Что такое переутомление? Умственное утомление и усталость.

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

При умственной работе может возникать и субъективное чувство усталости (в отличие от утомления, являющегося объективным показателем). Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактического наступлении состояния утомления у человека (табл.1). В этом случае показатели работоспособности, в частности продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в отличие от физического, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.

Физиологическая сущность восстановления сил на первый взгляд довольно проста. Но почему же после тяжелого физического труда шлейф утомления растягивается на 3-4 дня, а после напряженного умственного даже на 10-12 дней? И мало кто понимает, например, что недельные каникулы после экзаменационной сессии - слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе.

Таблица 1 - Внешние признаки утомления при умственном труде (по СЛ. Косилову)

Утомление

незначительное

значительное

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облока-чивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отки-нувшись на спинку стула

Движения

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задают вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

То же происходит во время профессиональной работы. И хотя при напряженном умственном труде в течение часа энергопотери определяются всего 30-40 ккал (т. е. 240-320 ккал за 8 ч работы), физиологические и биохимические изменения, наблюдавшиеся при утомлении от такого труда, ликвидируются значительно медленнее, чем после физической работы. Однако снижение работоспособности в одном виде умственного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэтому, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда успешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привести к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам (табл. 2).

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, проявлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а в некоторых случаях и ожирение.

Таблица 2 - Характеристика степеней утомления (по К.К. Платонову)

Степень переутомления

Симптомы

начинающееся

выраженное

Снижение дееспособности

Заметное

Выраженное

Появление усталости

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегчен-ной нагрузке

Без видимой нагрузки

Эмоциональные сдвиги

Временное сни-жение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражительость

Угнетение, раздражительность

Расстройство сна

Труднее засыпать,

просыпаться

Трудно засыпать или просыпаться

Сонливость днем

Бессонница

Снижение умственной работоспособности

Трудно сосредоточи-ться

Временами забывчивость

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжестьв голове

Временами головные боли, снижение аппетита

Профилактические меры

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура

Организованный отдых, уход в отпуск

Известно, что эмоциональные реакции приводят к повышению уровня холестерина в крови в связи с увеличением выделения ряда гормонов, например у докладчиков перед докладом, у артистов перед выходом на сцену, у летчиков перед полетом, у студентов перед экзаменом и т. п. Если принять во внимание, что этому химическому веществу приписывают важную роль в развитии склеротических изменений кровеносных сосудов, то станет понятным особое значение и профилактики сердечно-сосудистых патологий различными средствами, в том числе и средствами физической культуры и спорта.

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.

Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.

Переутомление – состояние, с которым сегодня часто сталкиваются не только взрослые, но и дети. Оно характеризуется пониженной активностью, сонливостью, нарушением внимания и раздражительностью. Причём многие люди считают, что переутомление – несерьёзная проблема, и что достаточно хорошо отоспаться, чтобы оно прошло. На самом же деле избавиться от такого нарушения невозможно длительным сном. Все наоборот - постоянное желание спать и неспособность восстановить силы после сна – это основные симптомы переутомления.

Ещё каких-то 10 лет назад переутомление встречалось только у взрослых, но сегодня такое нарушение очень часто можно встретить у ребёнка, особенно у такого, которого с самого раннего детства родители стремятся всячески развивать, стремясь сделать из него «гения».

Причины

Из всего вышесказанного становится понятно, что переутомление – это реакция нервной системы на психические, умственные или физические раздражители. Конечно же, оно не может развиться, если такое воздействие имеет кратковременный характер, но при длительном воздействии переутомление возникает в 90% случаев. То есть несоответствие периодов труда и отдыха, независимо от того, какой именно деятельностью занимается человек, приводит к переутомлению.

Постоянное беспокойство и нахождение в состоянии также приводит к переутомлению, которое при этом носит эмоциональный или психологический характер.

Неблагоприятная атмосфера в семье – причина такого расстройства, как переутомление у взрослого или ребёнка, поскольку в такой ситуации нарушается баланс между позитивными и негативными эмоциями, что неблагоприятно влияет на здоровье.

Кроме того, причинами этого нарушения могут быть:

  • неудовлетворённость отношениями, работой, зарплатой и т. д.;
  • неблагоприятные бытовые условия;
  • неправильное питание, при котором организм недополучает витаминов и микроэлементов;
  • негативное видение событий и ситуаций в жизни.

У ребёнка переутомление может возникнуть:

  • из-за чрезмерной нагрузки в дошкольном учреждении или школе;
  • из-за посещения большого количества кружков и секций;
  • из-за несбалансированного питания;
  • из-за неспособности родителей организовать правильный распорядок для своего малыша с рациональным чередованием периодов активности и отдыха.

У совсем маленького ребёнка грудного возраста тоже изредка диагностируется переутомление организма. Причины такого расстройства могут заключаться в неспособности матери создать гармоничные условия для бодрствования и отдыха малыша. А ещё симптомы нарушения часто проявляются у подростков, что связано с гормональной перестройкой организма.

Симптомы

У ребёнка и взрослого симптомы переутомления могут быть различными. К тому же признаки переутомления различаются в зависимости от вида нарушения – физическое, психическое, эмоциональное или умственное. Но есть и общие симптомы, среди которых:

  • сонливость (взрослый или ребёнок постоянно хочет спать, но при этом сон не добавляет бодрости);
  • раздражительность;
  • заторможенность реакций;
  • неспособность сосредоточиться на выполнении определённых задач или действий.

Признаками того, что у взрослых физическое переутомление, являются:

  • боли в мышцах;
  • беспокойный сон или возникновение бессонницы;
  • боли в области глаз, жжение;
  • апатичность, или, наоборот, раздражённость;
  • боли в области сердца;
  • нарушение аппетита и часто снижение массы тела.

У ребёнка симптомы того, что у него физическое переутомление, проявляются в нежелании играть со своими сверстниками, отказе от активных игр и неспособности сосредоточиться на решении простых задач. Кроме того, у ребёнка отмечается плаксивость, он становится капризным, раздражительным. Обычно, когда ребёнок в таком состоянии, родители считают, что ему следует отоспаться и все пройдёт. На самом же деле, сон у ребёнка с таким нарушением, как переутомление, не приносит облегчения, как и у взрослого человека с таким же диагнозом.

Умственное переутомление характеризуется головными болями, покраснением белков глаз, скачками артериального давления. Также человек жалуется на бессонницу, кожа его лица становится сероватой, под глазами появляются синяки или «мешки». Такие же признаки умственного переутомления присущи детям.

Кроме того при умственном и эмоциональном переутомлении у человека могут возникать и дополнительные симптомы:

  • бессонница;
  • частые и ;
  • потливость в ночное время;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • повышение или понижение температуры тела.

Если говорить про детей, то сильное переутомление у них выражается специфической симптоматикой, которая обычно не присуща взрослым. Хотя, конечно же, как уже отмечалось выше, есть и классические симптомы. У ребёнка с таким нарушением может отсутствовать реакция на окружающие раздражители, тогда как в норме дети с радостью познают новое и являются весьма активными.

Кроме того, у ребёнка с переутомлением организма может отмечаться суета – он начинает писать нечётко, двигает руками и ногами без причины, постоянно норовит сменить позу. Беспричинные страхи тоже являются симптомом умственного и эмоционального переутомления у ребёнка, поэтому родители должны обращать внимание на любые несвойственные малышу проявления, чтобы исключить вероятность развития такого нарушения, как переутомление организма. Нарушение у детей выражается и неврологической симптоматикой. В частности, малыш может строить гримасы, передразнивать взрослых людей, кривляться перед зеркалом или перед окружающими.

Диагностика

Лечение переутомления организма проводит врач-невропатолог, невролог и психотерапевт. При этом поставить правильный диагноз врач может на основании опроса взрослого человека или родителей ребёнка.

Также важно исключить вероятность развития у человека неврологических патологий, а при наличии высокой температуры – исключить вероятность воспалительного процесса в организме.

Лечение

Лечение нарушения у детей и взрослых будет различным, хотя есть и общие мероприятия, которые применяют в терапии расстройства у всех пациентов. Основное лечение заключается в нормализации образа жизни:

  • правильном питании;
  • чередовании периодов активности и отдыха;
  • физической активности и прогулках на природе;
  • приёме витаминных препаратов.

Таблетки при переутомлении назначаются лишь в тяжёлых случаях взрослым пациентам, когда у них развились симптомы выраженной депрессии или невроза. При этом таблетки должен подбирать врач, с учётом симптоматики нарушения и состояния здоровья пациента – самолечение может вызвать негативные последствия.

Хороший эффект оказывает массаж, который выполняется специалистами в условиях медицинского учреждения. Физиотерапевтические процедуры позволяют снизить симптомы переутомления, и вернуть человеку бодрость и хорошее настроение. В частности, это такие процедуры, как:

  • хвойная ванна;
  • кислородная ванна;
  • душ Шарко;
  • контрастный душ.

Несмотря на то что при таком нарушении человек ощущает слабость и нежелание двигаться, очень важно ввести в свой рацион физические нагрузки. Они способствуют выработке гормона счастья, улучшают тонус мышц и дают заряд энергии.

Конечно же, лечение этого нарушения невозможно без коррекции образа жизни. В частности чтобы снизить симптомы переутомления, избавиться от усталости глаз, головных болей и других проявлений, человеку следует отказаться от работы за компьютером и от просмотра телепередач и больше времени проводить на свежем воздухе.

Также следует взять отпуск (или несколько выходных) на работе, и посвятить свободное время исключительно отдыху – активному и пассивному, с чередованием.

Лечение нарушения у ребёнка может потребовать отказа от посещения определённых секций и кружков – родителям следует оставить лишь те занятия, которые вызывают у малыша наибольший энтузиазм, освободив ему свободное время для игр и простого отдыха.

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление , т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью - субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Усталость – субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес­кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле­вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.

Таблица 3

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Редкие отключения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экза­мены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоцио­нальный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобили­зует студента, неудача иногда может привести к депрессии. После сессии у студентов нередко наблюдается нервное переутомление. Особенно у тех, кто мало и не систематически трудился в течение семестра и выполнявших, несмотря на усталость, огромную работу непосредственно перед экзаменом. В результате нервная перегрузка бывает настолько значительна, что для ее снятия требуется вмешательство врача.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доми­нанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие за­дачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведен­ного на отдых.

Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недоста­точна для полного восстановления работоспособности человека и функцио­нального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое (тал. 4).

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

Чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

Отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

Повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

Снижение аппетита;

Головокружение и головная боль.

Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращать­ся по времени период оптимальной работоспособности и продолжение рабо­ты требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается ка­чество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появ­ляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, по­вышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%,повышенная раздражительность - в 32%,понижение аппетита - в 27% и головная боль - в 26%.

Таблица 4

Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом Степень переутомления
начинающееся легкое выраженное тяжелое
Снижение дееспособности малое заметное выраженное резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью не полностью не значи-тельно
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временами неустойчи-вость настроения раздражи-тельность угнетение, резкая раздражи-тельность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться многим труднее засыпать, просыпать-ся сонливость днем бессон-ница
Снижение умственной работоспособ-ности нет трудно сосредото-читься временами забывчи-вость заметное ослабление внимания и памяти
Профилакти-ческие мероприятия упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения очередной отпуск или отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организо-ванного отдыха лечение
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными . Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

4.4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:

Длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению;

Малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда;

Эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона;

Снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Большие фи­зические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая умственную работоспособность студентов.

К средствам физической культуры относятся: физические упражнения , оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиениеские факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Исследования показывают, что использование средств физической культуры в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенство­ванию студентов.

Существуют разнообразные формы использования двига­тельной деятельности в активном отдыхе в режиме учебно-трудового дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) .

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты ) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений. Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Для профилактики нервно-эмоционального и психофизи­ческого утомления используются такие термины, как рекреация, релаксация.

Термин рекреация - (в переводе с латинского) - восста­новление посредством двигательных действий развлекательно-занимательного характера.

Релаксация (в переводе с латинского) уменьшение напря­жения, постепенное ослабление, какого либо состояния после прекращения действия факторов, вызвавших это состояние.

Различают отдых пассивный (сон) и активный , связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые по­казавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

Систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

Ритмичную и системную организацию умственного труда;

Постоянное поддержание эмоции интереса;

Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

Организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

Двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

5.1. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических способностей.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические способности, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс, обеспечивающий преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

Спортивная подготовка;

Профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Утомление (переутомление) – физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной умственной или физической деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия.

Усталость – субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда оно может возникать без реального утомления. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и пр.

Причины утомления

Потеря энергетических сил организма из-за неправильного питания, нервное напряжение и стрессы, длительная или чрезмерная физическая нагрузка, недосыпание.

Признаки и симптомы переутомления

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, точности, согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению. У молодых людей и лиц с определенным типом нервной системы интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т.п.

  • Для предупреждения переутомления у детей необходимо наладить их режим дня, исключить недосыпание, недоедание, уменьшить нагрузку, правильно организовать чередование занятий и отдыха.
  • Следует отдохнуть от той работы, которая вызвала утомления.
  • При возникновении состояния физического или умственного переутомления рекомендуется пользоваться различными средствами народной медицины , которые оказывают тонизирующее действие на организм.

Диагностика переутомления

Если утомление проявляется слишком часто и переходит в хроническую усталость, необходимо провести обследование у таких врачей:

  • Терапевта – он разберется в причинах утомляемости, подберет лечение, а в случае необходимости направит на обследование к другим специалистам.
  • Невропатолога – он поможет выявить отклонения в работе нервной системы.
  • Психолога – консультация у этого специалиста необходима в случае частых стрессов.
  • Эндокринолога – очень часто постоянная усталость является сигналом о наличии серьезного заболевания.
  • Иммунолога – если утомляемости сопутствуют частые простуды и обострения хронических заболеваний.

Лечение утомляемости и хронической усталости

  • Витаминно-минеральные комплексы: витрум, супрадин, дуовит, мульти-табс.
  • Иммуностимуляторы: настойка эхинацеи, интерферон.
  • Нестероидные противовоспалительные препараты при головных болях и болях в мышцах: парацетамол, ибупрофен, диклофенак.
  • Адаптогены: настойки женьшеня, элеутерококка, лимонника, родиолы розовой, пантокрин.
  • Ноотропные средства: аминалон, фенотропил.
  • Антидепрессанты по назначению врача.
  • Физиопроцедуры: массаж, лечебная физкультура, магнитотерапия, водные процедуры, иглоукалывание.
  • Подробней о лечении астении (синдрома хронической усталости) .

Лечение народными средствами

  • Аир болотный (корень) . 2–3 г корневищ настаивать 1–2 часа в стакане теплой кипяченой воды, процедить, добавить мед по вкусу и пить по 0,5 стакана теплого настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Алоэ (сироп) . Сироп из сока листьев алоэ с железом принимать по 30–40 капель в 1/2 стакана воды 3–4 раза в день.
  • Аспирин . Когда утомление отражается в основном на спинном хребте (он слабеет и ноет), то рекомендуется принимать 2 раза в день порошок аспирина по 0,3 г и сделать массаж. Необходимо потреблять больше сырых овощей, фруктов, молока, желтков, сыворотки. Людям, занятым в основном умственной работой, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля, чечевицы, гороха, рыбы, особенно щуки, то есть всего того, что содержит фосфор, необходимый для работы мозга.
  • Астрагал пушистоцветковый (настой) . 1 ст. ложку травы настаивать 2–3 часа в стакане кипятка и пить по 2–3 ст. ложки настоя 3–5 раз в день за час до еды.
  • Астрагал (настойка) . Измельчите 100 г свежей травы астрагала и залейте 1 л красного вина. Настаивайте смесь 3 недели, периодически встряхивая. Затем процедите. Принимайте настойку по 30 г 3 раза в день за 30 минут до еды. Этот напиток поможет восстановить защитные силы организма и снимет усталость.
  • Ванна горячая для ног . Для людей умственного труда полезно перед сном принять ножную горячую ванну (42°C) до щиколотки, на десять минут, для оттока крови от головы.
  • Ванна контрастная для ног . Каждый вечер делать ванну для ног. Налить в один таз воду, нагретую до температуры 40–50°C, а в другой – как можно холоднее. В первом тазу держать ноги 5 мин, а во втором – 1 мин. Повторить эту процедуру 5 раз. Затем помассировать ноги, растирая их камфарным спиртом или любым кремом для ног.
  • Ванна с добавлением экстракта сосновой хвои . Полезны для укрепления и восстановления сил после тяжелых болезней. Пары, насыщенные эфирными маслами, благотворно действуют на слизистые оболочки, поэтому хорошо добавлять в ванну несколько капель настоящего масла из сосновых игл. Для приготовления экстракта возьмите хвою, веточки и шишки, залейте холодной водой и кипятите 30 минут. Накройте крышкой и дайте настояться 12 часов. Хороший экстракт должен быть коричневого (или зеленого, если это аптечное средство) цвета. Для ванны нужно 750 мл экстракта.
  • Ванна . Принять теплую ванну; если утомление отразилось главным образом на ногах, то достаточно опустить в горячую воду ноги по щиколотку примерно на 10 минут. Если это по каким-либо причинам невозможно, можно просто приподнять ноги выше уровня таза.
  • Виноградный сок . Выпить 1/2 стакана виноградного сока: по 2 ст. ложки каждые 2 часа.
  • Водянка черная . Употреблять в пищу ягоды шикши (водяники черной).
  • Горец птичий . 2–3 ст. ложки сырья настаивать 2 часа в 1 л кипятка. Процедить, добавить по вкусу мед и пить 2/3–1 стакан настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Гранатовый сок . Принимать сок граната в качестве тонизирующего средства.
  • Грецкие орехи . Ежедневно рекомендуется принимать грецкие орехи, изюм и сыр. За один прием нужно съедать 30 г грецких орехов, 20 г изюма и 20 г сыра.
  • Женьшень (корень) . Корень женьшеня применяют в основном в виде аптечной настойки. Принимают по 15–20 капель 2–3 раза в день. Курс лечения 3–6 месяцев в осенне-зимний сезон.
  • Женьшень (настойка) . Настойку женьшеня (1:10) на водке принимать внутрь по 15–25 капель три раза в день до еды в течение 10–15 дней.
  • Заманиха высокая (аптечная) . Принимать по 30–40 капель настойки заманихи высокой 2 раза в день, утром и в обед, за полчаса до еды. Применять в качестве тонизирующего средства при истощении, а также при физическом и умственном утомлении. Необходимо избегать передозировки настойки заманихи, особенно при повышенной возбудимости и бессоннице. У некоторых людей заманиха может вызвать крапивницу и другие аллергические явления.
  • Зверобой продырявленный . Рекомендуется настойка сушеного зверобоя продырявленного (50 г) на кагоре или мадере (0,5 л). Настойку ставят на 30 минут в кастрюлю с водой (70–80°C). Пьют по 1 столовой ложке 3 раза в день перед едой в течение 7–10 дней.
  • Зеленый чай . Заваривать крутой зеленый чай и пить без ограничений.
  • Исландский мох . Хорошим тонизирующим средством является исландский мох. Две чайные ложки мха заливают 2 стаканами холодной воды, доводят до кипения, охлаждают и процеживают. Выпивают дозу в течение суток. Можно использовать и отвар: 20–25 г мха заливают 3/4 л кипятка, 30 минут кипятят и процеживают. Отвар выпивают в течение дня.
  • Картофель (отвар) . 3 раза в неделю пить по стакану водного отвара картофеля с шелухой (приятнее – в холодном виде). Особенно полезно употреблять воду из-под не совсем доваренного картофеля. В шелухе много витаминов A, B, C. Это средство помогает при физическом переутомлении.
  • Клевер луговой (красный) . Соцветия клевера принимать в виде настоя пьют при упадке сил.
  • Компресс на ноги . Если вы страдаете от сырости на рабочем месте и переутомления, Ванга советовала нанести на хлопчатобумажное полотно смесь из растаявшего воска, оливкового масла и воды и укутать им ноги. Держать всю ночь. При необходимости повторить процедуру.
  • Лимон и чеснок . Мелко нарежьте половину лимона вместе с цедрой. Добавьте несколько зубчиков измельченного чеснока и сложите все в полулитровую банку. Залейте содержимое холодной кипяченой водой. Закройте емкость крышкой и настаивайте смесь 4 дня в темном месте. Потом храните ее в холодильнике. Для укрепления организма и от простуды принимайте настой по столовой ложке 1 раз в день натощак за 20 минут до завтрака или вечером перед сном. По истечении 10–14 дней приема человек почувствует прилив сил и отсутствие усталости. Улучшится сон.
  • Лимонник китайский . В народной медицине лимонник китайский широко используют как тонизирующее и общеукрепляющее средство. Нанайцы утверждают, что, если съесть горсть сушеных плодов лимонника, можно охотиться целый день, не принимая пищи и не чувствуя обычного в таких случаях утомления. Их можно заваривать как чай или готовить отвар из расчета 20 г плодов лимонника на 200 мл кипятка. Приготовить отвар. Принимать по 1 столовой ложке 2–3 раза в день в теплом виде натощак или через 4 часа после еды.
  • Листья брусники . Листья брусники заваривать как чай и принимать соответственно.
  • Лотос орехоносный . Применять корневища, листья и плоды лотоса орехоносного в качестве тонизирующего средства.
  • Любка двулистная (ночная фиалка) . Употреблять клубни любки двулистной в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства,
  • Мак . Взять 10 г растертых в порошок сухих лепестков мака снотворного на 200 мл воды или молока. Приготовить отвар. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день при умственном переутомлении; при бессоннице – за полчаса до сна.
  • Мед и аир . Щепотку порошка из корневища аира обыкновенного смешать с 1/4–1/2 ч. ложки меда и принимать 2 раза в день утром и вечером.
  • Мед и чеснок . При сильном упадке сил и переутомлении полезно съедать перед едой 1 столовую ложку чеснока, сваренного с медом.
  • Мед с пергой . Принимать мед с пергой для поднятия общего тонуса организма (перга – цветочная пыльца, собранная медоносной пчелой).
  • Мед, вино, алоэ . Смешать 350 мл красного вина (лучше «Кагора»), 150 мл сока алоэ и 250 г майского меда. Алоэ (3–5-летнего возраста) до момента срезания листьев не поливать 3 дня. Срезанные листья промыть, измельчить и отжать из них сок. Все компоненты смешать, положить в стеклянную банку, настаивать в темном месте при температуре 4–8°C в течение недели. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день за 30 минут до еды при упадке сил.
  • Мед, грецкий орех, алоэ . Можно приготовить общеукрепляющую смесь, для чего берут 100 г сока алоэ, 500 г ядер грецких орехов, 300 г меда, сок 3–4 лимонов. Это средство принимают для повышения сопротивляемости организма по 1 чайной ложке 3 раза в день за 30 минут до еды.
  • Мед, лимон, масло . Советуем вам ежедневно натощак выпивать смесь из 1 чайной ложки лимонного сока, 1 чайной ложки жидкого меда (или чуть подогретого густого) и 1 столовой ложки растительного масла, лучше оливкового. Все компоненты, входящие в состав этого полезного напитка, помогут вам прекрасно выглядеть и хорошо себя чувствовать.
  • Мед, лук, вино . В литровую посуду положите 100–150 г мелко нарезанного лука, добавьте 100 г меда, залейте хорошим виноградным вином, дайте настояться в течение 2 недель, профильтруйте и употребляйте ежедневно по 3–4 столовых ложки. Вино способствует защите организма от инфекций, укрепляет иммунитет, действует в качестве мочегонного средства.
  • Мед, масло и другие компоненты . Осенью, перед наступлением холодной погоды, целесообразно готовить нектар как профилактическое средство во время эпидемии гриппа для повышения сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям: 1,3 кг меда, 200 г оливкового масла, 150 г березовых почек, 50 г липового цвета, 1 стакан измельченных листьев алоэ (перед приготовлением промытые кипяченой водой листья алоэ положить на 10 дней в холодильник). Мед растопить, положить в него алоэ и хорошо пропарить. Отдельно в 2 стаканах воды заварить почки и липовый цвет; кипятить 2 минуты, влить процеженный отвар в остывший мед, размешать и разлить в 2 бутылки поровну, добавив оливковое масло. Хранить в прохладном месте. Принимать по 2 столовых ложки 3 раза в день, перед употреблением взбалтывая.
  • Мед и мак . Развести 1–2 ч. ложки меда в стакане воды, в этом растворе прокипятить в течение 5–10 мин 2 ч. ложки порошка из лепестков мака. Принимать по 1 ч. ложке 3 раза в день.
  • Медуница . Две столовые ложки медуницы заваривают двумя стаканами кипятка, настаивают 2 часа, принимают по полстакана 3–4 раза в день. Можно пить продолжительное время, так как медуница в указанных дозах абсолютно безвредна для организма.
  • Можжевельник (настой) . 2 чайные ложки плодов можжевельника залить 2 стаканами холодной воды, настоять в течение 2 часов и процедить. Принимать по 1 столовой ложке 3–4 раза в день как тонизирующее средство.
  • Можжевельник (ягоды) . Рекомендуется съедать время от времени по 8–10 штук можжевеловых «ягод» в день, но не часто.
  • Мокрица (звездчатка) . Пить как общеукрепляющее и тонизирующее средство. 2 ст. ложки травы настаивать 1 час в 0,5 л кипятка. Процедить и пить по 1/4–1/3 стакана 3–4 раза в день за час до еды.
  • Морковь дикая (корень) . 2 ст. ложки корней настаивать 2–3 часа в 0,5 л кипятка, процедить и пить по 0,5 стакана настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Морковь . По 100–200 мл свежеприготовленного сока моркови пить 3 раза в день.
  • Настурция . 1 ст. ложку настаивать 1–2 часа в стакане кипятка и пить по 2–3 ст. ложки 3–4 раза в день до еды.
  • Обтирания . Ежедневно обтираться холодной водой, лучше всего утром при вставании.
  • Овес . Настрой готовят из соломы овса посевного: 3 ст. ложки измельченной соломы овса залить 2 стаканами кипятка. Настоять, процедить. Принять всю порцию в течение дня.
  • Отруби . При общей слабости и истощении рекомендуется следующее средство. В 1 л кипящей воды положить 200 г отрубей. Варить в течение 1 часа, затем процедить через марлю или сито; отжать остатки отвара и повторно процедить. Отвар можно пить по 1/2–1 стакану 3–4 раза в день до еды. Иногда отвар добавляют в супы или из него готовят квас.
  • Очиток пурпуровый (заячья капуста, скрипун) . Принимать в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства.
  • Пикульник . 3 ч. ложки травы настаивать 1–2 часа в 2 стаканах кипятка, процедить и пить по 0,5 стакана теплого настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Рецепты Ванги . Ванга считала, что состояние усталости лечат хорошей пищей, втиранием теплого масла, массажем.
  • Родиола розовая (золотой корень) . Сухие корни родиолы розовой измельчить и залить 70% спиртом в соотношении 1:10. Принимать по 10–20 капель 3 раза в день до еды.
  • Саранка . Принимать цветки и луковицы саранки в качестве средства, придающего бодрость больным; саранка улучшает аппетит, повышает тонус организма. Якуты сушат луковицы саранки, мелют, а из полученной муки выпекают хлеб и варят кашу.
  • Сбор для ванн №1 . Для настоя нужно взять одну часть листьев черной смородины, три части листьев земляники, три части листьев ежевики, одну часть листьев мать-и-мачехи, одну часть травы чабреца и одну часть травы мяты перечной. Одну столовую ложку этого сбора заварить одним стаканом кипятка. Настаивать в течение 10–15 минут в фарфоровой или стеклянной посуде.
  • Сбор для ванн №2 . Для настоя нужно взять две части листьев черной смородины, шесть частей листьев малины, одну часть травы чабреца и одну часть побегов ясменника душистого. Одну столовую ложку этого сбора заварить одним стаканом кипятка. Настаивать в течение 10–15 минут в фарфоровой или стеклянной посуде.
  • Свекла (настойка) . Чтобы избавиться от слабости и быстрее восстановить силы, воспользуйтесь таким рецептом: наполните бутылку почти доверху сырой тертой красной свеклой и залейте водкой. Настаивайте смесь в тепле 12 суток. Пейте по 1 рюмке в день перед едой.
  • Свекла (сок) . Сок свеклы принимать внутрь по 0,5 стакана 3–5 раз в день до еды.
  • Селедка . Съесть несколько кусочков селедки, что особенно помогает при умственном утомлении.
  • Сельдерей . Сельдерей поднимает общий тонус организма и усиливает физическую и умственную работоспособность. Две столовые ложки нарезанных корней залить 200 мл холодной воды, настаивать 2 часа при комнатной температуре и принимать в течение дня несколько раз. Настой рекомендуется также при аллергической крапивнице, подагре, дерматитах, пиелонефритах и циститах.
  • Смородина черная (лист) . 2–3 ст. ложки листьев настаивать 1–2 часа в 0,5 л кипятка и пить по 0,5 стакана настоя 3–5 раз в день до еды.
  • Смородина черная (ягоды) . 700 г ягод черной смородины протереть через сито. Растворить 6 столовых ложек меда в 1/2 литра кипяченой воды. Смешать со смородиной. Принять всю порцию в течение 2 дней.
  • Сушеница лесная . 1 ст. ложку травы настаивать 2 часа в стакане кипятка, процедить, пить по 1–2 ст. ложки 3–4 раза в день до еды.
  • Фрукты и растения . Рекомендуется употребление в пищу яблок, груш, айвы (в любом виде), «гвоздики» (почки цветков гвоздичного дерева), ромашки, лепестков красной розы, розовой воды, мелиссы, граната, лаванды, корицы (коричник китайский) хорошо тонизирует и поднимает настроение.
  • Хрен . Принимать хрен обыкновенный в качестве укрепляющего средства при напряженном умственном или физическом труде.
  • Цикорий (корень) . Взять 20 г корней цикория обыкновенного на 200 мл кипятка. Приготовить отвар обычным способом. Принимать по 1 столовой ложке 5–6 раз в день. Можно также использовать настойку корней цикория: 20 г корней на 100 мл спирта. Принимать по 20–25 капель 5 раз в день. И отвар, и настойку применяют как общеукрепляющее средство.
  • Чай . Выпить чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.
  • Шиповник (настой) . 2 столовые ложки сухих плодов шиповника коричного положить в термос и залить стаканом кипящей воды, настаивать в течение суток. Пить по 1/3–1/2 стакана 2–3 раза в день после еды. Шиповник используют как укрепляющее средство при инфекционных заболеваниях, малокровии, переломах костей, для усиления потенции, улучшения сна.
  • Шиповник (отвар) . Измельчите плоды шиповника и прокипятите 2 столовые ложки в 0,5 л воды 15 минут на слабом огне. Плотно укутайте и дайте отвару настояться ночь, затем процедите. Пейте приготовленный отвар шиповника с медом в течение дня как чай. Желательно в этот день отказаться от еды. Хранить в холодном месте не более 2 дней.
  • Элеутерококк . Принимать по 15–20 капель настойки (аптечной) 2 раза в день, утром и в обед за 30 минут до еды. Элеутерококк оказывает стимулирующее и тонизирующее действие на организм, улучшает самочувствие, повышает работоспособность, сопротивляемость организма неблагоприятным условиям.

Правильное питание при утомлении

Нормальное питание – лучшее средство от переутомления.

Исследования показали, что люди, которые едят часто, но понемногу, меньше страдают от утомляемости и нервозности, сохраняя ясность мышления, в отличие от тех, кто питается 2-3 раза в день. Поэтому между основными приемами пищи рекомендуется съесть немного фруктов, выпить сока, чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.

При умственном утомлении хорошо съесть несколько кусочков рыбы (особенно щуки); фосфор, содержащийся в ней, необходим для работы мозга. Людям, занятым в основном умственной деятельностью, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля, гороха, чечевицы. Для работы желез внутренней секреции необходимо употреблять больше сырых овощей, фруктов, молока, желтков, сыворотки. Свежий зеленый лук снимает чувство усталости и сонливости.

При всяком утомлении, а также при расстройстве нервной системы рекомендуется разболтать сырой желток в стакане почти горячего молока, положить туда немного сахара и выпить не спеша. Этот напиток можно употреблять 2–3 раза в день.

Умственная трудоспособность - вещь индивидуальная, и наступает у всех по-разному. Однако причина умственного переутомления всегда одна: большой объем умственной работы при недостаточном отдыхе. Впрочем, на умственную трудоспособность не самым лучшим образом могут повлиять эндокринные нарушения, депрессия, истощающие хронические заболевания.

У здорового человека способность к обработке информации зависит, с одной стороны, от врожденных особенностей центральной нервной системы и ее тренированности, с другой - от количества поступающих к мозгу питательных веществ. Следовательно, самый простой способ борьбы с умственным переутомлением - обеспечить мозг усиленным питанием.

Если в любом поисковом сервере сделать запрос о лечении умственного переутомления, поток самых разных методик и предложений на эту тему может привести, по меньшей мере, в легкое замешательство. Здесь и гомеопатия, и аромотерапия, и иглоукалывание, и облучение всеми мыслимыми и немыслимыми излучениями, и, конечно, невероятное количество биологически активных добавок.

Однако начинать надо не с этого. В первую очередь имеет смысл разобраться, не вызвано ли переутомление каким-нибудь заболеванием: достаточно сходить на прием к терапевту и пройти стандартное обследование: врачебный осмотр, анализы крови и мочи, электрокардиографию. Если с организмом все в порядке, причина переутомления в вас самих.

Причины умственного переутомления

Неправильно работаем

Лев Толстой в своей «Исповеди» хвастал тем, что мог долго работать за письменным столом, а потом выйти в поле и долго косить - и не почти не испытывать ни физической, ни умственной усталости. И правильно: Толстой таким образом грамотно организовывал свой отдых, ведь чередование умственной и физической нагрузки переносится гораздо легче, чем каждая из них по отдельности.

В идеале после каждого часа напряженной умственной работы необходимо делать десятиминутный перерыв. Конечно, мы не всегда это можем себе позволить. Но даже когда выпадает свободная минутка, мы предпочитаем «потупить» перед телевизором или перед монитором, чем встать, пройтись, размяться или сделать несколько упражнений.

Недавно журнал American Journal of Epidemiology опубликовал исследование, в котором говорится: «Пятьдесят пять и более рабочих часов в неделю (одиннадцать часов в день при пятидневке) приводят к достаточно низким показателям в тестах на словарный запас и сообразительность. Оптимальный вариант 35-40 — часовая рабочая неделя ». Понятно, что к начальству не подойдешь и не скажешь: «Хотите, что бы коллектив лучше работал, сократите продолжительность рабочего времени ». В таких условиях повысить работоспособность можно за счет небольших перерывов.

Не стесняйся почесать языком за чашкой кофе с коллегами по работе. Вот что по этому поводу говорит Оскар Ибарра, автор одного из исследований, проведенных в Университете штата Мичиган: «Иногда пустословие бывает полезно. Те, кто делает перерывы в работе и в течение десяти минут трепится с сослуживцами, лучше проходят тесты на сообразительность, чем те, кто выполняет их сразу, без разговоров. И вот почему — коммуникативное общение обостряет память и активизирует другие функции мозга, потому, что требует обработки информации (например, определять, врет собеседник или говорит правду) ».

Тем же, у кого удаленная работа, могут контролировать свое рабочее время и без опасения, что ему объявят выговор сделать перерыв на час или два. Главное — не сидеть как робот и помнить, что если вы отвлечетесь и отдохнете, это предотвратит умственное переутомление и повысит вашу работоспособность.

Не забывайте устраивать себе выходные дни (особенно это касается тех, кто работает на расстоянии и на себя). Лучший отдых - отдых на природе! Охота, рыбалка, походы в лес за ягодой, лазанье по горам, шашлыки на даче — всё это хорошие способы дать своему мозгу отдохнуть от напряжённых будней, зарядиться энергией и увеличить работоспособность мозга.

Ну и конечно, говоря об отдыхе и его влиянии на умственное переутомление, следует отметить важность здорового и полноценного сна. Ведь известно, что недосыпание и нехватка сна приводят к преждевременному переутомлению и принятию недальновидных решений.

Соблюдайте распорядок: каждый день засыпайте и просыпайтесь в определенное время. Даже в выходные старайтесь придерживаться установленного режима.


Неправильно живем

Обратите внимание на то, как распределяется нагрузка на мозг в течение дня. Если стремиться жить в таком режиме, чтобы «включать мозги», едва открыв поутру глаза, а «выключать» перед сном, переутомление неизбежно. Утомленный мозг будет делать все больше и больше ошибок, на устранение которых понадобятся дополнительные силы и время.

Поэтому не ставьте перед собой целью объять необъятное: все равно не получится. Распределите свои дела так, чтобы была возможность их чередовать, найдите в расписании «зазор» для небольшой прогулки и постарайтесь не злоупотреблять работой в ущерб ночному отдыху, сон должен продолжаться не менее 7-8 часов. Как же тогда жить и где искать спасение от гор невыполненных дел? Спасение - в грамотной организации своих дел. Эйнштейн, например, спал по 11-12 часов в сутки, не брезговал отдыхом посреди дня и все успевал.

Овладейте одной из методик релаксации (подробнее см. Пять лучших техник релаксации ). Их предлагают практики йогов, китайская фалунь дафа , многие западные школы. Комплекс нехитрых дыхательных и физических упражнений позволит за небольшое время достичь расслабления и восстановить внутренние резервы. Хороший эффект дают и теплые ванны с добавлением ароматических масел, солей и настоев.


Неправильно питаемся

Умственная работоспособность головного мозга зависит от количества потребляемой нами пищи. Ученые из Университета Флориды, при помощи эксперимента доказали, что сытость приводит к отупению и отрицательно влияет на умственную работоспособность.

В ходе эксперимента, лабораторных крыс разделили на две одинаковые группы. Первая группа получала пищи в избытке, в то время как рацион второй группы был существенно ограничен.

Регулярные наблюдения показали, что организм недоедающих крыс вырабатывает на порядок меньше цитохрома (протеин, разрушающий клетки головного мозга), который, по утверждению ученых, наносит непоправимый вред головному мозгу, а следовательно влияет на работоспособность мозга в целом, и в частности на процесс принятия решений, на развитие памяти и мышления.

Реакция второй группы крыс, голодных, была гораздо лучше, чем у тех, которые употребляли столько пищи, сколько хотели. Интервью, которое ученые дали СМИ, они резюмировали следующими словами: «Теперь можно с уверенностью утверждать, что голод полезен для здоровья и положительно сказывается на увеличении работоспособности мозга ».

Итак, умственное переутомление - это состояние, с которым может столкнуться каждый современный человек. Многие с иронией относятся к этому заболеванию, и, столкнувшись с ним, очень часто не обращают на него внимание. Хотя врачи уже давно внесли его в классификацию болезней.

И стоит заметить, как и другие заболевания, умственное переутомление имеет собственные причины, симптомы и возможные последствия.

С причинами умственного переутомления мы уже разобрались. Самыми явными причинами, вызывающие это заболевания являются: тяжелый труд, отсутствие отдыха, неблагоприятные условия труда, неправильный образ жизни и питания.
Давайте посмотрим

Какие симптомы у данного недуга
Как известно, умственное переутомление может быть трех стадий, и симптомы проявляются в зависимости от стадии этого состояния.

Но все же существуют общие объективные признаки, с помощью которых можно определить степень заболевания.
- постоянная усталость, которая не проходит после ночного отдыха;
- головные боли без явных тому причин;
- покраснение глаз;
- изменение цвета лица, синяки под глазами, отеки;
- неспособность заснуть при усталости, особенно в вечернее время;
- повышение и понижение артериального давления;
- повышенная раздражительность и нервная возбудимость;
- потеря концентрации, ухудшение памяти, рассеянное внимание;
-большое количество ошибок при умственной работе;
- тошнота, рвота;
- апатия, плохое настроение.

Но стоит помнить, что полностью полагаться на эти признаки для определения точного диагноза - нельзя, так как это может свидетельствовать и о других заболеваниях. Например, за резким понижении или повышении давления, тошноте, головных болях, покраснении глаз может скрываться гипертония или другие заболевания сердечно-сосудистой системы.

I стадия характеризируется субъективными признаками, такими как нарушение сна (трудности при засыпании, частые пробуждения и сильная усталость после ночного отдыха), отсутствие аппетита. На этой стадии утомление также может проявляться в не состоянии справиться с психическими или физическими нагрузками.

Во II стадии объективные симптомы очень хорошо выражены, что приносит дискомфорт и снижает качество жизни. К предыдущим симптомам на I первой стадии присоединяются: быстрая утомляемость, тягостные ощущения в сердце, после физической нагрузки могут появляться спазмы или дрожание конечностей. Дело в том, что именно на этой стадии начинают происходить изменения практически всех органов организма. Сон начинает ухудшаться, не приносит облегчение, что связано с кошмарами, пробуждениями и т.д.

Тем не менее, могут происходить всплески работоспособности, например ранним утром или в период вечернего отдыха.

Также этой стадии характерно нарушение обмена веществ, вследствие чего происходит снижение веса. У человека может без причины как понижаться, так и повышаться давление. Присутствует нездоровый внешний вид, побледнение лица, синяки под глазами, посинение губ и мраморная кожа. Стоит упомянуть, что в интимном плане у мужчин страдает сексуальная функция, а женщинам характерна задержка месячных а также ее прекращение.

III стадия - самая тяжелая и проявляется неврастенией. Человек на этой стадии страдает повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, сильная бессонница, которая вызывает сонливость в дневное время. Работа органов значительно нарушена, поэтому переутомление II и III стадии нужно лечить, так как человек выбивается из нормальной жизни на долгое время.

Как себе помочь при умственном переутомлении

Самое главное правило при лечении умственной усталости - снизить все виды нагрузки, которые все это время воздействовали на организм больного человека.
Для начала общие рекомендации

Делайте массаж головы

Массаж головы и шеи улучшает кровоток в коре головного мозга, а следовательно полезен для клеточного мозгового кровообращения.

Если есть возможность, посетите профессионального массажиста, если с финансами или со временем туго, поможет самомассаж. Информации о том, как сделать самомассаж головы и воротниковой зоны в интернете, пруд пруди. Скажу только то, что если ежедневно по десять минут в течение нескольких недель вы будете выполнять подобный массаж, то заметите, что к вечеру способность четко и ясно мыслить не пропадет, и усталость не будет уже такой явной. Как приер иожете взять Цигун: Массаж лица и головы .


Используйте цвета и ароматерапию

Доказано, что некоторые запахи и цвета оказывают успокаивающее воздействие, другие же наоборот, являются возбудителями и раздражителями для мозга. Работу мозга хорошо стимулирует желтый цвет — он тонизирует и бодрит, повышает умственную работоспособность и поднимает настроение (можете над рабочим столом повесить рисунок, в котором этот цвет преобладает).

При лечении этого заболевания очень часто применяют эфирные масла, так как они способствуют повышению мозговой активности, и помогают предотвратить последствия умственной усталости.
Базилик, мята, розмарин - этих три масла чаще всего используют в этих целях. Если вы проснулись уставшим и не выспавшимся, сделайте ванну и добавьте в воду 6 капель розмарина - это поможет вам перед тяжелым рабочим днем.
А ромашку лучше всего пить в виде чая, и постарайтесь поменьше пить кофе и крепкого чая.

Из запахов также хорошо подходят цитрусовые и древесные ароматы. Используйте натуральные эфирные масла, а не освежители для воздуха.

Но ни в коем случае нельзя злоупотреблять эфирными маслами. Очень многим они помогает в критической ситуации, когда человеку нужна ясная голова. Их можно использовать время от времени, когда действительно требуется быстрая помощь. Но лучше всего делайте перерывы в работе, находите пару минуток для отдыха.


Дайте мне волшебную таблетку

К сожалению, большинство предлагаемых препаратов для борьбы с умственным переутомлением обладают одним серьезным недостатком. Они недостаточно изучены, несмотря на то, что некоторые из них существуют не одну сотню лет. Поэтому их использование во многом напоминает лотерею - либо поможет, либо не поможет, либо навредит.

Особенно это касается биологически активных добавок (БАДов). Их существует великое множество, и все они, как правило, недешевы. В чем же разница между лекарственным препаратом и БАДом? Для поступления в продажу лекарство должно получить сертификат, подтверждающий его эффективность и безопасность, оговаривающий четкие показания, противопоказания и побочные эффекты. С БАДами другая история - для торговли ими достаточно гигиенического сертификата - такого же, как для продуктов питания. Сертификат подтверждает только то, что данный препарат съедобен. Об эффективности, безопасности и всем остальном - ни слова. А ведь многие распространители биоактивных добавок даже гигиенического сертификата на них не имеют…


Перед мозговым штурмом

О том, как хорошо жить, не перерабатывая, чередуя нагрузки и полноценно отдыхая, чаще всего мы вспоминаем в ситуации аврала - когда головой приходится поработать усиленно и сверхурочно. Чем можно помочь мозгу?

Самым распространенным стимулятором в ситуациях мозгового штурма является кофеин. И напрасно: большое количество кофе вызовет лишь повышенную нервную возбудимость, дрожь в руках и неспособность сосредоточиться. Кроме того кофеин не лучшим образом сказывается на сердечно-сосудистой системе, а при длительном употреблении может вызвать привыкание.

Лучше обратиться к так называемым растениям-адаптогенам: женьшеню, лимоннику, аралии, элеутерококку. Они тонизируют, повышают умственную и физическую работоспособность, благотворно влияют на иммунитет. Причем воздействуют они мягко, не истощая организм, в отличие от стимулирующих препаратов. И, наконец, растительные адаптогены хорошо изучены и доступны практически в любой аптеке.

Не забывайте, что после периода усиленной работы и отдых должен быть усиленным. После длительной умственной работы организм просто скандирует: «В отпуск!». Хорошо бы к нему прислушаться. Подойдет также смена обстановки: поездка в другой город, турпоход, вылазка на природу.


Долгосрочное вложение

Бывает, что умственного утомления накопилось столько, что даже выполнение привычного объема работы становится затруднительным. В этом случае на помощь придут ноотропные препараты. Эти лекарства действуют непосредственно на мыслительные процессы (noos по-гречески - разум, мышление), улучшают память, повышают концентрацию внимания и общую активность мозга, при этом уменьшая чрезмерную нервную возбудимость и тревожность. Но эффект от ноотропов развивается не сразу: для достижения ощутимых результатов их надо принимать 2-3 месяца. К счастью, они малотоксичны и имеют минимум противопоказаний и побочных эффектов.

Самый известный, «эталонный» ноотропный препарат - это пирацетам. Он используется с 1963 года и успел хорошо себя зарекомендовать. Вплоть до сегодняшнего дня пирацетам - один из самых эффективных представителей ноотропов.

Еще одно признанное и известное средство - экстракт реликтового растения Гинкго билоба. Он выпускается многими фирмами под разными названиями и используется при умственном переутомлении, а также нарушениях памяти при атеросклерозе мозговых сосудов, после инсульта, инфекций ЦНС и в пожилом возрасте.

Среди более новых, но весьма эффективных ноотропных препаратов стоит упомянуть пиритинол, пикамилон, мексидол, бемитил и другие.

Методика лечения различных стадий

На I стадии лечение происходит с помощью уменьшения психоэмоционального воздействия. Человек должен соблюдать режим дня, исключить интеллектуальную нагрузку и значительно снизить физическую нагрузку. Такое лечение займет от 2-4 недель, затем следует постепенно вводить интеллектуальные нагрузки, на восстановление человеку понадобиться примерно столько же времени 2-4 недели.

Что касается II стадии , то здесь человеку необходим отдых от повседневной деятельности, который должен длиться 1-2 недели. Он должен включать в себя активный отдых, например прогулки на свежем воздухе, аутогенные тренировки и массаж. Затем в течение 1-2 месяцев нужно вводить обычный режим работы, только стоит помнить, что что на протяжении всего времени больной должен придерживаться правильного режима дня.

Лечение III стадии переутомления должно происходить в специальной клинике в течение 2 недель, где человек сможет полностью расслабиться, после чего такой же период времени нужно выделить на активный отдых. После этих двух стадий лечения на протяжении 2-3 месяцев должен происходить постепенный этап возврата в нормальную жизнь.

Кстати, для профилактика умственного переутомления почаще читайте полезную литературу. Польза чтения для повышения работоспособности мозга, думаю, ни у кого не вызывает сомнения. Чтение не только увеличивает концентрацию внимания, но и стимулирует воображение: содержание книги превращается в наших головах в визуальные образы. Следовательно, мозг тренируется. Ученые из клиники Майо (США) убеждены, что чтение уменьшает вероятность того, что со временем мы будем тупить по любому поводу. «Новый материал — это не только новая информация, но и новые образы в голове. Любая историческая книга заставит вас проводить сравнение с настоящим, что задействует аналитические способности, за которые отвечает правое полушарие » - говорит один из исследователей клиники Майо.

Вместо того чтобы пялиться в телевизор, возьмите какую-нибудь познавательную книжку и уделите ее прочтению хотя бы 30 минут (ежедневное получасовое чтение увеличит работоспособность вашего мозга).
Говоря о познавательной и полезной литературе, я имею в виду отечественную и зарубежную классику, историческую и специальную литературу, поэзию:О). А вот желтая пресса (кто с кем, у кого больше, а у кого дороже), комиксы и другое подобное чтиво вряд ли хорошо скажутся на увеличении работоспособности головного мозга.
По материалам