Эмоциональное выгорание педагогов доу. Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание… Как этого избежать? Фрагмент работы для ознакомления

Тренинг для педагогов ДОУ: «Эмоциональное выгорание педагогов.»

Цели: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния

Задачи:

1. Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию.

3. Научение способам здоровье сберегающих технологий.

Оборудование : магнитофон, релаксационная музыка, плакат со звездным небом, карточки с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях,

Вступление

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я благодарна вам за проявленный интерес к психологии. Ведь сегодня у нас будет тренинг по профилактике эмоционального выгорания. Мы будем действовать в игровых ситуациях и обсуждать все происходящее.

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому – работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому эмоционального выгорания.

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное “выгорание”. В настоящее время эмоциональное выгорание понимается как механизм психологической защиты. Этот синдром включает в себя три основных составляющих:

    Эмоциональную истощенность - проявляется как эмоциональное перенапряжение, чувство опустошённости, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. (потеря интереса к работе он как бы израсходовал свою психическую энергию без остатка.)

    Деперсонализация – возникает равнодушие и даже негативное отношение к коллегам, циничное отношение к труду и объектам своего труда.

    Редукция профессиональных достижений – возникновения чувства некомпетентности, неудовольствие собой,негативное отношение к себе как к личности и, главное, формальное выполнение профессиональных обязанностей.

Е.А. Панькова, Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова).

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксация) и восстановления себя

Обучение способам управления дыханием.

Способ 1. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2. Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох, то попробуйте: глубоко выдохнуть; задержать дыхание так надолго, как сможете; сделать несколько глубоких вдохов; снова задержать дыхание.

Упражнение 1. «Отдых»

Исходное положение: стоя,выпрямится, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение “Успокаивающее дыхание”.

Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем вперёд (“надуть” большой живот) на счёт 1-2-3-4; задержка дыхания на счёт 1-2; выдох – живот втягиваем на счёт 1-2-3-4. (продолжительность 3-5 минут).

Упражнение «Покажи движение»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Упражнение “Продолжи фразу”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

Упражнение «Тест геометрических фигур»

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Комментарий ведущего

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Упражнение "Лестница"

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

Что мешает Вам находиться наверху?

Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

Упражнение «Эмоциональный словарь»

Перед педагогами раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях.

Предлагается ответить на вопрос « Какие эмоциональные состояния изображены на карточках?» После того педагогу предлагается вспомнить, когда он сам был в таком состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние. А может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? А в каких состояниях, которые изображены на карточках, вы бываете еще? Можете ответить на вопросы: «Какие состояний больше за прошедшие 2-3 недели – негативные или позитивные? А что мы можем сделать, чтобы испытывать как можно больше положительных эмоций?»

«Волшебный шарик»

Участники сидят по кругу. Психолог просит их закрыть глаза и заделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому в ладошки стеклянный шарик-«болик» - дает инструкцию: « Возьмите шарик в ладошки, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

Громко запеть;

Резко встать и пройтись;

Быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

Измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное

Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни и предлагаю вашему вниманию Мантру, звуковую вибрацию, древнюю священную формулу, которая несёт в себе мощный заряд положительной энергии...(все присутствующие произносят каждую строчку вслух)

Мантра от усталости”

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

Я уникальна во всей Вселенной.

Я единственная в своем роде и неповторимая.

Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

Я верю в себя и в свое будущее.

Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

Я – хозяйка своей жизни.

Я – свободная личность.

Групповая рефлексия

Основное внимание психолог направляет на то новое, что приобрели члены группы: новые знания, новый опыт и навыки работы. Как они оценивают общую организацию занятия? Какие пожелания для ее усовершенствования они могут высказать? Что бы вы хотели сказать перед уходом? Возможно, вам хотелось кого-то поблагодарить за понимание и поддержку или самому выразить слова поддержки?

Дипломная работа *

4 010руб.

Введение ……………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания педагогов………………………………………………..8
1.1.Проблема эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………8
1.2.Сущностная характеристика феномена эмоционального выгорания….15
1.3.Специфика профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения……………………………………………………………………23
Выводы по первой главе………………………………………31
Глава II. Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений……………………………32
2.1. Методы исследования………………………………………………………32
2.2. Программа профилактики эмоционального выгорания…………………42
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………………72
Выводы по второй главе……………………………………….76
Заключение…………………………………………………………78
Список литературы………………………………………………80

Введение

Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений.

Фрагмент работы для ознакомления

способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности;
способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции.
2. Использование эмоций для улучшения мышления:
способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций;
способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений;
способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения;
способность применять эмоции в процессе создания чего-либо нового.
3. Понимание эмоций:
способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой;
способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать;
способность понимать возможность одновременного проявления различных эмоций;
способностьпонимать, как одна эмоция может повлиять на другую.
4. Управление эмоциями:
способность быть открытым эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным;
способность исследовать причины появления определенных эмоций;
способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить из них;
способность управлять своими эмоциями;
способность помогать другим справляться с их эмоциями.
Пять характеристик эмоционального интеллекта
1. Самосознание – чтобы сделать доступными ваши способности и чувства, которые управляют принятием решений.
2. Саморегуляция – чтобы направлять эмоции в нужную сторону. Саморегуляция также помогает сдерживаться во имя достижения лучших результатов.
3. Мотивация – чтобы обеспечить себя топливом, которое даст возможность достичь целей. У вас должны быть цели, и в них следует верить.
4. Сочувствие - чтобы завоевать расположение окружающих, потому что вы должны понимать, как они себя чувствуют.
5. Социальные навыки - чтобы вы были способны понимать социальные ситуации, обладали соответствующим типом поведения, обаянием и были приятны для окружающих, тем самым, достигая хорошего качества общения.
Неразвитость эмоционального интеллекта проявляется в следующем:
отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т.п.);
неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха – как незаинтересованность);
неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);
неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).
Развитие эмоционального интеллекта может служить профилактикой возникновения таких нарушений, как депрессия, раздражительность и т.д., что является особенно важным для педагогов, испытывающих постоянные эмоциональные перегрузки. Именно поэтому при подготовке профессионального педагога развитие эмоционального интеллекта является одной из важных составляющих. Распознавание общего эмоционального настроя группы необходимо при планировании и при спонтанной корректировке учебного процесса. Например, опытный педагог, заметив, что дети устали, перевозбуждены или огорчены чем-либо, постарается внести изменения в план занятия уже в первые минуты. Это может быть ободряющая шутка, релаксационные упражнения, сюрпризный момент. Если педагог видит, что дети еще не полностью переключились с предыдущего вида деятельности или не настроились на занятие, он может предложить им нестандартные ситуации или загадки.
Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их на две группы:
специфические,
неспецифические.
Специфические способы выражаются в адаптации к напряженным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмоциональной напряженности, в особом профессионально заостренном развитии качеств личности педагога: педагогической направленности, профессионального самосознания, психологической культуры (эмпатичность, экспрессивность) и др.
Неспецифические способы характеризуются применением средств и способов саморегуляции эмоционального состояния, способов профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности (обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, самоконтролю внешних проявлений эмоционального состояния, развитие навыков нахождения и снятия «мышечных зажимов»).
У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица, могут появиться слезы.
Эмоциональное напряжение может пойти на убыль, если внимание человека переключается от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления - выражение лица, слезы или смех и т.д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга.
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции - расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.
Педагогу особенно важно овладеть навыками расслабления мимических мышц. Упражнения для релаксации мышц лица включают задания на расслабление той или иной группы мышц (лба, глаз, носа, щек, губ, подбородка). Суть их состоит в чередовании напряжения и расслабления различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжение.
Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, значит, произвольно упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние.
Основы дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. На всем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха - блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние. В дыхательной гимнастике это свойство используется в виде так называемого «вечернего» - успокаивающего или «утреннего» - мобилизующего дыхания. Успокаивающий тип дыхания характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха.
Мобилизующее дыхание - это как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха. Оно помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодроствованию, мобилизации внимания.
Кроме успокаивающего и мобилизующего существует четыре основных типа дыхания, которые важны при обучении произвольной регуляции дыхания: ключичное, грудное, диафрагмальное и полное.
Ключичное дыхание является самым коротким и поверхностным. Его можно определить как легкое поднятие ключиц кверху вместе с небольшим расширением грудной клетки на вдохе.
Грудное дыхание более глубокое в том смысле, что вдыхается большее количество воздуха. Оно начинается с сокращения межреберных мышц, которые расширяют грудную клетку в направлении вверх и вширь.
Диафрагмальное (брюшное) дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При таком дыхании наполняются воздухом нижние отделы легких: диафрагма опускается, а живот раздувается. Движение диафрагмы является основной причиной глубокого вдоха.
И, наконец, полное (глубокое) дыхание включает три описанных выше вида дыхания, объединяя их в одно целое. Оно начинается с брюшного (нижнего) и заканчивается ключичным (верхним) дыханием. Глубокое дыхание используется для того, чтобы быстрее расслабиться и успокоиться в неожиданной или сложной ситуации.
Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из таких способов является сознательная концентрация внимания. Концентрация - это сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности.
Эффективность эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизации воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Разновидностью визуализации являются упражнения «сюжетного воображения», которые основаны на преднамеренном использовании цвета и пространственных представлений сознания человека.
Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием на нервную систему. Красный, оранжевый, желтый - цвета активности: голубой, синий, фиолетовый - цвета покоя; зеленый - нейтральный.
На протяжении тысячелетий эмоции человека были непосредственно связаны с мышечной деятельностью. Стрессовая реакция вызывает физиологическую готовность организма к физической деятельности. Если физической нагрузки нет, то подавляемые двигательные реакции способствуют увеличению нагрузки на сердце, а также к эндокринным и другим физиологическим изменениям. При частом повторении таких случаев наступает психофизиологическая перегрузка, которая является основной причиной психосоматических заболеваний.
Систематические занятия физкультурой и спортом не только способствуют укреплению здоровья, но и оказывают положительное воздействие на личностные характеристики. Это проявляется прежде всего в развитии эмоциональной устойчивости, повышении уверенности в своих силах, формировании способности противостоять развитию эмоциональной напряженности.
Физические упражнения могут применяться для формирования навыков мышечного расслабления. Этому способствует специальная физическая тренировка - комплекс упражнений, формирующих навыки произвольного напряжения и расслабления отдельных групп мышц (напряжение одних мышц при одновременном расслаблении других, последовательное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, расслабление мышц всего тела в сочетании с ритмичными дыхательными движениями).
Существование прямой зависимости между тонусом скелетной мускулатуры и эмоциональным напряжение заметил чикагский врач
Э. Джекобсон, который положил начало разработке приемов релаксации. Занимаясь регистрацией объективных признаков эмоций, Э. Джекобсон заметил, что различному типу эмоционального реагирования соответствует напряжение соответствующей группы мышц.
Релаксация - это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточении на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и эмоционального напряжения.
Релаксация необходима:
для подготовки сознания и тела к самовнушению, аутотренингу;
в напряженных моментах, конфликтных ситуациях, требующих проявлении эмоциональной устойчивости;
для снятия утомления, усталости после трудного дня, нервных и эмоциональных перегрузок.
Действие релаксации основано на механизме взаимовлияния. Между состоянием тела и состоянием нервной системы существует взаимосвязь: тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается в зависимости от того, как расслабляется тело.
Под воздействием расслабления мышц снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц связок и суставов в центральную нервную систему, снимается активность очага возбуждения головного мозга, происходит снижение тонусов гладкой мускулатуры внутренних органов. Такое состояние способствует снятию напряжения, созданию положительных эмоций, состоянию покоя и удовлетворенности.
Релаксация обычно сочетается с приемами самовнушения. Слово - чрезвычайно сильный раздражитель, который может оказывать влияние на динамику и характер процессов в головном мозге, а через них - на процессы внутренних органов и эмоциональные состояния.
Самовнушение - это создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики, утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила внушения заключается в способности создать свой собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе.
Таким образом, целенаправленное использование предлагаемых способов и приемов саморегуляции эмоционального состояния окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения.
В ходе нашего исследования была разработана программа профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования. Она включала в себя беседы, задания и упражнения по следующим темам:
Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений
1. Напряженные ситуации педагогической деятельности
Задания на осознание напряженности педагогической деятельности:
Напряженность педагога
Информация к размышлению: Более 80 педагогов имели высокий уровень ситуативной напряженности (по методике Спилбергера), 60% - постоянной напряженности. Это очень тревожные факты: они говорят прежде всего о профессиональной непригодности. Тем более что такие результаты обнаружились отнюдь не у пожилых педагогов, а у тех, кто проработал 10 – 15 лет».
Вопросы для обсуждения:
В чем проявляется разница между напряжением и напряженностью педагогов в общении с детьми? Проиллюстрируйте свои суждения примерами.
Как соотносятся напряженность и конфликтность в педагогическом общении?
Профессиональное здоровье педагога
Информация к размышлению: Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Неудивительно, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа в образовательном учреждении.
Лишь 34% обследованных педагогов находятся в зоне психофизиологического благополучия. Они способны справиться с отрицательными воздействиями жизни на психологическом уровне. Около 40% - имеют умеренные нервные расстройства, им необходима специальная психологическая помощь. Психофизиологическая усталость способствует развитию патологии души и тела, психосоматических заболеваний, она постепенно и неуклонно переходит в психологическую и телесную депрессию - страшную болезнь нашего века.
Вопросы для обсуждения:
Каковы причины снижения уровня психического и физического здоровья педагогов?
Каким образом можно сохранить «психофизиологический потенциал» педагога?
Эмоциональная напряженность детей
Информация к размышлению: Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами.
К 10-му классу 40 – 50% школьников имеют различные формы нервозов, отклонения в развитии нервной системы.
В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подростков преобладает высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения.
Проанализируйте приведенные данные исследования и дайте им психологическую оценку.
Предложите способы улучшения эмоционально-психологического климата в школах.
2. Профессиональное самосознание педагогов:
Задания для развития профессионального самосознания педагогов:
Я-концепция педагога и его педагогические установки
Информация к размышлению: Проблема Я-концепция педагога служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.
В исследованиях Р. Камингса у педагогов, обладающих пониженной самооценкой, были выявлены установки, заключающие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность ребенка пагубное влияние. Для характеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения:
1. Отрицательно реагировать на тех детей, которые тебя не любят.
2. Используя любую возможность, создавать детям трудности, так как это не дает расслабляться.
3. Стимулировать детей, вызывая у них чувство вины за свои промахи.
4. По возможности строить учебно-педагогическую деятельность на основе конкурентной борьбы.
5. Исходить из вероятности нечестного поведения детей.
Вопросы для обсуждения:
Насколько были присущи учителям школы, которую Вы окончили, приведенные педагогические установки?
Какие из них разделяете Вы?
Какая Я-концепция характерна для Вас: высокая или заниженная?
Задания по анализу информации:
Обсудите каждую из процитированных учительских установок с точки зрения конфликтогенности общения с детьми.
Отталкиваясь от приведенных Р. Каммингсом педагогических ориентаций, сформулируйте их на принципиально иной основе, соответствующей педагогам с положительной Я-Концепцией.
Психологически здоровый человек
Информация к размышлению: Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно. Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом - от аромата цветка, и от красоты математической формулы. Такая личность исключительно оптимистична. Она не боится идти на риск - не ради самого риска, а ради дела. Не боится неудач - умеет достойно пережить их, не сломаться.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. Бодрова. – М.: Наука,1995. – 345 с.
2.Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М.:Наука, 1985. – 386 с.
3.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М., Информационно-издательский дом "Филинъ"", 1996. – 354 с.
4.Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченко. – СПб.: Изд-во «Питер», 2009. – 389 с.
5.Гиппиус С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники / С. Гиппиуч // Учеб. – метод.Пособие к урокам актерского мастерства. – М.: Просвещение, 1971. – 186 с.
6.Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности / Е.М. Иванова.- М.: Академия, 1996. – 256 с.
7.Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Уч. пособие / Т.С. Кабаченко. - СПб., 2007. – 386 с.
8.Каган М.С. Общение как ценность и как творчество / М.С. Каган, А.М. Эткинд // Вопросы психологии. 1988. №4. С. 30 – 42.
9.Казанская В.Г. Психологические механизмы формирования взаимоотношений педагогов с обучаемыми / В.Г. Казанская // Адукацыя i выхавание, 1995, № 2. – С. 34 - 39.
10.Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. – 356 с.
11.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. – 450 с.
12.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Педагогика, 1998. - 289 с.
13.Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. - М.: Издательство «Флинта», 2005 г. – 286 с.
14.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М.: Просвещение, 2005. – 186 с.
15.Никитин В.Н. Психология телесного сознания / В.Н. Никитин. – М.: Наука, 2002. – 256 с.
16.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения: Система
К.С. Станиславского в действии / Л.П. Новицкая. – М.: Просвещение, 1988. – 287 с.
17.Психологический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С.М. Косенок, В.М. Карлышев, А.П. Исаев,
С.А. Кабанов // Педагогика, №4.
18.Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е.М. Семенова // Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 224 с.
19.Соколова Л.Е. Формирование эмоциональной культуры у учителя лицея средствами методической работы /
Л.Е. Соколова // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: проблемы, поиски, решения: Сб. науч. ст /Под ред. А.П. Сманцера. – Минск, 1997. – С. 56 - 59.
20.Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 256 с.
21.Орел В.Е. Феномен выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005г. сентябрь.
22.Рубцова, Н. Е. Статистические методы в психологии /
Н. Е. Рубцова, С. Л. Леньков. - М.: Психология, 2005. – 389 с.
23.Руковишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания педагогов: Дисс. …канд. психол. наук / А.А. Рукавишников. – Ярославль, 2001. – 186 с.
24.Рыданова И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Минск, 1998. – 316 с.
25.Темиров, Т.В. Психическое выгорание работников социальных профессий / Т.В. Темиров//Человеческий фактор: Проблемы психологии эргономики. - 2007. - №3/2. - С. 94 - 102.
26.Толочек В.А. Индивидуальный стиль- устойчивость и изменчивость / В.А. Толочек // Вопросы психологии. - М.: Наука, 2005. – С. 78 – 92.
27.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993. - 346 с.
28.Шульц Д. Психология и работа / Д.Шульц, С. Шульц. - СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
29.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии /
Н.Е. Щуркова. М.: Пед. общество России, 1998. – 256 с.
30.Maslach C., Schaufeli W, History and conceptual specificity of burnout //Recent Developments in Theory and Research, Hemisphere. - New York, 1993. - P. 44-52.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Цель: знакомство членов группы; осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Оборудование: карточки «фантом», цветные карандаши, листы А4, ручки.

Ход проведения тренинга психолога в детском саду

Упражнение «Самый ценный детский подарок»

Назовите свое имя, ценнейший детский подарок.

Наша сегодняшняя встреча посвящена теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагога ».

Что же такое «синдром эмоционального выгорания »?

Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Поэтому не будем останавливаться на вопросах «почему?» и «зачем?», вернемся к «что делать?». Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.

Упражнение «Социальные роли»

(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)

Отметьте, от центра каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем выше отмечайте.

Обсуждения. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.

Проведение методики «Живой дом»

Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом психологического пространства семейных отношений.

Задачи:

выявление перспектив консультационной работы;

определение роли близких людей в окружении клиента;

прояснение в сознании клиента его реальных отношений с близкими;

выявление конфликтной ситуации в семье.

Инвентарь: лист бумаги (А-4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.

Алгоритм работы:

Вступление. Просим письменно или устно перечислить тех людей, с которыми человек проживает вместе под одной крышей.

Основная часть

На листе формата А-4 изобразите простым карандашом деревенский домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.

Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.

Обсудите с клиентом возможные интерпретации работы.

Возможные интерпретации:

Фундамент - главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком все держится;

Стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;

Окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);

Крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;

чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;

Труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;

Двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;

Порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.

Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для клиента каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.

Упражнение «Тренируем эмоции»

Вся наша работа проходит в общении. Вербальный контакт дает только 35% информации, а невербальный - 65%. Давайте посмотрим, насколько вы умеете распознавать чужие эмоции.

Ключ к рисунку:

Радость

Страх

Гнев

Разочарование

Неуверенность

Захват

Обида

Досада

Ужас

Злость

Удовольствие

Вина

class="eliadunit">

Удивление

Горе

Упражнение «Без ограничений»

Эмоциональное истощение и приобретение «синдрома эмоционального выгорания» это неизбежная судьба почти каждого педагога, который проработал более 15-ти лет на одной должности. Часто у нас, педагогов, есть такая черта в характере как чрезмерная категоричность, знание как правильно, что является риском эмоционального выгорания.

По этому поводу предлагаю вам такой эксперимент.

У каждого участника имеется бланк, на котором нарисованы 9 точек. Их необходимо объединить четырьмя линиями, не отрывая руки. Данное упражнение показывает, насколько мы можем оторваться от стереотипов и мыслить нетрадиционно.

Метафорическая история «Четвертый тоннель»

Человек конструирует свою реальность через собственные убеждения и выводы, часто десятилетней давности.

Есть очень показательный пример с крысой и тоннелями.

Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, животное скоро научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Бегом в четвертый тоннель – вот и сыр! Снова хочешь сыра? В четвертый тоннель – получаешь сыр. Через некоторое время великий Бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса захотела сыр, побежала в четвертый тоннель, а сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель - сыра нет. Выбегает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет в другом тоннеле.

Разница между крысой и человеком проста – человек будет бегать в четвертый тоннель вечно! Человек поверил в четвертый тоннель. Крысы ни во что не верят, им нужен сыр. А человек, поверив в четвертый тоннель считает правильно бегать туда, есть там сыр или нет. Человеку важнее чувствовать себя правым, чем иметь сыр. И мы будем продолжать ходить по одному и тому же пути, даже если давно не получали сыра и наша жизнь плохо работает. Человек склонен верить в свои «четвертые туннели».

Человек предпочитает быть правым и придерживаться своих убеждений, чем быть счастливым. Мы можем всю жизнь бегать по четвертым тоннелям» чтобы не изменять своим убеждениям и доказывать свою правоту. И это для нас важнее, чем быть счастливым. А великий Бог жизни не забывает переложить сыр.

И вы никогда не будете счастливы, пытаясь получить счастье, если руководствуетесь верой в то, что вы знаете, где находится сыр.

Упражнение «Фантом»

Эмоции, их изобилие или их дефицит, занимают видное место в развитии «синдрома эмоционального выгорания» педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний. (Раздать всем участникам листки с нарисованным телом человека)

Инструкция: «Представьте, что вы сейчас очень сильно раздражены на кого-то или что-то. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Возможно, вам будет легче представить тогда, когда вы вспомните определенный случай, когда вы разозлились на кого-то. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Возможно, она похожа на огонь где-то в вашем организме? Возможно это зуд в кулаках? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Закрасьте черным карандашом это место на своем рисунке». Аналогично предложить участникам обозначить синим карандашом страх.

Обсуждение. Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль... И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.

Пирамида поддержки при эмоциональном истощении

Что же делать, если вы видите в себе симптомы «эмоционального выгорания»? А это:

Быстрая утомляемость;

Усиление тревоги;

Ухудшение памяти;

Негативизм в общении с детьми и коллегами;

Бессонница;

Апатия и пассивность;

Депрессивное состояние;

Снижение самооценки;

Повышенная раздражительность;

Частые ошибки в работе;

Нарушения в питании – переедание или отказ от еды;

Соматические заболевания – головные боли, заболевания печени, кишечника, сердца, нервной системы, гипертония и др.

Существует так называемая Пирамида поддержки (при эмоциональном истощении)

Как видим, на первом месте стоит самоподдержка.

Существуют такие способы самоподдержки:

Физические упражнения,

Сбалансированное здоровое питание,

Отдых и сон,

Релаксация и здоровые способы получения удовольствия,

Умение устанавливать баланс между официальной и личной жизнью.

Упражнение «Ресурсный мешочек»

Позитивное и доброжелательное общение играет не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания.

Каждому из вас я собрала ресурсный мешочек. В нем есть бодрящие пряности, которые будут напоминать своими ароматами о том, что все для вас необходимое всегда с вами.

Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует. Это один из самых любимых запахов человечества.

Кардамон укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.

Корица избавляет от чувства одиночества и страха.

Заключительное слово ведущего

Памятка «Советы педагогам по преодолению стрессовых ситуаций»

Улыбайтесь чаще и будьте здоровы!

Федеральное государственное казенное

Дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка»

Министерства внутренних дел Российской Федерации

Психологический тренинг с педагогами, с целью предупреждения профессионального выгорания

Подготовил:

педагог – психолог Шай М.С.

г. Симферополь, 2016

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.

2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива

Приветствие:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.

    Групповая игра «Здравствуй, друг! »

И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.

Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"

Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:

"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)

"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)

"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)

"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)

"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)

"Хорошо! "(обнимаются)

    Притча

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.

3. Упражнение “Ведро мусора”

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

А сейчас чтобы у вас поднялось настроение я предлагаю вам порисовать. Тот рисунок который у вас получится расскажет вам о том какой вы работник.

4. Тест «Какой вы работник»

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания» можно увидеть связь этого феномена со стрессом. Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее.

Поэтому сейчас я бы хотела рассказать и показать на практике, какие приемы могут помочь нам справиться со стрессом и напряжением.

Обычно для снятия мышечного и нервно-психического напряжения используются различного рода упражнения. 2 из них мы сейчас выполним.

5.Упражнение «Лимон»

Цель:

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

6.Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Еще одним действенным способом борьбы со стрессом и напряжениям являются:

Аффирмации – это обыкновенные предложения, которые человек произносит себе осознанно или неосознанно в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание. Вы просто выбираете позитивную фразу и произносите время от времени. Очень большой плюс использования аффирмации в том, что вы имеете возможность применять из где хотите и когда хотите. Вы можете создавать и использовать какие угодно аффирмации, не зависимо, что происходит у вас в жизни. Выберите себе такую аффирмацию, которая при однократном повторение и мысли о ней, вызывает море положительных эмоций. Каждый человек уникален, потому я не могу дать вам какую-либо конкретную аффирмацию именно для вас. Поэтому сейчас я предлагаю вам придумать и записать свою аффирмацию, а затем проговорить ее в слух.

7. Придумывание аффирмаций.

Зачитывание своей аффирмации:

Я такая Лапочка! Зубки, как жемчужинки -
Я такая Цаца! С каждым днем прочнее!
На меня, Красавицу Ножки - загляденье -
Не налюбоваться! С каждым днем стройнее!

Я такая Умница! Волосы шикарные -
Я такая Краля! Вам и не мечталось!
Вы такой Красавицы На троих готовили -
Сроду не видали! Мне одной досталось!

Я себя, любимую Никого не слушаю,
Холю и лелею! Коль стыдят и хают!
Ах, какие плечики! ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!
Ах, какая шея! ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ!

Талия осиная,
Бархатная кожа -
С каждым днем красивее,
С каждым днем моложе!

8. «Я в лучах солнца»

На листе бумаги педагоги рисуют солнце, с тремя лучиками. В центре солнца пишут свое имя. А на лучиках 3 положительные качества своего характера, затем передают свои рисунки коллегам, те добавляют по одному лучику.

9. «Разноцветные звезды»

Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает.

Рефлексия тренинга

Спасибо за внимание, удачного всем дня!

ЛОШАДЬ

Какой вы работник

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача - завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Ключ к тесту

В этом тесте ЛОШАДЬ - это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Подготовила педагог-психолог: Шлейхер Н.В.

Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Приветствие:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.

    Групповая игра «Здравствуй, друг! »

И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.

Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"

Психолог проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:

"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)

"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)

"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)

"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)

"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)

"Хорошо! "(обнимаются)

    Притча

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.

3. Упражнение “Ведро мусора”

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

А сейчас чтобы у вас поднялось настроение я предлагаю вам порисовать. Тот рисунок который у вас получится расскажет вам о том какой вы работник.

4. Тест «Какой вы работник»

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача - завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания» можно увидеть связь этого феномена со стрессом. Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее.

Поэтому сейчас я бы хотела рассказать и показать на практике, какие приемы могут помочь нам справиться со стрессом и напряжением.

Обычно для снятия мышечного и нервно-психического напряжения используются различного рода упражнения. 2 из них мы сейчас выполним.

5.Упражнение «Лимон»

Цель:
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

6.Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

Приложение 1.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Приложение 2.

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

    Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

    Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…

    Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

    Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

    Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

    Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…

    Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…

    Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

    Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

    Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…

    Откровенно говоря, моя работа…

    Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

    Откровенно говоря, мое здоровье…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

    Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

    Откровенно говоря, после рабочего дня…

    Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

    Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

    Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

    Откровенно говоря, неприятности на работе…

    Откровенно говоря, успехи на работе…

Приложение 3.

Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

    Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

    В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

    Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.

    Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

На работе задержали зарплату.

    Можно сэкономить на чем-то.

    Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

    Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

    Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

    Хороший повод отдохнуть.

    Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

    Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

    Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

    Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

    Новый коллектив, новые перспективы.

Приложение 4.

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________

________________________________________________________

Ваши пожелания

________________________________________________________

________________________________________________________