Оценка состояния сердечно-сосудистой системы. Экспресс-оценка уровня функционального состояния организма во время тренировочного процесса

7.3.

Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов


Определение функциональной способности сердечно-сосудистой системы (ССС) совершенно необходимо для оценки общей тренированности спортсмена или физкультурника, так как кровообращение играет важную роль в удовлетворении повышенного обмена веществ, вызванного мышечной деятельностью.

Высокий уровень развития функциональной способности аппарата кровообращения, как правило, характеризует высокую общую работоспособность организма.

В комплексной методике исследования ССС большое внимание в спортивной медицине уделяется изучению динамики ее показателей в связи с выполнением физической нагрузки, и в этом направлении разработано достаточно большое количество функциональных проб с физической нагрузкой.


7.3.1. Общеклинические методы исследования

При исследовании ССС учитывают данные анамнеза. В протокол иссле-дования заносятся общие сведения:

Фамилия, имя, отчество испытуемого;

Возраст, основной вид спорта, разряд, стаж, период тренировки и ее особенности, сведения о последней тренировке, самочувствие, наличие жалоб.

При наружном осмотре обращают внимание на окраску кожных покровов, форму грудной клетки, расположение и характер верхушечного толчка, наличие отеков.

Пальпацией определяется расположение верхушечного толчка (ширина, высота, сила), болезненные толчки в области грудной клетки, наличие отеков.

С помощью перкуссии (простукивание) изучаются границы сердца. Если врач находит при перкуссии выраженное смещение границ сердца, то спортсмена обязательно следует подвергнуть специальному рентгенологическому исследованию.

Аускультацию (выслушивание) рекомендуется проводить в различных положениях исследуемого: на спине, на левом боку, стоя. Выслушивание тонов и шумов связано с работой клапанного аппарата сердца. Клапаны расположены «на входе» и «на выходе» обоих желудочков сердца. Атриовентрикулярные клапаны (в левом желудочке - митральный клапан, а в правом - трехстворчатый трикуспидальный) препятствуют обратному забросу (регургитации) крови в предсердия во время систолы желудочков. Аортальный и легочные клапаны, расположенные у основания крупных артериальных стволов, предупреждают регургитацию крови в желудочки при диастоле.

Атриовентрикулярные клапаны образованы перепончатыми листками (створками), свешивающимися в желудочки наподобие воронки. Их свободные концы соединены тонкими сухожильными связками (нитями-хордами) с сосочковыми мышцами; это препятствует заворачиванию створок клапанов в предсердия во время систолы желудочков. Общая поверхность клапанов гораздо больше, чем площадь атриовентрикулярного отверстия, поэтому их края плотно прижимаются друг к другу. Благодаря такой особенности клапаны надежно смыкаются даже при изменениях объема желудочков. Аортальный и легочный клапаны устроены несколько по-иному: каждый из них состоит из трех кармашков в виде полумесяцев, окружающих устье сосуда (поэтому их называют полулунными клапанами). Когда полулунные клапаны замкнуты, их створки образуют фигуру в виде трехконечной звезды. Во время диастолы токи крови устремляются за створки клапанов и завихряются позади них (эффект Бернулли), в результате клапаны быстро закрываются, благодаря чему регургитация крови в желудочки очень невелика. Чем выше скорость кровотока, тем плотнее смыкаются створки полулунных клапанов. Открывание и закрывание сердечных клапанов связано прежде всего с изменением давления в тех полостях сердца и сосудах, которые отграничиваются этими клапанами. Звуки, возникающие при этом, и создают тоны сердца. При сокращениях сердца возникают колебания звуковой частоты (15-400 Гц), передающиеся на грудную клетку, где их можно выслушать либо просто ухом, либо при помощи стетоскопа. При выслушивании можно различить два тона: первый из них возникает в начале систолы, второй - в начале диастолы. Первый тон длительнее второго, он представляет собой глухой звук сложного тембра. Этот тон связан главным образом с тем, что в момент захлопывания атриовентрикулярных клапанов сокращение желудочков как бы резко тормозится заполняющей их несжимаемой кровью. В результате возникают колебания стенок желудочков и клапанов, передающиеся на грудную клетку. Второй тон более короткий. Связан с ударом створок полулунных клапанов друг о друга (поэтому его часто называют клапанным тоном). Колебания этих створок передаются на столбы крови в крупных сосудах, и поэтому второй тон лучше выслушивается не непосредственно над сердцем, а на некотором отдалении от него по ходу тока крови (аортальный клапан аускультируется во втором межреберье справа, а легочный - во втором межреберье слева). Первый тон напротив, лучше аускультируется непосредственно над желудочками: в пятом межреберье по срединно-ключичной линии выслушивают левый атриовентрикулярный клапан, а по правому краю грудины - правый. Эта методика является классическим методом, используемым в диагностике пороков сердца, оценке функционального состояния миокарда.

Важное значение при исследовании ССС придается правильной оценке пульса. Пульсом (от лат. pulsus - толчок) называется толчкообразные смещения стенок артерий при заполнении их кровью, выбрасываемой при систоле левого желудочка.

Пульс определяется с помощью пальпации на одной из периферических артерий. Обычно пульс подсчитывается на лучевой артерии по 10-секундным отрезкам времени 6 раз. Во время нагрузки определить и точно подсчитать пульс на лучевой артерии не всегда возможно, поэтому пульс рекомендуется подсчитывать на сонной артерии или на области проекции сердца.

У взрослого здорового человека частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое колеблется от 60 до 90 ударов в минуту. На ЧСС влияют положение тела, пол и возраст человека. Повышение частоты пульса более 90 ударов в минуту называется тахикардией, а ЧСС менее 60 ударов в минуту - брадикардией.

Ритмичным считается пульс в том случае, если количество ударов за 10-секундные промежутки не отличается более чем на 1 удар (10, 11, 10, 10, 11, 10). Аритмичность пульса - значительные колебания числа сердечных сокращений за 10-секундные отрезки времени (9, 11, 13, 8, 12, 10).

Наполнение пульса оценивается как хорошее , если при наложении трех пальцев на лучевую артерию пульсовая волна хорошо прощупывается; как удовлетворительное при небольшом надавливании на сосуд пульс достаточно легко подсчитывается; как плохое наполнение - пульс с трудом улавливается при надавливании тремя пальцами.

Напряжение пульса - это состояние тонуса артерии и оценивается как мягкий пульс , свойственный здоровому человеку, и твердый - при нарушении тонуса артериального сосуда (при атеросклерозе, повышенном артериальном давлении).

Сведения о характеристиках пульса заносятся в соответствующие графы протокола исследования.

Артериальное давление (АД) измеряется ртутным, мембранным или электронным тонометром (последний не очень удобен при определении артериального давления в период восстановления из-за продолжительного инертного периода аппарата), сфигмоманометром. Манжета манометра накладывается на левое плечо и в дальнейшем не снимается до конца исследования. Показатели АД записываются в виде дроби, где в числителе - данные максимального, а в знаменателе - данные минимального давления.

Этот метод измерения АД наиболее распространен и называется слуховым или аускультативным методом Н.С. Короткова.

Нормальный диапазон колебаний для максимального давления у спортсменов составляет 90-139, а для минимального – 60-89 мм.рт.ст.

АД зависит от возраста человека. Так, у 17-18-летних нетренированных юношей верхняя граница нормы равна 129/79 мм.рт.ст., у лиц 19-39 лет - 134/84, у лиц 40-49 лет - 139/84, у лиц 50-59 лет - 144/89, у лиц старше 60 лет - 149/89 мм.рт.ст.

Артериальное давление ниже 90/60 мм.рт.ст. называется пониженным, или гипотонией, АД выше 139/89 - повышенным, или гипертонией.

Среднее АД является важнейшим показателем состояния системы кровообращения. Эта величина выражает энергию непрерывного движения крови и, в отличие от величин систолического и диастолического давлений, является устойчивой и удерживается с большим постоянством.

Определение уровня среднего артериального давления необходимо для расчета периферического сопротивления и работы сердца. В условиях покоя его можно определить расчетным способом (Савицкий Н.Н., 1974). Используя формулу Hickarm, можно определить среднее артериальное давление:

АДср = АДд - (АДс - АДд)/3, где АДср - среднее артериальное давление; АДс - систолическое, или максимальное, АД; АДд - диастолическое, или минимальное, АД.

Зная величины максимального и минимального АД можно определить пульсовое давление (ПД):

ПД = АДс - АДд.

В спортивной медицине для определения ударного или систолического объема крови пользуются формулой Старра (1964):

СО = 90,97 + (0,54 х ПД) - (0,57 х ДЦ) - 0,61 х В), где СО - систолический объем крови; ПД - пульсовое давление; Дд - диастол ическое давление; В - возраст.

Используя величины ЧСС и СО, определяется минутный объем кровообращения (МОК):

МОК = ЧСС х СО л/мин.

По величинам МОК и АДср можно определить общее периферическое сопротивление сосудов:

ОПСС = АДср х 1332 / МОКдин х см - 5/с, где ОПСС - общее периферическое сопротивление сосудов; АДср - среднее артериальное давление; МОК - минутный объем кровообращения; 1332 - коэффициент для перевода в дины.

Чтобы рассчитать удельное периферическое сопротивление сосудов (УПСС), следует привести величину ОПСС к единице поверхности тела (S), которая рассчитывается по формуле Дюбуа, исходя из роста и массы тела обследуемого.

S = 167,2 х Мх Д х 10 -4 х (м2), где М - масса тела, в килограммах; Д - длина тела, в сантиметрах.

Для спортсменов величина периферического сопротивления сосудов в состоянии покоя составляет примерно 1500 дин см -5/с и может колебаться в широких пределах, что связано с типом кровообращения и направленностью тренировочного процесса.

Для максимально возможной индивидуализации главных гемодинамиче-ских показателей, которыми являются СО и МОК, нужно их привести к площади поверхности тела. Показатель СО, приведенный к площади поверхности тела (м 2 ), называется ударным индексом (УИ), показатель МОК - сердечным индексом (СИ).

Н.Н. Савицкий (1976) по величине СИ выделил 3 типа кровообращения: гипо-, -эу- и гиперкинетическии типы кровообращения. Этот индекс в настоящее время расценивается как основной в характеристике кровообращения.

Гипокинетический тип кровообращения характеризуется низким показателем СИ и относительно высоким показателями ОПСС и УПСС.

При гиперкинетическом типе кровообращения определяются самые высокие значения СИ, УИ, МОК и УО и низкие - ОПСС и УПСС.

При средних значениях всех этих показателей тип кровообращения называется эукинетическим .

Для эукинетического типа кровообращения (ЭТК) СИ = 2,75 - 3,5 л / мин/ м2. Гипокинетический тип кровообращения (ГТК) имеет СИ менее 2,75 л / мин/м2, а гиперкинетический тип кровообращения (ГрТК) более 3,5 л/ мин/м2.

Различные типы кровообращения обладают своеобразием адаптационных возможностей и им свойственно разное течение патологических процессов. Так, при ГрТК сердце работает в наименее экономичном режиме и диапазон компенсаторных возможностей этого типа кровообращения ограничен. При этом типе гемодинамики имеет место высокая активность симпатоадреналовой системы. Наоборот, при ГТК сердечно-сосудистая система обладает большим динамическим диапазоном и деятельность сердца наиболее экономична.

Поскольку пути приспособления сердечно-сосудистой системы у спортсменов зависят от типа кровообращения, то и способность адаптироваться к тренировкам с различной направленностью тренировочного процесса имеет отличия при разных типах кровообращения.

Так, при преимущественном развитии выносливости ГТК встречается у 1/3 спортсменов, а при развитии силы и ловкости - всего у 6%, при развитии быстроты этого типа кровообращения не обнаруживается. ГрТК отмечается преимущественно у спортсменов, в тренировках которых преобладает развитие скорости. Данный тип кровообращения у спортсменов, развивающих выносливость, встречается очень редко, в основном при снижении адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы.

Научно-практическая конференция

школьников «Ученик-исследователь»

Секция «Естественно-научная»

Функциональное состояние

сердечно-сосудистой системы

Сивоконь Иван Павлович

ученик 9Б класса

МОБУ «Ромненская СОШ

им. И.А.Гончарова»

Научный руководитель:

Якименко М.В.

Ромны 2014

Оглавление

    Аннотация обучающегося…………………………………………. 3

    Аннотация учителя………………………………………………… 4

    1. Введение………………………………………………………… 5

      Основная часть

      1. Изучение литературы

        1. Строение сердца…………………………………………. 5

          Сердечный цикл…………………………………………. 8

          Круги кровообращения…………………………………. 10

          Пульс……………………………………………………... 11

          Кровяное давление……………………………………… 11

          Техника теста Рюффье и теста Мартине………………. 12

      2. Техника измерения

        1. Пульса………………………………………………… …. 13

          Артериального давления………………………………... 13

        Исследования и анализ полученных результатов

        1. Исследование обучающихся 9Б класса………………… 15

          Исследование обучающихся 3А класса………………… 18

    2. Заключение…………………………………………………….... 21

IV .Список литературы и Интернет-ресурсов………………………... 22

    Аннотация обучающегося

Цель работы

Исследование функции сердечно-сосудистой системы

Задачи

    Изучить литературу

    1. Об анатомии сердечно - сосудистой системы

      О пульсе

      О кровяном давлении

    Изучить технику измерения

    1. Артериального давления

      Пульса

    Выполнить измерения

    1. Артериального давления

      Пульса

    Изучить технику теста Мартине и теста Рюффье для определения функционального состояния сердечно -сосудистой системы

    Выполнить тесты Мартине и Рюффье. Оценить полученные результаты

Объект исследования

Обучающиеся 3А и 9Б классов

Предмет исследования

Артериальное давление и пульс

Методы исследования

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Проведение экспериментов.

3. Анализ полученных результатов путем сравнения.

Гипотеза

Можно ли с помощью показаний артериального давления и пульса выяснить состояние сердечно-сосудистой системы.

    Аннотация учителя

Тема исследовательской работы «Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы» очень актуальна, поэтому Иван выбрал именно эту, так как здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь высшей ступени развития. Поэтому Иван самостоятельно, достаточно подробно изучил анатомию сердечно-сосудистой системы, технику измерения пульса. Выполнил измерения артериального давления и пульса обучающихся 9Б и 3А классов. Изучил технику теста Мартине и Рюффье, для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Выполнил тесты Мартине и Рюффье. Оценил полученные результаты и сделал выводы.

Работал Иван с большим интересом и заинтересовал результатами своей работы своих одноклассников и учителей, так как работа носила исследовательский характер.

Считаю, что с результатами данного исследования Ивану необходимо выступить на родительских собраниях в 9Б и 3А классах. Рекомендую продолжить работу по изучению уровня здоровья обучающихсяРомненской СОШ.

    Исследование сердечно-сосудистой системы

              1. Введение

Человеческий организм- это единое целое. В нем все взаимосвязано. Ухудшение состояния сердечно-сосудистойсистемы оказывает влияние на жизнедеятельность человека.

2. Основная часть

1) Изучение литературы

а) Строение сердца

Сердце человека располагается в грудной клетке, ориентировочно в центре с небольшим смещением влево. Представляет собой полый мышечный орган. Снаружи окружено оболочкой – перикардом (околосердечной сумкой). Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Сердце разделено на четыре камеры: две правые – правое предсердие и правый желудочек, и две левые – левое предсердие и левый желудочек. В норме правая и левая половины сердца между собой не сообщаются. Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями. По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца: справа – трехстворчатый, слева – двустворчатый, или митральный. Двустворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении - из предсердий в желудочки. Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны. Из-за формы створок они названы полулунными. Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Свободным краем кармашки обращены в просвет сосудов. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении - из желудочков в аорту и легочную артерию.

Стенка сердца состоит из трех слоев: наружного - эпикарда, среднего - миокарда и внутреннего - эндокарда.

Наружная оболочка сердца. Эпикард, epicardium, представляет собой гладкую, тонкую и прозрачную оболочку. Он является висцеральной пластинкой, laminavisceralis, перикарда, pericardium. Соединительнотканная основа эпикарда в различных участках сердца, особенно в бороздах и в области верхушки, включает жировую ткань. При помощи соединительной ткани эпикард сращен с миокардом наиболее плотно в местах наименьшего скопления или отсутствия жировой ткани.

Средняя мышечная оболочка сердца, миокард, myocardium, или сердечная мышца, представляет собой мощную и значительную по толщине часть стенки сердца. Наибольшей толщины миокард достигает в области стенки левого желудочка (11 -14 мм), вдвое превышая толщину стенки правого желудочка (4-6 мм). В стенках предсердий миокард развит значительно меньше и толщина его здесь всего 2 - 3 мм.

Глубокий слой состоит из пучков, поднимающихся от верхушки сердца к его основанию. Они имеют цилиндрическую, а часть пучков овальную форму, многократно расщепляются и снова соединяются, образуя различной величины петли. Более короткие из этих пучков не достигают основания сердца, направляются косо от одной стенки сердца к другой в виде мясистых трабекул. Только межжелудочковая перегородка тотчас под артериальными отверстиями лишена этих перекладин.

Ряд таких коротких, но более мощных мышечных пучков, связанных отчасти и со средним, и с наружным слоем, выступает в полость желудочков свободно, образуя различной величины конусовидные сосочковые мышцы.
Сосочковые мышцы с сухожильными хордами удерживают створки клапанов при захлопывании их током крови, направляющейся из сокращенных желудочков (при систоле) в расслабленные предсердия (при диастоле). Встречая препятствия со стороны клапанов, кровь устремляется не в предсердия, а в отверстия аорты и легочного ствола, полулунные заслонки которых прижимаются током крови к стенкам этих сосудов и тем самым оставляют просвет сосудов открытым.

Располагаясь между наружным и глубоким мышечными слоями, средний слой образует в стенках каждого желудочка ряд хорошо выраженных циркулярных пучков. Средний слой более развит в левом желудочке, поэтому стенки левого желудочка значительно толще, чем стенки правого. Пучки среднего мышечного слоя правого желудочка уплощенные и имеют почти поперечное и несколько косое от основания сердца к верхушке направление.
Межжелудочковая перегородка, septuminterventriculare, образована всеми тремя мышечными слоями обоих желудочков, однако больше мышечных слоев левого желудочка. Толщина перегородки достигает 10-11 мм, несколько уступая толщине стенки левого желудочка. Межжелудочковая перегородка выпуклая в сторону полости правого желудочка и на протяжении 4/5 представляет хорошо развитый мышечный пласт. Эта значительно большая часть межжелудочковой перегородки называется мышечной частью, parsmuscularis.

Верхняя (1/5) часть межжелудочковой перегородки является перепончатой частью, parsmembranacea. К перепончатой части прикрепляется перегородочная створка правого предсердно-желудочкового клапана.

б) Сердечный цикл - это чередование сокращений (0,4 сек) и

расслабления (0,4 сек) сердца.

Работа сердца включает две фазы: сокращение (систола) и расслабление (диастола). Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков. Сокращение предсердий длится 0,1 сек., сокращение желудочков - 0,3 сек. и расслабление 0,4 сек.

Во время диастолы левое предсердие наполняется кровью, через митральное отверстие кровь перетекает в левый желудочек, во время сокращения левого желудочка кровь выталкивается через аортальный клапан, попадает в аорту и разноситься по всем органам. В органах происходит передача кислорода тканям организма, для их питания. Далее кровь по венам собирается в правое предсердие, через трикуспидальный клапан попадает в правый желудочек. Во время систолы желудочков венозная кровь выталкивается в легочную артерию и попадает в сосуды легких. В легких кровь оксигенируется, то есть насыщается кислородом. Насыщенная кислородом кровь через легочные вены собирается в левое предсердие.

Узлы и волокна проводящей системы сердца Сосуды сердца

Ритмичное, постоянное чередование фаз систолы и диастолы, необходимое для нормальной работы, обеспечивается возникновением и проведением электрического импульса по системе особых клеток – по узлам и волокнам проводящей системы сердца. Импульсы возникают вначале в самом верхнем, так называемом, синусовом узле, который располагается в правом предсердии, далее проходят ко второму, атриовентрикулярному узлу, а от него – по более тонким волокнам (ножкам пучка Гиса) – к мышце правого и левого желудочков, вызывая сокращение всей их мускулатуры.

Самому сердцу, как и любому другому органу для питания и нормальной деятельности требуется кислород. К сердечной мышце он доставляется по собственным сосудам сердца - коронарным. Иногда эти артерии называют венечными.

Тест Рюффье - это небольшое физическое испытание для ребенка, которое позволяет установить состояние работы сердца.

Проводится оно по следующей схеме.

После 5-минутного отдыха в положении «сидя» у занимающегося измеряется пульс (Р 1 ), затем исследуемый выполняет 20 ритмичных приседаний за 30 секунд, после чего сразу же в положении «стоя» измеряют пульс (Р 2 ). Затем занимающийся отдыхает, сидя в течение минуты, и вновь подсчитывается пульс (Р 3 ).

Величина индекса Рюффье высчитывается по формуле:

Lr = [(P 1 + Р 2 + Р 3 ) - 200]/10

Оценка теста.

Индекс, меньше 1, оценивается отлично; 1–6 – хорошо; 6,1–11 – удовлетворительно; 11,1 – 15 – слабо; больше 15 – неудовлетворительно.

Тест Мартине– это ортостатическая проба, предложенная для оценки функционального состояния сердца у детей.

Подсчитывается частота пульса и АД в покое. Затем с манжетой на руке выполняется 20 глубоких (низких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед), которые нужно проделать в течение 30 секунд. После выполненной нагрузки обследуемый сразу садится, после чего измеряется пульс и АД на 1, 2, 3 минутах после нагрузки. При этом, в первые 10 секунд измеряется пульс, в последующие 50 сек. – АД. На 2 и 3 минутах измерения повторить.

Оценка теста.

Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как отличное при учащении пульса не более чем на 25%, хорошее - 25% - 50%, удовлетворительное - на 51-75%, неудовлетворительно - более чем на 75%.

После пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) артериальное давление возрастает на 25-40 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) или остается на прежнем уровне, или незначительно (на 5-10 мм рт. ст.) снижается. Восстановление пульса длится от 1 до 3, а артериального давления от 3 до 4 минут.

2) Техника измерения

а)Пульса

Пульс можно измерять на следующих артериях: височной (над висками), сонной (по внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы, под челюстью), плечевой (на внутренней поверхности плеча над локтем), бедренной (на внутренней поверхности бедра в месте соединения ноги и таза), подколенной. Обычно измеряют пульс на запястье, с внутренней стороны руки (на лучевой артерии), чуть выше основания большого пальца.

Лучшее место для прощупывания пульса находится на радиальной артерии на расстоянии ширины большого пальца ниже первой складки кожи запястья.

Чтобы проверить ваш собственный пульс, держите руку, слегка согнув запястье. Плотно обхватите другой рукой запястье с нижней стороны. Поместите три пальца (указательный, средний и безымянный) на запястье, на радиальной артерии, на одной линии с очень небольшим промежутком между собой. Слегка надавите немного ниже лучевой кости (пястной кости) и ощутите точки пульса. Каждый палец должен отчетливо чувствовать пульсовую волну. Затем немного уменьшите давление пальцев, чтобы почувствовать различные движения пульса.

Наиболее точные значения можно получить, если подсчитать пульс в течение 1 минуты. Однако это не обязательно. Можно считать удары в течение 30 секунд и затем умножать на 2.

б) Артериального давления

Артериальное давление измеряют с помощью различных приборов, чаще всего для этого используется тонометр.

Первый шаг. Подготовка

Необходимо освободить от давящей одежды плечо руки, на которой будет закреплена манжета тонометра.

Второй шаг. Обстановка и положение пациента

В процессе измерения давления немаловажно обеспечить правильную позу тела пациента: он должен удобно располагаться на стуле или в кресле. Рука обязательно должна быть расслабленной, в противном случае сокращение мышц плеча может привести к получению неверных результатов измерения.

Третий шаг. Измерение артериального давления

Во время измерения необходимо не двигаться, не разговаривать, не беспокоиться.

Для измерения на средней части плеча устанавливают манжету тонометра. Затягивать манжету слишком туго не стоит. Манжета должна облегать плечо так, чтобы между нею и плечом помещался палец. Положение руки и положение манжеты следует установить так, чтобы манжета была на уровне сердца.

Важно, мембрана стетоскопа должна прилегать к коже, но надавливать слишком сильно не стоит, иначе не избежать дополнительного пережатия плечевой артерии. Также стетоскоп не должен касаться трубок тонометра, в противном случае звуки от соприкосновения с ними помешают измерению.

Закачать в манжету воздух до давления 180 мм рт.ст., затем постепенно спускать воздух. Запомнить показания первого удара (верхнего числа) и последнего удара (нижнего числа).

После получения окончательных результатов следует сразу снять манжету тонометра. Через 5 мин проводится повторное измерение;

Типичное значение артериального кровяного давления здорового человека (систолическое/диастолическое) = 120 и 80 мм рт. ст., давление в крупных венах на несколько мм.рт. ст. ниже нуля (ниже атмосферного). Разница между систолическим артериальным давлением и диастолическим (пульсовое давление) в норме составляет 30-40 мм рт. ст.

3) Исследования и анализ полученных результатов

а) Исследование обучающихся 9Б класса

В покое

После приседаний

Испытуемый

1 минута

2 минуты

3 минуты

Пульс(Р 1 )

давление

Пульс(Р 2 )

давление

Пульс(Р 3 )

давление

пульс

давление

Антон А.

120/80

108

160/80

140/80

120/80

Константин Г.

102

110/80

120

170/80

120/80

110/80

Дарья Г.

120/80

114

140/80

130/80

120/80

Андрей И.

110/80

150/80

120/80

110/80

Людмила К.

110/80

100

150/80

140/80

130/80

Анастасия К.

110/80

102

140/80

120/80

110/80

Андрей Л.

139/80

138

150/80

140/80

130/90

Ирина М.

120/80

140/80

130/80

120/80

Роман Н.

140/80

120

200/80

108

160/80

150/80

Роман П.

120/80

120

130/80

100/80

120/80

Кристина П.

110/80

130/80

120/80

110/80

Вероника С.

100/80

130/80

120/80

100/80

Василий Х.

120/80

102

150/80

130/80

120/80

Виктория Х.

120/80

140/80

120/80

120/80

Василий Ч.

110/80

140/80

130/80

120/80

Павел Ш.

110/80

102

130/80

125/80

120/80

Испытуемый

Индекс

Оценка

Антон А.

8,2

Удовлетворительно

Константин Г.

Удовлетворительно

Дарья Г.

8,8

Удовлетворительно

Андрей И.

3,4

Хорошо

Людмила К.

Удовлетворительно

Анастасия К.

6,4

Удовлетворительно

Андрей Л.

Слабо

Ирина М.

4,6

Хорошо

Роман Н.

12,4

Слабо

Роман П.

9,4

Удовлетворительно

Кристина П.

4,6

Хорошо

Вероника С.

3,4

Хорошо

Василий Х.

Удовлетворительно

Виктория Х.

5,2

Хорошо

Василий Ч.

2,8

Хорошо

Павел Ш.

3,8

Хорошо

Вывод: состояние сердечно-сосудистой системы большинства обучающихся 9Б класса хорошее и удовлетворительное, что в % соотношении составляет:

Отлично-0%

Хорошо-43,75%

Удовлетворительно-43,75%

Слабо-12,5%

Неудовлетворительно-0%

Испытуемый

Процент учащения пульса

Оценка

Восстановление пульса

Восстановление давления

Антон А.

Отлично

Константин Г.

Отлично

Дарья Г.

Хорошо

Андрей И.

Хорошо

Людмила К.

Отлично

Анастасия К.

Хорошо

Андрей Л.

Хорошо

Ирина М.

Отлично

Роман Н.

Хорошо

Роман П.

Удовлетворительно

Кристина П.

Хорошо

Вероника С.

Хорошо

Василий Х.

Хорошо

Виктория Х.

Отлично

Василий Ч.

Хорошо

16

Павел Ш.

54

Удовлетворительно

+

+

По данным таблицы составил диаграмму.

Вывод: У Константина, Андрея, Ирины пульс в покое был выше, чем после приседаний и 3-х минут отдыха, связываю это с волнением ребят перед проведением обследования. Незначительное повышение АД после 3-х минут отдыха наблюдаются у Людмилы (20 мм рт. ст.), у Андрея АД передобследование выше, чем после обследования (считаю, что также сказалось волнение). Поэтому счтитаю, что по тесту Мартине 81,25% обучающихся 9Б кл. имеют нормальные показания развития и работы сердечно-сосудистой системы, ближе к норме 12,5% и требует дополнительного обследования 6,25%.

б) Исследование обучающихся 3А класса

Измерил артериальное давление и пульс в состояние покоя и после 20 приседаний. Результаты занёс в таблицу.

В покое

После приседаний

Испытуемый

1 минута

2 минуты

3 минуты

Пульс(Р 1 )

давление

Пульс(Р 2 )

давление

Пульс(Р 3 )

давление

пульс

давление

1

Александр Б.

78

100/80

90

120/80

84

110/80

78

100/80

2

Илья Б.

78

100/80

96

130/80

78

120/80

78

110/80

3

Анна Б.

90

90/70

90

110/70

102

100/70

90

90/70

4

Кирилл В.

78

90/80

96

120/80

90

110/80

78

90/80

5

Николай В.

78

100/80

90

120/80

84

110/80

78

100/80

6

Олег Д.

108

130/80

120

140/80

102

130/80

108

130/80

7

Дмитрий Е.

90

100/80

108

130/80

96

110/80

90

100/80

8

Кирилл Ж.

102

110/70

114

130/70

102

120/70

102

110/70

9

Валерия К.

108

100/80

126

120/80

114

120/80

108

110/80

10

Юлия О.

90

110/60

102

130/60

96

120/60

90

110/60

11

Сергей С.

78

100/80

90

130/80

84

110/80

78

100/80

12

Максим С.

84

100/80

108

120/80

96

110/80

90

100/80

13

Роман С.

78

100/80

90

120/80

72

110/80

90

100/80

14

Полина С.

84

110/80

102

130/80

84

120/80

84

110/80

15

Дарья С.

102

110/80

120

130/80

114

120/80

102

110/80

16

Даниил Т.

96

110/80

108

130/80

102

120/80

96

110/80

Выполнил тест Рюффье. Результаты занес в таблицу.

Испытуемый

Результат

Состояние

1

Александр Б.

5,2

Хорошо

2

Илья Б.

5,2

Хорошо

3

Анна Б.

8,2

Удовлетворительно

4

Кирилл В.

6,4

Удовлетворительно

5

Николай В.

5,2

Хорошо

6

Олег Д.

13

Слабо

7

Дмитрий Е.

9,4

Удовлетворительно

8

Кирилл Ж.

11,8

Слабо

9

Валерия К.

14,8

Слабо

10

Юлия О.

8,8

Удовлетворительно

11

Сергей С.

5,2

Хорошо

12

Максим С.

8,8

Удовлетворительно

13

Роман С.

4

Хорошо

14

Полина С.

7

Удовлетворительно

15

Дарья С.

13,6

Слабо

16

Даниил Т.

10,6

Удовлетворительно

По данным таблицы составил диаграмму.

Вывод: состояние сердечно-сосудистой системы обучающихся 3А класса: хорошее у 5обучающихся, что составляет 31,25% ; удовлетворительное у 7 обучающихся, что составляет 43,75% ; слабое у 4обучающихся, что составляет 25% (эти ребята нуждаются в дополнительном обследовании).

Выполнил тест Мартине. Результаты занес в таблицу.

Испытуемый

Процент учащения пульса

Оценка

Восстановление пульса

Восстановление давления

1

Александр Б.

15

Отлично

+

+

2

Илья Б.

23

Отлично

+

+

3

Анна Б.

0

Отлично

+

+

4

Кирилл В.

23

Отлично

+

+

5

Николай В.

15

Отлично

+

+

6

Олег Д.

11

Отлично

+

+

7

Дмитрий Е.

20

Отлично

+

+

8

Кирилл Ж.

11

Отлично

+

+

9

Валерия К.

16

Отлично

+

+

10

Юлия О.

13

Отлично

+

+

11

Сергей С.

15

Отлично

+

+

12

Максим С.

28

Хорошо

-

+

13

Роман С.

15

Отлично

-

+

14

Полина С.

21

Отлично

+

+

15

Дарья С.

17

Отлично

+

+

16

Даниил Т.

12

Отлично

+

+

По данным таблицы составил диаграмму.

Вывод:из 16 исследуемых отлично функционирует сердечно-сосудистая система у 15 человек, что составляет 93,75%; хорошее у 1 человека, что составляет 6,25%. Немного настораживает частота пульса в покое 84; 90; 108 – считаю, что сказывалось волнение ребят перед исследованием.

3. Заключение

Выводы исследования:

    Изучив литературу по данной теме, я более подробно узнал об анатомии сердечно-сосудистой системы, пульсе и артериальном давлении.

    Научился измерять пульс и кровяное давление.

    Тесты Рюффье и Мартине помогут правильно оценить функциональные возможности переносить физические нагрузки и подобрать наиболее рациональные реабилитационные методы восстановления.

    Моя гипотеза «можно ли с помощью показаний артериального давления и пульса выяснить состояние сердечно-сосудистой системы» подтвердилась.

    В домашних условиях, зная технику выполнения тестов Рюффье и Мартине, можно проводить самые простые исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

IV.Список литературы и Интернет-ресурсов

    Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Колесов Д.В.3-е изд. - М.: Дрофа, 2002.

    http://ru.wikipedia.org

    http://images.yandex.ru

    www.zor-da.ru

    health.mail.ru/content/patient

    www.kardio.ru/profi

    www.eurolab.ua

Частота сокращений сердечной мышцы в состоянии покоя у здорового взрослого человека (не спортсмена) - 60-80 ударов в 1 минуту, в зависимости от возраста (молодёжь - 70-80 уд/мин., люди пожилой и старшей возрастной группы - 60-70уд/мин). Это, так называемый, нормальный пульс. Если значения ЧСС, в покое, выше 90 или ниже 40-50 - необходимо померить ещё и артериальное давление.

Надо учитывать эффект терморегуляции, когда при повышении температуры тела на 1 градус - пульс учащается на 10уд/мин., для отдачи организмом избыточного тепла через лёгкие и кожу, посредством усиления кровотока. Такую же ответную реакцию вызывает аномально высокая или низкая температура окружающего воздуха (относительно комнатной темп-ры в 18-20 °С), особенно, при его высокой влажности.

На большой высоте, в условиях высокогорья, при кислородном голодании - ЧСС покоя будет выше, чем на уровне моря. Максимальный пульс - в начале периода адаптации к гипоксии.

Лекарственные препараты-стимуляторы, психоактивные вещества (крепкий чай, кофе, алкоголь, никотин от курения сигарет), после их употребления - заметно влияют на частоту сердечных сокращений.


Одномоментная проба

Сначала, отдыхают стоя, без движений в течение 3 минут. Затем замеряют ЧСС за одну минуту. Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд и сразу подсчитывают ЧСС в течение одной минуты. При оценке - определяется величина учащения ЧСС, после физической нагрузки, в процентах от исходного пульса. Эмоциональное состояние должно быть ровное (без высокого адреналина).
Значения до 20% - показывают отличную реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку,
от 21 до 40% - хорошую,
от 41 до 65% - удовлетворительную,
от 66 до 75% - плохую.

Определение времени восстановления ЧСС до исходной частоты после 20 приседаний за 30 секунд: 1-2 минуты - отлично, 2-3 мин. - хорошо.

Лестничная проба для оценки работоспособности сердечно-сосудистой системы

Нужно подняться на четыре этажа вверх (нормальным темпом и без остановок), без помощи рук, не касаясь перил. Остановиться на площадке и посчитать свой пульс. ЧСС меньше 100 уд/мин - отличный показатель, 100-120 - хороший, 120-140 - удовлетворительный, выше 140 - плохой. Этот простой степ-тест идеально подходит для быстрого измерения выносливости сердечно-сосудистой системы.

Пульс по Карлайлу (определение уровня напряжения организма при физической нагрузке)

Трижды считается пульс за 10 секунд (П1): сразу после нагрузки, потом с 30-й по 40-ю секунду (П2) и с 60-й по 70-ю секунду (П3).
После этого, надо сложить П1 + П2 + П3
Чем ближе сумма пульса к цифре 90, тем меньше резервов осталось у организма.

Индекс Рюффье (переносимость динамической нагрузки, вариант)

Измеряют пульс в положении сидя (Р1, после 5-минутного спокойного состояния в сидячем положении, считать в течение 1 минуты), затем выполняют 30 глубоких приседаний в течение 45 секунд и сразу подсчитывают пульс стоя (Р2, в течение 30 секунд), а затем - через минуту отдыха (Р3, в течение 30 с).
Оценка индекса производится по формуле:
I = [(Р1 + Р2 + Р3) - 200] / 10

Индекс у спортсменов и здоровой молодёжи оценивается: меньше 1 - отлично, 1-5 - хорошо, 6-10 - удовлетворительно, 11-15 - слабо,
>15 - неудовлетворительно.

У неспортсменов и при возрасте 40-50 лет: 0-5 - отлично; 6-10 - хорошо; 11-15 - удовлетворительно (сердечная недостаточность); 16 и больше - неуд.



Ортостатическая проба (уровень вегетативно-сосудистой устойчивости, реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела из горизонтального в вертикальное), вариант.

Подсчитать пульс в положении лежа (Р1, исходный п у л ь с), после 5-15 минутного отдыха на спине, без высокой подушки, не испытывая эмоционального напряжения. Далее, надо медленно, без рывков, сесть на край кровати / кушетки, а через полминуты, после этого, встать. Спокойно постояв полминуты, начать подсчёт пульса в положении стоя (Р2, в течение 1 минуты).

По изменению пульса судят о функциональном состоянии сердечно сосудистой и нервной систем. Нормой можно считать разницу (дельту) Р1 и Р2, не превышающую 20 уд/мин. Если пульс отличается от исходного более чем на 25уд/мин, появляется головокружение и скачет давление, в таком случае - следует обратиться к врачу-терапевту или кардиологу.

Если ортопроба проводится после утреннего пробуждения, то дельта, скорее всего, будет выше, чем в дневное время. Пульс считается не раньше, чем через пять минут после того, как проснулись и когда ЧСС стабилизируется.

Слишком низкие (систематически меньше 40 ударов в минуту) показатели "ЧСС покоя утром в постели", могут указывать на серьёзные проблемы с сердцем (брадикардия и, в перспективе - вероятна потребность в установке кардиостимулятора).

Используя дополнительные отсчёты, измеренные в положении стоя: на 3-й, 6, 10 минуте - можно строить графики зависимости ЧСС и АД от времени и детальнее видеть динамику. Рекомендуется мерить и артериальное давление, особенно, при возрасте за 40 лет. В норме, в ходе ортопробы, не должно быть никаких неприятных ощущений. Изменения ЧСС и АД не должны превышать 20 уд/мин и 10 мм.рт.ст., соответственно.

В обычной жизни, бывает достаточно ориентироваться по числам Р1 и Р2 неполной орто-пробы, их разнице и абсолютным значениям ЧСС покоя, чтобы примерно оценить своё физическое состояние с самого утра - лёжа и вставая с постели. Просыпаться надо самостоятельно, без будильника (чтобы исключить эффект сердцебиения от неожиданного пробуждения, совершенно случайно, не попавшего на фазу "быстрого сна").

При выполнении ортопробы в её стандартном варианте - из горизонтального положения встают сразу. Но, это относительно безопасно только для здоровых молодых людей и действующих спортсменов. Престарелым, больным людям, перед вставанием, нужно, сначала, присесть на край кровати, и только после этого вставать. Иначе, если встанут сразу, у них возможны головокружение и потеря сознания. Для подстраховки от несчастных случаев (травм от падения), при проведении тестирования - рекомендуется стоять, прислонившись спиной к стене, что увеличит безопасность и обеспечит наилучшее расслабление.

Для ведения статистики - нужно постановить строго определённый, неизменный порядок измерений, например:
Р1 - лёжа, через 5 минут после просыпания от ночного сна;
Р2 ("на второй минуте") - встав, постояв спокойно 1 мин. и, после этого, посчитав пульс в течении 1 мин. (15-ти или 30-секундными интервалами, чтобы видеть динамику).
Р3 ("на третьейминуте") - в течение следующей минуты, после определения пульса Р2.
Р4 (не обязательно) - выбирается индивидуально, в интервале от пяти до двенадцати минут.
В дневник самоконтроля записывается результат ортопробы: P1/P2/P3

Пример карандашной записи на бумаге, в блокнот (потом, с этого черновика - основные данные забиваются в базу на компьютере), если измерения проводятся каждые 15 и 30 секунд:

Текущая дата 50уд/мин +35с 7:05 |- - 18 17 | 17 18 17 -| 17 17 16 17 | 7:11 |- 17 |

Пояснение. В приведённом примере - пульс Р1 = 50 уд/мин. Через минуту после подъёма - начало записи ЧСС с момента 7:05:30 (в течение 35 секунд - неспешное вставание и подготовка к измерениям; два прочерка - это пропущенные первые два пятнадцатисекундных интервала, пока в блокнот заносится текущая дата, исходное время и первый пульс).
Среднее Р2=72 уд/мин ((18+17+17+18) / 4 =18; 18*4 =72).
Прочерк на четвёртой пятнадцатисекундке - в этот момент записывались предыдущие результаты измерений.
Средн. Р3=68 уд/мин ((17+17+17) / 3 =17; 17*4 =68).
Пульсометрия на четвёртой минуте и позже - чтобы дальше посмотреть динамику (убедиться, что переходный процесс завершился и пульс стабилизировался).
В приведённом примере, с момента 7:11:30 на седьмой минуте, после подъёма (35 секунд + 6 минут и 30 сек.), подсчёт в течение последних тридцати секунд: Р4=68 уд/мин.

Рис.1. Утренняя ортостатическая проба ЧСС - измерение пульса утром, на подъёме (после сна), в положении лёжа и стоя, в течение четырёх минут (15-ти и 30-секундные интервалы).

Длительность переходного процесса (промежуток времени до стабилизации пульса на новом уровне, в покое), после изменения положения тела, приблизительно: у мужчин - до трёх минут, у женщин - до четырёх мин.

Ортопроба является объективным и надёжным показателем функционального состояния организма.

Комплексная (интегральная) оценка величины дневной нагрузки - физической и эмоциональной активности, умственной деятельности

Если разница ЧСС в покое утром (в постели, перед подъемом) и вечером (перед отходом ко сну) не превышает 7 ударов в минуту, то "день был лёгкий".

При разнице - от 8 до 15 уд/мин - дневная нагрузка оценивается как средняя.

Если больше 15уд/мин - был "тяжёлый день", необходим основательный отдых.

Выявление сердечной аритмии

Пульс в покое, у здорового человека, считается ритмичным, если за каждые последующие десять секунд - разница не отличается более чем на 1 удар (т.е. интервалы RR отличаются не больше чем на 10%) от предыдущего подсчёта. Превышение такой разницы - указывает на имеющуюся, в данный момент, аритмию.

Функциональные пробы с задержкой дыхания для определения устойчивости организма к гипоксии (недостатку кислорода)

Проба Штанге (на вдохе) проводится в положении сидя. После 5-ти минут отдыха сидя, нужно сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.
60-90 сек и более - отлично.
40-55 секунд - средний показатель для нетренированных людей.

Проба Генчи (на выдохе) заключается в регистрации продолжительности задержки дыхания после неглубокого вдоха и максимального выдоха. При этом, рот закрыт, нос зажат пальцами. У здоровых взрослых людей - время задержки дыхания составляет не менее 25 сек. Данный тест проще в исполнении, безопаснее для здоровья и проводится существенно быстрее, по сравнению с пробой Штанге.

2.3.Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системыСистема кровообращения в значительной степени определяет адаптацию организма к физическим нагрузкам, поэтому контроль за ее функциональным состоянием очень важен в практике физического воспитания. С этой целью используются простые и сложные методы изучения, в том числе инструментальные. Предваряет исследование сбор анамнеза, в котором уточняется наличие сердечно-сосудистой патологии, приобретенной и наследственной (ангина, ревматизм, пороки сердца, гипер- или гипотоническая болезнь).

Наиболее доступными для педагога по физическому воспитанию являются следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), величина ударного (УОК) и минутного объема кровообращения (МОК).
Следует подчеркнуть, что для более полной характеристики деятельности какой-либо системы организма, следует сопоставить изучаемые показатели в состоянии покоя, а также до и после выполнения физической нагрузки (стандартной, дополнительной или специальной). Необходимо также определять длительность восстановления этих показателей до значений, предшествовавших исследованию.


Алгоритм выполнения заданий: студенты, объединившись попарно, выполняют друг на друге нижеприведенные задания, полученные результаты сопоставляют с нормативными.

Задание № 1. Провести анамнез.

1. Наличие сердечно-сосудистых заболеваний в семье (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь, варикозное расширение вен, пороки сердца, инсульт, инфаркт миокарда).
2. Перенесенные заболевания (ревматизм, ангина, частые простудные заболевания, ОРВИ) на протяжении жизни, их исход.
3. Употребление алкоголя.
4. Курение.
5. Характер нагрузки в предыдущие сутки.
6. Жалобы на момент исследования: на одышку, сердцебиение, ощущение "перебоев" сердца, боли или неприятные ощущения в области сердца или за грудиной (характер, время и условия возникновения), быструю утомляемость, отеки ног.
Данные анамнеза помогают определить опосредованно функциональную полноценность системы, допустимый объем мышечной активности, они позволяют объяснить определенные отклонения от нормативов показателей тестирования системы.



Задание № 2. Исследование частоты и характера пульса.

Цель: овладеть методикой измерения ЧСС, определения ритмичности пульса и уметь анализировать полученные результаты.
Задачи: определить частоту, ритмичность пульса, степень наполнения сосуда кровью и его напряжение.
Необходимая аппаратура: секундомер, схема расположения кровеносной системы человека.
Методические указания: пульс определяется, чаще на височной, сонной, лучевой, бедренной артериях и по сердечному толчку.
Для определения частоты пульса необходим секундомер. Подсчет пульса проводится за минуту, но допустимо определение за 10, 15, 20 или 30 секунд с последующим пересчетом на 1 минуту.
Теоретическое обоснование задания. Нормальная частота пульса взрослого человека в покое составляет 60...89 ударов в минуту.
Пульс реже 60 уд./мин. (брадикардия) может быть выявлен в покое у спортсменов, тренирующихся на выносливость, как показатель экономизации функции кровообращения (при хорошем самочувствии).
Пульс с частотой более 89 ударов в минуту в покое (тахикардия) встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перенапряжения, перетренированности. На частоту пульса в покое влияют пол, состояние здоровья, эмоциональный статус, время суток, прием алкоголя, кофе и других возбуждающих напитков, курение и другие факторы. Изменение ЧСС в нагрузке зависит от характера и интенсивности выполняемой работы, спортивной специализации и уровня, квалификации испытуемого, его здоровья.
Ритмичность пульса определяется следующим образом: необходимо подсчитать частоту пульса 2-3 раза по 10-секундным интервалам и сопоставить между собой. Показатели могут различаться не более, чем на 1 удар или полностью совпадать. В таком случае говорят о ритмичном пульсе, что соответствует здоровому сердцу. При разнице более 1 удара пульс считается неритмичным. Ритмичность пульса нарушается при различных патологических изменениях в миокарде.
Наиболее точно ритмичность пульса определяется по электрокардиограмме (ЭКГ). Для этого достаточно иметь запись биотоков сердца в 1 отведении (3-4 цикла) и измерить расстояние между соседними зубцами R (R-R).
Равномерность интервалов говорит о ритмичности пульса.
Следует установить наполнение и напряжение пульса путем некоторого пальцевого сопротивления току крови, которые в значительной степени определяются состоянием сердечной мышцы, эластичностью сосудов, количеством циркулирующей крови, ее физико-химическим состоянием. Пульс у здорового человека может быть полным, при патологии - слабого наполнения и напряжения или даже нитевидным - при критическом состоянии.



Задание № 3. Исследование артериального давления (АД).

Цель: освоить методику измерения АД методом Короткова, проанализировать полученные результаты.
Приборы: фонендоскоп, сфигмоманометр.
АД измеряется на локтевой артерии. Манжета прибора накладывается на обнаженное плечо, с помощью груши накачивается воздух примерно до 150-160 мм. рт. ст. Медленно выпускают воздух, выслушивают тоны. Появление звуков соответствует максимальному давлению, исчезновение - минимальному. Разница между ними называется пульсовым давлением. Известно, что величина максимального давления определяется в значительной степени силой сердечного сокращения, а минимального - тонусом сосудов.
Теоретическое обоснование задания. На величину АД большое влияние оказывают психоэмоциональное состояние организма, объем выполненной двигательной нагрузки, нейроэндокринные изменения в организме, состояние водно-солевого обмена, изменение положения тела в пространстве, время суток, возраст, курение, прием крепкого чая, кофе.
В покое у взрослого человека величина максимального АД колеблется в пределах 100...120 мм. рт. ст., минимального - 60...80 мм. рт. ст. АД более чем 129/70 определяется как гипертония, а АД менее чем 100/60 - гипотония. При выполнении физической нагрузки показатели изменяются равномерно.



Задание № 4. Рассчитать гемодинамические показатели: среднее АД, систолический (или ударный) объем кровообращения (УОК), минутный объем кровообращения (МОК), объем циркулирующей крови.

1. Одним из информативных показателей гемодинамики является среднее артериальное давление (САД):


САД = АД диастол. + АД пульс/ 2

При физическом утомлении оно повышается на 10-30 мм. рт. ст.
2. Систолический (S) и минутный (M) объем кровообращения рассчитывают по формуле Лилиенистранда и Цандера:


S = (Pd / P) · 100

где Рd - пульсовое давление, Р - среднее давление.


Среднее давление = (АД макс. + АД мин.) / 2
М = S · Р,

где S - систолический объем, Р - ЧСС.
Среднее давление (Рср.) можно также рассчитать по формуле (Б.Фолков и др., 1976):


Рср. = Р диаст. + (Р сист. - Р диаст.) / 3,

где Р - давление.
3. Объем циркулирующей крови (ОЦК) - один из ведущих показателей гемодинамики.
В норме ОЦК у мужчин составляет 7 % массы тела, у женщин - 6,5 %. На 1 кг массы у мужчин ОЦК равен 70 мл/кг, у женщин - 65 мл/кг.
4. Определение коэффициента эффективности кровообращения (КЭК).


КЭК = (АД макс. - АД мин.) · ЧСС.

В норме КЭК = 2600. При утомлении он возрастает.
Определение коэффициента выносливости (КВ). Этот параметр определяется по формуле Кваса, он характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Показатель КВ рассчитывается по формуле:


КВ = (Ч · СС · 10) / Пульс. давл. ,

где Ч - частота сердечных сокращений,
СС - систолическое давление.
Оценка результата: нормальное значение показателя - 16, увеличение показателя говорит об ослаблении функции сердечно-сосудистой системы, уменьшение - об усилении функции.



Задание № 5. Изучение реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Цель: оценить реакцию ЧСС и АД на разнохарактерную нагрузку по интенсивности и направленности.
Необходимы: секундомер, прибор для измерения АД, метроном.
Методические указания: измеряют ЧСС и АД в покое. Затем выполняется физическая нагрузка в разных вариантах: либо проба Мартинэ (20 приседаний за 30 сек.), либо 15-секундный бег на месте в максимальном темпе с высоким подниманием бедра, либо трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в мин. (проба Котова-Дешина), либо 60 подскоков за 30 сек. (проба В. В. Гориневского). После выполненной нагрузки регистрируют ЧСС и АД в течение 3-5 мин., причем в первые 10 сек. каждой минуты измеряют ЧСС, а за оставшиеся 50 сек. - АД. Анализируют величину изменений показателей сразу после работы в сравнении с покоем, длительность и характер восстановления.
Оценка результата. При хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы изменение ЧСС и пульсового давления на пробу Мартинэ не превышает 50...80 % от цифр покоя, после 2-й и 3-й нагрузок - на 120...150 % и 100...120 % соответственно. Восстановление длится не более 3-5 минут. Тренированный организм при этом проявляет признаки экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы и в покое, и в нагрузке.

Задание № 6 . Функциональная проба Кверга.

Определяется степень адаптации организма к разнохарактерной нагрузке. Выполняются 30 приседаний за 30 сек., максимальный бег на месте в течение 30 сек., 3-минутный бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой - 1 мин. Общее время нагрузки - 5 мин.
Сидя измеряется ЧСС (Р1) сразу после нагрузки за 30 сек., повторно через 2 мин. (Р2) и 4 мин. (Р3). Результат рассчитывается по формуле:


(Время работы в сек. · 100) /

Оценка результата. При значении показателя более 105 адаптация к нагрузке считается очень хорошей, 99...104 - хорошей, 93...98 - удовлетворительной, менее 92 - слабой.



Задание № 7 . Определение индекса Скибинской для оценки адаптации к нагрузке кардиореспираторной системы.

Измеряется ЖЕЛ в мл, задержка дыхания в сек. на вдохе.
Кардиореспираторная система, оценивается по формуле:
(ЖЕЛ / 100 ґ задержку дыхания) / ЧСС (в 1 мин.).
Оценка результата: менее 5 - очень плохо, 5...10 - неудовлетворительно, 30...60 - хорошо, более 60 - очень хорошо. У спортсменов высокой квалификации индекс достигает 80.



Задание № 8 . Определение индекса Руффье.

Применяется для определения адаптации к нагрузке. Широко используется при массовых обследованиях школьников.
Измеряется ЧСС сидя (Р1), затем выполняется 30 глубоких приседаний за 30 сек. Считают ЧСС стоя (Р2), еще ЧСС через 1 мин. отдыха (Р3).


Ир = [(Р1 + Р2 + Р3) - 200] / 10

Оценка результата: Ир менее 0 - отличный результат, 1...5 - хороший, 6...10 - удовлетворительный, 11...15 - слабый, свыше 15 - неудовлетворительный.



Задание № 9 . Трехмоментная комбинированная проба Летунова.

Цель: определить характер адаптации организма на разнонаправленную нагрузку по особенностям восстановительного периода.
Необходимая аппаратура: сфигмоманометр, фонендоскоп, секундомер, метроном.
Методические указания. Проба состоит из трех нагрузок, выполняемых в определенном порядке с короткими интервалами отдыха:
1. 20 приседаний за 30 секунд. Нагрузка приравнивается к разминке.
2. 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, имитируя скоростной бег.
3. 3-минутный (для женщин - 2-минутный) бег на. месте в темпе 180 шагов в минуту, имитация работы на выносливость.
Исследования начинаются с анамнеза, в котором уточняется режим двигательной нагрузки в предшествующий день, жалобы на день исследования, самочувствие.
Составляется протокол исследования, где фиксируются все полученные результаты.
Методика: в покое определяется ЧСС и АД. Затем обследуемый выполняет первую нагрузку, после чего в установленном порядке в течение трехминутного восстановительного периода вновь регистрируют пульс и АД поминутно. Затем выполняется вторая нагрузка. Восстановительный период - 4 мин. (измерение ЧСС и АД) и далее третья нагрузка, после чего в течение 5 мин. исследуется пульс и АД.
Оценка результатов пробы производится по типу ответной реакции: (нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический и реакция со ступенчатым подъемом максимального АД), а также по времени к характеру восстановления пульса и АД.
Нормотонический тип реакции характеризуется параллелизмом в изменении ЧСС и пульсового давления за счет адекватного повышения максимального АД и снижения минимального АД. Такая реакция свидетельствует о правильной приспособляемости сердечно-сосудистой системы к нагрузкам и наблюдается в состоянии хорошей подготовленности. Иногда в начальные периоды тренировки может иметь место замедление восстановления ЧСС и АД.
Астенический или гипотонический тип характеризуется чрезмерным учащением ЧСС при незначительном подъеме АД и оценивается как неблагоприятный. Такая реакция наблюдается в состоянии перерыва в тренировках в связи с болезнью, травмой.
Гипертонический тип характеризуется чрезмерным повышением ЧСС и АД на нагрузку. Изолированное повышение минимального АД свыше 90 мм. рт. ст. также следует расценивать как гипертоническую реакцию.
Восстановительный период затягивается. Гипертоническая реакция встречается у гиперреакторов, либо у лиц с гипертонической болезнью, либо при переутомлении и перенапряжении.
Дистонический тип реакции или феномен "бесконечного тона" характеризуется тем, что практически не удается определить минимальное АД.
Если феномен "бесконечного тона" выявляется лишь после 15-секундного максимального бега и минимальное АД восстанавливается в течение трех минут, то к отрицательной оценке его следует относиться с большой осторожностью.
Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД - когда оно на второй и третьей минутах восстановительного периода выше, чем на первой минуте, в большинстве случаев свидетельствует о патологических изменениях в системе кровообращения.
Рекомендации к оформлению работы:
1. Результаты исследования записать в протокол.
2. Вычертить тип ответной реакции.
3. Дать заключение о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и рекомендации по улучшению адаптации к нагрузке.

Степень физического развития позволяет в какой-то мере судить о функциональном, состоянии органов и, наоборот, нарушение функциональной способности органов влечет за собой изменения в физическом развитии. /7/

Исследование и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Исследование функционального состояния органов и систем занимающихся физической культурой обычно начинают с сердечно-сосудистой системы. Это объясняется следующим. Во-первых, от функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая вместе с системами дыхания и крови обеспечивает питание работающих мышц, зависит уровень работоспособности мышечной системы. Во-вторых, сердечно-сосудистая система вместе с другими органами и системами организма обеспечивает постоянство внутренней среды организма - гомеостаз, без чего невозможно существование организма вообще. В-третьих, сердечно-сосудистая система наиболее чутко реагирует на все изменения как внешней, так и внутренней среды.

Исследование сердечно-сосудистой системы, имеет огромное значение для решения вопроса о "дозе" физической нагрузки для мышц занимающихся физической культурой.

Выявление возможных патологических изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, представляет нелегкую задачу. Оно требует высокой врачебной квалификации и использования различных инструментальных методов исследования.

Занятия физической культурой вызывают определенные положительные изменения как в морфологии, так и в функции сердечно-сосудистой системы, связанные с ее приспособлением к большим физическим напряжениям. Этим обусловлены особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. По характеру этой реакции можно составить представление об уровне функционального состояния сердечно-сосудистой системы. /6/

С возрастными анатомическими изменениями параметров сердечно-сосудистой системы у детей тесно связаны изменения функциональных показателей, основными из которых являются частота сердечных сокращений (пульс), артериальное и венозное давление, ударный и минутный объемы, количество циркулирующей крови, скорость кровотока. /5/

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма дошкольников в целом необходимо определить частоту пульса. Если нет серьезных нарушений ритма, наблюдается урежение пульса с возрастом, можно полагать, что двигательный режим не превышает функциональные возможности ребенка. Для оценки функционального состояния организма ребенка наряду с частотой пульса проводят измерения артериального давления с помощью звукового метода Н. С. Короткова. /7/

Артериальное давление (АД) у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости и других показателей. /5/ При этом определяется систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление.

Систолическое давление - это давление, возникающее в артериальной системе в момент систолы левого желудочка, диастолическое - в период диастолы, во время спадения пульсовой волны./7/

Измерение артериального давления является обязательным методом исследования сердечно-сосудистой системы. /14/

ПД = СД - ДД

СрД = 0,5 ПД + ДД

По величинам пульса и артериального давления могут быть рассчитаны их производные: внешняя работа сердца и коэффициент выносливости.

Внешняя работа сердца (ВР) - показатель, рекомендованный для оценки сократительной способности миокарда:

ВР = П (пульс) x СД (усл. ед.)

Коэффициент выносливости (КВ) отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, ее готовность к выполнению длительной физической нагрузки.

При оптимальном двигательном режиме выявляется тенденция к снижению числовых значений П, СД, ДД, ВР, КВ при повышении ПД. /14/

Кроме того, у детей дошкольного возраста максимальное АД можно рассчитать по формуле

СД = 100 + Н,

где Н - число лет, при этом допустимы колебания ± 15 мм рт. ст. (И. М. Воронцов). /7/

Среднее значение показателей функционального состояния детей представлены в Приложении Г.

Однако огромное значение имеет исследование показателей сердечно-сосудистой системы, характеризующих ее функцию, т. е. оценка изменений сердца и артериального давления после той или иной дозированной нагрузки и определение длительности периода восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб. /6/

Для изучения функционального состояния организма ребенка необходимо определить реакцию организма на физические нагрузки. Нормальной принято считать увеличение частоты сердечных сокращений на 25-30% по отклонению к исходной величине, частоты дыхания на 4-6 в минуту, повышение СД в пределах 15 мм рт. ст. при неизменном или сниженном на 5-10 мм рт. ст. ДД. Спустя 2-3 минуты все показатели должны достигать исходных величин. /7/

При определении медицинской группы по физкультуре, а также при допуске к занятиям физкультурой после заболеваний необходимо проводить функциональную пробу: пробу Мартинэ - Кушелевского (10-20 приседаний за 15-30 сек.).

Детей предварительно обучают данному движению, чтобы они приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Дети 3-4 лет могут держаться за руку взрослого, который регулирует их движения по глубине и ритму, им рекомендуется 10 приседаний.

Пробу проводят следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1-1,5 мин. (когда исчезает рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 сек. определяют частоту сердечных сокращений до получения 2-3 близких показателей и берут из них средний и записывают в графу "до нагрузки". Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т. д.).

После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединят от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания. Приседания ребенок делает под четкий счет взрослого.

После окончания дозированной нагрузки ребенка сразу сажают и в течение первых же 10 сек. определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10 - сек. интервалом до возвращения ее к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером измерения дыхания.

Образец записи результатов функциональной пробы представлен в таблице 2.

физический дошкольник здоровье дыхательный

Таблица 2

При благоприятной реакции организма на нагрузку пульс учащается на 25-50 %, возвращается к исходным величинам через 3 минуты. Допустимая реакция учащение пульса до 75%,возвращение к исходному через 3-6 минут увеличение максимального артериального давления - на 30-40 мм рт. ст., уменьшение минимального - на 20 мм рт. ст. и более. При неблагоприятной реакции организма пульс учащается на 100% и более, возвращается к исходному через 7 минут. /13/

Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы

Функциональная полноценность дыхания определяется тем, насколько достаточно и своевременно удовлетворяется потребность клеток и тканей организма в кислороде и выводится из них образующийся при процессах окисления углекислый газ. /6/

От полноценной функции дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. /3/

Для контроля за физическим развитием здоровых детей часто используется метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - количество воздуха (мл), которое можно выдохнуть, сделав максимально глубокий вдох, а затем максимально глубокий выдох. /15/

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определяется путем максимального выдоха в спирометр или сухие газовые часы после максимального выдоха. Она позволяет косвенно оценить величину площади дыхательной поверхности легких, на которой происходит газообмен между альвеолярным воздухом и кровью капилляров легких. Иначе говоря, чем больше ЖЕЛ, тем больше дыхательная поверхность легких. Кроме того, чем больше ЖЕЛ, тем больше может быть глубина дыхания и легче достигается увеличение объема вентиляции.

Таким образом, ЖЕЛ определяет возможность приспособления организма к физической нагрузке, к недостатку кислорода во вдыхаемом воздухе.

Снижение показателя ЖЕЛ всегда свидетельствует о какой-либо патологии. /6/

Уровень ЖЕЛ обусловлен также размерами тела и степенью физического развития.

Частота дыхания определяется по количеству движений грудной клетки или мышц живота в минуту и зависит от физиологической потребности организма в кислороде. У детей в следствии повышенного обмена потребность в кислороде несколько больше, чем у взрослых. Поэтому и частота дыхания у них выше. Чем старше ребенок, тем реже частота дыхания. /18/

Средние показатели ЖЕЛ и частоты дыханий представлены в Приложении Д.