Виды аддиктивного поведения. Характерные черты аддиктивной личности

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в сильной зависимости от чего-либо.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

1. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.)

2. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.)

3. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Посадив человека на "эмоциональный крючок" им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются алкогольная аддикция, наркотическая аддикция, токсикомания, лекарственная аддикция, табакокурение, игровые аддикции, трудоголизм, компьютерная аддикци, секс-аддикции, пищевые зависимости.

Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания и это придаёт им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести от поведения граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.

Главная причина всех аддиктивных расстройств – спорная тема, нераскрытая до сих пор.

Аддиктивное поведение с точки зрения классического психоанализа (Зигмунд Фрейд)

«Классический психоанализ рассматривает поведение индивида как результат взаимодействия трех ключевых субсистем личности: ид, эго и суперэго». Где ид – «бессознательное, психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь - сексуальной. Эго - психика связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с требованиями реальности. Суперэго – система ценностей, социальных норм, этики». Когда требования Эго, Ид и Суперэго, не совпадают друг с другом. И более того противоречат друг, другу возникает личностный конфликт. И если Эго не может рационально справиться с этим конфликтом, то человек включая механизмы психологической защиты. Если же механизмы психологической защиты не помогают, то человек использует объекты способные утешить его (увести в мир иллюзий, где нет проблем). Постепенно он привыкает к ним и становится зависимым от них. Так же, для понимания зависимого поведения, психоаналитики обращаются к сексуальным стадиям развития личности Так «у людей, имеющих такие проблемы, как переедание, курение, болтливость, злоупотребление спиртными напитками, психоаналитики отмечают фиксацию на оральной стадии сексуального развития (оральную фиксацию удовольствия)». А такой феномен как наркомания психоаналитики рассматривают «как мастурбацию, которая является основной формой сексуальной активности в подростковом возрасте».

Аддиктивное поведение с точки зрения эго-психологии (Э.Эриксон)

Центральной, для созданной Эриком Эриксоном, теории эгопсихологии является положение о том, что: человек за свою жизнь проходит через восемь, универсальных для всего человечества стадий. Каждая стадия наступает в определенное для нее время (так называемый критический период), а полноценно функциональная личность формируется только путем прохождения через все стадии развития. Характерная же модель поведения человека зависит от того, каким образом, он будет решать кризисы на данной стадии развития С позиций эгопсихологии зависимое поведение объясняется как неразрешенный конфликт зависимость – независимость (автономность). Так же на возникновение зависимого поведения с точки зрения эгопсихологии, влияет проблема идентификации своего Я.

Аддиктивное поведение с точки зрения индивидуальной психологии (Альфред Адлер)

«А. Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования». Он считал, что для того, что бы понять поведение человека, надо выяснить, в чем человек чувствует себя неполноценным и как он преодолевает свою неполноценность, а также какие цели он ставит при ее преодолении. Аддиктивное же поведение с точки зрения индивидуальной психологии – это бегство от реальности, вызванное стремлением человека преодолеть свой комплекс неполноценности.

Аддиктивное поведение с точки зрения феноменологического направления гуманистической психологии (Карл Роджерс)

Феноменологическое направление отрицает, что окружающий нас мир есть нечто, существующее само по себе, как неизменная действительность, сама по себе. Утверждается, что материальная или объективная действительность, это реальность сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком, в данный момент времени. Поэтому поведение человека нужно рассматривать через призму его субъективного восприятия и понимания действительности. Соответственно на возникновение аддиктивного поведение, влияет субъективная способность постигать действительность.

Аддиктивное поведение с точки зрения с точки зрения трансактного анализа (Э.Берн)

Трансактный анализ (от англ. transaction - сделка) - психотерапевтический метод, разработанный американским психиатром Эриком Берном. Берн разработал понятие «психологическая игра». Игра в трансактном анализе – это форма поведения, со скрытым мотивом, при которой один из субъектов получает психологическое или другое преимущество. Аддиктивное поведение на его взгляд, тоже является не чем иным, как своего рода психологической игрой. Например «Употребление спиртного позволяет человеку манипулировать чувствами и действиями окружающих. При этом употребление спиртного важно не само по себе, а как процесс, ведущий к состоянию похмелья».

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения ( , анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:

  • Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
  • Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
  • Убедить их в необходимости совместного лечения.
  • Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
  • Восстановить влияние родителей на подростка.
  • Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
  • Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
  • Выработать индивидуальный подход к лечению.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.

Функциональная семейная психотерапия

Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.

Структурная семейная психотерапия

Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.

Профилактика аддиктивного поведения

Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Детская психическая травма и аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение напоминает отвержение окружающего мира, при котором индивид отграничивается от общества, используя какие-либо развлечения в виде интернет-развлечений, секса, азартных игр, чрезмерной траты денег. Это проблема встречается не только у взрослых, но и у подростков.

Причины аддиктивного поведения

Основанием отчуждения от реальности является отсутствие взаимодействия или нарушение общения в среде, в которой растет ребенок. Гормональные перестройки, развивающиеся у подростков, приводят к всплеску эмоций, появлению агрессивности (см. ). На них оказывают влияние родители, друзья, одноклассники, с которыми ребенок зачастую не может найти общий язык.

Психика подростков не полностью сформирована, а сами молодые люди недостаточно адаптированы к взрослой жизни. Аддикция связана также с употреблением различных психотропных средств. Аддиктивность у некоторых почти незаметна, у других она сочетается с нормальным поведением и лишь изредка проявляется. Иногда возникает нарушение манеры держаться, выраженное вплоть до возникновения крайностей. Высокая степень тяжести способна приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Выделяют множество форм пагубных привычек, которые могут сочетаться и переходить из одной в другую. Например, отказавшись от употребления алкоголя, подросток начинает курить, а забросив компьютерные игры – заниматься экстремальными видами спорта, развивая новую зависимость.

Прочитайте про при заболеваниях неврологического и психиатрического характера.

Узнайте про типичные признаки и лечение.

Виды зависимости

Аддиктивность, возникающая у подростков, аналогична взрослой аддикции. Различают химическую и нехимическую. Первая связана с употреблением веществ, которые воздействуют на нервную систему, вызывая насыщение центров удовольствия. К таким средствам относят:

  • алкоголь (см. );
  • токсикомания;
  • сигареты;
  • курение кальяна;
  • лекарственные препараты.

Нехимическая аддикция заключается в любой сфере деятельности, приводящей к разрушению психического здоровья. К ней относят:

  • игровую зависимость;
  • обжорство;
  • трудоголизм;
  • сектантство;
  • сексуальное поведение;
  • мазохизм;
  • прослушивание специфической музыки.

Появление аддиктивности может послужить развитию асоциализации, а также к возникновению у тинейджера:

  • биполярного ассоциативного расстройства ();
  • психосоматических патологий;
  • склонности к убийству или суициду;
  • параноидальной шизофрении;
  • деградации;
  • социопатии.

Провоцирующие факторы

Существуют определенные моменты, которые вызывают склонность подростка к пагубным привычкам. В связи с этим важны консультации психологов, способных определить его тип личности и психологический портрет.

В группу риска входят дети:

  • ранимые;
  • часто болеющие;
  • восприимчивые к критике;
  • подвергшиеся насилию в домашних условиях;
  • со строгим воспитанием.

Согласно психологическим исследованиям выделяют 4 основные причины:

  • экономические;
  • социальные;
  • биологические;
  • индивидуальные.

Формирование тела человека и становление личности заключается в развитии психического здоровья и устойчивости организма. Подросток начинает вести себя более уверенно после приема психотических средств (злоупотребление энергетическими напитками, кофеином, алкоголем).

Нарушения, к которым приводят эти вещества, начинают формироваться в подростковом периоде, а приобретенные последствия чаще выявляют во взрослом возрасте. Так, боязнь темноты превращается в страх смотреться в зеркало, а одиночество трансформируется в манию преследования. Кроме этого, присоединяется девиантное поведение (не соответствующее социальным нормам).

Предпосылками развития аддикции могут быть и травмы головы: сотрясение, ушибы, повышение внутричерепного давления, и умственная отсталость. Существуют следующие типы личности у тинейджеров:

  1. Гипертимный. Имеет нестандартный вид и скорость мышления, в их жизни преобладает интеллектуальная деятельность, творчество и креатив. Выделяются среди других лидерскими качествами.
  2. Гипервозбудимый. Подростки слишком импульсивны, находятся в эмоциональном перевозбуждении. Они неспособны контролировать свое поведение и влечения, неусидчивы, раздражительны и нетерпеливы. Не могут спокойно относиться к критике в свой адрес и воспринимают всё «в штыки». Характерно развитие аддиктивности для детей дошкольного возраста.
  3. Истерический. Проявляется жаждой и стремлением стать замеченным, признанным. Они демонстративно разговаривают, преувеличивают те или иные события, пытаясь впечатлить окружающих, порой даже выдуманными историями. Также они способны врать, оговаривать себя или приписывать неизлечимые болезни и страдания.
  4. Эпилептоидный. У подростков наблюдаются изменения личности, напоминающие эпилептические нарушения. Они находятся в агрессивном состоянии и постоянно вступают в конфликты.
  5. Неустойчивый тип характеризуется слабоволием, апатией. Подростки непослушны, не выполняют обычные правила поведения, их требуется постоянно контролировать. Но они боятся подчиняться другим людям. В школе такие дети ленивы, постоянно сбегают с уроков. Способны пойти на мелкие преступления в виде хулиганства и кражи.

Эти типы личности порой не встречаются самостоятельно, а сочетаются друг с другом, приводя к развитию аддикции. Диагностировать аддиктивное расстройство должны психологи или психотерапевты. Тест на аддиктивное поведение проводят с целью выяснить запущенность той или иной зависимости (алкогольную, никотиновую, игровую), а также выявить ее влияние на организм. Тесты должны проходить не только подростки, но и их родители.

Помощь подросткам при аддикции поведения

В зависимости от степени тяжести аддиктивного расстройства лечение проводят специалисты на психотерапевтических сеансах либо в условиях психиатрической клиники. При легкой степени нарушений с помощью специальных методик помогают подростку избавиться от пристрастия к играм, перееданию, шопоголизму.

При алкогольной, наркотической или лекарственной зависимости терапию оказывают в специальном отделении, осуществляя дезинтоксикацию организма. Затем помогают подростку восстановить психическое здоровье.

Профилактические мероприятия необходимо проводить в санаторно-курортных местах для насыщения жизни подростка новыми впечатлениями. Аддиктивное расстройство в большинстве случаев несет деструктивный характер. Чем раньше обнаружены пагубные привычки, тем проще избавиться от них при своевременной комплексной терапии.

Реальность не всегда радует своими красками. Когда происходят беды и разочарования, хочется побыстрее уйти от них. Вполне естественно желание человека уйти от гнетущей душу боли. Уже ненормальными становятся способы, которыми человек при этом пользуется. Аддикция характеризует данную зависимость. Существует множество ее видов, причин, методов лечения и профилактических мер. Самыми распространенными являются интернет и пищевая аддикция.

Под аддикцией люди понимают разное. По большому счету под ней понимается тягостное желание достижения определенной цели любимыми удобными способами. Самыми распространенными из них являются химические вещества, которые изменяют сознание и позволяют уйти от неприятной реальности.

Что такое аддикция?

Что же такое представляет из себя аддикция? Прочтем определение: Острая потребность в достижении определенного желания или выполнении конкретной деятельности называется аддикцией. В обычной жизни это часто называется зависимостью. Ранее считалось, что зависимыми людьми становятся только те, кто употребляет химические вещества: алкоголь, наркотики и пр. На сегодняшний день выделяют нехимическую аддикцию: шопоголизм, пищевая и интернет зависимости, пр.

В процессе постоянного потребления конкретного вещества или удовлетворения своей потребности возникает все большая потребность в увеличении дозы. Человеку становится мало того, что у него было. Теперь нужно получать еще больше. Это называется толерантностью, которая сопровождается еще и психофизиологическими изменениями в организме.

В психологии данное понятие характеризуется желанием убежать от реальности путем помутнения сознания. Человек может прибегать к приемлемым обществом формам аддикции:

  • Творчество.
  • Трудоголизм.
  • Спорт.
  • Медитация.
  • Духовные практики.

Неприемлемыми формами аддикции в обществе являются:

  • Наркозависимость.
  • Клептомания.
  • Токсикомания.
  • Алкоголизм.

Современными формами аддикции, которые возникли лишь с технологическим прогрессом общества, являются:

  • Игромания.
  • Компьютерная аддикция.
  • Шопоголизм.
  • Зависимость от телевизора.
  • Интернет-зависимость.
  • Зависимость от соцсетей, виртуального общения.
  • Пищевая зависимость и т. д.

Аддикция всегда развивается на фоне неудовлетворенности какой-то частью или целой жизни. Иногда это является формой саморегуляции, самоуспокоения. Человек вынужден прибегать к некоторой зависимой форме, поскольку это помогает ему быстро восстановиться, прийти в себя. Если вспомнить об упражнении «Якорение», тогда становится понятным, что когда-то человек нашел быстрый способ достижения определенного состояния, после чего начал постоянно его использовать.

Виды аддикции

Практически от чего угодно человек может стать зависимым. Все зависит лишь от того, помогает данный способ удовлетворить свою потребность человеку или нет. Условно можно разделить аддикцию на такие виды:

  1. Химическая (физическая). Характеризуется воздействием на организм определенными веществами, которые помогают в изменении сознания или состояния. Нередко эти вещества приносят вред и разрушают организм. Самыми распространенными и известными формами аддикции данного вида являются:
  • Алкогольная – когда человек не способен удержать внутреннюю тягу к алкоголю, похмелению, достижению внутреннего комфорта путем распития спиртных напитков.
  • Наркотическая (наркомания) — непреодолимая тяга к потреблению наркотиков. Сюда же относится и токсикомания. Организм разрушается настолько под воздействием данных веществ, что человек практически всегда рано погибает.
  1. Поведенческая (психологическая). Характеризуется совершением таких действий, которые позволяют человеку получать желаемое. Он придает сверхценное значение определенному виду деятельности, из-за чего не может от него отказаться. Сюда относятся такие формы:
  • Игровая – когда человек не видит жизни без рулетки, игровых автоматов, казино и прочих азартных игр. Она выявляется изменениями качеств в человеке: раздражительность, изменение круга общения, увеличение количества времени, которое тратится на игру, повышение ставок, неспособность не играть или отказаться от игры и т. д.
  • Любовная – повышенная заинтересованность в партнере. Постоянно хочется быть с ним рядом и ограничить его круг общения.
  • Избегание – когда человек подвержен страху покинутости, поэтому избегает слишком близких отношений, привязанности.
  • Интимная – повышенное желание к интимным ласкам, даже если они приведут к негативным последствиям.
  • Трудоголизм – одна из форм бегства от реальности. Человек путем полного ухода в работу сторонится отношений, дружбы, близких контактов с людьми. Здесь нет цели много заработать. Целью трудоголизма является достижение успеха и одобрения. Трудоголик желает быть лучше других, если же его увольняют с работы, тогда он тяжело это переживает. Нередко в таких случаях трудоголик будет устранять свой стресс химическими веществами, то есть поведенческая аддикция станет химической. Однако есть случаи, когда человек путем трудоголизма избавляется от химической зависимости.
  • Компьютерная – использование компьютерных возможностей для ухода от реальности. Самой прогрессирующей является интернет аддикция, когда человек уходит в виртуальный мир и отказывается от реального общения с людьми.
  • Спортивная – когда человек чрезмерно занимается спортом. Данный вид аддикции является социально приемлемым. Однако человек часто подвергает свой организм опасности: изнашивает его, чрезмерно напрягает, быстро старит. Нередко бывшие спортсмены становятся химически зависимыми: алкоголиками, наркоманами, токсикоманами и т. д.
  • Шопоголизм – неконтролируемое желание в совершении покупок. Человек практически никогда не может утолить свою жажду в приобретении вещей. Причем часто покупаются вещи, которые абсолютно не нужны человеку. Таким образом он ненадолго заменяет ощущение счастья, которое очень быстро проходит. Здесь появляются проблемы в трудовой деятельности, поскольку человек много времени тратит в магазинах, в денежном плане, поскольку расходуется много денег, с законом и долгами. Также портятся отношения с близкими и любимыми, поскольку они не способны понять порывов шопоголика, который тратит много денег на ненужные вещи.
  • Пищевая – когда человек фиксируется на еде: то переедает, то голодает. Здесь рассматриваются анорексия, булимия, компульсивное переедание.

Существует несколько форм пищевой аддикции: голодание, переедание, булимия и нервная анорексия. Характеризуется переедание тем, что человек постоянно чувствует голод. Чем больше он ест, тем больше голода ощущает. В какой-то момент наступает чувство стыда, что заставляет его скрываться от других людей. В результате индивид сталкивается с такими проблемами пищеварения:

  • Сбой работы органов.
  • Увеличение веса.
  • Нарушение метаболизма.
  • Компульсивное переедание.
  • Болезни ЖКТ.

Голодание часто появляется в целях устранения болезней (лечебное голодание) или избавления от лишнего веса. В первые дни человек будет ощущать острое чувство голода. Однако вскоре оно проходит, что ощущается снижением аппетита и спокойным отношением к еде. Чувствуется прилив сил и энергии, ощущается легкость. Индивид по достижении цели должен выйти из состояния голодовки. Если этого не происходит, тогда возникает аддикция. Теряется значимость голодовки, человек считает это нормой жизни. Здесь и развивается анорексия.

Пищевая аддикция является социокультурным наследием. Уже много веков человек возводил в культ еду. Были времена, когда наступали голодные дни, что запоминается организмом. Не желая погибать, человек стремится к поеданию еды. А поскольку современный общепит достиг своего развития во многообразии вкусов и блюд, то человек делает из пищи культ.

Если обратить внимание, то ни один праздник не обходится без еды. Человек всегда кушает и пьет, особенно за просмотром телевизора и интересных передач. Когда приходят гости или встречаются друзья, тогда обязательно накрывается стол. Все эти культурные традиции искажают верное понимание функций еды.

Интернет аддикция

С появлением в каждом доме компьютерной техники появилась новая психологическая проблема – интернет аддикция. Это неспособность человека отказаться от долгого пребывания в виртуальном мире. У него появляются друзья и виртуальные интересы. Полностью отходит от реальной жизни, где за ним закреплены обязанности: учеба, работа, заработок денег и т. д.

У людей двоякое отношение к данной форме аддикции. С одной стороны, родители рады, что дети проводят время дома, а не пьют, не употребляют наркотики и не попадают в передряги. С другой стороны, подростки теряют связь с реальностью и социальные навыки.

Компьютерная зависимость имеет множество видов. Самыми распространенными считаются:

  1. Компульсивное переключение сайтов.
  2. Игровая зависимость от компьютерных игр.
  3. Зависимость от азартных игр.
  4. Порнографическая интернет-зависимость.

Человек постепенно теряет связи с людьми, становится замкнутым и одиноким, много времени проводит за компьютером, ощущает эйфорию от возможности посидеть в интернете. При этом нарушается режим сна и поглощения еды, теряется ориентировка в днях и времени, появляются головные боли, сухость в глазах и прочие физические симптомы.

Помимо потери социальных навыков и отрыва от реальной жизни, человек страдает от рассеянности внимания, ухудшения памяти, потери качества восприятия, ухудшения гибкости мышления. Человек становится глупее за счет доступа к неограниченной информации. Ему теперь не нужно думать своей головой, поскольку все ответы находятся на форумах и чатах.

Нередко человек развивает деструктивный характер поведения. Возможность оставаться анонимом в интернете позволяет подумать, что такое возможно и в реальной жизни. Троллинг, хакерство и прочие деструктивные модели внедряются в поведение человека.

Самыми распространенными интернет-зависимостями являются:

  1. Игровая – когда человек днями и ночами не может оторваться от игры, даже чтобы покушать или сходить в туалет.
  2. Соцсети – когда человек проводит время за виртуальным общением с большим количеством незнакомых ему в реальной жизни людей, ставит лайки на чужих фотографиях, следит за развитием событий чужих жизней, выставляет свои фотографии, чтобы люди их оценили.

Причины

Аддикция является серьезной проблемой общества. Нередко люди не достигают счастья и успешной жизни лишь потому, что не способны быть свободными от своих зависимостей. Вот почему предлагается обращаться за помощью психотерапевта на сайте сайт, если самостоятельные попытки избавиться от причин аддикции не увенчались успехом.

Психологи не отмечают единых причин возникновения аддикции. Чаще всего в ее возникновении участвуют комплекс факторов:

  • Личностные качества: низкая самооценка, неуверенность, замкнутость и т. д.
  • Неблагоприятная среда обитания.
  • Трудное детство.
  • Низкий уровень адаптации к разным условиям.
  • Отсутствие понимания и поддержки.

К примеру, аддикция отношений (интимная или любовная) возникает на фоне неправильного восприятия себя и других, неадекватной самооценки, неумении уважать и любить себя.

Существует множество причин аддикции различной формы:

  1. Психологические: неумение принимать решения и решать проблемы, низкая стрессоустойчивость, незрелая личность, неправильные выводы, которые не приводят к желаемым результатам.
  2. Социальные: неумение налаживать отношения, нестабильность общества, давление, отсутствие хороших традиций.
  3. Социально-психологические: отсутствие взаимопонимания между поколениями, наличие негативных образов.
  4. Биологические: привыкание к определенному стимулу, который каждый раз побуждает прибегать к зависимости.

Лечение

Если говорить об устранении психической болезни, то следует понимать, что зачастую больные не понимают всей серьезности своего расстройства. Лечение аддикции редко проводится по собственному желанию. Зачастую именно близкие становятся инициаторами устранения аддикции.

Самостоятельно от зависимости избавиться можно. Однако чаще больной срывается, что сводит на «нет» все проводимые попытки. Часто именно работа с психиатром способна помочь в устранении аддикции. Он проводит диагностику по выявлению всех симптомов зависимости, после чего и назначает программу лечения.

Основным способом устранения аддикции является психотерапия. Лишь при выявлении химической зависимости возможна госпитализация больного с целью ограничения его доступа к химическим веществам, а также выведения из организма токсинов.

Психотерапия в данном случае направлена на устранение главной причины, вызвавшей аддикцию. Если причиной стала неблагоприятная обстановка в семье и в отношениях с конкретными людьми, тогда они тоже приглашаются на терапию. Если же причиной являются личностные особенности больного, тогда врач проводит их исправление и разрабатывает методику нового поведения.

Чем глубже человек погрузился в свою зависимость, тем сложнее от нее избавиться. Важными здесь становятся такие факторы, как:

  • Адаптация – способность быстро меняться в соответствии с новыми задачами и условиями жизни.
  • – состояние, которое формируется после отказа от принимаемого вещества или выполняемых поступков.

В американской практике активно используются групповые анонимные встречи. Зависимые люди встречаются и вместе обсуждают тему их болезни, которая у всех одинаковая. Все делятся своим опытом, переживаниями, мнениями. Подразумевается, что коллективное желание избавиться от общей проблемы побудит каждого в отдельности преодолеть абстиненцию, которая часто побуждает отказаться от оставленной цели и вернуться к болезни.

Профилактика

Следует не доводить до зависимости, чтобы потом не пришлось от нее избавляться. Это называется профилактикой аддикции. Если речь идет о детях, тогда ее должны проводить родители и воспитатели, учителя, доктора. Если речь идет о взрослом человеке, тогда он должен сам контролировать процесс зарождения аддикции.

Первым этапом является выявление склонности к девиантному поведению, то есть тяге к определенному виду зависимости. Если это имеется у человека, тогда следует заниматься формированием конструктивного поведения в отношении конкретной зависимости.

Хорошо, если человек еще с детства осведомлен о том, к каким последствиям приводит та или иная аддикция. Проведение занятий по ознакомлению с различными видами аддикции, причинами их появления и последствиями позволит ребенку заранее подготовиться к тому, что его ждет. У него будет выбор, становится зависимым или нет.

Нередко психологи отмечают роль родителей, которые являются примерами для своих детей. Часто дети обретают те же пристрастия, которые имелись у их родителей. Если мама учит ребенка не курить, когда сама постоянно курит, тогда ее меры воспитания не окажут полезного эффекта. Ребенок будет курить так же, как и его мама. Такой же пример подает отец.

Важными становятся взаимоотношения человека с его родителями, любимыми партнерами, друзьями. Если присутствует взаимопонимание и поддержка, любовь и уважение, тогда человеку легче отказаться от зависимости, нежели в ситуации одиночества или непонимания. Часто человек желает убежать в придуманный мир, поскольку в реальном у него нет той поддержки, в которой нуждается.

Психотерапевт разрабатывает новые модели поведения, которые помогут больному эффективнее справляться со своими негативными переживаниями, которые толкают на развитие аддикции. На коррекционном этапе идет закрепление эффекта и моделей поведения, которые дают положительный эффект.

Важно не только избавиться от аддикции, но и развить в себе навыки, которые помогают в социальной адаптации, преодолении стресса, решении жизненных проблем. Ведь аддикция – это желание убежать от того, что человек не может устранить своими силами.

Продолжительность жизни

Аддикция разрушает не только психику человека, но и его организм. Химическая зависимость встречается довольно часто у представителей сильного пола, однако на женщин вещества воздействуют намного сильнее. Таким образом, следует вести разговоры о продолжительности жизни аддиктов.

Как долго живут алкоголики? Их жизнь сокращается на 20-30 лет, поскольку страдают все органы. Наркоманы способны умереть через 2-5 лет после приема наркотиков. Токсические вещества, в зависимости от своего вида, могут убивать сразу или через несколько лет.

Прогноз неутешительный и для тех, кто страдает от нехимической аддикции. Несмотря на то, что нет прямого воздействия на организм, тело все же может пострадать. Не исключаем те случаи, когда люди на фоне поведенческой зависимости начинают испытывать тягу к химической. А также встречаются случаи психосоматики – когда психологические переживания приводят к возникновению вегетативных симптомов в организме.

Итог аддикции неблагоприятный, поскольку зависимость лишь на внешнем фоне позволяет человеку обрести комфорт и гармонию. Теряются социальные навыки и связи, человек становится бедным, больным и несчастным. Его зависимость становится единственным миром, в котором он способен жить. Более того, аддикция контролирует человека. Теперь не он решает, чем ему заниматься, а зависимость толкает его на совершение определенных действий.

Возле аддикта страдают и люди, которые зависят от него морально, материально или физически. Человек не понимает всех последствий, которые тянутся за его пристрастием, каким бы безобидным он ни был.

Аддиктивное поведение подразумевает собой любое отклонение от нормального сознательного поведения. Это одна из разновидностей при котором человек, благодаря своему психическому состоянию, отходит от реальности. В переводе с английского этот термин означает склонность и вредную привычку. А другими словами - зависимость людей от различных потребностей.

Аддиктивное поведение негативно сказывается на человеке, на первый взгляд, субъект зависимого поведения имеет некую удовлетворенность в безопасности, иллюзию равновесия. Но со временем эта самая зависимость может становиться все сильнее, тем самым полностью охватывая все его сознание и владея им. Другими словами, при аддиктивном поведении человек становится беспомощным и зависимым, в некоторых случаях он не может совсем противостоять аддикции.

В таком состоянии люди чаще всего подстраиваются под объект своей зависимости, они пытаются найти тот образ жизни, который бы соответствовал ему. Как же зарождается аддиктивное поведение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить причины зависимого поведения. Каждый человек по-разному реагирует на внешние и внутренние изменения. Настроение постоянно меняется, появляются неудачи и трудности. И вот здесь-то и начинается зарождаться аддиктивное поведение, когда люди не способны бороться со своими перепадами настроения и неудачами.

По-другому это можно объяснить так. Человек, не получивший того, чего так желал и к чему так стремился, испытывает разочарование. Люди, склонные к аддиктивному поведению, переносят это разочарование крайне болезненно, но при этом уходят от своей проблемы, сосредотачивая внимания на других моментах. Но настоящая проблема остается, появляются новые, и зависимый человек, не в силах бороться с ними, вновь уходит от этих негативов. Все это со временем становится привычкой, а потом уже и обычной моделью в жизни.

Таким образом, аддиктивное поведение означает зависимость субъекта от конкретных объектов, которые могут быть в различных вариантах:

Химическая зависимость, она подразумевает аддикцию к наркотикам, алкоголю и лекарству;

Пищевая аддикция, которая заключается в голодании или в переедании;

Лудомания, когда человек постоянно нуждается в азартных и компьютерных играх;

Сексуальная аддикция;

Трудоголизм и музыка.

Все это далеко не весь перечень того, от чего человек может зависеть, что сказывается на его характере и негативно изменяет саму личность.

Чтобы не быть зависимым от чего-либо, необходимо не сосредотачиваться на своей зависимости, посещать тренинги, которые направлены на личностные особенности, на их исправление и улучшение. Всегда самосовершенствоваться и расширять свой кругозор.

Иногда аддиктивное поведение путают с неадекватным, но здесь очень большая разница. В первом случае человек зацикливается на своей зависимости, а во втором варианте виноваты эмоции, которые способны нарушать общее развитие головного мозга, что впоследствии приводит к Неадекватное поведение - это проявление психического заболевания, которое может проявляться в виде агрессии к окружающим или, наоборот, в качестве замкнутости. Но в любом случае с этим надо бороться, необходимо показаться специалисту и пройти реабилитационный курс лечения. Современные методы медицины вполне дают гарантии скорого выздоровления.

Также не стоит путать созависимость и аддиктивное поведение. Созависимость развивается еще смолоду, когда ребенку исполняется 2 года, именно в этот период он начинает познавать мир и стремится к независимости, если чувствует безопасность. Но взрослые люди также могут иметь созависимое поведение, которое обуславливается тем, что человек имеет зависим от других людей, постоянно ищет одобрение и не верит в собственные силы.

В каждом случае необходима своя тактика и свой метод лечения, ведь любое ненормальное можно всегда переделать в нормальное, необходимо только правильно к этому подойти.