Кто из греческих богов подарил людям огонь. Легенды о Прометее

Некоторые говорят, что людей слепил из земли и воды по образу богов Прометей, а Афина вдохнула в них жизнь.
Другие утверждают, что люди и животные были созданы богами из смеси огня и земли, а Прометею и его брату Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Непредусмотрительный Эпиметей щедро наделил способностями животных, оставив людей беззащитными.
Получилось, что животные были заботливо снабжены всем необходимым для выживания, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия». К тому же Зевс решил извести человечество голодом, заставив лучшую часть пищи приносить в жертву богам. Однако Прометей сумел перехитрить его.
Когда решался вопрос, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, Прометей содрал с быка шкуру и сшил из нее два мешка. Разделав тушу, он сложил в один мешок всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой - наименее соблазнительной частью любого животного, а во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Зевс, которому Прометей предложил выбрать мешок, поддался на обман и взял мешок с костями и жиром, которые с тех пор считались принадлежащими богам. Обнаружив хитрость Прометея, Зевс решил проучить его, лишив людей огня и вынудив их «есть свою мякоть сырьем».

Тогда Прометей похитил огонь (по одной версии, взял его в кузнице Гефеста, по другой - с помощью Афины поднявшись с черного входа на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы) и отдал его людям.

Кроме того, он научил людей строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, читать, писать и считать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Но при этом он лишил их знания будущего (которым они раньше обладали), дабы не разбивать их сердец.
Ночью Зевс увидел с Олимпа мириады мерцающих на земле костров и пришел в ярость. По его повелению Прометей был прикован цепями к Кавказским горам. Каждый день к нему прилетал орел‑стервятник и терзал его печень, которая к следующему дню вырастала вновь.

Чтобы наказать людей за кражу Прометеем огня, Гермес по повелению Зевса вылепил из глины женщину - Пандору, сделав ее глупой, злой, ленивой, хитрой и лживой.

Афина вдохнула в Пандору жизнь, после чего Афродита одарила ее неотразимой прелестью.

В сопровождении Гермеса громовержец отправил Пандору к титану Эпиметею, который сразу же пленился ее красотой и взял ее в жены.

В доме Эпимитея хранился оставленный ему на хранение Прометеем, его братом, сосуд, в который Прометей ранее с большим трудом заключил все досаждающие человечеству невзгоды: старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Однажды Пандора, не устояв перед естественным женским любопытством (на это и рассчитывал Зевс), открыла сосуд. Мгновенно из него вылетели тысячи бед и стали жалить Пандору и Эпиметея, а затем напустились на смертных. Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в сосуд, не дала людям покончить с собой.

Есть и такие, кто утверждает, что в принадлежавшем Прометею сосуде хранились все добрые дары, которыми он намеревался осчастливить человечество. Когда Пандора открыла крышку, они разлетелись, чтобы никогда больше не вернуться, и лишь медлительная надежда осталась на дне.

Титан Прометей: миф о сотворении человека. - Дележ Прометея. - Огонь Прометея. - Миф о Пандоре - первой женщине. - Ящик Пандоры. - Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.

Титан Прометей: миф о сотворении человека

Титан Иапет олицетворяет собой в мифологии прародителя всего человеческого рода. Быть может, в Титане Иапете греческих мифов следует признать библейского Иафета, сына Ноя, прародителя целой человеческой расы. Титан Иапет не имеет никакой определенной миссии или роли в античной мифологии. Древние греки почитали Иапета как древнейшего представителя Титанов. Иапет - современник бога Кроноса (). От Азии, дочери Океана, у Титана Иапета несколько детей, в том числе Прометей, Эпиметей, Атлант и другие.

Титан Прометей олицетворяет собой мыслящую силу человеческого разума, хитрость и ум. Само имя Прометея в переводе с древнегреческого языка значит «наперед знающий», «провидящий». Хотя Титан Иапет в мифах древней Греции считается предком человечества, тем не менее, по античным легендам, люди обязаны именно Титану Прометею своим внешним видом, отличающим их от животных.

«Прометей, - говорит римский поэт Овидий, - размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и - тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле - человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды».

Искусство античности изображало очень часто миф о сотворении человека Титаном Прометеем , чаще всего встречается он на резных камнях и барельефах. На одной камее Титан Прометей изображен в виде скульптора, собирающего человеческий скелет. На другой античной камее Титан Прометей собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял каждый отдельно.

На всех античных изображениях Титан Прометей является ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по античной мифологии, принадлежит (Минерве), богине мудрости. На многих памятниках античного искусства ясно выражены роли, выпавшие на долю каждого из этих мифологических персонажей в сотворении человечества.

Прекрасно сохранившийся барельеф изображает Титана Прометея, сидящего на скале, под сенью дерева. Перед Прометеем стоит на столе маленький человек, скорее дитя, которого Прометей только что вылепил, но еще не совсем закончил. Трое детей, совершенно готовых, стоят подле богини Афины (Минервы). Афина сажает на голову одного из них бабочку, у древних греков и римлян.

Таким образом, Титан Прометей является творцом не одного человека, а ремесленником, изготовляющим людей в большом количестве.

Дележ Прометея

Миф о Титане Прометее - это миф о всегдашнем защитнике человечества. Отличительные черты характера Прометея - гордое самомнение и непризнание власти богов.

После победы над Титанами (титаномахия) между богами и человеческим родом возник спор о том, что именно должны приносить люди в жертву богам, и Титан Прометей явился охранителем интересов человечества.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

(сын Прометея и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона , жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221).

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это Прометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320d-321e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264). Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248-250). Прометей - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла , чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона , сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13-16); Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12).

Следы культа Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerényi K., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Séchan L., Le mythe de Prométhée, P., 1951.

А .Ф . Лосев

Сюжеты мифа о Прометее («наказание и освобождение Прометея» - древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н.э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 337-340.

Легенда о Прометее, наверное, одна из самых печальных и красивых сказок, которые создало человечество за недолгий срок своего существования. Родилась она в Древней Греции, стране, давшей нашей цивилизации огромный культурный толчок и заложившей основы современной демократии.

Отдельным пластом лежат мифы, сотворенные в Элладе тысячелетия назад. Они настолько прочно вошли в современную историю, быт, что многие даже не знают и не понимают значения обыденных вещей и ритуалов, считая их чем-то естественным и недавно родившимся. А ведь даже простое кольцо с камнем является символом­ и пришло к нам из тех давних времен. И связано оно именно с Прометеем. Большинство, конечно, слышали о нем, но вряд ли смогут толком сказать, что принес Прометей людям, кроме огня, и чем еще знаменит этот мифический титан. А ведь Прометей дал человечеству не только живительное пламя…

Предыстория

Легенд о Прометее много, и каждая имеет право на существование. Попробуем объединить их в одно целое.

Когда-то мир населяли два вида сказочных существ – титаны и боги. Сосуществовали они более-менее мирно, ссорились по пустякам, но дальше этого дело не шло. Но однажды все переменилось, и случилась между богами и титанами настоящая война. Победителями оказались боги во главе с громовержцем Зевсом. Побежденных суровый повелитель молний низверг в мрачные глубины Земли, навеки заточив их за медными дверями и поручив охрану гекатонхейрам – чудовищным сторуким и пятидесятиглавым тварям.

Однако не все титаны сражались против богов. Были и такие, которые, наоборот, поддержали Зевса и его соратников. Среди них был и Прометей – сын титана Япета. Зевс не забыл его услуг и разрешил Прометею свободно жить на Олимпе среди богов.

Творение богов

У древних греков есть несколько версий происхождения племени человеческого. Одна из них утверждает, что это событие произошло благодаря Прометею. Что слепил он первого человека из сырой глины по образу и подобию олимпийских небожителей. Помогла ему в этом Афина, дочь Зевса, вдохнув в ожившую фигурку душу. В результате титан стал создателем, как бы отцом человеческого рода. Именно этим объясняют его такую горячую любовь к людям.

Забота отца о своих детях

Первые люди были слабы и беззащитны. Они ничего не умели и не знали. Человек жил как во сне. Он не различал ни дня, ни ночи, пение птиц и шум ветра ни о чем ему не говорили. Однако Прометей не оставил детей своих. Терпеливо обучал он их всевозможным ремеслам, давал знания об окружающем мире, рассказывал, что такое дружба и любовь. А так как в них была заложена искра божья, то эти примитивные существа постепенно становились настоящими людьми.

Интерес со стороны богов

Смелый эксперимент чудаковатого титана заинтересовал обитателей Олимпа. Для начала они взяли род людской под покровительство, но взамен потребовали поклонения и приношения жертв на воздвигнутых в их честь алтарях. Но и этого показалось мало высокомерным небожителям. Решили они провести общий совет, чтобы придумать, как еще нагрузить простых смертных.

Прометей считал, что люди и так достаточно почитают богов, и поэтому решил не только присутствовать на этом собрании, но и сделать все возможное, чтобы помочь детям своим.

Бык, ставший знаменитым

Главным вопросом было жертвоприношение. Боги хотели, чтобы им отдавали лучшую часть жертвенного животного. Естественно, для людей, живших и так не слишком сытно, это был не лучший вариант. Поэтому Прометей решил пойти на хитрость. Он привел быка, заколол его и разделил на две неравные части. В большую часть он сложил кости, сухожилия и все это замаскировал жиром. В меньшую часть отправились лучшие куски мяса, съедобные внутренности, а сверху была накинута шкура и совсем непригодные в пищу части быка. Зевс заметил хитрость, но выбрал все-таки большую кучу. Сделал он это специально, чтобы обосновать свое последующее наказание сына Япета, которого он всегда недолюбливал.

Огонь и жизнь

За обман богов лидер олимпийцев наказал для начала не Прометея, а род человеческий, не дав ему огня – он рассудил, что так будет гораздо больней для чувств гордого титана. И он был прав. Прометей относился к людям, как к своим детям, и переживал за них едва ли не больше, чем они сами. Тем более он понимал, что, не получив огня, люди очень быстро вернутся к дикому состоянию, из которого он их с таким трудом вывел.

И тогда Прометей пошел на неслыханную дерзость. Он посмел ослушаться повелителя всего живого на Земле. Мятежный титан украл огонь, чтобы отдать его людям. Придя на Олимп в простой одежде путника, он подошел к божественному огню. Опершись на обычный деревянный посох, долго и задумчиво смотрел Прометей на играющее пламя. А когда на него перестали обращать внимание, быстро и осторожно положил внутрь посоха, который оказался пустотелым, тлеющие угли. Незаметно спустившись на землю, титан вихрем пронесся по местам, где жили люди, и везде раздавал угольки. И осветилась темная ночь яркими искрами домашних очагов и веселыми сполохами пастушьих костров. И принесли люди благодарственные жертвы своему отцу и покровителю Прометею, спасшему их от дикости и вымирания.

Гнев богов

Ужасен был гнев свирепого Зевса, когда увидел он с Олимпа, как весело засверкала ночная Земля тысячами маленьких огоньков. Ему не надо было спрашивать – кто дал людям огонь. Он это знал и так. Злопамятный бог решил отмстить и Прометею, и людям.

Пандора

Глупая красавица Пандора открыла страшный ящик, названный потом ее именем. Когда-то, желая как можно больше облегчить жизнь детей своих человеческих, загнал в него Прометей все болезни и печали, все беды и невзгоды, чтобы люди могли жить долго и счастливо. Этот сосуд он отдал своему брату Эпитемею на хранение. Вот к нему и подослал коварный Зевс солнцеликую Пандору, ставшую женой Эпитемея. Открыв это вместилище зла, недалекая и любопытная «мисс Эллады» выпустила на волю всю гадость, что там таилась. С тех пор обречены люди на вечные страдания и беды.

Месть Зевса

Но для Прометея Зевс придумал еще более страшные мучения. Беспощадные слуги царя богов Власть и Сила схватили мужественного титана. По приказу Зевса отвели его в самую безлюдную и дикую часть Земли – на Кавказские горы. Среди угрюмых гор выбрали одинокую скалу, о подножье которой билось в бессильной ярости седое море. Лучший друг Прометея, знаменитый мастер и кудесник кузнечного дела, хромой Гефест, нелюбимый сын Зевса и красавицы Геры, приковал титана нерушимой цепью к самой вершине скалы. Плача от горя и сострадания к своему верному другу, но не смея ослушаться грозного отца, вбил кузнец в грудь Прометея алмазный клин, на все времена пригвоздив непокорного бунтаря к каменному утесу.

Пророчество

Но ничто не могло сломить мужество и гордость неустрашимого титана. Каждый день он посылал проклятия повелителю Олимпа, показывая всем, что дух его не сломлен. А однажды он воскликнул: «Не вечно твое царство, высокомерный владыка! Придет время, и кончится твоя власть. Я вижу твой конец и знаю, как его избежать. Но ты никогда не узнаешь этой тайны!»

Как и любой диктатор, Зевс мечтал жить и править вечно. Поэтому, услышав пророчество поверженного титана, испугался и решил любым способом выведать у него самую главную тайну своей жизни. Он послал к Прометею бога хитрости и коварства, лукавого Гермеса, чтобы тот выпытал обманом у него этот секрет. Но прикованный титан только посмеялся над жалкими потугами бога лжи и подлости: «Никогда я не буду рабом твоего хозяина, никакие мучения не сломят меня и не заставят рассказать тебе правду!»

Униженный Гермес вскричал в бешенстве: «Тогда я расскажу, что тебя ожидает! Скоро, очень скоро ты окажешься в самой мрачной каменной бездне, где проведешь века. А когда ты потеряешь счет времени, ты снова увидишь свет, но, поверь, тебе захочется обратно в бездну. Потому что каждый день к тебе будет прилетать огромный орел и терзать твою печень! И вот тогда ты сам взмолишься о пощаде!» Но в ответ коварный бог услышал только презрительный смех.

Несломленный духом

Все случилось, как и предрекал Гермес. В одну страшную ночь началась небывалая буря. Море ревело, как взбесившийся Немейский Лев, а небо беспрерывно хлестало молниями. И не выдержала могучая скала, к которой был прикован мятежный титан. Надломилась и рухнула в клокочущее море, уйдя через него в черную бездну.

Примечание. Немейский Лев – чудовище, убитое Гераклом (1-й подвиг из 12).

Никто не может сказать, сколько прошло времени, может, 10 веков, а может, 100. Но пришел час, когда ничего не забывающий Зевс поднял скалу из пучины и снова поставил ее на землю. В тот же день прилетел гигантский орел и начал клевать печень бесстрашного мученика. Насытившись, мерзкая птица улетала за горизонт, чтобы завтра появиться вновь. Прометей был бессмертен, как и все богоподобные создания, поэтому за ночь печень восстанавливалась и у орла все время была сытная трапеза. День за днем, год за годом, столетие за столетием длилась эта пытка. Но ни одного стона не слышали пролетающие мимо чайки, ни одного крика боли не донеслось до чутких ушей Зевса.

Не боящийся богов

Все когда-нибудь заканчивается. Пришел конец и мукам Прометея. Легендарный герой Эллады, могучий Геракл, во время одного из своих бесчисленных путешествий случайно оказался в тех безлюдных местах. Прометей давно ждал его, так как обладал даром предвидения и знал, что рано или поздно появится герой и спасет его. Он позвал Геракла, и богатырь, подойдя ближе, ужаснулся, глядя на истерзанного титана, о котором слышал только хорошее. Ни минуты не колебался могучий Геракл. Его не страшили ни гнев Зевса, ни гигантский орел, который уже приближался к скале. Вскинув свой огромный лук, герой пустил стрелу и наповал убил кровожадную птицу. А потом одним ударом своей мощной палицы разбил волшебные цепи, сковывающие титана. Так наконец-то Прометей обрел свободу. И лишь после этого он рассказал примчавшемуся Гермесу, что ожидает Зевса. Ну, это уже другая история.

- (Prometheus, Προμηθεύς), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей и, ради их блага, обманул Зевса. Когда же Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил огонь с Олимпа и… … Энциклопедия мифологии

Образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… … Литературная энциклопедия

1) древнегреческое мифологическое лицо, сделавшее человека из глины и укравшее огонь с неба, для того, чтобы оживить его, за что был Юпитером прикован к скале на Кавказе, где птицы клевали его внутренность, пока Геркулес не освободил его; после… … Словарь иностранных слов русского языка

- (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… … Литературные герои

В мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… … Исторический словарь

- (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… … Современная энциклопедия

Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… … Словарь крылатых слов и выражений

«Прометей» - «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

В греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… …

Российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Прометей , Вячеслав Иванов. Прижизненное издание. Петроград, 1919 год. Издательство "Алконост" . Типографская обложка. Сохранность хорошая. Одно из крупнейших произведений В. Иванова - трагедия «Прометей». По верованию…