Самые перспективные IT-компетенции. Взгляд ООО "Стрим"

Профиль компетенций для ИТ-специалистов

В. Летуновский, к.п.н., директор Школы корпоративного тренинга Вячеслава Летуновского
Н. Новожилов, к.т.н., директор Академии корпоративных систем

Когда мы говорим о подготовке ИТ-специалистов, то речь обычно идет о профессиональной подготовке. Ее оценку можно разделить на несколько составляющих:

  • общетеоретические знания по информатике,
  • теоретические знания в конкретной области,
  • практические знания в конкретной области,
  • навыки.

Все это в той или иной степени дается системой образования, а также дополнительной работой и самообучением самого специалиста. Стандартные оценки в зачетной книжке далеко не отражают детальный уровень подготовки специалиста, необходимо иметь более развернутую и детальную систему оценки профессиональных знаний. Некоторые компании уже используют такие развернутые подходы.

Профессиональная подготовка (программист баз данных, как пример):

  • общетеоретические знания по информатике:
    • дискретные структуры
    • архитектура и организация ЭВМ
    • операционные системы
    • управление информацией
    • программная инженерия
    • человеко-машинное взаимодействие
  • теоретические знания в конкретной области:
    • теория баз данных
    • основы программирования
    • алгоритмы и теория сложности
    • языки программирования
  • практические знания в конкретной области:
    • знание Oracle 9i
  • навыки:
    • опыт работы с Oracle 9i.

Система образования практически ограничивается профессиональной подготовкой. Практически в образовании не уделяется достаточного внимания ни тестированию, ни развитию профессиональных способностей.

Однако интересы бизнеса далеко не ограничиваются только профессиональной подготовкой. По существу компания заинтересована в получении конкретных результатов деятельности (РД). Личные качества, знания и навыки определяют способности - возможные линии поведения специалиста (или потенциал компетенций). Компетенции в терминологии HR-специалистов – это набор поведенческих образцов или линий поведения. Выполнение задач (Performance) – реализация компетенций,- зависит от внутренних скрытых и явных ситуационных факторов. Это – система мотивации, корпоративная культура, взаимоотношения с коллегами, домашняя ситуация и т.п. Как эти факторы повлияют на поведение зависит от восприимчивости к ситуационным факторам. Для одного важна только зарплата, для другого признание коллег и т.п. Одни и те же действия могут дать разные результаты в зависимости от внешних ситуационных факторов (экономической ситуации, действий конкурентов и пр.)

Мы попробовали использовать методику компании SHL – мирового лидера в области оценки персонала. В частности, для системных администраторов в качестве критичных компетенций мы выделили:

  • разумное принятие решений и ответственность;
  • профессиональная подготовка;
  • организованность;
  • ориентация на удовлетворение потребностей клиентов;
  • эффективная работа в напряженных условиях;
  • целеустремленность.
  • В качестве желательных компетенций:

  • работа в команде;
  • придерживается нормам этики и ценностям;
  • успешно контактирует с клиентами и коллегами;
  • ясно излагает информацию;
  • быстро обучается;
  • эффективно работает в напряженных условиях.

На основе сформированного профиля компетенций возможно определить соответствующие подходы к тестированию и подбору кадров ИТ-специалистов.

Какими компетенциями помимо профессиональных должен обладать ИТ-специалист, чтобы работать успешно? Часть компетенций - это Профессионально важные качества (ПВК), т.е. личностные качества, способствующие успешной работе, но не связанные с ее спецификой. ПВК не формируются на работе, люди, которые приходят в компанию уже несут их в себе, выраженными в большей или меньшей степени. Естественно в зависимости от специфики конкретной ИТ-специальности, и от специфики данной конкретной компании этот список будет меняться. Для того, чтобы определить необходимые для данной специальности компетенции проводиться целый комплекс мероприятий, которые называются профессиографированием (job map, job disruption, job specification). Инструментарий: экспертное интервью, наблюдение, работа с нормативной документацией и др.

Следующий вопрос “Как их протестировать?” - Вообщем-тоничего особо сложного в этом нет, существует довольно широкий оценочный инструментарий, обычно обозначаемый термином assessment. Ассесмент включает в себя такие процедуры как психологическое и проф.тестирование, ситуационно-поведенческие тесты (ролевые и деловые игры, конкретные ситуации), структурированное интервью и оценку на 360 градусов. Сначала прописывается профиль компетенций под специальность, затем под этот профиль подбирается адекватный оценочный инструментарий. По все тому же известному принципу – Цена / качество. Если Вы располагаете соответствующими ресурсами, можно провести комплексную оценочную процедуру, в которой присутствует весь (или почти весь выше перечисленный оценочный инструментарий), такая процедура называется ассесмент центром).

Можно ли развивать эти качества? – конечноможно, более тогообязательно нужно, между прочим – это прямая обязанность HR’ов и тренинг-менеджеров определять недостаток в компетенциях ваших ИТ-специалистов и разрабатывать для них командные и индивидуальные программы развития. Конечно, некоторые из компетенций как то клиенториентированность, ответственность, обучаемость развивать сложно, но опять таки можно, если это делать системно и последовательно. Инструментарий также давно известен бизнес-тренинг и бизнес-коучинг. Мы не случайно используем термин бизнес, поскольку в последнее время очень много развелось тренеров-драйверов и коучей-учителей жизни, имеющих о работе весьма приблизительное представление. Будьте внимательны при выборе ваших тренеров.

Как это повлияет на конкурентособность бизнеса? – вопрос, скорее риторический, вот недавно читали кое-какую кадровую статистику, и фраза, которая запала: “Основную конкуренцию компании ведут на рынке труда”. И это действительно так. Роль человеческого фактора в бизнесе уже многократно возросла и будет еще расти. Правильно подобранней и полноценно обученный, опять же развитый по наиболее важным компетенциям персонал – это главное конкурентное преимущество компании.

По нашему опыту при подборе специалистов не уделяется серьезного внимания моделям поведения. Столкнулись с двумя крайностями. В одних случаях уделяется очень большое внимание практическим знаниям и навыкам в конкретной области, причем теоретическим знаниям даже в этой конкретной области не уделяется какого-либо внимания. Бывает даже, что и тренеры в некоторых тренинговых компаниях не обладают теоретическими знаниями в области, в которой проводят занятия. Это говорит о недостаточном уровне профессионализма в ИТ-сфере. Здесь работает большое количество практиков, пришедших из физики, химии, истории, машиностроения и пр., которые не имеют соответствующей подготовки. Другой крайностью является следующий набор требований:

  • знание английского языка,
  • умение самостоятельно обучаться по имеющейся литературе,
  • математическое (логическое) мышление,
  • умение искать собственные ошибки,
  • нацеленность на результат.

В этом случае знание конкретной области не выдвигается на первый план, а основное внимание уделяется общим способностям и опыту.

Разные компании, безусловно, формируют разные наборы требований. Речь не идет об их унификации. Речь идет о том, чтобы более эффективно реализовывать разные подходы. Одна из проблем состоит в том, что понятийный аппарат специалистов по подбору кадров и ИТ-специалистов различен и есть проблемы нахождения общего языка.

Обычно на конференции речь идет в основном о программистах. Перечень ИТ-специалистов гораздо шире: руководители ИТ-служб, менеджеры, архитекторы ИТ-решений, специалисты по проектированию и развертыванию сетевой инфраструктуры, специалисты по обслуживанию сетевой инфраструктуры, специалисты по безопасности, программисты, тестировщики и пр., и пр. Программисты далеко не самая востребованная часть специалистов.

В заключение, хотелось бы сказать несколько слов о названии конференции. Тема конференции “преподавание” существенно сужает предмет обсуждения. Здесь хотелось бы иметь место встречи бизнеса и образования. Чтобы не только образование поговорило бы о своих проблемах, но и бизнес высказал бы свои пожелания к образованию. Сейчас же даже доклады от бизнеса говорят только об успешных проектах по образованию. Мы не слышим о проблемах образования со стороны бизнеса и его пожеланиях. Если бы тема конференции была обозначена как “подготовка специалистов по информационным технологиям”, то такой уклон был бы более явным.

Кто в IT обгоняет конкурентов? Тот, кто, развивая персонал, выходит за рамки информационных технологий. Что сегодня в тренде, какие компетенции будут самыми востребованными завтра, рассказала Наталья Новикова , заместитель генерального директора по административным и кадровым вопросам ООО "Стрим".

IT - не приговор и не болезнь. Хотя выражение "Да он же айтишник…" с интонацией "Что, мол, от него хотеть?!" прочно вросло в офисную жизнь. И порой употребляют его небезосновательно.

Что сегодня важнее важного

Хочется остановиться не на технических компетенциях - знании языков программирования, специализированного программного обеспечения и т.д., а на коммуникационных навыках. Как IT -специалист умеет слушать, как общается, как формулирует проблему - это, на мой взгляд, выходит сегодня на первый план.

Насколько быстро и адекватно IT специалист воспринимает задачу, поставленную бизнес-блоком, влияет на конечное качество продукта. Техническое задание может быть неполным, его всегда можно доработать и домыслить. В нашей компании интеграция технического департамента во все процессы компании и ее рост - одна из ключевых основ нашего конкурентного преимущества.

Долой рамки

Важная компетенция IT профессионала - быть шире рамок IT. Нельзя замыкаться в узком коридоре своей основной компетенции, будь ты технический архитектор или разработчик, или сотрудник группы мониторинга. Умение взаимодействовать с другими коллегами, подразделениями, сегодня, когда все больше процессов автоматизируются, а мы предвидим приход роботов, которые заменят еще четверть специалистов, бесценно. Ведь потребуется кто-то, кто сможет переводить людям то, что хотят роботы . И IT-профессионал очень может пригодиться в таком случае.

Насчет ужина…

Нельзя не сказать об умении работать в команде и брать на себя ответственность за результат. Как говорят коллеги-разработчики в Пермском офисе "Стрим", "никто не уйдет домой ужинать, если у нас проблема или аврал". Другой вопрос, что до аврала лучше не доводить, но в реальной жизни случается всякое.


Об ошибках

Откровенность и честность в работе, умение признаться в ошибке также важны для IT-специалистов, как и для других профессий. Еще хотелось бы отметить такое качество, как позитивное отношение к своей работе.

Стремление к новому, готовность к обучению - не просто слова сегодня. Это часть компетенций. Айтишники находятся на передовой развития технологий, и, в свою очередь, влияют на ту отрасль, где работают, владея новейшими разработками. Можно в приказном порядке отправлять на курсы повышения квалификации, но без внутренней установки на обучение сертификат об окончании курсов так и останется просто листом бумаги… И, напротив, сотрудники технического департамента могут привнести в бизнес сильные положительные результаты.

Чтобы в выигрыше был не один, а все

Возьмите целеустремленного человека, доброжелательную командную культуру и получите постоянно развивающуюся компанию, сотрудники которой учатся друг у друга. Это как спираль: вложения коллег в обучение друг друга делает радиус каждого следующего витка больше. Win-win, выигрывают все.

В нашей компании технический департамент - это больше 80 человек. Разные: интроверты, с лидерскими качествами, командные игроки, азартные, спокойные… Но я не устаю повторять, что в нашей компании работают лучшие айтишники в отрасли, и горжусь коллегами.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала сайт обязательна

Знаниевый уровень владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой информации; умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами такими, как форум, электронная почта, сайты; умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер.


Деятельностный уровень Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно - познавательной, учебно - поисковой, проектной, продуктивной деятельности с использованием информационно - коммуникационных технологий. Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.


Использование IT реализовать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов; реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения; формировать критическое мышление учащихся; применять интерактивные способы обучения; применять современные средства общения; использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.




Чат - занятия учебные занятия, осуществляемые с использованием чат - технологий (средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени). Веб - занятия дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей « Всемирной паутины ».


Телеконференция совещание, участники которого территориально удалены друг от друга и которое осуществляется с использованием телекоммуникационных средств. Телеконференции подразделяются на аудиоконференции (с использованием средств передачи голоса) и видеоконференции (с использованием средств видеосвязи).



Дистанционное обучение (ДО) взаимодействие педагога (учителя) и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность


Дистанционное обучение позволяет: снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.); проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д. создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения). +





РасширениеТип файлаПример exe программы ACDSee9.exe comCommand.com doc документы (Microsoft Word) Письмо.doc xls таблицы (Microsoft Excel) Каталог.xls txt текстовые документы текст.txt ppt презентации (Microsoft PowerPoint) Презентация.ppt htm страницы из Интернета Книга.htm html Книга.html




Архиваторы Архиватор программа, осуществляющая сжатие и / или упаковку одного и более файлов в архив или серию архивов для удобства переноса или хранения, а также распаковку архивов. Сжатие данных алгоритмическое преобразование данных, производимое с целью уменьшения занимаемого ими объёма.













Публичное выступление Выступление минут 3-4 минуты – вопросы








Стиль презентации – формы словесного выражения 2 стиля Вербальный Невербальный (как говорить)(что показывать) Язык ясный, дополняет Правильный, процесс Продуманный коммуникации (скорость, тон)60-90% Мимика, жесты, движения, одежда, « э …», « мм …», « как - бы »




Содержание слайда Избегать многословных слайдов Текст не должен быть мелким Шрифт без засечек Выделение ключевых фраз Цвет текста в контрасте с фоном Схемы, диаграммы, изображение, графики 30 секунд Заключительный слайд Слайды – партнер в презентации






Презентация 3 Представьте фразеологический оборот « ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ ». Для составления используйте возможности Интернета для расшифровки фразеологического оборота, подбора картинок. Возможности PowerPoint и ваша фантазия позволят выполнить задание наглядно.





Какими ключевыми характеристиками обладает кандидат на должность? Как управлять компетенциями специалистов в области ИТ? Каково значение личностных качеств при работе в ИТ-проектах? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Состав базовых компетенций ИТ-консультанта

Для начала оговорим, что мы будем подразумевать под словом «компетенции»*. Хорошего ИТ-консультанта отличает целый набор факторов — личностные качества, мотивы, профессиональный опыт, знания и навыки, поведенческие характеристики, определяемые целью, заданностью ситуации и должностью. Все это в совокупности и составляет компетенции.

Любой ИТ-консультант должен быть специалистом в своей области — будь то программирование, реинжиниринг бизнес-процессов, внедрение ИС или разработка ИТ-стратегии. Профессиональные знания и навыки остаются основными требованиями , определяющими эффективность его работы. Требования к профессиональным знаниям и навыкам формулируются для определенной должности и включают опыт и стаж работы, образование, специальные условия и т. д. Зачастую они определяются для участников проектной команды в зависимости от конкретного проекта и решаемой задачи.

Базовые компетенции являются дополнительными требованиями в части оценки ИТ-консультанта.

Как правило, у работодателей существует стандартный набор базовых компетенций — это «ответственность», «клиенториентированность», «коммуникабельность». Но в связи со спецификой работы ИТ-консультантов этого явно недостаточно.

Можно рекомендовать работодателям при проведении собеседований уделять внимание не только «техническим» навыкам кандидатов (знание программных продуктов, наличие сертификатов и пр.), но и личностным качествам. Практика показывает, что от ИТ-консультантов требуется большая стрессоустойчивость, умение быстро ориентироваться в новых ситуациях, готовность к командировкам, способность много общаться с самыми разными людьми и ряд других необходимых качеств.

Еще одна особенность ИТ-специалистов — постоянное повышение своего профессионального уровня. Во многом это связано с тем, что сфера ИТ чрезвычайно динамична: многочисленные и быстрые изменения обесценивают предыдущие знания и опыт. Поэтому ИТ-специалисту, как мало кому другому, необходимы регулярное дополнительное обучение, изучение публикаций и самообразование. Все это должно быть частью его основных обязанностей независимо от специализации, направления деятельности или занимаемого положения.

Поскольку ИТ-компаниям требуется широкий спектр специалистов — от стратегически мыслящих «идеологов» до тех, кто способен многократно выполнять однотипные операции, то и состав компетенций для каждой позиции будет различный.

Например, для специалистов, чьи функции — в основном профессиональная деятельность на уровне исполнителя (например, аналитик, программист), важны такие компетенции, как «исполнительность», «ответственность», «ориентированность на результат». А для топ-менеджеров важной компетенцией может стать «гибкое мышление», «уверенность в себе», «сила воли, внимание к деталям и предупредительность».

Значение личностных качеств в сфере ИТ обусловлено командным характером работы. В этой связи важными качествами являются «этичность», «желание помочь и оказать положительное влияние», «коммуникабельность».

Хочется особо отметить такое качество, как «оптимизм». Крайне нежелательно, чтобы у ИТ-консультанта было негативное отношение ко всему происходящему, потому что пессимизм даже одного члена команды может существенно подорвать общий настрой на победу.

Перед тем как оценивать компетенции, необходимо определить список наиболее приоритетных из них для каждой позиции. Всего в специальной литературе упоминается около 600 компетенций. Однако в практической работе имеет смысл руководствоваться лишь 10-12. В таблице (с. 46) перечислены базовые компетенции ИТ-консультанта, подлежащие оценке.

Метод оценки

Как уже говорилось, при проведении оценки компетенций ИТ-консультанта необходимо определить наиболее приоритетные, наиболее значимые для каждой позиции. При этом необходимо учитывать измеримость компетенций, нужны способы их оценки по определенной шкале (например, 10-балльной), а не только по принципу «есть/нет».

Оценить заданный набор компетенций можно несколькими способами.

Первый вариант — оценка набора компетенций ИТ-консультанта его коллегами и руководителями посредством их анкетирования. Данные анкет затем сводятся и используются при аттестации сотрудника.

Второй вариант предусматривает интервьюирование. Список вопросов по компетенциям готовится заранее. Консультанта обычно просят рассказать о некоторых ситуациях и привести примеры, характеризующие его личностные качества и навыки. Вот примерный список самых популярных вопросов.

Расскажите о том, как вы:

  1. Разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником.
  2. Использовали свои творческие способности для решения проблемы.
  3. Пропустили очевидное решение проблемы.
  4. Не смогли вовремя завершить проект.
  5. Сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы.
  6. Должны были приспособиться к сложной обстановке.
  7. Почувствовали неудовлетворение своим поведением.
  8. Использовали свои личностные качества для достижения цели.
  9. Общались с разгневанным клиентом.
  10. Представили успешное решение или проект.
  11. Переоценили или недооценили важность чего-либо.
  12. Были отстранены от работы.

Важно сформировать равное количество позитивных и негативных индикаторов. По итогам интервью необходимо посчитать количество набранных баллов по каждой компетенции, сравнить полученные результаты и профиль должности.

Базовые компетенции ИТ-консультанта, подлежащие оценке
Компетенция Как проявляется
Клиенториентированность
  • Искренняя заинтересованность в решении проблем клиентов, способность к эмпатии.
  • Заинтересованность в потребностях клиента.
  • Поиск информации о клиенте, которая может понадобиться в дальнейшем.
Ориентированность на результат
  • В меру развитое стремление быть непревзойденным специалистом в своей области.
  • Ориентированность на конечный результат.
  • Способность четко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо работать.
  • Реалистичность и способность принять тот факт, что иногда, вследствие сложившихся обстоятельств, приходится принимать неоптимальное решение.
Желание помочь, оказать положительное влияние
  • Умение работать в команде.
  • Желание повысить профессиональный уровень, и собственный, и своих коллег.
  • Искреннее желание способствовать решению проблем каждого клиента.
  • Генерирование идей по улучшению бизнес-процессов и организационной структуры как предприятий-клиентов, так и собственной компании.
Этичность
  • Стремление принять максимально правильное с этической точки зрения решение.
  • Прямой, открытый и честный стиль поведения.
  • Открыто говорит о возникающих сложностях и рисках проекта.
  • Информирует клиента о предполагаемых расходах до начала проекта.
  • Предотвращает попытки внести в ходе проекта изменения, не соответствующие личностным или корпоративным ценностям.
Сила воли, внимание к деталям и предупредительность
  • Не отказывается от поставленных целей.
  • Внимателен к деталям, хорошо подготовлен к решению профессиональных задач.
  • Концентрируется на имеющихся в проекте сложностях и на запросах клиентов.
  • Активно сотрудничает с представителями своего и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам.
  • Должным образом готовится к встречам с клиентами.
Системное мышление
  • Имеет живой ум и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях.
  • Характеризуется гибкостью и подвижностью психики.
  • Способен осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии.
  • Задает систематизированные, позволяющие исследовать ситуацию вопросы.
Ответственность
  • Всегда выполняет обязательства.
  • Берется за решение сложных задач.
Уверенность в себе
  • Не демонстративная и в то же время очевидная уверенность в себе, вызывающая доверие. Способность самостоятельно строить свое будущее.
  • Объективно видит собственные заслуги и заслуги клиента в успешном мероприятии.
  • Не теряет уверенности в себе, когда кто-либо подвергает сомнению его способности или компетентность.
Оптимизм
  • Уверенность в успехе проекта.
  • Позитивное отношение к жизни.
Коммуникабельность
  • Способность много общаться с самыми разными людьми.
  • Умение задавать открытые вопросы, выяснять требования клиентов, предлагать соответствующие решения и демонстрировать экспертную позицию.
  • Способность эффективно обмениваться информацией, обеспечить «обратную связь» с собеседником.
  • Способность влиться в рабочие отношения внутри проектной команды.
  • Способность конструктивно разрешать конфликты.
Исполнительность
  • Качественно и в установленные сроки выполняет поставленные задачи.
Стрессоустойчивость
  • Способность вести себя адекватно и спокойно в сложных ситуациях.
  • Способность принимать взвешенные решения даже в тех случаях, когда «все в панике и не знают, что делать».
  • Способность выдерживать высокий рабочий темп.
Инициативность
  • Определение новых возможностей и их использование.
  • Творческий подход к работе, умение находить интересные, нестандартные решения.

Выводы

Классик теории менеджмента Питер Друкер как-то заметил, что результативность — это способность «делать правильные вещи», а эффективность — способность «делать вещи правильно». ИТ-консультант должен уметь делать и то, и другое, отвечая на вопросы «что делать?», «как делать?» и, самое главное, «зачем?».

В качестве критериев оценки ИТ-консультанта необходимо использовать не только профессиональные навыки, но и личностное соответствие. Очень важно, чтобы человек был частью команды и стремился не только получать собственную выгоду, но и развивать бизнес компании, в которой он работает, повышать результативность общего труда. Задача в том, чтобы найти «своего» специалиста, правильно определив его компетенции.

* Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (Википедия).

Список литературы:

  1. Томсон Т., Бонито Д.. Обзор модели профессиональной компетенции консультанта. — www.management.com.ua/consulting/cons024.html .
  2. Кадровый голод. — CIO, № 3, 21 февраля 2007.
  3. Царевская H., Румянцева М. В очередь за кадрами. — Секрет фирмы, № 40 (127), 24-30 октября 2005.

ИТ-компетентность педагога в общеобразовательной школе

,

ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»

Информатизация общества стала одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Это обусловлено экономическими и социальными реалиями, постоянно меняющимися условиями жизни общества, глобализацией , которая влечет необходимость повсеместного использования информационных технологий , и как следствие – реформирование системы общего среднего образования РБ, включающее повсеместное интегрирование ИКТ в образовательный процесс.

Педагоги все лучше осознают преимущества, которые дает умелое использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере общего среднего образования . Общепризнанным является факт, что их внедрение в процесс изучения общешкольных предметов оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, позволяя улучшить взаимодействие родителей и школы, совершенствовать организацию и управление образовательным процессом, повысить интеллектуальное развитие школьников, их учебную мотивацию, максимально учитывать интересы, склонности и способности, способствуя эффективному усвоению учебного материала .

В соответствии с этим закономерен факт, что процесс внедрения ИКТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков и нашел отражение в ряде нормативных документов РБ.

В инструктивно- методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» определены основные направления деятельности учреждений образования. В нём отмечается, что главной целью деятельности учреждений общего среднего образования является обеспечение качества образования”. Это является обязанностью учреждения образования, которая закреплена пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании. В связи с этим все мероприятия, запланированные и проводимые в рамках плана работы учреждения образования на учебный год, должны быть ориентированы и направлены на достижение данной цели. Особое внимание согласно этому документу следует уделять развитию информационной электронной среды учреждения образования, а для этого огранизовать внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что предполагает овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса - учащихся, педагогов, руководителей .

Для осуществления этого направления Министерством образования издано Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе, где также подчёркивается, что одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) .

Для того чтобы выполнить поставленные задачи по внедрению ИКТ в образовательный процесс администрацией ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря», учителем которой я являюсь, определён ряд направлений:

1. Укрепление уровня материально-технического обеспечения.

2. Повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса

1. Укрепление уровня материально-технического обеспечения.

В этом направлении проделана огромная работа: в нашей школе функционирует медиа-центр, 2 компьютерных класса, имеются 2 интерактивные доски, приобретены компьютеры почти во все учебные кабинеты, ведётся подключение учебных кабинетов к сети Интернет и введение в действие лингафонного кабинета. К 2016 году планируется завершить компьютеризацию всех учебных кабинетов и подключение их к сети Интернет.

В информационно-библиотечном центре имеются 60 дисков, на которых записаны ЭСО по всем учебным предметам. Имеющиеся электронные образовательные продукты при условии целенаправленного и систематического использования в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышают эффективность обучения, позволяя разнообразить уроки по всем учебным предметами и сэкономить время при подготовке.

Как отмечалось ранее, использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Главное для педагога сегодня – найти соответствующее место ИКТ в образовательном процессе, сделать его более эффективным, а для этого он должен обладать достаточно высоким уровнем информационно-технологической компетентности (ИТ-компетентность) .

Под ИТ-компетентностью понимается знание информационных и коммуникационных технологий и умение их использовать в практической деятельности, развивая и совершенствуя . В ИТ-компетентности педагога учеными выделяется две составляющие: базовая ИТ-компетентность и специальная ИТ-компетентность. Базовая ИТ-компетентность подразумевает знание, умение пользоваться и применять ИКТ в учебной деятельности . Специальная ИТ-компетентность ‑ это интеграция специальных компетенций в трех областях: в ИКТ, в предметной (например, математической) и в методической .

Исходя из этого, в нашей школе выделено следующее направление в работе:

2. Повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса

С целью реализации данного направления проходит сертификация педагогических кадров нашей школы как пользователей информационных технологий. Администрацией школы определена задача методического сопровождения педагогов при подготовке к экзамену на сертификат пользователя компьютерных технологий. На сегодняшний день в школе сертифицирован 61 педагогический работник в категории «Учебно-воспитательная работа». К началу 2015/2016 учебного года предусматривается сертификация всего педагогического коллектива .

Об эффективности работы в данном направлении также свидетельствуют данные, полученные из журнала учета и использования ЭСО об уроках, проведённых в медиа центре с применением ИКТ за 2014-2015 уч. г.:

1 полугодие – 118 учебных часов;

2 полугодие – 448 учебных часов.

Как видим, повышение уровня ИТ-компетентности педагогов обусловило повышение интереса со стороны педагогического коллектива к применению ИКТ в образовательном процессе.

Однако это не вся работа, проделанная коллективом нашей школы. В инструктивно-методическом письме «Об организации образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» дана установка на обмен опытом работы учителей через сайты учреждений образования и национальный портал. В связи с этим нашей школой разработан новый сайт, на котором в дополнение к основной информации о деятельности учреждения образования представлены все МО (методические объединения) учителей и их методические разработки.

В заключение хочется отметить, что современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения, потому что современный уровень развития компьютерных информационных технологий позволяет значительно увеличить комфортность образовательной среды и повысить эффективность образовательных сервисов, ключевых показателей качества деятельности учебного заведения. Очевидно, что это требует значительных усилий образовательной общественности и серьезных финансовых затрат, но если мы хотим выпускать конкурентоспособных специалистов, обладающих потенциалом и мотивацией учиться всю жизнь и оставаться конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, то создание комфортной образовательной среды, соответствующей уровню развития информационно-коммуникационных технологий и способствующей повышению уровня ИТ-компетентности педагогического состава, – это единственный путь удовлетворения реальных требований рынка образовательных услуг и трудовых ресурсов.

Список использованных источников

1. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0 // ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. ‑ 2011. – Режим доступа: http://iite. unesco. org/pics/publications/ru/%20files/3214694.pdf. ‑ Дата доступа: 08.06.2015

2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. ‑ 2014. – Режим доступа: http://edu. /main. aspx? guid=14451. – Дата доступа: 08.06.2015

3. Инструктивно-методическое письмо по использованию ИКТ и ЭСО в образовательном процессе, 28 сент. 2012г., №06-18/85 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. ‑ 2012. – Режим доступа: http://pogorel. /norm_prav. htm. – Дата доступа: 07.06.2015

4. Софьина, -акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции: автореф. дис. … д-ра псих. наук: 19.00.07, 19.00.13/ , Лен. гос. ун-т им. ». ‑ СПб, 2007. – 47с.

5. Марченко, подход к развитию профессиональной компетентности педагога в вузе средствами информационных и коммуникационных технологий / // Известия Рос. гос. ун-та им. А. И Герцена. – 2010. ‑ № 000. – С.