Восстание черноморского флота 1905 крейсер. Судьба крейсера «Очаков»: "возмущения команды», лейтенант Шмидт, андреевский флаг с крейсера «Генерал Корнилов

Сегодня трудно представить себе, насколько огромной известностью обладал в первые советские десятилетия образ легендарного лейтенанта российского флота П.П. Шмидта. Его биографию знали все, советские дети хотели походить на легендарного революционера, а восстание экипажа крейсера «Очаков» воспринималось как славная страница революционной истории и предвестие торжества народной власти.

Почему подзабыли мятежного лейтенанта

В эпоху зрелого социализма о мятежном офицере, возглавившем матросский бунт, тоже вроде бы не забыли, но вспоминали редко. Особенно после того как другой «революционер», капитан третьего ранга Саблин, чуть было не увел советский большой противолодочный корабль «Сторожевой» в Швецию (1975), выдвигая руководству СССР политические требования. Сходство обстоятельств двух мятежей, разделенных во времени семидесятилетним промежутком, в определенном смысле бросало тень и на лейтенанта Шмидта. Большую известность получили события на «Потемкине».

В памяти школьников поздней социалистической поры смешивались два эпизода, произошедших на российском флоте в самый разгар русско-японской войны. На броненосце «Князь Потемкин Таврический» недовольство матросов скверной едой вылилось в бунт, сопровождаемый насилием и жертвами. Офицеров топили в море и умерщвляли всеми способами, затем начались артиллерийские выстрелы по Одессе. Корабль ушел в Румынию, где был интернирован, а команда - расформирована.

Нечто подобное случалось и в Севастополе, причем не только на «Очакове», но и на других кораблях Черноморского флота. Разница состояла в том, что из всех восставших на одесском рейде в историю вошел только матрос Вакуленчук, убитый офицером при попытке подавить бунт. Восстание на крейсере «Очаков» возглавил офицер, представитель военно-морской элиты царской России. Он запомнился эффектными и лаконичными сигнальными сообщениями и телеграммой императору. Да и число жертв в этот раз было куда большим.

Историческая подоплека

Россия - страна огромная. На ее территории соседние государства зарились всегда, желая отхватить хоть немного в свою пользу. Дальневосточная угроза исходила от Японии. В 1904 году намерения расширить территориальные владения переросли в полномасштабные боевые действия. К этому Россия готовилась, но руководство страны вело перевооружение недостаточно быстро. Тем не менее на воду в течение нескольких лет были спущены мощные крейсеры последних проектов.

Серия кораблей I ранга включала «Богатыря», «Олега» и «Кагул». Последним бронепалубным крейсером этого проекта стал «Очаков». Эти судна были быстроходными, имели мощное артиллерийское вооружение и отвечали всем требованиям военно-морской науки того времени. Экипаж каждого из них составлял примерно 565 моряков. Крейсера должны были оборонять берега Отечества в разных морях, омывавших империю.

Война с Японией

Война с Японией проходила крайне неудачно. Причин тому было несколько - от плохой подготовленности войск до простого невезения, выраженного в случайной гибели адмирала Макарова на рейде Порт-Артура. Имела место и активность японской разведки, проявлявшаяся во всестороннем подрыве оборонной мощи России и разжигании настроений недовольства. Конечно же, нельзя утверждать, что иностранная спецслужба организовала восстание на крейсере «Очаков». Дата 13 ноября ознаменовала день, когда с корабля ушли офицеры, побуждаемые к этому неповиновением команды и страхом быть убитыми. Без анализа предшествовавших событий невозможно понять обстоятельств бунта.

С чего все началось

А началось все еще в октябре, во время всероссийской политической стачки. К организации этой политической акции японская разведка, безусловно, отношение имеет, хотя и не решающее. Волнения имели место, в том числе и в Крыму. Бастовали железнодорожники, работники типографий, банков и многих других предприятий. Манифест царя от 17 октября не охладил пыл борцов за гражданские свободы, напротив, они восприняли этот документ как проявление слабости. Лейтенант Шмидт выступил на митинге. При разгоне демонстрации погибли восемь человек, самого лейтенанта в числе других зачинщиков беспорядков арестовали, однако уже 19 октября Шмидт присутствовал на заседании Городской думы как делегат от народа. В этот момент власть в Севастополе практически перешла к восставшим, порядок контролировался народной милицией, а не законной полицией. Позже Шмидт выступит на похоронах жертв разгона демонстрации и произнесет Его тут же вновь арестовали и до 14 ноября содержали на броненосце «Три святителя» под предлогом служебной растраты. Выпущен он был тогда, когда восстание на крейсере «Очаков» и нескольких других кораблях ЧФ уже произошло.

Каким был Шмидт

Петр Петрович Шмидт прожил всего 38 лет, но судьба его была столь щедро наполнена разными событиями, что для описания ее потребовалась бы целая книга, возможно, не одна. Характер мятежный лейтенант имел сложный, а поступки его можно было бы назвать противоречивыми, если бы в них не угадывалась определенная логика. С детства Петр страдал от психической болезни, которая не оставляла его всю жизнь - клептомании. Проявилась она еще в детстве, в младшем приготовительном классе Морского училища, когда мальчик начал воровать мелкие вещи у соучеников. После окончания учебы все, кто знал юношу, отмечали его крайне скверный характер и повышенную раздражительность, вызванную гипертрофированной горделивостью. Во время он каким-то образом умудрился жениться на проститутке Доминике Павловой, с которой его познакомил Михаил Ставраки (кстати, именно он в 1906 году будет командовать расстрелом Шмидта). Только происхождение из славной военно-морской семьи не раз и не два спасало молодого человека от изгнания из флота.

При всех своих недостатках офицер отличался прекрасными способностями к точным наукам, неплохо владел навигацией и прочими морскими премудростями, очень любил играть на виолончели. После обретения офицерского звания мичман Петр Шмидт получил отпуск - в этот период он работал на заводе сельхозоборудования. В дальнейшем это давало ему основание считать себя человеком, знающим жизнь простого народа. Когда появилась возможность прославиться, он возглавил восстание на крейсере «Очаков» - 1905 год стал его звездным временем.

Знамя восставших

Официальная советская историческая наука утверждала, что события 1905 года имели серьезную политико-экономическую базу, но если бы не один решительный офицер, то их могло бы и не быть, по крайней мере, в Севастополе. На самом деле восстание на крейсере «Очаков» подготовил и осуществил вовсе не Шмидт, а ударная группа, состоявшая из большевиков-подпольщиков Н. Г. Антоненко, С. П. Частника и А. И. Гладкова. Им, очевидно, потребовался некто пользующийся определенным авторитетом и носящий флотские погоны. На красноречивого офицера обратили внимание, скорее всего, в предшествующие бунту дни. Так Шмидт стал живым «знаменем». Эта роль ему, очевидно, нравилась.

Как Шмидт командовал флотом

Восстание на крейсере «Очаков» произошло 13 ноября, а уже 14 ноября на корабль прибыл освобожденный из застенков лейтенант, носящий уже погоны капитана второго ранга. Этому есть объяснение: в соответствии с действующим Табелем о рангах следующим после лейтенанта было именно это звание, а при выходе в отставку оно присваивалось автоматически. Однако сам факт, что борец с самодержавием столь трепетно относится к чинам и рангам, говорит о многом. Прибывший на корабль офицер тут же приказал отсемафорить свое вступление в должность командующего всем флотом, а также дать императору телеграмму, в которой требовал политических реформ. Кроме того, он посетил несколько боевых единиц и успешно уговорил экипажи поддержать восставших.

Версия Григорьева

В том, что флотское командование сразу же отдало приказ о немедленном и беспощадном подавлении бунта, ничего удивительно не было. Но у этих событий есть еще одна подоплека, которая позволяет несколько иначе их воспринимать. Известный историк Анатолий Григорьев о восстании на «Очакове» написал ряд статей, из которых становится понятна необыкновенная по тем временам жесткость действий. Дело в том, что по мятежным кораблям практически сразу был открыт шквальный огонь, который продолжался и после того, как боевая задача практически была выполнена, а сопротивление подавлено. К тому же крейсер не мог дать полноценного отпора, так как работы на нем еще не были завершены - он находился в стадии достройки и не обладал вооружением, о чем, конечно же, всем было известно.

Версия такова: в отличие от ранее спущенных на воду кораблей серии «Богатырь», русский крейсер «Очаков» строился с многочисленными нарушениями технологии, а процесс постройки сопровождался злоупотреблениями полномочий, выразившимися в обычном казнокрадстве. Лица, участвовавшие в этой преступной афере, стремились скрыть следы. Когда началось восстание на крейсере «Очаков», они восприняли его как счастливый шанс избавиться от улики, которой являлся этот злополучный корабль. Результатом стали многие жертвы и сильные повреждения судна. Потопить его так и не удалось - даже воруя, при царе строили на совесть.

Итоги

Сегодня можно с высокой вероятностью представить, как это было. Восстание на крейсере «Очаков», как и многие другие случаи массового неповиновения в армии и на флоте, стало следствием подрывной работы социал-демократической партии, стремившейся всемерно ослабить царскую Россию даже ценой военных поражений. Проблемы в вооруженных силах, конечно же, были. Более того, они есть и будут всегда в любой стране. Если недостаточно качественная пища становится причиной бунта (а довольствие моряков в целом всегда было очень неплохим, даже по сегодняшним меркам), то руководству страны следовало крепко задуматься и принять неотложные и жесткие меры по предотвращению подобных инцидентов впредь. Несмотря на смертные приговоры, вынесенные зачинщикам (Шмидт, Гладков, Антоненко и Частник были расстреляны на Березани), серьезных выводов сделано не было. Произошли многие другие трагические события, названные частью которой стало восстание на крейсере «Очаков». Дата «1905 год» тогда навсегда окрасилась в кроваво-красный цвет.

Сегодня имя лейтенанта Шмидта известно многим, даже людям с небольшими познаниями в российской . «Дети лейтенанта Шмидта» упоминались в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок», а сравнительно недавно под этим же названием выступала известная команда КВН из Томска. Дебют «детей» одного из героев первой русской революции пришелся на весну 1906 года, когда по приговору суда Пётр Петрович Шмидт, который стоял во главе матросского мятежа на крейсере «Очаков», был расстрелян. Громкий процесс над революционером, о котором знали все, привлек многочисленных аферистов и мошенников, расцвет которых пришелся на 1920-е годы.

Имя Шмидта сохранилось в истории, но о нем самом знает не так много людей. Прославленный как герой первой русской революции, спустя десятилетия этот человек отошел на периферию истории. Отношение к его личности неоднозначно. Обычно оценка Шмидта напрямую зависит от отношения человека к революционным событиям в России. Для тех людей, кто считает революцию трагедией страны, персонаж этот и отношение к нему чаще негативное, те же, кто полагает, что крушение монархии в России было неизбежностью, относятся к лейтенанту Шмидту как к герою.


Пётр Петрович Шмидт (5 (12) февраля 1867 - 6 (19) марта 1906) - русский военно-морской офицер, революционер, самопровозглашенный командующий Черноморским флотом. Именно Пётр Шмидт возглавил севастопольское восстание 1905 года и захватил власть на крейсере «Очаков». Является единственным морским офицером, который принял участие в революции 1905-1907 года на стороне социалистов-революционеров. Стоит отметить, что лейтенант Шмидт лейтенантом на самом деле на тот момент не был. По сути, это прозвище, которое прочно закрепилось в истории. Его последним флотским званием было капитан 2-го ранга. Не существовавший на тот момент времени чин младшего офицера флота «лейтенант» был выдуман и «присвоен» ему, чтобы поддерживать классовый подход и объяснить переход племянника полного адмирала на сторону революции. По приговору суда Петр Шмидт был расстрелян 110 лет назад, 19 марта 1906 года по новому стилю.

Родился будущий знаменитый, хоть и неудачливый революционер, в семье очень высокого происхождения. Он был шестым ребенком в семье уважаемого дворянина, потомственного морского офицера, контр-адмирала и впоследствии градоначальника Бердянска Петра Петровича Шмидта. Его отец и полный тезка был участником Крымской войны и героем обороны Севастополя. Дядя его был не менее известным человеком, Владимир Петрович Шмидт дослужился до звания полного адмирала (1898 год) и являлся кавалером всех бывших на тот момент в России орденов. Матерью же его была Елена Яковлевна Шмидт (в девичестве фон Вагнер), происходившая из обедневшего, но очень знатного королевского польского рода. В детстве Шмидт зачитывался произведениями Толстого, Короленко и Успенского, изучал латынь и французский язык, играл на скрипке. Еще в юношеские годы от своей матери он унаследовал идеи демократической свободы, которые впоследствии и повлияли на его жизнь.

В 1876 году будущий «красный лейтенант» поступил в Бердянскую мужскую гимназию, которую после его смерти назовут в его честь. В гимназии он проучился до 1880 года, поступив после ее окончания в Петербургское морское училище. После его окончания в 1886 году Петр Шмидт был произведен в мичманы и определен на Балтийский флот. Уже 21 января 1887 года был отправлен в шестимесячный отпуск и переведен на Черноморский флот. Причины отпуска называют разными, по одним источникам он был связан с нервным припадком, по другим - из-за радикальных политических взглядов молодого офицера и частых ссор с личным составом.

Пётр Шмидт среди своих сослуживцев всегда выделялся неординарностью мышления и разносторонними интересами. При этом молодой морской офицер был идеалистом - ему претили жесткие нравы, которые на тот момент были распространены во флоте. «Палочная» дисциплина и избиение низших чинов казались Петру Шмидту чем-то чудовищным и чужеродным. В то же время сам он в отношениях с подчиненными быстро смог обрести славу либерала.

При этом дело было не только лишь в особенностях службы на флоте. Шмидт считал несправедливыми и неправильными сами устои царской России. Так офицеру флота предписывалось очень тщательно выбирать себе спутницу жизни, но Шмидт встретил свою любовь буквально на улице. Он увидел и влюбился в молодую девушку Доминику Павлову. Основной проблемой тут было то, что возлюбленная морского офицера была проституткой, что Шмидта не остановило. Возможно, сказалось и его увлечение творчеством Достоевского. Так или иначе, он решил жениться на девушке и заняться ее перевоспитанием.

Молодые люди обвенчались сразу же, как только он окончил училище. Такой смелый шаг практически ставил крест на его военной карьере, но его это не остановило. В 1889 году у пары родился сын, которого родители назвали Евгением. Именно Евгений и был единственным настоящим сыном «лейтенанта Шмидта». Вместе со своей женой Шмидт прожил 15 лет, после чего их брак распался, но сын остался жить с отцом. Отец же Петра Шмидта его брак так и не принял и не смог понять, вскоре скончавшись (1888 год). После смерти отца шефство над молодым офицером взял Владимир Петрович Шмидт, герой войны, адмирал, а с некоторых пор и сенатор. Ему удалось замять скандал с женитьбой племянника и отправить его служить на канонерскую лодку «Бобр» Сибирской флотилии Тихоокеанской эскадры. Покровительство и связи дядя помогали Петру Шмидту практически до самого Севастопольского восстания в 1905 году.

В 1889 году Шмидт решает уйти с военной службы. Увольняясь со службы, он ссылается на «нервное заболевание». В будущем при каждом конфликте его оппоненты будут делать намеки на его психические проблемы. При этом Пётр Шмидт действительно в 1889 году мог проходить курс лечения в частной лечебнице доктора Савей-Могилевича для нервных и душевнобольных в Москве. Так или иначе, уволившись со службы, он со своей семьей отправился в путешествие по Европе, где увлекся воздухоплаванием. Он даже пытался зарабатывать на жизнь, проводя показательные полеты, однако в одном из них получил травму при приземлении и был вынужден отказаться от своего увлечения.

В 1892 году он снова восстанавливается на военную службу, но его характер, политические взгляды и мировоззрения становились причиной частых конфликтов с консервативно настроенными сослуживцами. В 1898 году после конфликта с командующим Тихоокеанской эскадрой он подал прошение об увольнении в запас. С военной службы Шмидт был уволен, однако не потерял права служить в коммерческом флоте.

Период его жизни с 1898 по 1904 год являлся, скорее всего, наиболее счастливым. В эти годы он служил на кораблях РОПиТ - Российского общества пароходства и торговли. Служба эта была трудной, однако очень хорошо оплачивалась. При этом профессиональными навыками Петра Шмидта работодатели были довольны, а «палочной» дисциплины, которую он просто ненавидел, здесь не было и в помине. С 1901 по 1904 год Шмидт ходил капитаном пассажирских и торговых пароходов «Игорь», «Полезный», «Диана». За годы своей службы в торговом флоте он успел снискать уважение среди подчиненных и матросов. В свободное время он старался учить матросов грамоте и навигации.

12 апреля 1904 года в связи с военным положением, Россия находилась в состоянии войны с Японией, Шмидт был призван из запаса на действительную службу. Его назначали старшим офицером на угольный транспорт «Иртыш», который был приписан ко 2-й Тихоокеанской эскадре. В декабре 1904 года транспорт с грузом угля и обмундирования вышел вдогонку уже ушедшей к Порт-Артуру эскадре. Вторую Тихоокеанскую эскадру ждала трагическая судьба - она почти полностью погибла в Цусимском сражении, однако Пётр Шмидт не принимал в нем участие. В январе 1905 года в Порт-Саиде он был списан с «Иртыша» из-за обострения болезни почек. Проблемы с почками у него начались после травмы, которую он получил, увлекаясь воздухоплаванием.

Пропагандистскую деятельность, которая была направлена в поддержку революции, Шмидт начинает вести летом 1905 года. В начале октября он организует в Севастополе «Союз офицеров - друзей народа», а затем принимает участие в создании «Одесского общества взаимопомощи моряков торгового флота». Ведя пропаганду среди офицеров и матросов, он называл себя внепартийным социалистом. Царский манифест от 17 октября 1905 года, который гарантировал «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» Пётр Шмидт встречает с неподдельным ликованием. Мечты о новом, более справедливом устройстве российского общества вот-вот должны были осуществиться. 18 октября в Севастополе Шмидт вместе с толпой отправляется к городской тюрьме, требуя освободить политических заключенных. На подступах к тюрьме толпа попадает под огонь правительственных войск: 8 человек было убито, около 50 ранено. Для Шмидта это становится настоящим потрясением.

20 октября на похоронах погибших он произносит клятву, которая в дальнейшем получила известность как «Клятва Шмидта». За произнесенную перед толпой речь, его немедленно арестовали за пропаганду. В этот раз даже его дядя, обладающий обширными связями, не смог помочь своему непутевому племяннику. 7 ноября 1905 года Пётр Шмидт был отправлен в отставку в чине капитана 2-го ранга, судить его за крамольные речи власти не собирались. Еще пребывая под арестом на броненосце «Три Святителя», в ночь на 12 ноября он был избран рабочими Севастополя «пожизненным депутатом Совета», а вскоре под давлением широких общественных масс был отпущен с корабля под подписку о невыезде.

Уже 13 ноября в Севастополе началась всеобщая забастовка, вечером того же дня депутатская комиссия, которая состояла из солдат и матросов, делегированных от разных родов войск, в том числе от 7 кораблей флота, пришла к Петру Шмидту с просьбой возглавить в городе восстание. К такой роли Шмидт готов не был, но, прибыв на крейсер «Очаков», чья команда и была ядром восставших, он быстро оказался вовлечен в настроение моряков. В этот момент Шмидт и принял решение, ставшее главным в его жизни и сохранившим его имя до наших дней, он соглашается стать военным руководителем восстания.

На следующий день, 14 ноября, он объявил себя командующим Черноморским флотом, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». При этом команде «Очакова» удается освободить часть ранее арестованных матросов с броненосца «Потемкин». Но и власти не сидели, сложа руки, они блокировали мятежный крейсер и призывали его сдаться. 15 ноября над крейсером был поднят красный флаг и корабль принял свой первый и последний бой в этих революционных событиях. На других боевых кораблях Черноморского флота восставшим не удалось взять ситуацию под свой контроль, поэтому «Очаков» остался в одиночестве. Через 1,5 часа боя восстание на нем было подавлено, а Шмидт и другие руководители мятежа арестованы. Восстановление крейсера от последствий этого боя продолжалось более трех лет.

Крейсер "Очаков"

Суд над Петром Шмидтом проходил в закрытом режиме в Очакове. Офицера, присоединившегося к восставшим матросам, обвиняли в том, что он занимался подготовкой мятежа, будучи на действительной военной службе. Суд закончился 20 февраля, Пётр Шмидт, а также трое матросов зачинщиков восстания на «Очакове» были приговорены к смертной казни. Приговор был приведен в исполнение 6 марта (19 марта по новому стилю) 1906 года. Приговоренных расстреляли на острове Березань. Командовал расстрелом Михаил Ставраки друг детства и сокурсник Шмидта по училищу. Самого Ставраки спустя 17 лет, уже при советской власти, нашли, судили и также расстреляли.

После Февральской революции в 1917 году останки революционера были перезахоронены с воинскими почестями. Приказ о перезахоронении Петра Шмидта отдал адмирал Александр Колчак. В мае того же года военный и морской министр России Александр Керенский возложил на могилу Шмидта Георгиевский крест. При этом беспартийность «лейтенанта Шмидта» сыграла только на руку его славе. После Октябрьской революции того же года Пётр Шмидт остался в рядах самых почитаемых героев революционного движения, пребывая в их числе все годы советской власти.

По материалам из открытых источников

11 ноября 1905 года в Севастополе начался организованный социал-демократами мятеж среди матросов Флотского экипажа и солдат Брестского полка. За несколько часов к мятежу примкнуло свыше двух тысяч матросов флотской дивизии, часть солдат 49-го Брестского полка, запасной батальон крепостной артиллерии и рабочих порта. Мятежники арестовывали офицеров, предъявляли политические и экономические требования властям. Во время бесконечных митингов, среди ораторов выделялся человек в форме лейтенанта военно-морского флота. Его имя было Пётр Петрович Шмидт. Он произносил речи, в которых обвинял Царя в неполноте дарованных свобод, требовал освобождения политических заключенных и так далее. Личность Шмидта представляет для исследователей несомненный интерес в связи с той ролью, какую он сыграл в севастопольских событиях и, конечно, в мятеже на крейсере «Очаков». Шмидт был превращен большевиками в очередную легенду, а надо сказать, что редкий офицер удостаивался такой чести со стороны большевиков. Но был ли Шмидт боевым офицером? Назвать его так можно только с очень большими оговоркам.

П. П. Шмидт родился в 1867 году в Одессе. Его отец, герой Севастопольской обороны, командир батареи на Малаховом кургане, умер в звании вице-адмирала. Мать была родом из князей Сквирских. Рано оставшись без матери, которую он горячо любил, Шмидт очень болезненно отнесся ко второму браку отца, посчитав его предательством памяти матери. С юных лет он во всем хотел идти против воли отца. Вопреки отцу, он женился на девушке весьма сомнительной репутации. Тем не менее, Доминика Гавриловна Шмидт оказалась хорошей и любящей женой, и их брак до 1905 года был в общем счастливым. У них родился сын Евгений.

В 1886 году Шмидт закончил Петербургский морской корпус и получил звание мичмана. Однако прослужил он совсем немного. В том же году он добровольно оставил военную службу по состоянию здоровья. (Шмидт страдал эпилептическими припадками). «Болезненное состояние , - писал он в прошении Императору Александру III,- лишает меня возможности продолжать службу Вашему Величеству, а потому прошу уволить меня в отставку».

Позднее Шмидт объяснял свой уход из ВМФ тем, что хотел быть «в рядах пролетариата». Но современники свидетельствовали, что военную службу он изначально не любил, а без моря и кораблей не мог жить. Вскоре, из-за безденежья, благодаря протекции высокопоставленного дяди, Шмидт возвращается на военно-морской флот. Мичмана Шмидта направляют на крейсер «Рюрик». По случайному стечению обстоятельств, именно на этом крейсере в 1906 году эсеры готовили убийство Николая II. На «Рюрике» Шмидт задержался недолго, и вскоре получил назначение на канонерскую лодку «Бобр». Жена всюду следовала за ним. В это время, все больше проявляются психопатические черты характера Шмидта, его болезненное самолюбие, граничащее с неадекватностью реакций. Так, в городе Нагасаки, где «Бобр» имел один из своих стационаров, семья Шмидтов снимала квартиру у одного богатого японца. Как-то раз между японцем и женой Шмидта произошел спор по вопросу условий найма квартиры, в результате которого японец сказал ей несколько резких слов. Она пожаловалась мужу, и тот потребовал от японца извинений, а когда последний отказался их приносить, отправился в русское консульство в Нагасаки и, добившись аудиенции у консула В. Я. Костылева, потребовал уже от него принятия немедленных мер для наказания японца. Костылев сказал Шмидту, что он этого сделать не может, что он направил все материалы дела в японский суд для принятия решения. Тогда Шмидт начал кричать, что велит матросам изловить японца и выпороть его, или сам убьет его на улице из револьвера. «Мичман Шмидт ,- писал консул командиру «Бобра»,- вел себя в присутствии служащих консульства неприлично ».

Командир «Бобра» решил подвергнуть Шмидта обследованию медицинской комиссии, которая пришла к выводу, что Шмидт страдает тяжелой формой неврастении в совокупности с эпилептическими припадками. В 1897 году, тем не менее, ему было присвоено очередное звание лейтенанта. Со слов жены в 1899 году психическое состояние Шмидта настолько ухудшилось, что она поместила его в московскую психиатрическую лечебницу Савей-Могилевского, выйдя из которой Шмидт вышел в отставку и устроился на коммерческий флот. При выходе в отставку, как это полагалось в русской армии, Шмидту было присвоено звание капитана II-го ранга.

Началось плавание Шмидта на коммерческих судах. Капитаном, скорее всего, Шмидт был хорошим, так как известно, что адмирал С. О. Макаров предполагал взять его в свою экспедицию к Северному полюсу. Морское дело он страстно любил и знал. В то же время, болезненное самолюбие и амбициозность все время в нем присутствовали. «Да будет вам известно ,- писал он своей знакомой,- что я пользуюсь репутацией лучшего капитана и опытного моряка».

С началом русско-японской войны, Шмидт был призван на воинскую службу и назначен старшим офицером на большой угольный транспорт «Иртыш», который должен был следовать вместе с эскадрой адмирала Рожественнского. За неумелое управление судном Рожественнский посадил Шмидта на 15 суток в каюту под ружье. Вскоре эскадра вышла в направлении Дальнего Востока навстречу Цусиме. Но Шмидт заболел и остался в России. Среди офицеров Шмидта недолюбливали, считали либералом.

Однако либеральные воззрения еще не означали того, что Шмидт был готов на участие в антигосударственном мятеже. То, что все-таки это произошло, свидетельствует о том, что Шмидт каким-то образом, еще до событий на «Очакове», связался с революционным подпольем.

Сам Шмидт, хотя и туманно, говорил об этом на следствии: «Меня нельзя рассматривать отдельно от движения, участником которого я был». Во время самого восстания на крейсере «Очаков» он заявил: «Революционной деятельностью я занимаюсь давно: когда мне было 16 лет у меня уже была своя тайная типография. Ни к какой партии я не принадлежу. Здесь, в Севастополе, собраны лучшие революционные силы. Меня поддерживает весь свет: Морозов жертвует на наше дело целые миллионы».

Хотя из этих путанных слов Шмидта трудно выяснить, где в них правда, а где желаемое выдается за действительное, но тот факт, что его поддерживали революционные организации Севастополя, что о его существовании знал сам Ленин, что Шмидт знал о «морозовских миллионах», говорит о том, что за спиной Шмидта, действительно, стояли реальные организации. Поэтому, думается, что не случайно Шмидт оказался на мятежном крейсере «Очаков».

В ноябре 1905 года, когда в Севастополе начались мятежи, Шмидт принял в них живейшее участие. Он сошелся с социал-демократами, выступал на митингах. Это участие Шмидта в революционных собраниях весьма негативно сказалось и на без того болезненном состоянии его психики. Он стал требовать от жены, чтобы она принимала участие в революционных сборищах, помогала ему в его новой революционной деятельности. Когда же жена отказалась, Шмидт оставил ее. Увидеться им было больше не суждено. Через несколько дней Шмидт примкнул к восстанию на крейсере «Очаков».

«Очаков» вернулся с учебного плавания 14 ноября 1905 года. Команда была уже не спокойной и известные своей революционностью матросы Гладков, Чураев и Декунин волновали ее вопросами установления в России народовластия. По возвращении «Очакова» в Севастополь, волнения среди команды еще более усилилось, так как до нее дошли слухи о возмущении севастопольского гарнизона. Капитан II-го ранга Писаревский, с целью ослабить это волнение, собрал матросов после ужина и стал им читать о героях русско-японской войны. Однако команда слушала его плохо. Тем не менее, ночь прошла спокойно. 12-го ноября на мачте в дивизии подняли позывные «Очакова» и сигнал: «прислать депутатов», то есть революционеры из взбунтовавшихся воинских частей требовали от «очаковцев» присоединиться к ним, прислав своих депутатов. Это очень сильно взволновало команду, которая по-своему истолковала этот сигнал, решив, что с матросами флотской дивизии чинят расправу. Команда потребовала направить де

Севастополь узнать, что там происходит. В 11 часов утра на мачте дивизии вновь подняли сигнал с тем же призывом. Матросы Декунин, Чураев и Гладков стали кричать, что надо ответить на позывные дивизии и послать в нее депутатов, что «там режут людей». Все попытки лейтенанта Винокурова воздействовать на команду успеха не имели. Тогда старший офицер разрешил послать двух депутатов в дивизию. Для этого матросы выбрали Гладкова и Декунина, вместе с мичманом Городысским отправились в дивизию. Во флотской дивизии они никого не нашли и пошли в Брестский полк, где в этот момент происходил митинг. По дороге в полк они встретили ехавшего на извозчике арестованного мятежными матросами коменданта крепости. Шедшая вокруг повозки толпа кричала: «своим судом!». На митинге в полку депутаты увидели большое количество матросов и солдат. Там были выдвинуты и требования матросов и солдат, в основном сводившиеся к улучшению условий прохождения службы, амнистии для политических заключенных матросов и солдат, вежливое обращение с нижними чинами, увеличение жалования, отмена смертной казни и так далее.

Гладков и Декунин переговорили с матросами, узнали их требования и, убедившись, что ничего плохого с ними не происходит, вернулись на крейсер.

Команда стала успокаиваться, но часть матросов продолжали ее волновать, требуя немедленного исполнения требований. Матрос Чураев прямо заявил лейтенанту Винокурову, что он убежденный социалист и что на флоте много таких, как он. В 17 часов был получен приказ командира: «Кто не колеблясь стоит за Царя, пусть остается на корабле. Кто не желает иметь Его или сомневается, то те могут сойти на берег».

Этот приказ был объявлен утром 13-го ноября после поднятия флага. На вопрос капитана II-го ранга Соколовского: «Кто за Царя?», команда ответила: «все!», а на приказ выйти вперед тем, кто за мятеж, не вышел ни один человек. Тем не менее, глухое волнение среди команды продолжалось. В то же время на «Очаков» с другого корабля эскадры приехал офицер, который сказал, что если «Очаков» еще раз ответит на сигналы мятежников из гарнизона, то по нему будут стрелять. На это матрос Чураев ответил: «Ну что ж, пусть стреляют».

Матросы решили продолжить сноситься с берегом. Около 14 часов 13-го ноября, на «Очаков» приехали с берега два депутата. Командир «Очакова» попытался не дать им встретиться с матросами. но команда его не слушала. Депутаты сказали матросам, что на стороне восстания весь Брестский полк, крепостная артиллерия, Белостокский полк и другие воинские подразделения. Это было сильным преувеличением, но оно на команду подействовало. Депутаты сказали матросам, что они должны поддержать восставших. Команда ответила утвердительно. Тогда офицеры решили покинуть крейсер, что они и сделали, переехав на крейсер «Ростислав». После спуска флага, на «Очаков» приехал капитан I-го ранга Сапсай с флаг-офицером. Сапсай держал перед командой «Очакова» речь, убеждая ее прекратить мятеж. В конце речи Сапсай потребовал, что бы те, «кто хочет служить верой и правдой Государю Императору вышли вперед ». Вновь, как и в первый раз, вперед вышла вся команда. Тогда Сапсай потребовал, чтобы были выданы те, кто не хочет служить дальше. Команда ответила, что служить хотят все. Но в то же время, кто-то из команды спросил: «А как наши требования?» Сапсай ответил, что они будут направлены в Петербург и там рассмотрены. Матросы просили Сапсая, чтобы офицеры вернулись на крейсер. Сапсай сказал, что офицеры вернуться только в том случае, если команда даст честное слово не участвовать в мятеже и слушаться своих офицеров. Матросы обещали. Окрыленный Сапсай поехал на «Ростислав» и сказал офицерам, что они могут возвращаться. Офицеры вернулись и потребовали от матросов сдать бойки от орудий. Команда уже хотела вернуть бойки, когда какой-то человек отчаянно крикнул: «Оружия не отдавать - ловушка!». Матросы отказались отдавать бойки, и офицеры вновь уехали на «Ростислав».

Как только офицеры вторично покинули крейсер, перед матросами выступил кондуктор Частнин, который сказал, что он уже 10 лет как «поклонник идей свободы» и предложил свое руководство, на что получил согласие команды.

Тем временем, офицеры, надеясь успокоить команды эскадры, решили направить со всех ее кораблей депутатов в мятежный Севастополь. Это было безусловной ошибкой, так как свидетельствовало о слабости офицеров, которые как бы разрешали начать переговоры с бунтовщиками. В 8 часов утра 14-го ноября депутаты вышли на пристань. Но перед тем, как идти в гарнизон, они решили сначала пойти к Шмидту, чтобы спросить у него совета. Этот момент чрезвычайно интересен: кто-то таким образом умело пропагандировал Шмидта, иначе трудно объяснить почему матросы пошли именно к нему за советом?

Депутаты отправились на квартиру Шмидта. Тот встретил их очень приветливо. Прочитав требования матросов, Шмидт разразился длинной речью с критикой существующего в России государственного строя, говорил о необходимости Учредительного собрания, в противном случае Россия погибнет. Таким образом, он умело подменил наивные и, в целом, не существенные требования матросов, политической программой революционных партий. К тому же Шмидт заявил, что он - социалист и что надо искать офицеров, симпатизирующих революции, из них выбрать командиров, а остальных арестовать. Когда все команды примкнут к восстанию, он возглавит флот и пошлет Государю Императору телеграмму, в которой объявит, что флот перешел на сторону революции. Однако как только депутаты ушли от него, Шмидт, переодевшись в форму капитана II-го ранга, поехал на «Очаков» и заявил команде: «Я приехал к вам, так как офицеры от вас съехали и поэтому вступаю в командование вами, а также всем Черноморским флотом. Завтра я подпишу об этом сигнал. Москва и весь русский народ со мною согласны. Одесса и Ялта дадут нам все необходимое для всего флота, который завтра примкнет к нам, а также крепость и войска, по условному сигналу подъемом красного флага, который я подыму завтра в 8 часов утра». Команда покрыла речь Шмидта громовым «ура!»

Трудно сказать, верил ли сам Шмидт в то, что говорил. Скорее всего он об этом не думал, а действовал под впечатлением момента. В очерке Ф. Зинько о Шмидте говорится: «Экзальтированный, пораженный величием открывающихся перед ним целей, Шмидт не столько руководил событиями, сколько вдохновлялся ими ».

Но несмотря на экзальтацию, Шмидт явил себя как расчетливый, хитрый и двоедушный человек. Когда на крейсер прибыл капитан II-го ранга Данилевский, Шмидт принял его в капитанской каюте и сказал, что он прибыл на крейсер с целью повлиять на команду, что главная его задача успокоить ее и вернуть крейсер в нормально состояние. Шмидт заявил, также что считает пропаганду в военное время очень опасной. Данилевский вернулся на «Ростислав» в полной уверенности, что «Очаков» в надежных руках.

Однако уже в 18 00 в гарнизоне состоялось заседание депутатов, на котором выступил Шмидт. Шмидт вновь заявил, что он социалист по убеждениям, что нужно требовать созыва Учредительного собрания. Он призвал ко всеобщему восстанию в армии и на флоте. Далее Шмидт сказал, что необходимо захватить «Ростислав». Для этого он предложил следующий план: он, Шмидт, пробравшись на «Ростислав», арестует адмирала, затем от его имени даст команду всем офицерам собраться в адмиральской каюте, где также их всех арестует.

Тем временем, на сторону восстания перешли контр-миноносец «Свирепый» и три номерных миноносца, которые были отведены в подчинение Шмидту, который вечером вернулся на «Очаков», захватив с собой своего 16-летнего сына Евгения. Около 6-ти часов утра на «Очаков» были привезены арестованные в гарнизоне офицеры с крейсера «Гридень» и миноносца «Заветный». Эти офицеры поехали в гарнизон за провизией, где и были схвачены мятежниками. Среди них был также генерал-майор Сапецкий. Шмидт приказал разместить арестованных по каютам. Затем по его приказу был захвачен пассажирский пароход «Пушкин». Шмидт распорядился всех пассажиров собрать на палубе «Очакова», что и было сделано. На восходе солнца он в присутствии команды и захваченных пассажиров, поднял над «Очаковом» красный флаг. При этом, Шмидт дал сигнал: «Командую флотом - Шмидт». Интересно, что во время поднятия красного флага, оркестр играл «Боже, Царя храни!». Этим он хотел привлечь на свою сторону другие суда эскадры, успокоить офицеров и матросов других кораблей, убедив их, что он не мятежник. Однако те безразлично отнеслись к этому сигналу.

Увидев, что на других судах не подымаются красные флаги, Шмидт отправился на миноносец «Свирепый» и стал в рупор призывать матросов других судов переходить на его сторону, так как «с ним Бог, Царь и весь русский народ». Ответом ему было гробовое молчание остальных судов.

Тогда Шмидт с группой вооруженных матросов прибыл на транспорт «Прут», где содержались арестованные моряки с броненосца «Потемкина». Офицер «Прута» принял Шмидта и его людей за караул, прибывший забрать очередную партию заключенных. Войдя на судно, Шмидт немедленно арестовал офицера и освободил заключенных, доставив их всех на «Очаков», где их встретили криками «ура!» В этот момент на «Очаков» прибыли ничего не подозревающие офицеры: командир «Прута» капитан I-го ранга Радецкий и сопровождающие его лица. Их немедленно арестовали и разместили по каютам.

Тем временем, Шмидт все больше убеждался в провале своих планов. Когда он следовал с «Прута» на «Очаков», ему кричали со «Свирепого»: «Мы служим Царю и Отечеству, а ты, разбойник, заставляешь себе служить!»

Шмидт приказал отпустить пассажиров с «Пушкина», так как они ему были больше не нужны. К его удивлению, двое из них, студенты, отказались покидать корабль и примкнули к восстанию.

Убедившись, что мятеж не получает поддержки со стороны остальных судов, Шмидт сбросил маску и принялся действовать как заправский террорист и революционер: «Я имею много пленных офицеров, то есть заложников », - послал он сигнал всем судам. Ответа вновь не последовало. Тогда Шмидт решил захватить броненосец «Пантелеймон», бывший «Потемкин», что ему и удалось сделать. Арестовав всех офицеров, он выступил перед ними с речью: «Здесь, - говорил он, - в Севастополе, собраны лучшие революционные силы. Меня поддерживает весь свет. (…) Ялта даром снабжает меня провизией. Ни одна из обещанных свобод не осуществлена до сих пор. Государственная Дума - это пощечина для нас. Теперь я решил действовать, опираясь на войска, флот и крепость, которые мне все верны. Я потребую от Царя немедленного созыва Учредительного собрания. В случае отказа, я отрежу Крым, пошлю своих саперов построить батареи на Перекопском перешейке, и тогда, опираясь на Россию, которая меня поддержит всеобщей забастовкой, буду требовать, просить я уже устал, выполнение условий от Царя. Крымский полуостров образует за это время республику, в которой я буду президентом и командующим Черноморским флотом. Царь мне нужен потому, что без него темная масса за мной не пойдет. Мне мешают казаки, поэтому я объявил, что за каждый удар нагайкой я буду вешать по очереди одного из вас, и моих заложников, которых у меня до ста человек. Когда казаки мне будут выданы, то я заключу их в трюме «Очакова», «Прута» и «Днестра» и отвезу в Одессу, где будет устроен народный праздник. Казаки будут выставлены у позорного столба и каждый сможет высказывать им в лицо всю гнусность их поведения. В матросские требования я включил экономические нужды, так как знал, что без этого они за мной не пойдут, но я и депутаты матросы смеялись над ними. Для меня единственная цель - требования политические».

Здесь Шмидт как всегда выдает желаемое за действительное. Ни о какой сколько-нибудь существенной помощи мятежникам ни со стороны Ялты, ни со стороны Крыма, а тем более всей России и «всего света», речи не шло. Наоборот, к Севастополю двигался генерал Меллер-Закомельский с верными частями, остальные корабли Черноморской эскадры сохраняли полную верность правительству. Шмидт не мог не понимать, что часы его иллюзорной власти неминуемо сочтены. И он шел ва-банк, фантазируя о республике, отделении Крыма, своем президентстве и так далее. Скорее он убеждал в своем могуществе не пленных офицеров, а самого себя. Его мысли принимают порой болезненно-горячечный оборот: «Я буду требовать, просить я уже устал, выполнения условий от Царя…». У кого и что просил когда-либо Шмидт? Но главное в этих словах другое: Царь, унижено выполняющий условия Шмидта, - вот о чем мечтал первый «красный адмирал»!

Но не надо думать, что Шмидт был невменяем и действовал в полубреду. Нет, его методы и тактика абсолютно продуманы: вешать заложников, своих товарищей офицеров, прикрываясь матросами для своих амбициозных целей, обманывать их, смеяться над их наивностью и доверчивостью, подставлять их во имя своей гордыни под преступление, за которое грозила смертная казнь, планировать расправы над казаками - все это хорошо знакомые методы и тактика террористов всех времен и народов, и Шмидт действовал как террорист.

Но как и всякий террорист, как бы удачлив он ни был, Шмидт был обречен. Положение его ухудшалось с каждой минутой. В Севастополь вошел генерал Меллер-Закомельский, который быстро покончил с мятежом. Береговая артиллерия севастопольской крепости открыла огонь по «Очакову», который вместе с присоединившимися к нему «Свирепым», «Прутом» и «Пантелеймоном», был окружен верными Царю кораблями. По мятежным кораблям изо всех орудий был открыт ураганный огонь. «Свирепый» пытался отвечать ответным огнем, но он был подавлен, и корабль потерял управление. Команда «Свирепого» бросилась в воду. «Прут» и «Пантелеймон» после первых же выстрелов спустили красные флаги.

Между тем на «Очакове» Шмидт полностью утратил хладнокровие. Он кричал, что перевешает всех офицеров, если не прекратится огонь. Потом сказал: «иду принимать смерть». Но в этот момент по «Очакову» стали бить все башенные орудия «Ростислава», «Терца» и «Памяти Азова», а также береговая артиллерия крепости. Команда «Очакова» бросилась в воду. Одним из первых бежал лейтенант Шмидт. Это было вызвано не его трусостью: просто, как и всякий революционер, он счел нецелесообразным принимать «глупую» смерть на обреченном крейсере. Его и его сына, подобрал миноносец №270. Через несколько минут, посланный с «Ростислава» катер доставил Шмидта на броненосец. «Очаков» поднял белый флаг.

Шмидта и его подельщиков судил черноморский военно-морской суд под председательством адмирала Чухнина, который в марте 1906 года приговорил Шмидта к смертной казни через повешение, которое потом было заменено расстрелом. Матросов Гладкова, Частника и Антоненко суд приговорил к расстрелу. 6 марта 1906 года приговоры были приведены в исполнение.

Выступая на суде Шмидт сказал: «Позади за спиной у меня останутся народные страдания и потрясения пережитых лет. А впереди я вижу молодую, обновленную, счастливую Россию».

Насчет первого Шмидт был абсолютно прав: за его спиной остались страдания людей и потрясения. Но что касается «молодой, обновленной и счастливой России», то Шмидту не суждено было узнать, как глубоко он ошибался. Через 10 лет после расстрела Шмидта, его сын, молодой юнкер Е. П. Шмидт, добровольцем ушел на фронт и геройски воевал «За Веру, Царя и Отечество». В 1917 году он категорически не принял Октябрьский переворот и ушел в Белую армию. Прошел весь ее путь от Добровольческой армии до крымской эпопеи барона Врангеля. В 1921 году пароход увез Евгения Шмидта за границу от севастопольской пристани, с тех мест, где в 1905 году его отец помогал тем, кто сейчас поработил его Родину и гнал его самого на чужбину. «За что ты погиб, отец? РГА ВМФ, ф. 11025, о.2, д.40.

РГА ВМФ, ф. 1025, о.2, д. 40.

РГА ВМФ. Ф. 1025, о. 2, д. 40.

«Корабли-герои», с. 96.

«Красный адмирал»

История восстания в ноябре 1905 года крейсера «Очаков» подробно описана в литературе. Столь же хорошо известна нам история жизни и смерти возглавившего восстание П. П. Шмидта, которого Николай II приказал именовать «лейтенантом, выгнанным с флота», хотя на самом деле тот был капитаном второго ранга в отставке.

Однако до сих пор остается загадкой, почему все-таки - без явных на то причин - был уничтожен крейсер «Очаков», который мог вскоре стать одним из новейших и наиболее мощных кораблей Черноморского флота.

Исследование исторических документов по Севастопольскому вооруженному восстанию 1905 года показывает, что гибель крейсера была предрешена еще до начала восстания.


Перед усмирением восстания главный командир Севастопольского порта Чухнин дал телеграмму Николаю II, в которой указывал, что крейсер необходимо обезоружить и только после этого войска могут приступить к решительным действиям. Уж кто-кто, а вице-адмирал был прекрасно осведомлен о том, что реконструируемый крейсер еще не вступил в строй и практически беззащитен, так как положенного боезапаса на борту не имеет.

В то же время агентами охранки по городу были распущены слухи, что Шмидт собирается бомбардировать Севастополь, чтобы перебить жителей и матросские команды, которые не с ним.

Когда начался суд над участниками восстания, капитан крепостной артиллерии Иванов, получивший приказание непременно потопить «Очаков», заявил, что, «видя крейсер уже горящим, он решил не топить его и взять ответственность на себя...».

Солдаты крепости, сочувствовавшие восставшим, заявили своим офицерам, что стрелять они не будут и уж если откроют огонь, то только ответный.

Усмирители восстания не побрезговали провокацией: 15 ноября в четвертом часу на бастионе разорвался снаряд. Прибежавшие офицеры стали звать солдат к орудиям и утверждали при этом, что снаряд прилетел с «Очакова» или «Пантелеймона». Стали стрелять, но только по «Очакову».

Как на суде, так и в ряде официальных документов полицейские власти, в том числе и прокурор Ронжин, пытались доказать, что первый выстрел во время восстания был сделан с «Очакова». Между тем из многочисленных показаний свидетелей, а также сообщений ряда газет можно заключить, что провокационный выстрел принадлежал канонерской лодке «Терец». Защитник по делу Шмидта А. Александров по поводу обвинения П. П. Шмидта в том, что первым стрелял «Очаков», в своих воспоминаниях утверждал: «Боевым аргументом прокурорской позиции было утверждение, что «Очаков» первый начал стрельбу из орудий и что, следовательно, обстрел крейсера эскадрой и орудиями Константи-новской батареи был только актом самозащиты. Этот тезис прокурору нужно было доказать во что бы то ни стало, так как в противном случае расстрел стоящего на якоре, почти безоружного крейсера являлся бы бессмысленным актом жестокости. Прокурору этот выстрел с «Очакова» нужен был как манна небесная, но эта манна так-таки и не была ему ниспослана небесами, ибо большинство свидетелей обвинения, если даже не все, отрицали нападение крейсера на эскадру, прекрасно понимая, что почти безоружный крейсер не стал бы искусственно провоцировать эскадру на расстрел».

Как только по «Очакову» начали стрелять, над крейсером взвился сигнал «Возмущен действиями эскадры». Потом крейсер стал стрелять по правительственным войскам и береговым батареям.

По крейсеру вели огонь орудия всех калибров с расстояния от 50 до 200 морских саженей. Берега бухты были оцеплены солдатами, расстреливавшими из ружей и пулеметов каждого, кто пытался спастись с крейсера вплавь.

«На «Очакове», - вспоминал чудом спасшийся с него матрос, - творилось что-то ужасное. Снаряды со страшной силой взрывались, превращая все в пепел. На палубе нельзя было различить, кто ранен и кто убит, так как раненые и убитые лежали один на другом, образуя груду тел.

Рядом в луже крови плавали внутренности, валялись руки, ноги. В машинное отделение попал один фугасный снаряд и уложил человек двадцать матросов. Попавшие в «Очаков» снаряды никого не щадили и производили страшные разрушения внутри судна.

В машинном отделении лежало человек тридцать раненных осколками: раненые просили товарищей о помощи; Умирающие просили добить их, чтобы избавить от страданий. Гул орудий и пулеметов не прекращался.
Вскоре раненых и умирающих охватило разъяренное пламя, и через минуту их не стало...»

П. П. Шмидт вспоминал за месяц до казни, что, когда он покинул «Очаков», большая часть людей уже выбросилась за борт или была убита. Пленные офицеры с других кораблей, захваченные восставшими в качестве заложников, вырвались из кают-компании из-под ареста, спустили красный флаг и вместо него на мачте водрузили белую скатерть.

Огонь по крейсеру сразу прекратился. Офицеры были сняты с «Очакова» целыми и невредимыми: это свидетельствовало о том, что крейсер полностью прекратил сопротивление. В телеграмме, посланной царю, вице-адмирал Чухнин отметил этот факт, но для упреждения возможных вопросов о судьбе крейсера указал: «Очаков» продолжает гореть, пожар потушить нельзя».

Как раз в это время еще можно было спасти крейсер, который весьма недешево обошелся казне. Оснащенный современными механизмами, «Очаков» к новому году готовился занять достойное место среди боевых кораблей русского флота. Корабль изобиловал множеством технических новшеств: на нем были металлические шлюпки и мебель - забота судостроителей об устранении горючих материалов. Приводы многих механизмов были электрифицированы. На корабле устанавливались новая техника, снискавшая популярность на флоте, телефоны системы лейтенанта Кол-басьева, корабельные радиостанции, мачтовые семафоры, электрические приборы управления огнем, указатели положения пера руля и многое другое.

В первых числах ноября на крейсере спешно заканчивались последние работы - ежедневно на борту работали около трехсот рабочих с Севастопольского морского завода и прикомандированных из Сормова специалистов по главным машинам. Словом, спасать было что... И было кому. Самые большие корабли находились под парами и вполне могли потушить пожар водой из своих брандспойтов. В это время еще даже можно было беспрепятственно высадить десант для захвата крейсера.

Закладная доска крейсера "ОЧАКОВ"

Вместо спасения горящего корабля началась вторая бомбардировка, поводом для которой послужили два выстрела, якобы произведенные с «Очакова». П. П. Шмидт утверждал, что на крейсере был взрыв, который был выдан карателями во всех официальных документах за выстрел.

«Очаков» гигантским костром двое суток пылал посреди бухты. О числе Погибших на крейсере точных сведений нет. Известно, что 15 ноября на корабле было до 380 человек команды, не считая матросов с эскадры и береговых частей. По другим данным, на «Очакове» было около 700 человек. Большевистская газета «Борьба» писала, что «спаслось не более сорока - пятидесяти человек. Суду было предано 39 очаковцев». Жандармский ротмистр Васильев в своем донесении указывал: «...и убитые и раненые остались на «Очакове» после того, как он загорелся, и все сгорели... в девять вечера я сам видел раскаленные борта «Очакова».

Изуродованный снарядами (одних пробоин от снарядов крупного калибра насчитывалось Пятьдесят две!), с прогоревшими переборками, корпус корабля был отбуксирован к пустынному берегу Северной бухты у Килен-балки, где спешным порядком приступили к разборке корабля.

«Когда мы поднялись по трапу на судно, - вспоминал один из рабочих, - то увидели на верхней палубе несколько десятков гробов, а санитары, словно муравьи, сносили в гробы останки революционеров. Мы спустились в каюту. Здесь чувствовался запах гари и видны были обуглившиеся трупы. В тех каютах, куда огонь не проникал, валялись бесформенные, изуродованные человеческие тела. Стены и потолки были забрызганы кровью».

На суде 14 февраля 1906 года П. П. Шмидт в своей речи сказал: «Когда я вступил на палубу «Очакова», то, конечно, с полной ясностью понимал всю беспомощность этого крейсера, безоборонного, с машиной, которая едва могла дать восемь узлов ходу, и без артиллерии, там имелось всего две рукоятки от шестидюймовых орудий, остальные действовать не могли...»

Почему же все-таки был бомбардирован «Очаков»? Длительный срок постройки «Очакова» свидетельствовал о преступной деятельности заводских подрядчиков и высших чинов флота во главе с вице-адмиралом Чухниным, на долю которых немало перепало из субсидий, выделенных на постройку крейсера. Вместо рабочих при постройке широко использовались матросы (благо большинство из них до службы были рабочими), а денежная разница шла в карман ловких дельцов.

Официальные тактико-технические данные корабля, готовящегося, по всем донесениям, вступить в строй, явно не соответствовали действительности. Однотипные с «Очаковым» и в одно время заложенные крейсеры «Олег» и «Память Меркурия» давно вступили в строй, а второй даже участвовал в расстреле своего собрата.

О злоупотреблениях при постройке «Очакова» говорили многие морские офицеры и даже писала газета «Правовая жизнь». Над строителями велось негласное следствие, о котором Чухнин не мог не знать в силу своего высокого служебного положения. Восстание явилось необычайно удобным поводом для уничтожения злополучного крейсера.

6 марта 1906 года на острове Березань были расстреляны П. П. Шмидт и его боевые соратники - «очаковцы». Таков был заключительный аккорд гибели крейсера «Очаков», принесенного в жертву интересам махинаторов.

Анатолий ГРИГОРЬЕВ , капитан второго ранга

«Очаков»
(с 25.03.1907 года «Кагул»)
(с конца августа 1919 года «Генерал Корнилов»)

«Богатырь»

«Очаков»
(с 25.03.1907 года «Кагул»)
(с конца августа 1919 года «Генерал Корнилов»)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Проектное вооружение

Артиллерия

  • 12 x 152-мм орудия;
  • 12 x 75-мм орудия;
  • 8 x 47-мм орудия;
  • 2 x 37-мм орудия;
  • 2 пулемета;
  • 2 десантные пушки.

Минное вооружение

  • 2 381-мм торпедных аппарата.

Вооружение после модернизации 1915 года

Артиллерия

  • 16 x 152-мм орудия;
  • 2 x 75-мм зенитных орудия;
  • 2 пулемета.

Вооружение после модернизации 1916-1917 года

Артиллерия

  • 14 x 130-мм орудия;
  • 2 x 75-мм зенитных орудия;
  • 2 х 40-мм зенитных автомата «Виккерс».

Однотипные корабли

«Очаков» - русский бронепалубный крейсер 1 ранга. Принадлежал к типу «Богатырь» . «Очаков» принял активное участие в Севастопольском восстании на флоте в 1905 году, являлся флагманом восставших под командованием лейтенанта Шмидта. После подавления восстания «Очаков» был переименован в «Кагул» и долго восстанавливался. Принял активное участие в Первой мировой войне. С 1918 года являлся флагманом и одним из самых активных кораблей Черноморского флота ВСЮР.

История создания

После разгрома Пруссией Франции в 1871 году Россия добилась в вознаграждение за свой нейтралитет в этой войне ликвидации тех статей Парижского трактата 1856 года, согласно которым России запрещалось содержать военный флот на Черном море. Недостаток финансов не позволил приступить к возрождению Черноморского флота немедленно, поэтому в Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов Черноморский флот включал в себя 2 плавучие батареи - «поповки», несколько наспех переоборудованных в крейсеры пароходов и оснащенных минами катеров. Первая программа, предусматривающая строительство на Черном море мощного современного броненосного флота была принята в 1881 году. Согласно данной программе за 20 лет предстояло построить 8 броненосцев, 2 крейсера, 20 миноносцев и 6 канонерских лодок.

Главной задачей флота являлось безусловное доминирование Российского Черноморского флота и потенциальная операция по захвату проливов. В этой связи крейсерам в данной программе было уделено минимальное внимание - все силы были брошены на создание мощных броненосцев («Екатерина II»), канонерских лодок («Запорожец»), а также миноносцев и минных крейсеров.

Что касается крейсеров, то в строю имелся единственный представитель данного класса - «Ярославль» (с 1883 года - «Память Меркурия») - весьма странное судно, нечто среднее между пароходом (в качестве которого он и прошел в 1880 году в Черное море под коммерческим флагом) и боевым кораблем. Брони он не имел, был вооружен устаревшей артиллерией и к концу XIX века утратил свое боевое значение. Между тем, привлекавшиеся для крейсирования канонерские лодки и минные крейсеры справлялись с этой службой с трудом.

Наконец, судостроительной программой 1895-1902 годов для Черноморского флота было предусмотрено строительство двух кораблей крейсерского класса. В конце 1880-х годов британская фирма «Армстронг» (англ. Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd ) на верфи г. Эльсвик (англ. Elswick Ship Building Yard ) начала постройку для зарубежных флотов весьма специфических бронепалубных крейсеров. При малом водоизмещении они развивали неплохую для своего времени скорость и был вооружены мощными орудиями ГК (254-203 мм), а также несколькими скорострельными среднекалиберными пушками.

В 1883 году фирма создала по заказу Чили (традиционно строившей корабли на британских верфях) небольшой крейсер «Эсмеральда» (2 800 тонн, 2-254 мм, 6-152 мм орудий, 18,25 уз.), вызвавший фурор в кораблестроительных кругах того времени. «Эсмеральда» не имел броневого пояса - только броневую карапасную палубу, прикрывавшую своими скосами жизненно важные части корабля - машины и погреба.

Появление «Эсмеральды» совпало с кризисом бронирования, когда по мнению кораблестроителей даже самая толстая броня не давала гарантированной защиты от снарядов. Это привело к появлению безбронных линкоров («Италия»), многочисленных носителей торпед - миноносок, миноносцев, а также бронепалубных крейсеров всех разновидностей - от крошечных кораблей 3 класса (фактически - больших канонерских лодок) до гигантов «Пауэрфул» , «Гишен» , «Коламбия» . Однако основные кораблестроительные державы достаточно быстро выявили бесперспективность крупного бронепалубного крейсера, его высокую уязвимость и непригодность для эскадренного боя равных флотов. Поэтому на рубеже веков и Англия и Франция и США приступили к серийной постройке броненосных крейсеров для эскадренного боя.

Иное дело - Россия, избравшая свой путь. До середины 1890-х годов упор делался на постройку классических самобытных броненосных крейсеров - рейдеров. Прошедшие последовательный путь развития от «Генерал-адмирала» и «Минина» до «Рюрика» , «России» и «Громобоя» , эти корабли достигли высокой степени совершенства для той роли, для которой предназначались - рейдерских действий в открытом океане. И эти же великолепные корабли абсолютно не годились для эскадренного боя.

Крейсер 1 ранга «Богатырь»

Их гигантские борта, защищенные небольшим поясом, представляли собой отличную цель для скорострельных орудий среднего калибра, установленная в спонсонах артиллерия могла стрелять только из половины орудий на борт. Эти недостатки вместе с преклонением перед зарубежными бронепалубными крейсерами (эльсвикскими) со стороны ряда отечественных адмиралов (в первую очередь - С. О. Макарова, считавшего «Эсмеральду» «идеальной боевой машиной») привело к тому, что все русские крейсеры, строившиеся по программам 1895-1902 годов и 1898 года за исключением «Баяна» были бронепалубными.

Ряд заказов на эти крейсеры для получения передового зарубежного опыта было решено разместить за рубежом. И эти корабли действительно оказались одними из лучших представителей отечественного флота - «Варяг» (США), «Аскольд» и «Богатырь» (Германия). Все эти 3 корабля условной серии имели мощное вооружение из 12 152-мм орудий, высокую скорость хода (правда, «Варяг» толком не мог ее развить из-за отвратительных котлов Никлосса), неплохое палубное бронирование.

С каждым новым кораблем усиливалась защита артиллерии главного калибра. «Варяг» не имел ее вовсе, а орудия были размещены неудачно - параллельно по бортам, «Аскольд» имел щитовое и казематное прикрытие орудий, а на «Богатыре» 4 из 12 орудий разместились в двух башнях - на носу и корме, еще 4 - в казематах и 4 - за щитами. Из всех этих кораблей «Богатырь» был признан наилучшим и стал родоначальником серии из 3 кораблей, строившихся по его чертежам в России - 1 на Балтике («Витязь» , после уничтожившего его пожара - «Олег») и 2 на Черном море («Очаков» и «Кагул»).

Проектирование

Узнав о планах постройки в России крейсеров по образцу «Богатыря», Балтийский завод выступил с инициативой и предложил собственный проект в котором все 12 152-мм орудий размещались в башнях. Такое решение позволяло резко повысить живучесть главной артиллерии и увеличить эффективность ее использования благодаря надежной защите прислуги, увеличению секторов обстрела и улучшению условий подачи снарядов из погребов, предусмотренных в средней части корабля для каждой пары бортовых башен. Имелись в таком решении и недостатки - техническое несовершенство башенных установок того времени, меньшая скорострельность установленных в них орудий, больший разброс. Эти недостатки достаточно убедительно продемонстрировал «Кагул» (бывший «Очаков») в годы Первой мировой войны.

Однако этот перспективный (или преждевременный) проект реализован не был. Для ускорения постройки решено было использовать готовый, вполне устраивающий военно-морское руководство проект «Богатыря» . Дополнительный эффект оказывал тот факт, что проект этот - зарубежный и «учитывает все новейшие зарубежные веяния». Собственно, это все было недалеко от истины, но постройка крупного боевого корабля по зарубежным чертежам в России, да еще и на казенном предприятии, со всеми бюрократическими проволочками естественно была сопряжена с проблемами.

«Кагул» на рейде Буюк-Дере в проливе Босфор, 1913

Окончательная готовность «Кагула» к службе была достигнута только в компанию 1911 года - через 6 лет после расстрела. С мая 1911 года «Кагул» участвовал в ходовых испытаниях по выявлению влияния глубины на волновое сопротивление воды движению корабля и причин падения скорости на мелководье. Также в составе эскадры крейсер совершал неоднократные походы по всей акватории Черного моря с заходами в русские, турецкие и болгарские порты. 27 октября 1912 года «Кагул», линкор «Ростислав» и канонерская лодка «Донец» в составе международной эскадры встали на рейде Константинополя для обеспечения безопасности посольств, которые могли подвергнуться угрозе из-за наступления болгарской армии во время Балканской войны.

Возвратились корабли этого отряда в Россию только в августе 1913 года. Остаток 1913 года прошел в учебных плаваниях и торжествах в честь Императора (в октябре). 29 апреля 1914 года «Кагул» и «Память Меркурия» организационно были сведены в полубригаду крейсеров с подчинением начальнику минной дивизии. С началом войны в нее были включены вспомогательные крейсеры «Алмаз» , «Император Николай I» и «Император Александр III» (в связи с постройкой линкора с таким наименованием переименован в «Император Александр I»), впоследствии переоборудованные в носители гидросамолетов - «гидрокрейсеры».

Участие в Первой мировой войне

Первый боевой поход «Кагула» состоялся 16 октября 1914 года. Флот вышел в море для поиска германо-турецкого линейного крейсера «Гебен» и турецких кораблей, начавших военные действия против России обстрелом Севастополя и Одессы. 22-25 октября русский флот подверг ответной бомбардировке угольный центр Турции Зонглудак.

5 ноября 1914 года силы флота у берегов Крыма встретили «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» («Медилли») . Из-за сильного тумана бой свелся к дуэли «Гебена» и линкора «Евстафий» , который видел его лучше всех. Получив несколько попаданий «Гебен» воспользовался преимуществом в скорости и скрылся в тумане. Во время похода к берегам Кавказа 24-29 декабря «Кагул», «Память Меркурия» и «Евстафий» участвовали в перестрелке с крейсерами «Гамидие» и «Бреслау» . «Кагул» успел сделать всего 4 выстрела из казематного орудия по причине слабой светосилы прицелов и нежелания командира ослеплять своими залпами комендоров «Евстафия» , имевшего гораздо более мощные орудия. Бой оказался безрезультатным для обоих сторон. В последующем походе к порту Ризе огнем 152-мм орудий были потоплены 11 турецких небольших грузовых судов, брошенных при появлении русских кораблей. Стрельба также показала полную неэффективность 75-мм орудий.

14 января 1915 года произошла новая встреча «Кагула» и «Памяти Меркурия» с «Гамидие» и «Бреслау» . Русские крейсеры начали погоню. «Бреслау» пытался прикрыть турецкий крейсер, но затем бросил его и 25-узловым ходом удалился. «Гамидие» так и не был настигнут из-за того, что «Кагул» неожиданно прекратил преследование. Причиной стал выход из строя механизмов, загрязнение котлов, не позволявших поднять пар. Максимальная скорость, развитая «Кагулом» в данной погоне - 22 узла. Общая изношенность котельной части заставляла временами прекращать пары в 6 котлах из 16, но крейсер продолжал эксплуатироваться «на убой» больше года.

В марте-апреле 1915 года с крейсера сняли оставшиеся 8 орудий калибра 75-мм (еще 4 были сняты в ходе восстановительного ремонта 1905-1910 годов) и заменили на 4 152-мм орудия «Канэ». Число последних составило 16. Также были добавлены 2 75-мм зенитные пушки - переделка 50-калиберных орудий «Канэ». С января по сентябрь 1915 года крейсеры выполнили более 10 походов к берегам Турции для обстрела побережья. К середине 1915 года в составе флота появились 3 «маневренные группы». Первую составили «Кагул» и линкор-дредноут «Императрица Мария» .

Во второй половине 1915 года - начале 1916 года «Кагул» участвовал в выходах маневренной группы, обеспечивая действия «Императрицы Марии» . 22 марта и 9 июля дважды флот встречал «Бреслау» , оба раза ему удалось оторваться и уйти. Во второй половине года крейсер продолжали преследовать аварии и поломки котло-машинной установки. Наконец ее износ достиг той степени, когда командованию стало понятно - дальнейшее использование изношенного корабля приведет к серьезной аварии или гибели. Участвовать в боях и походах «Кагул» больше не мог.

25 сентября с крейсера выгрузили боеприпасы, в ноябре сняли все орудия и разобрали башни. Корабль встал на капитальный ремонт. Ремонтом предусматривалась полная замена котлов, снятие всех 16 152-мм орудий и замена их на 14 новых 130-мм 55 калиберных орудий. Снимались обе башни, не оправдавшие себя и заменялись одиночными палубными установками со щитами. Артиллерийское вооружение пополнили 2 40-мм зенитных автомата «Виккерс».

Революционные события и интервенция 1917-1918 годов

Об этом периоде истории «Кагула» известно мало. Р. М. Мельников, едва ли не поминутно описавший события ноября 1905 года в своем труде описывает лишь участие членов команды крейсера в революционных событиях. Самого корабля как бы и не существовало. 1 марта 1917 года на волне революционных событий кораблю было возвращено его первоначальное имя - «Очаков». Однако исторически оно «не прижилось» (что наглядно показывает отношение как «красных», так и «белых» к актам власти и командования времен Временного правительства). Во всех документах, исторических произведениях крейсер продолжал именоваться «Кагулом». Возможно - по негласному «сговору» - красных смущало, что «Очаков» стал «Генералом Корниловым», а белых - что «Генерал Корнилов» когда-то был «Очаковым». Между тем, ремонт крейсера окончился в декабре 1917 года.

В результате ремонта боеспособность крейсера была в значительной степени восстановлена. В декабре 1917 года как и прочие корабли Черноморского флота он формально перешел на сторону Советской власти. С марта 1918 года - был сдан в порт на хранение. Команда во главе с командиром перешла на линкор «Свободная Россия» . В мае при приближении к Севастополю германских войск со всеми старыми и небоеспособными кораблями остался в главной базе флота.

Летом 1918 года он в качестве базы спасательной «Мариинской партии» принял участие в проводившейся (уже под контролем немцев) операции по подъему со дна Севастопольской бухты линкора «Императрица Мария» , погибшего от внутреннего взрыва в 1916 году. При этом сам крейсер едва не затонул - на нем оказался разобщен винт и вал. Вода начала поступать в корпус и затопила машинное отделение. Поступление воды обнаружили и устранили по чистой случайности.

В ноябре 1918 года германцев сменили союзники, которые немедленно спустили поднятые было на кораблях флота андреевские флаги и взяли их под свой контроль. «Кагул», очевидно, был принят ими за небоеспособное судно - плавучую казарму. Поэтому захватывать его они не стали. Между тем, крейсер был в достаточно хорошем техническом состоянии.

В составе Белого флота

28 марта 1919 года капитан 2 ранга Потапьев В. А. после согласования с штабом флота (формальным органом, находившимся в Севастополе под контролем союзников) получил разрешения занять «Кагул» и снять с него работников спасательной партии. Готовилась эвакуация города и Потапьев энергично приступил к подготовке выхода корабля в море. К моменту выхода на корабле находились 42 офицера, 19 механиков, 2 врача, 21 сухопутный офицер и 120 «охотников флота» - матросов-добровольцев. Перед уходом крейсера в его командование вступил прибывший капитан 1 ранга Лебедев, а Потапьев стал старшим офицером.

12 апреля красные подошли к Севастополю, но защищать город было некем. Эвакуировать Севастополь союзники тоже не могли - в доке стоял линкор «Мирабо» , незадолго до этого севший на камни и снятый с них с помощью «Кагула». 15 апреля командующий французскими кораблями адмирал Амет послал адмиралу Саблину телеграмму с просьбой в течение ночи и ближайшего утра увести крейсер «Кагул» и другие корабли по желанию из Севастополя. Несмотря на письменный протест Саблина спасти корабли можно было только покинув Севастополь.

16 апреля в Новороссийск ушли «Кагул», подводная лодка «Тюлень» , посыльное судно (бывший минный заградитель) «Буг» , посыльное судно № 7 (бывший миноносец № 273), несколько пароходов и буксиров. На буксире удалось увести подводные лодки «Утка» и «Буревестник» , эскадренные миноносцы «Пылкий» и «Поспешный» , миноносцы «Жаркий», «Живой», «Строгий» и «Свирепый», канонерскую лодку «Терец», посыльное судно № 10 (бывший миноносец № 258). Кроме того, своим ходом ушла из Каркинитского залива канонерская лодка К-15. Оставшиеся корабли флота были либо затоплены союзниками (подводные лодки) либо на них были взорваны крышки цилиндров и подшипники (старые линкоры, крейсер «Память Меркурия» , эсминец «Быстрый» , миноносцы «Жуткий» и «Заветный»).

Крейсер «Кагул» у Феодосии. Рядом легкий крейсер HMS Caradoc

"Кагул" стал самым сильным кораблем крошечных морских сил Вооруженных сил Юга России. После прихода в Новороссийск командовать крейсером был назначен капитан 1 ранга П. П. Остелецкий. И хотя в команде была огромная нехватка, 27 апреля крейсер вышел к Ак-Монайскому перешейку, где держались части генерала Боровского. Из-за недостатка кочегаров корабль мог развить лишь 6 узлов.

С 28 апреля по 4 мая он принимал участие в обстрелах позиций красных совместно с канонеркой К-15, британским линкором «Айрон Дюк» , двумя малыми мониторами и греческим броненосцем «Лемнос» . Корабль имел всего 600 снарядов главного калибра, а стреляло фактически одно орудие. После небольшого отдыха с 13 мая «Кагул» снова в Феодосийском заливе. Крейсер обстреливал берег, высаживал тактические десанты. 17 июня десант крейсера в тылу красных соединился с частями Боровского, прорвавшими Ак-Монайский фронт. Поскольку одновременно белые войска подошли к перешейкам, красные были вынуждены эвакуировать Крым и Севастополь. 3 мая крейсер был зачислен в состав морских сил Юга России

27 июня 1919 года крейсер, имея на борту генерала Деникина и адмирала Саблина посетил города Сочинского округа - Туапсе, Сочи и Адлер, подтвердив их принадлежность правительству Юга России. 6 июля крейсер прибыл в Севастополь с адмиралом Саблиным на борту. Адмирал спустил свой флаг и перешел на линкор «Георгий Победоносец». В первых числах августа 1919 года «Кагул», миноносец «Живой», транспорт «Маргарита», тральщики «Роза» и «Адольф», буксир «Доброволец», катера № 52 и 58, 3 баржи высадили у Одессы Крымский конный полк и пехотные части корпуса генерала Шиллинга, 10 августа в Сухом Лимане был высажен Сводно-драгунский полк, а 11 августа Одесса взята белыми частями. Попытка прорваться в город красного бронепоезда была отбита огнем «Кагула».

За этот подвиг крейсер был переименован в «Генерал Корнилов» в честь вождя Белого движения - Лавра Георгиевича Корнилова, погибшего при штурме Екатеринодара в 1918 году. П. П. Остелецкий получил звание контр-адмирала. Наступление на Москву, предпринятое Деникиным осенью 1919 года проводилось без участия флота. Его катастрофическое завершение оставило остатки белых частей в Крыму, а флот без топлива. 4 января 1920 года подпольщики хотели затопить крейсер, но им это не удалось. Проблемы с топливом удалось решить только к лету 1920 года, одновременно с началом наступления в Северной Таврии.

10 июля 1920 года с пришедшего в Тендровский залив «Генерала Корнилова» был высажен судовой десант. В конце июля флот получил задачу уничтожить трехорудийную 152-мм батарею красных в Очакове и подготовить прорыв в Днепро-Бугский лиман канонерских лодок. К этому времени немногочисленный экипаж крейсера, находившийся на нем почти год сплавался, имел достаточный опыт. 17 июля «Генерал Корнилов» под командованием капитана 1 ранга Потапьева вышел из Севастополя. 20 июля он вошел в Тендровский залив, и, приблизившись к Кинбурнской косе открыл огонь по батарее красных. Выпустив 18 снарядов крейсер отошел, батарея ответила 7 безрезультатными выстрелами.