Земля как планета. Её отличие от других планет

Урок окружающего мира во 2в классе. Тема: «Чем Земля отличается от других планет».
Дата
Учитель Паршина И.А.
Цель: способствовать формированию знаний учащихся о планете Земля, о её месте в солнечной системе, об особенностях и отличиях её от других планет солнечной системы; Луне, как спутнике Земли; расширению представлений о глобусе как модели Земли, формах земной поверхности; обеспечить развитие УУД:
1)личностных: мотивация учения; 2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,3)коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
4)регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; способности к познанию; экологическое воспитание; эстетическое воспитание.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Какая наука занимается познанием звездного неба? (Ответы детей.)
- Как называют ученых, изучающих звездное небо? (Ответы детей.)
- Назовите имена великих ученых - астрономов? (Н. Коперник.)
- А хотите и вы узнать о космосе, планетах что-то новое?
- Давайте попробуем и мы стать исследователями.
Девиз нашего урока: « Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Это высказывание великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.
- Как вы понимаете эти слова?

·I. Актуализация знаний, определение темы и постановка учебной проблемы

1.Отгадайте загадки и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо...
Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька.
На ноге стоит одной,Крутит-вертит головой.Нам показывает страны,Реки, горы, океаны.
- Какая взаимосвязь между словами-отгадками?
Тема: Чем Земля отличается от других планет?
–Какие задачи будем решать на уроке?
Почему возможна жизнь на Земле?
Глобус – модель Земли.
Луна – спутник Земли.
- Что вам уже известно по данной теме?
– Какой вопрос заинтересовал вас больше всего?
– Почему?
- Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи?
- Какие методы исследования помогут нам найти нужную информацию?
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:
1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение устанавливать аналогии;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

·
·I. Совместное открытие знаний

Как лучше организовать исследование?
- Почему вам нравится работать в группе?
- По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки.
Лист самооценки
Виды деятельности на уроке
Оценка деятельности

Выполнил самостоятельно
Были трудности
Выполнил с помощью товарищей

Определение темы

Постановка учебной задачи

Планирование

Изучение нового материала

Работа в группе

На доске маршрут исследования
1. Исследование «Чем Земля отличается от других планет?»
Таблица «Сравнение планет Солнечной системы». (Дополнительный материал.)
- Рассмотрите таблицу. Что вас заинтересовало? Какие вопросы возникли? (Краткие пояснения учителя.Прочитайте названия планет. (Ответы детей.)
Название
планеты
Температура поверхности

Длина суток (в земных
сутках)
Период
обращения
по орбите
(в годах)
Планета от Солнца
Количество
спутников

Макс. Мин.

Меркурий
+480 -180
58,65
0,24
первая
0

Венера
+480
243
0,62
вторая
0

Земля
+58 - 90
1
1
третья
1

Марс
0 - 150
1,03
1,88
четвертая
2

Юпитер
-160 -160
0,41
11,86
пятая
16

Сатурн
-150 - 150
0,44
29,46
шестая
17

Уран
-220 -220
0,72
84
седьмая
15

Нептун
-213 -213
0,74
165
восьмая
6

Плутон
-230 - 230
6,4
247,7
девятая
1

2. Анализ данных колонки «Температура поверхности».
- Определите, на каких планетах возможна жизнь, а на каких - нет?
- Какие еще условия необходимы для жизни, кроме температуры воздуха?
- Узнаем об этом из учебника. с.12
3. Работа со статьей учебника.
- Какие новые научные данные содержит статья «Чем Земл

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) близки по размерам и химическому составу. Средняя плотность их вещества от 5,52 до 3,97 г/см3. Характерная черта всех планет земной группы - наличие твердой литосферы. Рельеф их поверхности сформировался в результате действия внешних (удары тел, падающих на планеты с огромными скоростями) и внутренних (тектонические движения и вулканические явления) факторов. Также у всех планет земной группы кроме Меркурия имеется атмосфера. Земля отличается от других планет земной группы высокой степенью химической дифференциации вещества и широким распространением гранитов в коре, а также наличием атмосферы пригодной для жизни.

Атмосферы Марса и Венеры весьма близки по своему составу между собой, но в то же время значительно отличаются от земной. Для объяснения причин такого различия приходится обратиться к рассмотрению эволюционных изменений, происходящих на протяжении длительных промежутков лет. Считается, что атмосфера Марса и Венеры в основном сохранили тот состав, который когда-то имела Земля. За миллионы лет земная атмосфера в значительной степени уменьшила содержание углекислого газа и обогатилась кислородом за счет растворения углекислого газа в водах Мирового океана, который, по-видимому, никогда не замерзал, и за счет выделения кислорода появившейся на Земле растительностью. На Венере и Марсе эти процессы не могли происходить по простым причинам - отсутствие гидросферы и растительности. Современные исследования круговорота углекислого газа на нашей планете показывают, что только наличие гидросферы способно обеспечить сохранение температурного режима в пределах, необходимых для существования живых организмов.

МЕРКУРИЙ - планета, среднее расстояние от Солнца 0,387 астрономических единиц (58 млн. км), период обращения 88 суток, период вращения 58,6 суток, средний диаметр 4878 км, масса 3,3·1023 кг, в состав крайне разреженной атмосферы входят: Ar, Ne, He. Поверхность Меркурия по внешнему виду подобна лунной.

ВЕНЕРА - планета, среднее расстояние от Солнца 0,72 а. е., период обращения 224,7 суток, вращения 243 суток, средний радиус 6050 км, масса 4,9 . 10 24 кг. Атмосфера: CO 2 (97%), N 2 (ок. 3%), H 2 O (0,05%), примеси CO, SO 2 , HCl, HF. Температура у поверхности ок. 750 К, давление ок. 10 7 Па, или 100 ат. На поверхности Венеры обнаружены горы, кратеры, камни. Поверхностные породы Венеры близки по составу к земным осадочным породам.

ЗЕМЛЯ - третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь.

МАРС - планета, среднее расстояние от Солнца 228 млн. км, период обращения 687 суток, период вращения 24,5 ч, средний диаметр 6780 км, масса 6,4*1023 кг; 2 естественных спутника -- Фобос и Деймос. Состав атмосферы: СО2 (»95%), N2 (2,5%), Ar(1,5-2%), СО(0,06%), Н2О (до 0,1%); давление на поверхности 5-7 гПа. Участки поверхности Марса, покрытые кратерами, похожи на лунный материк. Значительный научный материал о Марсе получен с помощью космических аппаратов «Маринер», «Марс», «Спирит», «Оппортьюнити».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Шадринцева О.В. учитель начальных классов МБОУ «Романовская СОШ» Окружающий мир, 2 класс УМК «Школа XXI века»» Земля – планета Солнечной системы

Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все - Загадка солнце

З емля з емля? ? ?

Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар. Режут - терплю, Разбивают - терплю, За всё добром плачу. З емля з емля

Тема урока: Земля- планета Солнечной системы.

Что ты знаешь о Земле? Какую форму имеет Земля? Как велика наша планета? Какой представляли люди себе Землю в давние времена? Чем Земля отличается от других планет? Какой естественный спутник есть у Земли?

Какую форму имеет Земля?

Вывод: Земля имеет форму шара.

Как велика наша планета? Меньше, чем за 2 дня. В течение месяца Будет идти почти 3 года Один час и 48 минут

Планеты: 1. Меркурий 2. Венера 3. Земля 4. Марс 5. Юпитер 6. Сатурн 7. Уран 8. Нептун 9. Плутон

Вывод: Земля сравнительно небольшая планета

Чем Земля отличается от других планет? Земля – единственная планета, на которой есть жизнь. Жизнь на Земле существует, потому что наша планета получает от солнца тепло и свет. Земля находится от солнца на таком расстоянии, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой.

Какой естественный спутник есть у Земли? У земли есть спутник - Луна. Луна всегда сопровождает нашу планету, двигаясь вокруг неё.

Фазы Луны: Новолуние Растущая Луна Полнолуние Убывающая Луна

Полная Луна (полнолуние) Молодой месяц Выпуклая Луна

Какой представляли люди себе Землю в давние времена?

В Древней Руси считали, что Земля плоская, что она – такой плоский толстый блин лежит на спинах трёх огромных рыб или китов, плавающих на поверхности безбрежного океана.

Представления о Земле в древней Индии. Когда животные начинали шевелиться – на Земле случались землетрясения.

Другие предполагали. Что Земля выпуклая.

Отважные путешественники отправлялись искать «край Земли», но возвращались домой так и не найдя его.

Впервые земной шар из космоса увидел Юрий Алексеевич Гагарин

Голубая точка в бесконечном море, Нет родней клубочка в космическом просторе. Проросла травою, ожила ручьями И меня с тобою укрыла небесами. Горы, океаны, реки и поля, Загадочные страны, дом родной - Земля.

Узнал Расскажу дома я Хочу узнать


Тема: « Чем Земля отличается от других планет» .

Цель : способствовать формированию знаний учащихся о планете Земля, о её месте в солнечной системе, об особенностях и отличиях её от других планет солнечной системы; Луне, как спутнике Земли; расширению представлений о глобусе как модели Земли, формах земной поверхности; обеспечить развитие УУД:

1)личностных: мотивация учения; 2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

3)коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

4)регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

способности к познанию; экологическое воспитание; эстетическое воспитание.

Оборудование: учебная презентация, таблица «Сравнение планет Солнечной системы», глобус, оборудование для опыта: мяч, фонарик, тексты для работы в группах

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Какая наука занимается познанием звездного неба? (Ответы детей.)

Как называют ученых, изучающих звездное небо? (Ответы детей.)

Назовите имена великих ученых - астрономов? (Н. Коперник.)

А хотите и вы узнать о космосе, планетах что-то новое?

Давайте попробуем и мы стать исследователями.

Девиз нашего урока: « Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Это высказывание великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.

- Как вы понимаете эти слова?

ΙI. Актуализация знаний, определение темы и постановка учебной проблемы

1.Отгадайте загадки и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...

    Ночью на небе один
    Золотистый апельсин.
    Миновали две недели,
    Апельсина мы не ели,
    Но осталась в небе только
    Апельсиновая долька.

    На ноге стоит одной,
    Крутит-вертит головой.
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны.

Какая взаимосвязь между словами-отгадками?


Тема: Чем Земля отличается от других планет?

Какие задачи будем решать на уроке?

    Почему возможна жизнь на Земле?

    Глобус – модель Земли.

    Луна – спутник Земли.

Что вам уже известно по данной теме?

Какой вопрос заинтересовал вас больше всего?

Почему?

Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи?

Какие методы исследования помогут нам найти нужную информацию?

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2)

Познавательные УУД:

1) особенности объектов;

2)

3)

4)

ΙΙI. Совместное открытие знаний

Как лучше организовать исследование?

Почему вам нравится работать в группе?

По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки.

Лист самооценки

Виды деятельности на уроке

Оценка деятельности

Выполнил самостоятельно

Были трудности

Выполнил с помощью товарищей

Определение темы

Постановка учебной задачи

Планирование

Изучение нового материала

Работа в группе

На доске маршрут исследования

1. Исследование «Чем Земля отличается от других планет?»

Таблица «Сравнение планет Солнечной системы». (Дополнительный материал.)

Рассмотрите таблицу. Что вас заинтересовало? Какие вопросы возникли? (Краткие пояснения учителя.)

Прочитайте названия планет. (Ответы детей.)

Название

планеты

Температура поверхности

Длина суток (в земных

сутках)

Период

обращения

по орбите

(в годах)

Планета от Солнца

Количество

спутников

Макс. Мин.

Меркурий

480 -180

58,65

0,24

первая

Венера

480

243

0,62

вторая

Земля

58 - 90

третья

Марс

0 150

1,03

1,88

четвертая

Юпитер

160 - 160

0,41

11,86

пятая

Сатурн

150 - 150

0,44

29,46

шестая

Уран

220 -220

0,72

седьмая

Нептун

213 -213

0,74

165

восьмая

Плутон

230 - 230

6,4

247,7

девятая

2. Анализ данных колонки «Температура поверхности».

Определите, на каких планетах возможна жизнь, а на каких - нет?

Какие еще условия необходимы для жизни, кроме температуры воздуха?

Узнаем об этом из учебника. с.12

3. Работа со статьей учебника.

Какие новые научные данные содержит статья «Чем Земля отличается от других планет?» (с.12) Вывод. (найдите на сенсорных крестах)

Физкультминутка (клип «Трава у дома»)

2.- Обратимся к маршруту исследования.

Глобус – модель Земли.

Пр актическая работа учащихся с. 17 учебника

Почему глобус разноцветный?

О чем могут рассказать цвета глобуса? (цвет глобуса обозначает форму поверхности – моря и сушу)

Какого цвета на глобусе больше?

3. - Обратимся к маршруту исследования.

Луна – спутник Земли.

Что значит слово спутник? (лексическое значение слова)

Работа со словарем.

а) Наблюдение за Луной. (посмотрите на слайд)

Как выглядит Луна?

б) Работа с текстом с.14

Как выглядит Луна?

Есть ли моря на Луне?

Как называют горы на Луне?

в) Проведение опыта.с.15 учебника

Почему Луна меняет свой вид?

Как будет выглядеть при вращении «Луна», если смотреть на нее со стороны «Земли»?

Учащиеся обсуждают результаты опыта и делают вывод:

Луна движется вокруг Земли, и мы видим ту её часть, которая в этот момент освещается Солнцем.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

ΙV. Применение нового знания

Работа в группах

Изучение возможности жизни на воображаемых планетах.

Работа с текстами, обсуждение: можно ли жить на этой планете? Докажите.

1 группа

Наш корабль опустился на планету. Огромная ледяная пустыня предстала нашему взору. Температура на планете не поднимается выше -29 градусов, а может опускаться до -85 градусов. То небольшое количество воды, которое есть на планете, находится в постоянно замороженном состоянии. Холодный ветер не давал возможности идти. Мы поспешили покинуть негостеприимную планету.

2 группа

Наш корабль приземлился, и нашему взору предстала огромная пустыня. Дул ветерок, но было нестерпимо жарко. В поисках воды наша экспедиция исследовала огромную территорию. Воды не было. Никаких животных мы не встретили. Лишь кое-где торчали из песка чем-то похожие на кактусы растения. Ветер гнал тучи пыли, дышать становилось трудно. Из-за песчаной бури мы ничего не видели и с трудом добрались до своего корабля.

3 группа

Поверхность планеты была покрыта невысокими горами. Было тепло, и мы заметили необычайных животных чем-то похожих на ящериц. Они мирно грелись на солнышке и смотрели на нас своими большими круглыми глазами. Мы продолжили свое путешествие и обнаружили небольшое озеро. Вода в нем была коричневого цвета, а растений кругом никаких не было. Но тут пошел мутный дождь, и мы поспешили к своему кораблю.

Составление синквейна

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Земля – планета,

шарообразная , голубая,

вращается, освещается, согревается

3-я планета после солнца

жизнь

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

2)

3)

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1)воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

3)воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4)экологическое воспитание;

5)эстетическое воспитание.

V. Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

На какие вопросы получили ответы?

Какие остались?

Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? (Если остались .)

Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?

Какой вывод сделали?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.