Организация деятельности медицинской сестры палатной. Общие положения: медицинской сестры палатной

Моим рабочим местом является медицинский пост и манипуляционный кабинет.

Манипуляционный кабинет предназначен для проведения следующих процедур:

П/к и в/м инъекции;

Обработка зева;

Закапывание капель в глаза, нос, уши;

Проведение ингаляций;

Наложение компрессов;

Хранение и раздача лекарственных средств.

Манипуляционный кабинет оснащён:

Шкафами для хранения лекарственных средств, применяемых для лечения больных, а также для оказания экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях.

Холодильником для термолабильных лекарственных средств.

Манипуляционным столиком;

Рабочим столом;

Столиком для раздачи медикаментов внутрь;

Кушеткой;

Тумбочкой для хранения дез.растворов;

Сейфом для хранения этилового спирта и учетных препаратов.

На посту хранится следующая документация, необходимая для моей работы в отделении:

1. Медицинская карта стационарного больного.

2. Лист назначений.

3. Журнал учета движения больных.

4. Журнал учета движения больных в палатах интенсивной терапии.

5. Журнал перевода больных в реанимационное отделение и из реанимации.

6. Журнал перевода больных в инфекционное отделение

7. Журнал регистрации сроков карантина.

8. Журнал учета медицинского инструментария.

9. Журнал сдачи и приема дежурств.

10. Требования для выписки медикаментов, учетных медикаментов, этилового спирта.

11. Журнал учета расхода этилового спирта.

12. Журнал учета температурного режима холодильника для хранения лекарственных средств.

13. Журнал контроля качества предстерилизацинной очистки мединструментария и изделий медицинского назначения.

14. Журнал учета дорогостоящих и перевязочных средств.

15. Журнал учета процедур.

16. Журнал учета ведения гигиенического обучения и воспитания населения, пропаганда здорового образа жизни.

17. Журнал учета занятий «школа матерей»

18. Журнал контроля работы стерилизаторов воздушным и паровым методом

19. Журнал учета лихорадящих больных.

20. Журнал учета лабораторных исследований.

21. Журнал рентгенологического обследования.

22. Журнал санирования палат, процедурного кабинета.

23. Журнал регистрации генеральных уборок манипуляционного кабинета, палат, процедурного кабинета.

24. Журнал осмотра на педикулез.

25. Журнал учета обследования на дизгруппу и сальмонеллез детей до 2-х лет и мам по уходу за детьми.

26. Журнал учета взятия мазков на Вl.

Все журналы пронумерованы, прошнурованы, закреплены печатью и подписью руководителя учреждения.

Как палатная медсестра педиатрического отделения выполняю следующие функциональные обязанности:

1. Осуществляю уход и наблюдение за больными.

2. Своевременно и точно выполняю назначения врача.

3. Организую своевременное обследование в лаборатории, диагностические кабинеты, консультации.

4. Наблюдаю за состоянием больного.

5. Осуществляю санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленным и тяжелым больным;

6. Принимаю и размещаю в палаты больных;

7. Проверяю передачи больных детей;

8. Сдаю и принимаю смену по палатам, у постели больного;

9. Контролирую выполнение больными и их родственниками лечебно-охранительного режима отделения;

10. Руковожу работой младшего медицинского персонала и контролирую выполнение ими правил внутреннего распорядка;

11. При обнаружении у больного признаков инфекционного заболевания, немедленно сообщаю врачу;

12. Слежу за санитарным содержанием палат, личной гигиены больных, сменой постельного и нательного белья;

13. Забочусь о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода;

14. Слежу, чтобы больные принимали лекарства в моем присутствии;

15. Повышаю свою профессиональную квалификацию;

16. Веду необходимую учетно-отчетную документацию;

17. Сопровождаю во время обхода лечащего врача;

18. В отсутствии сестры-хозяйки совместно с санитаркой отвечаю за сохранность белья для больных;

19. Оказываю экстренную доврачебную медицинскую помощь;

20. Выписываю и получаю необходимые лекарственные препараты у старшей медицинской сестры.

21. Строго слежу за сроками хранения лекарственных препаратов;

22. Всю работу в течение смены выполняю по плану-графику, разработанному в отделении.

Неотъемлемой частью лечебного процесса является соблюдение лечебно-охранительного режима в детском отделении. Создать должным образом лечебно-охранительный режим в отделении - первоочередная задача всех сотрудников во главе с администрацией. Организация работы персонала должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить пациенту максимально мягкое изменение уклада его жизни. Как палатная медицинская сестра, я соблюдаю следующие принципы лечебно-охранительного режима:

Оптимальный микроклимат (соблюдение принципов деонтологии) и создание приятного интерьера.

Снижение действия отрицательных эмоций, вызываемых процедурами и др.раздражителями - успокаиваю ребенка, объясняю цель процедуры, ее необходимость и т.д.

Сочетание режима покоя с физической активностью больного и поднятия его нервно-психического тонуса - с этой целью в отделении строго соблюдаю правила внутреннего распорядка дня для создания оптимальных условий выздоровления больных.

Исключение неблагоприятных влияний внешней среды и условий пребывания в стационаре (громкие разговоры,шум,хлопанье дверью, стук каблуков и т.д.)

Внимательное и благожелательное отношение персонала.

Соблюдение распорядка дня.

Беседы с пациентом - часть лечебно-охранительного режима. Медицинские сестры должны вселять уверенность пациента в выздоровлении, подбадривать его, отмечать успехи. При этом важна искренность и доброжелательность.

Вывод: Правильная организация работы медицинской сестры, четкое, безукоризненное выполнение своих функциональных обязанностей, преемственность в работе является необходимой и важнейшей составной частью лечебного процесса, направленных на скорейшее выздоровление больного.


Похожая информация.


Палатная медицинская сестра — специалист со средним медицинским образованием, который должен осуществлять уход за больными, фиксировать данные об их состоянии в специальном журнале и выполнять ряд других обязанностей, речь о которых пойдет в этой статье.

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция — это документ, в котором прописаны основные обязанности и права работника. Должностные инструкции могут быть типовыми либо они разрабатываются в конкретном учреждении в зависимости от специфики его работы.

Сотрудник обязан ознакомиться с должностной инструкцией при приеме на работу и расписаться в журнале, удостоверив тем самым, что он изучил документ и согласен с предъявленными в нем требованиями.

В случае, если действия сотрудника не соответствуют должностной инструкции, он может поучить выговор, лишиться премии или подвергнуться увольнению.

ВАЖНО! Если процедурная медсестра по каким-то причинам отсутствует, ее функции берет на себя палатная медицинская сестра. Поэтому она должна в совершенстве владеть техниками медицинских манипуляций: уметь ставить внутривенные катетеры, делать все виды инъекций и т.д.

Общие положения

Палатная медицинская сестра работает на всех отделениях стационаров (психиатрических, гинекологических, гастроэнтерологических, кардиологических и т. д.), в санаториях и в других лечебно-профилактических учреждениях. Должностные обязанности медицинской сестры палатной следующие:

  • ухаживать за больными и вести наблюдение за их состоянием;
  • выполнять сделанные врачом назначения и вносить записи об этом в соответствующие документы;
  • руководить младшим медицинским персоналом (например, требовать своевременной уборки, замены постельного белья, мытья ослабленных пациентов и т.д.);
  • следить за тем, чтобы на отделении соблюдался порядок, например, не допускать нарушения режима со стороны как пациентов, так и навещающих их родственников;
  • во время работы постоянно находиться с больными, отлучаясь только для того, чтобы взять нужные препараты или сделать записи;
  • сопровождать врача во время обхода и сообщать о состоянии пациента и его изменениях;
  • знакомить пациентов, поступающих на отделение, с правилами внутреннего распорядка;
  • один раз в неделю осматривать пациентов для выявления педикулеза;
  • при ухудшении состояния пациента незамедлительно ставить в известность его лечащего врача (или, в случае его отсутствия, дежурного врача);
  • следить за соблюдением графика кварцевания палат и за чистотой и порядков в них;
  • сообщать о нарушениях со стороны младшего медицинского персонала старшей медицинской сестре или заведующему отделением.

Должностные обязанности

Палатная медицинская сестра имеет следующие обязанности:

  • ведет наблюдение за пациентами, соблюдая при этом нормы медицинской этики;
  • при приеме пациентов размещает их по палатам;
  • в детских стационарах медсестра должна следить за тем, чтобы родители детей соблюдали санитарно-эпидемиологический режим;
  • занимается проверкой передач от родственников, чтобы не допустить попадания к пациентам продуктов, которые могут причинить вред их здоровью;
  • делает доклады лечащему или дежурному врачу о состоянии пациентов;
  • организует обследование пациентов в диагностических кабинетах;
  • занимается изоляцией пациентов, которые находятся в терминальном состоянии. В случае необходимости вызывает реанимационную бригаду;
  • готовит тела умерших для транспортировки в соответствующее отделение;
  • следит за тем, чтобы в закрепленных за ней помещениях имелся необходимый для работы инвентарь;
  • следит за чистотой в закрепленных за нею палатах, а также за гигиеной пациентов, за своевременной сменой нательного и постельного белья;
  • занимается сбором и утилизацией медицинских отходов в соответствии с классом опасности;
  • следит за правильной обработкой изделий медицинского назначения с целью профилактики инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатита и т. д.).

Права

Палатная медицинская сестра имеет следующие права:

  • на оказание первой помощи пациенту до прибытия врача. В некоторых случаях от квалификации медсестры и знания ею основных техник реанимации зависят жизни пациентов;
  • на руководство работой младшего медицинского персонала;
  • на получение информации о состоянии здоровья пациента. Это позволяет не только правильно осуществлять уход, но и защититься от заражения в случае наличия у пациента инфекционных заболеваний;
  • на получение информации об изменениях в приказах, касающихся ее работы;
  • на выдачу спецодежды и средств индивидуальной защиты;
  • на помощь от руководства в исполнении своих функциональных обязанностей.

Также медсестра имеет право требовать от руководства создания условия для качественного выполнения ею профессиональных обязанностей.

ВАЖНО! Палатная медсестра часто общается с родственниками пациентов. Она может давать консультации относительно ухода за больным или режима его питания, перечислить лечебные и диагностические мероприятия, которые проводились с пациентом. Однако сообщать о состоянии здоровья человека может только лечащий врач.

Ответственность


Должностные обязанности палатной медсестры включают раздел об ее ответственности. Медицинская сестра несет ответственность:

  • за неисполнение надлежащим образом своих обязанностей, прописанных в должностной инструкции;
  • за соблюдение во вверенных ей палатах санитарно-эпидемиологического режима и правил противопожарной безопасности;
  • за причинение работодателю материального ущерба;
  • за сохранность и правильные условия хранения лекарственных препаратов (в том числе наркотических и сильнодействующих) и изделий медицинского назначения;
  • за своевременное оказание помощи пациентам отделения.

Требования к квалификации

Стать палатной медицинской сестрой может специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело». В некоторых учреждениях от медицинской сестры требуется опыт работы на соответствующей должности.

Каждое отделение имеет свою специфику, поэтому от медсестры могут потребовать сертификаты о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации.

Необходимые психологические качества

Палатная медсестра чаще, чем другие специалисты, контактирует с пациентами. От ее участия, сочувствия и внимательности зависит психологический настрой больного человека. Палатная медсестра должна уметь подготовить пациента к предстоящим неприятным манипуляциям, подбодрить в случае, если состояние не улучшается или лечение не приносит результатов.

Чтобы стать палатной медсестрой, нужно обладать не только интересом к медицине, но и способностью к эмпатии, добротой, умением понять человека и отлично развитыми коммуникативными навыками. Пациенты, истощенные болезнью и уставшие от длительной госпитализации, могут проявлять раздражительность и даже агрессию. Медик должен уметь выслушать страдающего человека, подбодрить его, объяснить необходимость болезненных манипуляций.


Функциональные обязанности медсестры терапевтического отделения подразумевают выполнение ряда медицинских вмешательств. Некоторые манипуляции (клизмы, катетеризация мочевого пузыря) могут задевать чувство стыдливости пациента. Чтобы завоевать уважение и расположить больных к себе, медсестра обязана всегда помнить о чувстве собственного достоинства пациентов и уважать их право на приватность.

Палатная медицинская сестра должна быть готова не только к благодарности, но и к тому, что пациенты будут вымещать на ней скопившееся возмущение, поэтому она должна обладать высоким уровнем эмоциональной стабильности. В противном случае ее ждет быстрое эмоциональное выгорание.

ВАЖНО! Палатная медсестра должна быть очень наблюдательной. Ей следует подмечать любые изменения в состоянии пациентов: иногда незначительные на первый взгляд симптомы являются предвестниками развития жизненно опасных состояний. Например, беспокойство и стремление принять сидячее положение может указывать на развитие отека легких.

Работа на посту требует от меня четкого и грамотного выполнения всего перечня функциональных обязанностей представленных ниже, при этом строго руководствуясь в работе принципами медицинской деонтологии и этики

  1. осуществлять надлежащий уход и наблюдение за больными;
  2. точно выполнять все врачебные назначения с точной отметкой в журнале;
  3. руководить работой младшего медицинского персонала;
  4. обеспечивать соблюдение в отделении надлежащего порядка, чистоты и выполнение пациентами установленного для них режима;
  5. во время дежурства постоянно находиться среди пациентов, заходя в кабинет лишь за лекарствами, для записи, заполнения дневника наблюдения за пациентами;
  6. сопровождать во время обхода врачей, заведующего отделением и дежурного врача посетившего отделение, докладывать о состоянии больных, заносить в журнал все замечания и распоряжения;
  7. в отсутствии процедурной сестры выполнять все назначения (постановка всех видов инъекций и внутривенную инфузионную терапию);
  8. осуществлять прием вновь поступивших пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка;
  9. при приеме пациента, поступившего в отделение, особенно возбужденного, обращать внимание на телесные повреждения, кровоподтеки, вывихи и так далее. Знакомиться с психическим и физическим состоянием, обращать внимание на болезненные признаки. У пациента не должно быть предметов, которыми он может нанести повреждение себе и окружающим. Проверять качество предшествующей санитарной обработки больных в приемном покое;
  10. регулярно не реже 1 раза в 7 дней, осматривать больных на наличие педикулеза. Проводится раз в неделю баня и смена постельного, нательного белья.
  11. осматривать зев пациента и с профилактической целью брать мазки на BL из зева и носа;
  12. работая дневной палатной медицинской сестрой отмечать все особенности состояния, поведения пациентов, состояния агрессии к другим пациентам и персоналу, их необычные высказывания, изменение или ухудшение состояния — в журнале наблюдений и докладывать лечащему врачу;
  13. в случае отсутствия лечащего врача и заведующего отделением, ставить в известность дежурного врача;
  14. медсестра следит, чтобы все пациенты были опрятны, умыты, вовремя побриты, а при выходе на прогулку – одеты по погоде;
  15. в отделении должен соблюдаться график кварцевания палат и закрепленных за постом помещений, купания пациентов;
  16. сестра следит, чтобы пациенты ложились только на свои кровати, чтобы нательное и постельное белье было чистым;
  17. особое внимание уделяется ослабленным пациентам, тяжелым по психическому и соматическому состояниям. При этом объясняя младшему персоналу особенности индивидуального подхода к таким пациентам, обращая внимание на их состояние, поведение, особенности тщательного ухода за ними;
  18. руководить работой младшего персонала смены, следить за исполнением соответствующих инструкций, исправляя по ходу работы соответствующие нарушения;
  19. обо всех нарушениях сообщать заведующей отделением и старшей сестре;
  20. все замечания, указания младшему персоналу должны делаться в отсутствие пациентов;
  21. дежурная палатная медсестра обязана знать всех пациентов поименно, особенности состояния и поведения, режим;
  22. содействовать вовлечению пациентов в трудовые процессы;
  23. следить, чтобы во время дежурства в отделении находился только персонал, занятый на смене;
  24. два раза в день измерять температуру тела пациентам, находящимся на контроле – АД, ЧДД, PS;
  25. отправлять на прогулку только тех больных, относительно которых есть соответствующее распоряжение врача;
  26. выдавать и обеспечивать прием лекарств, для чего своевременно подавать старшей медсестре список требуемых на пост лекарственных препаратов;
  27. передавать сведения о наличии пациентов в приемное отделение (сводка за сутки);
  28. наблюдать, чтобы все комнаты, непредназначенные для постоянного использования, были закрыты на ключ и открывались только во время использования;
  29. тщательно следить за пациентами во время и после свиданий, чтобы не попали в отделение предметы, неразрешенные к передаче;
  30. правильно осуществлять забор всех анализов и контролировать их доставку в лабораторию;
  31. знать и выполнять правила техники безопасности;
  32. к пациентам, нарушающим режим, относиться строго, не давать поблажек. Сохранять режим и статус отделения.
  33. дежурный персонал, находящийся на смене, не должен отвлекаться, обсуждать пациентов, говорить между собой о лечении, о своих личных делах — пациенты улавливают все;
  34. осуществлять индивидуальный уход за тяжелыми пациентами – обрабатывать полость рта, глаза, вести контроль за диурезом, кормлением, стулом, температурой, АД, гигиеной пациента.

Все функциональные обязанности палатной медсестры входят в объем моей работы и я стараюсь выполнять их добросовестно, четко и быстро.

Должностная инструкция палатной медицинской сестры отделения

I. Общая часть

На должность палатной медицинской сестры назначается лицо со средним медицинским образованием. Назначение и увольнение производится главным врачом больницы по представлению заведующего отделением в соответствии с действующим законодательством. Палатная медицинская сестра подчиняется непосредственно медицинской сестре отделения. В своей работе руководствуется распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

II. Обязанности

1. Осуществляет уход и наблюдение за больными на основе принципов медицинской деонтологии.

2. Своевременно и точно выполняет назначения лечащего врача; в случае невыполнения назначений независимо от причины немедленно докладывает об этом лечащему врачу.

3. Организует своевременное обследование больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов и в лаборатории.

4. Наблюдает за состоянием больного, физиологическими отправлениями, сном. О выявленных изменениях докладывает лечащему врачу.

5. Немедленно сообщает лечащему врачу, а в его отсутствие - заведующему отделением или дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния больного.

6. Участвует в обходе врачей в закрепленных за нею палатах, докладывает о состоянии больных, записывает назначенное лечение, следит за выполнением назначений.

7. Осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных (умывает, кормит, дает питье, промывает по мере надобности рот, глаза, уши и др.).

8. Принимает и размещает в палате больных, проверяет качество санитарной обработки вновь поступивших больных.

9. Проверяет передачи больных с целью недопущения приема противопоказанной пищи и напитков.

10. Изолирует больных в агональном состоянии, присутствует при смерти, вызывает врача для констатации смерти, подготавливает трупы умерших для передачи в морг.

11. Сдает дежурство по палатам у постели больных. Принимая дежурство, осматривает закрепленные за нею помещения, состояние электроосвещения, наличие жесткого и мягкого инвентаря, медицинского оборудования и инструментария, медикаментов. Расписывается за прием дежурства в дневнике отделения.

12. Контролирует выполнение больными и родственниками режима дня отделения. О случаях нарушения режима палатная медицинская сестра докладывает старшей медицинской сестре.

13. Руководит работой младшего медицинского персонала и контролирует выполнение им правил внутреннего трудового распорядка.

14. Один раз в неделю производит взвешивание больных, отмечая вес больного в истории болезни. Всем поступившим больным производит измерение температуры тела два раза в день, записывает температуру в температурный лист.

15. При обнаружении у больного признаков инфекционного заболевания немедленно сообщает об этом лечащему врачу, по его распоряжению изолирует больного и немедленно производит текущую дезинфекцию.

16. По назначению врача осуществляет счет пульса, дыхания, измеряет суточное количество мочи, мокроты и иного, записывает эти данные в историю болезни.

17. Следит за санитарным содержанием закрепленных за нею палат, а также личной гигиеной больных (уход за кожей, ртом, стрижка волос и ногтей), за своевременным приемом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья, записывает смену белья в историю болезни.

18. Заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода.

19. В случае требующих срочных мер изменений в состоянии больных ставит в известность врача отделения, а в отсутствие врачей немедленно вызывает дежурного врача, оказывает экстренную доврачебную помощь.

20. Следит, чтобы больные получали пищу согласно назначенной диете.

21. Следит, чтобы выданные больным лекарства были приняты в ее присутствии.

22. Повышает свою профессиональную квалификацию, посещая научно-практические конференции для среднего медицинского персонала и участвуя в конкурсе на звание «Лучшая по профессии».

23. Ведет необходимую учетную документацию.

24. В отсутствие старшей медицинской сестры сопровождает во время обхода врачей отделения, дежурного врача, представителей администрации. Заносит в дневник отделения все сделанные замечания и распоряжения.

III. Права

Палатная медицинская сестра имеет право:

1. В отсутствие врача оказывать экстренную доврачебную помощь больным отделения.

2. Повышать свою профессиональную квалификацию на специальных курсах в установленном порядке.

3. Отдавать распоряжения санитарке и контролировать их выполнение.

4. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

IV. Ответственность

Палатная медицинская сестра несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка больницы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Организационная деятельность палатной медицинской сестры терапевтического отделения
    • 1.1 Организация работы терапевтического отделения стационара
    • 1.2 Характеристика сестринских вмешательств
    • 1.3 Классификация сестринских вмешательств
    • 1.4 Функциональные обязанности медицинской сестры терапевтического отделения
    • Вывод
  • Глава 2. Исследование организационной деятельности палатной медицинской сестры терапевтического отделения
    • 2.1 Характеристика методики
    • 2.2 Результаты анкетирования
  • Заключение
  • Список литературы

Приложение. Анкета для медицинских сестер

Введение

Организационная деятельность медицинской сестры в терапевтическом отделении играет существенную роль в организации ухода и полноценного восстановления пациента.

Пациент активно вовлекается в процесс планирования целей сестринского вмешательства. Одновременно медицинская сестра мотивирует пациента на успех, убеждая его в достижении цели и вместе с пациентом определяет пути их достижения.

Важна правильная организация работы медицинской сестры. Утром и вечером на стыке смен происходит прием-сдача больных. Прием-сдачу больных правильнее производить в присутствии старшей сестры и дежурного врача у постели больного. При этом просматривают врачебные назначения и затем выполняют их. Идет подготовка к завтраку и обходу врача. К моменту обхода врача медицинская сестра должна с историями болезни, картой тяжелого больного, если она ведется, температурными листками, тетрадью назначений, чистыми шпателями и чистым полотенцем, смоченным с одной стороны дезинфицирующим раствором, ожидать врача в палате. После обхода медицинская сестра продолжает свою работу.

Все необходимое для работы у нее должно быть под рукой в специальном сестринском шкафу (лекарства, антисептические растворы, термометры, бинты, вата, шпатели в баночке в стерильных условиях, пробирки для посева из зева и носа на флору и чувствительность к антибиотикам и т. д.). Лекарства должны быть разложены так, чтобы сестра могла моментально найти любое. Для этого используют специальные ящички. Раздачу лекарств больным медицинской сестре облегчает достаточное количество мензурок, которые обычно используют для того, чтобы пациенты запивали лекарства водой. Перепоручать введение лекарств родителям и старшим детям медицинская сестра не должна. Все лекарства она непосредственно должна ввести "из рук в рот" больному. Большое внимание медицинская сестра уделяет пациентам, у которых налажено капельное внутривенное вливание жидкости: несоблюдение правил внутривенных капельных вливаний может привести к тяжелым последствиям.

Цель исследования. Изучение организации сестринской деятельности в терапевтическом отделении.

Задачи.

1. Изучение теоретических особенностей проблематики вопроса.

2. Проведение анкетирования

Объект исследования - медицинские сестры.

Предмет исследования - организационная деятельность палатной медицинской сестры терапевтического отделения.

Методы исследования.

1. Изучение тематической литературы;

2. Социологический опрос методом анкетирования;

3. Статистическая обработка данных.

Научная новизна и практическая значимость работы заключается в детальной проработке организации работы палатной медицинской сестры терапевтического отделения.

Структура работы. Выполненная работа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть состоит из одной главы (четыре параграфа) с выводом, в практической части представлены ход исследования, результаты, анализ результатов, которые сопровождаются таблицами и рисунками, сделаны выводы. Обобщение материала представлено в заключении. Список литературы насчитывает 40 источников. В конце работы имеются приложения. Общий объем работы без приложений 45 страниц.

Глава 1. Организационная деятельность палатной медицинской сестры терапевтического отделения

Организационная деятельность палатной медицинской сестры терапевтического отделения сводится к организации работы терапевтического отделения, организации и контроле качества работы младшего медицинского персонала, организация и реализация независимых сестринских вмешательств, организация адаптации молодых медицинских сестер на новом для них рабочем месте.

1.1 Организация работы терапевтического отделения стационара

Структурно-функциональные подразделения терапевтического отделения

Терапевтическое отделение стационара предназначено для оказания медицинской помощи больным с внутренними болезнями, которые нуждаются в длительном лечении, уходе, проведении сложных диагностических процедур.

Структурные подразделения терапевтического отделения. К основным структурным подразделениям терапевтического отделения относятся: палаты (общие и для тяжелобольных), пост медицинской сестры, процедурный кабинет (манипуляция), кабинет заведующий отделением, ординаторская, кабинет старшей медицинской сестры, кабинет сестры-хозяйки, сестринская, столовая (буфет), ванная комната и душевая, туалетные комнаты (санузлы), клизменная, коридор и холлы.

Палаты в терапевтическом отделении подразделяются на общие и палаты для тяжелобольных. Общие палаты обычно рассчитаны на 2 места (20 %) и 4 места (60 %), где лечат больных, которые могут сами себя обслуживать. Палаты для тяжелобольных обычно рассчитаны на 1-2 места (20 %), с отдельным санузлом. Существует две разновидности таких палат:

Палаты интенсивной терапии для тяжелых больных с острыми нарушениями органов дыхания и кровообращения, но которые не нуждаются в реанимационных средствах лечения (приступ сердечной или бронхиальной астмы, приступ стенокардии, аритмии, гипертонический криз); эти палаты должны иметь современную лечебную и диагностическую аппаратуру, которая обеспечивает постоянный контроль за жизненными функциями организма;

- палаты для тяжелобольных с хроническими и очень тяжелыми заболеваниями, которые требуют не столько интенсивного лечения, сколько постоянного ухода (онкологические тяжелобольные, больные преклонного возраста, больные параличом и т.д.).

Общая характеристика палат терапевтического отделения согласно современных гигиенических норм: количество кроватей от 60 до 120; из них 60 % палат на 4 кровати, 20 % - на 2 кровати, 20 % - на 1 кровать. На одного больного должно быть не менее 7 м 2, расстояние между кроватями должно быть не меньше 1м, высота палат - 3-3,5 м, то есть на одного больного должно приходиться 22-25 м 3 воздуха; соотношение площади окон к полу должно составлять 1:6, температура воздуха - 18-22 °С. Стены и радиаторы следует красить светлой масляной краской, а пол покрыть линолеумом, чтобы их можно было хорошо мыть.

Вентиляция палат осуществляется за счет проветривания, но лучшим средством вентиляции является кондиционирование воздуха. Освещение палат в вечерние часы осуществляется с помощью матовых светильников, желательно, чтобы около каждой кровати был индивидуальный светильник.

Оборудование палат:

Металлические или деревянные кровати с пружинной сеткой, на каждой кровати должен быть матрас, подушка, простыня, одеяло с пододеяльником и полотенце; ножки кровати должны быть оснащены колесиками с резиновыми шинами. На спинке кровати прикрепляют дощечку, в которую вставляют лист, где указана фамилия, имя и отчество больного, № диетического стола, дата смены белья, особенные пометки; у лежачих больных под кровать ставят индивидуальное судно и мочеприемник;

- прикроватная тумбочка с туалетными вещами (зубная щетка, паста, мыло, расческа, одеколон), бумага, карандаши, книжки и т.д.; у тяжелобольных на тумбочке должны стоять поильник, стакан с раствором для полоскания рта;

- общий стол, на который ставят графин с кипяченой водой;

- около каждой кровати должна быть кнопка сигнализации, подведен кислород;

- комнатный термометр.

Пост медицинской сестры - рабочее место палатной медицинской сестры рассчитано на обслуживание 25-30 больных и размещается около палат, чтобы все больные находились под постоянным присмотром медицинской сестры.

Оборудование поста медицинской сестры:

1. Стол с выдвижными защелкивающимися ящиками, для хранения историй болезни, листов врачебных назначений, разных бланков;

2. Специальные медицинские шкафы из пластикового материала для хранения:

а) медикаментов; отдельно хранятся препараты группы "А" (ядовитые) и группы "Б" (сильнодействующие), препараты для внутреннего приема и для инъекций:

б) медицинского инструментария (пинцетов, корнцанга, ножниц, скальпелей);

в) медицинских термометров;

г) предметов ухода за больными;

д) дезинфицирующих растворов;

е) перевязочного материала.

3. Столик, где находится бикс со стерильным материалом (ватой, бинтами), банка с дезинфицирующим раствором (фурацилином), с опущенным в него корнцангом.

4. Столик для раздачи лекарств с отделениями для каждого больного.

5. Холодильник, где хранятся различные настойки, отвары, сыворотки, вакцины.

6. Пульт световой сигнализации.

7. Телефон.

8. Средства аварийного освещения.

9. Раковина для мытья рук, мыло, чистое полотенце.

Процедурные кабинеты:

- для подкожных и внутримышечных инъекций;

- для внутривенных инъекций, переливаний крови, взятия крови из вены для исследований (манипуляционный кабинет);

- для проведения специальных лечебных и диагностических процедур плевральной пункции, парацентеза;

- кабинет для промывания желудка, постановки клизм.

Оборудование процедурного кабинета:

- шкаф для хранения инструментария и медикаментов;

- биксы со стерильными шприцами, иглами, системами для переливания крови и жидкостей;

- наборы стерильных инструментов для проведения парацентеза, плевральной пункции;

- штативы для капельных введений лекарственных препаратов;

- штативы для чистых пробирок, которые используются для забора крови;

- наборы для определения группы крови;

- холодильники для хранения крови, стерильных растворов для внутривенных инъекций, сывороток, вакцин;

- бактерицидная лампа;

- несколько кушеток;

- электроотсос.

Стены процедурных кабинетов должны быть обложенные кафелем, пол - кафелем или линолеумом. Площадь процедурного кабинета не менее 15 м 2 .

Штаты терапевтического отделения

Заведующий отделением - опытный врач, который руководит всем лечебным процессом в отделении, консультирует палатных врачей, проводит обходы, контролирует работу среднего медицинского персонала и санитарок.

Палатные врачи (ординаторы) - врачи, которые непосредственно лечат больных в закрепленных палатах (на 1 ординатора 25 больных).

Старшая медицинская сестра - наиболее опытная медицинская сестра, которой подчиняется весь средний медицинский персонал и санитарки отделения. Она выполняет важные функции, а именно:

· рациональную организацию труда среднего медицинского персонала и санитарок;

· составление графика дежурств, замену медицинских сестер и санитарок, не вышедших на работу;

· систематическое пополнение отделения медикаментами, инструментарием, средствами ухода за больными;

· обеспечение санитарно-эпидемического режима в отделении;

· обеспечение правильность хранения и учета сильнодействующих медикаментов;

· организация рационального питания больных;

· учет больных, поступающих в отделение и выписывающихся;

· контроль за выполнением медицинскими сестрами назначений врача и т.д.

Палатная медицинская сестра - медицинская сестра, которая выполняет все назначения врача, готовит больных к диагностическим исследованиям, проводит наблюдение за транспортировкой больных в различные диагностические кабинеты; контролирует выполнение мероприятий санитарно-гигиенического режима, обеспечивает личную гигиену тяжелобольных и питания больных (контроль за соблюдением диеты больными, кормлением тяжелобольных, продуктами, которые передают больным родственники); проводит термометрию; принимает участие в обходах врача, присматривает за больными; оказывает неотложную помощь; ведет медицинскую документацию (листы назначений, температурные листы, журнал приема и сдачи дежурства, журнал медикаментозных и порционных требований); осуществляет контроль за работой младшего медицинского персонала (другие обязанности отмечены выше).

Процедурная медицинская сестра - это опытная и квалифицирована медицинская сестра, которая выполняет специальные медицинские манипуляции (внутривенные и капельные инъекции, забор крови из вены для анализов), помощь врачу при проведении специальных процедур (переливание крови, плевральная пункция, парацентез).

Младший медицинский персонал - обеспечивает ежедневную уборку палат, санузлов, коридоров и других помещений отделения; личную гигиену тяжелобольных (умывание, обтирание, подмывание, туалет ногтей, волос, купание больных; подача и вынос судна и мочеприемника); смена нательного и постельного белья больных; транспортировку тяжелобольных; доставку биологического материала в лабораторию.

Раздатчица (буфетчицы).

Обязанности младшей медицинской сестры. К подъему больных, то есть до 7 часа утра, младшая медицинская сестра должна быть на месте с подготовленным инвентарем для утреннего туалета больных и уборки помещений. Она включает свет в палате и, пока палатная медицинская сестра измеряет температуру больным, младшая медицинская сестра проветривает помещение - открывает фрамуги или окна в зависимости от сезона. Потом ослабленным больным подает таз и воду для умывания, а тяжелобольных умывает сама, выносит плевательницы и судна, перестилает постели. Больным, которые находятся на строгом постельном режиме, необходимо подавать подкладные суда и мочеприемник до завтрака. Собирать мочу или кал для лабораторного исследования нужно также до завтрака. Младшая медицинская сестра подмывает больных, страдающих недержанием мочи или кала, а также женщин с выделением из влагалища и лежачих больных.

После завтрака с 8 до 9 часов утра, младшая медицинская сестра делает уборку палат, чтобы до 9 часов, то есть к врачебному обходу, в палате было чисто.

Влажную уборку проводят 3 раза в день, используя в качестве дезинфицирующего раствора современные дезсредства.

После ужина младшая медицинская сестра протирает пол влажной тряпкой, проветривает палату. Помогает медицинской сестре выполнять вечерние назначения (ставить клизмы, подмывать больных и т.д.), укрывает тяжелобольных одеялом и гасит свет в палатах. Во время сна больных медицинский персонал должен наблюдать за тяжелыми больными и беспокойными больными. Младшая медицинская сестра должна следить, чтобы в отделении всегда было чисто, не было неприятных запахов. Персонал должен разговаривать тихо, телефонные разговоры допускаются только по необходимости, звуковую сигнализацию заменяют на световую.

Санитарно-противоэпидемический режим терапевтического отделения. Санитарное состояние терапевтического отделения предусматривает соблюдение определенных условий. К таким условиям относятся: каждому больному отдельная кровать, застланная чистым бельем; чистое нательное белье; прикроватная тумбочка; при необходимости - отдельный поильник, подкладное судно или мочеприемник; освещение палаты (днем - солнечный свет, вечером - люминесцентные или электрические лампы с матовым плафоном); вентиляция помещения (не менее 3-4 раз в сутки путем проветривания или применения кондиционера); отопление (оптимальная температура летом 22-24 °С, зимой - 20-21 °С, применение центрального отопления).

Санитарно-гигиенический режим палат. Необходимо обеспечение нормальных условий пребывания больных в палатах. Палаты лечебного отделения должны быть просторными, светлыми. Для тяжелобольных выделяют отдельные палаты. Стены покрывают масляной краской светлых тонов, пол - линолеумом. На одну кровать в палате должно выделяться 6,5-7,5 м 2 площади, высота палаты должна быть не менее 3,5 м. Окна должны быть больших размеров и выходить на юг или юго-восток, чтобы как можно больше света проникало в палату. Кроме общего освещения, должны быть индивидуальные настольные лампы и дежурное ночное освещение. Температура воздуха должна быть 18-20 °С и обеспечиваться паровым или водяным отоплением. Вентиляция - приточно-вытяжная, лучше с помощью кондиционеров. Дополняют вентиляцию путем проветривания через фрамуги и форточки окон. Кровати больных должны быть металлические или деревянные с гладкой и блестящей поверхностью, для тяжелобольных - функциональные кровати. В палате кроме кроватей должен быть один общий стол, шкаф для больничной одежды, холодильник для хранения продуктов, умывальник, тумбочки, табуреты.

Последовательность действий при выполнении санитарно-гигиенического режима:

1. Больным меняет постельное и нательное белье сестра-хозяйка в дневное время, в ночное - санитарка или палатная медицинская сестра.

2. Меняют белье 1 раз в 7-10 дней, а тяжелобольным - по мере необходимости после мытья больного под душем или после частичной обработки кожи.

3. Грязное белье собирают в клеенчатый мешок, хранят его до отправления в прачечную в специально отведенном помещении в баках с крышками.

4. Сестра-хозяйка надевает передник, резиновые перчатки и маску, потом проводит сортировку грязного белья, складывает его в клеенчатый мешок и отправляет в прачечную больницы на каталке.

5. В прачечной белье дезинфицируют замачиванием в 0,5 % растворе аналита в течение 30 минут. Потом белье стирают с кипячением.

6. Передник, каталку дезинфицируют с помощью 0,5 % раствора аналита путем двухразовой протирки, а резиновые перчатки, клеенчатый мешок окунают на 30 минут в 0,5 % раствор аналита.

7. После выписки больного постельные принадлежности (матрас, подушку, одеяло) сдают в дезинфекционную камеру, где обеззараживают паром с температурой 80 °С в течение 30 минут, а кровать дважды протирают дезинфицирующим раствором, потом - увлажненной салфеткой.

1.2 Характеристика сестринских вмешательств

Сестринские вмешательства, записанные в план ухода, - перечень действий, которые предпримет сестра для решения проблем конкретного пациента. Если проблема потенциальная, то вмешательство должно быть направлено на предупреждение перехода ее в действительную.

В плане по уходу может быть записано несколько возможных сестринских вмешательств для решения одной проблемы. Это позволяет и сестре, и пациенту чувствовать уверенность, что для достижения поставленных целей могут быть предприняты разные действия, а не только единственное вмешательство.

Сестринские вмешательства должны быть:

- основаны на научных принципах;

- конкретными и ясными, чтобы любая сестра могла выполнить то или иное действие;

- реальными в пределах отведенного времени и квалификации сестры;

- направлены на решение конкретной проблемы и достижение поставленной цели".

Способы сестринского вмешательства, также как весь этап планирования, зависят от избранной модели.

Д. Орэм в предлагаемой ею модели четко формулирует три системы сестринской помощи.

Полностью компенсирующая система для:

· пациентов, которые не в состоянии осуществлять никаких действий по самоуходу и находящихся в бессознательном состоянии;

· пациентов, находящихся в сознании, которым не разрешено двигаться или они не могут передвигаться самостоятельно;

· пациентов, которые не в состоянии самостоятельно принимать решения и ухаживать за собой, но могут передвигаться и выполнять некоторые действия по самоуходу под руководством и наблюдением специалистов.

Частично компенсирующая система предназначена для пациентов, имеющих различную степень ограничения двигательной активности. От пациента требуются определенные знания и умения, а также готовность выполнять определенные действия.

Консультативно-поддерживающая система используется пациентами, осуществляющими самоуход или обучающимися ему при наличии помощи. Сестра поддерживает, руководит, обучает, создает подходящий климат для самоухода.

Выбирая те или иные сестринские вмешательства, следует не только перечислить их пациенту, но и объяснить, зачем их надо выполнять. Исследователи сестринского дела показали: если вмешательство сформулировано общими терминами, они могут быть поняты разными сестрами по-разному. Нельзя записать: "Увеличить прием жидкости". Возникает множество вопросов: "Сколько, когда, какую, как часто, каким образом давать жидкость?" При такой формулировке пациент каждый день будет получать различное количество жидкости и в разное время.

Если же вмешательство определить конкретными терминами, оно будет выполняться четко. Вот конкретная ситуация:

В отделение поступила Анна Николаевна, 78 лет. Полгода назад она перенесла острое нарушение мозгового кровообращения, после которого у нее сохраняется слабость елевой ноге и руке.

Общение с А.Н. затруднено, так как она плохо слышит.

А.К живет в квартире на 5-м этаже в доме без лифта. На улицу она не выходит. Продукты приносит социальный работник, иногда соседи.

А.Н. плохо помнит ближайшие события, забывает есть и пить.

При оценке состояния А. Н. отмечается, что у нее пониженное питание (индекс Кетле 18,1).

Кожа, язык, губы - сухие. Во рту - съемные протезы сверху и снизу. Одеться и раздеться может самостоятельно. Личную гигиену может осуществлять самостоятельно, но делает это неохотно.

Ходит с трудом из-за общей слабости и неустойчивости левой ноги, поэтому предпочитает больше лежать.

Из выписки, данной участковым врачом поликлиники, известно, что у А. Н. суточный диурез 700 мл, стул нерегулярный - 1 раз в 4-5 дней.

Одной из множества проблем для А.Н. является обезвоживание, о чем свидетельствуют нарушения выделения мочи (всего 700мл) и кала (стул в 4-5 дней).

Сухость кожи, языка и губ также свидетельствуют об обезвоживании.

Представлен фрагмент плана сестринского ухода с примерными формулировками проблем, ожидаемых результатов и сестринских вмешательств.

Выполнение (реализация) плана сестринского ухода является четвертым этапом сестринского процесса и включает в себя мероприятия, направленные на:

* помощь при болезни;

* профилактику заболеваний и осложнений;

* укрепление здоровья,

т.е. оказание помощи пациенту в выполнении жизненных потребностей; обучение и консультирование пациента и членов его семьи.

Этап реализации определяется ВОЗ как:

"... выполнение действий, направленных на достижение специфических целей. Они (действия) включают в себя то, что сестры делают для человека, вместе с ним и в интересах его здоровья для достижения целей оказания помощи... (включая)... документальное изложение информации о выполнении специфических сестринских действий в плане сестринской помощи".

В таблице 1 представлен фрагмент плана сестринских вмешательств.

При выполнении плана нужно обратить внимание на следующие моменты:

- как передается информация о необходимых сестринских вмешательствах;

- как их выполняют;

- как координируются все вопросы ухода;

- какова ответственность и отчетность в сестринском уходе.

Все этапы не существуют отдельно, каждый как бы дополняет следующий. К примеру, этап планирования невозможен без этапа реализации: но в первом случае вмешательства только записаны в план по уходу, во втором - они выполняются, затем записываются. На рисунке 1 представлена блок-схема, освещающая процесс от планирования сестринских вмешательств до выполнения намеченных целей.

Таблица 1. Фрагмент плана сестринского ухода

Проблема пациента

Цели (ожидаемый результат)

Вмешательства (действия сестры)

Периодичность, кратность, частота оценки

Конечная дата достижения цели

Уменьшение количества мочи, редкий стул, сухость языка, губ, слизистой рта из-за обезвоживания

1.Н. получает необходимое количество жидкости (3000мд в день).

2.Губы и язык не будут сухими.

3.Количество мочи будет не менее 2000мл. 4.Опорожнение кишечника будет не реже 1 раза в 3 дня.

1.Предлагать ежечасно чай, чай с лимоном (не любит кофе). -500 мл с 8.00 до 16.00-100 мл с 16.00 до 22.00; - 500 мл с 22.00-8.00. 2.Смазывать губы вазелином. 3.Записывать количество мочи.

4. Наблюдать за стулом, давать слабительные по назначению врача.

Ежедневно 7.00 14.00 20.00

Ежедневно после еды.

Ежедневно при каждом мочеиспускании Ежедневно

Риск инфекции полости рта

Инфекции не будет

1. Уход за протезом (помощь сестры).

2. Полоскание полости рта самостоятельно 3. Осмотр полости рта

Ежедневно, ночью

Ежедневно после еды

Ежедневно утром

Ежедневно

Рисунок 1. Блок-схема

1.3 Классификация сестринских вмешательств

Существуют три категории сестринского вмешательства: независимая, зависимая, взаимозависимая. Выбор категории основывается на нуждах пациента.

Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от других специалистов.

Они осуществляются при:

· оказании помощи пациенту в осуществлении естественных (универсальных, фундаментальных) потребностей;

· наблюдении за реакцией пациента на болезнь, адаптацией его к болезни;

· наблюдении за реакцией пациента на лечение, адаптацией к лечению;

· обучении пациента (его родственников) самоуходу (уходу);

· консультировании пациента относительно его здоровья".

Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она выступает в роли сестры-исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому обследованию, выполнение инъекций, физиотерапевтических процедур и т.д.

По современным требованиям медицинская сестра не должна автоматически выполнять указания врача (зависимое вмешательство). В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь определить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает ли она максимальную разовую или суточную дозы, учтены ли противопоказания, совместимо ли данное лекарственное средство с другими, правильно ли выбран путь введения.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудниками социальной помощи). Ответственность медицинской сестры одинаково велика для всех типов вмешательства.

В нашей стране наиболее привычными являются только зависимые вмешательства, то есть сестра выполняет назначения врача, иногда в его присутствии, хотя сестринская деятельность должна быть значительно шире.

Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей.

Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода. Например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т.д.

Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни - при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза и т.д.

Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивация пациента) и т.п. Каждый из методов включает теоретические и клинические навыки.

Среди методов осуществления мероприятий по уходу за пациентами большую роль играют беседа с пациентом и совет, который может дать медицинская сестра в необходимой ситуации. Совет - это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь, которая помогает пострадавшему подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании и облегчает межличностные отношения между больным, семьей, медицинским персоналом. В число пациентов, нуждающихся в совете, включаются и те лица, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни - бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т.д.

Проводя четвертый этап сестринского процесса медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

· направление и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;

· наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с выявленными проблемами и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются. Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует и медицинскую сестру, и пациента.

При реализации сестринских вмешательств необходимо координировать действия сестры с действиями других медицинских работников, пациента и его родственников, учитывая их планы и возможности.

Сестра чаще других работает с пациентом, выполняя как зависимую, так и независимую функцию, поэтому ей надо и предоставить роль координатора действий с другими сотрудниками.

Например, врач разрешил пациенту садиться только три раза в день на непродолжительное время. Лучше, если сестра и пациент совместно решат, что это время надо совместить с завтраком, обедом и ужином. Это будет правильное решение - пациент сможет самостоятельно принимать пищу, находясь в положении сидя. Этот пример наглядно демонстрирует партнерство (сестра-пациент) в принятии решений. И, как правило, человек адекватно реагирует на активное вовлечение его в процесс ухода.

1.4 Функциональные обязанности медицинской сестры терапевтического отделения

Медицинская сестра терапевтического отделения обязана:

1. Рационально организовывать свой труд в отделении.

2. Обеспечивать инфекционную безопасность (соблюдать правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, правильно хранить, обрабатывать, стерилизовать и использовать изделия медицинского назначения).

3. Осуществлять все этапы сестринского ухода за пациентом.

4. Своевременно и качественно выполнять все назначения врача.

5. Оказывать неотложную доврачебную помощь пациенту с последующим вызовом к нему врача.

6. Вводить лекарственные препараты, противошоковые средства больным по жизненным показаниям в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии.

7. Сообщать лечащему врачу или заведующему отделением, а в их отсутствие - дежурному врачу, обо всех обнаруженных тяжелых осложнениях и заболеваниях пациентов, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций или о случаях нарушения внутреннего распорядка отделения.

8. Обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами.

9. Взаимодействовать с коллегами и сотрудниками других служб в интересах пациента.

10. Вести утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию.

11. Проводить, санитарно-просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

12. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

13. Осуществлять прием вновь поступивших пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка и назначенного режима в отделении и контролировать их выполнение.

14. Обеспечивать безопасную среду для пациентов в отделении.

15. Принимать непосредственное участие в обходе больных лечащим или дежурным врачом, сообщать им сведения об изменении в состоянии здоровья пациентов.

16. Проводить качественную и своевременную подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям.

17. Качественно выполнять следующие манипуляции:

· санитарная обработка больного; приготовление дезинфицирующих р-ров;

· дезинфекция предметов ухода за больными; транспортировка и перекладывание больного;

· пользование функциональной кроватью; приготовление постели;

· смена нательного и постельного белья; туалет больного;

· гигиенические мероприятия в постели; подмывание;

· кормление больного в постели; профилактика пролежней;

· введение питательной смеси через зонд; питание больного через гастростому;

· измерение температуры тела; построение графика температурной кривой;

· измерения пульса; определение числа дыхательных движений;

· измерение артериального давления; определение суточного диуреза;

· применение грелки и пузыря со льдом; подача кислорода;

· подача судна и мочеприемника; постановка газоотводной трубки;

· постановка всех видов клизм; катетеризация мочевого пузыря;

· снятие ЭКГ; взятие кала на исследование; сбор мокроты;

· сбор мочи на исследование.

Вывод

От работы медицинской сестры во многом зависит не только ритм работы отделения, но и выздоровление больного. В терапевтические отделения, зачастую, госпитализируют пациентов с тяжелой патологией и разнообразными заболеваниями. Профессиональная подготовка медицинской сестры, работающей в терапевтических отделениях, должна быть безупречной и разносторонней. Мало знать больных, которые находятся в палатах, нужно иметь глубокие знания по болезням, которыми страдают пациенты, тогда медицинская сестра может оказывать более квалифицированную помощь. В самый неожиданный момент может оказаться необходимым провести комплекс доврачебных мероприятий.

Деятельность медицинской сестры в отделении складывается из лечебной и санитарно-просветительной работы с пациентами.

Главной обязанностью медицинской сестры отделения является четкое выполнение врачебных назначений, внимательное наблюдение за состоянием больного (включая измерение температуры, частоты пульса, дыхания и уровня артериального давления) и немедленное сообщение врачу о возникших отклонениях. При наличии в отделении врача, медицинская сестра не имеет права изменять его назначения и по своему усмотрению вводить больному то или иное лекарство. Все врачебные назначения выполняются строго по часам. Интервалы между введением лекарств связаны с продолжительностью лечебной концентрации того или иного лекарства. Поэтому лекарства следует вводить в определенное время.

Необходимые для больного назначения медицинская сестра ежедневно выписывает из истории болезни. Просматривать врачебные назначения она должна каждый день сразу после поступления к ней истории болезни. Важна правильная организация работы медицинской сестры.

Глава 2. Исследование организационной деятельности палатной медицинской сестры терапевтического отделения

2.1 Характеристика методики

Исследование организационной деятельности палатной медицинской сестры терапевтического отделения осуществлялось методом аналитической обработки информации результатов анкетирования двадцати палатных медицинских сестер терапевтического отделения.

Анкетирование в социологическом словаре трактуется как один из основных видов опроса, осуществляемого путём опосредованного общения социолога и респондента. В.Г. Гречихин указывает, что Анкетный опрос - это вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет, или опросных листов.

По мнению В.А. Ядова опрос по анкете предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причём они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетёра (прямой опрос).

Социологическая анкета - это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

В современных социологических исследованиях используется несколько видов анкетирования, анкетирование раздаточное, почтовое и прессовое. При раздаточном анкетировании респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. Этот вид опроса гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат. Почтовое анкетирование - это распространение анкет путём почтовой рассылки. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, что снижает ценность исследования. Прессовое анкетирование - вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати.

Учёные выделяют групповой и индивидуальный виды анкетирования. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой из 15-20 человек. Анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: Программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.

Второй принцип - непременный учёт специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.

Четвёртый принцип - смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объёма. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам".

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности.

Последовательность смысловых разделов анкеты следующая:

1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, - гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе её возврата.

Надо объяснить цель опроса так, чтобы заинтересовать респондента. Необходимо подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: "Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области".

В большинстве случаев подчёркиваются гарантии анонимности анкетирования: "Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщённом виде".

2. Вступительные вопросы (паспортная часть) имеют две особенности:

1) целью их является характеристика респондента;

2) они в связи со своей простотой втягивают респондента в процесс опроса.

3. Основные вопросы. Их содержание полностью определяется целями и задачами исследования. Лучше всего, если каждой отдельной задаче соответствует определённый блок вопросов. В анкете вопросы блока могут следовать один за другим, а могут быть и рассредоточены среди вопросов других блоков.

4. Заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что сделана большая и нужная работа.

5. Заключение - выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса.

Все вопросы, используемые в анкетах, классифицируют по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (закрытые, открытые и полузакрытые); по функции (основные и неосновные).

1. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.

2. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя "паспортную часть" или социально-демографический блок вопросов.

3. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением.

Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа "да-нет", альтернативные и "вопросы-меню". Альтернативный вопрос - это вопрос, в котором респонденту предлагается выбор только одной из формулировок. "Вопрос-меню" - это вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких. Открытые вопросы - вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так, как желает Полузакрытые вопросы - вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции "другое". Прямой вопрос - это вопрос, который позволяет получить прямую информацию от респондента (например: "Удовлетворены ли Вы своей работой?"). Косвенные вопросы позволяют получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. Они чаще всего выражаются в следующей форме: "Принято считать, что.… А как думаете Вы?".

В паспортном блоке анкеты мы использовали вопросы о личности респондента, эти вопросы дали социально-демографическую характеристику респондентов. Далее мы включили вопросы непосредственно об организационной деятельности палатной медицинской сестры терапевтического отделения.

По типологии в анкету были включены закрытые и открытые вопросы. Закрытые вопросы нами использовались, как правило, с целью получения предельно точной информации. Возможные варианты ответов могут представляли собой оценочную шкалу, изменяющую степень проявления какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения).

Непосредственно с анкетой можно ознакомиться в приложении 1.

2.2 Результаты анкетирования

Все медицинские сестры женского пола. Возрастная характеристика респондентов отражена в таблице 2.

Таблица 2. Возраст респондентов

Средний возраст по результатам опроса составил 28,6 лет. Обращает на себя внимание молодость специалистов сестринского звена хирургического отделения, что говорит о перспективности работы в данной специальности и о хорошей преемственности в молодом коллективе. Адаптация молодых специалистов является важным звеном в профессиональном становлении и приобретении производственного опыта. В результате у молодого специалиста сестринского дела складывается ощущение, что его ждали, к его приходу готовились. Это позволяет уменьшить психологическую боязнь провала, избежать на первых порах многих ошибок, сформировать позитивное отношение к новым обязанностям и окружению, а тем самым снизить вероятность разочарования и досрочного ухода. Всё это ведет к улучшению качества работы медицинских сестер.

Квалификационная категория респондентов отражена в таблице 3.

Таблица 3. Квалификационная категория респондентов

Структура категорий представлена на рисунке 2.

Превалирующее большинство опрашиваемых либо не имеют категории, либо имеют вторую категорию, это обусловлено относительно молодым возрастом медицинских сестер. Все медицинские сестры используют имеющиеся возможности по повышению квалификационной категории, что говорит о их профессиональной ориентированности и потребности в удовлетворении карьерных амбиций.

Рисунок 2. Квалификационные категории респондентов

Общий стаж работы опрашиваемых медицинских сестер характеризуется таблицей 4.

Таблица 4. Стаж работы респондентов

Средний стаж работы медицинских сестер составляет 6,2 года. Это также обусловлено небольшим усредненным возрастом опрашиваемых.

На вопрос пятибалльной оценки знаний и навыков по организационной деятельности в отделении, опрашиваемые медсестры ответили следующим образом: 18 человек поставили себе оценку "5", двое "4". Наглядно данные отображены на рисунке 3.

Рисунок 3. Оценки знаний и навыков по организационной деятельности в терапевтическом отделении

Примечательно, что четверку себе поставили самые молодые специалисты, которые стремятся перенять опыт более опытных коллег. Своей оценкой они отражают авторитет более опытных медсестер, которые охотно делятся с ними опытом.

Далее следовал вопрос о пятибалльной оценке сестринского ухода за пациентами. В ответе на этот вопрос данные распределились почти аналогичным образом, что и на предыдущий. Трое поставили себе "4", остальные - "5". Данные процентного соотношения приведены на рисунке 4.

В ответе на следующий вопрос респондентам предлагалось оценить также по пятибалльной шкале соблюдение технологии выполнения манипуляций и процедур, связанных с независимыми сестринскими вмешательствами. Две медсестры - недавние выпускницы медицинского колледжа оценили свои действия на "3", трое на "4", остальные на "5". В данном случае ответы отражают сложность проведения данных манипуляций. Данные отражены на рисунке 5.

Рисунок 4. Оценка ухода за пациентами

Рисунок 5. Оценка выполнения манипуляций и процедур, связанных независимыми сестринскими вмешательствами

Затем респондентам предлагалось оценить также по пятибалльной шкале технологию по подготовке медсестрой пациентов к различным видам независимых сестринских вмешательств. Одна (самая молодая и имеющая наименьший стаж работы) медсестра оценила свои действия на "3", четверо на "4", остальные на "5". Процентное соотношение приведено на рисунке 6.

Рисунок 6. Оценка соблюдения технологий по подготовке пациентов к различным видам независимых сестринских вмешательств

Далее следовал вопрос о роли медицинской сестры в обеспечении качества ухода за пациентами. 14 респондентов отметили, что роль медсестры первостепенная, 6 - второстепенная. Ответ на данный вопрос показал, что преимущественное большинство медсестер осознают важность своей профессии и их влияние на качество проводимого в стационаре ухода за пациентами. Процентное отображение результатов ответов медсестер представлено на рисунке 7.

Рисунок 7. Роль медсестры в обеспечении качества ухода

Затем следовал вопрос: "Существует ли влияние качества сестринского обслуживания на оценку пациентами качества медицинской помощи, оказанной в отделении?". На этот вопрос были получены следующие ответы. 12 человек ответили положительно, пятеро отрицательно, трое затруднились ответить. Неоднозначность ответов на данный вопрос продиктована специфическими особенностями работы с больными. Зачастую пациент ассоциирует свое лечение только с врачебным персоналом. Графическое отображение ответов на этот вопрос представлено на рисунке 8.

Рисунок 8. Влияние качества сестринского обслуживания на оценку пациентами качества медицинской помощи

На вопрос: "Объясняете ли Вы суть независимого сестринского вмешательства перед его выполнением?" все респонденты ответили положительно. Ответ обусловлен тем, что перед любой манипуляцией пациенты обеспокоены её проведением и возможными последствиями. Эти действия медсестер положительно влияют на качество сестринской помощи в отделении. медицинская сестра терапевтическое обязанность

Примечательно, что на вопрос "Знакомы ли Вам принципы медицинской этики и деонтологии?" все респонденты ответили положительно и все медицинские сестры применяют эти принципы на практике.

Лишь при соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии можно добиться положительной динамики в лечении пациентов.

Далее следовал вопрос: "Принимаете ли Вы активное участие в уходе за пациентом или только выполняете назначения врача?". На этот вопрос ответы распределились следующим образом:

14 медсестер ответили - стараюсь следить за тем, чтобы были удовлетворены необходимые потребности пациента;

5 медсестер ответили - по просьбам пациента осуществляю необходимый уход;

1 медсестра ответила - только выполняю назначения врача.

Как видно из результатов - превалирующее большинство медицинских сестер старается удовлетворить необходимые жизненные потребности пациентов отделения. Процентное соотношение ответов представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Оценка активности участия в уходе за пациентом

На вопрос о конфликтной ситуации с пациентом отделения были получены следующие ответы:

15 медсестер стремятся вникнуть в суть проблемы, понять причины недовольства пациента и разрешить конфликт оптимально;

5 медсестер стремятся доказать свою правоту, т.к. у пациента нет медицинского образования;

Следует обратить внимание на то, что никто из респондентов не выбрал ответ: "идете на поводу у пациента, ведь он болен и ему надо потакать". Это говорит о том, что медсестры осознают недопустимость попустительских отношений с пациентами, т.к. любое послабление режима может привести к осложнениям. Отображение в процентном соотношении по данному вопросу представлено на рисунке 10.

Рисунок 10. Оценка тактики разрешения конфликтов с пациентами

Анализ общения медсестер с родственниками пациентов показал, что 16 респондентов из 20 дружелюбны по отношению к родственникам, охотно отвечают на вопросы, проводят беседы и консультации, а 4 человека нейтрально относятся к родственникам, отвечают только на самые важные вопросы, касающиеся здоровья пациента. Обращает на себя внимание тот факт, что никто не выбрал ответ "не общаюсь с родственниками" - это показывает, что медицинскому персоналу на самом деле знакомы принципы этики и деонтологии. С процентным распределением ответов на этот вопрос можно ознакомиться на рисунке 11.

Рисунок 11. Характеристика общения сестринского персонала с родственниками пациентов

Далее был задан следующий вопрос: "Устраивает ли Вас в целом работа в отделении?" Этот вопрос косвенно отражает качество медицинской помощи, которую оказывают медсестры, ведь достоверно известно, что сотрудник, который удовлетворен своей работой, показывает лучшие результаты по сравнению с тем, которого его работа не устраивает.

Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 18 человек довольны своей работой и двое недовольны. Процентное соотношение представлено на рисунке 12.

Рисунок 12. Удовлетворенность работой в отделении

На вопрос "Стремитесь ли Вы постоянно совершенствовать свои знания и профессиональные навыки в сфере организационной деятельности в терапевтическом отделении?" все медсестры ответили положительно. Среди источников информации были отмечены следующие (рисунок 13):

Рисунок 13. Источники новой информации для медсестер

Следующий вопрос звучал так "Если бы Вам повторно пришлось выбирать профессию, пошли бы Вы работать медсестрой?". Ответы представлены в таблице 5.

Таблица 5. Повтор выбора профессии

Анализируя результаты видим, что 60 % безусловно повторили бы свой профессиональный путь, если бы этот выбор пришлось делать вновь. 30 % повторили бы свой выбор скорее всего. Результаты говорят о том, что в целом медицинские сестры удовлетворены своей работой. Переживание удовлетворенности-неудовлетворенности профессиональной деятельностью возникает не только под влиянием объективных факторов (особенности выполняемой работы, характер взаимоотношений в коллективе и т.д.), но и субъективных, в качестве которых, могут выступать такие личностные образования как степень осмысленности жизни, особенности мотивации и самоотношения, характер субъективного контроля, направленность личности, а также особенности ценностных ориентации.

...

Подобные документы

    Структура терапевтического отделения, устройство и оборудование, внутренний распорядок и режим дня. Оснащение рабочего места постовой медицинской сестры, ее должностные обязанности, требования к квалификации. Манипуляции, производимые в отделении.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2014

    Характеристика БУЗОО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №1". Описание работы хирургического отделения. Общие обязанности медицинской сестры процедурной данного отделения. Выполнение врачебных назначений, проведение инъекций.

    аттестационная работа , добавлен 28.10.2014

    Коечный фонд терапевтического отделения. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделении, палатах, помещениях отделения. Ведение документации на сестринском посту. Раздача лекарственных средств. Осуществление ухода и наблюдение за больными.

    аттестационная работа , добавлен 07.12.2010

    Современная организация оказания сестринской помощи в условиях реанимационного отделения. Стандартизация в профессиональной деятельности медсестры. Анализ работы реанимационного отделения. Стандартизация деятельности медсестры.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2006

    Лечение и реабилитация больных с болезнями органов пищеварения. Характеристика отделения гастроэнтерологии. Роль медицинской сестры в организации деятельности отделения гастроэнтерологии. Удовлетворённость как критерий качества медицинской помощи.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

    Организация деятельности отделения реанимации и интенсивной терапии, работа постовых медицинских сестер, принципы ухода за пациентами. Основные рекомендации по профессиональной деятельности медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Действия палатной медицинской сестры хирургического отделения. Работа в процедурном кабинете. Соблюдение санэпидрежима в отделении. Инфекционная безопасность медработников. Алгоритм проведения перевязки. Контроль качества предстеризационной очистки.

    отчет по практике , добавлен 12.04.2014

    Общая характеристика учреждения здравоохранения. Показатели работы психиатрического отделения. Обязанности старшей и палатной медицинских сестер. Создание благоприятного психологического климата для пациентов. Этические принципы сестринской этики.

    аттестационная работа , добавлен 07.12.2014

    Организация сестринского ухода в кардиологическом отделении, принцип работы школы здоровья для больных с артериальной гипертонией. Организация лечебно-профилактической помощи в кардиологическом отделении стационара, отношение пациентов к своему здоровью.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Организация неврологического отделения детской городской больницы. Острые нарушения мозгового кровообращения. Оценка качества оказываемой медицинской профилактической помощи в неврологическом отделении. Кадровый состав неврологического отделения.