Общедоступная информация форме открытых данных. Проект «Открытые данные» начинает набирать обороты

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 27 июня 2013 г. N 149 г. Москва "Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования"


В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 776; 2011, N 29, ст. 4291), а также Положением о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2708; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; 2010, N 13, ст. 1502; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4099; N 31, ст. 4251; 2011, N 2, ст. 338; N3, ст. 542; N6, ст. 888; N14, ст. 1935; N21, ст. 2965; N 44, ст. 6272; N 49, ст. 7283; 2012, N 20, ст. 2540; N 37, ст. 5001; N 39, ст. 5270; N 46, ст. 6347; 2013, N 13, ст. 1568), приказываю:

  • 1. Утвердить прилагаемые Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети " " в форме , а также для обеспечения ее использования.
  • 2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н. Никифоров

Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования

1. Общедоступная информация, размещаемая государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) в форме открытых данных, должна иметь формат, допускающий ее автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного использования.

2. Общедоступная информация в форме открытых данных размещается на сайте в сети Интернет, в том числе на сайте государственного органа и органа местного самоуправления (далее - сайт), в формате CSV или XML либо в ином формате, позволяющем осуществлять автоматизированную обработку информации, который соответствует национальным и международным стандартам структурирования информации.

3. Для размещения общедоступной информации в форме открытых данных на сайте должна быть создана специальная страница открытых данных (далее - специальная страница), а также отдельные страницы для размещения наборов открытых данных (систематизированных совокупностей локализованных сведений в форме открытых данных, состоящая из отдельных элементов, характеризующихся набором атрибутов, и позволяющая автоматизированным системам без участия человека идентифицировать, интерпретировать и обрабатывать такие элементы).

4. При размещении общедоступной информации в форме открытых данных учитывается периодичность размещения информации, установленная перечнями, предусмотренными статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N7, ст. 776; 2011, N29, ст. 4291).

5. Государственный орган (орган местного самоуправления) обеспечивает работоспособность сайта (включая работу специальной страницы) под нагрузкой, определяемой числом обращений к сайту, двукратно превышающей максимальное суточное число обращений к сайту, зарегистрированных за последние 6 месяцев эксплуатации сайта; вновь созданного либо функционирующего менее 6 месяцев сайта - под нагрузкой не менее 100 000 обращений к сайту в месяц.

6. Требования к средствам защиты информации, обеспечивающим доступ к общедоступной информации в форме открытых данных, определяются государственными органами и органами местного самоуправления с учетом положений приказа Минкомсвязи России от 25 августа 2009 г. N 104 "Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 сентября 2009 г., регистрационный N 14874) и приказа ФСБ России и ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N489 "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г. N 18704).

7. Специальная страница должна содержать реестр открытых данных, в котором размещается перечень наименований наборов открытых данных. Наименования наборов открытых данных имеют форму гиперссылок, обеспечивающих прямой доступ к страницам наборов открытых данных.

8. При описании данных, а также информации о данных, их составе структуре и содержании, необходимо придерживаться спецификаций, содержащихся в абзацах втором - четвертом пункта 6 Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденных приказом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 190 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 19425).

9. Государственный орган (орган местного самоуправления) обеспечивает условия свободного доступа пользователей к общедоступной информации, размещенной на специальной странице сайте в форме открытых данных.

Организация свободного доступа к общедоступной информации в форме открытых данных осуществляется в соответствии с требованиями:

а) доступ к общедоступной информации в форме открытых данных не требует регистрации и авторизации, в случаях, если иное не предусмотрено постановлениями Правительства Российской Федерации;

б) пользование общедоступной информацией в форме открытых данных не может быть обусловлено требованием использования пользователями определенных веб-обозревателей или установки на технические средства пользователей специального программного обеспечения.

10. Для организации свободного поиска и получения общедоступной информации в форме открытых данных государственный орган (орган местного самоуправления) должен создать следующие условия:

а) специальная страница должна иметь собственное наименование "Открытые данные";

б) на главной странице сайта должна располагаться гиперссылка, обеспечивающая доступ на специальную страницу, с названием "Открытые данные";

в) специальная страница должна иметь гиперссылку на каталог метаданных;

г) реестр открытых данных должен содержать гиперссылки на страницы наборов открытых данных;

д) паспорт набора открытых данных должен содержать гиперссылку на содержание набора открытых данных.

11. В целях защиты общедоступной информации, размещаемой на сайте в форме открытых данных, должно быть обеспечено:

использование средств усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

использование сертифицированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств защиты информации от неправомерных действий, в том числе средств криптографической защиты информации;

применение сертифицированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, программных и аппаратных средств защиты, средств защиты от распределенных атак на сайт с целью создания условий, при которых пользователи сайта не смогут получить к нему доступ либо доступ будет затруднен, фильтрации и блокирования сетевого трафика;

ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств, используемых для публикации, актуализации, удаления, предоставления информации в форме открытых данных, позволяющих обеспечивать учет всех действий, фиксировать точное время, содержание изменений и информацию об уполномоченном лице соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления);

ежедневное копирование всей размещенной на сайте информации в форме открытых данных, а также данных электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающее возможность их восстановления;

Информации в форме открытых данных от уничтожения, модификации, блокирования, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

хранение информации не менее 10 лет в соответствии с условиями функционирования сайта.

12. Общедоступная информация в форме открытых данных должна размещаться на русском языке.

Допускается указание наименований иностранных юридических лиц, фамилий и имен физических лиц с использованием букв латинского алфавита.

Оставьте свой комментарий!

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[О перечнях общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных]


Документ с изменениями, внесенными:
;
.
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемые:

перечень общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных;

перечень общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных;

перечень общедоступной информации, содержащей сведения из информационных ресурсов, реестров, регистров, ведение которых осуществляют государственные органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственные им федеральные государственные органы, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года N 500-р)

2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить:

размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общедоступной информации в соответствии с перечнем общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных;

соблюдение сроков размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общедоступной информации о своей деятельности в форме открытых данных, а также достоверность и своевременность обновления такой информации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Перечень общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных

1. Наименования территориальных органов и представительств (представителей) федерального органа исполнительной власти за рубежом (при наличии).

2. Наименования подведомственных организаций (при наличии).

3. План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год.

4. Результаты плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, а также результаты проверок, проведенных в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях.

5. Статистическая информация, сформированная федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным планом статистических работ, а также статистическая информация по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок.

6. Сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы, имеющихся в федеральном органе исполнительной власти и его территориальных органах.

7. Реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

8. Иная общедоступная информация о деятельности федеральных органов исполнительной власти, подлежащая размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства и приказами федеральных органов исполнительной власти (в отношении информации, размещаемой указанными органами).


Перечень общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных

1. Наименования органов записи актов гражданского состояния.

2. Наименования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

3. Наименования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

4. Наименования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области экологической экспертизы.

5. План проведения государственной экологической экспертизы на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. Информация о результатах проведения государственной экологической экспертизы на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Государственный лесной реестр (в отношении лесов, расположенных в границах территории субъектов Российской Федерации).

8. Наименования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области охраны и использования объектов животного мира.

9. Государственный охотхозяйственный реестр.

10. Наименования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

11. Реестр лицензий на образовательную деятельность, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

12. Реестр аккредитованных образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

13. Наименования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

14. Реестр лицензий на медицинскую деятельность, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

15. Реестр лицензий на фармацевтическую деятельность, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

16. Реестр лицензий на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

16_1. Отчетная информация о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданная указанными органами или поступившая к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления в целях исполнения указов Президента Российской Федерации, в соответствии с типовой формой, включающей перечень указов, требующих представления отчетности, планируемые мероприятия, целевые и фактические показатели эффективности, объемы планового и фактического финансирования, утверждаемой Минэкономразвития России.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 2757-р)

17. Иная общедоступная информация о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданная указанными органами или поступившая к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, подлежащая размещению в сети "Интернет" в форме открытых данных в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства и приказами федеральных органов исполнительной власти (в отношении информации, размещаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках полномочий, контроль и надзор за осуществлением которых обеспечивается соответствующими федеральными органами исполнительной власти).

Примечание. Состав предусмотренных настоящим перечнем сведений определяется в соответствии с методическими рекомендациями по размещению государственными органами и органами местного самоуправления на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общедоступной информации в форме открытых данных и техническими требованиями к размещению такой информации, утверждаемыми Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.

Перечень общедоступной информации, содержащей сведения из информационных ресурсов, реестров, регистров, ведение которых осуществляют государственные органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и...

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 2013 года N 1187-р
(Дополнительно включен
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 марта 2018 года N 500-р)

Перечень общедоступной информации, содержащей сведения из информационных ресурсов, реестров, регистров, ведение которых осуществляют государственные органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственные им федеральные государственные органы, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных

Информация, раскрываемая Федеральной службой по надзору в сфере природопользования:

1. Федеральный классификационный каталог отходов .

2. Государственный реестр объектов размещения отходов.

3. Банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

4. Сведения отчетности по образуемым предприятием отходам.

5. Сведения отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

6. Сведения отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

7. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

8. Перечень разрешений на использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

9. Перечень разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

10. Перечень разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

11. Перечень разрешений на акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира.

12. Перечень разрешений на ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций.

13. Перечень разрешений на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ).

14. Сведения, внесенные в реестр районов захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

15. Перечень разрешений на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации.

16. Перечень разрешений на переселение объектов животного мира в новые места обитания.

17. Перечень решений по согласованию заявлений на экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекций и коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, костей ископаемых животных, отдельных видов минерального сырья.

18. Реестр лицензий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Информация, раскрываемая Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

1. Информация о стихийных гидрометеорологических явлениях.

2. Прогнозы на 1 - 3 суток о возникновении стихийных гидрометеорологических явлений.

3. Прогноз температуры на уровне 850 гПа на 5 - 10 суток по северному полушарию.

4. Прогноз высоты изобарической поверхности 500 гПа на 5 - 10 суток по северному полушарию.

5. Прогноз давления на уровне моря на 5 - 10 суток по северному полушарию.

6. Поля объективного анализа для температуры на уровне 850 гПа по северному полушарию.

7. Поля объективного анализа для высоты изобарической поверхности 500 гПа по северному полушарию.

8. Поля объективного анализа для давления на уровне моря по северному полушарию.

9. Основные метеорологические параметры.

10. Гидрологическая информация.

11. Температура почвы на глубинах до 320 см.

12. Информация о продолжительности солнечного сияния.

13. Аэрологическая информация.

14. Информация гидрометеорологического космического мониторинга.

15. Информация об экстремально высоком и высоком загрязнении атмосферного воздуха на территории Российской Федерации.

16. Информация по загрязнению морей Российской Федерации.

17. Информация об экстремально высоком и высоком радиоактивном загрязнении на территории Российской Федерации.

18. Информация о загрязнении атмосферного воздуха на станциях комплексного фонового мониторинга.

19. Информация о загрязнении поверхностных водных объектов в результате трансграничного переноса химических веществ.

20. Информация по кислотности и химическому составу атмосферных осадков.

21. Информация об экстремально высоком и высоком загрязнении водных объектов на территории Российской Федерации.

22. Информация об экстремально высоком и высоком загрязнении почвы на территории Российской Федерации.

23. Информация о состоянии озонового слоя над регионами Российской Федерации.

24. Информация о загрязнении атмосферного воздуха на территории Российской Федерации.

25. Информация о загрязнении поверхностных вод на территории Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

6 февраля 2013 года состоялась встреча Д.А.Медведева с экспертами по «открытым данным». На сайте Правительства РФ выложены не только презентации докладов участников встречи, но и её стенограмма (28 страниц). Таким образом, можно поближе познакомиться с тем, что государственные органы ожидает в ближайшее время, а также узнать о последних законодательных и организационных инициативах Правительства, которые планируется реализовать в ближайшее время.

Во встрече приняли участие 65 человек (для встречи экспертов, на мой взгляд, многовато; больше похоже на конференцию – Н.Х .). Остановлюсь на наиболее интересных, с моей точки зрения, аспектах состоявшегося обсуждения.

Первым выступил Иван Бегтин, директор некоммерческого партнерства «Информационная культура». В нашей стране он одним из первых заговорил об открытых данных, и, что самое главное, начал реализовывать связанные с открытыми данными проекты на практике.

Бегтин ознакомил присутствующих с принципами, сформулированными общественными организациями, «как раз занимающимися этими данными, – это запросы общества, государства ко всем владельцам данных на то, чтобы их завели»:

8 принципов открытых данных

1. Полнота
2. Первичность
3. Своевременность
4. Доступность
5. Пригодность к машинной обработке
6. Отсутствие дискриминации к доступу
7. Отсутствие проприетарных форматов
8. Лицензионная чистота

Мой комментарий: Этот набор принципов «родился» в декабре 2007 года на встрече представителей 30 заинтересованных в «открытом правительстве» американских организаций и групп, прошедшей в солнечном Севастополе (только не в Крыму, а в Калифорнии), см. http://www.opengovdata.org/home/8principles

Хочу отметить, что эти принципы, сформулированные на заре движения за «открытые данные», отличаются определенным экстремизмом, и к ним желательно относиться критически. Например, принцип отсутствия проприетарных форматов, если его соблюдать буквально, «похоронит» идею открытых данных в России, поскольку у нас как государственные органы, так и граждане предпочитают пользоваться как раз проприетарными форматами. С моей точки зрения, телегу не следует ставить впереди лошади: удобство доступа к данным в конкретных условиях и эффективное их применение более важны, чем «идейная чистота» ради ублажения идеологов открытого программного обеспечения.

То же можно сказать о принципе первичности, который расшифровывается как публикация данных в том виде, в каком они были получены из первоисточников и с максимальной детальностью. Не отрицая полезность раскрытия первичных данных, замечу, что во многих случаях переработанные данные имеют куда большую ценность. В общем, как всегда, крайности вредны!

Иван Бегтин также рассказал о международном опыте реализации проектов «открытых данные» и о том, как эти данные в мире используются: «… более 200 каталогов открытых данных, …десятки соревнований во всём мире», подчеркнув, что различными разработчиками уже созданы тысячи приложений на основе открытой государственной информации.

Он также отметил, что «люди как только видят, что информация доступна, ищут творческое применение её для бизнеса, для того чтобы общество могло использовать это для общественного блага».

Мой комментарий: Интересно, что в США период «розовой восторженности» уже закончился. Хотя есть примеры успешного применения открытых данных, пока не видно, чтобы получаемая экономическая отдача перекрывала дополнительные расходы государственных органов на выполнение этой программы (и это при том, что, в отличие от России, у США имеется длительный опыт повторного использования в экономике государственных научно-технических данных). Становится всё более очевидно, что выгоду от открытых государственных данных получают те немногие организации, которые обладают необходимыми для их «переработки» кадровыми и материально-техническими ресурсами, знаниями, программным обеспечением и т.д.

В данном случае интересен комментарий Д.Медведева к этому рассказу «Только не всегда получается то, что ты хочешь сделать».

Иван Бегтин рассказал о реализации первого российского общественного проекта OpenGovData, в котором каталогизированы все открытые данные, которые удалось найти на федеральном, и частично - на региональном уровне и у крупных госкорпораций и бизнеса, подчеркнув, что значительная часть этих данных уже опубликована, подготовлена, машиночитаема.

По мнению Бегтина, в России необходимо в первую очередь открыть следующие данные

  • Криминальная статистика с детальностью до отделения полиции,
  • Любая статистика Росстата в удобном виде,
  • Статистика о происшествиях - пожары и др.,
  • Контактная информация органов государственной власти,
  • Данные экологического мониторинга.
Д.Медведев поинтересовался, какие же решения государство должно принять, чтобы проект открытых данных начал активно реализовываться. По мнению Бегтина, самое критичное – это принятие нормативной базы по раскрытию государственных данных в машиночитаемом виде .

Бегтин также отметил, что «сейчас не все чиновники знают, что такое термин «открытые данные», очень часто путают, что это» и предложил наладить проведение образовательных программ для чиновников «от начального образования чиновников до повышения квалификации, создания центров компетенции, тренингов, семинаров. «Это просто должно быть повсеместно, это должно быть некой нормой и касается в принципе не только открытых данных, а всего, что касается Открытого правительства, открытого государства.»

Мой комментарий: Я знаю два столичных вуза, в которых организовано регулярное повышение квалификации государственных служащих по вопросам открытого и электронного правительств и раскрытия государственной информации. Эти курсы не менее трех лет уже читаются, например, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, т.е. госслужащим рассказывали об открытом правительстве ещё до того, как Д.А.Медведев начал говорить о «большом правительстве»  С 2010 года такие курсы проводятся в Московском государственном университете управления Правительства Москвы.

При всем уважение к «евангелистам» открытого правительства» и «открытых данных», им все-таки следует соразмерять свои «хотелки» с имеющимися возможностями. В связи с реформами государственного управления и кардинального обновления системы оказания государственных услуг на сокращающийся штат сотрудников государственных органов и без того ложится очень большая нагрузка. Заставлять государственные органы расходовать свои скромные ресурсы на открытые данные, от которых сами эти органы пока что ничего, кроме дополнительной головной боли, не получают – нежизнеспособный подход.

Интересным, на мой взгляд, было выступление министра Правительства Москвы и руководителя Департамента информационных технологий А.Ермолаева. Он рассказал об успешных проектах, реализованных в Москве, и затронул вопрос о сложностях, с которыми сталкиваются органы государственной власти при проведении этой работы, обратив внимание, прежде всего, на ментальность чиновников, которые «…заведомо были почему-то всегда закрыты, и пытаться до чиновника каждого уровня донести, что ты теперь должен быть прозрачным, – крайне нелёгкая задача … Её ни поручениями, ничем не изменишь».

Вторая проблема, по мнению Ермолаева, это режим секретности, явные нормативные запреты на публикацию данных. На это очень живо отреагировал Д.А.Медведев, заметив, что «нужно проводить мероприятия по рассекречиванию и снятию соответствующих грифов с тех данных, публикация которых никакой угрозы безопасности не представляют».

Мой комментарий: Как мне кажется, сейчас самое бы время вернуться к проекту закона о служебной тайне, который до сих пор так и не удосужились принять. Без законодательного регулирования этого вопроса, государственным органам крайне сложно будет принимать решения о раскрытии информации.

Кстати, хотелось бы, чтобы кто-нибудь объяснил уважаемому Д.А.Медведеву, что работа по рассекречиванию в принципе чрезвычайно трудоёмкая и длительная, и при этом очень ответственная – это не «мероприятие», которое быстренько провёл, и проблемы нет. Пока рассекречиваются старые документы, успевают накопиться новые массивы ждущих рассекречивания документов. А ведь даже просто проставить на каждом листе документа штампики о рассекречивание – огромная техническая работа. Для сравнения, правительство США, у которого проблема рассекречивания тоже стоит очень остро, в настоящее время вкладывает серьезные средства в разработку новых методов рассекречивания, и сумело повысить производительность примерно на порядок, причем не столько за счет новых технологий, сколько за счет организационных мер, обеспечивающих эффективное взаимодействие заинтересованных ведомств.

Третьей проблемой Ермолаев считает отсутствие юридической ответственности для чиновников за публикацию открытых данных и их актуализацию.

Мой комментарий: Об ответственности всерьёз можно говорить лишь одновременно с созданием условий, позволяющих сотрудникам государственных органов эффективно справляться с возложенными на них обязанностями (включая и соответствующую оплату дополнительного труда).

Четвёртая проблема – это чистота и корректность данных, а также порядок внесения изменений при обнаружении ошибок и неточностей.

С.Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций, также считает, что раскрытие данных должно стать для государства более приоритетной задачей, чем создание новых сервисов. Он также отметил, что необходимо определить ответственность госслужащих за несвоевременную или неполную работу по раскрытию данных, подчеркнув: «должен быть кнут». Реакция Д.Медведева: «Да, это абсолютно правильно, иначе ничего вообще делать не будут».

Плуготаренко также предложил, чтобы в «технических заданиях, которые описывают информационные системы, создаваемые государством, обязательно были бы прописаны условия, принципы и критерии раскрытия данных. То есть в ТЗ зашивается информация об открытых данных».

Установление на законодательном уровне требований к государственным органа по раскрытию данных поддержал А.Потылицын, помощник руководителя администрации президента Республики Башкортостан. Одной из проблем, с его точки зрения, «является некое непонимание ведомствами обязательности этих процедур, и хотелось бы также всё-таки иметь какую-то законодательную подоплёку, чтобы ведомства были обязаны раскрывать массивы данных, как было справедливо сказано, из числа тех, которые не несут угрозы обществу и т.д.».

Я.Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, подчеркнул, что необходимо на уровне законодательства установить обязанность по раскрытию данных не только для федеральных ведомств, но и региональных и муниципальных, поскольку 70% интересующих и бизнес, и граждан данных находится именно у них.

Для организации работы по раскрытию 500 наборов данных он предложил создать на базе комиссии по Открытому правительству рабочую группу из представителей ведомств и экспертов, и дать этой рабочей группе задание еженедельно на заседании рассматривать 10–20 наборов данных, сопоставлять… Реакция Д.Медведева на это предложение: «Нормальное абсолютное задание… Это большая работа, но кто-то же её должен делать.»

Мой комментарий: Американский опыт уже показал, что если гнаться за количеством открытых данных и раскрывать их по принципу «бери, что дают», то в итоге будет создана огромная, но бесполезная информационная помойка. Почему бы, в виде исключения, не поступить один раз по уму, задав сначала вопрос политическим силам, коммерческим организациям, другим заинтересованным сторонам о том, какие данные они хотели бы получить?

В заключении Д.Медведев дал понять, что вопрос открытия государственных данных будет и впредь под неусыпным вниманием Правительства, и отвертеться никому не удастся:

Вообще, тема открытия данных и открытых данных как нового ресурса развития экономики, социальных коммуникаций – она, конечно, неисчерпаемая. Я просто хотел бы, чтобы все присутствующие, кто принимал участие в подготовке сегодняшней встречи и дальше будет работать, понимали, что мы (в данном случае я имею в виду Правительство) осознаём необходимость того, чтобы двигаться по этому пути.

Здесь есть и сложности, конечно, есть инерция мышления, есть охранительные подходы, которые в принципе свойственны государственной службе, не только российской, конечно, и заграничной тоже, ничего в этом особенного нет. У нас такие охранительные традиции ещё, конечно, коренятся в традициях ХХ века, и в этом плане идея о том, что как бы чего не вышло, даже если речь идёт об абсолютно открытых данных, – она где-то в подсознании у чиновников имеется.

Но чем активнее мы будем вовлекать всех в эту работу, тем скорее эта работа пойдёт. А уж сколько это добавит к нашему ВВП, я не знаю, но даже то, что сейчас уже происходит, – это, конечно, внушает очень и очень серьёзные надежды на то, что это один из драйверов роста российской экономики и один из способов улучшить коммуникацию между нашими людьми.

Мой комментарий: К сожалению, ни в одном из выступлений я не обнаружила хотя бы попыток разъяснить государственным органам, какую отдачу они получат от этих открытых данных. Пока для них планируется дополнительная нагрузка с неопределенным результатом на выходе. Все выступающие красочно рассказывали, как будет хорошо гражданам и бизнесу, и никто не задумался о том, являются ли игры с открытыми данными действительно приоритетной задачей для государственных органов, стоит ли и в каких объёмах расходовать на них и так ограниченные силы и средства…

При подобном бездумно-потребительском отношении к государственным органам и их интересам, проект открытых данных неминуемо столкнется с явным и неявным саботажем.

С моей точки зрения, сейчас, может быть, более важно было бы добиться исполнения на деле уже давно вступившего в силу, но на практике почти не применяемого закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти, - и «открытые данные» рассматривать именно в контексте этого закона.