Как удержать внимание при чтении с экрана? Три вида внимания.

Несмотря на важность техник по расширению угла зрения, а так же подавление проговаривания текста при чтении, следует отметить, что если читатель не будет сконцентрирован то скорость и качество усвоения материала будет на низком уровне.

Какие факторы влияют на концентрацию при чтении

  1. Физическое состояние организма.
  2. Не правильно подобранный материал для чтения.
  3. Посторонние раздражители.
  4. Недостаточная мотивация.

Как влияет состояние организма читателя на скорость чтения?

Если человек не выспался или не достаточно здоров, то процент усвоения информации будет на низком уровне. Чем более отдохнувшим будет читатель перед чтением, тем полнее будет запоминаться информация.

На запоминание информации влияют биологические ритмы:

Теоретическую информацию лучше усваивать по утрам, а техники, связанные с мышечной памятью – вечером.

Отдых и концентрация на деле

Между уроками следует делать перерывы. Отдых – это не обязательно прозябание на диване – наилучший отдых – это смена деятельности.

Существуют ли особые диеты для концентрации мозговых усилий?

Ученые разрабатывают специальные диеты для людей, занимающихся экстремальными видами деятельности. Например, специальные диеты существуют для космонавтов и политиков. Существует очень простое правило здоровья и хорошего самочувствия - 80% потребляемой пищи должно быть свежей - именно так питаются первые лица государства.

По замечанию людей, которые работают в Федеральной Службе Охраны, первые лица государства питаются очень сдержанной диетой. 80% того, что они едят – это сырые овощи или фрукты, а 20% мясные и переработанные продукты.

Измените диету согласно принципа 80/20 (80% сырых овощей и фруктов и 20% переработанной пищи), и способности вашего мозга увеличатся. Исчезнет усталость и головные боли.

Как тезаурус текста влияет на понимание и скорость чтения

Чем более простым и понятным языком написан текст, тем более просто он воспринимается читателем.

Что такое тезаурус

Тезаурус - специальная терминология, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности. В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.

Как незнакомые слова влияют на скорость усвоения текстов?

Для того, чтобы было понятно, как незнакомая терминология влияет на скорость чтения давайте проведем небольшой эксперимент. Прочитайте фразу на разных языках и подумайте на сколько просто вам было понять текст.

На русском языке

Вы Замечали, что одни люди читают со скоростью света и внедряют прочитанное, тогда, как другим требуется года, чтобы открыть первую страницу книги?

Украинском языке

Ви помічали, що одні люди читають зі швидкістю світла і впроваджують прочитане, тоді, як іншим потрібно роки, щоб відкрити першу сторінку книги?

Английском языке

Have you ever noticed that some people read the speed of light and introduce old, whereas others require years to open the first page of the book?

Грузинском языке

ოდესმე შენიშნა , რომ ზოგიერთი ადამიანი წაკითხვის სინათლის სიჩქარით და დანერგვა წლის , ხოლო სხვები მოითხოვს წელი გახსნა პირველ გვერდზე წიგნი ?

Тексты на русском языке воспринимать легче. Такую же закономерность можно наблюдать и при чтении специализированной литературы. Чем более близкий и понятный язык будет использоваться при написании текста, тем быстрее и проще он будет читаться.

Как правильно подобрать для чтения материал?

Руководствуйтесь при выборе литературы следующими принципами:

  • Перед чтением, просмотрите текст и отметьте, на сколько понятен язык автора.
  • Выпишите незнакомые слова. Чем больше будет непонятных слов, тем меньше будет скорость чтения.
  • Обратите внимание на примеры, которые приводит автор.

Если выбор книг не велик, то придерживайтесь следующего алгоритма чтения:

  1. Просмотрите книгу с пятого на десятое.
  2. Отложите текст на несколько дней.
  3. Прочитайте углубленно текст.
  4. Делайте заметки в блокноте.

Книги с непонятной терминологией читайте в два прохода. В первый раз вы знакомитесь с непонятными словами. Читая второй раз, вы подчищаете и усваиваете материал, при этом более полно усваивая структуру знаний.

А что делать, если психологически трудно убедить себя читать книгу второй раз?

Выберете 3-5 книг в нужной вам области и последовательно ускоренно прочитайте их. Такой алгоритм чтения позволит преодолеть психологический барьер «повторного чтения».

Как на работу мозга влияют посторонние раздражители?

Если вы "аудиалист" – то воспринимаете информацию через звуковые каналы, посторонний шум для вас будет представлять серьезную проблему во время чтения.

Вот несколько советов для тех, кого раздражают посторонние разговоры:

  1. Занимайтесь в библиотеке или там, где уровень шума минимален.
  2. Используйте во время занятий наушники. Включите спокойную музыку или шумы природы (крик чаек, или шелест листвы).
  3. Занимайтесь поздно вечером, когда все легли спать или рано утром.

Как отключить навязчивые мысли

Кроме аудиальных раздражителей существуют раздражители, засевшие в сознании, и требующие к себе внимания. Навязчивые мысли крутятся по кругу и не дают сосредоточиться на важном деле.

Вот пример навязчивых мыслей:

  • Закрыл ли я машину?...
  • Скоро срок сдачи отчета, я не успеваю...
  • Что написали мои "френды" в Фейсбуке?
  • Закрыл ли я машину? надо проверить...
  • Отчет на носу, а времени нет...

Если у вас в сознании крутятся подобные мысли, то очень трудно сосредоточиться и начать внимательно читать.

Приемы отключения навязчивых мыслей.

  1. Займитесь физической работой. В качестве минимального варианта – отожмитесь от пола 20 раз. Прогуляйтесь или выполните комплекс упражнений на растяжение.
  2. Замените раздражающую эмоцию на еще более сильную. Например представьте, что произойдет, если вы поддадитесь на пагубное влияние хандры.
  3. Пообещайте себе заняться вопросами, которые крутятся у вас в сознании чуть позже.

Важно!

Проводить процедуры по отключению мыслей не зависимо от того, ощущаете ли вы наплыв навязчивых мыслей или нет. Часто бывает так, что после очистительных процедур, как после горячего душа, тело начинает ощущать как оно было напряжено.


Недостаточная мотивация и скорость чтения

Важно отметить, что если у читателя нет интереса к книге, то скорость чтения и коэффициент усвоения прочитанного будет практически нулевым.

Как мотивировать себя на чтение?

Мотивировать в строгом понимании самого себя практически невозможно.

Что такое мотив?

"мотив " – это в буквальном переводе – палка для погони скота. Будете ли вы подгонять себя "палкой"? Другие могут вас мотивировать, пугая вас отчислением из института или сорванными заказами, а к себе следует подбирать более человеколюбивые меры.

Побудить себя на чтение можно только интересом и возможностью практического применения полученных знаний.

Как поддерживать интерес к занятиям на высоком уровне?

Для поддержания интереса к выполняемой работе попробуйте переключаться на другое дело как только фокус внимания начинает теряться. Это похоже на то, как спортсмены тренируются: пять раз отжался, пять раз присел, пять раз подтянулся, пробежал круг... и опять пять раз отжался.

У вас должен быть заранее подготовлен план переключений. Например, такой:

  • Редактирую статью "А"
  • Читаю книгу "Б".
  • Редактирую программу "В".

Именно в этом режиме я пишу этот текст. Первоначально я составил план. Потом начал более подробно работать по каждому пункту плана. Как только я чувствую потерю интереса или усталость, то переключаюсь на другой вид деятельности, например, обрабатываю фотографии или пишу программы или рисую. Через небольшой промежуток времени я снова берусь за редактирование текста.

Этот режим поддержания сознания в тонусе хорошо работает поскольку сознание постоянно требует изменений. Если изменений нет, то мгновенно теряется интерес.

Психологическая возгонка перед чтением

Вы можете так же использовать другой способ возгонки интереса к чтению. Способ заключается в визуализации будущего результата.

Как раскачать воображение и заинтересоваться чтением

  1. Представьте в красках то, что вы хотите избежать. Окрасьте эту картину в темные тона. Например, представьте, как вы ходите на нудную и не интересную работу, выслушиваете приказания нервного начальника...
  2. Представьте в красках к чему вы стремитесь. Окрасьте картину будущего в светлые цвета. Например, вы занимаетесь любимым делом.
  3. Переменно вызывайте то положительную картину, то отрицательную картину, чередуйте их.

Следите за собой как бысо стороны, во время просмотра воображаемого фильма. Как только появляется интерес к планируемой вами деятельности, немедленно приступайте к работе!

Почему у медленно читающего человека нет интереса к чтению

Давайте вспомним себя на экзамене, когда вы не выучили вопрос, на который вам нужно отвечать. И вот, о чудо, ваш сосед дает вам подсмотреть шпаргалку. За какой промежуток времени вы запомните то, что написано в подсказке? Уверен, что одного мгновения будет достаточно.

Люди медленно читают потому что не представляют для чего им нужна получаемая информация . При этом следует иметь в виду, что мотивы типа «я выучу предметы, получу красный диплом, стану хорошим специалистом и буду заколачивать большую деньгу » это всего лишь слова - в них совершенно нет ни какой конкретики. В этой фразе имеется множество подвохов.

Перечислю некоторые из подвохов:

  1. На сколько качественно нужно учить, чтобы сдать предмет?
  2. Является ли диплом гарантией того, что я буду хорошим специалистом?
  3. Всегда ли хорошие специалисты получают большие деньги?
  4. На сколько эта мысль соответствует реалиям мира?

Как правило, медленно читающий человек берется за чтение в момент, когда у него наиболее снижен уровень психической энергии. И, как следствие читает без интереса с наименьшей скоростью.

Что нужно делать для повышения интереса к чтению?

Чем более конкретной будет задача, стоящая перед вами, тем четче вы будете понимать, что недостает вам для ее достижения, тем с большим интересом вы будете читать и запоминать текст.

Закономерности повышения интереса к делу очень простые:

  1. Без понимания практического применения читаемого материла – чтение будет простой тратой времени.
  2. Чем более четким будет представление будущего результата, тем сильнее мотивация.
  3. Если визуализация невозможна, как например со сдачей неинтересного экзамена, то представьте что произойдет после успешной сдачи и что произойдет если экзамен не будет сдан.

Развитие внимания и запоминание прочитанной информации

О человеке, у которого нет интереса к чтению говорят, что он не внимателен.

Отсутствие внимание проявляется следующим образом:

  • Периодически читатель теряет нить повествования. Он находится в сонном состоянии.
  • Читатель постоянно возвращается к одним и тем же участкам текста.
  • Читатель не понимает того, что он должен уяснить после чтения.

Что такое внимание:

Внимание – это способность удерживать фокус сознания на определенном предмете. Как и многие качества, внимание можно натренировать.

Как протестировать внимание?

Чаще всего, внимание тренируют выполнением монотонных операций. Например, просят умножать трехзначные числа. Может быть, на первый взгляд кажется что промежуточные результаты от вычислений невозможно удержать в голове, но, это говорит о недостаточном развитии внимания.

Навыки быстрого чтения очень важны в современном мире. Развитие в условиях постоянного притока новой информации становится жизненно важным умением, и одним из составляющих этого умения является на читаемом тексте.

Развитие концентрации внимания — процесс, которым можно целенаправленно заниматься. Отсутствие этого навыка выражается, например, в том, что Вам приходится постоянно возвращаться к прочитанному тексту, и заново перечитывать его. Чем чаще Вы возвращаетесь. тем ниже будет Ваша скорость чтения.

Как же развить концентрацию внимания? Одним из наиболее действенных методов является повышение интереса к читаемому тексту. Интерес и внимание взаимосвязаны. Вы наверное, сами не раз замечали, как при чтении интересной книги скорость усвоения информации увеличивается.

Чтобы усилить интерес, попробуйте превратить чтение даже неинтересного материала в игру. В игре важен азарт. Попробуйте максимально четко определить правила игры, и условия победы в ней. Это может быть соревнование с друзьями, а может быть и установка личных рекордов — в скорость, в количестве страниц, в количестве времени, в качестве освоенной информации, в скорости достижения поставленной цели.

Также для повышения интереса нелишне будет повысить мотивацию. Перечислите для себя все преимущества, который Вы получите, изучив нужный материал. После этого визуализируйте их, используя , списки, рисунки, и приступайте к работе.

Попробуйте войти в состояние транса, который характеризуется повышенной внимательностью и концентрацией. Такое состояние часто называют творческим вдохновением, но на самом деле, это не совсем точное определение, потому что такое состояние можно вызывать по желанию.

На концентрацию внимания при чтении влияет также физическое состояние организма. Если человек не выспался, или плохо себя чувствует, или чем-то расстроен, то и концентрация внимания будет оставлять желать лучшего. Чем больше Вы отдохнете перед чтением, чем спокойнее и менее подвержены эмоциям будете, тем лучше будет Ваша способность усваивать прочитанное.

Делайте перерывы, причем не обязательно отдых должен быть бездельем — просто меняйте вид деятельности.

Используйте биологические ритмы. Теоретическую информацию лучше усваивать в первой половине дня, а умения, связанные с работой мышц — во второй половине.

Не забывайте про правильное питание . Очень хорошее правило можно применять для развития концентрации внимания, для здоровья и хорошего самочувствия — 80% пищи должно быть сырыми овощами и фруктами, а 20% — обработанной пищей, включая злаки, мясо и рыбу. Начните так питаться, и способности Вашего мозга увеличатся, Вы перестанете уставать, и будете чувствовать себя отлично.

Также на скорость чтения влияет то, как просто и понятно написан текст. Как только Вам попадается незнакомое слово — все, дальше можно не читать, смысл ускользает, внимание рассеивается. Поэтому важно понимать полностью все, что написано.

Отключите навязчивые посторонние мысли, которые могут отвлекать Вас от чтения. Сосредоточьтесь на читаемом материале. Если боитесь что-то забыть постороннее — не держите в памяти, запишите на листе бумаги.

Предположим, что пару дней назад вы попали в большую пробку, направляясь домой с работы. Это позволило вам немного почитать: примерно 2 часа 45 минут. Таким образом за один день вы смогли бы прочесть почти половину «Эссенциализма» Грега Мак-Кауна. При подобной скорости чтения ваш wish list на Amazon переполнился бы за считаные недели.

Внесем коррективы: допустим, на самом деле вы не читали текст, а слушали. Предположим, «Эссенциализм» был вашей первой аудиокнигой. Некоторые скажут, что вы сжульничали: мол, нельзя называть себя библиофилом, слушая аудиокниги. Есть и еще один минус: после такого знакомства с текстом вы вряд ли сможете вспомнить и половину информации.

Все это наводит на мысль: как с научной точки зрения подойти к решению вопроса удержания внимания при чтении? Конечно, легко обвинить прогресс в отсутствии у многих современных людей способности сконцентрироваться надолго на одном объекте. Но быть может, мы задаемся неверным вопросом? Что, если суть не в том, какие книги мы читаем, а в том, как мы это делаем?

Переворот, скроллинг и снижение внимания

В 2013 году ученые отобрали 72 десятиклассника и предложили им пройти тест на технику чтения с одним условием: часть испытуемых использовала бумажные носители, а другая часть — компьютерные дисплеи. Как вы, наверное, уже поняли, группа читающих с листа показала лучшие результаты. Но вы вряд ли догадаетесь о действительной причине этого.

Суть кроется в пространственном осознании информации. По мнению исследователей, мы не просто читаем тексты; мы отчасти их переживаем. Подобно тому как вспоминая маршрут, по которому уже ездили, вы создаете ментальную карту материала во время чтения.
Можно вспомнить, где части информации находятся, и как они связаны между собой. При чтении с ридеров такая связь между понятиями нарушается. Как следствие, куда сложнее создавать мысленную структуру текста.

Сюда же можно отнести проблему оценки прогресса чтения. Полосы прокрутки внизу или по бокам экрана не сравнить с толстой стопкой страниц в руках. Почему это имеет значение? Физические свойства книги помогают нашему мозгу структурировать информацию, которую мы читаем. Ридеры не имеют физических страниц, поэтому структура, формируемая в подобном случае, получается более шаткой и нестабильной. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению понимания в целом.

В то время как, казалось бы, приведено достаточно доказательств, чтобы забраковать ридеры как носитель информации, всплывает другое объяснение проблемы понижения внимания. И тут уже причина в нас самих.

Как мы читаем онлайн?

Наше отношение и чувства, испытываемые при чтении онлайн, имеют куда большее значение, чем вы думаете. В конце концов, не все эксперименты демонстрируют сниженный уровень понимания при чтении с экрана. Это в большей степени связано с нашим мышлением, а не с устройствами для чтения.

Мы — плохие читатели, потому что подсознательно ассоциируем контент на экране с незначительной информацией (почта, твиты и т. д.). Это способствует тенденции к беглому усвоению, в отличие от вдумчивого чтения, при котором мы вникаем в каждое слово.

В зависимости от устройства, есть также соблазн закрыть файл с книгой и переключиться на что-то простое: например, на чтение ленты в Twitter (небольшой секрет — многие делают это регулярно).

Исследования показали, что на аудиокниги нашего внимания уходит еще меньше. В одном из исследований ученые из University of Waterloo разделили людей на три группы — тех, кто читали отрывок вслух, читающих про себя, и тех, которые слушали запись отрывка текста.

Людям, которые слушали рассказ, было, по правде говоря, скучно. Их внимание было рассеяно больше, чем у тех, кто читал отрывок сам (как вслух, так и молча). Эти слушатели показали худшие результаты в понимании текста.

Предположительно, это происходит потому, что прослушивание чужого чтения требует значительно меньших усилий с вашей стороны. Это попросту недостаточно активный процесс, чтобы по-настоящему вовлечь вас.

Улучшайте навыки чтения, независимо от инструмента

Притом, что технология может быть неким несуразным третьим колесом в наших отношениях с чтением, она никуда не денется. Хорошая новость в том, что мы можем улучшить способности мозга к обработке и восприятию информации даже при чтении с экрана. Согласно данным Марианны Вольф (Maryanne Wolf):

Та же пластичность (способность мозга к обучению и адаптации), что дает нам глубоко и вдумчиво воспринимать текст, позволит применить принципы глубокого чтения в новой среде.

Исследователи из Waterloo, показавшие, как сильно мы отвлекаемся при прослушивании аудиокниг, обнаружили следующее: чтение вслух существенно повышает понимание. Когда вы читаете вслух, у вас по умолчанию задействован механизм, способный оповестить вас в случае потери концентрации. В подобном случае вы просто начинаете неправильно произносить слова.

Еще один прием, помогающий более качественно воспринимать информацию при прослушивании аудиокниг: резюмировать содержание каждой главы по ее завершению. Как только рассказчик переходит к следующей главе, попробуйте нажать на паузу и вслух повторить важные тезисы последней части.

Если у вас не получится, то лучше отмотать назад. Исследования подтверждают, что подобное подведение итогов помогает нам запомнить больше информации, так как мы вынуждены определять основные моменты текста, отбрасывая лишнее.

Тренируйте периферическое зрение

Немного попрактиковавшись в развитии периферического зрения, вы научитесь читать быстрее естественным образом. Тим Феррис (Tim Ferriss) разработал технику, способную повысить вашу скорость чтения еще быстрее при помощи трекера (ручки или другого инструмента, следующего за уровнем глаз по мере чтения) и определенных упражнений, повышающих количество воспринимаемых слов. Таким образом, ваши глаза могут в большей степени сосредоточиться на центре страницы.

Еще одна маленькая хитрость: большинство приложений для прослушивания аудиокниг имеют функцию увеличения скорости воспроизведения. Некоторым проще понимать информацию на скорости в 1.5 раза выше номинальной. Если вы чувствуете, что темп повествования слишком медленный, то попробуйте его ускорить. Как и при использовании первого совета, при наличии определенной практики вы привыкнете к более быстрым темпам прослушивания аудиокниг.

Сделайте чтение активным опытом

Обычно чтение представляет собой пассивный опыт. Вы расслабляетесь, наливаете чашечку кофе и наслаждаетесь . Совсем иначе читает книги Райан Холидей (Ryan Holiday). Для него чтение — весьма активный опыт:

«Если мне нужно уточнить что-либо, я сгибаю уголок страницы и позже к этому возвращаюсь. Я ношу с собой ручку и записываю любые мысли, чувства, связи, возникающие у меня при прочтении того или иного отрывка. Не бойтесь испортить книгу заметками или аннотациями».

Делайте пометки на полях, выделяйте текст и записывайте запомнившиеся отрывки по мере прочтения или прослушивания. Не бойтесь отложить книгу или поставить запись на паузу, пока вы записываете пришедшую вам в голову мысль.

Таким образом, вы куда прочнее взаимодействуете с полученной информацией, чем если бы просто прочли ее, а потом мучительно вспоминали нужную вам часть. Преимущества в данном случае действительно весомые. Исследования доказали, что подобный способ активного чтения позволяет ощутимо повысить понимание информации.

Повторение

Многие, закончив книгу, ставят ее на полку в библиотеку или перемещают в папку в Kindle, пока не переставят ее или не дадут почитать приятелю. Еще один совет от Райана Холидея заключается в повторном прочтении книг.

Билл Клинтон, например, перечитывает «Размышления» Марка Аврелия каждый год. Существует высокая вероятность того, что при повторном прочтении вы будете замечать те вещи, которые не увидели в первый раз. Хотя при этом вы можете прочесть меньше книг за год, зато поймете больше из прочитанного материала.

Записывать свои мысли — простой способ повысить понимание и научиться критически мыслить о предмете. Поднимите качество чтения на следующий уровень, записывая основные моменты и их значение для вашей жизни или сферы бизнеса. Речь идет о применении усвоенного материала. Если вы сделаете это, то с большей вероятностью вспомните прочитанное спустя некоторое время. Рональд Рейган использовал подобную систему для сбора исторических заметок и даже анекдотов.

Суть здесь отнюдь не в бездумной порче бумаги. Сосредоточьтесь на выделении основных моментов своими словами. Зная, что вам придется резюмировать содержание книги, вы серьезно повысите уровень внимания при чтении.

Если у вас есть время для чтения только по дороге на работу, тогда аудиокниги, несомненно, ваш выбор. Ведь iPad гораздо компактнее и легче, чем тома «Войны и Мира». Никто не принуждает вас к компромиссу между применением технологий и качеством знаний — при правильном подходе вы получите и то, и другое.

Управление вниманием при чтении в первую очередь включает в себя умение создать благоприятные условия.

Лишние отвлекающие факторы следует исключить, но, поскольку абсолютная тишина утомляет и усыпляет, необходимо помнить о стимулирующих помехах. Свойства внимания таковы, что отвлечение внимания, возникновение необходимости его переключения наступают через 15-20 минут. Усвоение значительно ухудшается из-за ослабленности внимания, и в такой ситуации лучше отвлечься сознательно.

Любого рода переключения способствуют сохранению длительной устойчивости внимания . Можно прикрыть глаза ладонью и посидеть несколько секунд; посмотреть в окно на облака, деревья, соседний дом либо какой-то другой предмет. Повернуть голову сначала влево, затем вправо, вперед и назад. Подобная разминка снимет напряжение и усталость.

Прочитав несколько страниц, можно остановиться, сделать необходимые выписки, обдумать прочитанное.

Непроизвольное внимание привлекается и поддерживается не только силой и неожиданностью раздражителя, но и его яркостью, необычностью, новизной. Если само содержание текста недостаточно захватывает, а изучить материал необходимо, следует принять меры по обеспечению устойчивого внимания. Использование разнообразных помех, стимулирующих восприятие, поможет в этом.

При чтении можно использовать карандаш или указку, чтобы задать нужный темп и поддерживать его при чтении. Допустимо периодически делать пометки в тексте.

Нежелательно читать с равномерной скоростью: это вызывает сонливость. Монотонность преодолевается посредством эмоционального отношения к прочитанному, даже если это сухой научный текст. Если нет интереса, читатель теряет нить повествования, возвращается к прочитанному, заставляет себя читать внимательнее, но через некоторое время снова отвлекается. В конце концов желание приняться за чтение пропадает надолго.

Читать то, что требуется, помогает осознание долга, обязанности, важности чтения. Результаты, достигнутые волевыми усилиями, становятся стимулом к дальнейшему чтению. Формируется послепроизвольное внимание и постепенно - интерес к результатам чтения и к содержанию читаемого. Понимание необходимости во внимательном чтении любой литературы воспитывает готовность к волевым усилиям.

Большую роль играют целеустремленность, исполнительность, строгий режим чтения, стремление, несмотря ни на что, следовать составленному плану. Рассеянность характерна для тех, кто не признает режима чтения, берется то за одно, то за другое. Четкое выполнение запланированного способствует формированию высокой сосредоточенности, устойчивого внимания.

Контроль за чтением, закрепление прочитанного в памяти способствуют воспитанию внимания. Если же какие-либо мысли отвлекают от чтения и не помогает даже значительное волевое усилие, следует переключиться, заняться чем-то другим. Это поможет прийти в уравновешенное состояние и спустя некоторое время снова взяться за чтение.

Итак, внимание есть общее свойство явлений и процессов, составляющих психическую деятельность человека . Оно направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, сопровождая каждый из них.

Человек в бодрствующем состоянии неспособен быть абсолютно невнимательным. Его внимание всегда бывает сосредоточено на том или ином объекте деятельности, вызывая более ясное и отчетливое протекание психических процессов, имеющих отношение к этому объекту. Внимательное восприятие является своего рода фильтром для не связанных с выбранным объектом раздражений.

В процессе работы необходим периодический анализ внимания по наиболее важным показателям:

Концентрация внимания;
устойчивость внимания;
распределение внимания,
переключение внимания;
объем внимания.

Лучший способ воспитания внимания - всегда стараться быть внимательным . Л. С. Выготский выдвинул и обосновал следующее положение: управление собой - более сложный процесс, чем управление другими. Переход к управлению самим собой, шаг от подчинения к самоуправлению есть более высокая ступень личностного развития.

16. Общая характеристика памяти. Физиологические механизмы памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Роль внимания при чтении исключительно велика. Внимание определяет также в значительной степени эффективность многих других видов челове­ческой деятельности. Внимание-один из признаков воли. Степень сосредо­точения или организации внимания есть показатель скорости чтения.

По образному выражению К- Д. Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внеш­него мира».

Итак, внимание играет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.

Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невоз­можно.

Психологи называют вниманием избирательную направленность созда­ния при выполнении определенной работы. Чтение - вид деятельности, в ко­тором значение внимания особенно велико. В самом деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. А для этого в первую очередь не­обходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.

С точки зрения физиологии, согласно учению И. П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях (отрицательная индукция).И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры (положительная индукция). Явление индукции возни­кает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения.

Таким образом, в каждый момент времени в коре головного мозга думаю­щего человека имеется определенный очаг повышенной возбудимости, харак­теризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими усло­виями для возбуждения. «Если бы можно было,- говорил И. П. Павлов,-ви­деть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптималь­ной возбудимостью" светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяю­щееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее зна­чительной тенью».

Именно этому «светлому пятну», которое может охватывать одновременно различные области коры, и соответствует более ясное осознание того, что воз­действует на нас извне и вызывает это повышенное возбуждение, т. е. эффект сосредоточения.

Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый А. А. Ухтомским. Согласно этому прин­ципу в мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбужде­ния. Он как бы привлекает к себе все побочные возбуждения, поступающие в мозг, благодаря чему в еще большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага является не только сила первичного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы. С психологической стороны это выражается во внимании к одним раздражителям и отвлечении от других, дей­ствующих в данный момент. Есть люди, от рождения обладающие усидчи­востью. Как установил А. А. Ухтомский, очаг оптимальной доминантной воз­будимости не только не ослабляется, но даже усиливается возбуждением, вы­зываемым действием несильных побочных раздражителей.

Как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читатели в те минуты, когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвле­чение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной ра­боте. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в том случае, если по­сторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания (на­пример, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией) или вя­лости и сонливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражи­тели в течение продолжительного времени).

Правильная организация внимания имеет огромное значение для психи­ческой деятельности человека. Какую роль она играет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы организации внима­ния при конспектировании речи преподавателя непосредственно во время ее прослушивания на занятиях.

На рис. 32 показаны три способа организации внимания на занятиях. Вос­приятие можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта.

Рис. 32. Три способа организации внимания

В основном тут действует оперативная память, и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что школьник многое не понял. Усвоить материал можно и таким образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50%-прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма. И, наконец, третий вариант. Он реализован в одном из экспериментов, проведенных в Москве. Запись прослу­шанного не велась. Стопроцентное внимание было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают весьма неопределенные вопросы (стрелки показывают обращение к педагогу), затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать. Через некоторое время опять задают вопросы, и, наконец, усвоение. Итог такой работы-запись усвоенного на

«языке собственных мыслей».

Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно,

что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно ее придерживаться.