Нобелевская премия в цифрах. Почему лауреаты Нобелевской премии становятся все старше

В 1915 году австралийский физик Сэр Уильям Лоренс Брэгг (William Lawrence Bragg) был награжден Нобелевской премией «за заслуги в исследовании кристаллов с помощью рентгеновских лучей». За всю историю премии он известен как самый молодой лауреат — на момент ее получения ему было всего 25 лет.

И хотя в прошлом году премию мира получила 17-летняя Малала Юсуфзай (Malala Yousafzai) — в науке Брэгг по-прежнему остается самым молодым призером, и вероятность того, что в будущем что-то изменится, невелика.

За последнюю сотню лет нобелевские лауреаты становятся все старше: когда Брэгг в 1915 году получил свою награду, средний возраст ученых-открывателей в таких областях, как химия, физика и медицина составлял не более 40 лет. На сегодняшний день он равен 71 годам: ученые ждут премии все дольше, а добиться серьезных достижений в науке оказывается все сложнее.

Средний возраст ученых-обладателей Нобелевский премии на момент их награждения: физиология (синий), физика (оранжевый) и химия (красный).

В ожидании звонка от шведов

Вообще, когда речь заходит об открытиях и изобретениях, принято связывать эти достижения с духом молодости. Считается, что юные умы больше склонны задаваться вопросами и ставить под сомнение то, что другие принимают как данность: иными словами, мыслят нестандартно.

Поль Дирак (Paul Dirac), также обладатель премии по физике за открытия в области квантовой механики, по этому поводу даже написал стихотворение:

Age is, of course, a fever chill
that every physicist must fear.
He is better dead than living still
when once he is past his thirtieth year.

(О, лихорадка времени и возраста озноб,
Что каждый физик вынужден стыдиться:
Он не мертвец еще, но лучше сразу в гроб -
Чем жить, когда ему минует тридцать.)

Неизвестно, на самом ли деле он переживал нечто подобное, когда ему было тридцать, но ясно одно: если бы Дирак не дожил до этого возраста, он бы никогда не получил награды — Нобелевская премия не присуждается посмертно.

Он разделил ее в 1933 году с 46-летним Эрвином Шредингером; самому Дираку на этот момент был всего 31 год. Однако, чтобы отдать должное его стихотворению, стоит сказать, что свое открытие Дирак сделал в 26 лет.

Этот перерыв во времени — между научным открытием и его признанием — часть традиции, но согласно авторам статьи под названием «В ожидании Нобелевской премии» (The Nobel Prize Delay, 2014 ) с каждым годом этот срок становится все длиннее, причем рост его происходит нелинейно:

Перерыв между открытием и наградой: ось ординат — время ожидания (в десятках лет), ось абсцисс — год получения Нобелевской премии (физика — синий, химия — зеленый, медицина — красный). Источник: Becattini et. al.

Исследователи отмечают, что длительное ожидание, порой превосходящее период в 20 лет, имеет место в каждой из трех областей, однако, самый большой разрыв наблюдается в физике:

«Случаи того, что время ожидания между открытием и получением премии превышает десятки лет, постепенно становятся нормой для всех точных наук: порядка 60% наград по физике, 52% по химии и 49% по медицине было получено с разрывом более, чем в 20 лет».

Дольше всего пришлось ждать Нобелевскую премию по физике Питеру Хиггсу (Peter Higgs) и Франсуа Энглеру (François Englert), которую им в итоге присудили за теорию, предсказывающую существование бозонных частиц (1946). Однако, само открытие бозонов Хиггса состоялось не раньше, чем в 2013 году: ученые ждали награды 49 лет.

(84-летний Хиггс не имел мобильного телефона и обедал в тот час, когда сделали объявление. Он не знал о том, что произошло, пока проезжающий мимо водитель не остановил его и не поздравил с хорошими «новостями». Позже на BBC Хиггс признавался: «”Что, какие еще новости? ” — сказал я тогда»).

Предоставил информацию спосотавления первых мест по IQ и по нобелевским лауреатам.
Я бы добавил, что Нобелевская премия, пользующаяся большим авторитетом среди других подобных премий
все же не может считаться безупречной с точки зрения ее ангажированности.
Особенно в гуманитарной сфере.
Ну а уж про политическую часть, вроде "премии мира" без мата и не скажешь)
Среди ее номинатов были такие персоны, как Горбачев, Обама, и даже Гитлер.
Тем не менее в точных науках она, повторяю, достаточно авторитетна.
Итак:

Средний показатель IQ в стране показывает эффективность образовательной системы. Количество нобелевских лауреатов говорит о ее месте на интеллектуальной арене мира. Основываясь на этих двух показателях, составлен список самых умных стран.

Первое место

По IQ: Гонконг

Согласно двум исследованиям профессоров Ричарда Линна и Тату Ванханена - «Коэффициент интеллекта и богатство народов», а также «Коэффициент интеллекта и глобальное неравенство», первые места по IQ занимают страны Восточной Азии, а лидирует административный округ Гонконг. Там средний уровень IQ страны составляет 107 баллов. Правда, здесь определенную роль играет количество и высокая плотность населения (6480 чел./км²). Грубо говоря, возможности обеспечить равномерное образование по стране, намного проще, нежели, скажем, в России.


По количеству нобелевских лауреатов: США

А вот по количеству нобелевских лауреатов с большим отрывом всех опережает США. Согласно статистическим данным Нобелевского комитета, там, на период с 1901 по 2014 год насчитывается 356 лауреатов. Во многом, это определяется возможностями, которые предоставляются для исследований ученым разных стран в американских институтах и научно-исследовательских центрах.

Второе место

По IQ: Южная Корея

На втором месте по коэффициенту интеллекта стоит Южная Корея с рейтингом 106 баллов. Здесь одна из самых требовательных и строгих систем образования в мире, в которой наибольшее предпочтение отдается точным наукам. Школу там заканчивают только в 19 лет, дальше следует вуз. В Южной Корее страшная конкуренция при поступлении в высшие учебные заведения. Во время вступительных экзамен и сессий, согласно статистике, психическое напряжение достигает такого накала, что люди просто не выдерживают. Но результат налицо - Южная Корея, одна из самых умных стран мира.

По количеству нобелевских лауреатов: Великобритания

На втором месте по нобелевским лауреатам стоит Великобритания, жители которой получают премии каждый год. Всего нобелевская премия была вручена 121-му британцу.

Третье место

По IQ: Япония

Третье место занимает Япония со своими 105 баллами. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что сегодня Страна восходящего солнца по развитию высоких технологий убежала далеко вперед всех остальных стран мира. Настоящее японское качество даст сделает фору даже педантичным немцам.

Токийский университет сегодня считается лучшим во всей Азии и входит в список 25 лучших высших учебных заведений мира. Уровень грамотности в стране достигает 99%, а помимо тестов на IQ японцы отлично справляются с изучением точных и естественных наук.

По количеству нобелевских лауреатов: Германия

Третье место с Японией разделяет Германия со своими 104 нобелевскими премиями в самых различных областях.

Четвертое место

По IQ: Тайвань

И снова страна из Азии, частично признанное государство Китайская Республика, чаще именуемое по названию острова - Тайвань. Ее жители также смогли сделать «интеллект» своей фирменной чертой, обеспечившей им достойное место в мире и на рынке. Сегодня Тайвань - один из главных поставщиков высокотехнологической продукции, особенно информационной и электронной индустрии. В дальнейших планах у руководства страны - превращение Тайваня в «зеленый кремниевый остров» или остров науки и технологии.

По количеству нобелевских лауреатов: Франция

А вот по нобелевским лауреатам, в противовес Азии, лидирует Запад. Франция занимает четвертое место в этом списке, являясь одним из лидеров свежих идей в искусстве, философии и литературе.

Пятое место

По IQ: Сингапур

На пятом месте по коэффициенту интеллекта расположился Сингапур. Городу-государству намного проще наладить систему образования, нежели странам гигантам. С другой стороны, он находится на первом месте среди самых богатых и благополучных стран, согласно данным Forbes. Страна с населением в 5 млн человек демонстрирует ВВП в $270 млрд. Результаты невольно соотносишь с высокими показателями IQ тестов. Всемирный банк назвал Сингапур лучшим местом для ведения бизнеса.

По количеству нобелевских лауреатов: Швеция

На пятом месте находится Швеция - родина Нобеля и постоянное местопребывание штаб-квартиры Нобелевского комитета. Среди шведов отличились 29 человек, получивших нобелевскую премию в областях медицины, химии, физике, литературе.

Шестое место

По IQ: Австрия, Германия, Италия, Нидерланды

Шестое место делят Австрия, Германия, Италия и Нидерланды с одинаковым баллом - 102. Пожалуй, больше всего из этого списка выделяется Италия, жители которой известны своим южным и ветреным характером. И все же, за сиестой, которая останавливает всю жизнь в регионах Южной Италии на несколько часов в середине рабочего дня, итальянцы не забывают про науку и искусство. Достаточно один раз взглянуть на историю Италии, чтобы понять - еще со времен римской эпохи эта страна по количеству гениев «на душу населения» была первой в Европе.

По количеству нобелевских лауреатов: Швейцария

Почетное шестое место занимает Швейцария. Требования в местных университетах высокие, особенно в сфере естественных наук. Именно в ней с 1975 года семь швейцарцев получили нобелевские премии. Всего на страну приходится 25 премий.

Седьмое место

По IQ: Швейцария

И снова Швейцария, которая по среднему показателю IQ (101) на ступень ниже той, что занимает ее научная элита. Швейцария - одно из государств лидеров по количеству людей с высшим образованием. Она же стоит на втором месте в рейтинге самых процветающих стран мира, согласно экспертам Prosperity Index.

По количеству нобелевских лауреатов: Россия

Седьмое место разделяет с ней Россия с уровнем IQ в 97 баллов и 23 нобелевскими лауреатами. Наши соотечественники успели отличиться во многих сферах: литературе, квантовой электронике, электромагнитном излучении, полупроводниках, сверхтекучих жидкостях и прочих вещах, в которых мало кто что понимает из обычных людей.

1

Нобелевские премии являются поистине международными. Это влечёт за собой, во-первых, сложный и многостадийный порядок отбора кандидатов, а также пышный церемониал награждений в атмосфере национальных празднеств. В последнее десятилетие поисками кандидатов ежегодно занимаются около 2000 человек по каждой номинации - это крупнейшие учёные, литераторы и политические деятели мира, все нобелевские лауреаты, наиболее известные университеты. Во-вторых, в числе награжденных 777 личностей и 20 организаций из 50 стран мира (всего премия присуждалась 807 раз, в том числе дважды и даже трижды одному и тому же лицу или организации). Присутствие в списке лауреатов всего 20 представителей России является нашей бедой, виной и стыдом. В-третьих, размер вознаграждения превышает большинство существующих международных наград (с 2001 г. - 10 млн. шведских крон).

Наибольший интерес для науковедов и историков науки представляют списки лауреатов Нобелевских премий. Даже такая простая, на первый взгляд, работа, как составление списков, представляет собой каждый раз кропотливое документальное исследование. Приведём их некоторый анализ.

С 1901 по 2007 гг. премии по физике присуждались 101 раз, по химии - 99, по физиологии или медицине - 98, по литературе - 103, борцам за мир - 88, по экономике (с 1969 г.) - 39 раз. Больше всего пропусков - в присуждении премии мира: норвежский Стортинг 19 раз не объявлял лауреатов.

В числе обладателей Нобелевских премий представители 50 стран (таблицы 7,8), в том числе по физике - 16 стран, по химии - 19 стран, по физиологии или медицине - 18 стран, по литературе - 36 стран, мира - 34 страны, по экономике - 8 стран. Россия в этом списке располагается на 7 месте (2,5% от общего количества лауреатов), причём в ближайшие годы это место не
изменится.

Нобелевские премии 35 раз вручались 34 женщинам: по физике - 2 раза (М.Склодовская-Кюри - 1903, М.Гёпперт-Майер - 1963), по химии - 3 раза (М.Склодовская-Кюри - 1911, И.Жолио-Кюри - 1935, Д.Кроуфут-Ходжкин - 1964), по физиологии или медицине - 7 раз (Г.Кори - 1947, Р.Ялоу - 1977, Б.Макклинток - 1983, Р.Леви-Монтальчини - 1986, Г.Б.Илайон - 1988, К.Нюссляйн-Фольгард - 1995, Л.Б.Бак - 2004), по литературе - 11 раз (С.Лагерлёф - 1909, Г.Деледда - 1926, С.Ундсет - 1928, П.Бак - 1938, Г.Мистраль - 1945, Н.Закс - 1966, Н.Гордимер - 1991, Т.Моррисон - 1993, В.Шимборска - 1996, Э.Елинек - 2004, Д.Лессинг - 2007), мира - 12 раз (Б.фон Зуттнер - 1905, Дж.Эддамс - 1931, Э.Г.Балч - 1946, Б.Уилльямс - 1976, М.Корриган - 1976, Мать Тереза - 1979, А.Мюрдаль - 1982, Аун Сан Су Джи - 1991, Р.Менчу Тум - 1992, Дж.Уилльямс - 1997, Ш.Эбади - 2003, В.Маатаи - 2004).

В этом списке имеется и легендарная женщина, удостоенная нобелевских премий дважды; имя её известно каждому - М.Склодовская-Кюри. Случаи получения двух Нобелевских премий чрезвычайно редки: американский физик Дж.Бардин (премии по физике 1956 и 1972 гг.), английский биохимик Ф.Сэнгер (премии по химии 1958 и 1980 гг.), американский химик и миротворец Л.К.Полинг (премия по химии 1954 г. и премия мира 1962 г.), Международный Комитет Красного Креста - трижды нобелевский лауреат (1917, 1944, 1963 гг.), а Верховный Комиссар ООН по делам беженцев - дважды нобелевский лауреат (1954, 1981 гг.).

Из распределения всех лауреатов по странам и номинациям следует, что наибольшее количество Нобелевских премий присуждено представителям США (40,3%), а в США, Великобритании, Германии и Франции находятся 549 премий, т.е. 68,5%. Что касается естественных наук, то учёные первых трёх стран получили более 72% наград, а представители первых 11 стран - более 90%.

Статистические данные по количеству присуждений Нобелевских премий по пятилетиям показывают постепенный переход от индивидуального творчества в области естественных наук к коллективному, наметившийся после второй мировой войны и ещё не достигший теоретически возможной кульминации - 18 лауреатов в год или 90 лауреатов за пятилетие.

В абсолютном исчислении данные о наиболее плодотворном возрасте нобелевских лауреатов мало выразительны: самому молодому - У.Д.Брэггу (физика, 1915 г.) - в год присуждения премии исполнилось 25 лет, а самому старому - Л.Гурвицу (экономика, 2007) - 90 лет. Однако в усреднённом виде картина вырисовывается чрезвычайно показательная (таблица 1).

Таблица 1. Средний возраст лауреатов в год получения премий

Номинация

Возраст лауреатов за периоды

54,2

53,5

Физиология или медицина

59,0

Литература

66,6

61,1

Экономика

69,9

Всего:

54,8

56,2

62,1

65,0

60,7

Как следует из этой таблицы, средний возраст лауреатов, за исключением борцов за мир, значительно увеличился с 1901 года и составляет в целом по всем лауреатам около 61 года! Кроме прочего, этот факт свидетельствует о том, что Нобелевская премия в большинстве случаев способствует не развитию дальнейшей деятельности, а почитанию на лаврах прошлых заслуг, а очень часто, по словам самих лауреатов, сильно мешает дальнейшей деятельности.

Не изменяет эту картину и рассмотрение среднего возраста лауреатов за внутренние промежутки времени. Так, во второй половине 20 века по сравнению с первой половиной средний возраст физиков вырос примерно на 15 лет, химиков - на 8 лет, физиологов или медиков - на 13 лет. Стоит задуматься: стареет естественная наука, стареет литература, и только борцы за мир молодеют! Это явление подтверждается и другими данными: до 30-х годов 20 века количество живущих лауреатов резко превосходило количество умерших, в середине 40-х гг. - середине 50-х наступило равновесие, а затем картина поменялась на обратную - лауреаты быстрее умирают, нежели награждаются новые.

Анализ приведённых и многих других данных по лауреатам Нобелевских премий даёт специалистам богатый материал для раздумий, которые не всегда и не всех приводят к однозначным выводам. Прежде всего, это касается отношения к самим Нобелевским премиям, особенно в нашей стране. Иногда даже вопрос ставится так: нужны ли Нобелевские премии, если они нажиты в основном на финансовых спекуляциях, если премии часто снижают творческую активность лауреатов, если многие из них становятся кем-то вроде кинозвёзд, если премия - нечто типа «спасательного круга человеку, уже стоящему на берегу», если?...

Присоединяясь к мнению многих науковедов и социологов (например, Г.Димеру), считаю, что Нобелевская премия - феномен 20 века, сокровенная мечта каждого учёного, особенно в последние 20-30 лет), знак международного признания, о чём сами лауреаты и другие учёные свидетельствуют в своих выступлениях и публикациях. Она является общепризнанным мерилом качества работ экстракласса (нобелевский уровень, по Ю.Гарфилду), выполненных «чемпионами мира» по физике, химии, биологии, медицине... Вряд ли можно спорить с этим утвержде-нием.

Другое дело, что не соблюдается и не может соблюдаться обратное утверждение о том, что каждая работа экстракласса должна быть увенчана Нобелевской премией. Тогда придётся делить её ежегодно на 15-20 частей за самые разные работы, и смысл премии будет утерян, да и какой провидец-науковед сможет всегда верно выделить наиболее значимые из только что опубликованных работ в необъятном документальном потоке? К тому же, есть множество международных и национальных наград высокого ранга, правда, значительно менее почётных.

Публикационная активность нобелевских лауреатов

Науковедение развивается пока в трех количественных разделах - наукометрия, библиометрия и информетрия. Новые ветви этих разделов с биографической основой (бионаукометрия, биобиблиометрия и биоинформетрия) дают возможность концентрировать узловые документально-информационные массивы (ДИМ) и потоки (ДИП) для создания адекватных моделей различных направлений современной науки.

Нобелистика (ранее - биографическая информатика Нобелевских премий и лауреатов) может рассматриваться как наиболее плодотворная база для разработки моделей науки. Во-первых, потому что она содержит "типовые" научные направления - физику, химию, биологию и медицину, экономику, политологию, литературоведение. Во-вторых, потому что она объединяет вершинные достижения в каждом из перечисленных направлений. В-третьих, она стала доступной для различных анализов благодаря деятельности Института научной информации в Филадельфии (США), а также Международного Информационного Нобелевского Центра (МИНЦ) в Тамбове, накопивших колоссальные ДИМ по нобелистике и ведущих более 20 соответствующих проблемно-ориентированных баз данных.

Публикация как таковая и активность лауреатов в публиковании своих трудов и сочинений рассматривается нами как отправная и центральная проблема теории и технологии нобелистики. Без публикаций невозможно говорить о личности как об ученом, литераторе или политике; без публикаций, причем на общедоступных языках, не может быть и Нобелевской премии; без публикаций невозможно оценивать эффективность деятельности той или иной личности в истории.

С помощью разработанных и ведущихся баз данных и знаний мы получили около 700 полигон-кривых публикационной активности каждого лауреата Нобелевской премии (за исключением организаций-лауреатов и с учетом двух награждений одному и тому же лицу), а также множество табличных данных. Это позволило вывести обобщенную формулу публикационной активности нобелевского лауреата:

N = XFY ± Z i: a - b - c = d - e (. или;),

где N ‑ публикационный период до года присуждения Нобелевской премии; XF ‑ фаза публикационной активности (1F ‑ первая фаза, 2F ‑ вторая, 3F ‑ третья); Y ‑ публикационный период (А ‑ до расцвета публикационной активности, В ‑ расцвет, С ‑ после расцвета, угасание); ± ‑ направление полигон-кривой в год присуждения премии (+ ‑ рост, - ‑ снижение); Z i ‑ имеются ли пики (D i) или нет (L) на полигон-кривой после присуждения премии (i ‑ количество пиков); a, b, c ‑ количества публикаций в год за весь период (а), за 10 лет (b) и за пять лет (с) до присуждения Нобелевской премии; d,e ‑ количества публикаций в год в течение пяти лет (d) и 10 лет (е) после присуждения Нобелевской премии; знаки после формулы показывают окончание (.) или продолжение (;) публикационной активности.

Установлена пульсирующая природа публикационной активности нобелевских лауреатов с непостоянной амплитудой и частотой. Кривые публикационной активности получаются автоматически с помощью ЭВМ.

Бионаукометрическое рассмотрение предполагало системный подход, в рамках которого научная продуктивность (или эффективность научной деятельности) рассматривалась как система, содержащая элементы (отдельные стороны научной деятельности, оцениваемые показатели), их атрибуты, связи между элементами для достижения единой цели функционирования, т.е. наличия всех признаков научной деятельности. Системный бионаукометрический показатель научной деятельности ученого P 1 определяли по формуле:

P j =Σp i k i ,

где: p i - отдельный относительный показатель для ученого; k i ‑ коэффициент значимости показателя; n - общее количество отдельных показателей. Коэффициент k i определяли по уровню корреляции отдельных параметров с параметром "количество публикаций", по Спирмену.

Построение полигонов публикационной деятельности каждого лауреата на базе накопленного ДИМ (в координатах "количество публикаций-годы"), их анализ, обобщение в полулогарифмических координатах осуществляли с помощью компьютерного пакета программ "STATGRAPHICS". Модельные кривые искали путем наложения исходных полигонов и последовательного их сближения с достоверностью не менее 90%.

Формулы публикационной активности (выводятся автоматически ЭВМ и могут быть значительно расширены в направлении более детального описания кривых) свидетельствуют в большинстве случаев практически об отсутствии часто упоминающегося в литературе снижения научной продуктивности лауреатов сразу после получения Нобелевской премии. Например, усредненная эмпирическая модель публикационной активности (если здесь усреднение вообще правомерно) для всех полученных данных по 53 лауреатам-химикам имеет вид: 30 = 3F - D 1: 7 - 9 - 9 = 9 - 9; То есть, находясь в третьей фазе своей публикационной активности, публикуя в среднем в течение 30 лет по семь работ в год, лауреат по химии за десять лет перед и после присуждения премии поднимает свою активность до девяти работ в год, имея в основном по одному пику публикационной активности после получения Нобелевской премии, хотя в год присуждения премии количество публикаций чаще снижается. Эта картина публикационной активности нобелевских лауреатов не совпадает с фазовой динамикой научной деятельности ученого, отмечаемой в науковедческой литературе.

Новая закономерность динамики документационных потоков

В результате анализа динамики полных статистических совокупностей ДИП различной тематической направленности (труды и сочинения всех лауреатов Нобелевских премий по физике, химии, физиологии или медицине, литературе, экономике ‑ всего около 600 чел., которые являются авторами около 250 тыс. трудов и сочинений, более 300 тыс. публикаций на различных языках) установлена новая закономерность . Её суть заключается в том, что ДИП развивается во времени вне зависимости от социально-исторических процессов в обществе, как это считалось ранее, но обусловлен внутренними и внешними социально-информационными процессами, характеризующими сам ДИП как явление. Речь идет о форме эмпирической зависимости: количество документов по данному научному направлению (функция) - время в годах (аргумент).

Проявление этой закономерности начинается с временного интервала 15-20 лет; на более узком промежутке времени на поток в большей степени действуют социально-исторические процессы. Модельные кривые динамики ДИП показывают сначала медленный рост объема ДИП, затем ускорение роста до пика, снова снижение, затем медленный и ускоренный рост. Таким образом, на 150-летнем промежутке времени ДИП моделируется синусоидальной кривой с пульсирующей амплитудой и частотой; эта синусоида наклонена к оси абсцисс под положительным углом 15-20 о.

Независимость установленной закономерности от объема и тематики документов (физика, литература, химия и др.) позволяет утверждать об открытии новой закономерности динамического развития ДИП.

«Экспериментальная чистота» установленной закономерности достаточно высока не только из-за мощного объема документального потока, но и в силу того, что весь ДИП (как по каждому направлению, так и по их сумме) с точностью до 5% укладывается на типовую гиперболу в динамических координатах. Практическое значение этого открытия еще предстоит осознать, но уже сейчас совершенно понятно, что искусственное ориентирование авторов на социально-исторический процесс лишь снижает ценность произведения (научного, литературного или иного).

Премию получили 743 мужчины. В общем количестве женщины составляют 4,4%.

Библиографическая ссылка

Тютюнник В.М. НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ: НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5. – С. 10-13;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3013 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Влияет ли очерёдность рождения детей в семье на их интеллектуальный уровень?

Одним из важных и недостаточно изученных аспектов формирования индивидуальных качеств личности человека является очерёдность рождения детей в семье. Ответ на этот вопрос приобретает особую актуальность в настоящее время в связи со значительным снижением рождаемости в большинстве экономически развитых стран мира .

Первенцы слабее

Возможность влияния очерёдности рождения детей в семье на их интеллектуальные способности представляет предмет интереса многих исследователей. По мнению И.Мечникова "... гениальные люди только в редких случаях были перворождёнными детьми. Вообще первенцы слабее последующих детей: они дают большую смертность, и среди них более распространена преступность». Своё утверждение он подкрепляет следующими фактами: Шекспир, Вольтер, Гюго и Пётр I родились третьими; Шопен, Л.Толстой и Наполеон I - четвёртыми; Моцарт, Вагнер и Бомарше -седьмыми. Исключением, по его мнению, является лишь Гёте, родившийся первенцем от 17-летней матери. С этим предположением согласуется мнение и других исследователей этой проблемы, по наблюдениям которых, первые дети в семье часто физически слабее и менее жизнеспособны, чем рождённые позднее, а также в меньшей степени интеллектуально развиты и имеют меньшую возможность самореализации в обществе.

Нами недавно предпринято исследование возможности влияния очерёдности рождения детей в семье на формирование их жизненного интеллектуального уровня, реализация которого получила заслуженное признание в мировом сообществе. В качестве материала исследования были использованы биографические данные лауреатов Нобелевской премии ХХ столетия в различных областях знаний, являющихся, несомненно, выдающимися представителями своей эпохи. Нами изучены биографические данные 224 нобелевских лауреатов.

Прежде всего следует отметить, что семьи, в которых родились ведущие личности, были многодетными, что отражало общую демографическую ситуацию конца XIX и начала ХХ столетий. Например, будущие лидеры в области литературы колумбийский прозаик и журналист ГМаркес был старшим, а датский романист Х.Понтоппидиан четвёртым в семьях, состоявших из 16 детей, индийский поэт Р.Тагор -младшим из 14 своих братьев и сестёр, а немецкий врач и бактериолог Р.Кох - третьим из 13 детей.

Проведённый анализ показал, что среди 224 нобелевских лауреатов первыми в своих семьях родились 46,9% детей от общего их количества, вторыми - 18,8%, третьими - 17,9%, четвёртыми - 6,7%, пятыми - 4%, шестыми - 0,9%, седьмыми - 3,2%, восьмыми - 0,9%, девятыми - 0,5% и четырнадцатыми - 0,5% лиц. Эти данные свидетельствуют о значительном преобладании в общей когорте лауреатов перворождённых лиц. Среди них видными персонами по физике стали 30,4%, физиологии и медицине - 21%, литературе - 19,8%, химии - 16%, премии мира - 10,2% и по экономике - 2,6%.

Интересными оказались данные по малочисленным семьям, в которых родились будущие лауреаты. Единственным ребёнком в семье были 28 человек, 7 из них воспитывались одним из родителей.

Результаты первого этапа исследования послужили основанием для более детального изучения фактора очерёдности рождения детей в семье на их интеллектуальный уровень. С этой целью на втором этапе работы нами детально изучены наиболее полные биографические данные 62 лауреатов в области физиологии и медицины. В ходе исследования оказалось, что семьи, в которых родились будущие в данной области, были также довольно многочисленными. Всего в этих 62 семьях насчитывался 251 ребёнок.

В течение жизни 74,8% нобелевских лауреатов вступали в брак один раз (средний возраст бракосочетания - 29,8 года), два и более - 20%, а 5,1% лиц в браке не состояли. Потомства после себя не оставили 15 учёных (24,2%). Из 251 ребёнка, насчитывавшегося в 62 проанализированных семьях, нобелевских лауреатов в области физиологии и медицины в последующем стали 62 человека. Среди перворождённых детей их было 24 человека (38,7%), рождённых вторыми - 16 (25,8%), третьими -9 (14,5%), четвёртыми - 3 (4,8%), пятыми - 5 (8,2%), шестыми - 1 (1,6%), седьмыми - 3 (4,8%) и девятыми -1 (1,6%).

С юного возраста

Интеллектуальные способности будущие лауреаты в области физиологии и медицины проявляли уже в юном возрасте. Бакалаврами они становились в возрасте 20,6 года, а магистрами - в 23,6. Для дальнейшей учёбы они выбирали, как правило, крупные научные центры мира, где под руководством известных учёных выполняли докторские диссертации. Средний возраст диссертантов составляет 26,8 года.

При этом в возрасте до 25 лет диссертации защитили 36,6%, 26-30 лет - 51,9% и старше 30 - 11,6% будущих нобелевских лауреатов. Средний возраст получения Нобелевской премии в области физиологии и медицины составляет 55,6 года. Средняя продолжительность жизни лауреатов Нобелевской премии в области физиологии и медицины составляет 76,8 года. Среди них 42,9% награждённых прожили более 80 лет.

Полученные нами результаты позволяют высказать некоторые предположения. Рождаемость на Земле населяющих её биологических видов находится под постоянным контролем регулирующих сил природы. В отличие от животного мира рождаемость людей имеет выраженную зависимость от социальных факторов и характеризуется исторической тенденцией к её снижению от биологического максимума до сознательной регуляции (или от "контроля над смертностью” до "контроля над рождаемостью”). Полагают, что при отсутствии контроля над рождаемостью со стороны государства каждая семья имела бы в среднем по 7 детей. В России в Х1Х и начале ХХ века на каждую тысячу женщин приходилось, в среднем, 7,5 рождений детей, а в конце ХХ века этот показатель снизился уже до 1,4-1,8. Согласно расчётам, для обеспечения воспроизводства населения необходимо около 260 рождений на 100 семей. Снижение среднего показателя количества детей, рождённых одной женщиной за её репродуктивный период, менее 2,15 считается роковой гранью воспроизводства населения. В бывшем СССР размер семьи составлял, примерно, 3,5 человека (от 3,1 в Латвии до 5,7 в Таджикистане). Понятие "интеллект” происходит от латинского слова intellectus (что означает познание, понимание, рассудок) и отражает способность личности к мышлению и рациональному познанию. Это определение тождественно латинскому переводу древнегреческого понятия нус (ум). Особое внимание в оценке формирования умственных способностей детей русский мыслитель А.Радищев уделял различиям темперамента их личностей: ”А кто обращается с детьми, тот ясно понимает, что поелику различны в людях темпераменты, . то и силы умственные должны разнствовать в каждом человеке неминуемо”. Известный психолог А.Либин также полагает, что механизм формирования предметно-ориентированной, коммуникативно-ориентированной и Я-ориентированной структуры индивидуальности уходят корнями в недра её темперамента и предпочтений в формировании поведенческих стратегий, а её вершиной являются высшие уровни личностной иерархии, проявляющиеся в виде направленности развития - на себя, на предмет или на других.

Воспитание и гениальность

При оценке умственных способностей человека совершенно особо выделяется понятие гениальности личности. По мнению Ч.Ломброзо, гениальность и талантливость трудно различаются между собой. Упрекая английского психолога и антрополога, одного из создателей евгеники (теория о наследственных способностях человека) и дифференциальной психологии Ф.Гальтона в частом смешивании между собой этих понятий, он считал этот недостаток и своим, от которого "не всегда легко отделаться”. Выдающийся русский психиатр и клиницист В.Чиж полагал, что ". воспитание, влияние родных и друзей очень мало воздействуют на гениальных людей. Биографы обычно стараются объяснить жизнь и творчество гения воздействием на него среды, забывая, что гений и воспринимает, и перерабатывает иначе, чем мы, обыкновенные люди; гений обычно отличается и крайней самостоятельностью, и громадной своеобразностью. Нам совершенно не понятен гений, и я думаю, что мы и не можем понять гениальности". Вполне вероятно, что современная наука в настоящее время приближается к расшифровке феномена гениальности, используя при этом различные, в том числе и молекулярные, методы изучения работы головного мозга.

Кроме эффекта влияния размера семьи системообразующим фактором в становлении детской личности, по мнению А.Либина, влияющим на все уровни индивидуальности в равной степени, является стиль воспитания. На уровень развития интеллекта детей оказывает общая атмосфера в семье: наличие интересной и сложной физической среды, соответствующей возрасту и уровню развития детей, эмоциональная отзывчивость и активное взаимодействие с ребёнком родителей и старших в семье детей, избегание ограничений, обвинений и излишнего контроля над их поведением, подчёркивание любых достижений ребёнка. Согласно полученным нами данным, наибольшее количество нобелевских лауреатов были старшими детьми в семьях своих родителей: среди перворождённых их было 38,7%, родившихся вторыми - 25,8%, третьими - 14,5%, четвёртыми - 4,8% и т.д. по убывающей. Однозначное объяснение данному факту дать, вероятно, невозможно. В качестве одной из возможных причин этого явления можно указать на то, что первенцы, как правило, получают больше родительского внимания и больше контактируют с родителями, чем дети, рождённые позднее, что стимулирует их более активное вначале речевое, а затем и интеллектуальное развитие. Как правило, первенцы играют роль посредников между родителями и младшими детьми, больше с ними контактируют, активно перенимая их опыт, выполняют в семье обучающие функции, что ускоряет их умственное развитие. Старшие дети играют важную роль в семье в воспитании своих братьев и сестёр в случае потери одного из родителей, что в значительной степени стимулирует их социальную активность. В наиболее худшем положении в этом отношении находится младший ребёнок, который не имеет возможности выполнять обучающую функцию по отношению к другим членам семьи. Возможно, что отсутствие таких изначальных навыков не способствует формированию у них в последующем стремления к занятию лидирующего положения в различных жизненных ситуациях. Вполне вероятно, что это обстоятельство характерно для многодетных семей, в которых младшие дети в течение жизни всё же проявляют меньшую интеллектуальную активность в обществе.

Александр ЛИТВИНОВ, доктор медицинских наук, профессор Смоленского государственного медицинского университета.