Что означает гордыня. Гордыня в Библии

Гордыня - это качество человека, которое образуется вследствие чрезмерной гордости у индивида. Ее отождествляют с заносчивостью, эгоизмом и зазнайством. Горделивый человек считает, что он превосходит других в чем бы то ни было, в работе, одежде, во вкусах, в общем образе жизни. К тому же часто он не имеет веских причин, чтобы несправедливо относиться к другим и унижать их, поэтому гордыня часто носит в себе элемент лжи. Чтобы разобраться в том – гордыня, что это такое, можно обратиться в религию.

Гордыня во многих религиях относится к смертным грехам, потому как человек старается возвыситься чуть не до уровня Бога, при этом унижая других, ступая по их головам.

Гордыня человека является разрушающим чувством, отравляющим душу. На такого человека никто не надеется в личном деле, с ним не хотят делиться своими достижениями. Никто не хочет рассказывать о личных проблемах или радостях, в том или ином случае горделивый человек будет проявлять неадекватную и не дружескую реакцию. Если человек пришел с личной проблемой к нему, он будет не сострадать, он будет тешиться тем, что люди такие неудачники, хотя у него самого все не намного лучше. Такой человек априори неспособен к . А если человек придет с какими-то успехами, он наткнется на стену непонимания и . Горделивый человек с часто не понимает, что он совершает тем самым роковые жизненные ошибки. Проявляя свою невнимательность к другим, неблагодарность и бахвальство он отталкивает от себя многих людей и наживает себе врагов. Желание человека быть единственным в своем окружении, кого можно уважать и любить, приводит к мании величия.

Гордыня и гордость

Зачастую люди не знают, какие между понятиями гордыня и гордость отличия. Через похожее звучание их отождествляют, но есть между понятиями гордыня и гордость отличия, которые необходимо знать для грамотного употребления этих двух разных понятий.

Гордыня и гордость отличия. Первое, что необходимо сказать, чем отличается гордость от гордыни – это эмоциональным окрашиванием.

Гордыня – это всегда чувство с отрицательным оттенком. Она негативна, потому что не имеет положительного продукта, чревата только негативными результатами во всех отношениях человека.

Гордость являет собой понятие, окрашенное позитивными эмоциями. Это искренняя радость за себя, за свои успехи, без доли высокомерия и возвышения себя над другими. Гордость мотивирует ставить большие цели и достигать их, а гордыня зациклена на одном, не давая возможности развиваться.

Гордыня – это всегда только позитивное отношение к самому себе, своим личным ценностям и неуважение к ценностям других людей.

Гордый человек справедливо относится к другим личностям, уважает их ценности и правила, проявляет эмпатию и искреннюю радость за их достижения, способен выразить поддержку в нужный момент. С таким человеком люди любят общаться, приходить к нему за советом или просто побеседовать. Гордый человек руководится правилом чести, горделивость в себе не имеет ни грамма этого чувства. Гордость за себя, страну, соотечественников - эти чувства вызваны искренней радостью, и делает человека счастливым, это определяет его, как коллективно направленного. Горделивый человек всегда личностно ориентирован только на себя, он неспособен к коллективной радости, он может по отношению к группе испытывать зависть, презрение, и отвращения. Поэтому горделивый человек редко состоит в каких-либо социальных группировках. Мудрые люди сочувствуют такому человеку, искренне жалеет его, ведь видят, что он делает со своей жизнью и куда катится в своем отношении к другим людям. Но они знают, что придет время, когда он вылечится от этого злополучного чувства.

У гордых людей всегда есть чувство уверенности через опору на свои достоинства, они знают, что могут на себя надеяться, знают себе цену, потому, что это подтверждается истинными фактами. У горделивых, в большинстве случаев не на что оглянуться в своем прошлом, чтобы испытать гордость за поступки, которые также признавались бы другими людьми. Гордый человек знает себе цену, имеет достоинство и знает стоимость своим поступкам, он неуязвим.

Горделивый человек, демонстрируя себя на все стороны, может внутреннее быть очень уязвимым. В проблемной ситуации такой человек начинает внешне говорить о том, что он сильный и справится со всеми жизненными барьерами, но на самом деле, оставаясь наедине со своими мыслями, он понимает, насколько ему страшно и он нуждается в поддержке и, ни грамма от показательной уверенности в нем не остается, ведь он таки знает цену своим способностям.

Гордыня и гордость в чем разница? Если поразмыслить о том еще, чем отличается гордость от гордыни, то можно сказать, что гордый человек, позитивно направленный на других и на их достижения. Личность, наделенная гордостью, способна больше других быть истинно счастливой за других, если они чего-то добились, потому что сама хорошо знает цену этих успехов. Часто на такую личность смотрят с восхищением, и готовы равняться на нее. Человек, имеющий избыток горделивости никогда не станет мотиватором для других, на него не будут равняться в основном из-за отсутствия в нем чести и справедливости.

Признаки гордыни

Чтобы определить понятие гордыня, что это такое, какие его признаки, не нужно быть особо наблюдательным человеком. Горделивый человек обладает непоколебимым убеждением, что все вокруг люди неправы и постоянно ошибаются, и стараются ему насадить свои ложные, как он считает, убеждения. А правильной и правдивой может быть только его точка зрения и все окружающие должны под нее подстраиваться. Он считает, что если мнение других неправильное, то и они сами являются неразумными людьми, из этого выходит, что раз так, что все другие неразумные, то я самый умный. И тут наступает момент ликования, он обвиняет других в глупости, хотя сам не видит, что происходит на самом деле, что это он со своим бахвальством выглядят глупым и недалеким.

Горделивый человек создает условную иерархическую структуру для окружающих людей, по которой их судит. На вершине этой структуры, конечно, стоит он сам, и на одной ступени с ним никогда никто не будет одновременно стоять. И все другие намного ниже его, расположены по определенным критериям. Бывает, что такому человеку нужна помощь других, в ответ может предложить и свою помощь, но такая помощь неискренняя. На бескорыстный поступок с его стороны нельзя рассчитывать. Оказывая кому-то помощь, этот человек подчеркивает свою значимость в лицах других людей.

Признаки гордыни у человека. Горделивый человек часто повторяет, что мир без него ничто и другие люди не могут быть полноценными без его общества. Такая завышенная самооценка, сосредоточенность на собственной персоне – это верные признаки гордыни, и чем больше человек думает о том, что без него никто не справится, тем более он отталкивает всех от себя. Он пытается все внимание привлекать к себе, чтобы во всех разговорах речь шла только о его персоне. Делает это с помощью материальных предметов (автомобиль, дом), или, делая эпатажные поступки, главное, чтобы после этого быть у всех на слуху.

Горделивый человек старается в деле быть самостоятельным, чтобы в случае успешной деятельности самому пожинать лавры. Но, бывает такое, что без помощи других ему не обойтись, тогда с трудом, переступая через внутренние запреты человек, просит о помощи. Но делает это так, чтобы потом не иметь с этим человеком никаких связей и не быть чем-то обязанным ему.

Горделивый человек всегда и всем раздает советы налево и направо, даже когда этого не требуется. Раздавая советы, он хочет, чтобы им обязательно и безотказно следовали, укрепляя этим свою авторитетность и превосходство. Давая указания другим как жить и действовать, человек исполняет свои потребности в управлении. Он считает, что владеет большим житейским опытом и может всех научить, как правильно жить. Именно эта черта наибольшее раздражает всех окружающих, потому что каждый имеет свою голову на плечах и не всегда нуждается в советах.

Также признаком гордыни является гиперответственность. Такие личности твердо уверены в том, что все что происходит – это их заслуга, и они пытаются показать, сколько всего возложено на их плечи. Они все время напоминают о том, что все идет гладко только из-за того, что они сами стараются. Они взваливают на себя все заботы и считают, что очень правильно делают, но часто в такой гиперответственности с их стороны никто не нуждается.

Люди, имеющие гордыню, представляют себя, как страдающую личность, через взваленные на себя заботы. Они слишком преувеличивают свои возможности, потом жалуются на судьбу, и на других людей, какие все безответственные и как они могут вообще спокойно себе жить, пока он такой несчастный несет свой страдальческий крест.

Горделивый человек всегда осуждает поступки других. Эму кажется, что все поступают не так, как надо и даже не думает о том, что это даже совсем не его дело. И он никогда не упускает возможности указать людям на их неправильные поступки, показать, что можно было поступить иначе. Такой игнорирует какие-либо советы, потому что считает, что люди пытаются им руководить.

Люди, которым присущая гордыня, считают себя самыми умными, зато другим могут приписывать диагнозы, навешивать ярлыки и обзываться, считая это нормальным. Им все люди что-то должны. Они ждут, что их прихоти будут выполнены, даже когда они их еще не озвучили.

Горделивые личности неспособны на искреннюю благодарность. Если они и соображают, что должны поблагодарить человека, то делают это в очень сухой манере. Потому что считают, что благодарить, значит, в определенной степени быть зависимым от кого-то, а следственно быть ниже его. В их головах сидит штамп о том, что просящие что-то, являются неполноценными, беспомощными личностями. Если им и оказали услугу, то они воспринимают это так, что так и должно быть, что им всегда должны делать услуги, особенно бескорыстные.

Горделивые люди часто руководятся правилом «пришел, увидел, победил». Их появление в компании часто выглядит, как выступление на сцене. Личность пришла в компанию, по отрепетированному сценарию прошлась, раскритиковала, обидела, развернулась и пошла дальше. А то, что она оставила после себя в сердцах людей, ее не обходит.

Иногда, понятия гордыня и тщеславие употребляют в одном ключе. Тщеславие, так же как и гордыня имеет возможность перерасти в манию величия. Тщеславие дает человеку иллюзию собственного превосходства. Такие люди уверены в своей гениальности, красоте, они очень самодовольны. Хотя часто нет никакого превосходства, наоборот, есть душевная низость. Человек не видит, как его чувство достоинства переходит в чувство ничтожности. Желание быть выше других является низостью, ведь использование людей в корыстных личностных целях не может быть положительным. Горделивые люди являются энергетическими вампирами, они питаются энергетикой других людей, их переживаниями. Горделивые люди ищут то слабое место человека, за которое можно уколоть, вызвать страдания, обиду, и сами потом остаются в хорошем настроении, такие поступки очень низкие, ничтожные.

Гордыня и тщеславие в равной степени приводит к несчастью человека, и его изоляции от мира.

Как избавиться от гордыни

Как говорят опытные люди: «все пройдет, и это тоже». Это правило также действует в том случае, когда горделивый человек приходит к осознанию своих поступков, реально оценивает их и искренне говорит, что хочет измениться, и ищет способы, как бороться с гордыней. Человек, который долго жил в собственном иллюзорном мире, где он был царь и бог, не может сразу перестроиться, ему нужна помощь других, чтобы процесс избавление от гордыни был эффективным и не таким сложным.

Путей избавление от гордыни есть несколько. Для начала необходимо человеку понять, что он горделив, а не гордый, часто люди спутывают эти понятия и ложно их трактуют в своем поведении. После осознания отличий между гордостью и горделивостью, человек должен искать в себе пороки и подумать, как их искоренить. Многие думают, что это сделать очень легко, как, будто можно все в один момент понять и больше подобным образом не поступать. Очень немногие люди могут действительно так сделать и измениться в один миг, но для этого требуется очень сильная воля и твердый характер, чтобы даже мысли о жалости к себе, не могло возникнуть.

Человеку необходимо четко осознать мир и себя в нем, понять свое истинное место. Увидеть настоящий мир и людей, откинуть все свои предубеждения по поводу их, перестать критиковать, обсуждать других людей и принять тот факт, что кто-то на самом деле может быть гораздо лучше его. Главное – это как она есть, со всеми ее странностями, плюсами и недостатками. Перестать тратить свою энергию на создание интриг вокруг себя. Научиться не только принимать от других людей помощь, но и отдавать что-то взамен, соблюдая равновесие в природе отношений.

Чтобы избавиться от гордыни человеку необходимо поразмыслить над тем, какое благо он может дать людям. В каждого человека есть предназначение, его нужно найти. Требуется тщательно проанализировать себя, прийти к самопознанию, понять какие имеются склонности и тогда уже действовать в определенной области занятий и самосовершенствоваться в этой сфере. Когда человек научиться расходовать свою жизненную энергию правильно, тогда он придет к гармонии с собой и с миром.

Противоположными к гордыне имеются такие качества, как смирение, благодарность, честность, филантропия, трудолюбие. Если человек целеустремленно работает над их развитием, он сможет побороть все свои пороки.

Если техники внутреннего разговора применять вместе с поведенческими, то результата будет гораздо больше и наступит избавление от гордыни быстрее.

Как избавиться от гордыни и высокомерия?

Одной из таких техник есть исполнение работы, которую человек считает низкой, грязной и недостойной его. Занимаясь унизительным трудом, но таким, который некоторые люди выполняют каждый день, например, работа санитаром, посудомойкой, уборщицей, в сознании человека происходит слом системы. Проделывая такую работу несколько раз, человек сам по себе меняется, он стает более приземленным, снижается чувство превосходства.

Как избавиться от гордыни православие. Избавиться от гордыни человеку поможет поклон. Поклон, как физическое действие, но с заложенным в нем глубоким смыслом. Когда человек кланяется – он нагибается, опускает свою голову перед чем-то. Поклонение – это выражение уважения, почтения, смирения и признания. Чем чаще человек кланяется, тем быстрее он привыкает к тому, что он признает других, совершает поклонение их персонам в знак благодарности, или уважения. Также человек должен кланяться в молитве, очищать свое сердце и мысли.

Горделивому человеку необходимо научиться внимательно воспринимать собеседника, вникать в то, о чем он говорит и понять, какие у него эмоции, принять его переживания, проявлять эмпатию. Научившись слушать других людей, их проблемы, их переживания человек меняет свое отношение к ним, он понимает, что на самом деле ошибался в человеке и сам приписывал ему другие качества.

Чтобы искоренить гордыню, нужно научиться благодарить людей от чистого сердца. Неважно, то ли дружеская помощь, то ли консультирование продавца в магазине, всех необходимо благодарить. Каждый человек старается, тратит свою силу и время, и его труд должен быть оценен, а искреннее «спасибо» много времени не заберет.

Горделивому человеку очень трудно принимать других людей, какими они есть. Он либо будет критиковать их, либо сам придумает им историю их жизни и будет распускать слухи. Но такой человек должен смириться с тем фактом, что не все люди одинаковые, у каждого свои особенности и на этом построен мир. И никто не вправе переделать другого человека под себя.

Все вышеперечисленные способы, как бороться с гордыней, являются эффективными в том случае, если человек действительно осознал, что пора ему меняться, принял свои пороки и готов исправиться.

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Гордыня образ человека создаёт ненатуральный, и он живую Душу затмевает. Вот оттого философы из прошлого и гении сегодняшнего дня немного могут сотворить.
Так как, лишь первый сделав штрих, теряют сразу, самостью объяты, то, что было им дано вначале

Один из смертных грехов человека - гордыня. Ему, этому греху, подвержено большинство людей

Гордыню не следует путать с гордостью. В словаре Ушакова такое определение гордыни: непомерная гордость, высокомерие.

Греческий синомим – ги́брис, хю́брис - высокомерие, гордыня, спесь, гипертрофированное самолюбие.

Гордыня есть смертный грех, это многие знают. Но немногие понимают, что это смертный грех также для души, а не только для тела.

Проявляется гордыня так: человек считает себя выше других, не считает всех людей равными друг другу. Начинает осуждать других, завидовать им, ненавидеть других людей, вредить им, подчинять их себе и создавать жизненные неудобства. Даже в рамках одной семьи гордыня может быть разрушительно опасной. Горделивый супруг вечно предъявляет претензии, дает команды, “пилит”, осуждает – все, что угодно. В результате страдают оба.

Помимо последствий для других, в которых нет ни капли положительного, гордыня еще и опасна для самого человека. Гордыня может быть причиной самых разнообразных болезней, в том числе онкологии.

Удивительно, но часто гордыня бывает у верующих людей. Они осуждают остальных людей, живущих иначе, ставят себя выше их.

Духовная самость и есть вершина самого смертного греха – гордыни

Гордыня не дает человеку прощать и любить, он думает что его достоинство и его самого оскорбили, задели, а следовательно он должен как минимум не разговаривать с обидчиком и как максимум ему пакостить, грубить.

Человек, подверженный гордыне, ищет возможность возвыситься в своих собственных глазах над кем-нибудь. Заполучить желаемую оценку или самооценку, доказать всему миру, что он прав, а мир ошибается. Доказать свою исключительность, самостоятельность или ещё что-то, что сможет приподнять человека в собственных глазах. А если ещё и в глазах окружающих поднимется, так вообще будет море «позитива». Почему в кавычках? Потому, что наркоманы тоже получают непередаваемое удовольствие от наркотиков, но может ли такой позитив быть здоровым и здравым?..

Я думаю, все мы сталкивались (или даже обнаруживали в себе) с людьми, которые постоянно «умничают» и критикуют. Так они пытаются самоутвердиться, возвысится, получить оценку, и если эта оценка будет соответствовать их мнению о себе, вот она – долгожданная доза. Вот оно – счастье чувствовать себя самым-самым! Вот она – гордыня!

А зависимость от похвалы! Здесь даже расписывать ничего не надо. Наверняка, среди знакомых парочка-другая таких любителей быть высоко оцененными за красивые глаза или за тяжкие усилия, у вас найдется.

Какое “лекарство” от гордыни? Правильно, любовь Любовь может справиться с любыми негативными чувствами. Если человек любит, он забудет о гордыни, простит обиду, а ненависть вообще чужда любящему сердцу.

Стихотворение про Гордость и Гордыню

Сошлись однажды Гордость и Гордыня…

Гордыня, осмотревшись, свысока

сказала жёстко: «Гордость! Я отныне

хозяйка на Земле. А ты пока

уйди с дороги. Не мешай мне лихо

всем управлять. Я справлюсь без тебя».

И Гордость с ней не стала спорить.Тихо

лишь улыбнулась, молча отойдя.

Гордыня развернулась не на шутку:

смотрела на людей поверх голов,

не задержалась рядом на минутку,

не тратила на разговоры слов.

Не снизойдя до «низшего сословья»,

Гордыня видела одну себя.

И, оставляя за собой Злословье,

растила в себе собственное «Я»

и ничего вокруг не замечала.

Куда уж ей, «Великой», до забот?

Мольбы и просьбы ловко отвергала:

мол, и своих проблем невпроворот.

Гордыня окружила себя Лестью,

Подобострастьем, Властью, Суетой.

На Критику же отвечала Местью,

не разобрав причины ни одной.

«Купаясь» в Поклонении и Злате,

презрев навеки Божеский Закон,

Гордыня меркла, словно на закате,

Светило меркнет, прячась в горизонт.

И всё же, находясь в плену иллюзий,

Гордыня пребывает на Земле.

И, утвердившись лишь в немногих людях,

она «творит дела» в душевной тьме…

А где же Гордость? Что же с нею стало?

Куда девалась скромница сия?

Посмотрим, что к её рукам пристало?

Иль жизнь свою она сжигает зря?

С Гордынею, расставшись, незаметно,

пошла туда, где нет высоких слов.

Жила как все, и не гнушалась бедных,

не попирала нравственных основ.

Трудилась с упоением. И молча

Хулу сносила, Колкости, Навет.

И Чистоту в душе людей упроча,

Вновь возрождала Божеский Завет.

Она по крохам в души возвращала

слова Любви, Терпение храня.

В себе и Гнев, и Ревность побеждала

И укрощала собственное «Я».

Но Человеку Гордость помогала,

когда его топтали ни за что.

И, пораженья не боясь, вступалась

за Честь его. И отступало Зло.

Не плакала и Милость не просила,

с Достоинством лишения терпя.

Себя на пьедестал не возносила.

По Совести судила, а не мстя…

Вот жизнь опять свела двоих на тропке…

Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,

но не одна - в плену Мечтаний топких,

и так высокомерно говорит:

« Я вижу, Гордость, ты не преуспела!

Немного ж заработала ты льгот!

Вот Я, ты видишь, стала ж, кем хотела!

Живу теперь в Богатстве, без Забот».

Но Гордость ей без страха отвечала:

« Да, я тружусь, и в этом мой успех.

Любовь несу - она всему начало.

Я – Честь. А ты, увы, лишь смертный Грех.

Гордыня… Гордость… Корень в них единый.

Оттенков в поведении не счесть…

И если в Гордости пороки победимы,

Гордыне ж не знакомо слов Честь.

На тонкой грани Гордость и Гордыня


Гордость и Гордыня - веточки одного корня, да плоды на них разные…


Гордыня
- непомерная гордость , заносчивость, высокомерие, эгоизм (Толковый словарь)

Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. В гордыне человек не благодарит Бога за всё то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).

Другими словами, гордыня - это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то всё равно Бог, это только в моём представлении всё как-то по-другому. Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я всё время на что-то натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об неё биться всё время.

Все религии признают это качество одним из самых серьезных смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в черном списке грехов.

Но, тем не менее, разглядеть её в себе порою очень сложно. Потому что грань различия между гордостью и гордыней иногда очень тонкая. Как говорится " Уважая своё я - вы можете не заметить, как плюете в души окружающих вас людей… чрезмерно уважаемое эго - это и есть гордыня."

«Гордыня предшествует падению.» (Английская поговорка)

Итак, как говорится, врага нужно знать в лицо. И тщательно изучая признаки гордыни, мы можем начать медитировать на них и отслеживать их проявления в нашем сердце. Это очень поможет нам развивать благоприятные качества, такие как смирение, уважение, и будет способствовать гармонизации наших отношений с этим миром и укреплять нас на духовном пути. Потому что наша гордыня помогает нам видеть в людях плохое и мешает увидеть хорошее.

"Спящие грезят о собственной значительности. Пробужденные же становятся проводниками значительности мироздания для всё ещё спящих."

Данный список "отличительных" признаков гордыни составлен по семинару Шри Джишну прабху (Сергея Тимченко) «54 признака гордыни».

Гордыня - это:

1. Непреложность того факта, что ты всегда прав. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).
2. Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
3. Чувство собственной важности.
4. Унижение себя и других.
5. Мысль о том, что ты лучше других, хвастовство.
6. Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
7. Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
8. Контроль за ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
9. Надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
10. Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
11. Непозволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
12. Привлечение к себе внимания.
13. Болтливость или разговоры о своих проблемах.
14. Обидчивость.
15. Излишняя чувствительность или бесчувственность.
16. Чрезмерная занятость своей персоной.
17. Мысли о том, что другие думают или говорят о тебе.
18. Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
19. Ощущение своей никчемности.
20. Отказ измениться или мысль о том, что тебе не стоит изменяться.
21. Непрощение себя и остальных.
22. Разделение людей на иерархические уровни - кто лучше или важнее,
затем поведение в соответствии с иерархией.
23. Мысль о том,что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу.
24. Брать на себя непосильную работу.
25. Недоверие к людям, Богу, Посланникам и Владыкам.
26. Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
27. Мысль о том, что ты выше закона и есть особый сын Бога.
28. Сотворение кумира из себя и из других.
29. Работа сверх всякой меры, т.е. столько, что физическое тело не выдерживает.
30. Изменение манеры поведение в зависимости от того, с кем говоришь.
31. Неблагодарность.
32. Игнорирование "малых людей".
33. Невнимание.
34. Неосознание своей гордыни и духовных проблем.
35. Наличие раздражительного тона.
36. Повышение голоса в злобе и досаде.
37. Мысль о том,чтобы проучить кого-либо, или речь о третьем лице в унизительном тоне.
38. Неподчинение воле Бога.
39. Недостаток самоуважения.
40. "Что ты мог бы для меня сделать?".
41. Безрассудство и безумство.
42. Наличие отношения "мой брат есть хранитель меня", обратная позиция "я есть хранитель моего брата".
43. Нечестность по отношению к себе и другим
44. Неспособность пойти на компромисс.
45. Желание всегда оставить последнее слово за собой.
46. Нежелание делиться своими знаниями с тем, чтобы иметь возможность контроля.
47. Невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему. Невнимание к своей душе.
48. Мысль о том,что ты должен это сделать, т.к. никто другой не сможет сделать это лучше.
49. Указание на ошибки другого в тоне осуждения.
50. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль и действие).
51. Предубежденность к людям в зависимости от внешнего вида, цвета кожи и пр.
52. Гордость от занимаемого положения.
53. Чрезмерное уважение к себе.
54. Сарказм.

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Притчи, 16:18)

Об опасности гордыни было известно тысячелетия назад, но люди продолжают попадать в ее сети. Гордыня не чувство, а симптом болезни души человека. Что же это за болезнь? Гордыня — это потеря адекватности в оценке себя и своих возможностей. Человек, зараженный гордыней, начинает считать себя непогрешимым, свои знания единственно верными, а самого себя выше других людей. Именно подобное отношение к действительности, приводит его к падению. Ведь считая, что человек непогрешим, он тем самым лишает себя возможности признавать и исправлять свои ошибки.

Сегодня мы не будем говорить о великих полководцах, которых погубила гордыня, а поговорим о том, как гордыня проявляется в обычной повседневной жизни и губит обычных людей, вроде нас.

Симптомы гордыни:

  1. Симптом «Я все это знаю».

    Иногда другой человек, видя что мы чего-то не понимаем, пытается нам сообщить некую информацию, чтобы мы смогли исправиться. А мы не желая признавать свое невежество или из-за неуважения к мнению этого человека, отмахиваемся от его слов. Мы ставим себя на пьедестал, отрицая даже возможность, что нам могут сообщить нечто новое. Жизнь обязательно ткнет нас носом за такую заносчивость и покажет, что ничего-то мы не знаем.

  2. Симптом «Я презираю их».

    Других людей можно не любить, даже ненавидеть, если есть на то достаточная причина, но презирать их будет ошибкой. Если презираем кого-то, то тем самым ставим мысленно себя выше, что может не соответствовать действительности. Как только мы начинаем презирать, мы тем самым отмахиваемся от всего положительного, что может быть в этих людях, что может привести к их недооценке. Как только разрыв между реальностью и нашим представлением о ней становится большой, мы начинаем сами делать глупости.