Формирование характера. Характер и темперамент

Люди различаются устойчивыми характеристиками психики, которые являются врожденными и влияют на динамику их поведения. Именно они определяют, общителен человек или не очень, импульсивен или умеет тщательно и планомерно достигать своих целей и еще многое другое в поведении.

Однако, даже имея некоторое представление о темпераменте, многие рассматривают отличительные черты других как дефекты и пороки. Они изо всех сил пытаются изменить близких в собственном направлении, упуская из вида, что лишают себя подлинной близости и наслаждения от различий.

Дэвид Кейрси, профессор Калифорнийского университета, описал четыре темперамента и психологические портреты, присущие их обладателям, опираясь на теорию К.Г. Юнга и разработки американских психологов К. Бриггс и И. Майерс. Он определил темперамент как сочетание четырех пар противоположных качеств: экстраверсии и интроверсии, здравомыслия и интуитивности, логичности и чувствительности, импульсивности и планомерности.

Экстраверсия и интроверсия

Экстраверты - это те, кто рассматривает в качестве источника жизненной энергии других людей. Их внимание сфокусировано вовне. Общение им жизненно необходимо. В процессе общения экстраверты не утомляются, а напротив, готовы общаться до бесконечности. В одиночестве они чувствуют себя напряженно. Одиночество лишает экстравертов сил.

Экстраверты - это общительные, хорошо социализированные люди, излучающие энергию, обладающие широкими взглядами и интересом к внешним событиям.

У интровертов все наоборот. В одиночестве они восстанавливают свою энергию, в то время как общение быстро истощает их силы. Для них комфортна работа в одиночестве, ограниченный круг близких людей, чтение, созерцание. Интроверты замкнуты, хорошо чувствуют свою территорию, основательны, глубоки, сконцентрированы на внутренних реакциях.

Здравомыслие и интуитивность

Здравомыслящие люди опираются прежде всего на опыт - свой и других людей. Это практичные люди, реалисты, твердо стоящие на ногах. Они верят только фактам. Здравомыслящие люди уделяют много внимания деталям, которые для них очень важны.

Люди, склонные доверять интуиции, это новаторы, которые, по образному выражению К.Г. Юнга, вспахивают и засеивают поле, оставляя урожай другим (как правило, здравомыслящим). Интуиты обладают богатым воображением, они любят поэзию, часто используют метафоры.

Для интуитов детали несущественны, они мыслят глобально, крупными категориями. Интуиты, в отличие от здравомыслящих, находятся вне реальности. Они пребывают в собственном, отдельном мире. Их гораздо больше интересуют возможности, чем реальность. Интуиты ориентированы на будущее. Они очень изобретательны, хотя их суждения часто слишком умозрительны.

Такая разница во взглядах на мир порождает множество конфликтов между интуитами и здравомыслящими. Здравомыслящие считают интуитов легкомысленными, непрактичными, в то время как для интуитов здравомыслящие - чересчур приземленные, ограниченные в своей практичности люди.

Особенно ярко проявляется конфликт между этими типами темперамента в вопросах воспитания. Интуиты хотят, чтобы их ребенок мог мечтать, фантазировать, жил волшебными сказками. Для родителя-здравомыслящего важно подготовить свое дитя к трудностям жизни. Мечты и фантазии ребенка могут серьезно расстроить его.

Логика и чувствование

Люди могут принимать решения, опираясь на разум или на чувства. Именно это различие делит людей на физиков и лириков.

Физики, предпочитающие разум и логику, считаются объективными, рассудительными людьми. Решения, принятые на основе чувств, кажутся им необоснованными, необдуманными, субъективными. Для лириков они бессердечные люди с холодной головой. Для логичных людей важны целесообразность, справедливость, твердость. Они уважают законы. Умеют хорошо анализировать.

Чувствующие, напротив, принимают решения, опираясь на личные качества и обстоятельства. Им трудно руководствоваться общепринятыми правилами. Логичные люди считают их слишком эмоциональными, неспособными принимать решения. Для чувствующих на первом месте находятся социальные ценности, гуманность.

Логичные люди лучше умеют контролировать свои эмоции, чем чувствующие, и кажутся более сдержанными.

Планирование и импульсивность

Планирующие предпочитают определенность в решении проблем. Для них оставить какую-то проблему нерешенной означает навлечь на себя ненужные страдания. Им важно определять сроки. Это позволяет им четко и планомерно работать в определенном направлении, чтобы вовремя завершить дело. Планирующие - это люди, ориентированные на результат, и потому более организованные.

Импульсивные люди ненавидят расписания и жесткие сроки. Они стараются как можно дольше оттягивать принятие решения, чтобы не сковывать себя, предпочитают открытость и многовариантность скучной определенности.

Для импульсивных людей более важно, чтобы процесс доставлял им удовольствие. Многие важные вопросы организации деятельности они просто игнорируют. Их взгляд на жизнь можно выразить словами: поживем - увидим.

Бессмысленно оценивать характеристики, на которых базируется темперамент человека. Полезно увидеть преимущества каждой из них. В этом случае не придется тратить силы на бессмысленные войны с близкими из-за разного отношения к проблемам, а собственный взгляд на мир расширится и обогатится.

Темперамент характеризует тело человека с точки зрения особенностей протекания и интенсивности нервных процессов, обмена веществ, а также типа телосложения. То есть, вполне возможно, опираясь лишь на внешние признаки, определить, к какому типу темперамента он относится, и какое поведение ему характерно.

Типы темперамента

В настоящее время под типом темперамента подразумевается определённая совокупность психологических свойств, которые закономерно связаны между собой - они являются общими у одной группы людей.

На сегодняшний день психологи выделяют четыре типа темперамента, которые вполне подробно описывают поведенческие пристрастия человека, и характеризуются они следующими основными свойствами:

  • Сензитивность – выявляет наименьшую силу внешних воздействий, необходимых для возникновения психической реакции и скорость этой реакции;
  • Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы;
  • Активность – то, с какой степенью человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели;
  • Соотношение реактивности и активность — то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств;
  • Темп реакции — скорость протекания различных психических реакций и процессов

После выполнения характеристики можно определить к какому из четырёх типов темперамента относится индивид.

Меланхолик

Кто же такие меланхолики? Это очень тонкие и чувствительные натуры, зачастую у таких людей имеются творческие способности. Их внутренний мир очень сложен и невероятно разнообразен, поэтому зачастую они предпочитают одиночество компании друзей и знакомых, что говорит об их социальной пассивности.

Меланхолики очень скромные и стеснительные, самооценка у таких людей, скорее, заниженная и не соответствует реальности, а всё из-за их чрезмерного увлечения самоанализом. Чтобы достичь успехов и справляться с трудностями, меланхоликам нужно постоянно само утверждаться и поднимать свою самооценку. Зависят от перепадов настроения, поэтому поддержка близких людей очень важна.

Вы не найдёте лучшего друга, чем меланхолик. Он преданный и надёжный друг, знает цену своему слову. Если же не удаётся сдержать данное обещание, то искренне переживает, даже в случае, когда обстоятельства ему неподвластны.

Из известных людей меланхоликами были Николай Гумилев, Сергей Есенин, Элвис Пресли, Николай Первый.

Меланхолики легко утомляются, им просто необходимы перерывы в работе, малейшие затруднения и внешние раздражители способны отвлечь их внимание. В целом, это люди, не подходящие на руководящие должности, они проявляют себя гораздо лучше, находясь в подчинении.

Флегматик

Кому можно не занимать спокойствия, так это флегматикам. Их эмоциональный фон невозмутим, как водная гладь в безветренную погоду. Их очень трудно вывести из привычного душевного равновесия, но если это получилось, то остановить разбушевавшегося флегматика не так просто. Однако зачастую чрезмерное спокойствие лишает их возможности выражать бурные эмоции, такие, как радость или какие-либо другие эмоциональные потрясения.

Флегматики рассудительны, внимательны, последовательны и не любят торопить событий, предпочитают выполнять работу в определённой последовательности. Они не способны сосредоточить своё внимание сразу на нескольких делах, считая более рациональным выполнить одно задание, но хорошо.

Из-за своей любви ко всему постоянному и стабильному, флегматики не обладают слишком широким кругом друзей, ограничиваясь лишь самыми близкими, надёжными и проверенными друзьями. Но вполне способны уживаться с окружающими их людьми, ввиду своей миролюбивости и уравновешенности, поэтому к новым людям, хоть и с трудом, но вполне способны приспособиться. Такие свойства флегматиков могут способствовать быстрому продвижению по карьерной лестнице.

Из известных людей флегматиками были: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Сангвиник

Сангвиники очень активные и энергичные люди, обладающие лёгким, игристым нравом. Это легковозбудимые личности, способные невероятно быстро загореться идеей, но столь стремительно сангвиники способны и потерять какой-либо интерес. Способность приспосабливаться к обстоятельствам обуславливается гибкостью их нервной системы, это зачастую помогает избежать различных затруднительных ситуаций.

Душа компании – это, определённо, про людей, относящихся к типу сангвиник. Из-за природной тяги к общению и всеобщему вниманию у них хорошо развита речь, очень любят выступать на публике, что делает их прекрасными ораторами и организаторами. Сангвинику свойственны такие качества, как доброта, дружелюбность, чуткость, он может быть даже трудоголиком.

Но кроме положительных качеств есть и те, что могут изрядно портить репутацию такого человека, например, беззаботность, поверхностность, безответственность. Они могут запросто пообещать золотые горы, но так и не сдержать данного слова.

Однако именно сангвиники меньше всего подвержены депрессиям. Наслаждаться прелестями жизни у них получается гораздо лучше, чем у других типов людей, а значит, они более счастливые. Ведь благодаря их невероятной способности легко заводить новые знакомства, у сангвиников огромное количество друзей и приятелей, так что скучать и грустить им точно некогда!

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

Холерик

По своей натуре холерики легко возбудимые и очень темпераментные люди. Чем-то даже напоминают пылких испанцев, для которых выражения бурных эмоций стоит далеко не на последнем месте. Холерики невероятно импульсивные люди, для которых вспыльчивость, необузданность и агрессивность – самые характерные черты.

Холериков можно выделить из всех типов, как обладателей самой высокой самооценки. Они лидеры, по своей натуре, привыкшие находиться в центре всеобщего внимания. Показать кому-либо свою слабость для холериков просто недопустимо, это может очень сильно задеть их самолюбие и гордость.

Холерики способны легко находить общий язык с окружающими, но большим количеством друзей не могут похвастаться. В общении предпочитают занимать доминирующую позицию лидера, при любой возможности они готовы к соперничеству, потому как видят соперников во всех, кто их окружает.

В любви люди такого темперамента снова будут стремиться к доминированию. Холерики привязываются и ценят тех, кого они любят, однако демонстрировать частые вспышки гнева и ревности им это совершенно не мешает. В порыве гнева и раздражения они способны прерывать отношения огромное количество раз, а после того, как выпустят пар, всё снова приходит в норму.

Споров с холериками лучше стараться избегать, дабы поберечь собственные нервы, потому как не будет им покоя до тех пор, пока вы не сдадитесь и не капитулируете. Зато, как только холерик понимает, что одержал победу, сразу же успокаивается.

Важными персонами были холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Послесловие

Ко всему вышеизложенному необходимо добавить следующее: абсолютно идентичных описаниям представителей типов темпераментов в жизни можно встретить не так и часто. В большинстве своём люди сочетают в себе сразу несколько типов, то есть они являются представителями смежных или смешанных типов. Так что не стоит расстраиваться, если вы не смогли примерить на себя полное описание какого-либо темперамента. К тому же, человек вполне способен воспитать в себе необходимые качества, для этого требуются лишь терпение и не дюжая сила воли.

Примером самовоспитания может послужить Антон Павлович Чехов, который предстает перед нами в образе совершенно спокойного и уравновешенного человека. Однако из его переписки с женой можно выяснить кое-что интересное, например, Антон Павлович сделал признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что”.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее. Сегодня мы поговорим о том, как определить, какими темпераментными особенностями обладает ваш ребенок, и как эти самые особенности могут отразиться на его обучении.

О темпераменте

Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.

О темпераменте говорили еще древние ученые. Наибольший вклад в развитие учения об этой характеристике внес древнегреческий медик Гиппократ. Он выделял четыре типа темперамента, каждый из которых, по его мнению, был обусловлен преобладанием в организме человека определенной жидкости:

  • Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
  • Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и очень подвижным
  • Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере
  • Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным

Холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

Сегодня психофизиологи также выделяют четыре типа темперамента, которые имеют аналогичные названия, но, разумеется, никакой речи о преобладании определенной жидкости в организме не идет.

Наиболее ярко темпераментные особенности проявляются у маленьких детей. Но чем старше становится человек, тем более сглаженным становится его темперамент. Это объясняется адаптацией к окружающей среде и различными компенсаторными механизмами. Однако предрасположенность действовать определенным образом в большинстве ситуаций сохраняется, и на основе этого можно сделать вывод, черт какого темперамента в человеке больше. Эта предрасположенность может быть как полезной, так и мешающей в процессе обучения. Поэтому очень важно учитывать темпераментные особенности вашего ребенка при организации его учебной деятельности.

Холерик

Люди, обладающие данным типом темперамента очень энергичные и подвижные, страстные и увлеченные. Они способны полностью отдаваться любимому делу, тратя на него все свои силы и энергию. Действия холериков можно охарактеризовать как резкие, порывистые и чересчур энергичные. Такой человек очень эмоционален, способен испытывать совершенно различные по знаку эмоции, которые отличаются большой силой, склонен к резким, иногда немотивированным переменам настроения. Такие люди могут быть слишком агрессивны по отношению к другим, «вспыхивают» из-за любой мелочи. Неудачи холерики переживают очень эмоционально и «тяжело», негативно реагируют на критику.

Особенности обучения

У детей-холериков в школе могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:

  • Увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету
  • Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания
  • Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям
  • Поговорить с учителем и попросить его излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбивать работу на блоки и давать время на отдых, если нужно выполнить слишком много
  • Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими
  • Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву»

Известные холерики: Суворов А.В. и Пушкин А.С. и

Сангвиник

Люди-сангвиники очень энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, они находятся в приподнятом настроении и склонны реагировать смехом на различные жизненные ситуации. Их движения очень живы и стремительны, речь быстра, а мимика очень подвижна и разнообразна. Для человека с таким типом темперамента очень важны новые впечатления, и он будет стремиться постоянно получать их любым доступным способом. Такие люди очень общительны, легко вступают в контакт с другими. В некоторых случаях данный темперамент приводит к поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на каком-то предмете, чересчур поспешным действиям. Сангвиники легко переживают неудачи, на критику реагируют спокойно и с юмором.

Особенности обучения

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

  • Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее
  • Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности
  • Адекватные похвала и критика
  • Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку)
  • Разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения)
  • Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки
  • Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее

Известные сангвиники: Наполеон и Лермонтов М.Ю. и

Меланхолик

Людей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.

Особенности обучения

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:

  • Формирование уверенности в себе и собственных силах
  • Создание доброжелательной атмосферы
  • Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания

Известные меланхолики: Гоголь Н. В. и Достоевский Ф. М. и 2

Флегматик

Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человек с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.

Особенности обучения

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:

  • Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания
  • Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности
  • Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
  • Своевременная подготовка к урокам и заданиям: заранее просмотрите с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, подготовьте с ним ответы на возможные вопросы и задания
  • Заинтересованность в деятельности
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)

Известные флегматики: Кутузов М.И. и Крылов И.А. и

Темперамент – это природная особенность человека, которая сильно влияет на его поведение и успехи. Однако не бывает плохих или хороших темпераментов – у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Чтобы ребенок с любыми особенностями обучался успешно, необходимо просто обратить внимание на эти самые особенности и создать для него наиболее оптимальные условия деятельности.

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая психология»

на тему: Влияние темперамента на деятельность и поведение человека


Выполнил: ст. гр. 41-23

Акимова С. В.

Проверила: к.пс.н., доцент кафедры

общей психологии

Шрейбер Т. В.


Ижевск 2013


Введение

Современное представление темперамента в психологии

1Отечественные концепции темперамента

1.2Зарубежные концепции темперамента

2.Темперамент и его роль в развитии личности

Влияние темперамента и формально-динамических свойств на деятельность и поведение человека

1Индивидуальный стиль деятельности

3.2Различия в особенностях и деятельности лиц с разными темпераментальными свойствами

3.3Влияние темпераментальных свойств на специфику межличностных отношений и общения людей

Заключение

Список литературы


Введение


«Тот счастлив, кто живёт в условиях,

соответствующих его темпераменту,

но тот более совершенен, кто умеет

приспосабливать свой темперамент

к любым условиям».

Д. Юм


Интерес к проблеме темперамента появился более двух с половиной тысяч лет назад и актуален в настоящее время. Он был вызван бесспорностью существования индивидуальных различий, которые предопределялись особенностями биологического и физиологического строения и формирования организма, равно как спецификой социального развития, своеобразием социальных контактов и связей.

В своих трудах Д. Кейрси писал, что «темперамент - это свойство, придающее неповторимое своеобразие всем проявлениям личности, позволяющее выделить индивидуальность и подчеркнуть Самость, то есть то, что отличает каждого человека от других. Темперамент представляет собой некий универсальный регулятор, подстраивающий и приспосабливающий свойства воспринимающего организма согласно свойствам поступающей информации, изменяющей и придающей личную окраску всему многообразию внешних воздействий» .

Темперамент и характер человека определяют как его характерные реакции на обстоятельства жизни, так и реакции окружающих на его поведение. Формирование характера человека во многом зависит от темперамента. Знание типа темперамента и умение определить тип и свойства темперамента у конкретного человека или группы людей способствует нахождению подхода к человеку и лучшему построению отношений с ним и в коллективе.

В своей работе мне бы хотелось глубже изучить современные теории темперамента, его влияние на поведение, деятельность, развитие личности; какие существуют особенности деятельности лиц с разными темпераментальными свойствами.

Несмотря на то, что предпринимались многократные и непрерывные попытки изучить проблему темперамента, все еще эта задача причисляется к разряду неоднозначных и окончательно не решенных проблем современной психологической науки. На сегодняшний день имеется много подходов к исследованию темперамента. Впрочем, при всем существующем многообразии подходов, большая часть исследователей признает, что темперамент - это биологическая основа, на которой строится личность как социальное существо, а свойства личности, определенные темпераментом, являются преимущественно постоянными и устойчивыми.


. Современное представление темперамента в психологии


1.1 Отечественные концепции темперамента

темперамент характер психология поведение

Уже более двух с половиной тысяч лет тому назад медиками античности были сформулированы гипотезы, призванные объяснить индивидуальные особенности темперамента соотношением основных жидких сред человеческого организма. С тех пор, особенно на протяжении последних 100 лет, было выдвинуто немало разнообразных, резко различных по научному уровню концепций, направленных на выявление тех глубоких природных первопричин, которые, сложным образом взаимодействуя с влиянием окружающего мира, создают, в конечном счете, неповторимый психологический облик человеческой индивидуальности. В нашей советской психофизиологии в качестве такой системы понятий используются представления, выработанные первоначально в Павловской психофизиологической школе и развитые некоторое время спустя применительно к человеку в ряде психологических коллективов - прежде всего в лабораториях В. С. Мерлина, Б. М.Теплова и др. .

Рассмотрим эти имеющие один источник, но разное развитие психологические концепции.

В.С. Мерлин считал темперамент всеобщим, т. е. универсальным, регулятором динамики психики человека в целом. Накоплен обширный экспериментальный материал, раскрывающий роль отдельных свойств темперамента, их сочетаний и функциональных инвариантов в различных актах психической деятельности людей .

В. С. Мерлин полагал, что тип темперамента зависит от общего типа нервной системы. Но такую характеристику он считал недостаточной и выдвигал ряд признаков, характеризующих темперамент:

обусловленность его свойствами нервной системы;

регуляция динамики психической деятельности в целом;

характеристика особенностей динамики отдельных психических процессов;

устойчивость характера на протяжении длительного времени.

Под типом темперамента, он считал, следует понимать не простое сочетание типологических особенностей, а сочетание, сопровождающееся закономерными связями между ними. По его мнению, наиболее вероятно, что не тип зависит от сочетания типологических особенностей, а наоборот, свойства, особенности их проявления зависят от типа .

В школе B. C. Мерлина на основе формально-динамических свойств психической деятельности и свойств нервной системы выделяются следующие основные параметры свойства темперамента:

.Эмоциональная возбудимость - отвечает за легкость и быстроту возникновения эмоций.

. Возбудимость внимания - связана со скоростью возникновения ориентировочной реакции на новый раздражитель. Это свойство коррелирует с первым, поскольку оба основаны на высокой чувствительности человека к изменениям в окружающей среде.

. Сила эмоций - характеризует интенсивность эмоциональных реакций человека.

. Тревожность - эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, которая сопровождается тревожным ожиданием.

. Реактивность (импульсивность) - характеризуется быстрым недостаточно обдуманным реакциям на внешние раздражители.

. Активность волевой целенаправленной деятельности - проявляется в упорности и настойчивости в достижении поставленных целей деятельности.

. Пластичность (в противоположность ригидности) - способность к быстрому приспособлению к изменяющимся требованиям деятельности. Ригидностью называют следование старым стереотипам поведения даже в тех случаях, когда они оказываются неэффективными.

. Резистентность (работоспособность) - способность к сопротивлению всем внешним и внутренним помехам в процессе выполнения деятельности. Противоположностью является утомляемость.

. Интроверсия (субъективация) - преимущественная опосредованность деятельности особенностями внутреннего мира личности, направленность процессов на себя. Противоположностью является экстраверсия (объективация), при которой главным для личности выступают объекты внешнего мира (объекты и другие люди) .

Однако, одним из критических замечаний к данному перечню является то, что не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно; так, например, возбудимость внимания скорее характеризует познавательные процессы, а волевая активность и субъективация могут быть отнесены к свойствам характера .

Б. М. Теплов связывает темперамент с типологическими свойствами нервной системы. Сила и подвижность являются, по его мнению, свойствами нервной системы, а не свойствами личности. Это значит, что при сильной (или слабой), подвижной (или инертной) нервной системе могут в ходе развития при разных условиях жизни и воспитания возникнуть разные психологические черты личности. Темперамент, с этой точки зрения, не может рассматриваться как особый, третий аспект психологической характеристики. Темперамент может рассматриваться лишь как специальная проблема внутри проблемы характера.

По мнению Б. М. Теплова наиболее правильны те определения темперамента, в которых не дается его психологической характеристики, а указывается лишь на обусловленность его типом высшей нервной деятельности. В понятие темперамента следует включить те относящиеся к характеру, а не к способностям психологические проявления, которые обусловлены свойствами типа высшей нервной деятельности. Вероятно, можно сказать, что в темпераменте наиболее прямо выражается природная основа характера. Темперамент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной системы имеют не менее близкое отношение к природной основе способностей, к тому, что обычно называется задатками .

Согласно концепции В. М. Русалова, в основании темперамента лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т.е. совокупность физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.

Темперамент по В. М. Русалову, это особое базальное психологическое образование, обобщение динамических аспектов психологических характеристик за счет общности биологических компонент. Следовательно, понятие темперамента объединяет ряд частных понятий (например, активность, эмоциональность и др.) и выступает уже в качестве объясняющего принципа динамического аспекта поведения человека.

Он выделяет в темпераменте общую активность и эмоциональность, которые в качестве необходимых компонентов включаются в более высокоорганизованные психические структуры, первая - преимущественно в общие способности (интеллект), вторая - в характер.

Автор считает, что темперамент, есть одно из самостоятельных, независимых базальных и устойчивых динамических образований психики. Темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики; темперамент не идентичен личности, поскольку последняя составляет, прежде всего, совокупность всех форм социальных связей и отношений человека .

В. Д. Небылицын пришел к обоснованному выводу о том, что следует говорить скорее не о типах, а о свойствах нервной системы, комбинация которых характеризует ту или иную индивидуальность. Особое значение при этом имеют так называемые общие свойства нервной системы, среди которых В. Д. Небылицын выделил активность и эмоциональность. Он полагал, что в основе активности лежат индивидуальные особенности взаимодействия возбуждающей ретикулярной формации мозгового ствола и передних (лобных) отделов новой коры, в то время как эмоциональность определяется индивидуальными особенностями взаимодействия лобных отделов коры с образованиями лимбической системы мозга .

Темперамент он определяет как характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний .


1.2 Зарубежные концепции темперамента


Современный польский исследователь Я. Стреляу предложил не ограничиваться изучением связи темперамента с особенностями строения тела человека, а рассматривать это качество с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям его жизни и деятельности. Исходя из положения И. П. Павлова о роли темперамента в адаптации человека к окружающей среде и основываясь на понятии Д. Хебба об оптимальном уровне возбуждения, он разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает реактивность (понимаемую как величину ответных реакций человеческого организма на воздействия, чувствительность и выносливость, или способность к работе) и активность (описывающую интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий) при данной величине стимуляции. Теорию Я.Стреляу можно свести к следующим нескольким положениям:

1. Можно говорить об относительно стабильных индивидуальных различиях по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и млекопитающих в целом.

Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетический базис, который и определяет, наряду со средовыми влияниями, индивидуальные проявления темперамента.

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я.Стреляу, в определенных границах все же может изменяться .

Автор определял темперамент как характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Согласно концепции Я. Стреляу, к основным составляющим темперамента относятся дополнительно две характеристики - энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность, вторая - через подвижность, темп и ритмичность реакций.

Принимая во внимание существующие факты, он склонен к тому, что, классифицируя типы темперамента, нужно учитывать также и индивидуальную склонности реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций .

Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критериям темперамента (появление в раннем детстве, стабильность и т.д.), они пришли к выводу, что основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность . Авторы, разработавшие наиболее популярную в современной американской психологии концепцию темперамента, считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты.

Основным критерием, по их мнению, является наследственная обусловленность свойств темперамента. Кроме этого, они должны быть относительно стабильными, сохраняться на протяжении всей жизни, иметь адаптивное значение и обнаруживаться у животных.

В соответствии с этим А. Басс и Р. Пломин выделяют 3 характеристики темперамента, самостоятельность и взаимная независимость которых подтвердилась при факторизации опросников, составленных авторами, и при факторизации данных наблюдений, в которых оценивались различные стилевые особенности поведения. Одинаковый набор свойств характеризует особенности темперамента в разных возрастах.

§Эмоциональность выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности;

§Активность является проявлением общего энергетического уровня;

§Социабельность связана в основном с потребностью в аффилиации (желании быть с другими) .

В свою очередь, Г. Айзенк выделил две фундаментальные черты психики. Они получили название экстраверсия-интроверсия и нейротизм-эмоциональная стабильность. Под экстраверсией или интроверсией понимается преимущественная ориентация индивида на внешний мир либо на внутренний мир своих чувств и переживаний. Нейротизм-эмоциональная стабильность, характеризует эмоциональную устойчивость человека. Большинство людей находятся не на краях континуума нейротизм-эмоциональная стабильность, а занимают промежуточное положение, тяготея к тому или иному полюсу .

М. К. Ротбарт, С. А. Ахади, Д. Е. Эванс рассматривают темперамент в русле психобиологического подхода. Авторы считают, что темперамент является результатом генетического вклада, а также продуктом индивидуального опыта человека. Главной задачей при рассмотрении темперамента М. К. Ротбарт считает определение изменений уровней биологического и социального развития, что может связывать их вклад в раннем детстве и являться основой для выражения темперамента во взрослости.

Важным аспектом концепции М. К. Ротбарт является представление о том, что темперамент развивается в ходе онтогенеза, то разные эмоции и компоненты эмоций, а также составляющие моторной системы, активационной системы и системы внимания, появляются в разные возрастные периоды .

В настоящее время темперамент трактуется большинством авторов как

совокупность биологически детерминированных относительно неизменных в течение жизни свойств, определяющих динамические, интенсивностные и временные аспекты поведения и психической деятельности. Постепенно накапливаются доказательства того, что индивидуальные вариации темперамента потенциально могут быть объяснены через генетически-обусловленные различия в функционировании ряда нейромедиаторных систем мозга, которые задействованы в системе внимания .


2 . Темперамент и его роль в развитии личности


Устойчивые индивидуальные особенности поведения и эмоционального реагирования, имеющие биологическую природу и в значительной степени, обусловленные генетически, обычно относят к темпераменту. В отечественной психологии индивидуальность традиционно рассматривалась на уровнях организма, поведения (темперамент) и личности в контексте социальных отношений. Личность появляется не внезапно и скачкообразно, ее развитие - постепенный процесс .

Рассмотрим роль темперамента в развитии и формировании характера.

Первостепенное значение, по мнению В. Д. Небылицына, для формирования особенностей темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения в зависимости от условий жизни и деятельности.

Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого - другие. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей .

Также можно проследить влияние темперамента на эмоциональность и типологические свойства нервной системы.

Э. А. Голубева рассматривает эмоциональность преимущественно как устойчивая характеристика с точки зрения доминирующего знака эмоций - положительного или отрицательного.

К. Е. Изард отмечает значимую корреляцию индивидуальных различий в эмоциональных проявлениях с измерениями темперамента у детей и с чертами личности у взрослых. Дети, предрасположенные к торможению, имеют как в нейрональной, так и в когнитивной системах эмоций низкий порог робости, застенчивости, страха, особенно в новых социальных условиях. С этой особенностью связана такая черта темперамента, как большая чувствительность к угрозе.

У взрослых, как и у детей, имеет место устойчивая положительная или отрицательная эмоциональность.

В. Д. Небылицын и его единомышленники сопоставили многие ЭЭГ-показатели, регистрируемые в передних и задних отделах мозга, с различными характеристиками эмоциональности как черты темперамента .

Темперамент оказывает влияние на способности.

Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный возраст.

Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Б. М. Теплов определил основные их признаки:

) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

) не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности;

) способность несводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.

Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности .

Можно проследить роль темперамента в развитии деятельности человека.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.

Л. Д. Столяренко выделяет четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1.Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.

2. Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

.Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

.Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, - формирование ее индивидуального стиля .

Сейчас под темпераментом понимают совокупность природных качеств, определяющих динамические особенности психики человека: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов. Темперамент не отражает содержательную сторону личности (мотивационную сферу, ценностные ориентации, мировоззрение) и непосредственно не обусловливает ее содержательные черты. Он лишь задает форму, в которой проявляются все остальные черты. Однако особенности темперамента могут, как противодействовать, так и способствовать развитию определенных черт личности, поскольку темперамент существенно трансформирует все внешние воздействия (в том числе и воспитательные), влияющие на формирование личности .


3.Влияние темперамента и формально-динамических свойств на деятельность и поведение человека


.1 Индивидуальный стиль деятельности


В психологии первым стилевым понятием, которое стало предметом научного исследования, оказалось понятие стиля жизни, введенное А. Адлером. То, какой смысл вложил в это понятие А. Адлер, во многом определило позицию других исследователей стилей. Как известно, он был основателем индивидуальной психологии, и рассмотрение стиля у него осуществлялось через призму индивидуальности. Это согласовывалось с преобладанием индивидуалистической ориентации, присущей западной культуре. А. Адлер исходил из понимания индивидуальности как целостного и целенаправленного образования. То, какие цели ставит перед собой человек и какие способы их достижения он выбирает, определяет стиль жизни человека .

Начиная с Г. Олпорта, понятие стиля применяется для объяснения единого личностного источника функциональных психических проявлений человека. К свойствам стиля Г. Олпорт относит вежливость, разговорчивость, постоянство, решительность. Он не отрицает наличие связей стиля с темпераментом и так же, как А. Адлер, включает в это понятие наряду с позитивными негативные характеристики (например, ошибочные способы выполнения деятельности). Взгляды Г. Олпорта существенно повлияли на дальнейшее развитие понятия стиля в зарубежной психологии. Так, американский психолог Р. Стагнер понимает под стилем личностно обусловленные обобщающие схемы перцептивных актов и форм реагирования. Перцептивные и реактивные стили им характеризуются как операции, используемые личностью .

Отечественная концепция индивидуального стиля деятельности, разработанная Е. А. Климовым и В. С. Мерлиным, реализует понимание стиля как определенной психологической системы, как его связь с конкретными индивидуальными особенностями человека. Стиль обусловлен психологически (психофизиологически), но он не фатально детерминирован индивидуальностью субъекта, а формируется как «интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта». Стиль может изменяться при изменении условий деятельности. Формирование и развитие стиля связано с формированием и развитием индивидуальных особенностей субъекта. В зависимости от объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях .

Было предложено понятие индивидуального стиля деятельности, которое определяется Е. А. Климовым как «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности». Индивидуально-стилевые признаки могут проявляться по-разному в зависимости от целей деятельности, изменения ее условий и т.д. По В. С. Мерлину, индивидуальный стиль деятельности есть «целесообразная система взаимосвязанных действий, при помощи которых достигается определенный результат».

Главные особенности стиля деятельности - универсальность и устойчивость. Индивидуальный стиль деятельности универсален, поскольку индивидуально-стилевые признаки присущи субъекту любого вида деятельности. Его устойчивость, в свою очередь, обусловлена постоянством:

·индивидуальных свойств личности в онтогенезе;

·способов и средств деятельности, в которой он формируется.

Формирование стиля деятельности сопровождается развитием способов ее организации. Наиболее устойчивые из них образуют комплексы, которые можно рассматривать как индивидуальные стратегии деятельности .

По мнению Е. А. Климова, общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать:

а) устойчивую систему приемов и способов деятельности;

б) обусловленность этой системы определенными личными качествами;

в) предназначение этой системы как средства эффективного приспособления к объективным требованиям.

Под индивидуальным стилем автор понимает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности; в узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

Иначе говоря, индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности .


3.2 Различия в особенностях деятельности лиц с разными темпераментальными свойствами


Рассматривая темперамент с позиции степени выраженности определенных качеств, Н. А. Никашина предполагает, что в одной и той же деятельности разные люди добьются разных результатов. Кто-то, благодаря своим природным особенностям, будет более успешен, кто-то менее. Например, глубоко интровертированная личность, «пропустит» некоторые предлагаемые ей возможности, но при этом сможет глубоко погрузиться в изучаемую на данный момент времени проблему. Более экстравертированная личность сможет реализовать себя в количественном отношении.

Темперамент также оказывает влияние на проявление характеристик - эмоциональные чувства и реактивность. От подвижности нервной системы, от скорости запуска процессов торможения и возбуждения зависит реакция человека на определенную ситуацию. Под влиянием эмоций человек способен оценивать свою работу, включаться в процесс, быть заинтересованным в положительном результате, а не просто давать ответные реакции организма на внешние воздействия.

Кроме того, темперамент можно назвать «сквозной» характеристикой человека. От его типа зависят все психические процессы. Эта зависимость проявляется в активности памяти, мышления, восприятия, внимания, а значит, темперамент влияет на успешность выполнения деятельности, позволяя человеку выбрать единственно верный для него способ действий .

Различия лиц с разными темпераментальными свойствами проявляются и на уровне физиологии. Существует наличие особенностей регуляции сердечного ритма у детей и взрослых с разной выраженностью темпераментальных черт. О. Г. Солдатовой установлено, что лица с различными типами темперамента по признакам активности и прочности стереотипов имеют разный характер доминирования вегетативных нервных регуляторных влияний. У младших школьников и лиц юношеского возраста с низкой выраженностью поведенческих проявлений преобладают парасимпатические влияния в регуляции сердечного ритма, что сопровождается более высокими функциональными резервами кардиореспираторной и пищеварительной систем у этих лиц по сравнению с индивидами, чей темперамент характеризуется высокой поведенческой активностью.

Лица с разной выраженностью темпераментальных черт, характеризующих активность поведения (общая активность, интенсивность, настроение, чувствительность), имеют различия в уровне адаптационных возможностей организма, как в младшем школьном, так и в юношеском возрасте. У лиц с высоким индексом поведенческих проявлений выявлен низкий уровень неспецифической резистентности организма. Индивиды, чей темперамент отличается низкой выраженностью активности поведения, имеют более высокий уровень неспецифической резистентности организма.

Автором выявлена взаимосвязь темпераментальных черт личности и индивидуального здоровья. Доказано, что наибольший уровень здоровья имеют младшие школьники и юноши, чей темперамент характеризуется низким индексом поведенческих проявлений .

Современный образ жизни диктует свои правила, и в реальной деятельности чаще возникают ситуации более благоприятные для стабильных и экстравертированных типов и реже - для лабильных и интровертированных. У стабильных и экстравертов изначально существуют преимущества перед лабильными и интровертами. Подобный круг требований близок их природным особенностям и их привычкам, естественным проявлениям. Лабильные и интроверты действовать в таких ситуациях сообразно своим природным возможностям не могут, поскольку особенности их темперамента и внешние обстоятельства вступают в противоречие друг с другом. Успешная работа в некоторых ситуациях им вообще недоступна, в других - они могут успешно действовать только при наличии специально выработанных приспособительных приемов .

Нет хороших или плохих типов темперамента. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики, - сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются от их повторения. Более того, поскольку люди со слабой нервной системой более чувствительны к внешним воздействиям, т. е. быстрее на них реагируют, то, как показывают исследования Е. П. Ильина, большинство высококлассных спортсменов-спринтеров обладают именно эти типом нервной системы. В то же время спортсмены, чья деятельность протекает на фоне чрезмерных эмоциональных нагрузок, например штангисты, в своем большинстве будут обладать сильной нервной системой.

Поэтому не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учет свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности .


3.3 Влияние темпераментальных свойств на специфику межличностных отношений и общения людей


Индивидуальные особенности человека, определяемые темпераментом, выражаются в эмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к внешнему выражению чувств, быстроте движений, обшей подвижности, чувствительности, уравновешенности.

В ряде отечественных исследований общительность рассматривается в связи с типами темперамента. Так, по данным А. Г. Ковалёва, сангвинический тип темперамента определяет скорость вхождения в контакт, когда отсутствует скованность в общении с людьми независимо от их авторитета, отмечается лёгкость приспособления к новым условиям жизни. Меланхолик, наоборот, замкнут, растерян и пуглив в новой среде, склонен к одиночеству.

А. И. Ильина в своих работах доказывает, что сангвинический тип темперамента характеризуется быстротой реакции в общении, лёгкостью знакомства, широтой круга общения, активностью, но и неустойчивостью в общении. Флегматики проявляют, наоборот, медленность реакций, пассивность общения, трудно привыкают к людям, хотя устойчивы в сохранении контактов .

Среди различных видов межличностных отношений особое положение занимают симпатии и антипатии, ибо при их развитии большое значение имеют индивидуальные характеристик людей.

При развитии межличностных отношений в группе девушек О. В. Ломтатидзе выявила преобладающие тенденции в проявлении симпатий и антипатий в зависимости от типа темперамента. Автор установила особенности развития межличностных отношений у девушек с разными типами и свойствами темперамента, а именно, при проявлении симпатий и антипатий.

Стремление к принятию у холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента достоверно отличаются. Сангвиники обладают высоким стремлением к принятию, флегматики низким. Средними значениями мотива страх отвержения достоверно различаются сангвинический с флегматическим и холерическим типом темперамента.

Девушки-холерики осуществляют активные межличностные отношения с девушками, у которых преобладающим является тип темперамента: сангвинический, холерический или меланхолический.

Девушек-сангвиников отличает большое количество связей с холериками. В меньшей степени взаимные симпатии и антипатии проявляются при общении с меланхоликами.

Межличностные отношения у девушек-меланхоликов проявляются с девушками холерического и холерико-сангвинического типов темперамента, причем у последних только антипатии.

Существуют достоверные различия симпатий и антипатий холериков с другими типами темпераментов. Холерики являются активным началом в формировании как положительных, так и отрицательных межличностных отношений.

Девушки-экстраверты поддерживают уровень симпатий на среднем уровне. У интровертов взаимное проявление симпатий проявляется на низком уровне.

Наиболее стабильные симпатии выявлены в парах: «сангвиник-меланхолик», «сангвиник-флегматик», «меланхолик-меланхолик», наибольшая нестабильность в симпатиях проявляется в парах: «холерик-холерик», «флегматик-меланхолик» .

Свойства темперамента играют важную роль и в процессе сработанности и совместимости людей в совместной деятельности. Н. Н. Обозовым выявлено, что наибольшая совместимость людей на производстве достигается в звеньях и бригадах, а также в семейно-брачных отношениях при сочетании людей с противоположными темпераментами. Так, при прочих равных условиях флегматику легче работать с сангвиником, сангвинику - с меланхоликом, а меланхолику - с флегматиком.

Типы темперамента, как отмечает Р. М. Грановская, накладывают свой отпечаток на способы общения, определяя степень активности в налаживании контактов.

Так сангвиники быстро устанавливают социальные контакты. Они не способны предаваться мрачным мыслям и страхам. В общении они являются инициаторами, легко вступают в компании, способны занимать в них лидирующее положение.

Холерики, отличающиеся чрезмерной подвижностью и импульсивностью, также быстро устанавливают межличностные контакты. Однако если партнеры по общению по своим данным не соответствуют ожиданиям холерика, то он скоро теряет к ним всякий интерес, завязывает новые знакомства. Холерика следует постоянно загружать полезной работой, в противном случае он может стать источником межличностных конфликтов в коллективе.

Флегматики социальные контакты устанавливают медленно. В новом окружении, скорее всего, замыкаются в себе. Свои чувства флегматики проявляют мало, долго не замечают, что кто-то ищет повод познакомиться с ними, зато они устойчивы и постоянны в своем отношении к человеку, любят находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Меланхолики отличаются робостью, осторожностью в контактах, повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Чрезмерная чувствительность вызывает у них постоянную потребность в сопереживании. Именно чувство сопереживания становится для меланхолика своеобразным стимулом к установлению контактов с людьми .

В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций. Усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений. В зависимости от типа темперамента у разных людей проявляются различные тенденции в симпатиях-антипатиях, в сработанности и совместимости людей, в установлении социальных контактов.

Таким образом, изучение литературы по проблеме влияния темперамента на межличностные отношения ставит перед исследователем как минимум два вопроса:

1.О влиянии темперамента на мотивы аффилиации;

2.О роли темперамента в развитии симпатий и антипатий.

Вопросы актуальны и на сегодняшний день, так как раскрыты в малой степени, требуют дополнительного изучения.

Заключение


На основании изученной литературы, можно сделать заключение о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, а темперамент был предметом исследования многих ученых. Имелось огромное количество попыток в формировании различных подходов к классификации темпераментов, начиная от Гиппократа и Галена, заканчивая И. П. Павловым, В. С. Мерлином, Б. Я. Стреляу, Г. Айзенком. В настоящее время, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.

На сегодняшний день проблема темперамента, на мой взгляд, потеряла интерес, в связи со сложностью изучения. Монография Я. Стреляу, выпущенная в конце прошлого столетия, обобщающая теоретические и эмпирические исследования темперамента в разных странах и областях науки за последние 40 лет, является одной из немногих работ, заключающая в себе такое количество исследовательских данных.

До сих пор ученые не определились: считать темперамент врожденным качеством, или роль среды, при формировании темперамента ведущая? Все это указывает на то, что темперамент является сложным процессом, изучение которого в течение столь длительного времени не дало четких ответов.

Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь устойчивые и постоянные индивидуальные особенности, сохраняющиеся на протяжении длительного отрезка времени. Для меня темперамент тем и интересен, что преобразование хотя бы некоторых его характеристик и особенностей требует крайних изменений условий жизни, чрезвычайных ситуаций. Следовательно, изучение характеристик темперамента полезно тем, что зная тип темперамента можно найти подход к человеку, суметь выгодно построить с ним отношения.

В настоящее время изучена связь темперамента с различными индивидуальными характеристиками личности, стилем деятельности; связь темперамента с характером, способностями, эмоциональностью, отношениями между людьми. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. На основе выявления свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или иной сфере деятельности.


Список литературы


1. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. - 336 с.

Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. - Дубна: Феникс+, 2005. - 512 с.

Гусев, В. В. Эмпатическая модель в формировании стратегии перевода / В. В. Гусев // Вестник МГЛУ. Вып. 480: перевод как когнитивная деятельность. - М.: МГЛУ, 2003. - С. 26-41.

Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б. М. Теплова, 10-11 ноября 2011 г. / под ред. М. К. Кабардова. - М.: Смысл, 2011. - 380 с.

Дифференциальная психофизиология: учебно-методическое пособие / Cост. О. В. Грибкова. - Самара: Самар. Гуман. акад., 2008. - 120с.

Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.

Жемчугова, Н. А. Соотношение свойств темперамента и общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста / Н. А. Жемчугова // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». - 2009. - № 2. - С. 36-41.

8. Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: АСВ, 2004. - 224 с.

Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности: психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: МГУ, 1982. С. 74-77.

Корниенко, Д. С. Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений / Д. С. Корниенко, А.В.. Краснов // Психологические науки № 11, 2012. C. 35-44.

Куликов, Л. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. Куликов. - Питер: СПб.: 2009. - 288с.

Либин, А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., переработанное А. В. Либин. - М.: Смысл, 2000. - 549 с.

Ломтатидзе, О. В. Влияние особенностей темперамента на формирование симпатий и антипатий у девушек: автореф. ... к. пс. н. - Екатеринбург, 2008, - 24 с.

Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.

Малкина-Пых, И. Г. Техники психоанализа и терапии Адлера / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2004. - 138 с.

Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. - СПб.: 2000. - 129 с.

Небылицын, В. Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: МГУ, 1982. - С. 153-159.

Никашина, Н. А. Темпераментальные особенности как фактор самореализации личности людей с ограниченным зрением / Н. А. Никашин // Вектор науки ТГУ. - № 1(4), 2011. - С. 45-61.

Очерк теории темперамента / Под ред. В. С. Мерлина. - Пермь, 1973. - 291 с.

Русалов, В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов //Вопросы психологии. 1985, №1. - С. 19-32.

Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - М.: Наука, 1984. - 161с.

Cлободская, Е. Р. Личность и темперамент в процессе развития / Е. Р.Слободская // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальностью Сибирский психологический форум. Материалы форума 16-18 сентября 2004. - Томск, 2004. - С. 828-834.

Солдатова, О. Г. Психосоматические корреляции в механизмах адаптационных реакций у лиц разного возраста: автореф. ... док. мед. н. - Томск, 2008. - 36с.

Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 672 с.

Строков, Р. Р. Психологическое исследование влияния свойств темперамента на стиль руководства офицеров курсантских подразделений военных образовательных учреждений высшего профессионального образования / Р. Р. Строков. // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 2. - 2011. С 59-66.

Тихонов, А. П. Личность и межличностные отношения: Психологическое исследование соционического подхода / А. П. Тихонов // Соционика, ментология и психология личности. 2000, - № 6. - С. 28-30.

Толочек, В. А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее и будущее / В. А. Толочек // Вестник МГУ: Серия 14. Психология, 2010, № 2, с. 43-51.

Трубников, В. И. Психогенетика: Результаты исследования в психогенетике / В. И. Трубников. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. - 73 с.

Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.- 447 с.

Чернышев, Б. В. Проявление индивидуальных особенностей темперамента в параметрах поведенческих реакций и когнитивных вызванных потенциалов в ситуации внимания / Б. В. Чернышев, В. Е. Безсонова, Е. Г. Чернышева, Е. С. Осокина, М. С. Трунова // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2011. - № 3. С. 3-20с.

Шкуратова, И. П. Психология личности: Методическое пособие/ И. П. Шкуратова. - Ростов н/ Д, 2006. - 52 с.

Шкуратова, И. П. Стилевой подход к исследованию личности: проблемы и перспективы / И П. Шкуратова, Л. И. Габдулина // Прикладная психология. - №6. 2002. - С. 29-45.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.