Ограничения на расчеты наличными между физическими лицами. Расчеты между юридическими и физическими лицами наличными

Наличными средствами, как правило, ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У предельный размер наличных средств, используемых при расчетах между юридическим лицами, установлен в сумме 100 тысяч рублей.

Следовательно, рассчитываясь подотчетными средствами с юридическим лицом за какое-то имущество (работы, услуги) работник организации может осуществить оплату в размере не более 60 тысяч рублей по одному договору.

При расчетах юридических лиц с физическими лицами, вышеуказанных ограничений не существует.

Все, что превышает установленный лимит, должно перечисляться контрагенту в безналичном порядке. Безналичный расчет происходит в соответствии с законодательно утвержденными формами безналичных расчетов. В данном случае необходимо руководствоваться Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 03.10.2002 г. N 2-П.

Позднее в Официальном разъяснении от 28.09.2009 г. N 34-ОР Центральный банк Российской Федерации уточнил применение своего Указания N 1843-У. Так, например, ограничение по наличным расчетам распространяется на один договор, при этом не имеет значения, в какой период времени производится расчет по обязательствам, вытекающим из данного договора. Также ЦБ РФ отметил, что указанное ограничение не распространяется на порядок уплаты таможенный платежей, поскольку в данном случае имеют место не договорные отношения, а отношения подчинения.

Несоблюдение предела расчета наличными денежными средствами является основанием для привлечения организации к административной ответственности. В соответствии с положениями статьи 15.1 КоАП РФ штраф для юридического лица в данном случае составит - от 40 000 руб. до 50 000 руб., для должностного лица - от 4 000 руб. до 5 000 руб.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Известно, что заработная плата, стипендии, премии и другие выплаты производятся периодически. Периодичность выплат и крупные размеры таких платежей неизбежно создают большие колебания остатка наличных денег в кассах. Поэтому предприятиям предоставлено право хранить в своих кассах полученные на эти цели наличные деньги сверх установленных лимитов в течение 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера до 5 дней), включая день получения денег в банке.

В целях устранения встречных денежных потоков предприятия, постоянно имеющие налично-денежную выручку в силу специфики своей деятельности (торговля, транспорт, зрелищные мероприятия и т.д.), по согласованию с обслуживающими учреждениями банков могут часть ее расходовать непосредственно на месте без сдачи в банк.

Решение о расходовании предприятием денежной выручки из своей кассы принимается банком ежегодно на основании письменного заявления предприятия и специального расчета, который включается в форму для расчета лимита остатка кассы. При выдаче такого разрешения банк учитывает специфику деятельности предприятия, соблюдение им правил работы с денежной наличностью, состояние его расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов, банками по ссудам. Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных банках принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. В крупных банках при большом объеме движения денежной наличности, перечисленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа может осуществляться через приходно-расходную кассу. Руководитель банка самостоятельно решает вопрос о структуре операционной кассы и численности кассовых работников.

С каждым работником кассы заключается договор о полной материальной ответственности. Кассиры операционных касс должны быть снабжены образцами подписи руководителей банка и бухгалтеров, уполномоченных подписывать приходные и расходные кассовые документы, а бухгалтеры - образцами подписей кассиров.

Остаток денежных средств в операционной кассе банка лимитируется. Размер лимита операционной кассы устанавливается исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу банка, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей налично-денежного оборота банка.

Однако, несмотря на то, что наличные расчеты между юридическими лицами государство контролирует достаточно жестко, организации все равно прибегают к таким видам расчетов. И нередко сталкиваются с ситуацией, когда при осуществлении хозяйственной деятельности нужно внести в кассу другой организации сумму, превышающую допустимую величину. Чтобы не попасть под штрафные санкции нужно внести несколько сумм, каждая из которых будет соответствовать отдельному договору. Это поможет избежать претензий со стороны налоговых органов.

Выявлять осуществление расчетов наличными денежными средствами сверх установленных предельных сумм должны банки и органы, осуществляющие проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Они должны передавать сведения в налоговые органы или органы внутренних дел, которые и осуществляют рассмотрение дела об административном правонарушении и наложении штрафов.

Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Поставщик пришел за наличными: выдаем деньги правильно

Тему статьи предложила Валентина Владимировна Бондаренко, главный бухгалтер ООО «Аскат», г. Новоалтайск.

Представитель поставщика может прийти к вам в организацию с доверенностью на получение наличных денег по разным причинам. Например, ваш директор подписал договор, по условиям которого водитель-экспедитор поставщика привозит вам товары и тут же получает наличные в их оплату. Или вашему кредитору по каким-то причинам удобнее получить долг наличными. Посмотрим, как оформить выдачу денег.

Подотчетник тут лишний

Многие убеждены, что нельзя оплачивать приобретенные товары (работы, услуги) из своей кассы напрямую представителю поставщика. А если уж представитель явился за наличными, то нужно оформить все так, как будто кассир сначала выдал деньги под отчет какому-либо работнику своей фирмы, потом тот расплатился с поставщиком и составил авансовый отчет.

Внимание

Выдавать из кассы представителю поставщика можно не больше 100 тыс. руб. по одному договор уп. 6 Указания ЦБ от 07.10.2013 № 3073-У (далее - Указание ЦБ № 3073-У) .

На самом деле никакого нарушения в выдаче денег из кассы сразу представителю поставщика нет. Это соответствует:

  • гражданскому законодательству. Выплата представителю поставщика по имеющейся у него доверенности равнозначна внесению денег непосредственно в кассу поставщика или перечислению на его счет. В результате право поставщика требовать от вас оплату будет прекращено, причем уже в момент выдачи денег из вашей кассы, а не в момент внесения представителем денег в кассу поставщик аст. 182 ГК РФ ; Постановление ФАС МО от 12.11.2012 № А40-24114/12-114-219 ;
  • правилам расчетов наличными. В них выдача денег под отчет и оплата приобретаемых товаров, работ, услуг указаны как две отдельные статьи расходов из касс ып. 2 Указания ЦБ № 3073-У ;
  • правилам ведения кассовых операций. Они не ограничивают выплаты из кассы выдачей денег только работника мп. 6.1 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У (далее - Указание ЦБ № 3210-У) .

Требуем документы

Передачу денег представителю поставщика важно оформить правильно. Ведь всегда остается риск, что он по каким-либо причинам не довезет деньги до своей кассы. Тогда поставщик будет считать поставку неоплаченной и, скорее всего, станет требовать от вас сумму оплаты и неустойку. Чтобы свести этот риск к минимуму, нужно получить у представителя все необходимые документы и правильно оформить РКО. Вот как это сделать.

Упомянутые в статье Указания ЦБ можно найти: раздел «Российское законодательство» системы КонсультантПлюс

Во-первых, потребуйте доверенность на получение именно у вашей организации конкретной суммы по конкретному договору (счету, товарной накладной и т. п.). Ее у представителя нужно взять до выдачи денег и затем приложить к РКОп. 6.1 Указания ЦБ № 3210-У . Реквизиты доверенности указывайте в строке РКО «Приложение».

Если доверенность оформлена на получение у вас нескольких выплат, ее нужно забрать при первой же выдаче денег. Она должна храниться в вашей организации у кассира. Прикладывайте ее копию к РКО на каждую выплату, а к расходнику на последнюю приложите оригина лп. 6.1 Указания ЦБ № 3210-У .

Сложнее, если доверенность оформлена на получение нескольких выплат у разных организаций и из-за этого представитель поставщика не хочет оставлять оригинал у вас. Конечно, для соблюдения кассовых правил достаточно, чтобы у вас осталась копия, которая заверена в порядке, определенном руководителем вашей организаци ип. 6.1 Указания ЦБ № 3210-У . Но соглашаться на это опасно.

Без передачи вам доверенности деньги не выдавайте. Она необходима не только для соблюдения правил ведения кассовых операций. Оригинал доверенности понадобится вам:

  • для подтверждения того, что вы оплатили приобретенные товары, работы, услуги надлежащему лицу, - на случай, если поставщик заявит, что не получал от вас оплаты. Ведь если вы не воспользовались своим правом потребовать доказательств того, что выдаете деньги надлежащему лицу, то все риски, связанные с тем, что поставщик не получит оплату, несете именно выст. 312 ГК РФ ;
  • для подтверждения оплаты расходов на УСНО и на кассовом методе расчета налога на прибыль. Без доверенности налоговики могут счесть оплату товаров, работ, услуг неподтвержденной и уберут расходы на них из расчета налоговой базы. Ведь РКО подтверждает только выдачу денег из кассы, а доверенность - то, что деньги выданы конкретному поставщику в оплату конкретных товаров, работ, услуг.

Поэтому заранее обговаривайте это с поставщиками, а еще лучше - укажите в договоре, что условием получения денег является передача вам оригинала доверенности.

Доверенность не нужна, если:

  • <или> ваш поставщик - ИП и деньги вы выдаете ему лично;
  • <или> деньги получает руководитель организации-поставщика. Руководитель представляет юрлицо без доверенност ип. 3 ст. 40 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ ; пп. 1, 2 ст. 69 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ .

Во-вторых, представитель поставщика в момент получения от вас денег должен выдать вам кассовый чекп. 1 ст. 2 , ст. 1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ . Для этого у него должна быть мобильная ККТ. Но на деле это пока скорее редкость, а чаще бывает по-другому.

СИТУАЦИЯ 1. Поставщик чек ККТ вообще не выдает. За это его могут оштрафоват ьч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ . Но такой штраф - только его проблемы. А означает ли отсутствие чека какие-либо неприятности для вашей организации? Вряд ли.

Для признания расходов по налогу на прибыль и вычета НДС достаточно первички на приобретенные вами товары (работы, услуги) и счета-фактуры.

В договоры с условием оплаты наличными из кассы лучше включить условие о том, что деньги выдаются только в обмен на чек ККТ. Это позволит без споров с контрагентом и инспекцией списать расходы на упрощенке.

На УСНО и при кассовом методе на ОСНО подтверждением оплаты расходов будут РКО с доверенностью. Оплата - это прекращение такого обязательства приобретателя товаров (работ, услуг) перед их продавцом, которое непосредственно связано с их поставко йп. 3 ст. 273 , п. 2 ст. 346.17 НК РФ . Ваше обязательство оплатить товары прекращается, как мы уже сказали, в момент выдачи денег представителю поставщик ап. 1 ст. 182 ГК РФ .

Вместе с тем есть давнее Письмо Минфина, где он говорит, что для подтверждения оплаченных наличными «упрощенных» расходов кассовый чек необходи мПисьмо Минфина от 21.02.2008 № 03-11-05/40 . Поэтому нельзя исключать, что ваша ИФНС при проверке снимет расходы, на которые нет чека ККТ.

СИТУАЦИЯ 2. Вы получаете от поставщика чек ККТ, дата на котором не совпадает с датой РКО (то есть с днем выдачи вами денег из кассы), потому что:

  • <или> поставщик выбивает чек на своей стационарной ККТ только тогда, когда его представитель привозит полученные от вас деньги в кассу (а это может произойти и на следующий день). И потом только передает этот чек вашей организации. Это неправильно. Чек должен быть выбит в момент расчета, а расчет происходит не в момент поступления денег в кассу поставщика, а в момент выдачи денег представителю, так как он при этом представляет свою организацию;
  • <или> поставщик выбивает чек заранее, когда отправляет к вам своего представителя, а представитель добирается к вам лишь на следующий день. Налоговики считают, что выбивать чек заранее - нарушение, но опять же не ваше, а продавц аПисьмо ФНС от 10.07.2013 № АС-4-2/12406@ .

Заранее договаривайтесь о том, чтобы вам давали чек ККТ с датой выдачи вами денег. Но если это по каким-то причинам невозможно, то лучше уж чек с «неправильной» датой, чем никакого.

Не нужно требовать от представителя поставщика предоставить квитанцию к ПКО на причитающуюся ему сумму оплаты. Приходный ордер в кассе поставщика должен быть оформлен на вносителя денег, то есть на самого представителя. И квитанция к приходнику должна остаться у него - у вас ее быть не может. К тому же как подтверждение оплаты расходов на УСНО и при кассовом методе на ОСНО квитанция к ПКО вам не нужна.

Оформляем РКО

Вот образец правильного оформления РКО.

Руководитель организации

Директор Лучше, чтобы директор (лицо, уполномоченное им принимать решения о расходовании денег) подписал РКО. Хотя по кассовым правилам его подпись в РКО при наличии подписи главбуха (бухгалтера) теперь не обязательн апп. 4.3 , 6.2 Указания ЦБ № 3210-У , для выдачи денег из кассы все равно необходимо его письменное распоряжение. А подписать РКО директору проще, чем составлять отдельный документ

(должность)

(подпись)

А.А. Фомин

(расшифровка подписи)

Главный бухгалтер

(подпись)

С.Б. Еремина

(расшифровка подписи)

коп.

Также, заполняя РКО, учтите следующее.

Во-первых, нельзя, как это нередко делают, указывать в РКО только наименование поставщика и реквизиты доверенности без ф. и. о. представителя и его паспортных данных. Это опасно - сама по себе доверенность на получение денег без подписанного представителем поставщика РКО не доказывает того, что он их получи лПостановление ФАС МО от 13.10.2004 № КГ-А40/9251-04 .

Нельзя также, получив от представителя чек ККТ и/или квитанцию к ПКО, просто указать их реквизиты в строках «Основание» и «Приложение», приложить их к расходнику и считать, что это успешно заменяет подпись на РКО конкретного человека, которому были выданы деньги, и передачу вам доверенности. Рассматривая похожую ситуацию, суд указал, что сами по себе квитанции к ПКО без доверенности не являются достаточным доказательством получения поставщиком оплаты товара, если оплата происходила на территории покупател яПостановление ФАС СКО от 19.03.2004 № Ф08-875/2004 .

Если необходим наличный расчет, лучше договариваться с поставщиком о том, что организация сама направит к нему своего представителя с деньгами в оплату товаров (работ, услуг). А когда за оплатой приезжает представитель поставщика, трудно убедиться, что у него точно есть полномочия на получение денег, и всегда остается риск, что поставщик будет считать поставку неоплаченной.

Кассир вправе выдать наличные только непосредственно получателю, указанному в РКО, и только после проведения его идентификации по предъявленному им паспорту и доверенност ип. 6.1 Указания ЦБ № 3210-У . А выдает он их не организации-поставщику в целом, а конкретному человеку, который ее представляет. Кроме того, указание ф. и. о. человека, который получает деньги, и наличие его подписи предусмотрено и самой формой РКО.

Во-вторых, если не указать в строке «Основание» реквизиты договора (счета), накладной, акта и наименования товаров (работ, услуг) и при этом наименований не будет в чеке ККТ, то это может стать для суда одним из аргументов в пользу того, что приобретенные товары, работы, услуги не считаются оплаченными и с покупателя следует взыскать деньги за нихПостановление ФАС СЗО от 20.03.2013 № А56-6781/2012 .

Иногда в этой строке указывают только реквизиты счета-фактуры. Как основание для расчетов он не вполне подходит, поскольку является документом НДС-учет ап. 1 ст. 169 , п. 3 ст. 168 НК РФ . Однако ничего страшного в этом нет, так как по указанному в РКО счету-фактуре обычно можно установить, какую именно поставку вы оплатили.

Если вы платите сразу по нескольким договорам или поставкам, лучше составить отдельный расходник на выплату по каждому договору (поставке). Тогда будет четко видно, какая сумма по какой поставке оплачена.

Записывая этот РКО в кассовую книгу, в графе 2 укажите ф. и. о. представителя, реквизиты доверенности и наименование поставщика с пометкой «Оплата по такому-то договору за такие-то товары по такой-то товарной накладной».

Не забываем об ограничениях

Во-первых, помните о лимите расчетов наличными. Он составляет 100 тыс. руб. в рамках одного договор ап. 6 Указания ЦБ № 3073-У . Если налоговики обнаружат нарушение лимита в течение следующих 2 месяце вч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ , штрафом наказываются обе стороны расчето вч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ .

Во-вторых, проверьте, за что вы платите и из каких денег. На оплату товаров, работ, услуг можно расходовать и наличную выручку, и другие поступления в кассу. А вот для расчетов по договору аренды недвижимости, по выдаче и возврату займов и процентов по ним наличные вы обязаны снять с расчетного счет ап. 4 Указания ЦБ № 3073-У .

В-третьих, если речь идет о выдаче из кассы предоплаты в счет предстоящей поставки, имейте в виду, что Минфин как-то высказался против вычета НДС с оплаченных наличными авансо вп. 2 Письма Минфина от 06.03.2009 № 03-07-15/39 . Суды, правда, с этим не согласн ыПостановление 18 ААС от 03.05.2011 № 18АП-3563/2011 .

Если в вашем договоре с поставщиком не предусмотрен наличный расчет, то это не препятствие выдать деньги представителю, который пришел с доверенностью. Ведь выданная поставщиком доверенность на получение наличных является по сути предложением изменить указанный в договоре способ расчетов, а согласие вашего руководства оплатить поставку из кассы - акцептом этого предложения. То есть для этого не обязательно составлять допсоглашение к договору. Но важно, чтобы распоряжение руководителя выдать деньги из кассы было письменным - или в виде отдельного документа, или в виде подписи на РКО.

Доля безналичных средств в общем объеме денежной массы в нашей стране непрерывно растет, чему способствуют и реализуемые государством меры. Безналичные расчеты не только удобны, но и позволяют правоохранительным органам обеспечить контроль за осуществлением сделок – как связанных с предпринимательской деятельностью, так и не имеющих к ней отношения.

Именно цель повышения прозрачности расходов на дорогостоящие товары преследует резонансный законопроект об ограничении максимального размера расчетов наличными средствами между физическими лицами, разработанный Минфином России .

Как сейчас...

В настоящее время предельный размер суммы при расчетах наличными деньгами с участием обычных граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не установлен. Правда, подобное ограничение существует, но только в отношении юридических лиц и ИП.

1. Неразвитость инфраструктуры безналичных расчетов . По данным Банка России, за период с 2008 по 2013 годы количество банкоматов увеличивалось быстрее, чем количество электронных терминалов для безналичных расчетов в организациях торговли. На сегодняшний день по объему таких терминалов лидирует Московский регион (206,8 тыс. устройств на 1 октября 2013 года). Второе место со значительным отрывом занимает северная столица (60,9 тыс. устройств), за ней следуют Тюменская (44 тыс. устройств) и Свердловская (40,2 тыс. устройств) области. Аутсайдерами являются северо-кавказские регионы – Республика Ингушетия (47 устройств) и Чеченская Республика (71 устройство).

2. Недоверие граждан к безналичной форме расчетов . Клиенты кредитных организаций и прочих платежных операторов опасаются стать жертвами мошенничества в сфере безналичных платежей. К слову, количество инцидентов, связанных с нарушением требований безопасности при переводе денежных средств, только за первое полугодие текущего года возросло почти на 60% в сравнении с показателями 2012 года.

3. Высокая ставка торговой уступки , то есть комиссии в пользу кредитной организации за то, чтобы клиенты того или иного предприятия могли расплачиваться в безналичной форме за приобретаемые товары и оказываемые услуги. По данным проведенного в 2012 году исследования Высшей школы экономики "Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей" со ссылкой на Банк России, в большинстве стран и в среднем по странам Евросоюза межбанковская комиссия ниже, чем в России на 54% в системе MasterCard и на 80% – в системе Visa. В среднем в странах ЕС размер торговой уступки составляет 0,7-0,8% , тогда как в нашей стране он близок к 1,9% , а в отдельных случаях может достигать 3,2% ).

Половина опрошенных компаний недовольна уровнем торговой уступки, считая его завышенным. Интернет-магазины хотели бы снизить ее в среднем на 1% , а прочие магазины – на 0,5% . В целом, отмечают эксперты Высшей школы экономики, считается, что величина торговой уступки не должна намного превышать стоимость обслуживания наличных платежей , которая для 2/3 опрошенных (66%) сегодня составляет не более 1% . Вместе с тем, безналичные операции, как правило, обходятся дороже в два и более раза .

4. Низкая финансовая грамотность населения . В конечном счете она проявляется в нежелании доверять банку свои деньги, пусть и в пределах застрахованной суммы в 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ " "), оформлять банковские карты, пользоваться онлайн-банкингом и т.д.

Взгляд эксперта...

Специалисты в основном относятся к инициативе взвешенно и не предсказывают серьезных негативных последствий. По словам члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олега Казаковцева , прозвучавшим в пресс-центре РИА Новости на круглом столе "Будущее финансовых операций: наличные и безналичные расчеты" 26 ноября 2013 года, важно вовремя грамотно проинформировать потребителей о грядущих изменениях и обеспечить разумный размер комиссионного вознаграждения банков. Сенатор отметил, что при покупке на 1 млн руб. потребитель должен понимать, что около 20 тыс. руб. придется заплатить банку в качестве комиссионных при осуществлении расчетов.

С другой стороны, эксперт подчеркнул, что неверно все безналичные расчеты сводить к расчетам по банковским картам. Действительно, если деньги хранятся на вкладе в банке, то при необходимости рассчитаться за товар или услугу можно просто направить банку платежное поручение на перечисление средств в пользу третьего лица (например, автосалона при покупке автомобиля), и в этом случае вознаграждение банка будет намного скромнее. Правда, выразил недовольство Олег Казаковцев, оно все равно окажется несопоставимо больше по сравнению со стоимостью обслуживания платежного поручения организации, что нельзя назвать обоснованным и справедливым.

Другим вариантом может послужить пример многих некоторых крупных торговых организаций, установивших в своих офисах операционные кассы . Клиент, таким образом, может перевести привычные банкноты в безналичную форму на месте уже с помощью продавца.

Сдерживающим для распространения безналичных расчетов фактором, по мнению ведущего эксперта Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Дмитрия Мирошниченко , служит и мощный фактор психологической инерции . Кстати, подчеркивает эксперт, он характерен не только для нас – к примеру, в странах англосаксонской системы до сих пор повсеместно рассчитываются чеками, хотя транзакционные издержки при этом еще выше, чем при организации наличного оборота. Вместе с тем, уверен финансист, люди со временем поймут выгоду безналичных расчетов.

Как отмечает ведущий эксперт Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Михаил Хромов , необходимо прежде всего создать такие условия , чтобы людям было выгодно хранить деньги не в наличной форме, а на банковской карте или на банковском счете, развивать инфраструктуру предоставления дистанционных услуг. Помимо этого, полагает экономист, необходимо бороться с монополистическими процентами за услуги банков по переводу средств.

и обычных граждан

Авторы законопроекта поясняют, что предлагаемое изменение порядка расчетов с использованием наличных денег является безболезненной мерой для повседневной жизни потребителей, так как нововведение коснется исключительно приобретения дорогостоящих товаров – таких как автомобили, недвижимость и предметы роскоши.

Однако по данным опроса, проведенного 7 ноября 2013 года Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, почти половина экономически активных граждан (47% ) выступает против предложения об установлении лимита расчетов наличными деньгами. Респондентов этой группы смущает "слишком высокий уровень контроля государства" , а также необходимость уплаты комиссионного вознаграждения банку.

Цитата

Александр Молодцов , директор Центра прикладных разработок и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ:

"В законопроекте фактически нет целевых показателей. На самом деле непонятно, какое воздействие на экономику планирует законодатель оказать – на экономику и на людей. На сегодняшний день пока понятно очевидное негативное воздействие, скажем так, в политической плоскости. Если посмотреть, что пишут люди – они пишут: "Вот опять к нам лезут в карман!", "Да, конечно, несите в Мастер-Банк деньги" и так далее. Да, это "пугалка", но банковский сектор – он зависит от восприятия людьми его самого, как ни крути. И поэтому возникает вопрос вообще о целесообразности и своевременности принятия этого законопроекта именно в этот период "

Почти треть (30% ) опрошенных оценивают законопроект Минфина России положительно. Россияне, в частности, видят в нововведении в качестве антикоррупционную меру и инструмент для отслеживания денежных потоков. Правда, при этом подчеркивается, что "система безналичных платежей недоразвита" .

Еще 23% участника опроса затруднились высказать свое мнение по поводу инициативы .

Наказание не дремлет

Помимо изменений в законопроект предусматривает и установление административной ответственности за нарушение предлагаемого порядка расчетов. Предполагается, что осуществление гражданами расчетов, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, сверх установленного лимита будет наказываться штрафом в размере суммы, уплаченной сверх этого лимита . Причем ответственность будут нести только те граждане, должностные лица или организации, которые приняли наличные деньги в нарушение закона.

Кстати, порядок определения суммы штрафа изменится и для должностных лиц и организаций – если сейчас закрепляет фиксированные размеры штрафов (от 4 тыс. до 5 тыс. руб. и от 40 тыс. до 50 тыс. руб. соответственно), то в случае одобрения инициативы виновные лица будут обязаны выплачивать штраф в размере превышения предусмотренного для них лимита.

Предполагалось, что планируемые изменения порядка расчетов с участием граждан вступят в силу уже с 1 января 2014 года, однако пока законопроект находится на согласовании у профильных ведомств и даже не поступил в Госдуму. Очевидно, что работа над законопроектом, а также, хочется надеяться, над обеспечением безопасности безналичных расчетов и информированием граждан об их преимуществах продолжится и в новом году. Однако предсказать окончательный вид, который примет ограничение размера наличных расчетов между гражданами, пока невозможно.

В хозяйственной деятельности организации, осуществляющие наличные расчеты через свою кассу, не всегда применяют контрольно-кассовую технику (ККТ), а обходятся выписыванием приходного кассового ордера. Также некоторые организации в ряде случаев выдают товарные чеки или бланки строгой отчетности (БСО). Рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, а в каких можно выдать покупателю БСО или товарный чек, как правильно оформить операции по приему наличных денежных средств от юридических лиц, какие санкции предусмотрены за неприменение ККТ и нарушение порядка ведения кассовых операций.

Порядок работы с наличными денежными средствами в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг регулируются в отношении:

  • применения ККТ — Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении ККТ);
  • применения БСО — Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение о расчетах без применения ККТ);
  • предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами — Указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У (далее — Указание № 1843-У).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данная норма Закона не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые :

Как видно, не применять ККТ при наличных денежных расчетах может лишь ограниченный круг организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако Закон о применении ККТ обязывает использовать кассовую технику только в случаях наличных расчетов за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги . Иными словами, расчеты, не подпадающие под признак торговых операций, могут оформляться без обязательного применения ККТ . К таким расчетам относятся, например, расчеты по уплате заемщиком основной суммы долга по договору займа или залога, процентов за пользование заемными средствами, неустойки (штрафа, пеней), а также расчеты с подотчетными лицами по возврату работником в кассу организации остатка подотчетных сумм.

Отметим, что согласно п. 3 и 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40; далее — Порядок):

  • для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
  • прием наличных денежных средств в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам ;
  • прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.

Как следует из последнего пункта, осуществление наличных расчетов не ориентировано на юридических лиц. Это подтверждается, например, ст. 492, 493 Гражданского кодекса РФ, в которых сказано, что с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, считается заключенным договор розничной купли-продажи, по которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью . Юридические же лица — это организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предполагающей систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).

Кроме того, как видно из приведенных норм Порядка, при приеме наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходный кассовый ордер. Может сложиться мнение, что операции по приему денег от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги можно оформлять приходным кассовым ордером без применения ККТ. Однако это не так. Из приведенных норм следует вывод лишь о наличии со стороны законодателя ограничений, суть которых заключается в сведении к минимуму наличных денежных расчетов между юридическими лицами. Указанный вывод подтверждается п. 2 Порядка, в котором сказано, что предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки .

Тем не менее полное исключение наличных расчетов между юридическими лицами невозможно и, следовательно, такие расчеты должны проводиться в соответствии с Законом о применении ККТ, т.е. с обязательным применением контрольно-кассовой техники. При этом следует отметить, что сам Закон не устанавливает зависимости применения ККТ от целей приобретения товаров, работ, услуг.

Кроме того, Закон о применении ККТ не разделяет покупателей на население и юридических лиц, а лишь определяет момент и случай применения ККТ. Так, согласно ст. 5 данного Закона организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Вывод об обязательном применении ККТ при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами подтверждает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин». В пункте 3 Постановления указано, что сферой регулирования Закона о применении ККТ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), и судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Как видно, в части использования ККТ при наличных денежных расчетах по операциям с признаком торговых нормы Закона о применении ККТ и Порядка идентичны — ККТ следует применять обязательно. Что касается правил ведения кассовых операций, то они регулируются только Порядком, значит, при приеме наличных денежных средств непосредственно в кассу организации необходимо выписать приходный кассовый ордер.

Таким образом, для правильного оформления наличных денежных расчетов между юридическими лицами необходимо исходить из следующего:

  • организация-продавец, осуществляя операции, имеющие признак торговых, обязана применять ККТ и выдавать покупателям, включая юридических лиц, кассовые чеки или БСО, приравниваемые к кассовым чекам, либо товарные чеки и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товар, работу, услугу (по требованию покупателя);
  • организация-продавец, осуществляя наличные расчеты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги непосредственно через свою кассу, должна оформлять поступление наличных денег приходными кассовыми ордерами и заполнять кассовую книгу.

Иными словами, организация-продавец при получении денежных средств от покупателя — юридического лица непосредственно в свою кассу должна пробить и выдать ему кассовый чек и оформить приходный кассовый ордер на сумму, пробитую в этом чеке. Такая позиция подтверждается в письме УФНС России по г. Москве от 22 июня 2005 г. № 22-12/44690. Отметим, что идентифицировать покупателя — юридическое лицо возможно при предъявлении им доверенности на получение товара, приемку работ или услуг, совершение расчетов и получение расчетных документов.

Таким образом, если организация-продавец проводит наличные расчеты, применяя ККТ, которые находятся в торговых залах, офисах продаж и других помещениях, не являющихся специально оборудованной кассой организации, где прием денег осуществляют продавцы или кассиры-операционисты, оформлять приходные кассовые ордера на каждое поступление от покупателя денежных средств не требуется. В этом случае по окончании рабочего дня (смены) оформляются приходные кассовые ордера на общие суммы выручки, сданные каждым из продавцов или кассиров-операционистов в кассу организации-продавца.

Если в кассу организации-продавца поступает выручка как напрямую от продавцов или кассиров-операционистов, так и от покупателей — юридических лиц, составляются отдельные приходные кассовые ордера на каждый из видов поступлений:

  • на суммы выручки, полученные от продавцов или кассиров-операционистов, — в конце рабочего дня (смены) при их сдаче в кассу организации-продавца;
  • на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, — в момент такого получения; при расчетах с каждым из таких покупателей будет выбит кассовый чек по ККТ, находящейся непосредственно в кассе.

Если же организация-продавец проводит расчеты и с населением, и с юридическими лицами непосредственно через свою кассу, оформление поступлений наличных денежных средств можно организовать следующим образом:

Отметим, что ФНС России выпустила письмо от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303, в котором рассмотрела порядок осуществления наличных денежных расчетов, не предусматривающий составления отдельного приходного кассового ордера при получении денег от юридического лица. В частности, в указанном письме говорится, что «поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены ККТ. Полученная в течение дня выручка организации-продавца должна быть оприходована кассиром предприятия путем составления приходного кассового ордера и соответствующими записями в кассовой книге предприятия. При этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте ККТ».

В связи со сказанным применяемый организацией-продавцом порядок учета денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическими лицами необходимо закрепить в учетной политике.

Отметим, что при наличных расчетах непосредственно через кассу организация-продавец в бухгалтерском учете выручку, полученную от населения и оформленную общим приходным кассовым ордером, может отражать без применения счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» прямой бухгалтерской записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи». Такая корреспонденция предусмотрена Планом счетов и Инструкцией по его применению .

Если же организация-продавец использует для отражения расчетов с населением счет 62, то, по мнению автора, следует по аналитическим признакам:

  • «Контрагент» — указать «Розничная торговля, выполненные работы, оказанные услуги населению»;
  • «Договор» — указать номер Z-отчета.

В этом случае необходимые методологические требования к аналитическому учету по счету 62, установленные Планом счетов и Инструкцией по его применению, в частности построение аналитического учета с целью получения необходимых данных по покупателям (заказчикам) и расчетным документам, будут соблюдены.

Отдельно отметим, что, по мнению ФНС России, выраженному в письме от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115 «О применении ККТ», в случае получения аванса (предоплаты) за будущие поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг следует применять ККТ, поскольку существует связь с указанными видами расчетов.

Пример. Организация «АБВГ» продает офисную мебель и наряду с безналичными расчетами осуществляет расчеты наличными денежными средствами как с юридическими лицами, так и с населением. Выручка от покупателей — юридических лиц и населения поступает непосредственно в кассу организации «АБВГ». Полученную от населения выручку организация «АБВГ» учитывает без применения счета 62.

В течение рабочего дня кассир организации «АБВГ» принял выручку от населения в сумме 900 руб. и покупателей — юридических лиц в следующих размерах:

  • ООО «БАМ» по договору № 11 в сумме 1200 руб.;
  • ООО «Аладдин» по договору № 31 в сумме 1500 руб.;
  • ООО «Солнышко» по договору № 27 в сумме 700 руб.

Общая сумма выручки за рабочий день составила 4300 руб.

В учете организации «АБВГ» операции по осуществлению наличных расчетов будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «БАМ»/договор № 11» — 1200 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 1 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Аладдин»/договор № 31» — 1500 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 2 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Солнышко»/договор № 27» — 700 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 3 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 90 — 900 руб. (4300 руб. — (1200 руб. + 1500 руб. + 700 руб.)) — отражено поступление выручки по розничной торговле в виде разницы между общей суммой выручки, указанной в Z-отчете, и суммой выручки, полученной от покупателей — юридических лиц.

В кассовой книге будут сделаны четыре записи по приходным кассовым ордерам:

  • № 1, 2, 3 — на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, т.е на 1200, 1500 и 700 руб.;
  • № 4 — на общую сумму выручки, полученную от физических лиц, т.е. на 900 руб.

К кассовому отчету кассир приложит приходные кассовые ордера № 1, 2, 3, 4 и Z-отчет .

Контроль за применением ККТ

Контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы и органы внутренних дел. В статье 7 Закона о применении ККТ установлено, в частности, что налоговые органы:

  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением ККТ;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают на организации и индивидуальных предпринимателей штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

В свою очередь с налоговыми органами при осуществлении ими контрольных функций взаимодействуют органы внутренних дел в пределах своей компетенции.

Ограничение наличного денежного обращения, установленного для юридических лиц. Контроль за соблюдением правильности работы с наличностью

Регулирование и контроль наличного денежного обращения в РФ возложены на Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, утвержденном Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г., протокол № 47 (далее — Положение № 14-П), и Порядке указано, что все организации независимо от организационно-правовой формы и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов и обязаны сдавать поступающие в кассы наличные деньги в учреждения банков.

При этом организациям разрешается хранить в кассах наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков, и расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные законодательством и разрешенные обслуживающими учреждениями банков. К таким целям относятся, например, хозяйственные нужды организации, командировочные и представительские расходы.

Испрашиваемая сумма лимита остатка наличных денег в кассе рассчитывается организацией самостоятельно на основании данных о суммах выручки за три последних месяца и произведенных выплатах (кроме заработной платы и выплат социального характера) за этот же период. Рассчитывается лимит остатка наличных денег в кассе в расчете по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (далее — Расчет). В Расчете также приводятся цели расходования денежных средств из полученной организацией выручки. Расчет заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Обслуживающее учреждение банка анализирует Расчет и устанавливает для организации лимит остатка наличных денег в кассе за подписью руководителя этого учреждения банка.

Кроме того, Банк России предпринимает меры и по ограничению величины наличных расчетов. Так, согласно Указанию № 1843-У на настоящий момент лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, предпринимателями, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. При этом условиями данного ограничения являются осуществление наличных расчетов в рамках одного договора и связь с предпринимательской деятельностью. Законодатель не напрасно указывает на связь с предпринимательской деятельностью, подчеркивая тем самым необходимость ограниченного участия юридических лиц в наличных денежных расчетах, о чем уже говорилось.

Контроль за порядком работы с денежной наличностью в части ограничения наличного денежного обращения между юридическими лицами возложен на учреждения банков. В Положении № 14-П среди прочего установлены правила организации обращения наличных денег и рекомендации по осуществлению проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

В частности, в п. 2.14 Положения № 14-П указано, что «учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью…». Проверка осуществляется в соответствии с Рекомендациями по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, являющимися Приложением к Положению № 14-П.

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ. Например, в ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены санкции по следующим правонарушениям, связанным с работой с наличными денежными средствами:

При установлении указанных нарушений размер административного штрафа составляет для должностных лиц 4000-5000 руб., для юридических лиц — 40 000-50 000 руб.

Применение БСО. Контроль за применением БСО

Как уже отмечалось, организации при оказании услуг населению вместо кассовых чеков выдают БСО, приравниваемые к кассовым чекам.

При применении БСО необходимо руководствоваться Положением о расчетах без ККТ. Формы БСО изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем. Причем такие системы должны содержать защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО, а также иметь функции по охране его уникального номера и серии в течение не менее 5 лет.

БСО должны содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения о расчетах без применения ККТ. Следует отметить, что перечень реквизитов является открытым, поэтому организация (индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно дополнить БСО иными реквизитами, характеризующими специфику оказываемой услуги.

Такими реквизитами могут быть, например, код услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 , логотип организации, художественное оформление в виде рисунков по тематике услуги, правила предоставления и пользования услугой, время и место предоставления услуги, наименование (адрес) сайта, на котором имеется описание услуги.

Отметим, что ранее формы БСО утверждались Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ. Теперь согласно Положению о расчетах без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают формы БСО самостоятельно, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм БСО.

В настоящее время утвержденные федеральными органами исполнительной власти формы БСО существуют, в частности, в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры .

При оказании населению услуг, в отношении которых формы БСО утверждены федеральными органами исполнительной власти, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять именно эти формы БСО.

Невыдача БСО, приравненного к кассовому чеку, является основанием для привлечения организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, информация о санкциях по которой была указана ранее.

Стоит иметь в виду, что согласно позиции ФНС России, выраженной в письме № АС-4-2/9303, «при определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93…». При оказании населению услуг, не поименованных в ОК 002-93, ККТ применяется в общеустановленном порядке.

Расчеты с использованием платежных карт приравниваются к наличным денежным расчетам.

За исключением платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также кредитных организаций и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Список организаций и видов деятельности, к которым применяется данное правило, установлен в п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ.

Глава 26 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.

Указанной позиции придерживается ФНС России в письме от 8 сентября 2005 г. № 22-3-11/1695 «О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники».

Z-отчет — отчет при работе с ККМ. Снимается в основном один раз в конце смены. В Z-отчете указывается общая сумма денежных средств, поступивших в кассу в течение смены, т.е. выручка.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Для упрощения примера иные документы, установленные законодательством РФ и обязательные для составления при применении ККТ, не указываются.

Положение № 14-П.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Указание № 1843-У.

Учреждениями культуры признаются: учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха, включая услуги выставочного характера и художественного оформления и услуги физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) (п. 6 Положения о расчетах без применения ККТ).

Юрлица чаще всего используют безналичные взаиморасчеты. Обусловлено это величиной оборота. Но иногда может применяться для оплаты и наличность. Какой в 2019 году определен лимит при наличных расчетах для юрлиц?

В коммерческой практике лицами юридическими по большей части применяется безналичный расчет. Это более целесообразно, поскольку зачастую на оплату товаров или услуг тратятся довольно крупные суммы.

При этом для наличной оплаты необходимыми становятся затраты на инкассаторское обслуживание или охрану. К тому же при наличных расчетах гораздо труднее проследить достоверность бухгалтерского учета.

И, тем не менее, наличные расчеты имеют место быть. Какой предельный размер для расчетов наличными определен в 2019 году между юрлицами?

Необходимые сведения

В процессе хозяйствования организации с контрагентами рассчитываются при помощи безналичного расчета.

Но Гражданским Кодексом допускается для хозяйствующих экономических субъектов исполнение расчетов наличными денежными средствами, при условии, что это не перечит законодательным нормам.

Необходимость наличной оплаты может возникнуть в разных случаях. Например, закупка товара является разовой либо индивидуальный предприниматель не имеет банковского счета.

Причем установка лимита при наличной оплате никак не прекословит в отношении свободного распоряжения собственными денежными средствами, поскольку расчеты безналичного характера ничем не ограничены.

Ограничительные нормы по денежным суммам при наличном оплате не касаются сделок с участием лиц физических, если таковые не выступают в качестве предпринимателей.

Также нужно отметить, лимит наличного расчета функционирует относительно одного . Согласно положениям гражданского законодательства, договор это документальное соглашение с участием двух и более сторон.

Он регламентирует действия, обращенные на определение, завершение либо изменение текущих обязательств и прав. Относительно договоров и наличных расчетов следует отметить следующие важные нюансы:

Данные нормы действительны как в отношении организаций, так и в случае если наличные расчеты реализовываются между организацией и ИП. Действуют ограничительные положения и в отношении пени, штрафных санкций или возмещения убытка.

Так если по договору определена выплата суммы равной лимиту, но при этом юрлицо должно выплатить дополнительно штраф за просрочку, то превышение лимитной суммы оплачивается по безналу.

Нарушение ограничений по размеру расчетов наличностью считается правонарушением административного типа. Предусмотрены штрафы, как для организации, так и для ее руководителя.

Что это такое

Лимит расчетов наличными – ограничение денежной суммы, в пределах каковой могут исполняться расчеты наличностью между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Целью его считается ограничение денежного оборота наличности. Юрлица вправе тратить наличные средства, зачисленные в их кассу за оплаченные услуги или товары, но с учетом ограничения.

То есть юрлицо вправе:

  • выдавать работникам заработную плату из организационной кассы;
  • передать под отчет деньги организации;
  • за наличный расчет в рамках установленного лимита приобретать необходимые для реализации деятельности расходные материалы;
  • рассчитываться с .

Лимит расчетов наличностью действителен лишь в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если одна из сторон представлена физическим лицом, то суммарность сделки не ограничена.

В пределах одного заключенного соглашения расчеты могут исполняться только в объеме, не более назначенного Банком России.

Гласит, что рассчитываться наличностью физическим лицам можно без ограничения суммы.

В п.2 этой же статьи сказано о том, что рассчитываться наличными могут юрлица и ИП, но при этом должно соблюдать определенные условия. Для осуществления наличных расчетов между юрлицами установлен строгий лимит.

Лимит наличных расчетов не распространяется на:

Изначально данный лимит расчетов был установлен Указанием ЦБ РФ №1843-У от 20.06.2007.

При этом в Письме ЦБ РФ №190-Т от 4.12.2007 говорится, что если по одному и тому же договору прошло несколько платежей, не превосходящих лимит, но в общей сумме предел расчетов превышен, то это является нарушением определенного лимита.

За нарушение лимита расчетности предусмотрены штрафные санкции для непосредственно юрлица и должностных лиц.

Предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами

Максимально возможный объем расчетов наличностью между юридическими лицами установлен с 2007 года.

В определена наибольшая разрешенная сумма наличного расчета меж организациями по одному соглашению.

Ограничение действует в случаях, когда сделки с наличной оплатой осуществляются между:

  • организациями;
  • ИП и организациями;
  • индивидуальными предпринимателями.

Предел расчетов наличными между юридическими лицами 2019 год не изменил, сумма максимума осталась прежней.

Какой предел установлен

В 2019 году лимит по наличным расчетам остался неизменным. Предельная сумма расчета наличными между организациями составляет сто тысяч рублей при расчете по одному договору.

При этом не имеет значения, передана сумма по договору полностью или отдается по частям. Превышение общей суммы даже на несколько копеек уже признается нарушением лимита.

Основным требованием при работе с наличными средствами является достоверная фискализация. ФНС должно иметь возможность без проблем убедиться в уплате всех положенных налогов с поступающих средств.

При использовании безналичных расчетов проследить финансовые передвижения легко, все нужные сведения сохраняются в банковских базах. При приеме наличных средств информация должна отображаться в другом формате.

В частности для этого используются файлы фискальной памяти ККТ либо БСО (бумажные бланки строгой отчетности). По закону за некоторым исключением все организации и ИП должны использовать ККТ при наличных расчетах.

Исключением является деятельность по или выписка БСО. Кроме того существуют некоторые виды финансовых операций, не включенных в категорию «торговых».

Организация, какая собирается реализовывать денежные наличные расчеты должна отвечать таким критериям как:

  • наличие ;
  • обладание ресурсами для ведения деятельности по специальным ордерам;
  • присутствие официально зарегистрированной ККТ.

Срок давности при нарушении ограничения

Ответственность при нарушении предела расчета наличностью предполагает наличие срока давности.

Так согласно и к ответственности субъект может привлекаться в течение двухмесячного периода с момента нарушения.

При этом Административный Кодекс не содержит прямого указания, какая из сторон должна понести ответственность. Судебная практика в этом случае неоднозначна.

В отдельных случаях судами принимается постановление о привлечении лица, осуществляющего платеж. Но иногда принятое судебное решение может установить ответственность и для стороны, принимающей платеж сверх установленного лимита.

Штраф за превышение лимита

Если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель превышают по одному договору максимум в сто тысяч рублей, то это является прямым нарушением учрежденных норм.

предусматривает за данное правонарушение штраф:

Нередко юрлица пытаются обойти законодательство путем дробления одного соглашения на несколько договоров. Законом не запрещено заключать по несколько договоров в течение одного дня.

При этом предел наличных расчетов применим к каждому из них. Однако здесь следует руководствоваться целесообразностью, важно чтобы существенные условия договоров различались.

В противном случае при однотипности условий заключенные договора могут быть признаны формальными, а все осуществленные расчеты проведенными в рамках одного договора. А это уже станет нарушением лимита расчетов наличными.

В иностранной организации

Установлены ли ограничения при расчетах с иностранными компаниями? Закон о лимите наличных расчетов применим и при взаимодействии российских компаний с иностранными, при оплате в иностранной валюте.

При этом данная норма действительна только, если иностранная организация находится за пределами РФ. Внутри страны все расчеты выполняются исключительно в российских рублях.

Если между ИП и ИП

Из нововведений, действующих на 2019 год, можно отметить такое обстоятельство, что ИП вправе забрать выручку из кассы в любом количестве.

Для этого достаточно составления , с применением формулировки «На личные нужды».

Но при этом наибольший лимит наличных расчетов остался неизменным и равен ста тысячам рублей в рамках одного договора.

То есть индивидуальный предприниматель вправе осуществить сделку на любую сумму с другими ИП, если будет действовать как физическое лицо.

Но при оформлении договора между ИП и ИП наличный расчет может осуществляться исключительно в установленных рамках.

Между ИП легитимными считаются четыре способа расчетов наличными:

  • с применением ККТ;
  • посредством БСО;
  • без документального оформления в случаях, установленных законом;
  • при отсутствии ККМ в случае применения или ЕНВД.

В соответствии со все ИП обязаны использовать ККТ и если в кассу поступает наличная сумма, требуется выдать кассовый чек.

Не пользоваться ККМ при наличных расчетах ИП вправе если:

  • возвращается подотчетная сумма;
  • возвращается беспроцентный ;
  • получается благотворительная помощь.

Во всех остальных случаях индивидуальные предприниматели при взаиморасчетах обязаны соблюдать установленные законодательством нормы и не превышать определенный наличный лимит денежных средств.

На данное время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, касающийся ограничения предельного размера расчетов между физическими лицами в сумме шестисот тысяч рублей.

Но пока данные нормативы не приняты и поправки в КоАП и ГК не внесены. Следовательно, лимит наличных расчетов требует соблюдения лишь при взаимодействии юридических лиц.

Сделки юридических лиц с физическими лицами осуществляются без ограничений.