Возрастная психология. Общая характеристика периода младенчества

Раздел второй

Этапы психического развития человека

ГЛАВА 3. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденность и младенчество. Период новорожденности – это первый критический период развития ребенка, длящийся от рождения до появления «комплекса оживления». Период младенчества длится от 4-6 недель до 1 года. Рассмотрим каждый из них, начиная с момента рождения.

3.1. Психическое развитие ребенка в период новорожденности

3.1.1. Кризис новорожденности

Кризис новорожденности - это период перехода от внутриутробного к внеутробному образу жизни. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.

Вот как описывает момент рождения ребенка Е.В. Субботин 1:


«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила давит так, что смерть кажется неминуемой… Страдания и боль достигают вершины.

И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, головы, ничто не поддерживает его…

Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие её, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, – разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» – и в то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»… Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, не за порогом жизни, а в её начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится, – скажете вы. И, тем не менее, не то же ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»

Рождение и весь следующий за ним период новорожденности (от рождения до 2-месяцев) психологи называют кризисным, переходным периодом.

Причины кризиса новорожденности следующие:


  • физиологические – рождаясь, ребенок физически отделяется от матери, он попадает в совершенно иные условия существования (холод, яркая освещенность, смена питания и т.д.)

  • психологические – ребенок перестает ощущать тепло матери как неотъемлемое и постоянное, что приводит к чувству тревоги и незащищенности.
Кожа новорожденного малыша сморщенная, мягкая, в пятнах, на голове могут присутствовать тонкие и мягкие волосы, веки припухшие, глаза серые, но в последствие их цвет меняется. Средний вес – 3,200-3,500 кг., длина его тела равна примерно 50-55 см. У новорожденного очень большая голова: она составляет ¼ длины его тела (у взрослого 1/8). Туловище и конечности выглядят несоразмерно короткими и растут отдельные части его тела неодинаково быстро.

Данный период характеризуется следующими особенностями: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная длительная активность, единственная эмоция – реакция неудовольствия, вызванная болью, голодом или каким-то внутренним дискомфортом. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрос­лых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощу­щений . Прочие эмоции взрослые домысливают, принимая за их выражение различные гримасы новорожденного.

Новорожденный спит 17-20 часов в день: 30% этого времени приходится на глубокий сон (глаза ребенка крепко закрыты, мышцы лица расслаблены, дыхание замедлено), остальная часть – на неглубокий (дыхание неровное и более частое, мышцы часто подрагивают). В среднем новорожденные бодрствуют 4-7 часов в сутки.

Ребенок появляется на свет, имея определенный запас безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни. К ним относятся:


  • физиологические рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, кровообращение, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, пищевой и рефлекс вестибулярного сосредоточения.

  • защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, резкое увеличение света вызывает сужение зрачка).

  • ориентировочные рефлексы направлены на контакт с внешним воздействием (например, поворот головы в сторону сильного звука).

  • атавистические, они получены ребенком от животных предков. Большинство из них угасают уже в первое полугодие. Наиболее ярким примеров может служить:

  • рефлекс Робинзона (или цеплятельный рефлекс): при поглаживании ладони, дети сжимают их в кулачки;

  • плавательный: если отпустить новорожденного в воду, он не утонет, а будет барахтаться и удерживаться на воде.

  • переступательный рефлекс: если нога младенца прикасается к какой-либо поверхности, он начинает совершать обеими ногами переступательные движения, как будто «ходит»;

  • рефлекс ползания: прикосновение к подошвам ног вызывает рефлекторное отталкивание .

Новорождённый не имеет ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Даже безусловный сосатель­ный рефлекс нуждается в «доводке», т.е. некотором обучении ребенка в первые дни жизни. Безусловные рефлексы новорожденного, если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослыми, могут быть включены в состав более сложных действий (ходьбы, схватывания, удержания предметов и пр.). В то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяют сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.

Человеческий детеныш, по сравнению с детенышем любого животного, абсолютно беспомощен (не только потому, что он не может удовлетворить свои потребности, но и потому что у него нет ни одного сформированного поведенческого акта), но это не слабость, а сила ребенка . Его биологическая беспомощность имеет безграничные возможности приобретения новых форм поведения (усвоения опыта) и обеспечивает гибкость адаптации. Решающее условие выживания новорожденного - это уход взрослого человека, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Любое отношение к предмету осуществляется только посредством взрослого человека. В этом смысле Л.С.Выготский называл новорожденного «максимально социальным существом» т.е. жизненно нуждающимся в социальном взаимодействии со взрослым .

Поэтому, основным противоречием кризиса новорожденности является максимальная нужда во взрослом и минимальные средства взаимодействия с ним. В этом противоречии заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.
3.1.2. Становление потребности в общении со взрослым
Здоровый новорожденный обладает разными видами чувстви­тельности - тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших де­тей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая фиксация у новорожденных довольна примитивны, но быстро совершенствуются.

На 2-3 неделе возникает слуховое сосредоточение - ребенок замолкает и замирает при резком звуке. В конце первого - начале второго месяца жизни ребенок начинает направлять взгляд в одну точку, следить за движущимся предметом, рассматривать яркие и движущиеся предметы, отчетли­во выделять взрослого из окружающей обстановки.

Как это проис­ходит? В первые недели новорожденный ребенок не проявляет никакого интереса к людям: не радуется приходу матери, не огорчается ее уходу, не старается привлечь к себе внимание. Потребность в общении со взрослым на данном этапе отсутствует. М.И.Лисина высказала предположение о том, что основным источником потребности в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и т.д.), которые он не может удовлетворить самостоятельно. О своем дискомфорте ребенок сообщает матери через крик, плач, движения, мимику. Постепенно у ребенка складывается «образ взрослого как единого источника всех желанных воздействий» 2 .

Кроме того, большую роль в становлении потребности в общении выступает врожденная потребность в новых впечатлениях. Современные исследования свидетельствуют о предпочтении с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способ­ности выделять человеческий голос среди других звуков; выделении голоса матери из прочих голосов. Взрослый, становится наиболее при­влекательным и удобным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях. Это природная предрасположенность новорожденного к восприятию человека облегчает ребенку выделение главной опоры его существования и направляет его активность во взаимодействие с ним.

На третьей-четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на об­ращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого - ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной кон­такт.

В возрасте 4-5 недель появляется первая улыбка, адресованная взрослому. Она возникает как ответ на ласковое обращение и улыбку взрослого. Эта улыбка является средством налаживания отношений с окружающим миром, т.е. первым средством общения.

Таким образом, центральным психологическим новообразованием кризис­ного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка - улыбки на обращение матери (близкого взрослого). По мнению Л.С.Выготского, это означает начало собственной «индивидуальной психической жизни новорожденного» 3 . Жизнь новорожденного становится индивидуальным существованием, но вплетенным в социальную жизнь окружающих ребенка людей.

В последующие недели ребенок поворачивает голову на звук шагов взрослого, рассматривает лицо, оживленно двигает ногами и руками, и издает разнообразные звуки. Особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, была названа «комплексом оживления». Этот термин был впервые введен в 20-е годы Н.М.Шеловановым. В состав комплекса оживления входит:


  • улыбка,

  • замирание и зрительное сосредоточение,

  • двигательное оживление – вскидывание ручек, перебирание ножками,

  • вокализация – вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки), гукания (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение) . Это первая сложная психическая функция ребенка, соединяющая в себе комплекс переживаний, обращенный к конкретному взрослому. Ребенок как бы сообщает ему: «Я тебя узнал, я тебе рад, пообщайся со мной».
Комплекс оживления складывается примерно к 1,5-2 месяцам, и его интенсивность нарастает до 4 месяцев. После этого возраста отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения. В результате исследований М.И.Лисиной, С.Ю.Мещеряковой было показано, что активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит .

Появление комплекса оживления у ребенка знаменует появление не только первой социальной потребности – потребности в общении , но и средств общения. Комплекс оживления вызывает у взрослого чувство разделенности собственных эмоций со стороны маленького существа, чувство глубокого удовольствия.

Все это свидетельствует о том, что спе­цифическая для младенческого возраста социальная ситуация раз­вития - ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») - сло­жилась. Этот феномен выражается в использовании местоимения «мы», при описании поведения ребенка. Такое «сращивание» закладывает чувство доверия сначала к матери, а позднее к человеку в целом.

Что же происходит, если потребность в общении на этом этапе развития не удовлетворяется или удовлетворяется частично? Большинство исследователей (Р.Шпиц, Дж.Боулби, М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская и др.) отмечали, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажается.

Жизненная важность этих связей стала очевидной в период Второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими матерями и помещены в различные детские приюты и дома ребенка. Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслуживание, которые обеспечивались в этих учреждениях, дети в них теряли аппетит, жизнерадостность, переставали двигаться, их обычным занятием становилось сосание пальца, при этом взгляд был бессмысленно устремлен в одну точку. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года. Российские педиатры и психологи, поняли, что все симптомы связаны с дефицитом общения, и данную болезнь назвали госпитализмом . Ребенку недостаточно удовлетворять только свои органические потребности, ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого – видеть его улыбку, слышать его голос, чувствовать его тепло.


    1. Период младенчества

      1. Развитие основных психических функций младенца

Комплекс оживления знаменует конец новорожденности и начало стадии младенчества (2 мес. – 1год). Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного развития - младенчество. Ведущая деятельность младенческого пе­риода - непосредственно-эмоциональное общение с близким взрослым (по Д.Б. Эльконину).

Период младенчества можно разделить на два подпериода: до 6 месяцев и после 6 месяцев.

В 1-ом полугодии между взрослым и ребенком наблюдается «общение ради общения», или ситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной) . Объект этой деятельности - другой че­ловек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удо­вольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (в виде поглаживаний, тормошения, объятий), звуков.

В это время их общение ничем не опосредовано: никаких предметов и содержания для этого общения не требуется. Единственным его смыслом является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно бескорыстным и положительным. Ребенку еще ничего ненужно от взрослого кроме его внимания и его присутствия. Единственное против чего он возражает, - это против своей «незамеченности». Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается со стороны матери: она радуется самому факту его существования. Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определил как чувство «хорошо, что ты существуешь», проявляется здесь в чистом виде.

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца, так как:


    • благодаря личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как субъект общения,

    • складывается положительное самоощущение как первичная форма самосознания. Она проявляется в ярких положительных эмоциях , в стремлении привлечь взрослого к себе, в его общей активности,

    • к концу первого полугодия появляется привязанность к близкому взрослому. Поэтому на этой стадии развития ребенок нуждается не в принципиальности взрослого, не в следовании его определенным воспитательным представлениям, а постоянное выражение любви и заботы. Благодаря этому у младенца закладываются базовые составляющие чувства уверенности в себе формирование на этой стадии базового чувства "доверия к миру" по Э. Эриксону, составляющие чувства уверенности, и активной позиции к окружающим, к миру и к себе. Среди молодых матерей, а также некоторых нянь и воспитателей в Домах ребенка существует представление о необходимости отучать ребенка от крика и плача. В этой "псевдовоспитательной" ситуации требовательный плач при его игнорировании может через стадию "закатывающегося крика" переходить в беспомощное всхлипывание, а потом затихать. Единственным результатом такого воспитательного подхода является формирование опыта беспомощности и фиксация устойчивой пассивно-тормозимой установки с последующим избеганием контактов.

    • эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца и его отношение к предметному миру .

В первом полугодии жизни познавательная активность младенца проявляется в зрительном и слуховом сосредоточении на воспринимаемых предметах (причем сенсорные процессы в своем развитии опережают развитие двигательной системы) (табл.1). Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, постепенно совершенствуется: после 2-го месяца сосредоточение становится более длительным, к 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может следить за их перемещением, появляется способность к различению простейших цветов.

Развивается слуховое восприятие, появляется реакция на обращенные к нему слова. К 3-4 месяцам заканчивается совершенствование зрительного и слухового аппарата: ребенок не только видит и слышит, он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям, получает от них удовольствие. Взрослые, ухаживающие за ребенком должны, удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая среда не была однообразной и неинтересной.

После 4 месяцев младенцы начинают активно познавать свое тело. Сначала они открывают для себя собственные руки и ноги и некоторые из движений, которые можно ими воспроизводить. К 4-5 месяцам малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг, т.е. общение со взрослым приобретает избирательный характер. Это позволяет им начать строить схемы «я и другие».

Первый год жизни ребенка является подготовительным (довербальным) периодом к активной речи. В этот период интенсивно складываются предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейшее речевое развитие. Особенности довербального общения оказывают мощное влияние на сроки возникновения и темпы развития речи в последующем периоде .

Подготовка к появлению речи идет двумя направлениями:

1. развитие понимания речи взрослых (пассивная речь) связано с развитием фонематического слуха.

2. развитие предречевых вокализаций ребенка (активная речь) связано с отработкой речевых артикуляций. Предречевые вокализации, входящие в состав комплекса оживления, наблюдаются уже первом полугодии: в 2-3 месяца выделяются короткие звуки – гукание, от 4 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки – гуление. Для гуления характер­но прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподража­ние, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

Во втором полугодии происходит перестройка предречевых вокализаций, выражающаяся в снижении количества и изменения роли гуления и гукания, а также в нарастании числа лепетных звуков (комбинация гласных и согласных в произвольной форме), принимающих на себя основную функцию при голосовом общении детей с окружающими взрослыми .

Развитие вербальной функции происходит лишь в том случае, если прослушивание речи включено в контекст живого общения с реальным взрослым и если взрослый формирует у ребенка потребность в понимании речи и в активном владении ею, ставя перед ним задачи, требующие использования вербальной функции .

После 6-6.5 месяцев происходит первичное понимание слов взрослого, которое проявляется в умении связывать воспринимаемый предмет с его названием. С этого периода у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на жесты взрослого, сопровождаемые словами. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок протягивает ко взрослому ручки.

Примерно в 5 месяцев возникает важное событие – ребенок начинает целенаправленно тянуться и захватывать предметы. В детской психологии данное явление называется - «акт хватания». Л.Ф.Обухова отмечает, что это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Это движение первоначально организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Взрослый вычленяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним внимание ребенка. Предметы, выделенные взрослым из окружающей среды, приобретают привлекательность и своеобразный интерес для ребенка. Он зрительно сосредотачивается на предмете и начинает целенаправленно тянуться к нему. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони (у младенца кисть руки сжата в кулачок). В дальнейшем движения руки становятся более точными, направленными на цель, рука раскрывается, расположение пальцев зависит от того, какой предмет берет ребенок (мячик берется растопыренными пальчиками, шнурок – кончиками пальцев и пр.). С появлением акта хватания начинают формироваться образ предмета и предметное восприятие. Образ предмета возникает, когда есть практический контакт между изображением и предметом.

В 5 – 5,5 месяцев ребенок самостоятельно может свободно достать, захватить и удержать игрушку. Все это стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы, получить которые можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов, игрушек.

Во 2-м полугодии ребенок больше не соглашается только обмениваться улыбками со взрослым, ему теперь надо сотрудничать со взрослым. М.И.Лисина назвала такое общение ситуативно – деловым . Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца своими умениями действовать с предметами. Основными средствами общения ребенка становятся предметные действия и локомоции: жесты, позы.

Постепенное изменение предмета общения требует новых способов воздействия на взрослого: так возникает (формируется) указующий жест ребенка. По поводу этого жеста Л.С.Выготский писал, что сначала указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые в воздухе, остаются висеть воздухе, пальцы делают указательное движение. Когда мать приходит на помощь ребенку и понимает его движение как указание, указательный жест становится жестом для других .

Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало манипулятивным действиям . Предметные манипуляции одинаковы по отношению к любому предмету: он их трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот, т.е. ребенок еще не замечает способа действия с предметами и вся его активность направлена на сам предмет – на его схватывание и удержание.

Поскольку эти действия с предметами не зависят от свойств предметов, их называют неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяет ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а двумя предметами (например, постукивание двумя погремушками).

В 9 - 10 месяцев малыша начинает привлекать не только действие, но и свойства предметов (мячик можно катить, из чашки пить, пирамидку строить…). Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде чем действовать ребенок как бы исследует его (ощупывает, переворачивает, медленно двигает), и лишь потом применяет привычное манипулирование. Овладевая этими действиями, ребенок переходит к специфическим действиям с предметами. Сначала ребенок выполняет действие одним показанным ему способом и на одни и тех же предметах. (Например, увидев, как мать «укладывает спать куклу», ребенок будет тянуться именно к этой игрушке и укладывать в этом же месте. Другая кукла его не устроит.) Осуществляя такого рода движения, малыш копирует (подражает) специфические действия близких и через эти действия приобщается к ним. Подражание ребенка взрослому на данном этапе еще не является предметным действием. Свидетельством этого может служить тот факт, что ребенок требует тот самый предмет, который находится в руках взрослого, а также характер самого выполнения действия (когда годовалый ребенок» качает куклу – это всего лишь движение покачивания, а не воспроизведение действия «убаюкивания», т.к. кукла в руках ребенка может находиться в самом экзотическом положении).

Позднее, в начале второго года жизни, он пытается применить усвоенные действия к разнообразным предметам, имеющим разные свойства (например, толкает палочкой мячик, колесико, шарик). Появляется возможность переноса действия на сходные предметы. Это свидетельствует о начале новой деятельности – предметной, характерной для следующего возрастного периода.

К концу 1-го года жизни ребенок начинает ходить, самостоятельность ребенка резко возрастает. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости. Возникают собственные, независимые от взрослого, желания ребенка. Если раньше окружающие предметы были привлекательными в руках взрослого, то теперь они влекут малыша независимо от взрослого. Если раньше все, что нужно малышу исходило от взрослого, то теперь он сам может хотеть то, что не связано со взрослым. Ребенок обнаруживает собственные, независимые от взрослого желания (если раньше окружающие предметы становились привлекательными в руках взрослого, то теперь они влекут малыша независимо от взрослого), появляется «я-желающий».

Появление прямохождения, как важнейшего психического новообразования младенческого периода, является механизмом зарождения у ребенка новых потребностей . Возможность ходить открывает перед ребенком новый мир окружающих предметов, делает их доступными для познания. Новые объекты привлекают ребенка своей необычностью, непознанностью, возникает желание узнать (потрогать, рассмотреть…) эти предметы.

Так в недрах младенческого возраста зарождается новая потребность – потребность в познании предметов окружающего мира , которая будет развиваться и реализовываться уже в следующем возрастном периоде и в процессе другой ведущей деятельности.

Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. С 8-9 месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. К концу 1-го года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов своих сходных по звучанию со словами взрослой речи. Складывается так называемая автономная, понятная только близким речь, эмоционально окрашена, состоит из отрывков слов и имеет характер указательных жестов. Исследователи называют ее - языком нянь. Если в первое полугодие речь воспринимается как передача эмоционального состояния, то к концу 2-го полугодия ребенок стремиться ее понять.

Впервые происходит разрыв единой социальной ситуации «МЫ», и возникает автономность от взрослого, резко повышающая его собственную активность. Начинает формироваться переживание ребенком себя как субъекта действия, которое приводит к кризисным проявлениям на рубеже 1 года.


      1. Кризис 1 года

Свобода передвижения приводит к расширению круга доступных предметов, часто небезопасных для ребенка. Он бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет все, что попадется на глаза. Стремление к независимости часто выражается в негативном поведении ребенка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок на­чинает протестовать против управления собой. Годовалый ребенок неожиданно для родителей превращается из спокойного и уступчивого существа в капризного, своевольного деспота. Это и есть кризис 1 года – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого – является основным противоречием кризиса 1 года.

Поведенческим симптомом появления кризиса является появление гипобулических реакций , протекающих по типу эмоциональных взрывов: ребенок требует желаемого, но натыкается на сопротивление взрослых, поэтому возникают слезы, скандалы.

Кризис 1 года захватывает все сферы жизни ребенка:


  • Сфера предметной деятельности. В этой сфере возрастает активность и самостоятельность предметных действий, их разнообразие, овладение новыми способами с предметами.

  • Отношения со взрослыми: наблюдается избирательность отношений, неприязнь и недоверчивость к посторонним, требовательность к взрослым.

  • Отношение к самому себе: стремление отстоять свою независимость проявляется прежде всего в повышенной обидчивости ребенка, настойчивых требованиях .
Основная задача воспитания в данный период – максимально расширить и развивать ориентацию ребенка в окружающей действительности. Забота о макси­мальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя». Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возмож­но, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасно­му предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами.
Вопросы и практические задания к главе 3
Вопросы для самопроверки

  1. Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребенка?

  2. Какие безусловные рефлексы новорожденного Вы знаете?

  3. Является ли достоинством или недостатком развития ребенка небольшое количество врожденных форм поведения? Какие действия матери могут способствовать образованию вредных привычек?

  4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?

  5. Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты. Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

  6. Что происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется частично?

  7. В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии?

  8. Какова роль взрослого в становлении хватательных движений младенца.

  9. Как происходит развитие манипуляций во втором полугодии жизни?

  10. В чем проявляется познавательная активность детей во втором полугодии?

  11. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

  12. Каковы основные психические новообразования младенческого периода?

  13. В чем заключаются основные признаки кризиса 1-го года. Объясните главное противоречие кризиса 1-го года.

Практические задания

Задание 1 . Охарактеризуйте развитие ребенка в младенческом возрасте по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), вид общения (по М.И.Лисиной), психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».

Таблица 1


Задание 2. Докажите, что наследственные особенности и врожденные свойства организма являются предпосылками психического развития организма.
Задание 3 . Докажите, сто ситуативно-личностное общение со взрослым является основной формой общения младенца 2-6 месяцев?
Задание 4 . В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте. Заполните таблицу «Динамика речевого развития». По какой причине может происходить задержка речевого развития ребенка?
Таблица 2

Задание 5 . Сравните по самостоятельно выделенным характеристикам следующие виды общения: ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Задание 6 . Заполните таблицу сопоставления кризисов.

Таблица 3


Задание 5. Вставьте пропущенное(ые) слово(а)


  1. Ребенок появляется на свет, имея определенный запас …, облегчающих приспособление к новым условиям жизни.

  2. ...рефлексы получены ребенком от животных предков, большинство из них угасают уже в первое полугодие.

  3. Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о... (силе или слабости?) новорожденного. Это обеспечивает…………..

  4. В противоречии между……. заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

  5. Центральным психологическим новообразованием кризис­ного периода новорожденности считается возникновение ……..

  6. В состав комплекса оживления входит……….

  7. Появление комплекса оживления у ребенка знаменует появление не только первой социальной потребности – потребности в.., но и ….

  8. Спе­цифическая для младенческого возраста социальная ситуация раз­вития - это ситуация ……………

  9. Ведущая деятельность младенческого пе­риода - это……..(по Д.Б. Эльконину).

  10. В 1-ом полугодии между взрослым и ребенком наблюдается… общение (по М.И.Лисиной).

  11. «Акт хватания» первоначально организуется…

  12. Во 2-м полугодии возникает…общение (по М.И.Лисиной).

  13. В 6-7 месяцев у ребенка складываются простые … действия с предметами, а к 9-10 месяцам малыша начинает привлекать не только действие, но и … предметов.

  14. Повышение собственной активности ребенка приводит к формированию переживания ребенком себя как субъекта…и субъекта...

  15. К концу 1-го года жизни складывается так называемая…речь.

  16. Основное противоречие кризиса 1 года проявляется в ……..

  17. Поведенческим симптомом появления кризиса является появление…….

Задачи

Задача 1 . Какой тип общения демонстрирует ребенок, что требует ребенок, как построить взаимоотношения с ним?

Ребенок (8 месяцев) находится на руках у матери. Он протягивает свои ручки к часикам, приглашая полюбоваться ими. Мама улыбается и относит малыша в другое место. Ребенок начинает плакать.


Задача 2 . В некоторых семьях во время бодрствования детей сажают на диван, обкладывая подушками. Полезна ли данная организация бодрствования для ребенка и почему? Как можно организовать бодрствование детей в домашних условиях 4 .
Задача 3. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон. Назовите причину данного явления.
Задача 4 . О каком поведенческом акте упоминается в данном примере?

Миша (5 мес.), находясь в манеже, все время передвигается. Вот он обратил внимание на яркий волчок. Он тянется к нему ручками 5 .


Задача 5. Чем объяснить поведение ребенка?

Саша (1 год) бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет в рот все, что попадется на глаза. Когда взрослый пытается ему в чем-то отказать, неистово кричит и закатывает настоящие истерики. Родители в растерянности.


Задача 6 . Какое психологическое новообразование младенческого возраста определяет данное поведение?

А) Валя (10 мес.) тянется рукой к светильнику. Мама поднимает ее вверх, она трогает рукой светильник. После этого случая Валя постоянно тянется к светильнику. В ответ на слова мамы: «Валя, где лампа?» - она не только смотрит на светильник, но и протягивает к нему ручку. Мама поощряет: «Молодец, правильно показала лампочку».

Б) Валя (4 мес.) лежит в кроватке. Перед ней подвешены на веревочке погремушки и пластмассовые яркие зверята. Смотрит на игрушку, начинает радостно двигать ногами и руками. Случайно задевает их руками и приводит в движение. Оживляется еще больше. Если рука попадает на яркую игрушку, Валя растопыривает пальцы и на мгновение задерживает руку на нем. Затем ощупывает игрушку пальцами. На несколько секунд рука охватывает игрушку целиком.

Темы творческих работ


  1. Инициативность младенца в общении со взрослым и их реакции.

  2. Младенец: от общения к действию и познанию.

  3. Психологические условия полноценного психофизического развития ребенка в период новорожденности.

  4. Роль эмоционально-личностного общения с ребенком в младенческом возрасте для дальнейшего психического развития.

Литература к главе 3


  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991.

  2. Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца. М., 1979.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  4. Ветрова В.В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Дис... канд. психол. наук. - М.: Наука, 1975.

  5. Ветрова В.В. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред.М.И. Лисиной, М.,1985.

  6. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч. в 6 т. М., 1984. Т.4.

  7. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр.соч. в 6 т. М., 1984. Т.4

  8. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970.

  9. Крайг Г. Бокун Д. Психология развития. СПб., 2007.

  10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

  11. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.

  12. Мухина В.С. Возрастная психология. Хрестоматия. М., 2001.

  13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология М., 1996.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия.. Приспособиться к этим новым помога­ют безусловные рефлексы. Среди них, прежде всего, система пищевых рефлексов, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавис­тическими - они получены в наследство от животных пред­ков. Так, рефлекс, называемый иногда “обезьяньим”, про­падает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схва­тывает пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнс­кую шерсть при передвижении.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагиро­вать на позу кормления. Мозг маленького ребенка не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь свя­зана главным образом с подкорковыми центрами и недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Важные события в психической жизни ребенка - воз­никновение слухового и зрительного сосредоточения. Слу­ховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. Поз­же, на 3-4-й неделе, такая же реакция возникает на го­лос человека.. Зрительное сосредоточение, появляется на 3-5-й неделе, Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

При­мерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бур­ная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, знаменует собой появ­ление первой социальной потребности - потребности в общении. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес - почти в 2 раза. В результате он приобретает большие возможности познания окружа­ющего мира.

В познавательной сфере в первую очередь происходит развитие восприятия и тонких ручных движений. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденного, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно дли­тельным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Становится возможным прослеживание дви­жущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двига­ется и издает радостные звуки.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает фор­му предметов, выделяет контур и другие их элементы. Если показывают одновременно две картинки - однотонную и с верти­кальными черными линиями, он дольше смотрит на вто­рое изображение.

Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигу­рам концентрической формы, к изломам - переходам прямой линии в изогнутую. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых пред­метов и другие их свойства.

К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагиро­вать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Физическое развитие младенца: 1 месяц - Поднимает подборок. 2 месяца - поднимает грудь. 3 месяца - тянется за предметом, но,как правило, промахивается.4 месяц а - сидит с поддержкой.5-6 месяцев - х ватает рукой предметы. 7месяцев - с идит без поддержки.8 месяцев - садится без посторонней помощи. 9 месяцев - стоит с поддержкой; ползает на животе. 10 месяцев - ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками 11 месяцев - стоит без поддержки. 12 месяцев - ходит, держась одной рукой.

Начинает развиваться также пространственное восприя­тие, в частности восприятие глубины. (Эксперимент со стеклянной поверхностью – обрыв - после 8 месяцев боль­шинство детей избегают “обрыва” и начинают плакать).

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разроз­ненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные

об­разы предметов. Познавательному развитию ребенка способствует раз­нообразие впечатлений , которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его по­требность в новых впечатлениях.

Движение и действия . Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объе­диняющим ощущения разных модальностей. Наблюдается синхронизация движений ребен­ка и матери. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирую­щих, вызывают ассоциации с вальсом.

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных ко­ординации. Значение этого момента для дальнейшего раз­вития велико: хватание - первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схва­ченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. После 7 меся­цев встречаются “соотносящие” действия: ребенок вклады­вает маленькие предметы в большие, открывает и закрыва­ет крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно вер­но использовать предметы, подражая действиям взрослых. К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними. Ори­ентируясь в окружающей действительности, он интересу­ется не только тем, “что это такое”, но и тем, “что с этим можно делать”.

Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года услож­няются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем ис­пользуя двигательную активность. Добиваясь ус­пеха, ребенок действует методом проб и ошибок. К концу 1 года ребенок включается в достаточно слож­ные действия-игры. Ребенок начинает познавать мир на этом возрастном этапе в наглядно-действенном плане, внутренний план будет сформирован значительно позже.

Память. Познавательное развитие младенца предпола­гает включение механизмов памяти, естественно простей­ших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает, ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным. 4-месяч­ный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, на­ряду с познавательным,и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близ­кими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность

расслабление при удовлетворении потреб­ности. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым. Между 7 и 11 месяцами, по­является так называемый “страх расставания”

Общаясь с мамой или другим близким человеком, мла­денец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоцио­нальным контактам, но и к совместным действиям. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок.

Начинается в младенческом возрасте иречевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, ребе­нок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением . Во втором полугодии возникает лепет , который обычно сочетается с выразительной жестику­ляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, про­износимых взрослыми, и сам произносит одно или несколь­ко своих первых слов, С появлением первых слов начинается но­вый этап в психическом развитии ребенка.

Переходый период между младенчеством и ранним дет­ством называют кризисом 1 года. Как всякий кри­зис, он связан со всплеском самостоятельности, появле­нием аффективных реакций. Аффективные вспышки у ре­бенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

Главное приобретение переходного периода - своеоб­разная детская речь , называемая Л.С. Выготским автоном­ной. Она значительно отличается от взрослой речи и по зву­ковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (се­мантической стороне).

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство - уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с пред­метами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь си­туативна, непонятна большинству окружающих, его воз­можности общения с близкими людьми значительно рас­ширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ре­бенка основывается в первую очередь на потребности об­щения со взрослыми - центральном новообразовании дан­ного возрастного периода.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Не имеют рамок. Вот, например, в законе Российской Федерации нет четких возрастных границ для понятия "ребенок". Понятно, что каждый родитель считает своего ребенка малышом и в восемнадцать, и в тридцать лет. Однако чисто формально гражданин должен платить налоги с рождения, и может выражать свое мнение по поводу того, с кем из родителей жить после их развода, уже с десяти лет. Уголовная ответственность человека в нашем государстве начинается с четырнадцати лет, а уже в восемнадцать наступает полная дееспособность. Так же и с молодежью - возрастные рамки этого нигде не прописаны. Но говоря о таком понятии, как младенческий возраст, - многие из нас все же представляют себе определенный четкий образ младенца. Из этой статье вы узнаете о том, что собой представляет этот возраст и каковы его характерные особенности.

Возрастные рамки

Многие специалисты все же склоняются к мнению, что младенцами являются дети с момента рождения и до одного года. Очень часто можно встретить определение но используя этот термин, автоматически не учитывают всех малышей, которых матери не кормят грудным молоком. Рассмотрим первую классификацию. Младенческий возраст - ранний возраст, в котором приобретаются все базовые физиологические навыки малыша. Основные достижения этого возраста - появление навыков речи, их своевременное совершенствование, а также произвольное (осознанное) взаимодействие с окружающей средой.

Младенческий возраст ребенка

Психологи утверждают, что в жизни ребенка младенчество - самый продуктивный и вместе с тем стабильный период развития. Младенческий возраст наступает, как только ребенок преодолевает первый в своей жизни кризис - рождение. Долгое время он находился в утробе матери, где было все необходимое для комфортной жизни - питание, тепло, уют. И вот малыш попадает на белый свет: совсем иная температура воздуха, другое дыхание, совсем другой мир окружает его! Развитие в младенческом возрасте происходит очень быстрыми темпами. Впервые устанавливаются социальные связи, эмоциональное взаимодействие не только с матерью, но и с другими членами семьи. Ребенок впервые познает, каково это - общаться посредством звуков, прикосновений, жестов.

Ценность общения

С первых минут жизни чрезвычайно важным компонентом полноценного развития личности младенца становится общение. Именно благодаря общению приобретает стабильную психику. Ребенок должен ощущать тепло и заботу, в противном случае может развиться так называемый дефицит внимания, что, в свою очередь, может негативно отразиться на всей дальнейшей жизни маленького человека - так важен этот возраст. Младенческий период в жизни человека совершенно уникален. Подражая окружающим, малыш стремительно учится новому день за днем. В первую очередь он, конечно, заявляет окружающим о своем настроении, о том, каково его самочувствие. Младенцы не могут сказать вам, что именно им не нравится, что становится причиной их дискомфорта, поэтому так важно быть чутким к эмоциям малыша.

Умственное развитие младенца

Пожалуй, самая главная характеристика младенческого возраста - приобретение развитого мышления. ребенка в этом возрасте ряд ученых считает сенсомоторным. Такая фаза мышления основана на эмоциональном и тактильном восприятии этого мира. Пока что ребенку не хватает навыков для общения, но вот что поразительно - он все же коммуницирует с этим миром! Для детей крайне важны упражнения - малышу постоянно хочется что-нибудь хватать, кусать, сосать... Кроме того, дети в этот период активно слушают и наблюдают за происходящим вокруг. Позднее они перенимают модель поведения окружающих и копируют те или иные действия своих родителей. Важно отметить, что малыш уже в возрасте двух месяцев способен отличить "своего" от "чужого", незнакомца. Ему хорошо знакомы голоса родителей, в то же время он может испугаться, услышав новый тембр голоса. Также младенец учится предугадывать, что произойдет в ближайшее время. К примеру, если малыш приучен к тому, что каждый день его мажут каким-нибудь кремом, и этот процесс ему не очень-то по душе, он может испугаться и заплакать, как только увидит знакомый тюбик.

Действия малыша

Особенности младенческого возраста состоят и в специфике первых движений малыша. Так, к примеру, ученым известно явление так называемого глаза новорожденного. Хаотичные движения глаз могут показаться необычными, но не стоит переживать. Наблюдающий ребенка врач заметит отклонения от нормы, если таковые действительно имеются. В подавляющем же большинстве случаев он быстро учится сосредотачивать взгляд на определенном объекте. Очень часто малыши обладают особо выразительными движениями. Посредством их младенцы также выражают свои эмоции. Детки учатся ползать - это первый способ их передвижения. Самый излюбленный жест любого малыша - это указание. Своим маленьким пальчиком ребенок укажет на то, что он хочет схватить, на того, к кому желает пойти на ручки, и так далее.

Кризис первого года жизни

Первый возрастной кризис, с которым сталкивается, пожалуй, каждый человек на Земле, происходит с ним на второй год от рождения. Развитие ребенка в младенческом возрасте проходит семимильными шагами, и зачастую психика ребенка не способна воспринять всего того объема информации, которую он получает. В этот период малыш становится особенно капризным, кажется неподатливым для воспитания. На этом жизненном этапе малышу уже многое хочется делать самостоятельно. Он особенно восприимчив к тому, что взрослые делают ему замечания, не дают баловаться и трогать опасные предметы, уводят от тех мест, куда малышам ходить уж точно не стоит. Кризис первого года - это испытание, которое предстоит преодолеть не только ребенку, но и его родителям! В этот непростой период взрослые должны окружить малыша вниманием, спокойнее относиться к капризам ребенка и не воспринимать слишком близко к сердцу то, что их чадо не слушается. Вседозволенность в этот период может привести к неправильному воспитанию малыша. Единственный совет, который подойдет для любой семьи в этот период, - любить друг друга, уважать желания ребенка и мнение второго родителя.

Малыши от 1 до 3 лет

Пережив непростой этап - кризис первого года жизни, родители и детки вступают в новую фазу развития. Стоит сразу отметить, что если относиться к шалостям ребенка с юмором, то все эти "кризисы" пройдут незаметно для всех членов семьи. Младенческий дошкольный возраст определяется возрастными рамками от 1 до 3 лет. В это время речь малыша становится все совершеннее, увеличивается словарный запас, ребенок может начать активно задавать вам вопросы об окружающем мире, поэтому запаситесь энциклопедиями будьте готовы ответить на все каверзные вопросы своего малыша". В этот период также бывает сложно уложить малыша спать, поэтому лучшее решение - найти интересные сказки. Некоторые родители попробовали включать своим деткам на ночь легкие классические мелодии и пришли к выводу, что если музыка является фоном к любимой сказке, ребенок засыпает в считаные минуты.

Очередной кризис

Капризное поведение ребенка и может довести кого угодно - только не вас! Повторяем: чтобы пережить трудные этапы в жизни, к ним нужно относиться исключительно с юмором. Пусть ваше чувство юмора и терпение помогут пережить очередной кризис - трехлетний возраст. Младенческий период можно считать оконченным, когда ребенок идет в детский сад. Там он встречает своих сверстников - самых разных ребят, порой таких же капризных и напуганных новой обстановкой, как и он сам. Дети чувствуют вселенскую несправедливость, когда родители отдают их, пусть и на пару часиков, в ясли. Чужие няни, непонятные ребятишки, все такое непривычное и странное - малыши и не догадываются, что скоро детсад станет тем местом, куда им захочется возвращаться снова и снова, чтобы поиграть с другими ребятами!

Трудности яслей

Как уже было сказано ранее, ребенок, впервые оказавшись в таком незнакомом месте, как детсад, может испытывать серьезный стресс, который оказывает влияние на поведение и даже некоторые навыки! Трудности, с которыми может столкнуться малыш, когда заканчивается младенческий возраст и начинается пора детского сада, следующие:

  • Ребенок начинает больше плакать - большинство детей плачут в свой первый день в детском саду. Малыши чувствуют себя растерянными, переживают из-за того, что родителей нет рядом долгое время.
  • Снижается интерес к познанию, играм - малыши находятся в состоянии стресса, им точно не до веселых игр или чтения книг, когда они тоскуют по своим родителям.
  • Беспомощность - даже если ваш малыш уверенно держит ложку и спокойно ходит на горшок, в первое время в детском саду он может испытывать трудности с этими навыками. Но все это остается лишь делом привычки. Работники детского сада и воспитатели при вашей помощи смогут помочь малышу чувствовать себя как дома, и вскоре он снова станет самостоятельным.
  • Плохо спит и мало ест - именно так говорят воспитатели большинству родителей об их ребеночке в первые дни в детском саду. Малыши должны привыкнуть к распорядку дня, но, конечно, желательно, чтобы они уже обладали естественной привычкой спать днем прежде, чем придут в ясли.
  • Слабый иммунитет - ваш малыш может чаще болеть, когда ходит в детский сад. На фоне стресса иммунная система даже взрослого человека значительно ослабевает, что уж говорить о малышах!

Как помочь своему малышу?

Младенческий возраст пролетел быстро, почти незаметно, в жизни вашего малыша наступил новый, отнюдь не простой этап, и только вы можете помочь ему легче адаптироваться в этой новой среде. Во-первых, старайтесь соблюдать дома режим дня детского сада. Кормите ребенка по расписанию, посвящайте время познавательным играм и, конечно, не забывайте о тихом часе. Учите малыша общаться с другими детками на улице, позволяйте ему проводить время и в одиночестве. Ваш малыш должен уметь самостоятельно играть хотя бы 10 минут в час! Больше гуляйте на свежем воздухе, ведь прогулка - это лучший способ держать тело и иммунитет в тонусе!

Как провести выходные с малышом?

Вот и первая неделя в детском саду закончилась, впереди выходные! Они должны принести много радости и хороших воспоминаний как вам, так и вашему ребенку. Вы можете попробовать организовать пикник на свежем воздухе, вместе с ним сделать несложные блюда и угостить всех членов семьи. Постройте большой домик из подручных средств! Дети любят строить настоящие башни из подушек и одеял. Читайте книги, рисуйте, поиграйте в доктора или парикмахера. Поиграйте в школу: пусть ребенок выполняет несложные задания и получает за них пятерки или же цветные наклейки - что придется ему по душе. Спрячьте сокровище и попытайтесь найти этот клад вместе, попробуйте сделать красивую аппликацию или оригами. Сыграйте в прятки, придумайте спортивное соревнование, посмотрите мультфильм, слепите фигурки из пластилина! Пусть эти выходные будут веселыми и незабываемыми!

Младенческий или же грудной возраст принято делить на три этапа: новорожденность (первый месяц жизни ребенка), первое и второе полугодие. По психологическому содержанию первый этап является своеобразной подготовкой ребенка к ситуативно-личностному и эмоциональному общению с взрослыми. На протяжении первого полугодия жизни младенец постепенно овладевает экспрессивно-мимическими методами общения, которые являются частью комплекса оживления.

На этом этапе развития ведущей деятельностью малыша является ситуативно-личностное общение с взрослым. Под его воздействием складывается основное психологическое новообразование - аффективно-личностная связь с близкими взрослыми, которая является основой становления личности и залогом дальнейшего успешного развития ребенка.

Социальный аспект младенческого возраста

Человек по своей сущности может рассматриваться через три ипостаси:

  • как биосистема;
  • как социальное существо;
  • как личность.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения - тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соответствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.

Новообразования младенческого возраста

Младенчество - период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет, а затем и манипулировать им.

Исследователи выделяют два основных новообразования младенчества:

  • структуру речевого действия (к году ребенок может произносить свои первые слова);
  • предметное действие (осваивает произвольные взаимодействия с предметами окружающего его мира).

В результате эмоционального общения интенсивно развивается познавательная активность малыша. Младенец, возраст которого составляет более 4 недель, уже начинает проявлять интерес к окружающему миру. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом - человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей.

Младенчество - период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

Развитие речи в младенческом возрасте

Как правило, до года речь малыша является пассивной – он уже понимает интонации и часто повторяющиеся конструкции, но сам еще не говорит. Однако именно в младенческом возрасте закладываются основы речевых навыков. Они формируются самими детьми, которые пытаются установить контакт со взрослыми сначала с помощью плача, жестов, лепета, воркования и гуления, а затем – при помощи первых слов.

Переходной фазой от активной речи к пассивной является автономная, которая формируется в возрасте 10-12 месяцев. Иногда ее называют детским жаргоном. По форме автономная речь является общением, но по содержанию – ситуативной эмоционально-непосредственной связью со взрослыми. Она имеет некоторые свои особенности, в частности:

  • не совпадает с активной речью ни артикуляционно, ни фонетически («би-би»), ни по значению (многозначность вокализаций);
  • отличается своеобразностью связи между словами (напоминает ряд восклицаний, которые произносятся в состоянии аффекта);
  • общение возможно только в определенной ситуации и с конкретными людьми, которые «посвящены в шифр» детской речи.

Предметная деятельность в возрасте младенчества

Деятельность с предметами тесно взаимосвязана с развитием движений ребенка, при этом в ее последовательности всегда прослеживаются определенные закономерности:

  • Движущийся глаз. Этот феномен известен под названием «глаза новорожденного» и заключаются в том, что левый и правый глаз младенца могут смотреть в противоположные стороны. Эти движения уточняются лишь к концу второго месяца, когда ребенок уже способен зрительно сосредоточиться на предмете. На третьем месяце формируется бинокулярное зрение, а движение глаз малыш контролирует практически так же, как и взрослые.
  • Выразительные движения.
  • Перемещение в пространстве. Это является предпосылкой усвоения предметной деятельности. Ребенок последовательно учится различным действиям: от переворачивания и поднимания головы до сидения, ползания и первых шагов. Все эти процессы характерны для различных сроков, и существенное влияние на них оказывает стратегия поведения родителей. Овладевая каждым новым движением, младенец открывает для себя новые рубежи пространства.
  • Ползание (иногда эта стадия пропускается).
  • Хватание. К концу второго этапа грудного возраста случайные захватывания игрушек обретают признаки намеренных действий.
  • Манипулирование предметами. От «настоящих» действий оно отличается лишь тем, что предмет, как правило, используется ребенком не по назначению.
  • Указательные жесты.
  • Произвольность и управляемость движений, которые становятся базой для такого новообразования, как предметная деятельность.

Коммуникация ребенка грудного возраста

Базовой потребностью возраста младенчества является необходимость в защищенности и безопасности. В ее удовлетворении заключается главная функция взрослого. Более того, именно этот фактор оказывает огромное влияние на развитие в младенческом возрасте. Если ребенок будет чувствовать себя в безопасности, он откроется окружающему миру, доверится ему и освоит его намного смелее и быстрее. В противном случае ребенок ограничит взаимодействие с внешним миром в замкнутом пространстве.

Многие исследователи считают, что именно грудной возраст ребенка является определяющим в формировании у него чувства доверия или недоверия к людям, вещам и явлениям, которое он пронесет через всю свою жизнь. При дефиците внимания и любви или при жестоком обращении с младенцем у него неизбежно развивается чувство отчужденности. В этом же возрасте формируется и привязанность. Специалисты выделяют три фазы формирования младенческой привязанности:

  • малыш неосознанно ищет близости с любимым человеком;
  • учится отличать знакомых;
  • у малыша возникает чувство привязанности к особо значимым людям.

Научно доказано, что ощущение комфорта и социальное общение больше способствует формированию младенческой привязанности, чем своевременное кормление.

12.4. Психологические особенности младенческого возраста

Социальная ситуация развития младенческого возраста харак­теризуется такой системой отношений с близким взрослым, где все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, являющимся «цен­тром всякой младенческой ситуации» (Л. С. Выготский). «Пра-Мы» - существенная характеристика социальной ситуации раз­вития, в которой ребенок и взрослый представляют собой единое целое и все формы активности ребенка в отношении мира опосре­дованы деятельностью взрослого.

Ведущая деятельность младенческого возраста - непосред­ственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.

Младенчество включает две фазы - раннее младенчество (2-6 месяцев) и позднее (7-12 месяцев). Эти две фазы принципи­ально отличаются друг от друга.

Первое различие связано с ведущей формой общения (М. И. Ли­сина). В раннем младенчестве - это ситуативно-личностное обще­ние со взрослым. В основе общения лежит потребность в доброже-

Лекция 12. Младенческий возраст ■ 163

лательном внимании взрослого. Во второй фазе младенчества ве­дущей формой общения является ситуативно-деловое общение. Здесь ведущая потребность - общение ребенка по поводу предмета, опре­деляемое деловым мотивом. На передний план выступает не взрос­лый, а деятельность с предметом. Средствами общения являются экспрессивно-мимические; предметно-действенные (позы, во втором полугодии предметные действия и локомоции); вербальные (к кон­цу позднего младенчества).

Второе различие связано с соотношением в развитии сенсори­ки и моторики. В раннем младенчестве ускоренно развиваются сенсорные функции. В позднем (после б месяцев) начинает опере­жающими темпами развиваться моторика - позовые, локомотор­ные и мануальные движения (действия с предметом).

Н. М. Щелованов, изучавший психическое развитие детей в ран­нем детстве, предложил следующую интерпретацию описанной ге-терохронности в развитии моторики и сенсорики . Исследо­ватель считал, что основная часть моторных функций человека кортикализирована, т. е. имеет корковое представительство. Это означает, что они не врождены, а формируются при жизни челове­ка в результате обучения, понимаемого в широком смысле слова. Очевидно, что для обучения необходима ориентировочная деятель­ность, включающая сенсорные процессы. Последовательность раз­вития функций - вначале сенсорика, а потом моторика - явля­ется доказательством положения о специфической форме психи­ческого развития как процессе присвоения социокультурного опыта.

Сенсорные процессы в раннем младенчестве характеризуются высоким уровнем развития. Так, в экспериментах Бауэра было показано, что дети в возрасте двух месяцев обнаруживают констант­ность величины и глубины большую, чем мог полагать эмпирист, хотя и меньшую, чем мог считать нативист. Это дало основание сформулировать положение о двух принципиально отличных по свойствам и механизмам реализации уровнях развития восприя­тия в младенческом возрасте: уровне предперцепции и уровне соб­ственно восприятия. Уровень предперцепции характеризуется дос­таточно высокой глобальной дифференциацией; относительно низ­кой константностью восприятия; отсутствием развернутого обследования предмета по типу моделирования его свойств путем уподобления рецепирующих органов свойствам воспринимаемых предметов (А. Н. Леонтьев). Таким образом, предперцепция пред­ставляет собой стадию развития восприятия до развития манипу-

164 ■ Возрастная психология . Конспект лекций

ляций и действий с предметами и предшествует развитию осмыс­ленного и предметного восприятия. Сенсорные процессы регулиру­ются новизной и ориентировочным подкреплением, т. е. носят «бес­корыстный» характер. Во втором полугодии сенсорика перестраи­вается на основе моторики, вбирая опыт манипуляций с предметом и локомоций ребенка, и приобретает свойства константности, ос­мысленности и предметности.

Приведем основные показатели развития сенсорных процессов у ребенка (ориентиры даны по материалам изучения развития де­тей в детских домах; при воспитании в условиях семьи сроки воз­никновения новообразований в сфере сенсорики оказываются бо­лее ранними):

■ 3-4 недели - слуховое сосредоточение (прислушивается, лока­ лизует источник звука); #

■ 3-5 недели - зрительное сосредоточение (концентрирует вни­ мание на предмете за 15-20 см от глаза), ступенчатое слежение за предметом;

■ 2-3 месяца - дифференциация зрительных объектов, предпоч­ тение объектов, характеризующихся новизной; самостоятельно удерживает головку в вертикальном положении;

■ 3-4 месяца - сидит с поддержкой;

■ 4 - 6-7 месяцев - формирование хватания;

■ 6-7 месяцев - сидит самостоятельно, начало ползания;

■ 9-11 месяцев - ходит с поддержкой;

■ 11-14 месяцев - ходит самостоятельно.

Развитие ручных (мануальных) движений начинается с хвата­ния, которое включает два компонента - дотягивание и схватыва­ние. В основе развития хватания лежат два условия - комплекс оживления и эмоциональное общение со взрослым, в контекст ко­торого взрослый включает предмет и развитие ориентировочных движений руки (ощупывания) и глаза. Сенсомоторная координа­ция «глаз-рука» выступает решающим условием формирования хватания. Совершенствование хватания происходит как все более точная оценка расстояния до объекта, предвосхищение формы и величины объекта.

Можно выделить следующие этапы в развитии манипуляций с предметом. На этапе «преддействия» (3-4, 6 месяцев) формируется сенсомоторное единство «глаз-рука». Ребенок может осуществлять простые манипуляции вложенным в его руку предметом, однако они осуществляются пока без контроля зрением. На этапе повтор-

Лекция 12. Младенческий возраст ■ 165

ных результативных действий (5-7 месяцев) - ребенок осуществ­ляет первые манипуляции под контролем зрения: постукивание, размахивание, притягивание предмета с последующим рассматри­ванием, выбрасывание, похлопывание и т. д. Повторный циклич­ный характер этих манипуляций, на основании которого они полу­чили название круговых циркулярных реакций, связан с тем об­стоятельством, что они основаны на ориентировочном подкреплении. На этапе соотносимых действий (7-10 месяцев) ребенок манипули­рует двумя предметами, устанавливая соотношение объектов меж­ду собой (например, вставляет кубик в кубик, ложку в чашку, пыта­ется нанизывать пирамидку и т. д.)- Здесь происходит дифферен­циация функций рук на ведущую и ведомую. Большое значение для развития соотносимых действий приобретает показ действия взрослым и использование «метода пассивных движений» для обу­чения ребенка этим действиям. И так к концу позднего младенче­ства (11-12 месяцев) формируются первые функциональные дей­ствия, в основе которых лежит выделение функции предмета: ребе­нок пытается надевать носок на ногу, а шапку на голову, повторяя действия взрослого. Если до этапа функциональных действий пред­мет выступал перед ребенком как физический объект, то теперь на первый план выдвигаются его социальные свойства. Рождение фун­кциональных действий подготавливает переход к новой ведущей деятельности - предметно-орудийной, направленной на овладение предметами как социальными орудиями.

К концу первого года возникает понимание речи и первые фор­мы активной речи ребенка. Особенность речи состоит в том, что она носит ассоциативно-ситуативный характер, т. е. может быть поня­та лишь с опорой на ситуацию, интонацию, жесты. Активная речь ребенка развивается от гуканья, гуления и лепета, представляющих собой «бескорыстную ориентировочную деятельность» как подра­жание интонационно-ритмической звуковой стороне человеческой речи. Сначала подражание носит репродуктивный и непроизволь­ный характер. Развитие лепета осуществляется в сторону возраста­ния произвольности имитации речи взрослого. На 5-6 месяце по­являются «псевдослова» - голосовые реакции относительно постоянного звукового состава, выражающие эмоциональные состо­яния ребенка и используемые им для воздействия на взрослого. Однако они не имеют предметной отнесенности. В конце первого года жизни речь ребенка настолько своеобразна как по семантике, так и по звуковому составу, морфологии и синтаксису, что получи­ла название автономной детской речи.

166 ■ Возрастная психология . Конспект лекций

Развитие памяти в младенчестве тесно связано с развитием вос­приятия и существует в форме узнавания. Можно выделить три этапа развития памяти в этот период: 1) моторная память - на положение при кормлении, на движения, действия; 2) эмоциональ­ная память в форме комплекса оживления; 3) образная память в форме узнавания (например, бутылочки, из которой ребенка кор­мят, начала узнавания «своих и чужих», выделение материнского лица).

Память в младенчестве не связана с упорядочением событий в отношении временной оси.

Развитие эмоций связано, в первую очередь, с формированием положительного эмоционального отношения ко взрослому и рож­дением социальных эмоций. В 8-9 месяцев формируется привя­занность ребенка ко взрослому, основанная на удовлетворении им потребности в безопасности. Возникновение привязанности нахо­дит отражение в таких эмоциональных реакциях, как проявление боязни и страха незнакомых людей, тревоги при сепарации от взрослого. Позитивное эмоциональное отношение переносится со взрослого на предмет, включенный в контекст общения со взрос­лым. Особенности проявления эмоций в младенчестве состоят в чрезвычайной яркости, иррадиированности; быстрой переключае-мости и лабильности.

К концу первого года у младенца возникает устойчивое чувство «Я», обнаруживающее себя в интересе к изображению себя в зерка­ле и положительно-эмоциональных реакциях на него }