Большая энциклопедия нефти и газа. Характеристики слухового ощущения

В зависимости от сложности акустического сигнала воспринимаемые звуки могут быть простыми или сложными. Простые звуки возникают в ответ на синусоидальное колебание воздуха, физическими параметрами которого являются число колебаний в секунду или частота в герцах и амплитуда или интенсивность, измеряемая в децибелах (см. стр. 77).

Человек способен воспринимать звуковые колебания, частота которых находится в пределах от 20 до 20 000 герц (рис. 81). Колебания с частотой ниже 16--20 герц называются инфразвуком. Ранее уже отмечалось, что они воспринимаются не ухом, а костью, как вибрационные ощущения (см. стр. 54). В случае колебаний, частота которых превышает 20 000 герц, говорят об ультразвуке. Внутри зоны подлинных ощущений акустическая частота определяет прежде всего высоту воспринимаемого звука: чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый сигнал. На высоту звука влияет также и интенсивность раздражителя (см. стр. 181).

Из классических теорий восприятия высота звука наиболее известна резонансная теория Г. Гельмгольца. Согласно этой теории отдельные волокна основной мембраны представляют собой физические резонаторы, каждый из которых настроен на определенную частоту звукового колебания. Высокочастотные раздражители вызывают колебания участков мембраны вблизи овального окошка, где она наиболее узка (0,08 мм), а низкочастотные -- в области верхушки улитки, на участках с максимальной шириной основной мембраны (0,4 мм). Волосковые клетки и связанные с ними нервные волокна передают в мозг информацию о том, какой участок основной мембраны возбужден, а следовательно, и о частоте звукового колебания. В пользу этой гипотезы говорят факты о возможности путем хирургического удаления отдельных участков основной мембраны вызывать избирательную глухоту на определенные частоты. Однако эти же эксперименты показали, что практически невозможно найти участок мембраны, связанный с восприятием низких тонов.

Рис. 81.

Теория Г. Гельмгольца была поставлена под сомнение венгерским физиком Г. Бекеши, который показал, что основная мембрана не натянута и ее волокна не могут резонировать на подобие струн. По Бекеши, колебания перепонки овального окна передаются эндолимфе и распространяются на основной мембране в виде бегущей волны, вызывая ее максимальное смещение на большем или меньшем расстоянии от верхушки улитки в зависимости от частоты. Таким образом, было предложено новое объяснение активации различных по положению рецепторных элементов, но принцип связи высоты звука и акустической частоты через место раздражения сохранился.

На ином принципе кодирования частоты колебания в высоту звука основана теория американского физиолога Э. Уивера. В его экспериментах непосредственно от слухового нерва кошки отводились потенциалы действия и через усилитель подавались на телефонную аппаратуру. Оказалось, что в диапазоне от 20 до 1000 герц рисунок нервной активности полностью воспроизводит частоту раздражителя, так что по телефону можно было слышать произносимые в помещении фразы. В последствии были найдены и другие доказательства в пользу предположения, что кодирование высоты звука осуществляется по принципу частоты. В настоящее время большинство исследователей считает, что высокочастотные колебания воспринимаются по принципу места, а низкочастотные -- по принципу частоты. В среднем диапазоне частот от 400 до 4000 герц работают оба механизма (П. Линдсей и Д. Н. Норман, 1972).

В определении воспринимаемой громкости звука главную роль играет интенсивность звукового колебания. Важной, однако, является и его частота, что сказывается уже на порогах слышимости: если для частоты 1000 герц нижний абсолютный порог равен 0 дб, то для частоты 400 герц он поднимается до 25 дб (рис. 81). Верхний абсолютный порог или болевой порог громкости лежит в области 120--140 дб.

Кодирование интенсивности звуковых сигналов осуществляется в улитке за счет активации различных по своему положению и порогам наружных и внутренних волосковых клеток (рис. 78). Важные преобразования информации о громкости осуществляются на более высоких уровнях слуховой системы. Об этом свидетельствуют сильное сжатие шкалы громкостей (экспонента соответствующей степенной функции равна 0,6), а также феномен константности воспринимаемой громкости. Последний заключается в том, что громкость звукового сигнала не меняется или меняется очень слабо от того, подается ли он на одно или на оба уха (по Е. Н. Соколову).

Иногда, помимо высоты и громкости, выделяют еще два качества простых звуков, определяемые частотой и интенсивностью акустического сигнала. Это синестезические ощущения объемности и плотности звука. Объемностью называется ощущение полноты звука, в большей или меньшей степени "заполняющего" окружающее пространство. Так, низкие звуки кажутся более объемными, чем высокие. Под плотностью понимают качество звука, позволяющее различить "плотный" и рассеянный диффузный звук. Звук кажется тем плотнее, чем он выше; плотность возрастает также с увеличением громкости. Связь всех четырех качество простых звуков с частотой и интенсивностью видна из рис. 82. Каждая кривая показывает, каким образом надо менять физические параметры чистого тона, чтобы его высота, громкость, плотность или объемность остались неизменными.

Чистые тона или простые синусоидальное колебания, при всем их значении для лабораторных исследований звуковых ощущений, практически отсутствуют в повседневном жизни. Естественные звуковые раздражители имеют значительно более сложную структуру, отличаясь друг от друга по десяткам параметров. Это и делает возможным столь широкое использование акустических сигналов в деятельности, включая восприятие музыки и речи.

Сложность состава звукового колебания выражается прежде всего в той, что к основной или ведущей частоте, обладающей амплитудой, привешиваются дополнительные колебания, имеющие меньшую амплитуду. Дополнительные колебания, частота которых превышает частоту основного колебания в кратное число раз, называются гармониками. Типичным примером слухового восприятия акустического сигнала, все дополнительные колебания которого представляют собой гармоники ведущей частоты, является музыкальный тон. В зависимости от доли отдельных гармоник одного и того же ведущего колебания в звуковом разделителе он приобретает различный акустический оттенок или тембр. Одинаковые по высоте и интенсивности звуки скрипки, виолончели и фортепиано отличаются друг от друга своим тембром. К группе тембральных тонов относятся также и гласные звуки языка (рис. 83).

Рис. 82.

Каждая кривая показывает, как надо менять частоту и интенсивность, чтобы высота, громкость, плотность или объемность не отличались от соответствующих качеств стандартного тона частотой 500 гц и интенсивностью 60 дб.

От тембральных тонов отличаются звуки, называемые шумами. Это очень важный класс звуков. Примерами шума могут быть уличные шумы, шум машины, листвы и, наконец, согласные звуки языка. Энергия более или менее равномерно распределена между колебаниями, приводящими к восприятию шума, а их частоты находятся в нерегулярных отношениях друг к другу. Вследствие этого шум не имеет выраженной высоты. В акустике часто употребляется термин "белый шум" для обозначения шума, состоящего, подобно белому свету, из всего спектра слышимых частот.


Рис. 83.

Участки А, В, С и Д соответствуют гласным звукам. Видно наличие основной и одной или двух дополнительных частот

Особый класс звуков образуют щелчки, продолжающиеся иногда всего лишь тысячные доли секунды. Щелчки близки к шумам

по невозможности выделить в них ведущую частоту.

Воспринимаемые нами звуки не всегда бывают единичными. Часто они объединяются в одновременные или последовательные группы. В музыке одновременный комплекс звуков называетсяаккордом. Если частоты колебаний, составляющих акустический сигнал, находятся в кратных отношениях друг к другу, то аккорд воспринимается как благозвучный или консонантный. В противном случае аккорд теряет свою благозвучность, и говорят о диссонансе.

Звуки могут объединяться не только в одновременные комплексы, но и в последовательные серии или ряды. Типичным примером этого служат ритмические структуры. В такой простой ритмической структуре, как азбука Морзе, звуки отличаются только длительностью. В более сложных ритмических структурах еще одной варьируемой переменной оказывается интенсивность. К ним относятся, например, прозодические структуры: ямб, хорей, дактиль, -- применяемые в стихосложении. Наиболее сложны музыкальные мелодии, в которых ритмические структуры звуков разной продолжительности имеют также и различную высоту.

Сложные акустические эффекты возникают, когда частоты раздражителей одновременно действующих на слуховую систему, оказываются различными. Если это различие невелико, то слушатель воспринимает единый звук, громкость которого меняется с частотой, равной разности частот акустических сигналов. Эти изменения громкости называют биениями. При увеличении различий до 30 герц и выше появляются разнообразные комбинационные тона, частота которых равна сумме или разности частот раздражителей.

Одновременное присутствие одного звука оказывает влияние на пороги обнаружения другого. Как правило, они возрастают. Вследствие этого говорят о маскировке одного звука другим. Эффект маскировки тем выраженнее, чем ближе физические характеристики двух сигналов.

Слуховые ощущения, подобно зрительным, сопровождаются слуховыми последовательными образами. Высота и длительность слухового последовательного образа соответствует частоте и длительности раздражителя (И. С. Балонов, 1972).

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, т.е. продольных колебаний частиц воздуха, распространяющихся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источником звука.

Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Строгой границы между этими группами звуков нет, так как музыкальные звуки содержат шумы, а шумы могут содержать элементы музыкальных звуков. Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Основными качествами слуховых ощущений являются: а) громкость, б) высота, в) тембр, г) длительность, д) пространственное определение источника звука. Каждое из этих качеств слуховых ощущений отражает определенную сторону физической природы звука.

В ощущении громкости отражается амплитуда колебаний. Амплитудой колебаний является наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее.

Сила звука и громкость - понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость - качество воспринимаемого звука. Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при

непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.

Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять ее в единицах энергии. Единицами измерения громкости звука являются децибелы.

Громкость обычной человеческой речи на расстоянии 1 метра составляет 16-22 децибел, шум на улице (без трамвая) -до 30 децибел, шум в котельной - 87 децибел.

В ощущении высоты звука отражается частота колебаний звуковой волны (а, следовательно, и длины ее волны). Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука.

Высота звука измеряется в герцах, т.е. в количестве колебаний звуковой волны в секунду. Чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый сигнал. Человек способен воспринимать звуковые колебания, частота которых находится в пределах от 20-20 000 герц (рис. 15), причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения.

частота в герцах

Рис. 15. Границы зоны подлинных слуховых ощущений с областями речевых и музыкальных звуков (по Р. Шошолю, 1966)

Верхняя граница слуха у детей - 22 000 герц. К старости эта граница понижается до 15 000 герц и ниже. Поэтому пожилые люди часто не слышат высоких звуков, например стрекотание кузнечиков. У животных верхняя граница слуха значительно выше, чем у человека (у собаки она доходит до 38 000 Гц.) При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (осязание звука), а затем чувство боли.

В ощущении тембра звука отражается форма звуковой волны. В самом простом случае форма звукового колебания будет соответствовать синусоиде. Такие звуки получили название «простых». Их можно получить только с помощью специальных приборов. Близким и простому звуку является звучание камертона -прибора, используемого для настройки музыкальных инструментов. Окружающие нас звуки состоят из различных звуковых элементов, поэтому форма их звучания, как правило, не соответствует синусоиде. Но тем не менее музыкальные звуки возникают при звуковых колебаниях, имеющих форму строгой периодической последовательности, а у шумов - наоборот.

Таким образом, сочетание простых звуков в одном сложном придает своеобразие форме звукового колебания и определяет тембр звучания. Тембр звучания зависит от степени слияния звуков. Чем проще форма звукового колебания, тем приятнее звучание. Поэтому принято выделять приятное звучание - консонанс и неприятное звучание - диссонанс.

Тембром называется то специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками (рояль, скрипка, флейта). Очень часто о тембре говорят как об «окраске» звука.

Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К.Сишор, 1935), придающему звуку человеческого голоса, скрипки большую эмоциональную выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты, интенсивности и тембра звука. Вибрато специально изучалось К.Сишором с помощью фотоэлектрических снимков. По его данным, вибрато, будучи выражением чувства в голосе, не дифференцировано для различных чувств. Вибрато играет значительную роль в музыке

и пении; оно представлено и в речи, особенно эмоциональной. Хорошее вибрато порождает впечатление приятной гибкости, полноты, мягкости и богатства.

Продолжительность действия звука и временные отношения между отдельными звуками отражаются в виде той или иной длительности слуховых ощущений.

Слуховое ощущение относит звук к его источнику, звучащему в определенной среде, т.е. определяет местоположение звука. В лаборатории Павлова было обнаружено, что после рассечения мозолистого тела собаки исчезает способность определения местоположения источника звука. Таким образом, пространственная локализация звука определяется парной работой больших полушарий.

Каждое слуховое ощущение представляет собой взаимосвязь между основными качествами слуха, которые отражают взаимосвязь акустических и временно-пространственных свойств предметов и среды распространения исходящих от них звуковых волн.

Cтраница 1


Слуховое ощущение устанавливается не сразу. Любые звуки, длительность которых короче 5 мс, воспринимаются лишь как шум, щелчок. Слух не ощущает и нелинейных искажений, если их длительность не превышает 10 мс. Поэтому измерительный прибор должен регистрировать не все максимальные уровни сигнала, а лишь те из них, длительность которых превышает 5 - 10 мс. Для выполнения поставленной задачи вещательный сигнал выпрямляют и усредняют (интегрируют) за указанный - промежуток времени.  

Слуховое ощущение продолжается еще некоторое время (50 - 60 мкс) после прекращения возбуждения. Поэтому звуки, разделенные промежутками во времени менее 60 - 70 мкс, слышатся без пауз.  

Слуховые ощущения, которые у нас вызывают различные звуки, во многом зависят от амплитуды звуковой волны и ее частоты. Амплитуда и частота являются физическими характеристиками звуковой волны. Этим физическим характеристикам соответствуют определенные физиологические характеристики, связанные с нашим восприятием звука. Такими физиологическими характеристиками являются громкость и высота звука.  

Поскольку слуховое ощущение исчезает не сразу, то при сравнении двух тонов, следующих сразу один за другим и имеющих небольшую разницу по частоте, прослушиваются биения этих тонов, что помогает обнаруживать очень малые разности частот и медленные изменения частоты в небольших пределах.  

Величина слухового ощущения, зависящая от интенсивности звука и его частоты.  

Возникновение слуховых ощущений возможно лишь тогда, когда интенсивность звука достигнет определенного минимума, зависящего от индивидуальной чувствительности уха к данному тону. Существует и верх ний предел интенсивности звука, выше которого в ухе возникает сначала осязание звука, а при дальнейшем повышении интенсивности - болевые ощущения.  

У новорожденных зрительные и слуховые ощущения развиты очень слабо, лучше развиты обонятельные и вкусовые ощущения.  

Весь комплекс слуховых ощущений, отличающих стереофоническое звучание от монофонического, есть результат различия параметров сигналов левого и правого каналов. К их числу прежде всего относятся: а) наличие статистической связи для пар сигналов, формирующих отдельные звуковые образы пространственной панорамы; эта величина, оцениваемая коэффициентом корреляции R, как правило, различна для сигналов, соответствующих отдельным источникам панорамы; б) наличие временных (Дт) и интенсивных (AL) разностей, отличающихся как по значению, так и по знаку для сигналов, формирующих отдельные звуковые образы стереопанорамы; в) определенное (отличное от монофонического) соотношение уровней сигналов отдельных составных элементов сложного звучания, необходимое для достижения музыкального баланса и оптимальной прозрачности; г) различие временных структур ревербера-ционных продолжений левого и правого каналов стереопары.  

С помощью слуховых ощущений человек-оператор воспринимает звуковые колебания от источников звука. Слух здорового человека способен воспринимать звуковые частоты 16 - 5 - 20 000 Гц. Звуки с частотой ниже 16 Гц называют инфразвуками, выше 20000 Гц-ультразвуками. Степень восприятия звука ухом человека зависит от уровня громкости и условий восприятия. Минимальную величину звукового давления, необходимого для того, чтобы звук был слышен, называют порогом слышимости. Самый громкий звук, который ухо воспринимает без болевых ощущений, в несколько миллиардов раз больше порога слышимости. Ухо способно воспринимать уровень громкости до 60 дБ без ущерба для слухового аппарата. Более интенсивные звуковые воздействия ведут к болевым ощущениям и даже к повреждениям органов слуха. В табл. 8.4 приведена субъективная оценка действия звука различной интенсивности на человека.  

Мерой силы слухового ощущения является громкость звука. Громкость звука зависит от его интенсивности и частоты. Порогом слышимости называется та наименьшая интенсивность звука / 0, при которой звук еще воспринимается органами слуха. Порог слышимости зависит от частоты звука, достигая минимального значения порядка 10 - 12 вт / м2 при частотах м 700 - f - 6000 гц.  

Характерной особенностью слуховых ощущений является, прежде всего, их разделение на два класса: на тоны и шумы. Хотя тоны и шумы обыкновенно переживаются не отдельно друг от друга, а смешиваются в различных соотношениях (например, звуки скрипки сопровождаются шумами трения, завывание ветра имеет характер тона), но все же их можно отделять, как особые переживания.  

Появление этого слухового ощущения отмечается только при длительностях звуков более 100 - 200 мс, как показали Г. В. Гер-шуни, Р. В. Авакян, А, В. В дальнейшем по мере возрастания длительности сигнала ощущение плавности включения становится все более выраженным, а изменения громкости начинают играть все меньшую роль.  

Количественной характеристикой слухового ощущения является громкость, зависящая от интенсивности, спектрального состава, условий ощущения и длительности воздействия звука. Подобно интенсивности громкость оценивают методом сравнения, пользуясь понятием уровня громкости.  

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие об ощущениях. Слуховые ощущения

2. Роль слуха в процессе познания и труда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый отдел (слуховой нерв) и корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний.

Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

Целью работы является изучение роли слуха в процессе познания и труда.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие об ощущениях и слуховые ощущения;

изучить роль слуха в процессе познания и труда.

1. Понятие об ощущениях. Слуховые ощущения

В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как ощущение.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств. Так, глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при помощи зрения определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это - отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают ощущения.

Способность ощущения - это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.

Наши органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств. Свет, например, является адекватным раздражителем для глаза, а звук - для уха и т. д. Такая дифференцировка в области ощущений у человека связана с историческим развитием человеческого общества. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, человеческий организм получает с помощью органов чувств, в виде ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознании.

Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Ведь известно, что мозг защищен прочной костной оболочкой черепа и не вступает в непосредственный контакт с окружающим миром. Но зато имеются специальные каналы связи мозга с внешним миром, по которым и поступает в мозг разнообразная информация. Эти каналы назвали анализаторами. Анализатор - это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды.

Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним относятся:

1. Периферический отдел, или рецепторный (от латинского слова «реципио» - принимать), являющийся специальным преобразователем внешней энергии в нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос и кожа)

2. Проводниковый отдел, который, как показывает само название, обеспечивает проведение нервного воздействия от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге посредством центростремительных (афферентных) нервов и от центра к периферийному отделу - посредством центробежных (афферентных) нервов.

3. Мозговой, или центральный отдел - высший отдел анализатора, осуществляющий сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.

Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет - раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс - возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое.

Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека.

Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Это осуществляется путем специального обучения. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны - продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 колебаний в секунду. Орган слуха имеет три части: наружное ухо, улавливающее звуковые волны, среднее ухо, проводящие звуковые волны в центральную часть органа, и внутреннее, в котором расположен специальный рецепторный аппарат, так называемый кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания. Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов. Шумы - звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность, поэтому осуществляются специальные меры по борьбе с ним.

2. Роль слуха в процессе познания и труда

Основным источником познания являются наши органы чувств, которые дают нам определенные представления о мире.

Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся рядом людей. Слух позволяет существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве. Немаловажно наличие слуха и для более успешного эстетического развития личности (музыка). Одна из самых значительных функций слуха для ребенка - предпосылка для успешного формирования речи. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно? логического мышления.

Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции и пр.), полноценно воспринимать содержание телепередач, фильмов, театральных спектаклей.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом -- получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком -- все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо -- в широком смысле -- весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv -- воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление -- такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Хороший слух необходим лицам для контроля работы часовых механизмов, при испытании моторов и различной техники. Также хороший слух необходим врачам, водителям различного вида транспорта - наземного, железнодорожного, воздушного, водного.

Полностью зависит от состояния слуховой функции работа связистов. Радиотелеграфисты, обслуживающие приборы радиосвязи и гидроакустики, занимающиеся выслушиванием подводных звуков или шумоскопией.

Они должны обладать кроме слуховой чувствительности, еще и высоким восприятием разности частоты тона. Радиотелеграфисты должны иметь ритмический слух и память на ритм. Хорошей ритмической чувствительностью считается безошибочное различие всех сигналов или не более трех ошибок. Неудовлетворительной - если различено сигналов меньше половины.

При профессиональном отборе лётчиков, парашютистов, моряков, подводников очень важно определять барофункцию уха и околоносовых пазух.

Барофункция - это способность реагировать на колебания давления внешней среды. А также иметь бинауральный слух, то есть обладать пространственным слухом и определять положение источника звука в пространстве. Это свойство основано на наличии двух симметричных половин слухового анализатора.

Заключение

слуховое ощущение

Таким образом, ощущения играют важную роль в жизнедеятельности людей. Ощущения, отражая свойства предметов объективного мира, помогают человеку в познавательном процессе, а также являются чувственным отображением действительности человека.

С помощью ощущений человек совершает деятельность, как сознательно, так и бессознательно, но и в том, и другом случае, данная деятельность может нести в себе обучающий характер, а также может происходить совершенствование уже полученных знаний и навыков.

Ощущения сигнализируют нашему мозгу об эмоциональных, органических, статических, кинестетических и др. изменений нашего организм, например, о боли, ощущении голода или насыщения, изменения нашего тела в пространстве и т.д., при этом человек может испытывать как удовлетворение, так и недовольство.

Список использованной литературы

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков.- СПб.: Питер, 2003.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Наука, 1940.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Просвещение, 1995.

1. Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Свойства дистантности, избирательности и предметности слуховых ощущений, их роль в жизни слепых. Определение порога слуховой чувствительности. Необходимость специальной тренировки слуховых ощущений. Зависимость слуховых ощущений от атмосферных условий.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2009

    Ощущения, восприятия, представления, память как чувственные формы познания. Сенсорная организация личности, понятие ощущения, принципы обработки информации мозгом. Деятельность нервных рецепторов, классификация ощущений. Зрение, вкус, слух, обоняние.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Ощущения как основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле, отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений. Основные виды ощущений - обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Происхождение знаний из ощущений и рефлексии.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Понятие об ощущениях, их классификация и свойства (интенсивность, пространственная локализация). Анализаторы как органы чувственных ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Ощущение как простейший элемент чувственного познания и человеческого сознания. Разновидности ощущений, их значение в жизнедеятельности человека. Сущность чувствительности, ее пороги. Виды восприятия и их специфика. Отличия галлюцинаций от иллюзий.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Роль ощущения в познании человеком окружающего мира. Классификация ощущений. Чувствительность человека к звукам речи. Характерные особенности процесса ощущения человека в сравнении с ощущениями животных. Формирование психического образа при восприятии.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2008

    Основные формы мышления. Предмет психологии мышления в свете философских и психологических знаний. Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания. Общее представление о внимании и памяти в свете психологии познания.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие и специфические признаки ощущений, механизм их формирования и реализации, значение в жизни человека. Основные критерии для разграничения сенсорных и перцептивных процессов. Сущность, функции и виды речи, их развитие. Продуктивные методы обучения.

    контрольная работа , добавлен 22.09.2010

    Физиологическая основа ощущений как познавательного процесса, их классификация, отличия от восприятия и связь с воображением. Оценка влияния ощущений на познавательные процессы в жизни людей, их роль в психологическом развитии и становлении личности.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Понятие и психологическая природа ощущений, их разновидности. Характерные свойства и физиологические механизмы развития ощущений. Характеристика видов ощущений: зрительный и слуховой анализаторы, музыкальные и речевые ощущения, обоняние и вкус.

Чувство слуха

Человек, понимающий, что слух связан с самыми глубокими сферами нашего сознания, является очень удачливым. Придавая позитивному слушанию первостепенное значение, несомненно, он способен увеличить силу своего разума.

Благодаря чувству слуха человек способен воспринимать звук посредством тонкого элемента эфира. Сложно, не правда ли9 Никто не может толком сказать, что такое эфир, не говоря уже о тонком элементе эфира. Допустим, мы знаем, что есть воздух, он проявлен. Но если я скажу, что есть тонкий элемент воздуха, это уже становится непонятным. Однако это та же самая прана. С праной мы уже разобрались: это и есть тонкий элемент воздуха. Аналогично и эфир. Есть безвоздушное пространство, его иногда также называют эфиром, но тонкий элемент эфира имеет ещё более тонкую природу. Безвоздушное пространство существует благодаря тонкому элементу эфира. Что такое вода - понятно. Огонь, земля, воздух, твёрдое, плазматическое состояние, жидкое, газообразное - всё это мы уже знаем. Но что такое тонкие элементы земли, воды, огня, воздуха и эфира мы не знаем. Это самое тонкое состояние материи, Объяснить, как они действуют можно с помощью сравнения. Всем известно, что воду без стакана не соберёшь - надо ее налить в стакан, иначе она растекается. Пользуясь этой же аналогией нетрудно понять, что для нахождения самой воды, в каком-либо месте требуется определённая сила или тонкий элемент воды. Без него вода не способна сконцентрироваться. Тонкий элемент воды это само качество воды - поддерживать жидкое состояние своего вещества. Приведём пример иллюстрирующий это. Если человек, пройдя по пустыне, высох от жажды, то напившись воды, он восстанавливает свои ткани. Однако если теоретически предположить, что у него не будет резерва тонкого элемента воды, сколько бы он не пил - воды в организме больше не станет, поскольку её негде будет разместить. Организм в последнем случае не имеет силы впитать поступающую в него воду- Сложно понять. Но, несмотря на всю сложность в понимании этого явления, оно, тем не менее, существует.

В нашей вселенной, согласно ведической космологии, существует четырнадцать уровней планетных систем. Они выстроены друг над другом, каждый уровень имеет форму диска и по описанию похож на галактику. На каждом из уровней планеты тела живых существ состоят из материи с преобладанием одного из пяти тонких элементов В зависимости от этого грубая материя также, копируя тонкую, находится с преобладанием эфира, воздуха, воды, огня, и земли, в своём строении. Вот перечень названий этих планетных систем:

Сатьялока - преобладает тонкий элемент эфира. Тела всех живых существ имеют эфирную плотность.

Тапалока - преобладает тонкий элемент воздуха. Тела всех живых существ в основном состоят из воздуха.

Джнаналока - преобладает тонкий элемент воздуха. Тела всех живых существ в основном состоят из воздуха,

Махарлока - преобладает тонкий элемент огня. Тела всех живых существ преимущественно состоят из огня.

Сварлока - преобладает тонкий элемент огня. Тела всех живых существ преимущественно состоят из огня.

Бхуварлока - преобладает - гонкий элемент воды. Тела всех живых существ преимущественно состоят из воды.

Бхурлока - тонкие элементы воды и земли, наша Земля находится на этом уровне. Тела всех живых существ состоят с преобладанием воды или земли.

Атала - преобладает тонкий элемент земли. Тела-всех живых существ имеют плотность земли

Витала -

Сутала -

Талатала - преобладает тонкий элемент земли. Тела всех живых существ имеют плотность земли-

Расатала - преобладает тонкий элемент земли. Тела всех живых существ имеют плотность земли.

Махатала - преобладает тонкий элемент земли. Тела всех живых существ имеют плотность земли.

Ратала - преобладает тонкий элемент земли. Тела живых существ имеют плотность земли.

Интересно в этой связи отметить, что, начиная с 8-го уровня и ниже, живые существа живут только в тонком теле, тем не менее, тонкий элемент земли там имеет максимальную плотность, Так живые существа, совершающие дурные поступки рождаются на нижних планетах. Там они отрабатывают свою плохую карму. На уровне средних планет количество наслаждений и страданий примерно выравнивается. На высших же планетах рождаются существа с хорошей кармой и испытывают счастье. Тонкий элемент земли на низших планетах вселенной имеет очень большую плотность. Живые существа там испытывают, в основном, всевозможные страдания. На нашем уровне (средних планетных систем) преобладает земля с водой, мы имеем водянисто - земляное строение. На тех планетах, где преобладает тонкий элемент воды, живые существа имеют водянистое строение, количество земли в их тканях намного меньше. Для нас не трудно понять, как тело может состоять почти из одной воды - как, например, у медузы. Но оно может также состоять с преобладанием огня, или воздуха. Есть ещё выше планеты, где тела состоят в основном из одного эфира. То есть существует пять грубых элементов и в зависимости от уровня галактики, меняется плотность организмов живых существ. На низших планетах свобода живых существ ограничена. Если подняться выше нашего уровня, постепенно, с преобладанием тонкого элемента воды увеличивается активность праны в организме. На этих планетах живые существа способны перемещаться с огромной скоростью и т. д. Ещё выше, с преобладанием тонкого элемента огня (уровень высших планетных систем), у живых существ сильно увеличиваются умственные способности; Это связано с тем, что активная деятельность ума сильно зависит от тонкого элемента огня. Там, где плотность жизненного воздуха сильно возрастает, увеличивается разумность живых существ. И на уровне увеличения эфирной плотности живут только те, кто обладает абсолютной святостью.

Мы обычно никогда не сталкивались с такими терминами и понятиями, и поэтому кажется, что все это вымысел. Однако Веды описывают, что жизнь есть даже на Солнце. Живые существа там имеют огненные тела,

Продолжим беседу о чувствах. Так вот, через тонкий элемент эфира передается звук. Мы думаем, в соответствии с исследованиями учёных, что воздух проводит звуковые волны; но на самом деле они существуют и в безвоздушном пространстве. Природа звука очень загадочна. Например, существует такое явление, как голос с неба. Это неоднократно описывается в Ведах, и исторические факты подтверждают, что некоторые люди встречались с таким феноменом. Например, так воспринимал Тору пророк Моисей. Один человек слышит, как с неба вещает голос и предсказывает какое-то событие, а все остальные нет. По идее, все должны воспринимать - звук для всех распространяются одинаково, но это не так;

Для изучения деятельности чувств необходимо учитывать, что тонкое тело ума работает в обоих направлениях, оно и воздействует, и воспринимает. Энергия ума распространяется в пространстве с огромной скоростью и связывает нас с окружающим миром, с близкими людьми. Если кто-то заговорит, то мы через слух воспринимаем не только звуковые вибрации от его голоса, но и силу ума, силу разума, эмоциональный настрой. Всё это передается тонкой энергией звука. Веды считают звук могущественной силой, так как она способна воздействовать на наш разум. Звук контактирует с самыми глубинными структурами организма, он может действовать и глубже разума. Например, простое произнесение Святых Имён Бога любым обычным человеком Веды считают духовным или если выражаться языком Вед, трансцендентным звуком, который способен контактировать даже с душой. Что же говорить о том, когда Святое Имя Бога произносится святым мудрецом, который обладает знанием, как делать это правильно. Чистая природа звука несёт в себе любовь. Когда кто-то говорит с любовью, и его чувства бескорыстны, не осквернены ложным эго, то звук проникает до глубины сознания и даёт человеку чистоту и ощущение счастья. Если же в словах есть корыстные мотивы, звук оскверняется эгоизмом, и тогда, слушая такую речь, чувствуется неудовлетворение.

С помощью звука можно вызвать дождь или прекратить его. Например, в древности существовали мудрецы, обладающие ведическим знанием о могуществе звука- Они могли с помощью определённых звуковых вибраций управлять различными процессами в природе. Мантра - это сочетание звуков, рекомендованное Ведами для воздействия на тот или иной объект, Такими знаниями могли пользоваться только брахманы (святые) и кшатрии (праведные цари), т. к. для владения мантрой нужна определенная степень чистоты ума. Это были люди с высоко развитым сознанием, которые обладали достаточной степенью нравственности и духовной силы. Если ум чист, то он легко сможет правильно воспринять вибрацию мантры, без ошибок запомнить и затем её воспроизвести- Только в этом случае мантра начинает творить поистине волшебные вещи. Что могли сделать священники с помощью звука, используя различные мантры?

Установить ту погоду, которая была необходима (вызвать дождь или прекратить его, вызвать ветер и направить его определенным образом, зажечь огонь и т. д.).

Оживить только что умершего человека.

Управлять летательными аппаратами.

Излечить любые болезни.

Получать предмет, который находится на расстоянии сотен километров.

Становиться невидимыми для окружающих.

Воздействовать на сознание животных, птиц, насекомых,

И многое другое. Описывать всё это не является целью этой книги, поэтому заинтересовавшимся я рекомендую серьёзно изучать ведические писания.

Сегодня мы являемся свидетелями сильного загрязнения тонкого тела Земли, которое произошло в результате нашей греховной деятельности. Поэтому воспользоваться этими мантрами практически невозможно. Ещё 5 тысяч лет назад общая экологическая среда энергии ума была очень чиста. Теперь становится понятно, почему об экологии ума сейчас следует заботиться не меньше; чем о природе нашей планеты. Трудности же в произнесении мантр возникают по следующим причинам:

Люди не имеют достаточной чистоты тонкого тела ума, чтобы правильно воспринять, запомнить и воспроизвести нужные звуковые вибрации.

В наши дни практически некому учить этим мантрам.

Утеряны многие руководства для подобной практики.

Хотя кое-что сохранилось. Например, ещё можно научиться доставать предметы на расстоянии, разжигать огонь, вызвать или остановить дождь.

Интересно отметить, что всё же существуют мантры, которые очищают сознание и сжигают отрицательную карму человека- К счастью, все мы можем воспользоваться этими мантрами, так как они действуют не на тонком материальном уровне, а на духовном. Душа не загрязняется при загрязнении тонкого тела ума, однако при этом начинает смотреть на мир через призму оскверненного ума. Существуют звуки, способные достичь, независимо от тонкого тела ума, непосредственно нашей духовной природы. В "Веданта-сутре" описан вид звука, имеющий духовную природу;

"Шабда (духовный звук "Вед") не имеет ничего общего с материальной природой…»

(Веданта-сутра 1.3.3.)

Духовные звуковые вибрации подробно описаны в Ведах. Повторяя Святые Имена Бога, мы создаем духовный звук, который не имеет ничего общего с материальной природой. Самое интересное то, что духовный звук может издавать с разной степенью чистоты, в зависимости от веры в Бога и чистоты сознания, любой человек. Каждое Святое Имя Бога приносит человеку неописуемое благо, тем не менее, существуют особенно могущественные мантры, которые использовали для очищения сознания великие мудрецы. Например, с помощью одной с первого взгляда простой мантры миллионы людей достигли совершенства и очистили своё сознание от всех грехов. Раньше. ещё несколько сот лет назад, она хранилась в секрете, но сейчас мы все можем начать её повторять:

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

В результате своего сильного воздействия эта мантра получила название маха-мантра, что в переводе с санскрита означает "великая песнь очищения сознания".

Удивительно то, что в отличие от мантр, воздействующих на тонкое тело, овладеть которыми необычайно Трудно, получить эффект от произнесения духовной мантры может каждый человек без особого труда. Тем более, если потрудиться, то результат может превзойти все ожидания. Мне посчастливилось достаточно серьёзно, систематически, изучать этот вопрос. Так как идея сама по себе весьма привлекательна, в дальнейшем мы остановимся на этой "теме подробнее. Каждый может попробовать; даже без наставника начать повторять эту мантру и, несомненно, будет быстро очищать своё сознание. Однако для совершенствования в её произнесении нужно руководство. В Ведах описан весьма интересный факт. Оказывается, для того, чтобы полностью перевернуть свою жизнь и очиститься от грехов, достаточно всего несколько секунд с верой слушать произнесение маха-мантры от человека, который обладает чистотой сознания. Таким образом, духовное лечение намного могущественнее лечения тонкого тела, не говоря уже о простом оздоровлении организма. Однако результаты духовного лечения не будут заметны сразу так как маха-мантра влияет на самые глубинные сферы психики. Первое, что удастся заметить - произойдёт быстрое избавление от вредных привычек, появится желание действовать во всём бескорыстно и возможность без чрезмерных усилий менять себя в лучшую сторону. Всё это явно свидетельствует об очищении разума,

Итак, вернёмся к тому, что мантрами, которые влияют на тонкое тело, владели только настоящие священники. Сейчас таких людей очень мало. Хотя некоторые считаются великими факирами, но их можно легко проверить. Сможет ли такой человек с помощью звука зажечь огонь. Те древние ведические брахманы (священники) могли развести огонь с помощью слов. Они произносили определённые мантры из "Риг-Веды", и в результате загорался костёр. Современному человеку трудно в это поверить, хотя подобного рода эксперименты приводятся и в наши дни. В Африке какие-нибудь аборигены попрыгали, покричали, и загорелось. Никто не знает, как это происходит, но, тем не менее, факт остаётся фактом.

Таким образом, надо понять, что звук - одна из самых больших сил воздействия, существующих во вселенной. Чувство слуха связывает нас с произнесённым звуком. Звук могущественная сила, а чувство слуха самое глубокое и могущественное чувство из всех.

Подробнее поговорим о слушании. Оказывается, есть разница, каким ухом слушать. Правое ухо связано с волевыми центрами. Правая сторона тела - это волевая, солнечная сторона, она даёт солнечную, созидательную силу уму. Также правая сторона олицетворяет мужское начало. Когда человек слушает правым ухом, он получает решимость или способность действовать. Для изучения и детального рассмотрения информации нужно слушать правым ухом. Что же мы должны слушать _ правым ухом? Прежде всего, это наставления, связанные с изменением жизни в лучшую сторону. Волевое слушание через правое ухо даст желаемый результат. Через правое ухо приходит вера. Вера - это подсознательная связь с источником знания. При необходимости совершить волевое усилие и изменить свою жизнь лучше слушать правым ухом. При общении с сотрудниками на работе также хорошо слушать правым ухом. Если Вы хотите запомнить какую-то научную информацию, сохранить в памяти побольше всевозможных фактов, сориентироваться в ситуации, то слушайте правым ухом.

Левая сторона - чувствительная сторона. Она связана с Луной и олицетворяет женское начало. Когда человек слушает левым ухом, он получает способность любить. Любовь к Богу и духовному учителю тоже передается через левое ухо. В начале духовной жизни посвящение в Брахма - гаятри мантру даётся духовным учителем через правое ухо. Для очень возвышенных святых посвящение в Кама-гаятри мантру проводят следующим образом: наставник шепчет Гаятри мантру своему ученику на левое ухо. Так человек получает духовное посвящение, которое даёт редкий дар - любовь к Богу, Гаятри это специальная мантра, которую в отличие от маха-мантры могут произносить только зрелые в духовной практике люди. Тем не менее, маха-мантра в наш век даже более могущественна, чем Гаятри мантра и даёт возможность полюбить Бога всем. даже самым грешным людям.

При общении с женой или мужем и детьми, попробуйте их слушать левым ухом и таким образом увеличится чуткое отношение к близким. Левым ухом, таким образом, слушают для того, чтобы тоньше понять глубинный смысл исследуемого предмета. Им лучше чувствуются детали, можно более чувствительно подходить к тому, о чём идёт речь.

Однако, пока человек не очистил свой ум от грехов, он должен слушать мантры через правое ухо, и поэтому первое посвящение также даётся через правое ухо. Тем, кто только начал практиковать духовную жизнь, слушать духовного учителя нужно через правое ухо.

Человек должен выбрать, каким ухом что слушать. Обоими ушами одинаково слушать невозможно. Также, когда Вы будете изучать этот вопрос, обратите внимание на то, что каждое ухо в разное время по-разному слышит. Это зависит от движения Солнца, которое через каждые 6 часов увеличивает активность работы одного из полушарий.

Во время слушания святого человека постепенно появляется ощущение просветления сознания. В зависимости от Вашей способности слушать и дара рассказчика существуют три аспекта очищения сознания-

Первый аспект, когда, человек может испытывать во время и даже после слушания сильное счастье. Это значит, что, очевидно, у рассказчика аспект счастья был доминирующим.

Второй аспект очищения сознания, - это когда появляется понимание вечности. Как определить, что мы чувствуем вечность? В процессе такого просветления постепенно исчезает страх перед смертью и страданиями. Так постепенно начинает увеличиваться решимость в достижении поставленной цели. Сама причина страха кроется в глубинах нашей психики. Душа, имея вечную природу, не знает, что такое смерть. Она не знает, как понять то, чего у нас нет. У нас нет временности, бренности. Мы, считая себя организмом, не понимая, что тело лишь орудие для души, начинаем верить, что умрём. Духовная природа вечна. Мы слушаем что-то, например, нам говорят: "Война! Скоро война!" - появляется беспокойство, страх. Но для души нет войны. Веды говорят, что душа никогда не уничтожается ничем, не сгорает, ее невозможно уничтожить ядерным взрывом, и никаким другим оружием, её невозможно расщепить, сломать, она никогда не стареет.

В третьем случае появляется чистое знание. Чистое знание всегда рождает веру, энтузиазм, целеустремлённость и глубокое понимание смысла человеческой жизни.

Природа души имеет три основные качества: она вечна, всегда стремится к знанию и счастью. Позитивная информация увеличивает эти три аспекта, негативная уменьшает. Давайте выбирать, кого мы будем слушать, а кого нет. У каждого из нас способность к слушанию имеет индивидуальные особенности. Допустим, выходит кто-то с лекции и говорит: "Я не знаю, понял я или нет, но мне хорошо!". Это значит - в его сознании активизировался аспект счастья. Другой восклицает: "Я всё время боялся жить, а теперь не боюсь!". Он начинает в большей степени воспринимает вечность. Третий радуется: "Моя жизнь сразу же изменилась в лучшую сторону, и теперь я знаю, что мне делать" - у души увеличился контакт с аспектом знания. Однако есть и такие, кто, послушав, ничего не услышали. Уходя с лекции, такие скептики обычно говорят с досадой, что ничего интересного сказано не было и вообще всё это вымысел. Таким образом, достичь какого-то эффекта от слушания можно только в смиренном состоянии ума.

Все чувства принадлежат тонкому телу ума, т. е. тонкое тело ума имеет пять щупальцев, с помощью которых оно контактирует с внешним миром. Причём каждое чувство, в том числе и слух работает не только вовнутрь, но и по направлению к объекту. Например, у зайцев уши настраиваются на звук. Поворачиваются и настраиваются. С первого взгляда кажется, что такая настройка происходит благодаря поступающему от объекта звуку, то есть от идущего звука. Но, на самом деле, заяц часто, просто увидев объект, настраивается на него своими ушами и слушает. Даже если где-то рядом будет более сильный звук, то заяц, воспринимая тихие сигналы, игнорирует ненужные звуки. Мы способны даже на большее, так как наш ум развит сильнее, чем у животных. Например, есть люди, которые могут настроиться и услышать чей-то разговор в изолированной комнате на расстоянии нескольких километров.

Для развития такой мистической способности требуются годы специальной тренировки по системе 8-ой ступенчатой йоги.

Таким образом, звук может иметь духовную природу и действовать глубже разума, особенно если произносятся Святые Имена Бога - таково заключение Вед.

Из книги Секреты китайской медитации. автора Юй Лю Гуань

Из книги Чудо исцеления шепотом автора Матушка Стефания

Заговоры от болезней слуха От боли в ушах Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, выйду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле стоит дуб. Через этот дуб летит черный ворон. У рабы (имярек) заговаривает щипоту и ломоту. Во имя

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Чувство Красоты 06.12.34 Многие пишут о величайших понятиях, но, лишенные чувства красоты, они не стесняются подводить самое высокое под скальпель или аптекарские формулы.Как величественны и прекрасны мифы древности! Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Из книги 5 минут йоги не вставая с кровати. Для каждой женщины в любом возрасте автора Брахмачари Свами

Из книги Крайон. 45 практик, чтобы научиться получать помощь Вселенной автора Лиман Артур

Чувство собственного достоинства – это чувство, что вы достойны любви Крайон говорит, что большинство людей, родившихся до 1989 года, не обладали врожденным чувством собственного достоинства. Но в этом нет нашей вины. Тому есть две не зависящих от нас причины.Первая

Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Варма Джульет

Упражнение для развития слуха (2.2) Встаньте, поставив пятки и носки вместе, руки опустите вдоль тела и расслабьте, спину держите прямо, но без напряжения. Сделайте спокойный вдох через нос и спокойный выдох через нос. Плотно закройте уши большими пальцами рук, нажав на

Из книги Бессмертие. Молодым можно жить тысячи лет. Книга 2 автора Сытин Георгий Николаевич

Из книги Исцеляющие мысли от всех болезней, старости и смерти автора Сытин Георгий Николаевич

Возрождение молодого нервно-мозгового анатомо-физиологического аппарата слуха Я, Дух Божий, Дух могучий исполинский, Дух всесильный, я все могу. Я сейчас вливаю в тебя гигантский Божественный новорожденный заряд жизненных сил. Я сейчас вливаю в тебя гигантский

Из книги Как избавиться от порчи и сглаза. Приметы, обереги, заговоры, обряды, молитвы автора Южин Владимир Иванович

Усиление слуха Я, Дух Божий, Дух могучий исполинский, я сейчас в головной-спинной мозг, во все нервы, во всю нервную систему вливаю гигантский Божественный новорожденный заряд жизненных сил. Я, Дух Божий, Дух могучий исполинский, я сейчас в головной-спинной мозг, во все

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Болезни зрения и слуха Порчей можно серьезно повредить зрение и слух. Заболевшего человека нужно лечить в пустой комнате, где нет на виду ничего острого. Спросите больного, сколько времени прошло с того момента, как он ослеп, что последнее помнит из того, что видел.

Из книги Учебник по экстрасенсорике. Советы от практикующей ведуньи автора Болтенко Элина Петровна

Чувство Насчет чувства…Колдовство и сильное желание, замешанное на чувстве, – это всегда, безусловно, сильная магия. То есть речь идет о сильнейшем эмоциональном настрое.Вам следует всегда помнить, что путь к колдовству лежит через сердце. Нельзя быть сильным

Из книги Учебник по практической магии. Часть 1 автора Болтенко Элина Петровна

3. Развитие слуха Развитый слух тоже достаточно важная составляющая всеобщего физического и психического формирования мага. Мир состоит из звуков. Он создан первым звуком, помните, как сказано в Библии: «…Сначала было Слово, и слово было Бог». Поэтому словам и звукам в

Из книги автора

Урок 6. Развитие слуха (мир звуков – перенос внимания на Звук) Развитый слух – тоже достаточно важная составляющая всеобщего физического и психического развития Мага. Мир состоит из звуков. Он порожден первым звуком – помните, как в Библии: «Сначала было Слово, и слово