Повседневный ад: жизнь и работа в режиме многозадачности. Учимся говорить «нет»

Некоторые работники указывают в резюме в качестве одного из важных деловых качеств «умение работать в многозадачном режиме», а некоторые работодатели называют его же, составляя портрет идеального кандидата. Однако в действительности попытки работать в многозадачном режиме способны подкосить ваше здоровье и загубить карьеру.

Опасное заблуждение

Гуру менеджмента Питер Друкер в одной из своих статей писал: «Я никогда не встречал руководителя, который, выполняя более двух задач одновременно, мог бы оставаться при этом эффективным». Однако миф о том, что можно работать в многозадачном режиме и сохранять эффективность, почему-то до сих пор жив. И даже несмотря на заверения ученых, утверждающих, что мультизадачность противоестественна, и ни при каких условиях человеческий мозг не способен одновременно работать над двумя задачами одновременно, по-прежнему находятся те, кто готов с ними спорить, доказывая обратное. «Вам кажется, что вы делаете несколько дел сразу, но в действительности вы располагаете задачи в определенном порядке и решаете, какую из них сделать в конкретный момент времени», - утверждает Джордан Графман, руководитель направления когнитивной нейронауки Национального института неврологических расстройств и инсульта (NINDS).

Дэвид Мейер, директор лаборатории по изучению мозга, познавательных способностей и деятельности человека при Мичиганском университете, утверждает, что мультизадачность приводит к замедлению в выполнении работы (в два и более раза) и увеличивает шансы на ошибку. По его словам, переключения и прерывания мешают нашей способности обрабатывать информацию, существенно снижают продуктивность. «Люди могут думать иначе, но это миф, - говорит он. - Невозможно преодолеть врожденные ограничения мозга».

Те, кто считает, что человеческие возможности безграничны и планомерно насилуют свой мозг многозадачностью, в результате расплачиваются собственным здоровьем. Привычка перескакивать с задачи на задачу не только на работе, но и за ее пределами в результате приводит мозг в состояние перевозбуждения. Человек теряет способность к концентрации внимания, у него начинаются проблемы со сном, головные боли и прочие недуги. Фактически, он постепенно теряет трудоспособность. Какая уж тут карьера...

Многозадачность и многозадачники

Дэвид Мейер выделяет три типа людей, рискующих пасть жертвой многозадачного режима. Первые - те, кого жизнь вынуждает работать в противоестественном ритме. Такие люди пытаются сделать несколько дел одновременно (например, говорят по телефону и просматривают бумаги), считая это единственным способом быть конкурентоспособными. Вторые - те, кто работает в мультизадачном режиме, не осознавая этого. Такие люди, например, могут бросить на полпути написание отчета, чтобы еще разок проверить почту. Они перескакивают с одной задачи на другую, не задумываясь о том, что это снижает эффективность.

Третий тип людей - это те, кто гордится своей «способностью к многозадачности». «Многие люди обманчиво полагают, что они в этом хороши, - говорит Мейер. - Но проблема в том, что мозг у всех одинаково устроен, и он так не работает. В реальности никто не может эффективно выполнять более чем одну сложную задачу в заданный момент времени».

Несмотря на то, что ученые приводят убедительные доказательства вреда многозадачности, людям становится все труднее избежать ее. Парадоксальным образом современные технологии вместо того, чтобы упростить нашу жизнь, еще больше ее усложнили. Институт будущего (IFTF) провел исследование, в ходе которого изучил опыт работников компаний, входящих в рейтинг Fortune 1000. Выяснилось, что каждый из них в среднем получает 178 сообщений в день и прерывается по меньшей мере три раза в течение часа. Понятно, что продуктивность от этого не повышается. По оценкам главного аналитика исследовательской компании Basex Джонотана Спира, прерывания сотрудников обходятся американской экономике в $650 млрд ежегодно.

Технология выживания

Если вы считаете себя человеком разумным, в ваших силах организовать рабочий процесс таким образом, чтобы оградить себя от губительной многозадачности. Воспользуйтесь несколькими простыми советами по упрощению жизни.

Постарайтесь постоянно «хранить» в голове только самое необходимое, а для остального использовать «внешние носители памяти». Речь вовсе не об очередных технологических новинках. Последуйте примеру Альберта Эйнштейна, который как-то раз сказал, что не держит в уме того, что может быть записано на бумаге. Носить с собой блокнот или устанавливать напоминания в календаре Outlook - выберите то, что вам удобнее.

Пишите списки задач и расставляйте порядок выполнения. Попробуйте прикинуть, сколько времени потребуется на каждую, и сравните с реальными временными затратами. Группируйте задачи, во время их выполнения попробуйте не отвлекаться сами и примите меры, чтобы вас не отвлекали другие. Проверяйте почту не каждые пять минут, а в определенные временные промежутки. Например, раз в час. Если есть такая возможность, включите автоответчик на телефоне. Попробуйте договориться с коллегами о «приемных часах». Большинство вопросов, с которыми к вам обращаются в течение дня, не такие уж важные и срочные. А здоровье у вас одно, берегите его.

При подготовке статьи использованы материалы

Многозадачность – это постоянный спутник всех HR-специалистов . Даже если функционал менеджера по персоналу предполагает только подбор персонала, многозадачность, в любом случае, будет присутствовать. Если человек не способен работать в режиме многозадачности , он будет пытаться действовать поочередно, расставляя приоритеты и пытаясь успеть выполнить весь необходимый функционал в течение определенного времени. Но дело в том, что в работе HR-специалиста присутствует постоянный человеческий фактор и работать по заранее распланированному сценарию, скорее всего, не удастся. Для того, чтобы уместить запланированное в рамки рабочего дня, важно уметь работать в режиме многозадачности . Рассмотрим основные правила, которые помогут вам успешно справляться с этой проблемой.

Планируем свой рабочий день

Приведу пример расстановки приоритетов для HR-специалиста , который работает на производственной площадке в единственном лице.

  1. Закрытие вакансий «заведующий складом» и «начальник смены».
  2. Массовый подбор персонала (рабочие на производство).
  3. Кадровое делопроизводство (прием, увольнение, перевод работников).
  4. Разработка локальных нормативных актов, регламентов и должностных инструкций.
  5. Составление отчетности для руководства.
  6. Разработка программы оценки для линейного персонала.
  7. Разработка обучающих материалов для линейного персонала.
  8. Разработка системы мотивации для сотрудников производства.
  9. Уведомление УФМС о приеме иностранных работников.
  10. Проведение адаптационных мероприятий для новичков.

Для того чтобы правильно расставить приоритеты, необходимо установить цели, на достижение которых направлены задачи сотрудника. Чем сильнее цели влияют на результат бизнеса, тем приоритетнее становится та или иная задача. Кроме постановки целей, важно оценить риски, которые грозят организации в случае невыполнения той или иной задачи. Именно эти два фактора являются определяющими при расстановке приоритетов.

Определение приоритетности задач в зависимости от целей и рисков

Задача

Цель

Риски

Приори-тетность

Статус задачи

Закрытие вакансий «Заведующий складом» и «Начальник смены»

Бесперебойная работа бизнес-системы

Сбой в функциони-

ровании бизнеса,

финансовые потери

Высокая

Срочная

Массовый подбор персонала (рабочие на производство)

Эффективный производственный процесс

Сбой в функциони-

ровании бизнеса,

финансовые потери

Высокая

Срочная

Кадровое делопроизводство (прием, увольнение, перевод работников)

Учет кадров, соблюдение трудового законодательства

Несистематизированный учет кадров, штрафы в случае проверок за несоблюдение трудового законодательства

Средняя

Текущая

Разработка локальных нормативных актов, регламентов и должностных инструкций

Регламентирование процессов, соблюдение трудового законодательства

Нерегламентированные процессы, штрафы в случае проверок за несоблюдение трудового законодательства

Средняя

Текущая

Составление отчетности для руководства

Предоставление измеримых показателей работы

Существенных рисков нет

Низкая

Текущая

Разработка программы оценки для линейного персонала

Выявление некомпететных сотрудников, формирование внутреннего кадрового резерва

Низкое качество работы некомпетентного персонала

Высокая

Срочная

Разработка обучающих материалов для линейного персонала

Повышение компетентности и как следствие – качества работы сотрудников

Низкое качество работы необученного персонала

Высокая

Текущая

Разработка системы мотивации для сотрудников производства

Повышение заинтересованности и как следствие – качества работы сотрудников

Низкое качество работы незамотивированного персонала

Высокая

Срочная

Уведомление УФМС о приеме иностранных работников

Соблюдение законодательства

Штрафы за несоблюдение миграционного законодательства

Высокая

Срочная

Проведение адаптационных мероприятий для новичков

Улучшение внутрикорпоративных коммуникаций и качества работы сотрудников

Возможно повышение текучести и ухудшение качества работы нового сотрудника. Существенных рисков нет

Средняя

Текущая

Как мы можем увидеть, сверхсрочные задачи в таблице отсутствуют, срочные и текущие задачи распределены поровну. Планируя свой день, важно уделять максимальное количество времени решению срочных задач, при этом оставляя небольшой запас времени для решения задач текущих.

Любую задачу необходимо разделить на процессы. Даже если задача глобальная и требует значительных временных затрат, так гораздо легче будет ее реализовать.

Учимся переключаться

Умение переключаться необходимо для сохранения концентрации внимания, то есть сосредоточенности на задаче и интереса к выполняемой работе. Именно однообразные действия снижают устойчивость внимания. В процессе переключения с одной задачи на другую необходимо учитывать следующие моменты:

  • Контраст динамики процессов.
  • Временной фактор.

Процесс, на который вы переключаетесь, должен отличаться по динамике от основного процесса: это ключевое правило конструктивной работы. Например, как директор по персоналу вы заняты разработкой регламента, на который отвели себе определенное время, допустим, два часа. На середине процесса вы можете переключиться на другую, более живую задачу, например, провести телефонные интервью с кандидатами. Также желательно переключаться на более легкую и интересную для вас деятельность: это психологически легче, и переключение, помимо конструктивного влияния на ваше внимание, будет воспринято как отдых и разгрузка для мозга.

Относительно временного фактора следует отметить, что переключение должно быть ограничено во времени, то есть основная деятельность, с которой вы переключились на второстепенную, должна таковой оставаться. Допустим, ваша сегодняшняя основная задача – мониторинг рынка труда по уровню заработных плат. вы определили для себя время на выполнение данного функционала: три часа. Каждый час переключайтесь на другую, второстепенную задачу, выделяя на ее выполнение 15-20 минут. Таким образом, на выполнение основной и нескольких второстепенных задач у вас уйдет четыре часа, вместо трех, которые вы заложили на основную задачу. Но ваша продуктивность существенно возрастет и, помимо большого блока аналитической работы, вы сможете выполнить еще ряд функциональных обязанностей без потери качества работы.

Выполняем одновременно разные действия

Конечно, на самом деле, делать несколько дел одновременно нереально: в любом случае, вы делаете одно дело, мгновенно переключаясь на другое. Но для выполнения незначительных по трудозатратам задач все же возможно одновременно выполнять несколько действий. Например, разговаривая по телефону, можно разбирать и подписывать документы, или, общаясь с коллегой, - просматривать электронную почту.

Главное, чтобы процессы, которые вы выполняете параллельно, были больше механическими, чем тактическими, и не требовали от вас значительных умственных усилий. Ежедневно развивая в себе способность делать несколько дел параллельно, вы сможете значительно повысить свою продуктивность и оптимизировать временные затраты в течение рабочего дня.

Нейтрализуем пожирателей времени

Пожиратели времени, или хронофаги – это мощный негативный фактор, работающий на отвлечение специалиста и отнимающий его временные ресурсы. Рассмотрим типичных пожирателей времени и возможные способы борьбы с ними.

  • Социальные сети, развлекательный контент. Интернет в рабочем процессе должен использоваться только для работы. Это правило, не требующее обсуждения. Если рассуждать более глобально, социальные сети-это, прежде всего, обмен информацией. Избыток информации ведет к стрессам и нервным перегрузкам. На работе вы и так получаете большое количество информации. И если прибавить к ней поток бесконечного сетевого мусора, который мы потребляем, о продуктивности можно просто забыть. Возьмите за правило не заходить в социальные сети на работе. Делайте это по пути домой, вечером, если без социальных сетей не обойтись.
  • Личные звонки. Общение с друзьями и родными по телефону в течение рабочего дня лучше свести к минимуму. Во-первых, вы тратите на них драгоценное рабочее время. Во-вторых, личные разговоры – это мощный отвлекающий фактор, после которого вам сложно настроиться на работу: вы продолжаете обдумывать свои личные дела и проблемы, которые необходимо решить. В-третьих, скажу вам по секрету, подобные разговоры очень раздражают руководство. Умейте работать, находясь на работе: личные звонки и sms лучше оставить на обеденный перерыв, когда можно спокойно обсудить все, что касается вашей личной жизни.
  • Люди-хронофаги. Есть такие люди, которые сами не работают и другим не дают. Придут, заглянут в глаза и начнут растекаться мыслью по древу, обсуждая часами пустяковые вещи. Не поощряйте их словоохотливость. Умейте говорить нет, тактично заканчивать разговор. Иначе такое общение может стать регулярным. Если вы видите, что коллега злоупотребляет вашим гостеприимством, заканчивайте этот диалог, а, точнее, монолог, любыми доступными способами. Начните писать электронное письмо. Произнесите фразу, завершающую беседу: «Я вас услышал», «Я вас понял», «Спасибо, все ясно». Сошлитесь на неотложные дела.

Даем себе своевременный отдых

К сожалению, сегодня регулярные перерывы на отдых стали большой редкостью. Мы едим, пьем, слушаем музыку, не отрываясь от монитора компьютера. Отдых без отрыва от работы-это не отдых, а удовлетворение физиологических потребностей. Как-то в одном научном журнале я прочитала, что, если человек страдает бессонницей, волноваться не стоит: главное, лежать в постели, организм воспримет это как сон. Так и в работе: если мы сидим перед компьютером, даже вкусный обед не будет воспринят как отдых: наш бедный организм будет думать, что работа продолжается.

Работа без перерывов – это мощный стрессовый фактор. Нужно хотя бы каждые два часа выходить на улицу, пить чай, выключать экран монитора. Даже десять минут отдыха способны благотворно действовать на сотрудника, особенно если он работает в режиме цейтнота.

Отключаемся от дел после окончании рабочего дня

Так же, как вы выключаете компьютер по окончании рабочего дня, важно уметь отключать собственный мозг от рабочего процесса. Без отключения вы не отдыхаете, постоянно прокручивая в голове рабочие вопросы, которые необходимо решить.

Как забыть о рабочих вопросах до начала следующего трудового дня? Во-первых, не приучайте коллег и руководителей беспокоить вас в выходные и по вечерам. Во-вторых, оставляйте нерешенные дела на работе. Запишите все свои задачи и оставьте на рабочем столе. Таким образом, вам не придется держать в голове все то, что предстоит выполнить. И последнее: не берите работу домой. Если есть острая необходимость выполнить какие-то задачи, лучше придти в офис в выходной день, чем впускать работу в свое личное пространство. Умейте отделять работу от личной жизни, гармония – это важная составляющая любой личности, даже если эта личность неисправимый трудоголик и амбициозный карьерист.

Еще в детстве нам говорят, что для того, чтобы все успевать, надо приступать к заданиям вовремя. Но проблема в том, что мы просто о них забываем или отодвигаем из-за более важных на наш взгляд дел.

Рабочий день ответственного сотрудника чаще всего состоит из:

  • Событий, жестко определенных в календаре

У таких событий есть точное время начала и окончания, например, встречи, переговоры, выступления с докладами, проведение обучения, интервьюирование и пр.

  • Рутины

Это ежедневные задачи, которые могут выполняться одновременно и параллельно друг с другом. Их количество непостоянно, а точное время начала и окончания работы по ним неизвестно. Это может быть: принятие решения по ежедневным задачам, консультирование подчиненных по срочным вопросам, подготовка ежедневных отчетов, разбор почты и пр.

В процессе работы ответственный сотрудник, сталкиваясь с необходимостью организации своего рабочего времени и времени своих подчиненных, чаще всего прибегают к помощи календарей и систем, связанных с постановкой задач. Но на практике эти инструменты не всегда способны дать желаемый результат.

Так, календари помогают учитывать время только тех событий, в которых занятость сотрудника составляет 100%. Однако такой инструмент не работает при выполнении ежедневных рутинных задач, когда работа не требует полной занятости сотрудника, либо, когда время выделяется небольшими частями на выполнение сразу нескольких задач.

Классические системы автоматизации, называемые «таск-трекерами», позволяют отслеживать целевые сроки завершения задач. Но сотруднику все равно необходимо держать в голове, когда он должен приступить к выполнению той или иной задачи. Если же сотрудник работает в режиме жесткой многозадачности, то выполнение задачи может быть не начато, даже если прошла предполагаемая дата начала работы. Возникает так называемый синдром студента и растет риск срыва выполнения задач в срок.

Обычно, при таком режиме работы выделяют две основные проблемы, в которых не могут помочь вышеописанные инструменты:

  • сложность определения важности задачи на момент ее поступления, и ее приоритет по отношению к прочим задачам;
  • ошибка определения процента реальной загрузки сотрудника на момент принятия решения о взятии задачи в работу.

В поиске оптимального решения, компания «Первая Форма» разработала для своей автоматизированной системы новый механизм, который позволяет избежать синдрома студента, обойти невозможность работы с неструктурированным временем, и объективно оценить реальную занятость сотрудников.

В основе его работы лежит комбинация двух методов: объемно-календарного и посуточного планирования.

1. Объемно-календарный метод

В данном методе одним значением указывается количество рабочих часов (дней, минут), которые должны быть потрачены на выполнение работы в интервале ее длительности, т. е. указанные трудочасы могут быть истрачены в любой момент, в период с начала выполнения работы и до ее завершения.

2. Посуточный план

Метод позволяет указать конкретный день (дату), в течение которого будут истрачены трудочасы. При этом, на одну задачу может быть отнесено несколько значений на разные даты. Метод позволяет вносить как плановые, так и фактические трудозатраты.

Оба метода могут быть использованы одновременно.

Оценка трудозатрат объемно-календарным методом может быть выполнена двумя способами:

  • пользователь может получить оценку извне; например, руководитель выделяет общее количество часов на выполнение задачи;
  • пользователь сам вносит свои планируемые трудозатраты в любых временных единицах; при этом есть возможность акцепта введенного времени у своего руководителя или профильного специалиста.

После этого «Первая Форма» автоматически распределяет величину объемно-календарного плана по отдельным дням на промежутке времени между датой старта и датой планируемого завершения задачи. Таким образом, получаются величины посуточного плана: количество плановых рабочих часов на каждый день.


Встроенный алгоритм распределяет часы по правилу «early-start», когда максимум рабочих часов приходится на начало рабочего периода. Это позволяет сразу избавиться от синдрома студента и снизить риск просрочки задачи.

Безусловно, автоматика может не знать каких-то деталей и особенностей выполняемых работ. Поэтому разработчики, вместо того, чтобы совершенствовать и усложнять систему, предоставляют пользователю возможность самому откорректировать план, предложенный системой, и внести распределение часов по дням вручную:

Таким образом, происходит переход от ввода общего количества часов по задаче к посуточному распределению.

На основании полученных данных система строит табель трудозатрат сотрудника. В этом представлении видно, какими задачами и в каком количестве должен заниматься исполнитель в течение каждого из дней, чтобы весь объем необходимой работы был завершен в срок по каждой из задач.

В этом интерфейсе пользователь, наблюдая всю свою ожидаемую загрузку на каждый день, может перепланировать собственную работу, т.е. перенести плановые трудочасы с одной даты на другую. Это позволяет сотруднику обеспечить себе наиболее комфортную, равномерную нагрузку, без какого-либо ущерба для сроков завершения задач.

Если посуточное распределение было выполнено любым методом (автоматически или вручную, из формы отдельной задачи или через Табель), то в «Первой Форме» формируется повестка дня – Агенда.

Агенда подсказывает сотруднику, на какие задачи и в каком количестве он должен выделить свое рабочее время. Она включает в себя как статические задачи из рабочего календаря, так и из задач, на которые было выделено время методом посуточного планирования.

И Агенда, и Табель трудозатрат не дают четкого распределения времени старта и окончания задач в течение рабочего дня. Но зато они позволяют сотруднику увидеть план работ на день по каждой из задач, и эффективно спланировать свой день и неделю. Сотрудник, ежедневно пользующийся Агендой, избавлен от риска незавершения задачи в срок – ему всего лишь достаточно тратить свое время на работы, рекомендуемые системой.

Еще одна важная особенность «Первой Формы» - использование посуточных трудозатрат при подготовке отчетности о планируемой загрузке исполнителей. Принципиальное отличие состоит в том, что эти отчеты учитывают индивидуальные особенности выполнения каждой из задач, и то, как именно сотрудник распределил свое рабочее время на всем ее протяжении.

Руководитель, анализирующий план работы отдела, может быть уверен: если в Табеле сотрудника присутствуют свободные часы, то они могут быть использованы для выполнения вновь поступившей задачи, при этом все прочие работы не пострадают, и будут завершены вовремя.

Дополнительная информация на сайте компании «Первая Форма»

Партнерский материал

Posted On 11.06.2018

Как бороться с многозадачностью в современных условиях работы, когда темп всё ускоряется, а объём поступающей информации только возрастает, человек зачастую вынужден буквально разрываться между своими обязанностями, которые необходимо выполнять одновременно. Поэтому работодатели постоянно повышают требования к умению кандидатов работать в условиях многозадачности.

Что же имеется в виду под многозадачностью? Следует понимать, что это не выполнение несколько задач в одно и то же время, а умение переключаться между ними. Исследования мозга, в том числе с применением МРТ, показали, что человек не в состоянии одновременно обрабатывать всю поступающую информацию.

«Центры внимания» или, другими словами, отдельные участки мозговой активности удерживают информацию о текущих задачах и позволяют возобновлять работу с ними позже. Напрашивается вывод, что работа над несколькими задачами одновременно отрицательно сказывается на результате:

  • Поступающая информация обрабатывается поверхностно
    Негативные физиологические реакции – рассеянное внимание, невозможность сконцентрироваться, сниженная скорость реакции, повышенная утомляемость, стресс
    Накапливаются незаконченные дела

Как следствие, люди, работающие над несколькими задачами одновременно, внешне могут выглядеть очень результативными, в действительности же эффективность подобной деятельности невелика. Некоторые изначально справляются с многозадачностью лучше остальных, однако этот навык, как и многие другие, можно развить.

Следующие приёмы помогут эффективно выстроить работу в условиях многозадачности:

  • Грамотное планирование и расстановка приоритетов. Еженедельной и ежедневной рутиной должно стать выделение среди задач наиболее важных и сложных, которые следует поставить на первое место в списке. Менее важные и простые можно оставить напоследок.
    Конкретизация ежедневных задач, позволяющая «съесть слона по кусочкам».
    Установление сроков исполнения задач
    Последовательная реализация составленных планов и фиксирование результатов.
    Исключить работу одновременно над схожими задачами
    Использование внешних носителей избавит от необходимости держать в уме всю информацию.
    Жёсткое регламентирование и ограничение использования соцсетей в течение дня, работа с почтой в чётко определённое время.
    Смена обстановки, перерывы между большими объёмами работы
    Умение работать не смотря на внешние раздражители - фоновый шум голосов, техники, музыку и т.п.

Как видим, многозадачность может оказаться полезной. При грамотном планировании она действительно позволяет решать сразу несколько задач. Кроме того, развиваются возможности мозга. Люди, способные работать в условиях многозадачности, быстрее реагируют на изменяющиеся обстоятельства, способны моментально вникать в суть проблемы и тратить минимум времени на принятие решений в экстремальных ситуациях.

Мы привыкли восхищаться людьми, которые умеют делать всё и сразу. Совсем как Юлий Цезарь.

Опасная многозадачность

И действительно - в нашем вечно спешащем мире уже просто необходимо уметь делать несколько дел одновременно. Но несмотря на то, что всё чаще выходят технические новинки, дабы облегчить нам эту участь, начальству гораздо выгоднее поручить несколько заданий одному работнику, чем нанять нескольких работников. В этой статье мы попробуем разобраться, как справляться со всеми поставленными задачами, при этом выполняя каждую качественно.

Самая большая проблема многозадачности состоит в том, что это может снизить качество нашей работы - мы стараемся сделать несколько вещей сразу, и в, результате, мы делаем это хуже, чем если бы мы фокусировались на каждой задаче по отдельности.

Когда мы переключаемся с одной задачи на другую, наш мозг тоже должен переключиться, чтобы справиться с новой информацией. Если мы делаем это быстро, например, при многозадачности, мы просто не можем полностью сконцентрироваться на работе при каждом переключении. Таким образом, качество нашей работы страдает. И чем сложнее задачи, между которыми мы переключаемся, тем больше будет потеря качества. Например, было бы почти невозможно создать хорошую презентацию, эмоционально разговаривая с коллегой.

Многозадачность появляется чаще, когда вы работаете над проектом или заданием, от которого вы не в восторге. Например, создание годового отчета кажется вам делом не из приятных, и потому вы можете часто проверять свою электронную почту или заниматься побочными проектами, чтобы уменьшить страдания от текущей задачи.

Вот шесть советов, как препятствовать многозадачности в работе, снизить уровень стресса и стать более продуктивным:

    Работая за компьютером, оставляйте открытой всего лишь одну вкладку. После выполнения задачи эту вкладку можно закрыть и открыть следующую. Говорят, что одновременно вести несколько дел помогает использование нескольких компьютерных мониторов - они решают проблемы с краткосрочной памятью и повышают продуктивность.

    Прежде, чем начать работу над еще одной задачей, советуют ее предварительно разбить на подзадачи, используя технику «Помодоро». Суть этого метода в том, что, разбивая задачу (день) на структурированные части, вы сосредоточенно работаете над выполнением по 25 минут, делая кратковременные перерывы. Не забывайте, что можно использовать приложения для смартфонов, они есть и для iPhone/iPad, и для Android.

    Важность планирования трудно переоценить, поэтому умение спланировать работу в режиме многозадачности будет крайне полезным. Важно научиться назначать приоритеты задачам и всегда решать в первую очередь самые важные и самые срочные. Знайте свое время, знайте свои задачи и планируйте их соответственно, советуют те, кто с этим легко справляется.

    Каждый раз, когда вы идете, чтобы проверить свою электронную почту или перезвонить кому-нибудь в то время, когда вы на самом деле должны заниматься другим, сделайте глубокий вдох и не поддавайтесь искушению. Сосредоточьте свое внимание на том, что вы должны делать.

    Если вы получаете звуковые уведомления, когда вам приходят письма или сообщения, выключите звук. Это может помочь вам избежать соблазна отвлекаться на посторонние дела. Для телефона есть специальное приложение Forest, которое помогает хозяину смартфона отложить устройство и сфокусироваться на работе. Приложение не позволит вам отвлекаться на любые уведомления, но позволит ответить на звонок.

    Всякий раз, когда вы застали себя за выполнением нескольких дел сразу, остановитесь. Дайте себе пять минут, чтобы спокойно посидеть с закрытыми глазами. Даже такие короткие перерывы могут переориентировать ваш ум, снизить уровень стресса и улучшить вашу концентрацию. Кроме того, это даст вашему мозгу необходимый перерыв во время напряженного дня.

Понимая, что режим многозадачности сам по себе не всегда продуктивен, необходимо видеть различия между ситуациями, и понимать, когда действительно нужно выполнять несколько дел одновременно, и когда этого можно избежать. Надо стараться решать задачи по мере их поступления. За это ваш мозг скажет вам спасибо.

Забудьте о невидимости или способности летать. Единственная сверхспособность, о которой мы мечтаем сегодня, - делать несколько разных вещей одновременно. Однако, в отличие от любой другой суперсилы, способность работать в многозадачном режиме часто встречается в качестве основного требования для трудоустройства.

Некоторые из вас наверняка могут вспомнить, как сидели за компьютерами или планшетами с мультитачем, постили статусы в Twitter и в то же время уплетали стейк с холодным апельсиновым соком. Другие читают на Kindle, тыкая в смартфон и глядя на телевизор в углу с двумя строчками бегущих субтитров. Мы не задумываясь отправляем коллеге email с предложением выпить кофе, ведь мы уверены, что он прочитает письмо в течение нескольких минут.

Проще говоря, так и работает современный мир. - это такая же способность, как читать или складывать числа, настолько фундаментальная, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Делать одно дело за раз - это для неудачников. Вспомним, как Линдон Джонсон (Lyndon Johnson) отзывался о Джеральде Форде (Gerald Ford): «Форд - хороший парень, только он не может одновременно жевать жвачку и ходить».

Подъём мультизадачности стимулируется развитием технологий, а также социальными изменениями. Мужья и жёны теперь не делятся на кормильцев и домохозяек - теперь каждый должен быть и тем и другим. Работа и увлечения могут быть неотделимы друг от друга. Ваши друзья могут связаться с вами, даже если вы на работе, отправив вам email в 10 часов утра. А ваш босс может позвонить на мобильный в 10 часов вечера. Вы можете сделать покупки, сидя за рабочим столом, и держать под контролем рабочие вопросы, стоя в очереди в супермаркете.

Это хорошая перемена во многих отношениях. Как прекрасно иметь возможность делать важные вещи и не тратить время впустую. Как восхитительно многообразие во всех его проявлениях! Больше не приходится жить в монотонном тейлористском мире, где нужно было полностью сосредоточиться на однотипных задачах, пока не сойдёшь с ума.

И всё же мы начинаем понимать, что блага многозадачной жизни не так однозначны. Мы чувствуем себя загруженными делами, которые может понадобиться сделать в любой момент. Мы чувствуем, что нас могут вызвать в любое время.

Нас беспокоит страшный аппетит наших детей, которые делают всё сразу: пролистывают домашнее задание, переписываясь в WhatsApp, слушая музыку и смотря «Игру престолов».

Согласно недавнему исследованию Сабрины Пабилониа (Sabrina Pabilonia) из Бюро статистики труда США, более половины времени, отведённое на домашнее задание, ученики слушают музыку или смотрят телевизор - иначе говоря, работают в многозадачном режиме. И эта тенденция только набирает обороты. Может, у них действительно получается обрабатывать всю поступающую информацию? Они думают именно так, несмотря на то что исследования свидетельствуют об обратном.

Сейчас можно наблюдать ответную реакцию на многозадачность - своего рода кампанию самопомощи. Живой пример - краудфандинговый проект на Kickstarter в декабре 2014 года. За 499 долларов - больше, чем за многофункциональный ноутбук - можно было приобрести Hemingwrite, компьютер с хорошей клавиатурой, маленьким E-Ink-экраном и автоматической отправкой набранного текста в облачное хранилище. С Hemingwrite нельзя отправить email. С Hemingwrite нельзя посмотреть YouTube, нельзя почитать новости. Можно только печатать. Кампания Hemingwrite собрала более 3 миллионов долларов.

Пример Hemingwrite (после ребрендинга компания называется Freewrite) демонстрирует, что справиться с многозадачностью можно при помощи самоограничения

Появляются программы вроде Freedom или Self-Control, их можно установить в свой браузер, чтобы отключить его на определённое время. The Villa Stéphanie, отель в Баден-Бадене, предлагает дополнительную услугу в номерах люкс: маленький серебряный переключатель рядом с кроватью, которым можно активировать блокатор беспроводных сетей, чтобы не соблазняться интернетом.

Линия между противниками проведена. С одной стороны, современная культура рабочего места, которая требует, чтобы вы были готовы прерваться в любое время. С другой - приверженцы однозадачности, которые настаивают на том, что многозадачность - это заблуждение и что главное - на самом важном. Кто из них прав?

Цена поведения

Существует достаточно доказательств в подтверждение того факта, что нам следует фокусироваться на одном деле за раз. Обратимся к исследованию Дэвида Стрэйера (David Strayer), психолога из Университета Юты. В 2006 году Стрэйер и его коллеги использовали высокоточный симулятор вождения, чтобы сравнить продуктивность водителей, которые переписываются по телефону за рулём, и водителей с превышенным содержанием алкоголя в крови (по законам США). Стиль вождения «разговорчивых» водителей не был агрессивным или рискованным, как у пьяных, но они были опасны в другом отношении. Водители с телефонами намного медленнее реагировали на события за пределами автомобиля и не замечали указателей вокруг. Неутешительный вывод Стрэйера был таков: вождение с параллельным использованием мобильного телефона так же опасно, как и вождение в нетрезвом виде.

В этом исследовании был ещё один важный вывод: не имеет значения, разговаривает ли водитель, держа телефон в руке, или по громкой связи. Проблемы из-за разговоров за рулём появляются не из-за нехватки рук. А из-за нехватки умственных ресурсов.

Тем не менее это открытие не произвело большого впечатления на общественное мнение или законодателей. В Великобритании, например, запрещено использовать телефон при помощи рук во время вождения, а говорить по телефону в режиме громкой связи - абсолютно законно. Мы рады согласиться, что у нас всего лишь две руки, но отказываемся признать, что у нас всего лишь один мозг.

В другом исследовании Стрэйер доказал, что мы к тому же неверно оцениваем собственные способности к многозадачности. Участники исследования, которые утверждали, что могут долго и в многозадачном режиме, неудовлетворительно справились с тестами на способности к многозадачности. Они систематически переоценивали свои возможности и хуже контролировали эмоции. Другими словами, желание работать в многозадачном режиме - явный признак того, что вам, скорее всего, не стоит этого делать.

Мы можем не сразу понять, что многозадачность нам мешает. Впервые я воспользовался Twitter, чтобы комментировать общественное мероприятие во время телетрансляции правительственных дебатов в 2010 году. Ощущение живого общения мне понравилось: я мог просматривать аргументы кандидатов и постить ответы, сочинять свои 140-символьные глубокомысленные изречения и смотреть, как их расшаривают. Я чувствовал себя полностью вовлечённым в происходящее. И только в конце дебатов я осознал, к моему большому удивлению, что не могу вспомнить ровным счётом ничего из того, что говорили Браун, Кэмерон и Клегг.

Исследование, проведённое в Калифорнийском университете, подтверждает, что мой опыт не уникален. Трое психологов: Карин Фоерд (Karin Foerde), Барбара Ноултон (Barbara Knowlton) и Рассел Полдрэк (Russell Poldrack) - демонстрировали студентам серии карточек с символами на них, а потом просили сделать прогноз, если они поняли паттерн (систему). Некоторые из этих прогнозов были сделаны в многозадачной среде, где студентам также приходилось прислушиваться к записи с низкими и высокими тонами и высчитывать самый высокий из них. Вы могли подумать, что делать прогноз и в то же время стараться сосредоточиться на звуках - это слишком большая нагрузка. На самом деле нет. Студенты были достаточно подготовлены и могли распознавать паттерны со звуковыми подсказками или без них.

Но вот в чём загвоздка: когда исследователи после выполнения задания задали более общие вопросы о паттернах, стала ясна вся цена многозадачного поведения. Студенты изо всех сил старались отвечать на вопросы о прогнозах, которые они сделали в многозадачной среде. Они успешно справились с обоими заданиями, но не узнали ничего, что могли бы применить в другом контексте.

Это неутешительное открытие. Когда мы отправляем email во время , мы не делаем это внимательно. Согласно выводам психологов, чувство понимания может оказаться иллюзией, и только потом вы обнаруживаете, что на самом деле многого не запомнили или не можете гибко применять свои знания. Это значит, что из-за многозадачности мы становимся забывчивее - ещё одна черта, которая делает нас немного похожими на пьяниц.

Первые «многозадачники»

В 1958 году молодой психолог Бернис Эйдусон (Bernice Eiduson) приступила к долгосрочному исследовательскому проекту. Как оказалось, настолько долгосрочному, что она не дожила до его завершения. Эйдусон изучала подход к работе сорока учёных, преимущественно мужчин. Она периодически, раз в несколько лет, опрашивала их и проводила психологические тесты. У некоторых учёных карьера закончилась крахом, другие же достигли серьёзных успехов. Четверо получили Нобелевскую премию, ещё двое рассматривались как серьёзные претенденты на неё. Нескольких человек приглашали присоединиться к Национальной академии наук.

После смерти Эйдусон её коллеги опубликовали анализ работ Бернис. В частности, Роберт Рут-Бернштейн (Robert Root-Bernstein), Морин Бернштейн (Maurine Bernstein) и Хелен Гарнье (Helen Garnier) хотели определить, от чего зависит долгая продуктивная карьера учёного, найти рецепт гениальности и продолжительной работы.

В интервью и психологических тестах не было никакого секрета. Но, взглянув на ранние публикации этих учёных, на их первые 100 научных статей, исследователи обнаружили одну закономерность: ведущие учёные постоянно меняли направление своей деятельности.

В первых 100 работах самые продуктивные учёные успели охватить пять разных исследовательских областей и меняли одну тему на другую порядка 43 раз. Они публиковали, меняли тему, снова публиковали и снова меняли тему. Так как исследование занимает много времени, иногда их темы частично пересекались. Так в чём же секрет долгой и высокопродуктивной карьеры учёного? В многозадачности.

Чарлз Дарвин успешно справлялся с разной деятельностью. Свои заметки о мутации видов он начал вести за два десятилетия до публикации «Происхождения видов». «Биографический очерк одного ребёнка» он начал писать сразу после рождения своего сына Уильяма, а опубликовал, только когда Уильяму исполнилось 37 лет. В это же время Дарвин почти 20 лет работал над вьющимися и насекомоядными растениями. Книгу о дождевых червях он опубликовал в 1881 году, незадолго до своей смерти. Дарвин работал над ней 44 года. Когда психологи Говард Грубер (Howard Gruber) и Сара Дэвис (Sara Davis) изучали методы работы Дарвина и других известных учёных, они пришли к выводу, что такие частично совпадающие исследования были обычным явлением.

Другая группа психологов, возглавляемая Михайем Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi), опросила почти 100 исключительно творческих людей: от джазового пианиста Оскара Питерсона (Oscar Peterson) и писателя Стивена Джея Гулда (Stephen Jay Gould) до дважды нобелевского лауреата, физика Джона Бардина (John Bardeen). Чиксентмихайи известен разработкой - блаженного состояния быть настолько поглощённым своей целью, что не замечать течения времени и оставлять всё отвлекающее вовне. При этом каждый из опрошенных Чиксентмихайи практиковал работу над несколькими проектами одновременно.

Просто интернет-зависимость?

Если термин «многозадачность» можно применить и к Дарвину, и к тинейджеру с привычкой постоянно проверять Instagram, стоит задуматься о более точном определении этого феномена. Есть по меньшей мере четыре вида деятельности, которые мы можем подразумевать, говоря о многозадачности.

1. Врождённая многозадачность

Например, когда можешь одновременно петь и играть на пианино. Врождённая многозадачность возможна, но по крайней мере одна из задач должна осуществляться автоматически, без дополнительных раздумий.

2. Переключение между задачами

Теперь поговорим о ситуации, когда вы делаете презентацию для своего босса, в то же время отвечаете на его звонки и одним глазом посматриваете на , если вдруг он захочет достать вас там. Это не назовёшь многозадачностью в том же смысле. Здесь больше походит термин «быстрое переключение между задачами», потому что ваше внимание распределяется между презентацией, телефоном и входящими. Многое из того, что мы называем многозадачностью, на самом деле является быстрым переключением между задачами.

3. Рассеянное внимание

Переключение между задачами часто путают с третьим видом деятельности - тайным увлечением прокручивать бесконечную ленту сплетен о звёздах и обновлений в социальных сетях между делом. Есть большая разница между человеком, который остановился на середине статьи, чтобы сделать несколько заметок по своему будущему проекту, а затем обратно вернулся к ней, и человеком, который прочитал половину статьи, а потом отправился рассматривать фотографии девушек в бикини. «То, что мы называем многозадачностью, зачастую оказывается банальной , - говорит психолог Шелли Карсон (Shelley Carson), автор книги „Твой креативный мозг“. - Это навязчивое действие, а не проявление многозадачности».

4. Управление несколькими проектами

И последняя разновидность многозадачности - когда нужно не добиться цели, а просто сделать много вещей. Машину нужно отогнать в сервис. Зубы разболелись. Супруг сегодня не может забрать детей из школы. Нужно подготовиться к важной встрече на следующей неделе, а ещё уплатить налоги. Если необходимо сделать много вещей, это не значит, что нужно сделать их все за раз. Это просто жизнь.

Борьба за внимание

На все четыре действия: врождённую многозадачность, переключение между задачами, рассеянное внимание и управление несколькими проектами - вешается один ярлык «многозадачность». Это происходит не из-за обычной лингвистической путаницы, они схожи ещё в одном отношении. В частности, высокопродуктивная практика вести несколько разнородных проектов одновременно может привести к совсем непродуктивной привычке быстро переключаться между задачами.

Чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим историю, которая произошла в ресторане неподалёку от Берлинского университета в 1920-х - её любят рассказывать психологи. Когда большая группа академиков нагрянула в ресторан, официант подошёл, чтобы принять заказ, и каждый раз спокойно кивал, когда они добавляли новое блюдо или напиток в общий сложный заказ. Он ничего не записывал, но, когда вернулся с едой, все убедились, что память у него безупречная. Уходя, академики всё ещё обсуждали его необычайное мастерство. Но один из них вернулся за какой-то забытой вещью, и официант его не вспомнил. Как так получилось, что официант вдруг стал таким рассеянным? «Очень просто, - ответил тот. - Когда заказ оплачен, я его забываю».

Одним из членов Берлинской школы была молодой экспериментальный психолог Блюма Зейгарник. В одном из экспериментов она продемонстрировала, что люди лучше запоминают незавершённые задачи. Этот феномен получил название « »: когда мы прерываем действие, не доведя до конца, мы не можем выбросить его из головы. Наше подсознание хранит напоминание, что задаче требуется внимание.

Эффектом Зейгарник можно объяснить связь между наличием многочисленных обязанностей и злоупотреблением быстрым переключением между задачами. Мы бежим от задачи к задаче, потому что не можем забыть о всех тех вещах, что ещё не сделали. Мы бежим от задачи к задаче, потому что пытаемся заглушить свой навязчивый внутренний голос.

Сейчас мы много говорили о защите внимания, однозадачности. Но раньше многое говорили и в защиту каллиграфического почерка или твердили о том, что всем нужен дворецкий. Мир движется вперёд. Есть что-то привлекательное в Hemingwrite и номере без интернета в гостинице, но есть и что-то нецелесообразное.

Неправда, что только Facebook мешает вам добиться литературной славы. А в большинстве офисов Hemingwrite не самый подходящий инструмент, чтобы добиться продвижения по службе. Вы не Эрнест Хемингуэй и не можете просто игнорировать входящие от коллег.

Однозадачность может выжить, только если пойдёт на компромиссы с современным многозадачным миром.

Циклы и списки

Слово «многозадачность» не использовалось по отношению к людям вплоть до 1990-х, в течение полувека оно предназначалось исключительно для описания компьютеров. Согласно Оксфордскому английскому словарю, впервые термин «многозадачность» появился в печати в журнале Datamation в 1966 году при описании компьютера, способного выполнять несколько разных операций одновременно.

Так же, как и люди, компьютеры обычно создают иллюзию многозадачности, а на самом деле просто очень быстро переключаются между задачами. Только компьютеры переключаются быстрее, им не нужно 20 минут, чтобы вернуться в строй после перерыва.

К тому же компьютер не будет беспокоиться о том, что не сделано. Пока проходит очередь и текст отправляется на принтер, он не почувствует никакой вины за то, что мышь подвисла на последние 16 миллисекунд. Дойдёт время и до мыши. Быть компьютером - значит никогда не сталкиваться с эффектом Зейгарник.

Как мы можем поддерживать ощущение, что всё под контролем, если испытываем непрекращающееся чувство вины за то, что не сделали?

Каждый раз, когда вы говорите кому-то: «Я к этому вернусь», - вы запускаете цикл в своём мозгу. И этот цикл будет крутиться там до тех пор, пока вы не поместите в систему заменитель, которому можно доверять.

Дэвид Аллен (David Allen)

Современная жизнь побуждает нас открывать всё новые и новые циклы. У нас не обязательно много работы, но есть много рабочих дел, которые мы должны быть готовы сделать в любой момент. Задачи неумолимо перетекают одна в другую. Что бы мы ни делали, мы не можем избавиться от чувства, что должны сделать что-то ещё. А это требует значительных умственных усилий.

Принцип, изложенный в , прост: закрывать открытые циклы. С деталями сложнее, но сам принцип исчерпывающий. После каждого дела, которое вы сделали для себя или кого-то ещё, запишите то, что вы планируете делать дальше. Просматривайте список своих следующих действий достаточно часто - это придаст уверенности, что вы ничего не упускаете из виду.

У метода Аллена много последователей. Практика показывает, что многие находят его чрезвычайно полезным, и я в том числе (подробности ниже). И тем не менее только недавно психологи Е. Дж. Масикампо (E J Masicampo) и Рой Баумайстер (Roy Baumeister) нашли объяснение, почему людям становится легче благодаря системе Дэвида Аллена. На самом деле совсем не обязательно заканчивать задачу, чтобы избавиться от эффекта Зейгарник. В этом поможет конкретный план. Запишите следующее действие, и вы заметите, что раздражающий внутренний голос затихает. Вы переносите своё беспокойство на лист бумаги.

Границы творчества

Скорее всего, это мудрое решение - оставить быстрое переключение между задачами компьютерам. Но даже неистовое метание между Facebook, почтой и документами может дать определённые преимущества.

Психолог Шелли Карсон (Shelley Carson) и её студент Джастин Мур (Justin Moore) недавно провели эксперимент. Они протестировали способности студентов быстро переключаться между задачами. Каждому испытуемому дали два задания: разгадывать анаграммы и читать статьи из научных журналов. Задания нужно было выполнять на компьютере. Половина испытуемых выполняла задания последовательно: сначала они решали анаграммы, а потом читали статью. У другой половины экспериментальной группы задания на экране менялись каждые две с половиной минуты - с анаграмм на статью и обратно, и так несколько раз.

Неудивительно, что из-за постоянного переключения задач испытуемые во второй группе соображали медленнее. Они решили меньше анаграмм и хуже ориентировались в содержании прочитанного, потому что переключали внимание с одного на другое каждые 150 секунд.

Но при интерпретации результатов были выявлены преимущества такой многозадачности. Испытуемые, которые выполняли задание с переключением, оказались более . Если быть точнее, их результаты тестов отличались нестандартным мышлением, особенно в вопросах с открытым ответом. Их, например, могли попросить придумать как можно больше способов применения скалки или перечислить последствия того, что стало бы с миром, будь у людей не две руки, а три. Вынужденные «многозадачники» давали больше разнообразных ответов, к тому же их мысли были оригинальнее.

«Похоже, что переключение между задачами запускает в людях креативность», - говорит Карсон, адъюнкт-профессор Гарварда. Результаты её совместной работы с Муром ещё не опубликованы, но уже можно возразить, что вряд ли такие задания подходят для измерения креативности. Карсон отвечает, что в ходе лабораторных исследований обнаружена взаимосвязь дивергентного мышления и творческой деятельности в широком смысле, будь то написание романа, профессиональная постановка сценического шоу или создание живописного холста. Тем, кто убеждён, что великая работа может быть сделана только путём сверхчеловеческой сосредоточенности, следует поразмыслить над этим открытием.

Карсон и её коллеги обнаружили взаимосвязь между значительными достижениями в творческой сфере и проявлением такого психологического явления, как низкая способность к скрытому торможению. Скрытое торможение - это фильтр, который есть у всех млекопитающих, позволяющий неосознанно отключаться от несущественных стимулов. Было бы невыносимо слышать каждый разговор в офисе, гул кондиционера, в то же время замечая каждого человека, который проходит мимо окна офиса. Скрытое торможение спасает нас от этого. Такой подсознательный фильтр позволяет нам ходить по миру, не реагируя на все внешние стимулы.

И всё же люди, чьи фильтры чуть более проницаемы, чаще обладают способностями к творчеству. Подумайте об этом, «однозадачники»: пока вы слишком усердно пытаетесь сосредоточиться на одной вещи, люди, которые не противостоят шуму мира, сейчас несут свои рукописи в издательство.

«Вы получаете больше информации в своё познавательное пространство, причём она может иметь как сознательную, так и бессознательную природу», - говорит Карсон. Двое других психологов, Холли Уайт (Holly White) и Прити Шах (Priti Shah), обнаружили подобный шаблон в поведении людей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Было бы неправильно романтизировать тяжёлые заболевания, такие как СДВГ. Все исследования были проведены среди студентов университетов, то есть людей, которые уже продемонстрировали свою способность воспринимать информацию. Хотя условия эксперимента Уайт и Шах были нетривиальны: его участники должны были иметь клинический диагноз СДВГ. А это значит, что дефицит внимания настолько беспокоил студентов, что они были вынуждены обратиться за профессиональной помощью.

Это удивительное открытие: переключение между задачами делает нас более креативными. Ещё удивительнее осознавать, что в наше время, когда мы все живём под угрозой постоянного отвлечения, люди, которые подвержены рассеянности, могут процветать творчески.

Может быть, нам не стоит так удивляться. «Переключаясь между задачами, можно смазать рельсы, по которым движется мысль», - говорит Джон Коуниос (John Kounios), профессор психологии из Дрексельского университета.

Коуниос, соавтор книги Eureka Factor, предполагает, что есть по меньшей мере два психологических механизма, которые потенциально могут запустить творчество при переключении между задачами. Один из них заключается в том, что новая задача помогает нам забывать плохие идеи. При решении творческой проблемы легче застрять, потому что думаем о , но в то же время просто не можем перестать думать о нём. Когда делаешь что-то новое, принципиально другое, включается реакция забывания, которая позволяет нам освободиться и найти правильное решение.

Второй механизм - гибкая ассимиляция. Когда новая задача побуждает нас думать о решении старой. Известный пример - Архимед и его «Эврика!».

Как гласит история, задачей Архимеда было определить, действительно ли корона сделана из чистого золота (без примесей), не разрушая при этом ювелирное изделие. Решение оказалось таково: посмотреть, вытеснит ли золотая корона такой же объём воды из сосуда, что и золотой слиток такой же массы. Это решение пришло Архимеду на ум, когда он принимал ванну и задумался об изменениях уровня воды. Принимать ванну и искать решение проблемы - это ли не многозадачность?

6 способов стать гением многозадачности

1. Будьте внимательны

«Идеальная ситуация для работы в многозадачном режиме - когда получается сосредоточиться в нужный момент», - пишет психолог Шелли Карсон. Том Чатфилд (Tom Chatfield), автор книги Live This Book, советует завести два списка: один - для дел, которые лучше делать с помощью интернета, а другой - для дел, которые лучше делать офлайн. Подключение и отключение от интернета должно быть сознательным действием.

2. Записывайте

Главная идея Get Things Done Дэвида Аллена - претворить каждую неопределённую мысль и чувство вины в определённое действие. Поэтому регулярно записывайте все дела и постоянно их просматривайте. Цель - не волноваться о тех вещах, что вы делаете, и о тех, что вы решили не делать прямо сейчас, но в то же время пребывать в уверенности, что ничего не пропадёт.

3. Укротите свой смартфон

Смартфон - отличный, но раздражающий помощник. Отключите ненужные оповещения: большинству людей не нужно знать о новых твитах или входящих письмах. Настройте систему хранения в вашей электронной почте. Например, когда ответить на сообщение удобнее с клавиатуры (нужно написать 50 слов и больше), вы перемещаете сообщение с специальную папку, в которой оно хранится до тех пор, пока вы не доберётесь до компьютера.

4. Сосредоточьтесь на коротких задачах

Техника, которую предложил Франческо Чирилло (Francesco Chirillo) - заключается в том, чтобы разбить большую задачу на несколько подходов по 25 минут (они называются помидорами), между которыми устраивается небольшой перерыв. Гуру продуктивности Мерлин Манн (Merlin Mann) советует метод электронного тире - просмотр электронной почты или списка неотложных дел в течение нескольких минут каждый час. Эти техники помогают сосредоточиться и в то же время позволяют переключаться между проектами несколько раз в день.

5. Прокрастинируйте, чтобы победить

Если вы одновременно занимаетесь несколькими интересными проектами, то можете отложить один в сторону и заняться другим. Именно так и работал Чарлз Дарвин. Перемены так же хороши, как и отдых, и, как объясняет психолог Джон Коуниос, подобное переключение между задачами способствует появлению новых идей.

6. Работайте над разными направлениями

«Творческие идеи приходят к людям, которые работают в разных областях или ведут несколько разнообразных проектов», - говорит автор и психолог Кит Сойер (Keith Sawyer). Кстати, Сойер также джазовый пианист, бывший консультант по вопросам управления и гейм-дизайнер в Atari. Хорошие идеи часто приходят именно тогда, когда ваш ум находит неожиданные связи между разными областями.

Список задач Тима Харфорда

Записывайте всё. Я использую Google Calendar для назначенных встреч и электронный список задач Remember The Milk, а также специальный список задач на день на бумаге. Детали не имеют значения. Принцип заключается в том, чтобы не держать все дела в голове.

Список должен быть максимально полным. В моём списке на данный момент 151 пункт. (Нет, я не запоминал это число, я пересчитал.)

Обновляйте список. Система работает и снимает беспокойство, если вы уверены, что календарь и список задач напомнят вам о том, о чём нужно. Я провожу 20 минут в неделю, просматривая список, отмечаю дедлайны, убеждаюсь, что в списке не упущено никаких важных дел. Пересмотр списка очень важен. Чем больше вы доверяете ему, тем чаще вы его используете. Чем чаще используете, тем больше доверяете.

Список с дополнительным контекстом так же хорош, как тематический список. Естественно, удобнее вести список по конкретной теме или проекту, например список дел, связанных с ремонтом комнаты для гостей, или список планов на следующий год. Дела, которые нужно сделать перед отлётом; вещи, которые нужно купить в магазине; идеи, о которых нужно поговорить с начальником при встрече.

Конкретно описывайте следующее действие. Если вы просто записываете смутные напоминания, список дел будет продолжать вызывать беспокойство. Перед тем как записать плохо сформулированную задачу, подумайте 15 секунд о том, что именно она собой представляет.