Линкор миссури 63 почему. Почему линкор «Миссури» называют самым известным кораблем

Линкор «Миссури» - его имя выделяется из перечня боевых кораблей. Пятьдесят лет этот корабль был символом военно-морской мощи США. «Миссури» напоминает громадную крепость с огромными орудиями. Казалось, что такой корабль невозможно уничтожить или потопить. Его орудия могли уничтожить любого противника.

Последний раз главный калибр линкор «Миссури» сказал свое слово в Персидском заливе в 1991 году, когда дополнил боевой арсенал коалиции во время Кувейтской операции «Буря в пустыне». Тогда два американских линкора ВМС США класса «Айова» присоединились к оперативным силам.

17 января 1991 года в 01:40 с борта линкора «Миссури» были произведены пуски двух ракет «Томагавк», которые еще никогда не запускались с боевого корабля такого класса по целям, находящиеся на расстоянии 1400 км в Ираке и Кувейте. Изначально пятидесятилетние шестнадцатидюймовые орудия произвели яростный огонь. Целью был порт Ханжи в Саудовской Аравии. Когда мощные орудия начали свою стрельбу каждые 15 секунд по иракским укреплениям, то армия США облегченно вздохнула - это было грозное оружие. За два часа линкор «Миссури» произвел 135 серий выстрелов. Ни чей вражеский огонь не мог настигнуть линкор. Точность управления огнем достигалась с применением беспилотных летательных аппаратов, которые запускались с кораблей при помощи катапульты. Они производили корректировку огня крупных калибров, затем возвращались, попадая в сети. Их заново снаряжали и запускали вновь.

Их компьютерной системой управлял пилот с пункта управления. Полученное изображение с видеокамеры самолета отображалось на внутреннюю телевизионную систему, где были показаны координаты объектов. Благодаря новой системе наведения немного устаревшие орудия при попадании в цель оказались беспощадными. Сочетание новых технологий доказали свою эффективность. Его залпы в Персидском заливе стали прощальным салютом тем временам, когда линейные корабли безраздельно господствовали на морях и океанах. Но родился линкор «USS Missouri» в другое время.

Линкор «Миссури» был построен на верфи «New York Naval Shipyard» 29 января 1944 года. Его киль был заложен 6 января 1941 года. В строительстве мощного корабля приняли участие около 10000 человек. Учитывая угрозу вражеской авиации "Миссури" был сконструирован с особым акцентом для защиты его башенных орудий, складов боеприпасов и авиабомб. Самая толстая броня имела толщину 15 см, а два огромных пояса вдоль сторон линкора располагались под углом внутрь корабля, что обеспечивало защиту равную 34 см стали. Листы обшивки, которые смыкались вместе, составляли вес до 50 тонн каждый. Так как все линкоры класса «Айова» были повторно введены в строй в конце войны после нахождения в резерве, каждый из них был снабжен самой новейшей техникой, включая наземные и воздушные поисковые радары, которые могли определить вражескую авиацию на расстоянии 160 км.

Каждая орудийная башня линкора «Миссури» имела три шестнадцатидюймовых орудия, что являлось самым мощным орудием, когда-либо установленное на военных кораблях ВМС США. Бронепробивающие снаряды с улучшенными возможностями имел способность пробить десятиметровые бетонные укрепления. «Миссури» имел самую мощную противовоздушную оборону из всех кораблей, участвовавших во второй мировой войне. Его вспомогательная артиллерия включала 25 мм пушки, составляющие 10 пар и 100 единиц 20 мм зенитных орудий. Также линкор «Миссури» можно отнести к одним из самых быстрых военных кораблей в мире, так как его максимальная скорость хода достигала 35 узлов.

Спустя четыре месяца после битвы в проливе Ulithi в последние месяцы второй мировой войны знаменитому линкору «Миссури» ВМС США еще раз было предоставлено слово. На этот раз было заданием оказать артиллерийскую подготовку своим силам при штурме японского острова Iwo Jima. Его мощные удары по укреплениям японцев создавали поддержку морской пехоте. От одновременных выстрелов из шести шестнадцатидюймовых орудий корабль раскачивало, а из легких экипажа высасывало воздух, так как при залпе реактивного снаряда создавался вакуум в замкнутом пространстве помещений.

Еще одним неприступным островом был Okinawa. Линкоры ВМС США класса «Айова» должны были подготовить путь к наступлению. Высадка десанта сопровождалась массированной атакой мощных орудий боевых кораблей, среди которых был линкор «Миссури».

Мировая история знает немало случаев, когда тот или иной корабль становился легендарным, приобретал ореол славы. В течение тысячелетий человечество успело построить миллионы судов, многие из которых смогли повлиять на саму историю.

Некоторые из кораблей прославились своими достижениями, другие же стали своеобразным символом, объединяющим народы. Среди них - знаменитая каракка “Санта-Мария”, на которой Христофор Колумб добрался до Нового Света, линейный корабль первого ранга “Виктория”, ставший местом смертельного ранения английского адмирала Горацио Нельсона, армада которого разбила флот Наполеона в ходе Трафальгарской морской битвы, печально известный британский пассажирский лайнер “Титаник”, крейсер “Аврора”, выстрелом которого была начата революция 1917 г. в Санкт-Петербурге, и немало других судов.

В одном ряду с этими знаменитыми кораблями свое достойное место занимает американский линкор "Миссури" времен Второй мировой войны. Созданный в 1944 году, этот корабль находился на вооружении флота США около полувека и участвовал едва ли не во всех военных конфликтах страны за этот период, начиная с заключительных боёв на Тихом океане против Японии в 1944-1945 гг. и заканчивая операцией “Буря в пустыне” в 1991 г.

Линкор “Миссури” (USS Missouri, BB-63) за время своей боевой службы получил некоторые прозвища, в частности - “Mighty Mo”, ”Big Mo”, то есть “Могучий Мо”, “Большой Мо” .

В строительстве мощного корабля, которое началось 6 января 1941 г., приняли участие около 10 000 человек . Линкор был введен в строй 29 января 1944 г. . Он стал одним из четырёх линкоров класса “Айова”, которые появились в конце войны и были в то время одними из самых современных и мощных боевых судов мира.

406-мм пушки кораблей этого класса оставались высокоэффективным средством дальнего огня морской артиллерии по береговым целям. Имея дальность стрельбы более 30 километров, эти линкоры могли вести загоризонтный огонь, оказывая поддержку сухопутным войскам, действовавшим на берегу .

На момент введения в строй стандартное водоизмещение “Миссури” составила 48 425 т, полная - 57540 т. Длина - 270,4 м, ширина - 33 м, осадка - 10,7 м.

Энергетическая установка состояла из 4-х турбозубчатых агрегатов “Gеnеrаl Electric”, 8-ми паровых котлов “Babcock & Wilcox” суммарной мощностью 212 000 л.с. Для обеспечения работы энергетической установки нужно было 7621 т нефти!

1 Каракка - большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков.

2 Осадка - глубина, на которую судно или плавучая буровая платформа погружаются в воду.

3 Турбозубчатый агерегат - паровая турбина, соединенная с зубчатым редуктором. Используется на судах как основной двигатель и как привод насосов и других механизмов большой мощности.

4 Узел - единица измерения скорости движения судов, равная одной морской миле в час.

5 Траверс - легкое (в основном противоосколочное) броневое прикрытие важных элементов корабля, выступающих за броневую палубу, но расположеных внутри корпуса корабля.

6 Барбет - неподвижная открытая платформа для размещения пушечной установки кругового вращения, как правило, с броневым прикрытием.

7 HY-2 ("Hai Ying-2" или "Морской орел-2", по классификации НАТО - "Silkworm", то есть "Шелкопряд") - китайская противокорабельная ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения.

8 Скринсейвер - компьютерная программа, представляющая собой экранную заставку, которая через некоторое время простоя компьютера меняет текущее изображение на мониторе другим (обычно - динамическим). Для мониторов, оснащенных электронно-лучевой трубкой, скринсейверы необходимы, так как помогают бороться с выжиганием люминофора или выгоранием пикселей от статического изображения. Для жидкокристаллических мониторов это не так важно и используется прежде всего с эстетической целью.

З.Г. Златанов , Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне

Подробности

Прежде чем наконец-то он был выведен из эксплуатации в 1992 году, корабль получил три звезды за сражения во Второй Мировой Войне, пять на Корейской войне, а также несколько почетных грамот и медалей за войны в Персидском заливе. И на протяжении всей долгой службы могучего линкора, военный корабль был едва поцарапан.

Заложенный в январе 1941 года, Миссури был последним линкором класса Айова.

Маргарет Трумэн спускает на воду Миссури с тогдашним сенатором Трумэном на заднем плане в Нью-Йоркском военно-морском доке в январе 1944 года.

Как линкор класса Айова, Миссури был вооружен девятью огромными 16-дюймовыми пушками, 20 — пятидюймовыми пушками, 80 40-мм зенитными пушками и 49-мм зенитными пушками.

Американский линкор «Миссури» стреляет залпом из передней орудийной башни в августе 1944

На самом деле, залп его орудий был настолько мощным, что взрывное давление толкало воду, создавая иллюзию, что корабль движется в боковом направлении.

Военный корабль был также невероятно быстрым, с максимальной скоростью 33 узла, или около 38 миль в час.

Во время Второй мировой войны Миссури поддержал высадку десанта на Иводзиме, бомбардировкой Окинавы и острова Хоккайдо, и многое другое.

Американский линкор «Миссури» стреляет своими пушками во время ночных перестрелок в августе 1944 года.

В апреле 1945 года японский пилот-камикадзе уклонился от зенитных орудий «Миссури» и упал у борта под главной палубой. Но взрыв нанес незначительный урон.

На самом деле, всего через несколько месяцев в сентябре 1945 года, Вторая мировая война официально завершилась на палубе линкора «Миссури», где документы о капитуляции были подписаны союзниками и японцами в Токийском заливе.

Генерал армии Дуглас Макартур подписывает документ о капитуляции на американском линкоре «Миссури» в сентябре 1945.

Подписание акта о капитуляции Японии на борту линкора Миссури.

Американский линкор «Миссури» отплыл по Средиземному морю в 1946 году для демонстрации силы против Советского Союза. Четыре года спустя, в сентябре 1950 года, линкор присоединился к миссиям в рамках Корейской войны.

Могучий МО стреляет залпом из 16-дюймовых снарядов по Чонджину, Северная Корея, в попытке перерезать вражеские коммуникации в октябре 1950 года.

Однако в феврале 1955 линкор «Миссури»был выведен из эксплуатации.

Но в 1986 году, когда холодная война все еще шла полным ходом, линкор «Миссури» был возвращен к жизни в рамках новой стратегии Военно-Морского Флота США, которая предполагала наращивание военно-морских групп в советских водах в случае будущего конфликта.

Большие портовые буксиры помогают линкору Миссури зайти в порт Сан-Франциско в 1986 году.

Военно-морской флот также модернизировал линкор «Миссури» в рамках своего повторного ввода в эксплуатацию, удалив некоторые из пятидюймовых пушек и установив крылатые ракеты Гарпун и Томагавк.

И это новое оружие было применено во время войны в Персидском заливе, где линкор «Миссури» выпустил по иракским целям не менее 28 крылатых ракет, а также несколько сотен 16-дюймовых снарядов.

В январе 1991 года «Миссури» выпустил в иракскую цель крылатую ракету «Томагавк».

На самом деле, линкор «Миссури» могли уничтожить в феврале 1991 года, когда он вел огонь в поддержку высадки десанта на Кувейтском берегу. Громкие 16-дюймовые пушки Миссури, по-видимому, привлекли внимание противника, и иракцы выпустили ракету HY-2 по кораблю.

В 1992 году американский линкор «Миссури» был выведен из эксплуатации во второй и последний раз. Он был исключен из списка военно-морских резервов в 1995 году и переехал в Перл-Харбор как музейно-мемориальный корабль в 1998 году.

Posts from This Journal by “морская душа” Tag

  • Верхом на королеве

    На «Королеве Мэри» с легкой руки Марлен Дитрих плавал весь Голливуд. В войну же этот роскошный лайнер был «серым…


  • Призеры конкурса подводной фотографии

    Призеры конкурса подводной фотографии Победители очень крутого фотоконкурса Nature"s Best Photography Windland Smith Rice International Awards…

  • Кем был адмирал Бенбоу на самом деле

    Капитан Флинт, чье имя фигурирует в известном приключенческом романе, никогда не существовал. Автор его попросту выдумал, создав героя на манер…

  • Тауматихты - странный существа морских глубин

    Тот, кому пришло в голову назвать это морское чудовище именем Акселя Кристиана Георга, принца датского и исландского (умершего, кстати, совсем…

В развитии американского морского флота важная роль отводится такому классу кораблей, как линкоры. Именно они вынесли на себе всю тяжесть морских сражений Второй мировой. Об одном из известнейших американских линкоров, а именно - линкоре "Миссури", сегодня пойдет речь.

Концепция линкора

Линкор изначально задумывался как основной корабль для несения морской службы и проведения боевых операций. Это были большие корабли, оснащенные самым большим на тот момент калибром, имели высокие боевые характеристики, усиленное бронирование и мощные двигатели. Самым совершенным типом кораблей этого класса считаются американские линкоры семейства "Айова".

Именно эти корабли сумели достичь максимальной гармонии между такими показателями, как скорость, бронирование и вооружение. Они являлись точкой в развитии класса и были последними его представителями. Было запланировано 6 кораблей, однако построили лишь 4 - "Миссури", "Нью-Джерси", "Висконсин", "Айова". Еще 2 корабля - "Иллинойс" и "Кентукки" - так и не достроили. Такая инициатива руководства ВМФ США поясняется тем, что Япония запустила в производство семейство тяжелых линкоров "Ямато". Корабли класса "Айова" и должны были противостоять им.

Боевой корабль ВМФ США Missouri (BB 63) - нелегкий путь, история, судьба

Когда вспоминаешь класс линкоров, приходит на ум несколько кораблей этого класса, которые имели историческое значение. В их числе точно будет и американский линкор "Миссури". Чертежи корабля дают возможность увидеть, что это был гладкопалубный линкор с тремя орудийными башнями и сильно развитой центральной надстройкой. Но не только боевые подвиги делают этот корабль таким важным, ведь он оказал влияние не только на ход мировой истории, но и на развитие кораблестроения. Знаменитое судно строили 4 года - с 1940 по 1944. На его постройке работали примерно 10 000 человек. При спуске на воду кораблю присвоили имя "Миссури"и номер BB 63. Сама команда впоследствии дала ему прозвище "Большой Мо". На тот момент он являлся самым большим судном, состоящим на вооружении флота США. Кроме того, он является крупнейшим боевым кораблем ВМФ США и по сей день, его рекорд так и не побит.

Линкор "Миссури" - характеристики

  • Водоизмещение (фактически - вес корабля) - 48 300 тонн.
  • Длина корпуса - 270,5 метров.
  • Ширина - 33 метра.
  • Осадка в воде - 11 метров.
  • Максимальная скорость корабля - 33 узла (61 км/ч).
  • Силовая установка - Т3А (4 штуки) мощностью 200 000 л. с..
  • Экипаж - 1851 матрос и офицер (в зависимости от задач, возложенных на корабль, это число могло меняться).

Вооружение линкора

  • Пушки калибра 406 мм - 9.
  • Пушки калибра 127 мм - 18.
  • Зенитные установки калибра 20-25 мм - более 100.
  • Противокорабельные комплексы типа "Гарпун" - 16.
  • Ракеты класса "Томагавк" - 32.
  • Зенитные установки "Фаланкс" калибра 20 мм - 4.
  • Зенитно-ракетные комплексы "Стингер" - 5.

Вооружение корабля вполне соответствовало таким впечатляющим размерам: главный калибр линкора "Миссури" - мощные 406-мм пушки, которых было по три в каждой орудийной башне. Всего таких башен было тоже три. Помимо этих орудий, корабль обладал также 127-мм пушками для поддержания постоянного огня, всего их было 18.

Еще одна особенность конструкции "Миссури" - почти абсолютная защита от всевозможных авианалетов. Более сотни 20 и 25-мм автоматических зениток превосходно отражали атаки японских камикадзе. Да и все жизненно важные отсеки - орудийные погреба, машинное отделение, борта - были надежно защищены броней, максимальная толщина которой составляла 15 см. К примеру, во время боев за остров Иводзима смертники несколько раз атаковали корабль. Линкор "Миссури" вследствие этих атак никаких серьезных повреждений не получил.

Участие во Второй мировой войне

Корабль успел принять участие в завершающем этапе Второй мировой войны. При его поддержке проводились многие десантные операции или битвы - пролив Улити, Окинава, Иводзима. Его мощные пушки эффективно подавляли японские укрепленые пункты, тем самым прикрывая наступающую пехоту. При залпах корабль сильно раскачивался, а реактивные снаряды высасывали весь воздух из орудийных башен при выстреле. Звуки от выстрела были такими, что многих моряков (несмотря на то, что они прошли специальную подготовку) пришлось госпитализировать, так как им было очень плохо.

Также корабль вошел в историю благодаря тому, что на его борту была подписана безоговорочная капитуляция Японии, и так завершилсь Вторая мировая война. Это случилось 2 сентября 1945 года.

Послевоенная жизнь линкора

После окончания боев с Японией "Миссури" еще некоторое время находился на службе. Так, в 1947 году президент Трумэн совершил на нем дипломатическое плавание, во время которого линкор пересек экватор и в конце концов причалил к берегам США. Впоследствии президент очень тепло отзывался о времени, проведенном с командой. Следует выделить и тот момент, что к матросам, которые служили на кораблях класса "Айова", всегда относились с большим уважением. Возможно, причина в том, что тяжелая работа в условиях тропической жары требовала от каждого максимума усилий.

После этого славный корабль перевели в резерв. Здесь его постигла первая неудача - в январе 1950 года проводились учения в Чесапикском заливе. Здесь "Миссури", производя маневры, сел на мель. Повреждения были серьезными - три топливные цистерны оказались пробиты камнями. Поскольку корабль был набит всевозможными боеприпасами и прочим грузом (примерно 11,7 тысяч тонн), были проведены срочные работы по его разгрузке. Первые попытки сняться с мели не увенчались успехом, но уже в феврале корабль пришвартовался в доке Норфолка, где его ремонтировали целых 5 дней.

Участие в вооруженных конфликтах конца 20 века

С началом Корейской войны "Миссури" отправился на боевой патруль в южнокорейские воды. Это единственный корабль, который прошел все три года боевых действий (1950 - 1953), не покидая пост. За это его отметил корейский президент. В 1955 году корабль снова вывели в резерв.

После этого линкор, согласно программе Министерства обороны, был законсервирован и примерно 40 лет простоял в доках. Однако к 1980 году у правительства возникла нужда в мощных и быстроходных кораблях (тогда Холодная война достигла своего апогея). В связи с этим линкоры класса "Айова", в том числе и "Миссури", были расконсервированы и капитальным образом переоснащены и модернизированы. Основной калибр, конечно же, не трогали, а добавили только актуальное стратегическое вооружение - крылатые ракеты "Томагавк", специальные противокорабельные ракеты, автоматизированные зенитные установки. Стоит отметить то, что все линкоры прекрасно сохранились, несмотря на 40 лет простоя. Впоследствии боевая группа, и линкор "Миссури" в частности, несла службу во многих конфликтах - поддерживала пехоту и наносила удары по войскам Вьетконга во время Вьетнамской войны, локализировала боевые действия во время Фолклендского конфликта.

Конец боевой службы - последняя операция

Именно с "Миссури" связан последний боевой выход в море корабля-линкора. Это случилось в 1991 году во время боевых действий в районе Персидского залива. Его пушки заговорили в последний раз, когда он оказывал помощь войскам коалиции при операции "Буря в пустыне".

Итак, 17 января 1991 года. В 1:40 с "Миссури" запускают две ракеты "Томагавк". Что примечательно, это первый опыт стрельбы ракетами с корабля подобных размеров, при этом на большую дальность - цели находились на территории Ирака и Кувейта на удалении примерно в 1400 км. Вместе с тем старые, но все еще эффективные главные орудия открыли яростный огонь по порту Ханжи на территории Саудовской Аравии. Залпы производились каждые 15 секунд. Поскольку все действия линкора - перемещение и стрельба, координировались БПЛА с воздуха, то "Миссури" не получил ни единого повреждения. Вражеские позиции накрыло море огня, ведь мощность 406-мм орудий в сочетании с современными системами наведения была поистине разрушительной. Эти залпы стали прощальным салютом и закатом века линкоров, которые вынесли на себе тяжесть многих сражений и боевых дежурств, доказав, что линкор - это эффективное и грозное оружие.

Но приближался век авианосцев, так что линкор "Миссури" завершал свою службу. В 1992 году его вывели из состава действующего флота. Перед своим "уходом в отставку" линкор совершил памятное путешествие к берегам Японии, к тому месту, где закончилась Вторая мировая. После этого он направился к родным берегам. В порту Лонг-Бич с него сняли все вооружение и важное оборудование. Сейчас он находится на пожизненной стоянке в порту Перл-Харбор на Гавайских островах и является кораблем-музеем. Он интересен не только в силу своей известности, но также и потому, что является единственным оставшимся в рабочем состоянии кораблем класса линкоров. Также он интересен и для моделистов, которые, благодаря современным технологиям, могут собрать модель линкора "Миссури" у себя дома и добавить ее в свою коллекцию боевых кораблей.

Итоги

Как мы видим, линкоры, в числе которых был и "Миссури", являлись грозным и эффективным оружием, которое не раз спасало солдат во время различных конфликтов середины и конца 20 века. Однако после Второй мировой они устарели и являлись, скорее, красивой игрушкой в руках правительства США, чем выполняли свою основную функцию.

Несмотря на то что война линкоров уже ушла далеко в прошлое, мы продолжаем восхищаться этими стальными красавцами, которые долгое время носили прозвище «хозяева морей». Появившись во второй половине XIX века, эти железные монстры несколько десятилетий подряд наводили на окружающих страх и трепет. Одним из последних подобных кораблей, оставивших заметный след в военно-морской истории, был линкор «Миссури».

Заложен этот гигант был на одной из нью-йоркских верфей в начале грозного 1941-го года, а спущен на воду в январе 1944-го. Уже в ходе строительства проект линкора претерпел весьма существенные изменения, что связано с особенностями ведения боевых действий германскими и японскими ВС. В частности, значительное внимание было уделено защите боеприпасов и башенных орудий, что было связано с вполне реальной угрозой со стороны немецких и японских самолетов. Максимальная толщина брони корабля достигала полутора тысяч миллиметров, что делало его практически неуязвимым.

Линкор «Миссури» имел мощный огневой кулак, основу которого составляли три пушки калибра 16 дюймов. Ни до, ни после этого ни один военный корабль Соединенных Штатов не обладал подобными орудиями. Помимо этого, корабль нес на себе двадцать 25-мм пушек и 100 зениток для защиты от воздушных атак. корабля составляла 35 узлов, что делало его одним из самых быстроходных в своем классе.

Линкор «Миссури» прекрасно проявил себя не только в столкновении с японскими кораблями и самолетами, но и при штурме наземных укреплений.

Так, экипаж этого стального чудовища покрыл себя неувядаемой славой в боях за острова Иво и Окинава. Причем при одновременном залпе из всех орудий главного калибра вокруг корабля и внутри него образовывался так что матросам и офицерам какое-то время было невозможно нормально дышать.

Линкор «Миссури» вошел в мировую историю не только своими военными подвигами, потрясающими техническими характеристиками, но и тем, что именно на его борту была перевернута последняя страница этой чудовищной катастрофы. 2 сентября 1945 года именно здесь был подписан акт о капитуляции Японии, которую принял американский главнокомандующий Д. Маккартур.

Линкоры Второй мировой войны доказали, что в тот период именно они определяли основные направления противостояний на океанских просторах. Однако время шло, роль кораблей этого типа постепенно снижалась. Многие из них окончили свои дни в доках, будучи разрезанными на отдельные куски. В этом плане нашему герою повезло: несмотря на ему довелось поучаствовать еще в нескольких компаниях. В частности, в 1991 году линкор «Миссури» был одним из немногих с которого выпускались ракеты во время бомбежек Ирака. Выполнив до конца свой воинский долг, гордый покоритель океанских пространств ушел на заслуженный отдых. Теперь свою вахту в морях и океанах несут совсем другие корабли, однако без опыта их героических предков не было бы и сегодняшнего