и информации с точки зрения проблем инвалидности.

Имели ли возможность национальные институты по правам человека участвовать в переговорах?

Национальные правозащитные учреждения (НПУ), также принимали активное участие в переговорах. Отчасти, в результате усилий представителей различных учреждений, государства согласились на специально статью о национальных мерах по осуществлению и контролю, которая требует, чтобы государства имели определенную форму национального института по правам человека в том, что защищает, способствует и контролирует выполнение положений Конвенции.

Были ли проведены консультации на региональном уровне в ходе переговоров по конвенции?

Региональные консультативные совещания были проведены во многих регионах с 2003 по 2006 год. Консультативные встречи при подготовке Конвенции проводились в форме диалога по региональным приоритетам. Заседания, итоговые документы, представленные предложения и рекомендации, отражающие национальные, субрегиональные и региональные приоритеты, внесли свой вклад в работу Специального комитета.

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ - международный документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН

13 декабря 2006 г. и вступивший в силу 3 мая 2008 г. Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на апрель 2015 г. в Конвенции участвовали 154 государства и Евросоюз, 86 государств участвуют в Факультативном протоколе.

Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально в составе 12 экспертов, а в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 расширен до 18 человек) - орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами- участниками Протокола.

Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Согласно Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Определения для целей Конвенции:

  • - “общение” включает использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию;
  • - “язык” включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков;
  • - “дискриминация по признаку инвалидности” означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;
  • - “разумное приспособление” означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод;
  • - “универсальный дизайн” означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. “Универсальный дизайн” не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

Общие принципы Конвенции:

  • - уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • - недискриминация;
  • - полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • - уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • - равенство возможностей;
  • - доступность;
  • - равенство мужчин и женщин;
  • - уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Общие обязательства участников Конвенции:

Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

  • - принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в Конвенции;
  • - принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;
  • - учитывать во всех стратегиях и программах необходимость защиты и поощрения прав человека всех инвалидов;
  • - воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с Конвенцией;
  • - принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;
  • - проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров;
  • - проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и асси- стивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;
  • - предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах;
  • - поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.

Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости - прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом.

При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.

Положения Конвенции распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий.

И.Д. Шелковин

Лит.: Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией Генераль- ной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106); Ларикова И.В., Дименштейп Р.П., Волкова О.О. Взрослые с ментальными нарушениями в России. По следам Конвенции о правах инвалидов. М.: Теревинф, 2015.

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся:

Полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

Равенство возможностей;

Недискриминация;

Доступность.

Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности.

Согласно статье 9 Конвенции чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

На здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

На информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.

В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению.

Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.

Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными. Во-первых, они должны соответствовать потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их жизнедеятельности. Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем положении. Однако это не порождает право инвалида пользоваться залом повышенной комфортности для официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале. Во-вторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций. Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов. Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Статья 2 Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (т.е. вспомогательные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан. Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных колясках, дети, люди низкого роста.

Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о правах инвалидов. Создание доступной среды для инвалидов регулируют Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19), Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 60.1), Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 21.1), Воздушный кодекс РФ (ст. 106.1), Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46), и другие нормативные правовые акты.

Нижегородская Региональная Общественная Организация Инвалидов

«Социальная реабилитация»

Конвенция ООН о правах инвалидов

Пособие для детей-инвалидов и их родителей

font-size:11.0pt;font-family:Verdana">г. Нижний Новгород

2010

Настоящее пособие издано в рамках проекта «Правовая территория семьи».

Данное издание подготовлено для детей-инвалидов, а также их родителей и может представлять интерес для широкой аудитории, в частности лидеров некоммерческих организаций по работе с инвалидами, специальных (коррекционных) школ, все тех, кому не безразлична проблема реабилитации инвалидов в жизнь общества.

Издание на доступном языке освещает такие ключевые моменты Конвенции ООН о правах детей-инвалидов как: здоровье, образование, труд, общество.

Все Ваши замечания с интересом будут рассмотрены авторами методического пособия.

Издание осуществлено при поддержке Программы малых грантов Посольства США в Российской Федерации. НРООИ «Социальная реабилитация» несет полную ответственность за содержание данной публикации, которая не может расцениваться как мнение Посольства США или американского правительства.

НРООИ «Социальная реабилитация»

Г .Н. Новгород

Ярмарочный проезд, д.8

sorena@ kis. ru

www . socrehab . ru

Составители:

Введение……………………………………………4

о правах инвалидов ………………………………7

Дети и общество ………………………………....10

Образование …………………………………..…12

Труд ……………………………………………….15

Здоровье …………………………………………..16

Заключение ………………………………………18

Словарь терминов…………………………….....19

Введение

Вы держите в руках книгу, которая расскажет вам об очень важном документе – Конвенции ООН о правах инвалидов . К сожалению, не все мы знаем о данной Конвенции, которая 30 марта 2007 года была открыта для подписания и ратификации всеми заинтересованными странами. Напомним, что понятие ратификации означает утверждение международного договора высшим органом власти государства-участника этого договора.

Возникает вопрос, что особенного в этой Конвенции, что она может ввести нового, и как отразится на нас? Вокруг нас и без того огромное количество Законов, Указов, Постановлений и т. д., и все равно существуют проблемы. Так чем же особенна данная Конвенция ООН о правах инвалидов?

Решение о создании Специального комитета ООН по разработке Конвенции о защите прав инвалидов было принято еще 19 декабря 2001 года. И только через 5 лет, а именно 13 декабря 2006 года Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Раньше права инвалидов не были закреплены в едином международно-правовом документе. Первый документ с основными принципами отношения к инвалидам был одобрен в 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН, а период с 1983 по 1992 был провозглашен Десятилетием инвалидов ООН. Но несмотря на все усилия инвалиды так и не получили равных возможностей и остаются изолированными от общества.

Конвенция о защите прав инвалидов станет первым важным правозащитным договором, заключенным в XXI веке. Она вступит в силу после того, как ее утвердят (ратифицируют) 20 стран.

Страны, которые утвердят конвенцию, должны будут бороться с негативным отношением к инвалидам, детям-инвалидам. Равные права для инвалидов могут быть достигнуты только путем перемен в отношении к ним окружающих людей.

Государствам также придется гарантировать право инвалидов на жизнь наравне со всеми. Более доступными должны будут стать общественные места и здания, транспорт и средства коммуникации.

Сегодня на нашей планете около 650 миллионов людей с ограниченными возможностями. Это около 10 % населения планеты. Детей-инвалидов во всем мире около 150 миллионов человек.

Наша книга, прежде всего, для детей-инвалидов и их родителей. И эта книга создана для того, чтобы объяснить, что представляет собой и чем так важна Конвенция о правах инвалидов.

В Конвенции 50 статей, часть которых посвящена детям-инвалидам. Ведь именно дети-инвалиды чаще всего становятся жертвами общества среди всех детей мира. Непонимание со стороны сверстников приводит к конфликтам в семьях, в школе. Это приводит к снижению успешности учебных занятий, занижает их самооценку, ребенок замыкается в себе. А самое главное, все это может отразиться на их и без того слабом здоровье.

Именно участие и знание самих инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которые каждый день сталкиваются с жизненными трудностями, сыграли ключевую роль в успешном принятии Конвенции.

После утверждения Конвенции ООН о правах инвалидов, наряду с Конвенцией ООН о правах ребенка, будет обеспечено создание необходимых правовых инструментов для защиты прав детей-инвалидов.

Общие положения Конвенции ООН

о правах инвалидов

Цель Конвенции - защищать права инвалидов, а также приветствовать уважение их достоинства. Согласно конвенции к инвалидам относятся лица с ограниченными возможностями, которые могут мешать их полному участию в жизни общества наравне с другими.

Здесь затрагивается одна из проблем инвалидов России. Полному участию в жизни общества инвалиду мешает простое отсутствие нужных приспособлений в большинстве зданий, которые мы посещаем каждый день. Магазины, учебные заведения, транспорт не отвечают требованиям инвалида, а в своем собственном доме человек с ограниченными возможностями может стать просто «заложником».

Конвенция обяжет страны-участницы гарантировать обеспечение прав инвалидов в полном объеме.

Думаю, Вы со мной согласитесь, что иногда не понятно, что означают некоторые понятия, которые часто звучат вокруг нас. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Например, что означает дискриминация по признаку инвалидности, о которой так часто пишут и с которой необходимо бороться?

Дискриминация в переводе с латинского языка означает «различение». Дискриминация по признаку инвалидности это ограничение или лишение прав определенной группы граждан только по тому, что они имеют ограничения в своих физических, психических или др. возможностях. Если Вас или вашего ребенка не принимают в учебное заведение только потому, что есть инвалидность – это и есть дискриминация по признаку инвалидности.

В Конвенции есть такое понятие, как «разумное приспособление». Например, пандус при входе в магазин - это есть разумное приспособление. То есть, пандус нужен инвалиду- font-size: 14.0pt;color:black">колясочнику для того, что бы попасть в магазин или в школу. Но само нахождение пандуса при входе никак не мешает другим, это и есть разумное приспособление.

Дискриминацией будет отказ от разумных приспособлений. Если при входе в школу нет пандуса для того, чтобы туда мог попасть школьник на коляске – это дискриминация.

Государство, которое утвердит данную Конвенцию примет нужные Законы для отмены любой дискриминации по отношению к инвалидам.

Чтобы принять такой Закон государство консультируется с инвалидами и детьми-инвалидами. Консультация и привлечение инвалидов происходит через представляющие инвалидов организации.

Данная конвенция, как и многие другие, определяет общие принципы. Слово «принцип» в переводе с латинского языка означает «начало». Принцип-это основное начало, на котором построено что-либо. В Конвенции есть несколько принципов, на которых должно строиться отношение общества к людям с ограниченными возможностями.

Вот некоторые из них:

Уважать особенности инвалидов.

Уважать способности детей-инвалидов;

Уважать право детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Для того чтобы Конвенция о правах инвалидов работала, государства-участники этой Конвенции назначают в правительстве один или несколько органов. Эти органы занимаются осуществлением Конвенции и введением ее в жизнь.

Инвалиды и представляющие их организации наблюдают за исполнением Конвенции и введением ее в нашу жизнь, а также сами участвуют в этом.

Конвенция о правах инвалидов не создает новых прав! Государства исполняют ее, чтобы вокруг нас не было нарушения прав инвалидов.

Дети и общество

В Конвенции ООН о правах инвалидов особенно уделяется внимание уважению дома и семьи, воспитанию.

Дети-инвалиды уязвимы, и именно они нуждаются во внимании, помощи и поддержке со стороны общества и государства в целом. В Конвенции ООН говорится о том, что во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

Знайте о том, что существует Конвенция ООН о правах ребенка. Для России она вступила в силу в сентябре 1990 года. Конвенция ООН о правах инвалидов ссылается на Конвенцию о правах ребенка. Тем самым она признает за всеми детьми-инвалидами права в полном объеме наравне с другими детьми. А также наравне с другими детьми получать помощь, которая необходима ему по инвалидности.

Конвенция ООН о правах инвалидов призывает с раннего возраста воспитывать у всех детей уважительное отношение к инвалидам, детям-инвалидам. Ведь в общении со сверстниками у детей-инвалидов не всегда есть взаимопонимание .

Конвенция ООН о правах инвалидов наделяет государство многими обязанностями.

Обязанности государства:

Оказывать инвалидам помощь по воспитанию детей,

Снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

Прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, а при отсутствии такой возможности - за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.

Принимать все меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

Образование

В Конвенции ООН употребляется такое понятие как «инклюзивное образование ». Давайте разберемся что это?

Инклюзивный, то есть включающий. Инклюзивное образование - это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование объединяет (включает) всех детей.

В инклюзивном образовании нет дискриминации. Вспомните, что означает дискриминация? Правильно: различения. В инклюзивном образовании есть равное отношение ко всем. Благодаря инклюзивному образованию создаются условия для детей с особыми потребностями.

Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении, в достижении успеха. А это дает шансы и возможности для лучшей жизни!!!

Конвенция указывает на то, чтобы государства-участникии стремились к развитию:

Ÿ личности,

Ÿ талантов

Ÿ творчества инвалидов

Ÿ умственных

Ÿ физических способностей

И чтобы все эти способности развивались в полном объеме.

Ÿ к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

Ведь мы все знаем, что все дети могут учиться. Необходимо только создать подходящие условия для их обучения. Инвалиды, которые до этого учились либо на дому, либо в интернатном учреждении, испытывают сложности с адаптацией к условиям учебы в конкретном учебном заведении, проблемы с налаживанием контактов со своими сверстниками и преподавателями. Сам же процесс получения знаний очень сложным для инвалида не является.

Чтобы не было этих сложностей, Конвенция ООН о правах инвалидов вводит такое понятие как «Социализационные навыки»! и снова возникает вопрос, что это значит? Все очень просто:

Социализация (в психологии развития) от латинского – общественный. Социализационные навыки - это усвоение и применение на практике общественного опыта. А этот общественный опыт мы получаем, когда общаемся между собой. Воспитание является ведущим и определяющим понятием социализации.

С социализацией немного разобрались. Освоение жизненных и социализационных навыков облегчит полное и равное участие инвалидов в процессе образования. Государство, утвердившее Конвенцию ООН о правах инвалидов, обеспечит наличие приспособлений, учитывающих потребности инвалидов в школах, университетах и т. д. То есть будет создана та обстановка, которая способствует усвоению знаний.

Например, чтобы создать эту обстановку государства-участники Конвенции принимают меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, которые владеют жестовым языком и/или азбукой Брайля.

Также обучаются сами специалисты и весь персонал, кто работает в системе образования. Их обучают методам, способам общения с инвалидами, детьми-инвалидами. Как оказать поддержку и обучить его нужным знаниям, как преподнести учебный материал.

Если Конвенция ООН о правах инвалидов будет утверждена (ратифицирована) нашим Российским государством, то в нашей стране будет введено инклюзивное образование. А введено оно будет путем принятия закона, предусматривающего обязательства и программы по обеспечению доступности инвалидам образования.

Труд

Конвенция признает право инвалидов на труд наравне с другими. Право на труд - это право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился.

Для того чтобы рынок труда был доступен для инвалидов, здесь снова нужна инклюзивность. Инклюзивность (включение, доступность) достигается путем:

Ÿ поощрения (приветствия) желания инвалида работать;

Ÿ защиты прав инвалидов на справедливые и благоприятные условия труда;

Ÿ обеспечения достойного вознаграждения за труд;

Ÿ безопасности условий труда;

Ÿ сохранения рабочих мест;

Конвенция предусматривает расширение возможностей для трудоустройства инвалидов. А также оказание помощи в поиске работы, помощи в получении, сохранении и возобновлении работы.

Когда мы говорим о труде, здесь мы снова вспоминаем изученные нами понятия! Помним о «разумном приспособлении»? Так вот, рабочее место должно быть обеспечено разумным приспособлением. Разумным приспособлением, на рабочем месте, будут широкие дверные проемы, для того, чтобы инвалиду было легко попасть в помещение, или удобный для инвалида рабочий стол. Но это никак не помешает остальным.

Здоровье

Изучение раздела здоровье мы начнем с такого понятия как «реабилитация». Реабилитация в переводе с латинского - восстановление. Можно рассматривать это понятие в юридическом смысле, т. е. восстановление в правах.

Нас же интересует второе значение этого слова, а именно: в медицине реабилитация – это комплекс мероприятий для лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями :

-медицинских (помощь врачей);

Педагогических (работа с инвалидами преподавателей, учителей);

Профессиональных (когда например, с инвалидами работает психолог);

С помощью всех этих мероприятий происходит восстановление здоровья и трудоспособности.

font-size: 14.0pt;font-family:" times new roman>Особое значение имеет реабилитация у детей с умственной отсталостью, с дефектами слуха, речи, зрения и др. Существуют лечебные меры, такие как: трудовая терапия, лечебная физкультура, спортивные игры, электролечение, грязелечение, массаж. Эти лечебные меры проводятся в отделениях и центрах Реабилитации при крупных больницах и институтах (травматологические , психиатрические , кардиологические и т. д.).

Но в Конвенции есть еще такое понятие как абилитация . Так вот, абилитация означает, удобный, приспособленный в правах. Это лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни.

Реабилитация и абилитация нужны для того, чтобы инвалид чувствовал себя независимо, чтобы у него развивались физические, умственные и другие способности. Благодаря реабилитации и абилитации происходит вовлечение их в жизнь.

Конвенция борется за:

Максимальную доступность различных учреждений для инвалидов (например, за близость больницы, где могут оказать помощь по реабилитации).

Профессиональную подготовку персонала по реабилитации и абилитации.

Предоставление инвалидам того же набора бесплатных услуг по охране здоровья, что и другим категориям граждан.

В Конвенции также говорится о ранней диагностике. Ранняя диагностика нужна для того, чтобы не возникало дальнейшей инвалидности среди детей и пожилых.

Заключение

Дорогие читатели!

Вот мы и подошли к концу нашего издания Конвенции ООН о правах инвалидов. Мы очень надеемся, что наша работа оказалась полезной и интересной для вас, а что самое главное, вы открыли для себя много нового.

Мы все должны знать наши права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной ситуации. Данное издание Конвенции правах инвалидов предоставило Вам доступ к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Мы с вами не понаслышке знаем, как много в нашей стране, да и во всем мире тех, кто так нуждается в защите. Конвенция ООН о правах инвалидов это не очередное выражение жалости или благотворительности к людям с ограниченными возможностями, это, прежде всего, выражение равных прав и свобод инвалидов, детей-инвалидов, гарантия их прав на жизнь наравне со всеми.

Хотелось выразить надежду, что Конвенция ООН о правах инвалидов будет ратифицирована и страны-участницы примут на себя обязательства бороться с негативным отношением к инвалидам, детям-инвалидам.

Словарь терминов

Международная конвенция - (от лат. conventio - соглашение), один из видов международного договора; устанавливает взаимные права и обязанности государств, как правило, в какой-либо специальной области.

Ратификация (от лат. ratus - утверждённый), утверждение верховным органом государственной власти международного договора.

Дискриминация по признаку инвалидности - Дискриминация (от лат. discriminatio - различение), означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности. Цель Дискриминации отрицать равные права и основные свободы человека.

Разумное приспособление - означает внесение необходимых и подходящих модификаций (приспособлений), не нарушающих интересы других. Например, светофор со звуком.

Принцип (лат. principium -начало, основа):

1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, и т. п.;

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее отношение к действительности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п.

Инклюзивное образование- это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей общества.

Реабилитация (позднелат. rehabilitatio - восстановление):

1) (юрид.) восстановление в правах.

2) (мед.) комплекс медицинских, педагогических профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Абилитация (abilitatio; лат. habilis - удобный, приспособительный) - лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию к жизни.

Специальный комитет по всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов
Восьмая сессия
Нью-Йорк, 14–25 августа 2006 года

Промежуточный доклад Специального комитета по всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов о работе его восьмой сессии

I. Введение

1. В своей резолюции 56/168 от 19 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея постановила учредить Специальный комитет по всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов на основе комплексного подхода к работе в области социального развития, прав человека и недискриминации и с учетом рекомендаций Комиссии по правам человека и Комиссии социального развития.
2. В своей резолюции 60/232 от 23 декабря 2005 года Генеральная Ассамблея постановила, что Специальный комитет в рамках имеющихся ресурсов проведет в 2006 году, до шестьдесят первой сессии Генеральной Ассамблеи, две сессии: одну продолжительностью 15 рабочих дней с 16 января по 3 февраля, с тем чтобы в полном объеме завершить чтение проекта конвенции, подготовленного Председателем Специального комитета, и одну - продолжительностью 10 рабочих дней с 7 по 18 августа.
3. На своей седьмой сессии Специальный комитет рекомендовал провести восьмую сессию в период с 14 по 25 августа 2006 года.

II. Организационные вопросы

A. Открытие и продолжительность восьмой сессии

4. Специальный комитет провел свою восьмую сессию в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций с 14 по 25 августа 2006 года. В ходе своей сессии Специальный комитет провел 20 заседаний.
5. Функции основного секретариата Специального комитета выполнял Отдел социальной политики и развития Департамента по экономическим и социальным вопросам, а секретариатское обслуживание Специального комитета обеспечивал Сектор по вопросам разоружения и деколонизации Департамента по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению.
6. Восьмую сессию Специального комитета открыл Председатель Комитета Дон Макай, посол Новой Зеландии.

B. Должностные лица

7. В состав Бюро Специального комитета по прежнему входили следующие должностные лица:
Председатель:
Дон Макай (Новая Зеландия)
Заместители Председателя:
Хорхе Баллестеро (Коста-Рика)
Петра Али Долакова (Чешская Республика)
Муатаз Хиасат (Иордания)
Фиола Хоозен (Южная Африка)}