Какова философия вальдорфской педагогики. Правильный ритм деятельности - источник гармонии

Система раннего развития детей, основанная Рудольфом Штайнером в Германии, имеет множество последователей, но и ровно столько же противников. Чем же привлекает эта система раннего развития родителей со всего мира?

В основе Вальдорфской системы раннего развития детей заложена идея, что детей в раннем возрасте нужно максимально раскрыть духовно и творчески. Главная цель – это личность ребенка. Какую же современную маму это не привлечет? Я – не исключение. Но чтение, письмо, абстрактные науки ребенок осваивает после семи лет. Вот это очень большое НО для меня, с которым не могу смириться.

В дошкольном воспитании ручному труду уделяется огромное внимание. Дети учатся вышивать, вязать, пробуют свои силы на гончарном круге, ткацком станке. Занятия по изобразительному искусству, а точнее игры с красками, превращаются в открытие. Детям предоставляют всего лишь желтый, красный и синий цвета – все остальные цвета и оттенки можно получить с помощью волшебства смешивания. Малыш пробует, творит, находит неожиданные сочетания собственным опытом. Это прекрасно!

Группу в вальдорфском детском саду посещают дети разных возрастов и старшие всегда готовы придти на помощь младшим. Моя дочка ходила в обычный детский сад, но в экспериментальную разновозрастную группу. Я была очень довольна, но предпочла бы, чтобы Лиза не была одной из старших. Так не за кем тянуться, зато взаимовыручку мы приобрели отменную.

Окружают малышей игрушки только из натуральных материалов (глины, дерева, шерсти). Эко-мариалы конечно, очень хорошо, но лишить мальчишек и девчонок «Лего» я не могу. Сейчас очень популярны Вальдорфские куклы, которые мамочки делают своими руками. Мне казалось очень странным то, что у нее нет лица (10 лет назад информации было не много и я везде читала, что именно так должно быть). Тем не менее, я сшила дочери такую куклу и она ей очень нравилась длительное время. И сейчас она хранит ее. Значит, все таки, есть в этом что-то таинственное, необъяснимое для меня. Больше всего информации по вальдофским куклам я нашла здесь.

Многие эмоции, чувства, ощущения передаются ребенку посредством кукольных представлений, инсценировок. Это, я думаю, используют многие мамочки, создавая пальчиковые, теневые театры. С гордостью можем считать, что это по-вальдорфски J.

Одно из самых приятных отличий от стандартных систем воспитания – это обилие праздников. Это мне особенно по вкусу. В нашей жизни много праздников не бывает. Отмечаются и общепринятые праздники (масленицу, пасху) и дополнительные – праздник урожая, праздник фонариков. Детки делают фонарики и отправляются на поиски сокровищ гномов. К каждому празднику готовятся подарки. Вспоминаются усилия родительского комитета и походы по магазинам, но они здесь ни при чем. Подарки делают родители своими руками, передавая тепло и частичку своей души.

А каковы доводы противников Вальдорфской системы? Первое противоречие – это отсутствие в программе обучения математики и чтения до семи лет. Самый плодотворный период, когда ребенок схватывает материал играя, упускается. В первый класс отправить неподготовленного ребенка? В этом случае школа тоже должна быть вальдорфская, а их в России не много. У нас, в Нижнем Новгороде, ее просто нет.

Отсутствие в игрушках привычных машинок, конструкторов, обычных кукол, возможно, забирает частичку детства. Огромное литературное наследство таких авторов как Маршак, Чуковский, Носов, Пришвин не доносится до воспитанников вальдорфской системы, так как детям в основном читают сказки Братьев Гримм, средневековые легенды о рыцарях, гномах. По-моему, все книг совместимы и много чтения никогда не бывает.

Вот такая противоречивая эта Вальдорфская система раннего развития. Но и ее частичка есть в нашей жизни.

В педагогике существует не мало авторских школ и методик, и естественно, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Начать анализ авторских педагогических систем нам хотелось бы с педагогического направления, основанного австрийским ученым Рудольфом Штайнером, известным как вальдорфская педагогика. Первый вальдорфский садик появился еще в 1919 году и существует он до сих пор. В чем секрет их популярности и долговечности, и на каких принципах основана их работа, вы узнаете сегодня.

Прежде всего стоит отметить, что цель вальдорфской системы - воспитание свободной творческой личности. Работа вальдорфских садиков и школ базируется на 5 основных принципах. Причем она настолько просты и доступны, что каждый из вас может успешно применить их дома.

Создаем для ребенка атмосферу любви

Ребенок должен всегда и везде чувствовать себя любимым и счастливым. Улыбка, теплые слова, поцелуи не только поднимут ребенку настроение, но и положительно скажутся на физическом состоянии ребенка. Атмосфера Вальдорфского садика всегда очень теплая и дружелюбная, дети приходят туда, как во второй дом.

Становимся для ребенка примером

Последователи Рудольфа Штайнера уверены, что ребенок вырастает точно таким же, как окружающие его взрослые. Поэтому как воспитатели, так и родители должны тщательно следить за своими словами и поступками. Не стоит давать ребенку обещаний, которые вы не сможете сдержать, будьте последовательны в своих поступках. Иначе вы рискуете получить результат, который в последствии будет очень сложно исправить.

Играем

Игра - основной вид деятельности дошкольников. И если в обычных садиках на игру отводят совсем немного времени, потому что детям нужно еще почитать, посчитать, порисовать, полепить, разучить стихи и песни, то в вальдорфском садике весь день проходит в игре.

Создаем условия для развития

Приверженцы в школах считают, что все лучшее для развития ребенка дарит нам природа, поэтому в садике пластмассовые и деревянные игрушки заменяют желуди, ракушки, шишки, ленты и кусочки ткани. Ребенок сам создает для себя игрушку. Это развивает творческие способности и воображение.

Приучаем ребенка к режиму

Главное условие успешного обучения и воспитания в вальдорфской школе - четкая, ритмичная организация группы. Самостоятельные игры сменяются занятиями с воспитателями, а каждый день недели посвящен одному виду деятельности: рисованию, музыке, кукольному театру. Вальдорфские педагоги утверждают, что ребенок, живущий по режиму более спокоен и собран.
Как вы видите, принципы вальдорфской педагогики просты и понятны. Вы можете успешно использовать их в домашнем воспитании. И помните, любовь и уважение к ребенку - главные условия его гармоничного развития.




Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.

Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.

Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.

Вальдорфская педагогика – история

В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.

Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.


Ее суть

Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.

Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой

Основные принципы вальдорфской педагогики

Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.

  • Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
  • Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.

В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.


  • Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
  • Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.

  • Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами.
  • Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
  • Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
  • Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
  • Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.

Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.

Как происходит обучение

Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.

  • С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.

  • Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.

  • Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
  • Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
  • Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
  • Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка. По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий. Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.

Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.

Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.

Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.

Вальдорфская педагогика – видео

Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.

При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.

Существуют и другие методики воспитания: , .

Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.

2333

Вальдорфская педагогика что это такое. Плюсы и минусы. Отзывы родителей.

Вальдорфская педагогическая система была основана в начале 20 века немецким ученым и философом Рудольфом Штайнером. Разработанная для детей работников табачной фабрики "Вальдорф-Астория" в Штутгарте, вскоре она приобрела поклонников по всей Германии, а позже и Европе, где начали открываться вальдорфские школы и детские сады. Вальдорфская педагогика, ставящая своей целью воспитание свободной , творчески мыслящей личности , проповедует всестороннее развитие ребенка путем максимальной близости к природе и народным традициям, а также отказом от ранней интеллектуализации.

Основные принципы вальдорфской философии

Одной из основ вальдорфской педагогики является принцип неопережения, то есть соответствия изучаемой информации тому, что мозг ребенка может воспринимать в данный момент. Именно поэтому система выступает против досрочной интеллектуализации и специализации, раннего изучения абстрактных понятий, таких как буквы и цифры, заучивания информации. Развивающие занятия в первую очередь основаны на интересах ребенка на данном этапе, на том, что его привлекает и захватывает, такие занятия дают малышу более осмысленные знания, которые легче запоминать. Например, детям младшего возраста интересны активные игры, сказки, поэтому развивающие занятия проходят в игровой форме или в виде сказочно-театрализованной постановки.

Вальдорфская философия выделяет в человеке интеллектуальное, эмоциональное (творческое) и волевое (практическое) начало. Развитию каждого из них уделяется особое внимание в определенный, наиболее подходящий для этого, период становления личности ребенка, воля - в младшем возрасте, эмоции - в среднем и разум - в старшем. Только равномерное развитие всех этих трех составляющих ведет к гармоничному росту и становлению полноценной личности. Особый упор на интеллектуальные занятия отрицательно влияет на физическое здоровье ребенка, поэтому вальдорфский ритм дня основан на постоянном чередовании умственной, творческой и физической активности.

Особая роль в вальдорфской философии и педагогике уделяется комфортной окружающей среде, где ничто не мешает гармоничному развитию ребенка. Малыша окружает интерьер в спокойных тонах, мебель и игрушки из натуральных материалов. Особая роль в гармонизации окружающей среды отдана воспитателю, именно от его поведения зависит, будет ли ребенок чувствовать себя уверенно и свободно, установится ли доверительная атмосфера в группе и сплоченный детский коллектив. Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и учитывать его особенности при построении ритма занятий в группе. Именно воспитатель является образцом подражания для ребенка, поэтому к его поведению предъявляются особые требования.

Основы организации вальдорфских учебных заведений

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи). До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему. Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.

Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с "выдоха", то есть свободной игры. Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно. Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.

В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов , минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение. Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки. Далее идет "вдох", это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка. В вальдорфской школе большое внимание уделяется творческой и практической деятельности , это может быть садоводство, сельское хозяйство, вязание, бытовые обязанности. Таким образом, научные знания дополняются не только поэтической и художественной картиной мира, но и реальным жизненным опытом, который в современном мире уже довольно сложно получить.

Вальдорфская система воспитания является безоценочнойдо 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов. В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими. Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.

Вальдорфская школа отзывы родителей

Нам в школу еще не скоро, но периодически я задумываюсь о ее выборе. Не так давно знакомая, которая преподавала в одной из таких школ сказала, что ни за что не отдаст своего ребенка туда. Я решила разобраться, почему же такой, казалось бы, идеальный педагогический подход подойдет единицам.

"Когда поступали в первый класс впечатление было очень хорошее, нестандартный подход, особое отношение к детям, все по-домашнему, уютное помещение и хорошие, добродушные педагоги. Порадовало в тот момент отсутствие системы оценок, отсутствие учебников и стандартной школьной программы. Все это казалось нестандартным и привлекательным. Проучившись год ребенка я забрала оттуда, на следующий год мы пошли в обычный первый класс (потеряли год). То, что на первый взгляд привлекало и казалось привлекательным, в дальнейшем только пугало."

"Отсутствие программы приводит к тому, что невозможно вообще понять, что дети изучали, а что - нет. В третьем классе дети не умеют, например, писать письменными буквами, не знают таблицы умножения. Хотя учителя и убеждали в том, что постепенно эта разница в знаниях и уровне подготовки сглаживается, и дети догоняют сверстников из обычных школ, но работая в классах со второго по шестой я этого не заметила, дети явно отставали в общеобразовательном плане от учеников школ со стандартной программой."

"В школу частенько приводят детей с проблемами интеллектуального и психического характера, которые не смогли учиться в обычной школе. Учиться вместе с такими детьми не так то просто. Если ваш ребенок среднестатистический, и воспитывали вы его до этого привычными методами, не советую отдавать в такую школу."

"Ваша семья должна полностью разделять философию Рудольфа Штайнера. Педагоги как правило очень категоричны в этом вопросе. Нет просмотрам телевизора, современным мультикам и компьютерным играм, ярким игрушкам, роботам и т.д. Да деревянным, тряпочным, самодельным игрушкам, вязанию и чтению только народных сказок. По всем правилом в вашем доме должно быть все деревянное, натуральное,сделанное своими руками, минимум техники, чтобы ребенок не ощущал резкого контраста между домом и школой. Первое время это кажется правильным, но все-таки мы живем в современном мире и ребенка от всего этого не спрячешь. Постоянное навязывание этих правил может лишить ребенка той самой свободы выбора. "

На мой взгляд, одно дело учиться в Германии в вальдорфской школе, другое в России. Любую методику нужно хорошенько адаптировать под наш менталитет. А то как в поговорке, "заставь дурака Богу молиться...". В интерпретации российских педагогов и директоров получается совершенно иная методика.

К слову сказать, Рудольф Штайнер - ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения - антропософии. В Германии родители, которые отдают своих детей в вальдорфские школы сами являются антропософами, для них постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии. На одном из таких семинаров занимаются "медитативным письмом" - переписывание красивым почерком изречений Рудольфа Штайнера. Если планируете отдавать своего ребенка почитайте подробнее об этом учении.

В такую школу стоит идти если:

  • вы сами являетесь поклонниками философии Штайнера (вальдорфской педагогики),
  • у ребенка большие психологические проблемы в обычной школе,
  • у вас очень нестандартного ребенка, который точно не впишется в обычную школьную систему образования,
  • вы и ваш ребенок не будет придавать значения общепринятым нормам успеваемости и т.д.,
  • у вас творческий ребенок с гуманитарным складом ума, вы видите его исключительно в творческой профессии (художника, писатель, актер и т.д.).

При всей неоднозначности вальдорфской педагогики, её гуманитарной направленности, эта философия приобретает все больше сторонников, а её элементы довольно часто применяют в работе сотрудники детских садов и школ со стандартной формой обучения.

Ребенок - это индивидуум с определенным характером и особенностями развития. Многие родители знают, что малыша необходимо учить и направлять, однако справляется ли с этими задачами обычная массовая школа? Далеко не всегда. Альтернативным способом обучения можно смело назвать такую систему, как вальдорфская школа. Что это такое? Как она влияет на личность ребенка? Мы постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Скрытые способности

В какой-то мере каждый ребенок похож на кусочек пластилина, из него можно вылепить что угодно, прилагая к этому максимум усилий. Разве будет лепить пластилин сам из себя фигурку? Конечно нет - ответ на этот вопрос знает даже ребенок. С детьми та же ситуация. Их таланты и способности лишь в какой-то степени зависят от их генетики, большая же часть зависит именно от того, что мы вкладываем в них. Возможно, с данными словами согласятся не все, однако именно на основе этойразвиваются дети в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Что это такое за дивная где вместо того чтобы заучивать таблицу умножения, дети рисуют и смеются? Именно в теплой и дружественной атмосфере ребенок проявляет себя лучше всего.

Более того, не попробовав различные виды деятельности, крайне сложно узнать, что же ученику нравится больше всего и к чему у него действительно есть талант. Именно такие занятия проводит вальдорфская школа. Москва - это тот город, где сосредоточены одни из самых лучших школ Штайнера.

Первая вальдорфская школа

Такую замечательную систему образования создал и внедрил австрийский ученый-философ Рудольф Штайнер. Кроме того, именно он создал такое учение о духовном познании, как антропософия. Об этой науке, мы поговорим немного позже, а сейчас все-таки вернемся к созданию первой вальдорфской школы. Весной 1919 года Штайнер проводил встречу с работниками сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» на которой были освещены проблемы обучения и воспитания детей в обычных школах. Ученый озвучил учебные программы вальдорфской школы, которые он предполагает внедрить, а также рассказал о антропософийском учении и о необходимости духовного развития детей. Многих родителей заинтересовало его мировоззрение и перспективы открытия нового, альтернативного учебного заведения и, конечно же, они согласились отдать своих детей в такую школу. Незамедлительно Эмиль Мольт (руководитель сигаретной фабрики) купил помещение и начал обустройство новой школы. Так как основателем новой педагогики был такое учебное заведение иногда носит название: «Вальдорфская школа Штайнера».

Наука о духе

Именно так многие научные деятели характеризуют учение об антропософии. В переводе с греческого "софия" - это мудрость, а "антропос" - человек, соответственно наука изучает особенности развития индивидуума в духовной сфере. Это учение было выделено из теософии, и также основывается на богопознании и созерцании Бога. Разница состоит лишь в том, что антропософия основывается на немецкой классической философии и учениях И. Гёте, Ф. Шиллера.

Считается, что это мистическая наука, которая может помочь развить в человеке магические способности. Штайнер называл данную область познания «гётеанством 20 века», а поскольку Гёте какое-то время был масоном, можно смело утверждать, что антропософия так или иначе, связана с магией и мистикой. Именно на основе этих представлений и была создана вальдорфская школа. Что это такое за способ саморазвития и почему у Штайнера было огромное количество последователей?

Единство трех ипостасей

В учениях антропософии человек рассматривается не только как единое целое, но и включая такие составляющие, как: душа, тело и дух. Они же, в свою очередь, имеют свои физические и психологические характеристики: дыхательная система, сердце и дух относятся к сфере эмоций, нервная система и мозг - к интеллектуальной(душа), обмен веществ и опорно-двигательная система - это тело. Наука антропософия изучает, как гармонизировать эти три сферы между собой: человек должен быть силен духом и телом, а также иметь благородную душу. Именно знания о том, как этого достичь и дает вальдорфская школа. Что это такое за мистическая наука и имеет ли она отношение к развитию детей? На этот вопрос можно найти ответ, изучив основные положения антропософии более детально.

Принципы духовной науки

В первую очередь для того чтобы любой ребенок развивался, чувствовал себя комфортно и мог раскрыть свой потенциал, ему необходимо уважение. Он не должен чувствовать себя в учебном заведении обиженным или обделенным вниманием. Антропософия изучает методы саморазвития при помощи творчества и медитаций. В различных городах и школах методы обучения могут немного отличаться, и в основном это зависит от квалификации педагогов. К примеру, одна вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может делать уклон в учебном процессе на творчество (рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах), в то время как другая - на душевно-духовное развитие. Так или иначе, в любой школе Штайнера дети в течение дня рассматривают и творческий, и трудовой, и душевно-духовный блок.

Особое внимание в педагогике вальдорфской школы уделяется изучению культуры и традиций. Для того чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, он должен понимать, что вокруг него есть целый мир очень интересный и многообразный. Различные спектакли и постановки, выполняемые самими же детьми, помогают им почувствовать себя чем-то большим, чем просто школьник. Определенная вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может стать для ребенка не просто учебным заведением, а второй семьей, где ему будет комфортно и уютно. Особенно такие школы нравятся деткам, у которых нет братьев и сестер. Дружественная атмосфера в учебном заведении им настолько нравится, что они готовы находиться в школе практически весь день. В теплой и дружеской обстановке деткам очень нравится, они находят новых друзей и единомышленников.

Природа, как часть человека

Педагогика Штайнера уделяет особое внимание окружающей среде. Если ребенок не научится чувствовать себя одним целым с природой, он некогда не сможет открыть весь свой потенциал. Как правило, учебное заведение располагают поближе к природе: к чистому лесному воздуху, возле речки, недалеко от гор. Сама же школа не сильно напоминает класс, это скорей уютный дом, где можно собраться новой семьей (классом), позаниматься творчеством и духовным развитием. Даже мебель в современных вальдорфских школах, как правило, не содержит пластика и токсических веществ - все только натуральное.

Система оценивания

Обучение в вальдорфской школе очень отличается от уроков в обычной школе. Совершенно другая программа развивает в детях интерес к учебе, неподкрепленный соперничеством. Нету худших и лучших, каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. Ему не ставят оценок и не отчитывают за незнание чего-либо. Кроме того, отличительной особенностью такого учебного заведения является отношение преподавателей к подсказкам. Если в массовой школе за подсказки и списывание ругают, то здесь же это называют помощью и очень даже приветствуют. Ни в коем случае в минуты неудач ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Наоборот же, в такие моменты весь класс и педагоги оказывают ему поддержку, помогают, объясняют то, что ребенок не понял. В учениках формируется стойкая уверенность, что они не одни в этом огромном мире, что всегда есть люди, которые придут на помощь, и более того, этот ребенок также будет с радостью помогать кому-либо.

Учебная программа

Естественно, что программа в школе Штайнера имеет огромное количество отличий от обычной массовой школы. Все это объясняется тем, что в таких учебных заведениях абсолютно другой уклон и цели, преследуемые педагогами. Детей не заставляют заучивать что-либо наизусть - это и есть основное кредо такого метода обучения, как вальдорфская педагогика. Плюсы и минусы данной школы обсуждают многие ученые, однако к общему мнению так никто и не приходит. Это объясняется тем, что у данной педагогики есть огромные отличия, которые противоречат обычной школьной программе. К примеру, в 1-2 классах детей не учат чтению и письму. Два года в игровой форме деток учат буквам и цифрам.

На уроках, как правило, дети учатся рисованию, шитью, вязанию, садоводству, иностранным языкам. Сложные точные науки, такие как, например, математика, в начальной школе изучается только в игровой форме: дети, держась за руки, водят хороводы(круг), двигаются по вертикали, диагонали, по квадрату, по прямоугольнику. «Прочувствовав эти фигуры на себе», ученикам в дальнейшем не составляет труда их нарисовать, разделить пополам, найти периметр и площадь.

Праздники и концерты

В вальдорфских школах очень много внимание уделяют праздникам и концертам. К каждому мероприятию дети вместе с педагогами готовят выступления, шьют сами костюмы, украшают концертный зал. Это очень сближает деток, дает им возможность самовыражаться. Выступление на сцене для стеснительного ребенка - это возможность стать более раскованным и непринужденным.Чаще всего на такие праздники в качестве гостей приглашают родителей и близких родственников. Ребенок, чувствуя поддержку, выступает на сцене еще более уверенно. Именно вальдорфская школа, отзывы родителей о которой только положительные, благотворно влияет на детей, развивая в них самые неожиданные таланты.

Вальдорфский детский сад

Педагогика Штейнера стала настолько популярна в Европе и Азии, что возникла необходимость в создании и дошкольных учреждений на основе этого учения. После обычного детского сада ребенку, которого отправляют учиться вальдорфскую школу, приходится нелегко. Модель обучения, которую он видел в детском саду, полностью противоречит новой школе: в обычном дошкольном учреждении детей уже начинают учить серьёзности, усидчивости, буквам и цифрам. Вальдорфский детский сад — это учебное заведение для дошкольников на основе педагогики Штайнера. Здесь детки в процессе игры познают мир, делают поделки, играют в дочки-матери, в магазин, в больницу. Для поделок используют различные натуральные материалы: камешки, листочки, шишки, желуди. Игрушки в таких садиках тоже только деревянные или тряпочные.

Подходы и методы

Основной проблемой обычных массовых школ является вопрос грубости и жестокости школьников. Неуважение к взрослым, нежелание учиться - это трудности множества родителей, с которыми им справиться не по силам. Школьным педагогам в массовой школе также приходится нелегко.

Только дружная и теплая атмосфера, может действительно хорошо способствовать учебному процессу и развитию личности. Игровой процесс, в котором детки учатся, развиваются, познают мир способствует развитию мелкой моторики и речи. Всеми этими особенностями обладает вальдорфская школа. Москва, город в котором сосредоточено огромное количество таких школ, но что самое интересное, что они не подчиняются городскому отделу образования и науки. В отличие от обычных учебных заведений, в таких школах нет централизованного административного управления, а значит все они между собой не связаны и никому не подчиняются. В штайнеровских школах, как правило, нет директоров, ими управляет совет, состоящий из педагогов и родителей.

Любая вальдорфская школа, стоимость обучения которой в европейских странах стремится к нулю, развивает в детях духовность и таланты. Даже пенал, с котором ребенок приходит на занятия, он делает с родителями сам.

Конечно, приверженкам строгой дисциплины, такая школа точно не понравится. У детей практически нет каких-либо границ. Если по какой-то причине ребенку на занятии не нравится или он это уже умеет, он может спокойно выйти с урока. Практически весь учебный процесс родители участвуют в жизни детей: помогают организовывать праздники, делают с ними дома различные поделки и даже проводят уроки. На родительских собраниях обсуждается, кто и что умеет хорошо делать, составляется график. И так, к примеру, в понедельник одна из мам рассказывает детям технику плетения изделий из бисера, а во вторник - папа одного из учеников учит их делать лодочки из дерева. Каждый ребенок, независимо от того, мальчик это или девочка посещает все занятия и учится вместе со всеми. Кто сказал, к примеру, что мальчик не может вязать или вышивать, а девочка не должна работать с деревом? Это всего лишь предрассудки, которых нет в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Адреса и контакты школ с штайнеровской педагогикой можно найти на их личных сайтах. Кроме того, как правило, вальдорфские учебные заведения каждый год проводят день открытых дверей. Можно посетить данное мероприятие, познакомится с учителями и родителями, понаблюдать за учебным процессом и решить для себя, подойдет ли такая школа вашему ребенку.

Вальдорфская педагогическая система - одна из самых известных альтернативных методик школьного обучения в мире, цель которой - формирование гармоничной и целостной личности. Особенность данного подхода в том, что основным критерием успешности ребёнка не считается объём усвоенных им знаний. Важнее познание учениками собственной человеческой природы и разностороннее раскрытие их творческого потенциала.

Что такое вальдорфская педагогика

Вальдорфская система - явление в России относительно новое. Как и откуда появилась эта методика и в чём её основные особенности?

Цели, задачи и принципы. Философия Штайнера

Вальдорфская педагогика базируется на антропософии австрийского философа Рудольфа Штайнера (1861–1925). Главной целью образования, с его точки зрения, является появление на свет «мудрого человека», который преодолевает свою животную природу и раскрывает в себе божественный источник жизни. Таким образом, обучение и воспитание становятся инструментами в руках мастера, воплощающего чистый и возвышенный образ, по которому человек был задуман изначально.

Ключевым является понятие единства развивающей триады - восприятия, чувства, мысли.

Цель - развить природные способности ребёнка, помочь ему поверить в собственные силы.

Задачи и постулаты вальдорфской педагогики

  1. Обучение в согласии со своим внутренним миром и единстве духовного, умственного и физического развития.
  2. Эмоционально насыщенные, живые, пробуждающие творческую фантазию и воображение уроки.
  3. У детей есть не только пытливый ум, но и умелые руки и открытое сердце, и обращаться с детьми надо соответственно.
  4. Внимание к становлению личных качеств характера, которые подготовят выпускников к жизни в сложном и противоречивом мире. Развитие способности самостоятельного критического мышления, трепетного отношения к гармонии и красоте.

Полный потенциал личности раскрывается при прохождении через три основных возрастных этапа жизни: детство, отрочество и юность .

На каждой стадии развития интересы ребёнка, его возможности и доступные ему способы познания мира различны. В детстве приоритетно физическое тело, познание происходит через органы чувств, поэтому основной метод обучения - имитация. Малыш не должен испытывать недостаток в обилии звуков, света, цвета, ничто не должно сдерживать его движения, его должны окружать красивые вещи. У каждого возрастного периода свои потребности, понимание которых должно стать основой образовательных программ и планов. Гармоничное развитие ориентируется на развитие личности в целом, а не отдельных её граней.

Особенности подхода к образованию

У вальдорфской системы образования есть характерные черты, отличающие её от обычной школы.

Ценность индивидуальности ребёнка

В вальдорфской системе приоритетным является не столько интеллектуальное развитие, сколько ощущение внутреннего комфорта ребёнка, осознание им своей индивидуальности, обретение своего места в мире. Поэтому принципиально важно создать атмосферу детской солидарности и уважительных отношений с воспитателем, который свой авторитет у детей должен заслужить постоянным самосовершенствованием. Вальдорфская система славится своим традиционным демократизмом, здесь в почёте принцип равенства, отсутствует разделение по расовому, религиозному, материальному или другому социальному признаку. Такой подход позволяет устранить проблему психологических комплексов, в том числе комплекса неполноценности.

Вальдорфская система начинает работать с детьми, когда им исполняется три года. Группы в её детских садиках организованы по принципу большой и дружной многодетной семьи. В группе может быть до двадцати детей (от 3 до 6 лет): старшие поддерживают младших и помогают им, а малыши подражают старшим и учатся у них. В школе обучение начинается с семи лет и традиционно продолжается 11–12 лет.

Вальдорфская школа ценит прежде всего неповторимую личность каждого ученика

Вальдорфские педагоги не являются сторонниками идеи форсированного интеллектуального развития и методик раннего обучения. В школе избегают неоправданно большой механической нагрузки на память, полагая, что трансляция извне готовых знаний - это бесполезная практика как для ума, так и для сердца. Порядок обучения и нагрузка должны быть соизмеримы с возрастными, индивидуальными особенностями развития ребёнка, поэтому логика процесса в целом должна подчиняться периодам естественной заинтересованности малыша к определённому виду деятельности. В вальдорфском детском саду не учат письму и счёту, полагая, что для маленького ребёнка более органично идти к познанию через эмоции и образы, а не абстракции в виде цифр и букв. Однако малыши много времени уделяют урокам лепки, вязания или вышивания, на которых приобретают полезные практические навыки и развивают мелкую моторику.

Игровая деятельность

Вальдорфская система считает игру одним из лучших средств организации учебного процесса. Большой арсенал игр включает в себя как несложные забавы на пять минут, так и большие сюжетные игры со свободой импровизации. В зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом, а также возраста его учеников, можно подобрать наиболее подходящий к учебной ситуации вариант.

Познание мира через практический опыт

Знание не должно быть оторвано от реальности, в которой живёт человек - вот ещё один тезис вальдорфского подхода. Дети ходят на экскурсии, разыгрывают спектакли, учатся печь хлеб, выращивать урожай и возводить здания.

Уроки домоводства по-вальдорфски

Лепка, приготовление пищи, вязание - этим не удивишь современных школьников. Но многие ли строят настоящие, хоть и небольшие, хижины? Или изготавливают посуду своими руками?

Каждый 3 класс проходит эпоху строительства дома

Костюмированные праздники

На празднике дети поют песенки про фонарики и гномиков и устраивают сказочное шествие по улице Так проходит праздник встречи весны в вальдорфской школе Пример костюмированного театрализованного представления с участием детей и родителей

Для вовлечённости детей в мировую культуру школа любит устраивать костюмированные постановки и праздники, посвящённые тем или иным обычаям и верованиям разных народов. Перед началом каникул все классы проводят отчётные концерты для родителей и гостей школы, а в вестибюле в это время организовываются выставки одежды, которую сшили дети, мастерски изготовленных игрушек, самых аккуратных и образцовых тетрадей, глиняной посуды и т. д.

Организация пространственной среды

Вальдорфский подход к обустройству пространства не приемлет наличие современных технических устройств, таких, как компьютер, телевизор и т. д. Для полноценного и здорового развития ребёнка необходима гармоничная, творческая и спокойная атмосфера. Игровое пространство оснащается мебелью из натурального материала (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла, открытые полки с корзинами, где лежат материалы для рукоделия); стены и окна художественно оформляются текстилём в тёплой, светлой цветовой палитре.

Вальдорфский учитель

Преподавание базируется на принципе подражания, преемственности и личного примера учителя. С 6 до 14 лет за классом закреплён один классный руководитель, каждое утро он радушно встречает детей и проводит двухчасовой урок без перемены, но и после 14 лет учащийся может рассчитывать на заботливую помощь и своевременную поддержку своего наставника. Таким образом, ребёнок всё детство и юность находится под покровительством одного человека, который успевает глубоко изучить личностные особенности и индивидуальные потребности каждого подопечного. Такая традиция обеспечивает психологическую стабильность и максимальное раскрытие творческих способностей ученика. Педагог, в свою очередь, получает дополнительный источник вдохновения и мотивации, поскольку может наблюдать конечный результат своей профессиональной деятельности.

Отказ от учебников

Учебники почти не используются, лишь в старших классах они допускаются в качестве дополнительной литературы по основным предметам. Место традиционных учебников занимает так называемая рабочая книга, аналог личного дневника, куда записывается осмысленный опыт, приобретённый школьником в процессе обучения. В первом классе вальдорфской школы дети начинают печатать буквы и рисовать формы, используя восковые мелки. Специально разработанные для детской руки, они дают достаточные силу трения и сопротивление движению на бумаге - это помогает ребёнку держать процесс письма под контролем.

Отказ от состязательности характера обучения и оценок

Оценки в конце четверти заменены детальным индивидуальным отчётом, подробной характеристикой на каждого ученика. Однако ученику, переходящему в обычную школу, выдают табель с оценками.

Внутришкольное управление

Школа во многом опирается на идею коллегиальности: решения обсуждаются совместно всеми сотрудниками, порой к этому привлекают и родителей. Этот принцип выражен здесь сильнее, чем в обычной школе, и иногда приводит к своим проблемам: коллегиальность снижает чувство индивидуальной ответственности.

Плюсы и минусы вальдорфской методики

Вальдорфская педагогическая концепция, несмотря на большое количество преимуществ перед обычной школой, всё же сталкивается со своими проблемами.

Достоинства

  • Тёплая, располагающая атмосфера домашнего уюта.
  • Компактные классы, в которых предлагают индивидуальный подход и пристальное внимание к каждому ребёнку.
  • Отсутствие травмирующего фактора оценки, следовательно, страха перед учёбой.
  • Тесный контакт и сотрудничество с родителями, консультирование и необходимая помощь.
  • Для учеников занятия проводятся в увлекательной живой форме, что стимулирует познавательные и творческие способности.
  • Прививаются практические навыки жизни, развиваются качества самостоятельного критического мышления, детей приучают к дисциплине и самоконтролю.
  • Занятия творчеством чередуются с ручным трудом и физическими упражнениями, что позволяет распределять нагрузку плавно и гибко, не переутомляя ребёнка.
  • В основе процесса познания, с точки зрения Штайнера, находится личный чувственно-сверхчувственный опыт, поэтому изучение наук, основанных на логике, анализе, техническом развитии и экспериментальной практике, недооценивается и вытесняется из учебной программы.
  • Ученики могут иметь трудности в дальнейшем, столкнувшись с требованиями стандартной системы (например, в университете или обычной школе).
  • Учение Штайнера оперирует эзотерическими понятиями, такими как «эфирные, астральные или высшие духовные тела», к которым приобщается ребёнок по мере своего духовного развития. Такой эзотерический акцент педагогической концепции Штайнера некоторые методисты считают несколько странным, кроме того, непредсказуемо опасным для интеллекта ребёнка и разрушительным для его психики.
  • Успешное образование в вальдорфской школе находится в непосредственной зависимости от степени личного профессионализма и одарённости педагога.

Для каких детей вальдорфская школа станет оптимальным вариантом

Школа больше подойдёт творчески одарённым детям, нацеленным на самореализацию в этом направлении. Кроме того, школа поможет эмоционально чувствительным детям с заниженной самооценкой преодолеть комплексы, стать более коммуникабельными и открытыми. Выпускники вальдорфских школ чаще всего профессионально успешны в таких сферах, как медицина или педагогика.

Вальдорфская система обучения

Вальдорфское образование строится на оригинальных принципах, раскрывающих сущность этого подхода.

Принцип цикличности программы

Жизнь подчиняется законам ритмичности и повторения. Эти закономерности можно наблюдать в природной смене циклов года, течении времени, а традиционный образ жизни всегда был согласован с природой. Последователи Штайнера образно представляют течение времени как ритмическое чередование «вдоха» и «выдоха». На метафорической фазе «вдоха» ребёнок усваивает неведомые ему ранее знания. Фаза «выдоха» увлекает ребёнка игрой, в которой он открывает свои чувства, реализует фантазии.

Игровая фаза «выдоха» помогает сбросить интеллектуальное напряжение и создать прекрасное настроение

Дни недели тоже складываются из последовательно сменяющих друг друга занятий - понедельник посвящён рисованию, во вторник занимаются вязанием, в среду дети увлечены лепкой, в четверг им предлагают потренироваться в мастерстве выпечки, а пятница - день генеральной уборки. Годовой цикл зависит от смены погоды, поэтому весна зовёт детей на грядки, лето - выращивать цветы, осень - собирать веточки и шишки для поделок, зима - строить всем вместе снежную крепость и проходить спортивные испытания. Такая жизнь даёт ощущение стабильности и умиротворения. Умственная деятельность утомляет и отнимает силы, считают вальдорфцы, поэтому должна ритмически должна перетекать к занятиям музыкой, живописью, гимнастикой или ремеслом.

В период начальной школы классический набор учебных дисциплин представлен в расписании в сокращённом, если не минимальном, объёме. Чтение появляется только во втором классе, до этого дети изучают буквы. В этой концепции своё понимание важности тех или иных школьных уроков: в вальдорфских школах более важными считаются дисциплины, которые в обычных школах чаще воспринимаются как второстепенные: иностранные языки, музыкальная культура, искусство, рукоделие, садоводство и т. д. Здесь доминирует убеждение, что художественная среда пробуждает живой интерес и активизирует естественные познавательные способности ребёнка.

Отдаётся предпочтение педагогической технике преподавания предметов в атмосфере художественного творчества, а не сухой интеллектуальной зубрёжке или натаскиванию без глубокого понимания. С первых дней в школе изучается два иностранных языка, благодаря чему дети приобщаются к духовному миру других народов, знакомятся с их культурными особенностями и традициями. Изучение иностранного языка, как и родного, проводится в игровой форме с песнями и стихами, театральными импровизациями на тему народных и религиозных праздников. Одновременно такие занятия ненавязчиво тренируют память, расширяют кругозор и прививают уважение к традициям предков, а также толерантность.

Фотогалерея: иллюстрации из школьной жизни

Эпоха минералогии в 6 классе заканчивается визитом в Геологический музей Эпоха минералогии в 6 классе начинается с интересного похода, игр и прогулок по лесу В конце учебного года пятиклассники выезжают на игры, которые устраивают родители и учителя Школьники соревнуются в шести видах спорта, а ещё в знании истории Древней Греции

Обучение проходит по учебным эпохам с месячными циклами изучения. Предметы делятся на еженедельные и так называемые эпохальные. Такие предметы, как русский язык и литература, история, математика, физика, химия, биология и география даются в соответствии с эпохами (блоками, каждый из которых рассчитан на 3–4 недели). Под эпохами подразумеваются не исторические периоды, а скорее разные отрасли знания: эпоха минералогии, эпоха строительства и так далее. На основном уроке эпохи, который длится примерно 2 часа, учитель добивается полного погружения ребят в материал. Итогом прохождения эпохи становится отдельная тетрадь с текстами, картами и схемами.

Расписание одной из российских школ, работающей по вальдорфской системе - таблица

день недели 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Понедельник

Урок эпохи

Подвижные игры

Немецкий./Англ

Англ./Немецкий

Урок эпохи

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Ансамбль/Эвритм

Эвритмия/Ансамб

Литература

Урок эпохи

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Физкультура

Физкультура

Садоводство

Урок эпохи

Математика

Пласт./ИЗО

ИЗО/Пласт.

Информатика

Урок эпохи

Математика

математика

Информат./Нем.

Нем./Информат.

Урок эпохи

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Математика

Математика

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Гимнастика

Живопись

Живопись

Урок эпохи

Нем./Англ.

Нем./Англ.

с/к обществознание

Вторник

Урок эпохи

Подвижные игры

Немецкий/Англ.

Урок эпохи

Англ./Нем.

Математика

Обществознание

Живопись

Живопись

Урок эпохи

Англ./Нем.

Математика

Урок эпохи

Информат/Гитара

Гитара/Информат

Нем./Англ.

Англ./Нем.

Обществознание

Урок эпохи

Литература

Нем./Англ.

Англ./Нем.

Астрономия

ИГЗ Математика

Урок эпохи

Гимнастика/Нем.

Гимнастика/Англ.

Нем./Англ.

Лоза/Дерево

Лоза/деоево

Урок эпохи

Математика

Математика

Обществознание

с/к литература, биология,физика

Урок эпохи

Обществознание

Обществознание

Литература

Физкульткра

Физкультура

Среда

Урок эпохи

Подвижные игры

Английск./Нем.

Рукоделие

Рукоделие

Урок эпохи

Нем./Англ.

Физкультура

Физкультура

Классный час

Урок эпохи

Ансамбль/Дерево

Дерево/Ансамбль

Литература

ИЗО/Рукоделие

Рукоделие/ИЗО

Урок эпохи

Нем./Англ.

Англ./Нем.

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Англ./Информат.

Англ./Информат.

ИГЗ Математика

Урок эпохи

Математика

Лоза/Дерево

Лоза/дерево

Урок эпохи

Обществознание

Англ./Нем.

Англ./Нем.

Живопись

Живопись

Урок эпохи

Нем./Англ.

Математика

Математика

с/к литература, физика

Четверг

Урок эпохи

Подвижные игры

Англ./Нем.

Нем./Англ.

Математика

Литерат. чтение

Урок эпохи

Математика

Нем./Эвритмия

Эвритмия/Нем.

Урок эпохи

Англ./Нем.

Литература

Урок эпохи

Нем./Англ.

Математика

Литература

Садоводство

Урок эпохи

Обществознание

Литература

Живопись/Маски

Живопись/Маски

Ансамбль

Урок эпохи

Литература

Обществознание

Информатика

Информатика

Физкультура

Урок эпохи

Математика

Математика

Англ./Нем.

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Физкультура/Нем.

Англ./Физкультура

Математика

с/к математика, история

Пятница

Урок эпохи

Подвижные игры

Математика

Англ./Нем.

Литер. чтение

Урок эпохи

Литература

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Математика

Обществознание

Англ./Нем.

Урок эпохи

Англ./Гимнастика

Гимнастика/Нем.

ИЗО/Дерево

ИЗО/Дерево

Литература

Урок эпохи

Математика

Классный час

Литература

Физкультура

Физкультура

Урок эпохи

Литература

Социально-

Обществознание

с/к Химия

Обществознание

Урок эпохи

Англ./Нем.

Англ./Нем.

художественные

История икусств

Урок эпохи

Пластицирование/переплёт

Пластицирование/переплёт

Суббота

Урок эпохи

Подвижные игры

Рисование

Рисование

Урок эпохи

Дерево/Англ.

Англ./Дерево

Рукоделие

Рукоделие

Урок эпохи

Рукоделие/ИЗО

ИЗО/Рукоделие

Нем./Англ.

Литература

Урок эпохи

Астрономия

Дерево/Пластицир

Пластицир/Дерево

Урок эпохи

Нем./Маски

Нем./Маски

Живопись/Англ.

Живопись/Англ.

Урок эпохи

Литература

Классный час

Немец./Англ.

Немецк./Англ.

с/к Биология

Урок эпохи

Информатика

Информатика

Литература

Литература

с/к история

Урок эпохи

Англ./нем.

Англ./нем.

Классный час

Пластицирование/переплёт

Эта таблица даёт более полное представление о специфике учебного процесса. Каждая школа имеет своё расписание с вариативностью предметов и учебной нагрузки.

Художественное творчество как средство гармоничного развития личности

Художественная деятельность ребёнка вальдорфской школы включает разнообразную и насыщенную программу: рисование, лепка, музыка, театрализованные постановки. Этой сфере жизни детей уделяется подчёркнуто повышенное внимание, поскольку именно с её помощью происходит реализация главного вальдорфского мировоззренческого принципа о восприятии человека в единстве душевного и телесного начал. Энтузиазм, увлечённость детей жизнью закладывается путём вовлечения их в художественную активность, где происходит слияние душевных порывов с каждой клеточкой тела, пробуждается глубинный инстинкт познания окружающего мира.

Ученикам часто дают задание порисовать на свободную тему

С первых дней пребывания в вальдорфской школе дети начинают осваивать изображение простых форм, которые они наблюдают в природе (снежинки, листики, кисть руки). В живописном рисунке поощряется обнаружение геометрических форм. Во время уроков эвритмии играют в «движение по спирали», очерчивают в беге «восьмёрку», а затем телесную память воспроизводят в живописной импровизации на уроке рисования. Во время упражнений в изучении форм учеников подводят к осознанию понятий «внешнее» и «внутреннее», просят подобрать зеркальное изображение, и тогда обычное рисование форм становится не просто увлекательным занятием, а ещё и открывает глубинные тайны мира.

Фотогалерея: художественное творчество учеников школы

Своё восприятие дети передают через рисунок С первых дней в школе дети учатся изображению простых форм, наблюдаемых ими в природе Во время упражнений по изучению форм дети подбирают зеркальное изображение

Живопись прекрасно способствует исцелению эмоциональной неуравновешенности, в цвете выплёскиваются чувства возбуждения или подавленности. Легковозбудимый, импульсивный ребёнок будет рисовать в горячей палитре огненных оттенков, а индифферентный и заторможенный, скорее всего, предпочтёт спокойный и холодный синий цвет. Смысл цветотерапии в том, что внешний возбудитель отражается внутри человека противоположным внутренним эхом, то есть красный может зеркально трансформироваться в зелёный и оказать психологический эффект умиротворения. Необходимо создать ребёнку условия для самовыражения, и тогда он сам найдёт правильный путь к обретению внутренней гармонии. Таким образом, занятия живописью используются в качестве средства для корректировки темперамента и поведенческих особенностей обучающихся.

Эвритмия и гимнастика

Эвритмия основывается на чередовании и сочетании гласных и согласных звуков, которым необходимо придать зрительное воплощение в танце, песне, стихотворении, хореографической пластике или актёрском мастерстве.

Эвритмия - это визуальная речь жеста и мимики, искусство перехода внутреннего звукового напева души во внешнее движение тела, прежде всего в форме исполнения стихов и песен. Эвритмии обучают в специализированных центрах, и этот предмет включён в обязательную программу вальдорфских школ.

Диапазон занятий эвритмией очень разнообразен - от простейших одиночных ритмических упражнений в начальной школе до масштабных театральных постановок и костюмированных праздников, в которых важен принцип коллективной согласованности.

Фотогалерея: занятия эвритмией, гимнастикой, пластицированием

Эвритмия практикуется не только с детьми Занятия эвритмией порой очень выглядят очень изящно Педагоги тоже учатся быть командой

Цель гимнастических упражнений была сформулирована ещё Штайнером. Занятие гимнастикой призвано развить тонкое восприятие пространства и сформировать волевые качества у учеников. Начальный период школьного образования совпадает с физически-телесным этапом формирования личности, поэтому задача учителя превратить гимнастические уроки на ловкость в свободную, соревновательную игру. С шестого класса детей целенаправленно ориентируют на преодоление трудностей и развитие силы воли. Подход должен быть дифференцированным, с максимальным уважением к ребёнку и его возможностям.

Музыка - основа эстетического воспитания

Вальдорфская система полагает, что музыкальное образование должно быть полноправной и обязательной частью программы общеобразовательной школы, такой же, как чтение, математика или письмо.

Цели: развитие музыкальных способностей способствует формированию интеллектуально и социально полноценной личности, музыка поможет реализовать задачи по развитию общей культуры чувства и сформировать цельную личность.

В вальдорфских школах игра на флейте - неотъемлемая часть учебного процесса с первого класса

Видео: выступление оркестра средних классов Самарской Вальдорфской школы

Выпускники вальдорфской школы владеют знаниями в области истории музыкальных стилей и направлений, общей теории музыки. Кроме того, они должны овладеть хотя бы одним музыкальным инструментом и иметь опыт игры в камерном оркестре.

Рукоделие и ремесло

Вальдорфская система воспитания настаивает на существовании связи между ловкостью пальцев и ловкостью ума . Ремесленная деятельность - это не столько практическое занятие, сколько искусство ручного творчества и методологический приём для развития гибкости интеллекта и способности к независимому критическому мышлению, профилактика тупости и косности.

Уроки ремесленного творчества

Старшеклассники выезжают на свежий воздух, чтобы посвятить себя свободному творчеству Дети обучаются мастерству выпиливания лобзиком Ученики сами делают подарки для праздников: шкатулки, ключницы или фоторамки Такие уроки развивают гибкость пальцев и создают атмосферу уюта

В зависимости от года обучения ребятам доверяют всё более сложные виды работы. В начальной школе дети осваивают мастерство вязания крючком и на спицах, лепки из глины и резьбы по дереву, к старшей школе овладевают премудростями шитья, работы по металлу и камню.

Игры

Как уже отмечалось выше, вальдорфская педагогика активно применяет игры в образовательном процессе.

Подвижные игры

Подвижные игры отлично соответствуют штайнеровской идее многостороннего развития ребёнка, поскольку в них задействованы и психика, и тело.

Видео: русские народные подвижные игры

Русские народные игры, адаптированные для маленьких детей, учат ребят ориентироваться в пространстве, повышают скорость реакции и ловкость, служат средством разрядки.

Райген

В вальдорфской системе практикуются хороводы в виде импровизации на тему традиционных игр предков. Популярны особые игры - «райгены», смысл которых в том, что дети в пластических подражательных движениях вживаются в роль, изображая, например, распускающийся цветок или движения разных животных, людей разной профессиональной занятости.

В вальдорфских школах очень популярны игры-импровизации

Игра «Солнышко»

Исходное положение: сидя на корточках, упираясь ладонями с широко раздвинутыми пальцами в пол. При этом мизинцами нужно прикасаться к своему соседу, образовывая тем самым единую цепь со всеми участниками игры. На полу появляется символический круг из пальчиков, которые напоминают лучики - это «солнце спит». Затем дети не спеша поднимаются, отрывая ладошки от пола, поднимают раскрытые ладошки к небу, образно в телесной пластике изображая рассвет.

Фотогалерея: в вальдорфском школьном образовании задействовано множество игр

Осенние праздники тоже не обойдутся без хоровода
Хоровод помогает детям снять психологическое напряжение во время занятий Вальдорфские воспитанники очень любят подвижные игры на свежем воздухе

Пальчиковые игры

Игры необходимы для развития мелкой моторики, создания прекрасного весёлого настроения, в основе каждой игры - песенка или стихотворение. Такие игры пришли из далёкого прошлого и прошли многовековое испытание временем, доказав свою необходимость и востребованность. Пальчиковая гимнастика развивает речь, память, гибкость пальчиков, внимание, быстроту реакции, забавные стихи снимают психологические зажимы и расслабляют. Прекрасно подойдут для пятиминуток на уроках или при проведении детских праздников.

Видео: песня «Купим мы, бабушка, тебе курочку»

Суть этой музыкальной игры-песни в том, что в каждой её строчке названо какое-либо живое существо (курочка, уточка, индюшонок и т.д.), которое дети должны изобразить через движение и жесты, причём каждой зверюшке соответствует свой жест. Все строчки несколько раз повторяются. Игра забавная и отлично развивает память.

Однако есть любопытный нюанс: с одной стороны, подобранная песенка - пример живого и весёлого упражнения для детей, с другой стороны - материал, даже с учётом его народного происхождения, вызывает некоторые нарекания с точки зрения орфоэпии русского языка (неправильные ударения и т. д.). И хотя эта песенка нередко используется при работе с детьми вообще, это подсказывает, что методы и инструменты школы требуют внимательного, осмотрительного отношения.

Особенности игрушек для детей разного возраста

Вальдорфцы критически относятся к игрушкам, изготовленным в условиях массового промышленного, бездушного и обезличенного производства из экологически вредного синтетического пластика. Предпочитают игрушки простые, сделанные вручную из природных и экологически чистых материалов. Рукотворные игрушки предполагают многовариантность использования, развивают фантазию и образное мышление ребёнка.

Воображение малыша каждый раз заново рисует авторскую сюжетную картину, он придумывает всяческие образы - здесь нет места скуке и монотонности! Материалом для кукольного творчества могут стать шишки, поленья, веточки, ракушки, жёлуди, каштаны, камушки и т. д. Рукодельная фантазия воспитателей, родителей, детей рождает трогательную куклу, сказочного гнома, волшебного эльфа или деревянную игрушку, напоминающую загорскую.

Куклы

Идея пришла из исторических глубин традиционного творчества. Прототипом вальдорфской куклы стала народная тряпичная кукла. Натуральные материалы буквально напитываются душевной энергетикой автора, а тепло рук мастера в игре передаётся ребёнку. Самой кукле присущи плавность и мягкость линий, пластичность форм, благодаря чему малыш с удовольствием обнимает и прижимает её к себе. Характерной особенностью вальдорфской куклы является принципиальное требование соблюдения пропорциональности. Классическая формула телесной гармонии: соотношение размера головы к размеру тела - одна треть от него.

Видео: мастер-класс по изготовлению вальдорфской куклы-бабочки своими руками

Правила «Золотого сечения» вальдорфской куклы:

  • Геометрический центр у младенца совпадает с пупком. Длина торса, ручки и ножки составляет 1,5 диаметра головы, высота головы равна 1/4 длины тела.
  • Ширину туловища определяет диаметр головы с добавлением одного сантиметра. Если увеличиваем ширину туловища на 1 см, то длина увеличивается на 4 см.
  • Толщину ручки находим, посчитав 2/5 от диаметра головы.
  • Высота головы у ребёнка от двух до четырёх лет составляет 1/5 тела, пяти-шести лет - 1/6.

Для наглядности: пропорции кукол разного типа

У этих кукол - только лёгкий, едва заметный намёк на выражение лица. Это не случайная небрежность, а осознанная задумка - для того, чтобы не ограничивать свободу воображения. Ребёнок будто оживляет куклу своими мыслями и чувствами в мире фантазий. Взрослея, малыши воплощают в кукольном творении более проработанные черты её образа.

Куклы для детей от 1,5 до 3–4 лет

Узелковая кукла - самая подходящая первая кукла для младенца, которая при всей своей простоте годится практически для любого возраста Играть такой куколкой ребёнок ещё не будет, но уже начнёт закусывать ручки-узелки, хватать мягкое фланелевое тельце и радоваться Вальдорфская кукла-подушка может стать любимой игрушкой каждого малыша, который захочет с ней разделить свой сон Пеленашка - известная традиционная народная кукла для младенца; у неё не бывает лица

Самых маленьких порадуют куклы-подушки, куклы-уголки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки и так называемые узелковые куклы.

Детям постарше можно предложить кукол, в которых уже угадываются контуры тела. По типологии это всё ещё куклы-подушки, но у них уже есть ручки, остальная часть тела имеет форму мешочка. Их называют «куколками в комбинезонах» или ласкательными куклами. Ребёнок ещё слишком мал для того, чтобы самостоятельно одевать свою любимицу, поэтому уместной будет простая жилетка или фартук. На лице уже есть вшитые глазки и ротик, волосы пока заменяет тряпичная шапочка или вязаный колпачок.

Куколка, сделанная своими руками, хранит их тепло и энергию любви мастерицы к ребёнку

Куклы для детей 4,5–5 лет

Малыш дорос до сюжетно-ролевой игры, воображение активно вовлекает его в игру с распределением ролей. Кукла становится любимым другом, членом семьи, о котором малыш с нежностью заботится. Кукла тоже будто взрослеет, усложняется, ручки детальнее прорабатываются, становятся подвижными, появляется выраженный большой пальчик, ступни ножек.

Кукла с длинными волосиками позволит заплетать ей косы и делать разнообразные причёски

У куколки «вырастают» волосы, ребёнок с интересом делает причёски, расчёсывает и заплетает свою «подругу». Добавляется гардероб. Одевая и раздевая куклу, завязывая шарфики, застёгивая крошечные пуговички, малыш развивает мелкую моторику пальцев рук. Ручки пришивают к основанию шеи, и кукла уже может обнимать своего хозяина.

У кукол для детей постарше появляются дружелюбные лица, нарисованные от руки

Деревянные игрушки, пазлы, кубики

Вальдорфский стиль игрушек предполагает их многофункциональность и универсальность, и кубики не являются исключением из этого правила. Под простым и незамысловатым названием «кубики» скрываются многочисленные наборы-конструкторы строительного профиля, игровые декорации в форме гор, деревьев, мостов и дорог. Кубики помогают ребёнку экспериментировать и в увлекательной игровой деятельности познавать сложные законы физического мира, такие как равновесие и балансировка. Отличительными чертами вальдорфских кубиков являются:

  • природный (дерево) и зачастую необработанный материал;
  • неправильная, несимметричная форма в подражание природным линиям;
  • большой размер, делающий их доступными для совсем маленьких детей;
  • отсутствие прочных креплений, позволяющих ребёнку на собственном опыте познакомиться с представлениями о пропорциональной соразмерности предметов и законами равновесия.

Кубики можно включать в игровое пространство малыша уже с года благодаря их соответствию экологическим стандартам и безопасности. Они будут источником радости и вдохновения, сопровождая ребёнка в его играх до семи лет. К более сложным мозаикам-головоломкам прилагается схема, по которой необходимо складывать кубики.

Набор поможет малышам узнать многое о формах и размерах (для детей от 2 лет)

Игрушки из дерева изготавливаются вручную из материала, наполненного теплом и светом, дарящего живую энергию. Такие игрушки превращаются в настоящий оберег для их обладателей. Игрушки обрабатываются льняным маслом, поэтому они не нанесут вред самым маленьким деткам, которые все тянут в рот. Моделирование частей конструкции пазлов в форме деревьев, гор, кустов птиц и животных и т. д. является частью ролевой игры дома и на улице. Ребёнок воочию создаёт волшебный мир сказочного леса, в котором обитают фигурки птиц и животных, и развивает при этом ловкость пальцев, усидчивость и терпение в достижении цели.

Фотогалерея: деревянные игрушки, кубики, пазлы

Этот пазл-конструктор имеет окрашенные и неокрашенные части (для детей от 3 лет)
Такой паровозик принадлежит к категории сборно-разборных игрушек
Игрушка состоит из четырёх фигурных деталей, удобных для пальчиков малыша (для детей от 1 года)
В основе такого конструктора-пазла - понятие цвета В этой повозке можно перевезти всё, что угодно - хоть конфету, хоть кубик (для детей от 1 года) Игрушка предназначена для свободной игры с 3 лет Использованы био-красители, нет прямых и острых углов
Пирамидка безосевая, развивает ловкость пальчиков и терпение В домике есть и гостиная, и кухня, и спальня Эти кубики позволяют строить целые игрушечные города Сочетание разных поверхностей полезно для тактильной чувствительности