Принципы организации финансов. Новая организационно-правовая форма – автономное образовательное учреждение

«Малокомплектная школа» - Использование опорных таблиц. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Преимущества малокомплектной школы. Проблемы организации современного урока в малокомплектной школе. Использование тестов в начальных классах. Применение необычного раздаточного материала. Начальные классы. Использование разноуровневых карточек.

«Преемственность в школе» - Психологические возможности детей. Обеспечение. Первостепенные проблемы. Переходный период. Проблемная лаборатория. Условия жизни ребенка. Административный контроль. Использование тестовых технологий. Залог успеха. Школа. Совместный анализ работ. Преемственность. Организация работы по преемственности.

«Школа» - Личностный рост. Развитие личности в школе. Деятельность. Приоритеты совершенствования школьного образования. Миссия школы. Адаптировать учебный процесс. Современная школа. Разум. Схема личностного роста учащегося. Родители. Реализация программы. Востребованность школы личностного роста. Достижение положительной динамики развития личностных качеств.

«Управление в школе» - Компетенции по оказанию помощи детям. Процедуры принятия локальных актов. Правила - локальный нормативный правовой акт. Документы для создания учредителем АОУ. Программы основного и среднего (полного) общего образования. Признаки локального акта. ЗАКОН « О некоммерческих организациях». Осуществление финансовой, хозяйственной деятельности.

«Наша новая школа» - Развитие самостоятельности школ. Система поддержки талантливых детей. Особенности образовательного процесса. Рекомендации по подготовке публичной презентации. Изменение школьной инфраструктуры. Общие характеристики ОУ. Переход на новые образовательные стандарты. Развитие системы поддержки талантливых детей.

«Опытно-экспериментальная работа в школе» - О смыслах опытно-экспериментальной работы в современной школе. Основной ориентир. Проекты авторских школ. Авторские школы. Эпиграф. Педагог. Опытно-экспериментальная работа. Эксперимент в образовании. Ориентиры образовательной политики. Методика «выращивания» нового опыта. Инициирование инновационной деятельности.

Всего в теме 35 презентаций

Резюме

Границы самостоятельности образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения

В новых условиях хозяйствования государственные и муниципальные образовательные учреждения получили права на самостоятельное осуществление финансово-хозяйственной деятельности по реализации уставных целей, а также передаче государственной собственности в оперативное управление.

Являясь субъектом финансово-хозяйственной деятельности, образовательное учреждение имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом данного учреждения. Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Но использовать бюджетные средства по своему желанию государственные и муниципальные образовательные учреждения не вправе из-за целевого финансирования по предметным статьям сметы.

Образовательное учреждение может осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Для осуществления деятельности, предусмотренной уставом, образовательное учреждение может привлекать дополнительные источники финансирования, формируя таким образом внебюджетные средства.

В соответствии со своими уставными целями и задачами образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе.

Образовательному учреждению предоставляется право решать широкий круг вопросов, в частности в области организации и оплаты труда:

Ø утверждать структуру учреждения, штатное расписание и устанавливать должностные оклады и ставки в соответствии с действующими нормами;

Ø устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда оплаты труда. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества выполняемых работ;

Ø устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий;

Ø определять порядок и размеры премирования работников, исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда.



Границы самостоятельности образовательного учреждения определяются положениями его устава.

Устав образовательного учреждения является основным документом, регламентирующим его деятельность, в котором в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения и статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса;

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства;

7) порядок управления образовательным учреждением;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Кроме этого в качестве отдельных разделов могут быть представлены иные направления в виде предпринимательской, научно-консалтинговой, международной и внешнеэкономической деятельности, а также вопросы реорганизации и ликвидации образовательного учреждения. В качестве отдельного раздела должен быть определен порядок внесения изменений в устав образовательного учреждения.

Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Устав образовательного учреждения, изменения и дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) трудового коллектива и представителей обучающихся и утверждаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится это учебное заведение.

1. Хозяйственный механизм в системе образования представляет собой совокупность форм, методов и инструментов управления этой системой.

2. Развитие образования в настоящее время происходит в соответствии с важнейшими направлениями хозяйственного механизма, охватывающими вопросы финансирования, управления, стимулирования трудовых коллективов и отдельных работников.

3. Переход России на новые условия хозяйствования способствовал формированию рынка образовательных услуг как социально-ориентированного механизма обеспечения связи между производителями и потребителями благ в образовании.

4. Развитие рыночных отношений в России привело к необходимости использования маркетинга как одного из инструментов повышения конкурентоспособности образовательного учреждения. Объектом маркетинга выступает образовательная услуга, имеющая ряд особых черт.

5. Существующий хозяйственный механизм в образовании предполагает использование на уровне отдельного образовательного учреждения в качестве важнейшего инструмента управления планирование и прогнозирование развития этого учреждения.

6. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» решение вопросов организации и управления образовательной деятельностью осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Первичным звеном в сфере образования являются образовательные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности.

7. Образовательные учреждения вправе самостоятельно решать основные вопросы производственно-хозяйственной деятельности и социально-экономического развития.

8. Границы самостоятельности образовательного учреждения определяются законодательными актами и положениями устава образовательного учреждения.

9. Устав является основным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений.

1. Что представляет собой хозяйственный механизм и какова его специфика в системе образования?

2. Каковы основные цели перехода к новой системе хозяйствования в сфере образования?

3. Перечислите главные направления хозяйственного механизма в рассматриваемой отрасли.

4. В чем состоит механизм планирования хозяйственной деятельности образовательного учреждения?

5. Какие требования предъявляются к целям, которые преследуют образовательные учреждения для достижения максимальной эффективности?

6. Что представляет собой система управления образованием?

7. Почему система органов управления образованием является неотъемлемой частью сферы образования?

8. Какую роль играют общественные структуры управления образованием?

9. В чем проявляется в настоящее время расширение самостоятельности образовательных учреждений?

10. Какова сущность понятия образовательная услуга?

11. Перечислите отличительные черты образовательной услуги.

12. Дайте характеристику Устава вашего образовательного учреждения.


Глава 3. Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений

Основной проблемой данной главы является характеристика ресурсов образовательного учреждения, необходимых ему для эффективного осуществления уставной деятельности, учитывая при этом, что средства, находящиеся в распоряжении как отдельного хозяйствующего субъекта в виде образовательного учреждения, так и общества в целом, ограничены.

3.1.Закон РФ «Об образовании» об основах финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения

Образовательные учреждения непосредственно занятые оказанием образовательных услуг, выступают составной частью экономической системы России. Поэтому существенные изменения в экономике государства отражаются на деятельности всех учреждений системы образования.

Трансформационные процессы в экономической системе оказали непосредственное влияние на все аспекты деятельности образовательных учреждений, в частности на законодательную базу, финансовую деятельность и организацию учебного процесса.

Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений даются в главе IV Закона РФ «Об образовании», которая называется «Экономика системы образования». Следует подчеркнуть, что понятие «экономика» впервые применительно к образованию было закреплено в этом законе. В нем раскрываются наиболее важные элементы системы образования, так, в ст. 39 характеризуются отношения собственности в системе образования, которые определяют основы организации экономической деятельности образовательного учреждения. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности, которые находятся в оперативном управлении данного учреждения. Поэтому образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективность использования закрепленной за этим учреждением собственности. Образовательному учреждению дано право выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

В ст. 41 говорится о финансировании образовательных учреждений, которое осуществляется в соответствии с законодательством на основе договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем.

Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений – на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном федеральным законодательством, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.

Ст. 42 «Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования» определяет порядок финансирования и использования финансовых средств этих учреждений. Так, в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам. Государственные и муниципальные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств.

В ст. 43 закреплены права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами, что позволяет ему самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат.

В ст. 45 «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений» отмечается, что эти учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями. Однако следует особо отметить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Образовательное учреждение в соответствии со ст. 47 вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

Экономическая самостоятельность образовательных учреждений

Практически все страны в разной мере осуществляют политику децентрализации, центральным элементом которой является передача полномочий по принятию решений учебным заведениям при усилении их подотчетности за целевое использование бюджетных средств. 2 Педагогическая самостоятельность проявляется в возможности разработки концепции развития учебного заведения, свободе преподавания, выборе вариативных программ и т.п. Экономическая самостоятельность образовательного учреждения предполагает его самостоятельность в различных областях функционирования, а именно: самостоятельное осуществление финансовой и хозяйственной деятельности; самостоятельное распоряжение единым фондом финансовых средств; формирование фондов в зависимости от экономической модели функционирования учебного заведения, владение и распоряжение имуществом; осуществление работ и выполнение услуг в порядке диверсификации. Автономия образовательного учреждения в полном объеме может быть реализована при придании образовательному учреждению статуса юридического лица. Этот процесс предусматривает:

    разработку устава образовательным учреждением и утверждение его учредителем; оформление в установленном порядке передачи имущества от учредителя (собственника) в оперативное управление образовательного учреждения; закрепление за образовательным учреждением выделенных ему земельных участков в бессрочное пользование; получение государственной регистрации в качестве некоммерческой организации в форме учреждения, а также регистрации в налоговом органе, в органе статистики, внебюджетных фондах; открытие счета в банковском или ином кредитном учреждении; при наличии казначейства – оформить лицевой счет получателя бюджетных средств.
После осуществления указанных процедур образовательное учреждение становится самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, приобретает не только соответствующие права, но и обязанности:
    осуществлять бухгалтерский учет; представлять необходимую бухгалтерскую, налоговую, статистическую (в дальнейшем – и бюджетную) отчетность и нести ответственность за ее достоверность; осуществлять финансовое планирование своей деятельности; нести ответственность по принятым на себя обязательствам и заключенным договорам; уплачивать налоги, сборы и пошлины, установленные налоговым законодательством, представлять документы, необходимые для подтверждения налоговых льгот и вычетов; привлекать дополнительные источники финансирования образовательного процесса, содержания и развития материально-технической базы и т.д.
Принятию любого финансового, хозяйственного решения предшествует формирование системы экономической организации (экономического механизма) в образовательном учреждении, которая предполагает формирование экономических отношений по поводу создания и использования образовательных услуг, как результата производственной деятельности образовательного учреждения. Создание экономического механизма должно обеспечить решение трех основных задач функционирования школы: Что делать? Как делать? Для кого? По степени эффективности решения данных задач можно определить успешность функционирования каждого образовательного учреждения. Но главное - создание экономического механизма дает руководителю школы право принятия экономического (хозяйственного) решения, которое и предполагает финансовое управление. В новых условиях хозяйствования учебные заведения уже на стадии планирования получают большую самостоятельность в принятии решений. Они, например, имеют право разрабатывать и утверждать не только новые учебные планы, программы учебно-воспитательной деятельно-сти, но и планы социально-экономического развития. В качестве основы для составления этих планов вышестоящие органы доводят до учреждений только государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы. В настоящее время наиболее предпочтительным методом распределением ресурсов на образование является схема часто называемая «деньги следуют за учащимися», то есть финансирование на основе спроса по установленным нормативам.

Модель расчета норматива бюджетного финансирования

Для нормативного финансирования характерна значительно более высокая по сравнению с действующей системой степень зависимости от результатов деятельности организации. Если в действующей системе оплачивается само функционирование учреждения, то в случае нормативного финансирования – предоставляемые им услуги. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов в сфере образования. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств, учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся. Закон РФ “Об образовании” гарантирует гражданам общедоступное и бесплатное образование в пределах государственного образовательного стандарта, а также устанавливает принцип финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения (ст. 5 п. 3, ст. 41 п. 2). С принятием федеральных законов от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности субъектов Федерации за финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования путем предоставления субвенций местным бюджетам» были изменены межбюджетные отношения в сфере образования. Как установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, субвенция - это одна из форм оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Федерации местному бюджету. Субвенция предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. В данном случае к этим расходам отнесены расходы на реализацию государственного образовательного стандарта. Конкретный порядок предоставления и расчет субвенций определяется законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Этим же законом утверждаются нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования и размер субвенции по каждому муниципальному образованию с учетом их особенностей и pecypcных возможностей. Размер субвенций муниципальным бюджетам определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов. Расчет осуществляется по следующей формуле: 3 3 3 Si = (R i o . H i o )n + (R i g . H i g )n + (R i k . H i k )n n=1 n=1 n=1 Где Si - объем субвенции i-того муниципального бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ; R i o , R i g , R i k - нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах; H i o H i g H i k - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях на территории i-того муниципального образования; n - ступени общего образования. Органы местного самоуправления при формировании местных бюджетов распределяют средства, полученные в форме субвенций, по получателям бюджетных средств - общеобразовательным учреждениям. На основе методики расчета норматива, принятой на уровне субъекта федерации, муниципалитеты должны принять свое решение об утверждении Порядка распределения полученной из бюджета субъекта РФ субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ. Это позволит на базе единой для всех методики провести расчеты и довести норматив до каждого учреждения. Предоставление общего образования отнесено к полномочиям субъекта федерации, но эти полномочия исполняются на местном уровнем. Для реализации этого полномочия муниципальному уровню передаются финансовые средства в виде субвенций, достаточных для " реализации основных общеобразовательных программ»(в редакции закона № 95-ФЗ). Принципиально новым, является то, что закон требует, чтобы законодательство субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должно содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований. Так как субвенция должна обеспечить реализацию основных образовательных программ(образовательных стандартов), то ее расчет должен определяться потребностями в бюджетных средствах достаточных для этой реализации. То есть региональный закон о субвенциях должен не только содержать абсолютные значения тех сумм, которые будут перечислены муниципалитетам на выполнение этого полномочия субъекта, но и порядок расчета нормативов для осуществления этого расходного обязательства. В то же время, возрастает роль регионального уровня, так как именно на него законодателем возложена обязанность разработки нормативов бюджетного подушевого финансирования в образовании. Расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включают текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (кроме коммунальных расходов). Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:

    стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги; нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно- вспомогательного и обслуживающего персонала; нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат; расходов на обеспечение образовательного процесса; коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги; норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на одного обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей: - количество обучающихся в классе – 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях, и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях; - количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе; - ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 30% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 50% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению. 6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося исчисляются по формуле: где: 3- расходы по заработной плате в i-том муниципальном образовании на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n). P
- расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на одного обучающегося. 3 определяется по формуле:

Где: а – количество часов по БУП; d – число часов на педагогическую ставку в неделю. Для первой ступени общего образования 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования 18 часов; b – ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС по i-тому муниципальному образованию; 1,262 – коэффициент отчислений по единому социальному налогу; 1,02 3 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (педагогического), квалификационной категории и т.п.; 2 – коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок; 12 – количество месяцев в году; m – нормативная наполняемость классов; 1,35 – коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал; w – коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов c – коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам программ, R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/ доплаты. 7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р учебн определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальные расходы, осуществляемых из местных бюджетов). В расходы на обеспечение образовательного процесса включаются: расходы на учебные пособия; приобретение технических средств обучения и оборудования (не являющихся основными фондами); расходные материалы и хозяйственные нужды; приобретение справочной, методической, учебной литературы для пополнения фондов школьных библиотек; стоимость услуг связи (Интернет); приобретение электронных учебников; приобретение классных журналов, классных досок. Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:

    разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации; повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся в специальных (коррекционных) классах, или по программам углубленного изучения (гимназии и лицеи).
Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги. В адаптационный период в течение 1-3 лет необходимо осуществлять выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года). Процесс «сглаживания» объема субвенций предполагает:
    Сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям. Выявление отклонений, анализ причин. Определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для «мягкого» перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.

Президентом Российской Федерации 8 мая 2010г. подписан Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленный на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Данный закон направлен на развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений при сохранении высокой степени государственного и повышении общественного контроля за эффективностью расходования средств.

Основными причинами проведения реформы государственных и муниципальных учреждений стали низкое качество значительной части их услуг, предоставляемых гражданам, а также неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых учреждениям для их оказания. Чтобы решить эти проблемы, потребовалось принятие ФЗ-83. Именно он заложил правовые основы для проведения реформы.

Основные цели Законопроекта обусловлены необходимостью решения следующих задач:

Создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;

Внедрение элементов рыночности в деятельность государственных (муниципальных) учреждений;



Переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и затем их «освоения» на максимальный учет интересов потребителей услуг;

Ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;

Активизация развития материальной базы государственных (муниципальных) учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;

Привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;

Создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений;

Обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений.

Основой нового закона является выделение трех типов учреждений. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ типами государственных, муниципальных учреждений признаются: автономные, бюджетные, казенные (Статья 120 ГК РФ).

Государственное или муниципальное учреждение может быть создано путем изменения типа соответственно государственного или муниципального учреждения в порядке, предусмотренном статьей 171 ФЗ «О некоммерческих организациях». Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.

Основное: все три формы - это государственные учреждения и форма собственности - государственная (федеральная, региональная) или муниципальная.

Формы различаются по степени независимости от государства и степени финансово-хозяйственной самостоятельности.

Казенные учреждения - учреждения самые зависимые от учредителя.

(Учредитель – это физическое или юридическое лицо, которое принимает участие в создании (учреждений) субъекта хозяйственной деятельности (предприятия) или единолично (100% доля владения). Имеет право участвовать в управлении делами учреждения, предприятия права принятия решений по распоряжению прибыли этого предприятия)

Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

– финансовое обеспечение – на основе бюджетной сметы;

– действует от имени публично-правового образования;

– право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет

– лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);

– закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее – Закон N 94-ФЗ);

– бухгалтерский учет – по бюджетному плану счетов. Некоммерческие организации. Финансирование по смете, счета в казначействе. Внебюджетная деятельность – в доход бюджета, у учреждения самостоятельность практически нулевая. В тоже время сохраняется субсидиарная ответственность учредителя.

(Субсидиарная ответственность – это вид дополнительной финансовой ответственности за все непогашенные долги организации перед кредиторами и уполномоченными органами.)

Бюджетные учреждения (новые) – некоммерческие организации. Перерегистрация не требуется. Учреждения остаются в казначействе. Их бюджет формируется по смете. Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует. Бюджет формируется на основе госзаданий.

(Госзадание – это документ устанавливающий требования к составу, качеству и объему (содержанию) деятельности учреждения)

Для данного типа мало что изменяется по сравнению с существующим положением (за исключением исчезновения субсидиарной ответственности). На эту форму распространяется действие 94- ФЗ, то есть все закупки производятся по процедуре конкурсов. Банкротство невозможно. Следовательно, при неплатежеспособности бюджетных учреждений учредитель не отвечает по его долгам.

В то же время, долги с таких учреждений взыскать можно. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений реализуется на лицевые счета учреждения (на какие, выбирается самим учреждением), а при отсутствии достаточных средств на лицевых счетах в течение трех месяцев, на имущество в соответствии с порядком обращения взыскания на средства бюджетных учреждений 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

Таким образом, при отсутствии субсидиарной ответственности по долгам отвечать будет не учредитель, а само учреждение государственным (муниципальным) имуществом.

Автономные учреждения . Наибольшая степень самостоятельности полномочий и ответственности. Расчетные счета можно открывать в коммерческих банках и тем самым выйти из-под казначейства. Но можно остаться и в казначействе.

Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует также как и в бюджетных учреждениях. Отношения с бюджетом оформляются также через государственное (муниципальное) задание.

Но у автономного учреждения существенно больше полномочий и прав. Оно самостоятельно в распоряжении внебюджетными поступлениями, которые поступают на его счета в банке. Оно самостоятельно при заключении договоров, на них не распространяется обязательство покупать товары и услуги по конкурсной процедуре в соответствии с 94-ФЗ.

Тип «казенное учреждение» и «бюджетное учреждение» - выбирает учредитель. Для того чтобы стать автономным учреждением, необходимо обращение трудового коллектива учреждения к учредителю, который и принимает решение.

Таким образом, разные типы учреждений имеют

разную степень финансово-хозяйственной самостоятельности;

разную степень ответственности руководителя учреждений;

разную возможность использования заработанных учреждением денег.