Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова" (3 класс). План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Правописание безударных гласных в корне слова

Галина Анохова
Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова»

«Правописание безударных гласных в корне слова »

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я рада видеть вас. Сегодня я проведу у вас урок русского языка . Повернитесь к своему соседу и скажите : «Я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно - я помогу» . А теперь хлопните друг другу по ладошке и скажите «здравствуй» !С каким настроением вы пришли на урок ? Поднимите соответствующий листочек (зелёный, жёлтый, красный) Замечательно. Давайте продолжим наш урок с таким настроением .

Посмотрите ребята, сегодня к нам на урок прилетела мудрая Сова и она приглашает нас к себе в гости в лес.

Сова рассказала мне одну историю про своих друзей Сашу и Дениса. «Саша написал своему другу Денису записку : «приходи сегодня вечером с мечом сыграем» . Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков . - Мяч будет,- сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол»

Почему так получилось? (Саша написал другу с ошибкой)

Какое правило не знал Саша (Что не всегда слова пишутся так же как слышатся)

Как правильно записать это слово ? Давайте посмотрим и обсудим. Какая буква пропущена в 1 слове ? Почему именно эта буква, как вы узнали (подобрали однокоренное слово так чтобы ударение падало на эту букву. (мяч и меч, в какой части слова стоит эта буква корне )

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока ? ()

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова в безударной гласной в корне слова )

Узнаем : как проверить безударную гласную

В течение урока ответим на вопросы :

Где Надо проверять?

Оцените свою работу. Для этого у вас на столах лежат карточки. Закрасьте первый круг зелёным цветом, если у вас получилось самостоятельно поставить тему и цели. Закрасьте желтым, если возникали затруднения на данном этапе. Красным – если вам не удалось самостоятельно поставить тему и цели урока .

Ребята, напоминаю о правильной посадке . Посмотрите как нужно сидеть правильно , и сядьте также.

Мы третьеклассники сознательные

За партой не вешаем носа

Сидим мы прямо, как знак восклицательный,

и не сидим как знак вопроса.

Отгадайте загадку, которую Сова приготовила для вас

Снег на полях

Лёд на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

(ЗИМА)

Чтобы узнать, какая буква пишется в слове зима , будем действовать по алгоритму.

Прочитай слово

Поставь ударение

Определи безударную гласную

Выдели корень

Подбери проверочное слово

Молодцы ребята, сова предлагает нам новое задание. Работаем в парах. Кто напомнит всем правила работы в парах ? Работаем по алгоритму. Выб. гать, бл. стеть, сп. шить, пос. дить, закр. чать, засв. стеть. Проверяем с эталоном на доске

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились , а теперь сова приготовила для вас новое задание – текст. Оно потребует не только знания алгоритма, а еще и внимания.

Прочитайте стихотворение. О чём говорится в нём? Какая его главная мысль? Что мы можем сейчас сделать с этим стихотворением? (вставить пропущенные орфограммы) Вставьте пропущенные орфограммы. Работаем в группе, кто напомнит правила работы в группе ?

С. сна, в. да, д. ла, тр. ва –

Проверить надо все слова .

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте :

С. сны, в. ды, тр. вы, д. ло.

А теперь пишите смело!

Оцените свою работу в группе. Закрасьте второй круг зелёным цветом, если вы справились с заданием работая в паре. Закрасьте жёлтым, если возникали затруднения при работе. Закрасьте красным цветом, если у вас остались вопросы.

Итак, вы справились со всеми заданиями Мудрой Совы. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового.

Давайте вспомним тему урока . (правописание безударной гласной в корне слова )

Что мы научились проверять? безударную гласную ) Где корне ) Как? (подобрав однокоренное слово ) Чем (ударением)

Чему мы учились? (писать слова с безударной гласной в корне слова )

Что узнали? (как проверить безударную гласную )

Где новые знания вам пригодятся в жизни?

Оцените свою работу. Поднимите цифру, которая соответствует номеру ступеньки, на которой вы находитесь. Ребята, я рада, что у нас с вами всё получилось, и этот урок прошёл не зря . Спасибо за урок . Урок

Публикации по теме:

Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ для детей старшего возраста «История ложечки» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.

Конспект НОД для детей средней группы по развитию речи с использованием ИКТ «Дикие животные» Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! Я вам сейчас загадаю загадку. Когда вы ее отгадаете, узнаете, кто к вам придет на занятие.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Коррекционно-образовательные.

Ход занятия

    Проверка знаний предыдущей темы.

1. Что такое язык? Зачем он нужен? (язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения).

2. Когда возникло древнерусское государство? Какой город был его столицей? (9-10 вв., Киев)

    Когда сложилась русская нация? (17в)

    Какие изменения происходили в русском языке в процессе его развития? (изменение количества и написания букв, ударения, произношения, состава и значения слов)

    Закончите предложения:

1) Годом рождения русского письма считают ...(988 г.)

2) Первая книга в России была издана... (в 1564 г. русским первопечатником Иваном Фёдоровым)

3) Русский язык выполняет 3 функции...

- язык великой русской нации

- средство межнационального общения

- один из важнейших мировых языков

4) Мировые языки – это... (языки, широко используемые как средство международного общения)

5) В курсе русского языка изучаются следующие разделы... (фонетика, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология, лексика и фразеология, синтаксис, пунктуация).

    Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

- Что такое орфография?

Орфография – это единая и общепринятая система правил написания слов.

Чтобы не ошибиться в написании приставок, корней, суффиксов, следует научиться выделять их в слове.

- Что входит в состав слова?

Основа и окончание; в основу входит корень, приставка и суффикс.

Например,

1) отговорил, роща, золотой, березовый, веселый, язык.

2) Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

В 1-ом примере мы читаем слова, ничем не связанные между собой. Все вместе они не выражают законченной мысли.

Во 2-ом примере те же самые слова имеют опреде5ленную связь, так как сочетаются между собой при помощи окончаний. Здесь выражена законченная мысль.

- Что такое окончание?

Изменяемая часть слова.

- Что такое основа?

Часть слова без окончания.

Задание. Выделите в словах данного предложения окончания и основы.

Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

- Что такое корень?

Общая, неделимая часть родственных слов. Например:

1) дом, домашний, домовой;

2) городской, городить, загородный, пригород, огород.

Эти слова объединены по смыслу корнями «дом, город».

Задание. Пронаблюдайте, из каких частей состоят слова.

Вы-пуск, с-пуск, от-пуст-и-ть, за-пущ-енн-ый.

Ноч-н-ой, камен-щик, чит-а-ть, пере-под-готов-к-а.

Вод-а, вод-н-ый, вод-ян-ист-ый, вод-о-про-вод, при-вод-н-и-ть-ся.

- Назовите гласные буквы.

А, я, у, ю, о, ё, э, е, ы, и .

Безударные гласные в русском языке произносятся неясно.

В случае сомнений необходимо проверять ударением.

Разве вать – разве́ять, го ло ва – го́ловы – голо́в, разви вать – разви́ть, оста новка – встать.

Способы проверки безударных гласных:

1. Измените форму слова:

1) число существительных (гора – горы, река – реки, стена – стены);

2) падеж существительных (вода – воду, полей – поле, весна – вёсны);

3) род глаголов прошедшего времени (взяла – взял, вела – вел);

4) время глагола (боролся – борется, показать – покажет, несёт – нёс);

5) образование краткой формы прилагательного (седой – сед, зеленый – зелен).

2. Подберите однокоренное слово другой части речи (непереводимый – перевод, удалиться – даль, непримиримый – мир, воссоединение – единый).

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, проверив их написание

а) изменением формы слова

с г..ры, два ч..са, прод..лжать, ст..рона, подн..лись, в..йна, б..льшой, пок..зать, вз..ла, б..ролся, д..рогой, с х..лмов, пр..стой, подд..ржать, к..роткий, ст..на, взгл..нул, одол..вать.

б) подбором однокоренных слов

неприм..римый, б..йница, поб..дить, объед..нить, ч..совой, оп..здать, изд..лека, охр..нять, приз..мляться, погр..ничный, передв..жение, захв..тить, прибл..жать, совр..меннный, распор..диться.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

Разв…вается флаг, наступление разв…вается, изм…рять расстояние, прим...рять соперников, отв..рить дверь, отв..рить овощи, разг...дать замысел, приг...диться для занятий, возгл...влять колонну, сильное г...л...вокружение, сп...шите на вокзал, сп...шите данные, прор..дить грядку, зар..дить ружье, посв...тить свечой, посв..тить рассказ другу, пов…сеть на турнике, нав…сной замок.

Правописание корней с непроверяемыми безударными гласными проверяется по словарю.

Многие слова заимствованы из европейских языков. Их написание нужно запомнить.

Например: карман, корзина, кавалерия, батальон .

Задание 3 . Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение выделенных слов.

К…т...строфа , д…сант, д...зертир , с...гнал, п…рт…зан, к…п....тулировать , д...визия, бомб...рд...ровать, б…седа, ...бн...ружить, пор....жение, ур…ган, стр...т...гический , п…три…тизм , …пл…дировать, д…сциплина, …б…яние , ав...нгард , в…ст…бюль, инт…лл…гент , г...нерал, предв…рительный , ст…пендия, пр…в…легия , к…мпания друзей, военная к..мпания.

    Правописание чередующихся гласных

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных А-О, Е-И.

Например, заря – зорька, умереть – умирать, равняться – подровнять.

Написание слов с чередующимися безударными гласными в корне слов (е-и; а, я-им, ин; о-а) основано на ряде особых правил.

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

Корни

Чередующиеся

гласные

Правило

написания

Исключения

кас – кос

бер – бир

мер – мир

пер – пир

тер – тир

дер – дир

блест – блист

жег – жиг

стел – стил

Перед суффиксом –а - пишется а , перед другими – о

Перед суффиксом –а- пишется и (н), и (м)

Перед суффиксом –а- пишется и , перед другими – е

лаг – лож

раст – рос

скак – скоч

Перед корневыми Г пишется а ; перед Ж – о

Перед корневыми СТ и Щ пишется а , перед С – о

Перед корневыми К пишется а , перед Ч о

Ростислав, росток,

ростовщик, отрасль

равн – ровн

мак – мок

равн- равный ,

ровн- в словах со значением ровный

мак- пишется в словах со значением макать ;

мок- со значением мокнуть

равнинный, равняться

гар – гор

зар – зор

клан – клон

твар – твор

плав – плов

Под ударением – а , без ударения – о

Под ударением – о , без ударения – а

о

Под ударением – то, что слышится; без ударения – о

Всегда а , кроме исключений

пловчиха

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание

1. Нечаянно к…снуться, личная неприк…сновенность, не прик…саться к проводам, нач…нать дискуссию, соб…раться с духом, соб…русь с мыслями, изб…рательная к…мпания, зап…рать дверь, зам…рать от восторга, зам…реть от страха, ум…рать от голода, пом…реть со скуки, отм…рающие обычаи, ст…рать бельё, обт…рание холодной водой, ст…реть с лица земли, душеразд…рающие крики, выд…решь сорняки, прид…раться к словам, бл…стать эрудицией, ослепительно бл…стеть, заж…гать лампу, разж…г костёр, обж…гающий ледяной ветер, заж…гательный снаряд, подж…г склад с боеприпасами, ож…г первой степени, сож…нные города и села, расст…лающийся туман, пост…лить скатерть, наст…лать полы.

2. Предл…гать ничью, распол…гающая улыбка, отл…жить визит, возл…гать ответственность, независимое пол…жение, ума не прил…жу, сл…жить оружие, строить предпол…жения, морские водор…сли, новая отр…сль промышленности, преклонный возр…ст, р…сточек сливы, повзр…слевший сын, переск…чить через канаву, соск…чить с постели, заск…кать от радости, выск…чка, вск…чить на коня.

3. Ур…внять в правах, разр…внять землю на площадке, ср…внить два числа, направо р…вняйтесь, ур…вень воды, соблюдать р…вновесие, все р…вно, вым…кнуть под дождём, сапоги пром…кают, м…кать хлеб в мёд, непром…каемая накидка, обм…кнуть кисть в воду.

4. Г…рючее вещество, г…рячий пирог, выг…реть на солнце, не г…рячись, перег…ревший провод, встречать з…рю, оз…ренный луной, з…рька разг…релась, скл…ниться над ребенком, прекл…няться перед талантом, тв…рить чудеса, претв…рение в жизнь, острые пл…вники, отважный пл…вец, хорошая пл…вучесть.

Задание 5. Напишите диктант.

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. (По П. Дудочкину.)

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели: формировать учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группах, речь, мышление, внимание, память;
воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование : компьютер, экран, видеопроектор, презентация «Безударные гласные», карточки «Солнышко» и «Тучка»
Тип : комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).
- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?
II. Актуализация знаний
- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

- Прав ли мальчик? Докажите.
- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)

III. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза)
- Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)

IV. Работа по теме урока.
1. Запись на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.


Солонка, соль, солить, солёный.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)
-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.
(соль)
- Почему?
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть?
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод : Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов


- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)
- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)
Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными


V. Физкультминутка
VI. Закрепление
1. Работа по карточкам.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)
2. -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.


Прочитайте.
-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)
-Почему «Да»?
-Что взволновало воробья?
-Как вы оцениваете поступок Вити?
-Почему «Нет»?
-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.

3.Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67
Доп. задание:
- В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.
Проверка выполнения задания
- Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)
- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)
2. Работа в группах.

Задание для 1-й группы
Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:
уд…вительно (диво, дева)
л…пить (липка, лепка)
м…стерить (мост, мастер)
л…нивый (лень, линька)
скр…пучий (скрепка, скрип)
Задания 2-й группе:
Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
кричать, крикливый, крик
окно, окошечко, окна
тайник, тайна
сова, совёнок, совы
дворы, двор, дворовый
дождь, дождливый, дождик
Проверка выполнения задания


3. Игра «Собери грибы»
- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.
- Какие вы знаете правила сбора грибов.
- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».


- Что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)
VIII. Домашнее задание

Тема. Правописание безударных гласных в корне

Цели урока. Формировать навыки грамотного написания слов сс слабой позицией гласных в корне; активизировать познавательную деятельность через коллективные способы обучения; формировать коммуникативную культуру.

Оборудование. Карточки для работы в группах, со словами с безударными гласными, схема «Безударный гласный в корне», орфографические деревья, листья с безударными гласными.

Оформление класса: На доске деревья со словами (в словах пропущена безударная гласная в корне), по всему классу расположены листья с буквами, к-е необходимо вставить в слова.

Ход урока

    Постановка темы урока

Слайд грустный домовенок

Учитель.

Сегодня к нам на урок пришел Домовенок.

Скажите, какое у него настроение?

(Он грустный, печальный.)

У. А знаете, почему он такой печальный? Он огорчился из-за того, что вы допускаете много ошибок в написании безударной гласной корня. И поэтому он забрал все комплименты и твердо решил, что не вернет их, пока вы не покажете свои знания и умения работать вместе.

В какой позиции гласная не требует проверки?

Д. В сильной.

У. Что такое сильная позиция для гласной?

Д. Под ударением.

У. Что такое слабая позиция?

Д. Без ударения.

У. Итак, тема нашего урока записана на доске.(или показ слайда) Прочитайте ее.(«Безударные гласные в корне слова»)

Сегодня на уроке мы будем формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы

II. Чистописание

У. Все ли гласные нужно проверять?

Д. Нет!

У. А какие?

Д. Буквы а, о, и, е, я.

Откройте свои тетради, запишите число, кл. работа Пропишите эти буквы по образцу,.

Закрепление пройденного материала

    У вас на столах лежат карточки. Каждой группе выдается один из вариантов.

Вариант 1

С...рока, ...дежда, к...тенок, в...дичка, М...сква, гр...чи, ш...ги.

Вариант 2

Яг...да, ч...совщик, зв...зда, к...пуста, ов...щи, стр...ла, ш...рф

ВариантЗ

Л ...СТЫ, п...суда, м...шина, к...рмушка, з,..ма, вр...чи, ...дежда.

Вариант 4

Р...бота, х...роший, б...гуны, х...дить, т...варищ, ск...ла, пч...ла.

У. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что их объединяет?

Д. Пропущенная безударная гласная.

У. На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. С проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

На доске.

У. Как писать слово, если гласная непроверяемая?

Д. Нужно посмотреть в словаре и запомнить.

У. Найдите в карточках словарные слова, вставьте пропущенную букву Проверьте их друг у друга.

Как же проверить безударные гласные в оставшихся словах?

Д. Изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы гласная была под ударением.

У. Правильно! Сильный всегда помогает слабому. Например, гора, гористый проверяем горы, горный.

Теперь найдите в своих карточках слова с проверяемой безударной гласной и выпишите их в столбик. Напишите рядом проверочные слова. Выполните эту работу самостоятельно, а потом проверьте друг друга.

Дети работают в парах.

IIIДомовенок не выдержал и отдал нам первый комплимент.

Карточка

Хорошее начало!

IVФизкультминутка

    Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. На цветной карточке записано стихотворение. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы

Лесной, речной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши.

Какие слова произносим одинаково?

Д. Спеши, спиши.

У. Как пишем эти слова?

Д. В слове спеши пишем букву е, так как проверочное слово спешка. В слове спиши - гласную и, проверяем словом пишет.

Домовенку очень понравилось, как вы дружно работ и он подарил вам еще один комплимент.

На доску прикрепляется карточка или слайд

Карточка

Я вами горжусь!

Домовенок решил дать последнее задание, которое называется осенний сад. Но деревья в нашем саду необычные: вместо плодов на нем выросли слова, чтобы собрать урожай нам необходимо вставит пропущенную букву в каждое слово. Оглянитесь, вокруг вас множество букв, найдите ту букву, которую нужно вставить в первое слово, во 2 слово…..

Дети «по цепочке» выполняют задание.

VI. Итог урока

У. Домовенок опять улыбается и надеется, что вы не будет больше допускать ошибки. Еще раз повторим, как проверит безударную гласную в корне?

Работа по схеме.

Домовенку понравилось, как вы работаете, и он приготовил каждому из вас медальки комплименты.

Ребятам вручаются медальки с индивидуальными комплиментами: Чудесно! Браво! Умница! Бесподобно! Отлично! Здорово! Классно!...

Урок русского языка в 1-м классе

Тема: «П равописание безударных гласных в корне слова»

Цель урока: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

  • обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании безударных гласных в корне слова;
  • развивать умения распознавать слова с проверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной;
  • формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Оборудование:

  • презентация;
  • карточки для работы в парах; индивидуальной работы.

Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации знаний и умений.

Методы урока: словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Форма работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, групповая работа.

Этапы

Ход

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать.

Начнём же урок, не будем зря время терять.

Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием побудут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Приветствие гостей.

3.Чистописание.

Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Повторим написание строчных букв: а, о, и, е, я.

Что можете сказать про эти буквы?

4. Введение в тему через проблемную ситуацию.

Ребята, я хочу вам рассказать одну историю.

«Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом на спортплощадку, поиграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Что значит: гласная без ударения? Под ударением?

Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

«Правописание безударной гласной в корне слова».

Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова.

Я вам предлагаю ответить на вопросы:

ЧТО? ГДЕ? КАК? ЧЕМ?

5. Актуализация знаний.

Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я.

Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять? В корне слова.

Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? Надо подобрать слово с ударным звуком в корне.

Ответим на четвёртый вопрос:

Чем надо проверять? Проверяем ударением.

- Вспомните стихотворение на это правило:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

6. Работа по теме урока.

Составление алгоритма.

А теперь, давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

Итак, вот слово ВОДА.

Что сделаем первым? (Прочитаем слово)

Затем поставим ударение.

Выделим корень

Определим безударную гласную.

Подбираем проверочное слово.

АЛГОРИТМ

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи безударную гласную.

5. Подбери проверочное слово.

Закрепление.

Используя алгоритм, выполним упражнение.

На доске:

Один – много много – один однокоренное слово

Звезда - шары - лесной -

Река - глаза– шагать -

Гроза - грибы - морской -

Зима - следы - кричать -

На какие 3 группы разделены слова?

Назовите способы подбора проверочных слов, которыми вы пользовались.

Физминутка.

Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем.
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.

Выполняем приседания,
Это трудное задание.
Тренируем мышцы ног,
Сколько раз присел ты друг?

Дружно прыгаем, прыг-скок
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте,
Громко топаем все вместе.

Мы закончили зарядку
вдох и выдох, вдох и выдох.
Всё теперь у нас в порядке,
Возвращаемся к тетрадкам.

Работа в парах.

Работа по карточкам.

Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву.

Выб…гать - зал…вать - …кно - т…жёлый - н…га - пч…ла -

Работа с предложением.

А сейчас я предлагаю вам прочитать предложение. В нём есть слово, у которого пропущена буква. Я хочу, чтобы вы вставили эту букву, но будьте внимательны, чтобы не получилось так, как у мальчиков, и ваш сосед по парте вас правильно понял.

1) Маша лучше всех зап…вала песни.

Маша зап…вала лекарство соком.

2) Витя сл…зал с горы.

Витя сл…зал сладкую пенку.

Обменяйтесь предложениями. Проверьте друг у друга.

Как вы считаете, верно ли ваш сосед определил пропущенную букву в слове?

Проверьте написанное, исправьте ошибки.

Всю ночь кречал совёнок

В тоинственном лису,

И за окошком клёны

Качялись на витру.

- «Лишняя» ошибка здесь есть? (ча-ща)

Учебная ситуация

Предлагаю побыть вам врачами и написать рецепт для больного.

Какая трудность возникла?

Какой вывод сделаем?

7. Подведение итогов.

Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

Кто хочет ответить?

8. Рефлексия.

Используется метод: « Незаконченного предложения»

« На уроке я узнал ….»

« Мне на уроке удалось…..»

« Мне бы хотелось похвалить……..»

« Самым интересным на уроке было…»